Интерактивные методы: упражнения и тренинг для родителей «В школу с радостью. Какие игры использовать с родителями на родительском собрании в детском саду и школе

Семья и детский сад - два важных института социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Поэтому особое внимание стоит уделить внедрению игровых технологий.

Игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать взаимодействие педагогов и родителей интересным и увлекательным. Перенасыщенность вербальных, рациональных методов и средств обучения часто докучает родителям. А игра органично объединяет эмоциональный и рациональный виды познавательной деятельности.

Предлагаем вашему вниманию некоторые игры, позволяющие предстать родителям активными участниками воспитательно-образовательного процесса. Их можно использовать как на родительских собраниях, так и при других формах организации встреч с родителями.

«Шапка вопросов» на родительском собрании:

Итак, суть «шапки» (автор Александра Петровна Ершова), в том, что родители сочиняют друг для друга вопросы-записки, кладут их в шапку, потом вытягивают — кому какая достанется. Как отвечать — совещаются парами или тройками. Желательно соблюдать социо-игровую режиссуру - давать задания маленькими шажками : «Разберите листочки. Готово? Тогда приготовьте ручки. Теперь сочините первый вопрос. Кто готов — отнесите свою записку в шапку ». И так далее.

Типы вопросов — «классические». Первый тип — вопрос «формальный». Он на взаимную проверку родителями своего знания детсадовской жизни и порядков: в какое время дети ложатся в детском саду спать? Сколько?.. Где?.. Куда? И так далее.

Со вторым вопросом лучше не спешить. Когда почти все родители прогуляются, чтобы положить свои записки в шапку, — вот тогда можно и к объяснению типологии второго вопроса переходить. Его нужно построить на конструкции: я думаю то-то и так-то, а вы? (По любому поводу, связанному с деятельностью детей в саду и дома: «Я думаю, что мой сын…, а вы?»)

Третий тип — я не знаю : «Я не знаю, как мне укладывать сына спать вовремя» и т.д. т.

Если все три типа вопросов складываются в одну шапку и там перемешиваются, чтобы родительские «двойки» или «тройки» наугад вытянули два билетика для подготовки ответа, то сами «малые шажки» сваливать в одно задание нельзя. Родители потихоньку и расшевелятся, и разговорятся. Главное - запастись сочувствием, терпением и их не перебивать. «Шапка вопросов» удобна тем, что родители видят, что к рупору истины может быть допущен каждый из них. Это возвышает их в собственных глазах. Вообще многие социо-игровые приемы могут помочь родителям сплотиться, найти общий язык. И друг с другом, и с воспитателем. А в результате - выигрывают дети!

«Волшебная палочка» :

Существует множество вариантов эстафет с общим названием «волшебная палочка» (в своё время сконструированных А.П.Ершовой). «Родительский» вариант заключается в следующем. «Волшебную палочку» — карандаш, линейку или зонтик — родители будут передавать друг другу по кругу. При этом им нужно будет назвать (без повторов!) какое-либо качество личности или черту характера (добрый или злой, послушный или невоспитанный и т.п.).

Первый кон — по эстафете родители называют любое положительное качество. Если кто-то замешкался или запамятовал, то соседям можно подсказывать! Обычно на втором-третьем круге открывается второе дыхание. Поэтому воспитателю не нужно спешить: пусть «волшебная палочка» пройдет несколько кругов. У присутствующих от этого интерес только возрастет.

Второй кон — теперь называются качества отрицательные. И опять несколько кругов.

Третий кон — вместо «волшебной палочки» в руки дается кусочек мела. Каждый родитель подходит к доске и слева записывает на ней одно из прозвучавших отрицательных качеств, а справа — одно из положительных.

Когда эстафета с мелком закончится, звучит команда: «Все встали!» Так начинается четвертый кон.

Теперь, стоя, нужно сообразить, какое из отрицательных качеств (из тех, что на доске слева) можно переделать («кажется, я знаю как ») в одно из записанных справа положительных. Сообразив, нужно подойти к доске и стрелкой соединить эти качества, поставив рядом со стрелкой свои инициалы. Например, кто-то выбрал лень и понял, что из перечисленных качеств знает, как переделать ее в воспитанность, и соединяет их стрелкой. Другой родитель, облюбовав, скажем, все ту же лень , соединяет ее новой стрелкой с сообразительностью . И т.д.

Теперь любой родитель, для кого это отрицательное качество их ребенка доставляет много хлопот и огорчений, может обратиться к авторам стрелок за помощью, разъяснениями и консультациями.

Содержание пятого кона — взаимные консультации родителей по воспитательным проблемам. Воспитателю остается только похваливать инициативных и записывать тупиковые проблемы, чтобы затем в библиотеке поискать соответствующую литературу. И для себя, и для заинтересованных родителей.

Приветствие.

Все участники приветствуют по кругу друг друга в разных вариантах:

  • Сказать дружно друг другу “Привет!;
  • Стукнуться кулачками;
  • Потереться спинками;
  • Обнимаемся.

Упражнение - «Разминка» (на знакомство)

Каждому родителю предлагается назвать свое имя и сказать где работает. Так действовать по часовой стрелке, пока каждый не назовет себя.

Упражнение Апельсины

Упражнение помогает участникам познакомиться и быстрее запомнить имена друг друга. Участники тренинга сидят в общем кругу. Первый участник представляется и называет что-то, что он любит. Данное существительное должно начинаться с той же буквы, что и имя этого участника. Например, участник по имени Антон может сказать: «Меня зовут Антон, и я люблю апельсины».Второй участник повторяет то, что сказал первый, и добавляет информацию о себе. Например: «Это Антон, который любит апельсины, а я Татьяна и я люблю танцы».

Упражнение «Говорящие руки»

Цель: эмоционально-психологическое сближение участников. Участники образуют два круга: внутренний и внешний, стоя лицом друг к другу. Ведущий дает команды, которые участники выполняют молча в образовавшейся паре. После этого по команде ведущего внешний круг двигается вправо на шаг.

Варианты инструкций образующимся парам:

1. Поздороваться с помощью рук.

2. Помириться руками.

3. Выразить поддержку с помощью рук.

4. Пожалеть руками.

5. Выразить радость.

6. Пожелать удачи.

7. Попрощаться руками.

Таким образом происходит эмоционально-психологическое сближение участников за счет телесного контакта. Между ними улучшается взаимопонимание, развивается навык невербального общения. Обсуждение: Что было легко, что сложно? Обращали ли внимание на информацию от партнера или больше думали, как передать информацию самим? Как Вы думаете, на что было направлено это упражнение?

Бумажные салфетки

Упражнение помогает участникам тренинга познакомиться, а так же создает в группе веселую позитивную атмосферу. Участникам тренинга передаётся по кругу пачка бумажных салфеток со словами: «На случай, если потребуются, возьмите, пожалуйста, себе немного салфеток». После того как все участники взяли салфетки, им предлагается рассказать столько самых счастливых событий из жизни их семьи, сколько у них в руках салфеток.

Как мы похожи!

Упражнение помогает участникам лучше узнать друг друга. Нужно разделиться на две группы. Каждая группа пусть составит список того, что объединяет ее членов. В этом списке можно написать, например: “У каждого из нас есть сестра…”, “У каждого из нас есть мягкая игрушка…”, “Любимый цвет каждого из нас - красный…”. Нельзя писать общечеловеческие сведения, такие как «у меня две ноги». Можно указать, например, год рождения, место учебы, хобби, семейное положение и т.д. У вас есть 8 минут. Победит та группа, которая найдет и запишет наибольшее количество общих черт.

"Мне кажется, в детстве ты был(а)…"

Участники бросают мяч друг другу со словами: "Мне кажется, в детстве ты был(а)…". В ответ каждый может согласиться или опровергнуть высказывание. Второй вариант: "Я думаю, в детстве ты мечтал(а)…". Здесь участники тренинга могут сами о себе говорить, о чем они мечтали в детстве или какими были тогда. Это упражнение способствует погружению членов группы в детское эго-состояние.

Игра «Чудесный мешочек»

У меня в руках мешочек, на дне которого находятся самые разнообразные чувства позитивные и негативные, которые может испытывать человек. После того как ваш ребёнок переступил школьный порог, в вашей душе, в вашем сердце прочно поселились чувства и эмоции, которые заполнили всё ваше существование. Опустите руку в мешочек и возьмите «чувство», которое вас переполняет более всего вот уже длительный период времени, назовите его. Родители называют чувства, которые они болезненно переживают. Такое задание позволяет выявить проблемы и трудности, возникающие в семье, и обсудить эти проблемы в ходе рассмотрения темы собрания.

Игра «Паутинка»

Кто желает побыть в роли ребенка? (желательно, папа) Вот наш ребенок. Одной из форм родительского внимания, заботы и любви являются ограничения и запреты. Сегодня, каждый предъявляемый запрет, мы переведем в физический и покажем на нашем ребенке. Мы будем в прямом смысле связывать его обязательствами и запретами. Я приготовила красные ленты. Давайте назовем, что обычно запрещают ребенку (родители называют запреты, а учитель обвязывает «ребенка» лентами)

Упражнение “Плодородный сад”.

На доске плакат, на котором нарисовано дерево. Участникам раздаются яблоки (зелёные - положительные эмоции и красные - отрицательные эмоции), на которых все пишут ответ на вопрос: Что вы думаете о прошедшей нашей встрече?

Затем развешиваются яблоки на дереве с комментарием того, что понравилось или не понравилось участникам тренинга и пожеланиями на будущее.

Упражнение «Пазлы»

Ресурсы: карточки с изображениями животных, маленькие головоломки «пазлы».

Участники делятся на команды. Каждая команда получает головоломку. Задача - собрать ее как можно быстрее. Психологический смысл упражнения: участники в игровой форме учатся эффективному взаимодействию в команде, улучшению качества работы, при этом важно, что объединены общей целью.

Обсуждение: Сложно ли было выполнять это упражнение в команде? Почему? Что нужно для того, чтобы более эффективно работать в команде?

Упражнение «Мы с тобой похожи тем, что. »

Родители выстраиваются в два круга - внутренний и внешний, лицом друг к другу. Количество участников в обоих кругах одинаковое. Родители, стоящие во внешнем круге говорят своим партнерам напротив фразу, которая начинается со слов: «Мы с тобой похожи тем, что. ». Например: что живем на планете Земля, наши дети ходят в одну группу, у нас у обоих 2 детей… Участники внутреннего круга отвечают: «Мы с тобой отличаемся тем, что. » Например: что у нас разный цвет глаз, разная длина волос, наших детей зовут по разному, и т. д. Затем по команде ведущего участники внутреннего круга передвигаются (по часовой стрелке, меняя партнера. Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участником внешнего круга.

Игра "Какой он - мой ребенок"

Задача игры определить, каким видят своего ребенка родители. Для этого каждый из них обводит контур руки, на изображении каждого пальца пишет по букве имени ребенка. Затем родителям предлагается расшифровать буквы, назвать качества характера ребенка, начинающиеся на данную букву. В центре ладони можно изобразить символ, кем он является в семье.

Ладошки приклеиваются на ватман. Подводится итог. Чаще всего даются положительные характеристики, что позволяет видеть в ребенке положительные качества, тем самым настраивать его на успех. Также игра наводит родителей на определенные выводы о сформированности личности ребенка.

Упражнение «Вавилонская башня»

Использовать ватман, маркеры и заблаговременно подписанные листики с заданиями. Цель - обучение взаимодействию в команде, приобретение навыков невербального общения. Запрещается использовать голос в любых проявлениях и показывать друг другу индивидуальные листики. Все участники делятся на три группы, по несколько человек (в зависимости от количества). Каждый получает задание на листочке, который никому не показывает. Задача: нарисовать единую башню отдельными элементами. Например, один должен нарисовать контур, другой - окна башни, третий - флаг, четвертый - раскрасить и т. д. В результате должна получиться связная логичная картинка. Обсуждение. Что оказалось самым трудным, кто именно не справился с заданием и почему?

Роль игры и игровых технологий в формировании активной позиции родителей невозможно оценить и исчерпать развлекательно-рекреативными возможностями. Феномен игры состоит в том, что, являясь отдыхом, развлечением, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель человеческих отношений и проявлений в жизни.

Цель: повысить психологическую культуру родителей детей старшего дошкольного возраста по проблеме адаптации ребенка к школьному обучению, формировать навыки позитивного общения родителей с детьми для сохранения их психологического здоровья.

Оборудование: бейджики, плакат «Будущие школьники», стикеры, ручки; карточки синего, зеленого, желтого цвета плакат «Правила группы», две одинаковых фотографии; напечатанные фразы (к задаче «Анализ проблемных ситуаций»), таблица «Пойми чувства ребенка», лист ватмана с изображением большого ящика, цветные кружочки по количеству участников тренинговой группы, буклеты «В ожидании первого звонка».

Ход проведения родительского собрания-тренинга психолога в детском саду:

Введение

Уважаемые родители!

Известно, каким тяжелым является для многих детей переход к школьному обучению. Поступление в школу - новая ступень в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Присущая дошкольникам беспечность, погружение в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений. Как же помочь ребенку успешно встретиться с этими изменениями в жизни? Какова роль семьи в этот период жизни ребенка? Об этом мы сегодня и поговорим.

Упражнение «Знакомство»

Цель: помочь родителям лучше узнать своих детей, создать дружескую атмосферу, положительно настроить их на совместную работу.

Предложить родителям написать имя своего ребенка вертикально: сверху вниз, а напротив каждой буквы записать качество, особую черту ребенка, начинающуюся с этой буквы.

А - активный, артистический...

Р - умный, подвижный...

Т - творческий...

Е - эмоциональный, энергичный...

М - милый, малыш...

Инструкция: назовите свое имя и расскажите вкратце о своем ребенке, семье. После каждого рассказа разместить листок с именем ребенка на общем плакате под названием «Будущие школьники».

Правила работы группы

Обращается к группе: «Для чего в нашей жизни существуют разные правила?» После ответов участников он предлагает принять правила работы группы во время тренингового занятия, которые записываются на плакате «Правила группы»:

Выключить мобильный телефон;

Внимательно слушать друг друга и не перебивать;

Активно участвовать в работе группы и тому подобное.

Диагностический момент, ожидания участников

Уважаемые родители! У вас на каждом столе лежат цветные карточки. Поднимите карточку такого цвета, которая отражает степень вашей заботы в связи с школьной жизнью ребенка:

карта синего цвета - сильная забота;

карта желтого цвета - оказывается иногда;

карта зеленого цвета - отсутствует вообще.

Вопрос к родителям:

В чем вы видите проблему вашей заботы?

Озвучьте, пожалуйста, свои ожидания от занятия.

Значит, потеря веры в себя, чувство неуверенности, недостаточный багаж знаний, завышенные требования к ребенку или наоборот чрезмерная любовь к нему и являются причинами заботы родителей.

Сегодня не менее серьезно нужно говорить не только о готовности ребенка к школе, но и о подготовленности родителей к этому событию в жизни ребенка. Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к ее основным требованиям, существует у всех первоклассников. Только в одних он длится месяц, у других - три месяца, а у третьих - растягивается на весь учебный год. Многое зависит от индивидуальных особенностей ребенка. Процесс адаптации отслеживаться психологами и педагогами в школе. Но никто лучше Вас, родителей, не заметит изменения в настроении ребенка. Именно от вас во многом зависит, насколько успешно ребенок адаптируется в первые школьные дни, будет ли школа для него тем местом, где интересно и весело. Это действительно серьезное испытание для родителей - испытание жизненной стойкости, доброты, чуткости.

Упражнение «Разные взгляды»

Цель: продемонстрировать влияние установки на человека.

2-3 родителям предлагают выйти из кабинета. Дают фотографию человека, предварительно сообщив, что это - фото вора. Предлагают описать этого человека. В это время всей группе участников показывают то же фото, говоря, что это известный детский врач.

Когда через несколько минут все собираются вместе, каждая группа описывает человека с фотографии (характер, поведение, манеру общения), не называя, кто он.

Описания будут противоположными.

Обсуждение:

О чем свидетельствует приведенный эксперимент? Вывод очевиден: на описание людей повлияла установка. Мы живем в обществе, поэтому так или иначе прислушиваемся к словам других. Установка влияет на наши представления о себе и окружающих, о плохом и хорошем. И вся жизнь человека проходит под влиянием установки. Некоторые установки мы делаем себе сами, другие нам делают родители, учителя, друзья. Установки имеют на нас сильное влияние.

В детстве человек похож на открытую чистую книгу - что в нее запишут, то она и сохранит на своих страницах жизни.

Родительская установка - это сложное взаимодействие советов, рекомендаций, жизненных принципов родителей. То есть все те предупреждения или положительные отзывы, которые мы слышим от взрослых в течение жизни, являются частью нашего жизненного сценария, все эти фразы сделают из нас победителей или неудачников. Победитель - это человек, который может справиться с жизненными неурядицами и выдерживает все, что попадается ему на пути к цели. Неудачника же сломают первые серьезные испытания. Конечно, приятнее быть победителем, чем неудачником. Это зависит от самого ребенка: насколько он уверен в себе, сильная ли у него воля. Но в основе всех его действий будет родительская установка. Следите за своими установками в отношении ребенка, его обучения и возможностей.

Анализ проблемных ситуаций

На карточках написаны фразы, которые довольно часто используются взрослыми. Попробуйте предсказать как повлияют эти фразы на будущего первоклассника, какие чувства и переживания они могут вызвать у него.

Скачать приложение внизу статьи.

Итак, проанализировав ситуации общения, мы понимаем негативные последствия, которые могут возникнуть от необдуманных высказываний взрослых.

Видно, что вы уже немного устали, предлагаю такую игру.

Игра-разминка «Акулы»

На полу находится лист бумаги.

Представим, что мы плаваем по морю (участники хаотично двигаются по комнате). По команде «Акулы» все должны спасаться (встать на лист).

Как чувствуете себя сейчас? Улучшилось ли ваше настроение?

Информационное сообщение «Правильная организация дня первоклассника»

Ребенок 6-7-летнего возраста должен спать не менее 10 часов в сутки для поддержания нормальной жизнедеятельности организма, то есть элементарные подсчеты говорят нам о том, что ложиться в постель ребенок должен не позднее 9:00 вечера. Перед сном лучше исключить долгий просмотр телепередач и компьютерные игры - нервная система должна прийти в состояние покоя и подготовиться к спокойному сну. Час перед сном посвятите общению с ребенком - вспомните и обсудите прошлый день, обдумайте планы на будущее, поиграйте в спокойные игры.

В среднем первоклассник должен быть на свежем воздухе хотя бы 3,5 часа в день.

После школы ребенок не должен сразу садиться за выполнение задач, ему необходимо обязательно отдохнуть 2-3 часа.

Нельзя выполнять задачи без перерыва. Работоспособность шестилетнего ребенка примерно 15 - 20 минут, затем нужен отдых или переключение на другой вид деятельности. Многие из детей по тем или иным причинам не справляется с темпами, которые требуются со стороны взрослых. Есть и такие дети, которые отличаются медлительностью, причина которой может быть различной (личностные особенности, болезнь).

Какие же основные признаки переутомления?

Плаксивость;

Невнимательность;

Раздражение;

Замедление темпа речи;

Ухудшение почерка;

Увеличение количества ошибок и другие.

Если это происходит дома, во время выполнения домашних заданий, сделайте небольшой перерыв, переключитесь на что-то другое - приятное и полезное для ребенка.

Все бытовые дела (уход за школьными принадлежностями, обувью, одеждой...) попробуйте «отрепетировать» заранее, иначе на бедного ребенка вместе повалятся и обучение, и дисциплина, и новые взаимоотношения, и бытовые проблемы.

Чтобы утро не начиналось с конфликтов, а уроки – с замечаний, приучайте ребенка накануне вечером готовить портфель, форму к следующему учебному дню. Вместе с ребенком возьмите расписание и соберите учебники, тетради, школьные принадлежности, а также другие предметы, которые попросил принести учитель. Не позволяйте ребенку надеяться на звонки одноклассникам или учителю, сразу приучайте его запоминать требования и просьбы педагогов и записывать задачи верно, когда учится писать.

Для того чтобы ребенку спокойнее было первое время учиться, будьте рядом, как никогда: проводите в школу, встречайте, будьте рядом, когда он делает уроки, вместе гуляйте и тому подобное.

Упражнение «Пойми чувства ребенка»

Инструкция: чтобы понять чувства ребенка, вам необходимо встать на его место. Перед вами таблица, в которой вам нужно заполнить графу «чувства ребенка». В левой колонке вы найдете описание ситуации и слова ребенка, справа напишите, какие, по вашему мнению, чувства он испытывает в этом случае.

Ситуация и слова ребенка Чувства ребенка

1. Мама с сыном-будущим школьником в магазине канцелярских товаров.

Мама, мне больше нравится альбом для рисования с этой обложкой.

Какая разница в чем рисовать! - говорит мама и покупает тот альбом, который уже принес продавец.

2. Родители к поступлению дочери в школу купили школьные принадлежности, составили все вещи в рюкзак. Дочь - матери:

Мама, почему мне нельзя ни доставать вещи из ранцу, ни походить с ним по комнате, зачем же вы мне его купили?

Для обучения в школе, а не для того, чтобы ходить с ним по комнате!

3. Сын выполняет задачи в прописях.

Папа:

Ты сделал несколько ошибок, хотя в целом очень старался.

Мать:

Ужас! Где же он старался, одни «каракули».

4. Папа спрашивает у сына:

Что это у тебя с тетрадями, почему они такие грязные?

Сегодня, когда я выходил из школы, мальчишка выбил у меня портфель и из него все посыпалось.

Меньше бы ворон ловил, ничего бы не просыпалось, недотепа!

5. Первоклассник - маме:

Мама, ты знаешь, я сегодня первый написал и показал учителю тетрадь!

Я тоже очень рада за тебя, молодец, сынок!

6. Дочь собирает портфель.

Мама, пожалуйста, можно я возьму куклу Машу с собой, я обещаю, что буду играть ею только на перемене!

В школе надо учиться, а не в куклы играть.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №8 г. Березники

Ролевые игры на родительском собрании

Классный руководитель

Ибрагимова И.Б

2012

Цель : решение важных вопросов через игру

Часто ли мы разговариваем со своими детьми?

Мы приходим домой после работы обессиленными.

Порой, нам хочется просто помолчать…

Но мы не должны забывать, что в нашем доме есть ребенок, который нуждается в общении с вами.

Каждый день говорите с ним. Слушать должны вы, а не он.

Помните, что неговорящий ребёнок не понимает чужую речь. Нельзя подготовить гармониста, заставляя его только смотреть и слушать, он должен сам заиграть. То же самое происходит и с речью. Ежедневно провоцируйте ребёнка говорить: «Что было днём? Что ты делал?» Дайте ему возможность поговорить. Ребёнок должен привыкнуть слушать себя говорящим; сохранять спокойствие, когда взрослые смотрят и слушают его. Это нужно сделать для того, чтобы у детей не развивалась речевая застенчивость.

Цель: Показать родителям к чему приводит их частое «НЕТ» в отношении детей.

Ход тренинга:

Выбираются два человека, один играет роль «родителя», второй – «ребенок».

Вы приходите усталые домой, не дав вам прийти в себя, ребенок хочет рассказать вам о прошедшем дне. Ваш ответ: «Нет, не сейчас».

«Ребенку» завязывают рот. Ребенок хочет вам помочь, но вы отказываетесь. «Ребенку» завязывают руки. Не зная, чем себя занять, ребенок начинает носиться кругами по квартире. Вы ругаете его за шум и топот (завязывают ноги). Бедному ребенку остается, только молча сидеть и слушать разговоры взрослых. Вы опять его ругаете (завязываются уши). Ребенок, теперь молча, сидит и смотрит телевизор. Но вы говорите, что пора спать (завязываются глаза).

Общение с ребенком должно быть не менее 20 минут в день. В это время не входит выполнение домашних заданий, ужин и т.д.

Давайте поиграем в ролевую игру «Ребенок пришел из школы» . Пусть одни из вас будут «родители»,а другие «детьми».

Наша задача: «вытянуть» из ребенка максимум информации о том, как прошел его день, что нового произошло в школе, в классе и т.д.

Но следите за формулировками вопросов. Старайтесь, чтоб ваш сын или дочь больше говорил о положительном и интересном в отношениях с одноклассниками. Спрашивайте: «Что сегодня было самое интересное?, Чем вы занимались на уроке чтения?, Что веселого было на уроке физкультуры?, В какие игры вы играли?, Чем вас кормили сегодня в столовой?, С кем ты подружился в классе?» вместо вопросов: «Кто у вас в классе больше всех хулиганит?, У кого самые плохие оценки?» Этим самым вы провоцируете детей на ябедничество. Нужно дать детям понять, что вас интересуют не столько конфликты ребят сами по себе, сколько его собственное отношение к этому.

Ролевая игра «Машинка»

Цель: вовлечь родителей в образовательный процесс, выработать модель сотрудничества.

Оборудование: комплект из 3 листочков одинакового цвета (количество комплектов – цветов равно количеству команд).

Описание и ход игры: участники строятся по цвету листков друг за другом. Первый участник – «бампер», второй – «мотор», третий- «водитель». «Машина» начинает движение, причем у первого участника глаза закрыты, руки вытянуты вперед. После команды «стоп» участники меняются местами. Каждый должен побыть в роли «бампера», «мотора» и «водителя».

Вопросы: В какой роли выступает учитель? Родитель? Ученик?

Выводы: труднее всего ученику «бамперу», он двигается вслепую, натыкаясь на препятствия, не зная, правильно ли он идет. «Мотор» (родитель) хочет помочь не упасть, не споткнуться, но не знает, как это лучше сделать. От «водителя» (учителя) зависит, насколько профессионально он поведет «машину».

Игра «Испорченный телефон»

Предложите группе (уместно до 10 человек) передать по принципу детской игры несколько фраз, сравнивая то, что услышал первый, с тем, что услышал последний в цепочке.

Выбирать разные типы текстов:

Длинное предложение со сложными деепричастными оборотами

Известное четверостишие

Пословицу.

Примеры:

Осенью, когда то и дело идут дожди, а на улицах холод и слякоть, учащиеся часто не только опаздывают, но приходят промокшие и не готовы к занятиям, что очень мешает преподавателям.

Мы все учились понемногу,

Чему- нибудь и как-нибудь.

Так воспитаньем, слава Богу,

У нас немудрено блеснуть.

На дворе – трава, на траве – дрова.

После завершения «телефонной линии» проходит обсуждение: Почему получился именно такой результат? Какие нужно выбирать предложения, чтобы все участники могли их правильно понять и передать без искажения?

Вывод: легче понимается, воспроизводится и передается текст, состоящий из коротких

однозначных по смыслу, простых или знакомых предложений.

Игра «Хлопок»

Покажите мне ладошку. А теперь попробуйте сделать одной ладошкой хлопок. Получилось? Либо неудобно, либо тяжело и рука устает. Ваши предложения? Нужна вторая ладошка. Я готова дать вам вторую ладошку. Одна ладонь – я, другая – вы. Давайте попробуем (делаем по очереди хлопки). При этом вы улыбались. Я желаю вам всегда улыбаться, когда мы вместе с вами будем «делать хлопок» в жизни. Хлопок – это результат двух ладоней.

Игра «Бумажный самолетик»

Под руководством учителя сделать бумажный самолетик.

Можете ли вы назвать 2 одинаковых самолетика? Почему?

Положить его носом вправо, на крыле нарисовать солнце с 7 лучами. Напишите на лучах те слова, которые вы хотели бы пустить странствовать по нашему классу.

Запуск самолетиков.

Вывод: мы- взрослые люди – при одинаковых условиях делаем все по – разному.

Никогда не сравнивайте своего ребенка с другим! Нет кого - то или чего - то хуже или лучше. Есть ДРУГОЕ!

Памятка для родителей

Умение правильно спросить – это целое искусство.

    Что самое хорошее из того, что произошло с тобой сегодня в школе?

    Что худшее из того, что произошло с тобой сегодня в школе?

    Расскажи мне что-нибудь смешное, над чем ты сегодня смеялся?

    Если бы ты мог выбрать, с кем бы ты хотел сидеть в классе? А с кем бы точно не хотел? Почему?

    Расскажи о самом классном месте в школе?

    Какое самое странное слово, которое ты сегодня услышал?

    Если бы мы пригласили сегодня твоего учителя к нам в гости, чтобы он мне рассказал о тебе, как ты думаешь?

    Кому ты сегодня помог?

    Может кто-то тебе сегодня помог?

    Расскажи, что нового ты узнал в школе?

    Был ил момент, когда ты чувствовал себя самым счастливым сегодня?

    Было ли тебе сегодня очень скучно или грустно?

    Если бы инопланетяне прилетели в ваш класс и забрали кого-то из учеников, кого бы ты хотел, чтобы они забрали?

    С кем ты чаще всего играешь на переменах? Что вы делаете?

    Если бы ты мог поменяться с кем-то местами, кто бы это был? Почему?

    О чем бы ты еще больше хотел узнать в школе?

    Чего тебе хотелось меньше делать в школе?

    От чего сегодня ты больше всего устал?

    У тебя есть какие-нибудь вопросы, которые ты бы хотел задать учителю?

    Был ли случай, когда ты сердился сегодня?

    Кто самый смешной ученик в вашем классе? Почему он такой смешной?

    С кем ты ходил на обед? О чем вы говорили? Что вы ели?

    Если бы завтра ты стал учителем, чтобы ты сделал?

    Как ты думаешь, может кому-то из вашего класса лучше уйти из школы?

    Что будут делать твои друзья в выходные?

Выбор игрового задания напрямую зависит от тех целей, которые хочет достичь воспитатель в общении с родителями своих подопечных. Некоторые игры них применяются только со взрослой аудиторией, в другие играют родители и дети вместе.

Можно назвать следующие цели использования игры на родительском собрании.

  • Развивать навыки, умения в выражении вербальным или невербальным способами своих чувств, переживаний, эмоций.
  • Формировать уверенность взрослых и детей в том, что они любимы.
  • Формировать близкие отношения между взрослыми и детьми, учить умению понимать и принимать чувства, точку зрения другого человека, сопереживать друг другу.
  • Развивать навыки сотрудничества, партнёрства, сплочённости между взрослыми и детьми.
  • Обучать родителей и детей равноправному стилю общения.
  • Сплотить родителей группы для совместной деятельности в дальнейшем. Настроить их на конструктивную работу.
  • Создать непринуждённую атмосферу.
  • Познакомить родителей группы между собой, объединить их, снять эмоциональное напряжение.
  • Развивать творческое мышление, воображение родителей.
  • Сформировать положительный настрой на собрание.
  • Создать комфортную обстановку для всех участников собрания.
  • Улучшить настроение участников родительского собрания, активизировать родителей группы.

Игры для знакомства людей друг с другом

Снежный ком

Эта игра имеет несколько вариантов. Участники играют в кругу (сидя или стоя).

В классическом варианте играющие называют по очереди своё имя и имена всех людей, которые назвали себя ранее. Первый участник называет себя. Второй повторяет имя первого, затем называет своё. И так друг за другом по кругу. Первый участник после того, как последний выполнит задание, называет всех игроков по именам.

Есть ещё вариант этой игры, он усложняется тем, что участники не только говорят, как их зовут, но и характеризуют себя одним словом, начинающимся на первую букву имени. Например, Ольга — озорная. При этом если в игре участвуют тёзки, они должны подобрать разные слова-характеристики к своим именам. Например, если одна Ольга, говорит, о себе — «озорная», то другая может охарактеризовать себя, как «ответственная» и т.д.

Имя - движение (вариант «Снежного кома»)

Игра усложняется тем, что игроки помимо того, что называют своё имя, показывают при этом какое-нибудь движение. А все последующие участники должны повторить эти движения и назвать имена всех предыдущих людей, а потом предложить новое движение, назвав себя.

Автопортрет

Каждый игрок по очереди «рисует» свой автопортрет. Можно рассказать ос себе или охарактеризовать себя с помощью каких-либо предметов.

Три детали

Играется в паре. Первый участник выкладывает на стол перед собой три предмета, которые имеются у него с собой. Второй человек по этим предметам предполагает, чем интересуется, какие имеет склонности их владелец. Затем играющие меняются ролями.

Вот так встреча!

Родители свободно общаются между собой в течение 10 минут. Их задача: найти среди присутствующих людей, похожих на себя по какому-либо признаку. К примеру, любит горы; день рождения в июне; коллекционирует марки; имеет двоих детей; живёт на 3 этаже и пр. Каждый играющий должен найти как можно больше игроков, имеющих похожие с ним увлечения, качества.

Клубок

Все родители на собрании в детском саду становятся в круг. Воспитатель, начиная игру-знакомство, перебрасывает клубок кому-нибудь из играющих и называет своё имя и увлечение. Далее клубочек перебрасывается от одного к другому. Когда все игроки держат в руках нить, клубок начинают сматывать, называя имя и интересы игрока, от кого пришла нитка клубка.

Игры на снижение тревожности, стимулирование эмоциональности

Мяч радости

Родители становятся в круг вместе с воспитателем. Педагог говорит:

Главное правило: нельзя уронить мяч или перебросить его, он должен именно катиться.

Кстати, такую игру можно проводить с участниками любого возраста или даже смешанных возрастных групп.

Броуновское движение

Все играющие встают в помещении произвольно, глаза закрыты. По сигналу ведущего все начинают движение (в любом направлении), говорить при этом нельзя. По сигналу играющие останавливаются, открывают глаза.

Второй этап играется также, но игрокам теперь нужно жужжать. По сигналу все останавливаются, открывают глаза.

После проведения упражнения его обсуждают.

  • Какие впечатления возникли на первом и втором этапе игры?
  • Что не давало двигаться свободно?
  • Как получилось избежать столкновения?

При подведении итогов упражнения уместно провести аналогии между впечатлениями, возникающими в игровой ситуации, и впечатлениями, когда человек знакомится с группой новых людей или попадает в незнакомую ситуацию. Подобная аналогия позволяет понять, почему у людей возникает тревожность, страх при общении с другими людьми. Неуверенности чаще возникает у людей, которые концентрируются в большей степени на своих ощущениях, чем на тех, кто рядом.

Играющие становятся или рассаживаются по кругу. Каждый поочередно говорит, на какое явление природы, время года или предмет похоже его настроение и объясняет, почему.

Коробка эмоций

В этой игре воспитатель предлагает родителям сложить в «коробку эмоций» их впечатления, переживания, эмоции, связанные с вопросом, который обсуждается на собрании.

Игры на формирование коллектива родителей

Такие игры развивают доверие, способствуют сплочению коллектива.

Мы вместе!

Родители и дети встают друг за дружкой, держась за талию впереди стоящего участника упражнения. В таком состоянии они выполняют несколько заданий.

  • Пройтись «змейкой».
  • Обойти большой круглый пруд.
  • Пройти через дремучий лес.
  • Убежать от диких зверей.
  • Перебраться через болото.
  • Вернуться на исходное место.

В течение всего упражнения нельзя опускать руки, отцепляясь от товарищей.

Гусеница

Играется как предыдущая игра, только задания можно предложить другие. Вся команда — это гусеница, поэтому все вместе показывают, как она спит, встаёт, умывается, потягивается, делает зарядку, ест, ползёт и т.п.

Главное правило — гусеница должна не потерять своих участников.

Ленточки

Воспитатель раздаёт родителям атласные узкие ленты длиной 40-50 см. Играющие связывают свои части лент в одну длинную, находя что-либо общее, что их объединяет. Например, профессия, увлечения, интересы, имена, любимые занятия и пр. затем все по очереди поясняют, что именно позволило им объединиться с остальными игроками.

Проблемные игры

Другая рука

Воспитатель даёт на собрании родителям задание. Написать левой (если человек правша) или правой рукой (если он левша) предложение: «Я люблю свою (своего) дочь (сына)».

В ходе анализа ситуации нужно понять, насколько трудно выполнить это упражнение и провести аналоги. Между игрой и тем, как ребёнку трудно научиться чему-то новому, когда у него ещё не сформировано это умение.

5 имён

Игра позволяет понять, насколько хорошо родители знают своего ребёнка. Воспитатель заранее опрашивает детей, а затем на собрании предлагает родителям написать 5 имён друзей, 5 любимых увлечений, 5 занятий, которые не любит их ребёнок, 5 самых запомнившихся для него событий, 5 его любимых и нелюбимых блюд. Ответы детей и родителей сравниваются. Не всегда взрослые могут точно назвать интересы своего ребёнка, и эта игра помогает им больше узнать о сыне или дочери.

Надеемся, подборка наших игр поможет педагогу разнообразить родительские собрания в детском саду или школе, сделать их общении с родителями более интересным, менее формальным.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.