Русские обычаи. Традиции русского народа

В отличие от манер и этикета, обычаи присущи широким массам людей.

Обычай -- традиционно установившийся порядок поведения. Он основан на привычке и относится к коллективным формам действия.

Обычаи -- одобренные обществом массовые образцы действий, которым рекомендуется следовать. К нарушителям применяются неформальные санкции -- неодобрение, изоляция, порицание.

Если привычки и обычаи переходят от одного поколения к другому, они превращаются в традиции.

Традиция -- все то, что унаследовано от предшественников. Первоначально это слово обозначало «предание». В качестве традиции выступают также ценности, нормы, образцы поведения, идеи, общественные установления, вкусы, взгляды.

Традиционными могут стать встречи бывших однокашников, однополчан, подъем национального или корабельного флага. Традиции относятся к культурному наследию, окружены почетом и уважением, служат объединительным началом.

Разновидностью традиции является обряд. Он характеризует не избирательные, а массовые действия.

Обряд -- совокупность действий, установленных обычаем или ритуалом. В них выражаются какие-то религиозные представления или бытовые традиции. Обряды не ограничиваются одной социальной группой, а относятся ко всем слоям населения.

Обряды сопровождают важные моменты человеческой жизни, связанные с рождением (крещение, наречение именем), свадьбой (сватовство, выкуп невесты, помолвка), вступлением в новую сферу деятельности (воинская присяга, посвящение в пионеры, в студенты, в рабочие) или переходом в другой возраст (инициация), смертью (погребение, отпевание, поминки).

Церемония и ритуал

Церемония -- последовательность действий, имеющих символическое значение и посвященных отмечанию (празднованию) каких-либо событий или дат. Функция этих действий -- подчеркнуть особую ценность отмечаемых событий для общества или группы. Коронование -- яркий пример важной для общества церемонии.

Ритуал -- сильно стилизованный и тщательно распланированный набор жестов и слов, исполняемых людьми, особо избранными и подготовленными для этого. Ритуал обладает символическим значением. Он призван драматизировать событие, вызвать у зрителей благоговейный трепет. Принесение человека в жертву языческому богу -- яркий пример ритуала.

Большинство ритуалов распадается на составные части и элементы. Так, например, обязательная часть ритуала взлета самолетов -- ожидание команды «Взлет разрешен». Элементы ритуала прощания: посидеть «на дорожку», обняться, поплакать, пожелать счастливого пути, не подметать пол три дня и т. п. Сложный состав элементов включает ритуал защиты научной диссертации.

Ритуал имеет культурное происхождение и выполняет три функции: Кравченко А.И. Культурология. - М., 2005. - С. 101.

а) запрета борьбы между членами группы;

б) удержания их в замкнутом сообществе;

в) отграничения данного сообщества от других групп.

Ритуал сдерживает агрессию и сплачивает группу. Пример ритуала -- соблюдение манер хорошего поведения, этикет деловых отношений, дипломатический прием и многое другое, что мы не считаем ритуалом, хотя оно является таковым. Человеческая культура целиком основана на ритуале.

Жесткость традиционного ритуала и настойчивость, с которой мы его придерживаемся, необходимы обществу. Но они нужны и нам лично. Ведь соблюдение ритуалов и культурных норм требует контроля со стороны нашего сознания и воли, а пристальный контроль за своим поведением еще больше развивает и тренирует нравственность.

Обычаи и традиции русского народа.

Подготовила учитель начальных классов

МБОУ «Лицей №9»

Бобровская Елена Николаевна

Русский народ отличается богатой культурой, множественными обычаями и красочным фольклором. Его обычаи и традиции связаны с календарём. Обряды приурочены к большим праздникам. Они включают в себя огромное количество песен, хороводов, игр, приговоров, танцев, сценок, народных костюмов.

Знакомство детей с русскими традициями происходит во время проведения игр, праздников. Интересными являются традиции русского народа на Масленицу. Масленица – это весёлые проводы зимы, озарённые радостным ожиданием близкого тепла, весеннего ожидания природы. К этому празднику дети готовятся заранее и всегда с нетерпением ждут его. Родители активно участвуют в подготовке и проведении праздника.

Дети разучивают заклички Весны:

«Весна, Весна красная!

Приходи, Весна с радостью,

С радостью, с радостью,

С великой милостью.

Со льном высоким

С корнем глубоким,

С хлебом обильным»,

зазывают Масленицу:

«Душа ль, ты моя, Масленица!

Перепелиные твои косточки!

Сахарные твои уста!

Приходи, приходи к нам на широкий двор,

На горах покататься,

В блинах поваляться,

Сердцем потешиться!»

Исполняют частушки о наскучившей зиме, о приходе долгожданной весны. К празднику дети готовят красочные народные костюмы, разучивают русские народные игры: «Горшок», «Пирог», «Потолкушки», «Золотые ворота», «Сороконожки», «Ловля птиц на лету» и др.

При проведении игры «Ловля птиц на лету» дети надевают шапочки с изображением птиц. Произносят текст, адресованный «ловишке»:

«Мы - птички – невелички,

Любим по небу летать,

Ты попробуй нас догнать»

«Ловишка» старается догнать птиц и дотронуться до них, ослабевший выбывает из игры.

На Масленицу на Руси всегда устраивали кулачные бои. На празднике дети меряются силой: перетягивают канат, устраивают эстафеты, катаются на санках, проводят игру «Бой петухов».

Неотъемлемая часть праздника – это русские народные песни о весне и, конечно же, о блинах. Дети заранее разучивают русские народные песни «Как по травкам, по муравкам», «Наша Масленица», «Блины», «Ты прощай, наша Масленица». Исполняя песни, дети водят хоровод. Они двигаются хороводными орнаментальными построениями: «круг», «змейка», «капуста», «ручеек», «плетень».

Для всех накрыты столы: блины, расписные самовары с горячим чаем. Дети с удовольствием едят блины, приготовленные родителями.

Ведущие на празднике – коробейники Фома и Ерёма. Используя частушки, прибаутки, коробейники в интересной форме рассказывают о том, как на Руси проводили каждый день Масленицы:

Понедельник – Масленицу встречали.

В этот день из соломы делали чучело Масленицы, надевали на него старую женскую одежду и ставили на снежной горке.

Вторник – «заигрыш».

С этого дня начинались разного рода гулянья, представленья.

Третий день – «лакомка».

Она открывала угощение во всех домах блинами и другими явствами.

Четверг – Широкая Масленица.

Походили игры и веселья, с этого дня начинались кулачные бои.

Пятница – тёщины вечерки.

Суббота – золовкины посиделки

Воскресенье – проводы Масленицы! Прощёный день.

Когда коробейник объявляет Прощёный день, на площадь выезжает Масленица, украшенная разноцветными лентами, цветами, флажками.

В ходе праздника дети узнают, что Масленицу сжигали не ради забавы, а узнавали, какой будет год – урожайный или неурожайный.

Когда коробейники поджигают Масленицу, дети став в круг, приговаривают:

«Масленицы – обманщица:

До поста довела – сама удрала!

Масленица, воротись,

В Новый год покажись!»

Проведение таких праздников для детей совместно с родителями позволяет ощутить связь между поколениями, даёт возможность воспитывать детей в духе национальных традиций.


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 40 «Колокольчик» общеразвивающего вида посёлка Фряново Щёлковского муниципального района Московской области

Консультация для воспитателей:

«Традиции и обычаи русского народа»

2011 год.

Музыкальный руководитель

Абузина Ольга Александровна

Традиции и обычаи русского народа.

Детство - время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, а также обращение к духовной жизни.

С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо, например, с историей, культурой, бытом народа. А ведь только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий всё самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.

Поэтому я считаю необходимым донести до сознания своих воспитанников, что они являются носителями русской народной культуры. Для этого я обратилась к истокам русской народной культуры, т.е. знакомлю детей с традициями русских народных праздников. Почему именно праздники? Праздник - это день, наполненный радостью, весельем, день, когда все объединяются. Само слово «праздник» заимствованно из старославянского языка и буквально означает «не занятый делами, свободный от работы». Особое значение праздник имеет для ребенка. К. Д.Ушинский отмечал: праздник для ребенка совсем не то, что для нас, взрослых. Он подчеркивал: ребенок считает свои дни от праздника до праздника, как мы считаем свои года от одного важного события нашей жизни до другого. Каким тусклым и серым было бы детство без праздника!

В своей работе я употребляю, в первую очередь, фольклор. Ведь содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, просеянный через сито веков, духовный мир, мысли, чувства наших предков.

Каждому из нас известно, что окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка - развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного. Надо, чтобы ребят окружали предметы, характерные для русского народного быта. Это позволяет ощутить себя частью народа.

В русском песенном фольклоре чудесным образом сочетаются слово и музыкальный ритм. В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присуще ему нравственные ценности - представления о доброте, красоте, правде, верности и т.п. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

Обрядовые праздники тесно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека. В них присутствуют тончайшие наблюдения людей за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Поэтому я считаю, что это народная мудрость, сохраненная в веках, должна быть передана детям.

Народ проявляет свои творческие способности в создании предметов, необходимых в труде и быту. В результате отражалась духовная жизнь народа, его понимание окружающего мира - красоты, природы, людей и др.

Хорошо известно, что среди видов деятельности, имеющих большое воспитательное и образовательное значение для детей является игра. При этом мы имеем в виду не только игры в собственном смысле слова, но и все виды деятельности, которые в народной традиции имеют характер игры (обряды, праздники). Они имеют нравственную основу, обучают развивающуюся личности.

Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является культура общества, семьи и образовательного учреждения - той среды, в которой живёт ребёнок, в которой происходит становление и развитие. Удивительное и загадочное явление народной культуры - праздники и обряды. Если в праздниках сокрыта душа народа, то в праздничные дни она и раскрывается.

Православные праздники - это тоже часть нашей истории, нашей православной культуры, нашего быта всего без чего мы - не цельное.

В нашем детском саду стало традицией проведение православных детских праздников, как Рождество, Пасха, Троица.

Подготовка к празднику всегда вызывает интерес у детей, на основе которого формируется художественный вкус, единение детей и взрослых.

Мы, взрослые, даём выход детским стремлениям, удовлетворяем их желания участвовать в играх, танцах, инсценировках, в оформлении зала и других помещениях детского сада.

Началу нового года придавалось большое значение. Есть такое поверье: как встретишь Новый год таков будет и весь предстоящий год. Поэтому старались, чтобы на столе было много яств, чтобы все люди были весёлыми. Все желали друг другу счастья и удачи. Для детей Новый год самый любимый праздник. Каждый хочет быть участником этого праздника. Заранее учат стихи, разучивают песни, танцы и делает новогодние открытки, а также рисуют рисунки и выполняют из различного материала красивые поделки.

Подготовка к Рождеству, как и было в народе, у нас в саду начинается заранее - ещё в декабре. На занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим дети знакомятся с русской духовой поэзией. Для начала можно рассказать им историю рождения Христа На музыкальных занятиях дети разучивают рождественские колядки. А на занятиях по изодеятельности, конструированию, готовят рождественские подарки.

Крещение - третий праздник Святок. Многие дети не один раз слышали слово «крёстный», «крёстная». Пояснение этих слов, дети легко объясняют, кого крестили в церкви, есть и крёстные: «крёстный отец», «крёстная мать».

Я рассказываю о том, что Крещение празднуют широко и торжественно. Люди несли кресты, иконы, звонили в колокола и пели молитвы (церковные песни). И по древней традиции в это день на Руси совершались крестные ходы на реки, водоёмы. Впереди священники, за ними толпа людей - все идут на лёд, к воде. Начинается «погружение креста». Как только «крестный ход» уходил, немало смельчаков - раздевались и лезли в прорубь, в ледяную воду. Когда купание прекращалось, люди набирали святую воду, несли её домой. Пили её сами, т.к. она святая, а значит и целебная. И с тех пор считается, что крещенская вода полезная и лечебная. И хранят её долго.

После моего рассказа, я предлагаю детям подойти к крану с водой и умыться, чтобы совершить обряд крещения и принять те свойства воды, которые она в этот день приобрела. А затем мы повторяли все народные приметы, которые и поныне не утратили своего назначения. Например: «Снега на Крещение надует - хлеба прибудет», «Крещение под полный месяц - к большой воде», «Метель на Крещение - к хорошему роению пчёл», «Собаки много лают - будет много зверья и дичи».

На наших праздниках нет просто зрителей. Разнообразие ролей позволяет каждому стать действующим лицом в соответствии со склонностями и способностями. Кто-то лучший плясун, и он первый выходит в пляске, кто-то первый запевала, а у кого-то замечательные актерские способности, и он главный герой в театрализованных играх. Но если у ребенка нет ярко - выраженных музыкальных и актерских способностей, он всё равно активный участник праздника: поет вместе со всеми, участвует в общих плясках и играх в народном празднике.

Перед строгим постом есть праздник «Прощённое воскресенье». Люди просят друг у друга прощение за нанесённые в течении всего года обиды - вольные и невольные. Вот и вы дети когда проснётесь в воскресенье, подойдите к маме, бабушке и другим членам семьи и скажите: «Простите меня». А если кто-то у вас попросит прощения, надо обязательно простить. И я объясняю о необходимости признавать свои ошибки и приносить извинения тем, кого обидел; прощать своего обидчика.

По народным представлениям, весна сама не придёт, её нужно пригласить. Вот и мы с детьми зазываем весну «закличками». Песни во время поста петь возброняется. Поскольку в марте начинают возвращаться из теплых краёв перелётные птицы, и желая поторопить, хозяйки пекли из теста фигурки птичек с крылышками - «жаворонков». Их раздавали всем членам семьи. Вот и мы с детьми делаем из пластилина и бумаги птичек, затем выходим на улицу и, подбрасываем вверх птичку, и при этом приговариваем слова:

Жаворонушки,

Мои матушки,

Прилетите ко мне,

Принисите ко мне

Весну красную...

Затем с детьми шли на участок и прикрепляли к веткам деревьев бумажных птичек.

Последнее воскресенье перед Пасхой называется вербным. И я детям рассказываю, что все люди в субботу идут в церковь с пучками вербных веток. Здесь их освещают.

Детям объясняется, что верба - первое дерево, которое зацветает весной. И народ считает вербу чудодейственным растением. Освещенная в церкви верба охраняла дом от пожара, скот от хвори, а посевы - от града и болезней. И для закрепления, мы с детьми из бумаги и ваты выполняем работу.

Не обходит стороной и праздник Пасхи с крашеными яйцами и у нас в саду. Ведь Пасха - это праздник торжества жизни, поборовшей смерть, а яйцо и есть символ вечно возрождающейся жизни. Крашеные яйца главное украшение Пасхального стола. Поэтому мы с детьми дней за десять до Пасхи в сырой песок или смоченную вату «сеем» зёрна пшеницы. И все дети с нетерпением ждут, как из зёрнышек проклёвываются ростки, как они зеленеют, подрастают. Затем в эту свежую, живую травку кладут разноцветные яички, и дети никогда не забывают красоту и радость этого праздника.

Дети любят дарить яйца, изготовленные ими, расписанные своими руками. Какие идеи возникают, просто одно творчество! Раскрашивают яйца красками, фломастерами, наклеивают на них особые пасхальные картинки.

А ещё можно яйцо превратить в какую-либо игрушку с помощью различных материалов. К расписанному яйцу можно добавить небольшой букетик цветов из бисера - получится пасхальный сувенир, с особенным, весенним настроением. У праздника Пасхи всегда была и «развлекательная» сторона. Устраивались всевозможные игры с пасхальными яйцами, хороводы, катания на качелях.

Таким образом, узнав о традициях праздниках русского народа у детей будут сформированы представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости. И наши дети станут духовными наследниками людей, заложивших основу великой культуры и будут её сохранять, развивать и передавать своим детям.



История и культура русского народа насчитывает уже много столетий. Все эти годы она беспрерывно обогащалась новыми явлениями и традициями, но продолжала хранить память об опыте и обычаях предков. Часто русские национальные обряды образуют собой довольно причудливое сочетание действий, обусловленных древними языческими верованиями, которые, тем не менее, гармонично соотносятся с христианскими православными канонами.

Большинство обрядов на Руси, так или иначе, связано с религией, а более древние, дохристианские традиции с мифологическим олицетворением стихий и природных явлений.

К наиболее известным и важным языческим обрядам, которые сохранились и после крещения Руси относят:

  1. Масленицу.
  2. День Ивана Купалы.
  3. Колядование.
  4. Ярилин день.

Все они, так или иначе, были связаны с архаичными представлениями славян о силах природы и чаще всего были привязаны к каким-то событиям, календарю или временам года.

Масленица

Издревле событие, наступавшее в день весеннего равноденствия, отмечалось широко и с размахом. Люди радовались приходу весны: не случайно символом этого праздника был блин – миниатюрное символическое солнце. Сама Масленица символизировала зиму. Считалось, что после обряда сожжения всю свою мощную энергию она передаст земле, обеспечив, тем самым, богатый урожай и защитив от стихийных бедствий.

День Ивана Купалы

Изначально праздник привязывался ко дню летнего солнцестояния, но само название, дошедшее до наших дней, получил уже в христианскую эпоху по имени Иоанна Крестителя. Этот эпитет на греческом звучит как «купатель», «погружатель», что вполне соответствует сути празднования – ритуальному омовению в открытом водоеме. Этот праздник очень наглядно демонстрирует причудливое совмещение христианских религиозных традиций с языческими, архаичными верованиями и обрядами.

Одной из главных традиций на Ивана Купалу являются прыжки через костёр. Считалось, что это способствует очищению, уберегает от хворей и позволяет защититься от злых духов. Очень важно было в ночь на Ивана Купалу искупаться в реке или озере, поскольку вода считалась очищенной от всякой нечисти и приобретающей некие волшебные свойства.

Ярилин день

Опять же в изначально языческий праздник, посвященный богу солнца – Яриле, с принятием христианства были добавлены некие мотивы о борьбе святых с языческим божеством.

В этот день древние славяне обращались к Яриле за помощью, чтобы он обеспечил посевы солнечным светом и защитил от затопления. Важный обряд, проходивший в этот день, носил название «Отмыкание земли». Непременно нужно было искупаться в росе, т.к. считалось, что она в этот день обладает целебными и чудодейственными свойствами.

Колядование

Этот обряд, как правило, был приурочен к святкам и представлял собой обход всех домом в деревне группой молодых людей и девушек, которые исполняли шуточные песни или благожелания в адрес хозяев, получая за это ритуальное вознаграждение. Древнерусские землепашцы были уверены, что участие в святочных обрядах удваивает энергию плодородия и способствует увеличению урожайных сборов, приплоду у скота и обеспечивает общее благополучие в подворье.

С принятием православия появилось значительное количество религиозных обрядов, связанных с наступлением в жизни человека тех или иных важных этапов. Среди основных можно выделить:

  1. Крещение.
  2. Свадебные обряды.
  3. Погребальные обряды.

Крещение

Обряд крещения означал духовное рождение человека и его принадлежность к христианской религии. Ребёнка необходимо было покрестить на первом году жизни. Для каждого младенца назначались крестные родители, которые преподносили ребёнку икону его покровителя и православный нательный крестик. Называли новорожденного в соответствии с именем святого, упоминаемого в святцах.

К выбору крёстных относились очень ответственно: считалось, что они отвечают за ребенка и должны подавать ему достойный пример в такой же степени, как и биологические родители. После совершения обряда в церкви, устраивалось праздничное и щедрое застолье с присутствием всех близких новокрещёному младенцу людей.

Свадебные обряды

Для свадеб на Руси старались отводить определённые периоды в календарном году. Нельзя было жениться во время больших постов. Кроме того, редко играли свадьбы в период наиболее интенсивных сельскохозяйственных работ.
К основным свадебным обрядам относили:

  • Сватовство.
  • Смотрины и погляд.
  • Сговор.
  • Свадебный поезд.
  • Венчание.

Без сватовства не обходилась ни одна свадьба. Это был важнейший этап, на котором семейство жениха принимало решение о том стоит ли уговорить отдать замуж за своего сына приглянувшуюся девушку. Причём, очень часто на этом этапе, мнением самих потенциальных молодоженов даже не интересовались, а увидеть друг друга жених с невестой могли разве что только на смотринах.

Если обе стороны всё устраивало, происходил свадебный сговор, в ходе которого, главы семейств, в прямом смысле, били друг другу по рукам, символически обозначая тем самым достижение принципиального согласия на брак между своими детьми. Во время сговора обсуждалась дата венчания, приглашенные гости, а также иные организационные вопросы.

Отказаться от заключения брака после сговора – означало опозорить себя и своего потенциального супруга. В случае отказа, «потерпевшая» сторона, была в праве потребовать возместить ей все убытки, связанные с этим действием.

В день венчания собирался свадебный поезд, представлявший собой нарядные брички, повозки или сани, во главе которого находился дружка жениха распоряжавшийся на маршруте.

Наконец, самым главным свадебным обрядом было венчание. После свершения таинства, в доме жениха молодых ждали родители, встречали их хлебом-солью и закатывали щедрый и весёлый свадебный пир.

Погребальные обряды

Главным смыслом всех обрядов, связанных с погребением усопшего, было желание облегчить ему переход из этого мира в царство Божие. Отпевание не могло быть совершено, если человек был не крещеным, совершил грех самоубийства или в течение года перед смертью не исповедовался или не причащался. На усопшего одевали нательный крест, облачали в чистые одежды и укрывали погребальным покрывалом. Музыка считалась неуместной, также как и цветы.

Считалось, что главное в этот день – молитва о прощении грехов усопшего. После предания земле покойного, родственники организовывали поминальную трапезу, которая сопровождалась соответствующими молитвами. Приносить еду на погост считалось недопустимым. По традиции продукты приносили в церковь и угощали прихожан. На 3, 9 и 40 день в церкви заказывалась поминальная панихида. Всё это время родственники скорбели по усопшему, одевались в платья темных оттенков

Россия бережно хранит старинные русские , возраст которых насчитывает уже более 7-10 веков. Сохранились и древнейшие православные традиции, и языческие обряды. Кроме всего этого, жив и народный фольклор, представленный частушками, поговорками, сказками и пословицами.

Обычаи и традиции русской семьи

Испокон веков главой семьи считался отец, именно он был самым почтенным и уважаемым членом семьи, которого было положено слушаться каждому. Однако он же и брал на себя всю самую тяжелую работу, будь то уход за скотом или вспашка земли. Не бывало такого, чтобы мужчина в доме делал легкую, бабью работу, но и без дела он никогда не сидел – работали все, и очень много.

С детских лет младшее поколение было принято приучать к труду и ответственности. Как правило, детей в семье было довольно много, и старшие всегда приглядывали за младшими, а порой и воспитывали их. Всегда было принято почитать тех, кто старше: и взрослых, и стариков.

Отдыхать и веселиться полагалось только в праздничные дни, которых было сравнительно немного. Все остальное время все были заняты делами: девицы пряли, мужчины и парни занимались тяжелой работой, а матери следили за домом и детьми. Принято считать, что быт и обычаи русского народа дошли к нам именно из крестьянской среды, поскольку на знать и дворянство слишком сильно воздействовала европейская культура.

Русские обряды и обычаи

Многие русские национальные обычаи пришли к нам не из христианства, а из язычества, однако и те и другие чтят одинаково. Если говорить о традиционных праздниках, то к ним следует отнести такие:

Кроме этих, существует еще множество русских обычаев, связанных с ритуальными действами, будь то , похороны, крещение ребенка и т.д. Культура России сильна именно почитанием обычаев и умением сохранять их, пронося сквозь века.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.