Русские традиционные куклы из ткани. Анатомия и символика тряпичной куклы. Традиционная тряпичная кукла русского Севера. Работа состоит из таких этапов

Мастер-класс «Народная тряпичная кукла - закрутка»

Мастер класс рассчитан на детей подготовительной группы детского сада, воспитателей, родителей.

/Мастер-класс для детей возможен после предварительного формирования трудовых навыков: сворачивание, скручивание, обматывание, завязывание/

Назначение : игровая кукла для ребенка; оберег; подарок своими руками; украшение любимого уголка в комнате.

Цель . Извлечение красоты из обычных, казалось бы бросовых обрезков, лоскутков кромок материи.

Задачи.

1. Научить мастерить тряпичную куклу бесшовным способом, проявляя фантазию и творчество.

2. Вызвать интерес к народному творчеству. Восстановит и сохранить для новых поколений такое явление, как народная традиционная кукла.

3. Закрепление у детей трудовых навыков: складывание, сворачивание, скручивание, обматывание, завязывание.

4. Заинтересовать родителей в возрождении и сохранении народных традиций семейного рукоделия.

Материалы.

2 квадрата белой ткани (20х20) для туловища и блузки;

Один квадрат (20х20) и две полоски цветной ткани для сарафана;

Прямоугольный лоскутик для передника и треугольный для косынки;

Белые нитки;

Вата для объема;

Тесьма для пояса.

«Кто в куклы не играет, тот счастья не знает» /поговорка/

О народной кукле сейчас Вам расскажу,

А если Вам понравиться,- как сделать покажу.

Рукотворные куклы на протяжении веков сопровождали быт русских крестьян. Они бережно хранились в сундуках и передавались из поколения в поколение. Малым деткам кукол шили мамы, старшие сестры, бабушки, «…при всей невероятной занятости они находили для этого время. Ребенка специально обучали традиционным приемам изготовления куклы, и лет с пяти простейшую тряпичную куклу могла сделать любая девочка». А начинали девочек учить изготавливать куклы уже с трехлетнего возраста.

Главная особенность куклы, заключается в том, что сделана она без иголки и безлика. Для ребенка кукла будет игрушкой-подружкой и оберегом одновременно, поэтому колоть её иглой негоже, а делать лицо по народным поверьям нельзя, так как такая кукла может обрести душу и стать опасной. А «безликая» куколка считается предметом неодушевленным и не может навредить ребенку. Сделанная с любовью своими руками куколка, будет предметом гордости ее мастерицы.

Кукла просто загляденье,

Детям всем на удивленье,

Коль хотите научиться

Эту куклу мастерить

Вам придется не лениться

И старанье приложить!

Материалы.

Технология изготовления куколки

Берем один квадрат белой ткани и подгибаем края внутрь, как показано на фото. Там, где подогнут более широкий край (справа) будет основание. Оно получится толще, для того, чтобы кукла была устойчива.

В середину кладем вату, чтобы наша куколка не была слишком худенькой.

Выполняем тугое закручивание.

Получилась скрутка - рулик. Это «тулово» нашей куколки.

На уровне шеи и пояса перевязываем скрутку ниткой.

Берем второй квадрат белой ткани, в центр размещаем скрутку и кусочек ваты, чтобы голова получилась более круглой.

Завязываем ниткой на уровне шеи.

Расправляем ткань. Постараемся убрать лишние складки с лица куклы.

Формируем руки: определяем их длину и лишнюю ткань заворачиваем вовнутрь. Края рукава убираем в середину.

Отмеряем размеры ладошек и перетягиваем их ниткой. Свободные уголки подвязываем вокруг туловища ниткой на поясе, стараясь распределить ткань равномерно.

Основа нашей куклы готова. А вот наряд - это ваша фантазия и творчество. Я сделала кукле сарафан. Берем две узкие цветные полоски ткани и располагаем их крестообразно через плечи на груди и спине. Завязываем ниткой на поясе.

Квадрат цветной ткани сворачиваем пополам, располагая нитку внутри.

Стягиваем нитку, ткань прикладываем к поясу, равномерно распределяя вокруг, и завязываем.

Повязываем куколке косыночку, завязываем пояс и куколка готова.

Другой вариант. Косыночка завязана вокруг головы. Куколка украшена передничком. Орнамент нарисован фломастером.

Но моя куколка грустит: не с кем хоровод водить.

Сделайте подружек ей, кукле будет веселей.

Тряпичная кукла, сделанная своими руками – это классический домашний оберег. Традиционные игрушки из тряпок и лоскутов в наших землях стали делать очень давно. Это одно из любимых занятий наших бабушек, и неудивительно, ведь любые поделки, которые создаются в домашних условиях, несут положительную энергетику.

Тряпичная кукла, сделанная своими руками – это классический домашний оберег

Прежде чем делать такую куколку, следует подобрать материалы. Выбор ткани – очень важный этап в данной работе. От её качества зависит внешний вид изделия, изготовление которого потребует от мастера много сил и времени.

Мастерицы отдают предпочтение большому количеству различных тканей, но среди них есть два материала, которые лучше всего подходят для создания кукол.

  • Полартек. Эта ткань представляет собой трикотажный флис.
  • Кукольный трикотаж. Этот материал достаточно плотный, с ним легко и приятно работать.

Бывает хлопковый трикотаж, он тоже отлично подойдёт для данной работы.

Тряпичная кукла своими руками (видео) мк пошагово

Какие ещё ткани можно использовать?

  • Бязь. Это экологически чистый, хлопчатобумажный материал. Преимуществом такой ткани является то, что за ним практически не нужно ухаживать. Также его преимуществом является доступная цена.
  • Лён. Очень гладкий и приятный на ощупь материал. Лён немного толще хлопка и слегка грубее. Есть масса оттенков льняной ткани, поэтому мастерица точно найдёт такой, какой ей нужен для пошива куклы из тряпочек.
  • Трикотаж. Главным недостатком данного материала является то, что с ним довольно тяжело работать. Именно поэтому начинающим мастерам не рекомендуется использовать трикотажные ткани.
  • Хлопок. Это очень плотная и лёгкая в работе ткань.

В качестве ткани для пошива подходят разные варианты

Разобраться, в какой именно технике вы хотите сделать вашу куколку, помогут картинки в галерее. Эо может быть и набивная игрушка и кукла-скрутка.

Галерея: тряпичная кукла своими руками (25 фото)











Русская народная тряпичная кукла: мастер-класс

Русские народные куколки из лоскутков или тряпочек всегда вызывали восхищение у иностранцев. Такая национальная куколка-красавица, сделанная в народном стиле, никого не оставит равнодушным.

Мастер-класс:

  1. Понадобится белая хлопковая ткань, моток для скрутки головы, а также материалы для сарафана и косынки.
  2. Для голов таких работ должны быть сделаны самокрутки. Кусочек белой скрученной ткани кладётся в центр белого прямоугольного тканевого кусочка, предназначенного для того чтобы сделать туловище.
  3. Края прямоугольника загибаются с двух сторон. Затем материал складывается пополам.
  4. Лицо необходимо перевязать ниткой. Желательно, чтобы она была белого цвета.
  5. Теперь нужно заняться ручками куколки. Края ткани загибаются, а затем она сворачивается в трубочку. Теперь концы трубочки необходимо перевязать ниткой.
  6. К спине куклы прикладываются руки. Обвязываются они вокруг шеи, а крепятся – на поясе.
  7. Чтобы сшить сарафанчик, кусок материала прямоугольного размера нужно сложить пополам. Со стороны сгиба делается маленький надрез для пройм. Проймы вставляются под руки работы, а затем перевязываются ниткой.

Последним этапом должно стать завязывание косынки.

Как сшить тряпичную куклу-оберег?

Такая платковая куколка делается без выкройки. После того как все необходимые для работы материалы подготовлены, можно приступать к работе:

  1. Для начала нужно сделать тело оберега. Берётся кусок льняной ткани прямоугольной формы и складывается пополам. Затем материал скручивается, оставляя край 2 см.
  2. Теперь необходимо сформировать основу тела, а именно перевязать полученный цилиндр в трёх местах, образовав голову, талию и ноги. Узелки следует завязать сзади по центру фигуры.
  3. Теперь с помощью сантехнического льна нужно сделать волосы оберега. Лён следует расчесать щёткой, благодаря чему он распушится.
  4. Затем лён наматывается на лицо оберега, то есть на голову. Наматывание должно происходить по часовой стрелке.
  5. Затем берётся квадратный тканевый лоскуток, затем он складывается по диагонали и обворачивается вокруг головы.
  6. Скрутка перевязывается нитью в области шеи куколки. Все узлы делаются сзади.
  7. Из очёса формируется грудь оберега.
  8. На груди заготовки с помощью красной нитки делается крест. Согласно древним поверьям, такой символ служит защитой для всей семьи.
  9. После этого область талии завязывается чётным количеством узелков.
  10. Для того чтобы сделать оберегу руку, необходимо скатать в трубочку один тканевый лоскут. Рука крепится сзади спины и перевязывается на уровне запястий.

Куклы-обереги достаточно просты в изготовлении

По желанию можно декорировать работу пошитым сарафаном или косынкой.

Тряпичная кукла из лоскутков

Мастер-класс:

  1. Детали куклы рисуются на бумаге. Затем выкройка переносится на тканевую поверхность и вырезается.
  2. После этого детали строчатся на швейной машинке. Как вариант, можно прошить их вручную.
  3. Если использованный материал слишком сыпучий, края стоит обработать не ровным швом, а зигзагом.
  4. Куколка выворачивается и набивается ватой. Как вариант, вместо ваты можно использовать тканевые лоскутки или синтепон.
  5. Стоит очень аккуратно пришить к туловищу руки и ноги.
  6. В качестве глаз и носа сойдут маленькие пуговки. Также можно просто прорисовать их.
  7. Из вязальных ниток делаются волосы для куколки. Также в конце работы нужно сделать косынку. Из красной ткани вырезается небольшой квадрат и складывается по диагонали.

По желанию можно пошить сарафан.

Как сделать тряпичную куклу как у наших бабушек?

Работа состоит из таких этапов:

  1. Первым делом необходимо нарисовать выкройку. Она прикладывается к ткани, после чего – нужно вырезать материал.
  2. Оба лоскутка ткани, после прикладыванию друг к другу, обкалываются булавками для скрепления и сшиваются. Не стоит забывать об отверстии, которое нужно оставить для набивки куклы. Примерно 5 см нужно оставить.
  3. В местах расхождения материала, например, между ногами, делается небольшой надрез. Это делается для того чтобы сбавить натяжку на углах.
  4. Взяв куклу за отверстие для набивки, её нужно перевернуть на изнанку.
  5. После этого можно набивать её ватой или чем-то другим.
  6. Куколка украшается пуговицами и лентами.
  7. Платье шьётся из светлой ткани. После того, как оно будет надето на игрушку, следует использовать ленту, чтобы завязать по центру бантик.

Куколка делается весьма быстро и просто

По желанию ее можно красиво вышить нитками.

  • Так как мастер изготовляет такую вещь впервые, он не должен отказывать себе в том, чтобы как следует повеселиться. Если ему нравятся экстравагантные и нестандартные изделия, самое время смастерить куклу именно в таком стиле. Например, можно сшить куклу-панка или куклу-скалолаза.
  • Что делать, чтобы работа была симметричной? Для этого сделанная на бумаге выкройка складывается пополам, а макет куклы вырезается на сложенном листе бумаги.
  • Не стоит слишком изощряться, работая над нарядом для такой игрушки. Обыкновенное, сделанное своими руками платье будет иметь очень милый и приятный вид. Не зря в народе говорят: «Красота в простоте».
  • Чтобы на будущей игрушке не было следов зарисовки, в работе следует использовать портновский мелок. Им очень удобно делать разметку.
  • Если у мастера в наличии имеется достаточное количество материала, он может сделать большую куклу.
  • Новичкам следует соблюдать осторожность, работая с иглами и швейной машинкой.

Делаем своими руками куклу-желанницу: оберег на исполнение желания (видео)

Если правильно следовать инструкции, то работа над созданием тряпочных кукол не только позволит сделать настоящий народный шедевр, но также принесёт мастеру немало счастливых минут. Мастерицы в ВК и других соцсетях часто выкладывают результаты своего творчества и делятся секретами изготовления, а обучающее видео легко найти на Ютубе.

Ещё в середине XX века почти в каждой семье - в деревне и в городе - дети играли тряпичными куклами. И только с 1960-х годов, когда промышленные предприятия стали выпускать миллионные партии игрушек из пластмассы, традиция изготовления домашней куклы почти угасла. Однако, она не исчезла совсем, отложившись в народной памяти.

Кукла - знак человека, его игровой образ-символ . В этой роли она фокусирует время, историю культуры, историю страны, народа, отражая их движение и развитие.

Традиционная тряпичная кукла

Именно она несет память культуры и делает это гораздо ярче, шире и глубже, чем любая другая игрушка (глиняная либо деревянная). Условная человекоподобная фигурка когда-то выполняла магическую роль, служила оберегом. Она участвовала в обрядах и праздниках, в ритуальных событиях круга жизни земной, отмечая рождение, свадьбу, уход к предкам.

Тряпичная кукла - игрушка с ценными воспитательными качествами, которые признаны и культивируются в этнопедагогике, в практической работе с детьми. Это великолепный образец для занятий по рукоделию, художественному труду и творчеству, декоративно-прикладному искусству и текстильному дизайну.

Эта универсальная игрушка имеет духовное наполнение - здесь кроется притягательность лоскутной куклы. Кукольный народец хранит в себе мастерство и искусство своих создателей, труд собирателей, коллекционеров и ученых. В кукольной хронике высвечивается жизнь российской культуры, негаснущая народная память. И у каждого, кто делает тряпичные куклы, получается своя “лоскутная история”.

Удивительна схожесть, перекличка кукол у разных народов. Их объединяет не только происхождение (игровые куклы везде возникли из обрядовых, вышли из ритуала), но и общечеловеческие идеи и ценности: преемственность в родстве, семейственности и родительской опеке, в почитании предков.

Рукотворная игрушка служила для наших предков своеобразным родовым этническим кодом, который указывал ориентиры жизненного пути. Рассматривая старые куклы, мы заметим, как проступает в них цепочка скрытых символов, характерных для мифологического сознания крестьянина, для русской народной культуры. Поэтому в изготовлении традиционных тряпичных кукол не было случайностей - во всем усматривался определенный смысл. Как правило, тряпичные куклы были простейшим изображением женской фигуры: кусок ткани, свернутый в скалку, тщательно обтянутое белой льняной тряпицей лицо, груди из ровных тряпичных шариков, коса и обыденный или праздничный крестьянский наряд из лоскута.

Материалы для создания кукол

Чаще всего кукольные костюмы шили из лоскутов покупной ткани - ситца и сатина, кумача и коленкора. Они, в отличие от домотканых, вплоть до начала XX века оставались для деревни дорогими и предназначались для праздничной одежды. Оставшиеся обрезки хранили в мешочках, берегли на игрушки. А когда мастерили кукол, лоскутки тщательно подбирали. Особенно ценили красные тряпочки, они шли на самые красивые куклы. Красный цвет издавна служил оберегом, символом жизни и производительной силы природы.

Тряпичные куклы, сшитые из нового лоскута, специально делали в подарок к крестинам, к дню ангела, к празднику, выказывая родственную любовь и заботу. В старину на праздник Введения Богородицы во Храм, когда начинались зимние гуляния на санях, малым детям и именинницам посылали в подарок “козырные” санки с куклами. Такая обязанность лежала на тещах и крестных матерях. “Домодельные” куклы дарили родным и близким, скрепляя родовые узы: это тоже одно из свидетельств их сакрального значения.

В семье же для своих детей, куклы “вертели” обычно из старого тряпья. И даже не по бедности, а по ритуалу кровной близости. Считалось, будто ношеная материя хранила родовую силу и, воплотившись в кукле, передавала ее ребенку, становясь оберегом. Для кукол чаще всего использовали подолы женских рубах и фартуков. Именно эти части костюма, соприкасаясь с землей и вбирая таким образом ее силу, имели наибольшее сакральное значение. Примечательно, что лоскутки для кукол всегда рвали по прямой нитке, а не отрезали ножницами. Считалось, что такая игрушка пророчила ее маленькой хозяйке целостность без изъянов и повреждений.

Часто кукольная одежда точно передавала особенности местных костюмов. Сегодня покажется странным, что костюм с куклы не снимался. Неужели наши предки не могли додуматься до такой простой вещи? Но они не ставили перед собой такой задачи: ведь куклу творили, как целостную форму. Это важный принцип: кукла - не манекен для переодевания, а самоценный образ. Костюм органично участвовал в пластике игрушки. Его крой был прост и по кукольному выразителен. Пропорции большеголовых кукол, далекие от натуры, делали и кукольный костюм условным, иносказательным. При этом именно костюм всегда определял этнический конкретный тип в кукле, отвечал реалиям игры. Кукла в розовом сарафане не могла исполнять роль пожилой женщины, а кукле "женке” не дозволялось играть роль “невесты”.

Мощная символика русской куклы

Исследователи долго не догадывались заглянуть внутрь тряпичной куклы, где, оказывается, и скрыты самые важные ее тайны.

Русская тряпичная кукла включает в себя несколько архетипов, сформированных традицией. Столбушка (столбец, полено, чурка), крестушка или крестец, кукла на палочке, узловая (узелковая) кукла, пеленашка, закрутка (скрутка, скатка, скалка), набивная кукла-мешочек - все они бытовали одновременно в XIX - первой половине xx века в деревне и малых провинциальных городках. Каждый тип рассыпан в свою очередь на множество локальных вариантов, характерных для той или иной местности.

Исследователи обратили внимание на то, что куклы разных регионов при всем их внешнем образном различии близки по способам изготовления внутренней первоосновы. Заметили общую для кукол столбообразную форму туловища, которую свертывали так плотно, что получалось, будто скульптурка из твердого материала.

Какие же архаичные представления аккумулировались в туловище тряпичной куклы?

При всех этнографических различиях везде кукла являла собой мифологическую формулу мироустройства, отражая самую суть вселенского кругооборота в природе и жизни человека. Простейшая трехчастная фигурка, перетянутая по месту шеи и перепоясанная, строилась по схеме триединого мира: небесного(верхнего), земного (среднего) и подземного (нижнего). Крестовидные куклы указывали еще и на четыре направления света. таким образом в самой конструкции их содержалось универсальное число 7 - символ мироздания. Заметим, что каждодневное слово “семья” звучит как заклинание: “я” в центре мироздания, “я” должен повториться семь раз - тогда будет семья. Эта мощная символика зашифрована и в кукле.

Местобытие куклы в центре мифологической модели триединого и четырехстороннего мироздания фиксировал косой крест, который перевязывал ее грудь. И значит, простейший по конструкции архетип тряпичной куклы передавал из поколения в поколение по наследству код древнего мироустройства, являясь переходным мостиком между материей и духом, кукла соединяла в себе представления о бытии и небытии, о жизни и смерти:

Спеленатая, туго скрученная основа (без рук и ног, без лица) напоминала покойника, предка, а внешне кукла изображала конкретный этнический типаж, женщину в народном костюме. Столбообразная фаллическая форма куклы-скалки говорит нам также о мужской ее символике, а выделенная грудь, энергично перетянутая косым крестом, является знаком плодородия, свидетельствует о женской сущности. Смерть рождает новую жизнь, а жизнь продолжается в гармоничном слиянии двух природных начал, мужского и женского - такую емкую символику содержит формула простейшей тряпичной куклы.

Почему она долго оставалась безликой?

Мистическая безликость - тоже одна из древних тайн тряпичной куклы. Это роднит ее с обрядовыми фигурками, чаще всего тоже безликими. Родовой и домашний очаг, память о предках, нить личной судьбы - на этих ценностях “сходился белый свет”, когда углы светлой полотняной тряпицы связывались крепким узлом из льняной нитки, обтягивая шаровидную голову. если такие жизненно важные идеи “замуровывались” в голову куклы, то вполне логично, что само лицо теряло всякое значение.

Изображение лица в кукле долгое время было в крестьянской среде под запретом. Безликость сохраняла куклу в целости, подобно упаковке. Cмысл этой стойкой символики в кукольной традиции давно забыт. На вопрос, почему у куклы нет лица, деревенские женщины отвечали, что оно ей просто не нужно, что в доме не должно быть лишних глаз. Значит, зрячая кукла опасна для ребенка. Ведь глаза, нос, рот, уши, даже и нарисованные - все равно есть врата, через которые происходит связь с космическими силами, светлыми и темными, добрыми и злыми. Следовательно, лучше не открывать эти врата, надежнее наложить на них табу. Кукла без лица отрешена от бытовой конкретики, от живого человека. Она слепа, глуха и нема - сама по себе, сама в себе. Только в таком “гробовом” молчании и можно сохранить тайну рода, семьи.

В конце XIX века заметно стремление сделать тряпичную куклу более правдоподобной. Облик куклы менялся с изменением ее функции. Условная безликая фигурка утрачивала магическую обрядовую роль, становясь развлекательной игрушкой, купленной на ярмарке.

Тряпичная кукла “обретает лицо”, которое становится важнейшим элементом кукольного облика. Традиционно лицо куклы рисовали углем из печки, и это говорит о связи игрушки с домашним очагом. Пользовались простыми, химическими и цветными карандашами, чернилами. Но чаще вышивали, используя традиционные приемы народной вышивки, где женские лица обозначались крестообразными и ромбовидными узорами. Глаза изображены крестиками или отмечены точками. Их “гляделки” - пустые ромбики, “не видят ни крошки”, совсем как в народной приговорке ” у доброй девки ни ушей, ни глаз”. Рот, как правило, вышивали красными нитками плотными стежками или традиционным крестиком (”закрыт на замок”). Ротики были маленькими: кукла не смела “рта разинуть”, молчала, “как воды в рот набрала”.

При всем разнообразии кукольных ликов все они сходи своей строгостью и благообразием. Нет ни одной веселой, смеющейся куклы. В этом сказывается связь игрушки с культом предков, а также с благообразием православных женских образов, которые постоянно были перед глазами.

Тема исследовательской работы

«Изучение и сохранение

русских национальных традиций

на примере создания образов

русской народной куклы»

(Секция «Река времён»)

Самылина Светлана Юрьевна,

обучающаяся 6 класса

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

Грязовецкого муниципального района Вологодской области

«Сидоровская школа»

Научный руководитель:

Литвинова Наталия Юрьевна,

учитель истоковедения

МБОУ «Сидоровская школа»

с. Сидорово, 2015

Введение…………………………………………………………………………3-4

    Традиционная русская кукла………………………………..………….…5-11

    1. История возникновения русской куклы………………………...…......5

      Виды и назначение русских традиционных кукол…………………....6

      1. Обереговые куклы………………………………………………....…6

        Обрядовые куклы…………………………………………..……..….8

        Игровые куклы………………………………………………………..10

    Традиции создания русской народной куклы.…….…………………...12-13

    1. Основные правила изготовления русских кукол…………….. ……..…..12

      Отражение традиций русского костюма в одежде кукол…………… …13

    Создание кукол на основе русских народных традиций……………….14-15

Заключение……………………………………………………………………….16

Список литературы……………………………………………....…..…………..18

Приложение 1…………………………………………………………………….19

Введение

Русская народная кукла имеет свою славную историю и богатые традиции. Куклы на Руси существовали с незапамятных времен, являясь непременным атрибутом повседневного быта наших предков, неотъемлемой частью праздников, процесса воспитания детей. Они сопровождали человека всю его жизнь, начиная с самого рождения. Традиционная кукла хранит в себе силу и мудрость русского народа.

Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своём образе черты создающего ее народа, его индивидуальность, уровень развития и мастерства. В этом главная ценность традиционной народной куклы.

Через века и поколения пронесла народная память традиционные образы кукол, но, к сожалению, долгое время народная кукла была практически полностью забыта. Утратились многие традиции изготовления русских кукол, а вместе с ними потерян большой пласт нашей истории и культуры.

В последние годы все острее встает вопрос о необходимости возрождения русских национальных традиций. Каждый человек должен знать историю своего народа, иметь представление о своих корнях, знать, любить и уважать традиции своих предков. Это делает проблему нашего исследования достаточно актуальной: куклы, как элемент культуры, представляют особый интерес при изучении национальных особенностей и традиций любого народа. Необходимо изучать, возрождать и развивать богатые традиции русской куклы.

Для меня эта тема тоже представляет особый интерес. Я люблю заниматься различными видами рукоделия. Впервые познакомившись на уроках технологии в начальной школе с русской народной куклой, я захотела как можно больше узнать о ней, освоить технологию изготовления обрядовых и обереговых кукол.

Цель исследования: изучить традиции русского народа, связанные с особенностями изготовления и использования традиционной народной куклы.

Задачи:

    собрать и проанализировать имеющуюся информацию по проблеме исследования;

    выяснить историю возникновения русской куклы;

    изучить виды русских традиционных кукол и их основное предназначение;

    изучить традиции создания народных кукол и попытаться овладеть основными технологиями их изготовления;

    изготовить кукол на основе применения традиционных технологий;

    пробудить интерес к народной кукле как к одному из средств возрождения русских национальных традиций.

Объект исследования : русские народные традиции.

Предмет исследования : традиционная народная кукла.

Для реализации цели и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

    изучение и анализ литературы;

    обобщение;

    описание;

    практическое освоение технологий изготовления некоторых народных кукол.

Гипотеза: Мы предположили, что изучение и создание традиционной народной куклы будет способствовать сохранению и возрождению русских национальных традиций.

    Традиционная русская кукла

    1. История возникновения русской куклы

Анализ литературы по теме исследования показал, что, несмотря на достаточно высокий интерес к русской кукле, имеется ограниченное количество книг по данной теме. Большинство из них появились в последние годы.

Знакомство с материалами, представленными в сети Интернет, позволило выяснить, что существует много сайтов, посвященных русской кукле, особенностями ее бытования на Руси, традициям изготовления. Также создано много форумов, на которых идет обмен информацией о русской кукле, представлены мастер-классы по изготовлению разных видов кукол.

Знакомясь с материалами форумов, я выяснила, что у нас в стране много людей интересуется русской традиционной куклой. Во многих городах России проводятся семинары и мастер-классы, позволяющие не только познакомиться с историей куклы, но и на практике научиться делать разные виды кукол.

В словаре русского языка С.И.Ожегова объясняется, что кукла – это детская игрушка в виде фигурки человека. По мнению других учёных: археологов, искусствоведов, кукла – это любая фигурка человека.

История человечества с древнейших времен до наших дней – это и история кукол, которые на протяжении тысячелетий оставались неизменным спутником людей.

В древности куклы служили обрядовым символом, они участвовали в магических заклинаниях. Созданные по образу и подобию человека, куклы служили посредниками между миром людей и духов. Многие народности верили, что всё, производимое над куклой, произойдет с самим человеком. Куклам поклонялись, приносили жертвы, просили о заступничестве, с их помощью пытались причинять вред врагам.

Традиционной игрушкой в быту русской деревни с давних времен была тряпичная кукла. У русского народа кукла имела особое значение – она олицетворяла силы плодородия земли русской.

В прошлом крестьянская кукла имела разные предназначения. Прежде всего, она была оберегом.

Для детей к укла была не просто игрушкой, а мудрым учителем в жизни, другом. Игра в куклы поощрялась взрослыми, так как, играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи.

Тряпичная кукла рассматривалась и как эталон рукоделия. По ней судили о вкусе и мастерстве хозяйки.

В крестьянских семьях кукол было много. Наши предки считали, что чем больше кукол, тем больше в семье счастья. Кукол берегли. Как утверждают исследователи, такое отношение складывалось не потому, что игрушек было мало. Существовали строгие народные заповеди: игрушка живая. Мастер, создавая её, передавал своему творению часть души.

    1. Виды и назначение русских традиционных кукол

      1. Обереговые куклы

По своему назначению куклы делятся на три большие группы: обереговые, обрядовые, игровые.

Обереговые куклы - это отражение той картины мира, в которой жили люди. По народным поверьям, кукла заключала в себе оберегающее начало, она как бы отвлекала на себя злые силы, оберегала своих хозяев. Ее так и называли: оберег или берегиня. Большинство кукол на Руси были оберегами. Каждая из них имела свое обережное значение и была связана с главными значимыми вещами и событиями в жизни русского человека – с Родом, Семьей, Домом, Здоровьем, Счастьем, Достатком. Куклам-оберегам приписывались различные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь женщине в хозяйстве, способствовать достатку семьи, хорошему урожаю.

Обереговые куклы бережно хранились в семье, передавались из поколения в поколение вместе с традиционными приемами их изготовления. Им отводили специальное место в доме.

Каждая из обереговых кукол выполняла свои «обязанности». Они сопровождали наших предков с самого рождения и даже принимали участие в судьбе еще не родившегося ребенка. В некоторых губерниях за две недели до рождения ребёнка будущая мать скручивала куклу Куватку и клала ее в колыбель. Кукла была нужна, чтобы согревать люльку для малыша, а с его рождением должна была отгонять злых духов. После крещения младенца она вывешивалась над колыбелью. Верили, что кукла охраняет детский сон и оберегает ребенка.

Пеленашка это и кукла-оберег, и первая игрушка новорожденного. В колыбель к малышу клали куклу-пеленашку, которая должна была оберечь его от нечистых сил, болезней, недоброго глаза, от бессонницы. Кроме того, наши предки следили за тем, чтобы колыбель никогда не оставалась пустой. Поэтому, когда малыша вынимали из колыбели, всегда там оставалась кукла-замена. Дарили Пеленашку и женщине, желающей иметь детей. Также существовал обычай во время свадьбы класть Пеленашку невесте на колени, чтобы к ней пришла материнская сила.

Кукла Берегиня имела особое значение. Она оберегала дом от несчастий и бед. Её наличие в доме отпугивало нечистую силу и злых духов. К тому же она приносила в дом достаток, для чего в руки ей давали узелок.

Вепсская кукла Капустка, или рванка. Вепсы – небольшая народность, проживающая на территории Карелии, Ленинградской и Вологодской областей, сохранившая свои традиции и обряды, многие из которых сходны с северорусскими. Данная куколка принадлежит к древней культуре. Эта кукла интересна тем, что является и обережной, и игровой. Она делалась из старых маминых вещей и была небольшого размера – как раз под детскую ручку. Кукла предназначалась для отведения порчи и для игры, сопровождая ребёнка так долго, пока не рвалась или не портилась. До рождения малыша, чтобы «согреть колыбельку», в неё клали эту куклу. А потом кукла висела над колыбелькой и охраняла малыша, символизируя кормящую мать, у которой не иссякнет молоко, оберегая от голода. Когда ребёнок подрастал, он с ней играл. Но это не все амплуа куклы, образ был многогранным. Не зря говорят, что в капусте детей находят. Так, девушки делали вепсскую куклу, когда понимали, что им пора выходить замуж, и выставляли на окно, чтобы парни знали, что пора свататься. Ещё вепсская кукла олицетворяет собой образ матери-кормилицы. Кукла – хороший талисман и оберег как для детей, так и для взрослых девушек, и замужних женщин. Ей уготована роль домашней Берегини, которая, пропитываясь энергией положительных событий и, существуя в эмоциональном поле семьи, придаёт уверенность, равновесие, чувство защищённости всему пространству дома.

Кукла Колокольчик – оберег хорошего настроения, куколка добрых вестей. Даря Колокольчик, человек желает своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в нем радостное и веселое настроение. Родина куколки – Валдай, откуда пошли валдайские колокольчики. У куколки три юбки, по форме напоминающие колокол.

Кукла Веснянка является оберегом молодости и красоты. Веснянка – это веселая, задорная кукла, которую делали молодые девушки на приход весны. Традиционно она очень яркая, с волосами необычного цвета.

Куколка-оберег На счастье представляет собой маленькую девочку с длинной косой. Наши предки считали, что длинная коса – символ женского начала и женской силы, символизирует здоровье, достаток, красоту и долгую жизнь. Считалось, что эта куколка способна принести счастье и удачу своей хозяйке.

Куклы День и Ночь – обереги жилища. Они оберегали смену дня и ночи, порядок в мире. Куколка День оберегает день, следит, чтобы он не зря прошел, а с толком: чтобы в будни люди трудились, в праздники – веселились. Куколка Ночь следит, чтобы ночью все угомонились и легли спать, отдыхать от дневных дел. Она дарит сон и оберегает его.

Филипповка - шестирукий оберег рукодельниц. Считалось, что он оберегает женские руки от усталости, травм, скрашивает женский труд и превращает его в удовольствие.

Кукла Десятиручка – лучшая помощница в домашних делах. Имея множество рук, она помогала женщине справляться со всей ее работой. Эту куклу дарили молодой хозяйке. Десять рук этой куклы как раз и позволяют ей всё успеть.

Лихорадки (Лихоманки, Трясовицы) – традиционный славянский оберег на здоровье в семье. Делали его в виде 12 фигурок, чтобы отпугивать 12 злых демонов болезни. Для защиты от сестриц-трясовиц, злых лихорадок, из сношенной одежды делали одноименных куколок, связывали красным шнурком и вешали около печной трубы. Считалось, что лихорадка, влетев ночью в дом, начнет осматриваться в поисках жертвы, увидит куклу, узнает в ней себя, и вселится в нее вместо кого-то из домочадцев. Весной куколок сжигали, освобождая дом от негатива.

Кубышка-травница – древняя кукла-оберег от болезней и недугов, следит за физическим здоровьем всех членов семьи. Её толстая круглая юбка и узелки в руках наполнены душистыми лекарственными травами.

Куколка Здоровье – делалась только изо льна, так как считается, что лён помогает человеку поправиться, забирая болезнь на себя. Куклу делали с зажженной свечой, молитвой и заговорами для здоровья. Если в доме кто-то болел, ему в руки давали куклу Здоровье. Как только хворь уходила, куклу сжигали.

      1. Обрядовые куклы

Весьма значительная часть русских народных кукол – обрядовые. Современному человеку сложно представить быт и традиции русской деревни. С одной стороны, он был заполнен тяжелым каждодневным трудом. С другой стороны общеизвестны разнообразные и многочисленные деревенские праздники, подчиненные календарному циклу сельскохозяйственных работ.

Праздники были красочными и яркими, сопровождались различными обрядами. Обряды, совершаемые на праздниках, по верованиям крестьян, должны были способствовать приплоду скота, обильному урожаю, здоровью и благополучию членов крестьянской семьи.

В центре многих календарных и семейных обрядов была кукла. Она, как самый доступный и понятный образ, становилась посредником в отношениях человека с миром природы, миром богов и миром предков.

Обрядовые куклы изготавливали к определённому ритуалу. Посвящались они в основном женским божествам. Служили такие куклы только определенное время. Во время обряда наряженных кукол с песнями носили на руках, водили вокруг них хороводы, затевали игры. Когда они выполняли свое назначение, их “отдавали” богам – топили в реках, сжигали на кострах, разбрасывали по полям. А взамен просили счастливой любви, хороших урожаев, здоровья. Только некоторых из обрядовых кукол хранились долго. Их почитали и ставили в избе в красный угол.

Примерами таких кукол являются кукла Семеон-Столпник –делалась ко дню Симеона-Летопроводца (14 сентября), когда заканчивались основные полевые работы и начиналась пора свадеб. На площади, где шло гуляние, вкапывали столб, на верхушке которого прочно крепили Симеона-Столпника. Парни, состязаясь в ловкости, залезали на столб и пробовали снять куклу. Кому это удавалось – доставалось всеобщее уважение и почет. Считалось, что кукла Симеон добавляет мужчинам силы.

Кукла Параскева Пятница делалась ко дню Параскевы, 10 ноября. В этот день женщины и девушки показывали друг другу свое рукоделие. Эта кукла считалась покровительницей женских ремесел, заступницей женской доли.

Спиридон-Солнцеворот – это кукла - мужчина, который держит в руках символ солнца – колесо. На праздник зимнего и летнего солнцестояния (21 декабря) совершали обряды, посвященные солнцу. Они проходили с участием в обрядах этой куклы. Спиридон считался одной из главных зимних кукол. Он поворачивал солнце на прирост и на увеличение солнечных дней в году.

Кукла Ангел дарилась на Рождество и на Пасху. На Рождество Ангелов делали белых и голубых. Украшали золотыми и серебряными нитями, тесьмой. На Пасху делали красных, зеленых, белых. Также Ангел вешался над кроваткой ребенка, «охраняя» его сон от злых помыслов.

Кукла Масленица выполнялась двух видов: большая, в человеческий рост, и домашняя. Большую куклу делали из лыка или соломы. Куклу украшали лентами, завязывая которые, люди загадывали желания. Чтобы желания сбылись, куклу в конце масленичной недели сжигали. Домашняя Масленица символизировала крепкий достаток и здоровое потомство молодой семьи. Она считалась сильным оберегом жилища, выполняя заветы хозяев дома. В масленичную неделю такую куклу вывешивали за окно. Это было знаком того, что теща ждала зятя и дочь в гости на блины.

Обряд «закликания» весны приходился на март. Обязательным атрибутом его являлись маленькие нитяные куколки, которых называли Мартиничками. Их вязали парами: из белых ниток – символ уходящей зимы, из красных – символ весны и жаркого солнца. Куколок развешивали на деревьях, где их качал и вертел весенний ветер.

Кукла Пасха делалась к Вербному воскресенью, использовалась как пасхальный подарок. Кукла делается так же как Кувадка, но только из красной ткани. У куклы должен быть обязательно передник и веточка вербы в левой руке.

Пасхальная голубка изготавливалась на Пасху. Кукла красного цвета, напоминает голубку – символ Благой вести о Воскресении Христовом. Пасхальная голубка имела грудь, и чем грудь была больше, тем больше благ она могла дать (все желания были связаны с богатым урожаем).

Кукла Неразлучники использовалась в обряде свадьбы. В русской свадебной традиции под дугой упряжи повозки, везущей молодую пару подвешивали пару кукол: куклу Невесту и куклу Жениха, чтобы они принимали недобрые взгляды на себя. У женской и мужской фигуры общая рука – символ крепкого брачного союза. Муж и жена – две половинки одного целого, они должны быть неразделимы.

Кукла Мировое древо использовалась в оформлении особого свадебного пирога. В центр пирога втыкалась воткнутая берёзовая рогатка, украшенная куколками, изображавшими жениха и невесту. Как и другие магические свадебные атрибуты, кукла из свадебного пирога имела глубокое символическое значение. Рождение новой семьи уподоблялось рождению Мирового дерева жизни, могучими ветвями которого надлежало стать молодой паре.

Обрядовая кукла Акулина – гречишница (Крупеничка) – оберег и хранитель благополучия древних славян. В основе куклы лежит льняной мешочек, в который складывали отборное зерно с прошлого урожая. Именно с него начинался обряд посева весной гречишного поля. Первая горсть отборного зерна бралась из этого мешочка, который сделан в виде куклы. Осенью собирали другой урожай, с которого собирали самое лучшее зерно и хранили его до следующего года. Считалось, что земле передаётся сила, сбережённая от предыдущего урожая.

1.2.3. Игровые куклы

Игровые куклы предназначались для забавы детям.

Стригушка – самая распространенная игровая кукла, сделанная из стриженой травы. Когда женщина уходила в поле, она брала ребенка и, чтобы он мог играть с чем-то, делала ему куклу. Одевали и украшали таких кукол на свой вкус.

Многие игровые куклы считались обучающими. Через куклы дети знакомились с укладом жизни и учились взаимодействовать с миром. Куклы, которые сопровождали ребенка, во многом определяли, кем он вырастет. Многие куклы передавались от матери к дочке, а дальше внучке и правнучке. Девочки-подростки делали кукол себе, младшим сестренкам и братишкам, одевали их по своему вкусу. Делали они это с большим старанием, так как старшие женщины в семье поглядывали, как умело и аккуратно девочка делает одежду для куклы. По мастерству изготовления кукольной одежды судили о готовности девочки к обучению настоящему ремеслу.

Куколка Отдарок-на-подарок – обучающая кукла. Она помогала научить ребёнка благодарности. Это была первая кукла, которую ребенок должен был сделать сам в возрасте 3-4 лет. Бабушки обучали детей делать эту куколку для того, чтобы они могли подарить её кому-то в ответ на подарок, в благодарность. Делали эту куклу дети и для родителей, с малых лет приучаясь быть благодарными им за то, что те заботятся о них и растят.

Кукла На выхвалку являлась игровой сшивной куклой. Она шилась девочкой лет в 10-12 и была экзаменом по шитью и рукоделию. Куклу нужно было не только сшить, но и одеть и обуть. Потом эту куклу девочка приносила на посиделки к старшим девушкам для хвастовства и оценки. Название «на выхвалку» означает, что ею хвалились.

Рассмотренные нами куклы – это лишь малая часть многообразия русских традиционных кукол, бытовавших на Руси.

Вывод: куклы на протяжении веков сопровождали быт русского человека, отражали его мировоззрение, наиболее значимые события жизни. В жизни наших предков кукла играла огромную роль: она была участницей многих праздников и обрядов, выступала оберегом человека и его жилища, являлась главной игрушкой для детей. По своему назначению куклы можно разделить на три большие группы: обереговые, обрядовые и игровые. Многие куклы бережно хранились в семье, передавались из поколения в поколение вместе с традиционными приемами их изготовления.

    Традиции создания русской народной куклы

    1. Основные правила изготовления русских кукол

Изучая историю русских кукол, я выяснила, что в разных уголках России существовали особые обычаи и традиции их изготовления. В каждой детали куклы был заложен определенный смысл. Кукла это изображение человека. Именно узнаваемость человеческих черт характеризует русские традиционные куклы.

Отличительной чертой народной куклы была ее безликость. Русская кукла не имела лица. Так как она исполняла роль оберега, то ее боялись полностью уподобить человеку. По народным поверьям, кукла «с лицом» как бы обретала душу и тем самым становилась опасной: могла сглазить и принести несчастья. Кукла без лица считалась неодушевленной, недоступной для вселения в нее злых сил, а значит, и безвредной.

Народные куклы просты в исполнении. На их изготовление шли в основном подручные материалы. На Руси кукол делали из золы, бересты, дерева, лыка, травы, льна, соломы. Большинство кукол были тряпичные.

Чаще всего для изготовления кукол использовались лоскутки, оставшиеся от старых платьев и рубах. Считалось, что ношеная материя хранила родовую силу. Если взять лоскуты старой одежды человека, то кукла будет оберегать этого человека еще сильнее. Если куклу делали в подарок, то использовали кусочки новых тканей.

Отмечаются важные отличия в изготовлении обереговых, обрядовых и игровых кукол.

Традиционные технологии изготовления кукол-оберегов своими корнями восходят к языческому периоду Древней Руси. Такие куклы изготавливались по строгим правилам, так как от них, по мнению наших предков, зависела судьба семьи и рода.

Обереговые куклы , как правило, изготавливали только женщины. Сам процесс создания обережных кукол сопровождался обязательным предварительным ритуальным действием. Делала такие куколки женщина не бездумно, а эмоционально настроившись, веря в силу "сделанного". Часто изготовление куклы сопровождалось чтением молитв, заговоров.

Считалось, что при изготовлении обереговых кукол недопустимо использовать колющие и режущие предметы, которыми человек мог пораниться. Тряпочки и нитки для будущих кукол нужно было не резать, а рвать (иногда кукол так и называли "рванки").

При изготовлении обереговых кукол всё имело значение: ткань (старая или новая, из чьей одежды, цвет, узор), дерево (сорт, живое или засохшее), сорт растений и в какое время они собраны. Традиционно куклу делали «в подоле» на коленках, а не на столе. В славянской традиции действовал запрет на изготовление обережных кукол три дня в неделю: среда, пятница, воскресенье.

Обрядовые куклы были более просты в изготовлении, делались из доступных материалов. Считалось, что чем древнее способ изготовления куклы, тем действеннее ее роль в совершении обряда. При изготовлении обрядовых кукол соблюдались такие же строгие правила, как и при изготовлении оберегов.

Куклу нужно было делать начисто, за один раз. Причиной тому старинная примета: дело, сделанное во второй раз, перечеркивает то, что было сделано в первый.

При изготовлении игровых кукол не соблюдались запреты на пользование ножницами и иглой. Поэтому многие игровые куклы более декоративны, чем обереговые и обрядовые. Игровой кукле можно было обозначить лицо. Традиционно его рисовали углем из печки, показывая связь куклы с домашним очагом. Часто лицо вышивали, используя традиционные приемы народной вышивки. Глаза изображали крестиками или точками. Рот, как правило, вышивали красными нитками плотными стежками или традиционным крестиком.

    1. Отражение традиций русского костюма в одежде кукол

Наряд русской куклы имел не только эстетическое, декоративное значение, но и глубокие духовные корни. Несмотря на то, что одежда на кукле условна, она достаточно полно отражает в себе все характерные особенности традиционного народного костюма.

Русский мужской костюм состоял из рубахи, портов, пояса, обуви и головного убора. Женский народный костюм был более разнообразным. Различали два вида женской одежды: рубаха и сарафан; рубаха с юбкой-поневой и передником. Обязательной принадлежностью мужского и женского костюма был пояс. Кроме практического применения он являлся оберегом.

Женский костюм немыслим без головного убора. Волосы замужней женщины связывали с магией и колдовской силой, поэтому она не должна была появляться на людях с непокрытой головой. Основными женскими головными уборами были кокошник, повойник, платок. Под платок повязывалось очелье, закрывающее лоб. Незамужней девушке разрешалось носить повязку-ленту, закрывающую только лоб и затылок.

Украшалась одежда вышивкой, которая не только украшала костюм, но и служила защитой от темных сил: она содержала всевозможные священные изображения и магические символы.

Одежда большинства русских кукол состояла из рубахи, традиционной поневы, передника, который приматывался поясом. У многих кукол на груди нитки завязывались в виде креста, который являлся защитным символом. На голову кукле повязывались очелье и платок.

Большую роль в нарядах кукол, как и в русском костюме, играл цвет. Традиционно самыми распространенными цветами в одежде наших предков был красный, белый и черный. Красный цвет на Руси считался обережным цветом, дающим жизненную силу. Это цвет солнца, тепла, долголетия, здоровья и красоты. В наряде любой куклы всегда присутствовал белый и красный цвет.

    Создание кукол на основе русских народных традиций

Изучив особенности русской народной куклы и познакомившись с традиционными способами ее изготовления, я приступила к выполнению практической части работы.

Цель: изготовление обрядовых и обереговых кукол в соответствии с русскими народными традициями.

Работая над созданием образов обрядовых и обереговых кукол, я старалась учитывать традиционные правила их изготовления: использовать в работе только натуральные природные материалы; делать куклу безликой; сохранять при изготовлении каждой отдельной куклы характерные именно для нее черты и элементы оформления; по возможности меньше пользоваться ножницами и иглой.

Для изготовления кукол я использовала следующие материалы: хлопчатобумажные и льняные ткани разнообразных расцветок, вату, шерстяные и х/б нитки, отделочную тесьму.

Все выполненные мной куклы делались в соответствии с традиционными технологиями их изготовления, предложенными в книге Котовых «Русские обряды и традиции. Народная кукла.»

Кукла Пеленашка , изображавшая новорожденного младенца, была изготовлена по технологии, предложенной авторами .

Схема выполнения куклы приведена в приложении (Приложение 1 схема 1).

Куклы Кувадки были выполнены мной по схеме 2 (Приложение 1 схема 2).

Некоторые куклы выполняются на основе головы-шарика, наполненного ватой или очесами льна. Эта технология используется при изготовлении обережной куклы Колокольчик (Приложение 1 схема 3). Кукла имеет три юбки, по форме напоминающие колокол.

Наряд кукол выполняется в соответствии с народными традициями.

В основе обрядовой куклы Акулина – гречишница (Крупеничка) лежит льняной мешочек, заполненный гречихой. Из лоскутка ткани «скручиваются» ручки и с помощью прочной нити крест-накрест прикрепляются к туловищу. Наряд куклы состоит из рубахи, передника. Варианты оформления головного убора различны, чаще всего он состоит из двух частей – повойника и платка. Я использовала полоску ткани для имитации повойника (лёгкой шапочки) и косынку.

Вывод: В результате выполнения практической части исследования были изготовлены обереговые и обрядовые куклы.

Простые на первый взгляд, куклы очень разнообразны по своей форме и декоративному исполнению. Каждая кукла несет в себе черты индивидуальности. Преимуществом такой куклы является доступность материалов, быстрое изготовление, ее уникальность.

Созданные куклы еще раз позволяют убедиться в том, что работа над созданием куклы требует не только технического и художественного мастерства, но и тщательного, скрупулёзного изучения русских народных традиций, связанных с ней.

Заключение

В процессе работы над проблемой исследования нами был собран и изучен материал по истории русской куклы, рассмотрены разнообразные примеры обрядовых, обереговых и игровых кукол, а также традиции, которые с ними были связаны.

В ходе исследования мы выяснили, что в традиционно-бытовой культуре русского народа куклы являлись важной составной частью календарных и семейных праздников, служили оберегами человека, дома, семьи. Они были игрушками, через которые дети знакомились с укладом жизни и получали необходимые бытовые и нравственные знания.

Проведенное исследование показало, что кукла сохраняет в своём образе самобытность и характерные черты народа. Она – лишь малая часть богатого культурного наследия наших предков, но в полной мере дает возможность познакомиться со многими традициями русского народа: мировосприятием, представлениями о добре и зле, отношением к дому и семье, традициями празднования календарных и семейных праздников. Русская кукла может многое рассказать о характере наших предков, о таких чертах, как скромность, трудолюбие, целомудрие, хозяйственность, доброта. Она заключает в себе многовековую мудрость русского народа.

Изучив сведения о традициях создания народных кукол, и проанализировав основные технологии их изготовления, я смогла убедиться, насколько серьезно подходили наши предки к созданию обрядовых и обереговых кукол, как точно отразились в одежде кукол традиции русского народного костюма.

Полученные в ходе исследования знания о способах изготовления народных кукол позволили создать небольшую коллекцию кукол, которые помогают еще ярче представить себе всю красоту, все многообразие образов народной куклы.

Куклы, изготовленные мной, вызывают интерес со стороны моих сверстников и взрослых. Некоторые из моих друзей тоже начинают интересоваться народной куклой.

Я считаю, что это все может свидетельствовать о том, что и на сегодняшний день народная кукла не утратила своего значения. Этот вид народного творчества и традиции наших предков привлекают нас и сегодня.

На основании полученных в результате исследования фактов, можно утверждать, что познание традиций изготовления русских народных кукол позволяет познакомиться с культурой и традициями русского народа. Кукла, как неотъемлемая часть русской культуры, способствует сохранению и возрождению культурного наследия нашего народа.

Таким образом, поставленные перед нами задачи исследования были решены, цель достигнута.

Данный материал может быть использован при проведении тематических уроков и классных часов, а так же будет полезен всем, кто интересуется русской народной куклой. Куклы, созданные в духе народных традиций, могут использоваться для украшения помещений, оформления школьного музея, выступать в качестве подарка.

Список литературы

    Дайн Г.Л., Дайн М.Б. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология. – М.: Культура и традиции, 2007. – 120 с.

    Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – СПб.: Паритет, 2006. – 240 с.

    Народные куклы и игрушки . – http:// .

    Сообщество Традиционная кукла. – http://community.livejournal.com

Приложение 1

Схемы изготовления кукол

Схема 1

Схема 2


Схема 3

Приложение 1

Схемы изготовления кукол

Народные куклы на Руси издревле занимали особое место, ведь жизнь невозможна без праздников, исполнения обрядов, подготовки национальных костюмов и использования различных предметов прикладного искусства. Кукол делали не только для детей, основная их роль была обрядовая.

Немного истории

История народной куклы, которую использовали в праздники или при выполнении народных обрядов, уходит корнями в те годы, когда на Руси было язычество. Еще задолго до Крещения Руси славяне каждую весну праздновали воскрешение Даждьбога, пекли куличи, которые затем приносили ему в жертву. Уже тогда писанка была магическим оберегом древних славян.

По утверждениям историков, с введением православной религии каждый языческий праздник постепенно приобретал христианское значение: древний праздник Коляда (зимнее солнцестояние) стал Рождеством Христовым, Купала (летнее солнцестояние) — праздник Иоанна Крестителя, Христианская Пасха совпала с весенним славянским праздником, имевшим название Великдень. Традиция расписывать пасхальные яйца и печь куличи перешла также из древних празднований Великдня.

Оттуда же появилась и традиция изготовления обрядовых пасхальных кукол и кукол-мотанок, которые считаются самыми сильными оберегами для женщин.

Разновидности кукол

Быт русского, да и любого другого народа невозможен без обрядов с национальными костюмами, праздников и фольклора. Старинные куклы всегда изготавливались из различных предметов, какие находились под рукой: соломы, веточек деревьев, отрезков ткани, веревки, мха.

Виды народной куклы на Руси были следующие:

  1. Обрядовые — изготавливались для участия в обрядах (земледельческих, свадебных, праздничных).
  2. Куклы-обереги делались из золы, кусочков ткани, березовых веточек. Главным правилом при их изготовлении было отсутствие инструментов. Делались такие куклы для определенного человека или семьи, обычно без лица (считалось, что безликая кукла не может навредить людям).
  3. Игровая народная кукла изготавливалась из материалов, находящихся в доме (остатков одежды), размером не больше кулака.

Игровые детские куклы

Игровые народные куклы делались для маленьких детей, чтобы они больше забавлялись с ними. Делали их только из природных материалов: трава, шишки, глина, древесный уголь, мох и ткани. Все куклы должны были быть безликими, чтобы в них не смогла вселиться душа, и их нельзя было использовать для колдовства. Игровые детские куколки всегда были обережными, чтобы охранять ребенка от злых духов. Традиционные тряпичные куклы, изготавливаемые специально для детей, имели свои названия:

  • Зольная кукла — первые детские куколки делались из золы, которую брали из домашнего очага, затем смешивали с водой и скатывали в шарик — получалась голова; такие куколки считались для ребенка сильным оберегом.
  • Кукла-дружок делалась для того, чтобы ребенок не боялся оставаться дома один (например, «зайчик на пальчик», птичка, куклы-закрутки). Такая кукла (народная) - игрушка, которая делалась бабушкой вместе с внучками, мамой совместно с дочками, обучая их и одновременно приучая к творчеству и трудолюбию.
  • Куклу-птичку изготавливали из куска яркой ткани в форме квадрата, придавая с помощью перевязываний нитками форму птицы. Такие птички делаются небольшими и развешиваются в углах дома или над кроваткой ребенка.
  • Пеленашка — куколка, спеленутая тканью, клалась младенцу в колыбельку, чтобы принимать на себя все напасти от злых духов.
  • Сеня-Малина — куклак с рыже-солнечной гривой, передающий образ симпатичного мужичка в яркой рубашечке, был популярен в деревнях Северного Поморья, о нем сочиняли разные сказки и называли северным Мюнхаузеном.

Тряпичные куклы

Начиная лет с пяти, девочки уже сами начинали «вертеть» своих куколок под руководством бабушки или мамы. Народная тряпичная кукла изготавливалась из шерстяных или хлопковых отрезков ткани, льна и разноцветных лент и ниток. Мастерить тряпичную куклу нужно было только с хорошим настроением, любовью. По традиции, также было принято петь и разговаривать, загадывать желание.

Куклы-закрутки (или другое название столбушки) делаются путем закручивания куска ткани или трубочки из бересты, на которую затем одеваются детали одежды: рубашка, юбочка, сарафан, душегрея, на голову делается коса из ниток или пряжи, закрепляется при помощи платка.

При изготовлении всех игрушек запрещалось использовать нитки и иголки, а также рисовать куклам лицо: оно всегда оставалось чисто-белым.

Обрядовые куклы

Народные обрядовые куклы выполнялись с соблюдением древних правил (без иголки и нитки) для определенного ритуала, чтобы затем сжечь (Масленица, Коляда), утопить (Купавка) или закопать в землю (Лихоманка, Кострома). Иногда куколок потом отдавали для игры детям:

  • Кострома — делается на масленицу, ее ставили на всю праздничную неделю, а затем сжигали.
  • Пасхальная кукла (голова сделана из яйца) и Пасхальная голубка (обязательно ярко-красная) — использовались для украшения дома на Пасху.
  • Купавка — делалась на праздник Ивана Купалы, затем ее справляли по воде, а по тому, как она поплыла (уйдет в водоворот, поплывет свободно или ее прибьет к берегу), предсказывали, каким будет весь год.
  • Веснянка — подруги дарили друг дружке, призывая скорый приход весны.
  • Плодородие — кукла, изображающая многодетную маму, привлекала богатство в семью.
  • Куколки-лихоманки — обычно делалось 13 штук для защиты ребенка от болезней, их выставляли на печке в рядок.
  • Кормилица — с большой грудью, чем больше, тем лучше.
  • Кубышка-травница — полезная куколка, наполненная душистыми лекарственными травками, очищала воздух в избе или над колыбелькой малыша, отгоняя духов болезней (траву нужно менять каждые 2 года).
  • Куклы-кувадки — предназначались для мужчин, они во время родов жен обеспечивали защиту с помощью магических обрядов (кувадов) от нечистой силы. Непосредственно после счастливых родов куколок сжигали при очищающем обряде. Начиная с конца 19 века, народные куклы-кувадки стали использовать по-другому: их подвешивали над колыбелькой малыша как обереги либо клали прямо в кроватку, чтобы малыш игрался в отсутствие мамы (часто их было несколько штук разного цвета, они были заменой погремушкам).

Многие обрядовые куклы были одновременно и обережными.

Обережные куклы

Традиционно обережные народные куклы являлись участниками семейных обрядов: рождение детей, свадьба, обереги от болезней, смерть и похороны. Их было великое множество:

  • Колокольчик (придумана на Валдае) — куколка, которая приносит добрые вести. Она имеет 3 юбочки по числу царств и видов счастья (медное, серебряное, золотое). Выполняет роль оберега, создающего в доме хорошее настроение. Подарив Колокольчик своему другу, человек добавляет ему радостное настроение.
  • Девка-баба (Перевертыш, Вертуха) — кукла о двух головах, четырех руках и с 2 юбками. Секрет ее прост — одна куколка-девка спрятана под юбкой другой — бабы и появляется, если ее перевернуть. Отражает двойную женскую сущность: молодая девушка красива, весела и беззаботна, затем, выйдя замуж, становится бабой (хозяйственной, заботливой, оберегающей свою семью, детей и дом).
  • Неразлучники — обереги, охраняющие семейные пары, изготавливаются на одной руке как символ того, что муж и жена пройдут по жизни вместе в радости и в горе. По сложившейся традиции, таких неразлучников подвешивают после церковного венчания во главе свадебного кортежа, а после свадьбы их хранят в доме как оберег семейной верности.

  • Берегиня (хранительница семьи) — вешалась над входной дверью, чтобы защищать дом от злых духов и сглаза.
  • Зернушка (Крупеничка) — состоит из мешочка с зерном, символизирующего достаток и сытую жизнь.
  • Подорожница — небольшая (3-5 см) куколка с котомкой в руках (внутри лежит щепотка родной земли или зола), которая предназначена для оберега путников.
  • Очистительная кукла — помогает избавиться от отрицательной энергетики в доме.
  • Кукла-столбушка «Плорододие» (делалась по-разному в различных русских губерниях и именовалась по их названиям: Владимирская, Московская, Курская и т. д.), к ее телу обычно привязывали несколько Пеленашек, чтобы род процветал и не угасал — дарили молодым на свадьбу с благими пожеланиями.
  • Десятиручка (имеет множество рук) — помогает хозяйке все успевать по дому.

Куклы-мотанки

Славянская кукла-мотанка берет свои истоки еще с трипольской культуры. Основу ее составляет скрученная сварга, прототипом которой являются, представленные во множестве мотивы на глиняных изделиях, найденных при раскопках захоронений трипольской эпохи.

Сварга — символ движения, спирали и энергетических вихрей, получается при помощи скручивания и свивания, что имеет ритуальное значение. Вместо лица у нее изображался крест, что свидетельствовало о ее пребывании за пределами времени и пространства. Она является архетипом Великой Богини.

Кукла-мотанка делается без использования режущих и колющих инструментов, материалы берутся только натуральные: солома, травы, цветы, кукурузные початки, зерна, куски ношеных тканей (только нужно следить, чтобы ткани были со «счастливой» старой одежды), которые раньше носили близкие люди.

При изготовлении тела мотанки нельзя завязывать никаких узлов, единственное исключение — маленький узелок в конце, символизирующий перевязывание пуповины. Во время его завязывания мастерица должна загадать желание и закрепить его своей силой. Иногда отдельно делаются руки, которые затем приматываются к туловищу.

Наряд и головной убор делаются отдельно, его можно вышить, украсить кружевом. Каждый элемент имеет свое значение:

  • юбка — символ земли, волнистая линия на ней — связь с водой;
  • сорочка — триединство мира;
  • украшения на голове (лента, платок) — символ связи с небом.

Все выполненные отдельно детали и украшения вручную приматываются к туловищу. Наши предки были уверены, если кукла начата, то закончить ее нужно обязательно, иначе придут несчастья. Ни одна женщина не оставляла работу неоконченной, так как боялась, что это принесет в ее семью неприятности и болезни.

Музей народной куклы

Начиная с 1990 годов, в России начали появляться и приобрели большую популярность музеи народных кукол, рассказывающие о русской кукольной культуре. Сейчас в стране работает уже около 20 таких проектов, некоторые представляют также авторские и антикварные экземпляры:

  • Московский музей «Кукольный дом» создан в 1993 г. усилиями деятелей русской культуры (О. Окудажава), имеет коллекцию старинных кукол, домики для кукол, экспозицию народных экземпляров и театральных.
  • Музей уникальных кукол (создан в 1996 г. Ю. Вишневской) — содержит коллекцию экземпляров Российской Империи 19-20 веков, европейских кукол, азиатских, игрушечные домики.
  • Музей народной игрушки «Забавушка» — представляет коллекции глиняных, соломенных, лоскутных экспонатов, здесь же представлена и русская народная кукла.
  • Музей игрушки в Сергиевом Посаде (основан в 1918 г. коллекционером Н. Д. Бартрамом) — экспонируется коллекция старинных изделий из глины и дерева, фарфоровых кукол в русских народных костюмах, коллекция игрушек детей русского императора Николая Второго;
  • Санкт-Петербургский музей кукол — начиная с 1998 г., представляет коллекции современных и народных экспонатов, проводит тематические выставки (40 тыс. единиц хранится в музее: куклы, предметы убранства, одежда, этнографические вещи, сувенирные экземпляры в исторических костюмах различных эпох и народов, авторские работы современных мастеров и дизайнеров).
  • Музей-усадьба «Берегиня» (с. Козлово, Калужская обл.) — под руководством народной мастерицы Тарасовой собрано 2 000 традиционных кукол из всех уголков России; среди экспонатов — образцы традиционных промыслов (гжель, филимоновская, дымковская и др.), игрушки в национальных костюмах областей России и народов мира (40 стран).

Куклы в русских народных костюмах

Издавна одежда русской женщины имела отличительные черты и особенности, по которым можно было определить ее возраст и сословие, из какой области она родом, ее занятие и замужем ли она. Каждая русская губерния отличалась своими стилями и цветами при формировании народного костюма.

Русскому национальному наряду присуща одна основная черта — простой силуэт, который не подчеркивает форму тела. Такая простота уравновешивалась разнообразием цветовой гаммы в разных частях одежды, в яркой отделке, вышивке и многоцветных аппликациях. Народный костюм, который наши предки носили вплоть до начала 20 века, шился с учетом того, чтобы не сковывать движения человека, быть удобным в любое время года при различных погодных условиях. Конструктивно костюм делался так, чтобы почти не использовать ножницы и шитье. Главные элементы одежды — рубаха (разной длины: у мужчин короче, у женщины — почти до пят), сарафан или юбка (понева). Все это женщины очень красиво вышивали и украшали декоративными элементами. На голову всегда одевали платок или кокошник.

Также отличались своим внешним видом и куклы в народных костюмах, которые делали женщины в конкретной области России. Тряпичные куклы обычно дарили своим родственникам, чтобы скрепить кровные узы. Часто одежда для игрушек носила и особенности, присущие местным костюмам. Важный принцип, по которому делались народные куклы, — костюм нельзя было снять, игрушка вместе с одеждой представляла цельный образ, присущий только ей.

При этом костюм определял этнически конкретный вид куклы, который нельзя было менять, отводя определенную роль в детских забавах. Например, игрушка в сарафане розового цвета не могла выполнять в игре роль взрослой замужней женщины, а кукла-«женка» не могла быть невестой.

Куклы из серии "ДеАгостини"

Большое значение в популяризации русских народных костюмов прибрела серия, в которую включены куклы в народных костюмах, выпускаемая фирмой "ДеАгостини". Серия представляет собой 80 выпусков, каждый из которых содержит не только фарфоровую игрушку в национальном костюме определенной области страны, но и описание деталей одежды, историю местоположения, традиций и обычаев края и другую интересную информацию.

Традиционная русская народная кукла — это целостное представление наших славянских предков об устройстве мира и мироздании, выраженное через народное искусство и рукоделие, которое поддерживало человека в его духовной жизни.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.