Монтессори-обучение педагогов. Что нужно для участия в он-лайн курсе для монтессори-педагогов

Использование принципов воспитания, основанных на теории «Педагогической антропологии» М.Монтессори помогут родителям и учителям в организации неординарного образовательного процесса, нацеленного на интенсивное интеллектуальное развитие, формирование психологических навыков социальной солидарности, раскрытие творческого потенциала ребёнка. Полезными также будут знания о том, как правильно организовать обучение, какие дидактические материалы и инструменты при этом будут необходимы, каким образом приёмы системы раннего развития Монтессори–педагогики могут использовать родители в домашних условиях самостоятельно для того, чтобы помочь своему ребёнку глубже осознать и развить свою индивидуальность.

Суть и принципы педагогики М. Монтессори

Имя Марии Монтессори (1870–1952) – итальянского психолога и педагога, детского врача, практически уже столетие вызывает подлинный живой интерес у многих. Она является автором экспериментальной педагогической системы, методики, которая поначалу была ориентирована на детей, испытывавших проблемы в интеллектуальном развитии и социальной адаптации, а затем получила широкое распространение и признание. Школа М. Монтессори пользуется заслуженным авторитетом, уважением и мировым признанием, это прекрасный пример эффективного педагогического принципа. Замечательная новация стала плодом мощного революционного гуманистического движения в европейской и американской педагогике рубежа XIX–XX вв., которое бросило смелый вызов заскорузлой, догматической традиционной системе образования.

Особенности педагогической теории Марии Монтессори

Нестандартность теории М. Монтессори заключается в том, что она предложила интеграционный сплав из религиозных, научных, философских знаний о человеке, который и стал фундаментом новой образовательной архитектуры. Такой органически целостной «Педагогической антропологии» в истории мировой педагогической мысли ещё не было. Технология нововведения отличалась стройностью и систематичностью, изобиловала методическим инструментарием, обладала универсальным характером применения как в официальной системе образования, так и частной, домашней, дистанционной.

Гуманистическая методика предлагает отталкиваться от наблюдения за непринуждённым поведением ребёнка в естественной среде и признания его права на своеобразие, а также призывает добиваться понимания его глубинной природы, наклонностей и способностей. Таким образом, новый педагогический подход противопоставляет себя общепринятому для того времени взгляду искусственной и насильственной «лепки» будущей личности по образу и подобию некоего «идеала», ребёнку должна предоставляться свобода действия для саморазвития, контроль и направленность действий необходимы лишь в особых случаях, которые несут угрозу здоровью или жизни.

Командовать слабым покорным ребёнком и наказывать его легко, но никто не сумеет «развить» в нём другую личность. Этого невозможно достичь обучением.

М. Монтессори

Обычная школа только сдерживает физическое и интеллектуальное развитие, сковывая его жёсткими дисциплинарными и учебными нормативами и предписаниями. Учитель так же своеобразный заложник такой тоталитарной системы обучения и воспитания. М. Монтессори считала, что взрослый, будь то учитель или родитель, не должен обучать, а лишь осторожно руководить свободными поступками и действиями подопечного, не ограничивая искренние порывы ребёнка, а направляя в безопасное для него русло. Девиз – «Помоги мне это сделать самому!»

Обычно мы считаем индивида дисциплинированным только с той поры, как он станет молчаливым, как немой, и неподвижным. Как паралитик. Но это личность уничтоженная, а не дисциплинированная.

М. Монтессори

Ребёнок по Монтессори ест всё подряд и не кусается

Самые главные принципы методики

Если попытаться коротко сформулировать «формулу успеха» Монтессори–философии, то, прежде всего, стоит обратить внимание на главные её принципы:

  • наблюдение и внимание - пристальное изучение природы ребёнка, глубокая, искренняя заинтересованность и понимание особенностей его внутреннего мира;
  • гуманизм - отсутствие психологического насилия, неприятие тоталитарных методов педагогической практики;
  • свобода и независимость - энергия творческой спонтанности не подавляется, а заботливо и терпеливо направляется в созидательное русло, здесь колоссальную роль играет мастерство педагога и его вера в ребёнка. Обучение и познание мира должны приносить радость, а свободная деятельность вызывать чувства удовлетворения и энтузиазма;
  • индивидуальный подход - наличие системной программы, детально продуманной с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка, направленной на пробуждение внутренних сил, развитие природной детской активности.

Ведущей мотивацией для активного познания является любовь ребёнка к учению, его увлечённость и энтузиазм. Воспитание и обучение органично переплетаются, развивая навыки самостоятельности, эмоциональный мир ребёнка при этом обогащается чувством независимости, самоуважения и внутреннего достоинства. Особое внимание уделяется естественному формированию ответственности за собственное развитие на принципе добровольного выбора, а не принуждения со стороны взрослых.

С помощью методики Монтессори развиваются навыки самостоятельности, эмоциональный мир ребенка обогащается чувством независимости

Монтессори-материалы

М. Монтессори постоянно экспериментировала с новыми видами дополнительных материалов, стимулирующих обучение, для выявления наиболее эффективных. Был разработан целый комплекс Монтессори-материалов - ярких, привлекательных, способных заинтересовать ребёнка и активизировать его познавательные стремления. Вот лишь некоторые из них: фигурки-вкладыши, шершавые буквы, числовые станки, рамки с застёжками и другие. Эти методические пособия специально разрабатывались для стимулирования внимания, воли к достижению успеха, наблюдательности, сосредоточенности на задаче, при этом смысл их был ещё и в том, чтобы ребёнок сам нашёл и устранил свою ошибку, без помощи руководителя. Такой уважительный подход к малышу поднимал его самооценку, укреплял чувство собственного достоинства, способствовал проявлению активности и инициативности.

Значение Монтессори-материалов:

  • вызывают живой интерес к выполнению задания, дополнительно мотивируют ребёнка;
  • дают возможность ребёнку легко исправить ошибку без помощи взрослых;
  • максимально активизируют сенсорное восприятие;
  • отдают приоритет практической деятельности, а не абстрактным объяснениям, ребёнок много работает руками;
  • разбивают процесс обучения на составные части, что позволяет совершенствовать каждый этап отдельно;
  • развивают независимость и самостоятельность;
  • усиливают концентрацию внимания, поскольку предполагают возможность повтора без ограничения времени на освоение навыка.

Оригинальным и практичным дополнением к новой мебели стали тёплые коврики, цель которых была не столько в том, чтобы внести разнообразие и уют в интерьер, сколько расширить пространство двигательной активности ребёнка: на них проводились занятия с дополнительным дидактическим материалом

Ещё одно нововведение касалось объединения разновозрастных детей (2,5–6 лет) в одну развивающую группу. Ребёнок выбирал для себя коллективные или индивидуальные формы работы в соответствии со своим желанием и готовностью. Дети с радостью помогали друг другу, обретая социальные навыки взаимопонимания и поддержки.

Монтессори-материалы - яркие и привлекательные, способны заинтесовать ребёнка и активизировать его познавательные стремления

Монтессори-класс включал несколько пространственных зон для занятий.

Зона практической деятельности

Главная задача зоны практической деятельности - привить навыки бытовой самостоятельности и независимости, научить малышей премудростям самообслуживания. Ребёнок будет учиться ухаживать за собой, делать работу по дому, готовить нехитрые блюда и т. д. Ориентирована на детей 2,5–3,5 лет.

Зона сенсорного развития

С помощью вспомогательных материалов активизируется чувства, которые малыш использует для познания окружающего мира. Роль сенсорного развития малыша в раннем возрасте огромная. Акцент делается на развитии:

  • зрения (таблички разного цвета, розовая башня, геометрические фигурки для понимания различий формы, размера);
  • слуха (музыкальные инструменты, колокольчики, шуршащие коробочки);
  • обоняния (баночки с запахом);
  • осязания (лоскутки тканей, доски).

Основная цель научной зоны - интеллектуальное развитие. Включает отдельные области - математическую, географическую, языковую, естественно-научную. Эта зона также наполняется необходимым вспомогательным материалом. Прекрасным дополнением среды могут стать зоны искусства, ремесленные, музыкальные, танцевальные, которые будут способствовать гармонизации эстетического и физического развития детей.

Область развития речи

В языковой зоне проводится моторная подготовка к освоению навыков письма, развитие звукового слуха, обучение чтению. Целенаправленно работают над обогащением словарного запаса ребёнка, знакомят с буквами, учат написанию.

Опорный материал для развития мелкой моторики и освоения навыков письма и чтения:

  • всевозможные рамки с контурными вкладышами для обводки;
  • многочисленные серии карточек с шероховатыми буквами, слогами, словами;
  • доски с динамичным алфавитом;
  • поднос с рассыпанной манной крупой.

Математическая область

Математическое развитие ставит перед собой такие цели:

  • знакомство с цифрами;
  • представление о числовых разрядах и десятичной системе;
  • освоение сопоставления математических символов;
  • умение проводить основные математические действия по сложению, вычитанию, делению с четырёхзначными числами;
  • знание квадрата числа;
  • понимание дроби и действий с ней.

Однако, что из вышеперечисленного перечня умений и знаний ребёнок освоит, зависит от его заинтересованности и индивидуального темпа восприятия, педагог не оказывает никакого давления в стремлении заполучить быстрый результат, главное, сохранить вкус к познанию и удовольствие от процесса обучения.

Дидактический материал:

  • наборы золотых бусин и коробки с цифровыми карточками для изучения арифметических разрядов и овладением навыками четырёх действий;
  • штанги;
  • веретена;
  • доски Сегена.

Космическая или естественно-научная область

В этой зоне происходит знакомства малыша с окружающей его Вселенной. Ребёнок учится разделять понятия живая и неживая природа, дикие животные и домашние, узнаёт об органах внутри человеческого тела. Кроме того, он проведёт настоящие опыты и экспериментально убедится в том, что дерево горит, а камень тонет, смоделирует картонный вулкан и организует настоящее извержение, запустит бурлящий речной поток. В сознании малыша появится глубокое понимание закономерности и взаимосвязанности всего происходящего в окружающем мире, ценности и неповторимости каждого живого существа на Земле и необходимости бережного отношения к природе.

Фотогалерея: Монтессори-материалы для развития детей

Пластиковый глобус на деревянной подставке с выступающими континентами и окрашенными в разные цвета может использоваться детьми с трёх лет Монтессори -материал «Доски «Сегена» используется для обучения последовательному счёту и запоминанию правильных, общепринятых названий чисел Малыш с удовольствием будет помогать вам на кухне в приготовлении простых блюд Цветные цилиндры позволяют малышам изучить тот факт, что при одной и той же форме предметы могут иметь разные размеры С помощью этого материала из бусин действие сложения, вычитания, умножения и деления приобретает буквальный смысл Обучать шитью с помощью монтессори-материла в виде нитки с иголкой можно безопасно и легко детей начиная с трёхлетнего возраста Деревянная коробочка с образцами тканей разивает осязание Коробочки с запахом помогут научить малыша различать запахи, развить его обоняние, расширить словарный запас Приучать к самостоятельной уборке можно с трёх лет Деревянный ящик с двумя откидывающимися сторонами, в котором разложены кубики и призмы можно давать ребятам с 4 лет Вращая за ручку одного из колес, ребенок с интересом наблюдает за работой зубчатой передачи, вызывающей вращение другого колеса
Прямоугольная доска, с изображенными на ней странами Европы в виде пазлов будет отличным помощником в изучении географии детьми

Роль взрослого в раннем развитии ребенка

С каждым годом количество модных садиков, лицеев, специализированных школ только растёт, возникает потребность в педагогах и воспитателях с совершенно иным альтернативным стилем мышления, необходимым уровнем профессиональной подготовки, готовых совершенствоваться и развиваться, способных работать с верой и любовью к своему делу.

Монтессори-педагог косвенно воздействует на ребёнка, прибегая к помощи дополнительных дидактических материалов - организованных увлекательных игр, методических приспособлений. В этой системе отсутствует общепринятый в традиционной школе «учителецентризм». Рабочее место учителя - пространство всей классной комнаты, он не привязан к своему столу, активно перемещается от одного ребёнка к другому, проводя с ними индивидуальные занятия за столиком или на коврике. При этом личность педагога едва заметна, он не концентрирует на себе внимание, его роль вспомогательная, а не назидательная.

Видео: методика Монтессори. Доводы одного родителя

Каким должен педагог, работающий с ребёнком по системе Монтессори:

  • наблюдательным;
  • психологически гибким;
  • обладать проницательностью и тонким чутьём в подборе оптимального обучающего материала лично для каждого ученика, чтобы обеспечить наибольшую эффективность работы;
  • избегать сравнений с другими детьми, а также прямых оценок, заменяя их проявлениями своего отношения через чувства

Рабочее место учителя - пространство всей классной комнаты, он не привязан к своему столу, активно перемещается от одного ребёнка к другому, проводя с ними индивидуальные занятия за столиком или на коврике

Каждый ребёнок входит в продуктивную фазу сенситивного периода индивидуально, поэтому учебная нагрузка, её распределение должны быть персонально ориентированы. Воспитатель владеет навыками техники определения периодов чувствительности, поэтому в общении с ребёнком помогает ему раскрыться, максимально активизировав внутренний ресурс. Основной индикатор пробуждения чувствительности - неподдельный интерес ребёнка к какому-либо виду деятельности. Задача руководителя - вовремя уловить наступление активного периода обучения и предложить ребёнку применимый его возрасту и подготовке педагогический инструментарий развития.

Закономерным стало и предложение М. Монтессори о замене термина «учительница» на «руководительница», которое казалось более уместным и справедливым.

Видео: работа педагога в Монтессори-центре

Советы родителям:

  1. Приобретайте одежду, с которой ребёнок легко справится самостоятельно: без сложных застёжек, с большими пуговицами, с широким воротником. Оборудуйте детскую удобной для возраста ребёнка и прочной мебелью: вешалка для вещей, зеркало, низкие полочки для игрушек, низкая кроватка, мобильные и лёгкие стол и стульчик.
  2. Гармонизируйте пространство детской комнаты, используйте материалы, которые легко мыть и чистить. Уберите из зоны доступности предметы опасные для малыша или те, которые он может сломать.
  3. Научите ребёнка пользоваться средствами уборки: тряпка для пыли, веник, ведёрко. Дайте в личное пользование предметы для уборки.

Фотогалерея: какой должна быть домашняя среда

В оформлении детской предпочтение необходимо отдать пастельным тонам и деревянной мебели Одежда ребёнка должна быль доступна, чтобы он осваивал навыки самообслуживания У ребёнка должно быть место для игр и движения Между ребёнком и окружающим его миром не должно быть решёток, кроме того, низкая кроватка будет безопасна Игрушки должны быть сложены так, чтобы малыш сам выбирал для себя занятие Детская мебель должна быть мобильной и лёгкой, соответствующей возрасту ребёнка Можно оборудовать специальный стенд для рисунков и поделок

Деятельность:

  1. Обеспечьте ребёнка дополнительными дидактическими материалами для развития - оборудуйте зону практической деятельности, сенсорную и научные зоны в его комнате. Не перегружайте детскую игрушками, даже если они развивающие, добавляйте их постепенно, возможно, заменяя другие.
  2. Посещайте вместе с ребёнком интересные места, которые будут способствовать его интеллектуальному, культурному, физическому и духовному развитию.
  3. Пусть ребёнок принимает активное участие в домашних делах, таких как поход за покупками, уборка, готовка, садоводство. Давайте ему конкретное задание и обеспечивайте условия для выполнения.
  4. Позвольте ребёнку вырезать картинки из журналов, обсуждайте с ним его творчество (рисунки, поделки), читайте ему вслух и проводите беседу на тему услышанного им.
  5. Рассказывайте ребёнку о своих увлечениях и интересах, это обогатит его мир знаниями о музыке, книгах, спорте, рукоделии и т.д.
  6. Приучите его ухаживать за домашними животными и растениями в доме. Пусть привыкает брать ответственность за них, но не заставляйте, если ему это не по силам.
  7. Ходите с ребёнком в гости вместе, но делайте визиты короткими, учитывая быструю утомляемость малыша, продумывайте заранее чем его можно будет занять, если он заскучает.

Как выстраивать отношения в семье:

  1. Если отец посвящает много времени работе и часто отсутствует дома, желательно, чтобы ребёнок наблюдал отца за работой дома, тогда он будет понимать слова «папа на работе».
  2. Будьте честны со своим ребёнком.
  3. Создайте атмосферу уважения и взаимопонимания.
  4. Расширяйте сферу его социальной адаптации, приучайте культуре общения с посторонними взрослыми людьми в больнице, школе, магазинах и т. д.
  5. В случае возникновения трудностей в воспитании, обращайтесь за профессиональной консультацией к опытным психологам или учителям.

В семье важно создавать атмосферу взаимопонимания и уважения

Занятия по методу М. Монтессори

Приводится несколько примеров занятий, который будут полезны родителям для применения воспитания детей, для их саморазвития и гармоничного понятия окружающего мира.

Техника игры со счётными палочками

Инструкция:

  1. «Собери палочки» - способствует развитию мелкой моторики. Применяем с 9-месячного возраста. В коробочке от счётных палочек делается отверстие, затем малышу предлагают складывать палочки в коробочку по одной. Проводить под присмотром родителей.
  2. «Разложи по цвету» - начальное задание будет состоять из палочек двух цветов, показываем как разложить в две кучки и просим кроху повторить. Когда первое задание освоено, усложняем задачу, добавляя ещё один цвет. Занятие стимулирует способность сенсорного восприятия и формирует умение сравнивать.
  3. «Творим из пластилина» - в год, полтора можно приступать к играм с пластилином. Счётные палочки используем вместе с пластилином: забор, опора светофора, ствол дерева и т. д.
  4. «Игры в геометрию» - выкладывает из счётных палочек фигуры, попутно объясняя, что такое квадрат, угол или сторона. Чем одна фигура отличается от другой, как из одной фигура получить другую. Малыш просто наблюдает за игрой, а с возраста 4–5 лет можно предлагать ребёнку самостоятельно справиться с заданием.
  5. «Увлекательные дорожки» - из счётных палочек выкладываем яркие дорожки разной ширины и длины. Начинаем с одной (это короткая дорожка) и постепенно добавляем ещё по одной, проговаривая, что дорожка становится длиннее. Знакомим с понятиями длины («короткий», «длинный») и высоты, если добавить пластилин.
  6. «Учимся считать» - около двух лет малыш уже знаком с понятиями «один» и «много», учится считать до двух, к трём годам осваивает счёт до пяти, количественное измерение, а не числовую последовательность. Счётные палочки помогут освоить простейшие арифметические действия

Видео: песочная терапия, игры на развитие внимания

Чтение и письмо

Цель: развитие мелкой моторики и мускульного аппарата как подготовка к письму.

Материал: многочисленные рамки с фигурками, шершавые буквы.

Технология проведение занятия:

  1. Ребёнок обводит цветным карандашом внутренний контур рамки, при этом на белом листе бумаги остаётся прорисованная им геометрическая фигура. Дополнительно можно предложить вашему малышу раскрашивание фигурки, сделав её цветной. Вкладки могут представлять собой любые геометрические фигуры, позже к ним можно добавить фигурки животных или предметов, чтобы сделать занятие более увлекательным и разнообразным.
  2. Цель - освоить зрительные образы букв и усовершенствовать мускульную память мелкой моторики кисти руки для письма. Материал - таблички, на которые наклеены письменные буквы, вырезанные из наждачной бумаги. Начинаем процесс изучения букв с гласных, затем приступаем к согласным. Учимся произносить звук, а не букву. Начинаем с небольшого количества букв, двух или трёх, показываем, произносим и даём обвести пальчиком. Тактильное восприятие обязательно, так как это принципиальная основа метода. Можно включить игровой метод поиска ребёнком произносимой вами буквы: «Найди мне «К», а где «О»?».
  3. Цель - научиться составлять слова. Материал - вырезанные из карточек буквы, каждая буква должна быть минимум в двух экземплярах. Кладём буквы перед ребёнком и чётко произносим хорошо знакомое слово, например, ма-ма. Малыш находит и выкладывает перед собой букву «М», подготовленный к занятию ребёнок справится с задачей составить простое слово. Если ребёнок не определяет звук, то вы слишком торопитесь, будет уместным поиграть с ним в звуковые игры в качестве подготовки. Подготовленный ребёнок сам стремится писать с удовольствием, можно предложить ему писать пальчиком по рассыпанной манной крупе или мелками на доске, прежде, чем осваивать письмо карандашами на бумаге.

Фотогалерея: материалы для чтения и письма

Складывать слова из шершавых букв интересно и легко малышам Первые буквы вырисовывать на манной крупе очень просто Учение письма с вырисовывания букв пальцем намного легче Рамки-вкладыши служат для обводки фигурок Складывание слов из фигурок букв руками очень нравится детям

Обучение счёту

Цель: малыш овладевает математическим навыком счёта с помощью бусин. Он учится сравнивать конкретное количество бусин с их цифровым изображением, осваивает четыре арифметических действия. Ребёнок получает навык систематизации, развивает абстрактное мышление, усваивает понятие числа, осознаёт взаимосвязь отдельных явлений.

Основной материал для организации проведения занятия - инструмент «Золотые бусины», которые объединены по разрядам (десятки, сотни, тысячи). Основная единица счёта - золотая бусина, один десяток - нанизан на стержень, сотня - пластинка из десяти стерженьков, тысяча - куб из десяти пластинок. Для проведения полноценного занятия по обучению счёту необходим дополнительный дидактический материал, который представляет собой коробку с символическим изображением цифр (1, 10, 100, 1000).

Организация и проведение упражнения:

  1. Ребёнку показывают одну бусину и называют её: «Это одна единица». Малыш может её рассмотреть, взять в руки, после чего положить на поднос с Золотым материалом. Затем ему демонстрируют стерженёк, проговаривая вслух: «Одна единица, две единицы, три единицы, четыре единицы и т. д.», в финале пересчёта малышу сообщают «Десять единиц - один десяток». Потом ребёнку предлагают самостоятельно повторить процедуру счёта бусинок. Аналогично вместе с ним пересчитывают десятки в пластинке и тысячи в кубе. Второй шаг - знакомство с числом, усвоение значения 0. Наконец, третьим этапом станет сравнение усвоенного понимания разрядов, выраженных в количестве бусинок, и числового их изображения. Перед ребёнком выкладывают бусинку и предлагают положить рядом соответствующую карточку с цифрой 1, таким же образом исследуются десятки, сотни и тысячи.
  2. Материал: два коврика, куб-тысяча, коробка с 9 пластинками, коробка с 9 стерженьками и 9 бусин-единиц, коробка с большими цифрами 1000, 900, 90, 1.В правой части одного ковра выкладываются 9 бусин, далее ребёнку говорят: «Если мы добавим десятую бусинку, у нас получится десяток». Задача ребёнка выложить столбик десятки-стерженьки, а, затем столбик из пластинок и завершить работу появлением на коврике куба. Параллельно, на другом коврике, второй ребёнок, следуя аналогичной логике, раскладывает картинки с цифрами.
  3. Детям предлагают собрать любое четырёхзначное число, сначала они проделывают это из бусин, затем находят правильное число. Следующим этапом будет переход к изучению арифметических действий с четырёхзначными числами.

Основные достоинства и недостатки системы воспитания Монтессори

Мастерская М. Монтессори не оставляет равнодушным никого из тех, кто хотя бы прикоснулся к изучению и знакомству с ней, или, например, привёл своего ребёнка в такую школу. Мнения бывают самые полярные - от категорически восторженных до резкой критики. Минусы, основанные на критических замечаниях противников метода можно изложить в нескольких тезисах:

  • ярко выраженное доминирование индивидуальной и самостоятельной работы, ребёнок мало времени проводит в живом общении со сверстниками, преобладает деловой стиль;
  • отсутствие спонтанных творческих игр, урок превращается в работу;
  • противники метода осторожно относятся к стимулированию раннего развития в целом, придерживаются того мнения, что «всему своё время» и такое ускоренное, преимущественно интеллектуальное развитие, принесёт свои побочные эффекты в виде искажения психологии ребёнка, лишит его атмосферы беззаботной радости детства;
  • в Монтессори-центрах отдают предпочтение развитию логики, а развитие образного мышления, воображения при этом страдает, нарушается принцип гармоничного развития;
  • мало внимания уделяется творческому и эстетическому развитию, эмоциональная жизнь ребёнка теряет насыщенность и глубину, становится сухой и примитивной;
  • выражают сомнение по поводу того, а стоит ли специализированные педагогические приёмы для умственно отсталых детей, которые, несомненно, доказали свою эффективность, столь широко популяризировать и внедрять для всех детей;
  • предупреждают родителей о том, что в России нет сертифицированного центра подготовки Монтессори-педагогов для детей 2,5–3 лет.

Следует как можно дольше оставлять ребёнка в его нежном образно-сказочном мире, в котором он приспосабливается к жизни, дать ему возможность как можно дольше не расставаться с воображением, образностью, «безыинтеллектуальностью». Ибо, если предоставить его организму возможность окрепнуть в «безынтеллектуальности», он сможет позже правильным образом освоиться и интеллектуальности, необходимой современной цивилизации.

Рудольф Штайнер

http://www.umnyedetki.ru/metodiki/protivniki.html

Классическая система Монтессори предполагает занятия с детьми старше 2,5–3 лет. Но на сегодняшний день уже есть большой мировой опыт по созданию Монтессори-групп для занятий с детьми до 3 лет. Правда, в нашей стране пока нет сертифицированных Монтессори-педагогов для детей от 0 до 3 лет, во всяком случае я не нашла подобной информации. И ещё, не все Монтессори-центры в нашей стране официальные и действительно работают по системе Монтессори. Уточнить список Монтесори-центров (садов и школ), можно, например, на страницах интернет-журнала Монтессори. Монтессори-школ в мире также значительно меньше, чем Монтессори-групп для детей до 6 лет (дошкольников). В России Монтессори-школ единицы и официально они таковыми не числятся. Эти и другие правила, позволили научить отстающих в развитии детей одевать себя, организовывать порядок окружающих вещей, систематизировать окружающий мир. Но это не значит, что подобная программа подходит и принесёт пользу большинству «обычных» детей. Речи не шло о выращивании гениев и опережающем развитии. Да и для «обычных» детей методика не предназначалась.

Агрова Анна

http://mamainfo.ru/goods/137.html

Развитие ребёнка сводится для неё исключительно к развитию сил способностей организма: развитие мускулов, грудной клетки, зрения, осязания, слуха и т. д. Понятие образования определяется ею всецело материалом, подлежащим воспитанию. Что должно воспитать? - вот вопрос, который она только и ставит, естественно отвечая на него: надо воспитать в человеке все, что только находит и нем физиология и психология! А между тем - даже максимальное развитие органов восприятия и движения обеспечивает ли на деле то, что мы называем идеалом развитого человека? Разве виртуозная тонкость в различении оттенков цветов и глазомер, не уступающий глазомеру дикаря, не сочетаются часто с полным непониманием живописи и рисунка, а способность улавливать тончайшие шумы и наличие даже абсолютного слуха - с банальным музыкальным вкусом, предпочитающим пошлую слащавость глубокой и серьёзной музыке? Ведь художественное восприятие есть восприятие не вещества, по его живописного или музыкального смысла, и потому для понимания живописи или музыки далеко недостаточно развитого зрения и развитого органа слуха… Система Монтессори отрицает все, могущее так или иначе питать воображение. Она отвергает изобразительные игры, отрицает даже сказки, как уводящие ребёнка в мир ирреального. Развивая чисто сенсуалистическую теорию воображения, Монтессори знает одно лишь пассивное воображение, которое есть не что иное, как подражательно-произвольная комбинация воспринятых элементов реальности. То, что психология называет творческим воображением, есть для неё лишь усложнённое пассивное воображение. Детское творчество ею решительно отвергается… Система Монтессори кроет в себе опасность преждевременного превращения игры в урок, т. е. в работу…Ошибка Монтессори состоит в том, что, отрицая творчество ребёнка, она выбрасывает за борт и его активность.

С.И. Гессен

Основы педагогики

Современные федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного и начального общего образования изменили общий взгляд на целевые ориентиры воспитания и развития, на содержание образования и условия, которые обеспечивают эффективное развитие ребенка в соответствии с его способностями, потребностями и индивидуальными особенностями. Многие требования стандарта соответствуют основным положениям педагогики Марии Монтессори. Педагогическая система, которая долгое время в России была под негласным запретом, сейчас признана как эффективное средство гармоничного развития личности ребенка раннего, дошкольного, младшего школьного и др. возраста. Поэтому актуальным является обучение педагогов Монтессори-системе.

Преимущества системы Монтессори

Педагогические идеи Монтессори базируются на нескольких принципах, которые должен знать Монтессори-учитель:

  • движущей силой образования является стремление человека к самореализации;
  • в процессе образования необходимо предоставить маленькому человеку возможность выбора, базирующегося на искреннем интересе и любви;
  • необходимо обеспечить формирование «человека естественного» в естественных условиях (с точки зрения социальной, нравственной, психологической).

Обучение педагогов Монтессори базируется на одной из главных идей о том, что для разностороннего и полноценного образования ребенка необходима специально подготовленная и оборудованная развивающая среда.

Важно! Развитие более эффективно в группах, где объединены дети разного возраста.

Среда, которая развивает

Преподаватель Монтессори большое значение придает окружающему ребенка пространству (таблица).

Требование к среде Возможности обучающихся
Большая площадь помещения Обучающие материалы размещаются так, чтобы дети могли, не мешая друг другу, работать в нескольких зонах по очереди, обмениваться предметами, могли уединиться и отдохнуть
Соответствие мебели возрасту и росту детей Воспитаннику удобно и комфортно, формируется позитивное отношение к занятию
Мобильность Возможность без особых усилий передвигать столы и стулья в пространстве (класса)
Доступность Малыш может без затруднений достать любой предмет или пособие
Озеленение Дети могут любоваться растениями и ухаживать за ними

Важно! Все материалы для занятий следует располагать на уровне глаз, чтобы они вызывали интерес и желание малышей с ними поработать.

Международная ассоциация Монтессори

Существует Международная ассоциация Монтессори (Association Montessori Internationale (AMI), основанная самой Марией и объединяющая ученых, учителей и воспитателей, работающих по ее системе. Основание Ассоциации относится к 1929 г., она появилась в Амстердаме благодаря усилиям самой Марии и ее сына. С 1952 по 1982 г. руководил организацией сын Марии – Марио Монтессори. Ассоциация работает и сейчас, ее представительства есть в 110 странах мира, все желающие могут пройти курсы Монтессори, а по окончании курсов слушатели получают диплом. Полную информацию об Ассоциации можно получить на ее сайте https://montessori-ami.org . Информация представлена на нескольких языках, в том числе и на русском.

Мария с 1919 г. лично проводила обучение педагогов по своей системе, собирая группу один раз в год. Центр, готовящий педагогов по уникальной системе, начал работать с 1938 г. В 1973 г. Марио и его единомышленниками был основан Фонд Марии Монтессори, чтобы поддерживать педагогов, не имеющих возможности оплатить обучение, и помогать Ассоциации.

Ассоциация Монтессори-педагогов России

В России идеи Марии Монтессори стали популярны благодаря усилиям Елены Хилтунен, которая познакомилась с ними случайно, но, увидев на практике работу детского сада по ее системе, решила, что к этой педагогической практике нужно привлечь внимание. Первый семинар по системе Монтессори состоялся в 1991 г. в Москве, там педагоги из Голландии представили свой опыт. Именно в 1991 г. и образовался Центр Монтессори в Москве, появился первый детский сад по ее системе, затем стали издаваться пособия и выпускаться дидактические материалы и пособия. В 2009 г. для обучения педагогов Монтессори Центр педагогики М. Монтессори открылся при Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования в Москве. С 2010 г. в России работает Фонд «Монтессори», являющийся филиалом AMI.

Ассоциацию Монтессори-педагогов России (АНО «Монтессори-система»), образованную в 1997 г., возглавляет Л. Климанова. Центры, проводящие обучение педагогов Монтессори, работают во многих крупных городах Российской Федерации: Москве, Санкт-Петербурге, Казани и др. и организую очное и дистанционное обучение Монтессори-педагогов.

Обучение Монтессори-педагогов в AMI

Есть возможность прослушать полный курс или один из его модулей за границей, но и в России есть представительства AMI (В Москве, Санкт-Петербурге, других городах), где занятия проводят специально обученные международные тренеры, ежегодно проходящие аттестацию в AMI. Курсы AMI идут в очной форме, они разработаны на английском языке, но для российских слушателей читаются по-русски.

По-русски преподносится лекционный материал, организуются практические занятия, выдаются рабочие материалы и пособия. Для обучения Монтессори-педагогов требуются оборудованные аудитории, комплекты наглядных пособий, а также обучение педагогов Монтессори по программам AMI предполагает обязательное прохождение практики в группе воспитанников под руководством сертифицированного тренера-педагога. Такой подход исключает возможность заочного или дистанционного обучения педагогов Монтессори.

Курсы Монтессори-педагогов в России

В России работает множество центров, институтов и ассоциаций, которые дают дипломы для работы с детьми указанного возраста (дипломы педагога 0–3, 3–6, 6–12). Длительность от 14 дней до 0,5 года; программа делится на модули; по каждому модулю проводится промежуточная аттестация. Обучение Монтессори-педагогов в РФ, организованное не AMI, а иными центрами и институтами, представляющими идеи Марии Монтессори, проводится в очной форме (выездные курсы различной длительности и интенсивности), также востребованной формой является дистанционное обучение Монтессори, в том числе в режиме онлайн.

Одна из организаций, которая готовит педагогов по данной системе, – это «Международный институт Монтессори-педагогики», организующий обучение в очной форме в Москве на своих базовых площадках с большим количеством практических занятий и наблюдений за деятельностью детей. Кроме очной формы, институт проводит короткие онлайн-курсы (80 ч), имеющие название установочных, то есть дающие общее представление о данной педагогике. Обучение на онлайн-курсах предполагает подключение через сеть интернет к занятию тренера с педагогами, просмотр материалов, возможность участвовать в диалоге, задавать вопросы, выполнение домашних заданий, самостоятельную работу с литературой и другими источниками информации.

Сейчас по системе Монтессори работают многие школы и детские сады. Кроме должности старшего педагога и педагога, есть должность ассистент Монтессори-педагога. В обязанности ассистента входит создание условий для работы педагога, помощь в организации детей, которые не сразу подключаются к работе, обеспечение спокойной обстановки в группе, забота о детях.

Внимание! Обучение на онлайн-курсах завершается устным собеседованием и тестированием по содержанию курса или другой формой итоговой аттестации.

В детских садах и школах взрослому отводится роль помощника, который направляет, показывает образец действия, а ребенок с помощью Монтессори-педагогов развивается в самостоятельной деятельности через собственный опыт действия, мысли, чувства, проходит путь «обучения через открытия».

Я практикую больше 7 лет, и часто меня спрашивают: «Где вы учились?». Я закончила первый курс Международной Ассоциации Монтессори (AMI) 0–3 в России, который проходит в Санкт-Петербурге. Но в Монтессори-образовании важно не место, где проводят курс (в Москве, Санкт-Петербурге, Испании), важно КТО проводит курс. Я училась у международного тренера AMI.

Сегодня в России много курсов от российских ассоциаций, которые дают дипломы педагогов 0–3, 3–6, 6–12. Обучение строится в формате отдельных блоков и длится от 2-х недель до нескольких месяцев. Поэтому важным критерием является не география учёбы, а непосредственный организатор курсов. Например, AMI является источником аутентичного метода. Международная Ассоциация Монтессори отвечает за качество образования, которое даёт. Если бы мне пришлось ещё раз выбирать курс, я бы опять прошла его в AMI.

  1. AMI или не AMI ?

Сравнение методик, как и сравнение качества разных курсов, не будет объективным, поэтому я рассмотрю аспекты учёбы на курсах, организованных Международной Ассоциацией Монтессори (AMI).

AMI-курсы проводятся в различных странах, но все они похожи по структуре, требованиям, результату и качеству. Найти подходящий курс можно на официальном сайте AMI в разделе Training Courses. Международный язык AMI – английский. Курс Международной Ассоциации Монтессори на территории России переводится на русский язык. Также иногда курсы, проводимые за рубежом, сопровождаются переводом, организованным специально для русской группы.

Чтобы провести курсы AMI, нужно соблюсти ряд условий: необходимы полностью укомплектованный класс для практики, лекционная аудитория, переводы материалов. С одной стороны, это усложняет организацию курсов, с другой, подтверждает их высокое качество.

Второй момент – тренер. Тренеры AMI постоянно проходят аттестацию, поддерживая свою высокую квалификацию внутри ассоциации. Почти все локальные курсы в России грешат тем, что их проводят педагоги, у которых квалификация не подтверждается.

  1. Длительность обучения.

Чтобы стать педагогом класса, необходимы курсы, на которых есть не только теоретический блок, но и практика в действующем классе под наблюдением тренера. Поэтому сразу отсекается дистанционное обучение Монтессори-педагогов. Дистанционные курсы не удовлетворяют и половине критериев. Кратковременные и экспресс-курсы длительностью 2–3 недели подойдут тем, кто просто хочет познакомиться с методикой в информационных целях. Курс AMI длится 1–1,5 года: 16–20 недель очных сессий и 3–7 недель заочных в зависимости от уровня, а также написание альбомов. Альбомы – это большой объём теоретической (психология, педагогика) и практической (презентации, работа с детьми, работа с родителями) информации, которую необходимо проработать и осознать. Они являются дальнейшей опорой в работе педагога в классе. Полностью пройденный курс Международной Ассоциации Монтессори можно фактически считать вторым высшим. Педагоги после AMI-курса точно знают, как вести работу класса, как его организовывать и где находить ответы на возникающие вопросы.

  1. Цена.

Цена на курсы сильно отличается. AMI-курс на сегодняшний день самый дорогой – 6 000–10 000 €. В его стоимость входит большой объём материала и профессиональная подготовка как среды для курса, так и тренерского состава. Люди, которые проходили другие курсы, говорят, что на них дают всего 10–20% от того, что дают на курсах AMI. Цена за такой уровень как раз и будет соответствовать 10–20% от стоимости AMI-курса.

  1. Почему Монтессори-педагог должен проходить практику?

Практика – важная составляющая любой учёбы, и особенно в Монтессори-образовании. Отсутствие практики приводит к тому, что по итогу курса выходят теоретики, не способные работать с детьми и классом. Практика на курсе 0–3, например, состоит из большого числа наблюдений за развитием детей в разном возрасте и разной среде. На курсе 3–6 вы также наблюдаете за детьми, но уже в подготовленной Монтессори-среде, и проходите практику непосредственной работы в действующем классе 3–6 с гидом, получившим AMI–диплом. Именно на практике педагог становится педагогом.

  1. Учиться по AMI -стандарту в России или за рубежом?

Единственный плюс учёбы по AMI-стандарту в России – на курсе возможно будет блок о преподавании в классе русского языка. К плюсам зарубежного обучения отношу возможность увидеть другой стиль работы, отличный от российских школ, общение и установление контактов с педагогами по всему миру. Зачастую зарубежные курсы Монтессори-педагогов организованы на базе Монтессори-школ, у которых большой опыт работы. Обучаясь на такой площадке, вы получаете ещё и опыт организации пространства, работы класса и школы в целом.

Подводим итог: если вы хотите стать Монтессори-педагогом – выбирайте AMI-курс. Недостаток AMI-курса – высокая цена, которая, однако, при оценке качества получаемых знаний, опыта и материалов, является адекватной.

В конце хочу привести слова своего коллеги, который больше 10 лет работал в сети развивающих центров по Монтессори: «Только пройдя курс AMI 3–6, я по-настоящему начал работу по Монтессори».

На фото Монтессори-школа LePort

Эту статью я написала сразу после окончания моего обучения на получение диплома Монтессори-педагога для уровня 3-6 лет летом 2014 года, чтобы по свежим следам запечатлеть мой опыт и мои впечатления. И вот теперь, спустя почти 2 года, я достаю эту статью из моих закромов и размещаю на этом сайте, чтобы те, кто пока раздумывает о возможности пройти Монтессори-тренинг, возможно, почерпнули крупинку вдохновения и имели возможность сложить картину того, что их ждёт на этом пути.

В своё время, когда я пыталась разобраться в тонкостях подготовки Монтессори-учителей в США, я столкнулась с огромным вакуумом в плане информации, и чтобы понять, с какой организацией мне следует пойти (AMI — Association Montessori Internationale или AMS (American Montessori Society), а потом и какой именно тренинг-центр мне выбрать, мне пришлось серьёзно потрудится, попробовать разные пути, проехаться из одного штата в другой, лично посетить несколько тренинг-центров, чтобы в конце концов сердцем выбрать свой дальнейший путь. Но даже тогда, когда я сделала свой выбор и когда я переезжала в Портланд перед началом АМИ-курса в Montessori Northwest, я не имела никакого представления о том, что меня ожидает. Поэтому, надеюсь, что эта статья прольёт немного света на путь обучения на Монтессори-педагога на курсах АМИ.

Я переполнена благодарностью за то, что моё сердце привело меня именно к АМИ курсам и именно в Montessori Northwest в Портланде и именно на программу академического года. Да, это было большое решение, повлекшее за собой массу перемен: переезд в другой штат, уход с работы, громадных перестановок в финансовых делах. Но когда, начав курс в сентябре, встречаешься с такими же людьми, которые полностью перекроили свою жизнь, чтобы привнести в свою жизнь возможность обучиться на АМИ курсах подготовки педагогов, твоё сердце ещё больше переполняется восхищением самоотдачей и пылом, который привел этих 40 человек с разных уголков страны и даже с других континентов в это место, с которого начинается новый этап на пути служения ребёнку.

АМИ курсы по подготовке Монтессори-педагогов называются тренингом, и это не случайно. Тренинг подразумевает активное обучение, направленное на развитие навыков и умений. В рамках тренинга от тренера передаются не только знания, но и в активной практической работе развиваются навыки и умения, необходимые в профессии. Сейчас, по окончании 9-месячного тренинга, я точно понимаю, что это слово как нельзя лучше подходит к описанию этой профессиональной подготовки учителей. Ни какое количество прослушанных лекций и прочитанных книг не смогло бы дать то, что требуется для настоящей качественной подготовки Монтессори-педагога (лекции и чтение книг — неотъемлемая часть этого, но сама по себе недостаточная).

Итак, поведаю о том, что из себя представляет тренинг Монтессори АМИ для уровня 3 — 6 лет через призму моего восприятия.

Сразу оговорюсь, что я не могу быть стопроцентно уверенной, что построение курса и его организация идентична во всех АМИ центрах. Несмотря на то, что Международная Монтессори Ассоциация регулирует и следит за контролем качества и аутентичностью центров по подготовке учителей Монтессори, всё же существует человеческий фактор: кто является тренером, какой у него опыт, его понимание философии Монтессори, взгляды на жизнь и многое другое, что может привнести свою изюминку в его работу. Поэтому, всё что я расскажу — это мой опыт, полученный в Montessori Northwest и пережитый лично мною и, естественно, пропущенный через свою призму восприятия.

Одной из отличительных особенностей тренинга в Montessori Northwest было то, что вместо традиционного для большинства АМИ-курсов одного тренера, у нас их была два. Каждый со своим богатым опытом, со своей историей, своей неповторимой личностью, они так прекрасно дополняли и обогащали друг друга. Джинни Саккет (Ginni Sacket) и Сара Варнер Эндрюз (Sarah Warner Andrews) погружали нас в основы теории и практики Монтессори и с первого дня вдохновляли нас ещё больше на выбранный нами путь.

Montessori Northwest работает с 1979 года и предлагает прекрасно разработанную и функционирующую программу подготовки Монтессори-педагогов. Я, весьма требовательная к качеству образования, с восхищением наблюдала за тем, как работает центр, как тщательно и всесторонне продумана программа и какие прекрасные, посвятившие себя служению детям, люди, собрались там.

Сам курс включал в себя теоретическую часть (изучение философии Монтессори и особенностей развития ребёнка возраста 3 — 6 лет), изучение Мочнтессори-Материалов и практика презентаций, наблюдение в Монтессори-среде, педагогическую практику в Монтессори-саду и экзамены.

Теоретическая часть

Теоретическая часть курса включает в себя изучение развития ребёнка и философских основ Монтессори-системы. Традиционно в курсах подготовки Монтессори-педагогов по АМИ-стандарту эти знания передавались устно от Монтессори-тренеров студентам, и поэтому никаких учебников по методике Монтессори в линии преемственности АМИ нет. Другими словами, вы не можете купить учебник с организованной по темам информацией и изучить всё самостоятельно. Вы, конечно, можете изучить литературу, собранную на основе лекций самой Марии Монтессори или литературу, написанную её сыном, Марио Монтессори, но будете вынуждены по крупицам собирать разбросанные фрагменты, чтобы сложить может быть 30-50% того, что дают в своих лекциях сертифицированные АМИ тренеры.


Мой «альбом» по теории Монтессори

В рамках АМИ Монтессори-тренинга студенты создают свои собственные учебные пособия — так называемые «альбомы», которые в дальнейшем составляют справочный материал на их профессиональном пути после окончания тренинга.

Ещё несколько лет назад, а на некоторых курсах и по сей день, все лекции тренера записываются студентами вручную и составляют базу для теоретического альбома. Сейчас, по крайней мере в Montessori Northwest, нам предоставляли напечатанные теоретические лекции наших тренеров. То есть нам не приходилось судорожно записывать то, что они рассказывали по теории Монтессори, а мы имели удовольствие и в принципе должны были прочитать лекцию заранее и прийти на лекцию и обсуждение уже подготовленными.

Для того, чтобы обеспечить качество проработки материала, для каждой лекции мы должны были составлять конспект и писать собственные размышления по теме (по сути мини-сочинение). Все лекции вместе с конспектами и размышлениями на тему после проверки шли в наш личный теоретический альбом, который с течением времени серьёзно увеличивался в размере.

Помимо лекций, изучение Монтессори-философии проходило через чтение печатных изданий, собранных на основе лекций самой Марии Монтессори. Раз в две недели организовывались семинары по обсуждению прочитанного, где в большинстве своём мы работали в группах и потом представляли наработки и переосмысления темы в виде плаката или обобщения перед всей группой студентов.

Таким образом, нас готовили не только работать в коллективе и обсуждать идеи, но и публично представлять наши размышления и выводы. Часто наше задание состояло в том, чтобы рассказать всё так, словно перед нами находились люди, не знающие ничего о Монтессори. Кстати говоря, это весьма сложное задание. Мы все не раз отмечали, как сложно нам, изучая теорию Монтессори и впитывая своеобразный профессиональный жаргон, выразить эти идеи общепринятыми словами! А ведь это так важно: ведь нам предстоит иметь дело с родителями, да и вообще с людьми, интересующимися, чем это мы занимаемся или интересующимися вопросами воспитания и образования ребёнка.

Огромным достоянием теоретической части курса было объединение Монтессори- философии и её открытий о развитии ребёнка с современными исследованиями в области мозга и языка. Именно здесь я впервые узнала о том, что современные учёные приходят к тому же, что Мария Монтессори говорила о детях более сотни лет назад. Также стало очевидным стремление Монтессори-движения объединиться с передовыми умами современной нейропсихологии, детской психологии, логопедии, лингвистики, что успешно осуществляется в последние годы. Мне ещё предстоит поглубже ознакомиться с работами всех этих людей, имена которых я занесла в свой список книг для прочтения.


Одна из студенток курса презентует свой теоретический проект

Ещё одним аспектом изучения теории Монтессори был индивидуальный теоретический проект, для которого мы сами выбирали интересующую нас тему из теории, занимались глубоким изучением её в первоисточниках Марии Монтессори и её последователей, а также в статьях признанных Монтессори-журналов. Этот проект должен был быть закончен к весне и представлен либо в виде письменной работы (что-то вроде курсовой работы) либо в виде устной презентации.

Изучение Монтессори-материалов

Изучение материалов происходило по зонам подготовленной Монтессори-среды: мы начали с устного языка из зоны языка, затем перешли к практической жизни, далее к зоне сенсорного развития, вернулись к языку (письму и чтению) и напоследок к математике.

Тренер Джинни презентует материал «ребёнку»

Сначала мы наблюдали за презентацией отдельного материала с участием “ребёнка” в лице одного из нас, затем обсуждали презентацию, уточняли детали, обговаривали цели, возраст и критерии готовности ребёнка к этому материалу. Затем переходили к следующей презентации перед тем, как начинать практиковаться самим. Проходило это довольно интенсивно и требовало от нас стопроцентного внимания. Нужно было уловить каждую деталь: как располагается материал на столе, какие движения используются, последовательность работы.

В презентациях Монтессори нет ничего лишнего, каждое движение и слово продумано и отработано: движения плавные и грациозные, слова минимальны и не накладываются на движения, а говорятся во время пауз. Как завороженные мы смотрели на каждое отточенное изящное движение наших тренеров, ведь именно так: грациозно, со спокойным энтузиазмом и любовью к тому, что делаешь, продуманно и мягко нам предстояло научиться работать с каждым материалом.

После презентации нескольких материалов нам давалось время на то, чтобы сделать конспект и затем практиковаться в работе с материалом и делать презентации. Тут мы разбивались на пары и тренировались с каждым материалом, меняя роли с учителя на ребёнка. Тренеры в это время были поблизости, наблюдая, корректируя, оказывая помощь, когда нужно.


Студенты курса практикуются с материалами в языковой зоне

Мы сами вели учёт своей практики и должны были самостоятельно следить за своим прогрессом. Это очень созвучно философии Монтессори, где каждый ответственен за свой процесс обучения. У нас у каждого был собственный дневник, куда нам предлагалось записывать свои размышления, проводить рефлексию в любое время, когда захочется, но желательно в конце каждого дня.

Иногда такой процесс был организован, когда тренер просил нас всех взять свой дневник и в течение определённого времени поразмышлять на конкретные темы, например, «Какие трудности я испытываю на данном этапе курса», «Что значимого для себя вы приобрели на этой неделе», »Что я делаю, чтобы моё обучение шло успешно и над чем мне ещё надо поработать». Иногда поразмышлять предлагалось о просмотренном видео, о прочитанной статье. Пару раз за курс нам предлагали сделать таблицу и перечислить в одной колонке все презентации, которыми по нашим ощущениям, мы более или менее овладели (то есть можем представить с ходу, без записей и консультаций напарника), и в другой колонке перечислить все те презентации, над которыми ещё надо работать.


Фотография расположения материала в в процессе презентации

Кроме организованного времени на практику с присутствием тренеров во время учебных часов, нам давалась возможность оставаться после занятий, а также во время обеда и практиковаться столько, сколько каждый считал нужным и возможным для себя. В это время мы должны были фотографировать материал, его расположение на столе в процессе презентации для наших альбомов.

Дома нам предстояло подробно описывать каждую презентацию, вставлять фотографии в описание. Работы было много, и каждый из нас учился быть сверх-организованным, если этого качества не было раньше. Ведь не сделав работу один-два дня, накапливался такой объём, что разгрести трудно даже за весь выходной. Я испытала это на себе однажды в самом начале курса, и решила, что такой способ меня не устраивает, и впредь делала всё сразу же, без скоплений, для чего часто оставалась после занятий практиковаться, чтобы дома уже могла в тот же день или в ближайший день описать презентацию для альбома. При моём уровне организованности и ответственности это было для меня естественно и помогло мне пройти курс с минимумом стресса.

Раз в неделю описанные и распечатанные презентации проверялись и в случае соответствия всем требованиям, благополучно отправлялись в наши альбомы. Таким образом, к концу курса у нас помимо теоретического альбома было еще четыре альбома: по одному для каждой зоны. Кто-то из студентов подсчитал количество презентаций за весь период и насчитал около 240. Я лично не считала, не могу подтвердить, но то, что их очень много — это точно.

Ещё одним аспектом изучения материалов было изготовление собственных. Это было одним из самых увлекательных заданий, так как нам предстояло не только проявить знание принципов и характеристик материалов, но и проявить свои творческие способности и помастерить. Материалы изготавливались отдельно для зоны практической жизни, зоны сенсорного развития и зоны языка.


Выставка Монтессори-материалов по языку, изготовленных студентами курса

Сколько же эмоций переживали мы в те ранние утренние часы, когда у нас организовывался показ наших материалов (таких события за весь курс было три). Каждый выставлял свой материал, а потом у нас было время пройтись и полюбоваться трудами других.

Затем наступало время для тренеров проверить каждый материал на соответствие требованиям и сделать соответствующие учётные записи в наших личных делах. Мы тем временем были предоставлены себе, вернее многочисленным материалам, с которыми мы продолжали практиковаться. Джинни не уставала повторять, что практики не бывает много, и что мы должны пользоваться этим уникальным временем, когда нам даётся такая возможность. Ведь у нас была задача: отработать презентации до автоматизма, чтобы когда мы пойдём в реальную жизнь, к детям, нам уже не приходилось задумываться о том, как и что показывать, а мы могли сосредоточиться на ребёнке и адаптироваться к каждой конкретной личности перед нами. А для этого нужно чтобы мозг и внимание были освобождены от необходимости думать над каждым движением и шагом.

Если вы уже знакомы с Монтессори-образованием, то наверняка знаете об одной из важнейших ролей и задач учителя — наблюдении. Без активного и регулярного наблюдения, Монтессори-педагог превращается в традиционного учителя. Ведь как мы можем следовать за каждым ребёнком, если мы не знаем, что ему нужно в данный момент. Как и в традиционной школе, в таком случае учитель начинает выдавать материал всем одинаково, вне зависимости от индивидуальных особенностей, потребностей, настроения и желаний. Поэтому наблюдение — наиважнейшая работа учителя в Монтессори-среде.

Источник: montessoritraining.blogspot.com

В тренинге АМИ наблюдению отводится серьёзная роль. Каждого студента определяют в Монтессори-группу с опытным педагогом с дипломом АМИ. В идеале студент закреплён за той же группой на весь курс обучения, что включает два периода наблюдений (октябрь и в февраль), и период практики. Портланд — это настоящий рай для Монтессори-практикантов, поскольку хороших школ АМИ здесь предостаточно, и у каждого из нас была возможность сначала увидеть, а затем и в действии познать атмосферу аутентичной Монтессори-среды.

Наблюдения длятся по 2 недели каждое, и студенты должны получить минимум 90 часов наблюдений за весь период. На весь период наблюдений нам выдавались ежедневные задания, которые направляли нас, организовывали целенаправленный и осмысленный процесс.

В естественный условиях учитель не сидит и не наблюдает за детьми беспрерывно весь учебный день. В условиях тренинга это делается в целях обучения и развития навыков наблюдения, и, как не уставала повторять Джинни Саккет, такая возможность должна восприниматься как дар. Ведь никогда больше на пути Монтессори-педагога у нас не будет такой возможности: просто наблюдать, без отвлечения на детей, без ответственности за весь класс, полного посвящения себя только одной из обязанностей учителя.

Следует отметить, что дело это совсем не из лёгких — сидеть и активно(!) наблюдать и записывать в течении 6-8 часов подряд. Не вмешиваться, не подавать знаков внимания, а просто быть невидимой, но наблюдательной мухой на стене. Мы все потом отмечали как это утомительно и физически и ментально, и как мы приходили домой выбитыми из сил.

Наблюдения организованы так, что мы имели возможность увидеть группу детей в начале её становления — середина октября, когда дети ещё в большинстве случаев не нормализованы, и затем в середине учебного года — в феврале. Переоценить такую возможность просто невозможно! Я своими глазами видела перевоплощение отдельных детей из бегающих по кругу, шаловливых, не знающих, где найти себя и чем заняться в начале года в умиротворённых, постоянно занимающимся каким-либо делом и периодически просящих учителя о новом уроке/презентации спустя несколько месяцев.


Источник: The Xavier University Montessori Lab

Как согревалось моё сердце, а иногда и подступали слёзы при виде ребёнка, которого в обычной школе заклеймили бы шалуном, неспособным сидеть на месте ни секунды, во время второго наблюдения (в феврале) заходящего утром в комнату, прямиком идущего к полке, берущего материал, сосредоточенно работающего, убирающего его на место и берущего следующий, и так всё утро. Как однажды я увидела его у стула учителя, радостно сообщающего ей, что он любит школу и что там так много всего, что он любит делать. В такие моменты ты на практике видишь преобразующую силу правильно выстроенной подготовленной Монтессори-среды. И это даёт столько вдохновения! Как ценно было видеть на практике то, что мы изучали в теории!

Педагогическая практика

Этого момента мы все ждали с трепетом в сердце. Вся теория в рамках курса уже изучена, все материалы всех зон представлены и хоть как-то отработаны, твоя душа уже рвётся к настоящим детям, а не твоим соратникам по курсу, притворяющимся детьми. И вот этот момент приходит. Активная педагогическая практика в течении месяца в том же самом классе, где мы проходили практику наблюдения. Вот оно то время, когда мы имели возможность уже в реальной жизни, с реальным ребёнком практиковать наши презентации, устанавливать с ним связь, наблюдать, находить правильный момент, когда ему предложить новый урок, грациозно принимать его отказ, в случае если такое случается (да, у детей есть свобода и они имеют право сказать нет, если в данный момент им не хочется нового урока).


Моя сокурсница Саванна на практике в Монтессори-саду

Педагогическая практика в курсе АМИ специфична по сравнению с традиционной педагогической практикой, в том смысле, что мы не несём ответственность за всю группу детей на период практики, а получаем только несколько детей в своё руководство, с кем мы уже непосредственно работаем. Это позволяет максимально сосредотачиваться на конкретном ребёнке и на конкретной презентации, без необходимости следить за всеми детьми и быть ответственными за всех. Учитель и ассистент всегда присутствуют и выполняют свои привычные роли, и по протоколу не имеют права оставлять студента одного с детьми.

Наблюдение, однако, как часть педагогической практики, конечно же осуществляется со всей группой детей. Кроме того, мы должны были проводить и групповые занятия с группой из 3 — 8 человек, в которую могли входить любые дети, не обязательно предписанные нам для индивидуальных уроков. Групповые занятия планировались и организовывались, исходя из потребностей отдельных детей и группы в целом в конкретный момент. Это могли быть и упражнения в ходьбе на линии, и практика устной речи (рассказ стихотворения, пение песенки, чтение книги, речевые игры), и групповые игры на математические операции, и игры на память из сенсорной зоны.

В промежутках между индивидуальными презентациями и групповыми занятиями, нам предстояло наблюдать, делать записи наблюдений, делать учётные записи индивидуальных уроков и групповых занятий. Всё это дома вносилось в компьютер и, наряду с планированием, составляло документацию по практике, которую мы потом сдавали на проверку.

Дважды за период практики нас посещали тренеры, наблюдали за нашим индивидуальным уроком и групповым занятием и писали отчёты. Их присутствие было одновременно и волнительным и согревающим. После наблюдений они беседовали с нами, чтобы удостовериться, что всё идёт успешно и мы чувствуем себя комфортно в новой роли.

Я практикуюсь с дидактическими материалами перед экзаменами

Период практики — был поистине неописуемый опыт, он настолько заряжал энергией и вдохновением, что заканчивать было тяжело эмоционально. Столько прекрасных моментов, столько согревающих душу наблюдений, столько любви в сердце: хотелось летать, петь, просыпаться вновь утром и бежать в школу к детям, чтобы вновь и вновь видеть их трепетное ожидание новой презентации, наблюдать полную вовлеченность в работу и радость после работы с материалом, быть свидетелем проявления их прекрасных душевных порывов, их, порою трогающей до глубину сердца, мудрости.

Но время неумолимо и после педагогической практики нам предстояло вернуться в тренинг-центр, где нас ожидала активная подготовка к экзаменам. Нам предстояло освежить в памяти теоретические основы, заложенные в течение учебного года, а также продолжать отрабатывать презентации и довести их до нового уровня: не только уметь демонстрировать работу с материалом, но и уметь вести беседу о каждом материале, демонстрировать понимание и знание теоретических основ, обоснований, целей и места материала в связи с другими материалами в данной зоне и другими зонами.

Экзамены

Экзамены строго регулируются самой Международной Монтессори Ассоциацией и имеют очень чётко прописанную структуру. Экзамены состоят из двух частей: теоретической и практической. Теоретическая часть экзамена проводится в письменном виде на протяжении двух дней, по 3 часа каждый экзамен. Первая часть посвящена Монтессори-философии и теоретическим основам развития ребёнка в преломлении к Монтессори-философии. Нам предлагалось семь теоретических вопросов, из которых мы выбирали четыре и в письменном виде отвечали на них.

Вторая часть имеет больше методическую направленность, и касается каждой из зон подготовленной среды в связи с теорией Монтессори. Тут также предлагалось выбрать из семи вопросов четыре и отвечать на них в течении 3 часов.

После письменного экзамена у нас было ещё около двух недель времени на подготовку к практической части экзаменов. На практическом экзамене нам предстояло продемонстрировать по одной презентации из каждой зоны (какую именно определялось вытягиванием карточки с названием из мешочка непосредственно перед экзаменом), а затем беседовать с экзаменатором о материале и о всей зоне в целом.


Мои альбомы и материалы готовы к отправиться на экзамен

Кроме того, экзаменаторы должны были проверить наши альбомы и изготовленные материалы на соответствие требованиям АМИ стандартам, поэтому ко дню экзамена мы приносили все свои альбомы и материалы.

Экзаменаторы назначаются (или одобряются с подачи тренинг-центра, я не уверена) самой организацией АМИ и приезжают из разных уголков страны. Все официальные экзаменаторы являются тренерами АМИ, но не все тренеры являются официальными АМИ экзаменаторами, статус экзаменатора получает тренер с одобрения АМИ. Стоит также упомянуть, что по протоколу АМИ тренеры, обучающие группу, не имеют право принимать у них экзамены, поэтому АМИ и назначает кто именно будет принимать экзамены в каждом тренинг-центре.

Кроме экзаменаторов на экзамен приглашаются так называемые «дети». «Дети» эти не настоящие дети, а выполняющие роль детей дипломированные учителя, выпускники АМИ центра. Они играют роль детей во время презентаций, а во время беседы присутствуют и молчаливо слушают. За это (процесс длится с 7:40 до почти 17:00) они получают сертификат повышения профессионального уровня (professional development certificate), а также возможность освежить свои знания благодаря присутствию во время беседы экзаменатора и будущего педагога. Я лично участвовала в роли ребёнка на экзамене у летнего курса после того, как я сама получила диплом АМИ и пережила опыт экзаменов в двух ролях – в роли экзаменуемого и в роли ребёнка и слушателя.


Есть ли у нас в стране аккредитованные АМИ (Association Montessori Internationale) курсы подготовки Монтессори-педагогов?

(О.Стрижевская, Москва)

Чтобы выяснить эту информацию, мы обратились в Association Montessori Internationale (г. Амстердам). На наш запрос подробно ответила Joke Verheul. Dear Elena Timoshenko

Thank you for your email, and the information that you have started a new internet magazine "Montessori".
Thank you also for relaying some of the questions of your readership.

AMI Teacher Training:

The Association Montessori Internationale accredits training centres throughout the world. These centres offer AMI diploma courses that are internationally recognised for their high standard and authenticity. Training centres accredited by AMI remain under the supervision of AMI, are staffed by AMI Teacher Trainers and the courses given are examined by an external examiner appointed by AMI.

Курсы АМИ по подготовке Монтессори-учителей:

Международная Монтессори-Ассоциация осуществляет аккредитацию центров по подготовке Монтессори-учителей по всему миру. Эти (аккредитованные АМИ) центры выдают АМИ-Монтессори дипломы, которые признаны и признаются во всем мире благодаря их высоким стандартам и соответствию подлинности и достоверности Монтессори-метода.

Курсы, аккредитованные АМИ, находятся под постоянным наблюдением АМИ. Преподают на этих курсах только АМИ–тренеры, а экзамены принимают АМИ-тренеры из других центров – по направлению АМИ.

The training is essentially the same in each centre. Courses are full-time and are offered over an academic year or several summers. The programme includes lectures, seminars and demonstrations on Montessori philosophy, child development and the Montessori materials. Students prepare an album which details the purpose, use and presentation of each piece of material. Each course includes significant components of supervised practice with the materials, material making, observation and practice teaching.

Содержание курса и метод подготовки учителей на всех аккредитованных АМИ курсах одинаков. Курс должен быть круглогодичным, или проводиться в летнее время, в течение нескольких лет. Программа включает в себя теоретические лекции по Монтессори-философии и развитию ребенка, а также по работе с Монтессори-материалами. Учащиеся должны подготовить альбомы по работе с каждым из материалов. Огромная часть курса – это практическая работа с материалами под наблюдением специалиста, изготовление материалов, наблюдение в классе и практическая работа в Монтессори-классе.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.