Как распознать признаки аутизма у детей младшего возраста. Как узнать, есть ли у ребенка глисты

Все дети рождаются с каким-нибудь талантом: у кого-то есть способности к рисованию, кто-то очень хорошо поет, кто-то мог бы добиться больших успехов в спорте. Задача родителей – разглядеть эти таланты и развивать их. Но как понять, в чем талантлив именно ваш ребенок? Может быть, вы заставляете его заниматься танцами, а у него хорошо получается петь. Кстати, любой ребенок может получить те или иные навыки, необходимо лишь терпение и старание. Но если у малыша есть способности, ему будет гораздо легче его освоить, именно индивидуальные способности могут помочь ему добиться успеха в той или иной сфере жизни, стать успешным человеком в том направлении, которое он выбрал.

Ваш ребенок – интеллектуал

У всех детей разные . Это нужно понимать и не требовать от своего ребенка невозможного. Но если у него есть признаки высокого интеллекта , необходимо с ним дополнительно заниматься:

1. Он может усваивать большие объемы информации, спокойно слушать большой по объему текст, а потом пересказать его, обращая внимание на детали.
2. Его интересует все, что происходит вокруг, например, он может долго наблюдать за работой экскаватора или же с интересом разобрать старый будильник.
3. Такой ребенок не только собирает информацию, но и умеет ее систематизировать. Так, если его что-то заинтересовало, он закидывает взрослых вопросами, а потом может выстроить логическую цепочку, основываясь на полученных ответах.
4. Обладает аналитическими навыками, то есть легко может установить причину произошедшего, просчитать развитие событий. Например, шел дождь, и песок стал мокрым, из него стало легче лепить. Если песок сухой и не лепится, можно полить его водой и делать куличики.
5. У интеллектуалов большой словарный запас, он быстро пополняется. Услышав знакомое слово, ребенок будет использовать его постоянно, причем использовать правильно.
6. У такого ребенка критическое мышление, он любит перепроверять информацию. Допустим, услышал что-то по телевизору, после чего задает уточняющий вопрос папе или маме, позже может переспросить у дедушки или бабушки.

Если ребенок любит играть с конструктором, у него в доме множество различных наборов, он интересуется различными механизмами, то у него технические способности. Детям, любящим что-то измерять, считать, склонным к логическому мышлению, стоит заниматься точными науками, например, математикой, химией или физикой.

Ваш ребенок – творческая личность

Ценятся не только интеллектуалы, но и творческие люди. Как понять, что из вашего малыша может вырасти или же хороший писатель? Вот некоторые признаки творческой личности:

1. Такие дети очень эмоциональные, умеют сопереживать другим людям, а также разделять с ними их радости.
2. Это малыши с богатым воображением, они любят и умеют фантазировать, могут придумать невероятные истории, их игровые сюжеты непредсказуемы и интересны.
3. С раннего возраста ваш ребенок пользуется интуицией, то есть часто принимает правильное решение, но не может объяснить, почему он решил поступить именно так.
4. Творческие люди любят анализировать свои поступки и чувства.
5. Ребенок быстро подстраивается под возникшую ситуацию, умеет повернуть ее в свою сторону. Например, малыш просит купить ему большую шоколадку, мама не хочет, так как много сладкого есть вредно. Тогда он не устраивает истерику, а просит купить что-то другое, например, киндер-сюрприз.
6. Малыш с детства любит музыку или же с радостью декламирует стихи, с интересом разглядывает картины художников. У него есть любимые музыканты или артисты.

Творческие способности могут быть разными. Как понять, что именно притягивает вашего ребенка? Об этом и поговорим.

Юный художник

Все дети без исключения любят рисовать, это один из этапов их развития. Есть способности или нет, малыш все равно будет тянуться к карандашу или фломастерам, рисовать, разукрашивать, лепить из пластилина или же делать красивые аппликации. Как понять, что перед вами будущий художник?

У ребенка есть , если он:

1. Никогда не рисует одни и те же стандартные, уже знакомые ему картинки, а сам придумывает свои рисунки, пытается что-то изобразить, даже если никто не учил его, как это нужно делать.
2. В определенном возрасте дети много играют. Если ваш малыш готов променять игрушки на лист бумаги и карандаши, с удовольствием рисует, разукрашивает или лепит, то на это стоит обратить внимание.
3. Он любит все красивое, и часто пытается украсить свою одежду, дом, различные предметы. С раннего возраста такие дети умеют комбинировать одежду, правильно подбирать цвета.
4. Часто художественно одаренные дети проявляют интерес к различным предметам искусства.
5. Еще одно отличие детей с художественными способностями – вдумчивость, часто они молчаливы по сравнению со сверстниками. Это усидчивые дети, которые могут часами работать над картиной или скульптурой.

Если у ребенка есть такие способности, то его стоит отдать в художественную школу, при условии, что он сам хочет ее посещать и заниматься. Можно и самому развивать художественные способности ребенка, например, посещая с ним картинные галереи или же выставки. Эти знания помогут ему в выборе профессии, и не обязательно он вырастет художником, из него может получиться хороший фотограф или же дизайнер, мультипликатор и так далее.

Юный музыкант

Если у вашего сына или дочки есть музыкальные способности, то вы это увидите:

1. Он или она любит музыку, проявляет интерес к любым музыкальным произведением, стремится туда, где звучит музыка.
2. Если ребенок слышит мелодию, он ее быстро запоминает, иногда напевает, придумывает свои слова к данной музыке. Или же может сам придумать песенку.
3. Малыш, который слышал раньше ту или иную музыку, узнает ее с первых аккордов.
4. У него хороший : есть чувство ритма, он правильно воспроизводит мелодии, они получаются четкими и музыкально точными.

В этом случае можно подумать о музыкальной школе. Если ребенку не нравится, он ходит в школу со слезами, можно, например, отменить уроки фортепиано, а попробовать освоить другой музыкальный инструмент, или же ходить только на хор. Также людям с хорошим музыкальным слухом легко даются иностранные языки, можно развиваться в этом направлении.

Раскрыть таланты ребенка нужно не для того, чтобы вырастить юного гения, а для общего развития малыша. Если он чем-то интересуется, совершенствуется, жизнь заиграет новыми красками, ему будет интересно добиваться поставленных целей. Это может помочь при выборе профессии или же станет любимым хобби. С такими людьми всегда есть о чем поговорить. Поэтому не жалейте времени и сил на развитие вашего малыша, это того стоит.

О том, что человеческий организм поражен глистной инвазией, могут говорить самые разнообразные симптомы и сбои в его работе. Это:

  • запоры и диарея,
  • вздутие живота и образование газов,
  • боли в суставах и мышцах,
  • нервозность и плохой сон,
  • аллергия и потеря веса,
  • слабый иммунитет и состояние депрессии.

Список признаков, указывающих на присутствие гельминтов, весьма обширен. И нередко врачи ошибочно начинают лечить не от них, а от другого заболевания, которое имеет аналогичные симптомы.

Какие анализы выявляют глистов?

Параллельно с этим берутся для исследования образцы крови на изучение следов присутствия гельминтов в организме. Такой комплексный подход получил наибольшее распространение и считается достаточно объективным.

Косвенный способ – это процесс изучения вторичных изменений организма, которые являются следствием жизнедеятельности определенных видов глистов.

Также среди медиков наиболее распространенными диагностическими мероприятиями являются макро- и микрогельминтоскопический методы.

  • иммуноферментный анализ;
  • иммуноэлектрофорез;
  • метод иммуноабсорбации и непрямой гемагглютинации.

Как выявить глистов в скелетной мускулатуре?

В том случае, когда подозревается заражение мышечной ткани, используют биопсию. Для этого у человека берется образец мышцы и проводится исследование. Данный метод позволяет выявить с высокой точностью трихинеллы.

Признаки заболевания и лечение глистов у детей на дому

Острицы - это тоже круглые белые черви, но очень маленькие, длиной до 10 см. Они попадают в организм человека через ротовую полость, живут и размножаются в кишечнике. Беспокоят человека в ночное время суток, в этот период самки откладывают яйца в анальном отверстии. Острицы можно заметить в кале невооруженным глазом.

Наличие любого вида глистов наносит колоссальный вред организму. Глисты могут жить в одном органе, мигрировать в другие органы и системы, они поглощают слизистые оболочки, стенки органов, плевру, способны даже уничтожать органы.

Глисты в виде личинок могут окружать человека везде, и для маленького человека, познающего окружающий мир, это огромная угроза здоровью и жизни. Глистами можно заразиться в таких случаях:

Глистные инвазии наблюдаются при нарушении или недостаточном соблюдении правил личной гигиены, соблюдение которой сохранит здоровье малыша.

Как определить глисты у детей, лечение которых обязательно? Признаки глистов зафиксировать нелегко, но внимательные родители смогут увидеть существенные изменения в поведении и в состоянии здоровья ребенка:

Симптомы глистов у детей должны обратить внимание родителей, потому что глистные инвазии становятся причиной развития серьезных нарушений работы органов и систем, это может быть отсталость в физическом и даже в умственном развитии. Как определить, есть ли у ребенка глисты?

Для этого достаточно обратить внимание на сон ребенка в ночное время суток и на консистенцию кала. У ребенка младше 2 лет глистные инвазии - частое явление, в домашней диагностике поможет кал ребенка, который отобразит наличие остриц. У детей старше 3 лет глистные инвазии выявить проще, так как ребенок может рассказать о своем самочувствии. Если родители обнаружили у ребенка признаки гельминтов, необходимо немедленно обращаться к врачу.

  • общий анализ крови;
  • анализ мочи;
  • анализ кала за 2-4 суток;
  • соскоб на энтеробиоз;
  • УЗИ ОБП;
  • дополнительные обследования на усмотрение врача.

Кроме лекарственных средств в период лечения ребенку необходим прием комплекса витаминов: Пиковит, Алфавит, Квадевит, Ундевит, Ревит, Компливит, которые будут способствовать скорейшему выздоровлению и восстановлению потенциала организма.

Раздраженные участки тела необходимо лечить мазью, кремом, присыпкой, можно использовать тальк, крахмал.

Аллергические высыпания лечатся местными препаратами в виде мази и крема.

В период лечения особенно серьезно нужно отнестись к соблюдению правил личной гигиены. Необходимо тщательно подмывать ребенка после туалета, можно использовать для этого отвар ромашки и мелиссы, тщательно стирать вещи, постельное белье.

Важное место занимает глажка белья, с помощью которой микробы уничтожаются лучше, чем в процессе стирки.

Как узнать, не появились ли у малыша глисты после лечения? В этом поможет убедиться повторная диагностика и осмотр у специалиста, иногда может понадобиться новый курс лечения. Кроме этого необходимо придерживаться нескольких правил:

Процедура лечения гельминтов у детей весьма сложная, потому что малыши находятся в зоне риска этого заболевания, постоянно контактируют с окружающей средой. Узнать, есть ли гельминты в организме, можно только с помощью тщательного мониторинга состояния здоровья.

Основные признаки появления глистов у ребенка

Гельминтозы – одно из самых распространенных заболеваний у малышей. Дети до 3 лет заражаются чаще из-за незрелости защитных барьеров в желудочно-кишечном тракте, а также из-за того, что активно познают мир, часто пробуя все на вкус.

Диагностика заболевания

Очень часто родители не замечают, что ребенок болен гельминтозом. Многие симптомы этого заболевания могут приниматься за простуду или кишечную инфекцию. И очень важно вовремя диагностировать заболевание. Для этого родителям нужно внимательнее следить за состоянием ребенка, а при первых тревожащих симптомах проверять его на наличие глистов.

Важно! Опасность в том, что многие гельминты годами могут никак не проявляться. Даже при наличии выраженных симптомов очень сложно определить, что ребенок болен гельминтозом.

  • повышенное слюноотделение, особенно по ночам, ребенок просыпается с мокрыми пятнами на подушке;
  • нарушение аппетита - малыш отказывается от еды, ест плохо, или наоборот, постоянно голоден;
  • нарушается работа желудочно-кишечного тракта - ребенка мучают запоры или поносы, боли в животе, появляется дисбактериоз и метеоризм;
  • дефицит железа, витаминов группы В и других микроэлементов вызывают снижение гемоглобина, развитие анемии;
  • может наблюдаться недержание мочи;
  • ломкость ногтей, выпадение и тусклость волос, шелушение кожи;
  • различные аллергические реакции – частое проявление глистных инвазий;
  • ребенок часто болеет простудами, воспалительными заболеваниями носоглотки и половых органов.

Важно! О наличии глистов можно понять по тому, что ребенок бледен, быстро утомляется. Такие дети слабые, худеют при нормальном питании или совсем не прибавляют в весе.

Гельминтозы у детей до 2 лет приводят к отставанию в физическом и умственном развитии. Считается, что дети скрипят зубами во сне именно из-за наличия глистов.

Интоксикация организма при гельминтозах

  • головные боли, головокружения, тошнота, обмороки;
  • нарушение сна: сонливость или беспокойный сон;
  • раздражительность, капризность, вспышки гнева;
  • мышечная слабость, быстрая утомляемость;
  • нарушение аппетита, тошнота;
  • у детей после 7 лет заметно снижение памяти, концентрации внимания, отсутствие усидчивости и отставание в учебе;
  • если зараженному глистами ребенку сделать прививку, у него может быть сильная аллергическая реакции на нее.

Глисты у грудного ребенка

  • малыш плохо ест, теряет в весе или почти не прибавляет его;
  • он становится капризным, часто плачет, беспокойно спит;
  • нарушаются функции кишечника, у ребенка случается то понос, то запор;
  • кожа малыша бледная, а под глазами темные круги;
  • аллергические высыпания на кистях и стопах;
  • может повыситься температура;
  • такие младенцы отстают от других не только в весе, но в росте, и в развитии.

Признаки заражения аскаридами

По статистике большинство детей до 5 лет были хоть раз заражены аскаридами. Этот вид гельминтозов считается самым опасным, потому что встречается очень часто, а глисты эти могут поражать многие внутренние органы, вызывать непроходимость кишечника или асфиксию. Это происходит потому, что мелкие личинки аскарид, вылупившиеся в тонком кишечнике, разносятся кровью по всему организму. Так они проникают в легкие, сердце, печень, желчный пузырь. Признаками этой стадии заболевания являются такие:

  • сухой кашель, иногда с примесями крови;
  • развитие бронхита, пневмонии или бронхиальной астмы;
  • повышение температуры;
  • слабость и сонливость;
  • увеличение лимфатических узлов, печени;
  • аллергические реакции.

Важно! Такое состояние долго может протекать бессимптомно. Только при снижении иммунитета ребенка или при массивном заражении заметны такие признаки:

  • боли в животе, которые могут быть схваткообразными;
  • воспалительные заболевания слизистых или кожи;
  • частые простудные болезни;
  • поносы или запоры, тошнота, рвота, метеоризм;
  • нарушение сна, беспокойство, раздражительность и другие нервно-психические расстройства;
  • иногда может наблюдаться снижение артериального давления.

Признаки энтеробиоза

Редкие виды гельминтозов

Редко в нашей стране встречаются другие глистные инвазии. Чаще всего такими глистами ребенок заражается от кошек или при поедании плохо прожаренной рыбы. Как проявляются редкие гельминтозы у ребенка:

Как выявить гельминтоз у ребенка с помощью анализов

В каловых массах детей, в организме которых поселились глисты, под многократным увеличением можно обнаружить неизмененные взрослые особи гельминтов, их личинки либо яйца. Именно на основании этого исследования специалист определяет тип глистной инвазии у малыша.

В крови детей с гельминтозом обнаруживается повышенный уровень эозинофилов – веществ, свидетельствующих о сниженном иммунитете и наличии аллергической реакции организма на токсины.

О типах диагностики гельминтоза пойдет речь далее.

Виды лабораторных исследований

В современной медицине существуют такие анализы для детей на глисты:

Об особенностях лабораторных исследований при диагностике гельминтоза у детей пойдет речь далее.

Клинические показания

Когда у детей берут анализ крови на глисты? Основанием для этого являются такие симптомы:

  • у малыша часто болит голова;
  • на пятках больного появились множественные сухие трещины;
  • наблюдается ломкость ногтей;
  • у малыша диагностируются кишечные расстройства – жидкий стул либо запоры;
  • он скрипит зубами во сне;
  • иммунная дисфункция.

Специфика процедуры

Анализ на глисты проводится в нескольких вариантах – в первом случае исследуются кожные складки, находящиеся вокруг анального отверстия малыша. Такие манипуляции помогают обнаружить гельминтоз на более ранних стадиях (глисты откладывают яйца вокруг заднего прохода). Для выявления заболевания на более поздних этапах требуется провести анализ кала – там обнаруживаются взрослые особи либо их сегменты.

Лабораторный анализ крови помогает выявить:

  • кишечные инвазии;
  • внекишечные глисты.

Какие индикаторы гельминтоза помогают поставить диагноз на основании исследования состава крови? Выделяют три основных показателя:

  • низкий уровень гемоглобина;
  • большое число эозинофилов;
  • повышенное СОЭ.

Данная процедура очень точная – так, анализ крови подтверждает гельминтоз у пациента в 95 процентов случаев.

Дополнительные исследования

Для подтверждения диагноза «гельминтоз» либо с целью уточнения типа глистной инвазии (или места ее локализации) используют также следующие методы обследования пациентов:

  • эндоскопия;
  • реакция непрямой гемагглютинации;
  • эндобиопсия;
  • УЗИ отдельных органов ребенка;
  • реакция агглютинации латекса;
  • компьютерная томография;
  • рентген внутренних органов.

Любой анализ назначается специалистом, исходя из индивидуальной клинической картины болезни малыша.

Забор материала для последующего изучения проводят в лабораторных условиях, натощак. Длительность исследования составляет от двух до девяти дней. Результат такого анализа на глисты репрезентативен – его точность составляет не менее 95 процентов.

У ребенка глисты: что делать?

И действительно, повод для беспокойства существует, ведь наличие глистов в детском организме оказывает плохое влияние на состоянии здоровья детей. Такое воздействие проявляется в нарушении усвоения питательных веществ, минералов, витаминов, а интоксикация организма оказывает отрицательное воздействие на нервную систему и все ткани и органы.

Узнать о том, есть у ребенка глисты можно двумя способами:

  1. Если заметить в горшке конкретного червяка;
  2. Если присутствуют специфические симптомы, к примеру, распространённые глисты – острицы вызывают специфический зуд в анальной области. Если вы заметили, что ваш ребенок чешет постоянно попу, то можно со 100% уверенностью утверждать, что это глисты.

Вред, причиняемый организму малыша

Если в организме ребёнка имеются глисты, то вред, который они наносят, может проявляться в следующем:

  1. Возникновение интоксикации – постепенно организм отравляется продуктами их жизнедеятельности;
  2. Повышение утомляемости, плохой или наоборот, хороший аппетит, возникновение головных болей;
  3. Замедление физического и умственного развития;
  4. Нарушение работы кишечника и он не справляется с выработкой и усвоением витаминов;
  5. Возникает дисбактериоз, проявляющийся в виде:
  • Болезненных ощущений в животе;
  • Поноса;
  • Запора;
  • Тошноты и рвоты;
  • Повышении чувствительности к аллергенам.

По мнению врачей-аллергологов, больше половины всех возникающих аллергических реакций является результатом существующего и когда-то пережитого гельминтоза. Глисты у ребенка оказывают негативное воздействие на защитные силы организмы, а это способствует снижению иммунитета.

Лечение

Что делать, когда в организме у ребенка обнаружили глисты? Здесь существует два варианта: обратиться за помощью к врачу для назначения эффективного лечения или лечить гельминтоз народными средствами, предварительно получив одобрение от врача.

Препараты, применяемые при гельминтозе

Если вы решили воспользоваться традиционным лечением, то эффективная терапия по устранению глистов включает в себя прием следующих препаратов:

  1. Вермокс. Форма выпуска – таблетки по 100 мг, принимать следует при появлении первых признаков (раздражение и зуд анальной области). Повторный курс приема необходимо повторить спустя 2 недели.
  2. Зентел. Форма выпуска – таблетки по 400 мг и суспензия 400 мг/мл. Принимать следует по одной таблетке, а при сохранении симптомов, прием повторить спустя 14 дней.
  3. Паринтел. Форма выпуска- таблетки по 250 мг и суспензия по 50 мг/мл. Необходимая для лечения доза составляет 11 мг/кг. Запрещается превышать дозу в 2 грамм. Повторное лечение может происходить только по прошествии 2-х недель.

Если у вашего ребёнка глисты вызывают сильный зуд в анальной области, врач назначит принимать такие препараты:

  1. Прамоксин – местный анестетик. Его действие направлено на снятие раздражение, боли и жжение, которое часто сопровождает зуд, вызванный глистами;
  2. Лидокаин – препарат, относящийся к классу анестетиков. Форма выпуска – гель или крем. Необходимо наносит непосредственно на участки кожи, где имеется зуд, 3-4 раза на протяжении всего дня;
  3. Оксид цинка можно отыскать в составе с другими компонентами, такими как пчелиный воск, миндальное масло, глицерин. Представленные препараты нужно применять для устранения зуда. Они создают своеобразный защитный барьер в перианальной области.

Народные средства от глистов

Народные средства лечения оказывают более эффективный результат, когда компонуются. Осуществить передозировку при помощи представленных средств будет очень сложно, а вот, если сочетать их с различными методами, то они действительно могут стать эффективными в лечении глистов у детей. Когда народные средства оказались бессильны, необходимо применять представленное выше медикаментозное лечение.

Лекарство для профилактики глистов

Профилактика глистов у ребенка включает в себя:

  • ежедневную чистку унитаза;
  • смену постельного белья каждые 3-4 дня;
  • мытьё рук перед едой и после туалета;
  • регулярное подстригание ногтей;
  • следить, чтобы ребенок не брал руки в рот.

Источник

Глисты у ребенка в 4 года и 5 лет

Поэтому очень важно приучать ребенка к правилам гигиены – уже с 4-5 лет развивать в нем сознание культуры собственного тела, формировать позитивное восприятие здорового образа жизни.

Заражение глистами ребенка в 4-5 лет

Идеальным методом борьбы с гельминтами является своевременная и комплексная профилактика их появления. Это относится и к соблюдению правил гигиены, и правильному питанию, и регулярным медицинским обследованиям.

Конечно, не всегда можно уследить за ребенком в 4-5 лет – или заставить его регулярно мыть руки перед едой. Не говоря уже о том, что он часто срывает и ест разнообразные ягоды и фрукты прямо с грядки, куста или дерева – а они могут быть заражены личинками глистов.

Поэтому гельминтозом в той или иной форме на разных этапах развития болеют практически все дети 4-5 лет – и в этом нет ничего страшного, если вовремя принять меры и не допускать развития острых форм поражения.

В связи с тем, что гельминтоз у ребенка 4-5 лет – достаточно распространенное заболевание, возникает риск несерьезного отношения к данной проблеме. Тем не менее, поражение глистами ребенка в 4 года может иметь весьма болезненные последствия, включительно с:

  • общим истощением организма;
  • состоянием астенизации;
  • развитием аллергических патологий;
  • широким спектром возможных поражений внутренних органов.

Поэтому лечить глисты у ребенка 4-5 лет необходимо, желательно на ранних стадиях заражения, обнаружив первые признаки. И, естественно, для того, чтобы вывести глистов как можно менее болезненно и быстро, большое значение имеет своевременная и точная диагностика.

Симптомы глистов у ребенка 4-5 лет

В 4 года организм не имеет еще самостоятельных ресурсов, чтобы сопротивляться активному развитию глистов. Даже в 5 лет кишечник еще очень уязвим.

Определить наличие глистов в организме ребенка 4-5 лет можно по ряду симптомов:

  • неумеренный аппетит либо его отсутствие;
  • беспокойный сон, сопровождающийся характерным скрежетом зубов;
  • возможное увеличение лимфоузлов;
  • частые аллергические реакции на коже, плохо поддающиеся терапии;
  • нестабильный стул;
  • режущие боли в животе, локализирующиеся в районе пупка, либо мигрирующие по всему кишечнику;
  • зуд в области анального прохода;
  • приступы головокружения, тошнота;
  • общее истощение организма;
  • повышенная нервозность, беспричинные изменения самочувствия.

Лечение глистов у ребенка 4-5 лет

Ребенок в этом возрасте еще не готов к применению большинства «взрослых» препаратов, рекомендуемых против гельминтоза современной медициной. Существует спектр наиболее часто применяемых лекарств от глистов, которые характеризуются щадящим воздействием, и имеет умеренную токсичность.

Ребенок в 4 года уже может принимать такие препараты, как Левамизол, аналогом которого является Декарис – комплексное эффективное средство, применяемое против широкого спектра глистов. Эти таблетки стоит сочетать с курсом антигистаминной терапии, а также не забывать о необходимости восстановления организма детей 4-5 лет после курса интенсивной терапии. Стоит помнить о возможном побочном действии препарата, которое может проявляться в таких симптомах, как:

  • головокружение;
  • тошнота;
  • диарея;
  • приступы головной боли;
  • нарушения сна;
  • болевые проявления в районе желудка;
  • судороги.

Среди противопоказаний к приему таблеток – почечная или печеночная недостаточность, которая может проявиться и в 4 года. Детям до 3 лет лекарство принимать не разрешается, в 4 года оно уже вполне применимо.

В условиях жизни современного общества большое значение приобретает психолого-педагогическая диагностика развития детей.

Понятие и роль

Для того чтобы найти индивидуальный подход к ребенку, знать его сильные и слабые стороны, наиболее результативно обучать и воспитывать как дома, так и в учреждениях образования, вовремя оказать психологическую помощь, необходима диагностика ребёнка. Это предполагает всестороннее исследование психологических особенностей, оценку личности, прогноз дальнейшего развития.

Виды исследований

Видов диагностики множество. Для удобства использования их принято классифицировать по различным критериям.

Наиболее функциональной классификацией представляется выделение видов в зависимости от предмета изучения:

  • Диагностика личности - определение темперамента, типа самооценки.
  • Диагностика эмоциональной сферы. Исследуется умение владеть собой, переживания, отношение к нравственным нормам.
  • Диагностика когнитивной сферы - это диагностика развития детей в интеллектуальном плане, исследование умственных способностей, изучение латеральных предпочтений (определение ведущей руки, ведущего глаза и т. д.).
  • Диагностика поведения.

Но даже это деление весьма условно, так как зачастую имеет место комплексная диагностика ребёнка, когда происходит всестороннее обследование и оценка особенностей развития всех или нескольких сфер.

Для практики интересна также классификация по видам нервной деятельности (диагностика внимания, мышления, памяти, речи, учебных навыков). Она проводится в зависимости от возраста младшего школьного возраста).

Методология

Весьма разнообразны и каждая из них зависит от вида исследования. В настоящее время уже теряют своё значение групповые методы, уступая место индивидуальному тестированию. Но для того, чтобы диагностика ребёнка имела успех, важно правильно выбрать инструмент, который будет использоваться в дальнейшем. На практике психологи чаще всего используют следующий набор инструментов:

  • Наблюдение - изучение психических свойств ребёнка в обычных условиях. Это наблюдение за поведением, игрой, взаимодействием с окружающими.
  • Беседа - даёт представление о ребёнке в результате установления контакта и прямого общения.
  • Метод изучения результатов деятельности детей - анализ рисунков, поделок.
  • Метод эксперимента - предполагает изучение действий испытуемого в специально созданных, смоделированных условиях.
  • Тесты для детей - наиболее распространенный метод, широко используемый сегодня психологами.

Метод тестирования

Можно назвать комплексным, сложным методом диагностики, так как во время проведения тестирования используется широкий спектр инструментов изучения и наблюдения за поведением тестируемого, анализ результатов его деятельности и экспериментальные условия. Поэтому тесты для детей бывают разных видов - тесты-опросники, тесты-задания, тесты-действия.

Тесты-опросники часто используются при диагностике личности, хорошо работает опросник при определении типа темперамента. Тесты-задания обычно направлены на изучение эмоциональной и интеллектуальной сферы и особенно актуальны, когда необходима диагностика Тесты-действия используются при изучении поведения.

Диагностика личности

Диагностика ребёнка на предмет конституциональных черт личности: темперамента, уравновешенности, подвижности нервных процессов и т. п. имеет важное значение, так как несёт ответы на многие вопросы в поведении ребёнка. Черты четырёх основных типов темперамента наиболее ярко проявляются именно в детском возрасте и при правильном применении программы диагностики детей легко поддаются педагогической коррекции.

Конечно, при определении типа опросник предлагается и его родителям. Для детей постарше допустимы и самостоятельные тесты с вопросами. Анализ полученных в результате тестирования ответов позволяет назвать ребёнка холериком, сангвиником, флегматиком или меланхоликом.

Тест "Перенос кубиков"

В процессе исследования на лопатку небольших размеров укладывают разное количество кубиков и дают ребёнку задание пронести кубики приблизительно на трёхметровое расстояние и вернуться с ними же обратно. Затем положить эту ношу на стол так, чтобы ни один кубик не упал. Лопатку необходимо держать в одной руке.

По результатам теста оценивается уравновешенность (какое поведение демонстрирует ребёнок при неудаче, выражает ли недовольство), способность к работе (сколько времени ребёнок добивается успеха при выполнении задания), подвижность нервных процессов (как быстро ребёнок понимает и принимает задание, приспосабливается ли к работе, отвлекается).

Программа определения типа самооценки: тест "Лесенка"

Узнать, как ребёнок оценивает себя, позволяет весьма распространенный тест, в процессе которого малышу дают рисунок с изображением лесенки из семи ступеней, где средняя ступень больше остальных. Ребёнку объясняют, что на трёх верхних ступеньках находятся хорошие дети, а самые лучшие дети на самом верху, на седьмой ступеньке. Плохие дети располагаются на трёх нижних, на самой низкой - самые плохие. На средней ступеньке находятся дети, которых нельзя отнести ни к плохим, ни к хорошим. Тестируемый должен отметить своё место на этой лесенке и объяснить, почему он себя поместил именно туда. Когда ребёнок выберет ступеньку, его просят рассказать, такой ли он на самом деле или хочет таким быть? Если он считает себя таким на самом деле, пусть отметит ступеньку, на которой ему бы хотелось стоять. Пусть выберет, где разместила бы его мама.

Тест позволяет узнать, как ребёнок оценивает свои личностные качества, а также его мнение о том, каким он представляется окружающим (маме).

По окончании теста психолог делает следующие выводы:

  • Самооценка неадекватно завышена - ребёнок мгновенно позиционирует себя в самом верху как неоспоримый факт, без объяснения причин, не задумываясь.
  • Самооценка завышена - задумывается и выбирает самый верх, рассуждая о каких-то недостатках, но объясняя это не зависящими от него факторами.
  • Самооценка адекватна - подумав, отмечает себя на второй либо третьей ступеньке, объясняя свой выбор.
  • Самооценка занижена - помещает себя на одну из нижних ступенек без аргументации.

Диагностика эмоциональной сферы

Диагностика ребёнка невозможна без обследования эмоционально-волевой сферы. У дошкольников она является преобладающей перед интеллектуальной сферой. Мир познается больше с помощью чувств, нежели ума.

Очень важна и информативна для родителей (воспитателей) диагностика детей 6 лет. Так как в этом возрасте появляются такие чувства, как тревожность, страхи, стеснение, для шестилеток большое значение имеет обстановка, в которой проводится обследование, личность тестирующего.

Тест "Кактус"

Попросите ребёнка нарисовать кактус на листе бумаги. Не помогайте и не подсказывайте. На любые вопросы желательно отвечать уклончиво: "Подумай немножко, у тебя получится". Не давайте своё видение и не высказывайте своих идей.

Рисунок расскажет об эмоциональных Изучите результат в деталях:

  • Размер и положение нарисованного цветка в пространстве указывает на то, как определяет себя ребёнок в окружающем мире. Цветок крупного размера в центре листа указывает на эгоцентризм и лидерские качества. Маленький кактус, нарисованный внизу, говорит о неуверенной в себе, зависимой личности художника.
  • Отрывистые линии, сильный нажим на карандаш выдают импульсивного ребёнка.
  • Колючий кактус олицетворяет агрессивность. Чем больше иголок, чем длиннее они торчат из цветка, тем выше степень агрессивности ребёнка.
  • Кактус, посаженный в цветочный горшок, нарисуют "домашние" дети, стремящиеся к семейной защите.
  • Кактус, растущий в пустыне, указывает на чувство одиночества.

Диагностика интеллекта

Тесты-задания главным образом находят применение при исследовании интеллектуальной сферы. В данном аспекте предметами обследования выступают внимание, память, аналитическое мышление, мелкая моторика, навыки учебной деятельности.

Тест "Включение в ряд"

Разберите в присутствии ребёнка шестиместную матрёшку и поставьте шесть близняшек, отличающихся размером, в ряд по величине. Затем уберите одну из них и выровняйте расстояние между оставшимися. Предложите ребёнку найти её место в ряду. При успешном выполнении задания усложните тест: уберите две матрёшки ряда.

Тест направлен на оценку уровня познавательно-ориентировочной сферы, ориентировки на величину.

Тест "Классификация картинок"

У вас в руках две группы картинок. Восемь изображают посуду, восемь - одежду. Покажите ребёнку карточку с изображением ложки и положите на стол. Теперь - карточку с изображением куртки, положите на стол на некотором расстоянии от ложки. Ложка и куртка располагаются таким образом, чтобы и от одной, и от другой картинки можно было продолжить ряд.

После этого в разном порядке предъявляйте ребёнку картинки с изображением предметов посуды либо одежды с просьбой положить очередную карточку в нужный ряд. Не исправляйте, если одежда попала не в ту группу. По окончании теста попросите испытуемого объяснить, почему он так расположил карточки.

Целью данного теста является выявление навыка проводить обобщение по существенному признаку, исследуется наглядно-образное мышление.

Тест "Поиск времени года"

Ребёнку предъявляют четыре картинки, изображающие времена года, и предлагают показать, где весна, где зима и т. д. и объяснить, по каким признакам он догадался.

Тест выявляет сформированность представлений о временах года.

Тест "Найди отличия"

Перед тестируемым кладут две сюжетные картинки, похожие на первый взгляд, но при внимательном рассмотрении имеющие ряд отличий.

Ребёнок ищет и называет отличия. Тест исследует внимание и умение сравнивать.

Тест "Что было сначала, а что потом?"

Психолог показывает четыре сюжетные картинки. На одной мальчик копает яму, на второй - сыплет в ямку семена, на третьей - поливает ростки, на четвёртой - любуется цветами. Ребёнку предлагается разместить картинки по порядку. Тест выявляет умение определять последовательность событий.

Готовность к школе

Изучение умственных способностей становится особенно актуальным, когда требуется диагностика готовности ребёнка к школе.

Готовность к обучению в школе предполагает наличие определенных навыков и необходимый уровень развития мышления, памяти и внимания.

Тест "Исключение из ряда или кто лишний?"

Предъявляя ряд из четырёх предметов (изображений предметов), ребёнка просят найти лишний и объяснить, почему. Когда из ряда, включающего грузовик, легковую машину, самолёт и телегу, тестируемый исключает самолёт, попросите его аргументировать ответ, спросите, каким одним словом можно назвать все предметы, к какому виду транспорта относится лишний, а к какому оставшиеся.

Тест выявляет способность группировать предметы по главному признаку, уровень сформированности представлений об окружающем мире.

Тест "Найди точно такой же"

На картинке изображено семь почти одинаковых зонтиков, а два из них абсолютно идентичны. Разница между остальными несущественная - разные крапинки на ткани зонтика. Ребёнок должен самостоятельно и быстро найти два идентичных зонтика. Тест проверяет уровень развития внимания.

Тест "Запомни все предметы"

Ребенку для изучения предлагаются 9 картинок. Он должен запомнить их в течение 15-20 секунд. Затем, отвернувшись, он должен назвать не менее семи-восьми предметов. Тест показывает уровень развития памяти.

Родителей иногда обескураживает, когда у их ребенка диагностируется задержка психического развития (ЗПР). Чаще всего это нарушение хорошо корректируется при правильном подходе родителей и педагогов. Но для этого надо выявить пораньше у ребенка это отклонение от нормы. Тесты в статье помогут это сделать, а уникальная таблица поможет определить вид ЗПР у ребенка. Также в этом материале приведены советы родителям малышей с задержкой психологического развития.

Что означает диагноз ЗПР — кому и когда ставят задержку психологического развития?

Задержка психического развития (ЗПР) – это нарушение нормального развития психики, которое характеризуется отставанием в развитии отдельных психических функций (мышления, памяти, внимания).

Диагноз ЗПР, как правило, ставится детям до 8 лет. У новорожденных детей задержку психического развития выявить невозможно, поскольку нормально. Когда ребенок подрастает, родители не всегда обращают внимание на ограничение его умственных способностей или списывают это на маленький возраст. Но некоторым детям в младенчестве могут ставить . Он указывает на некоторые нарушения в работе головного мозга, которые в более взрослом возрасте могут проявиться в виде ЗПР.

Посещая детский садик, ЗПР у ребенка не всегда удается диагностировать, поскольку там от ребенка не требуется какая-либо интенсивная умственная деятельность. Но при поступлении в школу ребенок с задержкой психического развития будет явно выделяться на фоне остальных детей, потому что ему:

  • тяжело сидеть на уроках;
  • тяжело слушаться учителя;
  • концентрировать свое внимание на умственной деятельности;
  • нелегко учиться, так как он стремится играть и развлекаться.

Физически дети с ЗПР здоровы, основная трудность для них – это социальная адаптация. У детей с ЗПР может преобладать задержка развития либо эмоциональной сферы, либо интеллекта.

  • При задержке развития эмоциональной сферы умственные способности детей относительно нормальные. Эмоциональное развитие таких детей не соответствует их возрасту и соответствует психике более младшего ребенка. Эти дети могут неутомимо играть, они несамостоятельны и любая умственная деятельность для них очень утомительна. Таким образом, посещая школу им тяжело концентрировать внимание на учебе, слушаться учителя и подчиняться дисциплине в классе.
  • Если у ребенка наблюдается з амедленное развитие интеллектуальной сферы , то он наоборот будет спокойно и терпеливо сидеть на уроках, слушать учителя и подчинятся старшим. Такие дети очень робкие, стеснительные и любые трудности принимают близко к сердцу. Они попадают на консультацию психолога не из-за дисциплинарных нарушений, а по причине трудностей с обучением.

Тесты на выявление ЗПР — 6 способов определить задержку психического развития у ребенка

Если у родителей появляются сомнения относительно умственного развития их ребенка, то существую некоторые тесты, которые помогут определить нарушения психического развития.

Не стоить трактовать результаты этих тестов самостоятельно, поскольку этим должен заниматься только специалист.

Тест №1 (до 1 года)

Физическое и психологическое развитие ребенка должно соответствовать его возрасту. Начать держать головку он должен не позже, чем в 1,5 месяца, переворачиваться со спины на живот — в 3-5 месяцев, сидеть и вставать — в 8-10 месяцев. Стоит также обратить внимание на . Ребенок в 6-8 месяцев должен лепетать, а к 1 году проговаривать слово «мама».

Шкала KID-R для оценки развития ребенка в возрасте от 2 до 16 месяцев — и

Тест №2 (9-12 месяцев)

В таком возрасте у ребенка начинают формировать простые мыслительные навыки. К примеру, вы можете на глазах у ребенка спрятать под коробочку игрушку и с удивлением спросить «Где игрушка?», малыш в ответ должен убрать коробочку и с восторгом показать, что он нашел игрушку. Ребенок должен понимать то, что игрушка не может исчезнуть бесследно.

Тест №3 (1-1,5 года)

В таком возрасте у малыша проявляется интерес к окружающему миру. Ему интересно познавать что-то новое, пробовать новые игрушки на ощупь, проявлять радость при виде мамы. Если такой активности за малышом не наблюдается, это должно вызвать подозрение.

Шкала RCDI-2000 для оценки развития ребенка в возрасте от 14 месяцев до 3,5 лет — скачать бланк анкеты в формате PDF и инструкцию для родителей по заполнению

Тест №4 (2-3 года)

Существует детская игра, где нужно вставлять фигуры в соответствующие им отверстия. В возрасте двух-трех лет малыш должен это делать без проблем.

Тест №5 (3-5 лет)

В таком возрасте у ребенка начинает формироваться кругозор. Он называет вещи своими именами. Ребенок может объяснить, что такое машина или какую роботу делает доктор. Не стоит в таком возрасте требовать от малыша много информации, но тем не менее, узкий словарный запас и ограниченный кругозор должны вызвать подозрения.

Тест №6 (5-7 лет)

В этом возрасте малыш свободно считает до 10 и делает вычислительные операции в пределах этих цифр. Он свободно называет названия геометрических фигур и понимает, где один объект, а где много. Также ребенок должен четко знать и называть основные цвета. Очень важно обратить внимание на его творческую деятельность: дети в таком возрасте должны рисовать, что-то лепить или конструировать.

Факторы, вызывающие ЗПР

Причин задержки психического развития у детей может быть несколько. Иногда это социальные факторы, а в других ситуациях причина ЗПР – врожденные патологии головного мозга, которые определяют при помощи различных обследований (например, ).

  • К социальным факторам ЗПР относятся несоответствующие условия воспитания ребенка. Такие дети часто не имеют родительской или материнской любви и заботы. Их семьи могут быть антисоциальными, неблагополучными или же эти дети воспитываются в детских домах. Это оставляет тяжкий след на психике малыша и часто сказывается на его психическом здоровье в будущем.
  • К физиологическим причинам ЗПР относят наследственность, врожденные заболевания, тяжелую беременность матери или же перенесенные в раннем детстве болезни, которые повлияли на нормальное развитие головного мозга. В этом случае из-за поражений головного мозга страдает психическое здоровье малыша.

Четыре типа задержки психологического развития у детей

Таблица 1. Виды ЗПР у детей

Тип ЗПР Причины Как проявляется?
ЗПР конституционального происхождения Наследственность. Одновременная незрелость телосложения и психики.
ЗПР соматогенного происхождения Ранее перенесенные опасные заболевания, которые влияют на развитие головного мозга. Интеллект в большинстве случаев не страдает, но функции эмоционально-волевой сферы значительно отстают в развитии.
ЗПР психогенного происхождения Несоответствующие условия воспитания (дети-сироты, дети с неполных семей и др.). Снижение интеллектуальной мотивации, несамостоятельность.
Церебрально-органического происхождения Грубые нарушения созревания головного мозга из-за патологий беременности или после перенесенных тяжелых заболеваний на первом году жизни. Самая тяжелая форма ЗПР, присутствуют явные задержки развития эмоционально-волевой и интеллектуальной сферы.

В большинстве ситуаций родители очень болезненно воспринимают диагноз ЗПР, часто не понимая его значения. Важно осознать, что задержка психического развития не значит, что ребенок психически больной. ЗПР означает, что ребенок развивается нормально, только немного отстает от своих одногодок.

При правильном подходе к этому диагнозу уже к 10 годам можно устранить все проявления задержки психического развития.

  • Изучите это заболевание с научной точки зрения . Прочитайте врачебные статьи, проконсультируйтесь с психиатром или психологом. Родителям будут полезны статьи: О.А. Виноградова «Развитие речевого общения дошкольников с задержкой психического развития», Н.Ю. Борякова «Клиническая и психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития», Д.В. Зайцев «Развитие навыков общения у детей с ограниченными интеллектуальными возможностями в семье».
  • Обратитесь к специалистам . Детям с ЗПР необходима консультация врача-невролога, психоневролога, а также помощь учителя-дефектолога, педагога-психолога, учителя-логопеда.
  • Полезным будет использование в обучении дидактических игр . Подбирать такие игры нужно исходя из возраста и умственных способностей ребенка, они не должны быть тяжелыми и непонятными для малыша.
  • Дети старшего дошкольного или младшего школьного возраста должны посещать занятия по ФЭМП (формирование элементарных математических представлений). Это поможет им подготовиться к усвоению математики и точных наук, улучшить логическое мышление и память.
  • Выделите конкретное время (20-30 мин) на выполнение уроков и ежедневно в это время садитесь с ребенком за уроки. Изначально помогайте ему, а потом постепенно приучайте к самостоятельности.
  • Найдите единомышленников . Например, на тематических форумах можно найти родителей с такой же проблемой и поддерживать с ними общение, обмениваясь своим опытом и советами.

Родителям важно понимать, что ребенок с ЗПР не считается умственно отсталым, поскольку он прекрасно понимает суть происходящих событий, осознанно выполняет поставленные задачи. При правильном подходе, в большинстве случаев интеллектуальные и социальные функции ребенка со временем приходят в норму.

Представь себе такую картину: твой сын 5-ти лет от роду просто одержим динозаврами. Он знает абсолютно все их названия (даже если они состоят из 5 слов), знает, где эти звери обитали и чем питается каждый представителей из вида. Это одаренный ребенок?

Также у тебя есть еще один малыш. Младше на год. Он не может долго сосредотачиваться на одном деле, ужасно неусидчив, плохо запоминает то, что происходит на занятиях в детском саду. Если сравнивать его старшим ребенком, то он кажется очень медлительным и неактивным. Но стоит ли его сравнивать? Как узнать одаренность своего чада?

Родители могут подумать, что их ребенок одарен, когда малыш хорошо все запоминает или проявляет нестандартное для своего возраста мышление.

Но часто случается, что дети, которые в малом возрасте имели все задатки гениальности, в будущем становятся обычными людьми. И наоборот, те, кого в школе порицали и считали даже умственно отсталыми, могут в будущем превратиться в Нобелевских лауреатов. Примеров этому масса.

Менделеев не мог поступить в университет и несколько раз подряд «завалил» экзамены по химии. Элтона Джона в Академии юных музыкальных дарований считали полной бездарностью и, благодаря вере его мамы в талант своего ребенка, он стал гениальным музыкантом. Томас Эдисон был исключен из первого класса школы, так как учителя считали его умственно отсталым, и его образованием занималась мама. В итоге вырос гениальный физик и инженер, придумавший первую лампу накаливания и усовершенствовавший телеграф и телефон. Альберта Эйнштейна тоже считали умственно отсталым: он поздно начал разговаривать, ни с кем не общался, а учителя были уверены, что из него ничего путного не получится.

Для того, чтобы развивать талант своего ребенка, нужно четко знать, что ты ищешь.

Можно пройти специальное тестирование у специалистов, которое стоит немало денег. А можно просто внимательней понаблюдать за своим чадом, чтобы выделить основные характеристики гениальности. Когда можно считать ребенка гением?

Согласно наблюдениям специалистов, можно выделить несколько признаков одаренности маленького человека. Это:

  1. Необычная, как для ребенка, проницательность и любознательность;
  2. Превосходная ступень суждений и рассуждений;
  3. Способность малыша видеть связи между понятиями;
  4. Раннее умение читать;
  5. Большой словарный запас;
  6. Острая наблюдательность;
  7. Сильно развитое чувство этики и моральных ценностей;
  8. Отличное чувство юмора;
  9. Быстрое овладение базовыми навыками;
  10. Проявление особых способностей в одной или нескольких областях, таких как музыка, искусство, наука, языки, компьютерная грамотность или математика.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.