Конспект нод по фэмп в средней группе «играем и считаем. Фэмп средняя группа

Программные задачи:

  • Познакомить детей с прямоугольником, учить различать прямоугольник и квадрат.
  • Формировать умение соотносить количество предметов с числом.
  • Совершенствовать навыки счета в пределах 5.
  • Закрепить умение ориентироваться в пространстве на месте бумаги: слева, справа, вверху, внизу.
  • Развивать память, речь, логическое мышление, воображение.
  • Воспитывать умение прийти на помощь, дружеские взаимоотношения.

Оборудование:

  1. Демонстрационный материал: фланелеграф, теремок, мышка, лягушка, зайчик, волк, лиса, 5 деревьев, овощная грядка, числовые карточки от 1 до 5, 3 куклы, 5 ракет, 2 помидора, дидактический мешочек, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
  2. Раздаточный материал: прямоугольник, квадрат, лист бумаги, 4 моркови, 3 свеклы, 2 яблока, клубничка.

Ход занятия

1. Разминка

2. Формирование мотивационной основы.

Ребята, вы любите сказки?

Давайте вспомним русскую народную сказку “Теремок” и пригласи ее к нам на занятие по математике.

Воспитатель рассказывает:

Стоит в поле теремок-теремок. Он не низок, не высок (выставляет картинку). Бежит мимо Мышка-норушка (карточка), увидела теремок, остановилась и спрашивает: “Терем-теремок! Кто в тереме живет?”. А волшебный голос из теремка отвечает: “Теремок откроет свою дверь только тому, кто выполнит все мои задания”.

3. Повторение изученного ранее материала.

Задание №1.

  1. “Сколько деревьев возле теремка?” (счет до 5).
  2. Сосчитай овощи на грядке (которая по счету).
  3. Д/и “Трик - трак” (Проверить правильно ли расставлены числовые карточки около групп предметов).

Правильно сделали все, поэтому двери волшебного теремка открыты для Мышки. Вошла Мышка в теремок и стала в нем жить.

Воспитатель:

Прискакала к теремку Лягушка - квакушка, остановилась и спрашивает: “Терем теремок! Кто в тереме живет?” А волшебный голос у теремка отвечает: “Теремок откроет свою дверь только тому, кто выполнит все мои задания”.

4. Знакомство с новым материалом.

Задание №2.

  1. “Чудесный мешочек” (прямоугольник, квадрат).
  2. “Знакомство с прямоугольником”

Что это? (Квадрат)

А кто может назвать эту фигуру?

Это прямоугольник.

Сегодня мы с вами будем учиться различать прямоугольник и квадрат (выставить на доску). Положите перед собой квадрат, обведите его пальчиком, скажите, у него есть стороны? Сколько их? А углы? Сколько их? А теперь обведем прямоугольник. У прямоугольника есть стороны? Сколько их? А углы? Сколько их?

Посмотрите внимательно и скажите, чем отличается прямоугольник от квадрата?

Как можно проверить? (Наложить)

Что теперь мы видим? Что можем сказать?

Вывод: Верхняя и нижняя стороны у прямоугольника длиннее, чем у квадрата, а левая и правая одинаковые.

Правильно справились с заданием, поэтому двери волшебного теремка открыты для Лягушки. Вошла Лягушка в теремок и стала в нем жить.

Прибежал к теремку Зайчик - Побегайчик, остановился и спрашивает:

“Терем теремок! Кто в тереме живет?”

5. Закрепление изученного.

Задание №3. “Подбери ключ к замку”.

Возьмите понравившуюся вам геометрическую фигуру - это ключ от замка. Входим в круг, походим под музыку, попляшем. По сигналу: “Открой замок”, вы должны подойти, подобрать ключ, чей подошел, тот в ворота зашел.

Молодцы, помогли Зайке попасть в теремок. Прибежал к теремку Волчок - серый бочок. Остановился и спрашивает: “Терем теремок! Кто в тереме живет?”

6. Закрепление материала, изученного на предыдущем занятии.

Задание №4. “Разложи (овощи) урожай по полкам”.

Поможем Волчишке?

а) Морковь положите на верхнюю полку.
б) Свеклу на нижнюю полку.
в) Яблоки на левую полку.
г) Клубничку на правую полку.

На каких полках лежат овощи и фрукты?

Все разложили правильно, двери волшебного теремка открылись для Волчишки. Вошел Волчек и стал в нем жить.

Прибежала Лисичка - сестричка к Теремку, спрашивает: Терем теремок! Кто в тереме живет?”

Я Мышка - Норушка!
- Я Лягушка - Квакушка!
- Я Зайчик - Побегайчик!
- Я Волчок - Серый бочок! А ты кто?
- А я Лисичка - Сестричка, пустите к себе жить.

Задание №5.

Сколько зверей в теремке?
- Кто первый прибежал?
- Кто последний?
- Кто после зайца?
- Кто прибежал перед лисой?

Дверь теремка и открылась для Лисички. Стали звери дружно жить да поживать.

7. Итог занятия.

Сколько героев в этой сказке?

Кто помог зверям попасть в теремок?

Конечно же, вы и ваши знания!

Ребята, кому из зверей вам особенно понравилось помогать?

Одним из ведущих принципов современного дошкольного образования является принцип развивающего обучения. Это относится и к занятиям по математике в средней группе детского сада. Формирование элементарных математических представлений (сокращённо ФЭМП) стимулирует интеллектуальное и личностное развитие малышей, способствует формированию абстрактного мышления и логики, совершенствованию внимания, памяти и речи, что помогает ребёнку активно познавать и осваивать окружающий мир. Занимательное путешествие в страну геометрических фигур и арифметических задач станет прекрасным подспорьем в воспитании таких качеств, как любознательность, целеустремлённость, организованность, познакомит с основными пространственными и временными понятиями. В статье также приведены примеры конспектов.

Цели и задачи формирования элементарных математических представлений (ФЭМП)

Изучение математики - неотъемлемая часть образовательного процесса. Стремительное развитие науки и техники в большом количестве отраслей - от строительства зданий до освоения космоса - требует от современного человека соответствующих знаний. Поэтому первые шаги в этом направлении ребёнок делает ещё в детском саду. Ещё пара аббревиатур, которые стоит запомнить - это НОД, непосредственная образовательная деятельность, и ООД, организованная образовательная деятельность. Формирование математических представлений также соотносится с ними.

Общеобразовательное значение курса математики, как и любого другого предмета, состоит прежде всего в тех общих понятиях, которые он даёт и которые расширяют кругозор и способы подхода человека к явлениям жизни. С этой точки зрения математика важна, во-первых, своей логикой, последовательностью и точностью выводов. Во-вторых, математика полезна тем, что она трудна. Её абстрактные строгие рассуждения требуют больших и длительных умственных усилий, требуют не столько памяти, сколько понимания и соображения.

А. Д. Александров, математик,
академик АН СССР и РАН

Цели формирования элементарных математических представлений (ФЭМП):

  • освоение детьми понимания количественных соотношений предметов;
  • овладение конкретными приёмами в когнитивной сфере (анализ, синтез, сравнение, систематизация, обобщение);
  • стимулирование развития самостоятельного и нестандартного мышления, что будет способствовать развитию интеллектуальной культуры в целом.

Задачи развития математических умений и навыков для воспитанников средней группы:

  • изучение цифр, обучение порядковому счёту в пределах пяти;
  • обучение операциям сравнения с помощью условной мерки, построения упорядоченных рядов по какому-либо признаку;
  • знакомство с геометрическими фигурами: прямоугольник и квадрат; цилиндр, шар и куб; конус и цилиндр, овал и круг;
  • формирование умения отделять форму от других признаков предмета;
  • совершенствование навыков движения и поворота корпуса в указанном направлении, ориентации в двухмерном пространстве (вперёд-назад; вверх-вниз; влево-вправо);
  • развитие временных представлений: последовательности годовых сезонов и частей суток;
  • освоение специальной терминологии, позволяющей проговаривать свойства предметов.

Малыши в игровой форме обучаются количественному счёту, изучают цифры

Основные приёмы работы с детьми 4–5 лет

Педагог может использовать в методической работе широкий спектр инструментов.

Наглядные приёмы (образец, показ)

Показ педагога сопровождается активными действиями самих малышей, что помогает добиться эффективного усвоения и закрепления нового материала. Дети выполняют простейшие математические операции, проговаривая хором свои действия. К ним относятся:

  • определение численности множества предметов;
  • определение их длины;
  • элементарный счёт.

Освоение новых интеллектуальных навыков (сопоставление предметов по какому-либо признаку, счёт) требует полноценного, обстоятельного, последовательного показа с подробными словесными инструкциями и рассматриванием образца. По мере усвоения детьми новых понятий, выражений и слов показ заменяется устными комментариями к действиям.

Фотогалерея: наглядные пособия по математике для детей 4–5 лет

Пособие учит соотносить количество с цифрой (в пределах пяти) Игра обучает порядковому счёту Ребёнок кладёт «кирпичик» на такую же цифру на доме Игра учит соотносить количество точек на бабочках с цифрой на цветах Учит сравнивать равнозначные множества; понимать выражение «столько, сколько», «поровну» Учит соотносить количество предметов с цифрой Дети ловят цифры удочкой, считают, кто сколько поймал Математическая каруселька помогает закрепить цифры в пределах 5, геометрические фигуры, основные цвета

Видео: развивающие игры своими руками

https://youtube.com/watch?v=EPwOM78WjyM Video can’t be loaded: Развивающие игры своими руками для детей 4 – 5 лет - Мамина школа (https://youtube.com/watch?v=EPwOM78WjyM)

Словесные приёмы

Словесные приёмы, такие как указания, пояснения, вопросы стимулируют активное внимание детей, помогают запомнить новые термины и лексические выражения. Пояснения должны быть чёткими, краткими и понятными для детей . Во время ответов детей педагог проявляет терпение, не перебивает, выслушивает до конца, старается не отвечать за ребёнка, при необходимости задаёт дополнительные вопросы, которые помогают ребёнку справиться с заданием самостоятельно.

Психоинтеллектуальной особенностью детей пятого года жизни является их стремление к сенсорно-двигательному исследованию окружающего мира. Педагог озадачивает малышей проблемами, разрешая которые ребята могут почувствовать себя маленькими учёными и первооткрывателями, например, пытаясь понять, почему у велосипеда колёса круглые, а не квадратные. Воспитатель старается подвести детей к самостоятельному ответу с помощью наводящих вопросов и подсказок: «Обведи рисунок квадрата пальчиком. Что у этой фигуры есть, а у круга нет? Почему квадрат не может катиться?» . Интеллектуальное озарение поможет испытать чувство удовлетворения, принесёт радость от процесса познания мира.

Важно заметить, что воспитанникам средней группы необходимо с первых занятий давать познавательные задания с целью развития природной любознательности и пытливости ума. Знания, приобретённые путём самостоятельного обследования, станут ценным опытом, а новые слова и понятия будут восприниматься более осознанно.

Видео: познавательные задания и подвижные игры на занятии по математике

Игровые приёмы: обучение и развлечение

Воспитатель использует в педагогической практике элементы игр поискового и соревновательного характера с вариативным разнообразием упражнений и заданий по уровню сложности. Поможет и привлечение персонажей, сказочных сюжетов. «Полоть грядки» вместе с кроликом в поисках морковки (и считать оставшееся количество сорняков) для ребёнка гораздо интереснее, чем решать математические примеры вне игрового контекста.

Таблица: картотека дидактических игр на порядковый счёт и простые арифметические вычисления

«Правильный счёт» Цель: помочь усвоению порядка следования чисел натурального ряда; закрепить навыки прямого и обратного счёта.
Материал: мяч.
Описание: дети встают в круг. Перед началом договариваются, в каком порядке (прямом или обратном) будут считать. Затем бросают мяч и называют число. Тот, кто поймал мяч, продолжает счёт, перебрасывая мяч следующему игроку.
«Кто где» Цель: научить различать положение предметов в пространстве (впереди, сзади, между, посредине, справа, слева, внизу, вверху).
Материал: игрушки.
Описание: расставить игрушки в разных местах комнаты. Спросить ребёнка, какая игрушка стоит впереди, позади, рядом, далеко и т. д. Спросить, что находится сверху, что снизу, справа, слева и т. д.
«Много-мало» Цель: помочь усвоить понятия «много», «мало», «один», «несколько», «больше», «меньше», «поровну».
Описание: попросить ребёнка назвать одиночные предметы или предметы, которых много (мало). Например: стульев много, стол один, книг много, животных мало. Положить перед ребёнком карточки разного цвета. Пусть зелёных карточек будет 7, а красных 5. Спросить, каких карточек больше, каких меньше. Добавить ещё 2 красные карточки. Что теперь можно сказать?
«Отгадай число» Цель: способствовать подготовке детей к элементарным математическим действиям сложения и вычитания; помочь закрепить навыки определения предыдущего и последующего числа в пределах первого десятка.
Описание: спросить, например, какое число больше трёх, но меньше пяти; какое число меньше трёх, но больше единицы и т. д. Задумать число в пределах десяти и попросить ребёнка отгадать его. Ребёнок называет разные числа, а воспитатель говорит, больше или меньше задуманного названное число. Затем можно поменяться с ребёнком ролями.
«Счётная мозаика» Цель: познакомить с цифрами; научить устанавливать соответствие количества с цифрой.
Материал: счётные палочки.
Описание: вместе с ребёнком составлять цифры или буквы с помощью счётных палочек. Предложить ребёнку рядом с поставленной цифрой поместить соответствующее ей количество счётных палочек.
«Точка-путешественница» Цель: познакомить с основами написания цифр; развить навыки тонкой моторики.
Материал: тетрадь в клетку, ручка.
Описание: воспитатель садится за стол, кладёт правильно тетрадь, показывает ребёнку, как правильно держать ручку. Предлагает поиграть в точку-путешественницу. Для этого нужно предложить ребёнку поставить точку в правом верхнем углу клетки, затем в четвёртой клетке левого угла внизу тетради т. д.
«Читаем и считаем» Цель: помочь усвоить понятия «много», «мало», «один», «несколько», «больше», «меньше», «поровну», «столько», «сколько»; умение сравнивать предметы по величине.
Материал: счётные палочки.
Описание: читая ребёнку книжку, попросить его отложить столько счётных палочек, сколько, например, было зверей в сказке. После того как сосчитали, сколько в сказке зверей, спросить, кого было больше, кого - меньше, а кого - одинаково. Сравнить игрушки по величине: кто больше - зайка или мишка? Кто меньше? Кто такого же роста?
«Когда это бывает» Цель: закрепить знания детей о временах года, их характерных признаках; развить связную речь, внимание и находчивость, выдержку.
Материал: картинки по временам года.
Описание: Дети сидят вокруг стола. У воспитателя в руках несколько картинок с изображением разных времён года, для каждого времени года по 2–3 картинки. Воспитатель разъясняет правила игры и раздаёт всем по картинке. Затем вращает стрелку по кругу. Тот, на кого она указала, внимательно рассматривает свою картинку и затем рассказывает о её содержании. Затем опять крутят стрелку и тот, на кого она указала, угадывает время года.
Вариантом этой игры может быть чтение воспитателем отрывков из художественных произведений о сезонных природных явлениях и поиск картинок с соответствующим содержанием.
«Подбери по форме» Цель: развить у детей навык выделения формы предмета с отвлечением от других его признаков.
Материал: по одной крупной фигуре каждой из пяти геометрических форм, карточки с контурами геометрических фигур по две фигуры каждой формы двух величин разного цвета (большая фигура совпадает с контурным изображением на карточке).
Описание: детям раздаются фигуры и карточки. Воспитатель: «Мы сейчас будем играть в игру «Подбери по форме». Для этого нам надо вспомнить названия разных форм. Какой формы эта фигура? (далее этот вопрос повторяется с показом других фигур). Вы должны разложить фигуры по форме, не обращая внимания на цвет». Детям, неправильно разложившим фигуры, педагог предлагает обвести пальцем контур фигуры, найти и исправить ошибку.
«Сбор фруктов» Цель: развивать глазомер при выборе по образцу предметов определённой величины.
Материал: яблоки-образцы (вырезанные из картона) трёх размеров - большие, поменьше, маленькие; три корзины: большая, поменьше, маленькая; дерево с подвешенными картонными яблоками такой же величины, что и образцы (по 8–10 яблок каждой величины). Диаметр каждого яблока меньше предыдущего на 0, 5 см.
Описание: воспитатель показывает дерево с яблоками, корзины и говорит, что маленькие яблоки надо собрать в маленькую корзиночку, а большие - в большую. Одновременно вызывает троих детей, каждому даёт по яблоку-образцу и предлагает «сорвать» по одному такому же яблоку с дерева. Если яблоки сорваны правильно, педагог просит положить их в соответствующие корзинки. Затем задание выполняет новая группа детей. Игру можно повторить несколько раз.

Видео: игровые задания по математике в средней группе

Мотивирующее начало занятия

Чтобы обучение было эффективным, детей необходимо правильно настроить на работу, заинтересовать их процессом. Для этого в дошкольной педагогике есть целый комплекс мер.

Обыгрывание сценарного и тематического характера занятия

Живой интерес к выполнению сложных заданий и упражнений поможет пробудить творческий подход воспитателя. Для активизации внимания своих воспитанников можно использовать в работе популярный и любимый детьми сказочный или литературный сюжет, интересные наглядные пособия, математические стихотворения, загадки, считалки и т. д. Появление сказочного героя создаст ситуацию, которая вовлечёт детей в игру или пригласит в фантастическое путешествие.

  • «Сказка в гости нас зовёт» - воспитатель вместе с детьми приглашает русскую народную сказку «Теремок». Волшебный домик откроет дверь только тому, кто разгадает все загадки и решит все задачки.
  • «Маша спасает братика» - занятие выстраивается вокруг сюжета популярной народной сказки «Гуси-лебеди». Педагог рассказывает историю о непослушной девочке Маше, которая наперекор родительской воле убежала в лес с подругами, а братика оставила одного дома. Маша так увлеклась сбором ягод и грибов, что потеряла кличи к дому. Воспитатель просит детей помочь подобрать правильный ключ определённой геометрической формы, который откроет дверь. Попав в дом, Маша обнаруживает, что Ванечку унесли злые птицы к Бабе-Яге. Теперь ребятам нужно преодолеть испытания и спасти маленького братика.

Примеры вопросов для вводной беседы (дети рассматривают картинки):

  1. Вы узнали сказку?
  2. Сколько деревьев вокруг Теремка?
  3. Сколько окошек в домике?
  4. Сколько Маша собрала грибов и ягод?
  5. Сколько девочек на полянке?
  6. Сколько осталось девочек, когда Маша убежала домой?

Развивающие фильмы и видеофрагменты

Короткие видеоролики, анимационные фильмы на изучаемую тему бывают также полезны в работе педагога, поскольку это простой способ привлечь внимание ребёнка. Однако злоупотреблять ими не стоит, рекомендуется использовать не более 2–3 видео на занятии.

Видео: развивающий мультик про цифры «Считаем с Полой» (цифра 5)

https://youtube.com/watch?v=VmE6mFtyqOs Video can’t be loaded: Развивающий мультик «Считаем с Полой». Учимся считать. Цифра 5 (https://youtube.com/watch?v=VmE6mFtyqOs)

Методики развития сенсорного восприятия и логического мышления в дошкольном образовании

В последнее время всё более популярными становятся авторские методики раннего развития детей, элементы оригинальных педагогических приёмов с успехом применяются педагогами обычных детских садов. При корректном применении методик ребёнок постепенно осваивает всё более серьёзные логико-математические операции, переходя от простых манипуляций с числами к более сложным вычислительным упражнениям. Специалисты также могут использовать методики для диагностики умственного развития детей на соответствие возрастным нормам, чтобы при необходимости направить ребёнка на индивидуальную консультацию к детскому психологу.

Логические блоки венгерского математика Золтана Дьенеша

Эффективная игровая методика с использованием набора из 48 геометрических плоских фигур и объёмных блоков трёх основных цветов (красный, синий, жёлтый) и четырёх форм (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник). Кроме того, объёмные блоки отличаются толщиной (толстый-тонкий) и размером (большой-маленький).

Ведущая цель оригинальной методики - обучение навыкам решения логических упражнений и заданий на основе классификации по признакам.

Игры и упражнения представлены в трёх уровнях сложности:

  1. Первый - ребёнок учится оперировать одним свойством.
  2. Второй - развивает навыки сравнения и систематизации предметов по двум признакам одновременно.
  3. Третий - предлагает задачки, требующие умения оперировать сразу тремя свойствами.
  • конструирование из блоков, изучение цвета, формы, размера;
  • объединение в группы по качественным признакам (отобрать элементы треугольной формы или все блоки синего цвета и т. д.);
  • ритмический рисунок, например, коврик с геометрическим узором или бусы с ритмическим сочетанием деталей;
  • логическая цепочка, которая выстраивается по заданному условию чередования формы, цвета, размера.

Видео: логические блоки Дьенеша

Методика Марии Монтессори

Итальянским педагогом и психологом Марией Монтессори был разработан целый комплекс дидактических материалов:

  • фигурки-вкладыши,
  • шершавые буквы,
  • числовые станки,
  • рамки с застёжками,
  • другие.

Эти методические пособия специально разрабатывались для стимулирования внимания, воли к достижению успеха, наблюдательности, сосредоточенности на задаче, при этом смысл их был ещё и в том, чтобы ребёнок сам нашёл и устранил свою ошибку, без помощи руководителя.

Значение Монтессори-материалов:

  • вызывают живой интерес к выполнению задания, дополнительно мотивируют ребёнка;
  • дают возможность ребёнку легко исправить ошибку без помощи взрослых;
  • максимально активизируют сенсорное восприятие;
  • отдают приоритет практической деятельности, а не абстрактным объяснениям, ребёнок много работает руками;
  • разбивают процесс обучения на составные части, что позволяет совершенствовать каждый этап отдельно;
  • развивают независимость и самостоятельность;
  • усиливают концентрацию внимания, поскольку предполагают возможность повтора без ограничения времени на освоение навыка.

В детском саду можно оборудовать уголок с Монтессори-материалами.

Игры по методике Монтессори прекрасно развивают логическое мышление

Зона сенсорного развития

С помощью вспомогательных материалов активизируются чувства, которые малыш использует для познания окружающего мира, улучшается ориентировка ребёнка в реальности. Акцент делается на развитии:

  • зрения (таблички разного цвета, розовая башня, геометрические фигурки для понимания различий формы, размера);
  • слуха (музыкальные инструменты, колокольчики, шуршащие коробочки);
  • обоняния (баночки с запахом);
  • осязания (лоскутки тканей, доски).

Математическая область

Математическое развитие ставит перед учениками такие цели:

  • знакомство с цифрами;
  • представление о числовых разрядах и десятичной системе;
  • освоение сопоставления математических символов;
  • умение проводить основные математические действия по сложению, вычитанию, делению с четырёхзначными числами;
  • знание квадрата числа;
  • понимание дробей и действия с ними.

Дидактический материал:

  • наборы золотых бусин и коробки с цифровыми карточками для изучения арифметических разрядов и овладением навыками четырёх действий;
  • штанги;
  • веретена;
  • доски Сегена.

Видео: обучение математике в системе Монтессори

Палочки Кюизенера

Методика бельгийского учителя Джорджа Кюизенера предлагает использовать набор разноцветных счётных палочек, отличающихся по размеру и цвету, в качестве многофункционального математического пособия для малышей от года до семи лет. Методика в игровой непринуждённой форме вводит малыша в мир цвета и формы.

Значение методики Кюизенера:

  • помогает наглядно продемонстрировать состав числа, сформировать понятие логической последовательности числового ряда;
  • совершенствует внимание, мелкую моторику, стимулирует воображение и фантазию;
  • способствует развитию пространственного мышления и комбинаторных способностей;
  • активизирует творческий потенциал, пробуждает интерес к математическим играм и упражнениям.

«Дары Фрёбеля»

Методика немецкого педагога Фридриха Фрёбеля предполагает использование авторского игрового дидактического материала.

Цель игровой методики Фрёбеля - стимулирование интереса к активной исследовательской деятельности, сенсорное развитие, формирование коммуникативных навыков ребёнка.

Дидактические игры «Дары Фрёбеля» для детей 4–5 лет:

  • деревянный куб, включающий в себя ещё восемь одинаковых маленьких кубиков. Пособие способствует знакомству с понятиями целого и части, обучает счёту, развивает конструкторские способности;
  • восемь плиточек, развивающих аналитические способности;
  • строительные творческие наборы из кубиков, геометрических фигур, брусков и т. д.

Видео: игровой материал по методике Фрёбеля

Методика супругов Никитиных

Игровые пособия представляют собой развивающие головоломки из кубиков и разнообразные конструкторские наборы, основанные на принципе домысливания целостного образа. Задачи могут быть в форме рисунка, модели или чертежа и являются своеобразным тренажёром для ума.

Видео: фрагмент занятия. «Сложи квадрат»

Готовим конспект занятия по математике в средней группе детского сада

Продолжительность занятия составляет 20 минут, по сравнению с младшей группой дети выполняют больший объём заданий, заметно ускоряется общий темп работы. Занятия традиционно проводятся один раз в неделю, но не стоит ограничиваться узкими временными рамками перспективного планирования учебной деятельности. Для закрепления программного материала можно организовывать игровые математические ситуации во время прогулки или свободной игры вне занятий.

  • к изучению нового материала воспитатель приступает после повторения ранее изученного материала. Повторение занимает не более пяти минут и проводится в игровой форме, например, «Помогите Буратино посчитать монетки», «Найдите вместе с Малышом ошибку» и т. д., а также с использованием тематических стихотворений, загадок, песенок. Подобные упражнения нацелены прежде всего на то, чтобы стимулировать природную находчивость и детскую смекалку, направить в необходимое творческое русло внимание, создать позитивный эмоциональный климат и радостное настроение, помочь каждому ребёнку раскрыть свои интеллектуальные возможности;
  • детям четырёх-пяти лет тяжело справляться с однообразной монотонной работой, поэтому желательно вовремя проводить с маленькими непоседами двигательную, пальчиковую или дыхательную гимнастику, в процессе работы подключать подвижные игры математической направленности.

Формы работы и идивидуальный подход

Оптимальный вариант организации и проведения занятий по математике предполагает разделение детей на пары или небольшие подгруппы с учётом разных интеллектуальных возможностей. Это будет способствовать повышению качественного уровня обучения и создаст необходимые условия для реализации индивидуального подхода и рационального дозирования умственной и психологической нагрузки в зависимости от степени подготовки детей.

Оптимальный вариант организации и проведения занятий по математике предполагает разделение детей на небольшие подгруппы

Индивидуализировать работу с детьми можно в двух направлениях:

  • способным детям, которые проявляют увлечённость математикой, можно давать более сложные задания проблемного характера;
  • ребятам, испытывающим затруднения во время выполнения программных требований в силу разных причин (у малыша индивидуальные интеллектуальные особенности восприятия или слабая работоспособность), целесообразнее давать простые задания, который им по силам решить. Такой дифференцированный подход поможет сохранить интерес у ребёнка к математике, а одарённые ребята смогут полнее реализовать свои математические способности.

Практические методы и средства работы для воспитателя

В средней группе постепенно увеличивается объём заданий, который включает уже два или три звена, например, дети должны посчитать зайчиков на картинке и столько же квадратиков на карточке.

Трудности в работе с детьми 4–5 лет:

  • дети с трудом удерживают внимание во время пояснения задания, поэтому важно приучать выслушивать информацию до конца и не позволять приступать к выполнению задания раньше времени. Желательно, чтобы дети вместе начинали работать, не мешая друг другу, придерживаясь правильного алгоритма действий;
  • на вопросы, адресованные конкретному ребёнку, отвечают хором, выкрикивая с места. Задача педагога - воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, желание помочь товарищу, но учить отвечать по одному, проговаривая слова громко и чётко.

Методика обучения количеству и порядковому счёту в пределах пяти

Этап первый - количественное сравнивание двух групп предметов, расположенных в два горизонтальных параллельных ряда, которые для большей наглядности располагаются один под другим. Первоначально группы состоят из одного и двух или двух и трёх предметов, позже переходят к более сложным комбинациям четырёх и трёх, четырёх и пяти предметов. Различия (больше, меньше, равно) фиксируются словами, обозначающими числительные, благодаря чему дети воспринимают взаимосвязь между числом и количеством предметов. Педагог считает предметы обеих групп (в одной на один предмет больше), уточняет, каких предметов больше, а каких меньше, переводит в числовое отношение, обращает внимание детей на конечном результате. Воспитатель количественно меняет состав одной из групп, добавляя или убавляя один предмет, что помогает увидеть и понять, каким образом можно получить следующее или предыдущее число. Детей просят показать и назвать количество предметов, сказать, где больше, а где меньше, что помогает закрепить в памяти новые слова-числительные. Итоговый навык: дети должны научиться различать количественный состав группы предметов и отвечать на вопрос «Сколько?»

Второй этап посвящён овладению операциями порядкового счёта и навыку отсчитывания, детей учат показывать предметы женского, мужского и среднего рода (кукла, мяч, яблоко) по порядку и называть соответствующее слово-числительное. Для формирования и закрепления навыков счёта используют разнообразные игровые упражнения, чередуя коллективные и индивидуальные формы работы с наглядными пособиями. В дальнейшем дети тренируются в умении отсчитывать предметы, самостоятельно отбирать их в группы и размещать в указанном месте (полочка, стол, стул). Затем малышам предлагают сформировать количественную группу по названному числу, например, «Собери 2 кубика и 4 мячика». Параллельно проводится работа по формированию навыков пространственного ориентирования: «Положи слева, справа, вверху, внизу. Встань впереди, сзади и т. д.». Кроме того, важно уделять внимание развитию умения определять качественные признаки предметов, такие, как цвет, размер, длина, ширина, форма, и сравнивания по одному из свойств.

Видео: знакомство с числом и цифрой три

Распространённая детская ошибка: ребёнок часто использует слово «раз» вместо числительного «один». Воспитатель показывает игрушку и задаёт вопрос: «Сколько у меня машинок?» - «Одна машинка», - отвечает малыш. Такой диалог поможет запомнить правильный вариант использования слов-числительных.

Сравнение предметов разной величины: планирование обучения

Хороший глазомер - залог безопасности движения детей в пространстве. От того, насколько ребёнок способен оценить расстояние между предметами в окружающем мире и их размеры, зависит очень многое. Этому аспекту в дошкольном образовании уделяется большое внимание. Хронологическое распределение занятий по годовой сетке имеет свои особенности.

  1. Первые три месяца учебного года посвящены тренировке умения сравнивать два предмета (шнурки, шарфики, игрушки, картонные полоски, детали конструкторов и т. д.) по таким параметрам, как высота, длина, ширина, толщина, объём. Используются приёмы наложения, приложения и сравнения на глаз.
  2. Зимой малышей обучают проводить сравнительный анализ двух плоских предметов, рассматривая их длину и ширину, при этом подбираются пары предметов, отличающиеся либо длиной, либо шириной. Когда дети уверенно будут справляться с задачей по установлению отношений двух предметов, можно смело расширять количественный диапазон до пяти и приступить к упражнениям, связанным с раскладыванием предметов в ряд по принципу возрастания или убывания по определённому признаку.
  3. В третьем квартале особо пристальное внимание уделяется развитию детского глазомера. Детей просят на глаз определить больший или меньший предмет, а также учат использовать мерку. Также можно просить детей на глаз оценивать расстояние между предметами мебели: что дальше, что ближе, сколько мячей поместится между двумя стульями и т. д.

Полезный совет: желательно использовать двигательный анализатор (зону мозга, отвечающую за отслеживание мышечной активности и положения тела в пространстве): предложить детям «пробежать пальчиками» по краю предметов, сделать пальчиками движения вдоль, поперёк, снизу вверх, определить, по какому предмету пальчик бегает дольше. Математические навыки важно также тренировать и развивать на занятиях по рисованию, аппликации, музыки.

План занятия

  1. Организационная вводная часть (3–5 минут) – мотивирующее начало занятия.
  2. Практическая - воспитатель поясняет суть заданий и упражнений, с которыми должны справиться дети (3–5 минут).
  3. Основная - самостоятельная работа детей (15 минут).
  4. Итоговая - анализ и оценка детьми результатов своей работы. Детей учат аргументировано формулировать свою точку зрения и самостоятельно рассказывать о последовательности выполнения задания (3 минуты). Вопросы, которые стоит обсудить:
    • насколько удачно было выполнено задание;
    • новые приёмы, с которыми познакомились дети;
    • причины ошибок и способы их исправления.

Полезно также продумывать недельные планы занятий по ФЭМП на разные темы.

Таблица: фрагмент конспекта занятия по математике в средней группе по ФГОС «Счёт до пяти» воспитателя Т. С. Лёвкиной

Общая информация Цель: сформировать знания детей о геометрических фигурах, закрепить знания в счёте до 5.
Раздаточный материал:
  • геометрические фигуры,
  • счётные палочки.

Наглядный материал:

  • картинки с изображением чисел от 1 до 5,
  • картинки с изображением геометрических фигур.
Повтор пройденного материала Воспитатель:
Сколько пальцев на руке,
И копеек в пятачке,
У морской звезды лучей,
Клювов у пяти грачей,
Лопастей у листьев клёна,
И углов у бастиона,
Про всё это рассказать
Нам поможет цифра… (пять).
Воспитатель: «Ребята, сегодня мы с вами будем закреплять свои знания в счёте до 5. И повторим с вами название геометрических фигур».
Воспитатель: Посмотрите все на доску. (Картинки с изображением чисел от 1 до 5)
Давайте попробуем с вами посчитать!
(Дети считают вслух совместно с воспитателем. Повторяют 3 раза)
Воспитатель: а теперь давайте мы с вами научимся считать в обратном порядке.
(Дети считают совместно с воспитателем в обратном порядке. Повторяют 3 раза.). Какие вы молодцы!
Организационная часть Ой, тише, кажется, к нам кто-то пришёл. (Достаём игрушку: куклу)
Воспитатель: У нас в гостях кукла Маша, давайте с ней поздороваемся. Маша мне рассказала, что сегодня, по дороге в школу, она в конверте спутала цифры и теперь не может их поставить по порядку. Давайте ей поможем?
(Выбираем желающего ребёнка, который на доске расставляет цифры по порядку)
Воспитатель: «Молодец, Даня, помог Маше, но это ещё не все. Сегодня Маша будет присутствовать у нас на занятии и смотреть, кто из ребят самый старательный и умный».
(Раздаём геометрические фигуры каждому ребёнку, по 5 штук)
Физкультминутка Воспитатель: «Давайте с вами немного отдохнём.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем вместе повторять,
Один да четыре, будет пять,
Два да три - тоже пять,
Всю пятёрку изучили,
А теперь мы отдохнём,
И опять считать начнём».
Практическая часть Воспитатель: «Немного отдохнули, а теперь возьмите геометрические фигуры и посчитайте, сколько их у вас на столе». (Дети считают фигуры. Ответы детей)
Воспитатель: «Правильно, их всего 5. А какие фигуры присутствуют у нас на занятии?» (Ответы детей)
Воспитатель: «Теперь, ребята, задача посложнее. Я вам раздам счётные палочки, а вы из них попробуете сделать фигуры, которые раздала вам я. Но Маша даёт вам подсказку, что не все фигуры у вас получится сделать из палочек».
Самостоятельная работа детей Дети делают из счётных палочек фигуры, воспитатель исправляет ошибки, помогает каждому ребёнку в выполнении работы).
Воспитатель: Какие вы молодцы, но какой-то фигуры не хватает и не получилось её сделать с помощью счётных палочек, как вы думаете, какой? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, не получились у нас две фигуры - это круг и овал. Ведь из счётных палочек эти фигуры построить невозможно. (Показываем картину с изображением 5-ти геометрических фигур).
Итоговая часть Воспитатель: ребята, давайте с вами повторим название фигур: квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал. (Повторяем вместе с детьми).
Воспитатель: Маше очень понравилось, как вы все сегодня отвечали, вы такие умные и талантливые детишки! Она сейчас не уйдёт, а останется с вами в группе и каждый из вас с ней сможет поиграть.
Воспитатель: ребята, давайте вспомним, что мы сегодня делали на занятии? (Ответы детей. Воспитатель подсказывает детям, если они затрудняются ответить)
Воспитатель: Вы сегодня были все молодцы, занятие окончено.

Видео: занятие «Путешествие в страну Математики»

https://youtube.com/watch?v=zj-o8sg5hfg Video can’t be loaded: Математика в средней группе Пташкина Г Н (https://youtube.com/watch?v=zj-o8sg5hfg)

Проектная деятельность по математике в средней группе

Разберём отдельные понятия, относящиеся к образовательной программе дошкольников.

Занятие по математике - узконаправленный способ осуществления образовательной деятельности. А образовательный проект - это комбинированный и расширенный вариант реализации образовательной деятельности, объединяющий несколько разнонаправленных художественно-эстетических и практических занятий (математика, речевое развитие, музыка, рисование, лепка и т. д.), имеющих общую тему .

Проект может быть:

  • краткосрочным - от одного занятия до одной недели;
  • долгосрочным - от месяца до года.

Структура проекта:

  • подготовительная работа;
  • основная часть;
  • итоговый этап.

Направления и формы реализации:

  • Интеллектуально-познавательное развитие:
    • просветительские беседы с родителями и воспитанниками;
    • викторины и интеллектуальные игры;
    • домашние задания;
    • демонстрационный материал и дидактические пособия (информационные стенды, папки-передвижки, плакаты, газеты и т. д.);
    • праздничные мероприятия;
    • экскурсии, посещение музейных экспозиций и театральных постановок.
  • Развивающие игры (дидактические, артистические, ролевые).
  • Художественная практическая деятельность (рисование, аппликация, музыка, лепка).
  • Словесные приёмы, направленные на развитие речи (стихотворения, скороговорки, загадки, литературные произведения, фольклорные материалы, сказки).
  • Физическое развитие (подвижные и спортивные игры и соревнования).

Фотогалерея: отчётная презентация краткосрочного проекта по математике

Проект: «Зачем повару математика» Информация об авторе, участниках Формулировка целей и задач Постановка проблемы Исследовательская деятельность Дети определяют цвет и форму овощей Кастрюли расставляются по высоте Измерение крупы условной меркой Распределение вафель поровну (после чего дети могут угостить друг друга) Итоговые выводы

Фотогалерея: отчет по долгосрочному проекту по математике

Проект по математике «Сказочная математика» Оформление математического и театрального уголка Изучение геометрических фигур Знакомство с геометрическими формами и их моделирование Использование дидактических игр на занятиях Изучение порядкового счёта (сказка «Репка») Развитие навыков порядкового счета (сказка «Теремок») Индивидуальная работа с пособием «Математический театр»

Занятие по математике с использованием ИКТ, мультимедиа

Современные информационно-коммуникативные технологические средства значительно расширяют круг творческих возможностей для организации интересных занятий, повышают наглядность в представлении нового материала и качественный уровень его усвоения. Основная форма применения ИКТ - мультимедийная презентация или активная работа с мультимедийной доской.

Видео: закрепление элементарных знаний по математике с помощью мультимедийной доски

https://youtube.com/watch?v=8HOHWFDa9hs Video can’t be loaded: ОД по математике в средней группе (https://youtube.com/watch?v=8HOHWFDa9hs)

Фотогалерея: картинки для презентации: цифры, счёт и фигуры

Цифра 1 Цифра 5 Цифра 3 Цифра 6 Цифра 4 Цифра 2 Вставь пропущенную цифру Выбрать силуэт и сосчитать Задание на тренировку счёта Логическое задание на различение геометрической формы Для развития логики и закрепления знания геометрических фигур

Как организовать математический праздник

Это ещё одна комплексная форма организации занятия: там, где математика - это весело, детям скучать не придётся. В сочетании с дружелюбным общением задания помогают малышам научиться вежливости, развить внимательность и терпение.

Таблица: математические загадки и считалки про медведей, зайчиков и других персонажей

Число Загадка Считалочка
2 На пасеке
три медвежонка
Играли в прятки у бочонка.
Один в бочонок еле влез,
А сколько
убежало в лес?
Шла бабка с заморья,
Несла кузовок.
В том кузовочке
Лежали грибочки,
Кому - гриб, кому - два,
А тебе, дитятко, весь кузовок.
3 В гости к зебре львы пришли
И подарки принесли.
Первый лев принес кокос,
А второй их два принес.
Чтоб сложить один плюс два,
Третьего позвали льва.
Мы собрались
поиграть,
Ну, кому же
начинать?
Раз, два, три,
Начинаешь ты.
4 Высоко задравши нос,
Заяц шесть морковок нёс.
Вдруг споткнулся и упал -
Две морковки потерял,
Сколько морковок
У зайца осталось?
Вышла мышка как-то раз
Посмотреть, который час.
Раз, два, три, четыре,
Мышка дёрнула за гири.
Вдруг раздался сильный звон.
Выходи из круга вон.
Коля пускал бумажные кораблики.
В ручейке уже плавало 3 кораблика.
Ещё 1 вот-вот коснётся воды.
Сколько корабликов
отправляется
в плавание?
Раз, два, три, четыре.
Сосчитаем дыры в сыре.
Если в сыре много дыр,
Значит, вкусным будет сыр.
Если в нем одна дыра,
Значит, вкусным был вчера.
Под кустами у реки
Жили майские жуки:
Дочка, сын,отец и мать -
Кто их сможет сосчитать?
Раз, два, три, четыре,
Кошку грамоте учили:
Не читать, не писать,
А за мышками скакать.
5 Два щенка-баловника
Бегают, резвятся,
К шалунишкам три дружка
С громким лаем мчатся -
Вместе будет веселей.
Сколько же всего друзей?
Раз, два, три, четыре.
Кто живёт у нас в квартире?
Папа, мама, брат, сестрёнка,
Кошка Мурка, два котёнка,
Мой щенок, сверчок и я -
Вот и вся моя семья!
Раз, два, три, четыре, пять -
Всех начну считать опять.
В снег упал Серёжка,
А за ним Алёшка.
А за ним Иринка,
А за ней Маринка.
А потом упал Игнат.
Сколько было всех ребят?
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел зайчик погулять.
Что нам делать? Как нам быть?
Нужно заиньку ловить.
Снова будем мы считать:
Раз, два, три, четыре, пять.
Шесть весёлых медвежат
За малиной в лес спешат
Но один из них устал,
От товарищей отстал,
А теперь ответ найди:
Сколько мишек впереди?
Раз, два, три, четыре, пять!
Надо ложки сосчитать!
Раз, два, три, четыре, пять!
Надо вилки сосчитать!
Ложки, вилки, ложки, вилки…
В голове шуршат опилки!
Шесть весёлых поросят
У корытца в ряд стоят.
Тут один улёгся спать,
Поросят осталось…
Раз, два, три, четыре, пять.
Нам друзей не сосчитать,
А без друга в жизни туго,
Выходи скорей из круга.
Шесть весёлых медвежат
За подснежником спешат,
Но один малыш устал,
От товарищей отстал,
А теперь ответ найди:
Сколько мишек впереди?
Жил в реке один налим,
Два ерша дружили с ним,
Прилетали к ним три утки
По четыре раза в сутки
И учили их считать -
Раз, два, три, четыре, пять.
6 Дарит
бабушка-лисица
Трём внучатам
рукавицы:
«Это вам на зиму, внуки,
рукавичек по две штуки.
Берегите, не теряйте,
Сколько всех,
пересчитайте!»
Мы делили апельсин,
Много нас, а он один.
Эта долька - для ежа,
Эта долька - для стрижа,
Эта долька - для утят,
Эта долька - для котят,
Эта долька - для бобра,
А для волка - кожура.
Он сердит на нас. Беда!
Разбегайтесь кто куда!
7 Шесть щенят
Плюс мама-лайка.
Сколько будет?
Посчитай-ка!
Начинается считалка:
На берёзу села галка,
Две вороны, воробей,
Три сороки, соловей.
8 Раз, два, три, четыре,
Пять, шесть, семь, восемь -
Ходит бабка
С длинным носом,
А за нею дед.
Сколько деду лет?
Говори поскорей,
Не задерживай людей!
Раз, два, три, четыре,
Жили мышки на квартире.
К ним повадился сам друг
Крестовик - большой паук.
Пять, шесть, семь, восемь,
Паука мы спросим:
«Ты, обжора, не ходи!»
Ну-ка, Машенька, води!
9 Подогрела чайка чайник.
Пригласила восемь чаек:
«Прилетайте все на чай!»
Сколько чаек?
Отвечай!
Цифры все легко и просто
Детям выстроить по росту:
Раз, два, три, четыре, пять,
Шесть, семь, восемь, девять!
Вместе учимся считать,
Вместе веселее!
10 Как под ёлкой встали в круг
Зайка, белка и барсук,
Встали ёжик и енот,
Лось, кабан, лиса и кот.
А последним встал медведь!
Сколько всех зверей? Ответь!
Раз, два, три, четыре, пять,
Надо солнышку вставать.
Шесть, семь, восемь, девять, десять,
Солнце спит, на небе месяц.
Разбегайся кто куда,
Завтра новая игра.

Игры с математическим содержанием

Приведём подборку из нескольких игр, актуальных для средней группы.

«Электроник»

Закрепляет навыки пространственного ориентирования, учит чётко ставить задачу.

В начале игры ребёнок, исполняющий роль Электроника, покидает игровую комнату, остальные участники прячут в каком-либо месте игрушку, которую должен найти Электроник. Робот начинает движение только по чётко сформулированной команде, которая точно указывает направление движения и количество шагов. Когда главное условие игры выполнено, робот подаёт словесный сигнал: «Команду слышу, понял, выполняю». Если робот не понял задание, то произносит такую фразу: «Задание не понял, повторите ещё раз».

Каждый участник игры формулирует своё задание, например:

  • сделай столько шагов вперёд, сколько раз я хлопну;
  • сделай четыре шага с закрытыми глазами;
  • повернись вправо, сделай два шага и расскажи стихотворение.

Воспитатель вместе с ребятами планирует маршрут Электроника, продумывая направление и количество шагов, которые приведут его к спрятанному сюрпризу.

«Ниточка-волшебница» - игра с элементами ниткописи

Игра знакомит с цифрами, развивает образное мышление, тренирует мелкую моторику рук. Материалы: бархатная цветная бумага, шерстяная нить до тридцати сантиметров.

Воспитатель показывает определённое количество предметов на интерактивной доске или с помощью иллюстраций, игрушек. Цифра может «спрятаться» в загадке или скороговорке. Дети определяют цифру и нитью выкладывают её силуэт на бумаге. Правильный ответ премируется символическим знаком (солнышко, цветочек и т. д.).

Ребёнок «рисует» цифру ниткой

«Маленькие фотографы»

Оборудование: комплект мелких деталей конструктора или набор пуговиц, карты из плотной бумаги или картона.

Воспитатель просит детей «сфотографировать» цифру, выложив её силуэт на карте с помощью мелкого подручного материала.

Дети выкладывают цифры с помощью пуговичек

«Ожившие цифры»

Дети надевают на себя цифровую эмблему, превращаясь в «живую цифру». Используются числа от одного до пяти.

  1. Дети должны образовать возрастающую или убывающую цепочку из чисел.
  2. Педагог показывает число, ребёнок узнаёт свою цифру и выходит.
  3. В аналогичной игровой ситуации выходят дети с соседними цифрами (на единицу больше или меньше).
  4. Каждому ребёнку предлагается ответить на вопрос: «Если твоя цифра подрастёт на единичку, в какую цифру она превратится?».

«Спрячься от дождика» - подвижная игра

Закрепляет умение различать простейшие геометрические формы круга и квадрата.

На пол воспитатель кладёт два обруча, внутри одного - вырезанный силуэт квадратной формы, внутри другого - круглой. Дети распределяются в две подгруппы, игрокам одной группы раздаются карточки с нарисованным квадратом, детям из другой группы соответственно достаются карточки с изображением круга. Малыши свободно играют и передвигаются по комнате, но когда услышат «гром». (бой барабана), то немедленно бегут в свои домики. Ребята, у которых карточки с квадратиками, находят свой «квадратный домик», а те, у кого карточки с кружочками, прячутся в «круглый домик». При дальнейшем развитии игры воспитатель меняет местами силуэты фигур в обручах.

«Полёт в космос»

Космическая тема - отличное обрамление и для целого игрового дня с детьми, оно может включать в себя как танцевально-двигательную активность, так и различные задания - соединить разрезанные картинки, как рекомендует, например, Светлана Вирясова, или посчитать количество космонавтов. Подобное занятие скорее рассчитано на старшую группу, но и для средней можно кое-что адаптировать.

Воспитатель просит учеников собрать ракету. У задания три уровня сложности.

  1. Выложить из геометрических фигур ракету по шаблону (5 геометрических фигур).
  2. Выложить из геометрических фигур ракету (6 геометрических фигур).
  3. Выложить ракету из геометрических фигур и из счётных палочек.

Это закрепляет знание геометрических фигур, тренирует мелкую моторику, навык порядкового счёта.

«Весёлый поезд»

Помогает закрепить последовательность числового ряда.

Из картона вырезается силуэт поезда с вагонами, на каждом вагоне кармашек для цифры. Некоторые вагоны потеряли свои цифры. Детей просят помочь вагончикам и подобрать нужную цифру.

Игра с поездом подойдёт для изучения и закрепления порядкового счёта

Таблица: фрагмент сценария математического праздника

Автор и название праздника О. Ю. Сметанина
«В гостях у математики»
Оборудование
  • Конструктор Лего (крупный);
  • схемы домика из конструктора;
  • 2 листа ватмана с нарисованными лабиринтами;
  • карточки с изображением цифр от одного до пяти;
  • четыре корзины с изображением геометрических фигур;
  • предметы и игрушки разной геометрической формы;
  • предметы из цветной бумаги (2 ёлочки - зелёные, солнце, 2 тучки, деревья - красное и оранжевое, озеро - голубое, 2 лилии - белые);
  • 2 листа ватмана;
  • флажки;
  • призы.
Ход праздника
Введение Дети и родители входят в зал под музыку.
Ведущий: Сегодня у нас математический праздник. Что вы ждёте от праздника? Конечно, улыбок, шуток, песен, танцев, сюрпризов и подарков. Надеюсь, что надежды оправдаются. Наш праздник - не просто праздник, а праздник-игра.
Мы собрались в этом зале, чтобы узнать, как вы умеете считать, отгадывать загадки, какие вы находчивые и ловкие. В нашем соревновании принимают участие команда «Знайки» (дети) и команда «Умники» (родители). (Представляет капитанов). За каждое правильно выполненное задание присуждается флажок. В конце мы их подсчитаем. Победит та команда, которая наберёт больше флажков.
Разминка Ведущий: Соревнование начнём с разминки. Надо отгадать загадки о геометрических фигурах. Загадки загадываются по одной для каждой команды.
  • Нет углов у меня
    И похож на блюдце я,
    На тарелку и на крышку,
    На кольцо, на колесо.
    Кто же я такой, друзья?
    Назовите вы меня! (Круг)
  • Катился круг и вдруг упал
    Бока себе чуть-чуть помял.
    Фигуру эту я узнал:
    Был круг, а стал теперь… (Овал)
  • Из него мы строим дом
    И окошко в доме том
    За него в обед садимся.
    В час досуга веселимся.
    Ему каждый в доме рад
    Кто же он? Наш друг… (Квадрат)
  • Он квадрата брат родной,
    Каждый угол в нём прямой.
    Две стороны одинаковой длины,
    И ещё две стороны
    Чуть короче, но равны. (Прямоугольник)
  • Три вершины,
    Три угла,
    Три сторонки –
    Кто же я? (Треугольник)
  • Четыре угла и четыре сторонки,
    Похожи, точно родные сестрёнки.
    В ворота его не закатишь, как мяч,
    И он за тобою не пустится вскачь.
    Фигура знакома для многих ребят.
    Его вы узнали? Ведь это… (Квадрат)
«Кто быстрей найдёт предметы» Посмотрите, вот стоят корзины с изображением формы круга, квадрата, треугольника и прямоугольника. Все, что найдёте круглое, принесите в корзину с изображением круга. Квадратные предметы в корзину с изображением квадрата, треугольные предметы, вот сюда, и прямоугольные предметы тоже надо убрать в соответствующую корзину (при каждом подходе к столу можно брать, только один предмет). Команда, выполнившая задание раньше, получает флажок.
«Скажи наоборот» Ведущий говорит слово (по одному каждой команде), а команда говорит слово-наоборот, антоним.
  • Высокий - низкий.
  • Громкий - тихий.
  • Мокрый - сухой.
  • Чистый - грязный.
  • Широкий - узкий.
  • Глубокий - мелкий.
  • Сильный - слабый.
  • Большой - маленький.
  • Узкий - широкий.
  • Влево - вправо.
  • Впереди - сзади.
  • Внизу - вверху.
  • Горячий - холодный.
«Логические концовки» Ведущий начинает предложение, а команды по очереди заканчивают.
  • У цапли ноги длинные, а у утки…
  • Арбуз большой, а яблоко…
  • Шарф узкий, а плед…
  • Грузовая машина высокая, а гоночная…
  • Если стол выше стула, то стул…
  • Если правая рука справа, то левая…
  • Если сестра старше брата, то брат…
Физкультминутка
«Тётя-весельчак»
Конкурс капитанов На двух ватманах нарисованы лабиринты. Капитаны выполняют задание: «Пройди быстро лабиринт».
«Продолжи ряд» Командам предлагается образец логического ряда из кубиков конструктора Лего и команды по образцу продолжают логический ряд. Выигрывает та команда, которая без ошибок и быстро выполнит задание.
«Собери картину» У каждой команды листы белой бумаги и предметы из цветной бумаги. Надо разложить предметы по ориентирам.
Ведущий: Солнце поместите в правом верхнем углу. Два облачка - в левом верхнем углу. Посередине - дерево красное. В левом нижнем углу - озеро с четырьмя лилиями, а в правом нижнем - две ёлки зелёные и одно оранжевое дерево.
Физкультминутка «Раз, два, три»
Переход к следующей части Кто будет самым ловким,
Мы хотим узнать.
Станем в две шеренги
И начнём играть.
«Постройся по порядку» Капитаны, отсчитайте по пять человек из своей команды и постройте их. (Дети и родители выполняют).
Каждый ребёнок получает карточку с изображённой на ней цифрой (от 1 до 5), но в одной команде карточки жёлтые, а в другой синие.
Ведущий: Сейчас под музыку вы будете выполнять разные движения: маршировать, бегать, плясать. А когда музыка закончится, надо быстро построиться по порядку. Та команда, которая построится первой, получает флажок. (Игра повторяется 3 раза.)
«Построй домик» У каждой команды по одной схеме домика и крупный конструктор Лего. Выигрывает та команда, которая без ошибок и быстро построит домик.
Финал Ведущий: Все загадки отгаданы, игры сыграны. Пока жюри подводит итоги конкурсов, предлагаю вам отдохнуть.
Включают песню из м/ф «Фиксики» «Помогатор», дети и родители выполняют движения под музыку.
После оглашения итогов всем раздаются сладкие призы. Все участники под марш обходят зал, команда-победительница идёт впереди.

Видео: математический праздник в детском саду

https://youtube.com/watch?v=H1toa0hPcJQ Video can’t be loaded: Открытый показ непосредственно образовательной деятельности в области «Познание» ФЭМП (https://youtube.com/watch?v=H1toa0hPcJQ)

Темы для воспитателей по самообразованию математической направленности

  1. Формирование у детей среднего дошкольного возраста первичных представлений о свойствах и отношениях предметов окружающего мира посредством дидактических игр математического содержания. (Это о форме, цвете, размере, количестве, числе и т. д.)
  2. Развитие математических представлений у детей с использованием палочек Кюизенера и блоков Дьенеша.
  3. Формирование элементарных математических представлений дошкольников в процессе различных видов деятельности.
  4. Использование ИКТ на занятиях по математике в средней группе.

Знакомство с важнейшими логическими операциями, формирование элементарного уровня математических представлений, изучение абстрактного понятия о числе, умение определять качественные признаки предметов и систематизировать их по определённым свойствам - значимое условие качественной интеллектуальной подготовки детей к школьной жизни. Развивая и воспитывая своих маленьких подопечных, воспитатели понимают, что от того, насколько удачны и продуктивны будут их педагогические усилия, зависит будущее успешное развитие математических знаний и интеллектуальной культуры ребят в целом.

Поделитесь с друзьями!

Конспект по ФЭМП в средней группе «Спасем сказочных героев»

Цель: Показать независимость результата счёта от расстояния между предметами (в пределах 5).

Упражнять в умении сравнивать предметы по высоте, раскладывая их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: самый высокий, ниже, самый низкий, выше.

Упражнять в умении различать и называть геометрические фигуры: круг и шар.

Развивать произвольное внимание, мыслительные операции, речь

Воспитывать учебные навыки, поддерживать интерес к играм математического содержания

Материалы и оборудование:

демонстрационное: посылка, конверты с подсказками пронумерованные; ковёр – самолёт с набором плоскостных геометрических фигур; 10 одинаковых цветочков; столы; мяч большой, 2 корзины, кубы и шары разного размера и цвета, предметы круглой и кубической формы.

Раздаточный материал: по 4 ёлочки разной высоты на каждого ребёнка, смайлики.

Предварительная работа: знакомство детей со сказкой «Белоснежка и семь гномов», проведение дидактических игр математического содержания.

Ребята, в наш детский сад пришло письмо и посылка из сказочной страны. Злая мачеха спрятала Белоснежку и гномов. Они просят нас помочь им. Но что же мы можем сделать? (найти и освободить их). Освободить их могут только смелые, дружные, умные дети, те кто любит математику и пройдёт разные испытания.

А вы не испугаетесь трудностей? Тогда отправляемся в путь на ковре – самолёте, который нам прислали жители волшебной страны (достаю из посылки, разворачиваю). Ой, его прогрызли мыши! Что же делать? (наложить заплатки из геометрических фигур; дети называют геометрические фигуры)

Молодцы, ребята! Вы справились с этим трудным заданием успешно.

Давайте встанем все на ковёр – самолёт, возьмёмся за руки.

Соберёмся в тесный круг,

Ты – мой друг

И я – твой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Ребята, сказочные персонажи прислали нам подсказки, которые нам помогут спасти Белоснежку и гномиков от злой мачехи. Но они все перепутались. Кто мне поможет расположить цифры в правильной последовательности (конверты с заданиями №1 - №5 располагают в прямой последовательности)

№1 Отгадайте загадку.

Под крышей – четыре ножки,

А на крыше – суп да ложки.

Давайте сядем за столы (посадка детей) Посмотрите на доску.

Игровая ситуация «Цветочки вдоль дорожки»

Вдоль дорожки растут цветы (2 ряда по 5 штук в каждом: в верхнем ряду они находятся близко друг к другу, в нижнем – далеко друг от друга).

Одинаково ли расположены цветы?

В каком ряду кажется, что цветов больше?

Посчитайте. Что можно сказать о количестве цветов в нижнем и верхнем ряду?

Как проверить их равенство? (способ уравнивания предметов – наложение или приложение).

Ребята, зависит ли результат счёта от расстояния между предметами?

№2 Ребята, сказочные герои предлагают нам выполнить зарядку. А почему нужно делать физминутки?

Физминутка

Раз – согнуться, разогнуться,

Два – нагнуться потянуться,

Три – в ладоши три хлопка

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять, шесть – всем присесть,

Семь, восемь – лень отбросим.

Что ж, ребята, послушайте следующую подсказку.

Круглый, гладкий, полосатый,

Нравиться он всем ребятам.

Может долго он скакать

И совсем не уставать.

На пол бросишь ты его –

И подпрыгнет высоко! (мяч)

Где лежит мяч? (в корзинке)

На какое геометрическое тело похож мяч? (шар).

Что можно делать с шаром? (катать)

Все шары в корзинке одинаковые? Чем различаются? (размером и цветом)

Что ещё лежит в корзинке? (куб)

Что можно делать с кубиками? (ставить друг на друга)

Все ли кубы одинаковые? Чем различаются?

Игровое упражнение «Собери кубики и шарики в корзинки»

Воспитатель делит детей на две команды и проводит эстафету: члены одной команды собирают в корзину кубы и предметы этой формы (кубик игральный, подарочная коробочка, мягкий кубик – пазл), а члены другой команды – шары и предметы данной формы (апельсин, мячик, клубок нитей). В конце игры проверяется правильность выполнения задания.

Молодцы, ребята! Кому было легко выбирать? У кого это задание вызвало затруднение?

№4 Дети, посмотрите впереди непроходимый лес.

Игровая ситуация «Посадим ёлочки в ряд»

У каждого ребёнка по 4 ёлочки разного размера.

Одинаковые ли ёлочки по высоте? (Что можно сказать о высоте ёлочек?)

Воспитатель предлагает расставить ёлочки в ряд, начиная с самой низкой и заканчивая самой высокой.

Правило: каждый раз из оставшихся ёлочек выбирается самая низкая.

Молодцы, ребята! Вы преодолели все трудности и освободили Белоснежку и гномов от злой мачехи. Давайте расставим наших гномиков по росту (от самого высокого к самому низкому)

Но у нас ещё один конвертик остался.

Рефлексия

№5 Расскажите Белоснежке какие трудности вы сегодня преодолели?

Какие задания выполнили? Кому было легко и интересно работать?

В чём были трудности?

Выберите себе смайлик: если занятие понравилось – весёлый,если нет - грустный.

Ребята, вы молодцы! Вместе мы преодолели все трудности. Спасибо за занятие!

Конспект занятия по математике в средней группе «Счет предметов в пределах 5»

Программное содержание:

Продолжать формировать представления о равенстве и неравенстве двух групп предметов, употреблять выражения: столько же, поровну;

Продолжать учить сравнивать предметы по двум признакам величины (длине и ширине)

Продолжать упражнять в различении и назывании знакомых геометрических фигур с соотнесением их с предметами окружающей действительности (круг, прямоугольник, квадрат, треугольник)

Оборудование: игрушка Чебурашка, карточки, палочки разной длины, раздаточный материал (по 5 грибочков, 5 бабочек), раскраски, плакат «Геометрические фигуры», указка.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

В: Раз, два

Д: Выше голова.

В: Три, четыре

Д: Руки шире.

В: Пять, шесть

Д: Тихо сесть

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

В: - Ребята, у нас в гостях сегодня Чебурашка. Вы его знаете? (Ответы детей)

1) Повторение цифр от 1 до 5.

В: - Давайте вспомним с вами цифры. Может и Чебурашка их запомнит. Посмотрите на экран. (Сначала дети называют цифры по порядку от 1 до 5, потом по очереди по одной цифре).

В: - Поднимите руки, кто смотрел мультфильм про Чебурашку. А на чём едет? (Ответы детей)

В: - Правильно, на поезде. Посмотрите, пожалуйста, на вагоны поезда и скажите, из каких геометрических фигур состоят? (Ответы детей)

В: - Что может быть круглым? (Колеса)

2) Повторение названия геометрических фигур.

В: - Сколько углов у треугольника? А сторон? (Ответы детей)

В: - Сколько углов у прямоугольника? А сторон? (Ответы детей)

В: - У какой фигуры тоже 4 угла и 4 стороны? (Ответы детей)

В: - Молодцы. Думаю, Чебурашка их запомнил.

В: - Мы с вами долго смотрели на экран. Глазки наши устали. Давайте сделаем для них зарядку:

ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ. «Руки за спину, головки назад».

Руки за спину, головки назад.

(Закрыть глаза, расслабиться)

Глазки пускай в потолок поглядят.

(Открыть глаза, посмотреть вверх)

Головки опустим - на парту гляди.

(Вниз)

И снова наверх - где там муха летит?

(Вверх)

Глазами повертим, поищем ее.

(По сторонам)

И снова считаем. Немного еще.

В: - Молодцы. А сейчас вы тихонечко сядете за столы. Ручки уберём, ничего трогать не будем.

3) Порядковый счёт предметов.

В: - У меня на доске геометрические фигуры. Скажите, что стоит первым? (Ответы детей)

В: - Каким по счёту стоит квадрат? А овал? (Ответы детей)

4) Расположение предметов в пространстве.

В: - Что стоит слева от квадрата? (Ответы детей)

В: - Что стоит справа от квадрата? (Ответы детей)

5) Сравнение групп предметов.

В: - Ребята, на доске грибочки. Какого они цвета? Как узнать каких грибов больше? (посчитать или поставить парами) (Поставили грибы парами) .

В: - Каких же больше? На сколько? (Ответы детей)

В: - Что нужно сделать, чтобы их стало поровну? (убрать или добавить)

В: - Какие грибы расположены выше? Какие ниже? (Ответы детей)

Работа с раздаточным материалом.

В: - Положите перед собой 3 цветочка. Столько же бабочек. Сколько получилось бабочек?

В: - Сделайте, чтобы бабочек стало меньше. Что мы сделали? (убрали бабочку). Положите её на место. А как мы ещё можем сделать бабочек меньше? (добавим цветочек)

В: - Молодцы! А теперь убираем всё на тарелочку и выходим на ковёр.

6) Повторение названий частей суток.

В: - Скажите, какой сейчас день недели? (Ответы детей)

В: - А какое сейчас время суток? (Ответы детей)

В: - А когда у вас обед? (Ответы детей)

В: - А когда мамы за вами приходят? (Ответы детей)

В: - Спите вы когда? (Ответы детей)

В: - Сейчас утро, встало солнце. Давайте мы его поприветствуем:

ФИЗМИНУТКА.

Солнце спит, небо спит, - (кладет голову на руки)

Даже ветер не шумит.

Рано утром солнце встало,

Всем лучи свои послало - (встаёт руки вверх с разведенными пальцами)

Вдруг повеял ветерок - (махи руками из стороны в сторону с наклонами туловища)

Небо тучей заволок - (круговые движения руками влево, затем вправо)

Дождь по крышам застучал.

Барабанит дождь по крыше - (барабанит пальцами по столу)

Солнце клонится всё ниже.

Вот и спряталось за тучи,

Ни один не виден лучик - (постепенно садится и кладёт голову на руки).

В: - Молодцы! А теперь встаньте все в кружок, мы поиграем с вами в игру. У меня в руках палочки. Какого цвета? (Ответы детей) Арина раздаёт красные, Данила - голубые.

В: - Покажите мне широкую палочку. Узкую. Какая из них длиннее? Какая короче? Как узнаем? (Ответы детей)

В: -Если я ударю в барабан 2 раза, вы поднимите широкую палочку, если 3-узкую.

В: - Молодцы! Ребята, вы представляете. Чебурашка очень хитрый. Хотя сам ничего не знает, попросил крокодила Гену приготовить вам задание.

В: - Садимся за столики. Под тарелочками у вас листочки. Это задание от крокодила Гены. Сейчас оранжевым карандашом вы раскрасите треугольники, а зелёным - квадраты.

В: -Сколько получилось кружочков? А квадратиков? Чего больше? (поровну)

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА.

В:- Ребята, вы сейчас раскрашивали. Ваши пальчики устали. Давайте проведём для них зарядку «Игрушки»

На большом диване в ряд

Куклы Катины сидят: (Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.)

Два медведя, Буратино, (загибают поочередно все пальчики.)

И веселый Чипполино,

И котенок, и слоненок.

Раз, два, три, четыре, пять (Разгибают поочередно пальчики.)

Помогаем нашей Кате (Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.)

В: - Ребята, а что может быть круглым? (Ответы детей)

В: - А квадратным? (Ответы детей)

ИТОГ ЗАНЯТИЯ.

В: - Молодцы, ребята! Вы сегодня очень хорошо поработали. Что узнал Чебурашка на нашем занятии?

В: - Чебурашке понравилось, как вы раскрашиваете. Поэтому он принёс вам раскраски. И хочет, чтобы вы раскрасили после занятий его портрет.

А ТЕПЕРЬ НАСОС ВКЛЮЧАЕМ,

ВОДУ ИЗ РЕКИ КАЧАЕМ.

ВЛЕВО – РАЗ, ВПРАВО – ДВА,

ПОТЕКЛА РУЧЬЕМ ВОДА.

РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ –

ХОРОШО МЫ ПОТРУДИЛИСЬ

Тема: «В гости к Зайчику»

Цель: Закрепление и обобщение пройденного материала.

Задачи : Закрепить знания детей о геометрических фигурах; совершенствовать знания детей цвета и формы; закрепить понятия много, один, ни одного; понимать вопрос «Сколько?

Закрепить понятие о величине (большой — маленький).

Развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность.

Воспитывать интерес к математическим занятиям, самостоятельность, дружеское отношение друг к другу.

Дидактический наглядный материал:

1. Демонстрационный материал: игрушки — заяц, медведи (большой, маленький); воздушные шарики (большой, маленький); геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники); музыкальное сопровождение, руль.

2. Раздаточный материал: карточки — тарелки по 4 шт. на ребенка, карточки — морковки по 4 шт. на ребенка.

Ход занятия:

Дети стоят полукругом.

Воспитатель: Ребята, нас сегодня пригласили на День Рождения. А к кому вы узнаете отгадав загадку.

«Комочек пуха, длинное ухо,

Прыгает ловко, любит морковку»

Кто это?

Дети: Зайчик.

Воспитатель: Верно. У зайчика сегодня день рождения, он ждет гостей – зайчиков и мишек.

Поедем мы в гости на автобусе. А чтобы поехать на автобусе что нам нужно?

Дети: Билетики.

Воспитатель: Возьмите со стола билетики. Какие у вас необычные билетики. Это геометрические фигуры разного цвета и формы. Скажите пожалуйста какого цвета и какой формы ваш билет.

Дети: мой билетик — зелёного цвета, квадратной формы;

Мой билетик — жёлтого цвета, круглой формы;

Мой билетик — синего цвета, квадратной формы;

Мой билетик — жёлтого цвета, треугольной формы;

Мой билетик — красного цвета, круглой формы.

Воспитатель: Давайте ребята займём места в автобусе, согласно вашим билетикам. Места в автобусе обозначены геометрическими фигурами разного цвета и формы. Приложите свой билет и посмотрите подходит он или нет. Если подходит то занимайте своё место.

Звучит музыка «Мы в автобусе сидим».

Посмотрите, ребята кто нас встречает.

Дети: Зайчик.

Воспитатель: Давайте поздороваемся с зайчиком.

Дети: Здравствуй зайчик.

Зайчик: Здравствуйте ребята.

Воспитатель: У зайчика сегодня день рождения, давайте ребята его поздравим.

Дети: Поздравляем «С Днём Рождения».

Воспитатель: Ребята, зайчик просит вас ему помочь накрыть на стол. Давайте поможем зайчику накрыть стол.

Дети садятся за столы. На столе разложены карточки: тарелочки по 4 шт. на ребенка, 4 морковки на ребенка.

Воспитатель: Что любят кушать зайчики?

Дети: Морковку.

Воспитатель: Давайте разложим угощение на тарелочки. Сколько у нас тарелочек на столе.

Дети: Много.

Воспитатель: Тарелочки какие?

Дети: Пустые.

Воспитатель: Возьмём одну морковку кладем на тарелку, раскладываем слева направо. Берем одну морковку кладем на тарелку.

Воспитатель: Сколько морковок на тарелочке?

Дети: Одна морковка.

Воспитатель: Берем ещё одну морковку кладем на другую тарелку и т.д.

Воспитатель: Сколько морковок на тарелочках лежит?

Дети: Много

Воспитатель: Сколько пустых тарелочек осталось?

Дети: Ни одной.

Воспитатель: Молодцы.

Физкультминутка «Вот какие зайки»

Лапки вверх, лапки вниз

Потихоньку поклонись,

Раз, два, три, четыре, пять,

Начал заинька скакать.

Воспитатель: Дети посмотрите, к зайчику пришли гости друзья. Кто пришёл в гости к зайчику?

Дети: Медведи.

Воспитатель: Какие они одинаковые или разные?

Дети: Разные (большой — маленький).

Воспитатель: Посмотрите, медведи принесли зайчику подарки — шарики. Какие они одинаковые или разные?

Дети: Разные по цвету и размеру.

Воспитатель: Давайте посмотрим какой шарик принёс большой медведь.

Дети: Большой красный шарик.

Воспитатель: Давайте посмотрим какой шарик принёс маленький медвежонок.

Дети: Маленький зелёный шарик.

Воспитатель: Все верно ребята. Молодцы, хорошо поработали, зайчику помогли, с друзьями зайчика познакомились. А сейчас пора возвращаться в детский сад.

Воспитатель: Давайте попрощаемся с зайчиком и медведями.

Дети: До свидания медведи. До свидания зайчик. Спасибо тебе что ты пригласил нас к себе на День Рождения.

Зайчик: До свидания ребята. Спасибо вам за то что вы помогли мне накрыть на стол.

Воспитатель: Поедем в детский сад мы на автобусе. Возьмите со стола билетики.

Давайте ребята займём места в автобусе, согласно вашим билетикам. Приложите свой билет и посмотрите подходит он или нет. Если подходит то занимайте своё место.

Все заняли свои места? Поехали.

Воспитатель: Приехали. Выходим из автобуса, билетики оставляем на столе.

Итог занятия

Воспитатель: Ребята, к кому в гости мы сегодня ездили?

Дети: К зайчику на День Рождения.

Воспитатель: А что мы там делали?

Дети: Раскладывали морковь по тарелочкам.

Воспитатель: Сколько было тарелочек?

Дети: Много

Воспитатель: Сколько было морковок?

Дети: Много

Воспитатель: Кто ещё пришёл в гости к зайчику?

Дети: Медведи (большой, маленький).

Воспитатель: Медведи что подарили зайчику?

Дети: Воздушные шарики.

Воспитатель: Они были одинаковые или разные?

Дети: Разные (большой красный шарик и маленький зелёный шарик).

Воспитатель: Вам понравилось наше путешествие?

Дети: Да

Воспитатель: Молодцы!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.