Что должен уметь 9 месячный малыш мальчик. Развитие ребенка в девятый месяц жизни

В 9 месяцев малыш воспринимает дом, как большую и волшебную территорию для игр. Его интересуют все предметы, он хочет их потрогать и исследовать. Поэтому все комнаты, где бывает кроха, должны быть для него безопасными. Развитие ребенка в 9 месяцев проходит под пристальным вниманием и контролем родителей.

  • Малыш должен уметь сидеть — уверенно и без поддержки.
  • Умеет ползать на четвереньках.
  • В положении сидя ребенок может наклониться и взять игрушку. Способ захвата предметов в 9-месячном возрасте меняется, теперь малыш берет предмет, смыкая большой и указательный пальцы. Это так называемый пинцетный захват. Данный навык позволяет крохе поднимать мелкие вещи.
  • Ребенок должен уметь стоять, держась за опору. Иногда дети начинают играть, приседая, вставая или подпрыгивая.
  • Малыш должен уметь перелезать через невысокие препятствия и залезать на диван.
  • Кроха хорошо реагирует, когда его зовут по имени, и поворачивает голову.
  • 9-месячный карапуз должен уметь выговаривать не только гласные буквы, но и согласные буквы, и слоги. Самый простой метод развития речи малыша — разговаривать с ним, проговаривая все свои действия, рассказывая о предметах и явлениях природы.

Питание и рацион

В 9-месячном возрасте грудное молоко или молочная смесь составляют не более трети от общего объема пищи крохи. Теперь питание содержит больше твердых ингредиентов, так как появившиеся зубки необходимо тренировать. К примеру, мясо уже не обязательно прокручивать в блендере, а можно дать ребенку мягкую фрикадельку.

В процессе перехода от мягкой пищи к твердой важно не торопиться. Пусть питание крохи меняется постепенно. В первое время тщательно разминайте всю еду вилкой. Только после привыкания ребенка к такой консистенции можно предлагать ему очень маленькие твердые кусочки. Далее объем кусочков должен увеличиваться.

При этом не забывайте, что малыш в 9 месяцев еще совсем мал, у него прорезались не все зубки. И его питание не может состоять из тех блюд, которые едят взрослые. Карапуз делает лишь первые шаги во взрослый мир.

Ниже приведено примерное питание ребенка в течение суток:

  1. В шесть утра — грудное молоко или молочная смесь.
  2. В десять утра — 150 грамм каши с добавлением половины яичного желтка, 30 грамм фруктового пюре, 15 грамм творога.
  3. В два часа дня — 150 грамм пюре из овощей, 50 грамм рыбного или мясного пюре.
  4. В шесть часов вечера — грудное молоко или молочная смесь, 30 грамм творога.
  5. В десять вечера — грудное молоко или молочная смесь.

Игрушки, которые заинтересуют малыша

  • Центр активности — это плоскость, на которой закреплено большое количество всевозможных колесиков, кнопок, шнурочков, липучек и рычажков. Малыш с удовольствием будет нажимать на кнопки, крутить колесики или нажимать на рычажки. Основное назначение данной игрушки — развитие мелкой моторики рук.
  • Шкатулки с сюрпризами. Когда кроха нажимает на кнопочку, из шкатулки появляется фигура и играет музыка. Это стимулирует познавательную активность и логическое мышление (ребенок учится видеть связь между действием и результатом).
  • Пирамидки. Позволяют развивать координацию движений и моторику рук. Карапузу придется постараться, чтобы правильно насадить элементы игрушки на стержень.
  • Маленького непоседу по-прежнему увлекают игры с мячиками, шарами и кубиками. Их можно весело кидать, а потом собирать. И снова кидать. А кубики он уже умеет складывать друг на друга.
  • Книжки их картона с яркими картинками. Малыш будет разглядывать рисунки и листать страницы, а мама — читать вслух стихи или сказку из книги.

Развивающие занятия

В этом возрасте деткам очень нравится бросать любые предметы. Играйте с мячиками. Пусть малыш не только бросает их, но и катает. Он уже умеет это делать. Попросите кроху догонять мячик, которые вы бросили. Это стимулирует двигательную активность, ребенок будет ползти за мячом.

Чтобы развивать у ребенка чувство глубины и формы, проводите следующие занятия:

  • Поставьте в детский уголок небольшое ведерко, сложите туда игрушки. Кроха будет вытаскивать их из ведерка, опуская ручку на небольшую глубину. После игры попросите малыша сложить игрушки обратно. Ему снова придется ощутить глубину ведра. Такое упражнение способствует освоению физических параметров разных предметов.
  • Подготовьте крупную картонную коробку. Вырежьте в ней круглое отверстие такого диаметра, чтобы в него проходила ваша рука. Демонстрируйте перед ребенком, как вы просовываете руку в отверстие, а затем достаете. Предложите ему сделать то же. Кроха сначала будет бояться. Но через какое-то время преодолеет страх. Управлять своим телом без контроля зрения — сложная задача.
  • Подготовьте небольшую картонную коробку. Вырежьте в ней отверстия разной формы. Предложите малышу через эти отверстия засовывать предметы в коробку. Ему придется подбирать подходящие по форме отверстия. Это упражнение развивает чувство формы.

Всем деткам в 9 месяцев нравится играть в прятки. Накройте игрушку платком. Малыш примется искать игрушку, проверять, не пропала ли она. Прячьтесь вы сами от ребенка. Пусть попробует вас найти. Чтобы помочь крохе, подавайте голос: «Я здесь».

Предложите маленькому непоседе спрятаться самому. Ищите его в разных местах. Голосом проговаривайте свои действия: «Я ищу Дашеньку. Где же Дашенька? Нигде не видно Дашу!» Когда найдете, громко обрадуйтесь и обнимите кроху.

Прогулки на природе

Очень полезным занятием для детей в 9 месяцев будет экскурсия на природу. Для этого не обязательно выезжать за город. Можно отправиться в парк. Позвольте ребенку поползать по траве или по снегу. Оставайтесь все время возле него.

Девятимесячный карапуз это уже не неуклюжий пухленький ангелочек, постоянно сидящий на руках у мамы. Это полноценные одиннадцать килограммов любопытства и шустрости, которые постоянно перемещаются по дому и улице, и совсем не желают смирно сидеть в коляске или кроватке.

Таблица развития

Как спят дети в этом возрасте?

В целом периоды сна и бодрствования остаются прежними: около десяти часов ночью и по два раза днем. Но появляются свои нюансы.

Так как день теперь насыщен новыми событиями и подвигами, а вокруг столько всего интересного, малыш начинает сопротивляться при укладывании на дневной сон. Поэтому необходимо строго следить за режимом дня, так как расширение кругозора – занятие утомительное и требует полноценного отдыха перед новыми свершениями.

Психологическое развитие на 9 месяце жизни

Речь малыша постоянно совершенствуется, появляются новые слоги, новые звуки. Уже изученные слова приобретают смысловое значение: теперь «мама» означает именно маму, а не все подряд. А еще проявляется ярко-выраженная реакция на собственное имя. Когда ребенок слышит, что его зовут, он оборачивается и улыбается.

Эмоции так же приобретают вполне осмысленную нагрузку. Если малыша рассмешить – он засмеется, а если отругать – разозлится или обидится.

Поисковые навыки достигают своего пика. Малыш с легкостью находит нужный предмет, ему уже не обязательно показывать на желаемое, достаточно просто проговорить вслух название предмета. А сам кроха теперь не только показывает пальчиком на желаемый предмет, но и на место, которое хотел бы изучить подробнее.

Постарайтесь убрать повыше бьющиеся или травмоопасные предметы и приобретите специальные замки на дверцы шкафов. Этим вы убережете малыша от лишних опасностей, а ценные вещи от поломок. А заодно и стимулируете инстинкт исследователя. Да, естественно он научится открывать все замки, даже если дверца будет заколочена, но гораздо позднее. А пока у вас еще есть шанс спрятать все ценное повыше.

Игра в прятки теперь гораздо интереснее. Даже если вы спрячетесь от крохи в другой комнате, он найдет вас по голосу или звукам. Теперь его уже не провести, накрывшись одеялом.

Движения и действия малыша в этом возрасте

Ребенок может довольно долго сидеть с интересной игрушкой, вставать без помощи и опоры.

Теперь он помогает вам одеваться, просовывает ручки в рукава курточки, а ножки – в штанишки. К летающим с головы шапкам добавляются тапочки. Да, малыш уже прекрасно умеет самостоятельно разуваться, особенно если обувь не предполагает тугого шнурования.

Все чаще карапуз берет предметы двумя пальчиками . Мягкие игрушки или куклы с волосами в этот период, как правило, теряют изрядную часть своей шевелюры именно из-за щипкового хватания, а иногда малыш может довольно ощутимо ущипнуть и маму. А если попытаться отобрать у него любимую игрушку, он, скорее всего, станет вас отпихивать, злиться или даже плакать. Зато он уже хорошо управляется с ложкой, может есть самостоятельно, как взрослый человек.

Для удобства малыша приобретите специальный стульчик для кормления. В нем ребенок сможет спокойно сидеть за одним столом с родителями и самостоятельно кушать, практически не прибегая к помощи мамы. А еще стульчик для кормления сделан из клеенчатого материала, который легко отмывается.

Но самый интересный навык девятимесячного возраста – это, конечно, хождение . Теперь ребенок топает всегда и везде, на руках у мамы ему становится тесно. Некоторые детки в этом возрасте уже спокойно топают на большие расстояния, не используя опоры, а некоторые только начинают осваивать этот способ передвижения.

Основные направления развития

Основным направлением для развития девятимесячного карапуза по-прежнему остается обучение речи. Мама продолжает много разговаривать с малышом, читать ему сказки, петь песенки. Хорошо, если он присоединяется к пению и пытается подражать маме.

Отдайте предпочтение простым стишкам с повторяющимся набором звуков. Так ребенку будет проще освоить и запомнить услышанное.

Продолжайте использовать мешочки с мелкими шариками и крупами. Чаще включайте в игру погремушки и конструкторы. Помните, развитие моторики и развитее речи напрямую связаны, поэтому, чем быстрее малыш освоит операции с мелкими предметами, тем быстрее заговорит.

Разрешайте ребенку рвать листики, мять и пробовать на вкус. Только используйте качественную мелованную бумагу, без рисунков или других следов краски.

Стимулируйте у крохи желание подниматься и тянуться выше. Например, поместите любимую игрушку так, чтобы он мог ее достать только встав на ножки и вытянув ручку.

Не запрещайте ребенку кидать игрушки или ломать пирамидки из кубиков. Сейчас его основная задача – познавать свойства предметов, и бросание на пол или разламывание как ничто способствуют этому познанию.

Игры в 9 месяцев

Главная задача для мамы в этот возрастной период – активно включаться во все игры ребенка. Только не нужно вмешиваться в сам процесс игры, достаточно просто помогать и поддерживать, когда у малыша что-то не получается. В таких играх важным моментом, помимо близости с мамой, является получение совместного эмоционально опыта.

К девяти месяцам появляются новые игрушки:

    Матрешка . Хорошая замена для коробок. Малышу будет очень интересно разбирать и собирать ее.

    Кубики . Как обычные игровые, так и с алфавитом или цифрами. Очень полезная игрушка для развития навыков в собирании наравне с пирамидкой.

    Игрушки – вкладыши. Если вы еще не приобрели набор развивающих игрушек Монтессори, сейчас самое время обзавестись такими игрушками – вкладышами.

Выделите в каждой комнате место для игрушек. Это очень облегчит жизнь вам и займет малыша, если вы, например, находитесь на кухне или в ванной.

Отличия в развитии мальчиков и девочек

К девяти месяцам появляются первые отличия в развитии мальчиков и девочек. Эти отличия обусловлены различным строением мозга.
Так, мальчики раньше девочек начинают ходить и раньше осваивают пирамидки и конструкторы, потому что в них сильнее заложенное природой стремление к познанию и открытиям.

Зато девочки раньше осваивают речь, быстрее учатся копировать действия взрослых. Так, уже в этом возрасте можно увидеть маленькую принцессу, подражающую маме, когда та красит глаза или качает куклу.

Сейчас ваш ребенок учится познавать мир. Малыш становится как никогда непоседлив и любознателен. В 9 месяцев происходит становление и расцвет предметной деятельности с игрушками и самое начало социальных контактов. Умение помочь ему, выслушать его, понять и быть терпеливым необходимо каждому родителю.

Что новенького?

Девятимесячный непоседа почти не сидит на одном месте, поэтому требует постоянного внимания родителей. Развитие ребенка в 9 месяцев приносит новые достижения: он не только ползает, но уже встает на ножки, держась за опору, и даже пробует стоять без нее. Первый раз это может произойти спонтанно. Но, оценив новый навык, кроха не остановится на достигнутом успехе. Вертикальное положение очень нравится любознательному малютке. К концу месяца он, скорее всего, сможет вставать без опоры.

Среди некоторых родителей существует мнение, что ползать крохе необязательно. Такая точка зрения ошибочна.

Полезно знать

Ползанье развивает мышцы всего тела. Ползая, кроха укрепляет спину для хождения и совершенствует ручки для развития мелкой моторики. В процессе ползанья происходит укрепление связи между двумя полушариями мозга, что напрямую влияет на развитие речи и интеллекта малютки. Ползая по комнатам, малыш получает опыт передвижения, совершенствует вестибулярный аппарат, учиться ориентироваться в окружающем его пространстве, развивает любознательность, самостоятельность и уверенность в собственных силах.

Вы можете и обязаны научить вашего малыша ползать. Для этого почаще выкладывайте его на пол, если вам кажется, что прохладно просто подстелите плотный плед, покажите малышу как нужно ползать, поставьте его с опорой на коленки и на руки, передвигайте по очереди его ручки и ножки, спустя довольно короткое время малыш поймет, что от него требуется. Используйте игрушки для детей 9 месяцев, побуждающие ползание. Это должны быть шумящие яркие предметы, удобно хватающиеся одной ручкой крохи и легко бросающиеся или укатывающиеся, например, неваляшка или тканевый звенящий мячик. Они покатятся на небольшое расстояние, а кроха захочет переместиться и взять их снова.

Совершенствуется так называемый пинцетный захват: теперь он все чаще берет предмет не ладошкой, а двумя пальцами - большим и указательным. Также оттачиваются навыки взаимодействия с мелкими предметами: 9-месячный малыш вынимает (высыпает) их и снова вкладывает в емкость, а также открывает (снимает) крышечки. В возрасте 9 месяцев ребенок умеет действовать одновременно двумя игрушками, держа по игрушке в каждой руке.

Полезно знать

Будьте внимательны во время игр малыша с мелкими предметами!

Карапуз знает свое имя и откликается на него. Он отлично понимает, кто мама, кто папа, кто бабуля или дедуля, а также помнит имена всех из ближнего окружения (брата, сестры и так далее). Помимо этого, малыш знаком с названиями многих предметов, встречающихся ежедневно.

Многие дети в девять месяцев уже выбирают себе любимую игрушку или одеяльце. Грязный плюшевый мишка, брошенный в утреннюю стирку, способен создать в семье кризисную ситуацию. Несмотря на проблемы, которые способна вызвать «любимая игрушка», эта ранняя привязанность является важным событием в развитии ребенка. Она свидетельствует об умении малыша прекрасно различать предметы.

В этот период можно услышать, как он обращается к определенному человеку. Это обращение наполнено смыслом и может быть в виде различных слов: «мама», «папа», «баба», «ляля» и другие. Возможно, они звучат несовершенно, но главное - осмысленное постоянство в их использовании. То есть, желая обратить внимание мамочки, кроха говорит именно «мама», а к возникшему на горизонте папочке обращается «папа».

9-месячный ребенок способен повторять движения за взрослым: поднимать, опускать руки, похлопывать.

В 9 месяцев малыш тянет руки к подносимой чашке, поддерживает чашку снизу двумя руками, направляет ко рту, пьет. Держит в руке ломтик хлеба, печенье, сушку, подносит ко рту, откусывает, обсасывает.

За девятый месяц ребенок набирает в среднем 500 грамм веса и вырастает на 1,5 см. Таким образом, вес девятимесячного ребенка около 8600–9000 г, а рост - 70–75 см.

Полезно знать

Следует учитывать, что на физические данные влияет наследственность. Не стоит впадать в панику, если малыш не соответствует стандартам. Однако заострить на этом внимание и проконсультироваться со специалистом нужно. Оценивать вес малыша необходимо с целью выявления проблем с питанием и здоровьем. Например, если ребенок интенсивно набирает или теряет массу тела без видимых на то причин - это предмет для внимания.

Как выглядит ребенок в 9 месяцев






Физическое развитие ребенка в 9 месяцев

К 9 месяцам малыш не только уверенно садится, но и из положения сидя может самостоятельно лечь. Хорошо встает, держась за мебель или окружающие предметы, стоит, опять садится. Ходит, придерживаясь одной рукой за барьер манежа или хватаясь за подходящие для захвата части окружающей мебели. Такую ходьбу можно наблюдать у половины детей в возрасте 9,5 месяца. Рукой держится за предмет, а не опирается на нее. Идет вполоборота приставным или чередующимся шагом. Если мебель, служащая опорой, вдруг прерывается, а следующая, удобная для захвата деталь мебели находится на расстоянии 30–40 см, то ребенок перемещается от опоры до опоры приставными шагами. При этом одной рукой держится за предыдущую опору, а другой хватается за новый предмет. Уверенно ходит при поддержке взрослого за обе руки.

Некоторые здоровые дети не спешат переходить в вертикальное положение. В этом случае в данном возрасте они хорошо ползают, подтягиваясь вперед руками, и осваивают передвижение на четвереньках, хотя еще не могут отрывать от пола живот.

Мелкая моторика и игра ребенка в 9 месяцев

Начинает брать маленькие предметы преимущественно большим и указательным пальцами - захват «пинцетом». Ранее малыш делал это кистью с равномерным использованием всех пальцев. Пальцы не согнуты возле подушечек, а пока еще неудобно вытянуты.

Благодаря этому пинцетообразному захвату ребенок может даже поломать хрупкие предметы. По сравнению с этапами « » и « » малыш может аккуратнее разрывать небольшие листы бумаги на еще более мелкие кусочки. Таким образом, с 8–10 месяцев у ребенка интенсивно работает не только большой палец руки, но и указательный. Дети начинают выполнять и другие более тонкие движения. Чтобы развить моторику пальцев, малышу дают коробочки, которые открываются сбоку, сверху, путем проталкивания. Коробочки могут быть разной формы: круглые, квадратные, продолговатые, треугольные. Ребенок самостоятельно снимает с них крышки, но закрыть может лишь те коробочки, к которым крышки прикреплены, т.е. зафиксированы. Ребенок кладет предметы в коробку, затем вновь их оттуда вынимает. Может пальцем проковырять дырочку в стенке картонной коробки. Малышу остаются интересными и игрушки с подвижными деталями, например с колесами или рычажками.

Игрушки и игра ребенка в 9 месяцев

Действия с игрушками и различными предметами, описанные в предыдущем этапе, ребенок выполняет с большей активностью и самостоятельностью. Держа по кубику в каждой руке, иногда ударяет или постукивает ими друг о друга по несколько раз.

Кроме кубиков, которые у ребенка должны быть уже с 5 месяцев, ему необходимы пирамидки и различные геометрические фигуры, а также корзинки, коробочки и прочие пластиковые или деревянные предметы, годные для всевозможных нанизываний, сопоставлений, вставлений, погружений и прочих конструкторских действий для развития координации тонких движений. Первую пирамидку ребенку купите покрупнее. Безопасный (т.е. тупой и толстый) стержень пирамидки должен быть зафиксирован на широкой базовой части. На первой пирамидке достаточно иметь 2–3–4 крупных кольца или фигурных секций, которые свободно нанизываются на стержень. Не забудьте и о таком важном предмете, как надувной шар, ведь интересная траектория его полета надолго заинтересует ребенка.

Однако не спешите давать ребенку дорогостоящие игрушки, которые он не может ни разобрать, ни собрать. Постарайтесь учесть, что ваш юный отпрыск еще не умеет играть с образными игрушками: куклами, машинами и т.п. Дитя не выстраивает сюжет, например «кукла кушает» или «мишка купается». Малыш осваивает их физически, накапливая практический опыт действий с предметами. Ребенка увлекает сам процесс воздействия предметом на предмет. Поэтому не удивляйтесь тому, что малыш безжалостно отрывает колеса у дорогого самосвала, разбирает по частям сверкающий вездеход или возит по полу куклу за ногу, наблюдая, как хлопают ее глазки. Ему хочется все разобрать на части, потому что именно так малыш познает зависимости формы, величины, массы, а также изменения, связанные с положением предметов в пространстве. Рассчитывать же на сюжетную игру крохи пока еще слишком рано. Если вы хотите, чтобы ребенок в возрасте 9–12 месяцев не разбрасывал игрушки, не ломал их, а самостоятельно играл, необходимо в этот момент окружить его игрушками, действиям с которыми его обучали. Большую ошибку допускают родители, которые вываливают около ребенка все его игрушки.

Очень важно правильно организовывать активное бодрствование ребенка: удобно одеть, предоставить ему место для игры, обеспечить игрушками. Отвлекают от игры и утомляют малыша шум, громкий разговор, громкая музыка, резкие звуки. Только в тихой обстановке малыш слышит речь взрослых, слышит сам себя, свои звуки. Отрицательно влияет на поведение, быстро утомляет и нарушает игру недостаточное освещение, полумрак или, наоборот, слишком яркий свет. Ребенок остается бездеятельным, вялым, если бодрствует в душном, слишком теплом помещении. Также вредно и для активности ребенка, и для его здорового сна пребывание во время бодрствования в спальной одежде, особенно в постели. Необходимо разделять обстановку сна и активного бодрствования.

Понимание речи ребенком в 9 месяцев

Если вы обучили ребенка, то он уже освоил заученные движения. Например, помахать ручкой («до свидания»), дать ручку («здравствуй») или игру вроде «ладушек-ладушек». Ребенок уже должен понимать значение этих ваших слов. Поэтому для выполнения хорошо заученного движения должно быть достаточно словесного выражения вашей просьбы, без вашей подсказки в виде жестов.

Малыш начинает выполнять и другие простые команды, например «Дай маме ложку». Однако в начале обучения такая инструкция ребенком выполняется только в том случае, когда ребенок в это время смотрит на ложку, а также если мама подкрепляет свою просьбу жестом: показывает на ложку протянутой рукой. Нужно еще два-три месяца, чтобы ребенок быстро научился усваивать и запоминать значение слов, то есть по-настоящему понимать речь.

Иногда малыш сам активно использует заученные движения в виде жестов - машет рукой «До свидания!» в ответ на прощание взрослого. Таким образом, параллельно с развитием речи развивается и совершенствуется общение с использованием жестов.

Быстро реагирует на свое имя. На чужое имя не отзывается или ищет взглядом, кого же назвали.

На вопрос «Где?»: «Где мишка?», «Где лампа?» может найти названный объект. В отличие от предыдущих этапов, когда малыш мог найти только тот предмет, который всегда находился в определенном месте, теперь он может обнаружить его даже на непостоянном месте. Если предмет хорошо знаком ребенку, может найти его не только взглядом. Например, в ответ на вопрос «Где мишка?» малыш может вытащить игрушечного медведя из множества других игрушек и дать его вам.

Появляются первые признаки понимания запрета. В целом запрет игнорируется, но определенная реакция торможения при слове «нет» или «нельзя» наблюдается. Ребенок останавливается на секунду, а затем снова возвращается к своему занятию. Ради блага ребенка в опасных ситуациях необходимо громко и строго говорить: «Нельзя!» Запрет нужно подтверждать мимикой (хмурое выражение лица) и жестами (сердито качать головой, указательным пальцем). Если ребенок продолжает опасно шалить, то необходимо перенести его на другое место, забрать у него опасный предмет и т.д. Необходимо определить всеми членами семьи, что разрешено ребенку, а что запрещается. Все родители и близкие должны согласовать между собой, когда говорить «Нельзя!» и когда «Да, можно!». Если вы уже обучали ребенка «речи животных», то при прогулке на улице укажите на собаку и спросите: «Как гавкает собака?» Ребенок ответит: «Ав-ав». Если сразу не ответит, то подскажите ребенку: «Ав-ав», - а затем опять переспросите его. Аналогично при показе на картинке знакомой ребенку коровы спросите: «Как мычит коровка?» Ребенок уже может пальцем тыкать в коровку и гордо отвечать: «Му-у».

Речевое развитие ребенка в 9 месяцев

Лепет остается основной речью ребенка, которой он активно выражает свои потребности и эмоции.

Но в этом возрасте малыш должен уметь повторять за вами известные ему слоги. Если он испытывает трудности, потренируйте его. Для этого сядьте напротив ребенка, эмоционально обращайтесь к нему по имени. Четко, раздельно, с небольшими паузами произносите слоги, которые ребенок ранее сам произносил. Ребенок подражает отдельным звукам и общей интонации вашей речи.

Некоторые дети могут повторять за взрослым новые, ранее не произносимые им слоги. При этом ребенок, слушая взрослого, внимательно следит за движениями его губ.

Из знакомых слогов «ма», «ба», «па» и других формируются первые лепетные слова из двух одинаковых слогов: «ма-ма», «ба-ба», «папа». Однако малыш адресует их всем, а не только конкретным родителям. Чтобы ускорить правильное использование этих слов, можно применить упражнение.

Игра-упражнение
Когда ребенок говорит «ба-ба-ба» или «па-па», то, повторяя за ним «ба-ба» или «па-па», показывайте на бабушку или папу и спрашивайте: «Где баба?» или «Где папа?» Если ребенок смотрит на того, кто ему назван, то радуйтесь вместе с ним, хлопайте в ладоши, поцелуйте его и т.д. Если ребенок еще не произносит этих слов, то можно вступать с ним в перекличку во время его лепета (см. ) и пытаться вызывать у него подражание с произнесением этих первых лепетных слов («ма-ма», «ба-ба», «па-па»). Слоги и слова надо произносить медленно и четко.

Первыми словами ребенка, кроме обозначения близких людей, скорее всего, не будут те, что обозначают требования (типа «дай»). Чаще дети начинают произносить слова, которыми мама сопровождает привычные действия. Начиная с 9 месяцев речевое развитие разных детей начинает все больше и больше отличаться. Одни долго и много лепечут, но слова появляются только после 12 месяцев. У других детей слова появляются уже в 10–11 месяцев. Но перед ранним появлением первых слов у таких детей нередко отмечается недолгий период относительного молчания - ребенок лепечет меньше и менее разнообразно, однако этот лепет все больше напоминает слова.

Внимание!

Раннее уменьшение лепета (еще с 7–8 месяцев), с почти полным молчанием и отсутствием появления первых слов к 11–12 месяцам, может быть признаком патологии речевого центра и требует обращения к неврологу и логопеду, специализирующемуся по доречевому развитию.

Какой режим у ребенка в 9 месяцев?

Ваш ребенок уже спит ночью от 10 до 12 часов. И еще два раза в день по 1,5–2 часа. Убедитесь, что ему этого достаточно - продолжительность сна играет большую роль в развитии ребенка. Также важно придерживаться постоянного расписания дневного сна. Если этот график скользящий, то, велика вероятность, что ребенку будет трудно заснуть и он будет часто просыпаться в течение ночи.

Инфографика - продолжительность сна младенца в зависимости от возраста

Как уложить ребенка спать?

Вечерний ритуал
Соблюдайте постоянный ритуал вечернего отхождения ко сну. Это важно: ванна, сказка перед сном, укладывание в кровать. Вы можете также добавить тихую игру, только убедитесь, что следуете одной и той же схеме каждый вечер. Дети предпочитают последовательность и чувствуют себя в безопасности, когда знают, чего ожидать.

Режим дневного и ночного сна
В режиме 9-месячного ребенка сохраняется три дневных сна по 1,5–2 часа, но некоторые дети могут перейти и на 2-х разовый, при этом длительность каждого несколько увеличивается и составляет 2–2,5 часа.

Сон ребенка станет лучше, если вы будете соблюдать режим не только ночью, но и днем. Если ребенок ест, играет и ложится спать четко по часам, в одно и то же время, скорее всего ему будет всегда легко заснуть.

Полезно знать

Давайте ребенку возможность заснуть самостоятельно. Не мешайте ему тренировать этот важный навык. Если сон ребенка зависит от кормления, укачивания или колыбельной песни, ему будет тяжело заснуть снова, когда он проснется в течение ночи. Возможно, он даже будет плакать.

Утро крохи традиционно начинается с умывания, с 9 месяцев можно пробовать сажать малыша на горшок по утрам. В первой половине дня проводятся закаливающие процедуры, утренняя гимнастика и массаж. Гулять с ребенком следует не менее 2–3 раз в день. Продолжительность прогулки, особенно летом, должна составлять 2,5–3 часа. Традиционное купание перед сном можно проводить реже, ведь малыш уже подрос. Но водные процедуры для крохи в этом возрасте становятся настоящей радостью. Поэтому многие родители продолжают купать детей каждый день. После купания необходимо придерживаться определенного ритуала отхода ко сну - спеть колыбельную песню, погладить по головке или покачать ребенка. Так малыш будет быстрее засыпать.

Режим кормления ребенка в 9–10 месяцев должен быть уже сформированным, а интервал между приемами пищи в среднем должен составлять 4 часа.

Как кормить ребенка в 9 месяцев?

До года малыш питается 5 раз в день, причем с каждым месяцем рацион должен становиться более разнообразным и приближенным к взрослой пище. Основой меню 9-месячного ребенка по-прежнему является грудное молоко или адаптированная молочная смесь. К ним добавляют различные каши, особенно полезны гречневая, кукурузная, овсяная и рисовая. В овощном меню малыша присутствуют цветная капуста, морковь, брокколи, тыква, кабачок, зеленый горошек, а также картофель и салатные листья. Допускаются только полезные способы приготовления пищи: на пару, отваривание или запекание. Малышу в этом возрасте еду лучше не солить, а чтобы сделать ее менее пресной, можно добавить в блюдо свежую зелень. Например, тщательно измельчить петрушку и смешать ее с пюре. Предлагают и детское печенье. Оно очень хорошо растворяется в слюне, поэтому можно не бояться за то, что малыш подавится слишком большим откушенным куском.

С этого возраста вводить новые продукты можно уже каждый день, но постепенность остается главным правилом. Не больше одного кусочка или ложечки нового продукта в один день! Ведите дневник питания, в котором отмечайте, что, когда и сколько начали давать. Также записывайте в нем реакцию детского организма. Так, если вдруг появятся высыпания или плохой стул, будет проще понять на что именно.

Полезно знать

Ученые и врачи провели множество исследований, которые неоднократно подтвердили, что меню ребенка 9 месяцев начала прошлого века и сегодняшнего дня должно существенно отличаться.

Рацион 3-х месячного малыша, например, существенно отличается от того, что ест ребенок 9 месяцев. Питание (меню) в таком возрасте более разнообразно: вводятся новые продукты, увеличивается порция потребляемой пищи, меняется консистенция. Ведь в 9 месяцев он может сам пережевывать небольшие кусочки пищи. В этом возрасте нужно соблюдать пропорции между материнским молоком, протертыми блюдами и пищей в виде очень мелких кусочков. Достаточно изменить консистенцию пюре, протирая его не через сито, а разминая вилкой или ложкой.

Молоко матери составляет только треть от суточного рациона, а в общем ребенок в 9 месяцев должен употреблять 1200 мг еды в сутки, при этом соки и вода не считаются.

Детское питание промышленного производства отвечает всем требованиям и стандартам, что гарантирует качество и безопасность применения. Жизнь бежит, и молодой маме нужно многое успеть, поэтому проще и удобнее открыть баночку готового пюре, чем готовить его самостоятельно.

Но все же пюре и каши для малыша лучше начинать готовить самостоятельно, так ребенок постепенно будет привыкать ко взрослому общему столу. Рекомендуется давать пюре из различных фруктов, свежих овощей и некоторой зелени. Отлично подойдет капуста, тыква, свекла, горошек, морковь, а из фруктов предпочтительнее яблоки и груши. У ребенка в 9 месяцев, как правило, есть несколько зубов, и поэтому можно менять способ измельчения пищи. Сначала половину порции овощного пюре разминают вилкой и дают маленькими ложечками. Как только дитя научится жевать, овощи режут маленькими кусочками, увеличивая порцию с кусочками постепенно. В этом возрасте дают маленькие кусочки сухариков, печенье. Ребенок в 9 месяцев побуждается к самостоятельности тем, что родители предлагают сухарик или печенье для того, чтобы он их жевал, а бутылочку заменяют чашкой. Грудное кормление один раз в день заменяют молоком из чашки, чтобы малыш постепенно отвыкал от груди.

Полезно знать

Следует начинать приучать малыша кушать ложкой, но необходимо запастись терпением, ведь, стараясь подражать взрослым, дети не всегда сразу справляются со сложным навыком управления столовыми приборами.

  • Протертое мясо можно заменить мясными фрикадельками, а затем и паровыми котлетами. Чередовать мясные продукты можно с рыбными, которые уже спокойно можно вводить в рацион малыша в этот период. Готовить рыбу нужно очень тщательно, чтобы ни в коем случае не пропустить косточки. Предпочтительнее всего выбирать богатого кальцием речного судака.

  • Настало время познакомить малыша с пшеничным хлебом, начинать давать который нужно с 5 г. Следует учесть, что в первый год жизни он должен быть исключительно белым. Также альтернативой хлебу может стать детское растворимое печенье, дневная норма которого постепенно может доводиться до 15 г.

  • При кормлении ребенка еще в 8 месяцев можно начинать постепенно приучать его к жеванию. Для этого овощное пюре на обед необязательно взбивать блендером, а достаточно лишь помять его вилкой. В случае, если у малыша еще не появились зубки, волноваться не стоит, так как он будет стараться жевать еду «чешущимися» десенками, получая при этом удовольствие.

  • 9 месяцев - отличный возраст для обучения ребенка самостоятельности, поэтому можно смело давать ему в ручки ложку, приобщая к процессу кормления, а бутылочку с питьем заменить на удобную чашку-непроливайку.

Примерное меню 9-месячного ребенка выглядит так:


  • 6.00 - 200 г грудного молока или молочной смеси.

  • 10.00 - 120–130 г молочной каши с фруктовым пюре или сливочным маслом.

  • 14.00 - 150 г пюре из овощей, паровая котлета из мяса или рыбы, яичный желток (через день), компот или фруктовый сок.

  • 18.00 - 120 г грудного молока или смеси, 50 г творога, печенье и фруктовый сок.

  • 22.00 - 200 г грудного молока или молочной смеси.

При составлении меню следует ориентироваться на ребенка, так как аппетит и вкусы у всех детей разные.

Стоит отметить, что молоко не является напитком, хорошо утоляющим жажду. Поэтому рацион ребенка должен быть дополнен фруктовыми компотами, травяными чаем и водой.

Особенности приготовления «детских» блюд

Если вы решились готовить самостоятельно, то нелишним будет ознакомиться с основами детской кулинарии.

Один из залогов правильного меню ребенка в 9 месяцев - рецепты, по которым следует готовить детям. Со временем каждая мама приспосабливается к своему чаду и безошибочно определяет, любит ли он то или иное блюдо. Несмотря на изобилие детского питания в магазинах, многие мамы стараются самостоятельно готовить завтрак, обед и ужин своим малышам. Как сделать так, чтобы ребенку было не только вкусно, но и полезно?Существуют общие правила приготовления: добавлять минимальное количество соли и зелени, избегать специй, использовать только свежие исходные продукты. Детям нельзя давать жареные, копченые, острые, слишком горячие или холодные блюда. Еду для самых маленьких лучше всего готовить на пару: так в продуктах сохраняется наибольшее количество различных полезных веществ, витаминов и микроэлементов. Они получаются ароматными и сочными, что важно для малышей.Для того чтобы привередливый гурман с удовольствием ел обед, нужно красиво и привлекательно оформлять тарелку с едой. Вид, вкус, аромат пищи должен пробуждать в ребенке аппетит. Если малыш в 8–9 месяцев может похвастаться зубами, пищу для него уже не нужно перетирать блендером, так он может самостоятельно справиться с мелкими кусочками - просто разминайте приготовленное блюдо вилкой.

Домашний творог
Ингредиенты:


  • Детский кефир - 250 миллилитров.

Кефир необходимо вылить в эмалированную посуду и поставить на водяную баню. Через несколько минут начнет отделяться сыворотка. Тогда необходимо откинуть творог на сито или марлю. Сыворотка стечет, останется вкусный нежный творожок.К нему можно приготовить фруктовое или фруктово-овощное пюре.

Пюре из тыквы и яблока
Ингредиенты:


  • Яблоко - 1 штука.

  • Тыква - 100 грамм.

Тыкву нужно очистить от семян и кожуры и нарезать небольшими кубиками. Яблоко также очищаем от семян и кожуры и нарезаем кубиками крупнее. Выкладываем в пароварку, сверху немного присыпаем сахаром. Готовим на пару минут 25. По окончании приготовления можно размять вилкой или протереть через сито.

Суп-пюре из телятины с овощами
Ингредиенты:


  • Телятина - 60 грамм.

  • Картофель - 50 грамм.

  • Морковь - 40 грамм.

  • Лук - 10 грамм.

  • Цветная капуста - 60 грамм.

  • Растительное масло - треть чайной ложки.

  • Зелень - по вкусу.

Телятину необходимо нарезать кусочками, залить холодной водой и проварить до полуготовности. Затем добавляют овощи поочередно, сначала морковь, затем лук, картофель, цветную капусту. Когда все будет готово, добавляем масло и выключаем. Подавая, необходимо добавить зелень.Как бы долго мясо ни варилось, оно остается жестковатым для ребенка. Поэтому супчик лучше измельчить при помощи блендера или провернуть только мясо, а овощи растереть.

Какой стул у ребенка в 9 месяцев. Сколько раз он писает.

С введением прикорма стул становится более густым и редким. У детей до 3-х лет нормальная частота стула - 5–6 раз в неделю.

С 6 месяцев до года, при нормальном питьевом режиме, кратность мочеиспускания составляет 15–16 раз.

Как играть с ребенком в 9 месяцев

Игры с ребенком 9 месяцев имеют такие направления:

Развитие мелкой моторики

Дома можно предложить малышу картонные плотные книжки для перелистывания вместе, поиграть в собирание мелких предметов в мешочек или коробочку. На улице крохе понравится позаниматься в песочнице совочками, ведрышками и формочками, а при купании будет интересно переливать водичку из формы в форму.

Стимулирование речи

Ежедневно как можно больше времени нужно общаться с малюткой на прогулке и дома. Люди и окружающие предметы должны быть представлены крохе, а ежедневные действия, поступки и события описаны и объяснены. Так формируется его пассивный словарный запас. Необходимо в игровой форме побудить малыша повторять звуковые сочетания за родителями. В этом возрасте полезно рассказывать короткие стишки и сказки, петь вместе песенки.

Физическое развитие

Полезны игры, направленные на развитие навыка ползанья. На этом этапе для него важны и первые шаги за ручку с родителями. При любой возможности нужно чаще водить кроху дома и на улице. Необходимо следить за положением ручек малыша - не поднимать их высоко. Он должен использовать руки мамы в качестве опоры, а не висеть на них.

Развитие интеллекта

Разложить перед малюткой варежки, носочки, перчатки и предложить ему найти пару. При купании можно мыть куклу и называть ее части тела. Полезно будет прятать предмет при ребенке, называть его и искать вместе.

Полезно знать

Заполняя игровую зону, не следует заваливать ее огромным количеством игрушек. Их должно быть не слишком много. Лучше периодически прятать одни, а доставать другие. Игрушки для детей 9 месяцев должны быть разнообразными: легенькая и тяжелая, мягкая и жесткая, маленькая и большая. Главные требования к игровому арсеналу: он должен быть сертифицирован, качественно сделан и безопасен (не имел легко отрывающихся мелких частей). В этом возрасте полезно выбрать любимую игрушку для сна. Она поможет успокоиться крохе и быстро заснуть.

Развивающие игры для ребёнка в 9 месяцев

Игрушки для ванной.
Ребёнок достаточно хорошо сидит и может самостоятельно купать утят и корабли в ванной. Помогите ему - покажите, как плавают и ныряют игрушки.

Пирамидки и кубики.
Несложные пирамидки с малым набором колец. Развивает моторику, познание, синхронизацию действий глаз и рук. Из кубиков учим строить башню и разрушаем «Бабах!»

Матрёшки развивают моторику и формируют понятие размера.
Показывайте малышу, какая фигурка маленькая как она прячется в большую.

Коробка с отверстиями для проталкивания игрушек внутрь.
Если уже всё спрятали, пусть ребёнок попробует открыть коробку и найти, куда подевались все игрушки. Похвалите его обязательно.

Копилочки.
Коробочки или баночки с прорезями, в которые можно класть мелкие предметы (пуговицы, прищепки, шарики).

Примеры игр с 9-месячным ребенком

Позвони в колокольчик
Дайте ребенку колокольчик и покажите, как в него звонить.

«Осязательная» игра
Дайте вашему малышу коробочку с различными кусочками ткани, которые ему будет интересно трогать. Обязательно положите туда лоскутки грубой, жесткой материи и гладкой, шелковистой. В хорошо подобранный набор можно включить маленький квадратик линолеума, игральную карту, большую пробку, кусочек бархата или атласа и губку. Вынимая из коробки кусочки этих предметов и вкладывая их туда обратно, ребенок начинает различать материалы осязательно.

Переверните игрушки
Разложите перед ребенком игрушки, перевернув их вверх ногами (например, плюшевый медвежонок окажется стоящим на голове и т.д.). Посмотрите, исправит ли малыш «положение» своих друзей.

Липкая лента
Приклейте кусочек липкой ленты к тыльной стороне детской ладони. Ребенку будет интересно отрывать эту ленту.

Шляпа на голове ребенка
Когда малыш сидит перед зеркалом, наденьте ему па голову шляпу. Ему понравится наблюдать за своим отражением, снимающим шляпу.

Улучшение координации
Поиграйте с вашим ребенком в «ладушки». Помогите ему похлопать в ладоши, а потом спрячьте ручки под одеяло. Малыш будет с интересом наблюдать, как его ручки исчезают и снова появляются.

Покатайте мячик
Покатите мячик к ребенку и, когда малыш вернет его вам, отправьте мячик снова к нему. Предложите другим членам семьи присоединиться к вам. Для этой цели лучше всего подходит мягкий мячик. Как сесть на пол Если ребенок научился подтягиваться и подниматься на ножки, держась за что-нибудь, но еще не знает, как ему обратно сесть, помогите вашему малышу протяните ему конец полотенца или какой-нибудь палки; так вы облегчите ребенку возвращение в сидячее положение.

Дайте ребенку «пирамиду»
Если ребенок хоть один раз надел «кольцо» на стержень пирамиды, он будет делать это снова и снова Игру можно сделать еще интереснее, если стержень качать из стороны в сторону.

Игрушки в прозрачной коробке
Положите игрушки в прозрачную пластмассовую коробку. Пусть малыш попытается снять крышку. Если это у него не получается, сами приоткройте крышку и снова дайте ребенку коробку - пусть продолжит свои старания.

Перевернутая кастрюлька
Опрокиньте кастрюльку вверх дном и дайте ее ребенку. Понаблюдайте, сообразит ли он, как нужно ее перевернуть. Ваш ребенок уже многое знает о том, как должны быть расположены предметы.

Дай мне игрушку
Положите в коробку три разные игрушки. Назовите одну из игрушек и попросите ребенка дать ее вам. Если он сделает это правильно, изобразите шумный восторг.

Вытягивание шарфиков
Возьмите несколько цветных шарфиков и свяжите их вместе. Пропустите шарфики одним концом в картонную трубку, пусть малыш протащит через нее все шарфики. Понаблюдайте, сможет ли ребенок запихнуть шарфики обратно в трубку.

Нужно ли идти в поликлинику в 9 месяцев

Ежемесячное посещение педиатра актуально для всего первого года жизни. Специалист проводит измерение главных физических показателей и оценивает их. В 9 месяцев вероятно вам предстоит плановая диспансеризация проводится (обратите внимание, что это лишь примерный план вакцинации и диспансеризации, в зависимости от особенностей и медицинского обеспечения вашего региона).

Консультации:


  • Педиатр.

  • Ортопед (или детский хирург).

  • Детский стоматолог.

Плановая вакцинация не проводится.

В 9 месяцев ребенок умеет многое: он активно ползает, пытается вставать или уже стоит самостоятельно с опорой. Некоторые малыши, держась за руку родителей, могут делать первые неуклюжие шаги, путешествуя по помещению.

Девятимесячные дети начинают показывать характер, например, могут отвернуться от каши, требуя вкусное пюре, или протестуют против коляски, пытаясь из нее выбраться. Малыши меньше спят днем и больше бодрствуют, а также требуют немало родительского внимания и активно познают мир.

Физическое и психическое развитие 9-месячного ребенка

Масса тела ребенка за девятый месяц жизни увеличивается примерно на 500 г. В среднем малыш, родившийся на 3,2-3,5 кг, сейчас весит 9-9,5 кг. Рост 9-месячного ребенка составляет 70-72 см. Мальчики, как правило, на 1-2 см выше девочек.

На девятом месяце дети уже умеют хорошо сидеть, могут без труда лечь из положения сидя, а потом так же легко сесть. Руки малыша окрепли до такой степени, что он может вставать, держась за манеж, кресло или диван, но долго стоять на ножках ему пока тяжело, поэтому он часто падает, отпуская опору, а затем снова встает, повторяя одни и те же действия много раз.

Продолжается развитие речи ребенка, и в его словарном запасе появляются новые слова: «ам», «баба», «дай» и т.д. Малыш пробует моделировать собственный голос, разговаривая тихо или громко.

В воспитании ребенка в этом возрасте выделяются две главные задачи:

  • Развитие речи и языка;
  • Формирование целенаправленных движений.

Общаясь с малышом, читая ему книжки, необходимо стараться, чтобы ребенок повторял определенные звуки и слоги.

У детей в 9 месяцев ярко выражены наблюдательность и подражательная реакция, они смотрят на родителей и пытаются повторять за ними. Используя эту возможность, можно научить ребенка новым, более сложным действиям, например, складывать в ведерко игрушки или доставать их из шкафа.

В 9 месяцев ребенок умеет совершать такие действия:

  • Хлопать в ладоши;
  • Стоять с маминой помощью;
  • Играть двумя игрушками в обеих руках;
  • Ползать, держа в одной руке предмет;
  • Копировать поведение и эмоции других детей;
  • Говорить «мама», «баба», «папа», «ам», «дай»;
  • Выполнять несложные просьбы;
  • Имитировать чей-то кашель, смех или чиханье;
  • Внимательно выбирать игрушки для игры.

Режим 9-месячного ребенка

В режиме дня малыша 9 месяцев изменений практически нет. Ребенок все так же просыпается около 6-7 часов утра, а засыпает примерно в 22 часа. Количество кормлений в сутки остается прежним – 5 раз.

В режиме 9-месячного ребенка сохраняется три дневных сна по 1,5-2 часа, но некоторые дети могут перейти и на 2-х разовый, при этом длительность каждого несколько увеличивается и составляет 2-2,5 часа.

Периоды бодрствования становятся все более продолжительными, и после кормления малыш не спит по 1,5-2 часа, а иногда и больше. Это время заполнено игрой и общением с родителями.

Утро крохи традиционно начинается с умывания, с 9 месяцев можно пробовать сажать малыша на горшок по утрам.

В первой половине дня проводятся закаливающие процедуры, утренняя гимнастика и массаж.

Гулять с ребенком следует не менее 2-3 раз в день. Продолжительность прогулки, особенно летом, должна составлять 2,5-3 часа.

Традиционное купание перед сном можно проводить реже, ведь малыш уже подрос. Но водные процедуры для крохи в этом возрасте становятся настоящей радостью. Поэтому многие родители продолжают купать детей каждый день.

После купания необходимо придерживаться определенного ритуала отхода ко сну – спеть колыбельную песню, погладить по головке или покачать ребенка. Так малыш будет быстрее засыпать.

Особенности режима питания и меню 9-месячного ребенка

До года малыш питается 5 раз в день, причем с каждым месяцем рацион должен становиться более разнообразным и приближенным к взрослой пище.

Основой меню 9-месячного ребенка по-прежнему является грудное молоко или адаптированная молочная смесь. К ним добавляют различные каши, особенно полезны гречневая, кукурузная, овсяная и рисовая. В овощном меню малыша присутствуют цветная капуста, морковь, брокколи, тыква, кабачок, зеленый горошек, а также картофель и салатные листья.

Допускаются только полезные способы приготовления пищи: на пару, отваривание или запекание. Малышу в этом возрасте еду лучше не солить, а чтобы сделать ее менее пресной, можно добавить в блюдо свежую зелень. Например, тщательно измельчить петрушку и смешать ее с пюре.

В 9 месяцев ребенок умеет жевать пищу, но это не значит, что ему можно давать еду кусочками. Достаточно изменить консистенцию пюре, протирая его не через сито, а разминая вилкой или ложкой.

Следует продолжать приучать малыша кушать ложкой, но необходимо запастись терпением, ведь, стараясь подражать взрослым, дети не всегда сразу справляются со сложным навыком управления столовыми приборами.

Примерное меню 9-месячного ребенка выглядит так:

  • 6.00 – 200 г грудного молока или молочной смеси;
  • 10.00 – 120-130 г молочной каши с фруктовым пюре или сливочным маслом;
  • 14.00 – 150 г пюре из овощей, паровая котлета из мяса или рыбы, яичный желток (через день), компот или фруктовый сок;
  • 18.00 – 120 г грудного молока или смеси, 50 г творога, печенье и фруктовый сок;
  • 22.00 – 200 г грудного молока или молочной смеси.

При составлении меню следует ориентироваться на ребенка, так как аппетит и вкусы у всех детей разные.

Развивающие игры для 9-месячного малыша

В режиме 9-месячного ребенка все больше времени, когда он бодрствует. Умея ползать, малыш без труда добирается в разные уголки квартиры, поэтому за ним необходим постоянный присмотр. Территория, по которой передвигается кроха, должна быть максимально безопасной.

Удовлетворить потребности ребенка в познании можно постоянными играми, рассматриванием иллюстрированных книг о животных, насекомых, бытовых предметах. Также очень познавательны прогулки на природу, особенно весной и летом. Малышу нужно рассказывать обо всем, что его окружает.

Очень полезно с помощью игр развивать мелкую моторику рук, используя в качестве подсобных материалов крупные бусины, пуговицы, камешки, крупу и другие предметы. Так как дети в этом возрасте склонны пробовать все на вкус, следует внимательно наблюдать за малышом, чтобы он случайно не проглотил какой-либо мелкий предмет.

В 9 месяцев с ребенком вполне можно играть в прятки. Особый восторг у крохи вызывает ситуация, когда взрослый прячется за углом, а затем, показываясь на секунду, издает звук «ку-ку».

Правильный режим дня не только улучшает настроение ребенка, но и дает свободу его родителям. Малыш приобретает полезные привычки и навыки, например, умывание по утрам и вечернее купание, приемы пищи в определенное время, сон и утренний подъем «по часам». Все это пригодится ребенку в жизни, а у родителей не возникнет проблем с обучением его новым правилам в старшем возрасте.

Видео с YouTube по теме статьи:

Первый год жизни малыша самый насыщенный. Так, в это время кроха настолько стремительно растет и развивается, что порой родители даже не успевают за всем уследить и все запомнить. Однако мамы и папы должны знать приблизительные нормы развития ребенка для того, чтобы понять, что с малышом все в порядке. Сейчас же хочется поговорить о том, что должен уметь ребенок в 9 месяцев.

Главные числовые показатели

Все родители знают о том, что существуют специальные таблицы роста и развития детей каждого месяца жизни (на протяжении первого года). И этим показателям нужно соответствовать, ведь в таком случае педиатры считают, что с малышом все в порядке. Какие же цифры в таком случае являются важными?

Вес ребенка (мальчик), кг

Вес ребенка (девочка), кг

Рост ребенка (мальчик), см

Рост ребенка (девочка), см

Окружность головы ребенка (мальчик), см

Окружность головы ребенка (девочка), см

Окружность груди (мальчик), см

Окружность груди (девочка), см

В таблице указаны данные отечественных педиатров. Однако надо отметить, что эти цифры немного не совпадают с данными специалистов ВООЗ. Там диапазон показателей немного шире.

Главное в развитии

Итак, что должен уметь ребенок в 9 месяцев, чему он за это время своей жизни должен уже научиться? Изначально надо отметить, что малыш уже хорошо узнает своих близких и родственников, движения его рук становятся с каждым днем все более уверенными, ловкими, точными. При этом активно развивается память, кроха учится познавать мир, уже умело манипулирует определенными предметами. В это время действия ребенка приобретают целенаправленность, происходит осознанное использование той или иной игрушки.

В это время любимым занятием крохи становится открытие различных шкафчиков, ящиков, тумбочек, за чем следует извлечение всего, что находится там. Именно поэтому родители ни на минуту не должны оставлять кроху самого. Ведь есть огромный риск того, что ребенок наткнется на что-то опасное и нанесет вред собственному здоровью.

О физическом развитии крохи

Если ребенку 9 месяцев, что должен уметь делать малыш? У крохи активно улучшается мелкая моторика. К слову, родители в этом должны помогать малышу, давая различной текстуры игрушки. В это время дитя играет с различными по форме и размеру предметами, с удовольствием нажимает на кнопочки, справляется с липучками, может разбирать на мелкие детали пирамидку, без проблем открывает и закрывает крышки на кастрюлях.

Рассматриваем далее, что должен уметь ребенок в 9 месяцев. Так, в это время малыш уже может самостоятельно подниматься на ножки, придерживаясь за опору. Может также ходить в стороны, держась за определенные предметы. У некоторых деток возникают первые попытки самостоятельного передвижения. Также надо отметить, что в это время доходит до совершенства ползанье на четвереньках. И это просто отлично, ведь в таком случае происходит укрепление позвоночника и мышц спинки ребенка.

Также надо отметить, что дитя уже может залазить на определенные предметы: невысокие стулья, диваны. Однако спуститься пока еще малышу тяжело. Впрочем, кроха и не пытается это сделать. Вместе с тем ребенок активно преодолевает препятствия, которые могут возникать у него на пути. Он их способен переползать, обходить, проходить под ними.

Эмоциональное развитие

О чем еще важно сказать, если 9 месяцев ребенку? Развитие (что должен уметь и понимать малыш) его эмоционального восприятия - об этом также надо рассказать. Важно отметить, что в это время кроха уже точно воспринимает настроение окружающих его людей. Так, если все вокруг веселятся, дитя также заразится позитивным настроением, и наоборот. Также надо отметить, что малыши в это время уже чувствуют музыку и пытаются пританцовывать. Особенно им нравится, когда окружающие их поддерживают и подзадоривают хлопками в ладоши.

Нервно-психическое развитие

Еще что должен уметь ребенок в 9 месяцев? Так, у малыша в это время появляется своя любимая игрушка, с которой он не желает расставаться. Особенно она нужна ребенку в моменты плохого настроения. Она выступает в роли успокоивающего элемента. Трагедией может стать попытка убрать ее из виду хотя бы для того, чтобы почистить или постирать. Покой в доме наступит только после того, как игрушка окажется в руках ее владельца.

Рассматриваем далее, что должен уметь ребенок в 9 месяцев. Девочка более легко будет выполнять поставленные перед нею задачи. А мальчики чаще всего в это время еще не желают слушаться родителей. Так, малышки уже могут выставлять ручки для одевания, подавать те или иные предметы. Однако надо сказать о том, что в это время детки еще не воспринимают всерьез слово «нет». Именно поэтому они просто не реагируют на запреты взрослых - как мальчики, так и девочки.

Кормление крохи

Идем далее, изучая, что должен уметь ребенок 8-9 месяцев. Так, нужно отметить, что в шестимесячном возрасте (иногда и ранее) родители вводят прикорм. А к 9 месяцам малыш уже кушает практически все: каши, супчики, пюре, творожки. Появляются первые попытки питаться самостоятельно. Они будут поначалу очень неуклюжими, все будет заканчиваться мытьем малыша и стиркой одежды, но все же не стоит крохе запрещать делать это самостоятельно. Также можно давать малышу пить жидкость не из соски, а из чашки. Однако ее нужно будет придерживать взрослому, ведь кроха еще не сможет удержать этот предмет посуды в своих ручках. При этом бутылочку малыши в этом возрасте держат уже отлично. Ну и, конечно же, дитя с удовольствие будет еще сосать грудь, однако это уже будет это не основное питание, а особое лакомство.

Навыки на бытовом уровне

Речевое развитие

Следующий момент, что должен уметь ребенок в 9 месяцев: мальчик (впрочем, как и девочка) пытается произносить свои первые слова, состоящие из пары слогов. В это время у деток появляются свои определенные термины, которые могут означать то или иное деяние. Стоит отметить, что девочки в этом направлении в основном развиваются быстрее, нежели мальчики. При этом дитя активно лепечет и что-то рассказывает в периоды своего бодрствования.

Продолжим разговор о том, каким должно быть, если 9 месяцев ребенку, развитие. Что должен уметь малыш в этом возрасте? Так, дитя уже оборачивается, если слышит свое имя. Ребенок в это время понимает, когда к нему обращаются. На просьбу показать что-то малыш может оборачиваться в сторону названного предмета или элемента. По просьбе может протягивать игрушку или вещь взрослому.

В это время также дитя понимает команды «ложись», «вставай», «выбрось» и т. д. Осознает названия определенных предметов, которыми пользуется каждый день: ложка, чашка, расческа, бутылочка. Еще что должен уметь ребенок в 9 месяцев? Девочка может также с удовольствием прислушиваться к разговору взрослых, даже если она ничего и не понимает. Именно поэтому малышки гораздо раньше мальчиков начинают говорить.

Небольшой итог

В качестве небольшого вывода хочется представить на рассмотрение более удобный вариант всего выше сказанного. Итак, что должен уметь ребенок в 9 месяцев? Таблица приведена ниже.

Кроха должен уметь

Кроха может уметь

Добираться до игрушки, которая находится вне области его досягаемости

Подбирать мелкие игрушки, используя указательный и большой пальцы

Малыш начинает разговаривать, появляются первые слоги, слова

Может говорить «мама», «папа», «баба»

Активно использовать различные предметы, изучает формы, текстуру

Любит играть в «ку-ку»

Кушать взрослую пищу с ложки

Играет в ладушки, может хлопать

Умеет пить из чашки (при поддержке взрослых)

Может пить из чашки, не требуя посторонней помощи

Перекладывать предметы из руки в руку

Садится из положения «лежа на животе»

Пытается делать первые свои самостоятельные, без поддержки взрослых, шаги

Стоять, держась за опору.

Подтягивается, чтобы стать, из положения сидя

Таким образом, малыш в 9 месяцев активно развивается физически, любит общаться с окружающими, издает разнообразные звуки, манипулирует с предметами и т.д. В статье были кратко рассмотрены основные закономерности его развития.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.