Может ли девочка в 9 лет. Психологические особенности развития девятилетних детей. Каким должен быть режим дня девятилетки

Мы с вами продолжаем обсуждение развития детей на первом году жизни и основные навыки, которым они обучаются за это время. Мы уже обсудили многие из умений крохи, продолжаем с вами вести речь о возрасте примерно 8-9 месяцев.

Итак, родители сейчас активно развивают познавательные навыки крохи, если ребенку говорят, что нужно взять машинку и отнести ее маме или папе, он правильно выполняет все просьбы. Важно хвалить кроху за любые правильно выполненные указания. Иногда он может специально ошибаться, чтобы отследить вашу реакцию, как бы дразня родителей, но делает это нечасто. Обычно неудачи сильно расстраивают родителей, поэтому дети быстро пронимают подобное положение вещей и перестают ошибаться. На полу для ребенка выделен отдельный детский уголок, в котором разбросаны игрушки разных размеров и цветов, яркие подушки и книжки для самых маленьких, рядом на стане висит небольшое небьющееся зеркало, в которое ребенок с удовольствием смотрится. Когда он играет в своем уголке, он может подползать к зеркалу один ил с родителями, строит смешные рожицы или соревнуется в этом с родителями.

Если ему хочется поиграть в какие-либо из уже хорошо освоенных и полюбившихся игр, он будет немедленно сообщать об этом жестами родителям. Это значит, нужно взять его ручки, хлопать ими в ладошки и играть, например, в ладушки, напевая песенки и по ходу действия, повторяя все положенные движения. Обычно завершение игры приводит к глубокому восхищению малыша происходящим, а затем к тому, чтобы пробовать проведение подобных действий уже самостоятельно, повторяя за словами песенки, произносимой родителями. Получаться может не сразу, но по мере тренировок все выходит очень даже неплохо. Стоит менять тактику игр по ходу действия, побуждая ребенка к проявлению самостоятельности. Совсем скоро крохе будет девять месяцев и нужно подвести небольшие итоги. Прежде всего, он может же самостоятельно держать в ручке кусочек хлеба и откусывать от него зубками или десенками, уверенно может пить из чашки, придерживая ее двумя ручками, вместе со взрослым. Родители начинают приучать малыша к опрятности, и он с пониманием относится к предложениям посидеть на горшке, не пытаясь вставать с него ранее времени. Конечно, крохе не нравится ходить мокрым, и если родители угадывают тот момент, когда ребенок хочет помочиться, у него все чаще и чаще получается хождение в горшок как по-большому, так и по-маленькому. Однако, промахи случаются часто, и ругать ребенка за них нельзя. Сроки приучения к горшку существенно варьируют.

Возраст 10-12 месяцев: новые достижения.
Итак, ребенок достиг возраста почти десяти месяцев, еще немного и ему уже исполнится годик. Он стал очень активным и самостоятельным, уверенно и активно, с большим удовольствием перемещаясь в пространстве. Большей частью он делает это ползком, и постепенно учится ходить. Также он прекрасно может работать двумя руками, что дает ему огромные возможности в дальнейшем освоении и изучении мира. При подражании маме или другим близким родственникам, он начинает больше понимать различные свойства предметов и действия, он может уже связывать причины и следствия. Сейчас он гораздо лучше, чем это было ранее, понимает обращенную к нему речь, пока, конечно, в сочетании с интонациями и жестами. Помимо этого, при помощи звуков и слогов, мимики и жестов, он почти всегда уже может объяснить взрослым свои требования и пожелания. Его лепет, исходя из сочетания слогов, интонаций и ритма, все больше становится похожим на речь окружающих его взрослых людей.

Сейчас его навыки уже достаточно обширные, он умеет различать предметы по их форме и может отличать кубик от кирпичика. Ему нравится рассматривать фотографии, находя на них знакомые ему лица. Если он видит на фотографиях маму, он трогает ее и радостно смеется. Ему очень нравится привлекать к себе внимание взрослых, и он прекрасно знает, как это можно сделать. К примеру, он пытается петь и танцевать, хлопать в ладошки, при этом взрослые восхищенно на него смотрят и улыбаются. Сейчас ребенку нравится, когда в гости приходят родственники, которые веселые и которые любят играть с малышом, уделяя ему много времени. Он их быстро запоминает, узнает и при их визите бежит к ним, принося и показывая свои новые игрушки, предлагая с ним поиграть. Он очень любит игры, когда любимую игрушку прячут за спиной, и он с удовольствием ее ищет, а если не находит, тогда просит жестами и слогами отдать ее назад, и тогда игрушка тут же находится. Когда родственники, погостив, уходят домой, ребенок искренне огорчается.

Родители понимают тот факт, что чтобы уверенно ходить, нужно учиться активно удерживать равновесие в вертикальном положении, что создает необходимость упорных тренировок. Мама может ставить ножки ребенка на свои ноги, удерживая кроху за плечи, и таким образом вдвоем они отправляются в путешествие. Можно таким образом учиться ходить с любыми из родных. Под музыку тренировать равновесие тела ребенку гораздо интереснее и приятнее, можно одном у из родных держать ребенка за ручки, вытянутые в стороны, и слегка наклонять его влево ил вправо, смещая опору тела с одной ножки на другую. Постепенно нужно уменьшать поддержку ребенка, и ему все больше придется учиться и стараться держать тело, чтобы не падать. Наконец, он начинает качаться с опущенными вниз ручками, и сам держится только за мамины пальцы, сначала двумя руками и потом постепенно уже и одной. Родители могут танцевать вместе с крохой и помогать ему совсем немного, чтобы он не падал.

По мере того, как он научится контролировать равновесие тела, он начнет делать большие успехи в процессе освоения ходьбы. На улице родители учат ребенка играть на горках, он самостоятельно приставными шагами поднимается на горку бочком, держась за перила с одной стороны, и постепенно переставляя ручки. Также он может подниматься и прямо, держась за перила с обеих сторон. Точно также он и спускается, не отпуская перила из рук, чтобы не упасть. Родители должны всегда находиться рядом и контролировать выполнение всех действий. Ребенок постепенно начинает ходить и ему это очень нравится. Сначала он ходит, держась за опору и приставными шажками, затем делает чередующиеся шаги и умеет уже некоторое время стоять без опоры, особенно если забывает, что так он может упасть.

Изначально ребенку может быть страшно, но важно, чтобы он знал, родители всегда рядом и подхватят его при падении. По мере того, как он набирается смелости, и родители активно зовут его к себе, он отпускает опору и делает два-три самостоятельных шажочка вперед. Затем ему становится страшно, и он ищет опору или садится на попку. Начало пути положено, по мере того, как ребенок осмелеет, и тело его укрепится, он станет делать как можно больше самостоятельных шажков. По мере времени, пройдет буквально пара недель, он начнет ходить самостоятельно чередующимися шагами, вполне легко изменяя свое направление. Однако, пока еще на дальние расстояния или если передвижение требует скорости, ребенок предпочитает ползание, которое у него получается сейчас гораздо лучше и быстрее. Не стоит искусственно подстегивать хождение, применяя различные приспособления, это не улучшит, а только ухудшит освоение важного навыка.

Еще статьи на тему "Физиологическое взросление":
































Экология жизни: Вы испытываете навязчивое беспокойство из-за того, что жизнь проходит, и с каждым днем все меньше поводов для восторгов и вдохновения. Вы понимаете...

Бывает, в жизни наступает момент, когда покоя не дает ощущение, что все идет не так: в работе, в семье, в отношениях. В голову приходят тревожные вопросы: зачем я вообще живу? чего достиг? что в этой жизни сделал?

Вы испытываете навязчивое беспокойство из-за того, что жизнь проходит, и с каждым днем все меньше поводов для восторгов и вдохновения. Вы понимаете, что уже никогда не сможете достичь всего желаемого, и все мечты все равно не исполнятся. Вам кажется, что жизнь сложилась неудачно, что вы заслуживаете гораздо большего.

Приходит это переосмысление в период 35-45 лет, и носит название „кризис среднего возраста”. Явление изучено психологами, разработано множество рекомендаций как общего характера, так и специфических для каждого типа темперамента, отдельно для мужчин и женщин.

Предлагаем вам долговременный проект эволюционного изменения.

Есть мнение, что жизнь каждого из нас состоит из 9-летних циклов.

Первый год. Время начинаний

Вы решились на глобальные изменения, потому что „косметический ремонт” ваших жизненных ситуаций завел в тупик. Смело стройте планы, ищите тех, кто их поддержит, не отвергайте новые идеи. Сейчас очень важны решительность и настойчивость:

  • поменяйте имидж,
  • место работы,
  • займитесь спортом,
  • поступите на курсы иностранных языков,

Начните новую жизнь. Первые два-три месяца придется приложить максимум усилий. Но если вы выдержите, не остановитесь на полдороги, перед вами откроются возможности в выборе пути на ближайшие девять лет.

Второй год. Время ожиданий

Важно не растеряться и не растерять то, что было задумано и сделано в прошлом. Новое часто приходит в противоречие со старым, находится с ним в состоянии конфликта. Любое обострение сейчас может помешать. Поэтому обходите острые углы, не делайте резких движений, находите компромиссы, учитесь настаивать на своем как можно мягче. Будьте разборчивы в отношениях с людьми. Полагаясь на интуицию, соблюдайте нужную дистанцию. Ищите тех, с кем могут сложиться близкие, теплые отношения с перспективой на долгие годы.

Третий год. Время творчества и общения

Вы можете оказаться в центре событий на работе и в личных отношениях, если проявите творческий подход, инициируете новые идеи. Важно заразить своим оптимизмом и позитивизмом ближайшее окружение, иначе собственной энергии на все может не хватить.

Четвертый год. Время осторожности

Придется заняться рутинными делами, не оставляя без внимания детали и подробности. Не мешало бы взять на себя дополнительные обязанности или сложные проекты. Пора подчистить „хвосты”: закончить ремонт, оформить развод, проведать родственников. Возможно, подкорректировать кое-какие планы, намерения.

Пятый год. Время расширения горизонтов

Возможны стремительные перемены, требующие принятия нестандартных решений, подчас рискованных: переезд на новое место, начало нового романа. Риск – благородное дело, но голову при этом терять не стоит.

Шестой год. Время семьи

В погоне за карьерным ростом и финансовым благополучием можно потерять связь с семьей и друзьями. Проведите ревизию своих родственных отношений – возможно, им сейчас необходимо придать новый импульс, освежить чувства.

Седьмой год. Время внутренних исканий.

Что-то хочется почаще побыть наедине, покопаться в себе. Не избегая людей, найдите все же возможность отдохнуть в изоляции от них: читайте, гуляйте, размышляйте – просто наслаждайтесь жизнью. На первый план выходят интересы здоровья, а финансовые проблемы могут подождать.

Восьмой год. Время признания

Настала пора пожинать плоды - почувствовать результаты усилий, затраченных в последние семь лет. Все идет «как по маслу» - легко, уверенно, надежно. Пришло ощущение мудрого спокойствия, независимости. Это обретение внутренней самодостаточности не осталось без внимания окружающих – пора всерьез заняться карьерой. Сейчас на это есть и силы, и желания.

Девятый год. Время подведения итогов

Вот и заканчивается девятилетний цикл. Придется доводить до логического завершения все начинания: выяснить отношения, отдать долги, избавиться от ненужного. Важно осознать причины неудач, конфликтов, определить эффективность выработанных приемов защиты от стрессов. Все накопившиеся проблемы необходимо решить именно теперь, чтобы не переносить их в следующий девятилетний цикл.

Почувствовав облегчение, вы готовы к новым событиям и переменам в жизни. опубликовано

– Мы собираем детей разного возраста в одном месте, где они должны научиться находить «общее плечо» в различных ситуациях. Мы собираем огромный зал, предположим пятьсот или тысяча детей разного возраста. Как мы должны с ними взаимодействовать?

– Вы сразу переходите на массу. Это неверно.

Мы видим, как ребенок развивается в природе: сначала он в маме; потом рядом с мамой; потом ползает в метре-двух от мамы; потом делает от нее несколько шагов; еще пять-десять метров от нее по квартире; потом он выходит в окружающий мир, но он все равно рядом с ней – в коляске, привязан к ней (в разных культурах по-разному).

Мы видим, что он очень постепенно, только в той мере, в которой может правильно общаться с окружающей средой, получает доступ к ней. И так расширяет свой круг.

Так же должно быть и здесь. Вы не можете собрать сразу тысячу детей и рассчитывать на то, что сможете ими правильно управлять – это невозможно.

Вы можете их подавить. Вы можете их посадить, выключить свет, поставить экран – и пускай смотрят какой-то мультик. Это не воспитание, и вы таким образом ничего не достигаете. Вы просто их отключили от них самих. А воспитание должно строиться на расширении.

Если у вас уже есть группы, которые могут соединяться между собой, как один человек, дети, которые понимают друг друга, то вы можете пытаться соединять несколько групп. Три-четыре группы – это как три-четыре ребенка вместе.

Вы можете это сделать, когда они уже находят между собой общий язык. Но только после того, как будет проделана предварительная работа с каждым ребенком в каждой группе, когда они будут чувствовать внутри себя эту общность.

– Что Вы можете сказать о возрастных рамках?

– До 9-10 лет полностью закладывается весь фундамент человека. Полностью! После 9-10 лет вы только развиваете то, что в нем заложено: подсознательное, сознательное, всевозможные инстинкты, генетические данные. Все, что есть в нем, далее лишь развивается – нового, практически, нет ничего.

Необходим очень четкий план относительно поведения себя с детьми именно в период накапливания первичных впечатлений от окружающего мира, а это до 9-10 лет, максимум. После этого очень трудно с ребенком что-то сделать.

Конечно, он будет перенимать от вас нормы поведения, устав. Но это будет как инструкция, а не его личное – как если бы рождаясь, вырастая, он постепенно впитывал от вас отношение к миру, как свое собственное. Если он услышал о чем-то впервые после 9-10-летнего возраста, оно уже не будет его личным.

– Я уточню. Если мы готовим ребенка с раннего детства, и он проходит определенные состояния, то до возраста девяти лет он уже имеет опыт объединения в большие группы?

– Он должен понимать, для чего это делается. Он должен приобрести определенные навыки в этом. Должен прочувствовать положительные и отрицательные ощущения, контакты, действия, следствия на его уровне понимания, восприятия, инстинктов.

Мы должны в нем все это как бы накопить, аккумулировать эти образы. Они должны в нем быть, как закладки, как данные: я вместе со всеми, я против всех, это хорошо, это плохо... Они должны в нем накопиться, как какие-то кадры хроники.

А затем, в процессе жизни, он будет этими кадрами, этими форматами пользоваться. Эти модели будут постоянно в нем как ориентиры – сознательные, подсознательные. Они будут постоянно возбуждаться в нем. И он будет на них ориентироваться, часто даже не осознанно, не понимая.

Необходимо с самого юного возраста как можно больше наполнить его положительными и отрицательными впечатлениями о единстве, глобальности, интегральности. И это даст ему путевку в новый мир.

Психологические особенности детей 9 – 10 лет

9-10 лет – очередной возрастной период ребёнка. В этот период в психике ребёнка происходят существенные изменения. К этому возрасту у него уже сформированы определённые житейские понятия, но продолжается процесс перестраивания сложившихся ранее представлений на базе усвоение новых знаний, новых представлений об окружающем мире. Школьное обучение способствует развитию его теоретического мышления в доступных для этого возраста формах. Благодаря развитию нового уровня мышления происходит перестройка всех остальных психических процессов, по словам Д. Б. Эльконина, "память становится мыслящей, а восприятие думающим".

Новообразованием 10-летнего возраста является рефлексия. Происходит преобразование не только в познавательной деятельности учащихся, но и в характере их отношения к окружающим людям и к самим себе.

Именно к концу данного возраста у учащихся должны быть сформированы и другие новообразования: способность к саморегуляции, произвольность. Ведь, приступая к обучению в средней школе, несформированность или недостаточный уровень развития этих новообразований приведёт к сложностям в учебной деятельности. Новообразования: произвольность, рефлексия, саморегуляция проходят в это время только начальный этап формирования. С возрастом они только будут усложняться и закрепляться, а также распространяться не только на ситуации, которые связаны с выполнением учебной деятельности, но и на другие сферы жизнедеятельности ребенка.

Учебная деятельность в 9-10 лет продолжает оставаться основной деятельностью школьника и оказывать влияние на содержание и степень развитости интеллектуальной и мотивационной сфер личности. Но в то же время учебная деятельность теряет своё ведущее значение в психическом развитии ребёнка. Её роль и место в общем развитии ребёнка существенно меняется.

Как только ребёнок поступает в школу, он только приступает, «знакомится» с учебной деятельностью, овладевает её основными структурными компонентами. Уже к 9-10 годам ученик овладевает самостоятельными формами работы. Данный возраст характеризуется интеллектуальной и познавательной активностью, которая стимулируется учебно-познавательной мотивацией.

Развитие и успешность ребёнка в большей степени будет зависеть не только от получения новых разнообразных знаний, новых сведений, но и от поиска общих закономерностей, и самое главное, от освоения самостоятельных способов добывания этих новых знаний.

Психологические исследования детей данного возрастного периода указывают на то, что в 10 летнем возрасте происходит значительное снижение интереса учащихся к учебе в школе и к самому процессу обучения. Самыми распространёнными симптомами снижения интереса являются отрицательное отношение к школе в целом, в необходимости и обязательности ее посещения, нежелание выполнять учебные задания на уроках и дома, конфликтные взаимоотношения с учителями, а также неоднократные нарушения правил поведения в школе.

Рефлексия как новообразование данного возраста меняет взгляд детей на окружающий мир, он впервые вырабатывает собственные взгляды, собственное мнение, не всегда принимая на веру всё то, что он получает от взрослых. Но всё это пока находится на этапе зарождения и затрагивает относительно более знакомую детям сферу - учебную.

У детей отмечаются сильные эмоциональные переживания как положительные, так и отрицательные. Так же данный период характеризуется наибольшими изменениями во внутренней позиции ребёнка, связанные со взаимоотношениями с другими людьми, и прежде всего со сверстниками. Эмоциональное состояние ребёнка чаще всего начинает зависеть не только от успехов в учебе и отношениями с учителями, но и от того, как складываются его отношения с товарищами.

К 9-10 годам сверстник и общение с ним начинают определять многие стороны личностного развития ребенка. В этом возрасте появляются притязания детей на определенное положение в системе личных и деловых взаимоотношений в классе, происходит формирование достаточно устойчивого статуса ученика в этой системе.

Вместе с тем ребенок иногда оказывается в ситуации выбора между позицией "хорошего ученика" и позицией товарища. Может происходить так, что "хороший ученик" делает все задания самостоятельно, не списывает и это не мешает ему быть в то же время и хорошим другом. Но способен ли "хороший ученик" оставаться настоящим другом, если он не дает другому списать или сообщает учителю о "провинностях" своих одноклассников?

Вероятность появления конфликтов со сверстниками и с учителями велика, если две системы направлений: позиции ученика и позиции субъекта общения будут противостоять друг другу, не выступать в единстве.

В 10 лет происходят существенные изменения в характере самооценки школьников. Уровень самооценки подвергается корректировке и переоценке другими детьми. Возрастает количество негативных самооценок и при этом равновесие между негативными и позитивными самооценками нарушается в пользу первых.

Дети наиболее часто проявляют недовольство собой не только в общении с одноклассниками, но и в процессе учебной деятельности. Критичность отношения к себе объясняется потребностью ребёнка в общей положительной оценке своей личности другими людьми и прежде всего взрослыми.

Ребёнок ощущает необходимость в общей положительной оценке себя в целом, при этом оценка не должна зависеть от конкретных его результатов.

Человек, на каком бы возрастном этапе он не находился, всегда нуждается в принятии его со стороны другими людьми. Но в возрасте 10-ти лет данная потребность выражена наиболее сильно. И она становится основой благоприятного личностного развития школьников в дальнейшем.

В данном возрастном периоде переживания школьников далеко не всегда осознаются ими и чаще всего они даже не всегда могут сформулировать свои проблемы, сложности, вопросы. В результате возникает психологическая незащищенность перед новым этапом развития.

Ребёнок проявляет недовольство собой, отношениями с другими, проявляется критичность в оценке результатов учебы - и все это может стать стимулом к развитию потребности в самовоспитании, а может наоборот стать препятствием полноценного формирования личности, негативно отразиться на характере самоуважения.

К десяти годам в каждой детской группе, классе есть неформальный лидер, которого признают все остальные. Так же явно выделяются аутсайдеры, отличники, дети, которые лучше других бегают или являются генераторами блестящих идей или зачинщиками проказ. В десять лет дети по-прежнему выбирают себе в друзья ровесников того же пола. Влияние семьи постепенно снижается, а зависимость ребенка от мнения друзей становится крайне значительной.

Десятилетний ребенок проводит больше времени со своим лучшим другом, при этом он чаще делится с ним своими секретами. Отношения с одноклассниками в этом возрасте могут стать более сложными и даже в некоторых случаях напряженными. Это в основном относится к девочкам. Мальчиков, как правило, больше волнует то, чем они занимаются, а не с кем.

Ребенок одинаково ровно общается с матерью и отцом, с ним легко договориться. 9-летний ребенок может чувствовать себя независимым, но большинство экспертов психологии приходят к выводу, что им по-прежнему требуется поддержка своих родителей. Отмечаются на этом этапе развития резкие перепады настроения.

Десятилетний возраст характеризуется проявлением большей независимости и не желанием опеки и заботы со стороны родителей. 10 лет –это «золотой возраст». Всё чаще детей данного возраста начинает беспокоить их социальный статус, достаточно ли модна их одежда или являются ли их гаджеты современными и достаточно дорогими. Отмечается потеря интереса к таким семейным видам деятельности, как праздники или экскурсии, пикники, которые они так любили несколько лет назад.

Когнитивное развитие детей начинается с развития собственных представлений о мире. Это время перемен, ответственности за свои действия. Дети чувствуют, что они уже взрослые и пытаются решать большинство вещей самостоятельно. Многие дети серьезно обсуждают со взрослыми свое будущее и начинают думать о том, какие предметы лучше изучать, и какую школу им лучше выбрать.

Физические и эмоциональные изменения, особенно у мальчиков, не так важны, как для девочек. Это связано с тем, что мальчики, как правило, физически созревают чуть позже. В 10 лет мальчики пытаются добиться успеха в различных видах деятельности, например, спорте, чтобы доказать свою конкурентоспособность.

Если говорить о развитии ребёнка данного возраста, то в 10 лет ребёнок прекрасно ориентируется во времени, читает с удовольствием и для удовольствия, имеет чувство юмора, позитивно относится к правилам и следит за тем, чтобы все их соблюдали, обладает обостренным чувством справедливости, имеет развитые навыки самообслуживания и способен следить за порядком в своей комнате. Может взять на себя ответственность за определенные дела по дому. Имеет развитую мелкую моторику. Достаточно чисто пишет и рисует. С удовольствием присоединяется к группе ровесников.

Резюмируя всё вышеизложенное можно сделать вывод, что психологическими особенностями детей на этапе окончания младшего школьного звена (10 лет) являются:

    дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе;

    совершенствование головного мозга и нервной системы;

    рефлексия, анализ, внутренний план действий;

    качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения в деятельности;

    развитие нового познавательного отношения к действительности;

    ориентация на группу сверстников своего возраста;

    неустойчивость умственной работоспособности, повышенная утомляемость;

    нервно-психическая ранимость ребенка;

    неспособность к длительному сосредоточению, возбудимость, эмоциональность;

    развитие познавательных потребностей;

    развитие словесно-логического, рассуждающего мышления;

    изменение способности к произвольной регуляции поведения.

Основными задачами для успешного развития ребёнка являются:

    раскрытие индивидуальных способностей и особенностей;

    развитие продуктивных приемов и навыков учебной работы, «умения учиться»;

    формирование мотивов учения, развитие устойчивых познавательных потребностей и интересов;

    развитие навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;

    становление адекватной самооценки, развитие критичности по отношению к себе и окружающим;

    развитие навыков общения со сверстниками, установление прочных дружеских контактов;

    усвоение социальных норм, нравственное развитие.

Зная все особенности данного возрастного периода, необходимо быть готовым к их проявлению со стороны детей и при этом осознавать, что сам ребёнок испытывает сложности в данном возрасте, так как уже почти вступил на новый возрастной этап, называемый подростковым.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.