Психологические отличия мальчиков и девочек. Отличия в развитии и воспитании мальчиков и девочек: поговорим о «типичности

Общение является многогранной деятельностью, имеет цели и эмоциональную основу. На протяжении всей человеческой жизни взаимоотношения разных полов носят ключевой характер. Они постоянно трансформируются с возрастом и под влиянием условий общения. Общение мальчиков и девочек начинает формироваться еще в раннем детстве и уже в начальной школе мальчики и девочки неповторимым образом относятся друг к другу.

Важность коммуникативной компетенции

Несмотря на определенные различия, часто агрессивный тип поведения мальчиков и обидчивый — у девочек. Именно в возрастной группе младших школьников устанавливаются крепкие стереотипы, определяются дальнейшие формы общения с противоположным полом.
Нахождение в одном социуме и установление контактов необходимо им всем для правильной личностной ориентации. В непосредственном общении друг с другом шлифуются качества характера: мальчики учатся быть заботливыми и мужественными, девочки – терпимыми и женственными.
С первого по четвертый класс навыки общения у школьников существенно эволюционируют. В количественном отношении резко увеличивается их словарный запас и объем самостоятельных рассуждений. За развитие качественного навыка говорит их связная речь и произношение «трудных» слов.

Формы общения

Дети, как правило, копируют , установленный в семье. Его отличительные черты проявляется и в оказании взаимопомощи соседям, восхищении цветочной клумбой, организации весенней уборки двора, сопереживании малышу, упавшему в лужу. Но, по мнению психологов и педагогов, своих собственных детей родители могут по настоящему узнать, когда те находятся среди равных.
Девочки в общении подражают матери или учительнице, выбирая тип игры, связанный с воспитанием детей, торговлей, благоустройством дома. Мальчики равняются на отца или спортивного тренера. Им нравятся военные игры, рыцарские темы.
С первых дней жизни дети имеют разную одежду, игрушки и роли. Мальчика стыдят за плаксивость и нерешительность, девочку за упрямство и озорство. Мальчишкам несложно для общего дела организовать большую группу. По возможности они стараются избегать «капризных девчонок».

Девочки дружат небольшим составом и теряются в обществе сверстников, если находятся без ближайших подруг. К своим «задиристым» одноклассникам они относятся настороженно, принимают лишь тех мальчиков, которые были отвержены «мужским» коллективом. Большее непринятие противоположного пола проявляется у ребенка, который растет единственным в семье и не посещал в свое время детский сад.

Улучшает понимание детей организация совместных игр и мероприятий. Насыщают общение нравственными оттенками уроки литературного чтения и русского языка (разбор ситуаций, в которые попадают герои художественных произведений, чтение по ролям, написание упражнений с использованием новых слов). От педагога требуется установление в классе единых правил поведения для девочек и мальчиков, корректный и справедливый подход к школьникам в возникающих спорных ситуациях.

Исследователи 3, 6, 8, 20, 25 отмечают следующие половые различия в поведении мальчиков и девочек подросткового возраста.

1. Различия в психических процессах.

«Женский пол хуже чувствует ход времени - видимо, сказывается более высокая эмоциональность. Дело в том, что именно эмоциональное состояние человека определяет субъективное восприятие времени. Что касается пространства, то не случайно предпочитаемые мальчиками предметы - это предметы перемещения, воздействия, преобразования. Именно мужской пол склонен разбирать целое на части - и не только в мышлении (анализ), но и в реальности. Напротив, предпочитаемые девочками предметы - это имитация живых существ и средств, способствующих повседневной жизни. В сознании девочки с раннего возраста доминирует человек, и все, что с ним связано. Отсюда и особенности выбора предметов» 6, с. 45. Пространство, представляющее для девочки интерес, сравнительно невелико. Однако, оно тщательно, до мелочей проработано и актуально отражено в сознании. Напротив, у мальчика пространство, в котором находятся интересующие его объекты, практически не ограничено. По этой причине многое из непосредственного окружения ускользает от его внимания, недостаточно отражено в сознании. «Многое зависит от воспитания: девочку чаще привлекают к домашнему хозяйству. Мальчики же, как правило, проявляют меньше интереса к домашним делам» 25.

У девочек наблюдается более высокая чувствительность к звукам. Не случайно они начинают говорить на несколько месяцев раньше мальчиков.

Превосходство мальчиков в пространственной памяти проявляется в том, что они лучше знают прилегающую к дому территорию, относительное расположение тех или иных объектов, транспортные маршруты.

«Девочки более исполнительны. Мальчики же должны сами убедиться в необходимости определенных действий. Круг интересов мальчиков шире, чем у девочек. В речи мальчиков преобладают слова, передающие действия (глаголы, междометия), тогда как девочки склонны к предметно-оценочной речи (имена существительные и прилагательные, отрицания и утверждения)» 6, с. 49.

Еще одна особенность психики девочек связана с различиями в объеме и характере осознаваемого и неосознаваемого в психике. У мальчиков больше мыслительных процессов происходит непосредственно в сфере сознания, а его мышление более логично и критично.

Таким образом, мальчики и девочки психологически во многом различны, но в целом равнозначны и равноценны, по-разному дополняя друг друга в той или иной жизненной ситуации.

2. Различия в деятельности.

Заметны различия в учебных интересах. Обычно мальчики больше любят труд, физкультуру, из гуманитарных предметов - историю. Наименее любимы у них родной и иностранный языки. Девочки чаще предпочитают гуманитарные предметы - историю, литературу. Среди нелюбимых предметов у многих из них физика, биология, математика. Мальчики, значительно больше, чем девочки, читают книг по истории и о путешествиях, но меньше художественной литературы и особенно стихов.

Девочки, как правило, используют предметы по назначению, делая ошибки в их применении лишь по незнанию. Мальчики же могут приспосабливать предметы к различным целям, часто не по назначению, осознанно находя им неожиданные применения. Их больше интересует устройство предмета, чем его назначение. В конструктивной деятельности мальчики проявляют больше изобретательности. Они строят города, железные дороги, уделяя внимание главным образом самим конструкциям. В аналогичных условиях девочка строит не города, замки, а дом, но зато с мебелью, предметами быта, с различными украшениями.

Творчество мужского пола в большей мере имеет инновационный характер, тогда как творчество женского пола - жизнеутверждающий, упорядочивающий и декоративный.

В свободное время виды деятельности у мальчиков более разнообразны, но менее организованны. За пределами дома, в непривычной обстановке девочки быстрее теряются, с трудом находят себе занятие. Отправляясь куда-либо, они имеют определенную цель, тогда как мальчики находят себе занятие по ходу, легче ориентируясь в незнакомой обстановке и воспринимая ее положительно.

3. Различия в поведении.

Повышенный интерес к людям и их взаимоотношениям порождает у женского пола такую особенность поведения, как сплетничество. Уже к подростковому возрасту ясно, что сплетничество - черта преимущественно женского пола. Мальчиков - подростков в роли сплетников представить труднее. Различия между мальчиками и девочками проявляются и в том, что девочки склонны чаще апеллировать к старшим. В аналогичных ситуациях они чаще жалуются на мальчиков, чем мальчики на девочек. Женский пол больше склонен верить авторитетам и опираться на авторитет в затруднительных случаях.

Мальчики, как правило, хуже приучены к самообслуживанию: неловко переодеваются и переобуваются, не знают с чего начать дежурство в классе, не умеют пользоваться веником, тряпкой. Во многом, это связано с отсутствием постоянных поручений по дому.

«Девочки более самолюбивы и обидчивы, более чувствительны к критике. У них чаще наблюдается повышенный интерес к своей внешности, и они более чувствительны к оценке ее другими людьми» 20.

4. Различия в интересах.

«Во-первых, это различия в реакциях на окружающую действительность, в том числе и на общественные события. Различия в направленности интересов и склонностей. Во-вторых, это этапы созревания, необходимые для того, чтобы человек стал способным иметь собственное потомство» 25.

5. Различия по отношению к дому, семье.

Девочки склонны к попечительской деятельности - ухаживать, нянчить, проявлять заботу. Девочки склонны поучать, наставлять, критиковать своих младших братьев или сверстников. Подобного не замечается в отношениях старших братьев к своим сестрам или мальчиков к девочкам вообще.

Существует противоположные мнения по поводу учета гендерных различий. Д.В. Колесов считает, что «Различия мальчиков и девочек необходимо учитывать в процессе воспитания, начиная с самого раннего возраста» 8, с. 49.

Ш. Берн же считает, что «Родителям и педагогам необходимо научиться подходить к детям, исходя из индивидуальных особенностей последних, а не из предлагаемых гендерных различий. Учителей можно направлять на курсы, на которых будет говориться о гендерной тенденциозности в педагогике и о том, как с ней бороться» 3, с. 125. Предполагает, что безобидные на первый взгляд гендерные различия в учебной обстановке тем не менее играют весьма важную роль. Ш. Берн рекомендует, чтобы учителя и родители сознательно создавали для детей среду, свободную от гендерных различий, в которой поощрялась бы совместная игра, равноправные отношения между мальчиками и девочками и участие в играх, обычно предпочитаемых каким-то одним гендером.

1. Одеваясь, девочки сначала наденут низ, потом верх. Мальчики обычно поступают наоборот.

2. Мальчики снимают футболку, ухватив её на спине рукой и перетянув через голову. Девочки, раздеваясь, снимают блузку двумя руками, потянув наверх.

3. Зевая , мальчики прикрывают рот кулаком, девочки – ладонью.

4. Оборачиваясь на зов, девочки поворачивают только голову, мальчики – корпус, потому что шея у них не такая гибкая.

5. Девочки дышат грудью, у мальчиков в дыхании задействованы мышцы брюшного пресса.

6. Подниматься или спускаться с горы девочки стараются боком. Мальчики просто шире расставляют ноги.

7. Рассматривая свои пятки, девочки оборачиваются за спину. Мальчики поднимают ногу и смотрят на неё спереди.

8. Пояс на халате девочки завязывают выше пупка, на талии, а мальчики – ниже.

9. Уши девочки затыкают пальцами, мальчики ладонями.

10. Стараясь удобно устроиться в кресле, мальчики широко расставляют ноги либо кладут стопу одной ноги на колено другой. Девочки подворачивают под себя ногу.

11. Задумываясь, мальчики почёсывают подбородок и шею, девочки наматывают прядь волос на палец.

12. Поправляя причёску, мальчики проводят рукой по волосам, приглаживая их. Девочки же взбивают причёску пальцами, распуская волосы.

13. Потеряв в квартире ценную вещь, девочки обычно обращаются к чёртику(или к домовому, с просьбой поиграть и отдать.=) Мальчики переворачивают всё вокруг.

14. Напившись, девочки сразу же признаются в этом. Мальчики утверждают, что они как стёклышко, до последнего.

15. Чистя зубы, мальчики широко расставляют ноги и опираются свободной рукой на край раковины. Девочки упираются рукой в бок.

16. Во сне девочки зажимают одеяло между ног и обнимают подушку. Мальчики ложатся на спину, широко раскидывают ноги, а руку кладут под голову. Но не всегда.

17. У девочек сердце бьётся быстрее . Поэтому они такие суетливые.

18. Когда мальчики хотят понравиться девочкам, они прикидываются умными. А девочки, в свою очередь, играют в глупышек.

19. Мальчики не надевают ничего неудобного ради красоты. Девочки никогда не наденут ничего некрасивого ради удобства.

20. Рассказывая секрет, девочки прикрывают свой рот и ухо подружки ладонью. Мальчики просто понижают голос и наклоняют голову.

21. Мальчики думают молча, а девочки рассуждают сами с собой, что воспринимается мужчинами, как лишняя болтовня.

22. Девочка, видя что-то, что ей безумно нравится, восклицает: «Боже, какая прелесть!»; мальчики произносят: «Ого, вот это сиськи!».

Многие мамы задаются вопросом: почему мальчики и девочки во многом так отличаются друг от друга? Или это только нам кажется?

Конечно отличаются. В чем и почему, мы попробуем разобраться. Алексей Капустин, врач-педиатр, профессор:

Сравнивая развитие мальчиков и девочек, нужно учитывать, что природа ставит перед ними разные задачи. Особи женского пола более стабильны и повторяемы, ведь только они могут воспроизводить себе подобных. Они закрепляют в себе полезные признаки, передают их по наследству, чтобы сделать потомков как можно более похожими на родителей. На мужских особях природа приспосабливается к меняющимся условиям жизни, чаще экспериментирует, «апробирует» новые функции или даже органы.

В мальчиках реализуется необходимость развития человеческого рода. Такой поиск и изменения дают разнообразие потомков, среди которых когда-то появится тот, кто придаст эволюции новое, выгодное направление.

Вывод: Вот почему у мальчиков бывает больше полезных и вредных изменений (мутаций, генетических отклонений), а еще аномалий и пороков развития. Среди детей с отклонениями (грыжами, врожденными вывихами, глухотой, косоглазием, заиканием, другими речевыми дефектами и так далее) девочек совсем немного.

Девочки рождаются более зрелыми, чем мальчики. Как известно, в соотношении новорожденных обоих полов последние всегда лидируют, и особь женского пола должна появиться на свет более приспособленной, чтобы выжить и не нарушить баланс. Разница в развитии между малышами обычно составляет 3–4 недели.

Некоторый разрыв сохраняется и дальше: мальчики начинают ходить на 2–3 месяца позже, чем девочки; на 4–6 месяцев позже начинают говорить. К начальной школе эти различия составляют уже 1 год, а ко времени половой зрелости биологический возраст девушек опережает показатель юношей на 2 года.

Вывод: Детство мальчиков длится дольше. А девочки раньше начинают готовиться к превращению в девушек, готовых к продолжению рода.

Рождение мальчиков чаще, чем в случаях с девочками, сопровождается осложнениями. Это связано с тем, что первые более восприимчивы и уязвимы перед лицом внешних неблагоприятных влияний.

Вывод: Подрастая, мальчики остаются более чувствительными к внешним небезопасным влияниям, а еще к боли, хотя и стараются всеми способами сдерживаться. Кстати, эмоциональную чувствительность и тревожность мальчиков взрослые слишком часто недооценивают.

Уже с первых месяцев после рождения работа мозга у мальчиков и девочек сильно различается – это видно и в поведении, и в играх малышей. Масса мозга у них тоже неодинакова.

В сумме эти особенности определяют разный склад психики. Девочка, как мы помним, с самого начала ориентирована на выживаемость, а мальчик – на дальнейшее совершенствование и прогресс.

Вывод: Мальчикам, в отличие от девочек, для полноценного развития психики требуется больше пространства. Причем осваивают они его во всех возможных направлениях: лазают по лестницам, опускаются в подвалы, забираются на заборы. Девочкам достаточно маленького уголка, чтобы разместить на нем свои «сокровища»: кукол, их одежду, посуду. Мальчикам же необходим простор. Они бегают друг за другом, разбрасывают игрушки, что-то бросают в цель, максимально используя всю предоставленную им территорию. Свою активность мальчики проявляют шумно и резко, а девочки – тише, но результативнее. По статистике, у мальчиков-дошкольников травмы случаются почти в 2 раза чаще, чем у девочек. Уже с 2,5 лет мальчики становятся более настырными, иногда агрессивными, и внешнюю враждебность чувствуют лучше девочек. Реакция на нагрузки. Девочки быстрее включаются в процесс обучения, они внимательны.

Мальчики «раскачиваются» дольше, слушают «вполуха» и на учителя смотрят редко, чаще в сторону, или прямо перед собой. Но к тому моменту, когда мальчики достигают пика работоспособности, девочки уже начинают уставать. Часто самый важный материал на занятиях они усваивают раньше, зато у мальчиков дольше сохраняется интеллектуальная активность. Мальчикам нужен высокий . Как только начинается повторение, закрепление материала – их внимание ослабевает. Девочкам быстрый темп мешает. Они лучше работают при поэтапном выполнении заданий. Мальчики любят соревноваться. А вот девочек вовлекать в состязания нужно аккуратно, есть риск всех перессорить.

Генетика!

Y-хромосома задерживает созревание скелета, но определяет разницу конечного показателя роста.

Поэтому девочки, у которых ее нет, поначалу обгоняют мальчиков в росте… с тем чтобы к «финишу» оказаться ниже. Х-хромосомы девочек контролируют выработку гормонов роста. И если одной из них не хватает (синдром Шерешевского - Тернера), малыш будет серьезно отставать в росте и развитии. А дополнительная Х-хромосома (синдром Клейнфельтера) определяет слишком высокий рост.

Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение, и при этом они максимально используют все предоставленное им пространство Девочки более чувствительны к звукам, шуму, у них выше кожная чувствительность, их больше раздражает телесный дискомфорт, и они более отзывчивы на прикосновение

Особенности работы мозга у девочек и мальчиков определяют еще и разницу восприятия. Первые более чувствительны к звукам, шуму, у них выше кожная чувствительность, их больше раздражает телесный дискомфорт, и они более отзывчивы на прикосновение. Игры же мальчиков чаще опираются на дальнее зрение, и при этом они максимально используют все предоставленное им пространство.

Вывод: Позже эти особенности отразятся на развитии зрительной системы, и большую часть информации мальчики будут воспринимать зрением, а девочки – на слух. И то, что девочке можно объяснить, мальчику лучше показать.

Реакция на оценку

Мальчиков интересует суть оценки: например, вы говорите об изображении на рисунке или о скорости, с которой он нарисован. Когда мы оцениваем мальчика, он вновь переживает упомянутые нами эпизоды проделанной работы, затрагивая вполне определенные отделы мозга. Для девочек важно, кто их оценивает и как.

Такие слова активизируют сразу все отделы их мозга, и они живее реагируют на обращение. Долгое время считалось, что дети растут каждый день равномерно и понемногу. Оказалось, это не так. Рост идет скачками и может составить 1 см за одну ночь!

Реакция на выговор

У мальчиков она приходится на первые минуты разговора, и в отличие от женщин-собеседниц он не может долго поддерживать эмоциональное напряжение, он к этому просто не приспособлен. Ругая мальчика, коротко и ясно изложите, что конкретно вас не устраивает, иначе через некоторое время он просто перестанет вас слышать и слушать.

Мамам, бабушкам, няням, воспитательницам трудно понять и принять поведение мальчика – сами-то они по сути другие. Вот и получается, что они долго ругают мальчика, сердятся и возмущаются тем, что он не переживает вместе с ними, остается отстраненным и безучастным к их словам.

Несмотря на то что у мальчиков-дошкольников острота слуха в среднем выше, чем у девочек, защищаясь от перенапряжения, они просто «отключают» слуховой канал, информация блокируется и не доходит до сознания.

Константин Григорьев, врач-педиатр, профессор:

Найти отличия в организме малышей разного пола, если не принимать во внимание строение половых органов, для специалиста – задача непростая. И все же такие отличия есть, хотя их немного. Надо только присмотреться.

Средние показатели роста у мальчиков и девочек разнятся начиная с рождения – от 50 до 52 см и от 49 до 51 см соответственно. Этот разрыв сохраняется и дальше. Малыши растут в двух направлениях: каждая отдельная кость и скелет в целом увеличивается то в длину, то в толщину.

Вывод: Скорость созревания скелета у девочек выше – сначала на 2?3 месяца, а после 2-3 лет уже на полгода. И все же мальчики в конечном итоге оказываются выше.

Представление о главной своей разности («Кто я, мальчик или девочка?») формируется у малышей к 5 годам. Хотя процессы, которые готовят это «разделение» изнутри, начинаются в организме с рождения и требуют внимания. Одно из их проявлений – половой криз. На 4-6-й день после рождения у мальчиков и у девочек иногда подрастают и нагрубают молочные железы.

К 8-10-му дню они начинают выделять жидкость, похожую на молоко. Обычно все эти явления исчезают через 2-3 недели. У девочек еще иногда появляются кровянистые выделения из влагалища – на 1-2 дня. Все эти события объясняются реакцией организма малышей на освобождение от материнских гормонов – эстрогенов.

Вывод: Будьте внимательны к ребенку и в случае необходимости покажите его специалисту. В первые месяцы жизни малышей могут проявиться нарушения, связанные с изменениями работы или набора половых хромосом, гонад (яичников или яичек), наследственными или врожденными проблемами чувствительности тканей ребенка к действию половых гормонов и отклонений в строении гениталий.

Например, при поражении яичек у мальчиков может появится крипторхизм (отсутствие яичка в мошонке). Мальчики рождаются на свет чаще, чем девочки, примерно 107: 100. А по достижении каждым поколением подросткового возраста это соотношение уравнивается. В чем различия? В том, что касается ухода за малышами, особые правила есть только для девочек. Вывод: При смене подгузников и пеленок девочку нужно подмывать спереди назад, чтобы инфекция из кишечника не попала во влагалище. Для мальчиков направление движения воды не принципиально.

Все о детях на Wday.ru

До поступления в школу потребность ребенка в личной привязанности определяла круг его общения. Дошкольник оценивается обычно по одному какому-то признаку, обеспечивающему ему постоянное место в определенной группе: сильный, умный, поет, рисует и т.д. Совсем иначе у школьника: он может быть первым по математике и последним по физкультуре, а выдвинувшись по физкультуре, оказаться последним по чтению. Он все время перемещается из одной группы в другую, с одного места в группе на другое - он познает себя как средоточие многих и разных возможностей.

Прежде ребенок имел относительно узкий круг товарищей, большей частью сверстников, и, как правило, достаточно известных родителям. Теперь же он все чаще оказывается в кругу детей разного возраста, культурного уровня и поведения. Почувствовав себя членом разношерстной компании, недавний дошкольник, утверждая себя в глазах группы, будет считать своим долгом, поступать в соответствии не всегда для него понятными стремлениями более активных «заводил». Такая группа может совершить налет на тихо играющих девочек, сопровождая этот «подвиг» оскорбительными замечаниями. Участники подобной акции, как правило, не осознают ни мотива ее, ни тем более, значения слов, брошенных в адрес девочек. Многократное повторение таких действий может способствовать закреплению способа поведения, когда девочку, обижают, походя, без желания обидеть, из стремления к «мужскому превосходству».

У младшего школьника уже есть некоторое представление о помощи и сочувствии. Но оно конкретно и опирается не на понимание объективного значения действий, а на положительную эмоциональную зависимость ребенка от одобрения взрослого. Коллективные отношения, только формируются. Ученик еще не понимает положения другого, не может представить себя на его месте. Нравственное поведение, выражающееся в сочувствии и помощи, отстает от формального знания, «что такое хорошо», а отрицательное поведение опережает возможность суждения «что такое плохое».

Самооценка младшего школьника

В начальных классах складываются условия, побуждающие и ускоряющие процесс выработки самооценки: ребенок определяет свое место среди окружающих, делает попытки на этой основе представить свое будущее. Нельзя отрицать роли темперамента и характера в формировании самооценки, но необходимо подчеркнуть ведущую роль социально-средовых факторов, в данном случае - школы. Уже в 1-2-м классах у слабоуспевающих и отличников может складываться завышенная самооценка. Помехой для правильного развития личности детей с повышенной самооценкой является их недостаточная критичность к себе, а для нормального развития личности детей с пониженной самооценкой пониженная самокритичность.

Самооценка влияет на уровень притязаний в будущем и как она различается у мальчиков и девочек. В представлениях девочек о будущем отчетливо звучат мотивы семьи, эмоциональной привязанности, желания быть красивой и любимой. Жизненные планы мальчиков больше направлены на саморазвитие, самореализацию. Психику младшего школьника характеризует «созерцательная любознательность». Преимущественное развитие непроизвольного внимания. Отсюда значительная потребность в наглядности, стремление потрогать, взять в руки все интересующее. Это стремление усиляется благодаря выраженной эмоциональности детей. «Многие противоречия этого возраста связаны с тем, что младший школьник, находящийся на «доморальном» этапе господства субъективности в поведении», начинает вступать в фазу определения своего места в коллективе, выработки позиций в отношении к обязанностям.

Нравственное поведение младшего школьника

В младших классах продолжают закладываться основы нравственного поведения и сознания. Младший школьник, обычно не умея четко выделить элемент для подражания, подражает во всем. Девочка копирует старшую подругу или героиню фильма, не только пытаясь воспроизвести главное понравившееся, но и перенимая отношение к внешнему виду, к противоположному полу - она может сделать маникюр, поразить родителей внезапным изменением прически. Мальчик может не только наращивать силу, стремясь походить на своего героя, но и перенять у него черты вульгарности и грубости. Перед взрослыми в этих случаях возникает нелегкая задача: выявить первичный стимул к подражанию и, не оскорбляя его в глазах ребенка, очистить от всего, случайного, нежелательного. Полезно не только объяснить, что та или иная черта нехороша, но и показать, как и чем она мешает ее обладателю. Однако, только объясняя и требуя, не демонстрируя примером собственного отношения и поведения, взрослые способствуют тому, что дети могут ставить соблюдение моральных норм и правил в прямую зависимость от ситуации, настроения взрослых, вырабатывают представление о формальности морали и нравственности-мораль для школы, мораль для дома. Мораль для компании сверстников, мораль для себя и т. д.

Первые уроки «ханжества», двойной морали ребенок берет у взрослых, отнюдь не ставящих перед собой задачи преподать эти уроки, но полагающих, что воспитывать ребенка следует, апеллируя только к его сознанию, разуму. Вопреки мнению части родителей, дети обычно не только не устают от обязанностей, но и активно их ищут. Не найдя их в школе и дома, ребенок будет искать и находить их в других местах, и, возможно, в совершенно неприемлемых, «уродливых» формах. Улица сильна своим богатым арсеналом средств воздействия, обращенных не только к разуму, но прежде всего к чувствам, переживаниям. В младшем школьном возрасте складывается ряд новых психологических качеств. «Уже к 3-му классу в ходе направленных воспитательных воздействий формируется произвольность как особое качество психических процессов, а в связи с ней и чувство долга» [Давыдов В. В., 1973; Левитов Н. Д., 1969]. У одних это устойчиво и проявляется в широком кругу жизненных отношений, у других-в отдельных поступках или сравнительно узкой сфере поведения, у третьих развито еще слабо, некоторые могут быть послушны. Но лишь по мере требований. Развивается способность к планированию действий про себя, внутренне. Начинает оформляться умение оценивать свои действия как бы со стороны. Это умение лежит в основе рефлексии-качества, позволяющего разумно и объективно анализировать свои мысли и поступки под углом их соответствия замыслу и условиям деятельности.

Общение в школе

В начальных классах у мальчиков, и девочек начинается период формирования оценки себя как представителя определенного пола. Класс разбиваются на два лагеря-мальчиков и девочек, измена своему лагерю осуждается и презирается. Поляризация полов естественная закономерность развития, внешне проявляющаяся нередко действиями агрессивного или оборонительного порядка, которые отражают внутренний интерес к другому полу.

Пример…

Мальчик дергает девочку за косу и на вопрос учителя, почему он это сделал, отвечает: «Она мне нравится». Будучи в устах ребенка скорее исключением из правила, это объяснение раскрывает истинные мотивы внешне агрессивного или оборонительного поведения. Серьезных конфликтов оно, как правило, у школьников не вызывает.

В последнее время все чаще приходится наблюдать у девочек этого возраста мальчишески агрессивный стиль поведения, ранее проявлявшийся, и то не всегда и не у всех, лишь в пубертатном периоде. Правила поведения школьников, едины для мальчиков и девочек. В школе к ним предъявляются единые требования. Они имеют одинаковые права и обязанности. Но это, разумеется, вовсе не означает, что дифференцированный (раздельный, разделенный) подход к нравственному воспитанию мальчиков и девочек излишен. Напротив, для успешного нравственного воспитания младших школьников недостаточно знать общие цели и условия этого воспитания, мало учитывать только возрастные особенности детей. Важно представлять себе особенности полового развития детей в этом возрасте, считаться с некоторыми различиями в развитии личности мальчиков и девочек. Присущая ребенку способность к подражанию позволяет ему рано выбрать определенный образец поведения. Сначала он имитирует некоторые внешние признаки по ведения того человека, которого выбирает в качестве образца для подражания, затем происходит более глубокое «приравнение» себя к личности человека образца. При этом ребенок заимствует не только образцы, не которых действий и внешние отличительные признаки, но и такие сложные качества личности, как доброта, мягкость, отзывчивость или решительность, мужественность, стойкость. С ранних лет образцом для подражания мальчики обычно выбирают значимого человека (отца), девочки - (мать). Взаимоотношения взрослых оказывают влияние на понимание ребенком его принадлежности к тому или иному полу и «выбор» им соответствующего типа поведения. Представления самих взрослых (родителей в первую очередь) о различиях в поведении и морали мужчин и женщин, так или иначе, проникают в детскую среду, воспроизводятся и усваиваются в игре.

Родители, и особенно мать, с первых дней появления ребенка на свет, чаще всего сами того не сознавая, по-разному обращаются с сыном или дочерью. В первые шесть месяцев матери обычно дотрагиваются до сыновей значительно чаще, чем до дочерей, но через полгода картина меняется: мальчиков начинают отучать от излишней ласковости, а девочкам позволяют проводить около матери гораздо больше времени. Ослабление контактов с матерью усиливает самостоятельность ребенка. Именно это качество, по мнению некоторых ученых, матери интуитивно стремятся развить у своих сыновей. С возрастом различия в отношении к мальчикам и девочкам со стороны взрослых все более увеличиваются. Сравнительно рано возникают различия в предметном окружении мальчиков и девочек - у них не только разная одежда, но и разные игрушки. Взрослые поощряют стереотипы поведения, принятые для данного пола, - так, мальчика стыдят за плаксивость, а девочку порицают за озорство. Чумазый, в царапинах, с ободранными коленками мальчишка нередко вызывает снисходительно-умильное отношение взрослого: «Что делать? Это неизбежное зло». Девочка с таким же внешним обликом вызвала бы, однако, прежде всего недовольство. Уже в дошкольном детстве происходит накопление ребенком знаний о типично мужской или типично женской роли, о физическом различии мужчины и женщины, о различии в их поведении, об их взаимоотношениях, о наиболее важных качествах личности. В это время у ребенка формируется чувство половой принадлежности, и начинают проявляться характерные формы поведения, связанные с «ролью» мужчины или женщины.

Поведение мальчика и поведение девочки различны

Придя в школу, ребенок ведет себя сообразно своим представлениям о том, каким должен быть мальчик и какой должна быть девочка. Так, как правило, девочки ведут себя робко, неуверенно; они более тихие и сдержанные, исполнительные и требовательные к себе и другим. Мальчики же с первых дней пребывания в школе ведут себя свободно, без растерянности, они более шумны, предпочитают нерегламентированную деятельность. В любой ситуации мальчики обычно быстро знакомятся друг с другом, быстро находят общее дело. Они предпочитают коллективные спортивные или военные игры. Характерно, что мальчики не столь требовательны к постоянству состава группы, охотно принимают в свои игровые коллективы сверстников из других классов, дворов, школ. Девочки вне дома, в новой ситуации теряются, держатся обособленно тогда, когда рядом нет близких или подруги. Они предпочитают общаться в маленьких группах, по два-три человека. Мальчики, как правило, избегают девочек, стараются их не замечать, предпочитают не принимать их в свои мальчишеские игры. Исключение составляют те мальчики, которые не пользуются особым уважением сверстников. Их часто не принимают в мальчишеские группы. Многие девочки настороженно относятся к мальчикам. Чувствуется не боязнь, но, скорее, некоторое недоверие к мальчикам, ожидание агрессивности с их стороны. В то же время девочки проявляют интерес к мальчикам и к их занятиям. К концу первого полугодия школьницы уже знают всех мальчиков своего класса не только по фамилии, но и по имени. Мальчики, за некоторым исключением, знают имена лишь некоторых девочек. Особенно большое любопытство и вместе с тем настороженность в отношении представителей противоположного пола проявляют единственные в семье дети, не посещавшие к тому же детского сада. Эти мальчики и девочки больше, чем другие дети, избегают друг друга, когда идут в школу или из школы, на перемене, в играх. Опыт совместной деятельности у младших школьников еще ограничен, особенно за пределами общения на уроках, экскурсиях, прогулках и т. п.

Нередко между школьниками противоположного пола возникают конфликты. При этом у девочек жалоб больше, чем у мальчиков. Они жалуются не только на мальчиков, но и друг на друга, и часто по пустякам. Анализ этих конфликтов показывает, что в их основе лежит не какая-то преднамеренная отчужденность или неприязнь мальчиков и девочек друг к другу. Чаще всего это просто перенос чисто мальчишеских форм общения в сферу общения с девочками. Мальчики пытаются вступить с ними в борьбу, померяться силой и т. п. Девочки же воспринимают эти не совсем обычные для большинства из них формы общения не как игру, а как попытку обидеть их. Отмеченные особенности поведения детей характерны скорее для первого класса, чем для младшего школьного возраста вообще. Новый ритм жизни ребенка, новый тип взаимоотношений его с родителями и другими взрослыми, с недавними друзьями по детскому саду преобразуют чисто «мальчишечьи» и «девчоночьи» формы поведения, наполняя их новым и глубоким морально нравственным содержанием. Стихийно сложившиеся житейские представления ребенка о мужчине и женщине именно в школе претерпевают существенные изменения. У детей целенаправленно формируют устойчивые представления о принципах взаимоотношений мужчин и женщин, о морально-нравственных качествах людей: их благородстве, гуманности, особенно в отношении к слабым, защите их, мужской чести и достоинстве, мужественности - для мальчиков, гордости, стыдливости, скромности и нежности - для девочек. Именно в школе закладываются основы глубокого осознания детьми своей личности как личности мужчины или женщины. В III и IV классах необходимость особого подхода к воспитанию мальчиков и девочек становится все более очевидной. В это время увеличивается различие в темпах общего физического (в том числе и полового) развития мальчиков и девочек (оно достигает максимума в подростковом возрасте). Девочки раньше и глубже начинают осознавать себя как личность женского типа. У них раньше формируется чувство взрослости. Те же личностные изменения у мальчиков начинаются на два-три года позднее.

Мир эмоций

Младший школьник должен выполнять ряд ответственных школьных обязанностей, что влечет за собой соответствующие оценки учителя, коллектива класса, а также те или иные реакции домашних. Оценивание вызывает у ребенка определенные эмоциональные переживания: радость, переживание своих недостатков по сравнению с товарищами и т. д. Неудачи при выполнении заданий могут порождать у отдельных детей чувство раздражения по отношению к окружающим, зависть к товарищам, заслужившим похвалу, и могут, даже породить побуждение досадить учителю или классу. Но если такие неудачи не носят длительного характера и ребенок не чуждается коллектива, то они приводят обычно к возникновению острого желания занять в классе и дома достойное место, вызывают стремление учиться лучше, чтобы добиться успеха. В этом случае выполнение учебных заданий становится основой таких переживаний как волнение, неуверенность в себе, радость при наметившемся успехе, беспокойство по поводу того, что дальше пойдет хуже, успокоение, что удалось выполнить задание, и т. д. Младшие школьники могут бурно реагировать на отдельные задевающие их явления. Показательно эмоциональное поведение школьников, когда они смотрят спектакль: здесь так отчетливо видны резкие переходы от сочувствия герою к негодованию против его недругов, от печали по поводу его неудач к бурным выражениям радости при его успехе. Подвижность, многочисленные жесты, переходы от страха к восторгу, резкие изменения в мимике свидетельствуют о том, что многое затрагивает ребенка и приводит к ярким эмоциональным откликам. Это роднит младшего школьника с дошкольниками. Но в ряде существенных моментов его эмоциональное поведение приобретает новые черты: он начинает уже более сдержанно выражать свои эмоции - недовольство, раздражение, зависть, когда находится в коллективе класса, так как несдержанность в проявлении чувств тут, же вызывает замечание. Способность владеть своими чувствами развивается от года к году. Например, свой гнев и раздражение младший школьник начинает проявлять не столько в моторной форме (он теперь уже не лезет драться, не вырывает что- то из рук), сколько словесно (дразнит, грубит). Переживания злости и стыда более скрыты, но все, же они достаточно явны для окружающих. Формирование выразительной речи и мимики сопровождается развитием способности к сопереживанию.

В начальные школьные годы у ребенка интенсивно развиваются моральные чувства - чувства товарищества, ответственности за класс, сочувствие к горю окружающих, негодование при чьей-то несправедливости. Переживание таких чувств очень важно - ребенку легче поступать в соответствии с теми нормами, которые внушаются ему взрослыми, именно тогда, когда его что-то эмоционально задевает, когда он живо чувствует необходимость поступить так, а не иначе, когда он испытывает остроту захватывающего его переживания. Чувства как мотивы поведения младшего школьника занимают большое место в его жизни. И по форме они теперь иные, чем у дошкольника. Становятся более действенными и проявляются в разнообразных формах мотивы поведения на основе положительных переживаний (сочувствие, расположение, привязанность). Побуждения, связанные с переживаниями сочувствия, дружелюбия, чувства долга, находят свое выражение тогда, когда школьники готовят подарки для маленьких детей в детском саду, когда ведут переписку с детьми других стран, участвуют в делах, направленных на общее благо: собирают макулатуру, сажают деревья, украшают школу. В такого рода поведении нравственные чувства развиваются и углубляются, превращаются в действенную силу, побуждающую к хорошему поступку. Но все это происходит при одном непременном условии: добрые и полезные дела связаны с живым эмоциональным откликом ребенка. Если же такого отклика нет, то никакое дело, сколь полезным ни было бы оно объективно, не внесет изменений во внутренний мир школьника, останется действие, лишь формально хорошим, а по существу безразличным, никак ни влияющим на духовный облик учащегося, на его внутренний рост.

Эмоциональный мир младшего школьника достаточно разнообразен - тут и волнения, связанные со спортивными играми, обида или радость, возникающие в общении со сверстниками, моральные переживания, вызванные добротой окружающих лиц или, напротив, несправедливостью. На них достаточно глубокое впечатление могут производить стихи и рассказы, особенно если они выразительно прочтены, фильмы и театральные спектакли, песни и музыкальные пьесы.

Психологические особенности

Психологические особенности пусть еще и в неразвитой форме, выявляются уже с раннего возраста. По мере развития ребенка они становятся все более отчетливыми.

Мальчики развиваются как физически, так и психологически несколько более медленными темпами, чем девочки. Известно, что говорить они начинают в среднем на 2-4 месяца позже девочек, позже у них вырабатываются и многие понятия, связанные с взаимоотношениями между людьми; к началу обучения в школе они, как правило, подходят менее подготовленными, чем девочки. У мальчиков медленнее и труднее вырабатываются такие качества, как ответственность, добросовестность, исполнительность; даже при правильном воспитании выработать у представителей мужского пола эти качества в среднем труднее. В любом возрасте представители женского пола более склонны обращаться к авторитетам в определении своей позиции, при каких-либо затруднениях более склонны придерживаться установленных норм поведения. Девочек в школе легче заставить выполнять какие-либо поручения. Видимо, поэтому педагоги (в большинстве своем женщины) более, охотно дают поручения девочками недооценивают возможностей мальчиков в выполнении таких поручений. И нередко совершенно удивительным и неожиданным для них является способность мальчиков серьезно отнестись к делу, проявить активность и самостоятельность; характерно, что последнее нередко обнаруживается именно во внешкольных делах - например, в походе, куда отправляется класс. Именно здесь выясняется, что мальчики могут быть и серьезными, и деловыми, и активными, и в данной ситуации явно продуктивнее девочек.

Интересы и склонности представителей мужского пола часто направлены на относительно отдаленные предметы и явления, порою далекие от того, что могло бы входить в прямые обязанности мальчика, подростка, юноши. Отсюда более выраженная у мужского пола склонность отвлекаться на посторонние дела, заниматься не тем, что непосредственно требуется. Если в центре внимания девочки, начиная с раннего возраста, находится человек и сфера его непосредственного бытия - взаимоотношения между людьми, окружающие предметы, то внимание мальчиков привлекают в значительно большей степени отдаленные предметы и явления. С этим связаны лучшие знания девочек о себе, их большее внимание к своей внешности и к особенностям внешности и поведения окружающих, больший интерес к внутреннему миру, большая чуткость к чувствам и переживаниям человека. Не случайно девочки в 3-4 раза чаще, чем мальчики, ведут дневник. Различия в интересах и склонностях определяют некоторые важные преимущества мужского пола большую широту мышления, более широкий кругозор, «лучшую способность сопоставления отдаленных предметов и явлений, большую объективность обобщения и вместе с тем важные недостатки - меньшую бытовую приспособленность, худшее понимание необходимого в сравнении с пониманием возможного. Заметны различия в восприятии времени и пространства.

Представителей женского пола больше привлекает то, что расположено непосредственно около человека - дом, обстановка, непосредственное окружение, люди, с которыми приходится общаться, т. е. все непосредственно взаимосвязанное. Представителей же мужского пола, независимо от непосредственной необходимости, от повседневных дел, часто интересуют предметы и явления удаленные, никак не связанные между собой. Внимание представителей женского пола не распределяется столь широко, зато в пределах воспринимаемого все отражается в сознании более тщательно и детально. Поэтому в незнакомой обстановке (новая местность, новый маршрут движения и т. д.) мальчики, подростки, юноши держатся увереннее, чем их сверстницы. Если вы хотите — узнать, как пройти, или проехать куда-либо, где находится тот или иной объект и т. д., лучше спрашивать у мальчиков: их объяснения всегда более полезны, а нередко и более толковы, чем объяснения взрослых. Однако лица женского пола нередко увереннее чувствуют себя и проявляют большую активность в ситуациях, связанных с общением. Если же объект, местность, предмет в целом достаточно известен и мальчикам, и девочкам, то девочки лучше его знают. Не случайно они в среднем лучше пишут изложения и сочинения: у них больше связности и описательности, больше внимания к деталям, хотя и не больше фантазии. В восприятии самого течения времени представители женского пола уступают мужскому, что, правда, не всегда заметно в связи с более ответственным, в среднем, их отношением к своим обязанностям. Характерна большая рискованность, «размашистость» поведения, большая подвижность и непоседливость мальчиков, подростков, юношей в сравнении с их сверстницами.

Особенно отчетливо меньшая зрелость мальчиков в сравнении с девочками проявляется в младших классах. Они больше отвлекаются от уроков, и мысли их чаще блуждают далеко от того, чем они должны заниматься. Если от девочек приходится требовать, чтобы они делали уроки, то мальчиков проходится заставлять их делать. Девочки в среднем аккуратнее, прилежнее, добросовестнее, исполнительнее. Даже если вообще мальчик соображает не хуже, а лучше девочки, заставить его соображать именно на уроке труднее, чем девочку. Непоседливость мальчиков, их меньшая способность переносить статическую нагрузку проявляется в более частом нарушении ими дисциплины на уроке, в более шумном поведении на переменах. Меньшее внимание к себе и повседневным занятиям находит выражение в том, что мальчика намного труднее приучить держать в порядке свое рабочее место, аккуратно складывать одежду и ставить обувь.

Психологические различия мальчиков и девочек находят отчетливое выражение в качестве причин неуспеваемости. Среди причин неуспеваемости у девочек во всех классах больший процент занимает слабое здоровье (т. е. причина объективная и уважительная), тогда как неуспеваемость, связанная с пробелами в навыках учебного труда, с отрицательным отношением к учению, с низким уровнем воспитанности, у мальчиков наблюдается чаше, чем у девочек, причем во всех возрастах. В целом комплекс отрицательного отношения к учению, неорганизованности, бессистемности и недисциплинированности является причиной неуспеваемости у мальчиков примерно в два раза чаще, чем у девочек.

Возрастная зрелость

В начальных классах основной трудностью обучения мальчиков является именно их незрелое отношение к учению: они не чувствуют ответственности, мало переживают или не переживают вовсе из-за плохих отметок и недовольства учителя и родителей, забывают, что им задано, или не придают этому значения, и родителям приходится за них узнавать о домашних заданиях. По сути дела, мальчики здесь проявляют себя как дети более младшего возраста. Примите во внимание, каким бы умным и способным ни был маленький ребенок, много от него требовать нельзя просто вследствие его возрастной незрелости. В I-III классах за одной и той же партой сидят дети разного возраста: в среднем мальчики моложе девочек на год-полтора, хотя это различие и не в календарном возрасте. Наряду с этим у мальчиков отсутствуют и должные навыки труда, а также не развиты качества, необходимые для успешного его осуществления: усидчивость, настойчивость, терпение, старание, прилежание, аккуратность. Любой вид психической деятельности труден для них, если он требует сознательного проявления активности, усилий над собой. Интересно вместе с тем, что любой свой успех они больше, чем девочки, склонны переоценивать: если что-то получается, очи готовы заявлять, что это легко и просто, то же, что не получается, представляется им слишком трудным и сложным: в этом проявляется недостаточная их критичность.

У мальчиков чаще, чем у девочек, наблюдаются перепады в настроении - от излишней уверенности в себе к потере этой уверенности, хотя в целом в сравнении с девочками они склонны переоценивать себя. В случае неправильного воспитания это может самым незаконным образом сочетаться и с чувством превосходства по отношению к девочкам; это чувство характерно именно для наименее зрелых представителей мужского пола, тех, кто сам далек от норм поведения своего пола. В учебной деятельности в полной мере находят проявления различия в интересах и склонностях представителей мужского и женского пола. В целом круг интересов мальчиков шире, чем у девочек. Мальчики имеют преимущество в знании чего-то особенного, более редкого, специального, но уступают девочкам в знании более простых и распространенных предметов и явлений. Словарный запас у мальчиков обычно шире, особенно за счет более отдаленных предметов и более общих понятий. В речи мальчиков преобладают слова, передающие действия, тогда как девочки (и женщины в целом) более склонны к предметно-оценочной речи. Среди хорошо успевающих в математике больше мальчиков, чем девочек; среди хорошо успевающих в литературе и иностранных языках больше девочек, чем мальчиков. Видимо, сам характер предметов гуманитарного плана больше отвечает склонностям и характеру мышления девочек, тогда как четкий, более схематичный и абстрактный характер предметов физико-математического цикла - склонностям и характеру мышления мальчиков. В свободное время мальчики более склонны заниматься спортом, уделяют время подвижным играм, тогда как девочки - чтению, занятию музыкой и т. д. Собирать коллекции чего-либо в целом мальчики склонны больше девочек, однако успешность этого занятия может быть практически одинаковой: девочек выручает большая аккуратность, мальчиков - лучшая систематичность.

В отношении мальчиков и девочек к товарищам и учителям существенных различий нет. В младших классах как для тех, так и для других наибольшим авторитетом является учитель. В подростковом возрасте все большее значение приобретает мнение товарищей, внутриклассные отношения. При этом девочки более склонны к критическим высказываниям в адрес учителей и товарищей, к жалобам на что-либо, однако это имеет скорее характер единичной реакции на какое-либо конкретное событие, редко обобщается и в целом не отражает отрицательного отношения к общешкольным и внутриклассным делам. Напротив, мальчики менее склонны к оценке, каких либо событий и их высказывания сопровождаются меньшей эмоциональной реакцией. Тем не менее, в ряде случаев именно у мальчиков может складываться довольно устойчивая система отрицательного отношения к школе. Существенным недостатком школьников обоего пола является неумение организовывать совместную деятельность.

Трудности воспитания

Воспитание мальчиков является в школе, более трудной задачей для учителей, в связи с указанными выше психологическими особенностями мужского пола. В целом можно сказать, что с воспитанием представителей мужского пола школа в настоящее время справляется хуже, чем воспитанием женского. Не случайно в успеваемости мальчики в среднем уступают своим сверстницам, среди них в большей степени распространены вредные привычки (курение, употребление алкоголя, нецензурная брань), ими чаще совершаются правонарушения. Поэтому знание психологических половых особенностей и учет их в практической деятельности необходимы каждому, кто заинтересован в полноценном воспитании подрастающего поколения. И трудности, связанные с воспитанием школьников мужского пола, никак не могут оправдать имеющиеся здесь недостатки.

На общее интеллектуальное развитие и расширение кругозора ребенка большая сфера общения воздействует благоприятно, а вот на нравственное развитие - не всегда. Дети не умеют еще осознанно отбирать духовные и моральные ценности в разных сферах общения, воспринимают среду без должной критики. В этом таится источник отрицательных воздействий на ребенка. Конечно, ребенок, воспитанный с устойчивыми нравственными и интеллектуальными качествами, имеет больше возможностей противостоять вредным влияниям. Это накладывает серьезную ответственность на взрослых - не нужно думать, что их поведение и облик имеют значение только в собственной семье. Сами того не замечая, взрослые часто оказывают воздействие на детей - и в самых разных и неожиданных местах. Каковы эти воздействия - зависит от нравственного содержания поступков взрослых. И им нужно руководствоваться следующим правилом: среди чужих детей важно вести себя так, как вы хотели бы, чтобы другие вели себя в присутствии вашего ребенка. Успешное решение всех этих задач предполагает объединение усилий школы и семьи при работе с каждым ребенком.

Источники

  1. Взаимоотношения детей в совместной деятельности и проблемы воспитания: Сб. науч. трд. – М.: НИИ ОП, 1976.
  2. Исаев Д.Н., Каган В.Е. Половое воспитание и психогигиена у детей. – Л.: Медицина, 1980.
  3. Станкин М.И. Если мы хотим сотрудничать. – М.: Издательский центр «Академия», 1996.
  4. Мир детства: младший школьник / Под ред. А.Г. Хрипковой – М.: Педагогика, 1998.
  5. Соловьева О.Б. Обратные связи в межличностном общении. – М.: 1989.
  6. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Мальчик – подросток – юноша. – М.: Просвещение, 1982.
  7. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Девочка – подросток – девушка. – М.: Просвещение, 1982.
  8. Школьник Л. Половое воспитание школьников. – Кишинев, 1989.

Уважаемые родители, Вы можете записаться на

Проблемы, с которыми можно обратиться:

  • поведенческие проблемы детей;
  • проблемы воспитания детей (гиперопека, гипоопека);
  • нарушение взаимоотношений и взаимопонимания с ребенком.

Статью подготовила: педагог-психолог – М. Н. Ларионова

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.