Проект по экологии в подготовительной группе детского сада. «Детские экологические проекты - уникальная форма экологического воспитания в ДОУ

Экологический проект в средней группе. Сделаем мир краше!!!

Актуальность:
Мы педагоги дошкольного образования работаем с детьми, которые ещё не подверглись воздействию социума, они как чистый лист и во многом, как пойдёт их дальнейшее развитие зависит от нас. В своей, ещё только начавшейся жизни, они общались с близкими родственниками. В век развития технологий дети редко общается с природой, большинство родителей предпочитают прогулкам просмотр мультфильмов или компьютерные игры, ссылаясь на занятость. Я не отрицаю пользу ИКТ, но нельзя забывать о том, что заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в детстве и это наша задача. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. Везде можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.
Вид проекта: познавательно-информационный.
Цель проекта:
Создание благоприятных условий на участке детского сада для экологического воспитания детей. Знакомство с разными объектами живой природы.
Задачи:
Развивать у детей экологические представления о растениях на участке, выделять характерные признаки.
Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы.
Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.
Участники проекта:
Дети средней группы дошкольного возраста, родители воспитанников, воспитатели.
Срок реализации проекта (краткосрочный): 1 июля 2016 года – 1 августа 2016года.
Основные формы реализации проекта:
система развивающих игр, игровые ситуации, дидактические игры;
тематические беседы, наблюдения;
тематическое чтение художественной литературы.
Этапы оформления участка:
Детальное обследование группового участка и выделение наиболее интересных объектов.
Выбор вместе с детьми сказочных персонажей из хорошо знакомых сказок.
Составление плана работы с детьми и родителями на каждой точке.
Предварительная работа:
подбор иллюстративного материала по теме;
подбор литературы по теме;
подбор дидактических игр по экологии;
оформление уголка «Мир природы» в группе;
наблюдение в природе на прогулке;
сотрудничество с семьёй.
План реализации проекта:
Месяц, неделя Мероприятие Цели мероприятия Форма и место проведения
Июль 1 неделя Высаживание цветов на групповом участке. Воспитание у детей интереса к дальнейшим наблюдениям, привлечение к совместной деятельности детей и их родителей. Участок. Совместная деятельность детей и родителей.
Июль 2 неделя Украшение участка с использованием экологически чистых материалов (фанера). Привлечение внимания детей к сказочным персонажам. Воспитание интереса и бережного отношения к природе Участок. Совместный выбор персонажей.
Июль 3 неделя Опиловка деревьев на участке. Привлечение к совместной деятельности родителей. Участок. Наблюдение за работой родителей.
Июль 4 неделя Покраска МАФов на участке. Развитие художественно-эстетического вкуса у детей. Воспитание интереса и бережного отношения к труду взрослых. Участок. Наблюдение за работой родителей.
В течение всего месяца Разучивание стихотворений о природе. Чтение наизусть стихов, формирование любви к природе. Совместная деятельность во время прогулок.
В течение всего месяца Дидактические игры по ознакомлению с деревьями и растениями Закрепление знаний об экологическом мире Совместная деятельность во время прогулок.
В течение всего месяца Совместно с родителями уборка территории группового участка Приобщение детей к труду. закрепление знания, что любой труд в почёте. Уборка веточек и камушков с территории участка.
Оформление уголка природы.

Приложение










Высадка растений, ежедневный уход и полив.





Хорошо у нас в саду! Оформление участка.





Помощь родителей неоценима!А дети главные помощники.





Скачать Экологический проект в средней группе ДОУ



Описание материала: предлагаю вашему вниманию разработку проекта "Зеленый мир детского сада". Проект направлен на формирование экологической культуры, понимания необходимости заботиться о своем здоровье, учиться быть здоровыми через взаимодействие с природой. Продукт проекта - карта "Зеленый наряд детского сада", созданная совместно с детьми. Данный материал будет интересен воспитателям ДОУ в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Проект "Зеленый мир детского сада"

Актуальность
На протяжении многих веков человечество живет рядом с удивительными живыми существами - деревьями. Мы так привыкли к их соседству, что редко задумываемся о том, насколько они важны для жизни людей и всего живого на Земле. Каждый знает, что деревья - это легкие Земли, источник кислорода воздуха, а значит, источник здоровья людей. Важно не только знать об этом и уметь использовать чудесные свойства деревьев, но и необходимо научиться сохранять то, что нам дает природа.
Ребенок уже в дошкольном возрасте способен осознанно понять и принять элементарные сведения о пользе деревьев для здоровья человека и правилах поведения в природе. Но нужно учесть то, что для маленьких детей деревья порой не представляют такого интереса, как животные или растения, ведь они считают их неживыми существами, а значит малоинтересными. Процесс познания должен быть интересен как в плане содержания, так и применяемых методов и приемов.
Я начала эту серьезную работу с ближайшего зеленого окружения - с территории детского сада. Как правило, среди зеленых насаждений вокруг детского сада, можно встретить многих представителей флоры данной местности. Необходимо помнить и о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний.
Данный проект раскрывает ценность деревьев при выполнении ими санитарно-гигиенических функций через доступные дошкольному восприятию игровые формы работы. Продуктом проекта является Карта зеленых насаждений детского сада.

Карта проекта «Зеленый мир детского сада»

Цель: Формировать понимание необходимости заботиться о своем здоровье, беречь его, учиться быть здоровыми через взаимодействие с природой. Расширение представлений детей о пользе деревьев для укрепления здоровья человека. Воспитание бережного отношения к окружающей природе.
Участники проекта : дети, родители, воспитатели.
Срок реализации проекта : май
Тип проекта : информационно-творческий (в рамках тематической недели "Мир деревьев и кустарников")
По количеству участников : коллективный
По продолжительности : краткосрочный

Ожидаемые результаты:

Воспитанники:
-знакомы с деревьями, растущими на территории детского сада и их функциями;
-знакомы с некоторыми целебными свойствами деревьев для здоровья человека;
-имеют первоначальные навыки "чтения" карты;
-имеют представление о природе родного города
Родители:
-активные и заинтересованные участники проекта, ориентированы на развитие у ребёнка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками через совместную проектную деятельность;
-знают и применяют целебные свойства деревьев для оздоровления детей
Педагоги:
-осуществляют инновационную деятельность;
-повышают профессиональный уровень;
-расширяют свой экологический кругозор Обучающие:
-формировать у детей представление о деревьях и их пользе для человека;
-дать первоначальные сведения о карте местности
Развивающие:
-развивать познавательный интерес ко всему живому, желание получать новые знания; любознательность, наблюдательность;
-приобретать детьми опыт исследовательской деятельности;
-развивать мотивацию на здоровый образ жизни.
Воспитательные:
-воспитывать эмоциональное отношение к деревьям;
-воспитывать любовь к природе, желание оберегать ее и охранять

Этапы реализации проекта

1.Подготовительный
2.Аналитический
3.Практический
4.Презентационный

Подготовительный этап

Цель: заинтересовать проблемой, выяснить представления детей о деревьях.
Мероприятия:
1. Целевые экскурсии к деревьям на территории детского сада.
2. Знакомство с паспортом деревьев детского сада.
3. Рассматривание физической карты Республики, карты района.
4. Просмотр слайдов фотоматериалов о родном городе "Город, вид с неба" , "Пейзажи" , презентации "Этот город самый лучший город на Земле"
5. Наблюдение за погодными явлениями: ветром, дождем и их влиянии на состояние деревьев.
6. Беседы с родителями "Деревья вокруг нас" .
7. Подборка лучших рецептов по оздоровлению детей с помощью целебных сил деревьев.
8. Беседы с детьми:
1. В чем отличие деревьев от других растений?
2. Какие деревья растут на территории детского сада?
3. Как на территории детского сада появились деревья?
4. Кто сажает деревья в лесу?
5. Какую пользу приносят деревья?
6. Как люди заботятся о деревьях? Приведите примеры.
7. Давайте представим, что деревья вдруг исчезли. Что произойдет на всей Земле? В нашем городе? Возле детского сада? У вашего дома? Изменится ли что-нибудь в нашей жизни? А почему деревья могут исчезнуть?
9. Чтение детской художественной и познавательной литературы по теме исследования.

Аналитический

1.Совместно с детьми продумать продукт проекта.
2.Составить план мероприятий по реализации проекта.
3.Подготовка материала: подборка изображений деревьев, растущих на территории; детской литературы о деревьях, художественного слова, физминуток и т.д.

Практический

1.Целевые экскурсии по территории детского сада.
2. Беседа: "Для чего нужны деревья".
3. Составление гербария "Листочки наших деревьев".
4. Составление "Круга полезности".


5. Художественное творчество. Зарисовки деревьев.
6. Коллективная разработка карты "Зеленый наряд детского сада"
7. Цикл дидактических игр по карте:
-"Найди свое дерево". Цель: найти на карте места, где растет данное дерево.
-"Прогулка в ельник". Цель: помочь дойти игровому персонажу по карте до ельника и рассказать о целебных свойствах ели.
-"Белоствольная красавица". Цель: выбрать самый короткий маршрут до березовой рощицы. Рассказать о пользе березки для человека.
-"Защитим наши деревья". Цель: придумать знаки охраны деревьев.
-"Вкусные деревья". Цель: найти на карте посадки вишни, яблони, черемухи.
-"Столовая для птиц". Цель: найти на карте деревья, которые кормят птиц.
-"Расставим знаки". Цель: определить соответствующим знаком основную санитарно-гигиеническую ценность каждого дерева.
-"Ароматное дерево". Цель: найти на карте черемуху, сирень, распространяющие во время цветения особые запахи.
На территории детского сада произрастают следующие деревья:
береза,клен ясенелистный,клен,черемуха,вишня,яблоня,ясень широколистный,
верба,рябина,сирень,липа,ива серебристая,лиственница.

Продукт проекта

Карта зеленых насаждений детского сада


На карте размечена территория детского сада и соответствующими карточками обозначены места произрастания деревьев. Эта работа выполнялась совместно с детьми.
Затем проводится цикл дидактических игр по карте.

Заключение

Проект расширил представления детей о деревьях, которые находятся рядом с нами. Научил видеть в них живые создания, которые нуждаются в заботе, охране. Дошкольники узнали,что многие деревья не только делают нашу жизнь красивой, но и помогают нам быть здоровыми. Игровые приемы позволяют педагогу заинтересовать детей такой, может быть, не совсем "детской темой". А составление карты настолько увлекло детей, что игры с картой стали придумывать сами дошкольники. Дошкольный возраст такая "благодатная почва", что любое брошенное "доброе семя" обязательно даст добрые ростки.
Использованная литература
1. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ /Авт.-сост.: Л.С.Киселева, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода, М.Б.Зуйкова.- 3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005. -96 с.
2. Леса Башкирии / Авт. Г.В.Попов - Башкирское книжное издательство, 1980г.
3. Сохраним природу Башкортостана. Учебно-методическое пособие по экологическому образованию. /Авт. -Р.С.Гайсина.-Уфа: Китап, 2007г. - 108с.

Краткосрочный проект:

Проведение акции чистоты и доброты в МБДОУ ДС «Кораблик» г.Волгодонска

Девиз проекта: Есть такое твердое правило – «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свой город».

Основные мероприятия, направленные на реализацию проекта:

1.Разработка плана проведения акции в МБДОУ ДС «Кораблик» г.Волгодонска «Акция чистоты и доброты».

2. Проведение субботника совместно с педагогами, родителями и детьми на территории детского сада.

3.Проведение совместных мероприятий, направленных на реализацию проекта с сотрудниками, педагогами, родителями воспитанников и детьми.

Самый важный результат деятельности нашего проекта – формирование настоящего сообщества детей, воспитателей, родителей, любящих свой родной детский сад, вносящих посильный вклад в его чистоту и процветание!

Принципы проекта.

В основу проекта заложены четыре принципа:

Принцип дифференциации - создание оптимальных условий для самореализации каждого участника в проекте.

Принцип интегративности - подразумевает тесное сотрудничество с семьей, социумом.

Принцип индивидуализации - индивидуальный подход к каждому участнику проекта.

Принцип гуманизма - видеть в ребенке полноправного партнера, учитывать его точку зрения.

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный .

Задача этапа: анализ ситуации; определение основных его целей: формирование экологического сознания, экологической культуры, добра и милосердия как базисных качеств личности.

2 этап – организационный : планирование и прогнозирование предстоящей работы

Задачи этапа: экологизация всех разделов программы воспитания и обучения дошкольников; создание экологической среды в ДОУ, привлечение всех участников проекта к предстоящей творческой работе; разработка планов работы с педагогами и родителями по формированию экологического образования через проведения экологических акций, подбор литературы и информации по проекту.

3 этап – практическая деятельность.

Задачи этапа: формирование элементарных экологических знаний и представлений воспитателей, детей и родителей, а также начала, основы экологического образования через проведение экологической акции.

4 этап – итоговый .

Задачи этапа: обобщение опыта и определение результата практической деятельности.

Формы работы по реализации проекта с педагогами :

Подбор и изучение литературы по данной теме;

Планирование и прогнозирование предстоящей работы;

Изготовление стенда «Подводный мир морей и океанов»;

Обновление панно «Флора и фауна Ростовской области»;

Участие в экологическом субботнике;

Формы работы по реализации проекта с детьми :

Наблюдения и экологические экскурсии;

 создание презентаций, слайд шоу;

 познавательное чтение;

 конкурсы и викторины;

 продуктивная деятельность;

 экологические, подвижные, дидактические, имитационные игры.

 Итоговое мероприятие.

Формы и методы работы с родителями :

Консультации и сообщения экологической направленности для родительских уголков;

Участие родителей в субботнике;

Проведение совместных экологических экскурсий;

Совместная деятельность педагогов с детьми

Взаимодействие с семьёй

    Просмотр и обсуждение презентации «Враг природе - это мусор!»

    Чтение литературных произведений: «Уважай чужой труд», Н.А.Рыжова «Как люди речку обидели» и другие.

    Рисунки детей «запрещающие знаки» Просмотр и обсуждение презентации «Враг природе - это мусор!»

    Изготовление поделок из бросового материала «Убираю и играю».

    Беседа «Красивый город – чистый город».

    Конкурс на лучшую поделку из утилизированного материала: «Мама, папа, я – творим чудеса»

    Фотостенд с использованием фотографий субботника «Вот как стало чисто!»

    Трудовой десант (субботник) по уборке территории дошкольного учреждения

    Знакомство с народной мудростью: пословицами, поговорками о бережном отношении к природе

    Выставка «Природа и творчество»

Литература

1. Евдокимова, Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника /Е.С. Евдокимова. - М.: ТЦ Сфера, 2005.

2. Жерневская, Т.В. Система сотрудничества с родителями как условие оптимизации экологического воспитания дошкольников / Т.В. Жерневская, Л.А. Мальтнова //Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2007. - № 3.

3. Зверева, О.Л., Кротова, Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методичекий аспект /О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. - М.: ТЦ Сфера, 2005.

4. Мартынович, В.А. Приобщение детей 6-7 лет к природе: взаимодействие ДОУ с семьей /В.А. Мартынович //Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2005. - № 2.

5. «Мы». Программа экологического образования детей / Н. Н. Кондратьева и др. – СПб.: Детство-Пресс, 2003.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Кораблик» г.Волгодонска

(МБДОУ ДС «Кораблик» г.Волгодонска)

Краткосрочный экологический проект:

«Проведение акции чистоты и доброты в МБДОУ ДС «Кораблик» г.Волгодонска»

Подготовила:

Старший воспитатель

Горьковская А.А.

г.Волгодонск

Экологический проект «Птицы родникового края»

«От того, как прошло детство, кто
вёл ребенка за руку в детские годы,
что вошло в его разум и сердце из
окружающего мира - от этого в
решающей степени зависит, каким
человеком станет сегодняшний малыш».
В.А. Сухомлинский

Планета Земля - наш общий дом каждый человек, живущей в нем, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Детский сад сегодня – образовательное учреждение, обеспечивающее физкультурно – оздоровительное, познавательно – речевое, художественно – эстетическое, социально - личностное развитие детей. Эколого – ориентированное направление можно выделить отдельно, и в то же время оно интегрировано входит в каждое из вышеперечисленных направлений, так как имеет огромное влияние на интеллектуальное, творческое и нравственное воспитание формирующее современную образовательную личность. Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования – это организация проектной деятельности. Участие в экологических акциях, субботниках, работа с природоохранными проектами - уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края.
Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста имеет практическая исследовательская деятельность в природных условиях. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения словом развивать познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.
Новизна нашего экологического проекта заключается в использовании ИКТ. Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательно - образовательного процесса, является личностная включенность детей и родителей в событийную жизнь. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту включенность. Проект позволяет детям и родителям заниматься любимым делом и одновременно приносит пользу окружающему миру.
Цель: Закрепить представления воспитанников о птицах, и их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц. Привлечь внимание воспитанников и родителей к природоохранной деятельности и научить их, ее организовывать. Воспитывать защитников природы, дать экологические знания, научить быть милосердными.
Задачи:
Расширить представление воспитанников о птицах нашего Удмуртского родникового края.
Обобщить полученные знания воспитанников при наблюдении за поводками птиц.
Расширить представление воспитанников и родителей о видах кормушек, способах их изготовление из разного материала.
Заинтересовать родителей природоохранной деятельностью, довести до их сознания необходимость воспитания у детей любви и бережного отношения к птицам, формирование сознательного отношения к миру.
Научить воспитанников совместно с родителями организовать природоохранную деятельность.
Научить детей правильно их подкармливать.
Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях.

Актуальность проекта.
Задача взрослых – воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете - птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что, делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели. Дать детям элементарные знания о том, чем кормить птиц.
В собственной работе с родителями создавать условия для общения воспитанников с миром природы и для посильной помощи нашим пернатым друзьям.

Участники проекта:
Дети дошкольного возраста.
Родители, законные представители наших воспитанников.
Педагоги ДОУ.
Население нашего микрорайона.

Срок реализации проекта: сентябрь 2012 года – май 2013 года.

Тип проекта: информационно - практико – ориентированный.

Этапы проведения проекта:

1 этап: подготовительный:
Создание необходимых условий для реализации проекта:
Обсуждение цели и задач с воспитателями и родителями;

Обоснование, предсказание путей реализации проекта;
Подбор познавательной, художественной литературы;
Отгадывание загадки, чтение стихотворений про птиц;
Проведение бесед по проекту;
Оформление консультаций;
Приготовить презентации «Зимующие птицы», «Какие бывают кормушки», «Перелетные птицы»;
Изготовление дидактических игр;
Оформление дидактических игр;
Выставка рисунков «Птичье кафе»;
совместно с родителями изготовление кормушек из разного материала.
2 этап: Основной (практический) этап:
Оформление описательных рассказов о птицах;
Изучение корма для подкормки птиц;
Выставка кормушек;
Выбор места для кормушек;
Наблюдение за птицами;
В течение всего проекта кормление птиц;
Оформление агитационных плакатов «Покормите птиц зимой»;
Оформление буклетов, памяток;
Наблюдение за поведением птиц на кормушках;
Создание дневника наблюдений;
Ежедневное заполнение дневника наблюдений;
Разработка и накопление методических материалов, разработка рекомендаций по проблеме.
3 этап: Заключительный
Подведение итогов реализации проекта;
Награждение активных участников проекта;
Организация фотовыставок: «Птичья столовая», «Такие разные кормушки» итд.
Презентация проекта (освещение опыта работы);
Освещение опыта работы в СМИ;
Выступление агитбригады.
Пример планирования за один месяц.
- Непосредственно образовательная деятельность
«О тех, кто умеет летать»
Цель: Уточнить и расширить представления детей о птицах, их характерных признаках, особенностях. Познакомить с интересными фактами из жизни птиц, показать их уникальность. Воспитывать бережное, заботливое отношение к природе.
- Досуг «Вечер загадок» (старший дошкольный возраст).
- Рассматривание иллюстраций Рассматривание иллюстраций «Птицы родникового края».
- беседа Международный день наблюдения осеннего отлета птиц – 23.09
- Наблюдение за птицами:
- какие птицы прилетают на участок (воробей, ворона, голубь,..)
- какие звуки издают птицы?
- сколько ног у птиц и как они ходят?
- Чтение
** Е.Благинина «Стрижи»
** Г.Снегирев «Птицы наших лесов»
** Е.Носов «Как ворона на крыше заблудилось»
** Ю.Тувин «Птичье радио»
** Е.Чарушин «Почему Тюпа не ловит птиц»
** А.Толстой «Сорока».
** С.Вахринцева «Птицы»
** Г.Х.Адерсен «Дикие лебеди»
** В.Гаршин «Лягушка – путешественница»
- Непосредственно образовательная деятельность *** «Путешествие с птичкой по лесной дорожке» - рисование младшая группа
*** «Сказочная птица» - рисование по мотивам гжельских мастеров.
*** «Птичье семейство» изображение рисунка «Заботливые родители» - старшая группа
*** «Птицы других стран» - «Страус - самая крупная птица на земле - подготовительная группа
- Подвижные игры - «Птички в гнездышках» и «Гуси» - младший дошкольный возраст
- «Сокол и наседка» и «Сова» - старший дошкольный возраст
- Придумывание Придумай чистоговорку связанные с птицами на различные звуки с детьми старшего дошкольного возраста.
- Пальчиковая игра «Птички» - первая и вторая младшая группы
- Разучивание Разучивание скороговорок
- Игровые упражнения «Покажи птичку» (воробья, ворону итд).
- Драматизация «Русские народные потешки о птицах».
- Дидактические игры «Кто где живет?», «Летает, плавает, бежит».
- Сюжетно - ролевая игра «Больница для птиц».
Слушание Слушание в аудио записи «Голоса птиц»
*** Оформление папки «Птицепраздник» (сценарии и развлечения)
*** Оформление папки «С птицами во все времена года» (конспекты непосредственно образовательной деятельности)
*** Составление комплексно – тематического плана психолого – педагогической работы с воспитанниками и узкими специалистами
*** Консультация «Интеграция образовательных областей, как средство развития детей дошкольного возраста»
*** Книжки – малышки «Птицы нашего края» (формат А5) - загадки, стихи, рассказ о птицах.
Экскурсия в библиотеку с детьми старшего дошкольного возраста

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.