Пальчиковая гимнастика. Пальчиковая гимнастика в доу Пальчиковая гимнастика тема 8 марта

Галина Хабарова
Картотека пальчиковой гимнастики «Веселые пальчики» по лексическим темам в подготовительной группе

1.«Встреча после лета"

В нашей группе все друзья

(Ритмично сжимают и разжимают кулачки.)

Самый младший- это я.

Это Маша,

Это Саша,

Это Даша.

(Разжимают кулачки, начиная с мизинчика.)

2. «Наша группа»

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики.

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики.

(Соединяют пальчики рук в замок (несколько раз).)

Раз, два, три, четыре, пять

(Соединяют поочередно друг с другом одноименные пальчики, начиная с мизинчиков.)

Раз, два, три, четыре, пять

(Разъединяют пальчики.)

(Руки вниз, встряхивают кистями.)

3. «Путешествие в страну дорожных знаков и правил»

Дорожных правил очень много!

Раз - внимание дорога!

Два - сигналы светофора.

Три - смотри, дорожный знак,

А четыре - переход.

(Последовательно соединяют пальчики с большим на обеих руках.)

Правила все надо знать

И всегда их выполнять.

(Разжимают и сжимают кулачки.)

4. «Пришла прекрасная осенняя пора»

Если листья пожелтели,

(Сжимают и разжимают кулачки.)

Дождь холодный моросит,

(Делают легкие колебательные движения вытянутыми пальчиками.)

Птицы к югу полетели,

(Ладошки повернуты к себе, большие пальчики переплетены – «птичка», остальные пальчики совершают движения вверх – вниз.)

Значит, осень к нам спешит.

(Хлопок, кулачок.)

5. «Приходите в огород, посмотреть, что как растет»

Приглашаем в огор од.

Приглашаем народ:

Заходите в огород!

(Разводят руки в стороны перед собой.)

Проходите между гряд-

(Указательные и средние пальчики обеих рук как ножки «шагают» по столу.)

Там огурчики лежат,

(Изображают огурец: складывают пальчики в форме овала.)

Помидоры висят,

Прямо в рот хотят.

(Изображают помидор: складывают пальчики в форме круга.)

Рядом зреет репка

Ни густа, ни редка.

(Изображают репку: складывают пальчики в форме сердечка.)

Наберем мы овощей

Для себя и для друзей.

(Округляют левую руку как лукошко, а правой рукой «кладут» в него воображаемые овощи.)

6. «Как румян осенний сад, в саду фрукты там висят»

«Компот»

Будем мы варить компот,

(Левую ладошку держать «ковшиком»)

Фруктов нужно много. Вот:

(Указательным пальчиком правой руки «мешают».)

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить,

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот.

(Опять «варят» и «мешают».)

Угостим честной народ!

(Руки вытягивают вперед ладошками вверх и разводят в стороны.)

7. «Наши зеленые друзья-деревья и кустарники»

Ветер по лесу летал,

Ветер листики считал:

(Плавные, волнообразные движения ладошками.)

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки – золотой,

Вот последний лист с осинки

(Загибают одноименные пальчики рук, начиная с больших.)

Ветер бросил на тропинку.

(Поднимают руки вверх, а затем плавно опускают ладошки на стол или колени.)

8. «Звенели птичьи голоса»

Эта птичка – соловей,

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – совушка,

Сонная головушка.

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель,

(Загибают одноименные пальчики рук, начиная с больших.)

Эта птичка – злой орлан.

(Машут сложенными накрест ладошками.)

Птички, птички, по домам!

(Машут обеими руками, как крыльями.)

9. «Жизнь диких животных»

Дикие животные водятся в лесу.

(Последовательно соединяют одноименные пальчики правой руки с левой, начиная с больших.)

Здесь увидеть можешь ты

(Вытягивают руки вперед ладошками вверх.)

Волка и лису,

Зайца и медведя,

Белку и ежа,

Оленя и лося.

Прячет всех надежно

(Зажимают пальчики в кулачок.)

Лесная тишина.

10. «Семья-это важно, семья-это сложно»

Знаю я, что у меня

Дома дружная семья:

(Поднимают руки ладошкой к себе и прижимают к груди.)

Это – мама,

Это – бабушка моя,

Это – папа,

Это – дед.

(В соответствии с текстом в определенной последовательности загибают пальчики: сначала безымянный, затем мизинец, указательный пальчик, средний и большой.)

И у нас разлада нет.

11. «Мамочка любимая, родная!»

«Дружно маме помогаем –

Пыль повсюду вытираем.

Мы белье теперь стираем

Полощем, отжимаем.

Подметаем все кругом –

И бегом за молоком.

Маму вечером встречаем,

Двери настежь открываем,

Маму крепко обнимаем».

(Выполняют движения по тексту.)

12. Неделя здоровья

«Тише, тише не шумите»

Этот пальчик хочет спать

(Загибают большие пальчики на обеих руках.)

Этот пальчик лег в кровать

(Загибают указательные пальчики.)

Этот пальчик чуть вздремнул

(Загибают средние пальчики.)

Этот пальчик уж уснул

(Загибают безымянные пальчики.)

Этот крепко-крепко спит

(Загибают мизинчики.)

Тише, тише, не шумите…

(Подносят указательный пальчик к губам.)

Солнце красное взойдет,

Утро ясное придет,

(Поднимают руки и делают «солнышко».)

Будут птицы щебетать,

(Машут сложенными накрест ладонями.)

Будут пальчики вставать!

(Сжимают и разжимают кулачки.)

13. «Здравствуй, зимушка-зима!»

Весело зимой! Не хочется домой!

(Хлопают в ладоши.)

Но ветер приближается-

(Разводят руки в стороны.)

Вьюга начинается.

(Покачивают над головой руками из стороны в сторону.)

Крепчает мороз-

(Сжимают с усилием кулачки.)

Щиплет щеки, щиплет нос

(Пощипывают пальчиками слегка щеки и нос.)

Руки стали замерзать-

(Трут ладони.)

Надо их согревать.

(Дышат на ладони.)

Вечер приближается-

(Разводят руки в стороны.)

Темнота сгущается.

(Закрывают руками глаза.)

Нам домой идти пора.

(Пальчики «шагают».)

До свидания! До утра!

(Машут рукой на прощание.)

14. «Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать»

Прилетайте, птички!

Сала дам синичке.

(«Зовущие» движения пальчиков.)

Приготовлю крошки-

Хлебушка немножко.

(4 раза-«режущие» движения одной ладошкой по другой.)

Эти крошки – голубям,

Эти крошки – воробьям.

(Пальцы щепоткой – «крошат хлеб».)

Галки да вороны, Ешьте макароны!

(Одна ладошка скользит по другой по кругу - «катая из хлеба макароны», вытягивают вперёд руки с раскрытой ладонью.)

15. «Новогодний праздник»

Приходили к ёлке

(Пальчики рук переплетены, из больших пальчиков–верхушка «ёлочки».)

(«Ушки» из указательного и среднего пальчика.)

(Указательный и средний пальчики чуть согнуть.)

(Большие пальчики подняты вверх, указательные согнуты, остальные пальчики прижаты и вытянуты вперед.)

Новый год встречали

(Попеременно хлопают ладошками и сжимают кулачки.)

И подарков ждали.

(Вытягивают вперед руки ладошками вверх.)

16. «В гости к северным оленям»

Мальчик-с-пальчик, где ты был? –

Я по Северу бродил.

(Руки сжаты в кулачок, большой пальчик обеих рук выставлен.)

Встретил там песца, тюленя,

Горностая и оленя,

Белого медведя встретил

И моржа я там заметил,

И кита увидел в море,

Даже чаек на просторе.

(Последовательно соединяют пальчики с большим на одной руке, затем на другой.)

Всем подарки я дарил!

Всяк меня благодарил!

(Прижимают ладошки к груди.)

17. «Мой дом. Мебель; электрические приборы»

(Показывают ладошки обеих рук.)

Кресло, стол, диван, кровать,

Полка, тумбочка, буфет,

Шкаф, комод и табурет.

(Поочередно загибают пальчики в кулачок, начиная с мизинца.)

Много мебели назвали,

(Разжимают кулачки и показывают ладошки.)

Десять пальчиков зажали.

(Сжимают кулачки и поднимают их вверх.)

18. «Если не иметь посуды, жить придется очень худо!»

Раз, два, три, четыре,

Мы посуду перемыли:

(Одна ладошка скользит по другой по кругу.)

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварешку.

(Загибают одноименные пальчики рук, начиная с больших.)

Мы посуду перемыли,

(Одна ладошка скользит по другой.)

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали,

Поварешку потеряли.

(Загибают одноименные пальчики рук, начиная с больших.)

Так мы маме помогали.

(Чередуют удар кулачками друг о друга с хлопком в ладоши.)

19. «Путешествие по городу профессий»

Много есть профессий знатных,

И полезных, и приятных.

(Сжимают и разжимают кулачки.)

Повар, врач, маляр, учитель,

Продавец, шахтер, кондитер и строитель …

(Последовательно соединяют пальчики с большим на одной руке, затем на другой.)

Сразу всех не называю,

(Сжимают и разжимают кулачки.)

Вам продолжить предлагаю.

(Вытягивают руки вперёд ладошками вверх.)

20. «Россия. Защитники Родины»

Пальцы эти – все бойцы.

Удалые молодцы.

(Сжимают пальчики в кулак, потом растопыривают пальцы на обеих руках.)

Два больших и крепких малых

И солдат в боях бывалых.

(Приподнимают два больших пальчика, другие крепко сжать в кулак.)

Два гвардейца – храбреца!

Два сметливых молодца!

(Приподнимают указательные пальчики, другие крепко сжать в кулак.)

Два танкиста-удальца!

(Приподнимают средние пальчики, другие крепко сжать в кулак.)

Два героя безымянных,

Но в работе очень рьяных!

(Приподнимают безымянные пальчики, другие крепко сжать в кулак.)

Два мизинца – коротышки –

Очень славные мальчишки!

(Приподнимают мизинцы. Хлопают в ладоши.)

21. «Полна чудес весенняя пора»

Весёлые льдинки

Под самым карнизом,

Над самым оконцем

(Сжимают и разжимают кулачки.)

Забралось в сосульки

Весеннее солнце.

(Поднимают руки и делают «солнышко»)

Сверкая, бегут

По сосулькам слезинки…

(Сжимают и разжимают кулачки.)

И тают сосульки –

Весёлые льдинки.

(Стучат пальчиками по столу.)

22. «С днем 8 марта! С праздником весенним!»

Огромный букет

Нарисую я маме.

И с праздником женским

Поздравлю ее.

(Обе ладошки соединяют «бутончиком» и раскрывают «цветком».)

Пусть мамочку солнце

Согреет лучами,

(Складывают обе ладошки вместе, пальчики врозь – «солнце».)

И радостно птицы

Поют для нее.

(Ладошки повернуты к себе, большие пальчики выпрямлены и переплетены – «птичка», остальными пальчиками совершают колебательные движения.)

23. «Кто во что одет? Кто во что обут?»

1.«Ботинки»

Всюду, всюду мы вдвоем

Неразлучные идем.

(Средний и указательный пальчики «шагают» по столу.)

Мы гуляем по лугам,

По зеленым берегам,

Вниз по лестнице сбегали,

Вдоль по улице шагали,

После лезем под кровать,

(Загибают одноименные пальчики рук, начиная с больших.)

Будем там тихонько спать.

(Кладут ладошки на стол.)

2. Раз, два, три, четыре, пять –

(Последовательно соединяют пальчики одной руки с пальчиками другой руки.)

Будем вещи мы стирать:

(Кулачки имитируют стирку.)

Платье, брюки и носочки,

Юбку, кофточку, платочки,

Сарафанчик и халат,

Шарф и шапку не забудем –

(Поочередно загибают пальчики на обеих руках в кулачки.)

Их стирать мы тоже будем.

(Кулачки имитируют стирку.)

24. «На чем мы ездим?»

Есть игрушки у меня:

(Хлопок, кулачок)

Паровоз и два трамвая,

Серебристый самолет,

Три ракеты, вездеход,

Самосвал, подъемный кран-

Настоящий великан.

(Поочередно загибают соответствующее количество пальчиков.)

Сколько вместе, как узнать?

25. «Путешествие в Африку»

Если в жаркую страну

Я случайно попаду,

(Сжимают и разжимают пальчики.)

То увижу там

(Соединяют все пальчики с большим на обеих рук, образуя «бинокль», подводят к глазам.)

шакала, бегемота, носорога,

Кенгуру, гиппопотама,

Обезьяну, тигра, льва,

Крокодила и слона.

(Разгибают по очереди пальчики на правой и левой руках, начиная с большого.)

Хорошо живется им –

(Хлопают в ладоши, разводят руки в стороны.)

Не бывает снежных зим.

(Указательным пальчиком двигают влево-вправо.)

26. «Комнатные растения»

На окно скорее глянь:

(Показывают обе ладошки.)

Здесь у нас цветёт герань.

А здесь красавец бальзамин,

Амариллис рядом с ним.

Фуксия, бегония –

(Поочерёдно загибают одноименные пальчики рук, начиная с мизинчиков.)

Мы все названья помним!

(Раскрывают ладошку. )

Мы взрыхлим цветы,

(Шевелят опущенными вниз пальчиками.)

(Соединяют все пальчики с большим на обеих руках.)

Пусть подрастают день за днём!

(Обе ладошки соединяют «бутончиком», поднимают над головой и раскрывают «цветком».)

27. «Если очень захотеть, можно в космос полететь»

"На ракете"

Раз, два, три, четыре, пять -

(Загибают одноименные пальчики рук, начиная с мизинчиков.)

В космос полетел отряд.

(Соединяют ладошки вместе, поднимают руки вверх.)

Командир в бинокль глядит,

Что он видит впереди?

(Пальчики обеих рук соединяют с большими, образуя «бинокль».)

Солнце, планеты, спутники, кометы,

Большую желтую луну.

(Разгибают одноименные пальчики рук, начиная с больших.)

28. «Домашние животные-такие беззаботные»

«В деревне»

Я в деревне отдыхаю,

(Руки на столе ладошками вниз. Разводят и соединяют пальцы правой руки.)

Всех зверей домашних знаю:

(Разводят и соединяют пальчики левой руки.)

Кролик, лошадь,

Кот, корова и свинья,

(Называя животное, поднимают и удерживают на весу каждый пальчик левой руки, начиная с большого.)

И коза с козлом,

А еще баран с овцой,

Да верный пес –

(Поднимают и удерживают на весу каждый пальчик правой руки, начиная с большого.)

Помощник мой.

(Большой пальчик правой руки поднимают вверх, указательный сгибают, остальные вытягивают вперед и прижимают друг к другу – «собака», левая рука лежит на столе ладошкой вниз.)

29. «На птичьем дворе»

Во дворе стоит забор,

За забором птичий двор.

(Руки на столе: правая – ладошка вниз, левая – сжата в кулак; поочередно меняют положение рук.)

Тут галдеж и суета

Начинается с утра:

(Ударяют правой рукой, сжатой в кулак, в ладошку левой руки, затем меняют положение.)

Кукарекают, гогочут,

Громко крякают, болбочут

(Последовательно соединяют пальчики обеих рук с большими.)

Гуси, утки, индюки,

Курицы и петухи.

(Соединяют одноименные пальчики рук, начиная с больших.)

30. «Зеленый мир под нашими ногами»

«На лугу»

Вырос высокий цветок на поляне,

(Соединяют запястья, разводят ладошки в стороны, пальчики немного округляют.)

Утром весенним раскрыл лепестки.

(Раскрывают пальцы рук, будто раскрывается бутон.)

Всем лепесткам красоту и питание

(Ритмично двигают пальчиками вместе-врозь.)

Дружно дают под землей корешки.

(Опускают ладошки вниз, тыльной стороной прижимают друг к дружке, пальчики разводят.)

31. «Наши деды-славные победы»

Что такое день победы?

(Рисуют вопрос пальчиками в воздухе.)

Это праздник!

(Вытягивают руки вперёд ладошками вверх.)

Ордена и награды боевые.

(Кулачки прижимают к груди.)

И салюты золотые,

(Поднимают руки вверх, пальчики растопырив на обеих руках.)

И тюльпанчики цветные,

(Показывают руками бутон.)

И чистая земля.

(Рисуют большой круг в воздухе) .

32. «Скоро в школу»

«Школа»

В школу осенью пойду.

(«Шагают» пальчиками по столу. )

Там друзей себе найду.

(Соединяют пальчики рук в замок.)

(Загибают большие пальчики, затем загибают по два пальчика одновременно на обеих руках.)

Я таким учёным буду!

(Вытягивают руки вперёд ладошками вверх.)

Но свой садик не забуду.

(Двигают указательным пальчиком влево-вправо.)

33. «Вот и лето на пороге»

Вот и лето наступает,

(Вытягивают руки вперёд ладошками вверх.)

Всех на отдых приглашает.

(Соединяют одноименные пальчики рук, начиная с больших. )

Будем плавать, загорать

(Делают круговые движения кистями; складывают ладошки вместе, пальчики врозь – «солнышко».)

И на даче отдыхать.

(Показывают «домик».)

Альбина Беляева

1. Игра «Кто быстрее свернет ленту»

2. «Игра с прищепками»

Две мамы должны нацепить прищепки на своих детей и снять их с завязанными глазами, кто быстрее. Детей тихо меняют местами, мамы снимают прищепки с чужого ребенка.

3. "Цветок любви и нежности"

Дети встают в круг и под нежную спокойную музыку передают цветок,

у кого в руках цветок. тот говорит о своей маме ласковое, доброе слово.

4. «Поможем маме развесить бельё»

Взрослы натягиваю, держат верёвку. От верёвки на расстояние 3 метров, стоит стол, на столе стоят коринки, в которых лежат по пять платков. Мамы стоят у верёвки с прищепками, дети носят по одному платку, мамы развешивают платки.

На двух столиках лежат по сумочке, бусам, клипсам, помаде и зеркальцу. Играющих двое. По сигналу нужно надеть бусы, клипсы, накрасить губы взять сумочку и добежать до противоположной стены зала. Выигрывает тот, кто быстрее справился с заданием.

6. Игра Ухажеры.

Соревнуются два-три мальчика. Перед каждым мальчиком на стуле сидит девочка, на спинках стульев висят косынки. По сигналу мальчики повязывают косынки девочкам. Кто быстрее?

7. «Накормим маму Йогуртом»

Детям предлагается накормить маму.

8. «Соберём бабушку, маму на концерт»

На расстояние 3 метров от взрослого стоит стол на котором лежат бусы, очки, шляпа, сумка. Детям нужно поднести по одному предмету, взрослые надевают на себя.

9. «Соберём цветы для мамы»

Лепестки разложены по залу. Детям даётся установка, какого цвета нужно собрать цветок. По команде дети собирают цветы.

10. «Поможем мама сварить борщ»

Дети делятся на две команды. Нужно взять овощ, добежать положить его в кастрюлю. Вернуться обратно и передать эстафету следующему игроку.

11. Для родителей :

Проверь свою эрудицию

Как звали королевича из "Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях" А. С. Пушкина? (Елисей)

Как называется сказка, в которой героиня побеждает врага, бросив в него свою туфельку? (Щелкунчик)

Назовите сказку, в которой героиня путешествует на ласточке. (Дюймовочка)

Как называется начало реки? (Исток)

Как называется место, где река впадает в море? (Устье)

Как назывался правитель в Древнем Египте? (Фараон)

Назовите жилище первобытного человека. (Пещера)

Какие животные спасли Рим? (Гуси)

Какое животное называют кораблем пустыни? (Верблюда.)

12. ЗАДАЧКИ ДЛЯ УМА

На сосне росло 90 желудей. Подул сильный ветер, и 10 желудей упало. Сколько осталось? (Возможно, для кого-то будет сюрпризом узнать, что на сосне желуди не растут.)

Мужчина шел по улице, фонари не горели, лупы тоже не было. Дорогу ему перебежала черная кошка. Как он разглядел, какого она была цвета? (Невнимательные слушатели начнут гадать, а самые сообразительные наверняка ответят, что был день, поэтому мужчина разглядел цвет кошки.)

Что я делаю, когда вижу с закрытыми глазами? (Сплю)

Что может быть невкусным, даже если это очень хорошо приготовить? (Уроки)

13. «Не зевай – ка, одевай – ка» Конкурс для мам

На столе лежат 2 игрушечных младенца. Нужно их одеть в кофточку, штанишки и шапочку, а затем запеленать. Важное условие конкурса : все делать нужно одной рукой!

14. ИГРА «КТО БЫСТРЕЕ ОБНИМЕТ СВОЮ МАМУ»

(Мамы встают по кругу. Дети - врассыпную в центре круга. Играет музыка – мамы идут по кругу, а дети закрывают ладошками глазки. С окончанием музыки дети открывают глаза и торопятся найти свою маму, обнять ее. После танцуем с мамой. Кружимся лодочкой, хлопаем в ладоши.)

15. ИГРА «ЗАВЯЖИ БАНТ»

Длинная верёвка, на ней повязаны ленточки. Мамы с двух сторон начинают завязывать банты, побеждает тот, кто вперёд дойдёт до середины.

16. Игра «Уборка»

(разбросать фантики, по команде дети сметают весь мусор на совочек и высыпают в ведерко)

17. Игра «Кто лучше украсит маму»

(приготовить - шарфики, шляпы, бусы, браслеты и т. д.)

18. Конкурс «Доставка покупок»

(2 машины, 2 участника перевозят покупки - пакеты сока, чай, бутылочки от сока, яблоки и т. д.)



Публикации по теме:

Картотека игр-драматизаций Игры драматизации Простейшая (для удобства восприятия) условная классификация игр может выглядеть так: 1. Игры-«повторялки» Их правила диктуют.

Картотека дидактических игр по развитию словаря «5 игр для младшего, среднего и старшего дошкольного возраста» Картотека дидактических игр по развитию словаря (по 5 игр для младшего, среднего и ста Дидактические игры для детей среднего возраста: 1.

Волшебники Цель: развитие эмоциональности и творческого воображения. Без предварительной беседы предложить детям с помощью карандашей превратить.

Картотека игр по экологии Картотека игр по экологическому воспитанию для старшего дошкольного возраста. Дидактические игры экологического содержания помогают увидеть.

Картотека игр Су-Джок Су – Джок терапия Массаж специальным шариком, эластичным кольцом Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным.


^ Пальчиковая гимнастика на март

1 неделя

Носит бедный носорог,

На носу тяжелый рог,

А тяжелый бегемот

Без забот идет-бредет.

По песку бредет верблюд,

(смена рук)

И ему не жарко тут.

Кверху голову задрав,

Щиплет листики жираф.

И на ветках обезьяны

Чистят вкусные бананы.


Раз - гвоздика, два – тюльпан,

Три пион из жарких стран.

(Загибают по одному пальчику на каждое название цветка.)

Соберу скорей букет

И поставлю на буфет.

(Ритмично сжимают и разжимают кулачки)


2 неделя

(Самомассаж подушечек пальцев, один палец на одну строку)

Мама, мамочка моя,

Как же я люблю тебя!

Буду я белье стирать,

Мыть посуду, вытирать,

Подметать и мыть полы –

(смена рук)

Вовсе не для похвалы!

Уберу свои игрушки,

Сам помою руки, ушки

И, чтоб радовался ты,

Подарю тебе цветы!


Мне сегодня просыпаться,

(Пальцы, сжатые в щепоть, резко раскрыть на улице глаз)

Подметать и улыбаться,

(Руки перед собой: левая как будто держит совок, а правая – подметает)

Чашки мыть совсем не лень

(Руки перед собой: левая полукругом согнута – в ней «чашка», а кистью правой вращаем – «моем»)

Потому, что мамин день!

(Рисуем в воздухе большую 8)


3 неделя

У зверей четыре лапы.

(поднимаем и опускаем 4 пальца на обеих руках)

Когти могут поцарапать.

(пальцы двигаются как коготки)

Не лицо у них, а морда.

(соединить пальцы двух рук, образовав шарик, по очереди разъединять пальцы, опуская их вниз)

Хвост, усы, а носик мокрый.

(волнообразные движения рукой, «рисуем» усы, круговые движения пальцем по кончику носа)

И, конечно, ушки

(растираем ладонями уши)

Только на макушке.

(массажируем две точки на темени)


Добрая корова молоко дает.

(Рука перед собой, пальцы полусогнуты, поочередно поднимаем – опускаем кисти «доим корову»)

Мышку съест и снова

(Хватательный жест правой рукой – «ловим мышь»)

Кошка морду трет.

(Умываемся как кошка)

Пес других смелее –

Дом он стережет.

(Локти прижаты, руки перед собой ладонями вниз, пальцы слегка согнуть и растопырить)

Каждый – как умеет – пользу принесет.

(Две руки прижимают друг друга)


4 неделя

Дружат в нашей группе девочки и мальчики,

(пальцы рук соединяются ритмично в «замок»)

Мы с тобой подружим маленькие пальчики,

(ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук)

Раз, два, три, четыре, пять,

(поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинца)

Раз, два, три, четыре, пять,

(руки виз, встряхнуть кистями)


Мы тихонько в лес зайдем. (пальцы шагают по столу (коленям))

Что же мы увидим в нем?

Там деревья подрастают, К солнцу ветки направляют.

(одна рука «растет» через отверстие, образованное пальцами другой руки (и наоборот))

Тики-ти, тики-ти,

(два раза ударяем ребром ладоней по коленям, два раза -кулаками)

Животных мы хотим найти.

(одна рука - ребро, вторая рука - кулак (и наоборот)

дети по очереди называют диких животных)

По деревне мы шагаем, пальцы шагают по столу (коленям )

Видим будки и сараи.

(одна ладонь закрывает глаз, вторая - ухо (меняем))

Тики-ти, тики-ти,

(два раза ударяем ребром ладоней по коленям, два раза–кулаками)

Животных мы хотим найти.

(одна рука - ребро, вторая рука - кулак (и наоборот) дети по очереди называют домашних животных)

В жарких странах оказались, (пальцы шагают по столу (коленям)

Очень долго удивлялись.

(одна ладонь закрывает глаз, вторая - ухо (меняем))

Тики-ти, тики-ти, (два раза ударяем ребром ладоней по коленям, два раза - кулаками)

Животных мы хотим найти.

(одна рука - ребро, вторая рука - кулак (и наоборот) дети по очереди называют животных жарких стран)

Каша в поле росла,

К нам в тарелочку пришла.

Всех друзей угостим,

По тарелочке дадим.

Птичке – невеличке,

Зайцу и лисичке.

Кошке и матрёшке,

Всем дадим по ложке!
Раз, два, три, четыре,

Мы посуду маме мыли:

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварёшку.

Мы посуду маме мыли,

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Носик чайника отбился.

Ложку мы чуть – чуть сломали.

Вот как маме помогали.

^ Пальчиковая гимнастика на апрель


1 неделя

После снежной пустоты

(Развести руки в стороны ладонями вниз)

Распускаются цветы.

(Кисть вверх, пальцы раскрыть)

Как давно не видел ты

(То же самое другой рукой)

Этой хрупкой красоты!

(Дунуть на обе руки и распрямить пальцы, ладони вверх)


Стало солнце пригревать,

(Рисуем в воздухе указательным пальцем круг)

И набухли почки.

(Соединили ладоне – касаются только подушечки пальцев и запястья, пальцы полусогнуты)

Скоро выйдут из земли

(не меняя положения поднимаем руки)

Первые цветочки.

(разводим пальцы в стороны)


2 неделя

- Кап-кап, кап-кап, кап-кап – дождик капает, кап-кап, кап-кап, кап-кап.

(Барабаним пальцами по голове, плечам – как угодно.)

Буль-буль, буль-буль, буль-буль – ручьи бегут, буль-буль, буль-буль, буль-буль.

(Бежим или поочередно пальцами одной руки по другой от плеча до ладони, или пальцами обеих рук по ногам)

Жур-жур, жур-жур, жур-жур – река течет, жур-жур, жур-жур, жур-жур.

(Ладонь на ладонь, пальцы переплетаем, это речка, которая течет по направлению от нас – если ручьи бежали по рукам, то на уровне пояса, если по ногам – над полом, сами при этом приседаем или сгибаем одну ногу, смотря куда речке бежат).

И в море большое-большое-большое впадает…

(Разводим руки широко в стороны, описывая ими большой круг, на третьем слове “большое” ведем руки обратно, на слове “впадает” – руки прижимаем к груди.)

А с моря в жару пар поднимается,

(Рисуем в воздухе спиральки пара снизу вверх. Если на предыдущих этапах пришлось присесть – встаем, тянемся за руками вверх.)

К небу летит и в тучки превращается. А из туч дождик идет.

(Тучку изображают сцепленные над головой руки.)

Кап-кап


(Сцепить пальцы обеих рук и совершать колебательными движения кистями.)
Море волнуется – раз,

Море волнуется – два,

Море волнуется – три,

На месте волна замри.


3 неделя

Солнце-яркая звезда,

(Левая рука как будто держит небольшой мячик, пальцы разомкнуть – это Солнце)

А вокруг – планеты.

(Правая рука – пальцы сомкнуты и «летают» вокруг «Солнца»)

И летают – кто куда –

(Собрать пальцы левой руки вместе в движении справа налево)

Быстрые кометы.

(Собрать пальцы правой руки вместе в движении слева направо)


Мы встали – солнышко восходит.

(поднимаем руки вверх)

Ложимся спать – луна встает,

(Ладони под щеку)

А с нею звездочки приходят

(Пальцы сложены в щепоть, указываем «в разные точки неба»)

И ночью водят хоровод.

(Описать руками круг перед собой)


4 неделя

Раз, два, три, четыре, пять,

Крепкие, дружные,

Все такие нужные.

(поднять кисть правой (левой) руки вверх, широко раздвинуть пальцы; поочерёдно сгибать их в кулачок, начиная с большого)


Как снега растают –

(Руки ладонями вниз разводим в стороны)

Птицы прилетают,

(Машем руками, как крыльями.)

Гнёзда вьют из веток

(Соединить руки ладонями вверх, пальцы полусогнуты)

Для птенцов, для деток.

(Пальцы переплетены, сгибаем-разгибаем пальцы)

Солнце-яркая звезда, (Левая рука как будто держит небольшой мячик,

пальцы разомкнуть – это Солнце).

А вокруг – планеты. (Правая рука – пальцы сомкнуты и «летают»

вокруг «Солнца»).

И летают – кто куда – (Собрать пальцы левой руки вместе в движении

справа налево).

Быстрые кометы. (Собрать пальцы правой руки вместе в движении

слева направо).

Как снега растают – (Руки ладонями вниз разводим в стороны).

Птицы прилетают, (Машем руками, как крыльями).

Гнёзда вьют из веток (Соединить руки ладонями вверх, пальцы

полусогнуты.)

Для птенцов, для деток. (Пальцы переплетены, сгибаем-разгибаем

пальцы).

Командир позвал солдат:

«Становитесь дружно в ряд!

Безымянный, быстро в строй!»


^ Пальчиковая гимнастика на май


1 неделя

Ласточка, ласточка,

Милая касаточка,

Ты где была,

Ты с чем пришла?

За морем бывала,

Весну добывала.

Несу, несу

Весну-красну
(на каждую строку на обеих руках большие пальцы касаются дважды каждого пальца, начиная с указательного)


Если пальчики грустят –

Доброты они хотят.

(пальцы плотно прижимаем к ладони)

Если пальчики заплачут – Их обидел кто-то значит.

(трясем кистями)

Наши пальцы пожалеем –

Добротой своей согреем.

(«моем» руки, дышим на них)

К себе ладошки мы прижмем,

(поочередно, 1 вверху, 1 внизу.)

Гладить ласково начнем.

(гладим ладонь другой ладонью)

Пусть обнимутся ладошки,

Поиграют пусть немножко.

(скрестить пальцы, ладони прижать

пальцы двух рук быстро легко стучат)

Каждый пальчик нужно взять

И покрепче обнимать.

(каждый палец зажимаем в кулачке)


2 неделя

Аты-баты, аты-баты!

На парад идут солдаты!

Вот идут танкисты,

Потом артиллеристы,

А потом пехота -

Рота за ротой!

(Поочередно «шагают» указательным и средним пальцами правой и левой руки.)


Командир позвал солдат:

«Становитесь дружно в ряд!

Первый встал, за ним – второй,

Безымянный, быстро в строй!»
(Поочередно разгибать пальцы, начиная с большого. Затем большим пальцем касаться всех остальных – «будить». Одновременно с восклицанием «Ура!» кулачок разжать, широко расставив пальцы в стороны.)


3 неделя

Мы лопатки взяли, грядки раскопали

(Дети имитируют действия лопатой)

Раз-два! Раз-два!

Грабли в руки взяли,

(дети имитируют действия граблями)

Грядки причесали:

Раз-два! Раз-два!

Семена рядами

(Дети имитируют разбрасывание семян)

В землю мы бросали:

Раз-два! Раз-два!

Набухай скорей, бутон,

Распусти цветок - пион!

(Подушечки пальцев обеих рук сомкнуть. Ладошки немного округлые. Получается «бутон».

Нижние части ладоней прижать друг к другу, а пальцы широко раздвинуть по кругу и немного прогнуть. Получается большой, раскрытый «цветок».)


В огороде у меня пугало стояло

(Покачиваем левую ладонь – «пугало», пальцы выпрямлены)

«Не ушло ли?» -

Каждый день птица проверяла.

(Правая ладонь как птица, порхает вокруг левой)

И мечтала: «Вот уйдет - все бы поклевала»

(Пальцы вместе – «клюют»)

Так что пугало не зря

День и ночь стояло.

(Левая рука опять «пугало», правая рука – «улетает» от него.)


4 неделя

Папа, мама, брат и я –

(Правой рукой загибают по одному пальцу на левой руке)

Вместе дружная семья

(Показывают крепко сжатый кулачек левой руки)

Раз, два, три, четыре,

(Все живем в одной квартире)


Нет ни шубы, ни берета –

(положить обе руки на грудь, затем провести одной рукой по голове)

Потому что греет лето.

(Руки развести в стороны т опустить вниз)

Убираем рукавицы –

(Одной ладонью проводим по другой – «снимаем рукавицы»)

Будем плавать, веселиться!

(Движения руками как при плавании брасом, затем кисти вверх и повращать.)

Тема

Период

Хочу всё знать

Семь вещей у нас в портфеле: (сжимают и разжимают пальцы)

Промокашка и тетрадь, (загибают поочередно пальцы)

Ручка есть, чтобы писать

И резинка, чтобы пятна

Убирала аккуратно

И пенал, и карандаш,

И букварь – приятель наш.

1-2 неделя

Скоро в школу

Карандаш

Всё нарисует карандаш, (держат в руке «карандаш»)

Когда ему работу дашь. (стучат пальцами по столу)

Но сам без дела не сиди: (сжимают и разжимают пальцы)

Карандашом руководи. (пишут «карандашом» по столу)

3-4 неделя

Люблю по городу гулять, (дети «шагают» пальчиками обеих рук по столу)

Космонавтов - раз, Ленина - два, загибают по одному пальчики)

Улица Победы – три.

А четыре - я живу в квартире.

Пять – гуляю в парке я опять.

Шесть – на Белую схожу

И на волны погляжу.

Семь – Дворец культуры,

Красив и огромен

И стоит на площади он.

Восемь – ёлка в Новый год.

Девять – повстречался мне

Памятник большой войне.

Я тихонько постою и цветочки положу!

Десять – наш кинотеатр Октябрь.

В магазине хлеб куплю.

Очень город я люблю!

1-2 неделя

Осенины

Осень

Раз, два, три, четыре, пять – (сжимают и разжимают кулачки)

Будем листья собирать.

Листья березы, (загибают в ритме каждой строчки

Листья рябины, по одному пальцу)

Листья осины,

Листики дуба мы соберем.

Маме осенний букет отнесем (сжимают и разжимают кулачки)

3-4 неделя

День

народного единства

Дружные ребята

Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.


Раз, два, три, четыре, пять…


Начинай считать опять.
Раз, два, три, четыре, пять… (поочередное касание)
Мы закончили считать.

1-2 неделя

День

приветствий

Здравствуй!

Здравствуй, солнце золотое! (дети пальцами правой руки по очереди «здороваются» с

пальцами левой, похлопывая друг друга кончиками, начиная с

больших пальцев)

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живём в одном краю –

Всех я вас приветствую! (переплетают пальцы «замочком» и поднимают руки над головой)

3-4 неделя

День

матери, день отца

Дружная семья

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

А вот этот пальчик – я,

Вместе – дружная семья!

1-2 неделя

Праздник чая

Чайник

Привет, я – чайник (показываем руками толщину)

Большой и толстый

Вот моя ручка, (руку вбок)

А вот мой носик (другую руку вверх и в сторону)

Если буду кипеть, (хлопаем рукой на макушке)

Я буду свистеть (изображаем свист)

С печки меня возьмешь, (наклоняемся в сторону, где рука-ручка)

Чаю себе нальёшь. (наклон в строну, где рука-носик)

3-4 неделя

Новый год

Утром дети удивились, (разводят руки в стороны, подняв плечи)

Что за чудеса случились

Этой ночью новогодней.

Ожидали, что угодно, (сжимают и разжимают пальцы)

А увидели парад:

В ряд снеговики стоят, (руками рисуют в воздухе три круга)

Глазки весело горят, (закрывают и открывают ладонями глаза)

А перед ними ёлочка (хлопают в ладоши)

Пушистая, в иголочках.

1-2 неделя

Зима

Раз, два, три, четыре (загибают пальцы начиная с большого)

Мы с тобой снежок слепили (лепят, меняя положение ладоней)

Круглый, крепкий, очень гладкий (показывают круг, сжимают ладони вместе)

И совсем - совсем не сладкий. (грозят пальцем)

Раз – подбросим, два – поймаем. (подбрасывают и ловят «снежок»)

Три – уроним (роняют воображаемый снежок)

И… ломаем. (топают).

3-4 неделя

День

защитника Отечества

Сегодня праздник всех отцов, (сжимают и разжимают пальцы)

Всех сыновей, всех кто готов, (хлопают в ладоши)

Свой дом и маму защитить, (из ладошек делают «домик», руки прикладывают к сердцу)

Всех нас от бед отгородить! (сжимают и разжимают пальцы)

1-2 неделя

Международный женский день

Моя семья

Знаю я, что у меня (поднимают руку ладонью к себе

Дома дружная семья: и в соответствии с текстом

Это – мама, в определенной последовательности загибают пальцы:

Это – я, сначала безымянный, затем мизинец, указательный палец,

Это – бабушка моя, средний и большой)

Это – папа,

Это – дед.

И у нас разлада нет.

3-4 неделя

Народная

культура и традиции

За работу.

Ну ка, братцы, за работу, (выполняют движения в соответствии с текстом, начиная с большого пальца)

Покажи свою охоту.

Большаку дрова рубить,

Печи все тебе топить,

А тебе воду носить,

А тебе обед варить,

А тебе посуду мыть.

А потом всем песни петь,

Песни петь да плясать,

Наших деток забавлять

1-2 неделя

Весна

Весёлые льдинки

Под самым карнизом, (сжимают и разжимают пальцы)

Над самым оконцем

Забралось в сосульки (стучат пальцами по столу)

Весеннее солнце. (поднимают руки и делают «солнышко»)

Сверкая, бегут (сжимают и разжимают пальцы)

По сосульками слезинки…

И тают сосульки – (стучат пальцами по столу)

Весёлые льдинки.

3-4 неделя

День Победы

Капитан

Я плыву на лодке белой (концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями

По волнам с жемчужной пеной. друг к другу, слегка приоткрыв.

Я - отважный капитан, проговаривая стишок, показывать, как лодка

Мне не страшен ураган. качается на волнах, а затем плавными движениями рук

Чайки белые кружатся, сами волны, потом по тексту

Тоже ветра не боятся. стиха показать чайку, скрестив руки, соединив

Лишь пугает птичий крик ладони тыльной стороной и помахать

Стайку золотистых рыб. пальцами, сжатыми вместе

И, объездив чудо-страны, выпрямленными ладонями с пальцами,

Посмотрев на океаны, прижатыми друг к другу изобразить рыбок.

Путешественник-герой, плавными движениями ладоней показать

К маме я вернусь домой. как рыбы плывут в воде)

1-2 неделя

Лето

Я рисую лето

Я рисую лето: (рисуют пальчиком по столу)

Красной краской – (рисуют в воздухе «солнце»)

На газонах розы, (сжимают и разжимают пальцы)

На лугах покосы,

Синей краской – небо (рисуют в воздухе «облака»)

И ручей певучей. (на столе рисуют пальцем «ручей»)

3-4 неделя

Подготовительная к школе группа

Тема

Название физкультминутки

Период

Хочу всё знать

Школьникам на память

Если хочешь строить мост, (идут по кругу)

Наблюдать движенье звёзд, (останавливаются и поднимают руки вверх)

Управлять машиной в поле (берут в руки воображаемый руль, бегут по группе)

Иль вести машину ввысь, - (расставив руки в стороны «летают» по группе)

Хорошо работай в школе, (руки складывают, как школьники, сидящие за партой)

Добросовестно учись!

1-2 неделя

Скоро в школу

Переменка

Переменка, переменка! (стоят в круга, хлопают в ладоши)

Отдохните хорошенько

Можно бегать и шуметь, (бегают по группе)

Танцевать и песни петь, (танцуют, как умеют)

Можно сесть и помолчать, (приседают на корточки и затихают)

Толь – чур! Нельзя – скучать! (вскакивают и прыгают)

3-4 неделя

Мой дом, мой город, моя республика

По городу трамваи, троллейбусы идут, («едут» по кругу)

Их по своим маршрутам водители ведут

Спешишь ли в гости к другу, (делают повороты туловищем)

Иль в школу на урок,

Они без опоздания тебя доставят в срок («едут» по кругу)

1-2 неделя

Осенины

Листья осенние тихо кружатся, (плавно кружатся)

Прямо нам под ноги листья ложатся (приседают)

И под ногами шуршат, шелестят (водят руками по полу)

Будто опять закружиться хотят (плавно кружатся)

3-4 неделя

День

народного единства

Солнце скрылось за домами, («солнышко» над головой)

Покидаем детский сад. (шаги на месте)

Я рассказываю маме (показывают на себя, а потом на воображаемую маму)

Про себя и про ребят: (показывают на себя, а потом на других ребят)

Как играли в чехарду,

Что мы пили, что мы ели,

Что читали в детсаду.

1-2 неделя

День

приветствий

Здравствуй, радуга-дуга, (дети выполняют наклон)

Разноцветный мостик! (широко разводят руки в стороны, «рисуя» в воздухе дугу)

Здравствуй, радуга-дуга! (вновь выполняют наклон)

Принимай нас в гости. (идут, по кругу взявшись за руки)

Мы по радуге бегом (бегут по кругу друг за другом, высоко поднимая колени)

Пробежимся босиком.

Через радугу-дугу (встают лицом в круг, делают четыре прыжка на носках)

Перепрыгнем на бегу (делают еще четыре прыжка на носках)

И опять бегом, бегом (бегут по кругу друг за другом, высоко поднимая колени)

Пробежимся босиком.

3-4 неделя

День

матери, день отца

Если был бы я девчонкой…

Если был бы я девчонкой, (идут по кругу)

Я бы время не терял!

Я б на улице не прыгал (останавливаются и повторяют движения

Я б рубашки постирал, в соответствии с текстом)

Я бы вымыл в кухне пол,

Я бы в комнате подмёл,

Перемыл бы чашки, ложки,

Сам начистил бы картошки,

Все свои игрушки сам (прыгают на месте)

Я б расставил по местам!

От чего ж я не девчонка? (мальчики машут рукой)

Я бы маме так помог! (ставят руки на пояс)

Мама, сразу бы сказала:

Молодчина ты, сынок! (вытягивают руки вперёд ладонями вверх)

1-2 неделя

Праздник чая

Чайник

Я – чайник, (дети стоят, изогнув одну руку, как носик чайника, другую

Ворчун, хлопотун, сумасброд, держат на поясе)

Я вам напоказ выставляю живот. (животик надут)

Я чай кипячу, клокочу и кричу: (топают обеими ногами)

«Эй люди, я с вами почайпить хочу» (делают призывные движения правой рукой)

3-4 неделя

Новый год

Наряжали звери ёлку (изображая животных по выбору, идут по кругу)

Помогал зайчонок волку, (делают движения, словно наряжают ёлку)

Белочка и ёжик

Потрудились тоже.

К ёлочке несли корзины, (идут по кругу с «корзинами» в руках)

В них грибочки и рябина, (достают «грибочки», «рябину», «яблочки» из «корзины»

Яблочки на диво и показывают друг другу)

Будет ель красива (хлопают в ладоши и прыгают на месте)

1-2 неделя

Зима

Снежинки

Кружатся снежинки (кружатся на носочках)

В воздухе морозном.

Падают на землю (медленно приседают, руками показывают

Кружевные звёзды. падение снежинок)

Вот одна упала. (встают, «ловят» снежинку на ладонь)

Ой, не тай, снежинка (бережно, прикрывают «снежинку» и сдувают её)

Подожди немножко.

3-4 неделя

День

защитника Отечества

Может он в футбол играть, («пинают» ногами мяч)

Может суп мне разогреть, (сжимают и разжимают пальцы)

Может мультик посмотреть. (прыгают на месте)

Может поиграть он в шашки, (делают повороты туловищем)

Может даже вымыть чашки, (делают движения напоминающие мытьё посуды)

Может прокатить меня (скачут по кругу как лошадки)

Вместо быстрого коня.

Может рыбу он ловить («ловят рыбу»)

Может кран на кухне починить. (хлопают в ладоши)

Для меня всегда герой –

Самый лучший папа мой! (маршируют по кругу)

1-2 неделя

Международный

женский день

Мамин праздник

Вот подснежник на поляне, (идут по кругу)

Я его нашел. (нагибаются «срывают цветок»)

Отнесу подснежник маме, (идут по кругу, в руке «цветок»)

Хоть и не расцвел.

И меня с цветком так нежно (обнимают сами себя)

Мама обняла,

Что раскрылся мой подснежник (разводят руки в стороны)

От её тепла.

3-4 неделя

Народная

культура и традиции

Вышивают девочки, («вышивают»)

Сидя на траве, (приседают)

Вышивают девочки

Шёлком на канве. («вышивают»)

Это клюв! А это шпоры!

А вот это гребешок! (показывают клюв, шпоры, гребешок)

Приутихли разговоры, (пальчик прикладывают к губам)

За стежком бежит стежок. (бегут друг за другом)

1-2 неделя

Весна

Весна, весна красная

Весна, весна красная! (дети идут по кругу, взявшись за руки)

Приди, весна, с радостью,

С радостью, с радостью (поворачиваются и в противоположную сторону)

С великой милостью:

С льном высоким, (останавливаются, поднимаются на носочки, тянут

руки вверх, делают вдох)

С корнем глубоким, (опускают руки, приседают, делают выдох)

С хлебами обильными. (взявшись за руки, бегут по кругу).

3-4 неделя

День Победы

Самолёт

Руки в стороны – в полёт (дети поднимают прямые руки в стороны

Полетит наш самолёт. поворачиваются вокруг себя

Сделал правый поворот, через правое плечо, подняв правую руку

Сделал левый поворот, поворачиваются через левое плечо, подняв левую руку

Крыльями покачал, покачивают крыльями руками

Загудел и задрожал. поднимаются на носки опускаются на всю ступню и гудят «у-у-у…»

Начинается полёт, бегут по кругу, расставив руки в стороны

Полетел наш самолёт,

Вот закончился полёт, замедляют бег

Приземлился самолёт. опускаются на одно колено)

1-2 неделя

Лето

Раз, два, три, четыре, пять, (скачут по кругу)

Будем летом мы играть,

Будем плавать и качаться, («плывут»)

Будет прыгать и кататься, («прыгают»)

Будем бегать, загорать. (бегают по группе)

И грибочки собирать.

3-4 неделя

Список литературы

1. Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях: практ. пособие. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008.

2. Савина Л.П. пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов.- М.: ООО «Издательство АСТ», 2003.

3. 33 лексические темы. Пальчиковые игры, упражнения на координацию слова с движением, загадки для детей (6-7 лет)./Авт.-сост. Никитина А.В. – СПб.: КАРО, 2009.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подготовительная к школе группа

Тема

Название пальчиковой гимнастики

Период

Хочу всё знать

Семь вещей у нас в портфеле: (сжимают и разжимают пальцы)

Промокашка и тетрадь, (загибают поочередно пальцы)

Ручка есть, чтобы писать

И резинка, чтобы пятна

Убирала аккуратно

И пенал, и карандаш,

И букварь – приятель наш.

1-2 неделя

Скоро в школу

Карандаш

Всё нарисует карандаш, (держат в руке «карандаш»)

Когда ему работу дашь. (стучат пальцами по столу)

Но сам без дела не сиди: (сжимают и разжимают пальцы)

Карандашом руководи. (пишут «карандашом» по столу)

3-4 неделя

Мой дом, мой город, моя республика

Люблю по городу гулять, (дети «шагают» пальчиками обеих рук по столу)

Люблю смотреть,

Космонавтов - раз, Ленина - два, загибают по одному пальчики)

Улица Победы – три.

А четыре - я живу в квартире.

Пять – гуляю в парке я опять.

Шесть – на Белую схожу

И на волны погляжу.

Семь – Дворец культуры,

Красив и огромен

И стоит на площади он.

Восемь – ёлка в Новый год.

Девять – повстречался мне

Памятник большой войне.

Я тихонько постою и цветочки положу!

Десять – наш кинотеатр Октябрь.

В магазине хлеб куплю.

Очень город я люблю!

1-2 неделя

Осенины

Осень

Раз, два, три, четыре, пять – (сжимают и разжимают кулачки)

Будем листья собирать.

Листья березы, (загибают в ритме каждой строчки

Листья рябины, по одному пальцу)

Листья осины,

Листики дуба мы соберем.

Маме осенний букет отнесем (сжимают и разжимают кулачки)

3-4 неделя

День

народного единства

Дружные ребята

Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики . (пальцы ритмично сжимаются в «замок» и разъединяются)
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.
(подушечки всех пальцев одной руки одновременно

Дотрагиваются до пальцев другой)
Раз, два, три, четыре, пять…
(поочередно соединяем одноименные пальцы: большой с

Большим, указательный с указательным и т.д.)
Начинай считать опять
. (одновременно касаемся подушечками пальцев двух рук)
Раз, два, три, четыре, пять…
(поочередное касание)
Мы закончили считать
. (встряхиваем опущенные вниз кисти рук)

1-2 неделя

День

приветствий

Здравствуй!

Здравствуй, солнце золотое! (дети пальцами правой руки по очереди «здороваются» с

Пальцами левой, похлопывая друг друга кончиками, начиная с

Больших пальцев)

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живём в одном краю –

Всех я вас приветствую! (переплетают пальцы «замочком» и поднимают руки над головой)

3-4 неделя

День

матери, день отца

Дружная семья

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

А вот этот пальчик – я,

Вместе – дружная семья!

1-2 неделя

Праздник чая

Чайник

Привет, я – чайник (показываем руками толщину)

Большой и толстый

Вот моя ручка, (руку вбок)

А вот мой носик (другую руку вверх и в сторону)

Если буду кипеть, (хлопаем рукой на макушке)

Я буду свистеть (изображаем свист)

С печки меня возьмешь, (наклоняемся в сторону, где рука-ручка)

Чаю себе нальёшь. (наклон в строну, где рука-носик)

3-4 неделя

Новый год

Утром дети удивились, (разводят руки в стороны, подняв плечи)

Что за чудеса случились

Этой ночью новогодней.

Ожидали, что угодно, (сжимают и разжимают пальцы)

А увидели парад:

В ряд снеговики стоят, (руками рисуют в воздухе три круга)

Глазки весело горят, (закрывают и открывают ладонями глаза)

А перед ними ёлочка (хлопают в ладоши)

Пушистая, в иголочках.

1-2 неделя

Зима

Раз, два, три, четыре (загибают пальцы начиная с большого)

Мы с тобой снежок слепили (лепят, меняя положение ладоней)

Круглый, крепкий, очень гладкий (показывают круг, сжимают ладони вместе)

И совсем - совсем не сладкий. (грозят пальцем)

Раз – подбросим, два – поймаем. (подбрасывают и ловят «снежок»)

Три – уроним (роняют воображаемый снежок)

И… ломаем. (топают).

3-4 неделя

День

защитника Отечества

Сегодня праздник всех отцов, (сжимают и разжимают пальцы)

Всех сыновей, всех кто готов, (хлопают в ладоши)

Свой дом и маму защитить, (из ладошек делают «домик», руки прикладывают к сердцу)

Всех нас от бед отгородить! (сжимают и разжимают пальцы)

1-2 неделя

Международный женский день

Моя семья

Знаю я, что у меня (поднимают руку ладонью к себе

Дома дружная семья: и в соответствии с текстом

Это – мама, в определенной последовательности загибают пальцы:

Это – я, сначала безымянный, затем мизинец, указательный палец,

Это – бабушка моя, средний и большой)

Это – папа,

Это – дед.

И у нас разлада нет.

3-4 неделя

Народная

культура и традиции

За работу.

Ну ка, братцы, за работу, (выполняют движения в соответствии с текстом, начиная с большого пальца)

Покажи свою охоту.

Большаку дрова рубить,

Печи все тебе топить,

А тебе воду носить,

А тебе обед варить,

А тебе посуду мыть.

А потом всем песни петь,

Песни петь да плясать,

Наших деток забавлять

1-2 неделя

Весна

Весёлые льдинки

Под самым карнизом, (сжимают и разжимают пальцы)

Над самым оконцем

Забралось в сосульки (стучат пальцами по столу)

Весеннее солнце. (поднимают руки и делают «солнышко»)

Сверкая, бегут (сжимают и разжимают пальцы)

По сосульками слезинки…

И тают сосульки – (стучат пальцами по столу)

Весёлые льдинки.

3-4 неделя

День Победы

Капитан

Я плыву на лодке белой (концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями

По волнам с жемчужной пеной. друг к другу, слегка приоткрыв.

Я - отважный капитан, проговаривая стишок, показывать, как лодка

Мне не страшен ураган. качается на волнах, а затем плавными движениями рук

Чайки белые кружатся, сами волны, потом по тексту

Тоже ветра не боятся. стиха показать чайку, скрестив руки, соединив

Лишь пугает птичий крик ладони тыльной стороной и помахать

Стайку золотистых рыб. пальцами, сжатыми вместе

И, объездив чудо-страны, выпрямленными ладонями с пальцами,

Посмотрев на океаны, прижатыми друг к другу изобразить рыбок.

Путешественник-герой, плавными движениями ладоней показать

К маме я вернусь домой. как рыбы плывут в воде)

1-2 неделя

Лето

Я рисую лето

Я рисую лето: (рисуют пальчиком по столу)

Красной краской – (рисуют в воздухе «солнце»)

Солнце,

На газонах розы, (сжимают и разжимают пальцы)

На лугах покосы,

Синей краской – небо (рисуют в воздухе «облака»)

И ручей певучей. (на столе рисуют пальцем «ручей»)

3-4 неделя

Подготовительная к школе группа

Тема

Название физкультминутки

Период

Хочу всё знать

Школьникам на память

Если хочешь строить мост, (идут по кругу)

Наблюдать движенье звёзд, (останавливаются и поднимают руки вверх)

Управлять машиной в поле (берут в руки воображаемый руль, бегут по группе)

Иль вести машину ввысь, - (расставив руки в стороны «летают» по группе)

Хорошо работай в школе, (руки складывают, как школьники, сидящие за партой)

Добросовестно учись!

1-2 неделя

Скоро в школу

Переменка

Переменка, переменка! (стоят в круга, хлопают в ладоши)

Отдохните хорошенько

Можно бегать и шуметь, (бегают по группе)

Танцевать и песни петь, (танцуют, как умеют)

Можно сесть и помолчать, (приседают на корточки и затихают)

Толь – чур! Нельзя – скучать! (вскакивают и прыгают)

3-4 неделя

Мой дом, мой город, моя республика

По городу трамваи, троллейбусы идут, («едут» по кругу)

Их по своим маршрутам водители ведут

Спешишь ли в гости к другу, (делают повороты туловищем)

Иль в школу на урок,

Они без опоздания тебя доставят в срок («едут» по кругу)

1-2 неделя

Осенины

Листья осенние тихо кружатся, (плавно кружатся)

Прямо нам под ноги листья ложатся (приседают)

И под ногами шуршат, шелестят (водят руками по полу)

Будто опять закружиться хотят (плавно кружатся)

3-4 неделя

День

народного единства

Солнце скрылось за домами, («солнышко» над головой)

Покидаем детский сад. (шаги на месте)

Я рассказываю маме (показывают на себя, а потом на воображаемую маму)

Про себя и про ребят: (показывают на себя, а потом на других ребят)

Как играли в чехарду,

Что мы пили, что мы ели,

Что читали в детсаду.

1-2 неделя

День

приветствий

Здравствуй, радуга-дуга, (дети выполняют наклон)

Разноцветный мостик! (широко разводят руки в стороны, «рисуя» в воздухе дугу)

Здравствуй, радуга-дуга! (вновь выполняют наклон)

Принимай нас в гости. (идут, по кругу взявшись за руки)

Мы по радуге бегом (бегут по кругу друг за другом, высоко поднимая колени)

Пробежимся босиком.

Через радугу-дугу (встают лицом в круг, делают четыре прыжка на носках)

Перепрыгнем на бегу (делают еще четыре прыжка на носках)

И опять бегом, бегом (бегут по кругу друг за другом, высоко поднимая колени)

Пробежимся босиком.

3-4 неделя

День

матери, день отца

Если был бы я девчонкой…

Если был бы я девчонкой, (идут по кругу)

Я бы время не терял!

Я б на улице не прыгал (останавливаются и повторяют движения

Я б рубашки постирал, в соответствии с текстом)

Я бы вымыл в кухне пол,

Я бы в комнате подмёл,

Перемыл бы чашки, ложки,

Сам начистил бы картошки,

Все свои игрушки сам (прыгают на месте)

Я б расставил по местам!

От чего ж я не девчонка? (мальчики машут рукой)

Я бы маме так помог! (ставят руки на пояс)

Мама, сразу бы сказала:

Молодчина ты, сынок! (вытягивают руки вперёд ладонями вверх)

1-2 неделя

Праздник чая

Чайник

Я – чайник, (дети стоят, изогнув одну руку, как носик чайника, другую

Ворчун, хлопотун, сумасброд, держат на поясе)

Я вам напоказ выставляю живот. (животик надут)

Я чай кипячу, клокочу и кричу: (топают обеими ногами)

«Эй люди, я с вами почайпить хочу» (делают призывные движения правой рукой)

3-4 неделя

Новый год

Наряжали звери ёлку (изображая животных по выбору, идут по кругу)

Помогал зайчонок волку, (делают движения, словно наряжают ёлку)

Белочка и ёжик

Потрудились тоже.

К ёлочке несли корзины, (идут по кругу с «корзинами» в руках)

В них грибочки и рябина, (достают «грибочки», «рябину», «яблочки» из «корзины»

Яблочки на диво и показывают друг другу)

Будет ель красива (хлопают в ладоши и прыгают на месте)

1-2 неделя

Зима

Снежинки

Кружатся снежинки (кружатся на носочках)

В воздухе морозном.

Падают на землю (медленно приседают, руками показывают

Кружевные звёзды. падение снежинок)

Вот одна упала. (встают, «ловят» снежинку на ладонь)

Ой, не тай, снежинка (бережно, прикрывают «снежинку» и сдувают её)

Подожди немножко.

3-4 неделя

День

защитника Отечества

Может он в футбол играть, («пинают» ногами мяч)

Может суп мне разогреть, (сжимают и разжимают пальцы)

Может мультик посмотреть. (прыгают на месте)

Может поиграть он в шашки, (делают повороты туловищем)

Может даже вымыть чашки, (делают движения напоминающие мытьё посуды)

Может прокатить меня (скачут по кругу как лошадки)

Вместо быстрого коня.

Может рыбу он ловить («ловят рыбу»)

Может кран на кухне починить. (хлопают в ладоши)

Для меня всегда герой –

Самый лучший папа мой! (маршируют по кругу)

1-2 неделя

Международный

Женский день

Мамин праздник

Вот подснежник на поляне, (идут по кругу)

Я его нашел. (нагибаются «срывают цветок»)

Отнесу подснежник маме, (идут по кругу, в руке «цветок»)

Хоть и не расцвел.

И меня с цветком так нежно (обнимают сами себя)

Мама обняла,

Что раскрылся мой подснежник (разводят руки в стороны)

От её тепла.

3-4 неделя

Народная

культура и традиции

Вышивают девочки, («вышивают»)

Сидя на траве, (приседают)

Вышивают девочки

Шёлком на канве. («вышивают»)

Это клюв! А это шпоры!

А вот это гребешок! (показывают клюв, шпоры, гребешок)

Приутихли разговоры, (пальчик прикладывают к губам)

За стежком бежит стежок. (бегут друг за другом)

1-2 неделя

Весна

Весна, весна красная

Весна, весна красная! (дети идут по кругу, взявшись за руки)

Приди, весна, с радостью,

С радостью, с радостью (поворачиваются и в противоположную сторону)

С великой милостью:

С льном высоким, (останавливаются, поднимаются на носочки, тянут

Руки вверх, делают вдох)

С корнем глубоким, (опускают руки, приседают, делают выдох)

С хлебами обильными. (взявшись за руки, бегут по кругу).

3-4 неделя

День Победы

Самолёт

Руки в стороны – в полёт (дети поднимают прямые руки в стороны

Полетит наш самолёт. поворачиваются вокруг себя

Сделал правый поворот, через правое плечо, подняв правую руку

Сделал левый поворот, поворачиваются через левое плечо, подняв левую руку

Крыльями покачал, покачивают крыльями руками

Загудел и задрожал. поднимаются на носки опускаются на всю ступню и гудят «у-у-у…»

Начинается полёт, бегут по кругу, расставив руки в стороны

Полетел наш самолёт,

Вот закончился полёт, замедляют бег

Приземлился самолёт. опускаются на одно колено)

1-2 неделя

Лето

Раз, два, три, четыре, пять, (скачут по кругу)

Будем летом мы играть,

Будем плавать и качаться, («плывут»)

Будет прыгать и кататься, («прыгают»)

Будем бегать, загорать. (бегают по группе)

И грибочки собирать.

3-4 неделя

Список литературы

1. Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях: практ. пособие. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008.

2. Савина Л.П. пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов.- М.: ООО «Издательство АСТ», 2003.

3. 33 лексические темы. Пальчиковые игры, упражнения на координацию слова с движением, загадки для детей (6-7 лет)./Авт.-сост. Никитина А.В. – СПб.: КАРО, 2009.


Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.