Формы и виды одаренности детей, признаки и их характеристика. Развитие одаренности и таланта ребенка. Определение понятий «одаренность» и «одаренный и ребенок Как называется одаренный ребенок

Статья «Чем одарить одаренного ребенка»

Учитель химии

МБОУ «Цнинская СОШ №2»

Тамбовского района

Крючкова Н.Н.

В свете Концепции модернизации остро встает вопрос поиска путей повышения социально-экономического потенциала общества. Это возможно в случае роста интеллектуального уровня людей, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общественного процесса.
Образовательные учреждения предоставляют учащимся возможность широкого выбора спектра занятий, направленных на развитие школьника (экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, олимпиады, школьные научные общества, соревнования, исследования и пр.)
Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. А что значит для родителей и общества “хорошая школа”?

    Это школа, где хорошо учат по всем предметам, а по окончании дети легко поступают в вузы.

    В этой школе должны преподавать высококвалифицированные и интеллигентные педагоги.

    В школе должны быть свои традиции.

    Школа должна давать современное образование.

    В хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования.

Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми в образовательном учреждении.
Однако, прежде, чем говорить о работе с одаренными детьми, необходимо определиться о чем, собственно, мы будем вести речь. Различают разные группы одаренных детей. К первой группе можно отнести «сверходаренных» детей с чрезвычайно ускоренным умственным развитием. Они – контингент специальных школ и интернатов. Существует и другая группа – дети с очень высоким специализированным уровнем способностей, например музыкальных или математических. Обычно дети этой группы обучаются в специализированных школах, и для массовой школы работа с ними также не является остро актуальной. Хочется более подробно остановиться на третьей группе, к которой относятся достаточно многочисленные дети, обучающиеся вместе с другими в массовой школе, но отличающиеся от остальных особой предрасположенностью к овладению той или иной образовательной областью, ранней психологической зрелостью, высоким уровнем социальной культуры. Следует отметить, что важным в работе с одаренными детьми является не только своевременная диагностика и отбор, но и обеспечение дальнейшего развития.

Учитель - координатор усилий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть ещё не проявившейся, а так же просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на качественный скачок в развитии их способностей

Основная задача – так построить весь учебно-воспитательный процесс и его психологическое обеспечение, чтобы любые индивидуальные особенности детей, таящие в себе зерно опережающего развития в той или иной сфере, не прошли мимо нашего внимания, реализовывались и выращивались в нашей педагогической деятельности с этими детьми.

«Каждое дитя до известной степени гений», - писал Шопенгауэр. Учитель должен помнить, что нет одинаковых детей: у каждого есть что-то свое, что-то, что выделяет его из общей массы и делает уникальным. У одного это способность быстро и без ошибок решать математические задачи, у другого - способность к рисованию, у третьего – золотые руки, у четвертого предрасположенность к спортивным успехам, у пятого – организаторские способности… Одним словом, наше внимание к одаренным детям должно органически вписываться в образ мира любого ребенка и быть для него совершенно естественным. Происходить это должно как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

На уроках такой подход к учащимся можно осуществить, используя различные инновационные технологии, в том числе и проблемно-диалогического обучение.

Главным в проблемно-диалогическом обучении является создание проблемной ситуации, которая:

    должна иметь достаточно высокий уровень трудности, но доступный для разрешения учеником;

    должна вызывать интерес своим содержанием и потребностью ученика в ее решении;

    должна способствовать «открытию» учеником новых знаний, продвижению вперед в учебной деятельности.

Мы видим, проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством диалога с учителем. Данная технология является результативной и здоровьесберегающей, поскольку обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей, воспитание активной личности.

Во внеурочной деятельности учащиеся могут проявлять свои способности, посещая занятия кружков «Развиваем интеллект», «Компьютер – это просто» (программы кружков разработаны автором данной статьи). Эти занятия не дублируют школьные уроки, а направлены в первую очередь на развитие интеллекта детей, оснащение его методами отбора и переработки информации, развитие вариативности мышления. Особое внимание обращается на подготовку учащихся к встрече с принципиально новыми задачами, сталкиваться с которыми прежде им не приходилось.
Двери на такие занятия открыты для всех детей, а не только для тех, кто прошел предварительный отбор. Нет и никакого искусственного отсева неуспевающих. Однако реально в работу втягиваются только те, кто испытывает к ней настоящий интерес и кому она по плечу.

С удовольствием дети принимают участия в различных творческих интеллектуальных конкурсах.

Поэтому, рассуждая о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей.
Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного. Именно это имел в виду психолог и писатель Г.Томпсон, говоря: “Способности – объяснение вашего успеха”.
Возможность раскрыть способности, подготовиться к жизни.
Обновленное содержание образования.
Новое поколение образовательных стандартов.
Разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности.
К каждому ученику – индивидуальный подход, миниминизирующий риски для здоровья в процессе обучения.

Семья одаренного ребенка во всех случаях имеет непосредственное отношение к развитию его личности и одаренности. Как бы мы ни рассматривали роль и вес природно-обусловленных факторов или влияние целенаправленного обучения и воспитания (школы) на развитие личности и одаренности ребенка, во всех случаях значение семьи остается решающим.
На развитие одаренности ребенка влияет отношение родителей. Существуют такие типы отношений:
отрицательное;
игнорирующее;
положительное;
гиперсоциализация (когда родители видят в одаренности престижность, возможность самоутверждения через выдающиеся способности своих детей или реализации своих несбывшихся потенциальных возможностей).
Как родителям развивать одаренность детей?
Существует множество диагностических материалов, с помощью которых родители могут оценить степень
и качество своего влияния на развитие ребенка. Одну из таких диагностик, предлагает американский психолог Д. Льюи, основываясь на изучении семей одаренных детей http://wertu.ucoz.ru/.
Практика подсказывает, что семья одаренного ребенка - это семья с определенными ценностями: образования, развития ребенка, участия в его делах, успехах
и неудачах.

Американский психологДж. Смит разработал рекомендации родителям:

Поддерживайте способности ребенка к творчеству и проявляйте сочувствие к неудачам
Будьте терпимы к странным идеям, уважайте любопытство, вопросы и идеи
Давайте ребенку возможность побыть одному и позволяйте ему, если он того желает, самому заниматься своими делами
Помогайте ребенку в удовлетворении основных человеческих потребностей (чувства безопасности, любви, уважения к себе и окружающим)
Находите слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка, избегайте критиковать первые опыты – как бы они ни были неудачны
Помогайте ребенку стать «разумным авантюристом», порой полагаться в познании на риск и интуицию
Поддерживайте необходимую для творчества атмосферу, помогая ребенку избежать общественного неодобрения
Помогите ребенку найти себе компаньона того возраста и таких же способностей

Групповые занятия с одаренными детьми
Факультативы
Предметные кружки
Конкурсы
Участия в олимпиадах
Работа по индивидуальным планам
Интеллектуальные марафоны

– это сложная работа, которая должна вестись родителями, учителями и учеными. Каждый шаг в этом направлении принесет огромную пользу в будущем.

Что такое детская одаренность? Какие виды бывают одаренности у детей? Какого ребенка считают одаренным? На эти и другие вопросы отвечает книга А. И. Савенкова, которая отражает современные представления о детской одаренности и т.д. Этот труд адресован не только учителям и воспитателям детсадов, а и родителям.

Человеческое мышление, способность к творчеству — величайший дар природы. Очень важно понимать, что даром этим природа отмечает каждого человека.Но так же очевидно и то, что свои дары она поровну не делит и кого — то награждает щедро, не скупясь, а кого — то обходит стороной. Одаренным же принято называть того, чей дар явно превосходит некие средние возможности, способности большинства.

Идея неравномерности этого распределения вполне очевидна, однако не все с ней согласны Как-то, смеясь, Монтень заметил, что из всех способностей Бог наиболее справедливо распределил умственные — ибо никто не жалуется на их недостаток.

Многие специалисты называют одаренностью генетически обусловленный компонент способностей. Этот генетически обусловленный дар в значительной мере определяет как конечный итог (результат развития), так и темп развития. Внешнее окружение, или, как говорят в профессиональной литературе, среда и воспитание, либо подавляют его, либо помогают этому дару раскрыться. И подобно тому, как ювелир может превратить природный алмаз в роскошный бриллиант, благоприятная окружающая среда и квалифицированное педагогическое руководство способны превратить этот природный дар в выдающийся талант.

Эта простая и, казалось бы, очевидная мысль с большим трудом пробивала себе дорогу в отечественной педагогике и педагогической психологии. Многие в нашем отечестве не хотели и до сих пор не хотят «ждать милостей от природы». Отсюда и идеи о том, что нет детей одаренных и нет не одаренных. Есть лишь те, кого правильно или неправильно обучали и воспитывали, «нет плохих учеников, есть плохие учителя…».

Жаль разочаровывать этих людей, но природа не живет по их установкам, у нее свои законы и правила распределения даров, и видимо, свои представления о справедливости и равновесии.

В последнее время многое стало меняться, и термин «одаренность» вновь стал использоваться в профессиональной литературе. Но споры не окончены.

Немного истории

Для выяснения сути понятия «одаренность» кратко остановимся на истории его исследования. Это важно потому, что старые, отжившие свой век и отвергнутые наукой теории и представления продолжают жить в сознании людей, и ориентация на них порождает не просто массу заблуждений, но и крайне негативно влияет на практику воспитания и обучения, а следовательно, на судьбы детей.

Долгое время господствовало представление о божественном происхождении дара, определяющего индивидуальные различия людей. Так, например, еще Платон писал о том, что «…поэт творит не от искусства и знания, а от божественного предопределения».

Но примерно в середине XIX века сформировалось другое понимание. Известный английский ученый Френсис Гальтон, вдохновленный трудами своего двоюродного брата Чарльза Дарвина, стал активно разрабатывать идею о том, что гениальный человек — «продукт гениального рода». Он внимательно проанализировал родословные выдающихся людей своего времени и прошлого и нашел ряд закономерностей, достаточно ясно указывающих, с его точки зрения, на то, что проявления одаренности зависят в первую очередь от наследственности.

Однако уже позже, с появлением и развитием генетики, было доказано, что процесс передачи наследственных признаков опосредован множеством факторов и имеет далеко не прямой характер. Говоря иначе, дар, о котором мы говорим, не может быть унаследован напрямую, подобно родовому замку, дворянскому титулу, мельнице или Коту в сапогах, как, например, в знаменитой сказке Ш. Перро.

Остановимся на этом подробнее несколько позже. А пока отметим важную веху в истории изучения проблемы одаренности — Ф. Гальтон, образно говоря, спустил проблему одаренности с небес на землю. После него идея божественной природы одаренности в серьезных научных источниках уже не обсуждается, разработка проблем одаренности идет в другом, естественнонаучном русле.

Параллельно, правда, существовала и прямо противоположная точка зрения, согласно которой никакого дара (ни божественного, ни врожденного) вообще не существует. Эта идея нашла свое выражение в несколько странном термине «tabula rasa» (лат. «чистая доска»). Ребенок подобен «чистой доске», без всяких знаков и идей, и нет никакой, ни божественной, ни наследственной, предрасположенности к умственной или какой-либо другой деятельности. Несмотря на явную сомнительность, ощущавшуюся еще в пору своего зарождения, данная теория находит своих приверженцев и поныне.

Реальная практика свидетельствовала о том, что умственные, творческие способности людей не равны и отличия эти проявляются уже в детстве. Диапазон их очень широк — от умственной отсталости до высокой степени одаренности. Объяснить эти различия только воздействием среды и воспитания невозможно. В особенности, когда речь идет о редко встречающихся, выдающихся проявлениях одаренности.

Одаренность общая и специальная

Но споры велись и среди тех, кто признавал существование одаренности. Спорили о том, существует ли так называемая общая одаренность как «универсальная способность» (способность ко всему) или дар всегда проявляется только в одной или нескольких сферах деятельности.

Большая часть исследователей склонялась к тому, что одаренность — интегративное (суммарное, общее) личностное свойство. Иначе говоря, если человек одарен, то он способен достичь успехов во многих видах деятельности. Практика показывала, что выдающиеся одаренные люди довольно часто достигали вершин одновременно в самых разных областях: Леонардо да Винчи был и художником, и инженером, и выдающимся естествоиспытателем; М. В. Ломоносов был не только выдающимся ученым, но и поэтом и художником; А. С. Пушкин писал стихи и прозу, а кроме того, делал прекрасные иллюстрации к своим произведениям, и список этот можно долго продолжать.

Но разрабатывалась и другая точка зрения: согласно ей нет одаренности вообще, одаренность всегда привязана к определенному виду деятельности, она всегда либо математическая, либо музыкальная, либо литературная, либо спортивная и далее практически до бесконечно-сти. Выходит, сколько видов деятельности, столько и видов одаренности.

Эта идея приобрела популярность в основном среди тех, кто прежде активно выступал против самого понятия «одаренность», но вынужден был признать его существование под давлением реально наблюдаемых явлений. Ведь если мы признаем эту точку зрения, то мы вынуждены признать и вытекающий отсюда логический вывод: нет людей (детей) не одаренных, каждый одарен в какой-либо области, надо только найти эту область и помочь человеку (ребенку) реализоваться.

Но как же на самом деле?

Результаты исследований специалистов на протяжении всего XX века убедительно свидетельствуют о том, что об одаренности скорее следует говорить как об интегральном, суммарном личностном свойстве. В психике выдающихся людей есть некие общие способности, которые универсальны и не связаны с какой-то специальной деятельностью.

Специальная одаренность, допускающая ситуацию, что человек одарен в какой-то одной сфере деятельности и практически не пригоден к другой, в природе — большая редкость. Известный российский психолог В. Д. Шадриков отметил в одной из своих работ, что природа не могла позволить себе роскошь закладывать в генотип столько специальных способностей. И потом, психика человека формировалась много миллионов лет, а многие виды деятельности, о выдающихся достижениях в которых мы говорим как о специальной одаренности, появились лишь несколько сотен лет тому назад.

Для того чтобы рассмотреть проблему развития общих и специальных способностей, можно применить популярный в биологии и практически не используемый в психологии научный прием — метод модельных систем. Как известно, природа строит свои системы по общим законам, и алгоритмы развития используются одни и те же, то есть одна природная система вполне может служить моделью другой. В качестве такой модельной системы нам послужит… живое дерево!

Корни дерева скрыты под землей — так скрыты от непосредственного наблюдения природные, генетические задатки человеческой психики. Ствол дерева, его мощь, крепость и другие характеристики зависят и от того, каковы скрытые корни, и от влияния многих внешних параметров и условий. Ствол — это в нашем случае аналог тех самых общих способностей или общей одаренности, той универсальной характеристики, от которой берут начало многочисленные «ветви» — частные проявления одаренности.

От ствола отходят сначала крупные ветви, они становятся тоньше, делятся; тонкие ветви, в свою очередь, делятся еще и еще… Представим себе, например, ветвь «художественная одаренность». Способности к музыке, изобразительному искусству, литературе, артистические способности — это разные способности. Но при этом они имеют много общего, и это общее обычно и объединяется словами «художественная одаренность», «художественные способности». И подобно тому, как от большой ветви отходят ветви меньше и тоньше, так из «общих художественных способностей» вырастают способности «изобразительные», «музыкальные», «артистические» и др. Поэтому многие художники могут писать стихи без особых сложностей, музыканты занимаются живописью, а писатели иллюстрируют собственные произведения.

Чем больше у человека развитых частных способностей — «ветвей», чем выше уровень развития каждой, тем пышнее, ветвистее крона нашего воображаемого дерева. Чем равномернее, гармоничнее развиты эти частные способности (ветви), тем более органичным выглядит воображаемое дерево.

В педагогическом плане вопрос об общей и специальной одаренности имеет и важный возрастной аспект.

Актуальная и потенциальная, ранняя и поздняя одаренность у детей

Специалисты рассматривают детскую одаренность еще в одном аспекте — насколько она в данное время проявлена ребенком. Проявленную, очевидную одаренность, то есть замеченную психологами, педагогами, родителями, называют «актуальной». И напротив, одаренность, которая не сразу заметна, не очевидна для окружающих, называют «потенциальной».

Наиболее продуктивен педагогический путь, согласно которому одаренность на ранних возрастных этапах (старший дошкольный и младший школьный возраст), должна рассматриваться и развиваться преимущественно как общая, универсальная способность. А с возрастом эта универсальная, «общая способность» все более приобретает специфические черты и определенную предметную направленность. И главная педагогическая задача в этот период смещается с развития общих способностей к поиску адекватного способа реализации личности в определенных видах деятельности.

Многие известные ученые, музыканты, художники и даже писатели проявили свои выдающиеся способности сразу в раннем возрасте. Всем известны блестящие творческие достижения маленького В.-А. Моцарта, выдающиеся успехи в детстве Ф. Гальтона, И. И. Мечникова, К. Гаусса, Н. Виннера, Г. В. Лейбница, В. Гюго. Этот список можно продолжить. Довольно часто одаренные дети становятся выдающимися взрослыми, но не всегда.

И наоборот, не менее часто дети, не проявившие себя в детстве, достигали выдающихся результатов в зрелом возрасте. Нередко выдающийся умственный потенциал, как свидетельствуют биографии многих известных людей, долгое время остается незамеченным окружающими.

Естественно, что в каждом случае причины, по которым одаренность оставалась незамеченной, различны. Потенциал может быть действительно не проявлен до определенного времени. А может быть, родители, педагоги и другие взрослые были невнимательны к тонким движениям детской души, им не хватило знаний, у них не сработала интуиция. Или напротив, в силу непонимания они не заметили в ребенке этих выдающихся потенциальных возможностей и даже рассматривали проявления творческости, интеллектуальной инициативы как негативные свойства. А наиболее ценными считали совсем другие.

Всем нам по собственному опыту известно, что нередко встречаются родители, школьные учителя, вузовские профессора, руководители производства, которые ценят прилежание, послушание, аккуратность выше оригинальности, смелости, независимости действий и суждений.

Своеобразное подтверждение этой мысли нашли американские ученые, изучившие под этим углом зрения биографии 400 выдающихся людей. В исследовании обнаружено, что 60 % из них имели серьезные проблемы в период школьного обучения в плане приспособления к условиям обучения.

Факт существования актуальной и потенциальной одаренности делает особенно важной другую проблему, проблему прогнозирования развития. Какие признаки, свойства личности, черты характера, особенности поведения и деятельности могут указать взрослому на то, что ребенок в будущем может стать выдающимся ученым, художником, лидером? Ответ на этот сложный вопрос не может быть простым. Ученые уже обнаружили ряд закономерностей, позволяющих прогнозировать будущее ребенка, но до алгоритма построения надежных обоснованных прогнозов еще бесконечно далеко.

При этом мировой педагогический опыт показывает, что часто вера в возможности воспитанника, помноженная на мастерство родителей и педагогов, способна творить педагогические чудеса. В жизни часто оказывается важно даже не то, что дала человеку природа, а то, что он сумел сделать с тем даром, что у него есть.

Сколько всего одаренных детей

Трудно определить, кто из детей одарен. Еще сложнее сказать, кто из них может стать и станет выдающимся ученым, художником, общественным деятелем. Но на вопрос о том, сколько всего одаренных, как и на вопрос, сколько в обществе может быть выдающихся людей, как ни странно, ответить несколько проще. Правда, опыт показывает, что не следует спрашивать об этом у психологов и педагогов. Большинство из них при ответе на него буквально начинают захлестывать эмоции, и они называют то 1 %, то 2 %, то 5 %, то 20 % от общего числа детей.

Более объективны в данном случае специалисты по математической статистике. Для ответа на этот вопрос они пользуются не наблюдениями, в которых уже по определению велик элемент субъективизма, и не результатами экспериментов, которые можно истолковывать по-разному, и уж конечно не руководствуясь эмоциональными порывами, а опираясь на строгие математические законы, описывающие природные явления. Один из них — закон нормального распределения.

Он выражается графически кривой, напоминающей колокол. Центральная часть этой кривой (верхняя, средняя часть колокола) символизирует норму, а симметричные левая и правая ее части — отклонения от этой нормы. Особенно широко этот закон применяется в биологии (биометрии). Согласно ему, в любой популяции общее число нормальных особей находится в пределах 68 %, существенные отклонения в обе стороны составляют по 16 %.

Чтобы проиллюстрировать его действие, часто используют пример с измерением роста новобранцев, пришедших на призывной пункт. Представим, что врачи измерили рост нескольких тысяч новобранцев. Большая их часть неизбежно окажется примерно одного, среднего, роста. Разница в росте между ними будет колебаться в крайне незначительных пределах. Число таких людей составляет примерно 68%. Но при этом обязательно найдутся те, кто выше, и те, кто ниже средних значений. Значительные отклонения начинаются примерно с 16 %. Причем чем выше степень отклонения, тем реже оно встречается. То есть очень высокие и очень низкие люди — большая редкость.

То же самое происходит и с умственными способностями. Но поскольку их реальное измерение произвести значительно сложнее, чем, например, рост, вес, объем грудной клетки, то обычно предлагается рассматривать несколько иные цифры. Норма колеблется в интервале 60-70 %, соответственно количество отклонений (одаренных и отстающих) будет находиться в этом случае в пределах 15-20 % для каждой группы.

Причем отметим еще раз, чем выше степень отклонения (как одаренности, так и отсталости), тем реже это отклонение можно встретить. Еще Ф. Гальтон отмечал, что «выдающийся гений», столь же большая редкость, как и «полный идиот». Ф. Гальтон, оперируя законом нормального распределения, отмечал, что если уровень умственного развития нормального человека принять условно за 100 единиц, то умственные способности гения будут равны 200, а идиота — 0.

Значительно позже, в 1912 году, известный немецкий ученый Вильям Штерн использовал это число — 100 — для формулы расчета коэффициента интеллекта (IQ).

Хронологический возраст определяется очень легко, а вот умственный определяли по специальным тестам (от английского test — «проба», «опыт»). О правомерности этих измерений мы поговорим отдельно. В дан-ном случае нам важен сам принцип расчета.

Известный специалист по конструированию аналогичных тестов, автор широко известной методики диагностики интеллекта, американский психолог Дэвид Векслер обследовал 1,7 тыс. людей и на основании полученных данных предложил следующую классификацию.

Таблица 1. Показатели интеллектуальной одаренности.

IQ (показатель)

Уровень интел- лектуального развития

Весьма высокий интеллект

Высокий интеллект

Хорошая норма

Средний уровень

Сниженная норма

Пограничный уровень

Умственный дефект

В настоящее время наряду с термином «одаренные дети» используется термин «высокоодаренные дети». В это число обычно попадает 2 % от общего числа детей.

Кого считают одаренным

«Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельностисти».

Естественно, возникает вопрос, о каких достижениях идет речь. В специальной литературе чаще всего выделяют несколько категорий детей, которых обычно и называют одаренными:

— дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта (интеллектуальная одаренность);
— дети с высоким уровнем творческих способностей (творческая одаренность);
— дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты и др.); эту категорию детей чаще называют талантливыми;
— дети, хорошо обучающиеся в школе (академическая одаренность).

Каждая из этих категорий отражает определенное отношение к пониманию одаренности как психического явления. Отметим, что все они не точны с точки зрения современной психологии. Но приходится констатировать, что образовательная практика реагирует преимущественно на эти четыре категории. Рассмотрим последовательно особенности каждой точки зрения.

Интеллектуальная одаренность

Вплоть до середины XX века одаренность определяли исключительно по специальным тестам интеллекта (intellegens qutient, сокращенно IQ). Эта практика вызывала много споров. Об этом много писали и продолжают писать в профессиональной литературе, подчеркивая, что «коэффициент интеллекта» (IQ) — это вовсе не то, что «природный ум». Не будем касаться этих сложных профессиональных вопросов, рассмотрим лишь главную проблему, которая и привела к дискредитации эту теорию и порожденную ей практику.

Вычисленный на основе результатов ответов по специальным тестам коэффициент интеллекта оказался мало полезным в педагогической практике и в особенности как основание для прогнозирования будущих достижений. Как свидетельствовали многолетние долговременные исследования, высокий коэффициент интеллекта, проявленный в детстве, мало что говорит о том, станет ли ребенок выдающимся ученым, художником, руководителем (лидером) и др. А ведь сам показатель — коэффициент интеллекта — претендовал ни больше ни меньше чем на роль универсальной личностной характеристики, свидетельствующей об общем уровне одаренности.

Причину этого явления выявила теоретическая психология. Анализ тестовых заданий, использующихся традиционно в тестах интеллекта, начиная с первых вариантов, созданных в начале XX века, и до комплектов аналогичных методик второй половины XX века, показал, что практически все эти задания активизируют и выявляют лишь один вид мышления, называемый логическим (или, как говорят профессионалы, конвергентным). А для достижения успехов в науке, искусстве, практической сфере нужно не столько умение выявлять закономерности, следовать заданному алгоритму и т. п., сколько умение нестандартно, оригинально мыслить, умение находить новые проблемы и необычные решения этих проблем.

Творческая одаренность

Одним из первых практиков, обнаруживших это несоответствие, был американский учитель и психолог Е. П. Торранс. Наблюдая за своими учениками, он пришел к выводу, что успешны в творческой деятельности не те дети, которые хорошо учатся, и не те, кто имеет очень высокий коэффициент интеллекта (IQ). Точнее, эти показатели (учебная успешность и высокий интеллект) могут присутствовать, но они не являются обязательными гарантами будущих и настоящих успехов в жизни. Для творчества, а именно это требуется от талантливого человека в любой сфере, необходимо нечто другое.

Е. П. Торранс одним из первых разработал методики для выявления творческих способностей детей. Испытания продемонстрировавших высокий коэффициент интеллекта после появления его работ стали дополнять специальными испытаниями уровня творческих способностей.

Они получили наименование тестов креативности. В ходе дальнейших исследований выяснилось, что для реализации личности в творчестве необходимо особое сочетание уровней развития логического (или конвергентного мышления, выявляемого обычно по тестам интеллекта) и творческого мышления.

Талантливые дети

Сконцентрировав усилия одаренного ребенка на каком-то одном виде деятельности (музыка, изобразительное искусство, шахматы и др.) часто можно добиться выдающихся результатов, значительно превосходящих обычные представления. История человечества свидетельствует о том, что в редких случаях это оказывалось полезным для развития ребенка в будущем и позволяло ему реализоваться в дальнейшем как выдающемуся специалисту (В.-А. Моцарт, К. Гаусс и др.). Значительно чаще встречались ситуации, когда ранняя специализация приводила к негативным последствиям.

Поэтому педагоги и родители, не стремящиеся утвердиться как «выдающиеся» воспитатели за счет своих одаренных воспитанников, ориентируются не на узкую специализацию одаренного ребенка, а, наоборот, — на максимальное расширение круга его интересов.

Лишившись в результате «выдающегося юного поэта (музыканта, математика, шахматиста, художника и др.)», а вместе с ним и воплощения собственных честолюбивых педагогических надежд, мы обычно приобретаем несравненно больше — всесторонне развитого одаренного ребенка, который, попробовав многое в раннем возрасте, делает осознанный выбор приложения определенного вида своей одаренности к чему-то в более старшем возрасте.

Об академической одаренности

В лексиконе педагогов и психологов есть такое слово — «обучаемость». Они давно заметили такую особенность: ребенок может быть и творческим и умненьким, но обучается тяжело. Потом, один ребенок «все схватывает на лету», а другому требуются долгие часы для освоения учебного материала. Естественно, что особенно внимательны к этой характеристике ребенка учителя, именно они склонны утверждать, что одаренные дети — «это те дети, которые хорошо учатся».

Вряд ли стоит говорить, что это большое заблуждение. Каждый из нас по собственному опыту знает, что учителя «делают отличниками» далеко не всегда тех, кто умнее или более развит творчески, значительно чаще это те, кто послушен, прилежен, исполнителен и т. п. Поэтому их основные оппоненты в данном вопросе — психологи — не устают повторять: одаренный ребенок далеко не всегда отличник. Более того, по результатам многочисленных исследований, проведенных во многих странах мира, одаренные дети крайне редко бывают отлич-никами или даже просто хорошими учениками. Увы, но чаще всего одаренные в традиционной школе — троечники.

Хотя мы не можем не отметить, что успешность в учении свойственна далеко не всем, и действительно одаренный человек обычно более способен к усвоению нового опыта. Но реальные успехи в учебе, обозначенные школьными отметками, далеко не всегда однозначно характеризуют эту способность.

Современные концепции одаренности

Итак, мы выяснили, что одаренность — это не то, что выявляется по тестам интеллекта; также не позволяют сделать это замечательные методики для определения уровня творческих способностей; раннее проявление
способностей к какой-либо деятельности также еще не является гарантией выдающихся достижений в будущем; что успехи ребенка в школьном обучении далеко не всегда свидетельствуют о его одаренности.

Что же такое одаренность в современном понимании?

Концепций одаренности, созданных современными учеными, так много, что одно лишь перечисление их наименований заняло бы не менее страницы. В их описаниях нередко могут заблудиться даже профессионалы психологи. Мы облегчим свою задачу, обратившись сразу к наиболее популярной и принимаемой большинством современных специалистов идее — концепции человеческого потенциала американского психолога Джозефа Рензулли.

Согласно его учению, одаренность представляет собой сочетание трех характеристик:

— интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень);
— творческости;
— настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу).

Примечательно, что в самом названии данной теоретической модели Дж. Рензулли использует вместо термина «одаренность» термин «потенциал». Это свидетельство того, что данная концепция — своего рода универсальная схема, применимая для разработки системы воспитания и обучения не только одаренных, но и всех детей.

Выделенная Дж. Рензулли триада представляется автором обычно в виде трех взаимно пересекающихся окружностей, символизирующих мотивацию, выдающиеся способности (интеллект) и творческость (креативность), что в значительной мере проясняет характер взаимодействия данных трех составляющих (рис. 1).

Рис. 1. Элементы человеческого потенциала Дж.Рензулли (малая модель)


Итак, одаренность — это не только интеллект, не только творческость и не только определенная мотивация. Это комплекс, включающий все три характеристики. Рассмотрим эти характеристики более подробно.

Основные слагаемые успеха

Мотивация

Мотив (от французского motif — «побудительная причина») — психическое явление, становящееся побуждением к деятельности.

При решении педагогических задач важно не только то, что делает ребенок, но и то, зачем он это делает, что движет им, что заставляет его действовать. Исследователи во всех странах мира изучают проблему мотивации учения, поведения, деятельности, иначе говоря, ищут ответ на вопрос «зачем это нужно ребенку».

При всем возможном и реальном многообразии мотивов поведения и деятельности все они могут быть сгруппированы в несколько относительно небольших групп. Вот, например, как можно классифицировать мотивы учения.

1. Мотивы, заложенные в самой учебной деятельности, связанные с ее прямым продуктом.

Мотивация содержанием — мотивы, связанные с содержанием учения (побуждает учиться, стремиться
узнавать новые факты, овладевать знаниями, способами действий, проникать в суть явлений).

Мотивация процессом — мотивы, связанные с самим процессом учения (увлекает процесс общения с учителем и другими детьми в учебной деятельности, процесс учения насыщен игровыми приемами, техническими средствами и др.).

2. Мотивы, связанные с косвенным продуктом учения.

Широкие социальные мотивы :

а) общественно ценные — мотивы долга, ответственности, чести (перед обществом, классом, учителем, родителями и др.);
б) узколичные (престижная мотивация) — мотивы самоутверждения, самоопределения, самосовершенствования.

Мотивы избегания неприятностей — учение на основе принуждения, страха быть наказанным и т. п.

Данная классификация, как любая схема, значительно беднее и проще, чем реальная жизнь, но она в целом
отражает суть явления. Все группы мотивов присутствуют практически в каждом действии ребенка, связанном
с учением.

Каждому ребенку свойственны чувство долга и ответственности, стремление к самоутверждению и самосовершенствованию, в какой-то мере интересно содержание и процесс учебной деятельности, свойственна боязнь неудачи.

Но следует говорить не об отсутствии или присутствии каких-либо мотивов, а об их иерархии. То есть о том, какие мотивы преобладают, доминируют в мотивационно-потребностной сфере личности, а какие находятся в подчиненном положении.

В ходе специальных исследований доказано, что иерархия мотивов является сравнительно устойчивым психическим образованием. Будучи сформированной в детстве, она мало подвержена изменениям.

Наиболее желательно с точки зрения одаренности доминирование мотивов, связанных с содержанием учения (ориентация на овладение новыми знаниями, фактами, явлениями, закономерностями; ориентация на усвоение способов приобретения знаний и т. п.). Доминирование этой группы мотивов характеризует одаренного ребенка. Это одна из ведущих характеристик детской одаренности (Дж. Рензулли, Е. П. Торранс и др.).

Психологами доказано, что умственная работа, выполняемая не из-за чувства долга, не для получения высокой отметки и не для того, чтобы победить на олимпиаде или в конкурсе, а потому, что хочется самому, то есть на основе внутренней потребности, тесно связана с деятельностью центра положительных эмоций. Этот выявленный экспериментально факт дополнен утверждением о том, что лишь деятельность, мотивированная подобным образом, содействует развитию данных способностей.

Но важно не только то, какие мотивы доминируют. Небезразлично, как выстроятся в данной воображаемой иерархии остальные мотивы. Мотивы, связанные с процессом, уступают по своей ценности предыдущим, но они легче могут быть трансформированы в содержательные, чем, например, мотивы избегания неприятностей.

Традиционно эффективным инструментом, стимулирующим учебную деятельность, выступают широкие социальные мотивы. Но они менее управляемы, так как их действенность в значительной мере определяется
глобальными факторами (отношением к образованию и образованным людям в обществе и т. п.).

Естественно, возникает вопрос: как выявить доминирующую мотивацию? Но при всей его важности надо отметить, что более важен другой: на какие мотивы воспитанника ориентируются педагоги и родители, реализуя свою деятельность. Именно позиция педагогов и родителей во многом определяет то, как будет выглядеть иерархическая структура мотивационно-потребностной сферы.

Естественно, что интерес к содержанию может пробудить только тот, кто сам увлечен этим содержанием, кто ориентирован на пробуждение детского интереса.

Не менее важно и пробуждение интереса к процессу учения. Ориентируясь на это, следует помнить, что стремление сделать его (процесс) увлекательным требует изобретательности и педагогического мастерства, а также большой подготовки и часто больших временных и материальных затрат.

Педагоги и родители многих стран мира опираются на широкие социальные мотивы, и это вполне справедливо. С самых первых шагов они говорят своим воспитанникам о том, что хорошая учебная работа ребенка в детстве — залог получения дальнейшего образования и приобретения интересной профессии, высокой квалификации. Высокая квалификация работника и высокий уровень жизни в этих странах неразделимы. Именно поэтому, например, японский школьник даже при минимальных попытках со стороны учителя и родителей «увлечь» (содержательные мотивы) и «развлечь» (мотивация процессом) его в ходе обучения интенсивно занимается не только в школе, но и дома.

К числу негативных следует отнести мотивацию избегания неприятностей, но и учителя и родители, ориентирующиеся в первую очередь на эту группу мотивов еще не ушли в историю педагогики. Стремление карательными мерами заставить учиться не только не изжито, но напротив, иногда рассматривается как явление необходимое и даже естественное.

С точки зрения воспитания особенно важно, что в последнее время многие исследователи склоняются к мысли, согласно которой ключевой характеристикой потенциала личности следует считать не выдающийся интеллект или высокую творческость, как считалось ранее, а мотивацию.

Так, например, некоторые ученые отмечают, что люди, изначально менее способные, но целенаправленно решающие собственную, личностно значимую задачу, оказываются в конечном счете более продуктивными, чем более одаренные, но менее заинтересованные. То есть максимально реализует свой потенциал, а следовательно, и достигает высот чаще не тот, кто был более развит, а тот, кто был более настойчив, кто упорно шел к выбранной цели.

Творческость (креативность)

Многие отечественные ученые до сих пор отказываются признавать факт существования творческости как некой относительно автономной, универсальной способности. Они считают, что творчество всегда жестко связано с определенным видом деятельности. То есть, по их мнению, нельзя говорить о творчестве вообще: есть художественное творчество, научное творчество, техническое творчество и так далее.

Но большинство ученых в мире склоняются к тому, что природа творчества едина, а потому и способность к творчеству универсальна. Научившись творить в сфере искусства, техники или в других видах деятельности, ребенок без труда может перенести этот опыт в любую другую сферу. Именно поэтому творчество рассматривается как относительно автономная, самостоятельная способность.

В материалах исследований психологии творчества, проведенных в последнее время, трудно найти приемлемое определение творческости, но там содержится довольно много описаний основных параметров, ее характеризующих.

«Креативность (творческость), — пишет Е. П. Торранс, — это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее».

При оценке креативности психологи (Дж. Гилфорд и Е. П. Торранс и др.) учитывают обычно четыре критерия.

Продуктивность, или беглость , — способность к продуцированию максимально большого числа идей. Этот показатель не является специфическим для творчества, однако чем больше идей, тем больше возможностей для выбора из них наиболее оригинальных.

Творец, создающий большое количество «продуктов», имеет некоторое преимущество перед тем, кто малопродуктивен. Но история знает и другие примеры. Так, Леонардо да Винчи за всю жизнь создал лишь небольшое количество живописных произведений, но это позволило ему войти в мировую историю искусства. При этом есть масса художников, написавших сотни и даже тысячи работ, но их имена никому не известны.

Гибкость — способность легко переходить от явлений одного класса к явлениям другого класса, часто очень далеким по содержанию друг от друга. Противоположное качество называют инертностью мышления.

Оригинальность — один из основных показателей творческости. Это способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, общепринятых, банальных.

Другой показатель творческости обозначается термином «разработанность» . Творцы могут быть условно поделены на две большие группы: одни умеют лучше продуцировать оригинальные идеи, другие — детально, творчески разрабатывать существующие. Эти варианты творческой деятельности специалистами не ранжируются, считается, что это просто разные способы реализации творческой личности.

Способности выше среднего уровня

Для успешного выполнения любой деятельности необходим комплекс особенных, специфических свойств. Не каждый человек в силу этого может стать выдающимся спортсменом, пианистом или математиком. Не-обходимо то, что обычно называют способностями выше среднего уровня.

Как мы уже отмечали, большая часть способностей имеет универсальный характер, но есть и исключительно специальные, обеспечивающие успешность выполнения определенной деятельности. Есть необходимый и довольно специфичный набор качеств и свойств для успешной игры на скрипке, занятий математикой, живописью, плаванием и другими видами деятельности. Для реализации личности в избранной сфере без этих качеств обойтись крайне сложно.

Правда, в психологии известно и «явление компенсации». Недостаток развития одних способностей может быть частично восполнен, компенсирован за счет более интенсивного развития других. Иногда этого хватает, чтобы добиться высоких и даже выдающихся результатов. Например, многие известные живописцы уступали по уровню способности к цветоразличению К. Коровину, В. Врубелю и другим известным колористам, но это не помешало им стать знаменитыми художниками.

Известно также, что у слепых, частично восполняя этот их недостаток, лучше развивается слух, осязание, обоняние. У глухих, напротив, зрение, и так далее.

Но компенсаторные возможности имеют предел. А потому никакой идеальный слух не способен полностью заменить зрение, так же как зрение не в состоянии полностью заменить слух. И никакая ловкость, техничность, упорство, целеустремленность не смогут сделать из тщедушного низкорослого юноши выдающегося баскетболиста, из крупной, склонной к полноте девушки — балерину, из слабослышащего ребенка — выдающегося музыканта.

Способности имеют удивительное свойство — развиваться. Естественно и легко объяснимо то, что особенно пластичны в этом плане маленькие дети. Чем младше ребенок, тем больше шансов что-либо изменить, поправить, усилить, усовершенствовать.

В этой части нашего обсуждения мы должны отметить еще одну особенность схемы Дж. Рензулли. Вместо слов «способности выше среднего уровня» он иногда (в некоторых своих работах) употребляет слово «интеллект». В этом случае интеллект рассматривается в значении, уже отмеченном выше, — как способность к однонаправленному, последовательному, логическому мышлению (сюда обычно включаются такие сложные мыслительные операции, как: анализ, синтез, классификация, категоризация и др.).

То, что в данном контексте называют интеллектом, проявляется в задачах, имеющих единственный правильный ответ, может быть выявлено с помощью специальных тестов интеллекта.

Несколько иной подход предложен группой современных российских психологов, их разработка претендует на особое место среди современных концепций одаренности. Этот проект выполнен научным коллективом под руководством известных российских психологов Д. Б. Богоявленской и В. Д. Шадрикова. Авторы назвали ее «Рабочая концепция одаренности» .

Они выделяют два фактора одаренности, которые, по их мнению, и являются основными: «инструментальный» и «мотивационный». Несложно заметить, что этот подход несколько напоминает модель Дж. Рензулли. Но если Дж. Рензулли выделяет три фактора, то авторы «Рабочей концепции одаренности» интегрируют выдающиеся способности и креативность в один фактор — «инструментальный». Они предлагают рассматривать одаренность в двух основных аспектах: «могу» и «хочу».

Как видим, в данных схемах одаренность представлена как сложное, многомерное явление. Выделенные три ее характеристики позволяют понять, как выявлять одаренность и на что ориентироваться, развивая потенциал личности. При этом, правда, требует конкретизации важный вопрос — кого можно считать одаренным: того, кто демонстрирует высокие уровни по всем трем параметрам, или достаточно продемонстрировать две характеристики? Или даже одну?.. Сам автор этой концепции, отвечая на этот вопрос, говорит, что к одаренным следует относить любого ребенка, который демонстрирует уровень, свойственный одаренным, хотя бы по одному из выделенных параметров.

Раскрывая природу одаренности на уровне теории, данная модель, как и любая другая концепция, все же не позволяет увидеть некоторые частные особенности, характерные для одаренных детей. Концепция обычно очерчивает только главные, наиболее крупные звенья системы. Вопрос о том, как проявляется все это в реальном, живом ребенке, требует специального рассмотрения. Ответ на него уже не так прост и однозначен.

Других детей своего возраста. Вундеркинды, как правило проявляют свои способности уже в раннем возрасте. Эти способности относятся ко всем интеллектуальным сферам деятельности: математике, физике, музыке, энциклопедическим знаниям и так далее. Уже в раннем возрасте - они могут поступить в институт, закончить его и защитить диссертацию, тогда как их сверстники еще учатся в школе; одаренные дети с музыкальными способностями пишут оперы; со способностями к шахматам - становятся чемпионами.

«Мудрецы» (саванты)

  • Саванты - дети с синдромом саванта , демонстрирующие прекрасные способности в какой-либо узкой сфере (чаще всего это арифметика, музыка, изобразительное искусство), но часто имеющие проблемы в других (обычно в вербальных умениях). Часто у таких детей наблюдается синдром Аспергера .
  • Савант-аутист - человек с аутизмом , который демонстрирует необычные способности, редко достигаемые другими. Раннее таких людей называли idiot savants - «идиотомудрецы». В 1978 году д-р Бернард Римланд ввел термин autistic savant - «савант-аутист» - который используют сейчас.

Уровни одаренности

Природа детской одаренности

Какими же должны быть основания, чтобы ребенок считался одаренным? Ответ не так прост, как кажется. В психологии до сих пор нет общего представления о природе одаренности, а есть альтернативные подходы к решению проблемы.

Первый подход понимает, что все дети талантливы. Каждый человек по-своему одарен. Этот подход отражает гуманистические тенденции в науке и является идеологической базой всеобщего образования и права каждого ребенка на развитие своих способностей. Однако такой подход размывает специфику понятия «одаренность ». Акцент смещается в сторону поиска «ключика» к способностям ребенка и методам их развития. С этой точки зрения вопрос о выявлении одаренных детей выглядит нелепым. Но при этом неясно, почему дети, блиставшие в детстве, далеко не всегда сохраняют свой талант.

Второй подход понимает одаренность как дар «свыше» (Богом, родителями и т. п.), которым наделены единицы, избранные. Если следовать второму подходу, становится актуальной проблема выявления одаренных детей, но ставится под сомнение возможность развития одаренности. На рубеже веков в нашем обществе возник интерес к одаренным детям как к будущей интеллектуальной и творческой элите, от которой будет зависеть «коридор возможностей» дальнейшего развития страны. Это делает необходимым широкое обсуждение проблем, связанных с выявлением и развитием одаренных детей; с возможностью построения грамотных прогнозов и эффективных способов коррекции проблем, которые возможны у одаренных детей.

В то же время некоторые специалисты отмечают, что в современной культуре место одарённых детей и открывающиеся перед ними возможности значительно изменились, поскольку изменился ответ на вопрос о том, «в какой мере природные данные способны составить тело творчества»:

природа вундеркинда противоположна природе современного искусства. Потому что, хотя в основе творческого действия лежит акт суммирования, то есть воспроизведения, одушевляет его только акт выбора, то есть отказа .

См. также

Источники

Ссылки

Литература

  • Клименко В.В. Как воспитать вундеркинда // СПб., "Кристалл", 1996

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Одаренный ребенок" в других словарях:

    ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК - 1. Обозначение любого ребенка, чьи интеллектуальные способности и достижения значительно превышают нормы, характерные для его возраста 2. Более широкое значение: ребенок, обладающий специальными способностями в любой области человеческой… …

    ОДАРЕННЫЙ - Общий термин, используемый для обозначения человека, наделенного особой способностью. Это могут быть общие интеллектуальные способности или определенная специальная способность, такая как способность к музыке или к игре в шахматы. Слово дар… … Толковый словарь по психологии

    ОСОБЫЙ РЕБЕНОК - Ребенок с эмоциональными, социальными, физическими или психическими проблемами. Этот термин был принят многими в качестве эвфемизма терминов инвалид, отсталый или аутичный ребенок. Иногда возникает путаница, поскольку некоторые авторы также… … Толковый словарь по психологии

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Войскунский. Александр Евгеньевич Войскунский … Википедия

    ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ - дети, значительно опережающие своих сверстников в умственном развитии либо демонстрирующие выдающиеся спец. способности (музыкальные, художественные и др.). В науч. лит ре и в обыденной речи О. д. нередко называют вундеркиндами (от нем. Wunder… … Российская педагогическая энциклопедия

    одаренность - <...> нет никакой одаренности вообще, но существуют различные, специальные предрасположения к той или иной деятельности. Одаренность представляет собой не цельную функцию, а ряд различных функций и факторов, которые объединены в … Словарь Л.С. Выготского

    ВУНДЕРКИНД, вундеркинда, муж. (нем. Wunderkind, букв. чудо ребенок). Ребенок или подросток, проявляющий необыкновенные умственные или художественные дарования. Пианист вундеркинд. || Очень смышленый, одаренный ребенок (шутл. ирон.). Толковый… … Толковый словарь Ушакова

    Д. п. занимается изучением характера и истоков индивидуальных и групповых различий в поведении. Измерение таких различий породило громадный объем описательных данных, к рые сами по себе представляют большой научный и практ. интерес. Более… … Психологическая энциклопедия

    - (настоящее имя Иехуда Арье) (1571 1648), итальянский ученый, раввин, поэт и критик. Родился в Венеции 23 апреля 1571. Одаренный ребенок, он получил хорошее образование и в совершенстве овладел как светскими, так и религиозными дисциплинами. В 14… … Энциклопедия Кольера

Семенихина Татьяна Алексеевна

учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 2

ст. Крыловской МО Крыловского района Краснодарского края


При всех существующих трудностях в сфере общего и полного среднего образования для меня открываются новые возможности для развития личности учащегося, одаренной личности.

Нельзя кого-либо изменить,
передавая ему готовый опыт.
Можно лишь создать атмосферу,
способствующую развитию человека.

К. Роджерс

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Цели и задачи : создание условий для оптимального развития детей.

Функции учителя-предметника .

    Выявление одарённых детей.

    Корректировка программ и тематических планов для работы с одарёнными детьми, включение заданий повышенной сложности, творческого, научно-исследовательского уровней.

    Организация индивидуальной работы с одарёнными детьми.

    Подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, фестивалям школьного, районного, краевого, всероссийского и международного уровней.

    Отбор и оформление в течение года достижений одарённых детей. Консультирование родителей одарённых детей по вопросам развития способностей их детей.

    Подготовка отчета о работе с одаренными детьми.

Работа с одаренными детьми мною ведется в плане развития организационных, учебно-познавательных (академических и интеллектуальных), информационных и коммуникативных компетенций через: 1) индивидуальную работу (консультации); 2) массовое участие в различных предметных и внеклассных конкурсах, фестивалях, олимпиадах различных уровней; 3) работу краевой заочной школы «Юниор»; 4) широкое использование компьютерной техники и Интернета; 5) создание портфолио достижений учащихся; 6) выпуск лингвистического журнала «Всякая всячина»; 7) сотрудничество с краевой детской газетой «Солнышко»; 8) чествование призеров и победителей на общешкольных линейках, 9) родительских собраниях; использование технологии развивающего обучения Д. Эльконина – В.Давыдова.

Обоснование актуальности
- Заявленная тема звучит крайне актуально. Во всех стратегических документах федерального уровня последних лет поддержка "талантливого ребенка" провозглашается приоритетной государственной задачей.
- Работать с одаренными детьми нужно, так как от этого зависит будущее нашей страны, её престиж на мировой арене. Мы гордимся, когда видим на пьедестале лучших российских ученых, спортсменов, певцов, музыкантов, при этом сразу ассоциируем победителя с Россией.

Обществу во все времена были нужны одарённые люди. Далеко не каждый человек способен без чьей – либо поддержки реализовать свои способности. А поддержать одарённого ребёнка может в первую очередь семья и школа. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, задача школы – поддержать ребёнка и развить его способности.
Уже в пятом классе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа только со школьным учебником, они читают словари, энциклопедии, развивая свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности. При этом существует главное правило участия в научно – исследовательской деятельности учеников – никакого принуждения, только личный интерес, личная увлечённость.
Идея.
Учитель - координатор усилий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть ещё не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на качественный скачок в развитии их способностей.
Цель : создание условий для выявления, поддержки, обучения, воспитания и развития индивидуальных задатков одарённых детей в средней школе.
Теоретическое обоснование
Определение понятий «одаренность» и «одаренный ребенок»
Одарённость – совокупность свойств личности, обеспечивающих реальное или потенциально успешное выполнение деятельности и получение результатов в одной или нескольких перечисленных областях выше среднего уровня. Обычно одарённостью называют генетически обусловленный компонент способностей – «дар», в значительной мере определяющий как итог развития, так и его темп. Генетический дар раскрывается благодаря среде, и она либо подавляет его, либо помогает ему раскрыться.
Одарённый ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Одарённая личность – личность, отличающаяся от среднего уровня своими функциональными или потенциальными возможностями в ряде областей: интеллектуальной, академической, творческой, художественной, психомоторной сфере общения (лидерство).
Одарённость может проявляться:
- как одарённость явная (проявленная), которая «у всех на виду». Обычно в этом случае подразумевается высокая одарённость. Психологи утверждают, что число таких явно одарённых детей составляет примерно 1 – 3% от общего числа детей;
- как одарённость возрастная, т.е. в одном возрасте ребёнок показывает явную одарённость, а потом, по истечении нескольких лет, эта одарённость куда-то исчезает;
- как одарённость скрытая (потенциальная, непроявленная), т.е. одарённость, которая по каким-то причинам не проявила себя в учебной или иной деятельности данного ребёнка, но существует как потенциальная перспектива развития его способностей. Детей со скрытой одарённостью примерно 20-25% от общего числа учащихся.
Описание опыта работы с одарённым ребёнком .
Работаю по названной теме с 1996 года, создала при этом свою систему. При всех существующих трудностях в сфере общего среднего образования для меня открываются новые возможности для развития личности учащегося, одаренной личности.

Принципы моей педагогической деятельности в работе
с одаренны­ми детьми:
· принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
· принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
· принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
· принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
· принцип свободы выбора учащимся дополнительных образова­тельных услуг, помощи, наставничества.

Этапы работы над проблемой .
Вся работа условно включает четыре этапа:
Организационный этап .
Главная задача на этом этапе – изучение методик, концепций и исследований отечественных и зарубежных психологов. Познакомилась с научными данными о психологических осо­бенностях и методических приемах работы с одаренными детьми;
Рассмотрела взгляды на понятие «одаренности» таких известных ученых, как Б. М. Теплов, Л. С. Выготский, Дж. Гилфорд и др. Изучила модели новых концептуальных решений таких исследователей, как: Ю.Д. Бабаева, Д.Б. Богоявленской, В.Н. Дружинина.

Этап предварительного поиска .
Основной смысл работы на этом уровне состоит в том, чтобы увидеть в пятикласснике одарённого ребёнка. Некоторую информацию получаю от учителя начальной школы, но увидеть одарённость или хотя бы способность по моему предмету в первую очередь помогает тест по составлению слов из разбросанных по квадрату букв на время.

Этап оценочно-коррекционный .
Этот этап ориентирован на создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачок в развитии их способностей.
Успешность работы с одаренными детьми на этом этапе во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией учащихся ещё в начальной школе. Этот этап характеризуется тем, что дети охотно осваивают содержание учения под руководством учителя и самостоятельно. На этом этапе организую урочную и внеурочную деятельность как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей учащихся. Провожу конкурсы, викторины, интеллектуальные игры, творческие работы, где каждый ученик может реализовать свои эмоциональные, физические потребности. Уже к концу первой четверти определяю, с кем из ребят смогу работать индивидуально для развития способностей ребёнка. Именно в этот период начинаю использовать программу кружка «Юнкоры», разработанную мною для развития творческого потенциала учащихся. Программа составлена по подобию разработанной Горбачёвой М.Ю. (учитель русского языка и литературы г. Новосибирска) программы для клуба «Лира». Творческие работы учащихся помогают отбирать материал для издаваемого с 1996 года лингвистического журнала «Всякая всячина», выделяя в нём такие разделы как «Проба пера», «Сочиняем сказки», «Пишем сочинения», «Конкурсы», «Письма», «Отзывы» и др. Даже среди способных ребят идёт соревнование: кто напишет лучше и чья работа будет помещена в журнале. При этом работает так называемый поощрительный приз за работу, представленную вовремя в электронном виде. Творческие работы ребята пишут дома или прямо на уроке в то время, когда работаю со слабыми учениками. Материалы «Всякой всячины» отбираем для публикации в краевой детской творческой газете «Солнышко». Отбираем материалы вместе с ребятами. Те, чьи работы отправляются в газету, стараются работать ещё с большей отдачей. Высокий уровень информационно-технического оснащения школы в сочетании с современными информационными технологиями позволяет совместными усилиями образовательного учреждения, семьи расширить охват одарённых детей новыми направлениями творческого досуга. Дети и родители учатся составлять презентации, занимаются поиском информации по подготовке сообщений и докладов в Интернете. Изучив работу учителя из Новосибирска Горбачёвой М.Ю. по созданию презентаций словарных слов, использую эту методику и у себя. В настоящее время учащиеся вместе с родителями уже создали презентации таких слов, как «ремень», «чехол», «фарфор», «акварель» и др.
Одарённые ребята учатся также в краевой заочной школе «Юниор». В подготовке выполнения работы учащимся большую помощь оказывают родители, работа со справочниками, энциклопедиями, а также индивидуальная работа учителя с ребёнком. Такую работу провожу с ученицами 5 класса Головко Ириной и Погиба Эльвирой. Подобная работа даёт свои результаты. Погиба Э. за третью работу получила 99 баллов, а Головко Ирина – 77.Изучив опыт работы МОУ СОШ № 2 г. Усмани Липецкой области, МОУ СОШ № 5 г. Обнинска по проведению и организации различных конкурсов школьного уровня с целью выявления одарённых и способных учащихся, тоже провожу либо после уроков, либо во время урока такие конкурсы, как «Самый грамотный», «Говори правильно», «Пятинерка», «Книга в моей жизни», «Традиции моей семьи» и др. Каждый конкурс обязательно завершается награждением грамотами или сладкими призами победителей. Это тоже даёт шанс на желание ребят в чём-то принимать участие. Отсюда и большое количество желающих участвовать в конкурсах разного уровня. Уже в этом году мы получили 22 диплома с таких конкурсов, как «Семейное путешествие по России», «Международный творческий фестиваль «Апельсин», «Международный творческий фестиваль «Южный полюс», «Международный творческий фестиваль «Звёзды нового века». Участвовали в международном конкурсе «Русский медвежонок», «Молодёжном филологическом чемпионате», во всероссийских конкурсах «Мы в ответе за тех, кого приручили», «Размышляем о профессии» - результаты ещё неизвестны. В последнее время веду работу с одарёнными детьми по созданию синквейнов на разные темы. Работу веду на уроке в форме индивидуальной карточки повышенной сложности. В результате в журнале «Всякая всячина» появился ещё один раздел, который так и называется «Синквейны». Исходя из опыта работы МОУ СОШ № « г.Усмани, которые считают, что к работе с одарёнными детьми относится и профильное и предпрофильное обучение, на занятиях курсов одарённые дети составляют тесты по темам занятия. Потом эти тесты решают более слабые учащиеся.Исходя из опыта работы с одарёнными детьми этой же школы, считаю, что большим стимулом может быть выдача стипендий и премий способным и отличившимся ребятам. Много внимания уделяю детям во время подготовки к олимпиадам. Работаю индивидуально по три часа в неделю и на каникулах, даю задания на дом. Во время индивидуальной работы с ребёнком даю ему много материала, выходящего за рамки школьной программы. Результат есть. Степанова Анастасия, выпускница 2012 года в Кубанском государственном университете получила медаль «Знаток русского языка». Она принимала участие в школьных и районных олимпиадах по русскому языку и литературе, начиная с 6 класса.

Также со способными ребятами создаём сборники по анализу стихотворений. Работа ученика имеет следующую форму: 1)титульный лист; 2)стихотворение поэта; 3)рисунок к этому стихотворению;4)анализ стихотворения. Такой вид работы помогает мне ещё найти и художников среди ребят, развивает речь, делает возможным анализировать любое прочитанное стихотворение.

В работе с одарёнными детьми использую следующие формы : творческие работы; предметные недели; олимпиады (разных уровней); конкурсы (Всероссийские, региональные, муниципальные, школьные); международные фестивали; лингвистический журнал «Всякая всячина»; сотрудничество с газетой «Солнышко»; индивидуальная работа с юнкорами; создание презентаций слов; создание синквейнов; индивидуальная работа по подготовке к конкурсам и олимпиадам; дидактические лингвистические проекты; сборники по анализу стихотворений.

Этап заключительного отбора .
Я, как учитель, продолжаю отслеживать успехи тех детей, которые подавали надежды в разных направлениях. Работу с одарёнными детьми я рассматриваю как возможность перехода на другой, более качественный уровень образования, как поиск, как практическую деятельность, как опыт, посредством которого ученик осуществляет в самом себе преобразования, необходимые для саморазвития, самосовершенствования, внутреннего роста, достижения истины.
Предполагаемые результаты: увеличение числа одарённых детей, которым оказывается поддержка;
создание банка данных, включающих в себя сведения о детях с различными типами одарённости количественные показатели успешности учащихся (олимпиады, конкурсы, НПК); качественные показатели по реализации спроса на удовлетворение потребности одаренных детей в средней школе;
разработка системы для целенаправленной работы с детьми, склонными к творческой, интеллектуальной, художественно-эстетической и исследовательской деятельности; обобщение результатов работы с одаренными учащимися в школе.

Результаты работы
Важным фактором, влияющим на развитие одаренных учащихся и на выявление скрытой одаренности и способностей, является воспитательная система, работа на доверии с обучающимися. Основой такой системы выступа­ет рейтинговая система оценки деятельности учащихся класса.
Годовой рейтинг учащихся состоит из разделов: активность учащихся во внеклассной деятельности; активность учащихся в спортивных соревнованиях; первом и втором разделе фиксируются: дипломы, грамоты, сертификаты, уровень мероприятия, степень заслуг; учёба.
В конце года подводится итог. Результатом такой работы является отличное портфолио Анастасии Степановой, за что она была награждена дипломом первой степени и ноутбуком краевой администрацией. Хорошее портфолио в прошлом году собрали Детко Виктория и Нагаев Александр. В этом году уже достаточно хорошее портфолио собрала ученица 5 класса Головко Ирина.
В конце учебного года обычно провожу родительское собрание и праздник для учащихся, где отмечаю достижения детей в научной, спортивной, культурной деятельности. Все юные таланты обязательно отмечаю дипломами и ценными подарками. Грамотами награждаю и родителей таких ребят.Начиная с 2005 года, мои учащиеся заработали более 350 грамот, дипломов. Победителями международного фестиваля «Гренадёры, вперёд!» являются Степанова Анастасия, Кадина Валерия, Поликарпов Игорь, Нагаев Александр, Федоренко Денис. 1 место заняла Степанова Анастасия во Всероссийском конкурсе «Размышляем о профессии». Лауреатами фестиваля творческих работ «Сочи -МОСТ» являются Захарова Ольга и Васильева Милена. Дипломом 2 степени Всероссийского филологического чемпионата награждена Сидоркина Анастасия и дипломами 3 степени награждены Детко Виктория, Кобушко Екатерина, Ксёнз Анна, Назарова Виктория и Степанова Анастасия. Степанова Анастасия завоевала 2 место в краевом конкурсе юных журналистов. 1место у Анастасии Степановой, 2 место у Захаровой Ольги Шестаковой Анастасии, Исмаилова Руслана, 3 место у Назаровой Виктории по итогам краевого конкурса «Моя мечта». Все они были награждены не только дипломами, но и мягкими игрушками. Победителями и призёрами международного конкурса «Русский медвежонок» на районном уровне являются Степанова Анастасия, Федоренко Кристина, Детко Виктория, Головко Ирина, Затонская Диана. Дипломами 3 степени международного конкурса «Зелёная планета» награждены Быкодорова Мария и Синько Владислав.Ежегодно мои учащиеся являются победителями и призёрами Всероссийских олимпиад среди школьников по русскому языку и литературе школьного и муниципального уровней: Степанова Анастасия, Кадина Валерия, Детко Виктория. Захарова Ольга была победителем и зонального уровня. У неё 4 место в краевой олимпиаде по литературе. Моих учащихся приглашали на юбилей краевой детской творческой газеты «Солнышко», где их наградили грамотами и подарили подарки. Назарова Виктория была приглашена в Геленджик на Всероссийский творческий фестиваль «Дети и книги».Степанова Анастасия, Сидоркина Анастасия, Детко Виктория, Головко Ирина и Погиба Эльвира успешно обучались и обучаются в краевой школе «Юниор».
Проблемы и перспективы развития опыта
Практика показывает, что существуют проблемы и нереализованные возможности в организации работы с одарёнными детьми, которые выражаются в следующих противоречиях:
- между необходимостью создания нормативной и учебно-материальной базой для организации работы с одарёнными детьми и отсутствием новой и конкретной управленческой программы для её осуществления в школе;
- между высокими требованиями, предъявляемыми сегодня к обучению и развитию одарённых детей, и теми социальными гарантиями в области образования, которые им предоставляются;
- между огромными потенциальными возможностями развития одарённого ребёнка и несоответствием общего уровня культуры;
- между специфичностью и проблемностью развития одарённых детей и недостатком психолого-педагогических знаний учителей и родителей.
И всё же, работая с одарёнными детьми много лет, я пришла к выводу: очень важно, чтобы зерна детского таланта попали на благодатную почву. Рядом с ребенком в нужный момент должен оказаться умный, внимательный наставник, который бы поспособствовал развитию таланта, научил бы ребенка трудиться. Кто как не учитель сегодня может помочь детям раскрыть свои таланты. Поэтому, в перспективе я планирую продолжать работу с одарёнными детьми.

Литература

1. Анстази А. Психологическое тестирование. – М.: Педагогика, 1982
2. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. – М, 1991.
3. Беляева Н., Савенков А. И. Одаренные дети в обычной школе // Народное образование. – 1999.– № 9.
4. Больных Е. М., Икрин Г. В., Пиянзина О. П. Личностно-ориентированное образование и развитие одаренности: Научно-методическое пособие.–Екатеринбург: Объединение «Дворец молодежи», 2002.
5. Вьюжек Т.Логические тесты, игра и упражнения. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001
6. Давыдова Г. А. Дорога в будущее. О современных теориях креативности и одаренности // Психологический журнал. – 1999.- № 3.
7. Матюшкин А. М. Концепции творческой одаренности // Вопросы психологии – 1989.–№ 6 .
8. Одаренные дети: Пер с англ./ Общ. ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого В.М. – М.: «Прогресс», 1991
9. Одаренные дети / Под ред. Г.В. Бурменской, В.М. Слуцкого. – М., 1991. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.C Лейтеса. – М., 2000.
10. Одаренный ребенок / Под ред. О.М. Дьяченко. - М., 1997.
11. Психологическая энциклопедия. 2-е изд./Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. – СПб.: Питер, 2003.
12. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога. М.: «Владос» – 1996.
13. Савенков. А.И. Одаренные дети в школе и дома. – М., 2000.

Специалисты по работе с одаренными детьми давно заметили, что чаще всего они вырастают в интеллигентных семьях. И дело тут вовсе не в особых генах гениальности - их природа распределила между всеми детьми поровну. Дело в семейной атмосфере, в системе семейных ценностей.

С чем связана одаренность ребенка?

Вообще-то все родители поощряют и желали бы развивать в своем ребенке познавательные потребности и различные способности. Но только делают они это, естественно, по-разному.

  1. Родители постоянно предлагают детям какие-то развивающие игры, дела, интересы: сделаем то-то, поиграем в эту игру, почитаем эту книгу, сходим в этот музей... При определенной настойчивости и последовательности такая стратегия приносит результаты. Но нередко у ребенка возникает внутренний протест, даже при внешней покорности. Иногда это выражается в повышенной утомляемости ребенка от любых интеллектуальных занятий.
  2. Родители препоручают определение способностей и развитие их в ребенке специально подготовленным людям. Услуг такого рода предлагается сейчас очень много. Это и группы развития для дошкольников, и группы подготовки к школе, и всевозможные специализированные классы в школах. Разумеется, при хорошем уровне таких услуг польза для ребенка несомненная. Но при условии, что родители не собираются полностью переложить заботы о его развитии на плечи специалистов.
  3. Родители не стремятся тотально контролировать развитие способностей ребенка, зато предоставляют ему возможности для выбора и стараются подобрать хорошую школу. Самое главное в таких семьях - атмосфера ярких познавательных интересов самих родителей. Они сами постоянно увлечены каким-то делом, много читают, в телепрограммах выбирают познавательные передачи, стараются посетить новую выставку, не навязывая все это ребенку, но предоставляя ему возможность самому найти подходящее занятие. Как оказалось, такая стратегия саморазвития - самая эффективная.

Хорошо ли быть одаренным?

Конечно, развитие ребенка не может ограничиваться только семьей. Рано или поздно одаренное чадо пойдет в школу. Далеко не всякий вид одаренности имеет отношение к школе и находит там условия для развития. Например, так называемая социальная (лидерская) одаренность по понятным причинам не всегда поощряется педагогами, да и родителями. Они просто не знают, что делать с такими детьми.

Рано проявившаяся одаренность в области искусств (музыкальная, художественная, актерская) или в спорте к школе тоже, пожалуй, прямого отношения не имеет. Часто такой ребенок чувствует себя в школе не слишком уютно: из-за постоянной занятости он меньше общается с одноклассниками, нередко пропускает занятия в связи с концертами или соревнованиями. У таких детей часто возникают эмоциональные проблемы из-за высокой конкуренции с другими детьми в своей «специальности».

Для успеха в общеобразовательной школе важны другие типы одаренности.

Есть дети с ярко выраженной способностью учиться, усваивать предлагаемый им учебный материал. Причем проявляют такую способность независимо от трудности предмета и собственных интересов. Это так называемая академическая одаренность. У детей с этим видом одаренности школьная жизнь значительно легче, их успехи радуют родителей. А впоследствии им проще получить хорошую специальность и добиться успехов в работе. Принято считать, что каких-то особенных высот такие дети обычно не достигают.

Других школьников отличает особая интеллектуальная одаренность, умение мыслить, сравнивать, выделять главное, делать самостоятельные выводы, прогнозировать и т. д. Но, к сожалению, успехи таких детей чаще всего зависят от их отношения, интереса к предмету и его преподавателю. Они могут учиться неровно (то «пять», то «два»): блестяще по одному предмету и так себе по другому.

Особый вид одаренности - творческая одаренность. Имеются в виду не только способности к изобразительной, музыкальной или литературной деятельности. Творческая одаренность - это, прежде всего, нестандартное восприятие мира, оригинальность мышления, насыщенная эмоциональная жизнь.

Как живется одаренным детям в школе?

Ничуть не легче, чем любому другому ребенку. При этом у детей с конкретным видом одаренности и проблемы адаптации могут быть разными. Пожалуй, легче всего в школе адаптируются «академически одаренные». Они радуют своими успехами родителей и учителей. У них нет и особых проблем в общении со сверстниками - всегда готовы что-то разъяснить, помочь, даже «дать списать». И внешкольные их интересы обычно не отличаются от интересов одноклассников.

К «интеллектуалам» в школах относятся снисходительно. Восхищаются их способностями в одной области (например, физике или математике) и прощают порой полную неуспешность в чем-то другом (например, безграмотность в письме). Нередко они радуют школу своими блестящими успехами на олимпиадах разного уровня. Эти дети часто настолько поглощены своими интеллектуальными увлечениями, что особой потребности во внимании со стороны одноклассников не испытывают. Хотя могут иметь и достаточно стойкие избирательные привязанности (например, среди поклонников своего «таланта»).

Спортивные и музыкальные способности у детей выявляются достаточно рано. Если такие школьники достигают очень высоких результатов в своей области, в обычной массовой школе они почти перестают бывать в силу своей занятости. Одноклассникам и учителям остается восхищаться их достижениями издалека. Эмоциональное неблагополучие такие дети нередко испытывают из-за высокой конкуренции в своей «профессиональной» среде.

Некоторые психологи считают, что творчески одаренные дети в обычной школе не получают должного понимания со стороны взрослых и сверстников, подвергаются насмешкам и чуть ли не травле. Стало быть, выход в том, чтобы помещать их в особые школы для одаренных.

Не все специалисты согласны с этой точкой зрения. Если ребенок талантлив, это не означает автоматически, что он будет некомпетентен в общении со сверстниками. Иногда такие дети проявляют высокомерие по отношению к окружающим детям («О чем с ними говорить?») или к своим учителям («Чему они меня могут научить?»). В этом случае проблемы в общении будут возникать. Но это скорее издержки семейного воспитания, а вовсе не атрибут творческой одаренности. Чаще всего дети с художественными, артистическими, поэтическими способностями пользуются заслуженным восхищением в своем родном классе, известностью в школе и всяческой поддержкой со стороны педагогов.

Как распознать одаренность ребенка?

У всех одаренных детей отчетливо выражена поисковая потребность. Они испытывают яркие, насыщенные эмоции при занятии определенной работой. Еще их отличает необычайная целеустремленность, способность к длительной концентрации внимания, умение управлять своей деятельностью (в определенной области).

​​​​​​​Одаренность интеллектуальная и одаренность творческая не связаны между собой напрямую. Известный исследователь в области творческих способностей Э. Торренс говорил, что если бы мы выявляли одаренных детей на основе тестов интеллекта, то мы бы отсеяли 70 процентов наиболее творческих из них.

В какой области одаренный ребенок проявит себя? Об этом можно судить по наблюдениям или результатам специальных тестов. Но не стоит навязывать ему результаты своих наблюдений или испытаний. Лучше предоставить условия для широкого проявления его возможностей.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.