Таджикская свадьба: многообразие и шик. Чем особенна таджикская свадьба Таджикская свадьба

11:16 06.09.2012

Свадьба является одним из важнейших событий в жизни каждой таджикской семьи, если не самым главным. Таджикские свадьбы в разных регионах отличаются множеством традиций и ритуалов. Мы решили рассказать о некоторых из них.

Куляб. И помоют, и подстригут

У таджиков, проживающих на юге страны, свадебный обряд отличается проведением нескольких ритуалов. В день свадьбы со стороны невесты два близких родственника (обычно мужчина и женщина) едут к жениху и отвозят приданое невесты, а заодно приглашают жениха приехать за своей будущей женой. Эта традиция в Кулябе называется шахджахд.

У невесты дома до приезда жениха проводится церемония саршуён - своего рода омовение головы. Во время этой церемонии невеста выходит во двор в национальном наряде (чакане) и садится на корточки. Над ее головой девушки-подружки поддерживают прекрасно расшитое сюзане (вышитое руками национальное панно), на которое гости бросают монеты, конфеты, деньги. Это означает, что все желают невесте жить в достатке, благополучии и счастье. При этом девушки поют специальную песню о том, что девушке пришла пора прощаться с отчим домом. В то же время одна из близких родственниц невесты, обычно пожилая женщина, смачивает вату в чистой воде и понемногу мочит волосы невесты, как бы омывая их. Как правило, невеста во время этой церемонии плачет, ведь ей очень грустно оставлять родительский дом.

В это время в доме жениха проводится обряд сартарошон - стрижка. Жених, облаченный в национальный халат, сидит на стуле, а один из старейших и уважаемых мужчин семьи под особую песню стрижет его, держа в руках расческу и ножницы. На самом деле в наше время, как и в случае с обрядом саршуён, во время сартарошон делается только вид, что жениха стригут. Ему могут отрезать совсем маленький клочок волос, и только, но в прежние времена жениха стригли по-настоящему.

Когда в дом невесты приезжает жених, к его ногам в знак уважения стелют пойандоз (красивую дорогую ткань или ковер) и разбрасывают конфеты, жвачки, которые обычно с шумом и радостью собирает детвора.

В доме жениха молодых тоже встречают с пойандозом и сладостями и просят обоих встать на сари тахт. Тахт - это заранее приготовленное возвышение из новых, только что сшитых национальных ватных матрасов (курпачи), которое накрывают красиво вышитым сюзане и на нее ставят священную книгу Коран так, чтобы она распологалась всегда на самом верху. Молодые стоят у этого постамента, потом под звуки веселых свадебных мелодий их заводят в комнату под заранее прибитый в виде ширмы чодар, который также называют чимилик (большое покрывало, сшитое из красивой, яркой ткани или сюзане). Здесь проводится обряд поджикон, смысл которого заключается в том, что кто первым наступит на ногу другому, тот и будет в семье главным. Как правило, невеста не решается наступать жениху на ногу и часто он оказывается победителем. После этого мать жениха посыпает головы молодых щепоткой муки, чтобы их жизненная дорога была светлой. Молодым подносят новое зеркало, в которое никто еще не смотрелся, чтобы в нем они увидели друг друга. Этот обряд имеет свою философию: молодые должны быть зеркалом друг друга. Также жениха и невесту угощают медом, чтобы совместная жизнь была сладкой.

Вокруг чимилика, чтобы изгнать злых духов, обводят дымом испанда - травой для благовония и дезинфекции.

На второй день в дом жениха приходят близкие родственницы невесты на рубинон - смотрины. Мама невесты приносит в дом дочери несколько больших тазов с угощениями, сладостями и подарками. Обязательно готовится национальная белая халва, хлебные изделия - кульча, чапоти, калама (слоеная лепешка, прожаренная на масле), приносится целое ведро сваренных яиц и много вкусных национальных печеных изделий - орзук, салла, самбуса и других. Кроме этого матери и отцу жениха дарят курпачи и подушки, расшитые национальным орнаментом.

Родственники жениха тоже по-особому готовятся к этой встрече. На дастархан они подают целых семь блюд. Сначала в красивых фарфоровых чайниках гостям приносят теплую подслащенную воду, чтобы жизнь у молодых была сладкой, а отношения с новыми родственниками - теплыми и хорошими. В качестве первого блюда обычно подают ширбириндж (рисовая каша на молоке), политый раскаленным топленым маслом, затем приносят хомшурбо (наваристый мясной бульон с овощами). Далее гостей ждет третье блюдо - гуштбирён (жареное мясо), а потом их угощают манту. В качестве пятого блюда готовят оталаи бурида (лапша, сваренная на бульоне из горных трав), следом за ним подают горячую самбусу. Как только приносят оши палов (плов), гости понимают, что пора уходить.

Но перед тем как подать плов, всем гостям показывают приданое невесты и подарки со стороны жениха. Собственно, с этого начинается сам обряд рубинон. Женщины из семьи жениха подходят к невесте, держа на руках маленького мальчика. Одна из них с помощью двух веточек плодового дерева открывает лицо невесты, а другая сажает в ее подол ребенка, чтобы первым у молодых родился мальчик. Потом остальные женщины с подарками в руках начинают подходить к невесте, целовать в лоб и приветствовать ее в доме мужа.

Исфара. Всё у невесты

Особенностью свадьбы этого региона является то, что она отмечается в доме невесты. С самого раннего утра со стороны жениха приходят мужчины, копают небольшую яму во дворе дома невесты, устанавливают большой казан и начинают готовить свадебные блюда. Во дворе накрываются столы, гостей угощают, сюда приезжает жених, который три дня должен оставаться в доме будущей жены. Только потом приезжают родственники жениха и забирают его и невесту домой.

В доме новобрачной на видном месте обычно развешивают все ее наряды и чимилик - ширму, под которой обычно прячется невеста. Туда в сопровождении танцующих друзей в золотошвейном халате (чапане) входит жених. Привязать чимилик доверяют только той семейной паре, которая прожила долгую и счастливую жизнь в браке. Молодые выходят из дома в сопровождении подруг невесты, которые держат над ее головой расшитое покрывало или сюзане - символ счастливой крыши в браке.

На севере страны многие годы было принято обходить под таким покрывалом три раза вокруг костра, и назывался этот ритуал аловгардон. Этот обряд дошел до нас со времен зороастризма и олицетворял изгнание злых духов, предотвращал порчу и сглаз. Действующими лицами в этой церемонии выступали исключительно женщины. Сейчас муллы запрещают проводить этот обряд, считая его огнепоклонством.

Памир. Верхом на друге

Памирская свадьба состоит из многочисленных традиций, имеющих свою философию, но запомнить их все, а тем более их значение, с первого раза трудно. Даты никоха (помолвки) и самой свадьбы, как правило, согласуются с местным муллой, которого здесь называют халифа. После процедуры мусульманского обряда молодожены должны расписаться в специальном документе вроде брачного договора.

На следующий день после никох проводится свадьба. Так как многие обряды в различных регионах республики схожи, в доме жениха она начинается с процедуры сартарошон, о которой мы рассказывали вначале. Но только на Памире к месту свадьбы жених приезжает верхом на... друге. В этот день он - шох, то есть царь, и потому пользуется всяческим почетом. Говорят, даже настоящий шах в этот день может считаться ниже рангом, и если он появится в доме жениха, тот может не вставать перед ним. Это его день...

Все принадлежности для сартарошон, в том числе и одежда жениха, кладутся в галбеле (сито с крупными отверстиями) и окуриваются дымком страхма - растения, якобы разгоняющего злых духов и освящающего одежду. Но это не хазориспанд, который используется в других регионах страны. Страхм для памирцев - это священное растение, которое является обязательным атрибутом практически в любом обряде, будь то свадьба или поминки. Сам галбел символизирует отсеивание зла.

После церемонии халифа читает дуо (молитву), и жених вместе со свитой поет песню «Эй, шохи мо дар сафаре, подшохи мо дар сафаре» (наш шах в пути, наш падишах в пути), женщины отбивают такт в даф (дойры). Под это музыкальное сопровождение жених отправляется за невестой. Стоит отметить, что на Памире жениха сопровождают два свидетеля. У дома невесты его ждут женщины с дафами и артисты, которые приветствуют уже другой песней: «Эй, шохи мо омаде, подшохи мо омаде» (наш шах пришел, наш падишах пришел).

У невесты делегация находится недолго. После чтения молитвы приносят угощение. Как правило, это ширруган (лепешка, молоко и масло, подающиеся в деревянных блюдах).

Пока гости едят, начинается подготовка невесты - шай. Сначала ей плетут две косички, вплетая в волосы печак (плетение из меланжевой нити и бисера). Затем она надевает платья, как правило, несколько, но обязательно нечетное количество и красного цвета: красный цвет на Памире считается цветом радости и счастья и является основным в гардеробе невесты. Затем ее голову и лицо обматывают белой тканью и тюлью - символом чистоты и целомудрия, следом накидывают несколько больших платков. После этого ее голову завязывают надлобной повязкой и платки, кроме самого нижнего, закидывают назад.

В памирских домах молодожены имеют свое специальное место, как правило, оно находится у одного из пяти столбов. Невесте, которая под грузом своего одеяния еще не видела дом жениха, должны открыть лицо. Как правило, это делает любой представитель сильного пола, часто кто-то из близких друзей жениха с помощью самодельного лука и стрелы. Натянув стрелу, он два раза этой стрелой поднимает и опускает платок невесты. В третий раз он закидывает платок назад и пускает стрелу в рудз - потолочное окно в памирском доме. С этих пор мужчина, который открыл лик невесты в ее новом доме, считается ее пед - названым отцом. Далее невесту отводят в отдельное место, где снимают с нее нелегкое одеяние, и она облачается в одно платье, а на голову накидывает лишь один платок.

Интересно, что памирские женихи свободны в своих действиях: во время церемонии свадьбы «шах» может выйти погулять с друзьями или отлучиться по нужде, а его место возле невесты занимает ее названый отец. Плохого умысла в таком сидении рядом с новобрачной ни у кого нет, так как этот новый родственник теперь должен оберегать ее всю жизнь, а она должна уважать и почитать его, как родного отца.

Гарм. Семь волшебных сундуков

Традиционно гармская свадьба мало чем отличается от подобных семейных торжеств, проводящихся в южной части республики. Однако в ней есть своя изюминка, свои особенности, и одна из них заключается в том, что невеста должна привезти в дом мужа целых семь сундуков! Сейчас, правда, при упорядочении свадеб и традиций, их число сократилось до четырех. Что же в них? Два сундука по традиции невеста приносит для себя: там ее приданое, начиная от одежды, обуви и заканчивая посудой, скатертями и постельным бельем с учетом того, чтобы всего хватило на первые семь лет семейной жизни. Два других сундука она приготовила для своей свекрови. Интересна сама церемония сандуккушои (открытие сундуков), которая проводится на второй день после свадьбы. Сундуки, как правило, закрыты на замки, ключи от которых родственники невесты передают матери жениха. Она по своему усмотрению должна выбрать сандуккушо - женщину из своего окружения. Зачастую это уважаемая и знатная особа, у которой счастливая семейная жизнь. Как только она открывает сундук, все видят, что на самом верху лежит узелок с несколькими отрезами ткани. Это для той, кто открыл сундук. В сундуке обычно лежат отрезы для всей женской половины семьи жениха, а также чапан, джойнамоз (коврик для моления), тюбетейка с рубашкой для свекра, рубашки для других родственников. Там много лишних отрезов и тюбетеек - все, чем может распорядиться сама свекровь по своему усмотрению, то есть кому хочет, тому подарит. Во втором сундуке находятся скатерти, полотенца, белье, покрывала и другие принадлежности, а также домашняя утварь, начиная от посуды и вплоть до скалок, рафиды (плоские подушки разного размера для выпечки лепешек в печи - тандуре) и мугпар (специальная форма для придания узора лепешке). А самое главное, в этом волшебном сундуке находятся от 40 до 70 (и больше) пиал с порцией белой халвы - своеобразный подарок для всех присутствующих на церемонии женщин.

Еще одна примечательная церемония подобной свадьбы: когда невесту заводят за чодар, где в основном находятся родственницы невесты, начинается чойкашон - жених заваривает чай и подает всем гостям, а сторона невесты одаривает его за это подарками. Этот обычай - своеобразные смотрины жениха, так как раньше по традиции он закрывал платком половину лица, и его из гостей прежде никто не видел.

И еще. Гармские тещи - самые ущемленные. Им нельзя приезжать в гости к дочери, пока они не станут бабушками, то есть целый год, а иногда и больше. Кстати, сама дочь может приехать в отчий дом даже после брачной ночи, и такие хождения туда и обратно ей разрешаются в течение года. Так как гармцы считают, что девушка должна привыкнуть к дому мужа, если она скучает по родителям, ей не возбраняется часто их навещать. Соблюдается целый ритуал (джахд), когда сторона невесты с большими подносами, полными сладостей и лепешек, идет забирать ее, а сторона жениха отвечает тем же, когда просит невесту вернуться обратно.

Свадебные традиции таджиков , живущих на равнинной местности отличаются от живущих в горах. Но, в целом, как и у других азиатских народов, всё начинаются с сватовства и обручения девушки и парня. В старые времена практиковались "обручение с колыбели", называлось это "говорабахш" и "сватовство малолетних", когда родители сами решали судьбу своих детей. В юношеском возрасте, так же родители могли для своей дочери или сына по своему усмотрению выбирать невесту или жениха, а так же пользовались услугами свахи (совчи). За месяц до свадьбы юноше говорили, кто за него просватан. Его мама, вместе с блюдом плова и свежеиспеченными лепешками направлялась в дом невесты. В ответ родители девушки накрывали стол и приглашали на трапезу родных и соседей, где и объявляли о помолвке. Официально помолвленными девушка и парень считались после того, как перед трапезой почтенный старец разламывал лепешку и молился за счастье жениха и невесты. Сговору предшествовали предварительные переговоры между родителями жениха и невесты, если всё устраивало обе стороны, то засылали сватов. Назначался специальный день для передачи калыма (выкупа за невесту) отцу невесты. Бракосочетание обычно назначали на осень, когда заканчивался сбор урожая.

Обязательным подарком к свадьбе считалось сюзане (свадебное покрывало), которое женщины-рукодельницы покрывали витиеватой вышивкой (специальными древнеми магическими узорами), которые в последствие будут охранять счастливую семейную жизнь от злых духов и сглаза. Во время приготовления приданного обязательно читали Коран. Шитье всегда начинала всеми уважаемая многодетная мать.

Современная таджикская свадьба длится целых семь дней. В первый день новобрачные объявляют о своём решении пожениться, после чего три дня занимают званные обеды с одной и другой стороны. На пятый день жених с свадебной процессией из друзей и родных отправляется в дом невесты, где молодожены приносят клятву перед имамом, обряд закрепляется трапезой жениха и невесты, состоящей из чашки воды, немного мяса и хлеба с солью. С этого момента молодожёны могут находится вместе. Начинается праздник, на котором гостей угощают, поют и танцуют. В полночь жених увозит невесту на своей лошади в родительский дом. Завершается свадебный обряд приёмом семьи невесты в доме семьёй жениха, где они проводят всю ночь. В течении медового месяца молодожёны живут вместе с родителями жениха, чтобы те могли помочь на первых порах молодой семье по всем возникающим проблемам.

Одним из самых любимых и почитаемых в народе обычаев, конечно, является национальная свадьба . У разных народов она происходит по-разному, но сегодня хочется рассказать о том, как этот праздник отмечают у таджиков .

Свадьба - мероприятие серьезное , требующее много сил и вложений и обставляется она по особенному, с соблюдением всех правил и ритуалов.

Если быть в своем рассказе последовательным, то конечно нужно начинать со сватовства . Именно оно является у таджиков первой церемонией , связанной с браком . Здесь происходит официальное представление молодых, знакомство их семей, назначается день помолвки и оговаривается размер калыма.

Да-да, калым до сих пор непременный атрибут любой свадьбы . И не спешите осуждать кого-то за отсталость взглядов. По мне, так калым несет в себе больше положительных аспектов, чем отрицательных. Посудите сами, как новоиспеченный муж будет относиться к молодой жене, выложив за нее ну очень «кругленькую» сумму, если меньшую по стоимости машину, обихаживает каждый день? Конечно это шутка, но в ней, как вы понимаете, есть рациональное зерно.

Итак, помолвка .

У таджиков слово «помолвка » имеет три значения: «кабулдоран » («согласие обладать »), «ошхуракон » («угощение пловом ») и «оклик » («чистота , белизна »).

Руководствуясь именно последним термином, родители невесты приносят на торжество белую материю, гарантируя тем самым непорочность и чистоту своей дочери.

В состоятельных таджикских семьях принято устраивать дополнительный ритуал, называемый — «закрепление помолвки ». Конечно, это более масштабное и дорогостоящее событие, но ведь и свадьба делается не каждый день.

Это действо, как правило, проводится в доме невесты и обставляется с соблюдением многочисленных деталей.

Родственники со стороны жениха приносят в дом невесты красивые подносы - «лайли », обязательно в четном количестве, на которых разложены ритуальные подарки.

На первом лежат сдобные свадебные лепешки : «гуль-нон », «фатир », «кульча », которые имеют сакральное значение оберегов и пожелания молодым счастливой семейной жизни. Второй поднос доверху наполнен ингредиентами для свадебного плова (рис, мясо и тд.). Третий поднос самый «вкусный », туда обычно кладут всевозможные сладости, дабы жизнь у молодых была подобно меду. Четвертый же предназначается персонально для невесты, атрибуты для свадьбы, причем в их числе, обязательно должен быть белый платок, материя для платья и белые туфли.

Собственно после такого, свадебного торжества уже не избежать!

Основной особенностью таджикской свадьбы является то, что она всегда отмечается в доме невесты. Именно здесь накрываются столы, угощают гостей, сюда же приезжает и счастливый жених. Три дня он обязан провести в доме будущей жены. И только потом приезжают его друзья и забирают пару в дом родителей жениха.

Традиционно, молодожены первый год после свадьбы живут в доме родителей супруга, и лишь впоследствии могут переезжать в собственное жилье.

А теперь, собственно, о дне свадьбы.

Утром назначенного дня, жених в расшитом золотом национальном халате - чапане , с друзьями и родственниками, под звуки оркестра народных инструментов, приезжает в дом невесты, где их радушно встречают и щедро угощают. Молодая, тоже в национальном свадебном наряде ожидает жениха в окружении подруг.
В доме, на почетном месте развешиваются все ее наряды и «чимилик » (плотная занавеска в углу комнаты, призванная скрыть молодых во время отправления обрядов и таинств). Рядом с ним висит нож, деревянная ложка, и стручок острого красного перца. Нож символизирует сильного и смелого сына; ложка должна «помочь » родить дочку-хозяйку, а перец, по поверьям оберегает молодую семью от сглаза.

По традиции , невеста выходит к собравшимся в окружении подруг, которые держат над ее головой расшитый золотом ковер символ счастливого нового дома . Девушку провожают в «чимилик », туда же, сопровождаемый друзьями, входит и жених. Родители невесты читают молодым благословляющую молитву, к которой присоединяются все присутствующие.

Затем благословленных молодых 3 раза обводят зажженными свечами, дабы отогнать всех злых духов, а после паре приносят мед. Соблюдая ритуал, жених сначала сам попробует мед, а потом подносит его и невесте, чтобы их дальнейшая жизнь была сладкой и безмятежной.

Близится время самого главного свадебного обряда — «никох », аналогичного русскому венчанию. Его обязательно проводит мулла (священнослужитель), который прочитает молодым особые суры из Корана. Во время чтения, мулла один за другим снимает с головы невесты 7 платков, получая на каждый снятый платок от жениха согласие на брак. После молитвы мулла подает паре кубок с намоленной водой, из которого они поочередно отпивают по глотку, что подтверждает согласие молодого мужа защищать и обеспечивать жену, а ее, в свою очередь, слушать и почитать мужа.

Подготовка к обряду «никох » молодоженами соблюдается очень тщательно. Всю неделю до него они проводят за молитвами и соблюдают пост. Невеста в этот период шьет свадебный наряд , а жених обустраивает их будущее жилье, чтобы молодой жене было уютно и спокойно на новом месте.

После совершения обряда венчания, молодые в сопровождении гостей едут в ЗАГС, а далее по плану все собираются на праздничное пиршество, которое сопровождается обильным угощением, веселыми плясками и красивыми лиричными песнями.

Раньше к свадебным церемониям приурочивались различные спортивные состязания и конные скачки, сегодня такое можно увидеть только в сельской местности, у очень зажиточных молодоженов.

Гуляния заканчиваются далеко за полночь, как правило, уже без молодых, которые уезжают в дом жениха, там им предстоит еще несколько свадебных ритуалов , о которых, мы пожалуй умолчим.

Памир расположен на территории Таджикистана в Средней Азии. Горные районы Памира существенно отдалены от цивилизации, поэтому народы, живущие здесь, не столь современны, как, например, В Памире соблюдаются все таджикские Люди здесь невероятно религиозны, они почитают своих предков и соблюдают законы. Таджикистан - страна мусульманская, со своей культурой. Национальные ценности таджиков не близки современным россиянам, но интересны и любопытны. Особенно интересно изучать культуру проведения свадеб в традиционном стиле.

Памирская свадьба - событие значимое для всех в округе. Как говорят сами таджики, свадьба - это праздник прежде всего, для гостей, для жениха и невесты значение свадьбы немного в другом. начинается с подбора невесты жениху. Зачастую сватовство происходит уже в младенчестве и называется «говорабахш». Молодых девушек и юношей женили либо родители, либо свахи. По традиции, до свадьбы жених и невеста даже не могут поговорить и узнать друг друга получше. Как гласит история, чем моложе невеста, тем лучше. Довольно в раннем возрасте молодая девушка, не вышедшая замуж, считается «старой девой». Памирская свадьба мало чем отличается от свадьбы других мусульман. Здесь также невеста заранее готовит себе приданное, упакованное в 2 сундука. Помогают ей в этом мама, сестры, бабушки и тетушки. Женщины из рода шьют для молодоженов одеяла, подушки и другие постельные принадлежности, веря в то, что своими молитвами и трудом помогут сохранению счастья в браке. Также сотканное тетушками покрывало бережет молодоженов от сглаза и злых духов. В это время жених должен подготовить выкуп (калым) за невесту.

Памирская свадьба, как и любая другая, требует основательной подготовки. Оформление столов на свадьбу, приготовление еды, убранство залов полностью ложится на плечи родственников. Любая свадьба -дело затратное. В Таджикистане принято гулять «на широкую ногу», приглашать сотни гостей, музыкантов и поваров. Традиционным таджикским угощением является плов, приготовленный по специальному рецепту. Люди побогаче заказывают рестораны, куда приглашают добрую тысячу родственников, те же, кто роскоши себе позволить не может, устраивают празднество прямо на улице. Как говорилось выше, свадьба - праздник для гостей. Невеста с подругами в это время уходит за занавеску, где проведет почти весь вечер. В невеста надевает паранджу. По традиции принято, что столы накрываются для мужчин и женщин отдельно, а ровно в 9 вечера веселье прекращается. Также на территории Памир введен «сухой закон», поэтому вместо алкоголя гости и новобрачные пьют чай. По истине, памирская свадьба - самая трезвая свадьба в мире. Говоря о том, что можно, а что нельзя дарить на свадьбу, стоит заметить, что в этом законы мусульман довольно демократичны. Родственники и родители дарят молодым машины, дома. На свадьбе не принято экономить. Подарок должен быть полезным, нужным в быту и не дешевым, ведь вы, как и другие гости, готовите новобрачных к семейной самостоятельной жизни.

Жители Памир - люди гостеприимные, душевные. Они чтят и уважают как свои традиции, так и традиции других народов. Традиционные свадьбы все также популярны в Таджикистане, но народ не отстает и от современного мира. Здесь, как и в других странах, пользуются популярностью услуги тамады, певцов и артистов, способных развлечь гостей в этот радостный день. Гостей родственники молодых всячески ублажают, кормят и поят. Веселье здесь может продолжаться и не один день, ведь свадьбы бывают не так уж и часто. Женихи в Памире знатные, да и невесты ничуть не уступают мужчинам. Как правило, даже не знакомые прежде друг с другом, молодожены хорошо уживаются и счастливы в браке десятки лет.

Хотите сэкономить? Тогда к нам, сюда!
Выберите свой возможный бюджет и получите скидку и бронируйте на выбор пять отдельных залов!
Рядом с метро и своя парковка! Есть вариант все включено за 2000 р с напитками едой и алкоголем и сервисным сбором!

Спланировать бюджет поможет
наш калькулятор:

Делаете заказ на сумму:

Оплачиваете в кассу всего:

Свадьба - один из самых любимых торжеств в любой национальной культуре. К подготовке церемонии подходят ответственно и серьезно. Ведь как пройдет свадьба, так и будут жить молодожены. Поэтому каждая семья, каждый родитель не жалеет ни сил, ни времени, ни денег, чтобы организовать пышное, запоминающееся действо. Особенно это характерно для таджикской национальной свадьбы.

Таджикская свадьба продолжается семь дней и ночей. Этому зрелищному событию предшествуют подготовительные обряды и ритуалы, которые могут происходить задолго до назначенного события. Почитание национальных таджикских традиций неразрывно связано с вероисповеданием. В большинстве своем таджики исповедуют ислам, что накладывает свой отпечаток на проведение таджикских празднеств.

Национальная таджикская свадьба включает в себя следующие этапы:

1) Сватовство.

2) Обручение:

  • - фотиха - обнародование помолвки;
  • - туккуз - обмен дарами семей молодоженов.

3) Выкуп невесты:

  • - калын-туй - приношение рогатого скота и продуктов к дому невесты для отмечания свадьбы;
  • - чойгаштак - обрядовая трапеза для невесты и ее подруг, жених со своими друзьями отправляется в дом невесты.

4) Свадебный обряд никах.

5) Туйхона - пышное торжество.

6) Рубинон - торжество для родных и близких молодого супруга, где невеста открывает лицо

7) Чилла - медовый месяц.

Сватовство на таджикской свадьбе

Таджикский обычай сватания может быть проведен как в раннем детстве, так и непосредственно перед самой свадьбой. Обряд сватовства, происходящий между семьями, когда дети только появились на свет, называется говорбахш, когда дети подросли - доманчок. Читая молитвы, матери будущих жениха и невесты делят между собой нон (лепешку), а дети в немного надорванных по швам рубахах соединяют их подолами. Не правда ли, красивый обычай?

В более старшем возрасте детей сватали отцы семейства, сделав выбор на свое усмотрение или совчи (таджикские свахи). Они решали все договоренности между сторонами. И если переговоры прошли удачно, засылали сватов. Когда дети уже взрослые, обряд сватовства проходит несколько иначе. Будущую помолвленную пару официально представляют, семьи знакомятся между собой, обсуждается размер калыма и назначается дата помолвки.

Помолвка

Первым об обручении всегда узнает юноша. Ему объявляют, какую девушку за него просватали. В этот же вечер мать будущего жениха идет в родительский дом невесты и преподносит дар в виде плова, который накрыт лепешками. Устраивается праздничное чаепитие, приглашаются соседи и родные, проводится ритуал фотиха (начало) и ноншиканон (разламывание лепешки). Самый авторитетный родственник надламывает лепешку и читает священные молитвы о здравии и счастье будущей семьи. Родные жениха и невесты обмениваются подарками для молодых. Помолвка считается официально проведенной.

Есть еще одно значение слова «помолвка» в таджикской культуре - это оклик (чистота). Родители невесты преподносят белый материал, символизирующий невинность и чистоту их дочери. Этот обычай проводится, когда молодые обручаются, будучи уже взрослыми и готовыми создать семью. Родные будущего мужа приносят в отчий дом суженой подносы- лайли. Их должно быть четыре. На первый лайли возлагают гуль-нон, фатир и кульчу - свадебные лепешки, как оберег будущей семьи. На втором подносе лежат продукты для свадебного плова: мясо, рис, специи и пряности. Третий поднос заполнен всевозможными сладостями, чтобы жизнь молодых была такой же сладкой. А четвертый лайли предназначается невесте. На нем лежит ткань для подвенечного платья, обувь, белый платок и разные аксессуары, которые понадобятся для наряда невесты.

Выкуп невесты

За день до того, как калым за невесту должен быть выплачен, в доме родителей жениха для будущего свекра проводится так называемый обряд «тахта пас кунон». Он включает в себя выпекание лепешек и пошив свадебного наряда женщинами. В конце дня выплачивается калым.

Очень важным атрибутом для проведения таджикской свадьбы является сюзанне - свадебное покрывало. Оно изготавливается из домотканой хлопковой белой материи. Только такая ткань могла предстать перед очами Аллаха в своей первозданной чистоте. Она расшивается национальными узорами, во время этого процесса читается молитва. Таким образом, сюзанне наполняется магической силой защиты. Чтобы усилить действие силы, в одном из орнаментов вышивальщица нарочито допускает ошибку. По поверьям, это оберегает молодых от злых духов. После свадьбы сюзанне занимает достойное место в комнате молодоженов.

Свадебный обряд никах

Будущие супруги с большой ответственностью подходят к свадебному ритуалу никах. На протяжении целой недели до торжества они соблюдают пост, молятся и заканчивают приготовления к празднованию. Свадебное торжество проходит в доме новобрачной. Никах начинается утром с приготовления плова. Первоначально им потчуют мужскую половину гостей и родственников, а затем женскую. Ближе к вечеру приглашают муллу, который будет проводить священный обряд бракосочетания. После прочтения молитв невесту с подругами отправляют за специальную занавеску - чимилик. Там подруги помогают невесте облачиться в свадебное платье.

Традиционные свадебные наряды очень яркие и колоритные. Украшенные золотыми нитями и драгоценностями они выглядят особенно торжественно. Обязательным предметом наряда является паранджа - головной убор невесты. Он символизирует скромность и благочестие невесты. Одежда жениха состоит из вышитого золотом чапана (национального халата) и тюбетейки. После одевания невесты подруги устраивают ритуальные танцы и песни, объявляя о согласии новобрачной на проведение бракосочетания. Мулла проводит священный обряд никах, все родные и гости поздравляют жениха и невесту. Затем молодые едут в ЗАГС узаконить юридически свою семью.

После торжественной части начинается свадебное пиршество - туйхона. Столы накрывают скатертями-дастарханами, сшитыми из красивой ткани с национальными орнаментами, и заставляют традиционными таджикскими блюдами: плов, тушбера, курутоб, кабоб, нон и другие блюда. Молодые и гости поют, танцуют и весело проводят время. Родные произносят поздравительные речи и пожелания счастья и любви, благоденствия и достатка, приумножения рода. В полночь жених увозит невесту в отчий дом, а гости продолжают праздновать.

Следующий этап таджикской свадьбы - рубинон. Это мероприятие для знакомых и соседей жениха. Молодая жена показывает свои наряды и открывает свое лицо. Невестку поздравляют свекр и свекровь, даря ей подарки. Гости также приносят свои дары.

Заключительным этапом идет медовый месяц молодых - чилла. Супруги живут в родительском доме мужа. А свекор со свекровью помогают обжиться новой молодой семье. Длится он сорок дней.

Традиционная таджикская свадьба - многоэтапный самобытный процесс со своими обычаями и обрядами, в течение которого молодожены становятся ближе друг другу. Почитание невесты в свадебной церемонии говорит об уважительном благоговейном отношении к ней как женщине, продолжательнице рода. В мусульманской культуре авторитет мужчины непоколебим, но и свою жену муж уважает и ценит.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.