Масленица дорогая беседа-развлечение для детей старшей и подготовительной группы детского сада. Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Наша Масленица

Татьяна Вельц
Конспект праздника в подготовительной к школе группе «Широкая Масленица»

Задачи :

Формировать представления о социокультурных ценностях нашего народа, о традициях и праздниках , эмоциональную сферу детей на основе народного фольклора. Умение владеть речью как средством общения и культуры, знакомить детей с типично народными выражениями, поэтическими образами. Развивать общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, творческий потенциал детей.

Предварительная работа :

Чтение и заучивание стихов, закличик, текстов песен и частушек.

Знакомство с народными играми, танцами, песнями.

Место проведения : музыкальный зал, оформлен в стиле русской избы.

Логика образовательной деятельности :

Заклички :

1. Гости, гости выбегайте весну красную встречайте

Весну красную встречайте всех блинами угощайте.

Вместе с Масленицей на конях прокатимся

2. Ой, Масленица – кривошейка встречаем тебя хорошенько

Сыром, маслом , калачом и румяным пирогом!

3. А мы Масленицу повстречали сыром гору поливали

На широкий двор зазывали да блинами заедали!

Масленица – один из самых радостных и светлых праздников . Масленица - это праздник издревле любимейший на Руси. Длится Масленица целую неделю , и все это время хозяйки пекут блины и оладьи, которые так напоминают солнце, приглашают гостей и потчуют их.

На Руси этот праздник встречали песнями , плясками и веселыми играми.

Хороводная игра «Баба Ежка» (выбираем Б. Я, она стоит в кругу, дети идут по кругу и поют)

Баба Ежка, костяная ножка

С печки упала, ножку сломала

Ножку сломала, а потом говорит

У меня нога болит

Баба Ежка : (Б. Я поет)

А я Баба Яга, костяная нога

В ступе летаю, помелом подметаю

Дома не ночую, детишек ворую

Уж как наскачу, схвачу, поколочу!

Частушки.

Мы на масляной неделе

Будем петь и танцевать

Мы блиночки все поели

Можем вам один лишь дать.

Светит месяц, светит ясный

Светит полная луна

Дарья, Марья и Катюша

Танцевать пришли сюда

Приходите, заходите

На румяные блины.

Нынче Маслена неделя -

Будьте счастливы, как мы!

Я на Маслену готов

Скушать 50 блинов.

Закушу их сдобою,

Похудеть попробую.

По деревне в каждый двор

Забегает детский хор.

Из домов несут старье,

Всяко разное тряпье.

Все выносят за забор,

Разводя большой костер.

То ведь Масленица ,

Славна Масленица !

В понедельник с ясной зорьки

Все катаются на горке,

Яства всякие жуют,

Громко песенки поют.

Пятый блин я слопала,

На мне юбка лопнула.

Пойду юбку зашивать,

Чтобы есть блины опять.

Мы кончаем петь частушки

До другого вечера.

Вы сидите до утра,

Коли делать нечего.

Издавна сложился порядок провожания Масленицы . Смена забав и веселья в течение недели имела определенную последовательность, что закрепилось в названиях дней Масленицы .

Понедельник называли встречей. В этот день из соломы делали чучело Масленицы , надевали на него старую женскую одежду, насаживали это чучело на шест и с пением возили в санях по деревне. Затем отвозили на самую высокую снежную гору, чтобы Масленица видела , откуда придет весна.

Эстафета «Прокатим Масленицу

В конце эстафеты все вместе :

Мы на дровнях тебя волочили

Киселем сладким поили

Прощай Масленица !

Вторник - заигрыш. С утра парни приглашали девушек кататься с гор. Приглядывали невест.

Среда - лакомка. В этот день в каждой семье накрывали столы с вкусной едой, пекли блины.

Четверг именовали разгулом, широким четвергом : на этот день приходилась середина игр и веселья. Вся деревня лакомилась блинами.

Пятница масленичной недели была известна как тещины вечера. Зятья приглашали на блины тещу.

Суббота - золовкины посиделки : молодые невестки принимали у себя родных.

Воскресенье - это проводы, прощеный день. В прощеное воскресенье люди просили друг у друга прощения за нанесенные в течение года обиды.

Это был день очищения и объединения людей.

«Горелки с платочками»

Игроки стоят парами друг за другом. Впереди водящий, он держит в руке над головой платочек.

Все хором :

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо,

Птички летят,

Колокольчики звенят!

Дети последней пары бегут вдоль колонны (один справа, другой слева) . Тот, кто добежит до водящего первым, берет у него платочек и встает с ним впереди колонны, а опоздавший “горит”, т. е. водит.

- Отгадайте загадку :

Круглый, а не колесо.

Горячий, а не солнце,

Не пирог, а есть можно. (Блин)

Блин - это символ Масленицы , а Масленица - это целая неделя гуляний, игр, вкусных и обильных угощений. Хозяйки пекут вкусные румяные блины с хрустящей золотистой корочкой. Ведь блины похожи на солнце, а Масленица - это праздник встречи с солнышком .

Игра «Блин»

Давайте споем с вами русскую народную песню «Ой, блины, блины…» .

Мы давно блинов не ели,

Мы блиночков захотели,

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои!

Моя старшая сестрица

Печь блины-то мастерица.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои!

Напекла она поесть

Сотен пять, а может шесть.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои!

На поднос она кладет

И сома к столу несет

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои!

Гости, будьте же здоровы,

Вот блины мои - готовы!

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои!

В воскресенье «сударыню Масленицу » взгромождали на сани и везли по улицам. За околицей устраивали большой костер и торжественно сжигали чучело Масленицы .

Ой Масленица под курузкой

Проводим тебя - будет грустно

Прощай Масленица !

Нам сказали, что Масленица длится семь дней

А осталось от Масленицы один день

Прощай Масленица

Вы давно блинов не ели?

Вы блиночков захотели?

Да какая же Масленица без блинов

Горячих, да румяных!

Угощайтесь на славу,

Детям на забаву!

С Масленицей поздравляю

Пусть веселье в дом войдет

Пусть весна в права вступает

А зима на год уйдет!

Публикации по теме:

Интеграция областей:познание, художественное творчество. Задачи:- воспитывать чувство сопричастности и любви к своему народу, интерес к.

22 февраля 2017 года, ребята и сотрудники детского сада отметили Широкую Масленицу. Ребята подготовительной к школе группы вместе с воспитателями.

Конспект в подготовительной к школе группе Тема: «Широкая Масленица» Задачи: Формировать представления о социокультурных ценностях нашего народа, о традициях и праздниках, эмоциональную сферу детей на основе.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Широкая масленица» Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Широкая масленица» Воспитателя МБДОУ ДС №31 " Голубая стрела" г. Туапсе. Париенко.

«Масленица»

Программное содержание:

Образовательные задачи: Дать детям знания о русском народном празднике Масленица. Знакомить детей с историей возникновения и традициями празднования Масленицы — как отмечали этот праздник на Руси, какое значение в этом празднике имело чучело масленицы и блины. Учить понимать народные потешки, заклички.

Развивающие задачи: Развивать познавательный интерес к традициям своего народа. Развивать внимание, память, связную речь, обогащать словарный запас речи.

Воспитательные задачи: Воспитывать чувство патриотизма, развивать интерес и уважительное отношение к русским народным праздникам, традициям и обычаям.

Используемый материал: иллюстрации к празднику Масленица, иллюстрации с изображением народных гуляний; репродукции картин художников – И.Суриков «Взятие снежного городка», Н.Кустодиев «Масленица»,

Б.Кустодиев «Масляничное гуляние», К.Юон «Зима. Ростов Великий», «Весенний солнечный день» С.Михеев «Госпожа чесная масленица». Аудиозапись «Звон колоколов».

Словарная работа: балаган, потеха, скоморох, чучело, тесовый дом, закличка.

Ход занятия:

Беседа о Масленице с показом иллюстраций, репродукций картин художников по данной теме.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на картины и расскажите, что вы на них видите. (Ответы детей) .

Почему так люди веселятся, я вам сейчас расскажу.

Масленица - один из самых любимых в народе праздников, рождение которого уходит в глубокую древность. Празднуют его в конце февраля, начале марта.
Масленица имела другое название - проводы зимы. А проводы зимы и встреча весны - всегда праздник. В Масленицу долг каждого человека - помочь прогнать зиму, разбудить природу. Люди, забывали про холода, зимние морозы, про тоску и печаль, и веселились от души.

В этот праздник не скучают,

Все в веселье превращают.

Печь на улице стоит,

Выпекать блины велит.

С маком, творогом, капустой,

Чтобы было очень вкусно,

К самовару подходи –

Ароматный чай бери.

Масленицу назвали так, потому что хозяйки пекли вкусные, масляные блины. Всю неделю положено есть блины. Блины нельзя заменить пирожными или конфетами, потому что блины похожи на солнышко — круглые, золотистые, горячие.

К блинам и оладьям полагалась особая еда: сыр, масло, рыба, творог.
На блины да угощенье звали дорогих гостей. Чем больше гостей, тем больше счастливых дней в году. Масленицу ласково называли объедалой, круглой, румяной, широкой и белой.

Села и города к Масленице преображались: ледяные горки, снежные дворцы и крепости, качели, балаганы для скоморохов, циркачей, площадки для медвежьей потехи и кулачных боев, столы под открытым небом с разнообразными кушаньями и напитками.
Масленицу играли всем миром: взрослые ходили в гости друг к другу, дети забавлялись катанием на санках, все вместе смеялись на представлениях, катались на тройках и, конечно же, объедались блинами.

Физкультминутка

«Малечена-калечина»

Выбирается ведущий. Каждый игрок берет в руки небольшую палочку. Все произносят такие слова и одновременно катают между ладошек палочку.
Малечена-калечина, сколько часов осталось до вечера, до зимнего?
После слов «До зимнего?» ставят палочку на ладонь. Как только поставят палочки, ведущий считает: «Раз, два, три, … десять». Выигрывает тот, кто дольше продержал предмет. Ведущий может давать разные задания: играющие, удерживая палку, должны ходить, приседать, поворачиваться вправо, влево, вокруг себя.

Воспитатель: В масленичную неделю каждый ее день имеет свое название, которое говорит о том, что в этот день полагается делать.

Начинается Масленица в понедельник, который называется встреча.
С понедельника начинали печь блины. У каждой хозяйки был свой рецепт, который она держала в строгом секрете от соседей.
Праздник открывали дети. Они зазывали и приветствовали Масленицу:
«Масленица, красная краса, русая коса! Приезжай ко мне в тесовый дом душою потешиться, умом повеселиться, речью насладиться…»
После заклички ребята сбегали со снежных горок и радостно кричали: «Приехала Масленица! Приехала Масленица!»
А еще в этот день дети обходили соседей, поздравляли с наступлением Масленицы и просили угощение:
Тин-тин-тинка,
Подай блинка,
Оладышка-прибавышка,
Масляный кусок!
Уж вы не скупитесь,
Масляным кусочком поделитесь!
Подайте широкой Масленице!
Если хозяева подавали мало, дети их дразнили:
Паршивые блины, по аршину длины! -
и убегали.

К первому дню праздника изготовляли из тряпок и соломы чучело Масленицы.
Во вторник - заигрыши.
С утра молодые люди катались на санках, ели блины. Звали родных и знакомых:
«У нас горы готовы и блины испечены - просим жаловать».
Больше всего любили катание с ледяных горок: кто не скатился с горки, тот обидел Масленицу.

Среда - лакомки . В этот день зять приходил «к тёще на блины». Кроме зятя тёща приглашала и других гостей.
Четверг назывался
разгуляем . Масленица набирала полную силу. В этот день гуляли с утра до вечера, плясали, водили хороводы, пели частушки.
Чтобы помочь солнцу прогнать зиму, устраивали катание на лошадях «по солнышку» (по часовой стрелке вокруг деревни).
Но главным действом этого дня было взятие снежного городка. Из снега строили городок с башнями и воротами. Мальчишки делились на две группы: конники и пехота. Первая ватага атаковала город, а вторая защищала его.

Пятница - тещины вечерки - была гостевым днем. В этот день зятья угощали своих тещ блинами. С почестями тещу и ее родню приглашали к обеду.
Суббота -
золовкины посиделки . Молодые невестки приглашали в гости к себе золовок. Новобрачная невестка должна была подарить золовкам подарки.
Последний день Масленицы -
Прощеное Воскресенье . В последний день Масленицы сжигают соломенное чучело - символ зимы. Провожают зиму до следующего года.

Все просят друг у друга прощения. Кланяются в ноги. А в ответ слышат знакомое: «Бог простит». Уходит Масленица, а вместе с ней и зима. Весна вступает в свои права.

На санках вывозили соломенную куклу больших размеров. Это Зима. Её устанавливали в центре площади и прощались с ней шутками; песнями, танцами, ругая ее за морозы и зимний холод, и благодарили за веселые зимние забавы.

Ты прощай, прощай,
Наша Масленица.
Ты прощай, прощай,
Наша широкая.
Ты пришла с добром,
Со блинами, пирогами
Да со оладьями.
Мы катаемся с горы
От зари и до зари,
А сегодня, в воскресенье,
Наше кончилось веселье.
Прощай, прощай,
Наша Масленица!

После этого чучело поджигали под веселые возгласы и песни.

А сейчас мы поиграем в русскую народную игру «Гори, гори ясно»

Игра «Гори, гори ясно»

Вопросы к детям.

Почему праздник назывался масленицей? Что готовили хозяйки? Почему пекли блины? Как по-другому называли праздник масленицу? Как люди праздновали этот праздник? (Рассказ 2-3 детей).

Знакомство с весенними закличками.

Воспитатель: Сейчас, ребята, послушайте, какие заклички кричали дети, обращаясь к солнышку:
Красное, разожгись!
С весной красною вернись!

Красно-солнышко,
В дорогу выезжай!
Зимний холод прогоняй!

Солнышко-колоколнышко,
Ты пораньше взойди,
Нас пораньше разбуди:
Нам в поля бежать,
Нам весну встречать!

Обсудить смысл закличек..
Предложить детям несколько раз проговорить их, обращая внимание на интонацию речи, и правильное звукопроизношение.

Декорации: зал украшен в русском стиле: можно использовать русские платки, ложки, народные инструменты, изделия русских промыслов, самовар.

Действующие лица : 1-й скоморох, 2-й скоморох, Петрушка, Поводырь, Мишка (ребенок в костюме медведя), Зима, Весна.

Звучит музыка, в зал вбегают Скоморохи. Они одеты в яркие костюмы: пестрые рубашки, яркие шаровары, на головах разноцветные колпаки.

1-й скоморох:

Эге-гей, собирайся, народ!

Сегодня вас много интересного ждет!

2-й скоморох:

Мы зовем к себе тех,

Кто любит веселье и смех!

1-й скоморох:

Добрый день, гости дорогие,

Жданные и нежданные!

2-й скоморох : Званые и незванные!

1-й скоморох:

Ждут вас игры, забавы и шутки!

Скучать не дадут ни минутки!

2-й скоморох:

Собирайся, народ, в гости праздник идет!

Песни пой и пляши, веселись от души!

1-й скоморох:

Приходите, разомните кости!

Сегодня Масленица приглашает в гости!

2-й скоморох:

Масленицу открываем,

И веселье начинаем!

1-й скоморох:

Масленицу встречаем,

зиму провожаем,

весну заклинаем!

2-й скоморох: Собирайся, народ! Становитесь в хоровод!

Звучит народная музыка, на сцену выходят девочки в сарафанах.

Хоровод «Как на тоненький ледок»

Танцуют все дети.

1-й скоморох: Давайте-ка, ребята, все вместе позовем Масленицу к нам в гости.

Масленица, Масленица,

Дадим тебе мы маслица!

Встретим тебя калачом

И поджаренным блином!

Воспитатель : Не идет. А может, вы не знаете, что это за Масленица такая?

Дети: Знаем.

Воспитатель : А вот это мы сейчас проверим. Ответьте-ка на вопросы:

1. Что встречает Масленица? (Весну.)

2. А что провожает? (Зиму.)

3. Что является символом Масленицы? (Блины.)

4. Какие пословицы о Масленице вам известны? (Не все коту Масленица, будет и Великий пост. Блин — не клин, брюхо не расколет.

Не житье-бытье, а Масленица и др.).

Воспитатель: Молодцы, ребята! Кажется, я что-то слышу!

Звенят колокольчики, Скоморохи вывозят Масленицу.

2-й скоморох:

Масленица дорогая,

Гостья наша годовая

Едет в санках расписных,

На конях вороных.

1-й скоморох:

Наша Масленица, ты чудесница!

В детский сад к нам пришла!

И веселье принесла.

Устанавливают чучело в центре зала.

Петрушка:

Дорогая наша Масленица,

Дуня белая, Дуня румяная,

Коса длинная, триаршинная,

Платочек в цветочках!

Ямочки на щечках

1-й скоморох : Живет Масленица семь деньков, Оставайся, Масленица, семь годков!

Петрушка : Эй, детишки-ребятишки, а вы знаете, что Масленица любит, когда народ не скучает, а в веселые игры играет! Давайте и мы поиграем в веселую игру.

1-й скоморох: Есть у нас одна затея для самых ловких и умелых.

2-й скоморох : Все готово здесь сейчас для забавы этой.

1-й скоморох: Постарайтесь пробежать в мешке эстафету.

Игра «Бег в мешках»

Петрушка: А теперь моя игра! Будем играть в игру...

2-й скоморох : В какую?

Петрушка: В интересную, быструю, ловкую.

1-й скоморох : Эх ты, Петруха, это не игра быстрая и ловкая, а наши ребята ловкие и быстрые. А игра-то твоя как называется?

Петрушка: Ой, забыл.

2-й скоморох: Ну ты даешь, а как играть-то в нее помнишь?

Петрушка: Помню-помню! А называться она теперь будет по-простому.

Игра «Кто первый»

В круг ставятся кегли или пустые пластиковые бутылки (для устойчивости можно наполнить водой). Количество бутылок на 1 меньше, чем участвующих в игре. Под музыку все ходят вокруг них, а как только музыка останавливается, участники должны успеть схватить бутылку. Тот, кому не досталась бутылка, выбывает из игры. Каждый раз количество уменьшается на 1.

Петрушка: Ура! Ура! Поиграла детвора! Выиграл (имя ребенка). Ему мы и разрешим отворить двери для нашего гостя!

Ребенок открывает дверь, входят поводырь с Медведем.

2-й скоморох : Эй, детишки! Давно мы не видели мишки!

Поводырь : Ну-ка, Михайло Потапыч, поворачивайся! Вишь, детвора собралась подивиться, да твоим заморским штучкам поучиться! С праздником, люди добрые, поздравляем! (Кланяется.) Ну-ка, Мишенька, покажи, как девчонки-молодушки в зеркальце глядятся, прихорашиваются? (Медведь одной лапой трет морду, другой на голове строит рожки.) А ну- ка, Михайло Потапыч, как детки утром в садик собираются? (Идет, еле передвигая ноги.) А как из садика домой возвращаются? (Медведь бежит.) Ну-ка, ребятишки, похлопайте Мишке! Порадуй нас, Мишка, попляши!

Пляска Медведя переходит в общую пляску.

Поводырь : Приободрись, Михайло Потапыч, поклонись на все четыре стороны, поблагодари за почет, за внимание.

Кланяются, уходят.

1-й скоморох:

Эй, честной народ, раскрывай пошире рот!

Распотешим мы вас, раскрывай пошире глаз!

2-й скоморох:

Ты чего это так раскричался,

Будто Мишку испугался?

1-й скоморох : Да чтоб я кого боялся?

Тут ты, братец, просчитался.

Я как... эх!

(притоптывает ногой, показывает мускулатуру)

Я как... ух!

Молодец, удалец!

2-й скоморох:

Как бойцовский петух!

Ах, как Петя-петушок

Отморозил гребешок!

Чтоб его скорей согреть,

Нужно снегом потереть.

1-й скоморох: Поскакать, попрыгать боком (толкает 2-го скомороха). То с налету, то с наскоком!

Под мелодию народной песни исполняется танец «Бой петухов».

Петрушка:

С вами пляска весела,

А у меня опять игра.

2-й скоморох:

Ну а ты, видать, опять

Позабыл игру назвать?

Петрушка:

Помню-помню в этот раз,

Ведь игра-то «Дед Панас»!

Игра «Дед Панас»

Выбирают водящего, плотно завязывают ему платком глаза, раскручивают со словами «Дед Панас, не поймаешь ты нас!» Водящий должен поймать кого-нибудь из детей. Кого поймали, тот и водит.

1-й скоморох:

Что, ребята, поиграли?

Поиграли и устали.

2-й скоморох:

Может, сядем, отдохнем?

Песню-песенку споем?

Звучит народная песня.

1-й скоморох:

Песня ваша хороша,

Распотешилась душа!

Продолжаем мы веселье,

Все бегом на карусели!

Каждому ребенку дается в руки конец ленточки. Все ленточки с другого конца связаны. Дети становятся в круг, получается карусель. Под музыку водят хоровод- карусель.

Петрушка:

Вот и поплясали,

Косточки размяли.

Ну довольно баловаться,

Будем мы соревноваться!

1-й скоморох : И сейчас мы всех ребят вызываем на канат.

2-й скоморох: Восемь слева, восемь справа, только мускулы трещат!

Игра «Перетягивание каната»

1-й скоморох : Ох, все у нас тут сильные, ловкие, веселые! А сыграем-ка напоследок в самую масленичную игру!

Игра «Горелки»

Играющие становятся в две колонны (парами, впереди водящий).

Все хором произносят:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо —

Птички летят,

Колокольчики звенят!

Раз, два, три — беги.

С последним словом дети, стоящие в последней паре, отпускают руки и бегут в начало колонны: один — слева, другой — справа. Водящий пытается поймать одного из них, прежде чем дети успевают встретиться и взяться за руки. Если водящему удается это сделать, то одного из детей он берет за руку и встает с ним в пару.

Петрушка : Хорошо-то с вами как, да прощаться пора!

2-й скоморох : Да, пора нам, ребята, прощаться с Масленицей.

Ты прощай, прощай,

Наша Масленица.

Ты прощай, прощай,

Раскрасавица!

1-й скоморох:

Ты пришла с добром,

Сыром, маслом, яйцом,

С блинами, пирогами

Да оладьями.

2-й скоморох:

Но к большому сожаленью,

Наше кончится веселье.

Ты прощай, прощай,

Наша Масленица!

Увозят чучело Масленицы.

1-й скоморох:

Масленица зиму завершала

И весну к нам приглашала!

Давайте и мы с вами Весну встречать.

И блинами угощать!

Хоровод «Если б не было зимы». Выходит Весна.

Весна:

Здравствуйте, здравствуйте,

Милые детишки!

Здравствуйте, здравствуйте,

Девчонки и мальчишки!

За Зимою я пришла

И тепло вам принесла,

Пенье птичек и капель,

Ярких красок акварель!

Я пришла к вам с радостью,

С рожью зернистой,

С пшеницей золотистой,

С овсом кучерявым...

Под звон бубенцов и звук метели появляется Зима.

Зима:

Что это вы тут развеселились.

Расшумелись, разрезвились?

Весна:

Потрудилась ты, Зима-Зимушка, всласть,

Похозяйничала, пора и честь знать.

Зима:

Ах, вот ты как! Да, я Зима белая-белая,

В поле снегом сеяла-сеяла.

Весна:

А я Весна красная-красная,

Солнечная, ясная-ясная.

Зима:

Тебя снегом вымою,

За ворота выгоню!

Весна:

Я снежком укроюся, зеленью покроюся,

Буду еще краше на просторах наших!

Зима: Ну что же, Весна-красна, спорить и говорить ты мастерица. Но без боя я не уступлю свое место. Предлагаю устроить конкурс, а примут в нем участие все ребята! Ребята, хотите, чтобы весна пришла? Тогда отгадайте загадки:

1. Бродит одиноко огненное око,

Всюду, где бывает, взглядом согревает. (Солнце.)

2. Годовой кусточек каждый день роняет листочек.

Год пройдет — весь лист отпадет. (Календарь.)

3. Заря-заряница, красная девица,

Травку выпускает, росу расстилает,

Едет стороной с сохой, бороной, с ключевой водой. (Весна.)

Зима: Да, сильна ты, Весна, я отступаю!

Воспитатель : Масленица длится всего неделю, а последний день Масленицы называется «Прощеный день», со словами «Простите Христа ради» все просят друг у друга прощения, обмениваясь подарками, затем целуются. Вспомните, ребята, если вы на кого-то обижаетесь — простите его, а если сами кого-то обидели — не забудьте попросить прощения.

1-й скоморох : В воскресенье с Масленицей прощаемся, в воскресенье слезами умываемся.

2-й скоморох:

Прощай, прощай, Масленица.

Ты прощай, прощай, широкая.

1-й скоморох:

Ай, Масленица, воротись!

В новый год покатись!

Все: Прощай, прощай, Масленица!

Петрушка и скоморохи берут чучело Масленицы, обходят зал и уносят его. Возвращаются с блинами.

1-й скоморох: Для вас готово угощенье, всем на удивленье!

2-й скоморох: Угощайтесь, гости дорогие! Вот блинчиков пара, ешьте — с пылу, с жару! Все румяны да красивы!

Все: А за праздник вам спасибо!

Угощение блинами.

Составлен и проведен в тематическую неделю «Масленица»

Тема: «Масленица дорогая - наша гостья годовая»

Цель: развивать математические способности посредством развивающих игр.

Задачи: учить решать задачи, воссоздавать из частей целое; упражнять считать до 20, учить составлять число из двух других; закрепить дни недели; развивать внимание, логическое мышление, память.

Задачи интегрируемых областей

Познавательное развитие . Познакомить детей с празднованием Масленицы, развивать интерес к праздника на Руси.

Речевое развитие . Совершенствовать грамматический строй речи, развивать самостоятельность детей в общении. Познакомить со словами: прощённое воскресенье, посиделки, заигрыш, лакомка, разгул. Продолжать учить выразительно читать стихотворения.

Коммуникативно-личностное развитие . Воспитывать умение просить прощение и прощать. Формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности во время танца, работая с ножницами. Воспитывать у детей аккуратность и самостоятельность при выполнении творческой работы.

Художественно-эстетическое развитие . Развивать способность детей видеть красоту окружающего мира. Продолжать учить выполнять движения танца согласно музыки и тексту.

Физическое развитие . Развивать мелкую моторику, следить за правильностью осанки.

Предполагаемый результат : собирают целое из частей, знают состав чисел первого десятка, правильно называют порядковые числительные.

Виды деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, двигательная, музыкальная, продуктивная, коммуникативная

Форма организации деятельности.

Интеллектуальные игры, игры с речевым сопровождением, пальчиковые игры, подвижные дидактические игры, танец, поделки из ткани, игровые ситуации, свободное общение.

Предварительная работа : разучивание стихотворений, ознакомление с русскими традициями встречи весны.

Материал: кукла Масленица, календарь, картинки с предметами с разным количеством предметов, распечатки для выполнения заданий, материал для изготовления поделки, пазлы, карточки с цифрами.

Воспитатель и дети встают в круг, берутся за руки.

Мы хотим обо всём знать!

Мы хотим поиграть!

А еще будем творить!

Будет интересней жить!

Отгадайте-ка загадку: (о календаре)

Как мы можем узнать, какой год, месяц, число, день недели?

Зачем нужны календари? Что из них мы узнаем?

Что общего у календарей? Чем отличаются?

Какие вы знаете календари?

Как назвать календарь на стене?

А у меня для вас есть сюрприз.

Это тоже календарь.

Да, не простой, перекидной,

Он не на год, а только на неделю,

На масляную.

Кто мне подскажет, сколько дней в неделе?

Сегодня какой день?

Если сегодня среда, то вчера какой был день? Будет завтра?

Давайте посмотрим этот календарь.

На первой странице написано понедельник. Кто помнит, как называется первый день масленичной недели? Правильно ВСТЕЧА.

А что делали люди в этот день? (ответы детей)

У нас то же есть кукла Масленица.

Давайте встречать Масленицу приветливыми словами

Дети рассказывают закличку.

Посмотрите, а Масленица приготовила для вас задания. Возьмите каждый по листку, садитесь за столы и слушайте.

Пальчиковая гимнастика про блины

Теперь посмотрим, какой следующий день недели.

(Ребенок читает стихотворение)

В этот день люди играют, забавляются, угощают друг друга блинами.

Молодые люди приглашают девушек покататься с горки, девушки зовут юношей - есть блины. Зовут родных и друзей поесть блинов

А мы поиграем в «Ручеек», но в непростой, а с цифрами.

Следующий день - ЛАКОМКА.

(Ребенок читает стихотворение)

У меня есть картинки с разными сладостями. Мы поиграем с вами в игру «А что у тебя?»

Посмотрим, какой следующий день. четверг

(Ребенок читает стихотворение)

Чем занимались в этот день?

Мы с вами повеселимся! Потанцуем.

Танцевальные движения под народную песню «Блины»

Потанцевали от души. Ай да, молодцы! Сядьте, посидите, да веселые задачки решите.

Задачки в стихах (карточки)

Посмотрим следующие два дня. Пятница, суббота

(Ребенок читает стихотворение)

В выходные дни ходили в гости к родственникам и знакомым.

А как радовались в эти дни, мы узнаем, когда вы соберёте пазлы.

Дети складывают картинки под «Камаринскую»

Вот и осталась последняя страничка нашего календаря.

Воскресенье -- самый главный день Масленицы.

(Ребенок читает стихотворение)

В воскресенье надо простить друг другу обиды. Потому что встретить весну полагается с чистой совестью. Люди дарили куколок, сделанных из ниток и просили прощения.

Педагог имитирует сожжение чучела Масленицы, накрывая его темной тканью. Дети поют закличку о весне.

А, чтобы мы помнили о празднике, сделаем с вами куколок Веснянок.

Дети выполняют поделки из ткани и ниток.

Сегодня по календарю уже весна. Весной появляются первые цветы. Посмотрите на эту полянку. Возьмите красный цветок, если вам все понравилось и задания были несложные. Возьмите желтый, если было интересно, но некоторые задания были трудные. И синий, если было совсем тяжело.

Сценарий подготовила Воспитатель МДОУ Двуреченский детский сад Общеразвивающего вида Смолянская Екатерина Николаевна
Цель: формирование устойчивого интереса к русским народным праздникам, обрядам, традициям на основе совместной творческой деятельности ребенка с взрослыми.
Задачи:
1. Расширить знания детей о русском народном празднике Масленица: его истории, значении, символах.
2. Воспитывать интерес к русским народным играм, используя заклички, запевки.
3. Активизировать словарный запас детей
4. Формировать умение громко и четко проговаривать пословицы и скороговорки, выразительно читать заученные наизусть стихи.
5. Развивать зрительное и слуховое внимание, память.
6. Воспитывать любовь к родному краю.

Подготовительная работа:
1. Экскурсия детей в созданный в детском саду музей «Русская изба» (экспозиции «Русский быт», «Масленица широкая»)
2. Разучивание с детьми стихов, колядок, пословиц и скороговорок
3. Подготовка костюмов главным героям

Оборудование:
1. для музыкального сопровождения: магнитофон и фонограммы
2. как атрибут для игры «Заря-заряница»: атласная лента,
3. для сервировки столов: два самовара, чайная посуда, скатерти

Действующие лица: Хозяюшка - воспитатель подготовительной группы. Хозяин с хозяйкой. Гости
Хозяюшка: Ой, вы красны девицы и добры молодцы!
Приглашаем всех на Масленицу веселую!
И тихони и проказники будут все у нас на празднике!
Хозяин: Гостей давно мы ждем-поджидаем, Масленицу не начинаем!
Хозяйка:
Удобно ли вам, гости дорогие?
Всем ли видно? Всем ли слышно?
Пусть праздник проходит пышно!
Хозяюшка:
Полно Зимушке зимовать,
Пора матушке Весне наступать.
Масленицу широкую открываем!
И веселье начинаем!
Хозяин:
Хозяюшка милая, а от чего ж то на земле русской така радость то?
Хозяюшка:
Ах, давным-давно, наши с вами предки – древние славяне, праздновали Новый год весной.
А мы с вами знаем поговорку: как встретишь новый год - так его и проведешь.
Поэтому и не скупились Русичи в этот праздник на щедрое застолье и безудержное веселье.
И с тех пор Масленица остается самым веселым праздником.
Недаром в народе называют ее «честной», «обжорной» и даже «разорительницей».
А вы- то сами, гости дорогие, знаете пословицы-поговорки про Масленицу?
(Гости; дети и родители, называют пословицы и поговорки.)

Не житьё-бытьё, а Масленица.
Без блинов не Масленица, без пирогов не именины.
Блин добр не один.
Первый блин комом, второй знакомым.
Первый блин комом, второй - с маслом, а третий с квасом.
Масленица идет блин да мёд несет.
Блинцы, блинчики, блины, как колеса у Весны.
Масленица объедуха, деньгам - приберуха.
Хоть с себя всё заложить, а Масленицу проводить.
Блин не клин, брюхо не расколет.
Не всё коту Масленица, бывает и Великий Пост.
На Масленой повеселись, да блинком угостись.

Хозяюшка: Гости дорогие, расскажем мы вам о том, как же раньше на Руси праздновали Масленицу. Выходите-ка ко мне, мои помощники (выходят дети в народных костюмах)
Дети:
Здравствуй, Масленица!
Дай нам маслица!
Мы блинчиков себе горячих напечем-
Нам метели и морозы нипочем.
Если есть сковорода
Не страшны нам холода,
Потому что блин горячий-
Это лучшая еда!
То не мышь пищит, не мороз трещит,
В сковородке блин за блином шкворчит.
Да с селедочкой, да с икорочкой,
Да по краю с золотистой корочкой.
Вот так Масленица! Дала маслица нам!
Даже в небе появились два блина:
Это Солнце-блин и блин-Луна.
Один блин горячий, другой холодный.
Полезай на небо, если кто голодный!
Приходи народ и с нами съешь блина,
Чтоб на землю поскорей пришла весна.
Ну-ка съешь блина, чтоб пришла весна.
Хозяюшка: Как и любая неделя, Масленица начинается в понедельник.
Кто же нам расскажет о днях Масленичной недели?
(выходят восемь ребят)
Дети:
Много лет тому назад,
В Масленицу б веселился
Целых семь деньков подряд.
В понедельник б - с гор катался,
А во вторник бы играл,
В среду - вкусным объедался.
В четверг город снежный брал.
В пятницу - гостил б у тёщи
Я с красавицей женой.
А в субботу ел блины бы
Вместе с дружною роднёй.
В воскресенье – день «прощённый»,
Я бы всех тогда простил
И, облегчив свою душу,
Я б на площадь б поспешил.
Масленицу там сжигали,
Пели песни и плясали,
Ждали все приход Весны.
Весь народ вновь ел блины.
Жаль чуть-чуть, что не родился
Много лет тому назад,
В Масленицу б веселился
Целых семь деньков подряд.

Понедельник - первый день называется Встреча. В этот день встречают Масленицу, ходят друг к другу в гости. Главная участница гуляний это большая соломенная кукла по имени Масленица. Ее наряжали в платье, ноги обували в лапти. Куклу усаживали в сани и с песнями и плясками возили по улицам.

Второй день – вторник назывался Заигрыш.
В этот день строили ледяные и снежные крепости. Народ катался на санках, на лошадях. Скоморохи пели веселые частушки. Начинались игрища и потехи.

Среда - Лакомка или Сладкоежка. В этот день зятья - наши папы приходили на блины к теще - к маминой маме. В этот день лакомились круглыми, горячими блинами.

Четвертый день масленицы назывался Разгул. Это был самый веселый день масленичной недели. В этот день возили в санях чучело Масленицы, пели задорные песни, танцевали, катались с ледяных гор. Веселье было в самом разгаре.

Пятница называлась Тещины вечерки. Теперь уже зять тещу к себе в гости приглашал и блинами угощал.

Суббота - это золовкины посиделки. Невестка дарила золовкам, сестрам мужа, подарки.
В этот день провожали Зиму, сжигали на костре чучело Масленицы.
Народ окончательно прощался с Зимой.

Последний день Масленицы – прощёное воскресенье, или Проводы.
В этот день заканчивались гулянья. На ледяных горках разводили костры, чтобы лёд растопить, холод остановить. Люди прощения просили, добрые дела творили.

Хозяюшка:
Какой же сегодня день недели? Правильно, Четверг – разгул.
Народ честной, вставай в хоровод большой,
Будем мы в «Зарю» играть, и гостей всех забавлять!

Русская народная игра «Заря – заряница».

Правила игры: Дети встают в круг, руки держат за спиной.
Водящий, Заря ходит за кругом и говорит слова:

Заря-заряница, красная девица
По полю ходила, ключи обронила.

С последним словом водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих.
Игрок, заметив это, быстро и оба ребёнка бегут в разные стороны по кругу.
Тот, кто останется без места становится Зарёй.
Игра повторяется. Бегущие не должны пересекать круг, а играющие не должны поворачиваться пока водящий выбирает, кому на плечо положить ленту.

Хозяюшка:
Молодцы! Славно поиграли.
Эх, раз, еще раз, мы поклонимся сейчас!
Начинаем перепляс, постараемся для вас.
Хозяин: Сегодня здесь Весну встречаем,
И с поклоном приглашаем
Всех кто любит веселиться
И смеяться и резвиться
Становитесь в хоровод.
Плясовая сейчас пойдет.

Плясовая «Кадриль»

Хозяюшка:
Всех на масленицу ждем! Встретим масленым блином.
Хозяйка: Угощайтесь, гости дорогие!
Вот и блинчиков пора, ешьте с пылу, с жару!
Все румяны да красивы
А за праздник всем
СПАСИБО!
Угощайтесь на здоровье! Приятного всем аппетита.

Дети и родители проходят в группу, где накрыты столы с блинами.
Каждая семья кратко презентует своё угощение.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.