Сколько слоев бумаги нужно для папье маше. Сердце в технике папье-маше. Как делать изделия из папье-маше

Первые ростки папье-маше взошли во Франции в начале XVI века и использовались для изготовления прекрасных кукол.

Со временем, эта техника стала применяться для производства табакерок, подносов, игрушек, подсвечников, зеркальных рам, декоративной лепнины.

Слово «папье-маше» переводится с французского языка как «жёваная бумага» либо «рваная бумага» .

Существует два способа создания изделий из папье-маше.

Первый — это лепка из поддающейся формированию массы, состоящей из мягкой бумаги и клеящего вещества.

Второй представляет собой наклеивание рваной бумаги слоями, этот вид ещё называют маширование.

Техника папье-маше совершенно не сложна, но требует аккуратности и терпения. Процесс изготовления задуманной вещицы, может затянуться на несколько дней из-за долгой сушки материала.

Но потраченное время не пропадёт в пустую, ведь в результате, своими руками, можно сотворить самые разнообразные вещи, такие как декоративные элементы интерьера, шкатулки, копилки, статуэтки, маски, куклы, погремушки и многое другое.

Папье-маше, нередко совмещают с техникой декупаж . Такой союз даёт возможность создавать поистине настоящие шедевры.

Масса для папье-маше

Обычно для изготовления массы используются газетные листы, но это не принципиально, в ход можно пустить туалетную бумагу, бумажные полотенца.

Газетные листы рвём или режем на небольшие кусочки, складываем в глубокий сосуд и заливаем водой. Лучше всего использовать миксер, перемалывая небольшими порциями. Но можно обойтись и собственными силами, для этого порванную бумагу залить горячей водой и оставить для размокания примерно на 3 часа. После чего вымесить руками до получения однородной массы. Через сито, надо сцедить излишки воды и в полученную гущу добавить смесь клея с клейстером. Вымешивать до тех пор, пока не начнёт немного липнуть к рукам. Если не использовали за один раз, можно хранить в прохладном месте несколько дней, замораживать нельзя. При хранении масса может стать жидкой, в этом случае отожмите её и добавьте клей.

Масса готовится с клеем и клейстером, потому что при использовании только клея, трудно лепить, а один клейстер не даёт необходимой прочности. Для увеличения крепости можно добавить мелкие древесные опилки.

Клейстер для массы можно приготовить следующим образом: смешать муку и воду в пропорции 1:3, тщательно перемешать, чтобы не было комков. Поставить на огонь, и непрерывно помешивая довести до кипения. Затем снять с огня и дать остыть. Клейстер хранят в холодильнике несколько дней, плотно завернув полиэтиленовой плёнкой.

Окрашивать изделие нужно темперной, алкидной или масляной краской. Гуашь и акварель не подходят, в связи с тем, что они пачкаются и стираются. Для большей стойкости гуаши, в неё добавляют немного клея ПВА. Покрывают окрашенное изделие бесцветным лаком. Перед окрашиванием изделие необходимо зашкурить и загрунтовать.

Маширование

Маширование представляет собой оклеивание подготовленной формы кусочками бумаги. Бумага должна быть мягкой, также для этого подойдут газетные листы. Самый идеальный вариант это смешенное оклеивание: нанесите первый слой цветной или белой бумаги, смажьте поверхность клеем, затем покройте вторым, используя бумагу контрастного цвета или газетные обрывки.

Применяется это для того, чтобы не запутаться в количестве пластов. В любом случае последний слой обязательно делается из белой бумаги. Сделать необходимо не менее 8-10 слоёв. Каждые два слоя должны просохнуть, прежде чем наносить следующие два. Необходимо следить за тем, чтобы кусочки бумаги при оклейке немного заходили друг на друга, ложились ровно и не морщились.

Бумагу для маширования ни в коем случае нельзя разрезать ножницами, исключительно рвать руками на небольшие кусочки. Края в этом случае получаются тонкими и хорошо сглаживаются в готовом изделии. В зависимости от того каким образом было выполнено папье-маше, маширование бывает внутренним (оклеено изнутри) и внешним (наружное). Если вы рассчитываете на то, что оклеиваемая форма останется внутри изделия, смажьте её перед работой клеем. Но в случае последующего извлечения, покройте форму вазелином или жирным кремом.

Для маширования очень хорошо подходит обойный клей, который можно заменить клейстером собственного приготовления. Варится клейстер, так же как и в случае работы с массой для папье-маше, но можно сделать его и следующим образом: крахмал, разводится водой комнатной температуры и размешивается до густоты сметаны. Продолжая мешать, маленькими порциями добавляется кипяток, пока не получится похожая на кисель прозрачная, густая жидкость. После остывания, клейстер готов к работе. Долго его хранить нельзя, каждый раз лучше готовить свежий.

Также для работы используется казеиновый клей, который продаётся в строительных магазинах.

Маленькие детали, доделывают смесью из клочков бумаги и клея. Нужно помнить, что при сушке они сильно уменьшаются в размере. Если такое произойдёт, то после полного высыхания оклейте детальки рваной бумагой до необходимого размера.

Сушится изделие при комнатной температуре в течение, приблизительно двух суток.

На батарее сушить противопоказано, так как оно может потрескаться.

Готовую, полностью высохшую заготовку надо снять с формы и хорошо обработать наждачной бумагой, стараясь добиться ровности поверхности. Затем загрунтовать. Для этого лучше использовать грунтовку на водной или латексной основе. Грунт наносится плоской кисточкой. Прежде чем наносить очередной слой, дайте высохнуть предыдущему.

Окрашивается и лакируется выполненная вещь, так же как и изделие из массы для папье-маше.

Изготавливать поделки из папье-маше своими руками несложно. Давайте изучим основы и приготовим необходимые материалы.

Возникновение данной техники изготовления поделок, скорее всего, произошло во Франции. По-французски папье маше - это «жеваная бумага». В названии нет ничего удивительного, ведь для поделки нужна газета, белые листы А4 и клей.

Существует 2 различных способа:

  • клеить кусочки поэтапно, слоями (маширование);
  • лепить из влажной бумажной массы.

Большинство предметов изготавливается легко и быстро, но требуется достаточно много времени на просушку. Отделка порой занимает день-два, особенно когда изделие сложное.

Рецепт клейстера

Клейстер нужен для соединения бумажных деталей. Обычный ПВА слишком густой, обойный тоже не подойдет.

Клейкую массу можно сделать дома, следуя несложному рецепту: ПВА и обычная вода. Их смешивают в соотношении 2:1. Варить клейстер необязательно, можно приобрести готовый в специализированных магазинах.

Маширование

Изделия из папье-маше своими руками для начинающих - выбирают несложные. Так, чтобы «вылепить» чашку или вазу, надо выбрать подходящую емкость. Техника изготовления довольно проста:

  • Снаружи емкость обжать фольгой.
  • Затем нарвать бумаги, стараясь, чтобы кусочки получались небольшими. Стараться подчеркивать округлые части будущей фигурки.
  • Поэтапно наклеить кусочки снаружи поверх фольги. Располагать их чуть накрест, чтобы избегать образования пропусков. Клеем промазывать удобнее поверх бумаги - она потом пропитается сама. Выравнивать лучше сразу.
  • Закончив, дать изделию подсохнуть. Лучше всего оставить его на ночь.
  • Дополнительно нанести еще пару слоев на следующий день. Если планируется раскрашивание готовой фигурки красками, то финальный делается из разорванной на маленькие кусочки белой бумаги.

Новичкам удобно пользоваться данным способом.

Изготовление клейкой массы

Особый интерес представляет разновидность техники папье-маше. Подойдет газета, рулон ненужной туалетной бумаги (многослойная, мягкая), салфетки или упаковка новых бумажных полотенец.

Перед тем как делать папье маше, аккуратно сложите бумагу и нарежьте. Если ножниц нет или хочется побыстрее, то нарвите, чтобы получились одинаковые квадраты (рекомендуемый размер - 1,5×1,5 см).

Уложите их в одну кружку доверху, а можно и в миксер. Теперь залейте водой, хорошенько размешайте. Доливайте жидкость понемногу при необходимости.

Проще замочить бумагу, выждать часа три, потом руками размешать ее, формируя бумажную массу.

Излишки жидкости сцедите при помощи сита. Получившуюся массу переложите в большую миску, добавьте туда ложку клея, немного клейстера. Размешайте. Смесь клей+клейстер необходима, ведь простого клейстера недостаточно, а если обойтись одним клеем, то лепить сложно

Добавляйте их еще, пока масса не приобретет липкость и не станет напоминать тесто. Регулировать степень жидкости можно добавлением клея или сцеживанием воды. Усилят прочность опилки.

Закончив, спрячьте бумажную массу в обычный пакет и храните в холодильнике.

Что можно сделать дома по технике папье-маше:

  • шкатулки;
  • тарелки;
  • фигурки животных;
  • яйца;
  • кружки;
  • разнообразные карнавальные маски;
  • бусы;
  • красивые подарочные коробки;
  • серьги;
  • картины (используя плотный картон для создания основы).

Полезные советы начинающим:

  1. Длительность изготовления напрямую зависит от вида поделки.
  2. Не забывайте хорошенько просушивать бумажные слои каждый раз после укладывания. Стандартная просушка - 1-2 суток, только тогда готовое изделие будет радовать прочностью.
  3. Украшать их можно гуашью или акварелью, а для закрепления результата покрыть готовую фигурку лаком.

  1. Если в моделировании вам нужны бумажные полоски, старайтесь раскладывать их без системы хаотично, регулярно меняя положение.
  2. Вместо газет, ненужных салфеток или белой офсетной стоит взять туалетную или разноцветную гофрированную бумагу, картонные кусочки упаковок, от круп.
  3. Защитите руки латексными перчатками.
  4. Перед украшением готовую поделку необходимо грунтовать. Строительная шпатлевка поможет создать гладкость и красивые изгибы.
  5. Если вы прикрепляете бумажные слои к одной конкретной основе, то сначала обработайте ее подсолнечным маслом. После окончания детали будет проще отделять от поверхности стенок.
  6. Планируете белую поделку? Удобнее использовать листы белой бумаги, тогда и краска не пригодится.
  7. Покройте готовое изделие прозрачным лаком, оно не потрескается и сохранит надолго яркость цвета.

Карнавальная маска

Подробный мастер-класс поможет создать красивую карнавальную маску для волшебной праздничной ночи!

Что потребуется:

  • пластиковая форма (на основу);
  • тонкая резинка (крепление сзади);
  • газета;
  • белые салфетки;
  • просеянная мука;
  • отфильтрованная вода;
  • ножницы;
  • кусок ажурной ткани;
  • канцелярский клей;
  • кисть.

Изготовление:

  1. Первый шаг - приготовление клея. В глубокую пиалу насыпьте заранее просеянную муку, налейте воду. Смешайте хорошенько для получения однородной густой массы.
  2. Нарежьте газету на одинаковые небольшие квадратики (размер 1,5×1,5 см), а салфетку на тонкие полоски.
  3. Смажьте для безопасности вазелином верхнюю часть лица (где предположительно будет маска).
  4. Газетные квадратики аккуратно смачивайте водой, потом прикладывайте их к лицу, моделируя форму и точные размеры будущей маски.
  5. Готовый первый слой промажьте клейстером. Следующим также будут газетные квадратики.Соблюдайте заданную ранее форму маски.
  6. Третьим слоем наносят промазанные клеем полоски.
  7. Четвертый слой - вновь газетные квадратики, потом белые резаные салфетки.
  8. Под конец пропитайте заготовку клейстером.
  9. Выждите, когда материал слегка подсохнет. Для просушки можно использовать фен.
  10. Аккуратно снимите заготовку маски и поместите ее в теплое, но темное место. Выждите сутки.
  11. Когда высохнет, ножницами аккуратно срежьте излишки с краев, формируя везде ровный слой. Обозначьте каплевидные отверстия для глаз.
  12. Ткань. Оберните ее вокруг маски, потом клеем прочно зафиксируйте края изнутри.
  13. Дайте высохнуть, после чего вырежьте в ткани два отверстия под глаза, сразу зафиксируйте свободные края внутри маски клеем.
  14. Осталось прикрепить к готовому изделию резинку.










Яйцо из папье-маше

Осваивая технику бумагопластики с ребенком. лучше начать с изготовления яйца. Для развития детской моторики занятия рукоделием крайне полезны. Проведенные вместе уроки запомнятся надолго.

Изготовление:

  1. Для основы удобнее взять игрушечное яйцо или слепить его из куска пластилина. Обязательно покройте изделие обычным подсолнечным маслом, иначе бумажный слой потом не отдерешь.
  2. Закончив с основой, нарежьте газету. Налейте воды в пиалу. Замочите в ней готовые кусочки.
  3. Первый слой сформируйте из смоченной водой бумаги без клея.
  4. Размешайте клеевую смесь, состав которой: 2:1 (2 - клей, 1 - отфильтрованная вода).
  5. Каждый из последующих слоев пошагово смазывайте клеем. Всего их будет 7 или 8.
  6. Оставьте заготовку на 1-2 суток, пусть хорошенько высохнет.
  7. Раскрасьте яичную форму белой краской и снова оставьте.
  8. Аккуратно разрежьте высохшую заготовку ножом, вытащите основу. Используя суперклей, просто склейте половинки бумажного яйца снова.
  9. Раскрасьте яйца, как захочется.

Похожим образом можно сделать яблоко, грушу, арбуз и любой другой фрукт (овощ). Главное - основа для поделок папье-маше. Помните, что арбуз - большой, круглый, тыква - более сплюснута с боков и имеет ребристые края, у груши форма вытянутая. Низ шире, а верх, наоборот, уже.

Проще всего лепить основы из обычного пластилина. Из него несложно скорректировать форму и прикинуть размер будущего изделия.

Отделка такая же, различаются только цвета.

Цветы из папье-маше

Делать цветы из газет папье-маше сложнее, чем объемные фигурки. Техника такая: лепестки изготавливаются отдельно, потом после высыхания и окраски их присоединяют к одной центральной основе, собирая цветок. Требуемые материалы такие же, только вместе со стандартным набором нужен стакан, воздушный шарик, специальный клеевой пистолет и лист плотного картона.

Изготовление:

  1. Первый этап. ПВА сначала разведите водой, тщательно перемешайте. Пропорции приблизительно 2:1 (где 2 - клей). Газету порвите помельче. Надуйте шарик, стараясь прикинуть размеры будущего цветка.
  2. Второй этап. Аккуратно оклеивайте поверхность шарика смоченными в клее газетными кусочками. Формируйте 4 слоя. Закончив, оставьте шарик высыхать. Понадобится 3-4 дня. Лучше оклеить сразу несколько шариков, будет быстрее.
  3. Третий этап. Подсушенную заготовку разрежьте на две одинаковые половинки. Это лепестки будущего цветка. Покрасьте их, как было задумано.. Изнутри нарисуйте белые полоски. Ниже добавьте несколько черных линий меньших размеров.
  4. Ножницами придайте лепесткам необходимую вам форму, места обрезки прокрасьте дополнительно основным цветом.
  5. На бутон нужно будет 5-6 лепестков.
  6. Четвертый этап - сборка. Серединка будет из картона, и на нее поочередно приклеивайте лепестки. Первый два располагайте напротив, потом еще два в оставшихся свободных местах. Отправьте цветок просушиваться.
  7. Пятый этап - серединка. Скомкайте газету, полученный комок оберните дважды салфеткой. Закрепляйте белыми нитками. Фиксируйте плотнее. Сначала соедините их крест-накрест, переверните и снова перекрестите. Получится шарик с несколькими выделенными дольками. Готовую середину прикрепите в центр подсохшего цветка и покрасьте аккуратно зеленым, сверху концом кисточки нарисуйте маленькие черные штрихи. Последними - белые точки сверху.
  8. Шестой этап. Лист картона будет основой будущей картины. К нему аккуратно приклейте готовые цветы и нарисуйте дополнительно зеленые ветки. А листики вырежьте из тонкого картона. Покрасьте в зеленый и приклейте по два к каждому из цветов.








Самолет из папье-маше

Такая игрушка, безусловно, станет отличным подарком или украшением интерьера. Легкий, красивый, кажется, вот-вот взлетит.

Что потребуется:

  • маленькая пластиковая бутылка;
  • 8 крышек;
  • специальный малярный скотч;
  • картон;
  • ножницы;
  • газетные листы;
  • клей ПВА;
  • кисть;
  • краски.

Изготовление:

  1. Самолет из папье маше сделать можно на основе пластиковой бутылки. Вырежьте ножом (или ножницами, как удобнее) среднюю часть с места сужения. Так вы сделаете короче будущий самолет. Срежьте все ненужные выступы у дна, оставив один. Уберите горлышко, так фюзеляж станет гладким и красивым. Выступ внизу нужен, туда прикрепите хвост.
  2. Соедините части разрезанной бутылки при помощи скотча. Нарисуйте контуры, вырежьте крылья, а также все три части хвоста из картона. Прикрепите их поочередно к основе самолета, используя скотч.
  3. Шасси. Сложите крышки (2 для переднего, 6 - основного блока), скрепите их скотчем. Они будут колесами шасси.
  4. Отверстие горловины закройте бумажным шаром, сформировав его из листов смятой бумаги. Для надежности места соединения можно скрепить.
  5. Обмотать бутылку плотнее скотчем, сверху оклеить ее 3-4 слоями, используя папье-маше (обложите ее смоченными поочередно в клею кусочками бумаги).
  6. Оставьте заранее полосу пластика на носу будущего самолета. Пилотам нужно чистое лобовое стекло!
  7. Дайте высохнуть и покрасьте самолет. Нарисуйте круглые иллюминаторы, приклейте фигурку пилота спереди, лица пассажиров сбоку.









Похожим образом можно сделать кита - вырезать плавники, основу из ненужной бутылки или слепить ее из пластилина. В последнем случае половинки туловища после высыхания разрежьте, затем склейте заново. Плавники и окончание хвоста сделайте отдельно.

Большой еж из папье-маше

Изготовление фигурок животных - легкий, но увлекательный процесс.

Чтобы сделать ежика, потребуется:

  • бутылка пластиковая (большая) - 5л; (средняя) - 1,5 л;
  • ненужные газеты;
  • гипсовые шпаклевка и бинт;
  • яичные лотки;
  • зубочистки;
  • краски;
  • искусственные глаза (от игрушек).

Изготовление:

  1. Обрежьте горлышки бутылей. Вставьте их друг в друга. Это мордочка будущего ежа.
  2. Смоченными газетными кусочками добавьте фигуре объема. Оклейте спину, бока, низ. Так вы придадите ежу натуральности. Подобным образом слепите мордочку.
  3. Оставьте просушиться, затем покройте шпаклевкой всю поделку.
  4. Колючки ежа. Вставляйте зубочистки, располагая их косо, под углом, пока шпаклевка подсыхает.
  5. Покрасьте ежа и, дождавшись, когда он высохнет, приклейте глаза. Если готовых нет, то можно нарисовать.





Грибы из папье-маше

Потребуются ненужные лотки, оставшиеся после яиц. Замочите их и оставьте сутки настаиваться. Кстати, заливайте горячей водой.


Что потребуется:

  • замоченные лотки;
  • клейстер, отдельно ПВА;
  • гофрированная бумага;
  • гуашь;
  • обычный крахмал;
  • манная крупа;
  • моток проволоки.





Изготовление:

  1. Как только лотки, размягчившись, начнут распадаться, руками измельчите их и оставьте дальше размокать.
  2. Чтобы придать массе большей однородности можно использовать блендер. Отожмите смесь через марлю или обычную тряпку, удаляя ненужную жидкость. Получится прекрасная масса, из которой легко вылепить любую фигурку: каску, дерево, рыбку (плавники сделаете отдельно или сразу), пенек (окраска лотков как раз коричневая).
  3. Перед работой надо добавить немного клейстера, иначе лепить нельзя, фигурки получатся слишком хрупкими. Формируйте гриб - начните скатывать небольшой шарик. А чтобы придать ему большей гладкости возьмите какую-нибудь круглую емкость.
  4. Шляпка будущего гриба будет идеальной, если шарик с силой бросить на стол. Теперь сделайте маленькую ямку внутри готовой шляпки.
  5. Из второго похожего шарика сформируйте ножку гриба.
  6. Детали просушите, потом оклейте их. Удобнее начать с длинной ножки. Оклеивайте креповой бумагой. Для выравнивания поверхности перед креповой оклейте заготовки листами мягкой туалетной бумаги в 2-3 слоя.
  7. Готовую шляпку покрасьте патом сверху, а низ оставьте. Пат - это смесь, получаемся от соединения ПВА, небольшого количества крахмала и коричневой (можно красной или желтой, смотря какие грибы) краски. Сначала клей смешивается с нужным количеством крахмала, после этого смесь окрашивают. Готовый пат хранят в отдельной баночке и прикрывают крышкой, предотвращая высыхание.










взято здесь expert.urc.ac.ru
Изготовление изделий из папье-маше ведётся обычно по специальным образцам — моделям. В качестве таких образцов могут быть использованы различные предметы фабрично-заводского изготовления: учебные пособия, макеты, игрушки, маски, хозяйственный 1инвентарь и т. п. В большинстве случаев для изготовления поделок из папье-маше применяются специальные модели, вылепленные из глины,% пластилина, парафина и других пластических материалов. Чаще всего для изготовления моделей в работах с папье- маше используют глину материал весьма распространённый и дешёвый. Стеки, используемые при лепке моделей из глины.

Из глины по заранее заготовленному эскизу или образцу лепят модель — оригинал, форму которого желают точно воспроизвести из папье-маше. Для изготовления модели необходимо взять вполне достаточный по размеру сплошной ком хорошо перемешанной глины с тем, чтобы из него вылепить всю модель целиком. В тех случаях, когда модель должна иметь большие размеры, а такл?е при лепке моделей, имеющих отдельные, далеко выступающие детали, во взятый для лепки ком глины заделывают проволочный или деревянный каркас.

1 Необходимо отметить, что нередко под папье-маше совершенно неправильно подразумевают всевозможные бумажные пластические массы, в которых бумага предварительно измельчается механически или разваривается на отдельные волокна и в порошкообразном или кашицеобразном состоянии смешивается со склеивающими веществами и другими наполнителями в однородную пластическую массу. Эта масса используется для заполнения форм и после высыхания становится твёрдой и прочной.
Обычно оригинал, сперва лепят из глины руками и только после того, как будет более или менее точно намечена общая форма и взаиморасположение отдельных частей модели, прорабатывают детали при помощи стеков. Стеки —узкие лопаточки разной формы из плотной древесины или металла.

При длительных перерывах в лепке глиняной модели её необходимо завёртывать в мокрую тряпку, которую всё время следует поддерживать во влажном состоянии.

Небольшие модели в условиях кружка «Умелые руки» очень удобно лепить из пластилина — специальной восковой пластической массы. Перед работой пластилин надо хорошо размять руками, а при лепке из него моделей применять металлические стеки, которые время от времени слегка подогревать.

Для изготовления небольших моделей используют также парафин, из которого каждый раз сначала отливают болванку, грубо напоминающую по своим контурам будущую модель, затем при помощи ножа и подогретых металлических стеков модель заканчивают.

Изготовление изделий по моделям-формам.

В зависимости от назначения, величины и тиража изделия, а нередко и в зависимости от наличия необходимых материалов, избирается технология его изготовления из папье-маше. Если нужны единичные экземпляры, а размеры их относительно велики, то во многих случаях не имеет смысла затрачивать время и материалы на изготовление специальных форм: выклейку изделия можно провести непосредственно по глиняной модели — оригиналу. Модель при этом служит одновременно и формой.

Модель-форму покрывают сплошь в один-два слоя кусочками увлажнённой бумаги, которые тряпочкой или кусочком резиновой губки прижимают к поверхности формы, чтобы обеспечить плотное прилегание 1* ликвидировать все воздушные пузырьки. Затем вся поверхность модели выкладывается слой за слоем небольшими кусочками влажной рыхлой бумаги, покрытыми с одной стороны клейстером.

Чтобы глина, из которой сделана модель-форма, не размокала при выклейке её бумагой, поверхность модели необходимо пропитать олифой, любым растительным маслом или покрыть тонким слоем специальной пасты, представляющей собой раствор стеарина в керосине. Изготовление стеарино-керосиновой пасты описано ниже.

удобно применить в качестве моделей-форм покупные пластмассовые ванночки. Глиняные цветочные горшки могут служить моделями-формами для изготовления из папье-маше декоративных цветочных горшков. Старые игрушки из папье-маше часто используют в качестве моделей-форм для изготовления таких же самодельных игрушек.

Для того чтобы не происходило склеивания перечисленных моделей-форм с папье-маше, а также чтобы эти модели не портились от содержащейся в глине влаги, их поверхности предварительно покрывают лаком, тонким слоем стеарино-керосиновой пасты, растительным маслом или расплавленным воском, парафином или стеарином. Первый слой увлажнённой бумаги выкладывается по поверхности модели-формы без смазывания клейстером. После того как нанесённый на модель-форму слой папье-маше подсохнет настолько, что изделие можно отделить от формы, не опасаясь его деформации, его снимают и хорошо просушивают в тёплом, но не жарком месте.

При описанном выше способе изготовления изделий слой папье-маше прилегает к модели, служащей формой, своей изнанкой. Поэтому лицевая поверхность изделия только приблизительно воспроизводит оригинал. Чтобы это воспроизведение было возможно точнее, нужно в процессе работы по выклейке отдельных слоев папье-маше строго следить за тем, чтобы общая их толщина была повсюду одинаковой.

Изготовление изделий по остовам, каркасам и болванкам

По технологическим приёмам описанный выше способ изготовления изделий из папье-маше по моделям-формам очень напоминает часто применяемый в кружках «Умелые руки» способ, который сводится к оклейке десятью-двенадцатью слоями бумаги специального остова из картона. Так, например, при изготовлении шкатулки из папье-маше можно сделать нужного размера картонную коробку и оклеить её, слой за слоем, бумагой. После просушки при помощи огрунтовки, шпаклевания и шлифования шкатулке придаётся правильная геометрическая форма, и она окрашивается или раскрашивается масляными красками, эмалями или нитрокрасками.

Картонные остовы применяют и при изготовлении многих объёмных макетов по географии; этот приём ускоряет работу и способствует экономии материалов и значительному облегчению веса готового изделия. На рисунке 138 показан макет вулкана, изготовленный на картонном остове.

В тех случаях, когда изделие имеет большие размеры и сложную конфигурацию, выклейка его из папье-маше может производиться по каркасу, изготовленному из любого подходящего для этой цели материала: деревянных брусков и реек, фанеры, проволоки, картона и т.* п. Такие каркасы делаются обычно на специальных щитках или ящиках с невысокими стенками.

Изготовление из папье-маше различных поделок, имеющих строгую геометрическую форму, проводят, как правило, с использованием болванок соответствующей формы. Такие болванки делают из сухой не сучковатой древесины. Поверхность их хорошо выстрагивают и окрашивают водоустойчивой краской, нитролаком или масляным лаком.

При изготовлении изделия по болванке последнюю смазывают маслом или стеарино-керосиновой пастой и обёртывают одним-двумя слоями бумаги. Затем, слой за слоем, болванку оклеивают бумагой и, доведя слой папье-маше до нужной толщины, оставляют до просушки. Высохшую заготовку снимают с болванки, зачищают её поверхность рашпилем и шкуркой и проводят дальнейшую отделку. Чтобы легче было снять заготовку изделия с болванки, полезно последнюю выстрагивать слегка «на конус», а по рёбрам болванки снимать небольшие фаски.

Изготовление форм

Если по имеющемуся оригиналу — модели из глины, пластилина, парафина и т. п.— необходимо изготовить несколько одинаковых копий из папье-маше и эти копии должны достаточно точно воспроизводить модель, то по этой модели изготовляют формы.

Формы представляют собой отпечатки моделей в гипсе, воске, парафине, стеарине и других материалах, которые для этого либо расплавляются подогреванием, либо затворяются водой. Затвердевая в результате охлаждения или химического взаимодействия с водой, эти вещества с достаточной точностью воспроизводят в обратном виде общую форму и все элементы поверхности модели.

Для изготовления форм обычно применяют мелко измолотый жжёный хорошего качества гипс. Хороший гипс на ощупь эластичен и жирен, не содержит посторонних включений и крупинок и не пристаёт к пальцам. Будучи затворён водой до получения раствора густоты сметаны, гипс образует раствор, хорошо заполняющий все мельчайшие детали поверхности модели. Этот раствор быстро густеет, схватывается и затвердевает, образуя форму, которая сравнительно легко отделяется от модели.

К достоинствам гипса как материала для форм относится также то, что он после затвердевания достаточно прочен, хорошо обрабатывается и склеивается.

Отливку формы для каждого изделия из папье-маше следует производить, сообразуясь с его величиной и конфигурацией. Для изделий плоскостных, какими, в частности, являются многие географические макеты, различные барельефы, картуши и т. п., изготовляют формы, открытые с одной стороны. Их называют обычно простыми, или одностворчатыми формами. Такие формы представляют собой плиты той или иной величины из гипса, алебастра или других материалов. На одной стороне каждой плиты имеется точный отпечаток модели — форма для изготовления изделия из папье-маше.

Отливка одностворчатых форм из гипса или алебастра, если модели не содержат фигурных деталей, могущих воспрепятствовать снятию с них готовой отлитой формы, производится сравнительно просто.

После того как модель подготовлена для отливки формы, т. е. смазана растительным маслом или раствором стеарина в керосине, приготовляют гипсовый раствор. Для этого порошок гипса высыпают в чашку или в миску с водой, распределяя его равномерно по всей поверхности последней. При помощи деревянной лопаточки, не поднимая её из раствора и избегая взбалтывания, которое приводит к образованию в нём пузырьков воздуха, быстро перемешивают раствор.

Свежеприготовленный гипсовый раствор должен по густоте напоминать сливки. Если раствор окажется слишком жидким, следует без промедления, при непрерывном помешивании, добавить немного сухого гипса.

Заготовленный раствор быстро загустевает, и как только он станет по виду напоминать густую сметану, его нужно немедленно использовать для отливки формы.

На модель наносят сначала тонкий сплошной слой гипсового раствора, тщательно наблюдая за тем, чтобы у поверхности будущей формы не образовалось пузырьков и пустот. Затем быстро покрывают всю поверхность модели слоем раствора толщиной не менее 2,5—3 см в самых тонких местах. Весьма желательно, чтобы изнанка готовой формы представляла собой плоскость: при последующем пользовании формой для работы её удобнее в этом случае класть на стол.

Отлитую гипсовую форму оставляют для затвердевания. Посуду, использованную для затворения гипса, необходимо немедленно тщательно вычистить и вымыть, так как гипс, в котором начался процесс затвердевания, с трудом удаляется с поверхности посуды и инструмента. Раствор, приготовленный для формовки, следует расходовать каждый раз полностью, ибо оставшийся гипс всё равно приходится выбрасывать. По этой же причине надо на каждую форму готовить гипсовый раствор отдельно. Готовые гипсовые формы хорошо просушиваются и сплошь покрываются масляным лаком или жидким столярным клеем — проклейкой. После повторной просушки и каждый раз перед использованием форм для выклейки изделий из папье-маше рабочую поверхность каждой формы необходимо покрыть тонким слоем стеарино-керосиновой смазки, растительного масла, а ещё лучше — смесью растительного масла с раствором хозяйственного мыла.

Составные формы

При изготовлении из папье-маше некоторых объёмных изделий часто применяют составные, или, как их ещё называют, разборные, створчатые или кусковые формы. В зависимости от сложности конфигурации моделей, такие формы состоят из двух и более частей — створок или кусков. При использовании составных форм каждая створка выклеивается слоем папье-маше отдельно, а после высыхания все части изделия склеиваются в одно целое.

При изготовлении каждой створчатой формы необходимо, сообразуясь с характером модели и изделия, наметить наименьшее количество створок. При этом границы последних должны проходить на модели так, чтобы каждая створка легко снималась с модели, а отдельные части изделия, после просушки слоя папье-маше, легко отделялись от соответствующих створок формы. Желательно намечать границы створок так, чтобы швы между отдельными частями изделия можно было при отделке сделать незаметными. При изготовлении составных форм необходимо принимать меры к точному совпадению между собой отдельных створок.

Створки составной формы отливаются последовательно, одна за другой, и гипсовый раствор готовится каждый раз в объёме, достаточном для изготовления очередной створки. На время отливки каждая створка должна быть ограничена по всему контуру, намеченному на модели, либо боковыми поверхностями уже отлитых створок, либо специальными временными перегородочками из жести, тонкого промасленного картона и других материалов.

Если модель, по которой нужно изготовить створчатую форму, сделана из твёрдого материала, то временные перегородочки для отливки отдельных створок можно выполнить из лепной глины. Для этого из глиняного теста приготовляют раскатыванием на доске длинную колбаску, а из неё формуют затем ленту толщиной 10—12 мм. Срезав у этой ленты ножом одну сторону и слегка смочив плоскость среза водой, опоясывают модель по намеченной^ линии глиняной стенкой. Таким образом, для отливки каждой створки получается замкнутый контур.

Перед отливкой очередной створки поверхность соответствующего участка формы и боковые поверхности уже отлитых соседних створок и перегородок смазывают жирной смазкой.

В качестве простейшего случая изготовления составной формы можно указать на отливку гипсовой двухстворчатой формы по небольшой и сравнительно несложной модели, выполненной из какого-либо твёрдого и прочного материала. Модель, покрытую жирной смазкой, просто вдавливают в толстый слой хорошо размятого глиняного теста. Глину около модели выравнивают ножом и вокруг всей модели, на некотором расстоянии от неё, делают валик — стенку из глины. Подготовленную таким образом верхнюю половину модели заливают гипсовым раствором.

Когда гипс затвердеет, модель вместе с отлитой створкой формы перевёртывают и тщательно очищают от глины. Подлежащую заливке гипсом половину модели и поверхность шва, по которому будут соединяться обе створки формы, покрывают тонким слоем жирной смазки, после чего производят отливку второй створки^

После того как гипсовая форма полностью отлита, ей по возможности придают снаружи правильную форму, снимая ножом излишек гипса на створках. Когда гипс хорошо затвердеет, створки гипсовой формы раскрывают, просовывая в щели между ними лезвие ножа.

Выклейка форм бумагой

В зависимости от размеров и конфигурации изделия, для вы-клейки форм могут применяться полоски и куски бумаги тех или иных размеров. Чем сложнее рельеф и мельче изделие, тем более мелкие кусочки бумаги приходится употреблять для его выклейки. Оклейку больших цилиндрических и призматических болванок при изготовлении самодельных подзорных труб, перископов, калейдоскопов, пеналов и других поделок ведут целыми листами бумаги, ширина которых соответствует длине болванок.

Бумагу для папье-маше удобнее всего нарезать предварительно полосками шириной 3—4 см и длиной 20—30 см. Полоски заливают на несколько минут горячей водой и укладывают стопкой. Когда лишняя вода стечёт и бумага немного провянет, её используют для наслаивания папье-маше, причём, в зависимости от формы предмета, полоски наклеивают целиком или рвут при наклейке на отдельные кусочки. Первый слой увлажнённой бумаги выкладывается без смазывания клеем.

Выклеивание форм ведут либо из середины к краям, либо от одного края до другого. Выклеивание изделий производится обычно не меньше чем в 5—6 слоев, а чаще всего в 10—12 и больше слоев. Чтобы работа шла быстрее и окончательная тол-щина слоя папье-маше в готовом изделии получалась равномерной, рекомендуется для наклеивания каждого очередного слоя использовать бумагу, которая по цвету или фактуре отличалась бы от бумаги, использованной для выклейки предыдущего слоя. Например, выклеив первый слой из газетной бумаги, следует для следующего применить цветную или гладкую белую бумагу, для третьего слоя можно снова использовать газетную бумагу или бумагу другого цвета и т. д. Такой простой приём позволяет работающему не допускать пропусков и добиться равномерной толщины выклеенного слоя папье-маше.

Если изделие имеет мелкие выпуклости, то при выклейке формы соответствующие этим выпуклостям впадины выклеивают отдельно несколькими слоями бумаги и заполняют небольшими комочками смазанной клеем бумаги, после чего выклеивание формы продолжают обычным способом.

При выклеивании отдельных створок составной формы по краям их создают небольшой излишек слоя папье-маше. По окончании выклеивания этот излишек отгибают внутрь формы вровень с краями створки и приклеивают к внутренней поверхности слоя папье-маше. При этом образуются заплечики, .

После того как каждая из частей изделия подсохнет, на её края по всему контуру при помощи карандаша или ножа переносят со створки формы линию шва. Деталь осторожно извлекают из створки формы и окончательно просушивают. Затем выравнивают и зачищают рашпилем края изготовленной детали до намеченной указанным выше способом линии шва. Если требуется более высокая точность подгонки друг к другу отдельных частей изделия из папье-маше, то плоскости швов зашлифовывают стеклянной бумагой.

Если шов между отдельными частями изделия лежит в одной плоскости, то сглаживание его поверхности удобно производить на листе стеклянной бумаги, уложенной на стол лицевой стороной вверх. Извлечённую из формы и просохшую часть изделия в этом случае укладывают всей поверхностью шва на шлифовальную бумагу и притирают до тех пор, пока не будет обеспечена хорошая пригонка к соседним частям.

Сушка отформованных частей изделий из папье-маше производится в тёплом, сухом помещении. Каждое изделие подсушивают сначала в форме, затем их осторожно извлекают из форм и сушат, развешивая на верёвках или раскладывая на досках.

Слишком быстрое просушивание деталей из папье-маше при высокой температуре обычно приводит к короблению, которое затрудняет сборку изделия и портит общий его вид.

Высушенные и подогнанные друг к другу части изделий из папье-маше склеивают горячим столярным клеем.

Отделка изделий из папье-маше

Когда изделие просушено и отдельные его части склеены между собой, все швы и изъяны на его поверхности шпаклюются при помощи специальной деревянной или стальной лопаточки — шпателя или простого ножа клеевой или масляно-клее-вой шпаклёвкой. Зашпаклёванное изделие снова хорошо просушивается, швы и ненужные выступы зачищаются ножом или рашпилем, после чего вся поверхность его сплошь шлифуется стеклянной бумагой или куском пемзы.

Для сплошных покрытий приготовляют более густую шпаклёвку, чем для заделки отдельных изъянов и швов.

Для шпаклевания изделий из папье-маше можно применять шпаклёвки следующего состава:

1. Клеевая шпаклёвка

Мела молотого просеянного, желательно отмученного............... . . ... 20 частей

Клея столярного................ 5 »

Сиккатива................... 1 часть

Мел замешивают водой до получения густого теста, прибавляют густой клеевой раствор и, не переставая мешать, нагревают. После того как получится совершенно однородная кашица, добавляют сиккатив и, тщательно размешивая, снова подогревают.

Желательно использовать эту шпаклёвку, пока она не остыла.

Готовят эту шпаклёвку так же, как и описанную выше. Хорошие результаты даёт добавление в эти шпаклёвки небольшого количества тёртой масляной краскк.

Лака масляного — до получения шпаклёвки нужной густоты.

Эта шпаклёвка быстро сохнет и отличается высокой прочностью.

Для того чтобы поверхность изделий из папье-маше была прочнее, а окраска их сочнее и ярче, а также для снижения расхода краски и лака при окончательной отделке изделий, последние предварительно огрунтовывают, т. е. покрывают тонким слоем грунтовки.

2. Масляно-клеевая шпаклёвка

Мела молотого просеянного

Клея столярного.....

Олифы. . .......

8 частей 3 части 1 часть

3. Лаковая шпаклёвка

Мела молотого просеянного Белил цинковых тёртых.

3 части 1 часть

Простейшей и особенно доступной при работе с детьми грунтовкой для папье-маше является очень густой крахмальный клейстер, который заваривается обычным способом и состоит из двух частей картофельного крахмала и пяти-шести частей воды. Если из-за недостатка воды клейстер не заварится, его подогревают на кипящей водяной бане, пока раствор не станет густым, прозрачным и однородным. Крахмальный грунт наносится, как правило, руками.

Простую для изготовления шпаклёвку получают по рецепту:

клея столярного плиточного........... 8 частей

воды.................«25 »

мела молотого просеянного — до получения грунта густоты сметаны.

Для большей прочности этой грунтовки можно добавить в неё:

олифы..................... 1 часть

лака масляного................ 1 »

белил цинковых тёртых............. 1 »

Если грунт оказывается настолько жидким, что слой его, нанесённый на поверхность изделия, просвечивает, то следует добавить в грунтовку мела. В слишком густую грунтовку добавляют клеевую воду.

В условиях работы кружка «Умелые руки» может найти применение прочная и водоупорная казеиновая грунтовка следующего состава. Обыкновенный творог, приготовленный из снятого молока, обдают кипятком, отжимают в чистой тряпке и высушивают в духовке. Полученную массу измельчают в ступке в порошок, в который добавляют от двух до пяти процентов нашатырного спирта. Для придания грунтовке большей эластичности в массу добавляют 1—2% глицерина, после чего всё разводится олифой до густоты сметаны и хорошо размешивается. Полезно добавить в полученную грунтовку немного тёртых цинковых белил.

После того как нанесённый на поверхность изделий грунт хорошо высохнет, её слегка прошлифовывают мелкозернистой стеклянной бумагой и окрашивают.

Для окрашивания и раскрашивания изделий из папье-маше, изготовляемых детьми, чаще всего применяют масляные краски, наносимые обыкновенно в два или даже три слоя. Для раскрашивания масок, театральной бутафории, макетов и других изделий из папье-маше в масляные краски добавляют очищенный скипидар. Увеличение прочности покрытия при отделке масляными красками может быть достигнуто добавлением в краску (при нанесении послед-
него её слоя) небольшого количества светлого масляного лака.

Хорошие, после чего месят глиняное тесто, пока оно не перестанет прилипать к рукам и будет хорошо сохранять приданную форму. При проведении небольших по размерам и ответственных работ рекомендуется добазлять в глину сырое растительное масло.

Пластилин для изготовления мелких моделей можно приобрести в магазинах канцелярских товаров, но нетрудно изготовить и своими силами по следующему простому рецепту:

воска натурального............... 60 частей

сала свиного топлёного. 40 »

скипидара........ . . 100 »

краски минеральной сухой, тонко измолотой........... 30 »

крахмала картофельного............ 125 *

Воск, сало и скипидар осторожно расплавляют на небольшом огне в эмалированной посуде. Понемногу, при непрерывном

Поделки в стиле папье-маше родом из Франции. Первые работы были представлены еще в 16 веке. А вот в нашей стране папье-маше приобрело популярность во времена правления Петра I. Сегодня многие дети и взрослые осваивают это направление прикладного искусства. Мы расскажем, как делается папье-маше своими руками.

Основы папье-маше: совершенствуйте свои навыки

Для начала давайте выясним, почему этот вид прикладного искусства называется папье-маше. В дословном переводе с французского языка это понятие обозначает рваную бумагу. И действительно, поделки, выполненные в технике папье-маше, изготавливаются из бумажных отходов и обычного клея.

Чаще всего люди, осваивающие это направление прикладного искусства, интересуются, как сделать папье-маше из газет. Об этом мы поведаем чуть позже, а сейчас хотелось бы рассказать о том, что существует три основных способа изготовления папье-маше:

  • Газетную или офсетную бумагу рвут на мелкие кусочки и обрабатывают клеем, создавая своего рода слои изделия. Чем больше количество слоев, тем прочнее и красивее получается изделие.
  • Второй вариант - бумажная масса. Для этого бумагу сначала замачивают в воде, а затем тщательно перетирают, используя кухонную технику. Разбавив эту массу клеем, мы получаем рабочий гибкий и эластичный материал.
  • Третий вариант используется крайне редко, поскольку для создания конструкции нужно применять плотный картон. Чаще всего такой способ применяется в промышленных отраслях.

На сегодняшний день можно сконструировать различные поделки из папье-маше своими руками, в частности:

  • шкатулки;
  • тарелки;
  • кружки;
  • карнавальные маски;
  • пасхальные яйца;
  • бусы;
  • серьги;
  • подарочные коробки и т. п.

Готовим качественный клейстер

Прежде чем мы рассмотрим пошаговые руководства по конструированию папье-маше своими руками для начинающих, давайте выясним, как приготовить клейстер. Это обязательная составная часть изготовления поделки. Именно клей станет тем цементом, который обеспечит плотность созданного шедевра.

Чаще всего рукодельницы для смазывания бумажных слоев используют обычный канцелярский клей, разбавленный отфильтрованной водой в пропорциях 1:1. Но вы можете изготовить клейстер и самостоятельно, контролируя нужную консистенцию. Для этого используется пшеничная просеянная мука, пищевой крахмал и вода. Заваривать такую смесь нужно до образования густой и клейкой массы.

В зависимости от того, какую поделку вы моделируете, зависит и длительность ее изготовления. Рекомендуется тщательно просушивать каждые четыре бумажных слоя. Чтобы поделка была прочной, просушка должна длиться от 24 до 48 часов. Готовые поделки вы можете оформлять на свое усмотрение, например, гуашевыми или акварельными красками, в технике декупажа, кружевом и пр.

Чтобы поделки, выполненные в технике папье-маше, стали настоящим произведением прикладного искусства, ознакомьтесь с рядом дельных советов:

  • Если для моделирования поделки вы используете бумажные полоски, то выкладывать их нужно в хаотичном порядке, постоянно изменяя направление.
  • Вместо офсетной бумаги или газеты можно использовать упаковки из-под яиц, картонные отходы, гофрированную или туалетную бумагу, салфетки.
  • Все действия по конструированию поделки выполняем в латексных перчатках, чтобы клейстер не оставался на поверхности рук.
  • Перед дизайнерским украшением поделки ее основу из папье-маше можно отшлифовать, используя наждачную бумагу.
  • Для придания дополнительных изгибов и гладкости можно использовать строительную шпатлевку.
  • Если вы наносите бумажные слои на конкретную заготовку, то ее поверхность предварительно нужно обработать подсолнечным маслом. Так вы обеспечите сохранение формы изделия и его легкое отхождение от стенок заготовки.
  • Если готовая поделка будет белого цвета, то нужно использовать чистую белую бумагу.
  • Окрашивание поделки придает ей не только оригинальность, но и дополнительную защиту.
  • Если хотите защитить изделие, выполненное из папье-маше, от влаги, последним слоем на готовую поделку нанесите прозрачный лак.

Станьте звездой карнавальной ночи

Карнавал - прекрасное мероприятие! Жаль, что на сегодняшний день у многих из нас просто не остается времени на посещение подобных праздников. Если вам все-таки выпал шанс посетить карнавал, то не отказывайте себе в таком удовольствии, тем более что сейчас вы узнаете, как смастерить маску из папье-маше своими руками.

Для основы маски можно использовать любую глиняную или пластиковую форму. Мы предлагаем вам сделать маску по контуру своего лица. Так вы будете уверены, что отверстия для глаз не окажутся после изготовления изделия на носу или выше линии бровей. Для декорирования будем использовать оригинальную ажурную ткань и бусины. А для крепления можно взять одну палочку или резинку.

Многие рукодельницы говорят, что клейстер из муки не навредил нежной коже лица, а наоборот, сделал ее мягче и эластичнее.

Необходимые материалы:

  • газетная бумага;
  • салфетки;
  • отфильтрованная вода;
  • просеянная мука;
  • ножницы;
  • тканевый ажурный отрез;
  • резинка;
  • ленты с пайетками;
  • канцелярский клей;
  • кисть.

Пошаговое описание творческого процесса:


Из-за французского названия считается, что искусство папье-маше зародилось во Франции , однако это не совсем верно: изделий из папье-маше (фр. «жеваная бумага») во Франции не было до самой середины XVII века, а родиной этого вида искусства является Китай, где была изобретена бумага. При раскопках на территории Древнего Китая были обнаружены шлемы, изготовленные методом папье-маше, и период создания этих шлемов колеблется между 202-м и 220 годами до н. э.

Далее увлечение папье-маше распространилось на территорию Японии и Персии, где таким методом изготавливались маски для специальных церемоний, и только в 70-е годы XVII века папье-маше стало известно во всем мире, в том числе и во Франции. В 1740 году началось производство лакированных изделий из папье-маше по образцам, привезенным из Японии. Бизнес оказался настолько удачным, что стали изобретаться всё более новые клеящие составы и техники, благодаря которым изделия обладали такой же прочностью, как дерево.

Чаще всего папье-маше использовалось для изготовления кукол . Во Франции было налажено их массовое производство, и нынче эти куклы в большой цене среди коллекционеров. По сей день техника папье-маше используется в театрах при изго-товлении декораций. Они получаются очень легкими и их без усилий можно перемещать по сцене. А если подобное изделие не подвергать воздействию влаги, оно может прослужить очень долго.

Существует три вида техник изготовления предметов из папье-маше. Первая, классическая техника папье-маше представляет собой послойное склеивание на заранее подготовленной модели маленьких кусочков мокрой бумаги. Слоев бумаги может быть около ста. В качестве клеящего состава применяют поливинилацетатный клей либо крахмальный клейстер.

Второй метод характерен тем, что изделие формируется из жидкой бумажной массы. Порванная на мелкие кусочки бумага заливается горячей водой и помещается в теплое место на целые сутки. Затем эта смесь кипятится, отжимается через сито или марлю, разрыхляется и высушивается. Далее масса сме-шивается с мелом и в нее постепенно, при постоянном помешивании добавляется столярный клей или крахмальный клейстер. Доведя это всё до консистенции сметанообразного теста, наносят его на подготовленную форму и оставляют до полного высыхания.

Третий метод предполагает склеивание изделия подобно фанере, под прессом из пластин плотного твердого картона. Когда изделие высыхает, его шпатлюют, шлифуют, грунтуют, расписывают и покрывают несколькими слоями лака. Модели для формирования изделий выполняются в основном из глины, пластилина, гипса или дерева.

Для современного потребителя изделия из папье-маше при-влекательны тем, что они изготовлены с применением натуральных материалов . Если качественно научиться этому виду искусства, оно может стать довольно прибыльным делом, ведь в технике папье-маше можно сделать всё что угодно. Это может быть оригинальная расписная шкатулка, маска, елочные украшения, куклы и даже мебель.

Главное — проявить фантазию и запастись терпением, ведь любые изделия ручной работы ценятся гораздо выше фабричных, потому как уникальны и производятся в большинстве случаев в единственном экземпляре. А всё, что нужно для «производства», — всего лишь стопка старых газет и клей.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.