Мы воспитываем детей. Как мы воспитываем своих детей. Скрытые послания. Дети учатся жить и строить отношения с окружающим миром у нас, на основе нашего отношения к ним. Давайте теперь посмотрим к каким результатам могут привести некоторые наши действия

Здравствуйте, прекрасные читательницы! На все вопросы по воспитанию детей (отдавать ли в сад, как реагировать на непослушание, чему учить и т.п.) можно ответить только тогда, когда мы четко знаем цель.

Когда четко знаем — куда мы хотим привести своих детей? Какие качества развить? Зачем мы воспитываем детей?

Конечно, самое главное — это развивать свои личные качества. Показывать детям на своем примере, что такое — хорошо, а что — плохо. Но обстоятельства, окружающие ребенка, тоже имеют огромное значение.

На что мы можем повлиять?

Кто-то считает, что дети уже приходят со своим багажом. От нас почти ничего не зависит. У них свои склонности, свои таланты... Да. Но у нас тоже есть какое-то влияние, если мы воспитываем детей с умом.

Есть дети, которые от природы неуверенные в себе. Или — очень расчетливые, склонные добиваться своего любой ценой. Есть дети взрывные, которые легко поддаются гневу.

Но это не значит, что раз ребенок таким родился — это его природа, и мы не имеем права вмешиваться. Мы можем вмешиваться и будем вмешиваться. И прежде всего надо понять — а что мы считаем идеалом?

Наше влияние

Если вы считаете, что одно из главных качеств для ребенка — амбициозность, то вы будете поощрять соревнования, акцентировать внимание ребенка на победах. Мотивировать его для учебы в самой престижной школе. Видеть его успехи в повседневной жизни. Ставить ребенку высокую планку.

Если вы считаете, что главное — честность, подход будет иным. Вам будет не так важно, какие у ребенка оценки, в какой школе он учится. Вы будете учить его быть внимательным к другим, учитывать чужие интересы.

Как решить, ? Сначала понять свои цели воспитания!

Что вы хотите развить в ребенке? Какие есть варианты?

  1. Вы хотите, чтоб ребенок максимально , комфортно чувствовал себя в среде самых разных случайных людей. Ориентировался на эту среду, умел в ней хорошо существовать. Тогда благоприятнее будет — отдать ребенка в садик.
  2. Вы хотите, чтоб ребенок не шел за толпой, а учился думать своей головой. Чтоб ориентировался на вас, а не на среду ровесников. Тогда благоприятнее — не отдавать в детский сад.
  3. Вы хотите, чтоб малыш лучше умел вырезать, лепить, знал больше песенок и групповых игр. Благоприятен детский сад либо обилие развивающих занятий и кружков.
  4. Вы хотите, чтоб ваше чадо впитывало ваш опыт, чтоб замечало вокруг красоту, училось думать, отличало хорошее от плохого. Тогда для вас благоприятнее — отсутствие сада и обилие общения с вами.
  5. Вы хотите реализоваться на работе. Благоприятный вариант — детский сад или няня.
  6. Вы хотите реализоваться в материнстве и максимально вложиться в воспитание детей. Тогда детский сад вам точно не нужен.

Как видите, нет правильного или неправильного ответа. Есть цели, которые у каждых родителей — свои. И правильным будет то, что способствует достижению этих целей в ваших условиях.

Мои приоритеты

Воспитывая детей, вы должны будете расставить приоритеты. Нельзя развивать все сразу. Должны быть какие-то акценты, исходя из которых вы будете принимать решения.

Этот приоритет может быть даже не на самом ребенке. Например, хороший приоритет — чтоб маме было удобно. На самом деле, это не так плохо, как звучит. Особенно, если детей в семье очень много.

У нас тоже есть свои цели. Свое понимание — какие качества надо развивать в ребенке.

Например, для дочери я считаю очень важным целомудрие и уверенность в своей женской привлекательности. Умение ценить себя. Не разменивать себя по мелочам. Это так редко сегодня — когда девушки действительно знают себе цену и любят себя.

Но это качество необходимо для успешного замужества. Такую жену всегда будут носить на руках.

Разумеется, это не единственное качество, и одной хорошей самооценки недостаточно. Нужно еще сострадание к другим, чуткость, мягкость, и многое другое. Но я просто привела пример.

И вот если я ориентируюсь именно на эти качества, я понимаю, что школа не способствует их развитию. А скорее — наоборот... И я серьезно задумываюсь над тем, где и как будет учиться мой ребенок. А если у родителей главная ценность — вырастить престижного специалиста, они будут размышлять совсем по-другому.

Для мальчика важнее развитие разума. В моем понимании. Разум — это не школьные знания, не зубрежка. Это умение думать своей головой, решать разные задачи нестандартными способами.

Разум помогает отказаться от выпивки на Новый Год, даже если все вокруг пьют. Адекватно оценить: зачем это надо? Ну зачем? Или наоборот, немного выпить там, где это действительно нужно для установления отношений (хотя я не представляю такой ситуации, придумала чисто теоретически).

Разум помогает отказаться от покупки очередного айфона, несмотря на то, что он есть у всех вокруг. И отложить эти деньги на какую-то ценную поездку.

Для развития такого разума ребенок должен много общаться с каким-то очень мудрым человеком. И задача родителей — окружить ребенка такими людьми. Самим включить разум и подумать: где есть такие люди? А может, сами родители настолько мудры, что никто больше и не нужен?

Слова Олега Торсунова о разуме:

Первый шаг на пути воспитания — определение целей. Второй шаг — каждый раз пропускать свои решения через призму этих целей. Если я отреагирую вот так — это поможет ребенку развить хорошие качества?

И есть еще несколько важных моментов:

  • в этой статье я говорю только про стратегии воспитания. Но без хорошего личного примера все это может оказаться напрасным;
  • личный пример — это необязательно только родители. Это — любой человек, к которому ваш ребенок привязан. Будь то дядя, дедушка, друг семьи или тренер по футболу;
  • мы можем сделать то, что в наших силах, но не всегда результат зависит от нас;
  • воспитание — это не нотации или ограничения. Это — создание условий. Грубый пример — если вы отказываетесь от сада, сделайте хорошие условия у себя дома. Если не хотите, чтоб ребенок общался с сомнительной компанией — предложите ему достойную альтернативу;
  • также важно учитывать сильные стороны и таланты ребенка;
  • обсудите свои цели с супругом. Эти цели должны быть общими.

Каждый день мы каким-либо образом общаемся со своими детьми. Как правило, у каждого родителя есть некий набор фраз, шаблонов или привычных и устойчивых словосочетаний, с помощью которых он, родитель, пытается воспитывать своего ребенка. Эти наши привычные повседневные фразы содержат особую информацию, невидимые на первый взгляд скрытые послания.
На основе именно таких скрытых родительских посланий и утверждений ребенок составляет мнение о самом себе, о людях, об окружающем его мире. Мы специально составили данную подборку из различных источников, позаимствовав материалы у различных авторов, чтобы каждый родитель (или ребенок) мог наглядно увидеть, к чему могут привести некоторые формы воспитания и общения.

Фраза: "Потише", "помедленней", "осторожней".
Послание: "Не доверяй миру, не живи по максимуму"
Альтератива: "Сделай на 100%, получи удовольствие!"

Фраза: "Я тебя прибью, пропади ты пропадом, лучше б я аборт сделала".
Послание: "Исчезни! Не будь!"
Альтернатива: Все подобное категорически должно быть исключено из речи!!!

Фраза: "Не обращай внимания, подумаешь!"
Послание: "Ты и твои проблемы не важны".
Альтернатива: "Давай попробуем рассмотреть это с разных сторон, поищем выход вместе".

Фраза: "Давай, шевелись!" "Скорей!" "Заткнись!" и другие приказы.
Послание: "Ты не важен. Мои интересы важнее твоих".
Альтернатива: "У нас есть 15 минут. Давай договоримся, как нам сделать, чтобы успеть?"

Фраза: "Ты для меня всегда останешься маленьким сыночком/доченькой".
Послание: "Не взрослей!"
Альтернатива: "Мне нравится видеть, как ты растешь и познаешь мир".

Фраза: "Не реви, не смейся так громко, не хнычь!"
Послание: "Не выражай своих эмоций!"
Альтернатива: "Я понимаю твои чувства".

Фраза: "Что ты, как маленький, надо быть серьезней!"
Послание: "Не будь ребенком!"
Альтернатива: Но он же на самом деле ребенок! Исключите такие высказывания!

Фраза: "Сколько можно тебе повторять! Никогда не можешь сделать, как надо!"
Послание: "Ты глупый, не можешь ничего сделать сам. Ты неудачник".
Альтернатива: "Я доверяю тебе. Твои поступки – это твоя ответственность. Все мы ошибаемся. Благодаря ошибкам мы учимся".

Фраза: "Не делай, я сама лучше это сделаю".
Послание: "Я не верю в тебя!"
Альтернатива: "Я тебе доверяю, я верю, что ты можешь".

Фраза: "Мальчики не плачут. Девочки должны вести себя тихо. Мужчина не имеет права на эмоции".
Послание: "Мужчина не имеет права на эмоции. Женщины - жертвы".
Альтернатива: "Ты можешь свободно выражать свои чувства. Я понимаю тебя".

Фраза: "Упадешь, разобьешься, укусит, сломаешь" и другие угрозы-предупреждения.
Послание: "Мир опасен, не действуй".
Альтернаимва: "Я тебе доверяю. Пробуй, действуй!"

Фраза: "Неряха, бестолочь, горе мое", а также любые обобщения, типа все кругом воры и негодяи.
Послание: "И ты такой же, как все".
Альтернатива: Все они могут сформировать ложное представление о себе и должны быть исключены из речи.

Фраза: "Ты всегда... ", "Ты никогда...", "Ты всю жизнь...", "Я так и знала..." и т.п.
Послание: "Ты безнадежен. Ты никгда не изменишься к лучшему".
Альтернатива: Разбирайте не личность, а конкретный поступок. "Твоя жизнь в твоих руках".

Фраза: "Посмотри, какая Света хорошая девочка" и прочие сравнения с другими детьми.
Послание: "Ты плохой, лучше бы вместо тебя был другой".
Альернатива: "Я люблю тебя, какой ты есть".

Безусловно, ребенок сам выбирает основные установки, на которых он будет строить свой характер и жизнь, но в наших силах помочь ему выстроить более гармоничные отношения с собой и окружающим миром.

Анна Арутюнян
// Психологический Навигатор

    Уже четыре года, как 21 марта, когда во всем мире отмечают День человека с синдромом Дауна, имеет самое непосредственное отношение к нашей семье. В нашей жизни появилась новая глава, изменившая мировоззрение. Началось все с долгожданной беременности. 9 месяцев безмятежного счастья закончились в один миг, когда в роддоме мне объявили о предполагаемом диагнозе ребенка - «синдром Дауна». Я не могла тогда ни спать, ни есть, ни думать. Вспомнились студенческие годы и страница из учебника по генетике с классической фотографией человека с синдромом Дауна и обрывок фразы оттуда же «…вялые и апатичные...». Беседы с врачами роддома тоже не добавляли оптимизма. Было страшно от того, что моя налаженная жизнь уже не будет прежней. Вспомнились слова из сказки «Алиса в стране чудес»: «— Куда мне отсюда идти? — А куда ты хочешь попасть? — А мне все равно, только бы попасть куда-нибудь. — Тогда все равно, куда идти. Куда-нибудь ты обязательно попадешь».

    В ответ на мой вопрос: «Когда сына переведут в палату со мной?», неонатолог удивленно приподнял брови, покачал головой. Но через полчаса принесли моего мальчика. Я посмотрела и не увидела ничего отличающего его от других детей. Милый, трогательно беспомощный и такой родной! Я взяла его на руки, от него исходило тепло и спокойствие: «Все хорошо, мама. Я с тобой». Страх и горе отступили. Меня поддержали все - муж, родители, старшие дети. И для нашей семьи стало незыблемо - ребенок наш, и он всегда будет с нами. Я боялась, как отнесутся к нему, к нам, окружающие. Как и должно быть, случайные посторонние люди пропали из нашей жизни, а настоящие друзья стали еще ближе. Моя институтская подруга стала крестной Кирилла и сумела убедить меня, что все получится. Надо действовать.












    Тот период жизни более всего мне запомнился тем, что я, как одержимая, читала, искала информацию. Оказалось, что есть в нашей стране организация, которая помогает таким семьям, как наша. И у этой организации уже есть позитивный опыт работы с такими детьми, как Кирилл. Я узнала, как важно раннее вмешательство для будущего развития. Мне бесплатно прислали методическую литературу, обобщающую все наработки центра и дающую конкретные рекомендации к действию. Я была не одна, когда возникали вопросы, всегда могла получить бесплатную консультацию специалистов Центра сопровождения семьи «Даунсайд Ап» . А еще я познакомилась со многими людьми, воспитывающими таких же детей. Многие из них стали для меня примером мужества, достоинства и родительской веры в своего ребенка.

    Я понемногу смогла взять себя в руки и начала заниматься с Кириллом. Я разговаривала с сыном, много пела, играла, как обычная любящая мама. И была бесконечно счастлива, когда почти в срок появились вначале комплекс оживления, гуление, а затем лепет. За неделю до года сын сделал несколько первых самостоятельных шагов! Порой, казалось, что ничего не получается. Были и моменты необыкновенной радости: первая самая примитивная сюжетная игра - праздник, научился прыгать - праздник, крутит педали велосипеда - праздник! А ведь, выписавшись из роддома, я сильно сомневалась, смогу ли хоть чему-то научить эту кроху.

    Самое трудное для ребенка с синдромом Дауна - развитие речи. Если у обычного малыша все получается само собой, то нам приходится много и упорно работать. И вот здесь я понимаю, что занятий у логопеда два раза в неделю по 30 минут недостаточно. Результатов в нашем случае можно ждать только тогда, когда каждое задание, данное нам специалистом, мы проработаем и закрепим дома. Это несложно, но делать надо постоянно, как в старом анекдоте про англичанина: «Как вы ухаживаете за своим газоном, сэр?» «Я его стригу и поливаю. Ежедневно. 50 лет».

    Постепенно Кирилл растет, мы мечтаем о том, чтобы он стал самостоятельным. Когда ему исполнилось 3года 8 месяцев, сын пошел в детский сад. Мы сделали все от нас зависящее, чтобы Кирюша был подготовлен к пребыванию в группе с обычными детьми. Конечно, когда я смотрю на его ровесников, вижу, насколько им легко дается то, что у нас получается лишь после многократных тренировок. Но мы привыкли сравнивать свои результаты только со своими, и нас радует прогресс за то время, что Кирилл посещает детский сад. Сын стал более коммуникабельным, улучшились навыки самообслуживания. Он принимает посильное участие в занятиях по лепке, рисованию, музыкальных и спортивных мероприятиях, предусмотренных программой детского сада.

    Меня всегда волновало, как Кирилла принимают окружающие, когда меня нет рядом. Этой осенью мы длительно отсутствовали: вначале сын болел, потом мы ездили в реабилитационный центр. И вот, вернувшись, привожу Кирилла утром в сад, а в раздевалке у меня одна из родительниц спрашивает: «Это и есть Кирюша?» Я вся внутренне сжалась, отвечаю как можно бодрее: «Да! Это наш Кирюша!» Она мне в ответ: «Ну, где же вы так долго были? Моя дочка постоянно спрашивает, когда придет Кирюша, хочет с ним играть». А когда в это утро сын зашел в группу, дети окружили его, и воспитательница спросила: «Соскучились?» Дети хором ответили: «Да!» Вот это я считаю самой большой нашей победой! Всей нашей команды, состоящей из родителей, воспитателей, педагогов.

    Пока мы не знаем, в чем Кирюша себя проявит, чему отдаст предпочтение. Мы предлагаем ему разные занятия: музыка, бассейн, катание на роликах. Семьей мы любим посещать театры, музеи, ходим в зоопарк. Но самое главное, это наше домашнее живое общение с ребенком. Игры, чтение книг, инсценировка сказок, шумная возня с папой, прогулки на лыжах, разговоры по ходу совместных домашних дел. Он ребенок, и наслаждается безмятежной порой детства.

    Иногда у нас с мужем спрашивают: «Чего вы добиваетесь? Зачем столько времени тратить на ребенка с синдромом Дауна? Все равно видно, что люди, у которых 47 хромосом, не такие, как обычные». Ну да, мы воспитываем особенного ребенка и не скрываем этого. Наоборот, открыто рассказываем про наши особенности и проблемы. И наивно было бы ожидать, что он будет такой, как все. Но ведь и мы, обычные люди, тоже все разные, и мир неповторим и прекрасен именно в своем разнообразии. И мы считаем, что Кирилл и другие люди, такие как он, имеют право наравне со всеми жить в обычном мире среди обычных людей. К сожалению, пока, чтобы занять свое место в социуме, человеку с синдромом Дауна приходится это право отстаивать. Мы с мужем понимаем, какие трудности нам предстоит еще преодолеть, но мы будем делать все возможное, чтобы у нашего сына была интересная, яркая, насыщенная событиями, счастливая жизнь. И надеемся, что общество в будущем развернется лицом к особенным людям, а они станут неотъемлемой его частью.

    Поддержать родителей Кирилла и сотни других семей может каждый из нас. Сделать это очень просто. И главное, очень нужно. Особенно накануне Международного дня человека с синдромом Дауна. Дети, подростки, взрослые с синдромом Дауна - они такие же люди, как и мы. Со своими мечтами, чувствами, мыслями, надеждами и опасениями. Просто им надо немного помочь. Помочь стать полноправными членами общества.

Излагаются как общие принципы, так и особенности воспитания детей в разных культурах и разных традициях .

Родители и дети: мы воспитываем детей своим фактом жизни вместе с ними

Среди родителей осознанных воспитателей - немного, осознанно воспитывают детей - единицы. К сожалению, бóльшая часть родителей, если бы вдруг решила написать книгу о своём воспитании детей, эпиграфом могли бы взять классическое "Так вышло", а озаглавить - "Что выросло, то выросло". Меньшая часть родителей знает, что они делают и для чего. Здравствуйте, такие родители! Однако дети воспитываются нами и тогда, когда мы это и не планируем: самим фактом того, что мы живем с ними вместе, своим образом и укладом жизни, своими привычками и разговорами. Целенаправленное воспитание редко и поэтому вторично, по жизни первично - это родители и дети : какие это дети, какие родители, и какие отношения между ними. От этого уже будут зависеть и цели воспитания, и его возможности, и используемые при этом подходы и методы.

Воспитание - это вмешательство в жизнь ребенка. Имеем ли мы на это право?

Нужно ли воспитывать своих детей? С точки зрения законодательства РФ, это наша прямая обязанность . Однако в каждой семье свои законы, и. как ни странно, многие родители сегодня на этот вопрос отвечают отрицательно, выбирая другое: "С детьми нужно просто жить! ". Как к этому относиться? Иногда это мудро, иногда - глупость. Если за дело воспитания берется папа, у которого в голове алкоголь, а в руке ремень, то ответ однозначный - такому папе лучше бы делом воспитания не заниматься. Любому воспитателю начинать нужно с себя, первая задача - воспитать в себе воспитателя! С другой стороны, если детей не воспитывать, они так или иначе воспитаются сами, но с каждым поколением уровень будет немного ниже. Чтобы дети оставались на уровне или уровень их рос, детей нужно воспитывать. Природа дает ребенку задатки, воспитание делает ребенка человеком. Воспитание приобщает ребенка к культуре, дает возможность ребенку войти в круг людей, правильное воспитание может развить у ребенка уважение к себе и к людям, смелость и творчество, создать предпосылки для его здоровья и счастья. С другой стороны, неправильное воспитание может убить в ребенке смелость и интерес к жизни, привить дурные привычки, развить эгоизм и разрешить воровство.

Развитие ребенка, воспитание ребенка, перевоспитание ребенка и управление ребенком - это совсем разные задачи и существенно различные методы. Поймите, что вам нужно, и не путайте пожалуйста !

Какими мы хотим видеть наших детей?

Ну, и как их воспитывать?

А вот и не скажем. Точнее, скажем только тогда, когда вы определитесь с задачами воспитания и выберете свой подход. Оказывается, единой науки воспитания нет: есть достаточно конкурирующие и нередко взаимоисключающие друг друга подходы, между которыми вам придется выбирать . Как минимум, мужской подход в воспитании серьёзнейшим образом отличается от женского подхода, сторонники свободного воспитания защищают свою правду, гештальт-подход вербует своих сторонников ... Как определитесь со своими целями и выберете свой подход, вам будет уже несложно подобрать и авторов, близких вам, и свой язык, и свои правила и принципы. Хотим предупредить, что Психологос развивает в первую очередь как в психологии, так и в педагогике.

Достаточно очевидно, что это все типы проблемного воспитания. Это не то, что родители выбирают, это то. что у проблемных родителей получается. Нередко пишут, что этим типам проблемного воспитания противостоит авторитетное воспитание: комбинация теплоты и относительно строгого контроля за ребенком, однако такого контроля, который понятен ребенку и осуществляется четко и последовательно, так что дети знают, чего им ждать, если они нарушили установленные родителями правила. То есть проблемных типов воспитания много, а правильное воспитание - одно: "авторитетное воспитание". Так ли это? К сожалению, это не так. Даже для лучших родителей идеальной системы воспитания - нет. Те (редкие) родители, которые к воспитанию подходят осознанно, которые думают о воспитании детей, которые выбирают, подбирают под себя и под ребенка свой стиль и способ воспитания - тоже не в простой ситуации, они также стоят перед выбором.

Осознанное воспитание - это не одна, а разные модели воспитания , каждая из которых имеет свои особенности, свои плюсы и минусы. Не очевидно, что жесткое воспитание не может быть осознанным и когда-то адекватным выбором, многих родителей привлекает модель естественного воспитания с практически отсутствием социальных запретов, но даже относительно свободное воспитание с разумными ограничениями может быть в разной степени директивным. А как - правильно? Мы можем предложить свое описание основных моделей воспитания ​ и свои комментарии. Надеемся. что наши лучшие в мире читатели сделают свой. самый правильный выбор!

Да, хорошие книги вам в помощь. Литературы по воспитанию детей - море, потеряться легко. Тут - подборка полезной литературы по воспитанию детей . Тут - онлайн курс по воспитанию детей "Ступеньки",

Мать оставила в комнате пятилетнюю дочь и пошла на кухню, чтобы что-то там сделать. Дочка вполне мирно играла в своем углу. Через некоторое время мать из кухни слышит, как в комнате что-то падает и разбивается. С ужасом она понимает, что это разбилась ее любимая ваза, которая была ей особенно дорога. Она бежит в комнату и убеждается, что не ошиблась.

Как поступает большинство матерей в таких ситуациях?

Да, да – шлепок с разворота по мягкому месту. Крики, крики, крики… Кричит и мать и ребенок, которому больно и обидно. Грустная история, которую мы очень хорошо знаем. Множество раз она происходила на наших глазах.

Теперь попробуем стать более внимательными к тому, что произошло. В жизни стоит размышлять над тем, что происходит, иначе трудно будет извлечь опыт из происходящего и научиться влиять на неблагоприятные обстоятельства.

Давайте проанализируем позицию ребенка. Что управляло поведением девочки? Зачем она потянулась к вазе?

Мы можем предположить самые разные мотивы: захотела помочь маме и решила протереть ее тряпкой; ее заинтересовал какой-то необычный блик на вазе (любопытство); подумала, как может применить вазу в своей игре (мотив творчества); у нее возникло желание доставить маме радость, и поэтому она захотела поставить в вазу цветок. Возможны и какие-то другие мотивы

Поговорим чуть подробнее об этом.

Допустим, девочкой двигало желание помочь маме. Вполне возможно, что это желание у нее возникло первый раз. И что? Она не очень грамотно реализовала свое желание, в результате чего навлекла на себя наказание. Как вам кажется, за что она была наказана?

Правильно, за желание помочь. И именно так это будет воспринимать ребенок. На подсознательном уровне у него отложится, что желание оказать помощь другому опасно, так как оно может привести к наказанию. Захочет ли эта девочка в дальнейшем помогать матери? Как вам кажется?

Может быть и захочет. Но вместе с желанием помочь к ней будет приходить также и страх, который закрепился в подсознании после случившегося эпизода. И этот страх станет блокировать желание помочь. А мать будет мучить всех вопросом, почему ее дочь ни в чем ей не помогает.

Изучаем ситуацию дальше. Возможно, девочкой двигало любопытство, интерес к познанию мира. Пришла мать и наказала ее за это желание. В результате боль и обида вошли в подсознание ребенка. Так формируется пассивность ребенка. В дальнейшем он будет очень осторожен в своих попытках самостоятельно разобраться в чем-то. Страх и обида связались внутри с любопытством и интересом познавать новое. И они будут блокировать появление данных мотивов.

А может быть, девочкой двигал мотив творчества? Она хотела как-то применить эту вазу в своей игре? Всё то же самое. В ответ на эти свои желания она получила определенные «воспитательные действия» со стороны матери. В итоге желание творческого проявления личности связались в подсознании со страхом и обидой. В результате мы видим ребенка, который боится проявлять себя в мире. Когда он вырастет, то будет очень сильно зависеть от мнения других. Он будет жить так, как живут все, одеваться в то, во что одеваются все, говорить о том, о чем говорят все.

Последний мотив, который мы отметили, был связан с желанием обрадовать мать. Получив наказание, девочка следующий раз будет осторожнее в проявлении своих чувств. Так формируется отчужденность и дистанция в отношениях.

Приведенный нами пример позволяет лучше понять, что такое воспитание. Главной задачей воспитания ЯВЛЯЕТСЯ РАЗВИТИЕ В РЕБЕНКЕ ЕГО ПОЗИТИВНЫХ МОТИВОВ И ЖЕЛАНИЙ. Все сводится именно к этому.

Дети становятся очень непослушными, и из них лезет непонятно что, поскольку родители не понимают сути процесса воспитания. К сожалению, в большинстве случаев родители не обладают культурой внимания к потребностям и желаниям своих детей. Чаще всего воспитание сводится к тому, чтобы научить ребенка каким-то внешним правилам: мыть руки после еды, говорить «здрасте», убирать свои игрушки и так далее.

Однако главной задачей воспитания является формирование системы ценностей ребенка. Именно мы можем помочь детям сформировать правильную систему ценностей, если будем внимательны к их желаниям. И не так важны дорогие игрушки, которые они ломают, потому что они ломают их, чтобы понять, как они устроены. Наша беда, как родителей, состоит в том, что в такой ситуации мы думаем не о том, какой мотив управлял поведением ребенка, когда он разбирал дорогую игрушку на запчасти, а о своих потраченных деньгах.

Поэтому не так важны ошибки, которые совершают дети, а важно то, чему они учатся на их примере.

Существует знаменитая хартия, которая дает нам правильные ориентиры в отношениях с детьми.

Если ребенок живет в атмосфере критики,

он учится осуждать.

Если ребенок живет в атмосфере враждебности,

он учится сражаться.

Если ребенок живет в атмосфере насмешок,

он учится быть стеснительным.

Если ребенок живет в атмосфере стыда,

он учится чувствовать вину.

Если ребенок живет в атмосфере снисходительности,

он учится терпению.

Если ребенок живет в атмосфере ободрения,

он учится уверенности.

Если ребенок живет в атмосфере похвалы,

он учится благодарности.

Если ребенок живет в атмосфере честности,

он учится справедливости.

Если ребенок живет в атмосфере безопасности,

он учится верить.

Если ребенок живет в атмосфере принятии и дружбы,

он учится находить в этом мире… ЛЮБОВЬ…

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.