Секс в большой африке. Как не попасться на развод африканца

Сегодня в Африке практически нет ни одной страны, где не свили бы гнездо наши соотечественницы, ставшие женами аборигенов. Вслед за мужьями они ехали на новую родину, которую порой и на карте трудно отыскать.О «домострое» по-африкански, черно-белой любви и детях-метисах Наталия Леонидовна Крылова, доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института Африки РАН.

О первых романах русских девушек с темнокожими мужчинами во время Московского фестиваля молодежи и студентов 1957 года страна узнала через девять месяцев, когда родились дети-метисы...
- К сожалению, в прессе - тогда и сейчас - это было отражено идеологически очень некрасиво. Их называли «дети фестиваля». В моем личном архиве, который я собирала почти четверть века, много интервью наших соотечественниц, осознанно сделавших своими избранниками африканских мужчин. И я могу сказать, что такой аргумент, как любовь, все-таки присутствовал. Конечно, это была специфическая любовь, часто замешанная на желании наивно настроенных русских невест защитить, помочь. Ведь посланцы Черного континента воспринимались как бедные, угнетаемые, нуждающиеся в опеке...

Вскоре после фестиваля на учебу в СССР буквально хлынули «национальные кадры» из Африки, среди которых было немало потенциальных женихов. Все-таки нашим девушкам требовалось определенное мужество, чтобы решиться на этот шаг!

Конечно. Но тогда еще не было современного жесткого и жестокого скинхедовского расизма. Скорее прослеживались отдельные бытовые реакции на чужую культуру и некоторую поведенческую несовместимость. И все равно требовались и мужество, и широта взглядов. Одно дело, когда девушка приводила африканского студента в гости чай пить, и совсем другое, когда она объявляла своим родителям, что собирается выходить за него замуж.

Все еще жившие за «железным занавесом» женщины теряли возможность вывезти и легализовать свой собственный диплом об образовании, не могли уезжать без письменного разрешения одного из родителей. А еще это был, по сути, билет в один конец: с родными прощались навсегда.Скудная обывательская информация об Африке была для них скорее негативной. Девушек запугивали нищетой и гаремами. Их называли «женщинами легкого поведения» и «искательницами приключений».Когда я начала заниматься этой темой и пришла за статистикой в госучреждение, которое тогда занималось выдачей разрешений на выезд, с официальным письмом от нашего института, услышала, как женщина в погонах сказала своей коллеге: «Тут одна шлюха пришла заниматься другими…»

Брак с африканцем считается экзотикой. Сколько русских жен живет на Черном континенте?

По самым приблизительным подсчетам, их от 40 до 50 тысяч вместе с несовершеннолетними детьми. В Марокко, к примеру, их от 3,5 до 4 тысяч, а есть страны, где всего 3–4 русские женщины живут в браке с местными жителями.

География смешанных семей охватила практически все страны континента. Но статистика очень неопределенная. Если до 1993 года этим занимались наши консульские службы на местах и практически все гражданки нашей страны были на учете, то после периода «укрупнения» посольств и консульских служб на континенте ситуация изменилась. Женщинам порой приходилось преодолевать по две государственные границы, чтобы попасть в российское посольство для решения своих проблем. Обязательная регистрация была отменена, а это значит, что определенный процент женщин ушел в тень. И если где-то происходил вооруженный конфликт, а для Африки это не редкость, и вызывали самолет МЧС, чтобы эвакуировать наших соотечественниц и их детей, их могло прийти в разы больше, чем по списку посольства.

Браки, как мы знаем, не всегда свершаются на небесах. Какие мотивы, кроме романтических, играли роль?
- Формально считалось, что этими женщинами движет желание любым путем выехать за рубеж. Но в неформальных беседах и интервью некоторые из них признавались в желании «иметь спутника жизни» и «обрести общее жизненное равновесие».

Нередко эти позиции комбинировались с такой причиной, как «вынужденный шаг, вызванный предыдущими брачными неудачами». Одна стеснялась своего роста и поздно вышла замуж за угандийца, другая «не котировалась» на рынке невест в Краснодаре и нашла свое счастье в Бенине. Любопытно, что психологи отмечают наличие у многих женщин из этих брачных союзов так называемого комплекса романтического инфантилизма.

Наверное, некоторым женщинам просто нравится такой тип мужчин.
- Есть немало примеров любви, когда женщины теряли голову от физической красоты черных мужчин. Вот что рассказала мне о своих эстетических впечатлениях от знакомства с Салехом - спортсменом из Сенегала, москвичка Саша: «Когда я на него смотрю, мне кажется, он все делает иначе: двигается, говорит, смотрит. Он очень грациозный… Целуешься, обнимаешься с ним - это не просто, это как танец постоянный. Такого с европейскими мужчинами я не испытывала».

Африканцы умеют красиво ухаживать, приходить на свидание в костюме и белой рубашке, с шампанским и цветами для мамы. Особенно в провинции это было экзотикой. И именно девушки из провинции охотно шли на такие контакты. Был случай в Ростовской области, когда жениху-африканцу даже предлагалось выбрать невесту на конкурсной основе.

Интересно, а чем руководствуются африканцы, выбирая русскую жену?
- В мотивации присутствуют такие общие вещи, как любовь, совместимость, беременность партнерши, желание узаконить интимную жизнь, стремление найти спутницу жизни, подходящую по образовательному или профессиональному статусу, попытка улучшить условия проживания во время учебы, а в последнее время - бизнес в России и гражданство РФ.

Кроме того, многих африканцев привлекают именно женщины белой расы, в которых они видят эталон женственности, символ престижа и статуса. К слову, по национальному признаку в «невестинском контингенте для африканцев» преобладают русские, украинки и белоруски. Женщины из азиатских республик бывшего СССР в статистику попадают крайне редко.Среди мотивов такого выбора невесты может присутствовать и конъюнктурный интерес. Интересно, что в одном из советских провинциальных городов в 80 е годы прошлого века сложилась своеобразная ситуация, когда нигерийские студенты - будущие медики активно женились на русских студентках и выпускницах медицинских вузов и училищ, заранее «комплектуя» бесплатный штат для частной практики у себя на родине.

Вряд ли все наши девушки представляли, что ждет их в далекой Африке.
- Зачастую уезжали женщины, которые Африку и на карте мира не могли найти. Им было невдомек, что придется ехать в страну, где может быть иная религия, где имеет место полигамия. Что муж может забыть про твой день рождения, опоздать на встречу на два часа. Там это в порядке вещей.

Да и для многих африканцев побочные связи - это нормально. Многие русские женщины не избежали супружеской неверности. Кто-то расставался, кто-то закрывал на это глаза. Некоторые мужья искали счастья среди «своих», вдруг обнаружив, что не все в русских женщинах соответствует их критериям супружеской жизни.Романтические представления часто не выдерживали столкновения с действительностью. Одна женщина мне рассказывала, как чуть не превратилась в соляной столб, когда из высокой травы выскочила группа полуголых мужчин - это оказались родственники мужа, которые собрались, чтобы радостно встретить молодую пару.

Когда свежеиспеченные муж и жена спускались по трапу самолета на африканскую землю, для соотечественницы менялся не просто климат - менялся сам муж: он возвращался домой, где его слово и слово его семьи - закон. Россиянка, которая поехала за мужем в Кению, рассказывала, что в Москве и любовь к детям, и интерес к научной работе, и отношение к жене - «все это было маской». На родине он стал совершенно другим…

Судьбы складывались по-разному: кто-то жил в хижине с земляным полом, а кто-то - на вилле с прислугой. Но наши женщины практически везде приспосабливались.

Наверное, происходили и драматические истории, когда русская жена не вписывалась в экзотический контекст?
- Были случаи, когда женщины в отчаянии перекидывали свои паспорта за стену наших (тогда еще советских) посольств, чтобы вернуться домой. По законам большинства африканских стран забрать детей без разрешения мужа очень сложно или даже невозможно.

Одна из моих сотрудниц рассказывала мне, как в Египте, в так называемом Мертвом городе - кладбище под Каиром, - услышала русскую речь. Это были две женщины, которых мужья - к слову, выпускники советских вузов - и их семьи изгнали из дома за «недостойное поведение для замужней женщины» и обрекли на нищенское существование на кладбище! И те терпели такую жизнь, чтобы хоть иногда видеть своих детей.Есть женщины, о которых мы совсем ничего не знаем. Они добровольно уходили в африканскую семью, в ислам, надевали хиджаб и не стремились к контактам с соотечественницами.

А сколько страшных сюжетов, когда наши соотечественницы попадали в эпицентр этнических конфликтов, переворотов, военных действий. В африканских странах это происходит очень часто.Помню рассказ русской женщины, которая вышла в Одессе замуж за военного-африканца, вошедшего впоследствии в охрану тогдашнего президента Народной Республики Конго Мариана Нгуаби. Президент был убит, мужа обвинили в участии в заговоре, приговорили к смертной казни, которую потом заменили бессрочной ссылкой, а ее чуть не расстреляли. Спасло то, что она была гражданкой Советского Союза.

Одна москвичка до сих пор не может забыть, как они эвакуировались во время очередных волнений в Республике Конго (тогда она называлась Народная Республика Конго). Старший сын, по ее словам, повзрослел в одну ночь. Когда они бежали по аэропорту к самолету и начался обстрел, он упал на землю, прикрыв своим телом младшего брата.А какая невероятная история произошла с женщиной из Ростова-на-Дону! Сама врач, она взяла из детского дома ребенка-метиса. Стала искать его отца и нашла. Они поженились и все вместе уехали в его страну. Это была счастливая семья.

Потом там начались военные действия. Отец пропал без вести, мать с ребенком пряталась в лесах. Она умерла от малярии. И мальчика надо было спасать. Тревогу подняла его русская бабушка. Мобилизовали все дипломатические возможности и доставили мальчика в Россию.

Наверное, не во всех африканских семьях русских невесток встречают с распростертыми объятиями?
- Да, семья африканца не всегда легко шла навстречу этому браку. Многие мужчины из «приличных семей» должны были получить разрешение родных.

Наших женщин в целом хорошо, доброжелательно принимают на севере Африки: в Марокко, Тунисе, в меньшей степени в Алжире.В некоторых странах (Кении, Сьерра-Леоне) русских жен недолюбливают. Одна из наших респонденток рассказывала, что именно на родине отца - в Сьерра-Леоне - впервые столкнулась с черным расизмом. Креольская среда - особая, в ней не любят чужаков, особенно из Советского Союза. Ее маму не приняли не потому, что она белая, а потому, что русская, советская. Это не вписывалось в политико-идеологический контекст семьи местного юриста. Креольская бабушка делала все, чтобы ее сын расстался с русской невесткой. К счастью, тот был дипломатом и по службе часто жил со своей семьей в других странах.Кроме того, русские женщины должны помнить, что если страна в сложных отношениях с Россией, то и они могут стать выпускным клапаном для недовольства местного населения. И что черный расизм тоже существует.

А как относятся в Африке к детям-метисам?
- Ребенка-метиса в Африке воспринимают проще, сердечнее, чем в России. Он быстрее адаптируется к африканской действительности. В смешанных афро-русских семьях, как правило, не так много детей, в среднем 2–3 ребенка максимум. Это так называемые «качественные» дети, им уделяется много внимания, они не просто рабочие руки в семье, а дети, в которых инвестируют, чтобы получить «свою элиту». Дети-метисы - это сложное, не всегда безболезненное сочетание двух культур, двух рас. Многие из них владеют двумя, а то и четырьмя языками, включая местное наречие.

Матери приобщают детей к русской культуре. Маленькие метисы легко цитируют Пушкина и Лермонтова, поют русские песни, участвуют в театральных постановках. Трепетно сохраняются в ассоциациях соотечественниц и в российских культурных центрах кружки русского языка, библиотеки с русскими книгами. Цветок патриотизма расцветает на чужбине.Своих детей в современных состоятельных смешанных семьях часто отправляют учиться в Европу или в Америку. В богатых и просвещенных африканских семьях было принято посылать старших детей на учебу в западные вузы. Дети победнее ехали учиться в СССР, хотя в то время наше образование было ничуть не хуже западного.

Не знаю, как в других городах России, но в Москве, на мой взгляд, стало меньше студентов-африканцев. Сегодня их реже встретишь в метро, чем раньше.
- Поток студентов из Африки резко сократился в последние годы. Сейчас планка высшего образования в России понизилась, а стоимость обучения выросла. Раньше многие студенты приезжали по квотам советских общественных организаций. Квоты российских культурных центров существуют и поныне, и хотя они сильно сократились, но все равно полностью не выбираются.

Наталия Леонидовна, мы с вами говорим только о женщинах, которые стали половинками черных мужей. А русские мужчины не женятся на африканках?

Русские мужчины значительно реже женятся на африканках. И не потому, что те непривлекательны для них. Возможно, это объясняется в том числе и тем, что на учебу в СССР/Россию из Африки приезжали в основном юноши. Выбор африканских невест для русских женихов был крайне ограничен. А других каналов общения не было. Да и женитьба на иностранке грозила такими бедами, как потеря престижной работы, карьерного роста, а также общественное осуждение и пр.

Количество таких браков исчисляется единицами, ну, может быть, десятками, на весь континент. Помню случай еще в советские времена, когда сын ветерана госбезопасности женился на североафриканке. У них прекрасная семья, двое детей, которые получают отличное образование.

Находят ли наши женщины работу по специальности?

Больше половины женщин первого эшелона, которые выезжали в 50–60-е годы, имели высшее образование. Русская жена, как правило, попадала в элитную группу, как супруга человека с высшим образованием, даже советским. Хотя нашим женщинам и приходилось подтверждать диплом, они рано или поздно все равно находили работу. В Заире (сегодня Демократическая Республика Конго), к примеру, они могли получать больше, чем муж, как иностранные специалисты. А в Марокко самый популярный вид деятельности - фармакология. Это самая востребованная специальность.

Наши не пропадают нигде. Преподают в университетах, открывают библиотеки, закладывают национальные парки, лечат детей, пишут книги, в том числе и по кулинарии.

Мне рассказывали про русскую женщину Наташу, которая вышла замуж за мужчину из народности кикуйю и уехала с ним в Кению. Она открыла там ателье по пошиву верхней одежды, и дела пошли так хорошо, что у нее одевалась жена бывшего президента страны Дж. Кениаты, ее клиентками были супруги правительственных чиновников, представительницы местного высшего света.

Институт Африки Российской академии наук совместно с региональной общественной организацией «Москва и москвичи» намерены реализовать в 2017 году проект «Русские африканки» в двадцатом столетии: судьба, семья, Отчизна». Это будет большая просветительская программа, направленная на знакомство россиян с проблемами культурного и исторического наследия, которое оставили русские соотечественницы в странах Африканского континента. Ведь наши женщины в Африке живут уже давно, еще со времен первой эмиграции.

Когда корабли Черноморской императорской эскадры зимой 1920 года вошли в тунисский порт Бизерта, на борту одного из них находилась маленькая Анастасия Манштейн. Эта женщина прожила всю свою жизнь в Тунисе. Ее именем названа площадь в Бизерте, на которой расположен православный храм Александра Невского. До сих пор живет в Рабате графиня Прасковья Шереметева, которая пишет книги о русской эмиграции в Марокко.

СКОЛЬКО БРАКОВ ЗАКЛЮЧИЛИ В МОСКВЕ ГРАЖДАНЕ АФРИКАНСКИХ СТРАН

(данные 2015 года)

Нигерия - 16, Камерун - 15, Тунис - 12, Марокко - 9, Алжир - 9, Гана - 8, Кот-д"Ивуар - 7, Конго - 6, ЮАР, Гвинея - по 4, Судан - 3, Уганда, Союз Коморских Островов, Кения, Гвинея-Бисау, Габон, Бенин - по 2, Эфиопия, Экваториальная Гвинея, Чад, Танзания, Сенегал, Руанда, Зимбабве, Бурунди, Буркина-Фасо - по 1.
источник

) . Девушка, променявшая пасмурный Петербург на далёкую Гану, которая находится в Западной Африке.

Несколько лет назад Наталья влюбилась в студента медицинского факультета по имени Франк. И с этого момента поняла, что её судьба навсегда связана с Африкой.

«Нашей семье 6 лет. В ней 4 человека, 3 мужчины, 2 малыша, 1 мама. Между нашими городами 6573 км или 10 часов полета на самолёте. В стране, где мы живем 270 солнечных дней в году, а средняя температура 28°С. 12 часов дня и 12 часов ночи. 0% зимы, 100% лета. Здесь люди говорят на 46 языках, а пишут на девяти. Здесь 1 океан. 3 полосы и 1 звезда на флаге. Мы - Наташа, Франк, Мартин и Давид, а живём мы в Гане (Западная Африка)»

«Когда я уезжала из родного города, переехать в Гану было для меня так же естественно, как пойти в школу после детского сада, в университет - после школы, в офис - после университета».

«Почему вы в Гане, а не в России? Где же лучше? Конечно, лучше в России, где есть неплохое бесплатное образование и здравоохранение, налаженная система общественного транспорта, много детских площадок и торговых комплексов. Но в Гане мне нравится больше. Потому что в Гане дом моего мужа. А для семьи легче и комфортнее жить на родине мужа. Там, где он, как рыба в воде. Там, где он может быть главой семьи».

«Франк обожает классическую музыку! Особенно оперу, особенно хоровые партии. Франк любит готовить, хотя в Гане не принято, чтобы мужчина находился на кухне. Франк настолько любит читать, что в своё время воровал книги из библиотеки. Ну и последнее, мой муж - самый лучший муж на свете!»

«А ты там была? Ну и как? Жарко? А рожать не страшно было? А других жён у него нет? И внутри всё замирает, пока ты открываешь рот, чтобы в сотый раз ответить на один и тот же вопрос. И думаешь: а готова ли я была к такому вниманию? Знала ли, что десятки взглядов будут провожать нас по улице, что люди будут оборачиваться и шептаться за спиной? Я закрываю странички в соцсетях, чтобы не видеть злые комментарии. А потом снова открываю, чтобы рассказать людям, что мир не делится на чёрное и белое. Я захожу в дом и обнимаю самых прекрасных в мире малышей, кожа которых гораздо темнее моей. И тогда мне кажется, что я всё смогу выдержать!»

«В России меня всегда раздражал табачный дым. А в Гане я иногда даже скучаю по такому «родному» запаху. Всё потому, что здесь почти не курят. Мне даже сложно сразу сказать, где в нашем городе продаются сигареты. Курение в Гане осуждается, как собственно и употребление алкоголя. На нашу редкую бутылочку вина к ужину с осуждением смотрела вся семья. Кстати, про алкоголь: вот он продаётся - на любой вкус и цвет. Но увидеть человека, идущего по улице с бутылкой пива в руке - нереально».

«10 причин приехать в Гану:

1. Убедиться в том, что Африка - это не только глинобитные хижины, обезьяны, саванны и люди в набедренных повязках.

2. Почувствовать себя суперзвездой. Приготовьтесь постоянно махать рукой окружающим, улыбаться, отвечать на вопросы и просьбы сфотографироваться.

3. Без последнего айфона и дорогого авто почувствовать себя богачом. Всё познается в сравнении, правда?

4. Без нарощенных ресниц, косметолога и стилиста почувствовать себя королевой красоты.

5. Убедиться в том, что есть руками иногда удобнее и вкуснее, чем приборами. Даже, если это суп.

6. Убедиться в том, что сутки без воды в кране и электричества - это не конец света.

Самая актуальная и полезная информация для современных родителей - в нашей рассылке.
С нами уже более 30 000 подписчиков!

8. Испытать себя на прочность, выносливость, авантюризм и общительность.

9. Засыпая под москитной сеткой, почувствовать себя героем приключенческого фильма или передачи на канале Дискавери.

10. С гордостью рассказывать друзьям: «Я был в Африке».

«Мясо в Гане очень любят, причём едят все субпродукты, а такие необычные части, как коровья голова или копыто, вообще считаются деликатесом. В семье моего мужа в почёте мясо козы. Даже нет - козла! Такого, чтобы козлиный запах позабористей. Шкуру не снимают - просто опаляют мех и варят с кожей. Ещё один деликатес - улитки-ахатины. Их выращивают на специальных фермах до впечатляющих размеров и продают на рынках».

«Я раньше очень просто относилась к тому, что посторонние люди видели моего годовалого сына с голой попой. А муж меня ругал, потому что здесь это как-то не принято. Вообще, в Гане одеваются достаточно целомудренно. Короткие юбки и платья носят с легинсами. Шорты до недавнего времени вообще были табу. Увидеть ганку в бикини нереально».

«Слинг или коляска? Для ганских женщин такого вопроса не стоит. Детей традиционно носят за спиной, подвязывая особым куском материи. Коляски тоже некоторые используют, но в основном во дворе. Гулять с детьми по улицам не принято. С собой я привезла слинг-шарф и носила в нём Давида до шести месяцев. Потом стало тяжеловато ходить на дальние расстояния, и мы пересели в прогулочную коляску, с которой мне гулять удобнее».

«Что почем в Гане? Цены в основном с рынка, в супермаркете могут отличаться. Овощи-фрукты на рынке продают поштучно или измеряют в ведрах, мисках и пр., так что перевести их в килограммы было сложно: 1 литр молока - от 1,5$; 1 хлеб белый - 0.5-1.5$; 1 кг картошки - 2.5$; 1 кг бананов - около 1$; 1 кг яблок - около 4-5$, 1 шт - 0.5$; 10 штук яиц - 1$; 1 курица, бройлер (целая тушка) - около 5$; 1 кг помидоров - 1.25-1.5$; 1 чашка кофе - 2.5$; 1 литр воды в бутылке - 0.25$; 1 бургер - около 5$; 1 авокадо (в сезон) - 0.25$; 1 ведро манго (в сезон) - 1.25$».

«В Гане даже в небогатых семьях принято держать прислугу. Чаще всего, это молодые девушки или парни из деревни, дети дальних родственников, готовые делать всю работу по дому за возможность жить и учиться в городе».

«В Гане практически все дети - билингвы. С рождения их окружают два языка: английский и местный. Вот и мои дети растут в двуязычной среде: дома мы говорим на английском и русском. Местный язык они тоже слышат, но на нём не говорят совсем».

«За что люблю ганских детей, так это за их терпение и внимание к малышам. Они всегда готовы возиться, играть с младшими, не жалуются, не пытаются отделаться от них. Мальчишки по соседству и даже взрослые парни всегда готовы остановить игру, чтобы Мартин мог ударить по мячу. А ещё они не жадные. Большинство из них живут по нашим меркам крайне бедно, но и то немногое, что у них есть, они всегда готовы разделить между собой».

«И будут двое одной плотью» - говорит Библия, и лучших слов не подобрать, чтобы описать то единство, которым мы можем наслаждаться. И за это я благодарю Бога».

Ещё больше увлекательных историй из жизни Ганы можно найти на странице Натальи Сакадо в Инстаграме - @natasakado .

Эта статья может быть интересна твоим друзьям? Поделись ссылкой в своих соцсетях:

Быстрая регистрация
Получите 5% скидку на первый заказ!



Чернокожая девушка посетила Россию, побывав в Москве и Санкт-Петербурге. Одним из ключевых моментов в нашей стране, который ее волновал - это отношение русских к темнокожим.

Свои впечатления она описала в своем блоге (перевод с английского):

Мои впечатления как чернокожей женщины, путешествующей по России.

Если вы читаете этот блог или дружите со мной в социальных сетях, вы, вероятно, уже знаете, что несколько месяцев назад мы с мужем провели 10 дней в Москве и Санкт-Петербурге.

С тех пор многие заинтересовались нашим путешествием, и мне прислали очень много вопросов. Это не так уж удивительно, потому что, хотя в Россию приезжает некоторое количество посетителей, но все же это не очень популярное направление для большинства отдыхающих.

То, что Россия – не попадает в список стран к посещению среднего путешественника, может быть связано с несколькими факторами. Россия известна тем, что тут большую часть года зверски холодно, тут очень дорого, а также грязное политическое прошлое (и нестабильное политическое будущее) страны делают более привлекательными для посещения туристические центры в странах Западной Европы. (В 2015 году, Лондон и Париж заняли 1ое и 3ье места среди самых посещаемых городов в мире).

Кроме того, хотя, возможно, это просто догадка, россияне не считаются самыми дружелюбными и сердечными людьми. Таким образом, Россия в значительной степени остается неизведанной территорией для туристов.

Учитывая все вышесказанное, я понимаю, почему люди так заинтересовались нашим отпуском в России – их интерес связан с неизвестностью. И кроме типичных вопросов вроде «И? каково это?» Моя поездка вызвала любопытство со стороны чернокожих путешественников, которые снова и снова спрашивали о том, каково это – путешествовать по России, будучи благословленным меланином.

Когда я делюсь фотографиями и наблюдениями в сети, мне снова и снова приходят вариации одного вопроса:

«Правда ли, что Россияне – расисты по отношению к чернокожим?»
«Подверглись ли вы расовой дискриминации в России?»
«Как вы себя чувствовали в путешествии по России, будучи чернокожей женщиной?»

Немного исторического контекста: выходцы из Африки в России

Чтобы понять, почему этот вопрос – такой животрепещущий, необходимо узнать историю потомков Африканцев в России и историю бывших советских республик. Я поискала в интернете и удивилась, узнав, что чернокожие люди всегда присутствовали в истории СССР: согласно статье сотни Афро-Американцев прибыли в регион в период с 1920 по 1930 годы в попытке найти лучшую жизнь, избежать экономического кризиса и расовых преследований, с которыми они столкнулись в США.

Чернокожие люди из Африки тоже не отставали: в статье объясняется, что они прибыли в Советский Союз в большом количестве, нанятые чиновниками, обещавшими им бесплатное образование в университете. Таким образом, социальный климат для чернокожих людей был довольно хорош. Квалифицированных чернокожих работников очень ценили. У них были западные зарплаты и субсидированное жилье.

Но все это резко контрастирует с недавними историями о расовых отношениях в России.

Google выдает статьи о враждебности, направленной против чернокожих по всей стране. Нападки «в лучшем случае» выражались в словесных оскорблениях (например, расистские эпитеты, брошенные чернокожим футболистам с трибун фанатов во время матчей), а в худшем – физическим насилием во время матчей на российской земле.

Поэтому неудивительно, что чернокожие путешественники сегодняшнего дня обеспокоенны собственной безопасностью и благополучием в поездках по России. Не окажутся ли они в опасности во время путешествия по России?

Путешествие по России, будучи чернокожей – Мои впечатления

Короткая версия: не было ни одного повода для конфликта во время моего пребывания в Москве и Санкт-Петербурге. На самом деле, ко мне относились удивительно хорошо. Местные относились ко мне с любовью, и это шокировало меня, если учитывать то, что я слышала и читала о расовых отношениях в России.

Длинная версия: у меня было такое ощущение, что меня принимают с распростертыми объятьями на протяжении всего моего пребывания в стране. На меня бросали любопытные взгляды, но не такие длинные, как будто проникающие в самую душу, взгляды, которые на меня бросали во многих странах Азии. Люди были невероятно вежливыми, готовыми помочь и сердечными, особенно в Москве, являющейся, безусловно, более «Русским» из двух городов (Санкт-Петербург выглядит и ощущается как западноевропейский город. Мне также показалось, что он более туристический, в нем проще ориентироваться, если знаешь английский язык, но не знаешь русского. На английском в Петербурге говорит и пишет гораздо больше людей, чем в Москве). Вот несколько примеров коммуникаций в Москве, которые мне больше всего понравились:

Русские люди подходили к нам на улице и в метро, чтобы помочь найти дорогу, хотя мы их об этом совершенно не просили. Московское метро может быть довольно сложным, так как все названия написаны на кириллице, а в большинстве путеводителей и карт те же станции названы транслитом. Иногда нам было трудновато, но найти помощь там очень легко. Однажды, увидев наши озадаченные лица, случайный прохожий остановился, чтобы подсказать нам дорогу. Он не очень хорошо говорил по-английски, но потратил на нас пять минут своего времени, чтобы направить нас в нужную сторону.

Пожилая дама в вагоне метро улыбнулась мне и похлопала по сиденью рядом с ней, умоляя меня присесть рядом с ней.

Охранник в торговом центре «Европейский» узнал, что я из Канады и вовлек нас в оживленную дискуссию о любви к моей стране. Он когда-то жил и работал в Новой Шотландии.

Молодой человек, сотрудник магазина Adidas, отнесся ко мне с заботой и предоставил исключительный сервис. Он поблагодарил меня за посещение страны и попросил изучить больше уголков страны. Он также выразил сожаление о том, что во всем мире россиян воспринимают как «плохих людей».

В том же обувном магазине: пожилой мужчина подошел с другого конца магазина к нам, чтобы подсказать, какую стоит купить обувь. «Леди, черные - лучше», - сказал он. «Вам понадобится такая обувь, чтобы убежать от русского мужчины!»

Это были несколько (случайных) примеров, которые показывают, почему мне так понравилось пребывание в России. Я ни разу не почувствовала, что меня подвергают дискриминации из-за моей расы. Однако, обратите внимание на то, что это были мои личные впечатления, и что есть целый ряд факторов, которые могли повлиять на то, как ко мне относились. Что это за факторы? Читайте дальше.

Почему вам стоит воспринимать мой рассказ с большой долей скептицизма

Я – чернокожая женщина, а не мужчина. Это было бы упущением, если бы я признала этого. Путешествующие чернокожие женщины меньше воспринимаются как угроза, чем чернокожие мужчины. Виноваты в этом, конечно, СМИ, которые, похоже, стремятся пропагандировать идею о том, что чернокожие люди – навязчивые, и являются опасными преступниками.

Я маленькая и выгляжу неугрожающе. 5 футов 3 дюйма, 130 фунтов. Я маленькая – я не представляю никакой физической угрозы. Также, я очень улыбчивая. Мое лицо просто излучает позитив, и это успокаивает многих людей.

Я побывала только в Москве и Санкт-Петербурге. Эти города очень космополитичны, и хотя они не находятся на уровне Лондона, Парижа или Рима, в них бывает очень много туристов в год. Русские в этих городах хорошо образованы и привыкли видеть и взаимодействовать с иностранцами-туристами. Если бы я отважилась сойти с «протоптанной дорожки» и отправиться в более сельские города, то мои впечатления могли бы быть совершенно другими.

90% моего времени я провела в компании белого человека. Мой муж – кавказской внешности, и, хотя он родом из Германии, его часто принимали за местного. Было бы глупо не признать, что его присутствие рядом со мной большую часть времени, вероятно, оградило меня от неблагоприятных реакций. Осознавая это, я позаботилась о том, чтобы два вечера гулять по городу в полном одиночестве. Как ни странно, люди относились ко мне лучше, когда я была одна (см. мою встречу в обувном магазине выше).

Я говорю на американском английском и явно представляю собой человека из Северной Америки. Еще раз, важно отметить, что моя американская внешность, синий паспорт и язык обеспечили определенный уровень безопасности даже в местах, которые известны как расистские, предвзятые и/или дискриминационные. Мой голос и моя одежда просто кричали о том, что я турист с Запада, и во многих местах это является преимуществом. Не верьте поднятой в прессе шумихе, во многих странах американцев превозносят и предоставляют лучший сервис.

Итак, расисты ли русские по отношению к чернокожим людям? Стоит ли им ехать в Россию?

Мне все еще трудно ответить на этот вопрос. Мои впечатления от путешествия были чрезвычайно позитивными, но было так много факторов, от которых это зависит, что трудно дать окончательный ответ, который был бы применим ко всем. Лично я бы вернулась (и обязательно вернусь). Архитектура – поражает, история и культура – полностью поглощают тебя, еда – просто божественная. Однако в следующий раз я хотела бы отправиться за пределы основных городов, и исследовать другие места – Россия слишком велика, чтобы опираться на впечатления от Москвы и Санкт-Петербурга, чтобы описать – что это за страна.

В чем я точно уверена, так это в том, что вы никогда не узнаете, что такое Россия, пока вы не приедете туда и откроете ее для себя сами, - то же самое можно сказать о любой стране, городе или территории. Итак, для моих чернокожих собратьев: я говорю вам, отправляйтесь в путь и исследуйте, и не забывайте перед путешествием вооружиться необходимой информацией, историями и доказательствами.

Чернокожие люди, мне бы хотелось узнать: повлияла ли угроза быть подвергнутым расизму в России на ваше решение не ехать туда? Вы когда-нибудь были жертвой расовой дискриминации за границей? Где? И для тех из вас, кто был в России, какие ваши впечатления?

Немного об Оникке Реймонд: писатель из Нью-Йорка, педагог, видеограф, и любительница путешествий. Побывала в более чем 100 странах на 6 континентах. Следуйте за мной в моих путешествиях по всему миру!

Впечатлениями о путешествии по Россиии и другим постсоветским странам поделились читатели блога чернокожей девушки.

Вот некоторые из комментариев:

Каролина Отиено:

Мне нравится ваша формулировка в этом посте. Вы подошли к теме очень вдумчиво, а не так: «эй! Я был в России и я чернокожий, и поэтому в России любят чернокожих».

Один из моих братьев учился в России в конце 90ых – начале 2000ых. Он вернулся в 2005 году, ему было около 30 лет, но его волосы уже поседели (стресс+зима?). Он был явно травмирован. Он начал учиться в Московском университете дружбы народов, но ему пришлось уйти из-за опасности, которую представляли собой скинхеды. Некоторых Африканских и Азиатских студентов целенаправленно выслеживали и линчевали только потому, что их кожа была на несколько тонов темнее.

В общественном транспорте его часто толкали под ребра пожилые русские женщины, чтобы убрать его со своего пути. Полиция постоянно останавливала его, чтобы проверить документы. В итоге, мой брат переехал в Курск, но когда он вернулся в Кению, он поклялся, что ноги его больше не будет в Европе после такого.

Конечно, у каждого остается свое впечатление., но я не согласна с тем, что к чернокожим женщинам относятся лучше. У меня есть чернокожая подруга, кенийка, она учится в Волгограде, с ней все в порядке, она со всем справляется.

И несмотря на все эти истории, я хотела бы увидеть Россию. У моего брата были и положительные истории. Он рассказывал, что в России – самые вкусные пирожные, и уникальная архитектурная эстетика с красочными зданиями с куполами. Водка была дешевле воды?
Я бы отправилась в эти страны без страха, потому что знаю, что у каждого – свой опыт, в каждом путешествии испытываешь негативные и позитивные эмоции, но так как человеческая доброта есть повсюду, то везде будет хорошо.

Я живу в Нидерландах и мне кажется, эта страна довольно толерантна, но я сталкивалась с дискриминацией. За мой почти всегда следует охранник в магазине. На меня несколько раз накричали в автобусах и на катерах. Голландцы – довольно классные… но есть несколько человек, которые ведут себя как расисты. Кстати, здесь в Нидерландах, ко мне относятся лучше, если я хожу с белым парнем.

Я побывал в Украине в 2009 году по работе. Один раз я шел по улице с азиатским коллегой, прямо в центре Киева. И какой-то парень ударил меня по лицу и сбил меня с ног. Когда я встал, он исчез. Так что я не уверен, что стал бы рисковать своей безопасностью. Я знаю чернокожего сотрудника дипломатической службы США, которого избили так сильно, что агентство решило убрать всех Афро-Американцев с постов из этого региона. Я бывал на Балканах и в более южных странах, бывших частью советского союза, и все проходило без проблем.

… должна отметить, что в моем списке стран к посещению, Россия находится так низко, что она вообще не котируется. Это из-за того, что мне интересна история и культура других стран, которые мне бы хотелось посетить в первую очередь.

Jules: … моя старая квартира была в районе, где жило много русских. У меня никогда не было проблем с ними, хотя вокруг было мало чернокожих. Да, через две двери от меня жил один извращенец, но это же единичный случай. Русские мужчины слоны к пьянству, поэтому я бы посоветовала одиноким девушкам-путешественницам поостеречься в выборе вечерних развлечений. Санкт-Петербург – в моем списке городов к посещению.

…я недавно вернулась из поездки в Москву и мое впечатление от путешествия на 95% отличное. Город – прекрасен, и русские мне показались очень добрыми, любопытными дружелюбными ко мне, как к чернокожей женщине. Хотя языковой барьер был очень серьезный.

К сожалению, почти под конец моей поездки, я проходила мимо Кремля и на меня напал мужчина (он схватил меня за попу, хлопнул и что-то проорал мне на русском). Он просто подбежал ко мне, когда я спокойно прогуливалась по оживленной дороге (представьте себе эквивалент улицы в 10 минутах ходьбы от Таймс-сквер в нью-Йорке), а потом убежал. Поскольку у меня много друзей в России, я редко ходила одна. Этот случай удивил меня. Если не сказать больше! Полное отсутствие реакции у прохожих вокруг нас было еще более шокирующим, и честно говоря, многое сказало о культуре в отношении работы над преступлениями на почве расовой ненависти.

Из-за этого негативного случая я, к сожалению, не рекомендую поездки в эту страну в данный момент. Я действительно здорово провела время, но, как упоминала ранее, во время поездки я была с группой гостеприимных русских (в основном, мужчин) друзей. Мне показалось, что на меня могли напасть, и это бы не имело последствий для нападавшего. И это-то и тревожит. В городе бло так мало чернокожих людей, что группа чернокожих женщин-путешественников будет сильно выделяться. Будем надеяться на более открытую и культурную Россию в будущем, потому что это действительно прекрасное место.

…я должен был преподавать английский в Москве этим летом и осенью. Оба вызова были отменены в последнюю минуту. Я очень долго добивался от них ответа – почему? И один менеджер сказал мне, что им пришлось отказаться от меня потому, что им показалось, что некоторые родители могут спросить «почему моего ребенка обучает чернокожий человек?» Читая твои посты и посты других людей, я понял, о чем говорил менеджер, но не сказать, что я согласен с их решением. Я сталкивался с подобным в Китае.

Во франкоязычных странах Черной Африки, где миссионеры не особенно усердствовали с насаждением аборигенам религии, нравы построже. В англоязычных странах, где часто преобладает христианское население, белый турист может столкнуться с тем, что ему в Европе даже трудно представить.

Официант прилагается к счету

Милые дамы, если вам далеко за тридцать, вас бросил муж, ваша фигура оставляет желать лучшего, но при этом вы хотите почувствовать себя королевой, добро пожаловать в Гану. Вы будете пользоваться безусловным интересом лиц противоположного пола. Со стороны черных мужчин этот интерес будет подчас навязчивым. Первое время жизни в Аккре (столице этой республики) одного из авторов этой публикации шокировали официанты в местных кафе. Они запросто могли прежде чем спросить, что мне, собственно, надо, поинтересоваться: «Мисс, можно я к вам приду сегодня вечером?» «Нельзя», – отвечаю. «Точно нельзя?» – интересуется черный кавалер. «Точно», – подтверждаю я и несколько раз повторяю свой ответ, прежде чем официант окончательно поймет: этой белой мужчина не нужен. На качестве обслуживания эта сцена, конечно, никак не сказывается. Когда вы закажете, скажем, банку колы, тот же официант может уйти куда-то в подсобку, вернуться через час и развести руками: «Сорри, мисс, у нас такого нет».

Существует некоторый идеал, на который равняются ганцы: мужчина с хорошей должностью, имеющий много любовниц и много детей. Чем больше детей и любовниц – тем более уважаем человек. Когда африканцы узнавали, что у меня всего один ребенок, они сочувственно качали головой и даже нескромно интересовались: уж не больна ли я чем-нибудь? При этом ребенок, рожденный вне брака, осуждения не вызывает. По крайней мере, знакомые африканки говорили о такого рода случаях совершенно свободно, как о еде или покупках.

Роман с белой женщиной для черного – это престижно. В Аккру последнее время зачастили дамы бальзаковского возраста, которые за умеренную сумму «покупают» черных юношей. Те живут за счет этих дам неделю, а то и две. В тайне они надеются, что их вывезут в Европу. Но так, конечно, происходит редко. Местная европейская колония бальзаковским дамам сочувствует. Романы между белыми и черными среди белых (особенно мужчин) Ганы не приветствуются – не из-за расизма, упаси бог, а из-за СПИДа, эпидемия которого является суровой африканской реальностью.

Представление африканцев о морали, мягко говоря, не вяжется с нашим. Так, здесь считается безнравственным ходить в мини-юбке, но совершенно не стыдно попрошайничать. Деньги могут просить как дети, так и взрослые, причем по местным меркам благополучные. Особенно любят просить деньги у белых женщин – они, как считается, подают лучше. Ситуация, однако, меняется, стоит только выехать за пределы Аккры. В деревнях попрошаек нет. Однажды за городом у меня сломалась машина: лопнуло колесо. Проходившие мимо местные жители живо присоединились к моему водителю и стали помогать – больше советами, чем делом. Когда колесо было заменено, мне захотелось вознаградить этих ребят. Я протянула им 1 седи (это примерно около доллара) – сумма вполне приличная. Один из них презрительно фыркнул, а другой объяснил, что за деньги в его краях не помогают. «Это так же недостойно, как секс за плату», – сказал один местный житель.

Румба по-гвинейски

Заманчивые предложения, сделанные нашей корреспондентке в кафе в Аккре, в гвинейской столице Конакри представить сложно. Приходилось, конечно, встречать румынских или украинских девушек, пользующихся в этих краях неизменным «спросом», но они и едут сюда с определенными целями. В Гвинее же, наоборот, чаще приходилось видеть, как мужчины-европейцы заводят романы с местными девушками, особенно представительницами национальности фульбе, которые довольно сильно отличаются от других местных народов. Согласно одной из версий они пришли сюда с севера Африки в ХVI веке, бежав от турецкого нашествия, и смешались с аборигенами. В Гвинее они составляют порядка четверти населения. Итальянский инженер Марио, спец по строительству дорог, неожиданно принял ислам и превратился в Юсуфа – все ради того, чтобы жениться на местной. Можно представить реакцию его супруги Джулии, легкомысленно оставленной им в далеком Милане. Датчанин Христиан приехал в Гвинею уже с новой женой – сомалийкой, его американский коллега Боб умудрился найти себе здесь женщину индийского происхождения. Наши соотечественники, впрочем, матримониальными проблемами обычно головы себе не заморачивали: крутили романы с черными, а потом возвращались к законной семье.

Но как зажигательно танцуют румбу на дискотеках в гвинейских деревнях! Конец недели, в течение которой молодежь работала на рисовых полях. Сельский староста заводит магнитофон (при котором куча колонок), и местные дамы начинают «зажигать». Белый мужчина в такой компании вызывает неизменный и растущий интерес, даже если он совсем не умеет танцевать. А если он еще и холостяк... Безумным пляскам не будет предела. «Это Африка, сынок, – сказал мне на утро пожилой имам (90% гвинейцев – мусульмане). – Наша молодежь торопится жить, ничего не поделаешь». Что касается женщины бальзаковского возраста, в кафе к ней неизменно будет проявлено повышенное уважение. Причем, чем полнее женщина, тем более уважительно с ней будут разговаривать – гвинейские кавалеры вообще не жалуют худеньких. Но настаивать на встрече, конечно, не будут. Мадам скорее постараются заболтать, порой вручить какой-нибудь приз от заведения типа мороженого. Гвинейцы предпочитают ухаживать, а не напрашиваться на свидания. Особо стоит отметить отношение именно к русским женщинам. В глазах местных француженки, например, – представительницы бывших колонизаторов, американки – «женщины-бумажник» (так и говорят), а вот россиянки почему-то эмоционально гораздо ближе. Как рассказал мне официант из ночного клуба в городке Пита, с русскими (или, по старинке, с «советик») всегда есть о чем поговорить. Русских дам интересует местная жизнь, тогда как француженки, как правило, озабочены перипетиями жизни только своей французской колонии.

Как африканец, женатый на русской, я вызываю повышенный интерес у наших русских знакомых и соседей.

Россия — страна многонациональная, но здесь нет сформировавшейся африканской общины. Так что неудивительно, что «черно-белые» браки в России воспринимаются как экзотика.

Не говоря уже о том, что растить детей в такой семье, как наша, как вы можете догадаться, совсем непросто.

Наш первый ребенок родился в 1992 году, вскоре после того, как развалился Советский Союз. Русские друзья и родственники здорово нам тогда помогли, просто засыпав нас подарками -коляски для новорожденных , детская одежда, игрушки, книжки.

Когда дело касается подарков новорожденным, щедрость русских не знает границ. Помню, тогда мне казалось, что нам досталось столько внимания окружающих еще и потому, что наш сын им был «в диковинку».

Однако несмотря на подарки и внимание, я чувствовал, что в отношении окружающих к нашей семье что-то все-таки не так. И вскоре я понял, что моего ребенка они воспринимают не как ребенка от смешанного русско-африканского брака, а как ребенка из «белой» семьи.

К тому же, обстоятельства были против меня. В Москве тогда не было ничего, что олицетворяло бы Африку и ее культуру. Ни книг, ни фильмов, ни мультфильмов с чернокожими положительными героями мне обнаружить не удалось. Так что борьбу за воспитание сына мне пришлось начать в одиночку.

Должен сказать, что моим русским родственникам тоже пришлось непросто. Помню, как они удивились, когда на восьмой день жизни сына я объявил им, что у нас будет традиционная африканская церемония, на которой ребенку дадут имя. Еще до этого я отказался назвать сына русским именем, например, Дмитрием, в честь православного святого, день которого отмечался, когда он родился. Я принадлежу к народу йоруба. Для нас очень важно дать ребенку «правильное» имя. Имя определяет не только характер ребенка, но и его жизненный путь. Я пытался объяснить это семье жены, но без толку.

На восьмой день, как это принято в Африке, в нашу двухкомнатную квартиру набилось около 35 друзей и родственников. Некоторые принесли с собой мед, орехи кола, пальмовое масло, сахар и соль.

Моя жена и ее родители — они все закончили МГУ — в ужасе наблюдали, как друг, проводивший церемонию, дал нашему новорожденному сыну попробовать мед, соль и сахар, объяснив, что эти три продукта сыграют в его дальнейшей жизни важную роль.

После церемонии начался праздник, который моя русская семья до сих пор вспоминает как кошмар. К счастью, праздник бы недолгим, отчасти потому, что на всех гостей не хватило угощения. Мы ждали только 10 человек.

После такого культурологического дебюта, мои русские родственники быстро взяли реванш. Я скоро понял, что в России ребенка растит не мама, а бабушка. А с тещей мне повезло. Она не только несла ночной караул у кроватки сына, она полностью взяла на себя его воспитание.

Естественно, у меня были собственные соображения по поводу того, как воспитывать сына, чтобы он ощущал себя и русским, и в африканцем. Например, я хотел внушить ему, как важно уважать старших. Мне не нравилось, как порой нагло русские дети разговаривают порой со своими родителями. В Африке, если ребенок перечит взрослым, его могут и отшлепать. Однако в России бабушка — щит и меч любого ребенка. Если вы собрались его за что-то отругать, она всегда тут как тут, прикроет его крыльями как наседка.

Так что каждый раз, когда я пытался познакомить своих детей с африканскими обычаями и культурой, я сталкивался с бабушкиным сопротивлением.

Наш сын рос, и вместе с ним росла стена между его русской и африканской половинками. Родители моей жены были при внуке неотлучно день и ночь. Зимой они вместе катались на лыжах, летом купались в бассейне.

С появлением второго внука их энтузиазм не угас. Любви и внимания у них с лихвой хватило на обоих. Более того, они не понимали, что я, «неблагодарный», не испытаваю к ним признательности за то, что они отделили меня от моих сыновей «Великой китайской стеной».

Вторая проблема, с которой мне пришлось столкнуться, став отцом, напомнила мне об африканских обрядах инициации. Я должен был отдать сыновей в детский сад, а потом — в школу. Удастся ли им адаптироваться в обществе?

Сразу стало понятно, что здоровый мультикультурный коллектив для них найти мне не удастся. В российских школах понятия мультикультурности не существует в принципе. Да и нужды в этом нет. В России слишком мало детей из смешанных семей, подобных нашей, чтобы уделять вопросу адаптации таких детей особое внимание.

В итоге мы решили отдать старшего сына во французскую школу. Мы рассудили, что «эксклюзивность» этого учебного заведения поможет ребенку приобрести уверенность в себе и справиться с нападками, которым дети от «черно-белых» браков неизбежно подвергаются в обществе.К счастью, наши сыновья инстинктивно чувствуют, как реагировать на любопытные взгляды и вопросы. Они легко находят друзей, любят играть на улице, но и понимают, когда нужно вести себя осторожно.

Когда пришел черед отдавать в школу младшего, мы, не сомневаясь, отправили его в обычную российскую школу. И на прошлой неделе мой сын обрадовал меня, попросившись провести три недели в подмосковном лагере с 30-ю белыми детьми, вдали от своих заботливых родителей.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.