23.07.2019
Жемчуг – символ нежности, молодости и чистоты. Жемчуг: свойства камня. Кому подходит жемчуг по знаку зодиака? Магические свойства жемчуга
Какие ассоциации у вас возникают, когда произносится слово «жемчуг»? Наверняка – это море, солнце, раковины. А кто-то вспомнит о смуглых ловцах жемчуга и морских пиратах.
Действительно, жемчуг натуральный добывался из раковин моллюсков, и происходило это практически на протяжении всей истории человечества.
Первые упоминания о жемчуге относятся к две тысячи двухсотому году до нашей эры. И все это время жемчуг является для людей символом уважения и совершенства, чистоты и женственности, власти и богатства. Особенный чёрный жемчуг символизирует уникальность, недоступность, это символ высшей степени богатства.
Жемчуг – это, наверное, единственный из драгоценных камней, который не нуждается ни в какой ювелирной обработке, и используется как украшение в своем естественном виде.
Жемчуг бывает речным и морским. Последний – крупнее и ценится гораздо выше, но любой вид жемчуга отличается красивым глубоким блеском. Различают множество различных цветовых оттенков жемчуга: белоснежный, зеленый, розовый, пурпурный, лавандовый и, наконец, знаменитый черный жемчуг.
Легенды о жемчуге
Практически у всех народов существуют свои собственные легенды о жемчуге – о его происхождении и поистине необычайных свойствах.
В древней Индии считали жемчужины каплями дождя, попавшими в раковину и застывшими в ней. На севере Руси думали, что жемчужина рождается в жабрах рыбы семги. На Филиппинах источником зарождения жемчужины считались солнечные лучи, попавшие в открытую створку раковины, в Древнем Китае – думали, что туда попал свет луны, а в Византии – что во время грозы влетела молния. В древней Греции не сомневались, что жемчужины – это капли, которые упали с волос Афродиты – богини любви, вышедшей из морской пены.
Множество легенд связано с жемчугом Клеопатры, который до наших дней, увы, не сохранился. Но зато в 1934 году на Филиппинах была найдена самая большая в мире жемчужина, названная «Головой Аллаха». По легенде эта жемчужина имеет искусственное происхождение - китайский философ Лао-Цзы поместил в раковину амулет, на котором был его автопортрет, лики Будды и Конфуция. «Голова Аллаха» весит более шести килограммов.
О жемчуге упоминается в Библии, Коране и Талмуде. Жемчужины украшали облачение высших церковных чинов, алтари и иконы, одежды Нерона, Семирамиды, Александра Македонского и Елизаветы I и многих других не менее известных личностей. Всему предпочитали украшения из жемчуга такие прекрасные женщины, как Мэрилин Монро, Одри Хепберн, Бриджит Бардо.
Жемчуг исцеляющий
Издавна жемчугу приписывались целебные свойства. Считается, что он помогает сохранить остроту зрения, лечит катаракты другие заболевания глаз. Рекомендуется носить жемчуг на начальной стадии гипертонии и при нервозах.
Жемчуг помогает излечивать заболевания желудочно-кишечного тракта, мочевыводящих путей, печени и почек.
Лечебно-оздоровительной считается жемчужная вода, которую готовят по системе «Аюрведа».
В косметических целях применяют жемчужную пудру и жемчужный порошок.
Украшения из жемчуга
Натуральный жемчуг в наше время научились выращивать. В ткань устрицы вживляется маленькая бусинка, и вырастает жемчужина. Такой культивированный жемчуг обладает всеми полезными свойствами и отличается большим разнообразием различных цветовых оттенков, чудесным перламутровым блеском, прекрасной формой жемчужин.
В нашем Интернет-магазине вас ждет большой выбор украшений из культивированного жемчуга. Вы сможете приобрести серьги с жемчугом , бусы из жемчуга . Прекрасным подарком для женщины станет кольцо с жемчугом .
Отличный повод порадовать себя или близкого человека – это приобрести ювелирные украшения с жемчугом.
Жемчуг – уникальный камень, который издавна символизировал счастье, любовь, красоту и богатство. На протяжении тысячелетий люди верили, что у жемчуга есть магическая и целебная сила. Каждая жемчужина бесценна и уникальна. Жемчуг - это единственный камень, который породила живая природа!
Но жемчуг ценят не только за его магические и целебные свойства, но еще и за его красоту. Ведь украшения из жемчуга подходят ко всем стилям одежды и уместны в любых ситуациях. Нить жемчуга можно надеть на юбилей, свадьбу или молодежную вечеринку. И тогда жемчуг будет не только красивым украшением, но и талисманом, который защитит вас от сглаза.
Цель талисмана жемчуг
Жемчуг - символ верности, любви и преданности , он укрепляет отношения между супругами. Женщинам этот камень помогает обрести счастье и веру в любовь. Он бережет от сглаза, помогает человеку мыслить более объективно и не совершать необдуманных поступков. Однако жемчуг помогает не всем людям, а только фанатичным и самоуверенным личностям. Так же, жемчуг рекомендуется носить молодым девушкам и незамужним женщинам независимо от возраста.
Кольцо с жемчугом предохраняет своего владельца от краж и мошенничества, а так же наделяет своего владельца даром предвидеть будущее.
Но кроме положительных свойств жемчуга, есть и отрицательное свойство. Перламутр и жемчуг могут поспособствовать полному разочарованию в жизни, но это может произойти только в том случае, если человек не владеет собой.
Жемчуг из высокомерных и убежденных людей может сделать более объективных, приблизить их к другим людям. Он помогает сбить спесь, гордыню и тщеславие. Жемчужный талисман заставит вас оглянуться назад и исправить свои ошибки.
Жемчуг привыкает к своему обладателю крайне быстро и начинает всячески защищать его от обидчиков. Он делает своего обладателя более мягким и чутким человеком, бережет его от ненависти и злобы.
У плохого человека жемчуг быстро портится: он может потускнеть, а то и вовсе рассыпаться.
Жемчуг способствует долголетию, здоровью и благоденствию , а блеск жемчужин полностью зависит от того, насколько здоров их обладатель.
Как уже было упомянуто выше, у жемчуга помимо магических свойств есть еще и целебные свойства. В виде порошка или пепла жемчуг употребляют при внутренних или внешних воспалениях, применяется при гепатите и камнях в желчном пузыре. В средние века жемчужным порошком лечили детей, которые были больны малокровием. Им давали пить теплое молоко с жемчужным порошком. А при болезнях печени пили воду, в которой варили жемчуг. Жемчуг хорошо останавливает кровь, поэтому он использовался в медицине, как кровоостанавливающее средство. В виде порошка или настоя его применяют при кровоточивости десен, геморрое и рвоте кровью. При воспалительных процессах хорошо помогает вода, настоянная на жемчуге. Для этого нужно в стакан с обычной водой опустить 4-5 маленьких жемчужин и оставить на ночь. На утро эту воду можно пить. Такую воду можно сравнить с «живой водой».
Благодаря карбонату калия, который содержится в жемчуге, он обладает успокаивающим и охлаждающим эффектом, которые при наложении жемчуга на больное место создают лечебные вибрации, приводящие к гармоничной работе всего организма.
Происхождение жемчуга
Природный жемчуг был известен с давних времен. О нем говорилось еще в самых древних персидских и индийских легендах, его до сих пор находят в древнекитайских захоронениях. Название жемчуга произошло от латинского слова pernula, что в переводе означает – морская раковина. В европейских и славянских языках жемчуг именуется словом «перл». Жемчуг бывает двух видов – морской и речной. Цвет жемчужин может быть белого, серебристо-белого, ярко-розового и кремового оттенка.
Особо на Руси ценился новогодний жемчуг, который добывали в северо-западных реках. Жители Северной Америки тоже из речного жемчуга делали всевозможные украшения, но этот жемчуг назывался – американским. В странах южного приморья наиболее известен был морской жемчуг, самые лучшие его разновидности добывали в лагунах Полинезии и в Персидском заливе. Но самым ценным считался жемчуг, добытый в Персидском заливе, его называли восточным или жемчугом «ориенталь». Этот жемчуг происходит в процессе жизнедеятельности моллюсков. Найти его очень сложно, т.к. из тридцати-сорока раковин только в одной может оказаться жемчужина или несколько жемчужин. Размеры этих жемчужин могут быть разные. От спичечной головки до перепелиного яйца. Крупные морские жемчужины попадаются очень редко. Самую большую жемчужину весом в 450 карат можно увидеть в лондонском Геологическом музее.
Для кого предназначен талисман жемчуг
Жемчуг - очень опасный камень. Подходит он только фанатичным людям . Таких людей он способен отвлечь от фанатизма и помогает обрести объективность мышления, а взбалмошных и ветряных людей этот камень может еще больше распустить, сделать их неустойчивыми, даст перегруженность и постоянную озабоченность.
Особенно хорошо жемчужные талисманы подходят Рыбам и Водолеям. Астрологи рекомендуют класть жемчуг в воду в первый, второй, двадцать восьмой и тридцатый дни по лунному календарю. Покупать и надевать жемчужное украшение рекомендуется в двадцать девятый день лунного календаря.
Ювелиры же рекомендуют как можно чаще носить жемчужные украшения и беречь их от пересыхания, для этого жемчуг иногда моют в мыльном растворе комнатной температуры. Жемчужина это символ души и наиболее охотно она открывает свою суть тем людям, которые часто бывают в духовном обществе и которые занимаются своим духовным развитием. Жемчужные украшения нельзя носить актерам и путешественникам, иначе он лишит их всех возможностей и погасит сексуальную привлекательность.
Черный жемчуг считается камнем печали и тоски, поэтому молодым девушкам и женщинам его носить не рекомендуется, он может спровоцировать смерть супруга или возлюбленного. Но вдовам, наоборот, черный жемчуг поможет найти возлюбленного и создать семью.
Среди многочисленных драгоценных камней жемчуг всегда стоял особняком. Он не требует ни обработки, ни огранки, от природы имея в основном округлую или грушевидную форму. Самый загадочный из самоцветов, именно жемчуг стал первым известным человеку украшением еще на заре нашей цивилизации.
Символ любви к Богу или признак знати?
История жемчуга - минерала органического происхождения – теряется в веках. Первое упоминание о нем содержит шумерская табличка, датированная 2300 годом до н.э. А в XXII веке до н.э. жемчуг начали использовать в Китае, причем носить его имели право только самые высокопоставленные чиновники и император. В Древнем Риме жемчуга символизировали знатность происхождения – Юлий Цезарь запрещал надевать их женщинам, не принадлежащим к высшему кругу. Любили жемчуг Нерон и Калигула, они выменивали крупные жемчужины на золото, чем серьезно подорвали экономику государства. Царица Семирамида носила семь нитей розового жемчуга, а Клеопатра по легенде однажды на спор с Марком Антонием выпила в бокале уксуса крупную жемчужину.
В индейских государствах Южной Америки жемчугом украшались даже стены и потолки зданий, завоеватели находили в храмах целые комнаты, заполненные серебристыми шариками. В христианских же церквях жемчуг активно использовался и в одеяниях священнослужителей, и в украшении икон и церковной утвари. Там жемчужины рассматривались в качестве ценных знаков любви к Богу.
На Руси жемчуг носили все – от представителей знати и высшего духовенства до зажиточных крестьян и купцов. Жители же русского Севера издавна считали, что жемчуг следует искать в тех реках, куда заходит царская рыба – семга. Это и породило предание о том, что жемчужина нарождается в жабрах семги. Несколько лет плавая в море, семга носит с собой жемчужную искру, а когда возвращается в реку, то находит на дне раскрытые раковины и в самую красивую из них бережно опускает жемчужную звездочку. Из нее позже вырастает жемчужина, нежно-розовая, иссиня-черная, темно-серая.
Императорский Дом Романовых очень любил жемчужные украшения, особенной страстью пылала к нему Александра Федоровна, предпочитавшая жемчуг всем остальным камням. Не вышел жемчуг из моды и в переменчивом XX столетии – именно жемчужные бусы стали символом эпохи ар деко, а знаменитая Коко Шанель сделала жемчуг демократичным украшением и необходимым атрибутом гардероба современной женщины наряду с маленьким черным платьем.
Из раковины и из кокоса
Цвет жемчуга зависит от исходного ядра, вида раковины и места добычи. Так, жемчуг из Персидского залива имеет нежный розовый оттенок, из островов Центральной Америки – золотистый, коричнево-красный или черный, австралийский – серебристо-белый, а японский – белый с зеленоватым отливом. Существует и необычный кокосовый жемчуг – в молоке плода кокосовой пальмы находят твердые, значительно большие по размерам, чем обычные, величиной с вишню жемчужины, практически ничем по своему составу не отличающиеся от тех, что производит моллюск. Кокосовый жемчуг обладает той же красотой, что и обыкновенный, но ценится в несколько раз дороже.
Способов добычи жемчуга сегодня два – поиск раковин-жемчужниц на дне моря или реки использовался с глубокой древности, а в начале XX столетия в Японии фирма Мikimoto начала выращивать жемчуг. Сегодня же большая часть представленного на мировом рынке товара культивировано на жемчужных фермах Японии или Австралии. По свойствам такие жемчужины ни в чем не уступают найденным ловцами, при этом формой и качеством часто превосходят натуральные образцы. Именно культивированный жемчуг используют американский Дом Tiffany, активно сочетающий жемчуг с бриллиантами, и Мikimoto, представляющий изделия из крупного жемчуга нестандартных расцветок.
Интересности о жемчуге
– Одна из известных жемчужин мира (этот факт зафиксирован в книге рекордов Гиннесса) носит название Ле Гран, и когда-то она принадлежала Наполеону. Жемчужина отличается своими размерами – она весит более 20 грамм. Сегодня она стоит свыше 2,5 млн. долларов;
– Самая невероятная форма у жемчужины Аллаха. Она покрыта бороздами, напоминающими человеческий мозг. Ее вес – более 6 кг, а цена – около 40 млн. долларов. Однако прежний владелец решил отдать необычный минерал в музей. Он посчитал, что такое достояние должно быть всенародным, а прятать его в частной коллекции – кощунственно;
– Жемчужина «Большой Южный Крест» состоит из девяти сросшихся в виде креста крупных жемчужин. Она была обнаружена в раковине жемчужной устрицы, выловленной в 1886 году у побережья Западной Австралии;
– Вопреки распространенному мнению, термин «златотканые одежды», встречающийся в древних рукописях, в действительности не означает, что одежда соткана из нитей золота. Подобные ткани сделаны из органического материала, выработанного моллюсками, обитающими в раковинах, подобно устрицам. Этот материал чрезвычайно напоминает жемчуг.
Магия камня
Каких только поэтических названий и магических свойств не приписывали маленькому камешку, появляющемуся из раковины-жемчужницы. Сам термин «жемчуг» происходит от китайского «чжень-джу», однако арабы на свой мотив называли его «зеньчуг», индийцы – «манья-ра», греки – «маргарит», а в славянских и европейских языках используется название «перл».
Славяне также называли жемчуг «слезами радости», считая, что образовывается жемчужина из капли воды, скатившейся с пестика кувшинки или лотоса в распахнутые створки раковины. Китайцы считали жемчуг окаменевшим в воде лунным светом или каплями росы, упавшими из глаз богини любви. Древние греки верили, что это слезы морской нимфы. В древнем мире статуи таких богинь, как Афродита, Венера, Астарта и Изида, украшали россыпью жемчужин как символом высшей женственности и чистоты. Исламские традиции приписывают жемчужине значение величайшего вознаграждения рая и даже символа совершенства.
Жемчужное ожерелье в Древнем Риме носили, чтобы сохранить супружескую верность, в Китае считают, что жемчуг способен охранять от неоправданного риска, излечивать болезни глаз и ушей. Его считали и хорошим лекарством: раствор, в котором варился жемчуг, приносит облегчение при болезнях печени, помогает при малокровии. Толченый жемчуг пили с буйволиным молоком - это должно было защитить от сглаза и дать способность предвидеть будущее.
В славянских же странах жемчуг был камнем, возвращающим владельцу утраченную радость жизни. Так, в «Изборнике Святослава» (XI в.) говорилось, что перл (жемчуг) способствует благоденствию и долголетию, считается талисманом счастья. Эти идеи содержатся и в ряде других литературных источников. Жемчужная эссенция в Средние века считалась универсальным средством от воспалений и лихорадки, а европейские монархи переняли у владык Египта и Рима привычку пить вино с растворенной в нем жемчужиной – это было высшим проявлением роскоши, а положенная в бокал для почетного гостя жемчужина показывала чистоту помыслов хозяина.
До сих пор бытует мнение, что с помощью жемчуга можно эффективно удалить бельмо на глазу, укрепить зубы и придать им блеск. Если же жемчужину держать во рту, она благотворно влияет на состав крови и успокаивает сердечную боль. Беременным женщинам драгоценный минерал помогает успешно выносить плод. Кроме того, жемчуг умеет отражать здоровье своего владельца – он блестит, когда хозяин здоров, и тускнеет, когда тот умирает. Вот почему жемчуг называют иногда «слезами тоски». Кстати, сам по себе жемчуг недолговечен. Мистика в том, что, изъятая из раковины жемчужина «живет» около 150-200 лет, потом же прежде великолепные белые шарики теряют блеск, чернеют и вовсе рассыпаются в порошок.
Для любовных похождений жемчуг лучше не использовать, так как он укрепляет любовь к единственной избраннице и гарантирует ее верность. Людям, работающим с детьми, носить жемчуг нельзя. Особенно плох он для путешественников и актеров, так как он лишает их всех возможностей для занятия своей деятельностью.
Существуют и заговоры на жемчуг. Так, согласно одному из них, жемчуг помогает очистить кожу лица. Приложите минерал (но только натуральный) к проблемному месту кожи, зажгите свечу и прочитайте: «Есть Огонь Господний, и выжжет Он неблагие изменения. Сетью благою накроет Господь лик мой, укрепит и очистит кожу мою, и тело мое насытит Светом. Изменена будет кожа моя, семь проявлений чудесных принесет мне насыщенная чудом развития благого жемчужина, и Господь поможет проявить силу связанную, и живое насыщение принесет очищение великое, и соединятся в одном месте все силы преображения и восстановят утраченную чистоту и свежесть. Аминь».
В завершение следует сказать, что, несмотря на все свои положительные качества, подходит жемчуг не всем. Астрологи говорят, что с этой драгоценностью нужно быть осторожным. Жемчуг может сделать любого разочарованным и полностью дезорганизованным, если человек не владеет собой. Минерал пригоден только для людей фанатичных и уверенных в себе – им он предоставляет разные варианты выбора действий, отвлекает от фетишизма, дает объективность, делает более близкими к другим людям, сбивая гордыню, спесь, тщеславие, дает возможность оглянуться назад и обеспечить свои тылы.
Подготовила Мария Борисова,
по материалам:
В разных культурах сохранились предания о том, как появляется жемчужина. Индийский философ Свами Вивекананда в «Бхакти-йоге» приводит такую легенду:
жемчужница живет на дне моря и поднимается на поверхность, чтобы схватить дождевую воду, когда восходит звезда Свати (Венера). Затем она вновь погружается на дно, где из той капли появляется великолепная жемчужина.
А по славянским преданиям, не всякая капля воды, попавшая в створки раковин, может стать жемчужиной, но только та, которая стекала с венчика кувшинки.
В гностическом тексте «Физиологус» рассказывается, что раковина поднимается из моря в утренние часы на рассвете.
«И открывает раковина свои уста, и поглощает небесную росу, солнечные, лунные и звездные лучи. И рождает жемчужину из высших источников света…»
Самое удивительное, что во всех древних культурах жемчужина — это образ человеческой души , освещенной божественным духом, или соединения двух «стихий»: Воды и Огня.
Первая символизирует земную душу, а вторая — небесный дух. Жемчужина же в раковине — это душа, заключенная в теле.
Сохранилась гностическая поэма «Гимн жемчужине», в которой рассказано о настоящей драме души. Легенда повествует о юноше, посланном своим Отцом, живущим на Небесах, на землю, чтобы он сразился со страшным змием и забрал у него жемчужину со дна моря и вернул ее на Небо. Перед тем как отправить юношу, с него сняли одеяние славы и пурпурную мантию и записали в сердце его завет:
«Когда ты спустишься в Египет и достанешь ту Жемчужину, которая лежит в середине моря, которое окружает волшебный змий, ты снова наденешь одежды славы и свою мантию и… будешь наследником нашего царства».
Египет на протяжении многих веков был центром древней мудрости, тайного знания, где учились, согласно преданиям, не только восточные мудрецы, но и многие античные философы. И жемчужина, которую необходимо вызволить из «пасти Змия», — это свет заброшенной на чужбину души, драгоценность. Ведь душа человека дороже всего в мире. В Новом Завете говорится: «…что пользы человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?»
К душе обращаются как к «жемчужине», чтобы противопоставить ее ценность малоценности преходящего мира, ее блеск — тьме, в которую она погружена. Душа человека, погруженная в воды жизни, материю, опутана змием, который в символизме многих культур являлся образом сил природы. Трудно вырваться из ее плена, потому что, спустившись на землю, душа забывает о своих истоках, увлекаясь игрой чувств.
Даже божественному посланнику, о котором рассказывает поэма, — юноше, призванному освободить Душу из плена материи, не дано избежать периода забвения души. И он не смог бы вспомнить, зачем он здесь, если бы не получил письмо Отца:
«Пробудись и восстань от своего сна и вникни в слова нашего письма. Вспомни, что ты — царский сын: узри, кому ты служишь в рабстве. Помни о Жемчужине, для блага которой послали тебя в Египет. Вспомни свои одежды славы…»
Жемчужина — символ внутреннего центра, чистоты. И она же символ тайного знания, которое не открывается человеку просто так, без настойчивых стремлений и поисков. Жемчужина символизирует свет в темноте.
Как жемчужина скрыта от нас в раковине, так и внутренний свет души и свет знания скрыты от нас, и, чтобы добраться до них, нужны огромные усилия, часто страдания и слезы, которые жемчужина также символизирует. Ведь ее образование — отклонение от нормального биологического процесса. Она появляется только в том случае, если в раковину жемчужницы попадает инородное тело, частичка грязи. При этом моллюск «плачет», страдает, омывает слезами эту «грязь», превращая ее в прекрасную жемчужину.
Жемчуг считается драгоценным камнем, но не является минералом. Жемчужина формируется в результате отвердения выделений, которые производят некоторые виды моллюсков при попадании в раковину гравия, песчинки, кусочка раковины, мельчайших насекомых. Моллюск-жемчужница выделяет перламутр (от немецкого Рerl — «жемчуг» и Mutter — «мать», то есть «мать жемчуга») в виде сферических слоев арагонита (карбоната кальция).
Так постепенно появляется жемчужина. Цвет ее может быть разный: белый, голубой, желтый, коричневый, зеленоватый, розовый, черный. Размеры тоже могут быть самыми разными: с булавочную головку или с куриное яйцо и даже больше.
Самая крупная, массой 340 карат, жемчужина хранится в Геологическом музее в Лондоне. А самая известная и самая красивая жемчужина «Пилигрима» («Пелегрина») найдена у берегов Индии — она величиной с грецкий орех и имеет идеально сферическую форму.
В местах лова жемчуга только в одной из 30-40 раковин находят жемчуг. Но иногда в одной раковине может быть одна, две и даже больше жемчужин.
Так и у людей — далеко не в каждом сверкает душа. Но бывает, что в одном человеке много «жемчужин». И свет их тем ярче, чем больше слез и пролито, и утешено.
Рубрики: | |
Понравилось: 6 пользователям
Большие жемчужины в древности называли Ориент (латинское слово «orientis» - «восходящее солнце»). Это слово было заимствовано с Востока. Там его использовали в значении сияние натуральных жемчужин. Ещё так поэтически часто называли нечто «иное, манящее своей неопознанностью и внутренней красотой».
А почему Богородицу ассоциативно связывают именно с жемчужиной?
Раковина с жемчужиной в древности была символом Души, созидательного божественного женского начала. Она являлась атрибутом многих женских божеств и их имён, символом водной священной стихии. Под последней подразумевалась отличная от земной, качественно иная для человеческого понимания среда обитания. Однако всё живое происходило, зависело от неё и нуждалось в ней. В Библии есть упоминание слов Иисуса Христа, в которых он объясняет чему подобно Царство Небесное (Евангелие от Матфея глава 13, стих 45–46): «Ещё подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошёл и продал всё, что имел, и приобрёл её».
Перламутр, имеющий радужный эффект, считали «божественной оболочкой» жемчужины. Кстати, на Востоке сокровенный духовный смысл Души в образе жемчужины также часто поэтически описывали через образ капли воды на лотосе. Дело в том, что листья лотоса имеют своеобразный белёсый восковой налёт. Издревле известен необычный эффект лотоса: вода (например, дождевая), попадая на листья лотоса сворачивается в шарикообразные капли. А в лучах солнца эти капли, переливаясь радужным цветом перламутра на белесоватом налёте, кажутся драгоценными жемчужинами. Естественно, что этот эффект не мог остаться незамеченным поэтами Востока, благодаря чему их лирические стихи обрели метафору с глубоким сокровенным смыслом:
Из вечного неба
Вдруг капли дождя
На лотос упали,
И светлая влага на листьях …
Жемчугом стала.
Французское обозначение жемчуга «perle» образовано от латинского «pirula» - «крупинка». А последнее произошло, в свою очередь, от слова «pirium» - «сфера». Славянское слово «перламутр» заимствовано от немецкого слова «Perlemutter»: «Perle» - «жемчужина» и «Mutter» - «Мать». В латинском языке «mater Perlarum» - «мать Жемчуга». Древние римляне называли ещё жемчуг - «margarita». Это слово было заимствовано из древнегреческого («margoron» - «перламутр»). От него и произошли женские имена, связанные с эпитетом древних богинь Любви, красоты, плодородия, вечной весны и жизни. Например, имя Маргарита (жемчужина) произошло от эпитетов богини Афродиты, которая согласно древнегреческой мифологии была рождена в результате девственного зачатия и возникла из морской пены в раковине, как блистающая жемчужина.
А имя Марина («морская») произошло от эпитетов «сияющая», «Мать жемчужины» древнеримской богини Венеры (латинское слово «veneris» -«любовь»), которую отожествляли с Афродитой. Одним из её символов также была голубка. Почему и в раннехристианском искусстве, которое зародилось в Римской империи, были изображения Девы Марии с раковиной над головой, как символом принесшей «Божественный жемчуг». Надо отметить, что имя Мария в Римской империи связывали с традиционным для проживающих там народов понятием богини Любви - «сияющая», «Мать жемчужины»! А не «печальная», «отвергнутая» и уж тем более не «горечь», как потом представили её имя для масс еврейские жрецы.
Так вот, сам жемчуг в древности на Руси именовали как «инчи», что у многих славянских и других народов обозначает «иной», «одна», «единственная», «действительный, правильный». Почему позже и стали называть в христианстве монаха, как «инок», а монашек - «инокиния». Жемчужина - это и был ассоциативный символ Души из иного (духовного) мира. Древнерусское слово раковина «перламутр» возникло от древних слов славянских народов, проживающих в Восточной Европе. «Raky», «rakъve» - «оболочка», подобно латинскому слову «аrсеō» - «запираю». То есть, жемчужина в раковине - это символическое обозначение Души, запертой в материальной оболочке тела, которая была привнесена сюда из иного мира и может освободиться только при слиянии (соединении) сознания человека (Личности) с Душой при помощи духовной, созидательной силы и главенствования Духовного начала в человеке.
Маргаритарное совершенство
В Древнем Риме жемчуг, или- маргаритис, как его называли в Древней Греции, пользовался большой популярностью, существовала даже специализация среди торговцев. Маргаритарии имели почетное место в знаменитом Римском Форуме, поскольку их предмет торговли считался не только главной драгоценностью, но и символом знатного происхождения. Желание обладать этим магическим самоцветом охватило все слои империи, и Юлию Цезарю довелось ввести запрет на ношение жемчуга для женщин, не принадлежавшим к аристократии.
Богатые гречанки и римлянки любили украшать себя жемчужными нитями, а уши — серьгами, что подтверждают древние мозаики и портреты, обнаруженные в фаюмском оазисе. К тому же они верили, что этот предмет роскоши делает их не только более привлекательными, но и придает блеск глазам и охраняет от мук безответной любви.
Греческая Богиня любви Афродита (в римской мифологии — Венера) появилась из моря, встряхнула головой, и падающие капли из ее прекрасных золотых волос превратились в драгоценные жемчужины. Легенды всегда красивы, но, как иначе объяснить происхождение столь совершенного самоцвета? К тому же блеск драгоценных камней тогда еще не был столь ярок — шлифовать научились намного позже.
«Ты где была, Жемчужина, когда я ждал тебя?» — вопрошал К. Бальмонт.
И все (или почти все) женщины ждут свою жемчужину — кто-то, чтоб поразить своего Антония, а кто-то — чтобы украсить маленькое черное платье от Шанель. Неудивительно, ведь, согласно античной традиции, жемчуг носила рожденная из морской пены богиня любви Афродита. Этот самоцвет и в мире искусства с давних пор занял свое почетное место — пусть не ключевое, но весьма активное.
Все лучшее - Всевышнему
Неуемную роскошь Древнего Рима сменил аскетизм христианской доктрины. Но и тут нашлось место загадочному дару морей. И в христианской символике жемчуг, прежде всего, символизирует слово Божье и Царство небесное, духовное рождение и просвещение. Именно поэтому, исполняя религиозные сюжеты, художники нередко в углу картины размещали украшения с непременным присутствием перлов: в Средневековье и в период Ренессанса жемчуг был символом праведности, символом Христа и Девы Марии, ценных знаков любви к Богу. Жемчужины украшали одежду священника, алтари и другие церковные предметы.
Пьетро делла Франческа, «Мадонна с младенцем и святыми», 1472. Пинакотека Брера в Милане.
Пьеро ди Козимо. Святая Мария Магдалина. (Портрет женщины, одетой как Магдалина") 1490-е. Темпера. Национальная галерея античного искусства
Оклад Бориса Годунова с цатами Михаила Федоровича и ризами XVIII века. (Золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг. Чеканка, гравировка, чернь, эмаль, золочение)
Честь фамилии
Но наибольшую популярность в изобразительном искусстве жемчуг обрел, как символ чистоты и непорочного зачатия. Целомудрие было очень важным для представительниц фамилий эпохи Ренессанса, поскольку сексуальное поведение рассматривалось в рамках христианских норм и подразумевалось как отражение чести не только своей семьи, но и всей социальной группы. Поэтому, заказывая портреты своих женщин, отцы, братья, мужья, считали немаловажным, чтобы достоинства представительниц семьи подчеркивались символами чистоты и тем самым поднимали социальный статус семьи в целом. Такие же требования предъявлялись и к так называемым «свадебным портретам» — жанр в живописи, где, как правило, подчеркивались достоинства избранницы, и жемчуг в этом закодированном лексиконе занимал ключевое место.
Бартоломеус Спрангер, Бьянка Капелло. Великая Герцогиня Тосканы (1548−1587).
После смерти своей третьей жены, Джейн Сеймур, Генрих VIII неоднократно посылал Ганса Гольбейна за рубеж — зарисовывать предполагаемых королевских «невест». Так, в 1539 г. Гольбейн был послан в Дюрен, чтобы нарисовать портрет Анны Клевской. Когда Анна прибыла на церемонию собственного бракосочетания, произошел конфуз: найдя невесту больше похожей не на свой портрет, а на «толстую фламандскую кобылу», Генрих VIII отказался жениться. Этот инцидент сильно пошатнул престиж Гольбейна.
Непорочная, но плодовитая
Особую многозначность жемчуг приобрел в качестве атрибута Мадонны: непорочной, преданной и целомудренной. Но тут следует учесть, что те драгоценности, которыми украшали Богоматерь на картинах, отличались от украшений, которые бытовали: они были крупнее, форма совершеннее, а белизна — безукоризненна. Совершенство жемчужин как зеркало отражало совершенство Девы Марии и невозможность достижения универсала простыми смертными. Ведь идеальной христианке следовало быть и непорочной, и матерью одновременно, плодовитой — и в то же время лишенной вожделения. Безукоризненные жемчуга Непорочной отражали нереальность самого библейского персонажа. Не зря морской самоцвет называли камнем невест Христовых, и особо он почитался в женских монастырях.
Карло Кривелли (Carlo Crivelli; Ок. 1430, Венеция — ок. 1495, Асколи-Пичено) — итальянский художник. Кривелли всегда подчёркивал своё происхождение — его работы подписаны «Карло Кривелли Венецианец» (Carolus Crivellus Venetus). Его работы полны символов, которые не всегда поддаются расшифровке.
Фра Филиппо Липпи (1406−1469)
Жан Фуке (около 1420 — между 1477 и 1481). Мадонна с младенцем. Королевский музей изящных искусств. Антверпен
В течение некоторого времени считали, что Мадонна — это портрет Агнессы Сорель, возлюбленной французского короля Карла VII. Среди оснований для подобного утверждения, в частности, то, что именно Агнесса Сорель установила моду на платья с открытой грудью: в таком платье изображена Мадонна на полотне Фуке. Ее поклонником был также и некто Шевалье — первый покровитель Фуке. Картина была написана художником в год смерти Агнессы, поэтому вполне возможно, что она была заказана в память о ней.
От Божьего престола - к царскому
Драгоценности всегда были показателем статуса, и маргаритос свои царственные позиции никому уступать не собирались. Не бисер все-таки! Можно сколько угодно нырять и потрошить раковины, но не только собрать идеальное ожерелье, но даже подобрать пару серег — дорогого стоит. Природа ведь, не любит повторов. А камни шлифовать научились толком лишь в XV веке. Так что в эпоху Возрождения жемчуг пользовался стабильной популярностью. Что поражает на портретах того времени — костюмы дам буквально прошиты жемчугом, их шеи украшают длинные ожерелья в несколько рядов, буквально килограммы!
"Армада". Портрет Елизаветы I. Джордж Гоуер (1540-1596)
Учитывая смысловое значение жемчуга, немудрено, что Елизавета I — королева-девственница, — без жемчуга вообще не появлялась на люди. Считается, что жемчужная нить, которую и сегодня и можно увидеть на королеве-матери, — из наследства Марии Медичи.
Мария I Тюдор в 1554 году вышла первый раз замуж за наследника испанского престола Филиппа. Тогда она и получает самую большую жемчужину в мире — Перегрину. Мария начала традицию, согласно которой все испанские королевы в дальнейшем позировали для парадных портретов, надев украшение, включавшее чудесную жемчужину.
Франсуа Клуэ (1515-1572). Портрет Елизаветы Австрийской. Лувр
Французская королева Мария Медичи на праздник крещения своего сына Людовика XIII надела платье, украшенное тридцатью тысячами жемчужин, большая часть из которых досталась ей как свадебный подарок от дяди — Папы римского Климента VII. Что интересно: часть этого приданого в последствие осела в шкатулках европейских монархов.
Однако, в XVI-XVII редкий до этой поры самоцвет становится более доступным: конкистадоры грабят богатейшие храмы ацтеков и из Америки в Европу попадают около двух тысяч килограммов только жемчуга. Наступил «Век Жемчуга». Доселе ограничивающие роскошь королевские указы уже не в силах остановить моду на перлы. А тут еще в XVII веке в Париже был запатентован метод получения фальшивого жемчуга (в стеклянный шарик наливали измельченную и разведенную маслом рыбью чешую). И понеслось… Серьги с поддельным жемчугом девушки носили повсеместно. В те времена не одеть серьги для женщины являлось равносильно тому, что выйти в общество без одежды.
И мягкий отблеск домашнего очага
Художники тоже полюбили этот самоцвет, поскольку только он может подчеркнуть всю прелесть и добродетель настоящей женщины. Такой, от которой исходит неповторимое тепло — тепло хранительницы домашнего очага. Она не может быть порочна по определению, от неё струится чистый свет просветления и гармонии. Она так же идеальна, как округлость перламутровой сферы. Её окружают дети и заботливый муж, её дом — «полная чаша» — чаша взаимопонимания и спокойствия… Всё это отражается в тихом отблеске жемчужного ожерелья. Именно поэтому почти все героини голландского художника Яна Вермеера Делфтского (1632 — 1675) изображены с украшениями из перлов.
Все - суета
К XVIII веку эра жемчуга закончилась — его импорт из Индии, Китая и Нового Света существенно сократился, поскольку силы природы не безграничны. Аристократия изменила вкусы, отдав свои предпочтения бриллиантам, — так появился новый символ власти. Отныне дворовый этикет предписывал носить жемчуг уже на полуофициальные приемы и мероприятия.
И хотя бриллианты блестели ярче, шло время, менялась мода в одежде, но она не слишком коснулась любимого всеми дара Афродиты. Это видно по картинам художников, на которых неизменно присутствуют тщательно выписанные украшения и аксессуары позирующих: бусы, браслеты, сережки, медальоны, сеточки для волос, роскошные жемчужные воротники.
XIX век внес свои поправки в моду на украшения. Европейские аристократия и буржуа, пережив вихри революций, бросались из одной крайности в другую. В моде начали входить полудрагоценные камни и, даже чугун (!!!) как ювелирный металл. Но никто не отменил ювелирные украшения как показатель статуса семьи. Более того, в свете считалось неприличным появляться с «голой шеей», и перлы в этом случае подходили как нельзя лучше. А вот искусство начало изменяться. На первый план стали выходить не столько социальные приметы портретируемых, сколько их внутренний мир, душевное состояние. И в портретах второй половины 19 века, особенно европейских, — украшения встречаются редко. Так закончилась живописная слава жемчуга.
Кому слезы, а кому - игры патриоток
В России этот самоцвет всегда пользовался успехом, и пристрастие к нему имело глубокие корни, поскольку добывался он в северных реках испокон веков. Интерес к жемчугу то затухал, то усиливался. Так, в период войны 1812 года патриотическое движение дало толчок к возрождению национальных традиций. При этом украшения из жемчуга стали неотъемлемым элементов игры в народное искусство, правда, в отличие от крестьянских, они дополнялись застежками из драгоценных металлов и нередко компоновались с бриллиантами. Любовь к маргаритос сопровождала русских монархов до конца.