Личный Наташин дневничок…. Как празднуют Рождество на Руси? Традиции празднования Рождества на Руси

Один из главных христианских праздников - Рождество Христово - православная церковь отмечает 7 января. На Руси Рождество стали праздновать после введения христианства - в Х веке. Оно приходилось на то время, когда древние славяне отмечали свой зимний многодневный праздник - коляду.



Рождеству предшествовал 40-дневный Филиппов пост. Накануне праздника все православные сочельничали. До появления на небе первой звезды нельзя было есть. Вечерняя трапеза начиналась с обрядовой каши - кутьи. Ее варили из обдирного ячменя, пшеницы, риса или другой крупы и приправляли медом, изюмом и сочивом - маковым, конопляным, миндальным или другим семянным соком, который называли молоком. В рождественский сочельник такую кашу ставили на стол, покрытый соломой, а сверху скатертью. Вынимали соломинку и гадали. Окажется длинная - родится хороший урожай льна, а короткая - будет неурожай. В этот вечер спутывали ноги столу, чтобы скот не бегал. Девушки собирались за околицей и пригоршнями бросали снег против ветра. Если снег падал звучно, это предвещало молодого красавца-жениха, если неслышно и криво - быть за глухим или стариком.

В сам день Рождества обычно пекли крупитчатые калачи, перепечи (небольшие ржаные колобки), фигурки из теста, изображающие маленьких коров, быков, овец и других животных, и посылали их в подарок родным и близким. Главными угощениями на праздничном столе были свиное мясо и рождественский гусь с яблоками.

"Настали святки. То-то радость!"

Между праздниками Рождества Христова (7 января) и Крещения Господня (19 января) отмечают святки - двенадцать святых дней, установленных православной церковью в память рождения Христа и крещения его в Иордане. Святить, то есть блюсти свято, хранить в святости двенадцать дней после Рождества церковь начала с древних времен. В эти дни запрещалось совершать таинство брака, заводить игрища, пляски, петь соблазнительные песни по улицам, наряжаться в кумирские одеяния (от слова "кумир" - изображение, изваяние языческого божества). Запрещалось также работать, особенно с наступлением темноты. Во многих местах, однако, святость этих дней нарушалась гаданиями, ряжением и другими обычаями, сохранившимися от языческого праздника коляды, воспевавшего культ природы. Колядки, как и святки, справляли в период зимнего солнцестояния. По древним воззрениям славян, это время новой жизни, обновления природы, пограничный период между старым и новым хозяйственными годами, это, наконец, поворот к лету, к теплу, которое несет плодородие и веселье. "На коляду дня прибыло на куриную ступню" - говорили в народе.

Существует версия, что слово "колядки" произошло от слова "календы", которым римляне называли начало нового года. Коляда - славянский мифологический персонаж, связанный с началом весеннего солнечного цикла, "бог торжеств и мира", по словам историка Н. М. Карамзина.

Обряды колядок были направлены на то, чтобы рос хлеб и плодился скот, чтобы в доме был достаток, в семье - счастье, но прежде всего - чтобы не прекратилась жизнь. Об этом пелось и в колядных песнях:

А дай бог тому,

Кто в этом дому!

Ему рожь густа,

Рожь ужиниста!

Ему с колосу осьмина,

Из зерна ему коврига,

Из полузерна - пирог.

Наделил бы вас Господь

И житьем, и бытьем,

И богатством...

Колядовать начинали с рождественского сочельника. Молодежь надевала самодельные маски, бороды из льна и шутливые костюмы, состоящие из самых худых зипунов, вывороченных шерстью наружу. Обычно четверо парней несли чучело кобылы, связанное из соломы. Верхом на "кобылу" сажали мальчика-подростка, одетого в костюм горбатого старичка с предлинной бородой. Коляду, как правило, изображал ряженый в образе козла. Рядились также в коня, корову и других животных, воплощавших плодородие. Шумной веселой ватагой парни, девушки и мальчики врывались в дома, пели, плясали, предлагали погадать. Хозяевам полагалось гостей без подарков и угощения не отпускать. За что ряженые сулили им полное благополучие и счастье. Скупым, которые ничего не давали, могли пропеть и такое:

Коляда, моляда,

Уродилась коляда!

Кто подает пирога -

Тому двор живота,

Еще мелкой скотинки

Числа бы вам не знать!

А кто не дает ни

копейки -

Завалим лазейки,

Кто не дает лепешки -

Завалим окошки,

Кто не дает пирога -

Сведем корову за рога,

Кто не даст хлеба -

Уведем деда,

Кто не даст ветчины -

Тем расколем чугуны!

После безуспешных попыток искоренить коляду христианская церковь включила ее в святки, противопоставив играм и обрядам коляды славление Христа, хождение со звездой и пр. В колядных песнях народ начал воспевать и Иисуса Христа, события праздников Рождества и Нового года. Духовенство подключилось к такого рода творчеству, церковники стали сочинять книжные колядки - "канты".

Так святки стали воплощением языческих и христианских верований, самым насыщенным разными обычаями, обрядами и приметами праздником. С языческих времен, например, сохранился обычай наряжаться на святки в смешные и грозные маски. По существовавшему поверью, с Рождества до Крещения активизируются все темные силы, и ряженые, изображая из себя демонов, должны отгонять злых духов. Скверну переряживания смывали в праздник Крещения святой водой.

Двенадцать святых дней закладывали основу будущего года, поэтому святки было принято проводить не только весело, но и в любви и согласии с близкими. Ходили друг к другу в гости, поздравляли с праздником.

"На святки самая строгая мать, - читаем в книге С. В. Максимова "Нечистая, неведомая и крестная сила", - не заставит дочку прясть и не будет держать за иглой в долгие зимние вечера, когда на улице льется широкой волной веселая песня парней, когда в "жировой" избе, на посиделках, заливается гармонь, а толпы девушек, робко прижимаясь друг к другу, бегают "слушать" под окнами и гадать в поле".

В "святые вечера" женщины мотали тугие клубки пряжи, чтобы уродились тугие кочаны капусты. Ткать было грешно, иначе в праздник случится несчастье. Грешно было и охотиться на святки на зверей и птиц.

Девушки обычно наряжались в чужие сарафаны и закрывали лицо платком, самые бойкие облачались в мужской костюм. Парни надевали женские платья. Так интриговали и дурачили знакомых из других деревень, когда приходили к ним в гости.

Две ночи на святках посвящались гаданиям: первая - на Васильев день (с 13 на 14 января), вторая - на Крещение (с 18 на 19 января).

Для святок характерны "очистительные" обряды: окуривание и окропление водой крестьянских построек, выбрасывание мусора, церковное освящение воды в водоемах для изгнания оттуда нечистой силы и др.

И. Н. Крамской. Святочное гадание. 1870-е годы.

Старинная поздравительная открытка к святкам.

Один из главных христианских праздников - Рождество Христово - православная церковь отмечает 7 января. На Руси Рождество стали праздновать после введения христианства - в Х веке. Оно приходилось на то время, когда древние славяне отмечали свой зимний многодневный праздник - коляду.

Рождеству предшествовал 40-дневный Филиппов пост. Накануне праздника все православные сочельничали. До появления на небе первой звезды нельзя было есть. Вечерняя трапеза начиналась с обрядовой каши - кутьи. Ее варили из обдирного ячменя, пшеницы, риса или другой крупы и приправляли медом, изюмом и сочивом - маковым, конопляным, миндальным или другим семянным соком, который называли молоком. В рождественский сочельник такую кашу ставили на стол, покрытый соломой, а сверху скатертью. Вынимали соломинку и гадали. Окажется длинная - родится хороший урожай льна, а короткая - будет неурожай. В этот вечер спутывали ноги столу, чтобы скот не бегал. Девушки собирались за околицей и пригоршнями бросали снег против ветра. Если снег падал звучно, это предвещало молодого красавца-жениха, если неслышно и криво - быть за глухим или стариком.

В сам день Рождества обычно пекли крупитчатые калачи, перепечи (небольшие ржаные колобки), фигурки из теста, изображающие маленьких коров, быков, овец и других животных, и посылали их в подарок родным и близким. Главными угощениями на праздничном столе были свиное мясо и рождественский гусь с яблоками.

"Настали святки. То-то радость!"

Между праздниками Рождества Христова (7 января) и Крещения Господня (19 января) отмечают святки - двенадцать святых дней, установленных православной церковью в память рождения Христа и крещения его в Иордане. Святить, то есть блюсти свято, хранить в святости двенадцать дней после Рождества церковь начала с древних времен. В эти дни запрещалось совершать таинство брака, заводить игрища, пляски, петь соблазнительные песни по улицам, наряжаться в кумирские одеяния (от слова "кумир" - изображение, изваяние языческого божества). Запрещалось также работать, особенно с наступлением темноты. Во многих местах, однако, святость этих дней нарушалась гаданиями, ряжением и другими обычаями, сохранившимися от языческого праздника коляды, воспевавшего культ природы. Колядки, как и святки, справляли в период зимнего солнцестояния. По древним воззрениям славян, это время новой жизни, обновления природы, пограничный период между старым и новым хозяйственными годами, это, наконец, поворот к лету, к теплу, которое несет плодородие и веселье. "На коляду дня прибыло на куриную ступню" - говорили в народе.

Существует версия, что слово "колядки" произошло от слова "календы", которым римляне называли начало нового года. Коляда - славянский мифологический персонаж, связанный с началом весеннего солнечного цикла, "бог торжеств и мира", по словам историка Н. М. Карамзина.

Обряды колядок были направлены на то, чтобы рос хлеб и плодился скот, чтобы в доме был достаток, в семье - счастье, но прежде всего - чтобы не прекратилась жизнь. Об этом пелось и в колядных песнях:

... А дай бог тому,

Кто в этом дому!

Ему рожь густа,

Рожь ужиниста!

Ему с колосу осьмина,

Из зерна ему коврига,

Из полузерна - пирог.

Наделил бы вас Господь

И житьем, и бытьем,

И богатством...

Колядовать начинали с рождественского сочельника. Молодежь надевала самодельные маски, бороды из льна и шутливые костюмы, состоящие из самых худых зипунов, вывороченных шерстью наружу. Обычно четверо парней несли чучело кобылы, связанное из соломы. Верхом на "кобылу" сажали мальчика-подростка, одетого в костюм горбатого старичка с предлинной бородой. Коляду, как правило, изображал ряженый в образе козла. Рядились также в коня, корову и других животных, воплощавших плодородие. Шумной веселой ватагой парни, девушки и мальчики врывались в дома, пели, плясали, предлагали погадать. Хозяевам полагалось гостей без подарков и угощения не отпускать. За что ряженые сулили им полное благополучие и счастье. Скупым, которые ничего не давали, могли пропеть и такое:

Коляда, моляда,

Уродилась коляда!

Кто подает пирога -

Тому двор живота,

Еще мелкой скотинки

Числа бы вам не знать!

А кто не дает ни

копейки -

Завалим лазейки,

Кто не дает лепешки -

Завалим окошки,

Кто не дает пирога -

Сведем корову за рога,

Кто не даст хлеба -

Уведем деда,

Кто не даст ветчины -

Тем расколем чугуны!

После безуспешных попыток искоренить коляду христианская церковь включила ее в святки, противопоставив играм и обрядам коляды славление Христа, хождение со звездой и пр. В колядных песнях народ начал воспевать и Иисуса Христа, события праздников Рождества и Нового года. Духовенство подключилось к такого рода творчеству, церковники стали сочинять книжные колядки - "канты".

Так святки стали воплощением языческих и христианских верований, самым насыщенным разными обычаями, обрядами и приметами праздником. С языческих времен, например, сохранился обычай наряжаться на святки в смешные и грозные маски. По существовавшему поверью, с Рождества до Крещения активизируются все темные силы, и ряженые, изображая из себя демонов, должны отгонять злых духов. Скверну переряживания смывали в праздник Крещения святой водой.

Двенадцать святых дней закладывали основу будущего года, поэтому святки было принято проводить не только весело, но и в любви и согласии с близкими. Ходили друг к другу в гости, поздравляли с праздником.

"На святки самая строгая мать, - читаем в книге С. В. Максимова "Нечистая, неведомая и крестная сила", - не заставит дочку прясть и не будет держать за иглой в долгие зимние вечера, когда на улице льется широкой волной веселая песня парней, когда в "жировой" избе, на посиделках, заливается гармонь, а толпы девушек, робко прижимаясь друг к другу, бегают "слушать" под окнами и гадать в поле".

В "святые вечера" женщины мотали тугие клубки пряжи, чтобы уродились тугие кочаны капусты. Ткать было грешно, иначе в праздник случится несчастье. Грешно было и охотиться на святки на зверей и птиц.

Девушки обычно наряжались в чужие сарафаны и закрывали лицо платком, самые бойкие облачались в мужской костюм. Парни надевали женские платья. Так интриговали и дурачили знакомых из других деревень, когда приходили к ним в гости.

Две ночи на святках посвящались гаданиям: первая - на Васильев день (с 13 на 14 января), вторая - на Крещение (с 18 на 19 января).

Для святок характерны "очистительные" обряды: окуривание и окропление водой крестьянских построек, выбрасывание мусора, церковное освящение воды в водоемах для изгнания оттуда нечистой силы и др.

ЛИТЕРАТУРА

Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. М., 1880.

Карамзин Н. М. Предания веков. Сказания, легенды, рассказы из "Истории государства Российского" . М., 1987.

Костомаров Н. И. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа. М., 1993.

Круглый год. Русский земледельческий календарь. Составитель А. Ф. Некрылова. М., 1989.

Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила. Смоленск, 1995.

Мир русской культуры. Энциклопедический справочник. М., 1997.

Праздник Рождества Христова считается у нас в стране одним из самых важных церковных праздников и отмечается широко и весело. Но с течением времени постоянно менялись традиции и даже время его празднования.

На Руси, до введения нового календаря и, как мы теперь говорим, «нового стиля» летоисчисления, Рождество начинали праздновать 25 декабря вместе с Европой. Мы знаем, что Европа до сих пор живет по тому календарю, который был заведен в незапамятные времена, и католическое Рождество отмечает до нового года. У нас теперь не так: сначала Новый год, а затем уже Рождество.

Всегда зима считалась на Руси самым веселым и беззаботным временем года. Строгих постов в это время было немного, и люди могли повеселиться вволю. Заготовки на зиму делались всегда летом и осенью. Потому зимой всем оставалось только доставать из погребов запасы и отмечать праздники, которых на зимний период выпадало достаточно. В основном все они приходились именно на декабрь.

До первой звезды...

За несколько дней до Рождества всегда закалывали свинью, потому что на праздник принято было есть свинину. Но до праздника мясо старались не есть, потому что длился Рождественский пост, самым строгим днем которого считался Рождественский Сочельник, в который обычно голодают. Есть можно было только тогда, когда на небе загорится первая звездочка, которую называют Вифлеемской звездой. По библейской легенде именно появление в вечернем небе первой звезды сообщило волхвам о том, что родился Спаситель Христос.

По традиции самые младшие члены семьи должны были ждать на улице появления звезды, а затем бежать в дом и сообщать старшим радостную новость. Зачастую и вся семья находилась на улице и ждала появления звезды. Бытовала примета, по которой первый, кто увидел звезду, будет счастливым целый год. Если небо было покрыто тучами, то, конечно же, никто не ждал, пока они разойдутся. Просто дожидались темноты и садились за праздничный стол, который готовили на протяжении нескольких дней до праздника.

Как отмечали Рождество в старину

Но, несмотря на голодный день, на еду никто сразу не набрасывался. Сначала необходимо было попробовать «кутью» или «сочиво». Так называли специальное блюдо, постоянным составляющим которого была каша: раньше чаще использовали пшеничную, сейчас – рисовую. Кроме каши в сочиво можно было добавлять все, что угодно. В ход шли изюм, сухофрукты, сахар, мед, орехи, конфеты, мороженные и моченые ягоды.

После того, как все причастились, съев ложечку кутьи, наступало время основной трапезы. На столе обязательно должно было стоять тринадцать блюд. За столом должно было сидеть четное количество человек. Если получалось так, что в семье было нечетное количество людей, и в гости никто не пришел, то на стол ставили один лишний прибор для количества.

Хлеб да соль!

И раньше, и теперь на Рождество гадают . Как правило, гаданиями увлекаются молодые незамужние девушки, которые чаще всего гадают именно на женихов.

У большинства из нас слово «Рождество» ассоциируется с песенкой «MerryChristmas», Санта-Клаусом, полосатыми чулками, повешенными над камином и прочими «фишками», позаимствованными из американских фильмов. Однако мало кто задумывается о том, что все это относится к католическому Рождеству, которое празднуется 25 декабря по Грегорианскому календарю. А вот приверженцы православия отмечают этот праздник 7 января, опираясь при этом на календарь Юлианский. У православных стран, в первую очередь у России, как и у католических, есть свои традиции, которые уходят корнями в глубокое прошлое. Итак, как праздновали Рождество на Руси?

История праздника

Говоря об истории празднования Рождества на Руси, необходимо прежде всего отметить, что начинается она в Х веке – именно тогда произошло повсеместное распространение христианства. Однако славянам было сложно сразу отказаться от языческой веры, и это обусловило очень интересное с точки зрения культурологи явление: некоторые христианские святые были наделены функциями древних богов, а многие праздников сохранили отчетливые элементы язычества. Речь идет об обрядах: рождество на Руси, например, совпало с Колядой – днем зимнего солнцестояния, символизирующим удлиняющиеся дни и укорачивающиеся ночи. Впоследствии Коляда стала открывать Святки – череду рождественских праздников, которая длилась с 7 по 19 января.

Вечер 6 января назывался у славян . Слово это произошло от существительного «сочиво» - оно обозначало блюдо из разваренных зерен пшеницы и ячменя, сдобренное медом и сухофруктами. Кушанье ставили под иконы – в качестве своеобразного дара Спасителю, который должен был вот-вот появиться на свет. В этот день было принято воздерживаться от еды до того, как на небе появится Вифлеемская звезда. Ночью люди шли в церковь на торжественное богослужение – Всенощную. После службы раскладывали в «красном углу» под образами охапки сена, ржи и кутью – кашу из зерен. Изначально это было подношением Велесу, богу плодородия в языческом пантеоне, но постепенно утратило первоначальный смысл и стало восприниматься как символ Рождества Христова.

Традиции празднования Рождества на Руси включали в себя и «разговленье»: после поста в каждом доме накрывался пышный стол с угощением. Гуси, поросята, русские щи, студень, кутья, блины, пироги, пряники… Обязательным атрибутом праздничного стола были «сочни» - фигурки животных, вылепленные из теста.

Рождественские обряды и обычаи

Как уже отмечалось выше, Рождество и Святки на Руси продолжались 13 дней – с 7 по 19 января. Все это время было посвящено исполнению многочисленных святочных обрядов, гаданиям, играм и прочим увеселениям. Особой популярностью среди молодежи пользовалось колядование: юноши и девушки собирались группками и обходили все дома в деревне, распевая под окнами колядки (ритуальные песни, восхваляющие хозяина и его семью) и получая за это угощенье.

Второй день Рождества назывался «Собор Богородицы» и посвящался Пресвятой Деве Марии – матери Христа. С этого дня начинались гадания и хождения ряженых: парни надевали вывернутые наизнанку шубы, разрисовывали лица сажей и ходили по улицам, разыгрывая сценки и даже целые представления. Незамужние девушки гадали – главным образом, конечно, на женихов – лили расплавленный воск, кидали башмачок за ворота, заглядывали в зеркала при свете свечи, надеясь увидеть суженого.

Праздник Рождества на Руси традиционно заканчивался водосвятием: истово верующие люди окунались в прорубь возле Иордани, смывая с себя грехи перед .

«Са-ахарный сын по-очтенной Хавроньи, пятачок с кулачок, хвостик-крючок - подходи, разживись к светлому празднику», - зазывно кричали когда-то раскрасневшиеся от мороза московские торговцы. «А вот щуки зубастые, вкусные, ротастые - хватай за хвосты дюжину к доброму ужину!» Впрочем, нахваливать товар особой нужды не было - в канун Рождества покупателей и так было хоть отбавляй. Перед праздником дома тщательно убирали: до блеска натирали полы, чистили ризы на образах, ставили нарядные лампадки, а на окна вешали белоснежные накрахмаленные занавески. На пол стелили новые светлые ковры с причудливым узором из голубых цветов, дверные ручки долго полировали пучками сухой мяты и бузины и оборачивали тряпочками, чтобы до праздника их не успели «захватать».

Вечером под Рождество, в Сочельник, готовили сочиво - кашу из зерен пшеницы, сдобренную медом, и ароматный напиток - взвар из сушеных груш, яблок и слив. Угощения ставили под образа на кучку сена в память о младенце Христе, рожденном в яслях на сене, дожидались появления первой звезды на небе и скромно ужинали (сорокадневный рождественский пост заканчивался лишь на следующее утро). А после нехитрой трапезы отправлялись в церковь на праздничную службу. Выстояв всенощную, возвращались домой и «впускали» елку. Лесную красавицу, томившуюся в холодных сенях, с почетом вносили в горницу и украшали конфетами, золочеными орехами, пряниками и игрушками. Продуктами для праздничного застолья всегда запасались заранее: две-три свиные туши, сазанов, щук, карпов и всякую птицу несколько дней хранили в холодных погребах. Рождественский стол, накрытый хрустящей белоснежной скатертью, просто ломился от изобилия блюд: аппетитный поросенок с гречневой кашей, румяный окорок, заливное из рыбы, ароматный мясной холодец, сдобренный хренком, гусь с яблоками, изящные пирожки-расстегайчики с вязигой, овощами или ягодами, разнообразные соленья и медовые пряники-козули.


Фото: Shutterstock.com

В морозные зимние деньки от Рождества и до Крещения (19 января), именуемые Святками, праздничное чревоугодие чередовалось с необузданным весельем: катанием с гор на огромных неуклюжих санях и ледянках, игрой в снежки, кулачными боями и, конечно, знаменитыми колядками. Название этой забавы происходит от имени языческого божка пиршеств и мира Коляды. На Руси колядовать особенно любили молодежь и дети: с нетерпением дождавшись вечера и облачившись в звериные шкуры или смешные наряды, веселые компании отправлялись по домам просить угощений и денег.


Фото: Shutterstock.com

Колядовщиков, распевавших песни и озорные частушки, принято было щедро одаривать. Впрочем, находились и прижимистые хозяева, пытавшиеся отделаться от навязчивых визитеров парой баранок или конфет, - в ответ бойкие на язык гости желали скупцам в новом году заполучить «на двор чертей, а в огород - червей» или собрать урожай пшеницы «сплошь с пустыми колосками». Чтобы заставить процессию взять «наилучшие» пожелания обратно, жадинам приходилось раскошеливаться. В рождественские деньки колядовали не только ребята, но и зверята. По городам и весям водили дрессированных медвежат - топтыгины выделывали сложные танцевальные па, играли на гуслях, а затем кланялись и обходили зрителей с шапкой, подолгу простаивая возле тех, кто скупился на награду. В эти праздничные дни любили и погадать - святочные гадания считались самыми правдивыми. «Хочу суженого - красавца писаного и щеголя, кудри длинные, сапожки высокие сафьяновые, рубаха красная, кушак золотой» прочитав старинный заговор, современные девушки непременно удивятся и даже слегка возмутятся. Ну кому, скажите на милость, мог понадобиться эдакий кучерявый модник? А ведь именно о таком спутнике жизни когда-то мечтали их сверстницы - в дни Святок девушки произносили заговор и гадали «на суженого», разложив на полу у печки пшеничные зерна. В дом приносили петуха, да не простого, а черного как смоль - если «вещая» птица склюет все зерна, то жених наверняка вскоре объявится. А если петушок от угощения откажется - увы! - суженого в новом году ждать бесполезно. Особой популярностью пользовались восковые гадания - растопленный воск наливали в таз с водой, а затем рассматривали получившиеся фигурки: сердечко - к «амурным делам», вилы - к ссоре, медальон - к богатству, а бублик - к безденежью.


Фото: Shutterstock.com

Испокон веков Рождество на Руси называли праздником доброты и милосердия, который призывал в первую очередь позаботиться о нуждавшихся и немощных. В Москве и других крупных городах устраивали благотворительные балы и аукционы, накрывали столы с «государевыми» пирожками, кренделями и графинчиками с «горькой» для нищего люда, дарили подарки сиротам и больным. Впрочем, те времена давно ушли в прошлое, а старые рождественские традиции живы и по сей день. Вот только колядовать по домам сегодня вряд ли кому придет в голову - куда лучше в честной компании насладиться все тем же «сыном почтенной Хавроньи», пирогами и прочими вкусностями, а затем прочитать гостям рождественский совет, написанный на старинной открытке: «Чтоб от яств не тяжелеть, доставай-ка сани - с горки весело лететь, обниматься станем».

Звездные башенки


Фото: Shutterstock.com

(6 порций)

Луковицу и зубчик чеснока измельчить, мякоть папайи и 250 г мяса крабов мелко нарезать и перемешать ингредиенты. Смесь посолить-поперчить по вкусу, заправить 2 ст. л. лимонного сока и 6 ст. л. оливкового масла, добавить пару капель острого соуса «табаско» и щепотку сахара и снова перемешать салат. 200 г листьев зеленого салата порвать руками на кусочки и разложить их на блюде. Вырезать звездочки из 12 ломтиков хлеба для тостов, выложить половину из них на салатные листья, украсить звездочки крабовой смесью, накрыть оставшимися тостами и снова украсить их слоем смеси.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.