Категории трудных детей и методы их воспитания

Методы работы социального педагога с трудными подростками в школе

1.1 Сущность категории «трудный подросток»

С каждым годом увеличивается количество детей и подростков, для которых характерны те или иные проявления школьной и социальной дезадаптации, проявляющиеся стойкие нарушения поведения. Поэтому проблема «трудных» подростков, организация работы с трудными подростками в стенах школы и за ее пределами - одна из актуальных проблем современного образования.

На основании анализа современной социально-педагогической литературы можно выделить 3 существенных признака, составляющих содержание понятия «трудные дети». Первым признаком является наличие у детей или подростков отклоняющегося от нормы поведения.

Для характеристики отклоняющегося поведения используют также специальные термины -- «делинквентность» и «девиантность».

Под делинквентным поведением понимают цепь проступков, провинностей, мелких правонарушений, отличающихся от криминальных, т. е. уголовно наказуемых, серьезных правонарушений и преступлений.

Под девиантностью разумеют отклонение от принятых в обществе норм. В объем этого понятия включаются как делинквентное, так и другие нарушения поведения (от ранней алкоголизации до суицидных попыток).

Под «трудными» школьниками понимаются, во-вторых, такие дети и подростки, нарушения поведения которых нелегко исправляются, корригируются. В этой связи следует различать термины «трудные дети» и «педагогически запущенные дети». Все трудные дети, конечно, являются педагогически запущенными. Но не все педагогически запущенные дети трудные: некоторые относительно легко поддаются перевоспитанию.

«Трудные» дети, в-третьих, особенно нуждаются в индивидуальном подходе со стороны воспитателей и внимании коллектива сверстников. Это не плохие, безнадежно испорченные школьники, как неправильно считают некоторые взрослые, а требующие особого внимания и участия окружающих. Рассмотрим, кто же такой трудный ребенок.

Трудный ребёнок - это тот ребёнок, которым взрослые занимаются мало. Растут они сами по себе. Нередко дети вынуждены воровать, просить милостыню у прохожих, заниматься бродяжничеством. Они агрессивны, озлоблены, практически знакомы с теневыми сторонами жизни. Рано начинают курить, употреблять спиртные напитки, приобщаются к наркотикам. Подрастая, сбиваются в организованные группы, совершают кражи, грабежи и даже убийства. Поведение детей в таких случаях характеризуют термином «делинквентное», что является особо тяжелой формой девиации.

Трудный ребёнок - это тот, кому трудно. Именно так надо понимать, что с ним происходит. Трудный он не только для взрослых, но в первую очередь для себя. Трудный ребёнок - страждущий, мечущийся в поисках тепла и ласки, обездоленный и почти обречённый. Он это чувствует. Все трудные дети, как правило, не имели доброжелательного, заботливого окружения ни в семье, ни в школе. Трудности с адаптацией к школьной жизни, недостаток способностей, а потом нежелание учиться привело этих детей к неорганизованности и нарушениям дисциплины. Неудовлетворённая потребность быть таким, как все, быть любимым, желанным, обласканным так же влияет на стиль его поведения. То, что эти дети дома и в классе отвергнуты, ещё больше отдаляет их от других детей.

Традиционно главным критерием причисления ребёнка к трудным является, в подавляющем большинстве случаев, плохая успеваемость и недисциплинированность. Это следствие того трудного для ребёнка положения в котором он оказывается в школьном коллективе с самого начала учёбы. Главными здесь становятся внутренние переживания самого ребёнка, его личное отношение к учителю, окружающим его одноклассникам, самому себе .

Ребёнок становится трудным, справедливо отмечает профессор А.И Кочетов, когда происходит совпадение, наложение отрицательных внешних влияний, неудач в школе и педагогических ошибок учителей, отрицательного влияния семейного быта и внутрисемейных отношений. Иными словами, ребёнок выпадает из сферы воспитания сразу во многих звеньях и находится в зоне активных отрицательных влияний .

Во всех случаях отклоняющегося поведения отмечается нарастание эмоциональной напряженности. Оно характеризуется выходом за нормальные пределы чувств, эмоций, переживаний детей. Напряженность ведет к потере чувства реальности, самоконтроля, неспособности правильно оценивать свое поведение. Под влиянием разбушевавшихся эмоций ребенок, как и взрослый, перестает контролировать свои поступки, способен на безрассудные действия. Ему ничего не стоит нагрубить, ударить, что-то сломать.

Таким образом, проблема трудных подростков - одна из центральных психолого-педагогических проблем. Огромная общественная важность ее становится особенно очевидной в период кризиса всего общества. Работа социального педагога с трудными подростками является одной из сложнейших направлений в профессиональной деятельности. Знание психологических особенностей трудных подростков, методики работы с ними являются важнейшим условием эффективности этой работы.

Историческая литература в чтении подростков 10-14 лет

Читательский портрет подростка во многом определяется в 10--11 лет. Надо учесть, что родительская опека к этому времени начинает ослабевать, а школа часто «обязывает» читать, не пробуждая личностных мотивов обращения к книге...

Методические приемы формирования читательской компетенции школьников 6 и 9 классов

Современная действительность диктует свои каноны и правила учебной и профессиональной самореализации. Сегодня важно не столько заучивание определенных норм и положений, сколько получение обобщенных знаний...

Образование, воспитание и развитие как важнейшие педагогические категории

Основные педагогические понятия, выражающие научные обобщения, принято называть педагогическими категориями. Это наиболее общие и емкие понятия, отражающие сущность науки, ее устоявшиеся и типичные свойства...

Организация военно-патриотического воспитания подростков

Социальное развитие в подростковом возрасте оказывает гораздо большее влияние на базовые основы развития личности, чем во все другие периоды детства. Необходимо выяснить, что движет социальным развитием подростков...

Основные педагогические понятия, выражающие научные обобщения, принято называть также педагогическими категориями. К основным педагогическим категориям относятся воспитание, обучение, образование...

Основы процесса формирования межэтнической толерантности у младших школьников

В научной литературе толерантность рассматривается, прежде всего, как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм...

Развитие информационно-коммуникационной компетентности классных руководителей

информатизация классный руководитель компетентность Проблеме профессиональной компетентности учителя в той или иной мере уделяли внимание выдающиеся общественные деятели, философы, историки, педагоги прошлого...

Связь педагогики с другими науками

Любое теоретическое построение требует четкого разграничения между обыденными представлениями и научными знаниями. В обыденной речи воплощается повседневная практика воспитания и обучения...

Понятие «трудный класс» используется в психолого-педагогической литературе часто, но, к сожалению, его содержание варьируется от источника к источнику. Признаком «трудности» класса чаще всего называют низкую успеваемость...

Специфика воспитательной работы в трудном классе

Среди учащихся, с которыми приходится иметь дело учителю, может быть выделена специальная, хоть и не очень многочисленная, категория трудных детей...

Сущность знаний и их формирование в процессе физического воспитания

К числу наиболее «предметных» категорий физического воспитания следует отнести понятия, характеризующие те или иные стороны двигательной деятельности: понятия двигательных...

Трудные дети

Трудные дети - это те, чье поведение откланяется от принятых в обществе стандартов и норм. Ученые и практики к этой группе относят детей разных категорий. Это и дети с ярко выраженными способностями, которых обычно называют одаренными, и дети...

Формы и методы воспитательной работы с трудными подростками

Школьному психологу часто приходится иметь дело с детьми, которые значительно отличаются (со знаком минус) от других детей...

Школьная медиация как действенный инструмент в защите прав детей

1. Характеристика понятия "трудный ребенок". Классификация "трудных".

2. Причины появления трудных детей и подростков.

3. Особенности педагогической запущенности дошкольников и младших школьников.

4. Специфика работы учителя с различными категориями трудных подростков.

Основные понятия

Педагогическая запущенность, трудновоспитуемость, девиантное поведение, важконаучуванисть, превентивное воспитание, агрессивность, акцентуация характера, реакция имитации, реакция компенсации, гиперопека, инфантильность личности, школьная дезадаптация, коррекция поведения, фрустрация, психопатия.

1. Баженов В. Воспитание педагогически запущенных подростков. - М., 1986. - 90 с.

2. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра. - М., 1988. - 207 с.

3. Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков. - Л., 1988. - 248 с.

4. Кудрявцев В.Н. Причины правонарушений. - М., 1976. - 286 с.

5. Леви В. Нестандартный ребенок. - М., 1992. - 225 с.

6. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Второй изд., Доп. и перераб. - Л., 1983. - 225 с.

7. Ранняя профилактика отклоняющегося поведения учащихся / Под ред. В.А.Татенко, Т.М.Титаренко. - М., 1989. - 128 с.

Трудный ребенок - это такой ребенок, который требует особого отношения, повышенного внимания семьи, воспитателя. Трудно - воспитуемость - это невосприимчивость индивида к усвоению положительного социального опыта человечества, или резкие различия между общественными этическими нормами и поведением человека, его невосприимчивость к воздействию других людей, к тем или иным воспитательных воздействий. Понятие "трудные дети" обязана своим происхождением педагогической практике и первоначально включало в себя все случаи отклонений в развитии ребенка. Это понятие фиксирует в себе максимально приближен к норме уровень отклонений в поведении учащихся.

Выготский в 1929 дал первую классификацию тяжелых: трудные дети в массовой школе, трудновоспитуемые в узком смысле этого слова (беспризорные, правонарушители, педагогически запущенные), психопаты, умственно отсталые, слепые, глухонемые, логоп-ти, психически и физически больные.

Хевитт и Дженкинс выделяет 2 категории трудных детей:

1. Дети с социализированными формами антиобщественного поведения, для которых не характерны эмоциональные расстройства и легко приспосабливаются к социальным нормам внутри тех ан-тисуспильних групп, к которым относятся.

2. Дети с не социализированной антиобщественной агрессивным поведением, которые находятся в плохих отношениях с другими детьми и своей семьей и имеют значительные эмоциональные расстройства. П. Скотт уточнил эту классификацию и отнес к категории социализированных подростков 2 группы детей: тех, которые не усвоили никакой системы норм поведения и тех, что усвоили антиобщественные нормы.

О.Е.Личко выделяет категории трудных детей на основе различных категорий акцентуаций характера. Например, гипертимный тип, циклоидный, лабильный, сенситивный, конформный и тому подобное.

В.И.Абраменко и О.И.Селецький подают такую классификацию трудных подростков:

1) неорганизованные подростки;

2) передправопорушникы (отсталые, распущенные, унылые, эмоционально тупые, бродяги, хулиганы)

3) психически неполноценные (органические, истерические, возбудимые, аффективно неустойчивые, психопаты, гиперсексуальны).

Д.И.Фельдштейн дифференцирует трудных подростков, учитывая характер доминирующих негативных потребностей и соответствующих им проявлений поведения.

Г.Г.Бочкарьова категории тяжелых рассматривает с позиции их субъективного отношения к совершенному поступку: кающиеся, бесконфликтные и циники.

В школьной практике выделяют такие группы трудных детей:

1. Учащиеся, нуждающихся в медицинской помощи.

2. Педагогическое запущены ученики (социально дезадаптированные, учащиеся с преступным поведением, дети, что прогуливают занятия, "изолированные" дети). Педзапущенисть - неразвитость, необразованность и невоспитанность ребенка, отставание развития ребенка от собственных возможностей, требований возраста, вызванных педагогическими причинами.

3. Неуспевающие дети (с недостатками мотивационной сферы с недостатками познавательной деятельности, с несформированной-ми приемами учебной деятельности, с недостатками развития психических процессов, дети, неадекватно используют свои индивидуально-типологические особенности).

Основные причины появления трудного ребенка:

1. Особенности семейного воспитания:

Низкий педагогический и культурный уровень родителей (нарушение единства требований к ребенку и их последовательности, отсутствие четкой организации жизни ребенка; безнадзорность, отсутствие надлежащего полового воспитания, неправильное отношение к ребенку: подавление личности, угрозы, физические наказания, чрезмерная опека).

Неблагополучие семьи (конфликтность; безнравственность; асоциальное поведение).

2. Особенности взаимодействия педагога с ребенком:

Слабое знание педагогом ребенка, условий жизни в семье;

Недостаточная работа с родителями; неучет индивидуальных особенностей ребенка;

Отрицательное стимулирование поведения детей;

Недемократический тип общения педагога;

Недостаточное руководство межличностным общением и организацией учебно-воспитательного процесса.

3. Особенности личности ребенка:

Неадекватность самооценки и уровня притязаний;

Неумение общаться; смысла и четкой цели в жизни;

Отсутствие субъекта забот; отсутствие интеллектуальных и эстетических интересов;

Реакция на пережитый тяжелую ситуацию;

Эмоциональная недоразвитость;

Проблемы сферы мотивации и потребностей;

Психологический инфантилизм

Отсутствие дисциплинированности;

Безответственное поведение.

4. Негативные примеры поведения взрослых и референтных групп; общение с правонарушителями и с людьми, которые имеют вредные привычки.

5. Неблагополучие психологического климата в коллективе, конфликты со сверстниками.

6. Влияние средств массовой информации.

7. Негативное влияние алкоголя и наркотиков.

8. Отклонение в психическом и физическом развитии.

Наше время порождает новые современные причины появления трудных детей, в том числе:

Ухудшение социально-экономических условий жизни. У детей происходят наслоения жизненно важных проблем: на их плечи, кроме собственных возрастных проблем, тяжелым бременем ложатся взрослые проблемы (безработица, неуверенность родителей в завтрашнем дне, нестабильность жизни и т.п.).

Кризис переориентации. Старые ценности отходят, новые принимаются нелегко, а вакуум - благоприятная почва для развития отрицательного.

Информационный бум - целый поток информации различного достоинства. Детям трудно понять, что является правдой, что нет. Как следствие - депрессия, падение нравственности.

Омоложение сексуальных отношений, что приводит к росту венерических заболеваний, детоубийства.

Тенденция ухудшения здоровья. Часто дети не знают, что такое здоровье и поэтому не берегут его. Многие дети имеют тяжелую наследственность, родовые травмы, неблагоприятные санитарно-бытовые условия жизни. Причиной ухудшения здоровья может стать экологическое загрязнение.

Признаки социальной и педагогической запущенности дошкольников:

Неуспеваемость в ролевой игре (трудности в общении со сверстниками, дети предпочитают предметным играм)

Неподготовленность к обучению в школе (дисгармония эмоционально волевой сферы, недостаточно развитые познавательные способности и произвольность поведения, неумение общаться со взрослыми и детьми);

Плохая адаптация к пребыванию в детском саду;

Отклонения в поведении (агрессивность, гиперактивность)

Отставание в развитии (позже начинают ходить, говорить и т.д.).

Признаки социальной и педагогической запущенности младшего школьника:

Нарушение образа "Я" - неадекватная самооценка, неуд лена потребность в признании (быть хорошим учеником, принятие) повышенная обидчивость, негативизм, эгоцентризм.

Неразвитость младшего школьника как субъекта общения - слабая социальная рефлексия, непонимание со стороны взрослых, низкий социометрический статус, эмоциональная нестабильность, неадекватное поведение в социальных ситуациях, гиперсоциализованисть, никак восприятия ровесниками.

Неразвитость младшего школьника как субъекта деятельности - несформированность мотивов учения, низкая учебно-познавательной активности, слабая научуванисть, несформированность элементов и навыков учебной деятельности, основных учебных умений.

Специфика индивидуально - типологических особенностей -дисгармония развития, нестабильность, ригидность нервной системы, неразвитая произвольность психических процессов.

Организация индивидуальной работы с педагогически запущенными детьми

1. Влияние на условия семейного воспитания ребенка:

Повышение психолого - педагогической грамотности родителей;

Помощь в организации мыслительной деятельности ребенка;

Контроль за организацией нормального режима дня ребенка;

Индивидуальные консультации с родителями.

2. Совершенствование воспитательной работы с классом:

Гуманизация межличностных отношений в детском коллективе;

Создание надлежащего микроклимата;

Коррекция взаимоотношений педагога с ребенком.

3. Помощь ребенку в личностном росте:

Изучение ребенка;

Индивидуальная работа по устранению недостатков интеллектуальной, нравственной, эмоционально-волевой сферы;

Включение ребенка в активную деятельность на основе его интересов и наклонностей;

Руководство общения ребенка со сверстниками;

Преодоление негативной мотивации учения.

Подростковый период - трудный период психического развития: он сложен для самого подростка и для работы с ним. Часто причины появления трудного ребенка в этот период связано с возрастными особенностями развития детей подросткового возраста. Основные причины сложности возраста:

1) перестройка моторного аппарата;

2) психические изменения, связанные с половым созреванием,

3) деформирован развитие сексуального интереса;

4) дисгармония социального и биологического развития;

5) стремление завоевать статус взрослого;

6) недостаточная критичность к себе, увеличена к другим;

7) рефлекс подражания, групповой эгоизм, конформность;

8) быстрый темп изменений;

9) накопления дефектов воспитания (нарушение эмоциональной сферы, социальная незрелость, неуверенность, безответственность)

10) чувство взрослости, проблема самостоятельности, реакция эмансипации;

11) аморфная мораль;

12) возбудимость, конфликтность, обостренное чувство собственного достоинства.

Эти особенности возраста могут стать причинами появления трудных подростков.

Субъекты реабилитации трудных подростков: педагогически запущенные, правонарушители, дезадаптированные подростки с девиантным поведением, дети-сироты, дети с отклонениями психосоматического и нервно-психического здоровья и с функциональными отклоне-нями._

Основные направления работы учителя с трудными подростками:

1. Профилактика - снятие причин, вызывающих отклонения в развитии личности. Есть такие группы методов профилактики:

Стимулирование и мотивирование учебно-познавательной деятельности;

Организация жизни и деятельности ученического коллектива;

Общение и взаимодействие учителя с подростком;

Стимулирование активности подростка;

Психолого-педагогическая пропаганда.

2. Диагностика: а) педагогически запущенных подростков (выявление характера проявления нарушения развития личности, познавательной, эмоциональной-волевой сферы, поведения и общения, выявления школьных причин)

3. Коррекционная работа. Основой коррекции является активное привлечение подростков к различным видам деятельности, где они могли бы зарекомендовать себя с лучшей стороны. На начальной стадии коррекции следует привлекать трудных подростков к таким видам деятельности, которые им легко даются. Со временем задачи должны усложняться. Нужно придерживаться принципов умеренного дозировки, поэтапного осложнения, систематического контроля.

Учитель должен опираться на тех людей, которые имеют влияние на подростка; знать меру своего влияния на личность; учитывать позицию ученика в классном коллективе; работать с трудным подростком через коллектив; создать для этого соответствующую обстановку. Он должен не разделять обучения и воспитания; согласовывать различные воспитательные воздействия; организовывать совместный досуг, которое будет способствовать накоплению общих эмоций, поиска совместных переживаний; опираться на положительное в личности ребенка; учесть ее возрастные и индивидуальные особенности; сочетать психологические и педагогические методы воздействия.

Эффективность работы с трудными подростками зависит от рационального подбора методов и средств воспитательного воздействия на каждую личность. Индивидуальный подход предусматривает:

1. Глубокое изучение личности трудного подростка. Учитель должен знать уровень развития ребенка, жизненную позицию, его положительные возможности.

2. Разработку индивидуальной программы воспитания ученика, подбор эффективных средств и методов воздействия. Учитель должен знать механизмы убеждения, формирования адекватной самооценки, особенности влияния на развитие познавательной и нравственной сферы личности, коммуникативных и поведенческих навыков подростка; способствовать развитию навыков самопознания и самовоспитания.

3. Привлечение к определенному виду деятельности, в каком тяжелом подростку гарантированный успех. Создание условий совместной деятельности, где можно блокировать агрессивность и другие негативные проявления поведения подростка.

4. Тесное взаимодействие с семьей. Задачи работы с родителями: ознакомление родителей с возрастными особенностями, помощь в решении конфликтных ситуаций, разработка совместных действий.

Специальные формы работы:

- С учащимися:

индивидуальные консультации; тренинги общения, которые предусматривают взаимное обсуждение качеств личности подростка; выявление негативных качеств.

- С родителями:

консилиумы; школа для родителей.

- С учителями:

развитие коммуникативных качеств учителя, его эмпатийности; личностный рост учителя.

Воспитательная работа с педагогически запущенными детьми определяется типом личности конкретного ребенка. Мазуров Г. И. выделяет следующие типы «трудных» детей:

  • 1) Возбудимый тип личности. У учащихся, относящихся к этому типу, ярко выражено стремление к лидерству, поэтому они, как правило, активны. Им не свойственно иметь четко выработанную позицию в коллективе учащихся и поэтому их можно встретить как среди хорошистов, так и среди себе подобных -- с отрицательной направленностью в поведении. Они обычно стремятся добиться лидерства в группе с отрицательной направленностью в поведении, ради этого грубо нарушают установленный распорядок и правила поведения на уроках и во внеурочное время, притесняют более слабых учащихся, могут принять участие в драке, открыто не подчиниться учителю и дирекции школы и т.д. Но они не склонны к тонкому расчету и не способны прогнозировать последствия своего поведения. Чаще всего им удастся утвердить свой авторитет за счет грубых нарушений правил поведения учащихся в школе. Если же им утвердиться в школьной группе с отрицательной направленностью не удалось, они способны сделать видимость улучшения поведения, дать обещания учителю и на классном собрании -- коллективу впредь изменить отношение к учебе и личной дисциплине. Однако, лишь утвердив свое недавно шаткое положение среди основной массы учащихся, они попытаются реализовать свое стремление к доминированию над другими.
  • 2) Неуправляемый тип личности. Учащиеся этой категории, по некоторым своим психологическим особенностям, сходны с возбудимым типом. Но у них те же личностные свойства выражены более ярко, и это соответствующим образом отражается на поведении, которое приобретает как бы импульсивный характер из-за неумения управлять своим поведением.

Выраженное у этого типа подростков стремление к доминированию над другими учащимися в условиях школы приводит к тому, что они с готовностью выполняют поручения лидера группы с отрицательной направленностью. Сами же лидерами «отрицательных» они, как правило, не становятся в силу того, что не умеют подчинять свое поведение интересам группы, не способны подавлять собственные эмоции быть хитрыми и расчетливыми.

Своими поступками трудные школьники этого типа выделяются среди общей массы учеников, так как постоянно создают вокруг себя конфликтную обстановку, нарушают распорядок в школе, дисциплину на уроках, притесняют других учащихся, активно участвуют в драках и за пределами школы. Находясь под контролем дирекции школы или классного руководителя, школьники удерживаются от нарушений распорядка школы. Но стоит только ослабить контроль, они сразу же начинают вести себя по-прежнему. Обсуждения на педсовете, беседа с родителями в присутствии этих учащихся существенного влияния на их поведение не оказывают. Любые убеждения, доводы и аргументы ими просто игнорируются.

Такие учащиеся подростки плохо усваивают как социально-одобряемые нормы, так и нормы, действующие в «отрицательной» среде. Практически их поведение трудно предсказуемо. Они не способны учитывать прошлый опыт. Отсюда -- отсутствие страха перед очередной беседой с классным руководителем, дирекцией школы и сообщением в комиссию по делам несовершеннолетних.

3) Упорный тип личности. Поведение этого типа детей в значительной степени определяется такой их личностной чертой, как честолюбие. В зависимости от своих убеждений и взглядов они любым путем стремятся занять лидирующее положение в группе с отрицательной направленностью. Но в отличие от «возбудимых» эти трудные подростки имеют четко выбранную жизненную позицию, проявляют упорство в отстаивании своих взглядов, склонных к прямолинейности и завышенной оценке собственной личности. Они воспринимают окружающий «школьный мир» по принципу «черного» и «белого», в суждениях категоричны, в поступках решительны. Как правило, придерживаются в школьном ученическом коллективе раз выбранной линии поведения.

Учащиеся этой направленности поддерживают традиции уголовной среды, способны проявлять жестокость в отношении тех учащихся, которые пытаются подорвать их авторитет, большинство их поступков направлено на утверждение своего лидерства. В своем поведении руководствуются девизом «цель оправдывает средства», используя свои организаторские способности, могут создавать «отрицательные» группировки среди учащихся.

Состояние агрессивности возникает у них, как правило, в период полового созревания. У мальчиков с опережающим физическим развитием в этот период наблюдаются даже элементы садизма, проявляющиеся порой в издевательских действиях. Элементы агрессивности связаны с проявлением определенной модели поведения, которой свойственны вспышки гнева, негативизма, а порой преступности. Реакции на различные виды возбуждений бывают настолько острыми, что создается своеобразная модель поведения, выражающаяся в постоянной грубости, крике, тенденции любыми способами защитить себя и обвинить другого. Эта агрессивная реакция -- своего рода защитная зона, за которой скрывается бездеятельность и желание уйти от ответственности. На порицания классного руководителя и обсуждения у дирекции школы эти подростки попадают довольно редко, так как им удается переложить ответственность за нарушения дисциплины в школе на других учащихся, не пользующихся таким авторитетом. Бывают случаи, когда подростки «упорного типа» идут на грубые нарушения дисциплины -- неповиновение учителям в школе. Это делается для того, чтобы еще больше утвердить свой авторитет среди «отрицательных».

Если же они не достигают желаемого положения среди учащихся в школьном коллективе, то картина их поведения становится иной: действия учащихся классного (школьного) коллектива они воспринимают как враждебные, ущемляющие их интересы, нередко выступают в роли «борцов за справедливость», забрасывают вопросами и заявлениями учителя и дирекцию школы.

Для этого типа трудных детей характерны такие черты, как чрезмерная подозрительность и склонность к неприятным переживаниям. Они недоверчивы, осторожны, трезвы в расчетах, долго помнят нанесенную обиду, особенно, когда она затрагивает их самолюбие. Поэтому их часто характеризуют как злопамятных, болезненно обидчивых и мстительных людей.

4) Активный тип личности. Основной личностной характеристикой этих «трудных» школьников является повышенная активность, проявляющаяся во всех сферах их учебы и быта. Они стремятся к любого рода деятельности школьной жизни и коллектива учащихся, в которой смогли бы реализовать эти качества. В то же время у детей этого типа снижено чувство ответственности, ярко выражено постоянное влечение к переживаниям. В своем большинстве это старшеклассники, которые хотят получить от жизни прежде всего удовольствие, отсюда стремление удовлетворять свои прихоти и влечения. В поисках удовольствия они теряют грани между дозволенным и недозволенным, что часто приводит их к нарушениям внутреннего распорядка поведения в школе и дисциплины на уроках. Этим подросткам свойственно нарушение ритмов работоспособности, взвинченность, дерзость. Обычно такие воспитанники способны сидеть спокойно не более 20 минут, после чего возбуждаются, нарушают дисциплину. Их поведение вызывает конфликты с учителями, воспитателями, для которых они становятся раздражителями. Получая различные замечания, они отвечают на них резкостью, грубостью. Отношение воспитателей к таким подросткам требует известной выдержки, такта.

Подобные личностные свойства определяют их поведение прежде всего в условиях школы. Если они являются нарушителями дисциплины и поведения на уроках и во внеурочное время, то их нарушения представлены настолько большим диапазоном, что трудно выделить доминирующие. Подросток такого типа часто бывает лидером или активным членом «отрицательной» группировки в школе, он способен рисковать и для утверждения своего лидерства может пойти на открытое сопротивление требованиям дирекции школы.

В противоположность неформальным лидерам упорного типа «активные» не столь проницательны и тверды в своих жизненных позициях. Они изворотливы, строят различные комбинации, пытаются войти в «сговор» с учителем, чтобы заручиться его поддержкой и помощью уйти от ответственности за содеянное. Но это делают неосмотрительно. Эти подростки охотно поддерживают отношения с активистами класса и школы, с готовностью соглашаются стать звеньевыми на пришкольных участках в летние каникулы. Но, как показывает практика, чаще всего не справляются с возложенными на них обязанностями, разваливают порученную на них работу, так как такого рода деятельность требует выполнения повседневной, кропотливой работы, ответственности, аккуратности. А им быстро все надоедает и вскоре они начинают халатно относиться к своим обязанностям. Переоценка собственной личности и то, что они берутся сразу за много дел, почти ни одного не доводя до конца, приводит к трению с ученическим коллективом школы и учителями. Некоторые «трудные» дети этого типа обычно к 8-му классу попадают в число «отвергаемых». Это происходит из-за их легкомыслия, отсутствия чувства ответственности за свои слова и поступки, когда накапливается достаточное количество конфликтов с другими учащимися подростками, в том числе и с «трудными».

5) Демонстративный тип личности «трудного» ребенка. Поведение этих учащихся отличается прежде всего сильным стремлением любым путем выделиться, добиться восхищения других учащихся, удивления самим собой. Самое обидное для них -- остаться незамеченными. Они любят быть в центре внимания, обладают богатой фантазией, склонны к позерству. Очень высоко оценивают себя и, чтобы добиться признания, могут пойти на ложь, причем зачастую делают это настолько искусно, что у учителя и других учащихся не возникает сомнений в правдивости их слов. Им свойственна тенденция преувеличения, чрезмерная болтливость, фразерство, а порой и ложь. Это провоцирует появление нездоровых стремлений и потребностей, удовлетворение которых ведет порой к преступлению. Таким детям свойственна чрезмерная увлеченность чем-то. Например, по многим предметам у него могут быть плохие оценки, а по географии -- «5», ибо он изучает страны, собирает марки и ему этот предмет интересен, а остальные - нет.

Учащиеся подростки демонстративного типа с первых же дней пребывания в коллективе класса прилагают усилия к тому, чтобы завоевать авторитет, с этой целью пытаются показать себя опытными, смелыми, всезнающими. Но в большинстве случаев истинное содержание таких подростков очень быстро раскрывается и дается объективная оценка. В этой связи к ним начинают предъявлять «претензии» другие подростки из «отрицательных», а в итоге они довольно часто попадают в число «отвергаемых». Этот может быть также следствием и того, что такие учащиеся чаще всего не способны обдумать линию своего поведения.

Многие из них обладают неплохими артистическими данными, хорошо вживаются в роль, и умело улавливая настроения окружающих, подделываются под него. Любят рассказывать самые невероятные истории, таким образом обращают на себя внимание других учащихся. Например, чтобы выделиться и добиться признания в ученическом коллективе, они начинают распространять сведения из уличных происшествий, несоответствующих действительности (например, об аварии на городском транспорте с многочисленными жертвами и личной роли). Распространение такой информации рассчитано прежде всего, на впечатление, которое она должна произвести на учащихся и учителя в классе и в школе.

В случае необходимости они могут стимулировать различные заболевания, особенно психические, причем делают это так искусно и квалифицированно, что иногда вводят в заблуждение даже врачей. У учителей, дирекции школы они обычно находится на плохом счету из-за постоянных нарушений дисциплины как на уроках, так и во внеурочное время. Все это в конечном итоге приводит к неспособности адаптироваться в условиях школьного коллектива.

6) Безвольный тип личности «трудного» ребенка. Основной, личностной характеристикой этих подростков является недостаток волевых качеств. Особенно отчетливо он проявляется в учебе, труде, достижении жизненных целей. Они замедленно реагируют на происходящие ситуации. Их обычно называют «тугодумами». Наблюдения показывают, что они обычно соучастники, а не организаторы различных хулиганских поручений, так как реакция выполнения замедленная.

В школьной обстановке безвольные дети легко попадают под влияние других отрицательно характеризующихся учащихся. Тяга к удовольствию, бездумность, с одной стороны, и безволие, с другой, приводят их к нарушениям правил поведения учащихся в школе, и часто являются причиной перехода их в категорию «отвергаемых». Школьники безвольного типа составляют среди учащихся значительную их часть. Зараженные «уголовной романтикой», в коллективе учащихся школы они тяготеют к группе с отрицательной направленностью, но трусость, недостаток инициативы не позволяют им добиться авторитета в их среде. Поэтому лидеры «отрицательных» нередко используют их для выполнения различных поручений.

«Трудные» ученики безвольного типа, как правило, совершают в школе незначительные проступки: опоздания на уроки, невыполнения домашних заданий, курение в неположенном месте и т. д. А если допускаются ими грубые нарушения дисциплины в школе, то почти всегда в группе, где они не бывают организаторами или лидерами.

Учеба и труд «безвольных» не привлекают; они делают это только в силу крайней необходимости или по принуждению. Такие учащиеся равнодушны к своему будущему, не строят планов, не мечтают о какой-либо профессии. Их интеллектуальный уровень низок, интересны скудны и примитивны; иной раз возникает ощущение, что им просто «лень подумать». Все, что требует упорства, целеустремленности, трудолюбия, их не привлекает, а поведение определяется жаждой сиюминутного удовольствия. Стремления к необычным впечатлениям в условиях «нездоровой улицы» легко толкает их на приобретение сигарет и употребление спиртных напитков.

Поведение в целом можно охарактеризовать как нерешительное и робкое. Внешне они часто производят впечатление напуганных, боязливых, тревожных, беззащитных детей, особенно это бросается в глаза вновь прибывшему в эту школу учителю. При внимательном наблюдении обнаруживаются такие их личностные качества, как легкомыслие, безответственность, трусость, лживость. В связи с этим процесс адаптации к условиям классного ученического коллектива протекает у них тяжело и длительно.

Главная > Документ

Трудные подростки

Неуспевающие;

Недисциплинированные;

Дети разного рода нервными и психическими расстройствами;

Подростки, состоящие на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних;

Дети из неблагополучных семей.

В настоящее время в психологии нет единого подхода к диагностике и коррекции его поведения и личностного развития.

Выделяют 3 существенных признака, составляющие содержание понятия – «трудные подростки».

    Наличие отклоняющегося от нормы поведения (деликвентное, девиантное).

    Нарушение поведения этих детей и подростков нелегко исправляются, корригируются. В этой связи следует различать термины «трудные подростки» и пед. запущенные дети». Все трудные дети, конечно, являются пед.запущенными. Но не все пед. запущенные дети трудные: некоторые относительно легко поддаются перевоспитанию.

    Особенно нуждаются в индивидуальном подходе со стороны воспитателей и внимании коллектива и сверстников. Это не плохие, безнадежно испорченные школьники, как неправильно считают некоторые взрослые, а требующие особого внимания и участия окружающих.

Чаще всего такому ребенку бывает трудно как с окружающими, так и с самим собой. Даже если он досаждает воспитателям, не чувствуя в начале от этого дискомфорта, то вскоре нарушитель спокойствия начинает испытывать неприятные эмоциональные переживания, как следствие ответных действий взрослых. Нередко разобраться в причинах трудностей и подобрать соответствующие адекватные методы коррекции бывает весьма трудно, а подчас эффективные воспитательные способы воздействия наукой еще не найдены.

Основные причины трудностей в воспитании отдельных школьников

в неправильных отношениях в семье,

в просчетах школы,

изоляции от товарищей,

в средовой дезадаптации вообще,

стремлении утвердить себя любым способом и в любой малой группе.

Часто действует совокупность, комплекс всех этих причин.

Семья и проблема «Трудных детей».

Различают следующие виды неблагополучных семей:

Конфликтная;

аморальная;

педагогически некомпетентная

и асоциальная семья.

Семья с неблагополучной эмоциональной атмосферой, где родители не только равнодушны, но и грубы, неуважительны по отношению к своим детям, подавляют их волю.

Семья, в которой нет эмоциональных контактов между ее членами, безразличие к потребностям ребенка при внешнем благополучности отношений.

Семьи с нездоровой нравственной атмосферой.

Также выделяют варианты воспитательных ситуаций, которые способствуют появлению отклоняющего поведения:

Отсутствие сознательного воспитательного воздействия на ребенка;

Высокий уровень подавления и даже насилия в воспитании, исчерпывающий себя. Как правило, к подростковому возрасту;

Преувеличение из эгоистических соображений самостоятельности ребенка;

Хаотичность в воспитании из-за несогласия родителей.

Личко выделяет 4 неблагополучных ситуации в семье:

    Гиперопека

    Гипоопека, нередко переходящая в безнадзорность.

    Ситуация, создающая «кумира семьи»

    Ситуация, создающая «золушек» в семье.

Б.Н. Алмазов выделяет 4 типа неблагополучных семей, способствующих появлению «трудных детей»:

1. Семьи, с недостатками воспитательных ресурсов (неполные семьи, с недостаточно высоким уровнем развития родителей).

2. Конфликтные семьи (где один родитель не терпим к манере поведения другого).

3. Педагогически некомпетентные семьи.

Для профилактики или ликвидации трудности поведения у ребенка важно воспитывать дисциплинированность. В связи с этим возникает вопрос, как применять

наказание и поощрения в семье. Сразу отметим, что достаточно тяжелые или легкие наказания нецелесообразны. Среди средних наказаний особых различий нет. Важнее частота наказаний. Постоянно наказываемые мальчики отвечают агрессией или даже асоциальным поведением. Также значима последовательность наказаний.

Мать и отец в воспитании ребенка Мать – это природа. Дом, из которого ребенок уходит. Отец представляет мир вещей и мысли, закона и порядка.

Однако, одного начала – материнской и отцовской любви недостаточно для нормального психического развития ребенка. Э. Фром отмечает, что подавляющее большинство женщин – любящие матери в то время, пока ребенок мал и целиком зависит от них. Однако действительным наивысшем достижением человеческой любви является материнская любовь к растущему ребенку, а не только к младенцу. Сущность материнской любви в желании и способствовании развитию и отделению от нее ребенка, которого она продолжает любить и дальше. Многие женщины не способны достичь именно этой высшей границы материнской любви.

Основные психологические требования к организации воспитания школьников, обеспечивающие его эффективность и способствующие профилактике и исправлению возникающих трудностей в поведении детей и подростков:

    Основой воспитания является формирование у школьников нужной мотивации;

    Важно настойчиво воспитывать у них положительные привычки поведения и помогать искоренять отрицательные;

    Воспитание личности учащегося, возможно лишь в его собственной деятельности;

    Воспитательные воздействия на учащегося должны адресоваться не только к уму, но и к его чувствам;

    В процессе воспитания необходимо ориентироваться на положительные качества ученика и проявлять полное уважение к его личности;

    Обязательно надо воспитывать у школьника адекватную самооценку своей личности и уровень притязаний.

Существуют определенные психологические методы и средства воспитательного воздействия на учащихся: -- Беседа; Личный пример; Поощрения и наказания; Методы воспитания в труде. Ролевые игры; Тренинги;

Необходимо использовать в совокупности.

Выражение «трудные дети » очень часто встречается в современном научном и повседневном обиходе.

Впервые понятие «трудные дети» появилось в довоенное время и практически сразу получило широкое распространение. Однако возникло оно не в науке, а в обыденной жизни. На какое-то время такое определение исчезло, а в 50-х-60-х годах вновь появилось. Удачен ли этот термин? Некоторые учёные считают его оскорбительным, особенно в общении с самим ребёнком или его родителями. Поэтому современная психология и педагогика слова «трудные дети», «трудный ребёнок» старается использовать как можно реже, заменяя их словами «дети группы риска», «педагогически запушенные дети», «социально запущенные дети».

Если брать во внимание тот факт, что каждый человек на определённом этапе своего развития вынужден преодолевать внутренние возрастные кризисы, то всех детей можно называть трудными в какой-то момент. Поэтому такой термин применяют лишь к тем детям, проблемы которых никогда не прекращаются и не зависят от возраста.

Такой термин можно встретить и в зарубежной психологии, только там он заменяется названием «учащиеся с проблемами».

Однако, как бы ни называли учёные такую категорию детей, она продолжает существовать в нашем обществе, более того, приносить нашему обществу проблемы, и, к сожалению, не становится малочисленнее из года в год. Понятие “трудный” – очень широкое. К этой категории обычно относят детей и подростков, с которыми трудно заниматься педагогам, для которых оказываются бесполезными мудрые наставления по воспитанию, с которыми трудно найти общий язык, в том числе и родителям.

Они трудные потому, что им самим приходится очень нелегко в силу разных причин (медико-биологических, педагогических и психологических) им трудно учиться по общей программе, идти общим темпом, выполнять общие требования. В силу разных причин они стали не такими, как их сверстники. Кто-то отстает в физическом развитии, а кто-то набрал наоборот бешеный темп роста, кто-то очень возбудим, а до кого-то невозможно достучаться, одни задержались в умственном развитии, а другие-вундеркинды. Вариантов здесь тысячи. Каждый трудный ребенок труден по-своему.

В какой же период жизни формируются признаки “трудности”? Поведенческое отклонение детей формируется уже в детском возрасте. Этот период в жизни ребенка считается важнейшим. Еще Антон Семенович Макаренко говорил о том, что “личность ребенка формируется к 5 годам, а после 5 лет ребенка уже трудно перевоспитывать. Психолог Леонид Михайлович Зюбин, на вопрос: “С какого возраста могут проявляться признаки трудновоспитуемости?”, отвечал: “С того момента, как он начинает подвергаться воспитательному воздействию, а точнее, осознавать его”.


“Многолетняя практика воспитательной работы, исследование умственного труда и духовной жизни детей – все это приводит к убеждению, что причины, в силу которых ребенок становится трудным, неуспевающим, отстающим, в большинстве случаев кроются в воспитании, в условиях, окружающих ребенка в годы раннего детства. Родители и воспитатели дошкольника и младшего школьника имеют дело с самым тонким, самым чутким, самым нежным, что есть в природе,- детским мозгом. И если ребенок стал трудным, если все то, что посильно другим людям, ему не посильно, значит, в детстве он не получил для своего развития того, что должен получить. Трудным ребенок становится именно в этом возрасте – от года до семи–восьми лет”, – утверждал Василий Александрович Сухомлинский.

Действительно, воспитание ребенка начинается еще в эмбриональном состоянии, до его рождения. Его первыми педагогами становятся родители, затем воспитатели в детском саду и только потом – школьные учителя. К сожалению, и каждый в отдельности, и все вместе они допускают много ошибок. Но ребенок не стоит на месте в своем развитии, он идет вперед. Примерно с трехлетнего возраста у детей формируется правилосообразное поведение и нормативная деятельность. От своих родителей ребенок путем простого подражания усваивает, как нужно, что можно и чего нельзя. Трехлетний ребенок не может критически оценивать поступки, действия, отношения, интонации: ведь родители для него единственный авторитет и пример. И этот пример может сформировать у ребенка те качества, которые впоследствии приведут его к отклоняющему поведению, нарушениям в учебной, игровой и других видах деятельности.

Не застрахованы эти дети и от неудач профессиональных дошкольных и школьных педагогов. Выходит, что, еще не достигнув подросткового возраста, дошкольник и младший школьник подвергаются негативному воздействию внешних факторов в семье, детском саду, начальной школе, вызывающих неблагополучие ребенка. А поскольку эти причины в основном педагогические то они вызывают, прежде всего, педагогическую запущенность.

Выводы многих известных педагогов и результаты современных исследований свидетельствуют о том, что истоками проступков и правонарушений несовершеннолетних являются отклонения от нормы в поведении, игровой, учебной или других видах деятельности, которые наблюдаются в дошкольном возрасте. Начало развития отклоняющегося поведения обычно совпадает с началом развития правилосообразного поведения, нормативной деятельности вообще. Это примерно трехлетний возраст. Ребенок, которому не привиты навыки такого поведения, умение подчиняться требованиям соответствующей деятельности, со временем вырастают в недисциплинированного человека.

Категория “трудных” подростков весьма разнородна и обширна. От того, насколько вовремя они выявлены и насколько адекватна помощь, предлагаемая подростку, зависит его психологическое благополучие в будущем. У значительной части подростков “трудности” являются следствием их притязаний на взрослость, превратного осознания своих прав, стремления добиться их признания со стороны взрослых.

Дети подросткового возраста наиболее зависимы от микросреды, складывающейся в отношениях, в которой формируется личность.

Для семей, где воспитываются подростки – правонарушители, типичен постоянный разлад между родителями (пьянство, ругань, ссоры, драки).

Неблагоприятные взаимоотношения в семье, отрицательный пример родителей: равнодушие к людям, лицемерие, грубость, тунеядство, алкоголизм, преступления совершаемые взрослыми членами семьи создают ту неблагоприятную микросреду, которая является одной из важнейших причин трудновоспитуемости подростков.

Положение подростков в таких семьях исключительно тяжелое. Личность ребенка здесь постоянно ущемляется. Характерно, что в этих семьях основным методом воспитания является наказание, дополняемое оскорблениями, бранью, угрозами и телесными наказаниями. Неслучайно побеги, хулиганство, грубость подростков возникают как своеобразная форма самозащиты от посягательства на их личность.

Определенную группу составляют дети, поведение которых характеризуется отсутствием желания трудиться, т.е. ленью. Необходимо отметить, что отношение трудных подростков к физическому труду весьма своеобразно. Многие из них мотивируют свое нежелание учиться стремлением работать. Они хотят зарабатывать, чувствовать себя самостоятельными. Но желание работать не равнозначно трудолюбию. Последним трудные подростки, как правило, не обладают. Безнадзорно-праздный образ их жизни не только не способствует развитию этого качества, но и в значительной степени является причиной слабоволия, преждевременной усталости, связанной с физическим напряжением, неумения преодолеть трудности. Большинство трудных подростков, несмотря на высказываемое желание трудиться, не любят физической работы и предпочитают ей бесцельное времяпрепровождение.

Родителям и учителям необходимо подмечать и поощрять проявляющиеся стремления, усилия такого ребенка, пробуждал в нем потребность трудиться, приучая находить радость в разнообразной деятельности.

Выделяются и подростки, для которых характерным качеством является лживость. Борясь против такого недостатка, следует различать фантазирование и сознательное искажение истины. Ложь может быть следствием страха перед наказанием, стремлением скрыть неблаговидный поступок, желанием самоутвердиться, привлечь внимание окружающих. Типичны случаи лжи и как своеобразного понимания подростками товарищества, средства сокрытия проступка товарища.

Психологи и педагоги предложили несколько систем типизации трудных детей. Одна из наиболее разработанных систем принадлежит профессору Александру Ильичу Кочетову. Он выделяет такие типы трудных детей:

1. Дети с нарушениями в сфере общения

2. Дети с повышенной или пониженной эмоциональной реакцией (с повышенной возбудимостью, острой реакцией или, наоборот, пассивные, равнодушные)

3. Дети с недостатками умственного развития

4. Дети с неправильным развитием волевых качеств (упрямые, безвольные, капризные, своевольные, недисциплинированные, неорганизованные).

Из трудных детей формируются асоциальные подростки, которых профессор психологии Михаил Семеновмч Неймарк характеризует так:

1. Циники; вожаки асоциальных групп со сложившейся аморальной системой взглядов и потребностей; нарушают порядок и правила по убеждению и считают себя правыми; сознательно противопоставляют себя обществу.

2. Неустойчивые, не имеют твёрдых моральных убеждений и глубоких нравственных чувств; их поведение, взгляды, оценки целиком зависят от ситуации; подвержены дурному влиянию, не способны ему противостоять.

3. Подростки и старшие школьники, которых толкают на асоциальные поступки сильные личные непосредственные потребности при наличии очень слабых тормозов; непосредственные потребности (в зрелищах, вкусной еде, нередко – табаке, вине и т.д.) оказываются у них сильнее, чем их нравственные чувства и намерения, и удовлетворяются недозволенным образом.

4. Аффективные дети, переживающие постоянное чувство обиды на основе мнения о том, что их недооценивают, ущемляют, не признают, что к ним несправедливы.

Анализ отношения “трудных” детей с окружающей действительностью, характер их взаимоотношений с родителями, учителями, сверстниками убеждает, что лишь недостатки семейного воспитания, углубленные недостатки школьного воспитания, несогласованность позиции школы и семьи становятся ядром конфликтной ситуации, которая дает начало нравственной деформации личности подростка.

Трудновоспитуемость сопровождается деформацией социальных связей и отчуждением подростков от основных институтов социализации: прежде всего семьи и школы, поэтому одной из важнейших задач психолого-педагогической поддержки является преодоление этого отчуждения, включение подростка в систему общественно значимых отношений, благодаря которым он может успешно усваивать позитивный социальный опыт. Решение этой задачи предполагает целый комплекс социально-педагогических мер, направленных как на оздоровление условий семейного, школьного воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности трудновоспитуемого, а также мер по восстановлению его социального статуса в коллективе сверстников.

Процесс перевоспитания, как и процесс воспитания, должен строиться, прежде всего, с учетом индивидуально-психологических свойств подростка с учетом тех конкретных обстоятельств и неблагоприятных условий воспитания, которые способствовали возникновению разных асоциальных проявлений и отклонений.

Одним из важнейших принципов является опора на положительные качества подростка. Для воспитателя недопустимо категорическое осуждение “трудного”, высказывание окончательных мрачных прогнозов типа “из такого-то все равно толку не будет” или “он законченный преступник”, “он все равно кончит в тюрьме” и т. д. Умение видеть положительное в поведении “трудного”, умение опираться и развивать это хорошее – важнейшее условие успешной социально-педагогической реабилитации.

Не менее важным является формирование будущих жизненных устремлений подростка, связанных, прежде всего с профессиональной ориентацией, с выбором будущей профессии. Трудновоспитуемые, социально и педагогически запущенные учащиеся, имея хроническую неуспеваемость по школьным предметам, часто отчаиваются, перестают верить в свои силы, не видят своего будущего, живут одним днем, сиюминутными развлечениями и удовольствиями, часто создают весьма серьезные предпосылки для криминализации и десоциализации личности подростка. Поэтому нужно, чтобы ребята, которые по разным причинам не могут успевать хорошо, не теряли веру в то, что они вырастут полезными гражданами общества, необходимо помочь им в выборе профессии в соответствии с их возможностями, склонностями, уровнем имеющихся знаний.

Работа психолога с трудновоспитуемыми детьми сводится к трем основным функциям: диагностирование, консультирование, коррекция. Индивидуально-психологические исследования предполагают выявление как слабых так и сильных сторон личности трудновоспитуемых подростков, которые с одной стороны, требуют психолого-педагогической коррекции, а с другой – составляют здоровый психологический потенциал личности, на который можно опираться в процессе воспитания, перестроиться с учетом ценностных ориентаций подростка, его интересов и мотивации.

Коррекция поведения “трудного” подростка предполагает в первую очередь выявления неблагополучия в системе отношений подростка как со взрослыми, так и со сверстниками. Чрезвычайно важным представляется анализ социометрического статуса подростка в коллективе класса, в среде сверстников, определении места, которое он занимает в системе межличностных отношений, выявление того, насколько оправдываются его престижные ожидания, имеет ли место психологическая изоляция, и если таковая имеется, определение ее корней и причин, а так же возможные пути преодоления.

В программе коррекционных мероприятий особое место занимает консультирование родителей, педагогов, позволяющее взрослым лучше понять половозрастные и индивидуально-психологические особенности подростков. При этом важно помнить, что наибольшая вероятность осложнений в отношениях взрослого и ребенка появляются в кризисные периоды развития, когда в связи с появлением новообразований происходят скачкообразные изменения в психике и личности подростка, в его отношениях с окружающими, что не всегда учитывается родителями. В данном случае нужно помочь родителям определить, какие именно свойства ребенка необходимо учитывать, не стремясь к их “переделке”, какие можно корректировать и развивать. То есть, помочь родителям изменить в ребенке, то, что в состоянии меняться, смириться с тем, что они не в состоянии изменить, и научиться отличать одно от другого.

Ø Отнеситесь к проблеме “трудного” ребенка, прежде всего с позиции понимания трудностей самого ребенка.

Ø Не забывайте, что ребенок в какой-то степени наше отражение. Не уяснив причин его трудности, не устранив их, мы не сможем помочь ребенку. Поднимитесь над вашими собственными проблемами, чтобы увидеть проблемы вашего ребенка.

Ø К трудностям в воспитании отнеситесь по-философски. Они всегда имеют место. Не следует думать о том, что есть “легкие” дети. Воспитание ребенка – дело всегда трудное, даже при самых оптимальных условиях и возможностях.

Ø Остерегайтесь паники и фатализма. Они плохие спутники воспитания. Не привыкайте раздувать костер неблагополучия из искры каждой трудной ситуации. Не оценивайте своего ребенка плохо из-за какого-то плохого проступка. Не превращайте неуспех в одном деле в полную неуспешность ребенка.

Ø Наконец, будьте оптимистичны! (У меня трудный ребенок, но я верю в его перспективу; у нас много проблем, но я их вижу, а правильно поставленная проблема наполовину уже решена).

Непосредственно программы индивидуальной и групповой психокоррекции рассчитаны как на взрослых (родителей, учителей), так и на детей и подростков. Для родителей и педагогов – это, прежде всего, социально-психологические тренинги, психодраммы, позволяющие преодолеть ригидность педагогического мышления, социальные стереотипы в оценке воспитанников, затруднения в общении, понимании и восприятии детей и подростков.

Для детей и подростков, наряду с групповыми тренингами, можно применять аутотренинги по преодолению дурных привычек, коррекции негативных социальных установок, самооценки, снятия синдрома тревожности, агрессивности, затруднений в общении.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.