Надписи на золотых изделиях. Как читать клеймо на ювелирных изделиях

Для определения качество такого драгоценного металла как золото, была придумана система проб, показывающая количество чистого металла в изделии.

Потребность в данной системе пришла вместе с появлением золотых украшений и изделий для продажи. Ввиду того, что золото в чистом виде очень мягкое и хрупкое, в него добавляют различного рода примеси (медь, цинк, серебро, палладий). В целом используют несколько основных систем пробирования. В России и странах ближнего зарубежья используют метрическую систему проб, в Евросоюзе и западных странах предпочтение отдают каратной системе. До 1927 года в советском союзе пользовались золотниковой системой пробирования.

Классификация проб золота

В целом различают две основных системы проб, это метрическая и каратная, но очень часто на старых антикварных вещах можно встретить и золотниковую пробу.

Золотниковая система

Золотниковая система проб была создана в России в 1711 году, и пробыла в использовании больше двухсот лет, до 1927 года. Данная система, как и другие, указывала точное число благородного металла в сплаве, для золота максимальный показатель был 96. В общем были установлены такие пробы золота: 56, 72, 82, 92, 94.

Для конвертирования золотниковой пробы в метрическую, можно воспользоваться следующей формулой:

Х/96 * 1000 = Y, где Х - золотниковая проба, а Y - метрическая
72/96 * 1000 = 750 Получается, что 72 проба в золотниках = 750 проба золота

Метрическая система

Метрическая система пробирования пришла на смену золотниковой в 1927 году, и работает в РФ и странах ближнего зарубежья до сегодняшнего дня. Существуют следующие метрические пробы для золота, используемые в России: 375, 500, 583, 585, 750, 958, 999. Измеряется она очень просто — допустим, у вас есть золотое украшение общим весом 1 000 грамм 585 пробы, это означает, что чистого золота в нем содержится 585 грамм, остальное это лигатурные добавки (медь, цинк и т.п).

Каратная система проб

Каратной системой проб пользуются в основном в США, Канаде и некоторых странах Западной Европы. Поэтому очень часто задают вопросы: 18 карат золота, какая проба? Или 14 каратное золото, какая проба?

Итак, основой каратной системы является количество карат благородного металла в 24-каратном сплаве.

То есть простыми словами: если у вас 18 каратное золото, и вы хотите узнать в метрической системе, сколько это, то нужно 18/24*1000 = 750. Это значит, что 18-ти каратное золото соответствует 750 пробе.

Маркировка и клеймо золотых украшений

В России на всех ювелирных украшениях согласно ГОСТу, рядом с цифрами, которые обозначают пробу, ставится клеймо. Клеймо имеет вид женской головы в кокошнике, которая смотрит в правую сторону. В СССР клеймо имело вид звезды со значком серпа и молота внутри.

Выбирая украшение из драгоценного металла приобрести поддельное изделие, изготовленное не из золота и серебра — что может быть обидней? Кроме разочарования, покупка «драгоценности», умело замаскированной под украшение с действительно высокой стоимостью, принесет потерю денег. Как избежать обмана?

Самым надежным способом контроля подлинности украшений в России является проверка наличия на них двух клейм: оттиска государственной пробирной инспекции и «именника» производителя.

Что такое клеймо «проба»?

Оттиск государственной пробирной инспекции, часто также именуемый «пробой» — клеймо, которое ставится на украшения из золота и серебра. Наличие такой отметки на изделии свидетельствует о том, что кольцо, серьги или подвеска законно продаются в России — реализация изделий из драгоценных металлов, на которых оттиск отсутствует, запрещена на территории РФ.


Клеймо государственной пробирной инспекции состоит из нескольких частей. В общий контур заключены элементы оттиска: головка девушки в кокошнике, смотрящая вправо, шифр государственной инспекции пробирного надзора, размещенный слева внизу относительно изображения, цифровой код, обозначающий количественное содержание чистого золота в ювелирном сплаве. Шифр государственной инспекции пробирного надзора позволяет узнать, где было апробировано украшение.

Общий контур, в который заключены части клейма, должен быть разным в зависимости от того, из какого драгоценного металла изготовлено изделие. Так, клеймо изделий из золота обводятся контуром, напоминающим лопатку, из серебра — срезанный справа и слева овал, из платины — вытянутый по горизонтали восьмиугольник.

Если среди старых ювелирных украшений вы нашли изделие с клеймом, на котором изображена звезда, не пугайтесь — такими оттисками маркировались изделия из драгоценного металла во времена СССР. Форма контура для видов металла в России осталась неизменной.

На сложных ювелирных изделиях, которые не соединены друг с другом непосредственно, размещается еще одно, дополнительное клеймо. Оно представляет из себя цифровой шифр содержания чистого драгоценного металла и наносится, например, на пусеты — ведь части замка этого вида серёг разъёмны.

Что такое «именник»?

«Именник производителя» — второе клеймо, наличие которого на ювелирном изделии необходимо. Оно является своего рода аналогом ярлычка на одежде и содержит информацию о производителе. Расшифровав оттиск, вы сможете получить максимально полную информацию о приобретённом украшении.


Клеймо «именник» представляет собой четырёхзначный буквенный шифр, заключенный в единый контур. Оно прямоугольной формы и, как правило, наносится рядом с «пробой».

В оттиске заключены четыре буквы. Первая укажет на год, когда изделие было произведено (например, «Н» — 2012 год, «О» — 2013, «П» — 2014). Вторая укажет код органа государственной пробирной инспекции России, где изделие проходило контроль (например, «В» — Верхне-Волжская). Последние две буквы — индивидуальный код производителя, который в рамках одной инспекции повторяться не может.

По оттиску производителя в случае сомнений в украшении можно выяснить, когда, где и кем было выпущено купленное вами украшение.

Где искать клейма?

Чтобы убедиться в подлинности ювелирного изделия еще до его покупки в магазине, важно проконтролировать наличие на нём клейм. Следует вооружиться лупой: для сохранения эстетичного вида они делаются небольшими, и различить информацию на них можно только с увеличительным инструментом.






На разные типы изделий оттиски наносятся в разные места. Так, на кольцах искать их надо на внутренней или наружной стороне шинки. На серьгах клеймо чаще всего ставится на штифте или швензе. На подвесках отметки наносятся на подвесные колечки. Если вы приобретаете браслет, оттиск следует искать на колечке или звене, соединяющем основную часть изделия и замок. Производители стремятся к тому, чтобы наносить клейма так, чтобы их наличие не сказывалось на внешнем виде украшения.

В зависимости от технологии оттиски могут быть разного вида. Самый распространенный — тисненный — не всегда представляется возможным использовать для особенно тонких ювелирных изделий. В таком случае наносится искровой оттиск, при котором можно избежать даже самой минимальной деформации.

А на ваших украшениях есть все необходимые клейма?

Серебро относится к числу благородных металлов, которым не страшны окисление или коррозия. В периодической системе Д.И. Менделеева серебро обозначено как Ag (от латинского Argentum) и числится под номером 47. Это металл серебристо-белого цвета, для которого характерна высокая пластичность.

Чистое серебро достаточно мягкое, поэтому оно не подходит для производства посуды, ювелирных и иных изделий. Чтобы серебро не гнулось и не ломалось, в него добавляют другие металлы. Так как с момента начала производства серебра количество таких примесей было различным, появилась необходимость ввести понятие «проба».

Проба показывает, какое количество серебра содержится в конкретном сплаве. Например, проба 800 означает, что в 1000 г сплава содержится 800 г серебра и 200 г примесей. В дальнейшем эта информация используется для того, чтобы применять серебряный сплав конкретных проб для производства тех или иных изделий. Например, проба 800 больше подходит для изготовления столовых приборов, в то время как 925-я проба применяется для ювелирной продукции (подробнее об этом ниже). Также пробой называют клеймо, проштампованное на серебряном изделии.

Виды проб серебра

В качестве основного элемента серебряного сплава обычно используют медь. Содержание в сплаве меди делает его более прочным, но в то же время изделие становится желтым и со временем темнеет на воздухе. Чем больше в нем меди, тем интенсивнее происходит потемнение серебра.

В приведенной ниже таблице представлены наиболее распространенные пробы серебра в метрической системе проб. Эта система действует в России и странах СНГ, в Германии, Франции и тех государствах, которые подписали Конвенцию по контролю и клеймению изделий из драгметаллов.

Характеристики проб серебра

Это высокопрочный сплав, для которого характерны хорошие литейные свойства. Однако серебро этой пробы подвержено быстрому окислению (темнеет на воздухе) и из-за большого содержания меди отливает желтизной, из-за чего его используют для изготовления столовых приборов, но не для ювелирной продукции. Его также называют желтым серебром.

Присутствие лишних 30 г серебра в каждом килограмме сплава делает его более пригодным для изготовления украшений. Из-за низкого содержания серебра украшения такой пробы стоят дешевле, однако и свойства их оставляют желать лучшего. Они также быстро окисляются.

Серебро этой пробы прекрасно подходит для столовых приборов, но для драгоценностей серебряный сплав по-прежнему содержит слишком много меди. Хотя в сравнении с 800-й пробой такое серебро не имеет характерного желтого оттенка, однако оно со временем теряет свою красоту и с трудом поддается механической обработке.

Серебро этой пробы, именуемое также стандартным или стерлинговым, более всего распространено в производстве ювелирных изделий. Это связано с тем, что большое количество серебра в сплаве делает его достаточно пластичным и красивым, чтобы создавать изделия самой причудливой формы. При этом присутствие 75 граммов меди не придает серебру желтого оттенка и в то же время делает сплав более прочным, чем чистое серебро. Серебро 925-й пробы могут путать с золотом, поскольку ювелирные изделия из серебра этой пробы часто покрывают позолотой. Чтобы избежать путаницы, достаточно знать, что у золота такой пробы не существует.

Серебро указанной пробы считается высококачественным и применяется для ювелирной продукции. Поскольку оно очень мягкое, из него получаются украшения и предметы декора, требующие тончайшей художественной работы. Расплатой за такое количество серебра в сплаве становится то, что готовые изделия легко поцарапать и повредить. Чтобы продукция получалась более прочной, ее эмалируют.

999-я проба . Поскольку чистое серебро слишком мягкое и подвергается деформации в процессе использования, из него не делают ювелирных изделий. В обиходе серебро наивысшей пробы применяют в производстве припоев, а также для изготовления деталей разнообразных приборов. Его же можно найти и в банках в виде серебряных слитков. В некоторых странах, например в Японии, чистое серебро используют в магических ритуалах.


В метрической системе измерения существуют и другие пробы (см. таблицу ниже). Например, в советское время была распространена с характерной формой клейма в виде бочонка. Ее использовали для изготовления украшений, посуды, подсвечников и изделий для проведения различных ритуалов. Сегодня эта проба не применяется.

Серебряный сплав низкого сорта, в котором присутствует менее 80% серебра (пробы ниже 800-й), называют техническим. Обычно его используют в промышленности, например для производства плат.

Другие системы проб

В каталоге продукции нашего сайта присутствуют , которая может просто озадачить. Неужели возможно создавать изделия, где в килограмме сплава всего 84 грамма серебра? На самом деле эта проба указана в другой системе измерения. До 1927 года в России существовала так называемая золотниковая система проб, измеряемая в золотниках. Если перевести ее в метрическую систему, то 84-я проба будет соответствовать 875-й пробе серебра (см. таблицу ниже).



Разновидности серебра

Еще в древности было замечено, что от состава серебряного сплава зависят не только его качества, но и внешний вид. Так появились различные виды сплавов, а также разные способы обработки готовых изделий, которые пользуются большой популярностью при производстве серебряной продукции.

Черненое серебро

В Древней Руси еще до наступления нашей эры открыли способ чернения серебра, когда изделия покрывали красивыми черными узорами. Смешивая в определенных пропорциях серебро, медь, свинец и серу, получали так называемую чернь. После гравировки серебряного изделия его нагревали до тех пор, пока чернь полностью не растворялась и не чернела. В результате получалось интересное сочетание темных и светлых оттенков.


Вначале черненое серебро использовали в основном для создания оберегов и эликсиров, но с расцветом чернения в XVII веке стали появляться гравюры, портсигары, посуда и прочие изделия, иметь которые считалось очень модным. Особенностью черненого серебра является его прочность. Изделия из него не нуждаются в чистке.

Оксидированное серебро

Соединение серебра с серой также приводит к потемнению благородного металла, но у такого сочетания есть свои особенности. Если черненое серебро представляет собой прочное соединение, то об оксидированном серебре сказать этого нельзя. Эффект потемнения здесь создается с помощью специальной пленки, которую легко повредить в процессе чистки изделия. Поэтому нужно внимательно осматривать изделие при покупке, чтобы не купить оксидированное серебро вместо черненого.

Стоит заметить, что тот и другой способ обработки серебра имеет свою ювелирную ценность. В частности, оксидирование позволяет играть с оттенками черного и даже фиолетового цветов, придавая изделию не только эффект старины и благородства, но и делая его более колоритным. После полировки выпуклые части оксидированного серебряного изделия становятся блестящими, а вогнутые - темными.


Обычно оксидированное серебро применяют при создании ювелирной продукции небольшого размера. Это могут быть сережки, цепочки или браслеты ручной работы, а также изделия, нуждающиеся в реставрации. Поскольку по цене черненое и оксидированное серебро практически не отличаются, покупатель решает сам, какому материалу отдать предпочтение.

Матовое серебро

Матовое серебро отличается благородным видом и устойчивостью к потемнению. Естественный блеск серебра убирается с помощью специального оборудования вроде пескоструйного аппарата, а также травлением в определенных растворах.


Позолоченное серебро

Напыление на серебро тонкого слоя золота придает серебряному изделию не только роскошный вид, но и увеличивает его химическую стойкость. Столовые приборы из позолоченного серебра подходят для соленой и кислой среды, где обычное серебро вступит в химическую реакцию.


Существуют и другие разновидности серебра, полученные с помощью разных техник и веществ.

Подлинность серебряных изделий

На рынке существует довольно много поддельных серебряных изделий, на которых могут стоять «фирменные» клейма (пробы). Большая востребованность такой продукции связана с тем, что многие покупатели не имеют представления, как должна на самом деле выглядеть проба. Наличие такой пробы они уже считают достаточным основанием, чтобы поверить в подлинность продукции. В то же время для мастеров подделок постановка клейма не является особо большой проблемой. Вот только профессионал всегда сумеет отличить фальшивое клеймо от настоящего.

Поддельные пробы

Чтобы определить подлинность того или иного клейма, нужно как минимум знать специфику самого процесса подделки. Поддельные изделия зачастую выполняют из мягких металлов, поэтому клейма имеют более мягкие контуры.

При определении подлинности пробы на антикварном серебряном изделии нужно учитывать особенности производства. Мошенники зачастую не берут во внимание, что та или иная проба использовалась только в конкретные годы выпуска, а также ставилась в определенные . Например, в России на серебре ставили клеймо с изображением женской головки в кокошнике, цифрового знака пробы и буквы госинспекции. Вначале лицо женщины было повернуто влево, но с 1908 года его развернули в противоположную сторону. Также в разные годы клейма на продукции ставили в разных местах.



Кроме этого в разных странах действуют свои стандарты, которые также нужно учитывать при работе с пробой. Например, имеют свои особенности по сравнению с или российскими клеймами.

Одним из частых приемов производителей фальшивок является перенос подлинного клейма с одного предмета на другой. В частности, его могут взять с ложки и припаять к дорогому старинному серебряному предмету. Профессионалы при этом искусно прячут место пайки под гравировкой. И все же при детальном рассмотрении следы пайки можно обнаружить, особенно если подышать на это место.

При тщательном рассмотрении изделия под лупой можно также заметить разницу в износе клейма и самого изделия, что тоже говорит о подделке.

В то же время качественные фальшивки могут определить только профессионалы с помощью специального оборудования. Оно позволяет обнаружить как нехарактерный для того или иного периода производства состав сплава, так и отсутствие защиты. Информация о степенях защиты содержится в технической документации к клейму и находится под охраной государства.

Как определить подлинность серебра

Подлинность серебряного изделия должен определять эксперт, особенно если речь идет об антиквариате. Однако в домашних условиях всегда можно провести простые опыты, которые позволят заподозрить фальшивку.

Если серебряное изделие магнитится, то перед вами подделка, так как серебро не магнитится никогда. В то же время отсутствие взаимодействия с магнитом не доказывает его подлинности, так как некоторые металлы и сплавы также не магнитятся.


Явным признаком подделки может служить и наличие другого металла под серебром. Достаточно сделать царапину острым предметом, чтобы выяснить это.


Если изделие не стало горячим при опускании на несколько секунд в горячую воду, значит, в нем есть металлы с низкой теплопроводностью. Серебро нагревается мгновенно, так как имеет высокую теплопроводность.


Если серебряная вещица испачкала руки, в ней содержится много цинка. Ушлые продавцы в таких случаях любят придумывать разные оправдания, например, что на человеке, которому испачкало руки серебряным амулетом, лежит порча.


Стоит присмотреться и к качеству самого изделия. Например, если речь идет о серебряной цепочке, то у фирменной вещи тщательно проработана каждая деталь. В то же время в подделке обычно мелкие элементы низкого качества или укрупнены для упрощения производства. На поддельных изделиях могут плохо закрываться замки, а отдельные элементы иметь неровные края или неправильную форму. Также возможны разрывы звеньев, разная их длина и форма.


Особенностью домашних методов определения подлинности серебряного изделия является то, что их нельзя назвать достоверными. С их помощью можно только заподозрить подделку, но нельзя доказать оригинальность изделия, поэтому всегда лучше обратиться за помощью к экспертам.

Ирина Бабкина

Ювелирное украшение – приобретение желанное, но и волнительное. Стоит подготовиться особо тщательно, вооружиться знаниями и отправиться во внушающий доверие магазин, чтобы избежать встречи с подделками. В столь ответственном деле поможет авторский оттиск – клеймо, подтверждающее подлинность.

Сегодня клеймо, помимо авторского знака, чаще является оттиском государственной инспекции, подтверждающим законность продажи изделия и содержание чистого драгоценного металла. Кстати, всем известный теперь серебряный стандарт 925-й пробы был введен когда-то в обращение ювелирным домом Tiffany. В разные годы использовали варианты знака пробы, по которым можно определить, в какой стране работал ювелир и каков состав изделия. Например, клеймо с изображением головы лошади указывает на 750-ю пробу и отсылает нас во Францию между 1838 и 1919 гг. А голова собаки, указатель платины, появилась на тыльной стороне ювелирных изделий позднее – начала широко использоваться с 1912 года. Звезда, серп и молот, девушка в кокошнике – знаки советско-российских времен. Отдельно стоит обратить внимание при покупке ювелирных украшений на «именник» – некую шифровку, в которой на самом деле скрыт год изготовления и код мастера.

Пусть команда фирмы Фаберже состояла в лучшие годы более чем из 500 мастеров, детально (от упаковки до драгоценных камней) прорабатывающих каждое ювелирное произведение, Карл Фаберже сам держал под контролем все заказы. Хотя историки не имеют доказательств, создавал ли он когда-либо лично ювелирные изыски. Но клеймо у Карла Фаберже точно было. Причем в нескольких вариантах – петербургское и московское. Предметы, созданные в северной столице, имели клеймо «Фаберже», написанное кириллицей и без инициалов. Московское производство ставило клеймо «К. Фаберже», дополняя его двуглавым орлом. Предметы, предназначенные для продажи в Европе, клеймили латиницей. Мастера, работавшие в Петербурге, имели в распоряжении и собственные клейма, порой заменявшие клеймо мастера. Изредка изделия оставляли без опознавательных знаков. Причина проста – нет места на изделии или его особая хрупкость.

Историю ювелирного дома Van Cleef&Arpels принято начинать не с официальной даты – открытия бутика в доме 22 на Вандомской площади и регистрации марки, а с регистрации брачного союза между огранщиком Альфредом Ван Клифом и Эстель Арпелс, дочерью торговца драгоценными камнями. Для точности и полноты картины назовем обе даты: свадьбу сыграли в 1896 году, а ювелирная лавка открылась спустя 10 лет, то есть в 1906 году. Но есть еще один год, хранящий память о важном для марки событии, – 1938-й! Именно в этом году было официально зарегистрировано клеймо Van Cleef&Arpels – ромб с Вандомской колонной.

Номер

Кстати, помимо собственного клейма ювелиры зачастую ставят на изделиях инвентарный номер. Например, мастера ювелирной марки Carrera y Carrera, создающие в том числе украшения для испанской королевской семьи, нумеруют все изделия. Что не так сложно, если вспомнить о лимитированных тиражах изделий этого бренда.

А представители Chopard советуют каждому, кто остановился в сомнениях в подлинности покупаемых часов, не тратить время на рассматривание деталей и изучение сертификатов, а срочно звонить сотрудникам марки. Инвентарный номер, выгравированный на часах, поможет оперативно получить однозначный ответ. Эксперты Chaumet также оказывают услуги клиентам марки, но в первую очередь в определении подлинности изделий, созданных до внедрения клейма. Поскольку сотрудники компании бережно ведут архив, организовали на Вандомской площади музей марки, где представлены эскизы изделий с XVIII века, вопрос решается довольно быстро – в случае положительного ответа хозяин украшения получает сертификат подлинности.

Ювелирный дом Graff, основанный в отличие от уже упомянутых выше марок не так давно, а точнее в 1966 году, тем не менее прочно удерживает одну из лидирующих позиций в бриллиантово-золотых вопросах. Отличительной чертой ювелирных изделий, выходящих в свет под брендом Graff, стал идентификационный номер, проставляемый мастерами фирмы на каждом бриллианте, заметный только при многократном увеличении.

Так что же показывает проба, и на что следует обращать внимание при покупке ювелирных украшений? За комментарием мы обратились к эксперту SUNLIGHT:

«Если ювелирное украшение изготовлено из драгоценного металла, оно, как правило, имеет пробу. Проба показывает, сколько основного драгоценного металла в сплаве, из которого сделано украшение. Украшения не делают из чистых платины, золота или серебра. Из платины – очень дорого, а золото и серебро слишком мягкие металлы для этого: на таких изделиях быстро образуются царапины, и они теряют свой привлекательный вид. Поэтому в ювелирном деле используются сплавы драгоценных металлов.

В разных странах существует свой стандарт проб. Сейчас в мире чаще всего используются метрическая и каратная системы проб. Каратная система считается более точной, и применяется она только для золотых украшений. В России используется метрическая система проб. В ней проба, а точнее клеймо – это особый знак, который несет информацию о том, из какого металла украшение сделано и сколько его входит в состав сплава. О виде металла говорит форма клейма: если оно в форме бочонка, то это серебро, в форме восьмиугольника – платина, а если в форме лопаточки, то перед вами украшение из золота.

Цифры клейма (цифровое обозначение пробы) показывают количество в граммах основного драгоценного металла в 1 кг сплава. Например, SUNLIGHT предлагает своим покупателям золотые украшения 585 пробы, это значит, что в 1 кг сплава, из которого они выполнены, содержится 585 г чистого золота. Наличие клейма на украшении – это гарантия того, что оно действительно сделано из драгоценного металла и соответствует заявленной пробе. Такую проверку и клеймение проводит Государственная инспекция пробирного надзора.

Не существует понятия хорошей или плохой пробы, все зависит от приоритетов покупателя. В золотых украшениях 375 пробы можно смело заниматься любой активностью, даже копать огород – это не повредит их внешнему виду из-за низкого содержания золота. Ювелирные изделия 585 пробы – это оптимальное сочетание качества изделий и их цены, но они требуют к себе более бережного отношения. Украшения 750 пробы эстетически очень привлекательны и благодаря высокому содержанию золота являются хорошим капиталовложением».

Золотое кольцо с бриллиантами и изумрудами SL (цена по ссылке)

Именники

Именники обычно имели форму прямоугольной площадки, на которой размещалось краткое буквенное (иногда в сочетании с цифрами) обозначение наименования предприятия с добавлением справа последней цифры года выпуска данного изделия (1959 г. условно обозначается цифрой 9; 1960 г. — цифрой 0 и т. д.). Цифра, обозначающая год выпуска изделия, включалась в общую рамку знака-именника. Исключением из этого правила являлась форма именника артели «Художник» Дагестанской АССР (аул Кубачи), которая проставляла на своих изделиях значок в виде изображения цветка лотоса, в центре которого были проставлены буквы «АХ» (артель «Художник») и последняя цифра года выпуска изделия.

Наименования основных предприятий и именники:

Московская ювелирная фабрика - МЮФ

Московская ювелирно-алмазная фабрика «Русские самоцветы» -

Артель «Московский ювелир» - АМЮ

Завод металлоизделий № 1 (Москва) - М1

Артель «Синьковский ювелир» (Московская область) - С

Ленинградская ювелирно-часовая фабрика - ЛЮ

Ленинградская ювелирная фабрика - ЛФ

Ленинградский завод № 2 «Русские самоцветы» - РС

Артель «Красносельский ювелир» (Костромская область) - КЮ

Артель «По заветам Ильича»» (Костромская область) - ПИ

Промколхоз «Искра Октября» (Костромская область) - ИО

Промколхоз «Красный прибой» (Костромская область) - ЗКП

Промколхоз «Советская Россия» (Костромская область) - СР

Артель «Красная Пресня» (Ивановская область) - КП

Артель «Северная чернь» (Великий Устюг) - СЧ

Артель «Художник» (Дагестанская АССР) - АХ

Свердловская ювелирно-гранитная фабрика - СЮ

Свердловский завод № 10 «Русские самоцветы» - ЗРС

Каслинский завод (Челябинская область) - КАСЛИ

Киевская ювелирная фабрика - КЮ

Харьковская ювелирная фабрика - ХЮ

Львовская ювелирная фабрика - ЛВ

Одесская ювелирная фабрика - ОЮ

Тбилисская ювелирная фабрика - ТЮ

Ереванская ювелирная фабрика - ЕЮ

Бакинская ювелирная фабрика - БЮ

Таллинский ювелирный завод - ТП

Рижская ювелирная фабрика - РЮ

В том случае, если ювелирное изделие не новое , а поступило в продажу после фабричной реставрации, предприятие, реставрировавшее данное изделие, рядом со своим именником проставлялся на изделии знак Р .

На ювелирных изделиях, изготовленных из недрагоценных металлов, предприятием-изготовителем проставлялся, кроме того, знак — металл , мет или м .

Клейма

Клейма проставлялись на ювелирных изделиях, отвечавших одной из указанных в СССР проб. Проба показывала содержание драгоценного металла в тысяче весовых единиц лигатурного сплава, из которого изготовлено данное изделие.

В СССР были установлены следующие пробы:

для платиновых ювелирных изделий 950°;

для палладиевых ювелирных изделий 500° и 850°;

для золотых ювелирных изделий 375°, 500°, 583°, 750° и 958°;

для серебряных ювелирных изделий 750°, 800°, 875°, 916° и 960°.

Некоторые ювелирные изделия не подлежали обязательному клеймению в инспекциях пробирного надзора.

Это — изделия, имевшие историческое или археологическое значение, большую художественную ценность, или такие изделия, в которых драгоценные металлы играют лишь декоративную роль в виде насечки, позолоты или серебрения. Для клеймения ювелирных изделий применялись основные (А, Б, В) и дополнительные (Д, Е, 3) клейма установленного образца. Основные пробирные клейма имеют самостоятельное значение. Наличие основного клейма свидетельствовало о том, что данное изделие удовлетворяло требованиям Положения о пробирном надзоре. Дополнительные пробирные клейма самостоятельного значения не имели и при клеймении ювелирных изделий применялись только в сочетании с одним из основных пробирных клейм.

Основные пробирные клейма СССР

Основное пробирное клеймо литер А (изображение 1) является знаком удостоверения, содержит эмблему — серп и молот на фоне пятиконечной звезды, заключенной в окружность. Знак удостоверения ставился на всех изделиях из драгоценных металлов в сочетании с клеймом, определяющим пробу.

Основное клеймо литер Б (изображение 2) применялось для клеймения золотых и платиновых новых и реставрированных изделий отечественного и зарубежного производства. Имеет форму лопатки. Состоит из знака удостоверения и одной из установленных проб (375, 500, 583, 750 и 958) для золота или для платины (950).

Основное клеймо литер Б (изображение 3) для клеймения изделий из серебра состоит из знака удостоверения и одной из установленных для серебра проб (750, 800, 875, 916, 960), имеет бочковидную форму.

Основное клеймо литер В (изображение 4) для клеймения палладиевых изделий состоит из знака удостоверения и одной из установленных проб (500 и 850), имеет подковообразную конфигурацию.

Основное клеймо литер В (изображение 5) для клеймения золотых, серебряных, платиновых и палладиевых изделий и часов на привешенных к ним отдельных пломбах состоит из двух отдельных частей: знака удостоверения (изображение 1) и круглого знака с цифрами одной из установленных проб (изображение 5).

Дополнительно пробирное клеймо литер Д (изображения 6 и 6а) применялось для клеймения разъёмных и легко отделяемых второстепенных и дополнительных деталей золотых, серебряных, платиновых и палладиевых изделий, имеет форму прямоугольника с усечёнными углами.

Клеймо литер Е (изображение 7) для клеймения золотых, серебряных, платиновых и палладиевых изделий, не соответствующих установленной пробе больше пределов допустимого отклонения, и для изделий, оказавшихся в результате реставрации ниже низшей установленной пробы, имеет форму прямоугольника с усечёнными углами и буквами «НП» (не соответствует пробе) внутри; налагается на изделия в сочетании со знаком удостоверения (изображение 1).

Высокохудожественные изделия, изделия с эмалью, пустотелые и другие, на которые не представлялось возможным непосредственно нанести оттиск клейма, клеймились клеймом литер В на привешенных пломбах. Ювелирные изделия, на основной части которых невозможно было проставить клеймо литер Б , клеймились клеймом литер А и литер Д соответствующей пробы. Ювелирные изделия, состоящие из двух тождественных частей (портсигары, запонки, серьги и т. п.) клеймились на обеих частях клеймом литер Б . Второстепенные и дополнительные части ювелирных изделий из драгоценных металлов (в том случае, если они являлись разъёмными и легко отделимыми, неспаянными с основной частью изделия) клеймились клеймом литер Д , за исключением тех случаев, когда нанесение на них клейма из-за их малых размеров, скрытого расположения или сложной конфигурации практически не представляется возможным.

На комбинированных ювелирных изделиях, в которых отдельные части были изготовлены из различных металлов или из металла разных проб, проставлялись два клейма: на основной части — клеймо литер Б , а на второстепенных и дополнительных частях — клеймо литер Д соответствующего металла и пробы. В тех случаях, когда из-за сложной конфигурации или малых размеров изделия это не представлялось возможным, дополнительное клеймо литер Д проставлялось на основной части изделия рядом с клеймом литер Б . Наличие на ювелирном изделии клейм литер А и Е с буквами «НП» свидетельствовало о том, что данные изделия выходят за пределы узаконенной пробы и допускаемых к ней отклонений и рассматривались как изделия неполноценные . Такие изделия продаже не подлежали и должны были возвращаться выпустившему их предприятию наравне с бракованными изделиями.

Кроме контрольных знаков в виде именника и клейма, качество выпущенного в продажу ювелирного изделия определялось также и , предусматривавшими все принципиально новые показатели, обусловливавшие качество определённой группы ювелирных изделий, сходных по назначению, технологии изготовления и основному сырью, из которого они выполнены. Качество личных украшений с пятидесятых годов определялось РТУ 636—58 Госплана РСФСР; показатели других видов ювелирных изделий (предметов сервировки стола, курительных и туалетных приборов, изделий, предназначенных для рукоделия, для украшения интерьера и др.) обусловливалось ведомственными ТУ, утверждавшимися соответствующими министерствами и ведомствами, в систему которых входило предприятие, выпускавшее эти изделия.

Все ювелирные изделия выпускались только 1-м сотом; допускается выпуск 2-м сортом некоторых изделий из янтаря и цветных металлов, что оговаривалось в специальной технологической документации.

ТУ на юверирныеизделия являлись групповыми и не исчерпывали всех данных, касавшихся каждого конкретного изделия, входившего в эту группу, поэтому в дополнение к ТУ на каждое отдельное ювелирное изделие составлялось индивидуальное техническое описание — паспорт, в котором фиксировались показатели, характеризовавшие конкретное изделие. В паспорте указывалось: наименование и ведомственная принадлежность предприятия, выпускавшего данное изделие, наименование самого изделия и присвоенный ему фабричный шифр, автор и исполнитель образца, сырьё, из которого было изготовлено ювелирное изделие, его вес, габаритные размеры, краткое описание, вид отделки, количество и характеристика декоративных вставок и т. п. Буквенно-цифровой фабричный шифр представлял собой краткое (шифрованное) обозначение основных выходных данных изделия. Буквами в шифре обозначались основной материал и наименование изделия но группе, цифры указывают порядковый номер изделий в данной группе по мере их создания.

Наименование материала и буквенное обозначение (шифр) основных материалов для изготовления ювелирных изделий

Платина - П

Палладий - ПД

Золото - 3

Серебро - С

Томпак - Т

Мельхиор - М

Латунь - Л

Алюминий - А

Платина с золотом - ПЗ

В случае, если начальные буквы наименований различных изделий совпадали, то в шифр каждой последующей группы изделий вносили добавочные согласные буквы, входящие в наименование шифруемого изделия и неиспользованные в шифрах предыдущих изделий данной группы. Среди ювелирных изделий, наименования которых начиналось на одну и ту же букву, однобуквенные шифры присваивались тем, которые относились к наиболее распространённому, массовому ассортименту. Шифры, присваивавшиеся ювелирным изделиям рядом фабрик, имели некоторые отличительные особенности.

Наименования и буквенные обозначения ювелирных изделий (шифр)

Браслеты Б , БР ; Броши БР , БШ , Б ; Вазы В ; Вилки ВЛ ; Графины Г ; Зажимы 3 ; Запонки ЗП ; Значки ЗН ; Колье КЛ ; Кольца К ; Кубки КБ ; Кулоны КН ; Ложки Л ; Лопатки для пирожных ЛП ; Медальоны М ; Наперстки Н ; Ножи-листорезы НЛ ; Ножи НЖ ; Ожерелья О ; Пепельницы П , ПП ; Подстаканники ПД ; Подставки под яйцо ПЯ ; Портсигары ПР ; Пудреницы ПДН ; Розетки Р ; Рюмки РМ ; Сахарницы СХ ; Серьги С ; Солонки СЛ ; Стопки СТ ; Цепочки Ц ; Чашки Ч ; Чайники ЧН ; Щипцы для сахара Щ .

Паспорт сопровождался фотоснимком изделия и как основной контрольный документ хранился (по одному экземпляру) в делах предприятия-изготовителя, оптовой торговой базы — заказчика и центрального ведомства, в систему которого входило предприятие, выпустившее данное изделие. В ОТК предприятия-изготовителя и на оптовой торговой базе (в ассортиментном кабинете или в комнате образцов) постоянно хранилось по одному экземпляру контрольных образцов (эталонов) данных изделий. К эталонам под пломбой подвешивались ярлыки, на которых проставлялись: наименование предприятия-изготовителя, наименование изделия, фабричный шифр, металл, вес, дата и место утверждения образца, цена и прейскурантный артикул. Цена и артикул вносились также в паспорт. При установлении цены изделию присваивался соответствующий товарный артикул — номер, под которым оно вносилось в прейскурант цен. В связи с постоянным обновлением и снятием с производства изделий устаревших фасонов при каждом издании нового прейскуранта происходила некоторая передвижка артикулов. Артикулы, под которыми находились в прейскуранте изделия, снимаемые с производства, присваивались вновь выпускаемым изделиям.

Артикул представлял собой четырёхзначное число, первые две цифры которого обозначали группу изделий, следующие цифры — порядковый номер изделия по каждой группе.

Индексы по группам изделий следующие: из золота — браслеты 01, броши 02, булавки 03, зуботехническая продукция 04, запонки 05, кольца 06, кулоны и колье 07, медальоны 08, серьги 09, портсигары 10, цепочки 11; изделия с гранатовыми камнями 12, филигранные 13, сусальное золото 14, разные изделия 16; бусы из коралла 15; изделия из серебра весовые 25, штучные 28, браслеты 30, булавки для шляп 31, броши 32, запонки 33, кольца 34, кулоны и колье 35, медальоны 36, мундштуки 37, напёрстки 38, пудреницы 40, портсигары 41, серьги 43, цепочки 44, разные 45, изделия из янтаря 50; ювелирная металлическая галантерея из латуни и томпака — браслеты 51, броши 52, булавки 53, запонки 55, зажимы 56, серьги 57, кулоны 58, медальоны 59, пудреницы 60, разные 61; галантерея из мельхиора — браслеты 73, броши 74, пряжки 75, запонки 76, кольца 77, колье 78, серьги 79, расчёски 80; из алюминия 81; изделия из мельхиора — ложки 62, вилки 63, ножи 64, лопатки 65, сухарницы, конфетницы, стопки 66, портсигары 67, изделия из нейзильбера 70, изделия из томпака 71—72, футляры 69.

С введением в действие нового прейскуранта находившиеся в торговой сети ювелирные изделия подлежали перемаркировке с указанием новых артикулов. Изделия, не вошедшие в новый прейскурант, допродавались по установленным на них розничным ценам с прибавлением к артикулу буквы «С» (снятые с производства).

Поступление ювелирных изделий в розничную торговую сеть происходил по следующим каналам: предприятие — центральная или межобластная оптовая торговая база — межобластная или городская торговая контора — магазин; в некоторых случаях предприятие-магазин. Поступление в республиканские центральные оптовые базы золотых ювелирных изделий массовых и индивидуальных выпусков регулировалось Госпланом СССР. Новые образцы изделий (первая их партия), освоенные предприятиями и утверждённые во всех инстанциях, с целью выявления на них спроса потребителей направлялись в торговую сеть небольшими посылками с пометкой «Новинки».

Продажа ювелирных изделий обычно сосредоточивалась в секциях: весовое серебро, галантерея и золотые изделия. Весовое серебро так же, как золотые изделия, продавалось по весу, по ценам, установленным за 1 г в зависимости от той или иной художественной обработки. Для этой цели в магазине имелись специальные технические весы 1-го класса точности. Галантерея продавалась поштучно. Некоторые ценные ювелирные изделия продавались в футлярах, которые обычно представляли собой коробочки различных форм со специальным гнездом для соответствующего изделия, обтянутые снаружи кожей или её заменителями, а внутри устланные шёлком или бархатом. Для более дешёвых изделий применялись футляры, оклеенные ледерином, с шёлковой, полубархатной или сатиновой обивкой внутри. Ещё более дешёвые изделия продавались в целлофановых пакетиках или картонных коробочках, оклеенных глянцевой или матовой цветной бумагой.

Росювелирторг имел специальную «Комнату образцов», где специалисты, связанные с ювелирным искусством, производство и торговлей, имели возможность знакомиться с современными ювелирными изделиями отечественного и иностранного производства.

Структура пробирного клейма

Структура пробирного клейма, установленная с 1994 года в России для изделий из драгоценных металлов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.