Развитие ребенка в девятый месяц жизни. Развитие ребёнка в девять месяцев

Время чтения: 6 минут

Молодые родители задаются вопросом, что должен уметь ребенок в 9 месяцев, каким будет его рост и вес, каковы особенности воспитания мальчиков и девочек? К девятимесячному возрасту, малыш меняется кардинально – это уже не тот неповоротливый, неуклюжий карапуз, которым он был раньше. Ребенок более подвижен, активно познает окружающий мир, ежедневно получает новый опыт. Мамины руки зачастую остаются свободными, ей нужно быть у малыша на виду, при этом общаться с ним. Этот период – время физической и эмоциональной подготовки детей к прямохождению.

Развитие ребенка в 9 месяцев

Девять месяцев – период подготовки к постижению важнейшего навык, вставания на ноги. Без помощи взрослого кроха сможет это сделать не только, когда будет подготовлен физически (обязательное условие), но и созреет в психологическом плане. Ребенку необходимо скоординировать много мелких движений, чтобы принять такое новое положение – вертикальное. Главное – не торопить события, малыш начнет самостоятельно ходить, когда придет подходящий момент.

Для центральной нервной системы этого периода характерен стремительный рост головного мозга. По данным российских ученых, вес мозга в этом возрасте удваивается по сравнению с исходной величиной. К 9 месяцам зрительное и слуховое восприятие постепенно становятся избирательными. Это значит, что у младенцев повышается чувствительность к более важным характеристикам предметов, а к малозначимым свойствам внимания становится меньше. Из всех видов чувствительности самая развитая у малыша 9 месяцев – кожная.

Рост и вес

Каждый младенец имеет свою программу роста и веса, однако существует усредненная статистика, которая дает представление о том, какими могут быть данные показатели. Кроме этого существуют рекомендации врачей, предлагающие оптимальные значения параметров. Мальчик 9 месяцев должен иметь вес 9,3-10,5 кг, рост – 71,5-72,2 см, окружность головы 44,3-47,5 см. Девочка может весить 8-9,5 кг, иметь рост – 69,4-72 см, окружность головы – 43,4-46 см. Указанные данные являются ориентировочными, представлены для ознакомления, т.к. каждый младенец индивидуален.

Эмоциональное развитие

Девятимесячный возраст – это рассвет предметной деятельности с игрушками и начало социальной активности малыша. Кроха проявляет повышенный интерес к определенным предметам. Он радуется в ответ на получившееся действие, например, когда открыл кухонный ящик или дверцу шкафа. Танцевать, весело играть с взрослыми, повторять за ними – вот что умеет ребенок в 9 месяцев. Он интересуется другими детьми, стремится к общению и играм с ними. У малыша формируется специфическое выражение лица на разные эмоции – радость, обида, разочарование, удовольствие.

Развитие психики ребенка

Карапуз продолжает стремительно развиваться, познавая окружающий мир. Одновременно у ребенка формируется свое собственное видение и понимание происходящего вокруг. Достижения малыша в психическом развитии таковы:

  • знает свое имя, реагирует на него;
  • появляется эмоциональная определенность – кроха знает, когда нужно засмеяться, а когда обидеться;
  • показывает не только на интересующие предметы, но и на места, куда хотел бы добраться;
  • понимает элементарные просьбы взрослых – «иди сюда», «дай ручку»;
  • начинает осваивать жесты – качает и кивает головой, машет «пока» на прощанье;
  • ориентируется в пространстве по звуку – может найти маму по голосу или шороху.

Что должен уметь малыш в 9 месяцев

Один из основных физических навыков, который должен делать ребенок в 9 месяцев – умение самостоятельно садиться. Если малыш в этот период еще не пытается совершать такие действия, то рекомендуется обратиться к педиатру. Карапуз в этом возрасте хочет изучить и потрогать все, что еще не исследовал и не пощупал. Главное, что должен уметь делать ребенок в 9 месяцев (если уже уверенно сидит) – это начинать ползать и пользоваться этим. Необходимо следить, чтобы малыш не забрел туда, где его может подстерегать опасность.

Двигательные навыки

Вне зависимости от того, что должен уметь малыш, отличительная черта этого периода – энергичность в движении и действии, скорость и умелость при управлении своим телом. Вот основные двигательные навыки ребенка в 9 месяцев, которыми он должен овладеть:

  • сам садится и сидит непродолжительное время;
  • из сидячего положения берет игрушки, до которых достает; играть в такой позе ему нравится намного больше;
  • проявляет попытки встать у опоры;
  • должен научиться ползать, однако если этого не случилось, не стоит паниковать – любой кроха индивидуален в своем развитии;
  • малыш учится брать предметы большим и указательным пальцами (закладываются основы пинцетного захвата), у него развивается мелкая моторика рук;
  • уверенно держит предметы, может взять в руку ложку и долго не отпускать, особенно если ее пытаются у него отнять.

Речевая активность

Девятимесячные малыши реагируют на звук своего имени, подползают и поворачиваются. На вопрос о конкретной вещи дети могут «ответить» – поворачиваются в нужную сторону и показывают предмет пальцем. В 9 месяцев кроха понимает много слов – ложись, вставай, бери, бросай, и назначение некоторых предметов – кружка, ложка. Малыш может долго наблюдать за разговором взрослых, акцентирует внимание на движении губ, подражает окружающим близким людям. У него получается повторять слоги, произносить звуки лепета.

Что понимает ребенок в 9 месяцев

Дети этого возраста продолжают изучать реакцию взрослых на свои действия. Если кроха бросил кружку на пол, то он не стремится быть плохим – просто хочет увидеть реакцию мамы. Так малыш накапливает информацию о причинно-следственной связи. Такое действие будет продолжаться, чтобы узнать – останется ли реакция взрослого прежней. Ребенок уже понимает слова «нет» и «нельзя», улавливает тон и интонацию сказанного. Малыш начинает различать по звукам, характерным для деятельности родителей, по доносящимся голосам, что мама и папа рядом, даже если их нет в поле зрения.

Как развивать ребенка в 9 месяцев

В этом возрасте дети самостоятельно активно развиваются, но это не значит, что родителям не нужно ничего делать. О том, что должен уметь ребенок в 9 месяцев, мама и папа должны знать заранее и всячески способствовать своевременному физическому и психическому формированию. Старайтесь чаще разговаривать с карапузом, читайте детские книжки, показывайте цветные картинки. Уделяйте больше времени развивающим играм – постройте пирамидку, разберите на части погремушку. Для малыша 9 месяцев – это самый ценный вклад в развитие.

Чему учить ребенка

В девять месяцев можно научить ребенка самостоятельно кушать – сидя за столом, он может сам брать еду с тарелки ложечкой или детской вилочкой. Основная часть еды будет на полу, но не стоит ругать малыша – по-другому этому не научиться. Для развития жевательного навыка нужно включить в рацион не пюре, а еду с комочками или даже кусочками – суп с целым картофелем, тушеные овощи, банан, печенье.

Чему учить ребенка в 9 месяцев еще? Необходимо уделить внимание развитию мелкой моторики рук – предложить ребенку разделить большие орехи и маленькие бобы в разные емкости. Главное, чему должен научиться малыш в данном возрасте – это снимать и надевать одежду. Поначалу будет трудно, но постепенно это умение будет совершенствоваться. Нужно показать ребенку, как мыть руки, умываться и чистить зубы (даже если их всего 2). 9 месяцев – подходящий период для знакомства ребенка с горшком.

Игры для ребенка

Кроха девяти месяцев от роду с удовольствием занимается с игрушками – мягкими, в виде животных, куклами, машинками, мячиками, погремушками и прочими. Очень важно поддерживать общение в процессе игры. Хорошо, если на кухне у малыша будет свой набор посуды, чтобы подражать маме при приготовлении блюд. Среди развивающих игр можно выделить самые известные:

  1. Прятки – самая популярная и любимая всеми детьми игра. Мама прячется, а кроха ее ищет, или наоборот. Чтобы упростить задачу, мама может издавать разные звуки.
  2. Телефонные переговоры. Игра подразумевает имитацию беседы по телефону. Дети очень любят подражать взрослым, а особенно делать вид, что разговаривают по телефону. Малыш останется доволен.
  3. Стройка. В таком возрасте малыш не сможет самостоятельно построить дом из кубиков, но с удовольствием будет наблюдать за тем, как это делает мама. По завершении строительства кроха с радостью разломает ее постройки.

Воспитание ребенка в 9 месяцев

В этом возрасте нужно обеспечить условия благоприятного психического состояния, поддерживать интерес к окружающему миру, обогащать новыми впечатлениями. Особое внимание следует уделить таким навыкам:

  • развитию дальнейшего понимания речи;
  • формированию первых осмысленных слов;
  • развитию способности подражать слогам и простейшим манипуляциям с предметами;
  • обучению новым действиям с игрушками;
  • развитию самостоятельной ходьбы.

Видео

К концу первого года жизни детей быстрыми темпами идет их социальное развитие, при этом совершенствуются основные навыки: действия с предметами, речь, первые шаги. Чтобы определить, правильно ли развивается малыш, родителям нужно знать, что должен уметь ребенок в 9 месяцев. В этом возрасте увеличивается любопытство новорожденного к окружающему миру, которое подталкивает его совершать новые действия. Ребенок начинает подражать взрослым и другим детям, а также с удовольствием проявляет свое желание общаться.

Почти каждый девятимесячный ребенок активно ползает, и процесс передвижения представляет для него немалый интерес

Если к концу 8 месяца некоторым детям еще может требоваться помощь взрослого, чтобы сесть, то к 9 месяцам малыш должен уметь садиться самостоятельно. Если этого не произошло, следует обратиться к врачу, так как у ребенка могут быть неврологические нарушения, приобретенные им еще в период внутриутробного развития. Правильно развивающийся грудничок в этом возрасте хорошо ползает, причем может делать это по-своему: опираясь на ладони и колени или ягодицы. Некоторые малыши могут активно ползать назад.

Хватаясь за разные предметы, ребенок может пробовать встать. Родители нередко обнаруживают, что малыш, встав в кроватке, горько плачет. Это происходит потому, что ребенок пока научился только подниматься на ножки. Чтобы опуститься обратно, ему необходима помощь взрослого.

В 9 месяцев ребенок хорошо умеет поднимать мелкие предметы пальчиками. Родителям следует позаботиться о том, чтобы они были вне досягаемости грудничка. Оставленный без присмотра малыш может легко засунуть найденную бусину, горошину и т. д. в нос или в рот.

В возрасте 9 месяцев многие дети обожают играть в прятки

Психология ребенка в 9 месяцев

Малыш начинает внимательно наблюдать не только за лицами взрослых, но и за их действиями. Теперь он может подражать родителям, например, пытаясь «варить», как мама или «бриться», как папа. Следует поощрять самостоятельные действия грудничка: давать ему пить из чашки, предлагать ложку во время обеда, надевать и снимать головной убор. Ребенок узнает себя в зеркале и может отличить свое отражение от отражения других людей.

Малыш охотно повторяет звуки, имитирует голоса животных. Некоторые дети в 9 месяцев способны произнести несколько простых слов. Любимой игрой 9-месячного ребенка являются прятки. Теперь он может отыскивать маму, накрывшуюся платком, и прятаться сам. Также дети очень любят бросать на пол игрушку, ждать, когда ее поднимут, чтобы бросить вновь.

Навык сидения у девятимесячного ребенка уже хорошо развит: малыш сидит ровно, не теряя равновесия

Основные навыки 9-месячного малыша

К концу 9 месяца правильно развивающийся ребенок должен уметь:

  • легко садиться самостоятельно;
  • хорошо держать равновесие в положении сидя;
  • хорошо ползать, меняя направление;
  • вставать, держась за руки взрослого или за предметы;
  • делать несколько шажков у опоры;
  • рвать бумагу, мять пластилин;
  • стучать одной игрушкой о другую;
  • повторять движения за взрослым (хлопать в ладоши, поднимать ручки, топать);
  • по-разному брать предметы: большие – всей ладонью, маленькие – двумя пальцами;
  • начинать игру самостоятельно;
  • листать книжку с толстыми картонными страницами;
  • показывать по просьбе взрослого знакомые предметы, игрушки, некоторые части тела;
  • во время игры выбирать любимый предмет;
  • находить игрушку, которую спрятали у него на глазах;
  • произносить множество звуков, повторять за родителями слоги и даже отдельные слова;
  • оценивать настроение окружающих людей (например, может заплакать, если рядом плачет другой ребенок).

Если хотите помочь ребенку правильно развиваться, чаще разговаривайте и играйте с ним

Как развивать умения ребенка?

Не переживайте, если ваш малыш в чем-то отстает от сверстников. Некоторые дети овладевают необходимыми умениями чуть позже остальных. Если вас все же волнует поведение собственного ребенка, проконсультируйтесь у педиатра. Чтобы способствовать правильному развитию грудничка, воспользуйтесь полезными рекомендациями.

  1. Придерживая грудничка за руки, побуждайте его делать шаги. Если у ребенка получается, можно водить его за одну ручку.
  2. Прививайте малышу навыки самообслуживания. Хвалите его, когда он стягивает носочки, старается расстегнуть молнию, толкает ручку в рукав, пытается умывать лицо.
  3. Даже 9-месячного младенца можно привлечь к участию в семейных делах. Усаживайте малыша вместе со всеми за обеденный стол. Давайте ему маленькую тряпочку, чтобы он «вытирал пыль». Просите помочь сложить на место игрушки. Наблюдая за взрослыми, малыш будет учиться таким же образом вести себя.
  4. Обеспечивая малышу условия для познания и исследования окружающего мира, позаботьтесь о безопасности. Уберите острые, мелкие, хрупкие предметы, а также бытовую химию отовсюду, куда ребенок может дотянуться. Закройте розетки, провода.
  5. Постоянно общайтесь с ребенком, рассказывая обо всем вокруг. Чаще читайте ему простые стишки или потешки, пусть малыш пробует повторять слоги и короткие слова.
  6. Обращайтесь к грудничку с простыми просьбами и предложениями, например, «дай кубик», «на мишку». Объясняйте, как выполнить то или иное действие, а затем хвалите ребенка.
  7. Выбирайте игрушки, необходимые для развития детей в 9-месячном возрасте. У ребенка обязательно должны быть мячики, машинки, юла, куклы, фигурки разнообразных животных, пирамидка, посудка, различные погремушки, а также предметы, которые малыш сможет погрызть. Полезны и музыкальные игрушки: детское пианино, телефон, колокольчик и другие. Чтобы ребенку все время было интересно, периодически меняйте игрушки.

Вы наверняка убедились, что 9-месячный малыш – уже не такой беспомощный, каким был месяц назад. Сейчас он способен выражать свое отношение к происходящему, самостоятельно действовать, выбирать то, что ему нравится. Но ребенок все еще требует постоянного внимания мамы и других близких ему людей. Старайтесь проводить больше времени с малышом, играя с ним и развивая его. Не забывайте, что общение с ребенком должно быть исключительно дружелюбным.

Восьмимесячный ребенок обычно хорошо стоит с опорой, свободно ползает по ровной поверхности, присаживается и встает из любого положения. Детям этого возраста очень нравятся подвижные игры, в которых нужно применять имеющиеся навыки ползания. Подобные упражнения отлично совершенствуют моторику, согласованность и координацию движений.

Игра «Догонялки» . Малыш этого возраста быстро ползает. Можно идти или даже ползти вслед за ним, приговаривая: «Догоню-догоню! Поймаю!» Схватите кроху за пяточку или талию: «Я тебя поймала!» Обычно дети очень эмоционально реагируют на подобные игры: смеются, визжат от восторга, стараются ползти быстрее.

В этом возрасте малыш приобретает еще один важный навык. Сначала он ползет вперед, затем может развернуться и ползти в обратном направлении. Внести разнообразие в маршрут движения ребенка и попутно тренировать мышцы опорно-двигательного аппарата можно, используя несложный спортивный инвентарь. Его легко изготовить из подручных средств самостоятельно.

Упражнение «Преодолеваем препятствия» . Соорудите малышу на пути его следования несколько барьеров, через которые ему нужно будет перелезть. Это может быть свернутое валиком одеяло или несколько диванных подушек, расположенных на некотором расстоянии друг от друга. Постройте невысокий подиум: уложите в низкий широкий ящик книги и оберните его мягкой тканью. Кроха будет забираться на возвышенность и учиться слезать с нее. Можно сделать мини-горку: положить на подиум широкую длинную доску, также обернутую тканью. Пусть ребенок ползет вверх или спускается вниз по наклонной плоскости. Помогайте малышу – направляйте его, подбадривайте, будьте всегда рядом, чтобы помочь и подстраховать.

На ноги кроха поднимется только после того, как будет готов к этому и физически, и психологически. Он привыкает к своему новому положению постепенно: стоит, осматривается, но как только опустит руки – шлепается на попку. Так может продолжаться несколько дней, пока ребенок не научится держать равновесие. Следующий момент – малышу нужно не только стоять, но и совершать шаги, держась за опору. Этому он тоже научится самостоятельно. Взрослый может лишь стимулировать зарождение новых навыков.

Упражнение «Достань игрушку» . На невысоких тумбочках, краешке дивана разложите несколько игрушек. Малыш захочет поиграть ими – тогда ему придется подползти к дивану и, держась ручками, встать.

Упражнение «Покатаем мяч» . Малыш сидит на полу. Покатите мяч по направлению к нему, попросите оттолкнуть мячик. Помогите ребенку, если не все получится с первого раза.

С каждым днем кроха становится все более энергичным и непоседливым. Любопытство, желание все потрогать, рассмотреть, поиграть заставляет его следовать намеченной цели. В связи с этим стоит еще раз внимательно осмотреть окружающее малыша пространство на предмет безопасности: «заглушить» розетки, убрать повыше комнатные цветы, лекарства, легко бьющиеся предметы, закрыть дверцы шкафов. Лучше выделить малышу небольшой шкафчик с игрушками, куда он будет иметь свободный доступ. Помните о безопасности, не лишая ребенка радости исследования окружающего пространства.

Интеллектуальное развитие

В этом возрасте малыши отчетливо воспринимают и различают размеры предметов. Кроха берет мелкие предметы большим и указательным пальцами, а крупные – двумя руками. Поэтому игровой арсенал ребенка должен содержать предметы разных форм и размеров. Понадобятся специальные игрушки, такие, как матрешка, набор емкостей-вкладышей, вставляющихся одна в другую, пирамидка, кубики. Особенности этих игрушек таковы, что малыш, манипулируя ими, учится сравнивать размеры, зрительно их сопоставляет, ощущает вес и форму.

Успешно нанизав колечки пирамидки всего один раз, кроха будет стремиться делать это снова и снова. Покажите, как ставить один кубик на другой, вместе стройте и разрушайте невысокие башенки. Откройте матрешку с сюрпризной интонацией: «Это матрешка, а вот еще одна спряталась внутри!» – и пусть малыш достанет матрешку поменьше.

Лепка и рисование. С девяти месяцев уже можно начинать рисовать, лепить из пластилина. Скатайте небольшой пластилиновый шарик и покажите ребенку, как надавить на него ручкой, чтобы он превратился в лепешку. Сначала покажите крохе, как нужно действовать. Затем возьмите его ручку в свою и попытайтесь совершить эти действия вместе.

Слепите из пластилина лепешку и воткните в нее макаронины, орехи, фасоль, камешки. Кроха с удовольствием будет выковыривать их из пластилина.

Можно осваивать рисование: предложите ребенку мягкие карандаши с широким стержнем, цветные мелки, кисть и краски, специальные пальчиковые краски. Возможно, малыш полюбит это интересное занятие – оставлять на чистой бумаге разноцветные следы, причудливые линии и узоры.

С помощью таких занятий совершенствуется мелкая моторика, чувствительность и согласованность движений пальцев. Все это является мощным стимулом для развития мышления, внимания, памяти и для созревания речевых центров головного мозга.

Упражнение «А что в коробочке?» . Вам понадобится коробка или шкатулка и мелкие предметы: камешки, крупные пуговицы, небольшие игрушки – все, что малыш может захватить большим и указательным пальцами, но не может проглотить.

Поначалу достаточно пяти предметов, а потом увеличьте их количество до 10–15. Прежде чем начать занятие, дайте ребенку рассмотреть коробку и поиграть с ее содержимым.

Объясните малышу, что его задача – положить предметы в коробку. Покажите, как это нужно сделать. Захватите предмет большим и указательным пальцами и опустите на дно банки. После того как вещи окажутся внутри, начинайте по одному вынимать их.

Теперь кроха сам должен наполнить коробку. Главное – чтобы он выполнял задание правильно – брал предметы только двумя пальцами, а не всей ладошкой. Хвалите ребенка за каждое умелое действие.

Игра «Сюрприз». Эта игра также помогает развить у малыша умение повторять определенную последовательность действий за взрослым. Возьмите достаточно глубокую коробку, положите внутрь нее игрушку и закройте крышкой. Подойдите к ребенку со словами: «Посмотри. Это коробка», потрясите ее и спросите: «Кто там в коробке спрятался?» Откройте крышку и достаньте игрушку. Правильно назвав игрушку, покажите ее ребенку. Как только малыш полюбуется и потрогает игрушку, положите ее снова в коробку, закрыв крышкой. «А теперь достань игрушку из коробки и дай ее мне». Такую игру можно повторять несколько раз, а чтобы малышу не наскучило, меняйте предметы.

Осязание все еще является одним из основных органов чувств, доступных ребенку. Развитию мелкой моторики и тактильной памяти (памяти на ощущения от прикосновений) способствует следующее упражнение.

Упражнение «Угадай, что это?» . Дайте ребенку предметы с разной фактурой: кусочек шерстяной ткани, деревянный брусок, небольшую плюшевую игрушку, резиновый мяч. Когда малыш подержит эти вещи в руках, сложите их в мешочек и попросите вынимать из мешочка предметы. Когда ребенок ощупывает предмет рукой, у него возникает ассоциативная связь тактильных ощущений с образом предмета, он достраивает этот образ и уже может представить себе, что именно он вытянет.

Одним из развивающих стимулов является стремление ребенка подражать действиям взрослых. В связи с этим можно прививать крохе навыки опрятности, аккуратности и даже простейшего самообслуживания.

Предложите ребенку вытереть салфеткой рот после еды, дайте ему губку для купания и полотенце. Конечно, предварительно нужно показать, какую последовательность действий нужно совершить: как правильно мыться, вытираться полотенцем или салфеткой. Для подобного обучения требуется время и систематическое повторение пройденного.

Знакомство ребенка с миром взрослых можно продолжить в игре с куклой. Рассмотрите куклу, пусть малыш по вашей просьбе покажет, где у нее глазки, носик, ротик. Затем покормите куклу вместе, соблюдая очередность действий: повязать передник, усадить на стул, придвинуть стул к столику, взять ложку, зачерпнуть из тарелки «суп» и поднести ко рту куклы. Таким же образом уложите куклу спать. Наблюдая за деятельностью родителей и принимая активное участие в игре, ребенок приобретает навыки последовательных действий.

Малыш заговорил!

На 9 месяце жизни у ребенка активно развиваются речевые навыки. Кроха лепечет, подражает звукам, произносимым взрослыми, начинает говорить первые слова. Чаще всего это не все слово целиком, а лишь первый или последний слог, например «ма» – мама, «пи» – пить, «ла» – кукла. Ребенок может придумать свой язык, и тут уж родителям придется догадываться, что он хочет сказать: «бо» – бутылочка с молоком, «ам» – ложка и т.д.

Произнесение первых слов – значительный прогресс в речевом развитии. Это довольно сложный процесс: малыш должен на слух уловить звуки, содержащиеся в слове-обозначении предмета и попытаться произнести именно эти звуковые сочетания. Поверьте, это очень сложно осуществить при недостаточно зрелом артикуляционном аппарате!

Помочь ребенку освоить звуки и слова может активная речевая среда. Больше читайте малышу вслух короткие сказки, рассказы, стихи, потешки. В этом возрасте все еще актуальными остаются «Ладушки», «Сорока-ворона» и другие речевые и пальчиковые игры. Произвольное внимание еще недостаточно развито, поэтому организуйте подобные игры, когда кроха активен и настроен на общение.

Родителям важно разговаривать с малышом. Выполняя необходимые ежедневные процедуры, старайтесь привлечь его внимание: расскажите, чем вы сейчас заняты. Такие беседы не меньше, чем игры и упражнения, нужны для развития понимания взрослой речи и произнесения слов. Индивидуальный словарь крохи постоянно увеличивается за счет его способности подражать речи взрослых.

Следует помнить, что телевизор – плохой союзник в освоении речи. Только живая речь взрослых побуждает ребенка к ответному звуко- и словопроизношению.

Важно и нужно способствовать тому, чтобы кроха не только произносил слова, но и понимал их значение. Называйте каждую вещь, на которую малыш обратил внимание или которую он взял в руки, и давайте ей краткую характеристику. Рассказывайте ребенку про игрушки, которыми он занимается. Возьмите одну из них и скажите, как она называется. Например, если это машинка, назовите цвет кузова, продемонстрируйте, что у машины есть руль, колеса, покажите, как можно ее катать.

Рассматривайте вместе картинки в книжках, указывая и называя разные предметы. Просите кроху показать на картинке, где зайчик, где девочка, машинка и т.д.

Путешествуя по дому, не забывайте знакомить малыша с новыми предметами. Сначала их можно обнаружить на привычных местах, а затем – на новых.

Игра «Слово и предмет» . Покажите ребенку игрушку, например уточку, несколько раз произнесите, как она называется, и поставьте на полку. Спустя некоторое время спросите малыша: «Где уточка?». Кроха ищет ее глазами по всей комнате, а когда находит – очень радуется.

Тематические альбомы

В небольшие альбомы для фотографий вставьте изображения или фотографии в соответствии с определенной темой, например «Семья», «Прогулка», «Дом», «Транспорт», «Домашние животные» и т.д.

В альбом «Семья» пусть войдут фотографии каждого члена семьи, включая бабушек, дедушек, сестер и братьев. Не забудьте вставить несколько фотографий малыша.

Для альбома «Прогулка» сфотографируйте или вырежьте из журналов те предметы, которые вы часто встречаете на своем пути, гуляя с малышом. Это могут быть детская песочница, качели, коляска, изображение одежды, которую кроха надевает, собираясь на улицу, магазин, деревья и т.д.

Остальные альбомы оформите по аналогии с предыдущими.

Показывая ребенку картинки, четко проговаривайте названия изображенных предметов, попросите указать на тот или иной объект.

Листая подобные альбомы, кроха не только рассматривает картинки, учит и запоминает названия вещей, но и узнает знакомые лица, предметы. Развиваются память, внимание, мышление, накапливается словарный запас.

Наряду с существительными – названиями предметов, ребенок запоминает и глаголы-просьбы, например «Дай!», «Возьми!», «Встань!», «Подними!». Регулярные занятия с пирамидкой и кубиками помогут усвоить новые глаголы: «нанизать колечки», «сложить кубики». Малыш активно воспринимает словесное обращение взрослого, если оно побуждает к действиям и повторяется неоднократно. Поэтому чаще озвучивайте просьбы к ребенку, поддерживая похвалой совершаемые им ответные действия.

Эмоциональное развитие ребенка неразрывно связано с речевым. Малыш выражает эмоции при помощи звуков и мимики, копирует эмоциональные проявления взрослых, манипулирует голосом, громкостью, интонацией.

В этом возрасте кроха становится очень чувствителен к похвале, одобрению со стороны взрослых. Когда его хвалят – охотно повторяет действие, произносит слова и звуки.

Важные достижения 9 месяца

  • ребенок свободно ползает, стоит с опорой, может развернуться и ползти в обратном направлении;
  • отчетливо воспринимает и различает размеры предметов (маленький берет большим и указательным пальцами, большой – двумя руками);
  • вынимает предметы из емкости и пробует вкладывать их обратно;
  • выполняет некоторые действия по просьбе взрослого, например: «Дай игрушку», «Возьми машинку» и т.д.;
  • лепечет, подражает звукам, произносимым взрослыми, начинает произносить первые слова;
  • связывает слово с обозначаемым предметом;
  • копирует эмоции взрослых, манипулирует голосом, громкостью, интонацией.

Есть забавный афоризм: «У людей мамы вынашивают ребенка не 9 месяцев, а 18: первую половину срока – в себе, вторую – на себе». Конечно, малыши остаются «ручными» и более долгое время, но долю истины этот шутливый афоризм содержит. Именно к 9 месяцам многие детишки осваивают навык ползания и с удовольствием оттачивают его, отправляясь в самостоятельное путешествие по дому в поисках новых впечатлений.

Значительно расширяется и рацион: меню крохи после введения рыбы включает в себя практически все здоровые продукты со взрослого стола. Какими еще достижениями радует ребенок в «солидном» 9-месячном возрасте?

Физическое развитие

В течение 9-го месяца дети в среднем тяжелеют на 500 г и подрастают на 2 см. В итоге вес составляет 7,5-10,5 кг, а рост – 67-76 см. Зубов к девяти месяцам обычно 4 – по 2 верхних и нижних резца, однако меньшее их количество не означает отставания в развитии.

В сутки 9-месячные детишки спят примерно 15 часов: 10-11 ночью и 2 раза по 2-2,5 часа днем. Ночью они просыпаются все реже, могут уйти ночные кормления. Чем активнее малыш проводит день и спокойнее вечер, тем . Вечером ежедневно купайте ребенка – не только для гигиены, но и для сброса дневного напряжения. Подушка до года не нужна.

На 9-м месяце малыши начинают ползать – сначала по пластунски, затем на четвереньках, быстро осваивая активное ползание в разных направлениях. Маленький непоседа не любит отвлекаться от активного познания мира, поэтому иногда его приходится буквально ловить, чтобы накормить, сменить подгузник или одеть на прогулку.

Девятимесячные дети обычно уже умеют садиться самостоятельно из положения лежа. В противном случае нужна консультация врача – небольшая задержка может быть как вариантом нормы, так и проявлением неврологических нарушений.

В этом возрасте карапузы уже влезают на подушки и возвышения, зачастую встают на колени и на ножки, придерживаясь за опору, стоят и даже пытаются прыгать, ухватившись за прутья кроватки. Малыши готовятся к освоению навыка ходьбы – они уже могут стоять с поддержкой за одну руку, переступать ножками при удерживании под мышки, идти приставным шагом вдоль опоры. Если ваш кроха еще не научился этим движениям – не расстраивайтесь и не подгоняйте его: ребенок встанет и пойдет, когда дозреет и физически, и психологически.

Детки осваивают щипковый захват мелких предметов указательным и большим пальцами, находят и подают игрушки или другие известные им предметы, достают и перекладывают вещи между ящиками и коробками, начинают повторять увиденные движения: хлопать ладошками, махать ручкой на прощанье.


Крохи становятся очень активными и мобильными, поэтому одна из главных задач родителей – обезопасить жилище и предоставить крохе возможность и простор для движения: убрать из пределов досягаемости мелкие и острые предметы, закрыть провода и поставить заглушки на розетки, опустить днище кроватки. Не оставляйте одного в детском стульчике, особенно без ремней безопасности – шустрый кроха может расшатать «трон» и выпасть.

Бытовые навыки

Карапуз к 9 месяцам осваивает многие навыки самообслуживания. Малыш умеет пить из чашки, когда ее держит мама, сам протягивает ручки за кружкой, удерживает ее двумя руками с боков или снизу, подносит ко рту и пытается пить. К этому сроку ребенок уверенно держит сушку или кусочек хлеба, обсасывает и грызет ее.

Стимулируйте стремление крохи к самостоятельности: научите снимать носочки и шапочку, помогать вам при одевании, направляя ножку в ботиночек или ручку в рукав, пока кормите, разрешите ему орудовать второй ложкой, во время купания покажите, как пользоваться мягкой мочалкой и позвольте «помыться» самому. Обязательно хвалите старание и достижения малыша.

Психоэмоциональное развитие

В 9 месяцев ребенок начинает активно интересоваться другими людьми, их занятиями и эмоциями, пытается подражать действиям других детей или взрослых. Малыш выделяет любимые занятия, радуется своим успешным действиям, мимикой и звуками проявляет эмоции и чувства: удовольствие, заинтересованность, обиду, по-разному реагирует на обращенную к нему ласковую или строгую речь – улыбается или хмурится.

Потребность в общении у детишек сильно отличается: одни любят прогулки в людных местах, другие тревожатся даже в компании из 4-5 человек. У многих малышей в этом возрасте появляется выраженный страх чужих людей: они плачут, отворачиваются и тянутся к маме, чувствуя себя уверенно только возле нее.

Кроха не просто бесцельно перекладывает предметы, а играет с ними и обязательно пробует на зуб. Позаботьтесь о безопасности: игрушки должны быть крупными, без острых краев и резких запахов, иметь сертификат качества.

Ребенок узнает себя в зеркале, показывает отдельные части тела, играет в прятки. У него появляется любимая игрушка или одеялко, которые становятся талисманами – с ними кроха ощущает себя уютно и безопасно, ни в какую не желая расставаться даже на время стирки. В дальнейшем эта вещь поможет легче «перейти» в большую кровать, принимая на себя привязанность ребенка и избавляя его от страхов.

Познавательное и речевое развитие

Ребенок в 9 месяцев начинает выполнять предметные действия с игрушками, подражая взрослым: берет или отдает, стучит, размахивает, складывает в ящик и вынимает оттуда, пытается снять крышечки. Малыш может брать по игрушке в каждую руку и выполнять с ними одновременные действия. Любимые игры – прятки и бросание игрушек на пол. В этом возрасте ребенок уже может показывать знакомые части тела, в том числе на картинке; действовать с предметами согласно их функциям – мячик толкает, ложку тянет ко рту.

Полезные упражнения и игры в 9 месяцев:

  • извлечение звуков из погремушек, дудочек, пищалок, маракасов, музыкальных игрушек с кнопками;
  • занятия с кубиками, пирамидками и сортерами – игрушками с прорезями;
  • развлечения с предметами, которые можно привести в движение: завести ключиком, толкать перед собой, тянуть за веревочку;
  • перебирание и пересыпание камешков, фасолинок, пуговиц;
  • лепка из соленого теста;
  • рисование пальчиковыми красками;
  • «чтение» книжек с яркими крупными картинками и плотными картонными страницами.

Все эти занятия благоприятны для развития мелкой моторики и становления речи ребенка.

К девяти месяцам малыши реагируют на свое имя, указывают и подают предмет по названию, понимают часто слышимые обиходовые слова и назначение привычных предметов. Дети громко смеются, лепечут, выражают эмоции голосом, охотно повторяют звуки, слоги и даже отдельные простые слова - «на», «дай», «ма-ма-ма», «ба-ба-ба», «да-да-да», подражают звукам животных и транспорта.

Питание

Идеальной пищей для ребенка в 9 месяцев остается молоко или адаптированная смесь, но объем и разнообразие блюд прикорма все больше увеличивается. Кормления – 4-5 раз в день. Появляются явные предпочтения в пище.

В рацион вводится рыба. Давайте ее 1-2 раза в неделю и используйте нежирные виды: минтай, хек, треска, карп, судак. Из-за высокой вероятности аллергии вводите рыбные блюда очень осторожно: малыми дозами и постепенным увеличением объема при отсутствии негативных реакций.

У детей активно , появляется потребность в жевании, важном и для своевременного развития речи. Предлагайте малышу кусочки яблок, моркови, сушки, которые можно брать руками. Часть пюре заменяйте пищей, просто размятой вилкой – начинайте с очень маленьких порций, по мере привыкания увеличивайте кусочки.

Кормите кроху в детском стульчике из ложки, пить предлагайте из чашки – это поможет легче отвыкнуть от бутылочек или груди.

Главные достижения ребенка к девяти месяцам:

  1. Ползание.
  2. «Пинцетный» двухпальцевый захват.
  3. Подражательные движения.
  4. Осознанное бросание предметов.
  5. Эмоциональное включение в общение, повторение слогов и простых слов.
  6. Поиск предметов по названию.
  7. Выполнение простых просьб взрослых.

Особенности питания: включение в прикорм рыбы, переход от пюре к пище с мелкими кусочками, привыкание к питью из чашки и начало обучения самостоятельной еде ложкой.

Вы празднуете очередную дату – ребёнку 9 месяцев! Внеутробное развитие сравнялось с временем, проведённым крохой в животике мамы, и теперь будет превышать его всё больше и больше. Начиная с этого возраста, малыш будет становиться всё менее беспомощным и более самостоятельным. Он ещё очень уязвим и нуждается в непрерывном присмотре со стороны взрослых, но теперь на первый план выходит социальное развитие и становление личности. Не упустите этот момент, воспитывая в нём уважение к себе и окружающим.

Что умеет ребёнок в 9 месяцев?

  • Подражает речи взрослых, повторяет произнесённые ими слоги. В детском лепете становится слышна имитация предложений, заметны интонации, разнообразные сочетания звуков.
  • Копирует поведение других детей, общается жестами. Если несколько деток рядом заплачут, может «поддержать компанию» и разревется без каких-либо других причин.
  • Уже есть любимые занятия, которым отдаёт предпочтение.
  • Быстро ползает, может ползать, зажав игрушку в одной руке. По желанию легко садится, уверенно сидит, сам встаёт у опоры, может пройтись с поддержкой «под руки».
  • Откликается на своё имя, поворачиваясь в сторону говорящего. Знает названия некоторых предметов, на вопрос «где?» о знакомом предмете ищет его взглядом.
  • Маленькие предметы может взять двумя пальцами – владеет «пинцетным захватом».
  • С удовольствием играет в разнообразные развивающие игры, пытается копировать взрослых при составлении кубиков или «пирамидки». Даже не видя всех деталей в действиях взрослых, пытается повторять за их действиями.

Кроха в 9 месяцев стремится исследовать и потрогать всё, что ещё не исследовано и не потрогано, поэтому перед тем, как открывать ему допуск в какое-либо помещение, убедитесь, что там ничего не угрожает детской любознательности и что в «исследовательском» порыве он не испортит ничего важного.

Развитие в 9 месяцев

В этом возрасте кроха закрепляет и улучшает полученные ранее навыки. Малыш в 9 месяцев уже умеет ползать и активно использует это умение. Держась за опору, он в состоянии встать и немного пройтись вдоль журнального столика или шкафа, придерживаясь за них ручками. Вне зависимости от того, чему успел научиться ребёнок к 9 месяцам, отличительная черта этого периода – энергичность в действиях, возросшая скорость и умелость в управлении собственным телом.

У детей в 9 месяцев уже появились предпочтения. Есть любимая игрушка и любимое занятие. Порой маме требуется приложить немалое усилие, чтобы постирать затасканную по всем полам игрушку – ребёнок наотрез отказывается с ней расставаться даже на время сна.

Малыш интенсивно выражает недовольство, направленное на конкретные действия по отношению к нему. Так многие дети яростно протестуют против подстригания ногтей или чистки носика, поэтому маме нужно набраться терпения, чтобы довести необходимую процедуру до конца и не выйти из себя. В любом случае не игнорируйте возмущения карапуза, объясняйте, например, что ему нужно подстричь ноготки, чтобы пальчики выглядели красиво.

Ребёнок внимательно наблюдает за родителями, запоминает их действия, поэтому позднее способен достать спрятанную при нём вещь. Помнит места, куда вы кладёте интересные ему предметы и старается их достать. Так, зная, что у мамы на шее висит красивый медальон, будет всячески тянуться к нему, стараясь схватить цепочку, или залезет во внутренний карман папиной куртки, где лежит мобильный телефон.

Девятимесячный ребёнок спит 12–14 часов в сутки, ночью – около 10 часов и дважды днём по часу-двум. Малыш давно отказался от третьего дневного сна и, следовательно, режим его дня немного поменялся. Здоровые детки в 9 месяцев могут бодрствовать 3–4 часа подряд, не уставая от своей активной деятельности. Ночью ребёнок в большинстве случае просыпается не реже 1 раза, чтобы покушать.

Невероятно сильно выражено подражательное поведение. Психическое развитие в 9 месяцев таково, что на данном этапе формируются поведенческие модели на основе подражания за действиями взрослых. Для крохи важно усвоить назначение предметов, как с ними поступать и какие результаты ожидать от различных манипуляций – для этого он внимательно следит за взрослыми и старается скопировать их действия.

Уход в 9 месяцев

Многие мамы в этом возрасте решаются первый раз подстричь ребёнка . Делать это нужно с осторожностью, чтобы не занести заразу в детский организм. Не стригите наголо, тем более не брейте кроху – это может негативно сказаться на нежных волосяных луковицах или стать причиной воспаления кожи головы.

Питание в 9 месяцев становится богаче ещё на один продукт: вводим рыбу. Теперь рацион малыша включает большую часть «взрослых» продуктов, ему уже можно кушать блюда из овощей, фруктов, круп, мяса и рыбы. В сутки кроха должен покушать не менее пяти раз, с перерывами между дневными кормлениями 3–4 часа.

Давайте малышу различные по твёрдости продукты: супы, каши, мякоть фруктов, кусочки мяса, овощи, сухофрукты. Вы удивитесь, как быстро ваш карапуз разберётся в том, что надо пить, что жевать, а что с усилием грызть. Для развития и закрепления жевательных навыков полезно не измельчать овощи и фрукты до однородной, кашеобразной субстанции, а добавлять небольшие кусочки мякоти. В каши из круп можно класть немного измельчённых бананов или персиков.

Новые продукты вводите осторожно, продолжайте вести дневник прикорма. Пока твёрдая пища не станет привычной для ребёнка, основным источником питания для него остаётся материнское молоко.

Упражнения и игры для малыша в 9 месяцев

Юркому и подвижному девятимесячному ребёнку непросто сделать массаж, т.к. удержать его долгое время в одной позе, не вызвав при этом возмущения, практически невозможно. Польза же от массажа для непрерывно вырывающегося и капризничающего карапуза примерно нулевая. Поэтому вместо массажа отлично подойдёт гимнастика для детей в 9 месяцев .

  • В положении лёжа на спине сгибайте и разгибайте ножки крохи: одновременно обе ноги, потом попеременно то одну, то другую, затем снова одновременно.
  • В положении сидя сгибайте и разгибайте ручки. Осторожно вращайте ручками в разные стороны.
  • Придержите ребёнка за ручки, дождитесь, когда он подтянется и встанет, пройдите с ним несколько шагов, страхуя его под руки.
  • Приседайте у опоры, страхуя малыша от падения.

Вашему карапузу наверняка понравится такая гимнастика, только не переусердствуйте и не переутомите его, чтобы не вызвать негатива к физическим упражнениям.

Развивающие игры для ребёнка в 9 месяцев – неоценимая помощь для его физического и психического развития. Занимаясь с малышом, мама улучшает моторные навыки своего чада, расширяет его пассивный словарный запас и, что немаловажно, укрепляет двустороннюю эмоциональную связь. Рассказывайте ему стихи, читайте книжки. А делая что-либо по дому, посадите рядом с собой и объясняйте, что и как вы делаете.

Есть очень интересная игра для детей в 9 месяцев – «весёлая наклейка ». Возьмите набор ярких наклеек, усадите ребёнка перед собой. Теперь покажите ему любую наклейку, быстро наклейте куда-нибудь на тело карапуза так, чтобы он не заметил. Затем спросите у него: «Где наклейка?» Совместно ищите её, поочерёдно называя рассматриваемые части тела. Например, проверяя левую ручку, скажите: «На этой руке нету! А где тогда? Давай посмотрим на другой руке. Где у тебя другая рука?» И так далее. Когда обнаружите наклейку, скажем, на ножке, обязательно скажите: «Вот она! На ноге!» Через какое-то время позвольте девятимесячному ребёнку самому найти её. Потом поиграйте в эту же игру, только наклеивайте их на своё тело. Следите за тем, чтобы кроха не взял наклейку в рот.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.