Почему хочется плакать без причины? Подростковая депрессия: причины, симптомы и лечение

Вопрос от Татьяны:

Мой ребенок относится к звуковикам. Это просто что-то. Ей 15 лет и сейчас у нее острое состояние, все время плачет и не хочет никого слушать, крики действуют пагубно. Как справиться с ее состоянием?

Отвечают Виктория Винникова, учитель математики и Дина Лиясова, врач:

Здравствуйте, Татьяна! Прекрасно понимаем ваше состояние, когда ребенок-подросток горюет, проливает слезы, а вы не знаете, как помочь. Странное, непонятное поведение, трудности с общением, невозможность наладить контакт – все это сложности переходного возраста. Как справиться с такими состояниями, которые тяжело переживаются и родителями, и подростками?

Ответ дает Системно-векторная психология Юрия Бурлана, которая дифференцирует людей по их бессознательным желаниям. Группы этих желаний называются векторами. Вектор это огромный диапазон развития, данный человеку от рождения. Сначала дети под присмотром взрослых учатся использовать свои свойства, а затем уже в пубертате пробуют свои силы самостоятельно, без помощи родителей. Современные дети полиморфны, т.е. их психика представляет сложное хитросплетение нескольких векторов (от 3 до 5).

Ваша дочь переживает период взросления, в ее организме играют гормоны, которые также оказывают влияние на ее состояние. Она считает себя уже взрослой и самостоятельной, но пока еще зависит от родительского дома.

Все подростки по-разному переживают переходный период. У каждого свои сложности, которые во многом зависят от врожденных векторов. Любимый малыш в период пубертата превращается в маленького бесенка. Иногда испытывает терпение близких на прочность, ведет себя часто неадекватно, как кажется родителям.

В реальности так проявляется сила его бессознательных желаний, которая стремится вырваться наружу. И вот уже подросток устраивает истерики, грубит, критикует, отгораживается от родителей. Вообще, ведет себя так, как будто не любит родителей. В таких ситуациях иногда кажется, что подросток все делает назло, чтобы еще сильнее досадить родителям. Но это не так. Просто ребенок пробует применять свои свойства, и первые на ком он «тренируется» это родители...

Откуда слезы?

Причин для слез и истерик дочери может быть множество: от первого любовного разочарования до конфликтов со сверстниками или подружками, которые могут быть очень жестокими.

Наличие зрительного вектора у ребенка может провоцировать слезы и истерики буквально на ровном месте. Для таких детей важна эмоциональная связь с близкими людьми, особенно мамой. И самый первый и важный шаг в становлении связи – это понимать всей душой что так мучает ребенка. Сделать это можно, овладев системным мышлением: оно позволяет взглянуть на давно знакомого человека другими глазами, увидеть его истинные желания и чаяния. Тогда даже самое неконтролируемое поведение ребенка поддается корректировке, без раздражения и криков.

В этом состоянии дочке очень тяжело и как никогда нужна поддержка, а крик и разговоры на повышенных тонах еще больше отдаляют подростка от родителей.

Особенно пагубно действуют крики на подростков со звуковым вектором. Они очень тонко улавливают смыслы, а невозможность побыть в тишине может довести их до тяжелейших . И в этот непростой период самое важное сохранить доверительные отношения с ребенком, это тот мостик, через который мама способна помочь ребенку пройти период взросления с наименьшими потерями.

Состояние мамы — полдела

Постарайтесь, очень мягко и деликатно, донести до нее мысль, что вы любите ее и хотите помочь. Вы не давите на нее, а просто желаете «убрать с дороги все камушки», при этом четко давайте понять, что окончательный выбор все равно остается за ней. Ведь это ее жизнь, ее желания.

Очень рекомендуем вам чаще разговаривать с дочерью, только не с позиции «я лучше знаю как жить», а как бы советуясь с ней и обсуждая похожие ситуации из фильмов или истории из интернета. При этом задавайте вопросы: «А как тебе кажется, что чувствовала девушка, когда с ней это произошло?», «Чего она хотела доказать своим поступком?», «А как ты думаешь, что ощущали другие действующие лица в этой ситуации?». Тем самым у вас появляется возможность поговорить, вроде как не о ней самой, а о ком-то другом. И одновременно выразить те чувства и тревоги взрослых, которые наблюдают за ситуацией.

Здесь очень важно не переходить на личности и в какой-то момент, не воскликнуть: «Вот и ты такая же! Все нервы мне истрепала!»

В сложный подростковый период мама еще может повлиять на ребенка. Юрий Бурлан говорит о том, что самое главное в это время сохранить контакт между ребенком и родителями.

На бесплатных лекциях по системно-векторной психологии Юрий Бурлан очень подробно останавливается на взаимоотношениях родителей и детей. Многие слушатели рассказывают, как изменились их отношения с детьми после тренинга.

Депрессия у детей и подростков — не просто плохое настроение, это серьезное эмоциональное расстройство, накладывающее отпечаток на развитие ребенка или подростка, его самочувствие, качество жизни.

В среднем депрессия встречается у 2% детей и 5% подростков.

Так как проявления депрессии у ребенка существенно отличаются от симптомов заболевания у взрослого, очень часто расстройство не диагностируется своевременно.

Причины

Выделяют следующие причины депрессии у детей и подростков:

  • Одной из причин возникновения депрессии у детей являются внутриутробные патологии. Длительная гипоксия плода, внутриутробные инфекции, энцефалопатия новорожденных со временем может обернуться депрессией;
  • Нормальные взаимоотношения в семье — основной фактор формирования психически здорового ребенка. Но не во всех семьях все гладко. Одни дети растут в неполных семьях, другие — в семьях, где кто-то из родителей (а может, и оба) злоупотребляет спиртными напитками или употребляет наркотики, третьи — в благополучных, на первых взгляд, семьях, только чрезмерная опека родителей не позволяет ребенку нормально развиваться, взрослеть, брать на себя ответственность;
  • Школа в плане социального развития после семьи находится на втором месте. Здесь ребенок учится общаться со сверстниками, выстраивать отношения, здесь он получает знания. В школьном микросоциуме он может стать успешным или нет, почувствовать себя умным или так себе. Только родители принимают своего ребенка таким, каким он есть (и то не всегда). В школе же нужно постоянно чему-то учиться, соответствовать, что-то доказывать. И не у всех это получается. Обиды, поражения, полученные в стенах школы, могут стать причиной депрессии у ребенка или подростка;
  • Все знают сказку о гадком утенке, который потом превратился в прекрасного лебедя. Так вот подростковый возраст — это период «гадкого утенка». Не стоит забывать о гормональных перестройках, происходящих в организме подростка. Изменения во внешности, в функционировании организма, сопутствующие этому, в сочетании с воздействием других факторов также могут спровоцировать появление депрессивных расстройств;
  • Часть людей, и подростков в том числе, предрасположены к развитию депрессии. Эта предрасположенность заложена в генах. Такая депрессия называется эндогенной. У детей она возникает редко, у подростков встречается чаще. Возникать она может без видимой причины или сам фактор незначительный (двойка на уроке, кратковременная ссора с подругой), вроде бы и не должен был спровоцировать возникновение депрессии, но не тут-то было. может периодически обостряться;
  • Детский и подростковый возраст — время познания себя и окружающего мира. Далеко не все получается. Первая любовь, экзамены, поступление в колледж или ВУЗ, не всегда успешное, а еще ранние беременности, браки. В общем, проблем в этом возрасте достаточно, как и причин для аффективного расстройства.

Основные проявления

Типичные проявления депрессии, такие как сниженное настроение, двигательная заторможенность и замедление мышления, детям не свойственны.

Эти симптомы встречаются в возрасте 12-14 лет и старше. Однако расстройство может развиваться и у дошкольников, описаны случаи депрессии у годовалых детей, только протекают аффективные расстройства у них атипично, маскированно.

Многие родители видят, что с ребенком или подростком происходит что-то непонятное, но даже и не подозревают, что это депрессия.

Как же тогда заподозрить наличие депрессии у ребенка, какие симптомы помогут в этом? Давайте детально остановимся на различных проявлениях детской и подростковой депрессии.

Чаще всего наблюдаются такие симптомы депрессии у детей и подростков:

  • потеря интереса к жизни и способности получать настроение, угрюмость, раздражительность;
  • изменение аппетита (может как снижаться, так и повышаться);
  • вялость, потеря энергии;
  • нарушения сна (бессонница, кошмарные сновидения или, наоборот, чрезмерная сонливость);
  • снижение успеваемости, плохое отношение к школе;
  • агрессивность, несвойственная ранее;
  • замкнутость, нежелание общаться с друзьями, ровесниками;
  • чувство собственной неполноценности, никчемности или вины;
  • суицидальные мысли или попытки;
  • жалобы на ухудшение состояния здоровья без объективных причин для этого, при обследовании какие-либо значимые отклонения в работе внутренних органов не обнаруживаются.

Клиническая картина

В первые годы жизни основной причиной возникновения депрессии у ребенка является разлука с матерью. После полугода у ребенка формируется выраженная привязанность к родителям, особенно к матери, и малыш враждебно реагирует на попытки разделить его с ними.

В столь юном возрасте основными проявлениями будут однообразное безрадостное настроение, выражение лица — печально-покорное. Такие дети обращают на себя внимание медлительностью, вялостью, безучастностью. Может также возникать беспричинное беспокойство, капризность, плаксивость, негативизм.

У детей эмоциональные проявления депрессии выражены слабо, на первое место выходят двигательные, вегетативные расстройства.

Симптомы детской депрессии, свойственные дошкольному возрасту — нарушения аппетита (он может как снижаться, так и повышаться), сна (бессонница или сонливость), энурез (недержанием мочи), вялость, заторможенность, чередование тревожности с плаксивостью. Такие дети могут иметь страдальческое выражение лица, ходят с опущенной головой, могут предъявлять различные жалобы, что их что-то беспокоит, болит (голова, живот, горло и т. д.), хотя выраженные проблемы со стороны внутренних органов отсутствуют.

В младшем школьном возрасте депрессия у детей может проявляться следующими симптомами: потерей интереса к играм, замкнутостью, вялостью, нарушением внимания и связанными с этим затруднениями в учебе. Энурез, снижение аппетита или повышение, и как следствие, ожирение, запоры, расстройства сна, кошмарные сновидения, страхи также могут возникать при депрессии.

Проявления, которые могут наблюдаться у подростков

У одних подростков может наблюдаться типичная картина депрессии: сниженное настроение, двигательная заторможенность, замедление мышления, у других — подростковая депрессия протекает атипично.

В этом возрасте появляются идеи малоценности, подросток может говорить про себя «я хуже всех в классе, я неспособный и т. п.», в высказываниях отрывками могут звучать суицидальные мысли «Кому я такой нужен? Зачем вы меня родили? Зачем мне жить?»

Предшествовать депрессивному эпизоду может длительное невыраженное снижение настроения — .

Двигательная заторможенность встречается не часто.

Некоторые родители не замечают происходящих в душе подростка переживаний, изменений, а лишь обращают внимание на неуспеваемость в школе, конфликты, ругают подростка за это, наказывают, и таким своим поведением могут еще более усугубить его состояние, подтолкнуть подростка к суицидальной попытке.

Депрессия в подростковом возрасте часто маскируется психопатоподобным поведением, употреблением алкоголя, наркотических веществ. Подросток не понимает, что с ним происходит, старается подавить тягостные переживания с помощью алкоголя или наркотиков, а это может привести к возникновению .

Подростковые депрессивные эквиваленты

У многих подростков депрессия протекает атипично, на первый план выходят совершенно не свойственные симптомы, в таком случае говорят о подростковых депрессивных эквивалентах.

Выделяют 3 основных эквивалента:

  • делинквентный;
  • ипохондрический;
  • астеноапатический.

Делинквентный эквивалент

Изменения в поведении и эмоциональном состоянии начинаются внезапно.

Подросток становится угрюмым, часто конфликтует с родителями и учителями, грубит, кажется, что все «делает на зло». Забрасывает занятия, бродит по улицам. Может оказаться в асоциальной компании, начать выпивать, однако употребление алкоголя не дает ожидаемого .

На всем поведении такого подростка лежит как бы печать отчаяния. Агрессия, направленная на близких, может смениться аутоагрессией и даже суицидальными попытками. Если попробовать узнать, что не так с подростком, не беспокоит ли его депрессия, он будет отрицать ее наличие, а свое настроение определит как «обычное». Этот вариант чаще наблюдается в возрасте 13-17 лет.

Ипохондрический эквивалент

Проявляется он различными жалобами на ухудшение состояния здоровья. Имеющиеся проблемы со здоровьем, как правило, преувеличиваются. Подростки охотно соглашаются на обследования, даже на неприятные процедуры. Могут уклоняться от учебы из-за болезни, бездельничать, валяться в постели, становиться раздражительными, плаксивыми.

Такие подростки часто говорят о болезни, связывают с ней свое плохое настроение и не возражают, что заболели от нервов. Они охотно будут принимать медикаменты, но могут преувеличивают побочные действия лекарств. Этот эквивалент может наблюдаться при реактивной депрессии у подростков, имеющих признаки истерической или . Чаще всего наблюдается в возрасте 15-18 лет.

Астеноапатический эквивалент

Первыми симптомами подростковой депрессии являются жалобы на затруднения в обучении. У подростка возникают трудности с сосредоточением, усвоением нового материала. При попытках что-то выучить, быстро сделать, наступает утомление, ухудшается продуктивность, вследствие этого занятие забрасывается.

Сам подросток становится вялым, бездеятельным, возникают . Он никуда не ходит, ни с кем не общается, сидит дома, не ищет развлечений, может жаловаться на скуку. На обвинения родных в лени реагирует раздражением.

Типичное подростковое течение расстройства

У подростков могут уже наблюдаться депрессивные расстройства, напоминающие таковые у взрослых, чаще всего это меланхолическая или тревожная депрессия.

Меланхолический вариант

Как правило, наблюдается у подростков в возрасте 15 лет и старше, преимущественно у девочек. Депрессивные расстройства представлены отчетливо: присутствует угнетенное настроение, малоподвижность, безысходная тоска. Такие подростки говорят тихим голосом, на вопросы дают короткие ответы, в подробности не вдаются. Имеющаяся заторможенность может достигать степени депрессивного ступора, когда подросток буквально замирает на месте, сидит неподвижно.

Суицидальные мысли возникают постоянно, однако двигательная заторможенность не позволяет их осуществить.

Для меланхолической депрессии, протекающей в подростковом возрасте, характерны идеи самообвинения, виновности перед родными, друзьями, учителями («это я во всем виновата», «без меня всем вам было бы легче», «от меня только одни несчастья»).

Могут присутствовать такие симптомы как бессонница, утрата аппетита, отсутствие менструации (если она уже ранее была) у девочек.

Тревожный вариант

При данной депрессии ведущим симптомом является тревога. Подросток и сам не может объяснить, что его беспокоит, тревожит, часто может испытывать беспочвенные волнения по поводу того, что на него могут напасть, убить, исключить из школы и т. д.

Тревога может сочетаться с трудностью восприятия окружающей обстановки, растерянностью, могут наблюдаться неглубокие нарушения ориентировки.

Как протекает тревожная депрессий у взрослых вы можете прочитать .

В следующей статье я остановлюсь на .

Обычный плач с точки зрения психологов и врачей – это нормальное, естественное явление. Однако все должно быть в меру. Если возникает без причины, то это странно. Когда такое повторяется не раз, стоит обратиться за квалифицированной помощью к специалисту. Иногда слезы сигнализируют о серьезных проблемах или сбоях в организме, которые не пройдут самостоятельно без должного медикаментозного лечения.

Причины постоянного плача

Первое, на что следует обратить внимание при бесконтрольном плаче – это эмоциональное состояние. Проблемы с нервной системой приводят к неожиданным эмоциям, например, при поздравлении невесты человек может начать плакать. Слезы могут быть настолько сильными, что плач будет напоминать истерику.

Основная причина такого состояния – чрезмерная усталость. Мозговые клетки привыкают работать без перерыва, из-за чего происходят сбои в работе головного мозга. Организм истощается, на это и указывает постоянный плач. Дополнительными симптомами усталости являются:

  • раздражительность
  • невнимательность
  • вспышки гнева
  • бесконтрольная агрессия

Важно вовремя ложиться спать и периодически брать отпуск, особенно это касается молодых людей. Кажется, что молодость позволяет выдержать любые нагрузки, но это мнение ошибочно. Беречь себя нужно в любом возрасте.

Следующая причина – темперамент человека. Биологи разделили темперамент на четыре классификации:

  • сангвиник
  • меланхолик
  • холерик
  • флегматик

Темперамент влияет на восприятие человека и его реакцию на различные жизненные ситуации.

Меланхолики – депрессивные люди, склонны к плаксивости более остальных. На это еще дополнительно влияет предрасположенность, наследственность и воспитание.

Третья причина – гормональное состояние, это больше касается женского населения. и климакса женщины расположены к плохому самочувствию, раздражительности, перепаду настроения и чрезмерной плаксивости. Во время климакса перестают вырабатываться те гормоны, за которые отвечала здоровая яйцеклетка. Теперь организм готовится к старению, начинают активно поступать в кровь другие гормоны, которые служат провокаторами глубокой эйфории и депрессии.

Читайте также:

Симптоматическая фокальная эпилепсия: основные способы терапии

Гормоны меняются и в период беременности, организм сосредоточен на развитии детского организма. Женщина становится ранимой, что вызывает слезы.

Причиной может быть повреждение головного мозга. Медики объясняют плаксивость изменениями мозговой деятельности.

Это основные причины. Что происходит с организмом лично в Вашем случае, скажет только лечащий врач.

Физиологические причины

Слезоточивость может быть и нормальным состоянием. Это объясняется физиологией человека. Организм на восемьдесят процентов состоит из воды. Когда в этом есть потребность, происходит слезоотделение , даже если этому не содействовала негативная ситуация: обида, радость, смерть близкого или боль.

Веки – это «занавески» глаз, они выполняют защитную функцию и позволяют глазам оставаться влажными, не допуская высушивания сетчатки и роговицы.

Происходит процесс настолько быстро, что человек повлиять на сдерживание слез не может. При моргании глаза покрываются жидкостью, происходят глазные выделения в виде капель. В медицине это называется автоматические слезы.

Физиология у всех разная, у некоторых из-за структуры век слезоточивость может быть повышенная.

Вирус плача

Существует такое явление как «вирус плача» или «вирус тоски». Человек находится в нормальном эмоциональном состоянии, но при этом неожиданно может начать рыдать.

Скорее всего, этот вирус вызван давним депрессивным и психологическим потрясением. Причинами могут послужить:

  • длительные проблемы в семье или на работе, из-за которых человек находится в напряжении несколько недель или месяцев
  • не сложившаяся личная жизнь
  • отклонения в психике и здоровье человека
  • зависимость от погоды, осень и весна часто вызывают депрессию у расположенных к этому людей

Важно сделать перемены в жизни: сменить работу, поехать в другой город на курорт, заняться любимым видом спорта. Главная цель – наполнить обыденность радостными, новыми событиями.

Как контролировать эмоции

Чтобы нормализовать эмоциональное состояние, необходимо предпринять следующие действия:

  1. Научиться контролировать эмоции.
  2. Пить нужное количество воды (полтора-два литра в сутки).
  3. При стрессовых ситуациях рекомендуется сделать несколько глубоких вдохов, это помогает успокоиться.
  4. Прогулки по свежему воздуху позитивно сказываются на психологическом состоянии человека.
  5. Улучшить настроение может вкусная еда, просмотр фотографий, общение с друзьями.

Читайте также:

Инвалидность при эпилепсии: описание групп инвалидности

Советы для самоконтроля и успокоения:

  • расслабить все мышцы
  • хорошо выспаться
  • переключить мышление на что-то хорошее, не думать о проблеме
  • посмотреть любимый фильм или послушать успокаивающую музыку

Мозг устроен таким образом, что при первых попытках самоконтроля он мгновенно отреагирует, и поток мыслей направит на положительные эмоции.

При глубокой депрессии стоит проконсультироваться с психоаналитиком или психологом. Не нужно стесняться и пытаться продолжать борьбу самостоятельно. Длительная депрессия может привести к большим проблемам, некоторые совершают самоубийство, считая, что это единственный способ решить проблемы.

Кроме психолога, способен помочь невропатолог или невролог. Для установки причины он порекомендует сдать определенные анализы, и только потом назначит эффективное лечение.

Методы лечения плаксивости

Лечиться медикаментами можно только в крайнем случае, когда другие методики не оказали положительного эффекта. Назначать медикаментозное лечение может только врач, перед этим он должен оценить общее состояние пациента.

Легкий комплекс лечения включает в себя , которые напрямую участвуют в работе мозговой деятельности. Витамины никогда не повредят, главное – не переусердствовать с дозировкой.

Можно пропить успокаивающие препараты и лекарства, воздействующие на центральную нервную систему. К легким успокоительным относятся отвары из ромашки, пустырника, мелиссы и валерианы. Эти средства не пить дольше недели. Если нет результата, важно сказать об этом врачу, чтобы поменять лечение.

При гормональном сбое в женском рационе должен делаться упор на свежие овощи. Употреблять продукты с большой концентрацией витамина B (всей группы), Е, А и . Чтобы укрепить нервную систему, нужно проводить достаточно времени на солнце, летом отдыхать на море.

Подростковая депрессия – это тяжелое психическое расстройство, возникающее в возрасте от 11 и до 16 лет и характеризующееся резким снижением настроения, эмоциональным расстройством, суицидальными и негативными высказываниями или намерениями.

Сегодня психологи во всем мире с тревогой отмечают рост числа подростковых суицидов, преступлений и зависимостей, возникающих на фоне психических расстройств. По некоторым данным, каждый десятый подросток в развитых странах в период полового созревания переживает один или несколько эпизодов , которые затем могут перейти в полноценное психическое депрессивное расстройство.

Ежегодно из-за подростковой депрессии тысячи подростков кончают жизнь самоубийством, становятся наркоманами или игроманами, уходят из дома или совершают противоправные действия и большинство из них – дети из благополучных семей, чьи родители считают, что они сделали все для своего ребенка. Что же делать, если у ребенка неожиданно появились признаки подростковой депрессии и как справиться с этим опасным заболеванием?

В период полового созревания меняется поведение всех детей без исключения, кто-то переносит гормональные «бури» спокойнее, а кто-то впадает в настоящую депрессию, причем, очень часто, родителям и окружающим подростка кажется, что причин для подобного расстройства нет и быть не может.

Депрессия, так же, как и другие изменения в поведении подростка, возникает из-за и на фоне резкого гормонального дисбаланса, обусловленного начавшейся работой половых органов.

В этот период резко обостряется эмоциональная чувствительность, а лабильность нервной системы не дает возможности спокойно реагировать на всевозможные раздражители, «обрушивающиеся» на психику подростка. Отсутствие жизненного опыта, комплексы неполноценности, неуверенность в себе, жестокость и агрессивность в подростковой среде вызывают неврозы, которые могут стать причиной депрессии.

Если у взрослого человека депрессия развивается в течение нескольких месяцев или лет, у подростков депрессивный невроз может возникнуть за считанные недели или даже дни. В свою очередь родители даже не догадываются о наличии каких-то проблем у ребенка.

Подростковая депрессия возникает на фоне 2-х основных процессов, происходящих в организме и сознании подростка:

  1. Гормональные перестройки – в период полового созревания нервная система подростка выдерживает огромные нагрузки. Из-за нестабильности гормонального фона дети не могут справиться с эмоциями, приступами раздражения, тоски или тревожности. В это время подростка задевает все – не вовремя сказанное слово, раздраженный взгляд, чрезмерная опека, отсутствие внимания и многое, многое другое. Справляться со своим эмоциональным состояниям подростки учатся в течение 2-4 лет, а до этого гормональный дисбаланс может стать причиной развития тяжелейшей депрессии.
  2. Процесс самосознания, переосмысления и осмысления окружающего – ребенок редко задумывается о происходящем в окружающем его мире, он принимает все – как негативное, так и положительное. А вот вступая в подростковый период дети начинают переосмысливать все, что их окружает. В этом возрасте их отличает эгоцентризм и категоричность. Весь мир делиться на черное и белое, хорошее и плохое и вертится исключительно вокруг подростка. Именно из-за этого возникают постоянные ссоры с родителями и педагогами. Подростки неожиданно обнаруживают, что мир совсем не таков как им раньше казалось, взрослые тоже ошибаются, обманывают, а их собственное будущее совсем не обязательно будет сказочным. Иногда неокрепшая психика не выносит такого диссонанса, и подросток уходит от неприятной реальности – в компьютерные игры, наркотическую зависимость или депрессию.

Спровоцировать начало депрессии у подростков может все, что угодно, точные причины заболевания можно выяснить только после долгих разговоров с больным и наблюдением за его состоянием.

Чаще всего подростки страдают из-за:

Симптомы

Отличить проявления очередного «каприза» или обычный пубертантный бунт от симптомов подростковой депрессии достаточно сложно.

Важно помнить, что если поведение подростка резко поменялось или плохое настроение ни на минуту не покидает подростка в течение 1-2 недель, нужно обязательно обращаться за квалифицированной помощью. Ведь подростковая депрессия развивается стремительно, а ее последствием могут стать попытки суицида, наркомания, бродяжничество или асоциальное поведение подростков.

Депрессию у подростка можно заподозрить, если:

Все эти симптомы сами по себе не могут быть критериями диагностики подростковой депрессии, но если у вашего ребенка наблюдается 3 и более признаков одновременно – это повод задуматься, обратить на ребенка больше внимания и .

Лечение расстройства

начинается с посещения психотерапевта или . Только квалифицированный специалист сможет оценить тяжесть состояния больного и назначить соответствующую терапию. Важно неукоснительно следовать рекомендациям.

Психотерапевтическое лечение

При легкой форме заболевания и раннем обращении бывает достаточно психотерапевтического и немедицинского лечения. В таких случаях назначают семейную и , используют когнитивную и рациональную психотерапию, а также такие вспомогательные элементы, как сказкотерапию, моделирование ситуации, расстановку и другие методы, помогающие подростку высказать свои чувства и найти решения проблем самостоятельно.

При лечении у подростков депрессии обязательна совместная работа родителей и психотерапевта.

Родители должны обеспечить своему ребенку постоянную эмоциональную поддержку, научиться правильно вести себя с больным, высказывать свои эмоции, проявлять любовь и слышать, что пытается сказать своим поведением их ребенок. Наиболее эффективными здесь будет одновременное прохождение психотерапевтического лечения всеми членами семьи. Кроме этого, необходима организация правильного режима дня, полноценного питания, спокойного сна, совместного досуга и других мероприятий, которые помогут наполнить жизнь подростка положительными эмоциями.

Медикаментозная терапия

Тяжелые подростковые депрессии . Такие препараты достаточно опасны для неокрепшего организма, поэтому выбор препарата и дозы должен осуществляться только лечащим врачом. Ни в коем случае нельзя пытаться лечить депрессию с помощью любых препаратов самостоятельно. Для лечения подростков используют антидепрессанты последних поколений, с минимальным количеством побочных действий – , и другие.

Также могут использоваться растительные седатики и транквилизаторы: , настойки пиона, пустырника и валерианы.

Подростковая депрессия (что необходимо знать о расстройстве врачу общей практики)

Подростковый возраст является этапом жизни, который сопровождают многочисленные физические, эмоциональные, психологические и социальные изменения. Нереальные учебные, социальные или семейные ожидания могут создать сильное чувство отверженности и привести к глубокому разочарованию.

Когда дела идут плохо в школе или дома, подростки могут слишком остро реагировать на подобные изменения и стрессы. Многие молодые люди считают, что жизнь несправедлива, при этом они испытывают чувство стресса и запутанности. Еще хуже, когда подростки подвергаются «бомбардировке» противоречивых сообщений от родителей, друзей и учителей. Сегодня они видят все то хорошее и плохое, что может предложить жизнь по телевидению, в журналах, Интернете, школе и на улице. Когда настроение подростка день за днем способно нарушать его социальное функционирование, это может указывать на серьезное эмоциональное или психическое расстройство, которое требует особого внимания, - подростковую депрессию.

Около 11 % подростков страдают депрессивными расстройствами в возрасте до 18 лет. Девочки чаще, чем мальчики, склонны к депрессии. Риск развития депрессии увеличивается по мере взросления ребенка. По данным Всемирной организации здравоохранения, большое депрессивное расстройство является ведущей причиной инвалидности среди населения в возрасте от 15 до 44 лет и одной из ведущих причин смертности в этом возрасте. Считается, что около 20 % подростков будут испытывать подростковую депрессию, не достигнув зрелого возраста, от 10 до 15 % из них постоянно имеют отдельные симптомы депрессии, а 5 % - страдают от клинически выраженной депрессии. 8,3 % подростков страдают от депрессии в течение не менее одного года. От 20 до 40 % подростков будут иметь более одного эпизода в течение двух лет, а 70 % - более одного эпизода до начала взрослой жизни.

В ряде европейских стран подростковая депрессия рассматривается как серьезная проблема. Течение депрессии у подростков очень схоже с течением у взрослых, но подростки и дети могут испытывать свои эмоции более интенсивно и с более сильными внешними проявлениями. Также они крайне редко в подобных состояниях обращаются за помощью к окружающим. Нередко проблемой является и то, что у многих врачей и психологов возникают сложности с выявлением симптомов на ранних этапах.

Эффективность оказания помощи при депрессии коррелирует со временем выявления расстройства.

Чувство тревоги ввиду грядущего экзамена нормально, однако чувство тревоги или упадка сил в течение нескольких месяцев без особой причины может быть признаком не диагностированного депрессивного состояния. Небольшой процент подростков страдает от сезонной депрессии, как правило, в зимние месяцы в высоких широтах.

Известно, что молодежь, страдающая депрессией, может проявлять признаки, которые отличаются от типичных симптомов депрессии у взрослых. Дети, страдающие депрессией, могут жаловаться на плохое самочувствие, отказываться ходить в школу, цепляться за родителей или опекуна либо чрезмерно беспокоиться, что родитель может умереть. Дети старшего возраста и подростки могут дуться, попадать в неприятности в школе, быть отрицательными или ворчливыми либо чувствовать себя непонятыми.

Последние крупномасштабные клинические исследования определили, что наиболее эффективным в помощи подросткам с депрессией является сочетание психотерапии и фармакотерапии. Для элиминации суицидальных попыток у подростков и детей используют комплекс специализированной психотерапии, которая способствует уменьшению количества попыток. Отмечаются сложности с лечением депрессии у подростков при наличии сопутствующих расстройств, таких как злоупотребление психоактивными веществами. Имеется зависимость между эффективностью лечения и временем диагностики депрессии. Также необходим строгий контроль над состоянием подростков в первые дни и недели приема антидепрессантов.

С учетом хронического характера депрессии эффективность вмешательства в раннем возрасте и на ранних этапах влияет на течение расстройства в будущем и существенно снижает риск инвалидности.

Средняя продолжительность эпизода депрессии у детей и подростков составляет от 7 до 9 месяцев.

В этот период у детей отмечается грусть, они теряют интерес к формам деятельности, которые им нравились до этого, они начинают винить себя в своих неудачах, критиковать себя и начинают ощущать, что их критикуют другие. У них появляется чувство отверженности, безнадежности, появляются мысли о том, что не стоит жить, мысли о самоубийстве. В состоянии депрессии подростки часто становятся раздражительными, что нередко может приводить к агрессии. Они теряют в себе уверенность, появляются проблемы с концентрацией внимания, они ощущают недостаток энергии и мотивации, что в конечном итоге ведет к нарушению сна. Подростки могут не уделять достаточного внимания своей внешности и собственной гигиене.

В последних исследованиях установлена связь между депрессией и морфофункциональными изменениями мозга, некоторые из них могут предшествовать началу депрессии. Это исследование помогает определить биомаркеры и другие ранние показатели, которые могут привести к улучшению лечения или профилактики.

Технологии визуализации помогают ученым определить конкретные участки мозга, которые вовлечены в патологический процесс при депрессии, и это позволяет повысить эффективность лечения и диагностики расстройств.

Такие открытия помогут снизить уровень самоубийств, который стремительно растет и является одной из ведущих причин смертности среди молодых людей. В 2007 году это было одной из ведущих причин смертности среди молодежи в возрасте от 15 до 24 лет.

Хотя термином «депрессия» можно описывать и нормальные человеческие эмоции, он также может обозначать и психические расстройства. Депрессивный психоз у подростков определяется при долговременном сохранении состояния депрессии и влиянии его на способность подростка или ребенка нормально функционировать.

Депрессия является довольно распространенной в подростковом и детском возрасте. Около 5 % детей и подростков среди общей популяции страдают от депрессии. Подростки в состоянии стресса, борющиеся с потерей, или те, у кого есть нехватка внимания со стороны близких людей, имеющие сложности с обучением, проблемы с поведением или тревожные расстройства, находятся в группе риска. Девочки подростки имеют риск развития депрессии выше, так же как и юные представители национальных меньшинств. Одна из причин, которой объясняется большая распространенность депрессии у девочек подростков, состоит в том, что они более социально ориентированы, более зависимы от положительного социального отношения и более уязвимы к потерям в социальных отношениях, чем мальчики. Это приводит к увеличению их уязвимости и межличностных напряжений, которые одинаковы у подростков.

Подростки, у которых отмечаются депрессивные состояния, часто имеют проблемы в кругу семьи. Во многих случаях родители сами способствуют развитию депрессивных состояний у детей и подростков.

За последние десятилетия распространенность депрессий выросла, и в настоящее время они диагностируются все в более раннем возрасте. Отмечается связь между увеличением количества депрессий у детей и подростков и ростом количества самоубийств.

Нужно учитывать, что поведение подростков и детей во время депрессии может отличаться от поведения взрослых с депрессией. Психотические черты у подростков имеют отличия от таковых у взрослых, они не так часто проявляются. Слуховые галлюцинации характернее для подростков. Бред больше встречается у взрослых. У детей и подростков в состоянии депрессии чаще встречаются страхи разделения или нежелание встречаться с людьми и соматические симптомы подобно общим болям, болям в животе, головным болям. Пессимистическое мышление нехарактерно для детей до 5 лет, ибо формируется только после указанного возраста и может служить одной из причин малого количества депрессий и суицидов у детей.

Часто первыми симптомами депрессии выступают дистимии. Признаком может служить то, что ребенок или подросток находится в подавленном состоянии в течение большей части дня или много дней и симптомы не проходят в течение нескольких лет. Средняя продолжительность периода дистимии у детей и подростков составляет около 4 лет.

Иногда дети находятся настолько долго в депрессии, что они трактуют свое состояние как норму и, таким образом, не могут жаловаться на изменения своего настроения.

Очень важно проводить дифференциальную диагностику с биполярным расстройством, так как часто первым проявлением биполярного расстройства является депрессивный эпизод. А первые признаки маниакального эпизода могут наступить спустя значительный промежуток времени.

Часто у детей и подростков, имеющих коморбидные психические расстройства, такие как поведенческие расстройства или проблемы со злоупотреблением психоактивными веществами, симптомы депрессии сглаживаются или приобретают новые черты.

Некоторые из основных симптомов депрессии, такие как изменения аппетита и сна, связаны с функцией гипоталамуса. Гипоталамус тесно связан с функцией гипофиза. Аномалии функции гипофиза, такие как увеличение концентрации циркулирующего кортизола и гипо- или гипертиреоза, хорошо известны как особенности депрессии у взрослых.

Тем не менее, гораздо меньше исследований было проведено в этой области среди детей и подростков.

У взрослых нарушения регуляции серотонинергической системы могут влиять на них, делать их импульсивные действия более интенсивными и провоцировать к крайним действиям, попыткам суицида. Тем не менее, еще мало изучена связь между нарушением метаболизма серотонина и суицидальным поведением у детей и подростков.

Наиболее частые симптомы подростковой депрессии не имеют прямых аналогов с симптомами классической депрессии, но есть определенное сходство.

Подростки, у которых встречаются частые приступы грусти, плач или плаксивость, часто подвержены депрессивным расстройствам. Подростки могут проявлять свою печаль в черной одежде, написании стихов о своих болезненных переживаниях или всецело увлекаться музыкой, которая несет в себе нигилистические темы. Они могут плакать без видимых причин.

Подростки могут чувствовать, что жизнь не имеет значения или что для этого следует прикладывать усилия, даже для того, чтобы поддерживать собственную гигиену или привычный для них внешний вид. Они могут считать, что негативная или травмирующая ситуация никогда не изменится, и видеть свое будущее в пессимистическом свете.

У детей и подростков часто может снижаться или пропадать интерес к деятельности или развиться неспособность получать удовольствие от ранее любимых занятий. Подростки могут стать апатичными и часто прекращают посещать клубы, спортивные и развлекательные мероприятия, которыми они ранее увлекались.

Нередко отмечаются появление скуки и снижение жизненной энергии, отсутствие мотивации посещать занятия или частые пропуски школы. В средних классах депрессия может проявляться ухудшением концентрации внимания или замедлением мыслительных процессов.

Дети могут испытывать чувство вины или понижать свою самооценку вследствие негативных событий или обстоятельств. Они могут иметь негативное мнение о своей компетентности и не иметь самоуважения, могут чувствовать себя неудачниками. Подросткам может казаться, что они «недостаточно хороши».

Многие тинейджеры становятся чувствительными к собственным неудачам и отвержению. Дети в состоянии депрессии, полагая, что они недостойны кого-либо или чего-либо, становятся еще более подавленными с каждым отказом или при отсутствии успеха.

Часто можно наблюдать повышенную раздражительность, гнев или враждебность со стороны подростка с депрессивным расстройством. Депрессивные особы выплескивают свою раздражительность большей частью на свою семью, могут нападать на других, если их критикуют, оскорбляют. В состоянии депрессии часто формируется убеждение, что нужно первым отказываться от своей семьи, прежде чем семья отвергнет тебя. Возникают трудности в отношениях, подростки не могут общаться, как раньше, или перестают поддерживать дружеские отношения.

Дети перестают ходить на встречи со своими друзьями и звонить им.

Подростки в состоянии депрессии могут предъявлять частые жалобы на физические заболевания, такие как головные боли и боли в желудке. Они могут жаловаться на дурноту или головокружение, тошноту и боли в спине. Другими распространенными жалобами являются: головные боли, боли в животе, рвота и нарушение менструального цикла у девушек.

Характерными также являются частые пропуски школьных занятий и ухудшение успеваемости в школе. Подростки и дети, у которых возникают проблемы внутри семьи или в стенах школы, на самом деле могут находиться в состоянии депрессии, но они не знают об этом и не понимают, что с ними происходит. Так как ребенок не всегда может казаться печальным, родители и учителя не могут понять, что поведенческие проблемы являются следствием депрессии.

У некоторых тинейджеров могут наблюдаться проблемы с концентрацией внимания. Проблемы могут проявляться при концентрации внимания во время подготовки школьных заданий, в ходе разговора или даже при просмотре телевизора либо во время игры в компьютерные игры.

Также могут наблюдаться изменения в питании, режиме сна и бодрствования. Нарушения сна могут проявляться как в просмотре телевизионных программ всю ночь напролет, так и в трудностях пробуждения и частых опозданиях в школу. Ребенок может быть сонлив на протяжении всего дня. Нарушения режима питания могут проявляться в виде потери аппетита, анорексии или булимии. Усиление аппетита и возрастание количества потребляемой пищи могут приводить к увеличению веса и ожирению.

Лица с начальными проявлениями депрессии могут совершать попытки бегства из дома или вести разговоры на тему ухода из дома. Бегство в данном контексте нужно рассматривать как крик о помощи. Это может быть первым шагом для понимания родителями, что у ребенка есть проблемы и он нуждается в помощи.

Мысли или разговоры о самоубийстве, попытки совершить суицид также свидетельствуют о депрессии у подростка. Дети, страдающие депрессией, могут говорить, что они хотят быть мертвыми, или говорить о суициде. Особы, находящиеся в состоянии депрессии, относятся к группе повышенного риска совершения самоубийства. Если ребенок или подросток говорит «я хочу покончить с собой» или «я собираюсь покончить с собой», то такие заявления нужно всегда рассматривать серьезно и настаивать на консультации психолога или психиатра и оценке состояния ребенка или подростка. Люди часто чувствуют себя не комфортно, говоря о смерти. Тем не менее, в состоянии депрессии или при затрагивании темы суицидов разговоры на подобные темы могут быть полезными. Очень важно, чтобы на подобные темы говорил специалист, имеющий опыт в подобных ситуациях, ибо подобными разговорами можно «вложить мысли в голову подростка» или дать возможность ребенку рассказать о своих проблемах.

Для улучшения собственного самочувствия подростки в состоянии депрессии могут начать злоупотреблять алкоголем или наркотическими веществами.

Дети, которым трудно говорить о своих чувствах и переживаниях, могут показывать свои эмоциональные переживания, внутреннее напряжение, физический дискомфорт в форме физического самоповреждения, например могут резать свое тело.

Своевременное и раннее выявление симптомов депрессивного расстройства влияет на исход течения расстройства и снижает риск затяжного его течения.

При адекватной помощи снижается в разы риск суицидальных попыток и улучшается прогноз для последующей жизни.

Более подробное изучение данной проблемы позволит в будущем внедрить скрининговые методики, повысить качество выявления начальных симптомов на ранних этапах расстройства.

Достаточно перспективным является изучение изменений регуляции серотонинергической системы улиц, страдающих депрессивными расстройствами.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.