Нравственное воспитание наших детей. Нравственное воспитание детей дошкольного возраста: основы, средства, методы

Будучи членами социальной системы и находясь во множестве обще­ственных и личных связей между собой, люди должны быть определен­ным образом организованы, соблюдать соответствующие нормы и требо­вания. Вот почему в каждом обществе вырабатывается большое количество разнообразных средств, правил и предписаний, функцией которых является ре­гуляция поведения людей во всех сферах их жизни и деятельности. Такую регулятивную функцию, в частности, выполняют правовые нормы, различные по­становления государственных органов, разные уставы и инструкции, указа­ния и распоряжения официальных лиц и, наконец, мораль или нравственность.

Нравственность человека - совокупность его сознания, навыков и привычек поведения, связанных с реальным соблюдением этих норм, правил и требований.

Мораль как форма общественного сознания есть сумма правил, требований, норм, регулирующих отношения и взаимодействие людей, их поведение. Согласно материализму, мораль носит исторический харак­тер: возникает и меняется с ходом развития общества, включает в себя нормы и идеалы, различные для разных социальных слоев и групп.

В нормах, правилах и требованиях морали отражаются те нравственные отношения, которые должны определять поведение и деятельност 1 личности в различных сферах жизни. Например, согласно морали, каж­дый человек должен добросовестно относиться к труду, быть бережли­вым, скромным, честным, правдивым, гуманным и т. д. Чтобы осуществ­лять нравственное воспитание, необходимо знать содержание тех от­ношений, на основе которых происходит формирование соответствующих личностных качеств. Это содержание, в частности, включает в себя:

отношение к политике государства, к родине, другим странам и наро­дам (гражданственность, патриотизм, уважение к другим народам и странам);

отношение к труду (трудолюбие, добросовестный труд на общее
и личное благо, дисциплина труда);

отношение к общественному достоянию, материальным ценнос­тям и природе (бережливость, забота о сохранении общественного достояния и личных вещей, экологическая культура);

отношение к людям (демократизм, коллективизм, гуманность, куль­
тура общения, товарищество, взаимное уважение друг к другу и т. д.);

отношение к себе (честность, правдивость, скромность, принципи­альность и т. д.).

Нормы и правила морали такого обязательного характера не носят и поддерживаются силой общественного мнения, сложившимися обычая­ми и традициями. Для этого в этике существуют две моральные катего­рии - добро и зло. Соблюдение нравственных требований и их поддерж­ка личностью обычно ассоциируется с добром. Нарушение этих норм и требований, отступление от них характеризуются как моральное зло.


Понимание этого и побуждает личность вести себя в соответствий с нравственными требованиями общества, совершенствовать свое пове­дение, что, одновременно, означает и ее моральное развитие.

Поскольку соблюдение моральных требований общества в конечном итоге зависит от самой личности, поскольку она выступает в качестве носителя и субъекта морального прогресса, то вполне понятно, какое огромное зна­чение приобретают нравственное воспитание, повышение его содержа­тельной и педагогической действенности.

Таким образом, нравственное воспитание (НВ) - это целенаправ­ленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соот­ветствующих требованиям общественной морали. Как результат нравствен­ного воспитания выступает нравственность человека.

Нравственное воспитание осуществляется только в процессе включе­ния учащихся в разнообразные виды практической деятельности и орга­низации ее таким образом, чтобы она способствовала формированию у них положительных моральных отношений и личностных черт и качеств.

Основные задачи нравственного воспитания:

1. Формирование нравственного сознания (суждений, понятий, взгля­дов, убеждений). Это совместная деятельность учителя и учащихся по ус­воению правил и норм поведения.

Высший уровень сформированности нравственного сознания - убеж­дения. Сознание - наше внутреннее состояние. О росте сознания свиде­тельствуют поступки, поведение, деятельность человека. Самая сложная зада­ча- формирование сознания и организация контроля над ним. Это совмест­ная деятельность учителя и учащихся по усвоению правил и норм поведения.

Формирование нравственного сознания проходит 4 стадии:

1) Представления (ребенок знает, что такое хорошо и что такое плохо).

2)Понятия (ребенок может объяснить, что такое хорошо и что такое плохо).

3)Убеждения (ребенок для себя определил, что такое хорошо и что
такое плохо).

4)Поступок, действие (ребенок проявляет свои установки в поступках).

2. Воспитание и развитие нравственных чувств - это воздействие
учителя на сознание и эмоциональную сферу учащихся с целью развития
у них нравственных чувств (гордость за что-то, кого-то, стыд, сочувствие,
ответственность, организованность, пунктуальность и др.). Используются
методы: личный пример, внушение, совет и т. д.

3. Выработка умений и привычек нравственного поведения заключается в формировании у учащихся посредством специальных упражнений
культуры поведения. Только в деятельности должен отражаться рост нашего сознания. Нравственное воспитание осуществляется в практической
деятельности, а также в специально организованных видах деятельности
по нравственному просвещению и упражнению в выполнении высоконравственных поступков. Исходя из содержания нравственных отношений, необходимо включать учащихся в следующие виды деятельности: учебно-познавательную, гражданско-патриотическую, общественную, трудовую, природоохранную, межличностного общения, культурно-массовую и спортивно-оздоровительную работу.

Само же формирование нравственных отношений и моральных качеств осуществляется также, как и воспитание личностных качеств вообще. Этот процесс включает в себя:

анализ нравственной воспитанности учащихся и формирование
у них потребности в ее развитии и совершенствовании;

включение их в морально-гностическую деятельность по осмысле­нию сущности формируемых качеств и способов их проявления;

выработку нравственных чувств, взглядов и убеждений;

формирование соответствующих навыков и привычек поведения;

развитие способности к проявлению волевых усилий, помогающих
преодолевать возникающие трудности и препятствия при соблюдении
норм и правил морали.

НВ имеет тенденцию к освобождению от идейно-политического ас­пекта и к усилению психологической направленности, к формированию потребности школьника в саморазвитии.

К средствам НВ относятся общие и специфические методы и формы воспитания:

Нравственное просвещение как один из методов состоит в информировании учеников в области морали и обсуждении с ними нравственных про­блем. Оно служит формированию знаний о нравственных нормах и ценностях.

♦ Другим методом НВ является вовлечение учащихся в деятельность:
трудовую, общественную, художественную, спортивную и пр.

♦ Создание воспитывающих ситуаций - также один из методов НВ.

♦ Целесообразно использовать ролевые игры, их обсуждение, тренин­ги для выработки этических знаний, привычек, коммуникативных умений.

♦ Поручение, требование, индивидуальная работа, наказания, поощ­рения также способствуют выработке привычек и культуры поведения..
Все эти методы используются как в процессе обучения, так и в свободной
деятельности детей.

♦ К формам нравственного воспитания, кроме специальных уроков,
относятся беседы, лекции, дискуссии, тематические вечера, встречи, кон­ференции этической тематики. Учитель не должен пренебрегать специальной деятельностью по формированию морали учеников. -

♦ Одним из главных методов нравственного воспитания является эти­ческая беседа.

Нравственные упражнения - это имитация ситуаций, в процессе
которых отрабатывается воспитание правил и норм нравственного поведения. Они адресованы в основном младшим школьникам.

Таким образом, нравственное воспитание осуществляется на всех учебных занятиях через применение системы разнообразных методов, приемов, средств, форм, технологий обучения и воспитания во внеклассной и вне­школьной деятельности силами образовательных учреждений и учрежде­ний дополнительного образования; в процессе осуществления всех осталь­ных направлений воспитания (эстетического, трудового и др.); в процессе межличностного общения и общественной деятельности; в процессе об­щения с природой, под воздействием СМИ и др.

Результатом этой деятельности является нравственная воспитанность, выражающаяся в следующих показателях: знание нравственных норм, нали­чие в сознании ученика нравственных правил, потребность и умение их вы­полнять, способность испытывать нравственные чувства (сострадание, со­весть, любовь), поведение в соответствии с нравственными нормами и др.

. Нравственное воспитание - это воспитательное воздействие школы, семьи, общественности, имеющей целью формирование устойчивых нравственных качеств, потребностей, чувств, навыков поведения на основе усвоения идеалов, норм и принципов морали и практ тической деятельности.

Нравственное воспитание - очень тяжелая работа для учителя, так как не всегда совпадают требования школы и семьи, в обществе происходит много негативного, нелегко составить программу воспитательной работы, все в ни й предусмотреть и выполнить. Кроме того, воспитание имеет внутренние противоречия: не срабатывает сразу обратной связи (результатов воспитательной работы сразу не увидишь), воспитание нужно осуществлять за б агатьма направлениям (умственным, нравственным, трудовым, эстетическим, экологическим, правовым, половым, физическим и т.д.). И все это нужно сделать учителялю.

Методологической основой нравственного воспитания является этика - наука о морали, ее природу, структуру и особенности происхождения. Мораль - это система принципов, норм и правил, регулирующих поведение человека в су успильстви, делают ее правильной. Понятие"моральный","нравственность"используют, когда речь идет о конкретном поступке, практическую сторону отношений. Итак, мораль, этику и нравственность нельзя считать синонимамами.

Содержание нравственного воспитания в национальной школе дается в концепциях национального воспитания (1996 г.), внеклассной воспитательной работы (1994 г), украинской национальной школы-семьи (1994 г), непрерывно й системы национального воспитания (1994 г.) и в других нормативных документах. Он включает в себя формирование национального сознания, воспитание любви к развитию национальной государственности, патриотизм; участие молодежи в практических делах развития нашего государства формирование у учащихся чувства достоинства, гордости за свою. Родину, верности Украине. В укреплении патриотических чувств большую роль играет героическое воспитания - формирование боевого морально-психологического духа, воспитание глубокого понимания гражданского долга, готовности защищать. Родину, овладение военными знаниями, изучении я боевых традиций и героических страниц истории украинского народа, его вооруженных силх сил,

О. Вишневский выделяет три этапа развития национального сознания ребенка

И. Этап этнического самосознания с раннего детства - это формирование культа родного дома, семьи, предков, родного села, города. В процессе етнизации большое значение имеет родной язык, сказки, народные песни и обычаи, обряды, творчествоть.

II этап национально-политического самосознания в подростковом возрасте - это восстановление исторической памяти, формирование чувства национального достоинства

III этап общественно-государственного самосознания - это формирование правильного понимания понятий"патриотизм","национализм","интернационализм", привития чувства национальной, расовой, конфессиональной тол лерантности. Моральные ценности делятся на следующие группы: в общечеловеческие, абсолютно вечные, которые имеют неограниченную область применения (гуманизм, доброта, честность, правда, достоинство, мудрость, справедливой весть, чувство прекрасного и т.д.));

в национальные - значимые для одного народа (патриотизм, чувство национального достоинства, историческая память и т.д.);

в гражданские - это признание прав и свобод человека, долга перед другими людьми, уважения к закону, государственных символов, правительства, к идее социальной гармонии и т.п.;

в семейные - нравственные основы жизни семьи, отношения поколений, законы супружеской верности, заботы о детях старше, память о предках, взаимоуважение в семье;

в ценности личной жизни - девиз, по которому живет человек, ориентиры поведения, цели, стремления. Они определяют черты ее характера, поведение, успехи, стиль личной жизни

Законы рыцарской чести, кодекс рыцарских подвигов раскрывает казацкая педагогика

В системе нравственного воспитания важной подсистемой является экологическое воспитание

. Экологическое воспитание - это систематическое воздействие на учащихся с целью формирования экологической культуры, т.е. накопления экологических знаний, воспитание любви к природе, желание беречь и приумножать ее, формирования умений и на авичок деятельности естественного и географического циклов. Биология и география рисуют детям картину современного мира растений, животных, всего, что нас окружает. Физика и химия дают учащимся комплекс политехнических знаний, научные основы и принципы современного производства. История, правоведение показывают недопустимости варварского отношения к природе. Эстетический цикл предметов раскрывает красоту природы и ее влияние на воспитание человекдини.

К системе нравственного воспитания относится воспитание непримиримого отношения к алкоголю, никотина, наркотиков, воспитания сознательной дисциплины, долга и ответственности. С этой целью ученики должны отр риматы знания о вреде различных видов наркотиков, пагубные последствия их употребления. Нужно формировать у учащихся взгляды на наркотики как на социальное зло, привлекать их к борьбе с ним, а с теми, кто вжи ет наркотики, проводить индивидуальную воспитательную работу. Антинаркотическая пропаганда должна проводиться в процессе изучения учебных дисциплин, во внеурочное время (беседы, лекции, диспуты, конференции), особо иву роль играет собственная позиция учителя в отношении наркотиков, курения, употребления алкоголяолю.

Сознательная дисциплина проявляется в строгом, неуклонном выполнении общественных принципов и норм

. Ответственность - это качество личности, характеризующееся стремлением и умением оценивать свое поведение с точки зрения пользы или вреда для общества, сравнивать свои поступки с господствующими в обществе требованиями, нор рмамы, законами, руководствоваться интересами социального прогресс.

. Обязанность - это осознанная личностью система общественных и моральных ценностей общества

В школе ученики изучают свои права и обязанности, правила поведения в обществе, приучаются к порядку и дисциплине на уроках, соблюдают режим труда и отдыха во внеурочное время, применяют сам моврядування, общественное мнение о дисциплине учащихся, склонных к нарушениям дисциплины или безответственности, анализируют причины недисциплинированности. Эти и другие пути и методы способствуют воспитанию сознательно й дисциплины, чувство долга и ответственности ученикив.

Большое внимание в школе должно уделяться правовому воспитанию - это также подсистема в системе нравственного воспитания. В современной ситуации общества растет детская преступность, и за последние пять лет составляет 13% всех зарегистрированных в Украине преступники ив.

"Деформирование личности проходит следующие этапы: появление пробелов и искажений в нравственно-волевой сфере личности, превращение их в относительно устойчивые взгляды и привычки формирование мотивации поведения, я которая включает антиобщественные цели, правонарушения, систематическое правонарушение, преступление"(Фицула. ММ. Педагогика -. К, 1997 -. С59. С.59).

В задачи правового виховання1 принадлежат вооружение учащихся знаниями законов страны, повышения их юридической осведомленности, формирование правового сознания школьников, воспитание уважения к украинским гос дарства и права, выработки умений и навыков правомерного поведения, воспитание нетерпимости к правонарушениям и преступности, преодоление в сознании некоторых учеников ложных представлений и отрицательных навыков и зови чок поведение.

Правовое воспитание осуществляется в процессе ознакомления с материалами. Конвенции о правах ребенка, изучение правоведения, истории, литературы, географии; во внеклассной и внешкольной воспитательной работе пи ид время бесед, лекций, диспутов на правовую тематику, встреч с представителями правоохранительных органов, осмотра и обсуждения кинофильмов, на заседаниях клубов типа"Подросток и закон"тощ.

. Половое воспитание - это также составляющая общего процесса воспитательной работы школы и семьи, обеспечивает правильное половое развитие детей и молодежи

Педагоги должны воспитывать у учащихся уважение к себе, мужскую и женскую достоинство, уважение к противоположному полу, особенно к женской. Эта работа особенно интенсивно должна проводиться в подростковом возрасте, когда нужно формировать такие чувства, как стыд, совесть, скромность, которые особенно нужны для правильных отношений между юношами и девушками, сдерживания половых желаний, очистки психики от еротич них представлений. Выработать чувство ответственности у юношей и девушек за свои действия в области половых отношений - это значит добиться осознания ими того, что половые связи без настоящего чувства любви является вульгаризацией половых желаний, сталкивает человека с пути нормального развитияку.

Подготовка молодежи к семейной жизни предполагает, кроме вышеупомянутых качеств, воспитание умения выбирать себе друга (спутника) на всю жизнь, наладить дружеские, бесконфликтные отношения в семье, умение вес сти домашнее хозяйство, распределять между собой обязанности, умение распорядиться бюджетом, воспитывать млад.

Методика полового воспитания и подготовки учащихся к семейной жизни предполагает воспитательное воздействие при изучении школьных дисциплин, во внеурочной воспитательной работе. Специфическими подходами есть разговор отдельно с мальчиками и девочками, примеры не только из художественной литературы и кинофильмов, но и из жизни, налаживание здоровых отношений между ребятами и девушками.

Итак, нравственное воспитание должно триединую задачу: формирование нравственного сознания, воспитания нравственных чувств и главное - формирование нравственного поведения. Первоочередной задачей воспитателя является умение раз зпизнаваты мотивы поступков (без мотивам не делается; может быть несколько мотивов). Нужно наблюдать, как формируются мотивы, распознавать их, потому что даже за хорошим поступком может быть скрыт н егативний мотив. Более важны не поступки, а привычки. К. Д. Ушинский говорил, что моральные привычки - это прекрасный капитал, процент с которого позволяет нам красиво жило жити.

В процессе нравственного воспитания педагог пользуется принципами целеустремленности, связь с жизнью, воспитания через коллектив и в коллективе, уважения к личности в сочетании с требовательностью, опоры на п положительные качества личности, индивидуализации воспитательной работы и учета возрастных особливос.

Отбирая методы для нравственного воспитания детей, нужно исходить из цели (что мы хотим воспитать у ребенка), привлекать детей к деятельности и самодеятельности, учить обдумывать и обобщать свой опыт д жизни и поведения, применять различные методы воспитания . Педагогическая позиция воспитателя должна быть скрытой. Как известно, существуют тысячи методов, приемов и средств воспитания, существует классификация за. Ю. К. Бабанский,. М. И. Болдыревым, специфика различных методов воспитания рассматривается детально в лекции"Методы воспитаниявання".

Нравственное воспитание - одна из форм воспроизводства, наследования нравственности, выражающая потребность общества сознательно влиять на процесс, являющийся предельно индивидуализированным и в целом протекающим стихийно.

Сложность переноса общей идеи воспитания в конкретные педагогические рекомендации и глубоко осознаваемые действия, в ходе которых достигался бы заранее планируемый нравственный результат, свидетельствует об условности этого понятия. Попытки понять нравственное воспитание как некоторое особое направление наряду с физическим, эстетическим, правовым, гражданским и другими видами воспитания рано или поздно наталкиваются на ряд неразрешимых трудностей. Прежде всего, это касается участников этого процесса. Если предположить, что применительно к нравственному воспитанию индивид должен выделяться среди остальных людей своими моральными качествами, то одна из отличительных особенностей подлинно нравственного человека состоит в осознании им собственного несовершенства, чувства недовольства собой, в результате чего он не может быть безупречным при выполнении роли воспитателя нравственности. Если же человек рассматривает себя достойным такой роли, то это как раз доказывает, что он менее всего к ней пригоден.

При этом возникает следующий парадокс: тот, кто имеет основание преподать уроки нравственности (именно потому, что обладает необходимыми моральными качествами), никогда воспитателем морали не станет, а тому, кто охотно стремится выполнять подобные обязанности по собственному желанию, никогда нельзя доверить подобную роль.

Противоречивы представления и об объекте нравственного воспитания. В любом воспитательном процессе воспитатели, обучая воспитуемых, передают им свой опыт, знания, умения и навыки. Однако нравственность не может быть усвоена чисто внешним образом, она основывается па личностной автономии, поскольку нравственный закон в отличие от всех других предписаний является законом самой личности. Выход из этих противоречий обычно усматривался в том, чтобы толковать нравственное воспитание как своеобразное «повивальное» искусство (Сократ).

Воспитанию, как любой рациональной деятельности, присуще также различие между конечным результатом (целью) и ведущими к нему промежуточными действиями (средствами), при котором средства получают оправдание только во взаимодействии с данной целью (например, физическое воспитание требует ежедневных, систематических упражнений). Однако нравственное воспитание не укладывается в логику целенаправленной деятельности, поскольку нравственность не является обычной целью, которую можно достичь в определенный отрезок времени с помощью конкретных средств. Ее скорее можно назвать конечной, высшей целью, или целью целей, которая делает возможным существование всех прочих целей и находится не столько впереди, сколько в основании самого человеческого бытия. Точнее, нравственность не цель, а идеал - высший моральный образец для подражания.

Вместе с тем возникает еще одно противоречие: если нравственное воспитание - рационально организованная деятельность, то в ходе этой деятельности нравственность из идеальной цели должна превратиться в реальную. Однако если нравственность выступает в качестве идеальной цели, то усилия по ее дальнейшему преобразованию лишаются смысла, поскольку сушествование в форме идеала и есть способ ее реального существования. Отсутствие же в обществе лиц и учреждений, профессионально занятых нравственным воспитанием, исключительно важно для понимания механизмов воспроизводства нравственности среди людей. По мысли древнегреческого философа Протагора (ок. 480 - ок. 410 до н.э.), в особых учителях добродетели нет нужды, поскольку все учителя (математики, музыки, права и др.) учат добродетели.

Следовательно, буквальное понимание нравственного воспитания как обучения нравственности - не совсем точное, поскольку обучить нравственности нельзя.

Социальные институты (семья, школа, трудовой коллектив, прокуратура, суд и т.д.) наряду со своим прямым назначением также оказывают и нравственное воздействие на личность. Процесс воспроизводства нравственности вписан во все многообразие социальной деятельности. В целом он протекает стихийно и поддается направленному воздействию и сознательному контролю главным образом в форме самовоспитании и самосовершенствовании.

Человек может влиять на собственное нравственное развитие через культивирование определенных поступков, поведения, концентрирующихся в нравственных чертах характера. Каковы поступки, говорил Аристотель, таковы и нравственные качества человека. Равномерно распределяя блага при обмене между людьми, человек учится быть справедливым, проявляя отвагу в условиях опасности, а в конечном счете обретает мужественность. Вместе с тем именно через поступки он оказывает влияние на других людей. «Моральное воспитание начинается там. где перестают пользоваться словами»3, оно осуществляется через силу собственного примера. Так воспитуемый становится воспитателем. Воспитывая себя, человек одновременно воспитывает других.

Нравственное воспитание может приобретать и противоположные формы: морализаторство и моральный террор (стремление насильно осчастливить человека путем навязывании ему посредством жесткой регламентации определенных правил, форм поведения, при этом нравственные предписания выступают как средство подавления и унижения личности).

Термин «нравственное воспитание» употребляется и в узком значении - как обучение нормам общественного приличия. В этом случае речь идет о принятых в данной культуре формах поведения индивида в различных ситуациях: от поведения за обеденным столом до почитания старших. Нравственные предписания приучают человека как бы смотреть на себя со стороны и самокритично вырабатывать уважение к себе и другим. Было бы большой ошибкой отрывать этику от этикета. недооценивать его роль. Приличное, достойное поведение, хорошие манеры, то, что именуется воспитанностью, культурностью, еще нельзя назвать нравственностью, но является необходимой ее составляющей.

это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.

Отличное определение

Неполное определение ↓

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

одна из форм воспроизводства, наследования нравственности в обществе. В понимании Н. в. в истории культуры сложилось 4 основные традиции: патерналист-с к а я (Н. в. как обязат. почитание старших); религиозно-цepковная (Н. в. как поддержание авторитета веры); просветительская (Н. в. как результат освоения науч. знаний, подверженных суду разума); к о м-мунитарная (Н. в. как процесс формирования чувства коллективизма). Многообразные концепции, в к-рых воплощались (не всегда, разумеется, в чистом виде) эти традиции, имели, как правило, филос. статус - ограничивались постановкой вопроса о принципиальной возможности и общем направлении Н. в. В тех случаях, когда в них (как, напр., у Платона, Ж. Ж. Руссо) содержались развернутые нравств. -воспитат. программы и конкретные методики, они оказывались утопическими.

Сложность трансформации общей идеи воспитания в конкретные пед. рекомендации и рационально организованные действия, в ходе к-рых достигался бы заранее планируемый нравств. результат, свидетельствует об условности понятия Н. в. Попытки интерпретировать Н. в. как нек-рое особое направление, наряду с физическим, эстетическим и т. д., иными словами, профессионализированную сферу пед. деятельности, рано или поздно наталкиваются на ряд неразрешимых трудностей.

Воспитат. процесс предполагает наличие воспитателей - людей более сведущих, компетентных, чем воспитуемый, в области, к-рая является предметом соответствующих воспитат. усилий. Логично считать, что применительно к Н. в. это должны быть люди, к-рые выделяются среди остальных по своим моральным качествам. Однако одной из отличит, особенностей подлинно нравств. человека является осознание им собств. несовершенства, чувство недовольства собой, в результате чего он не может безоговорочно принимать на себя роль учителя морали. Если же человек рассматривает себя достойным такой роли, то это как раз доказывает, что он менее всего к ней пригоден. Возникает парадокс: тот, кто имеет основание обучать нравств. принципам (именно потому, что обладает необходимыми для этого качествами), никогда учителем морали не станет; тому же, кто охотно стремится выполнять подобные обязанности (и именно потому, что он этого желает), никогда нельзя доверить эту роль.

Противоречивы представления об объекте Н. в. В традиц. теории воспитания индивиды подразделяются на две группы - воспитателей и восгштуемых: первые учат вторых, целенаправленно передают им свой опыт, знания, умения, навыки и т. д. Нравственность, однако, не может быть усвоена чисто внеш. образом, она основывается на личностной автономии; нравств. закон, в отличие от всех др. предписаний, является законом самой личности. Выход из этого положения обычно усматривался в том, чтобы толковать Н. в. как своеобразное «повивальное» иск-во (Сократ, И. Кант).

Воспитанию, как и любой рациональной деятельности, присуще такое различие между конечным результатом (целью) и ведущими к нему промежуточными действиями (средствами), при к-ром действия-средства получают смысл и оправдание только в связи с данной целью (напр., чтобы научиться хорошо играть на муз. инструментах, надо выдержать муки ежедневных упражнений); достигаемые в процессе воспитания цели в свою очередь получают оправдание в более широком жизненном контексте, выступая в качестве средств по отношению к другим, более важным и общим целям (напр., овладение трудовыми и эстетич. навыками напрямую связано с благополучием человека, его социальным самочувствием и статусом). Н. в. не укладывается в логику целе-рациональной деятельности. Нравственность не является обычной целью, к-рую можно достигнуть в определенный отрезок времени с помощью определенной совокупности конкретных действий; ее скорее можно назвать последней, высшей целью, своего рода целью целей, к-рая делает возможной существование всех прочих целей и находится не столько впереди, сколько в основании самой человеческой деятельности. Точнее, нравственность можно назвать не целью, а идеалом - регулятивным принципом и масштабом оценки человеческого поведения. К нравственности неприложима формула «цель оправдывает средства»; как нет средств, к-рые ведут к нравственности, так и сама нравственность не может быть средством, ведущим к чему-либо иному, ибо наградой добродетели является сама добродетель. Возникает еще одно противоречие: Н. в. как рационально организованная деятельность имеет смысл постольку, поскольку в ходе этой деятельности нравственность из идеальной цели превращается в реальную, но если нравственность выступает в качестве идеальной цели, то усилия по ее дальнейшему преобразованию лишаются смысла, ибо существование в форме идеала и есть способ ее реального существования.

Отсутствие в обществе лиц и учреждений, профессионально занятых и ответственных за дело Н. в., исключительно важно для понимания механизмов вос-произ-ва нравственности в обществе. По мысли др.-греч. философа Протагора, в особых учителях добродетели нет нужды по той причине, что все учителя (музыки, гимнастики, математики и т. д.) учат добродетели. Социальные институты (семья, школа, трудовой коллектив, гос-во и др.) точно так же наряду со своим прямым назначением оказывают и нравств. формирующее воздействие на вовлеченных в них индивидов. Процесс воспроизводства нравственности в обществе вписан во все многообразие социальной деятельности и осуществляется попутно. В целом он протекает стихийно и поддается целенаправленному воздействию и сознат. контролю гл. обр. в форме самовоспитания, самосовершенствования. Никто не имеет особых преимуществ, полномочий выступать от имени нравственности, представлять интересы общества в данной сфере. Каждый человек обладает этой привилегией и обязанностью и как социально-деятельное разумное существо несет полную ответственность за собств. нравств. становление и развитие.

Человек может влиять на собств. нравств. развитие через культивирование определенных поступков, поведение, суммирующихся в нравств. черты характера. Каковы поступки, говорил Аристотель, таковы и нравств. качества человека. Равномерно распределяя блага при обмене между людьми, человек учится быть справедливым, проявляя отвагу в условиях опасности, он приобретает мужественность. Вместе с тем именно через поступки человек оказывает нравств. воздействие на др. людей. «Моральное воспитание начинается там, где перестают пользоваться словами» (А. Швейцер), оно осуществляется через силу собств. примера. Т. о., поступок является основой нравств. самовоспитания человека, а также гл. каналом, по к-рому он нравственным образом влияет на окружающих. Так воспитуемый становится воспитателем: воспитывая себя, человек одновременно воспитывает других.

Н. в. может также приобретать крайние, превращенные формы - морализаторство и моральный террор. Морализаторство переоценивает добрую волю индивида, подменяет пед., экон.-хоз. и иные практич. проблемы моральными, а решение последних связывает с назиданием, проповедью. Моральная назидательность, как правило, является выражением фактич. беспомощности или прикрытием безнравственности. К морализаторству чаще всего прибегают воспитатели по положению (родители по отношению к детям, учителя - к ученикам и т. д.) и тем охотнее, чем менее они являются воспитателями по своему существу, а также люди, порочные склонности к-рых получили такое сильное развитие, что требуются спец. усилия для их прикрытия. Морализаторство - один из источников лицемерия, социальной фальши. Моральный террор недооценивает добрую волю человека. Его суть - насильств. осчастливливание людей путем навязывания им через жесткую регламентацию определенных внеш. норм поведения, нравств. значимость к-рых сама по себе не вызывает сомнения. Нравств. предписания выступают в данном случае как скрытое средство для подавления и унижения личности. Моральный террор возникает в условиях патерналистских отношений, свойствен структурам, тяготеющим к открытому тоталитаризму.

Существует буквальное понимание Н. в. как обучения нравственности, что является не вполне адекватным: обучить нравственности нельзя; Н. в. выражает потребность общества сознательно влиять на процесс, являющийся предельно индивидуализированным и в целом протекающий стихийно.

Термин «Н. в.» употребляется также в узком значении - как обучение нормам обществ. приличия. В этом случае речь идет о диктуемых культурой формах поведения индивида в разл. ситуациях и отношениях - от поведения за обеденным столом и до ритуалов почитания богов. Люди разных эпох и обществ.отличаются друг от друга не тем, что они делают, а тем, как они поступают, - нормами, задающими критерии подобающего и неподобающего, хороших манер. Эти предписания приучают человека смотреть на себя как бы со стороны и самокритично, вырабатывают в нем чувство уважения к себе и другим. Было бы большой ошибкой отрывать этику от этикета, недооценивать роль последнего. Приличное, достойное поведение, хорошие манеры, то, что емко именуется воспитанностью, культурностью, еще нельзя считать нравственностью (добродетелью), но является ее необходимой и надежной составляющей. Человеку воспитанному, культурному, цивилизованному противостоит дикарь, невежа, грубиян. Есть культуры (восточные, в отличие от западных, рыцарская - от мещанской), в к-рых воспитанности (нормам вежливости, этикета) уделяется акценти-рованно большое внимание. В отд. эпохи нормы воспитанности в обществе были строго кодифицированы (напр., «Домострой» или «Юности честное зерцало» в России), в совр. обществе они более размыты и индивидуализированы.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.