Второй месяц жизни новорожденного. Всего два месяца на свете: что должен уметь ребенок

Вот и пошел второй месяц жизни малыша. Он заметно подрос, многому научился, совсем скоро сможет порадовать мамочку первой улыбкой и сладким лепетанием. Пока, для счастливой жизни ему нужно немного – родительское внимание, ощущение сухости, защищенности и сытости.

Последний пункт позволяет всецело обеспечить грудное молоко, что представляет собой единственно важный продукт питания 2 месячного ребенка.

Из этой статьи вы узнаете:

Счастливы те матери, которые могут кормить своего кроху грудным молочком. Им не приходится тратиться на приобретение смеси, возиться с ее приготовлением, высчитывать оптимальный размер порции, а также испытывать другие неудобства, с которыми регулярно приходиться сталкиваться родителям деток-искусственников.

Все, что нужно ребенку при естественном вскармливании – мамина грудь. Именно она вырабатывает идеальное питание для его здорового роста и развития.

Через 2 месяца после родов, некоторые кормящие мамочки замечают некое сокращение лактации. Специалисты объясняют данную ситуацию с двух позиций:

  • Меняется гормональный фон . В это время организм готовится к восстановлению менструального цикла, так что, вполне возможно, что вскоре в вашу жизнь могут вернуться месячные, а с ними повысится риск незапланированной беременности;
  • Наступает первый лактационный кризис . Эта проблема носит цикличный характер, и связана с тем, что младенец начинает кушать чуть больше, чем раньше.

Как правило, «скачки» лактации наблюдаются каждые 1,5-2 месяца, но, в сущности, ребенок их не замечает, так что повода для беспокойства у мамочки нет.

Для обеспечения полноценного режима питания 2-х месячного ребенка достаточно 800-900 мл. молока. За раз, он осиливает примерно 140 мл. драгоценной жидкости. Прикладывается к груди в этом возрасте он часто – каждые 2 часа, хотя, есть младенцы, которые свободно пережидают интервалы в 3-4 часа.

Количество ночных кормлений в 2 месяца равно двум-трем, если на сон припадает по 8-9 часов в сутки.

Такая схема питания может доставлять маме определенный дискомфорт, ведь ей практически не удается выкроить время для самой себя. Но, как бы небыло сложно, этот нелегкий период, связанный с недосыпом, перепадами настроения, отсутствием банальной возможности вкусно поесть, проявлением послеродовой депрессии нужно пережить.

Совсем скоро, все радости жизни станут доступными, а кроха сможет ненадолго отпустить свою маму, оставшись под присмотром других своих ближайших родственников.

Если питание 2 месячного ребенка «искусственное»

К сожалению, естественное вскармливание доступно не каждому малышу. По определенным причинам, крохотное создание вынуждено чуть ли не с первых дней жизни питаться смесью, что, конечно, не хорошо, но и не так плохо.

Современные смеси максимально приближены по своему составу к грудному молоку. В них есть все необходимое:

  • белки;
  • жиры;
  • углеводы;
  • витамины;
  • минералы.

Каждый компонент детского питания сбалансирован, оптимизирован и рассчитан с «ювелирной» точностью, то есть готовый продукт усваивается растущим организмом в полном объеме.

Важно: искусственное питание позволяет избежать непосильной нагрузки на почки ребенка, в то время как безопасность грудного молока во многом зависит от рациона питания кормящей матери.

Суточная норма употребления смеси в течение всего второго месяца жизни ребенка составляет 700 грамм. За раз, он будет съедать около 120-150 мл., при этом интервалы между кормлениями составят 3-4 часа. Несложная арифметика позволяет вычесть количество приемов пищи за день. Оно равно 5.

Говоря о смеси, мы не можем не остановиться на технике ее приготовления. Несмотря на то, что инструкция на банке предельно информативная, малыши то и дело «воротят» от нее свои замечательные носики. Возможно, это происходит из-за излишне высокой температуры воды. Вот несколько советов по этому поводу:

  • Для приготовления питания подходит кипяченая вода 40-50 градусов;
  • Растворив порошок в воде, температура которой выше 50, и ниже 40 градусов, вы получите слипшуюся массу, разболтать до однородной консистенции которую будет практически невозможно;
  • Вычислить «оптимальную» температуру воды, не имея кухонного градусника, можно на ощупь – бутылка в руке не должна обжигать, от нее должно исходить приятное тепло.

Стоит ли следовать технике питания 2 месячных младенцев прошлых лет

Еще не так давно, примерно 20-30 лет назад, начиная с месячного возраста, деткам начинали давать соки. Правы ли родители того времени?

Ответ на этот вопрос лежит на поверхности. Органы пищеварения малышей до 4-6 месяцев в принципе не готовы к сложным продуктам. В природе, до момента появления зубов, детеныши представителей фауны даже не подходят ко взрослой пище, а терпеливо ждут свою кормилицу.

Так почему мы, представители человечества, пренебрегаем законами природы, то и дело, пытаясь нарушить естественный ход событий.

Вывод очевиден, до исполнения ребенку 6 месяцев, в его меню не может быть ничего, кроме:

  • грудного молока;
  • адаптированной смеси;
  • молока и смеси, при смешанном рационе питания.

Для детей двух месяцев самым лучшим является грудное молоко мамы. Не смотря на полезность коровьего и козьего все-таки молоко матери заменить не возможно. Питание ребенка в два месяца практически не отличается . Грудное молоко имеет идеальный состав, в который входят белки, углеводы, жиры и витамины. Если ваш сын или дочь находится на грудном вскармливании, молока достаточно, тогда ему воду давать не обязательно. Воду нужно давать только в жаркое время года. Те дети, которые находятся на искусственном вскармливании, воду обязательно нужно давать между кормлениями. Вместе с грудным молоком кроме питательных веществ необходимых для роста получает еще и антитела, гормоны, иммуноглобулины, ферменты. Вот именно поэтому питание ребенка в 2 месяца должно быть естественным, ведь иммунная система в этом возрасте еще практически не развита.

Если вы даете искусственную смесь очень важно проводить витаминную коррекцию, особенно в осенне-зимний период. Можно давать несколько капель сока в день и обязательно витамин D . Дозу витамина D вам скажет врач педиатр. Особенно это касается осенне-зимнего периода, когда не достаточно солнечного света. В летний период витаминов достаточно, и достаточно кормящей маме употреблять овощи и фрукты.

Рацион питания ребенка в 2 месяца

Рацион питания ребенка в 2 месяца включает грудное молоко по возможности или искусственные молочные смеси. В этот период у мам часто возникают воспалительные процессы молочных желез. Причинами этому могут быть не соблюдение гигиены, неправильное прикладывание к груди, неправильное сцеживание или не до конца. Молочные смеси нужно вводить в рацион тогда когда совсем не хватает грудного молока, и он не набирает вес. Если развитие соответствует возрасту, вес прибавляется достаточно, смесь вводить не нужно. Даже если вы хотите ночью спать, вам не хочется кормить грудным молоком по другим причинам, постарайтесь себя настроить на то, что это очень важно и без этого просто нельзя.

Кормящая мама должна поддерживать лактацию полноценным питанием, ежедневными прогулками на свежем воздухе и достаточным отдыхом. В 2 месяца нужно продолжать принцип - грудь по требованию и кормление не ограничивается по продолжительности и числу кормлений в сутки. В этом возрасте дети все также беззащитны, им очень важен постоянный тесный контакт с матерью.

Обязательно ведите дневник, в котором будете отмечать время, дату и количество соков, воды, смеси, а также характер стула, мочеиспускания. Расчет питания на основан массе тела, в 1 и 2 месяца норма составляет 1/5 от массы. А с последующих месяцев суточная норма уменьшается, от 2 до 4 месяцев 1/6 от массы тела. В любом случае режим и объем питания будет зависеть от здоровья и аппетита.

Меню ребенка в 2 месяца

Большого разнообразия в этом возрасте быть не может, но в этом возрасте дети более активны, поэтому суточная потребность молока возрастает. Меню ребенка в 2 месяца особо не отличается от . Если ваш ребенок не набирает вес, как положено, обязательно проконсультируйтесь с врачом педиатром. Возможно, по некоторым причинам вы прекратите кормление грудным молоком, тогда вам нужно знать точное количество адаптированной молочной смеси.

В 2 месяца режим дня ребенка необходим для нормального роста и развития. 2-месячный карапуз уже не такой беспомощный, как новорожденный. Он становится активнее, подвижнее. Но время для кормления, прогулок, игр должно быть четко определено. Привыкнув жить по расписанию, кроха начинает легче засыпать и быстрее просыпаться. Да и мамочка получает свободные часы для того, чтобы отдохнуть. Распорядок составляется индивидуально: он учитывает особенности крохи. И выстроить его за один-два дня вряд ли удастся. Но расписание жизни малютки выполнять необходимо. Это важно и для него, и для всех членов семьи.

У двухмесячного малютки уже определились предпочтения. Они не всегда устраивают маму:

  • кроха не желает засыпать в кроватке, требует укачивания на ручках;
  • требует кормить его каждый час;
  • путает день и ночь.

В этом случае режим устанавливается постепенно. Для того чтобы приучить малютку жить по часам, рекомендуется изучить примерный режим дня для младенца 2 месяцев. Следует иметь четкое представление о нормах сна и бодрствования, необходимом времени для кормления и гигиенических процедур.

Если малютка желает отправляться на ночной сон в 23 часа, а вставать в 5, и мама готова пойти ему навстречу, то расписание корректируется. Но время всех процедур должно соответственно сместиться.

Примерный распорядок дня малыша в 2 месяца

Распорядок дня - это не застывшая догма. При его составлении учитываются особенности развития ребенка, предпочтения домашних. Важно предусмотреть, на каком режиме вскармливания (грудном, искусственном или комбинированном) находится малютка. Перед составлением собственного распорядка рекомендуется ознакомиться с примерным перечнем суточных процедур.

Таблица: распорядка дня 2-месячного крохи

Время (часы) Описание процедуры
6-7 Пробуждение от ночного сна, первое кормление, утренние гигиенические процедуры, гимнастика
7-9 Первый сон. У мамы появилось личное время
9-11 Пробуждение, второе кормление
11-13 Второй сон на свежем воздухе (при хорошей погоде)
13-14 Третье кормление
14-16 Третий сон
16-17 Четвертое кормление, развивающие игры с мамой
17-19 Четвертый сон (при хорошей погоде на свежем воздухе).
19-21 Пятое кормление, закаливание, массаж, купание
21-23 Пятый сон
23-00 Шестое кормление
00-6 Ночной сон

Это примерное перечисление последовательности дневных мероприятий ребенка. Перед тем как составить собственный распорядок, рекомендуется вспомнить, когда кроха спит, хочет есть или бодрствовать. Для конкретного малыша возможно внести изменения.

Сон крохи

В 2 месяца малютка спит 16-18 часов. Самый длинный - ночной сон. Ночью малыш может просыпаться из-за чувства голода. Требуется дать ему покушать.

Наладить сон малыша по расписанию помогут советы:

  • в 2 месяца малыш не знаком с дисциплиной, он следует собственным потребностям;
  • нельзя заставлять малютку засыпать насильно;
  • рекомендуется исполнять график прогулок и кормлений: нагулявшийся, сытый крошка быстро уснет.

Иногда голодный кроха просыпается раньше времени. Не стоит расстраиваться: это не нарушает режим. Переутомившегося малютку рекомендуется уложить пораньше. Если кроха сыт и не торопится просыпаться, следует дать ему поспать на 15-20 минут подольше.

Особенности кормления

В 2 месяца малютка кушает 6 раз. Промежутки между приемами пищи зависят от того, на каком вскармливании находится малыш.

Грудное вскармливание

Малютка в 2 месяца съедает 800 мл молочка в сутки. За одно кормление он высасывает до 150 мл. Днем рекомендуется делать перерывы до 2,5 часа между соседними приемами пищи. Большие перерывы давать не следует: малыш испытает сильное чувство голода. Сон станет не таким крепким.

Для предотвращения срыгивания после кормления рекомендуется подержать ребенка вертикально вверх (столбиком) . В этом случае воздух выйдет, а молочко останется в пищеварительном тракте. Если кроха просит грудь каждый час, это сигнал к недостатку грудного молочка. Рекомендуется провести контрольное кормление у педиатра.

О кормлении искусственников

Адаптированные смеси требуют большего времени переваривания: пищеварительный тракт малютки еще не достаточно зрелый. Оптимальные перерывы между соседними кормлениями - 3-3,5 часа. Важно следить за реакцией малютки. При появлении сыпи, изменении характера испражнений следует немедленно обратиться к педиатру. Он поможет подобрать другое питание.

Смесь следует готовить непосредственно перед тем, как дать ее малютке. Если малыш не съел порцию, ее следует вылить. Готовое питание может храниться в холодильнике 1 час.

Бодрствование грудничка

В 2 месяца крошка уже нуждается в активном бодрствовании. Оно состоит из прогулок на улице, гимнастики и массажа, развивающих игр с мамой.

Прогулки на улице

Пока что большую часть времени, проведенного на улице, малютка спит. Но при хорошей погоде количество прогулок можно увеличить. Гуляя с ребенком во время его бодрствования, рекомендуется разговаривать с ним, следить за его взглядом, называть предметы, на которых кроха фокусирует глазки. Очень важно правильно одевать кроху на прогулку. Ему должно быть комфортно: не жарко и не холодно.

Производители выпускают термобелье для самых маленьких. Оно пропускает воздух к нежной кожице и впитывает влагу. Это гигиенично. Купив такую одежду, мама создает крохе необходимые для прогулок условия. При отсутствии термобелья можно воспользоваться старинным правилом: тепло обеспечивается многослойностью. Обеспечив несколько слоев одежды из натуральных тканей, мама правильно оденет кроху.

Занятия и развивающие игры

В 2 месяца крохе для нормального развития требуются активные развивающие игры. Во время бодрствования:

  1. Малютка интересуется источниками света. Для сохранения здорового зрения рекомендуется установить в комнате ребенка рассеянный свет.
  2. Кроха любит лежать на животике. Он поднимает головку и удерживает ее.
  3. Малютка фокусирует взгляд на яркой погремушке, следит за ее перемещением.
  4. При размещении цветной игрушки впереди, крохотуля пытается до нее дотянуться.
  5. Увлеченно слушает песенки, потешки, прибаутки.

Гимнастика и массаж

Для развития мышц крошки рекомендуется регулярно делать гимнастику и массаж. Для гимнастики подходят любые периоды активности (при смене подгузников). При проведении упражнений полезно разговаривать с крохой или напевать песенки. Массаж оптимально делать перед вечерним купанием. Все процедуры должны нравиться малютке. Если он плачет, занятия следует прекратить.

Купание и соблюдение гигиены малыша

Для 2-месячного крошки важно соблюдение гигиены. Утром крохе требуется чистить ушки, протирать складочки, умывать личико, мыть ручки. При смене подгузников обязательно подмывать малютку и увлажнять кожу лосьоном. Купать ребенка следует вечером перед сном. Если температура в комнате 21-22 градуса Цельсия, перед погружением в ванночку рекомендуется дать крохе полежать голеньким 3-5 минут. Так происходит закаливание.

Воду для купания рекомендуется подогреть до 37-39 градусов Цельсия. Процедура должна занимать 10-15 минут. После купания малютку следует аккуратно обсушить мягким полотенцем. Затем осмотреть кожу. У 2-месячных малышей кожа иногда пересыхает. При необходимости ее рекомендуется увлажнить маслом или лосьоном с пометкой 0+.

Особенности режима дня при искусственном вскармливании

При искусственном вскармливании ребенка промежутки между кормлениями увеличиваются до 3,5 часа. Это связано с более медленным перевариванием питания. Смесь требуется готовить перед тем, как покормить малыша. Поэтому мамочка должна учесть в расписании время, которое для этого требуется. Иногда незапланированные 10-15 минут вызовут обиженный плач голодного крохотули. Готовить питание заранее не следует: еда теряет полезные свойства и портится.

Малютка при сосании захватывает воздух. Поэтому следует обязательно следить за срыгиванием. Если оно по количеству не превышает 2 столовых ложек, происходит не каждое кормление, а малютка отлично набирает вес, то беспокоиться не о чем.

Что делать в случае отклонения от распорядка?

Опытные мамочки знают: буквально выполнять составленное расписание не удастся. Малютка имеет свои предпочтения, которые могут изменяться. При смещении процедур в ту или иную сторону на 15-20 минут беспокоиться не о чем. Это вполне естественно.

Но если крохотуля разоспался и полностью пропустил одно кормление, пора насторожиться. Малютка не сможет за один раз съесть двойную порцию еды и не получит достаточно калорий.

При повторении подобной ситуации малыш перестанет набирать вес. Поэтому разоспавшегося карапуза следует ласково разбудить. Будет или нет крохотуля выполнять выстроенный режим, зависит от желания и настойчивости мамочки. Она должна следить за расписанием и показывать ребенку необходимость соблюдения правил.

Возможные проблемы

Не всегда соблюдение режима происходит гладко. Порой встречаются неожиданности:

  1. Самая частая проблема - ребенок путает день и ночь. Весь день малютка спит, а ночью требует развивающих занятий, прогулок, кормления. Такое положение недопустимо. Следует настойчиво переводить кроху на привычный режим.
  2. Иногда малыш не желает делать перерывы между кормлениями (2-2,5 часа при грудном вскармливании и 3-3,5 часа при искусственном). Он желает кушать каждый час. Это сильно утомляет не только маму, но и самого ребенка. От мамы требуется настойчиво соблюдать установленные промежутки.
  3. Иногда вечернее купание возбуждает малыша. Он становится слишком активным и не хочет укладываться. В этом случае следует перенести процедуру на более раннее время.
  4. Малютка капризничает при выполнении гимнастики. В этом случае рекомендуется перенести занятия на другое время. Малыш сам покажет, когда хочет заниматься.
  5. Кроха не желает укладываться в дневные часы. Это приводит к переутомлению. Для того чтобы исправить ситуацию, следует создавать ребенку условия для быстрого засыпания: проветрить комнату, опустить шторы, убрать из комнаты источники громких звуков.
  6. Малютка отказывается от купания. Возможно, его напугала слишком горячая или холодная вода в ванночке. Перед погружением следует сначала побрызгать крохе на ножки или ручки водой. Помогут веселые прибаутки: «С гуся вода, а с сыночка худоба!»

При анализе проблемы следует понимать, что ее можно решить, учитывая характер крохи и его предпочтения.

Просыпаясь, каждое утро, малыш попадает в длинный, наполненный важными событиями день. И каждый день что-то прибавляет к его знаниям об окружающей действительности.

Родителям стоит понимать, что заниматься развитием ребенка нужно с младенческого возраста, а не ждать, когда он сможет вести диалог и задавать вопросы. В этой статье мы расскажем, как развивать ребенка в 2 месяца. Несмотря на то что малыш еще очень мал, есть занятия, которые помогут ему освоиться в этом большом и незнакомом мире.

Режим малыша двух месяцев

Кормление

В 2 месяца малыш уже адаптировался к жизни вне маминого живота. Если ребенок на грудном вскармливании, то обычно он не нуждается ни в какой другой пище. Многие не пьют даже воду, хотя можно ее предлагать, особенно в жаркие дни. Малышам на искусственном вскармливании между кормлениями обязательно дают попить воды.

Ест 2-месячный грудничок шесть раз в сутки, через каждые три часа. Ночью перерыв может быть и больше. Количество молока или смеси за сутки, которое он выпьет, составляет примерно одну пятую часть веса. Это означает, что ребенок весом в четыре килограмма выпивает около 800 грамм. За второй месяц жизни здоровый доношенный малыш прибавляет в весе 700-800 грамм, а в росте - примерно 3 сантиметра.

Сон

Спит малыш от 16,5 до 18 часов в сутки. Суточный режим чередования сна, когда ночью преобладает сон, а днем он чередуется с бодрствованием, формируется далеко не сразу. Именно поэтому активность и стремление к общению малыша нужно всячески поддерживать в дневные часы, а ночью кормить при неярком освещении и в тишине, чтобы малыш быстрее уснул.

Умения и навыки 2-месячного ребенка

Движения

В 2-2,5 месяца малыш держит голову 1-2 минуты, если его взять вертикально на руки. Если же положить на животик, он будет поднимать голову, пытаясь удержать ее как можно дольше. Лежа на спине, малыш пытается приблизить ручки ко рту. Если осторожно приподнять его и поставить ножки на твердую поверхность, малыш будет упираться в нее. Если положить его на бочок он сам сможет перевернуться на спинку. А если вложить в ладошку малыша предмет, он будет стараться удержать его в руке.

Зрение

Когда в поле зрения малыша попадает интересный, яркий и большой предмет, или лицо взрослого, он постарается зафиксировать на нем взгляд. Ребенок сможет следить за движущимся предметом, если передвигать его медленно и плавно. В 10-11 недель малыш будет отлично узнавать лицо своей мамы, а также те предметы, которые постоянно появляются перед его лицом (игрушки, бутылочка).

Слух

В конце второго месяца малыш начнет непродолжительно прислушиваться к громким звукам, стараясь повернуть голову в их сторону. Мамин голос он любит больше всего на свете. Примерно на 6-7 неделе малыш впервые улыбается в ответ на разговор.

Если ласково обратиться к ребенку, он будет радостно реагировать быстрыми движениями рук и ног, улыбкой и звуками. В этом же возрасте он начнет ощупывать свои ручки, позже и пытаться их рассмотреть.

Речь

В 2 месяца у ребенка возникают первые попытки лепетной речи. Общение с мамой приобретает характер обратной связи. Малыш умеет выразить когда он раздражен, голоден, устал или ему одиноко. То есть звуки, которые издает кроха становятся более разнообразными и эмоционально окрашенными. В них различается голодный и раздраженный, нетерпеливый крик, удовлетворенное сопение, тихие звуки (кликанье), которыми малыш зовет маму проснувшись. Вы можете уже услышать заливистый смех, если малыша пощекотать или испуганный плач при виде незнакомца.

Внимательные мамы могут заметить, что иногда малыш, видя знаки внимания со стороны родителей, равнодушно отворачивается, словно они его не интересуют. Это важный этап осознания себя и доверия к взрослым.


Чем заниматься с ребенком?

Все родители хотят лучшего для своего ребенка: чтобы он был умным, здоровым, физически развитым. Все в ваших руках! Используйте активный интерес ребенка к окружающему.

Развивающий коврик

Малышу нет пользы от постоянного лежания в кроватке, с конца 5-6 недели его уже можно выкладывать в манеж или на развивающий коврик. Поверхность здесь не такая мягкая, как в кроватке, это способствует активным движениям. Повесьте в поле зрения ребенка (на высоте 30-40 см) одну, две ярких игрушки, чтобы он учился фокусировать взгляд, а впоследствии старался схватить их руками.

Игрушки надо менять время от времени на новые. Лучше, чтобы они были звучащими – как погремушки или колокольчики, тогда малыш быстро поймет, что именно он извлекает этот звук, когда попадает по игрушке рукой. Так он будет осознавать собственную активность, положение тела в пространстве, совершать целенаправленные движения руками.

Мама Ильи, 5 месяцев: «Любимая игрушка у нас появилась уже в 2 месяца с небольшим. Вот говорят, что малышам нравится все желтое, красное - яркое, то есть. А у нас был серый улыбающийся бегемотик-погремушка с большими глазами, в которых двигались зрачки. Илюша, если ему эту погремушку показать, сразу улыбался и ручки тянул к ней. Я думаю, это потому, что мордочка бегемота была похожа на улыбающееся лицо».

Если у вас есть мобиль, включайте его в период бодрствования время от времени. Достаточно 5-10 минут, иначе ребенок устанет.

Расширяем границы

Берите малыша на руки вертикально, это будет тренировать мышцы шеи и спины, позволяющие держать головку, а также вестибулярный аппарат. Двигайтесь так по комнате, подходите к окну, чтобы малыш видел яркий солнечный свет. Он будет рассматривать новые предметы, и слышать новые звуки.

Сенсорное развитие

В домашних условиях существует масса возможностей для сенсорного развития малыша. Период бодрствования на втором месяце жизни длится примерно 40-60 минут. За это время можно многое успеть. Сначала обычно происходит кормление, затем следует период активности, после чего уставший малыш засыпает.

Тактильное восприятие

Малыш активно познает мир, и тактильные ощущения – богатый источник информации для него. Тактильный контакт с мамой очень важен для грудничка. Плачущий ребенок успокоится, когда мама просто возьмет его на руки. Ласковые поглаживания по спинке и голове расслабляют кроху и помогают настроиться на сон. Более активные и быстрые движения, наоборот, активизируют малыша. Всегда переодевайте ребенка очень ласково и осторожно. Старайтесь не причинять неприятных ощущений при гигиенических процедурах.

Не пеленайте ребенка, пока он не спит, чтобы была возможность подрыгать ручками и ножками. Дайте ему побыть голеньким – устраивайте воздушные ванны (при температуре 22 °С). Сначала на 1-2 минуты, постепенно увеличивая продолжительность на несколько секунд. Воздушные ванны - это еще и закаливающая процедура.

Элементы массажа

Вкладывайте большой палец руки в ладошку малыша - он крепко схватится. Погладьте его ладонь и пальчики, тыльную сторону кисти, расправляя кулачок.

После купания смажьте спинку и ягодицы детским маслом нежными движениями. Если положить при этом малыша на бочок и проводить вдоль позвоночника, он станет сгибать и разгибать спинку.

Круговыми движениями поглаживайте его животик (после еды должно пройти не менее получаса) - это помогает при коликах и развивает косые мышцы живота.

Положив малыша на спинку, большими пальцами погладьте его ступни вверх-вниз и по спирали, а затем погладьте снизу вверх ножки по внешней стороне. Весь массаж длится не больше пяти минут.


Зрение

Слежение за игрушкой - один из эффективных приемов развития зрительного анализатора. Просто возьмите в руки яркую игрушку, можно звучащую, и поводите ею медленно слева направо, сверху вниз и по диагонали. Делать это нужно медленно. Привлеките внимание малыша, ласково разговаривая с ним. Все занятия для детей 2 месяцев длятся не более 5 минут, дольше малыш не может сосредоточиться на чем-то одном.

Игрушки для детей 2 месяцев нужно использовать яркие, довольно больших размеров и просто устроенные, без лишних деталей. Конечно, они должны быть из самых безопасных материалов - как только малыш научится удерживать игрушку, следующим этапом станет умение доносить ее до рта.

Слух

Слуховое сосредоточение, возникающее в первые недели жизни – основа развития способности различать звуки, а затем и речь. В два месяца малыш вздрагивает от резких звуков и улыбается, когда слышит мамин голос.

Позовите малыша, который находится на руках другого взрослого, выйдя из поля его зрения. Малыш будет стараться обернуться на ваш голос. Это работает и с другими привлекательными звуками: например, шумом любимой погремушки. Он прислушивается, если петь ему песенку.

Музыка– важный элемент развития ребенка в 2 месяца.

Малыш не умеет сосредотачиваться надолго, но с удовольствием послушает колыбельную перед сном. В течение 5-10 минут он будет прислушиваться к мягким и нежным звукам мелодии, которую вы включите для него. Приобретите сборник с классической музыкой, адаптированной для младенцев. Он пригодится вам в течение всего первого года, со временем малыш станет узнавать любимые звуки.

Вика, мама 4-месячного Арсения: «Начитавшись о пользе классической музыки, я стала включать Сене Моцарта с 2-х месяцев. Его реакция была удивительная! Он замер и внимательно слушал. Он не испугался, а наоборот, очень заинтересовался. Сейчас у него уже есть любимые произведения, например До мажор Соната Рондо-Andante и До мажор Соната Рондо-Allegro. Ну и Турецкий марш, конечно».

Развитие речи

Слух тесно связан с развитием речевых навыков. Умение слышать и понимать формируется именно в этом возрасте и становится важной ступенью в становлении речи. Уже на 4-5 неделе малыш различает голос своей мамы, чуть позже – и голоса других взрослых, которые постоянно с ним общаются. На мамин голос малыш реагирует активными движениями и гуканьем, которое затем переходит в гуление, а потом в лепет.

С ребенком нужно разговаривать постоянно, сопровождая речью все свои действия.

Говорите ласковым голосом, оставляя иногда свои предложения открытыми, как бы приглашая малыша ответить вам: «Смотри, какая красивая красная погремушка (покажите ее со всех сторон и позвените ею). Хочешь погремушку? (делайте паузу, как будто ожидая ответа). На, возьми погремушку (вкладываете в ручку малыша, и он сжимает ее). Где теперь погремушка? У (имя) погремушка».

Физическое развитие

Развивающие игры для детей 2 месяцев обязательно включают активные движения и элементы гимнастики.

«Комплекс оживления»

Двигательная активность малыша зависит от общения с мамой. «Комплекс оживления», который появляется в этом возрасте - это состояние радостного предвкушения общения. Малыш двигает ручками, ножками и всем туловищем, улыбается и гулит. Это самая полезная физическая активность для него, поэтому не забывайте при каждом переодевании и любой период бодрствования общаться с малышом, улыбаться, прикасаться к ручкам, ножкам. При этом на нем не должна быть надета стесняющая движение одежда.

Гимнастика

Пассивную гимнастику можно включать в свой режим дня с двух месяцев, если ребенок здоров и нет противопоказаний, о которых необходимо узнать у педиатра. Сначала она длится, как и другие занятия, не более 5 минут. Проводить все упражнения, направленные на физическое развитие надо в первой половине дня.

Как уже упоминалось, важным этапом физического развития является умение держать головку. Для этого чаще выкладывайте малыша на животик и поднимайте на руки в вертикальном положении.



Занятия на фитболе

Если вы приобрели такую полезную вещь, как фитбол (гимнастический мяч диаметром 75 см), то уже начинайте выполнять на нем простейшие упражнения. Этот мяч пригодится вам на всех этапах развития малыша. Занятия на фитболе тренируют вестибулярный аппарат, дают возможность малышу подвигаться и подрыгать ножками (это укрепляет все группы мышц), расслабиться и снять повышенный тонус мышц-сгибателей. Покачивания на животике улучшают пищеварение, способствуют отхождению газов.

Занятия проводятся в первой половине дня, когда малыш выспался и пребывает хорошем настроении. На фитбол нужно постелить чистую пеленку и предварительно вымыть его горячей водой с мылом и включить расслабляющую музыку.

Покачивания

Вначале малыша кладут на животик, придерживая за ножку в области колена и слегка надавливая ладонью на спинку. В таком положении его катают вперед и назад, по кругу и слегка покачивают (если он уже держит головку).

Затем малыша осторожно переворачивают на спинку, придерживая так же и покачивая вперед и назад.

Запрещается делать резкие движения с большой амплитудой, тянуть малыша за ручки или ножки.

Пружинка

Малыша кладут на животик, как в первом случае, придерживают одной рукой за щиколотки, обхватив ладонью ножки в кольцо. Второй рукой слегка надавливают на спинку, делая пружинящие движения.

Футбол

Кладем ребенка спиной на твердую поверхность, подкатываем фитбол к ножкам. Кроха будет стараться оттолкнуть мяч, резко выпрямляя ножки.
Проделывая эти простые упражнения, разговаривайте с малышом ласково, подбадривайте его. Если он устал или капризничает, занятие лучше отложить, ведь оно должно сопровождаться только положительными эмоциями.

Видео по теме

Список литературы:

Ботякова Ольга «Первые папины игры»

По мере того как развивается способность малыша воспринимать и усваивать новую информацию, родители начинают относиться к нему как к личности. Приглядитесь к своему ребенку: он уже обладает индивидуальными чертами характера, которые отличают его от сверстников, своей манерой общения, в первую очередь с родителями.

Общение для крохи в этом возрасте по своей занимательности сравнимо с разгадыванием головоломки: младенец старается понять вас, серьезно всматриваясь в ваше лицо. Ребенку еще нет и двух месяцев, а он уже ищет источник эмоционального питания, нуждается в пополнении своего эмоционального резервуара – ему необходимо присутствие мамы, ее песенки, теплые руки, нежные слова. Рядом с ней, глядя в ее глаза, он улыбается, приглашая маму к взаимодействию.

Учимся понимать друг друга

Лишь к концу первого месяца родители начинают по-настоящему понимать своего малыша. Теперь они могут рассказать о своем ребенке очень многое, включая весь спектр его поведения: каким он бывает, когда спокоен или возбужден, пребывает в хорошем настроении или капризничает, отдыхает или двигается, легко он успокаивается или нет, предсказуемы ли его действия, быстро или медленно он реагирует на происходящее вокруг.

На 2 месяце жизни у ребенка пропадает характерный для новорожденных сонный блуждающий взгляд. Теперь кроха способен довольно долго бодрствовать до и после кормления, однако он до сих пор не готов к воздействиям, имеющим резкий характер.

Если он слышит очень громкие звуки, видит яркий свет, чувствует слишком энергичные прикосновения или испытывает чувство голода, то начинает просить о помощи, и единственно доступным средством общения для него является плач. В такие моменты важно научиться понимать язык младенческого плача. Это не так-то сложно.

Как правило, внимательно наблюдая за ребенком, вы обнаружите, что его плач в основном сигнализирует о следующем: «я хочу есть (пить)», «у меня мокрые пеленки», «мне нужно общение», «у меня болит животик», «я устал».

Как успокоить малыша? Однозначного ответа вам не даст никто. Попробуйте дать ребенку грудь, приложив его ладошку к своему телу. Запах мамы, стук ее сердца, прикосновения к ее коже – самый верный способ успокоить малыша. Или покачайте младенца на руках или в коляске; некоторые дети успокаиваются, если убрать лишнее освещение; для кого-то верным средством является пустышка.

В этом возрасте ребенок еще не готов к контактам с окружающими, тем не менее, он стремится к общению. Больше всего малыш любит слушать человеческий голос. Поэтому используйте любую возможность, чтобы поговорить с любимым чадом.

Старайтесь, чтобы ваша речь сопровождалась богатой мимикой: поднимайте брови, широко открывайте или прищуривайте глаза и округляйте рот или сжимайте губы. Путем таких гримас и движений, на первый взгляд кажущихся неестественными, родители приобщают ребенка к языку жестов, который является неотъемлемым элементом разговорного языка.

Продолжительному поддержанию интереса малыша к разговору способствует и изменение тембра голоса от низкого до высокого и наоборот. Если ваше общение носит регулярный характер, уже к концу второго месяца кроха начинает «гулить». И хотя его звуковой репертуар небогат и ограничивается 1-2 гласными переднего ряда, он в самом полном смысле слова учится говорить

Двигательные навыки ребенка в 2 месяца

На 2 месяце жизни ребенок начинает управлять своим телом. У него исчезают хаотичные подергивания, а движения рук и ног постепенно становятся более ровными и упорядоченными. Характерная для новорожденных нервная дрожь также пропадает. Наиболее заметное изменение, которое можно отметить в поведении ребенка – это способность двигать головой.

Если малыша положить на живот, он без особых усилий сможет поворачивать голову из стороны в сторону. А некоторые дети уже на 4-5 неделе поднимают ее и смотрят вокруг. Способность крохи двигать головой особенно очевидна, когда вы держите его, прислонив к своему телу. Однако независимо от того, насколько крепок ваш ребенок, он далеко не полностью может управлять своими движениями. Вынимая малыша из кроватки или нося по комнате, обязательно поддерживайте его головку руками.

Как правило, в этом возрасте дети не в состоянии самостоятельно передвигаться, тем не менее, даже самые пассивные малыши способны производить неожиданные движения. Поэтому никогда не оставляйте ребенка на столе или на другом высоком месте без присмотра. Достигнув этого возраста, младенец начинает значительно лучше владеть мышцами рук и ног.

Ребенок начинает демонстрировать способность ускорять или замедлять темп движения. Когда вы говорите с малышом спокойным и ровным тоном, его движения спокойны и равномерны. Попробуйте заговорить быстро, возбужденно, и вы увидите, как кроха начнет энергично перебирать руками и ногами.

Вижу, слышу, ощущаю…

В состоянии бодрствования малыш активно изучает окружающий мир – можно заметить, как он сосредоточивается и с интересом смотрит на какой-нибудь предмет или рисунок, находящийся перед ним. Наибольший интерес вызывают игрушки и предметы, перемещающиеся в пространстве, – повесьте над кроваткой вращающуюся карусель, перемещайте перед личиком ребенка погремушку.

Слежение за приближающимся и удаляющимся объектом формирует умение концентрировать взгляд, развивает координацию глаз. А если во время этих игр вы услышите, что малыш «заговорил», знайте, что с этими звуками он высказывает свое одобрение.

Для ребенка 2 месяца жизни новые звуки так же интересны, как и новые зрительные образы. Он может отличать речь от других звуков и при этом отдает явное предпочтение человеческому голосу. При незнакомом звуке ребенок настораживается, замирает, и, кажется, что он внимательно прислушивается. Если звук повторяется несколько раз, кроха перестает обращать на него внимание.

Чтобы вновь заинтересовать малыша, можно изменить звук, например, вместо звонка колокольчика дать послушать погремушку или игрушку, которая может пищать. В этот период в сознании ребенка укрепляется связь между увиденным и услышанным. После небольшой тренировки он каждый раз будет смотреть на колокольчик, висящий над кроваткой, когда тот звенит.

Маленький человечек радостно реагирует на ласковые прикосновения. Во время бодрствования погладьте ручки и ножки ребенка рукавичками, сделанными из разного материала – шелка, вельвета, атласа, шерсти, фланели или махровой ткани. Эти простые упражнения будут способствовать развитию осязания.

Для этой же цели можно использовать хватательный рефлекс, который пока еще у младенца очень силен. Предложите малышу хватать не только ваши пальцы, но и предметы различной фактуры – ребристые, пупырчатые, мягкие, деревянные. Чтобы помочь сыну или дочке «открыть» свои кулачки, ежедневно нежно массируйте крохотные пальчики.

Занятия с ребенком в 2 месяца

Поскольку и мама, и папа вносят что-то свое в общение с малышом, важно, чтобы они оба участвовали в его воспитании. Надеемся, что игры, предлагаемые ниже, не только помогут ребенку освоить новые навыки и умения, но и будут способствовать вашему с ним сближению.

Смастерите для младенца куклу, нарисовав на бумажной тарелке лицо и прикрепив к ней сбоку руку. Перемещайте тарелку в разные стороны на расстоянии 25 см от личика малыша. Через некоторое время кроха начнет следить за игрушкой, и на его лице появится улыбка.

Чтобы ребенок научился следить за предметом, предлагайте ему наблюдать за погремушкой или яркой игрушкой. Передвигайте предмет слева направо на расстоянии 25-30 см от личика малыша. Когда сын или дочка научится следить за ним, водя глазами по горизонтали, начните движение по вертикали. Наконец, попробуйте вращать предмет по кругу. Не забывайте следить за настроением младенца и будьте готовы прекратить игру, если почувствуете, что он устал или ему стало скучно.

К маленькой мягкой игрушке пришейте резиновую тесемку и закрепите под потолком. Положите ребенка так, чтобы игрушка находилась прямо над ним, и заставьте игрушечного зверька прыгать вверх-вниз. Став постарше, малыш сможет дотянуться до него и схватить. Чтобы стимулировать развитие слуха, привяжите к детским пинеткам колокольчики. Каждый раз, шевеля ножкой, кроха будет слышать звон.

Познакомьте ребенка со стихотворным ритмом и размером. Пусть это будут хорошо знакомые вам детские стихи или народные потешки. Народный фольклор особенно нравится детям, поскольку обладает важнейшей особенностью – и песенкам, и прибауткам, и пестушкам, и напевкам присуща музыкальность, в них прекрасно обыгрывается «гуление», которое осваивает в этом возрасте малыш.

Физическое развитие ребенка 2 месяца:

Положите ребенка на спинку, осторожно поднимите его ручки над головой и опустите вниз, затем скрестите их перед грудью и разведите в стороны. Положите малыша на спину, осторожно подвигайте его ножками, имитируя движения велосипедиста. Во время упражнения спойте песенку, например: «Мы едем, едем, едем в далекие края…».

Положите младенца на пеленальный столик на живот. Сядьте рядом и, называя чадо по имени, показывайте ему яркую игрушку. Малыш будет стараться поднять голову, развивая тем самым мышцы шеи, спины и рук. Проделывайте то же самое упражнение, только сейчас вы должны лечь на спину и положить ребенка себе на живот. Называя малыша по имени, старайтесь, чтобы он поднял голову и посмотрел на вас.

Практические советы

Не кутайте ребенка: Когда ребенок бодрствует, убедитесь в том, что он одет легко и удобно: чем меньше одежды, тем лучше. Не забывайте, что малыш ведет себя более активно, когда чувствует прохладу.

Посадите ребенка в детское креслице: Позаботьтесь о том, чтобы ваш ребенок не скучал, когда он не спит. Попытайтесь сделать так, чтобы он мог видеть окружающие предметы с разных сторон. Изменяйте его положение, посадив, например, в специальный детский стульчик или креслице.

Прислушайтесь к ребенку и ответьте ему: Попробуйте подражать звукам, которые произносит ваш малыш. Послушайте, как он это делает, и повторите. Во время «разговора» старайтесь смотреть ему прямо в глаза.

Пойте, занимаясь с ребенком: Выучите несколько простых стишков и, используя знакомую мелодию, напевайте во время кормления, купания и упражнений.

Игры с братьями и сестрами: Пусть ребенок некоторое время побудет со старшей сестрой или братом. Их присутствие развлечет и обрадует малыша.

Внимание, снимаем! Всегда держите под рукой заряженный фотоаппарат. Альбом с фотографиями – лучший способ проследить за тем, как день за днем растет ваш малыш, и запечатлеть счастливые моменты.

Возьмите ребенка с собой: Ребенок обрадуется, если вы возьмете его с собой в магазин или в гости к друзьям. Новые впечатления, незнакомые звуки и запахи будут способствовать развитию малыша.

Время игр

Зрение.

Наденьте ребенку яркие цветные манжеты или носки: Сделайте малышу цветные манжеты или купите яркие детские носочки. Иногда надевайте манжету или носок на правую руку ребенка, иногда на левую или на обе сразу. Двигая руками перед глазами, малыш постепенно научится управлять ими, так чтобы они оставались в поле его зрения.

Кукла на руке: Наденьте куклу себе на руку и перемещайте ее в разных направлениях – вверх и вниз, вперед и назад или двигайте по кругу, так чтобы ребенок мог ее видеть. Малыш будет следить за игрушкой, и это поможет развитию его зрительных способностей.

Игрушка, которая может пищать: Положите малышу на ладошку игрушку, которая пищит. Неожиданный звук позволит ему лучше почувствовать движения своей руки.

Кукла на пальце: Наденьте куклу на палец и покажите малышу, как она танцует. Чем смешнее будет танец, тем больше это понравится ребенку.

Кукла-тарелка: Сделайте куклу из бумажной тарелки с палочкой вместо ручки. Нарисуйте на одной стороне тарелки веселую рожицу, а на другой – печальную. Поверните тарелку перед глазами малыша сначала одной стороной, а затем другой. Пусть он увидит и печальное и веселое лицо. Вы обнаружите, что ребенку нравится смотреть на игрушку, и очень скоро он начнет с ней разговаривать. Интерес к кукле сохранится на долгое время, поскольку рожицы будут постоянно сменять одна другую.

Повесьте над кроваткой игрушки: Прикрепите к детской кроватке специальное подвесное устройство с погремушками и другими игрушками. Время от времени старайтесь менять их. Не забывайте, что малышу нравятся предметы яркого цвета, интересной формы, особенно те, которые легко двигаются.

Разные фигурки: Обклейте со всех сторон полиэтиленовый пакет кусочками цветной бумаги. Сделайте это так, чтобы фигурки были разного цвета и формы. Прикрепите петельки из тесьмы на верхних углах пакета и повесьте его над детской кроваткой. Через некоторое время ребенок сможет дотянуться до пакета и начнет ударять по нему рукой.

Папа вверх ногами: Поставьте два стула друг напротив друга. Положите ребенка на спину маме на колени. Пусть папа сядет на стул напротив нее, и тогда малыш увидит папино лицо вверх ногами.

Разные картинки: Повесьте на стену около детской кроватки или кресла для кормления какие-нибудь картинки или рисунки. Старайтесь время от времени их менять. Лучше всего для этой цели подойдет специальная настенная доска.

Восприятие звуков Потрясите погремушкой: Ваш ребенок стал лучше наблюдать за окружающей обстановкой и различать звуки. Дайте малышу возможность проявить свое умение – потрясите погремушкой, перемещая ее в разные стороны с разной скоростью. Во время игры напевайте песенку.

Вверх и вниз: Спойте малышу песенку, в которой говорится о движении вниз и вверх. Поднимая ребенка, опуская и поворачивая в разные стороны, вы даете ему возможность посмотреть на окружающие предметы под разным углом зрения. Вот мы поднимаемся вверх (поднимите малыша). Вот мы опускаемся вниз (опустите его вниз). Вот мы идем вперед и назад (поверните малыша). Вот мы кружимся (поднимите ребенка и осторожно покружитесь).

Позовите ребенка: Прежде чем войти в комнату к малышу, позовите его. Он научится узнавать ваш голос и будет ждать, когда вы появитесь.

Погремушка из консервных банок: Смастерите для малыша игрушку, используя пустые консервные банки. Поместите ее сначала с одной стороны кроватки, затем с другой. Через некоторое время, услышав звук, ребенок научится искать глазами «погремушку». Яркая тесемка, привязанная к банкам, облегчит ребенку поиски.

Ощущения

Погремушка: Положите в руку малыша погремушку. Что это такое, он поймет очень быстро. Он будет трясти ее, иногда подносить ко рту, прежде чем дать ей упасть. Старайтесь класть погремушку по очереди в каждую руку малыша.

Разнообразные ощущения: Поскольку большую часть времени ребенок держит кулачки разжатыми, ему будет интересно узнать, чем отличаются различные ткани на ощупь. Скрепите кусочки разной ткани деревянной прищепкой для белья. Для этой цели лучше всего подойдут лоскутки мешковины, шелка, бархата и вельвета. Такая игрушка способствует развитию хватательных навыков у ребенка.

Упражнения

Прыгающий помпон: Положите ребенка на спину перед собой, возьмите в руки несколько мягких цветных помпонов. Поднимите руку над малышом, и пусть помпоны один за другим упадут ему на животик. Каждый раз приговаривайте: «Сейчас упадет еще один помпон!» По мере того как малыш будет подрастать, он научится ждать, когда упадет следующий помпон.

Упражнения для ног «под ариозо»: Для физического развития малыша очень важны упражнения, укрепляющие ноги. Положите ребенка на спину и возьмите в руки его ступни. Осторожно начинайте двигать его ножки, подражая движениям велосипедиста. Через некоторое время вы почувствуете, что ребенок сам подталкивает ваши руки! А чтобы малышу было веселее, при этом пойте. В конце упражнения, держа ребенка за ножки, приподнимите нижнюю часть его туловища.

Арена для упражнений: Прикрепите над детской кроваткой несколько игрушек, так чтобы малыш мог дотрагиваться до них ножками. Повесьте игрушки на разной высоте. Старайтесь выбирать предметы разной формы и из разного материала. Возьмите, например, большой пушистый помпон и звонкий колокольчик. Благодаря им ребенок узнает, что бывает мягкий и твердый предмет, громкий и тихий звук. Положите малыша в кроватку на спину, так чтобы он мог дотянуться до игрушек ножками, и пусть он тренируется.

Повседневные дела

Время кормления

Условный сигнал: Запишите на пленку какой-нибудь условный звук, который должен оповещать о том, что наступает время кормления. Спустя некоторое время ребенок поймет, что означает этот сигнал.

Кресло-качалка: Если вы до сих пор не знаете, насколько полезным может оказаться при кормлении кресло-качалка, сейчас самое подходящее время, чтобы воспользоваться им. Прижмите ребенка к себе и, тихонько покачиваясь в кресле, начните его кормить. Такой способ кормления даст возможность спокойно отдохнуть и вам и ребенку.

Теперь очередь папы: Сначала убедитесь, что у папы есть время покормить малыша. Если вы кормите ребенка грудью, пусть папа даст малышу попить воды (если ребенок пьет воду). Если вы сцеживаете молоко и вам необходимо уйти из дома во время кормления, у папы появляется прекрасная возможность выполнить ваши обязанности.

Время купания

Поплескаемся в воде: Пусть малыш немного побрызгается в теплой ванночке. После купания осторожно вытрите его полотенцем. Приятные ощущения позволят ребенку лучше познать окружающий мир.

Прекрасное отражение: Выкупав ребенка, поднесите его к большому зеркалу. Он с интересом будет смотреть на свое улыбающееся отражение. Это самый подходящий момент, чтобы пощекотать ему животик и пальчики на ногах. Глядя в зеркало и чувствуя ваши прикосновения, малыш больше узнает о себе.

Продолжается массаж: Осторожно сжимая, делать ладонями круговые движения – вот основной способ расслабляющего массажа. Немного смажьте руки растительным маслом, затем поднимите ножку ребенка, слегка обхватив ее обеими руками, начинайте осторожно массировать. То же самое проделайте с руками малыша. Время пеленания

Настенный коврик: Повесьте на стену рядом с детским столиком одеяльце или коврик, сшитый из всевозможных лоскутков. Для этой цели лучше всего подойдет старое полотенце, шелковый шарф, ворсистая шерстяная материя и даже блестящая алюминиевая фольга. Переодевая ребенка, погладьте его ручками лоскутки, называя ткань каждого из них.

Посмотри в зеркало: Время от времени переодевайте ребенка перед зеркалом. Повесьте зеркало рядом с детским столиком, так чтобы малыш мог видеть себя. Собственное отражение удивит и восхитит его. По мере того как он будет становиться старше, эта игра станет доставлять ему все большее удовольствие.

Метелка из перьев: Держите рядом с пеленальным столиком недорогую мягкую метелку из перьев. Когда малыш будет раздет, ласково пощекочите его метелочкой, называя при этом каждую часть его тела: «Я щекочу, щекочу носик», «Я щекочу, щекочу пяточки» и т. д.

Маленький боксер: Ваш ребенок проводит достаточно много времени на пеленальном столе, глядя на скучный белый потолок. Постарайтесь сделать окружающую его обстановку интересной и привлекательной. Повесьте над столом красивый воздушный шар. Сначала малыш будет наблюдать за тем, как шар качается, а через некоторое время попробует ударить по нему рукой.

Время отдыха

Покатайся на мячике: Сильно надуйте большой пластиковый мяч, так чтобы он стал упругим. Осторожно положите на него ребенка, животом вниз. Придерживая малыша за бока, медленно катайте его взад и вперед. Многим детям это упражнение помогает успокоиться и заснуть.

Время для телевизора: Если в вашей семье любят смотреть телевизор, то на некоторое время ребенок охотно составит вам компанию. Он с удовольствием будет прислушиваться к новым звукам и наблюдать за движениями на экране; кроме того, это позволит ему лишний раз побыть в кругу родных.

Запишите на пленку голос своего малыша: Если у вас есть магнитофон, с его помощью вы сможете развлечь своего ребенка. Запишите на пленку звуки, которые он произносит. Старайтесь почаще включать при нем запись. Разговаривая с магнитофоном, малыш может успокоиться и заснуть.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.