План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему: конспект занятия в старшей группе " Зимушка-зима". Конспект занятия на тему "зима" в старшей группе

Программное содержание:

  1. Расширить и конкретизировать представление о зиме, явлениях живой и неживой природы. Уточнить словарь по теме (лед, снег, мороз, идти, дуть, падать, белый, холодный, холодно). Совершенствовать грамматический строй речи. Закрепить умение рисовать зимний пейзаж, используя ватную палочку.
  2. Развивать речевую деятельность детей, речевой слух, зрительное восприятие, внимание, общую и мелкую моторику пальцев рук.
  3. Воспитывать нравственно-эстетические чувства в общении с природой; положительную установку на участие в занятии.

Предварительная работа : экскурсия в парк, на водоем, рассмтривание снежинок, иллюстраций о зиме. Чтение: В.Чарушин «Кто чем занят зимой?», А. Фет «Чудная картина», Соколов-Микитов «Зима вьюжная», А. Пушкин «Зимний вечер».

Дидактические игры : «Времена года», «Угадай по описанию», «Кто лишний», «Назови и опиши».

Продуктивная деятельность : «Деревья зимой», «Птицы на кормушке».

Методические приемы : беседа, рассказ взрослого, самостоятельная деятельность детей.

Методическое обеспечение : иллюстрации зимних пейзажей, альбомные листы, белая гуашь, ватные палочки.

Используемое оборудование:

картинки по составлению рассказа, оборудование для дыхательной гимнастики, подушки для релаксации

Ход занятия.

Ребята сегодня мы с вами начнем занятие необычно, я приглашаю вас присесть на подушечки, в кружок и возьмемся за руки. Давайте поздороваемся друг с другом, но не словами, а с помощью рук. Закройте глаза. Сейчас я дотронусь до того, кто сидит справа от меня, он примет моё приветствие и точно таким же образом дотронется до своего соседа, передавая привет ему, и так далее, пока моё приветствие ко мне не вернётся по кругу.

Вы пришли сюда с разным настроением. Я предлагаю вам улыбнуться и передать свою улыбку товарищу. Изменилось ли ваше настроение? Какое у вас настроение?

Тогда у меня для вас есть сюрприз. Посмотрите, какая шкатулка, хотите узнать что там? Отгадайте загадку:

С неба все скользят пушинки, серебристые: (снежинки) .

Упражнение «Какая снежинка?» (подбор прилагательного к заданному слову).

Рассмотрите свою снежинку и расскажите, какая она? Начните свой ответ со слова снежинка. (Детям предлагается образец ответа – «снежинка красивая» и схема ответа на доске).

«Игра со снежинкой»

Я предлагаю поиграть со снежинкой. Слушайте мою команду и выполняйте положите снежинку на(правую ладошку, левое колено, на голову, на правое плечо, на нос.) Давайте сделаем так, чтобы снежинки «полетели», глубоко вдохните через нос, вытяните губы трубочкой и медленно выдохните через рот.

А теперь подуйте на свою снежинку. А если падает много снежинок- что происходит снегопад.

«Беседа по картинкам»

В какое время года идёт снегопад? (зимой). У меня для вас следующее задание. На столах лежат картинки, на которых изображены времена года. Вы должны подойти к тому времени года, про которое мы сейчас с вами говорили. По каким признакам вы решили, что здесь изображена зима. Что вы можете рассказать о зиме? Какая она? (Холодная, суровая, морозная, лютая, вьюжная, злая, длинная .)

Что изменилось в одежде людей с приходом зимы? Чем заняты люди в зимнее время? Какие зимние виды спорта вы знаете? Ребята кто любит зиму? За что? Свои высказывания начнём со слов:

— Я люблю зиму, потому что…..

Какая у нас получилась Зима — просто чудесное время года!

— Что происходит с растениями, птицами, животными во время зимы.

(у животных линяет шубка, ложатся в спячку). А чем мы можем помочь растениям? Как живут животные и птицы зимой? (холодно и голодно зверям в лесу зимой). Поэтому в нашей стране есть такая профессия — лесник, работники которой заботятся о лесных зверях. Для зайцев, например, они готовят кучи осиновых веток, для лосей — кормушки с сеном. Птицы прилетают из леса ближе к жилью людей. А как мы можем помочь птицам? Что придаёт зимней природе красоту?

«Дополни предложение»

Я прочту стихотворение-загадку, а вы добавите соответствующее слово:

Тихо, тихо, как во сне, падает на землю: (снег)

На полянку, на лужок все снижается: (снежок)

Вот веселье для ребят — все сильнее: (снегопад)

Все бегут вперегонки. Все хотят играть в: (снежки)

Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил: (снег)

Что можно сказать о снеге? Какой он? (Ответы детей )

Эксперимент

— А теперь превратимся в волшебников и поэкспериментируем со снегом.

1. Снег — это вода.

В помещение вносится снег. Дети кладут на ладошки снег и смотрят, что с ним происходит. Сегодня мы поговорим о снеге и о его свойствах. Что такое снег? Выслушав ответы детей, говорит, что снег — это ледяные кристаллики в виде шестиугольных пластинок или звёздочек-снежинок. Показывает снежинки, вырезанные из салфеток и наклеенные на лист бумаги голубого цвета. Снежинки – это застывшие капельки воды. Можно лепить из снега в морозную, сухую погоду? (нет, снег рассыпается, он сухой, не липкий). А в тёплую погоду снег, какой? (мокрый, липкий, сырой, тяжёлый ) Его можно скатать в комочки, из него можно лепить снежную бабу и другие фигурки. А как падает снег в тёплую погоду? В морозную? (в тёплую хлопьями, которые состоят из множества слипшихся снежинок, а в сухую, морозную погоду отдельными снежинками, они сухие, не слипаются друг с другом) . Где быстрее растает снег на варежке или на ладони? Почему? Что будет со снегом в тёплом помещении? Вот мы сейчас это и проверим.

Так что же нового вы узнали о свойствах снега?

Подвижная игра «Мы с тобой…»

– Поиграем со снежками. Только снежки у нас будут бумажные.

Раз, два, три, четыре
Мы с тобой снежок лепили
Круглый, крепкий, очень гладкий
И совсем, совсем не сладкий
Раз – подбросим,
Два – поймали,
Три – уроним,
Ой – сломали.

Как весело мы поиграли в снежки. Ребята, а ваши родители разрешают вам поваляться в снегу? Почему не разрешают? Но сегодня я вам это разрешу, но на снегу мы будем лежать необычном, на том который лежит у меня в шкатулочке. А вас я попрошу превратиться в снежинок. А теперь представьте, что вы снежинки. На улице снегопад. Снежинки парят в воздухе, танцуют и, кружась, медленно опускаются на землю. Вот они опускаются все ниже-ниже и тихо ложатся на землю рядом друг с другом. Дети танцуют и кружатся под спокойную классическую музыку. Вот и отдохнули, замёрзли, наверное? Давайте встанем и погреемся.

Упражнение на дыхание «Погреем ладошки»

– Наши ручки совсем замерзли. Давайте сядем на пеньки и согреем их. Подуйте тёплым воздухом на свои ладошки (дети дуют целенаправленной теплой воздушной струёй)

Пальчиковая гимнастика. Каждый пальчик разотрём, рисовать сейчас начнём.

Рисование (зубной пастой).

Предлагаю вам рисовать, используя необычный материал. Ребята посмотрите внимательно, можете понюхать. Кто догадался, чем мы будем сегодня рисовать. Я открою вам секрет: оказывается, зубной пастой можно не только чистить зубы, но и рисовать!

Цель: продолжать развивать связную речь детей, закреплять представления о времени года - зима, развивать общий кругозор детей, память, внимание, воображение, мелкую моторику, упражнять в словообразовании, формировать коммуникативные навыки, воспитывать бережное отношение к природе.

Развивающая среда: картинка с изображением снеговика (или игрушка-снеговик), карточки с изображением (на обратной стороне карточки - буква):

заяц-з, санки -и, месяц-м, морозные узоры-у, шуба-ш, коньки-к, елочка-а, сюжетные картинки по теме «Зима», сенсорное поле с контурами снежинок, снежинки, спокойная музыка, «снежок», сосновые шишки, клей ПВА, клеевые кисточки, манка, одноразовые чайные ложки, картон, пластилин для крепления елочек.

Ход деятельности:

1. Воспитатель предлагает детям коммуникативную игру «Назови ласково». Дети встают в круг и по очереди называют друг друга ласково по имени.

2. Воспитатель:

Ребята, к нам пришел снеговик, и принес письмо от лесных обитателей. Давайте сядем поудобнее на ковер и прочтем его. Воспитатель читает отрывок из сказки К.Д.Ушинского «Проказы старухи-зимы»:

«Разозлилась старуха-зима, задумала она всякое дыхание со света сжить. Прежде всего она стала до птиц добираться: надоели ей они своим криком и писком.

Подула зима холодом, посорвала листья с лесов и дубрав и разметала их по дорогам. Некуда птицам деваться; стали они стайками собираться, думушку думать. Собрались, покричали и полетели за высокие горы, за синие моря, в теплые страны. Остался воробей, и тот под стреху забился.

Видит зима, что птиц ей не догнать: накинулась на зверей. Запорошила снегом поля, завалила сугробами леса, одела деревья ледяной корой и посылает мороз за морозом.»

Ребята, лесные жители просят помочь им разгадать волшебное слово, от которого злая старуха-зима станет добрее. Для этого вам нужно выполнить задания снеговика.

Ребята, вы хотите помочь? -Да!

Здорово! За правильно выполненные задания снеговик будет вручать вам карточки с различными изображениями.

3. Воспитатель:

В первом задании снеговик дает одному из вас волшебный снежок, нужно ответить полным ответом на вопрос и только тогда передать снежок следующему ребенку:

Какое сейчас время года?

Какое время года было время года до зимы?

Какое время года будет после зимы?

Назови зимние месяцы по порядку.

Назови первый зимний месяц.

Назови последний зимний месяц.

Назови зимний месяц между декабрем и февралем.

Назови зимующую птицу.

Какое животное меняет к зиме серую шубку на белую?

Воспитатель:

Молодцы, ребята, снеговик вручает вам карточку с изображением зайца . Воспитатель выкладывает карточку, и все последующие, на магнитной доске, чтобы потом, перевернув их обратной стороной, прочитать слово «зимушка».

4. Воспитатель:

Следующее задание. Ребята, придумайте слова, отвечающие на вопрос какой? Какая? Какое? Какие? Зимой солнце какое?, небо, снег, снежинки, погода, воздух, ветер, иней, узоры, день, мороз.

Молодцы, ребята! Снеговик вручает вам карточку с изображением санок.

5. Воспитатель:

Ребята, придумайте слова, отвечающие на вопрос Кто? Что?

После осени наступает…, зимой валит…, зимой свищет…, бушует…, кружатся…, замерзает…, блестит…, лежит…, впадает в спячку…, катаются…

Молодцы, справились с заданием, снеговик вручает вам карточку с изображением месяца .

6. Воспитатель:

Ребята, садитесь на ковер, в следующем задании нужно внимательно выполнять движения вместе со мной:

Пальчиковая игра «У зимы в лесу изба»

У зимы в лесу изба - «крыша» руками над головой

Во все стороны резьба —вращение указательными пальцами

Два столба хрустальных врыты,

Сторожить поставлены —стучим кулачком о кулачок

Ледяные окна скрыты —сомкнутые, раскрытые ладони перед собой

Ледяными ставнями —поворачивать ладонями, тыльной стороной

На шесте на ледяном —указательный палец правой руки накрываем

ладонью левой руки

указательным правой

Ребята, вы внимательно выполняли движения, снеговик вручает вам карточку с изображением морозных узоров .

7. Воспитатель:

Снеговик предлагает поиграть в игру «Назови действие», вам нужно закончить предложение:

Зимой метель…метет

Ночью ветер в трубах…воет, завывает

Из снеговой тучи снежинки…падают, кружатся, летят

В лесу зимой голодный волк…воет

Зимой медведь в берлоге…спит

Мороз щеки и носы…щиплет

Зимой вода в реке…замерзает

Зимой снег все вокруг…накрывает

Под снегом травка зимой…греется

Зимой мы на санках…катаемся.

Молодцы, справились с заданием! Снеговик вручает вам карточку с изображением шубы.

8. Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:

Что за звездочки такие,

На пальто и на платке?

Все сквозные, вырезные,

А возьмешь, вода в руке?

Правильно, снежинка! Снеговик принес вам снежинки, возьмите их и повторяйте за мной. Ребята, головой не двигаем, двигаются только наши глазки. (Звучит спокойная музыка)

Гимнастика для снятия напряжения глаз «Снежинка»

Мы снежинку увидали (вытягиваем руку со снежинкой перед собой )

Со снежинкою играли

Снежинки вправо полетели (отвести снежинку вправо, проследить глазами )

Дети вправо посмотрели

Вот снежинки полетели (отвести снежинку влево, проследить глазами )

Глазки влево посмотрели

Ветер снег вверх поднимал (поднять снежинку вверх, проследить глазами )

И на землю опускал (опустить снежинку вниз, проследить глазами )

Снежинки покружились (покружиться )

И на землю опустились (положить снежинку, присесть )

Глазки закрываем, глазки отдыхают (закрыть ладонями глаза )

Пока дети сидят с закрытыми глазами, воспитатель кладет перед детьми сенсорное поле с контурами снежинок.

Воспитатель:

Наши глазки отдохнули, а снежинкам пора в лес возвращаться. Расположите свою снежинку на полянке и скажите, где лежит снежинка: на елке, под елкой, перед елкой, между елкой, над елкой.

Молодцы, ребята! Снеговик вручает вам карточку с изображением фигурных коньков.

9. Воспитатель приглашает детей к столу с приготовленными материалами:

Ребята, снеговик предлагает вам превратить эти шишки в маленькие елочки и укрыть их снегом, чтобы им было теплее. Но у нас есть только манная крупа и клей… Ребята, может, вы придумаете, как сделать снег? Дети предлагают покрыть шишки клеем и посыпать манкой.

Молодцы, вы здорово придумали! Если шишку прикрепить с помощью кусочка пластилина на картон, затем кисточкой нанести клей на шишку и посыпать манкой (лишнюю манку аккуратно стряхнуть) - получатся настоящие елочки укрытые снегом!

Звучит спокойная музыка, дети выполняют задание.

Прекрасные елочки! Снеговик вручает вам карточку с изображением елочки.

10. Воспитатель: Ребята, вы отлично справились со всеми заданиями снеговика. Сейчас мы с вами разгадаем волшебное слово, от которого старуха-зима станет добрее.

Воспитатель предлагает детям назвать звук в словах:

Воспитатель переворачивает карточки буквами, дети читают получившееся слово - зимушка.

Галя Бжасова
Конспект занятия в старшей группе «Наконец пришла зима!»

Вид деятельности :игровая,продуктивная,коммуникативная,позновательно-исследовательская,музыкально-художественная,восприятие художественной литературы.

Цель :

Уточнить представления о первых признаках зимы, зимних явлениях природы, изменение дня, снегопад, метель.

Закрепить знания о свойствах снега : белый, холодный, тает в тепле.

Показать, как снег превращается в воду, нацелить на длительное наблюдение за превращением воды в лед.

Упражнять в умении составлять сложные предложения с противопоставлениями.

Формировать представление о необходимости тепло одеваться, чтобы не заболеть.

Демонстрационное оборудование : емкость с принесенным заранее снегом, предметные картинки «Одежда» , магнитная доска, картинки с изображением зимы.

Словарная работа : зима , снегопад, метель, холод, заморозки. Мороз.

Ход занятия:

Мама! глянь-ка из окошка -

Знать, вчера недаром кошка

Умывала нос :

Грязи нет, весь двор одело,

Посветлело, побелело -

Видно, есть мороз.

Не колючий, светло-синий

По ветвям развешан иней -

Погляди хоть ты!

Словно кто-то тороватый

Свежей, белой, пухлой ватой

Все убрал кусты.

Уж теперь не будет спору :

За салазки, да и в гору

Весело бежать!

Правда, мама? Не откажешь,

А сама, наверно, скажешь :

«Ну, скорей гулять!»

Воспитатель : Ребята, о каком времени года говорится в этом стихотворении? (Ответы детей) .Какими словами автор рассказывает о зиме? Какая бывает зима (Ответы детей) .Какие первые признаки наступающей зимы можно отметить сейчас (Ответы детей) .

Воспитатель : А сейчас мы с вами поиграем.

Дидактическая игра «Закончи предложение»

Осенью бывает листопад, а зимой (снегопад)

Осенью идет дождь, а зимой (снег)

Летом жарко, а зимой (холодно)

Летом деревья покрыты листвой, а зимой (снегом)

Зимой нужно тепло одеваться, чтобы (не заболеть) .

Физкультминутка

На дворе у нас мороз. Дети хлопают себя ладонями по плечам и

Чтобы носик не замерз, топают ногами/

Надо ножками потопать

И ладошками похлопать.

С неба падают снежинки, Дети поднимают руки над головой и делают

Как на сказочной картинке. хватательные движения, словно ловят снежинки.

Будем их ловить руками

И покажем дома маме.

А вокруг лежат сугробы, Потягивания - руки в стороны.

Снегом замело дороги.

Не завязнуть в поле чтобы, Ходьба на месте с высоким подниманием колен.

Поднимаем выше ноги.

Мы идем, идем, идем Ходьба на месте.

И к себе приходим в дом. Дети садятся на свои места.

4. Зимушка-зима

Воспитатель : Ребята, сейчас я вам прочту одно стихотворение, а вы послушайте и подумайте, что происходило, когда дети ловили снежинку на руку «Снежок и Алешка» ;

С улицы домой Алешка

первый снег принес в ладошке.

«Мама! – закричал мальчонка,

протянул вперед ручонку. –

Я снежок принес сюда.» -

И замолк. Одна вода

«Кто-то снег мой утащил,

мне в ладонь воды налил!»

Лешке тут его сестренка

крикнула со смехом звонким :

«Догадаться сам не мог,

что растаял твой снежок!»

Воспитатель : Что ответила Алеше сестра (Ответы детей) . Посмотрите, что стало со снегом, который мы утром принесли в группу (Предлагает посмотреть растаявший снег) .Как вы думаете, эта вода чистая (Ответы детей) . Каким был снег, когда мы принесли его в группу ? (Ответы детей) .

Дидактическая игра «Что лишнее?»

Прикрепит к доске картинки предметов одежды для разных сезонов, дети по одному подходят к доске и убирают лишние предметы, мотивируя свои решения.

Рефлексия.

Чем мы сегодня занимались?

Что вам понравилось больше всего (Ответы детей) .

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия для детей с аллергодерматозами «Пришла зима весёлая» Цель: Создание условий для развития коммуникативных качеств дошкольников с аллергодерматозами. Образовательные задачи: Уточнять,.

Конспект интегрированного занятия по родной природе в средней группе «Пришла зима» МБДОУ «Детский сад № 57 комбинированного вида» Конспект интегрированного занятия по родной природе в средней группе ТЕМА: «Пришла.

Конспект НОД в младшей группе «Зимушка-зима пришла - снег с собою принесла!» Задачи: 1. Знакомить детей с характерными признаками зимы (зимой холодно, идет снег, со свойствами снега. 2. Развивать познавательный интерес.

Конспект НОД по развитию речи с элементами экспериментирования в старшей группе «Зима пришла» Конспект НОД в старшей группе по развитию речи. Воспитатель: Подоляко И. Н. Тема:"Зима пришла (с элементами экспериментирования). Цель:.

Конспект открытого занятия во второй младшей группе «Зимушка-зима в гости к нам пришла» Комиссарова Екатерина Конспект открытого занятия во второй младшей группе на тему: «Зимушка - зима в гости к нам пришла» Цель: Обобщить.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «К нам зима пришла» Ход занятия: 1. Орг. момент. Чтение стихотворения о зиме («Письмо» И. Пивоварова). К нам пришло Письмо одно. Было странное Оно. Вместо марок.

Конспект открытой непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе на тему : «Зима » с использованием личностно-ориентированных, здоровьесберегающих, игровых, информационно – коммуникативных технологий.

Программные задачи :

Образовательные :

Обобщить и систематизировать знания детей о зиме и зимних явлениях.

Уточнить знания детей о признаках зимы и зимних явлениях;

Развивающие :

развивать умение образовывать качественные прилагательные, существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, совершенствовать навыки употребления предложно-падежных конструкций ;

развивать навыки словообразования; речевое дыхание ;

Активизировать словарь детей;

развивать тактильное восприятие, координацию движений и речи;

Логическое мышление; совершенствовать грамматический строй речи;

Воспитательные :

Прививать любовь к поэтическому слову;

Воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе.

Предварительная работа : Чтение стихов, рассказов, сказок о зиме и зимних явлениях, рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок, работа с календарём природы.

Ход непосредственной образовательной деятельности :

Воспитатель : Ребята, посмотрите, сколько сегодня к нам пришло гостей, давайте поздороваемся с ними и подарим им прекрасное настроение

Здравствуй, небо голубое (тянут руки вверх)

Здравствуй, солнце золотое (очерчивают круг руками)

Здравствуй, легкий ветерок (покачивают руками над головой)

Здравствуй маленький цветок,

Здравствуй утро, здравствуй день

Нам здороваться не лень!

Воспитатель :

Ребята! Отгадайте загадку :

Тройка, тройка прилетела

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сиди царица –

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом –

Все покрылось серебром.

Воспитатель : О какой царице говорится в загадке? (О зиме) .

А тройка скакунов — что это? (зимние месяцы-декабрь, январь, февраль) .

Молодцы! Я не случайно загадала вам именно эту загадку. Сегодня в детский сад пришло письмо от Зимы. Послушайте, что она пишет : «Здравствуйте, дети! Я знаю, что вы все ждёте весну, но вы так мало знаете обо мне, что я решила не уходить и остаться ещё на три месяца. Если вы хотите, чтобы весна всё-таки наступила, тогда расскажите о зиме всё, что вы знаете».

Воспитатель : Ребята, а давайте с вами расскажем зиме всё, что мы о ней знаем? (ответы детей) .

Воспитатель : Какие зимние месяцы вы знаете?

Дети : Зимние месяцы – декабрь, январь, февраль.

Воспитатель : Зима какая ?

Дети : Зима бывает холодная , белая, хмурая, ветреная, морозная, мягкая, пушистая, сказочная, длинная, красивая и т. д.

Воспитатель : Какие приметы зимы вам знакомы?

Дети : Выпадает снег, солнышко мало греет, день короче ночи, бушуют метели, иногда бывает оттепель, появляются сугробы.

Воспитатель : В какие игры вы любите играть зимой?

Дети : Зимой дети лепят снежную бабу, катаются на санках, с горки, катаются на коньках, ходят на лыжах, играют в хоккей, лепят снежки.

Воспитатель : Какие зимние праздники вы знаете?

Дети : Новый год, 23 февраля, Масленица.

Воспитатель : Какой самый любимый праздник зимой у детей и взрослых?

Дети : Самый любимый праздник – Новый год.

Воспитатель : Кто является главными героями на новогоднем празднике?

Дети : Дед Мороз и Снегурочка.

Воспитатель : Правильно, ребята, молодцы! А сейчас я предлагаю вам немного поиграть. Ну что, готовы?

Упражнение на речевое дыхание «Снежинка» .

Кружатся снежинки (Дети выполняют движения по тексту.)

В воздухе морозном,

Падают на землю

Кружевные звезды. (Дети кружатся на носочках.)

Вот одна упала (Дети медленно приседают, показывая плавное падение снежинки.)

На мою ладошку.

Ой, не тай, снежинка! (Дети делают вдохи, осторожно дуют на снежинку.)

Подожди немножко!

Дидактическая игра «Подбери слова»

Воспитатель : Зимой на улице бывает разная погода. То метель разыграется, то мороз сильный, то снегопад. Я буду называть природное явление, а вы отвечайте.

Мороз (что делает) - трещит, щиплет, кусает…

Метель (что делает? - вьется, бушует, воет, метет….

Снег (что делает) - идет, летит, падает, кружится….

Дети (что делают) - гуляют, катаются, играют, веселятся, радуются…

Воспитатель : Молодцы! А сейчас, я предлагаю вам поиграть в игру : «Один-много» . Я вам буду называть один предмет, а вы мне много : снежинка – снежинки; сугроб – сугробы; метель – метели; сосулька – сосульки; снегирь – снегири; мороз – морозы.

Воспитатель : Молодцы! А теперь посмотрите внимательно на доску и скажите, что изображено на этих картинках. Как можно назвать эти предметы одним словом? Что здесь лишнее? Почему?

Игра «Четвертый лишний»

Сарафан, юбка, шорты, шуба

Сандалии, туфли, тапочки, валенки

Панама, платок, кепка, шапка

Воспитатель : Молодцы, а теперь назовите зимние слова ласково.

Игра «Назови ласково» с мячом

Воспитатель : Пришло время поиграть в мяч. Я буду называть слово, а вы будете говорить о нем ласково.

Снег-снежок Сосулька - сосулечка

Мороз- морозец Дерево- деревце

Ветер- ветерок Горка - горочка

Лёд- ледок Холод- холодок

Зима — зимушка Санки- саночки

Игра «Доскажи словечко» .

Воспитатель : Зимой все покрыто белым пушистым снегом, предлагаю поиграть со словом зима .

(Воспитатель читает стихотворение, а дети добавляют слова, связанныесо словом зима ).

Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю. (снег)

С неба все скользят пушинки —

Серебристые. (снежинки)

На поселке, на лужок

Все снижается. (снежок) .

Вот веселье для ребят —

Все сильнее. (снегопад)

Все бегут в перегонки,

Все хотят играть в. (снежки)

Словно в белый пуховик

Нарядился. (снеговик)

Рядом снежная фигурка —

Это девочка (Снегурка)

На снегу — то, посмотри? —

С красной грудкой. (снегири)

Словно в сказке, как во сне,

Землю всю украсил. (снег)

Воспитатель : Какие слова вы добавляли? На какое слово они все похожи?

Подберите похожие слова к словам :

Зима — (зимушка, зимний, зимовать, зимовье, зимующие и др.) ;

Мороз — (морозный, морозить, замораживать, мороженое, морозильник, заморозки и др.);

Лед — (льдина, ледовый, ледокол, ледник, гололед и др.) .

Динамическая пауза «Вот на улице мороз»

Вот на улице мороз! (Руки на поясе.)

Ну-ка, все потрите нос! (Трут кончик носа.)

Ни к чему нам бить баклуши, (Грозят правым указательным пальцем.)

Ну-ка, взялись все за уши : (Указательным и большим пальцем держаться за мочки ушей и вращают их вперед, затем назад.)

Покрутили, повертели,

Вот и уши отогрели!

По коленкам постучали, (Стучат ладонями по коленям.)

По плечам похлопали, (Руки скрестили на уровне груди, хлопают ладонями по плечам.)

Ножками затопали! (Топают ногами.)

Воспитатель : А сейчас я загадаю вам еще одну загадку. И ее угадает тот, кто внимательно послушает и хорошо подумает.

Загадка :

Есть один такой цветок

Не вплетешь его в вено

Дунешь на него слегка

Был цветок — и нет цветка (снежинка) .

Воспитатель : Молодцы, правильно угадали загадку. А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру : «Забавные звуки» , я вам буду включать мелодию, а вы должны будите угадать, что это за звуки.

Чтение стихотворения Н. Елкиной «Звездочка-малютка»

Воспитатель : Послушайте внимательно стихотворение и скажите, что это за звездочка — малютка.

Легкая, узорная звездочка — малютка

Ты лети мне на руку

Посиди минутку.

Покружилась звездочка

В воздухе немножко.

Села и растаяла

На моей ладошке.

Что же это за звездочка? (это снежинка)

Почему вы так думаете? (снежинка похожа на звездочку)

Что вы почувствовали, когда она растаяла? (стало грустно)

А можете вы показать, как вам грустно? (дети мимикой изображают грусть, печаль) .

Грустно, снежинка растаяла, но с неба упала еще одна и вот еще одна. Улыбнитесь им, они засверкают на солнышке, как звездочки.

Вот они, полюбуйтесь. (на магнитной доске – разные узорные снежинки)

Вот цветок с шестью лепестками. А вот звездочка с шестью лучами. Какие они красивые! Давайте украсим их красивыми словами. Снежинки какие? (красивые, узорные, кристальные, снежные, прекрасные, волшебные, сказочные).

Воспитатель : Ребята, вы все такие молодцы. Ну а сейчас я вам предлагаю составить небольшой рассказ о зиме, используя мнемотаблицу. Ну что, готовы, тогда приступим. Я начну, а вы продолжите.

У зимы три месяца : декабрь, январь, февраль. Зимой снег повсюду : на земле, на деревьях, на домах. Солнце светит, но не греет. В домах топят печи. Люди одеваются тепло : в меховые шубы, шапки, валенки, шерстяные шарфы, варежки. Домашние животные зимой находятся в тёплых хлевах. Дикие животные зимуют по-разному : медведь и ёжик – в спячке, белка заготовила себе корм и устроила себе тёплое дупло, сложнее зимой волку и лисе, зайчик сменил серую шубку на белую и его не заметно на белом снегу. Люди заботятся о птицах, развешивают кормушки , приносят корм. У детей зимой много развлечений : праздник Новогодней Ёлки, подарки от Деда Мороза, катания на санках, лыжах, коньках, игры со снегом. Зимой можно слепить снеговика, построить горку, крепость, поиграть в снежки.

Рефлексия : Вот и подошло к концу наше путешествие. Какие вы все молодцы, со всеми заданиями справились. Вот и зиме понравился ваш рассказ о ней, теперь она точно уступит дорогу весне.

МБДОУ «Детский сад №24 комбинированного вида»

Конспект занятия по ознакомлению

с окружающим в старшей группе

на тему «Зимушка - зима»

Составила воспитатель

Шевцова Татьяна Николаевна

Троицк 2014

Тема: Зимушка – зима

Программное содержание: обобщить и систематизировать представление детей о характерных признаках зимы. Расширять и обогащать знания детей об особенностях зимних месяцев. Учить устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и образе жизни животных, птиц, рыб.

Словарная работа: «хмурень», «лютень», «снеговей», метель, вьюга, пурга, поземка, водоем.

Оборудование: демонстрационный материал (иллюстрации птиц, лесных животных, письмо от зимушки – зимы, части снежинок с заданиями.

Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Ход занятия

Дети, сегодня нам пришло письмо, интересно кто его написал? Давайте прочитаем (открываю конверт, вынимаю письмо и пронумерованные части от большой снежинки, на которых написаны задания).

- «Здравствуйте дорогие ребята! Пишет вам зимушка – зима. Я приготовила вам сюрприз (угощения, но вы должны мне помочь собрать снежинку, но составить ее можно только выполнив несколько заданий, они на частях от снежинки)».

Дети находят часть снежинки №1, воспитатель читает задание.

№1 – Какие зимние месяцы вы знаете? (декабрь, январь, февраль).

Как в природе называют месяц декабрь и почему?

(«Хмурель» - хмурый, бессолнечный. В начале зимы солнце редко выглядывает из- за туч, не греет, оно не яркое).

Как называют в народе второй зимний месяц январь?

(«Лютень» - лютует стужа, трещат морозы).

Как называют последний месяц февраль?

(«Снеговей» - часто идет снег, метели и вьюги наметают высокие сугробы).

№2 – Люди часто говорят – вьюга, метель, пурга, поземка. А что это такое? (Ветер поднимает снежинки и несет их, как метлой метет – это метель). Если прислушаться к вою ветра «вьююуу – вьююуу» это метель себя вьюгой назвала. Иногда ветер поднимает и бросает снег в разные стороны, кружит, метет, ничего не видно – это пурга. А когда ветер несет снег по низу, по самой земле – это поземка.

Дыхательная гимнастика

Давайте мы с вами будем ветерочком и подуем на снежинку. (воспитатель подносит детям снежинку на ниточки – дети дуют).

№3. Загадать загадки:

«Белые мухи прилетели,

на землю сели» (Снег)

«Он все время занят делом,

Он не может зря идти

Он идет и красит белым

Все, что видит на пути» (Снег)

Правильно, зимой часто идет снег, он укрывает землю пушистым покрывалом. Давайте вспомним свойства снега.

Какой снег в морозный день? (снег пушистый, он искрится и переливается на солнце, скрипит под ногами, это ломаются снежинки)

А какой снег в теплый день? (Снег тяжелый, мокрый, липкий, из него можно лепить) .

Физ. пуза.

Снег идет, снег идет (машут руками) ,

Дворник улицу метет (показывают) ,

Мы катаемся на санках (пружинка) ,

И встаем все на коньки (встаю на носочки) ,

Мы катаемся на лыжах (показываю) ,

И играем все в снежки (показываю) .

№4. Загадать загадки:

«Без досок, без топоров

Через реку мост готов,

Мост как синее стекло

Скользко весело, светло» (Лед)

«Рыбам зиму жить тепло:

Крыша – толстое стекло» (Лед)

А что происходит зимой с водоемами, реками, озерами, прудами? (они покрылись толстым льдом) .

А как ведут себя рыбы в сильные морозы? (они опускаются глубже ко дну, многие засыпают, на дне им не хватает воздуха, трудно дышать) .

Как люди могут помочь рыбам? (Чтобы рыбы не задохнулись, люди пробивают в водоемах проруби, через которые поступает воздух) .

Что происходит со снегом и льдом, если принести их в теплое помещение? (превратятся в воду) .

№5. Загадать загадку:

«Ее всегда в лесу найдешь –

Пойдем гулять и встретим:

Стоит колючая, как еж

Зимою в платье летнем. (Ель)

Правильно, это ель. А что же происходит с другими деревьями и кустарниками? (все деревья и кустарники без листьев, зимой они не растут, погружаются в сон, потому что зимой мало воды, света и тепла).

Дети получают пятую часть от снежинки.

№6 – Много веселых забав у детворы зимой. Какие зимние забавы вы любите? (катание с горки, на санках, лыжах, коньках, игра в хоккей. В дни оттепели можно строить снежные крепости, играть в снежки, лепить снеговика) .

Давайте поиграем в игру «Где мы били мы не скажем, как играли всем покажем» (дети имитируют игру – другие отгадывают) .

№7 – Осенью многие птицы улетают в теплые края. А какие птицы остались зимовать? (воробьи, синицы, голуби, сороки, дятлы) .

Какая птица прилетает к нам с севера на зимовку (снегирь) .

Какую птицу называют санитаром леса? (дятел) .

Птицам холодно зимой, они перебираются из леса поближе к жилью людей. В сильные морозы прячутся под крышу. Зимой им трудно найти пищу, люди подкармливают их.

(Дети получают седьмую часть от снежинки)

№8 – Холодно и голодно зимой зверям. Как зимуют звери в лесу?

Послушайте загадки, кто отгадает получит картинку и расскажет о животном.

«Кто на ветке шишку грыз?

И бросал объедки в низ?

Кто по веткам ловко скачет?

Кто в дупле орехи прячет?» (Белка)

В теплые дни белка прыгает по веткам деревьев, грызет шишки, добывая из них семена. А в сильные морозы прячется в дупло и спит, свернувшись клубочком и укрывшись пушистым хвостом.

У кого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от холода – кора. (Заяц)

Зайцы оделись в белые теплые шубки, чтобы никто не заметил их на снегу. Днем зайцы сидят под кустами, прячутся от лис и волков, охотников. А ночью ищут пищу, питаются корой деревьев, особенно любит осину.

«Летом бродит без дороги

Между сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге

От мороза прячет нос». (Медведь)

Медведь спит в берлоге, сосет лапу.

«Шубка – иголки

Свернется он – колкий

Рукой не возьмешь

Кто это?» (Еж)

Еж тоже спит всю зиму под старым пнем, свернувшись клубочком в своей мягкой теплой постельке из сухих листьев.

«Рыжий клубок

За белым – скок». (Лиса)

У лисы теплая пушистая шубка. Она ловит зайцев, белок и мышей. Лиса учует мышь в норе потом начинает прыгать на снегу. Мышь испугавшись, выбегает, лиса ловит ее. В сильные морозы лиса прячется в норе.

«Серый, зубастый

По полу рыщет,

Телят, ягнят ищет». (Волк)

Волк зимой злой и голодный, он хищник, ловит зайцев, белок, мышей. По ночам он тоскливо воет. Часто волки собираются в стаи, чтобы легче добывать пищу. (Дети получают часть от снежинки) .

Вот мы и собрали все части от снежинки, давайте сложим ее (Дети собирают снежинку) .

(Сюрприз – угощение от Зимушки – зимы)


Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.