Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе. Занятия по окружающему миру в подготовительной группе. Ознакомление с окружающим миром Ознакомление с окружающим подгот группа

Конспект открытого занятия в старшей-подготовительной группах по ознакомлению с окружающим миром. Тема: "Путешествие в лес"

Интегрированное занятие включает в себя разделы:

  • познавательная деятельность (экология; ознакомление с окружающим) ;
  • речевое развитие
  • художественно-эстетическая деятельность (рисование, музыкальное развитие) .

Задачи:

  1. Развивать у детей представления о растительном мире, о хвойных и лиственных деревьях.
  2. Закрепить обобщающее понятие "деревья".
  3. Уточнить представления детей о месте произрастания деревьев – лес.
  4. Воспитывать бережное отношение к природе;
  5. Обогащать словарный запас детей;
  6. Развивать воображение, мышление;
  7. Учить слушать музыку; выполнять под музыку движения;
  8. Закреплять умение рисовать акварельными красками, правильно держать в руке кисть, учить рисовать осенний лес.

Ход занятия

I. Предварительная работа. Беседа с детьми.

Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с деревьями.

А какие деревья вы знаете?

Где растёт много деревьев?

Что происходит с деревьями осенью, зимой?

Поставить детям музыкальное произведение П.И. Чайковского «Времена года» (вопросы по музыкальному произведению: ребята, вам понравилась музыка? Как вы думаете, как называется это произведение? Какая была музыка: весёлая, грустная, тревожная, громкая, тихая, медленная, быстрая? И тд.)

II. Знакомство с темой.

Музыкальная разминка Е.Железнова «Автобус» . Дети сидят на стульях и под музыку выполняют движения, имитирующие поездку в автобусе.

Воспитатель показывает иллюстрации, на которых изображен лес.

Вопрос: Ребята, посмотрите внимательно, куда мы с вами приехали? Ответы детей. Правильно, в лес. А что вы знаете про лес? Что такое лес? Посмотрите и послушайте.

Лес дарит нам волшебную красоту, даёт тень и прохладу в жаркий день, кислород для дыхания. А какой чудесный в лесу воздух – целительный. Все деревья выделяют особые летучие вещества, которые убивают вредные бактерии. Смолистые запахи сосны и ели, аромат берёзы, дуба, лиственницы очень полезны для человека.

Не зря деревья называют зелёными легкими планеты.

Весной и летом деревья расцветают, ветерок переносит пыльцу, насекомые перелетают с дерева на дерево, опыляя растения, а к концу лета на деревьях образуются семена.

Осенью листья на деревьях высыхают, желтеют, опадают, устилая землю под деревьями пёстрым ковром. Это явление называется листопад. А какие деревья зимой, посмотрите внимательно. Иллюстрации зимнего леса.

Деревья бывают лиственными.

Почему их так называют?

Назовите лиственные деревья.

Бывают и хвойные деревья.

Почему их так называют?

Назовите хвойные деревья (.Воспитатель показывает иллюстрации)

Посмотрите на деревья.

Что у них общее? Какое сходство? Что есть у каждого дерева?.

Для чего дереву нужны корни? (Воспитатель показывает иллюстрации)

Для чего нужна кора на стволе? Воспитатель показывает иллюстрации)

Воспитатель: Ребята, скажите, а что нельзя делать в лесу? Ответы детей. А можно в лесу играть в мяч? Можно. Давайте поиграем.

III. Физминутка. Дидактическая игра с мячом “Какой лист? ” (игра на развитие речи)

Лист берёзы – берёзовый лист.

Лист дуба – дубовый лист.

Лист липы – липовый лист.

Лист осины – осиновый лист.

Лист клёна – кленовый лист.

Лист тополя – тополиный лист.

Лист рябины – рябиновый лист.

Хвоя ели – еловая хвоя.

Хвоя сосны – сосновая хвоя.

Молодцы, все хорошо справились с заданием. А у меня есть для вас еще одно задание. Проверим запомнили ли вы какие бывают деревья. Слушайте внимательно загадки.

IV. Загадки

  1. Весной роняет слёзы белая (берёза) .
  2. Стоит летом золотая, сладким мёдом налитая (липа) .
  3. Если дует ветерок, задрожит её листок (осина) .
  4. В каждый дом под новый год это деревце придёт. Зелёное и колкое оно зовётся (елкой) .
  5. Прилетают в гости к ней стайка алых снегирей. По веткам они снуют, красные ягоды клюют (рябина) .
  6. Что же это за девица, ни швея, ни мастерица. Ничего сама не шьёт, а в иголках круглый год (ель) .
  7. Его весной и летом мы видели одетым, а осенью с бедняжки сорвали все рубашки. Но зимние метели в меха его одели (дерево) .

Ребята, как хорошо вы умеете разгадывать загадки. Молодцы.

Сюрпризный момент.

Посмотрите, что я нашла под елью в нашем волшебном лесу. Показывает коробку перевязанную лентой. А что же там? Показывает коробку с игрой. Давайте поиграем?

V. Дидактическая игра “Четвёртый лишний”

Клён, рябина, ель, тюльпан.

Берёза, дуб, шиповник, тополь.

Ель, смородина, рябина, дуб.

Осина, липа, ель, клубника.

Малина, клён, сосна, тополь.

VI. Заключение. Муз. разминка Е.Железнова «Автобус» . Возвращаемся домой из леса.

Ребята, вот мы с вами и вернулись обратно в детский сад. Давайте вспомним, где мы с вами сегодня были, о чём говорили, что видели? Какие деревья вы запомнили? Какие бывают деревья? Назовите лиственные деревья. Назовите хвойные деревья. Что есть у каждого дерева? Когда деревья скидывают листья и зачем? Где растёт много деревьев? Для чего нужны деревья?

На столах детей лежат листы бумаги, баночки с водой, акварельные краски, кисти, салфетки. Ребята, мы побывали с вами в осеннем лесу, вы сейчас превратитесь в художников и нарисуете свой осенний лес. Дети рисуют. Воспитатель помогает. Выставка детских работ.

МБДОУ "Детский сад №160", г. Курган, Курганская область

Мухина Е.А. Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей и подготовительной группе детского сада "Путешествие в прошлое телефона" // Совушка. 2016. №1..2016.n1-a/ZP15120114.html (дата обращения: 05.07.2019).

Цель занятия:
Обогащение представлений детей о мире окружающих предметов.
Задачи:

1. Познакомить детей с историей появления и развития телефона, расширять знания о средствах связи.
2. Закрепить знание номеров телефонов служб экстренной помощи: пожарной, милиции, скорой помощи..
3. Развивать внимание, воображение, память через дидактические игры и упражнения.
4.Обогатить словарный запас детей - сигнальный костёр, сигнальный колокол, дисковый телефон, телефон-автомат, мобильный телефон и др.

Литература:

Дыбина О.В. "Что было до…" (игры-путешествия в прошлое предметов). При разработке презентации использовались материалы с сайта http://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2011/11/30/prezentatsiya-muzey-telefona
А также, фотоматериалы Интернет-ресурсов.

Вводная часть:
Слайд №1
Ребята, а вы знаете, кто такие изобретатели? (ответы детей). Правильно, эти люди очень наблюдательны, любознательны и стараются найти ответы на любые вопросы. А я знаю изобретателя, он изобрел очень нужный и важный аппарат. А что это за аппарат, вы узнаете, если отгадаете загадку:
Слайд №2 Через поле и лесок
Подается голосок.
Он бежит по проводам -
Скажешь здесь, а слышно там.
(Ответы детей: телефон)
Правильно, это телефон. А как же общались люди, когда не было телефонов? (предположения детей).
Вы хотели бы отправиться в прошлое? Я тоже решила побывать в роли изобретателя. Я придумала "маховик времени". Стоит лишь взмахнуть руками,как тут же мы сможем перенестись в древние времена. Давайте закроем глаза, РАЗ-ДВА-ТРИ - отправляемся в прошлое!

Основная часть:
Слайд №3
- Давным-давно, когда люди жили в пещерах и одевались в шкуры животных, они не умели говорить, но им приходилось общаться друг с другом. Как вы думаете, они общались без помощи телефона? А как они это делали? (Ответы детей: жестами, танцами, мимикой)
- Давайте, и мы попробуем.

Игра "Расскажи без слов".
Ребята, легко ли было так общаться? (ответ детей)
Ерунда какая-то получается. Давайте я вам помогу-буду подсказывать.

Физминутка.
“Веселая минутка”
- Как живёшь?
Вот так (показывают большой палец).
- Как идешь?
Вот так (дети маршируют).
- А бежишь?
Вот так (дети бегут на месте).
- Ночью спишь?
Вот так (руки под щеку).
- Как берешь?
Вот так (руками к себе).
- Как даёшь?
Вот так (руки протянуты вперед).
- Как шалишь?
Вот так (дети корчат рожицы).
- А грозишь?
Вот так (грозят пальчиками).

Воспитатель: Молодцы ребята!

Шло время, люди научились говорить, строили себе жилища, разводили хозяйство и продолжали искать новые способы передачи информации. Если необходимо было сообщить какую-то новость в другую деревню, люди забирались на высокую гору и разводили костер.
Слайд №4 Такой костёр называли "сигнальным".
Слайд №5 Позже использовали звуки барабанов, труб…
Слайд №6 Сигнального колокола. Все узнавали, что произошло какое-то событие, реагировали на это и приходили на общий сбор.Удобны ли были эти способы? Почему? (Ответы детей)
-Затем человек стал сам разносить новости. Выбирали самого быстрого и смелого или выбирали ему самого быстрого и выносливого коня.
Слайд №7 Такого человека называли "гонец". Он получал письмо или информацию, которую надо передать другому и отправлялся в путь.
-Вы помните Елисея из мультфильма?
-А маленького Мука ? Они оба были гонцами.
Слайд №8 Работа гонца была очень сложная. В любую погоду-в дождь и солнце, в зной и холод человек должен был во что бы то ни стало добраться из одного места в другое. Хорошо,если это два дома в одном городе, а если необходимо было передать важное сообщение в другой город или даже страну?!
-Тут на помощь человеку приходили птицы.
Слайд №9 Почтовые голуби .На лапках которых привязывалось письмо. Но вот удобно ли это было-передавать сообщение с гонцом или голубем? Почему? Действительно, человек мог заблудиться по дороге, а птица погибнуть или попасться хищнику.И сообщение так и не будет доставлено.
Слайд №10. Но время шло. И вот был изобретен аппарат для передачи данных на расстоянии. Американский ученый Александр Белл придумал телефон .Он представлял собой две трубки, похожие на воронки, которые соединялись между собой длинным проводом. Трубку по очереди подносили то к губам-говорили, то к уху-слушали ответ. Этот аппарат назвали "ТЕЛЕФОН". Слово "телефон" означает: первая часть "теле" - далеко, вторая часть - "фон" - звук. При помощи этого аппарата звук можно было услышать очень далеко. Но, признаться честно, звук был таким тихим, было много лишних шумов, что собеседника было очень плохо слышно. Изобретение требовало доработки.
Слайд №11 Но начало было положено и телефоны менялись. Люди изобретали всё более и более удобные телефоны. Для дома и работы. Настенные и настольные. Для соединения одного номера с другим даже была придумана особая профессия-"телефонистка".
Слайд №12 А сейчас я и вас попрошу поработать телефонистами. Вам необходимо разобраться в этом клубке проводов и определить с каким кружком-номером соединены все эти телефоны.

Зрительная гимнастика
Слайд №13 Со временем были изобретены телефоны с диском , для набора номера. Палец вставляли в отверстия на диске, помеченные цифрами и крутили диск. Это было не очень удобно: застревал палец, диск вращался медленно. Поэтому диск заменяли кнопками. У многих такие телефоны есть и сейчас, но таким аппаратом можно было пользоваться, находясь в помещении. А что делать, если нужно срочно позвонить, а ты находишься на улице?
Слайд №14 Был придуман уличный "телефон-автомат" . Находился он в специальной кабинке. Помните, как Заяц хотел позвонить, а его чуть не поймал в такой кабинке Волк?
Но и этот телефон был неудобен. С собой его взять нельзя. Почему? …Ученые снова стали думать, как телефон сделать удобным для общения и передачи информации.
Слайд №15 И вот изобрели "мобильный телефон" . Правда сначала он выглядел совсем не так, как у ваших мамы и папы. А некоторым необходима была постоянная подзарядка от батареи. И были они огромного размера. Такой не просто положить в карман!
Слайд №16 А сейчас телефоны выглядят примерно так…Почему люди во всем мире пользуются им? (Ответы детей) Потому что это-удобно. Действительно, мобильный - означает переносной его можно брать с собой и общаться, где бы ты не находился. В некоторые современные аппараты встроены автоответчики, если нас нет дома или мы не смогли ответить, человек, который вам звонил, может оставить сообщение для вас.
У каждого телефона есть свой номер. Это помогает нам позвонить именно тому человеку, которому нужно. А вы знаете номер телефона мамы, папы? (ответы детей: номер). А какие номера должен знать каждый человек в нашей стране? (Ответы детей: телефоны служб: пожарной, полиции, скорой помощи, газовой аварийной службы) . Проверим-помните ли вы их.
Слайд №17
Ну вот, кажется это всё, что я хотела вам рассказать о истории телефона. Нам пора воспользоваться маховиком времени и вернуться в детский сад. Закрываем глаза, произносим-РАЗ-ДВА-ТРИ и делаем взмах руками….Вот мы и вернулись. Никто не остался в прошлом?
Вы сегодня узнали так много. Что вам запомнилось больше всего? А столкнулись ли вы с трудностями на сегодняшнем занятии? Но трудности все преодолели? Я очень рада!

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Ситнещелкановский центр развития ребенка - детский сад «Березка»

Ступинского муниципального района

Конспект интегрированного занятия

по ознакомлению с окружающим

в подготовительной к школе группе

«Для чего человеку руки?»

Подготовила:

Воспитатель

первой квалификационной категории

Петрова Елена Александровна

Цель: дать детям элементарные представления о том, что руки - это важная часть человеческого тела.

Задачи:

1. Воспитательные:

Воспитывать в процессе общения доброжелательное отношение друг к другу, умение сотрудничать и сопереживать;

Воспитывать интерес к изучению своего тела, бережное и заботливое отношение к нему.

2. Образовательные:

Расширять представления детей о значении рук в жизни человека;

Закреплять знания, детей о действиях, выполняемых руками — трогают, берут, дают; создают и т. д.

Упражнять детей в подборе глаголов, прилагательных.

Обогащать словарный запас понятиями: « ведущая рука», правая, левая.

3. Развивающие:

Развивать способность устанавливать взаимосвязи между предметами;

Развивать двигательные навыки, мелкую моторику;

Формировать самооценку детей;

Развивать внимание, логическое мышление.

Интеграция образовательных областей

Познавательное развитие

Речевое развитие

Социально- коммуникативное развитие

Предварительная работа:

  • ежедневное проведение пальчиковой гимнастики и точечного массажа;
  • проведение игр «Узнай на ощупь», «Весёлые ладошки»;
  • проведение настольных игр «Мозайка», «Конструктор»;
  • беседы, направленные на формирование санитарно-гигиенических навыков у детей;
  • чтение произведений «Мойдодыр» К.И. Чуковского, «Что такое хорошо и что такое плохо»;
  • проведение занятий по аппликации, лепке, рисованию;
  • проведение трудовой деятельности в группе;

Материалы и оборудование:

1. Мяч, магнитофон.

2. Предметы для экспериментов: карандаши с бумагой; подносы с макаронами; книги; ножницы.

3. Схемы с изображением эмоций разного настроения.

4. Предметы детской одежды - две юбки, две футболки.

5. Раздаточный дидактический материал на каждого ребенка: карточки «Плохо - хорошо».

Ход занятия:

Дети под музыку входят в группу, встают в круг.

Ребята, посмотрите, на гостей, друг на друга, улыбнитесь и поздоровайтесь.

Чтобы наше занятие сегодня прошло весело и дружно, давайте поиграем в игру «Передай дружбу».

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Представьте себя маленьким солнышком, руки - теплые лучики. Сначала протяните их друг другу вперед, а затем в стороны, взявшись за руки. Согрейте своим теплом друг друга, закройте глаза и почувствуйте это. (Музыка) Глубоко вдохните и выдохните 3 раза. Откройте все глаза.

Я заметила, что во время игры вы все улыбались и относились кдруг другу с теплотой и нежностью. Пусть ваши руки дарят всем тепло и доброту. Спасибо, садитесь все на стульчики.

Сегодня я предлагаю Вам поговорить о важной части человеческого тела, а о какой, вы увидите на этой картинке, когда отгадаете загадку.

Это что за две сестрицы,

Две сестрицы-мастерицы,

Заплетают две косички.

Шьют, и вяжут, и пекут,

Только песни не поют? (Руки.)

Правильно, руки. Давайте вспомним части рук. Я буду показывать, а вы отвечать. (Плечо, локоть, предплечие, кисть, пальцы)

Каждый пальчик имеет свое имя.

Кто готов нам назвать имена пальцев? (Большой, указательный, средний, безымянный, мизинец)

В гости к пальчику большому

Приходили прямо к дому

Указательный и средний,

Безымянный и последний,

Сам мизинчик-малышок,

Постучался на порог.

Вместе пальчики-друзья.

Друг без друга им нельзя

Игра «Один - много», «Назови ласково» (Палец, локоть и т. д.)

Скажите, когда вы сегодня чистили зубы, чем вы зубную щетку держали? (Руками.)

За завтраком, чем чашку держали? (Руками.)

А ложку? (Руками.)

Пуговицы застегивали чем? (Руками.)

Когда шли в детский сад, маму и папу тоже держали за руку. Как много важных дел умеют делать наши руки. Значит, руки - это наши помощники.

Игра «Подумай и скажи»

Какими бывают руки? (Сильными, быстрыми, дружными, ловкими, трудолюбивые, ласковые и т. д.)

Вика читает стихотворение:

Ручки могут все достать,

Можно в ручках подержать

И игрушку, и травинку,

И тяжелый стул за спинку.

Можно ручками махать

Можно в кубики играть,

Рисовать, копать песочек,

Хлеба отломить кусочек.

Даже капельки из тучки

- Спасибо всем за достойные ответы, вы очень все внимательны, вставайте в круг.

Игра «Повтори»

- Я сейчас вам покажу несколько действий подряд, а вы должны будете повторить действия в той последовательности, в которой я покажу

1.Руки подняты вверх.

2.Сделан хлопок над головой.

3.Руки разведены в стороны.

4.Руки опущены вниз.

Игра продолжается 5 раз

А еще про руки говорят - «ласковые». У кого ласковые руки? Что они делают? (Ласкают, гладят, обнимают, жалеют и т. д.)

Как вы понимаете выражение «Золотые руки»? (Это руки, которые умеют все хорошо делать: лечить, мастерить и т. д.)

Игра с мячом «У моей мамы (папы, бабушки, дедушки) золотые руки, потому что она умеет...».

У меня есть вот такие замечательные мячики, давайте с ними поиграем и разомнем наши руки.

Я мячом круги катаю,
Взад-вперед его гоняю,
Им поглажу я ладошку,
А потом сожму немножко.
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.

Воспитатель: - Спасибо всем за игру, садитесь за столы.

Эксперименты.

№1. Рассматривание рук.

Положите обе руки на стол. Посмотрите на них внимательно, и скажите мне: сколько рук у человека?

(Две руки)

Чем похожи наши руки между собой?

(Имеют по 5 пальцев)

Ребята, давайте посмотрим, что могут делать наши руки. Перед вами лежит книга. Попробуйте перевернуть ее страницы без рук. Спрячте ваши руки за спину.

Легко вам было?

Как вы перевернули страницу?

(Носиком, можно подуть)

А теперь переверните страницу руками. Молодцы.

№2. - Следующее задание. Переложите макароны в другую тарелку без помощи рук.

А теперь руками. Видите, как наши руки работают. Много разнообразных действий выполняют руки человека.

Для чего нужны руки.

(Руки нужны для того, чтобы обслуживать себя, то есть кушать, трудиться, рисовать, одеваться и т.п.)

№3 - Хорошо. Молодцы. А сейчас проверим, одинаково ли хорошо они работают. Но для начала проверим, знаете ли вы, где правая и левая рука.

Поднимите правую руку, а теперь левую.

Возьмите карандаш в правую руку и нарисуйте на бумаге солнышко. Нарисовали.

А теперь такое же солнышко нарисуйте левой рукой.

Дима, какой рукой рисовать удобнее?

Возьмите ножницы и отрежте полоску сначала правой рукой, а затем левой.

Скажи мне, Настя, одинаково ли хорошо выполнять задание левой и правой рукой?

Та рука, которому человеку удобнее работать, называется ведущей.

Какой рукой удобнее держать ложку? (ведущей)

Поднимите руку те, у кого ведущей является правая рука. А теперь поднимите руку те, у кого ведущей является левая рука. Каких людей больше.

Ребята, а вы знаете, что для наших рук хорошо, а что плохо?

Ответы детей.

Сейчас мы с вами это проверим.

Игра «Хорошо — плохо» на развитие у детей умения классифицировать.

Инструкция к работе. - У вас на столе лежат карточки. На карточках по две ладошки: силуэт с «веселой» ладошкой, и силуэт с «грустной» ладошкой. Ваша задача - подумать, что хорошо для наших рук, а что плохо. То, что хорошо для наших рук следует соединить с веселой ладошкой, а то, что плохо - с грустной.

Играет спокойная музыка, дети выполняют задание.

Вика, какие картинки ты соединила с «грустной» ладошкой? Почему?

Кристина, а ты какие картинки соединила с «веселой» ладошкой? Почему?

Молодцы ребята, вставайте в круг поиграем

Мы ногами топ- топ

Мы руками хлоп-хлоп

Мы глазами миг-миг

Мы плечами чик-чик

Раз сюда, два сюда,

Повернись вокруг себя

Раз присели два привстали

Руки кверху мы подняли

Раз два, раз два,

Вот и кончилась игра

№4 . Эксперимент «Значение рук»

Давайте проверим, может быть, действительно, нам хватило бы и одной руки, а другая рука - лишняя? Присаживайтесь на стульчики.

Инструкция к работе. - Посмотрите, у меня есть предметы одежды для девочек. Пока будет играть музыка, один будет надевать вещь при помощи одной руки, а другой - при помощи двух. Ваша задача - посмотреть, кто с этим заданием справился быстрее.

Играет музыка, дети выполняют задание.

Посмотрите, кто быстрее оделся, кому было легче это сделать? (двумя руками)

А кому было труднее, почему? (одной рукой)

Значит, обе руки важны для нас одинаково. Поэтому относиться к рукам надо бережно.

Я думаю, что ваши руки добрые и умелые!

Посмотрите на свои руки. Быстро они пачкаются? (Да)

А в каком месте грязь собирается больше? (Под ногтями)

Как мы должны следить за своими руками? (Мыть с мылом, подстригать ногти, не ранить руки, не брать пальцы в рот)

3. - Сегодня я убедилась, что у меня в группе очень умные, внимательные, сообразительные, дружные и воспитанные дети, которые бережно относятся не только к игрушкам, различным предметам и окружающим людям, но и к самим себе, к своим рукам!

Муз игра «Руку правую вперед…»

Литература:

1.А.И. Иванова «ЧЕЛОВЕК» Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду.

2. И.А. Морозова Ознакомление с окружающим. Конспекты занятий.

3. О.В. Епифанова «Развитие речи», «Окружающий мир». Дидактический материал к занятиям со старшими дошкольниками.


Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром

в подготовительной группе

Тема занятия: «Север - царство снега и льда»

Цель: Расширять представления детей об условиях жизни на Севере.

Задачи: продолжать знакомить и углублять знания детей о России, а именно о Севере;

подвести знания детей к тому, что природа, животный мир, образ жизни людей зависит от климатических условий данной полосы России;

расширять кругозор детей, развивать мышление, сообразительность, воображение, речь;

воспитывать у детей любовь к Родине, ее народу, интерес к познанию.

Демонстрационный материал: интерактивная доска, презентация, глобус.

Раздаточный материал: лист на каждого ребенка со следами животных (белого медведя, северного оленя, белого волка); кусочек теста, карандаш, зубочистка; разрезные картинки с изображением животных севера (белый медведь, северный олень, полярный волк, морж).

Предварительная работа:

Рассматривание картинок из альбома «Животные Севера»;

Чтение: В. Катаев «Цветик - Семицветик», Г.Снегирев «Как Алёшка жил на севере»;

Просмотр мультфильмов «Умка»;

Д/и «Кто чем питается», «Кто где живет?», «Четвертый лишний» «Угадай животное», «Назови правильно»;

Посещение виртуального зоопарка.

Ход занятия:

Ребята, посмотрите, что я сегодня принесла вам в группу. Что изображает глобус? Какого цвета на глобусе больше всего? - Как вы думаете, что обозначено этим цветом?

Чем темнее цвет; тем глубже в этом месте море или океан.

Какие ещё цвета есть на глобусе? Зелёный - это равнины.

Что обозначают коричневым цветом? (обозначаются горы). Чем темнее цвет, тем горы выше.

Что обозначено жёлтым цветом?

Вспомните сказку "Цветик-семицветик". Куда отправилась девочка Женя, оторвав первый лепесток?

Покажите, где расположен Север на глобусе. А почему вы так решили?

Дети, что такое Север? Что вы о нем знаете? (Царство вечного холода, снега и льда)

Хотите побывать на Севере, как Женя?

Раз, два, три, четыре - Север нам откройся шире. Раз, два, три, четыре, пять - вот и северная гладь.

Слайд №1

Климат в Арктике очень суровый. Ледяной и снежный покров держится почти весь год. Зимой температура опускается до -60 градусов. Что происходит с водой при такой температуре воздуха? Какие бывают осадки? (Ответы детей) А еще там дуют сильные ветры, часто бушует пурга. Летом в Арктике наступает полярный день. Это когда солнце светит круглые сутки. Оно здесь никогда не поднимается высоко над горизонтом, и его лучи мало нагревают поверхность, покрытую льдом и снегом. В этих местах холодно в течение всего года: и зимой и летом. Зимой на Севере темно: нет ни утра, ни дня, ни вечера - круглые сутки ночь. Это полярная ночь. Она длится полгода. Часто в период полярной ночи, на небе можно увидеть Северное сияние. Северное сияние - это завораживающее, прекрасное зрелище. Темное синее небо часами переливается разноцветными огнями.

Слайд №2

Если зимой - полярная ночь, то летом - полярный день: сплошной день, белые ночи. Несмотря на суровый климат, на Севере бывает лето, но оно очень короткое, нежаркое. Как вы думаете, живут ли люди на крайнем на Севере?

Они живут в очень тяжелых природных условиях, но ни за что не променяют свою землю на какую-то другую. Потому что Север - это их родной дом, малая родина, которую они любят всем сердцем. Живут они в специальных домах, похожих на палатки. Кто знает, как называется такой дом? Называется такое жилище - чум. Как вы думаете, из чего их делают?

Слайд №3

Такие дома хорошо защищают от ветра и холода.

Физкультминутка

Дуют ветры ледяные

(Дети машут руками вверху)

Горы снежные, крутые.

(руки поднять вверх, встать на носочки)

Там о лете не слыхали

(ладонь прижать к уху, наклоны в стороны)

Там согреешься едва ли

(обнять себя руками)

Он не мал и не велик

(Руки свести и развести в стороны)

Этот снежный материк.

(хлопнуть в ладоши на уровне груди) .

Для всего живого условия здесь очень суровые. Обживать арктические пустыни дерзают немногие виды животных. Какие животные обитают в Арктике?

Как вы думаете, почему у большинства животных белая окраска?

Слайд №4

Правильно молодцы. Белый медведь - самый большой медведь, он является самым крупным млекопитающим отряда хищных в мире. Белых медведей на Земле осталось не так уж много, поэтому охота на них запрещена, они занесены в «Красную книгу». Длина тела взрослого медведя может быть до 3 метров, а вес может достигать тонны. Белые медведи могут достаточно быстро бегать, да еще и отлично плавать. У белого медведя есть подкожный слой жира, который зимой может быть до 10 см толщиной. Поэтому медведь легко может плавать в ледяной воде и переносить сильные холода. Какие у белого медведя лапы. Лапы у него очень широкие, поэтому он не проваливается на снегу, может долго и быстро плавать, подошвы покрыты густой шерстью, так что лапы не мерзнут. Основная пища белого медведя - тюлени.

Слайд №5

Северный олень - житель Крайнего Севера. У него замечательная шерсть - густая, мягкая. Особенно тёплая она становится в зимние месяцы, когда наступают морозы и бушуют метели. Копыта северного оленя особенные. Они широкие да ещё могут раздвигаться, как растопыренные пальцы. Для чего оленю такие копыта?

Чтобы выяснить это, проведем опыт.

У вас на столе кусочек теста, сделайте из него лепешку, толщиной 1-1,5 см. А теперь возьмите зубочистку и проткните лепешку. Коснулась она подноса?

А сейчас возьмите карандаш и нажмите на кусок теста не поточенной стороной. Рассмотрите следы, оставленные от зубочистки и карандаша. Что произошло? Какой можно сделать вывод?

Чем шире ступня копыта, тем меньше ноги животного проваливаются в снег.

Края копыт оленя ещё крепкие и острые. Это очень важно! Копытами, как лопатами, северный олень раскапывает, разгребает снег, чтобы добраться до вкусного мха (ягеля). Главное украшение северных оленей - их большие ветвистые рога. Каждый год олени меняют старые рога на новые. У малышей - оленят тоже есть рожки, только маленькие. Олени дают вкусное молоко. Северные олени - путешественники. Огромные стада кочуют по тундре, совершая большие переходы. А во главе стада идёт вожак - самый опытный и сильный олень.

Слайд №6

Моржи очень крупные животные, в длину достигают от3 до 5 м. Тело его очень гибкое. У моржей пара длинных клыков, торчащих из верхней челюсти по направлению вниз. Чем старше морж, тем длиннее у него клыки. Отдыхать и спать моржи могут прямо в воде. На верхней губе у моржа находятся длинные толстые усы, похожие на щётку. С их помощью морж обследует дно в поисках пропитания, ведь на большой глубине, да ещё подо льдом, почти ничего не видно, приходится искать на ощупь. Моржи лежат на берегу, тесно прижавшись друг к другу. Так они согревают друг друга. Питаются рыбой.

Слайд №7

Полярный волк - Обитает на всей территории Арктики и в тундре, за исключением льдин и больших территорий, покрытых льдом. Чтобы выжить, волк приспособился, есть любой корм, который только попадается. Он хорошо приспособлен к жизни в Арктике: может годами жить при минусовой температуре, месяцами не видеть солнечного света и неделями оставаться без пищи. В поисках пищи волчья стая может обходить большие районы. Едят других животных, птиц. Полярные волки живут стаями по 7—10 волков. Стаю, как правило, возглавляет вожак. Во время кормления и воспитания детёнышей все взрослые животные оказывают друг другу помощь. Часто один или два молодых волка присматривают за детёнышами, когда их мать уходит на охоту. Живут в логове.

Итак, что же помогает выжить животным в Арктике?

Толстый слой жира.

Густая тёплая шерсть.

Широкие лапы.

Окраска меха.

А сейчас давайте поиграем в игру "Узнай чей след". У вас на столе карточки со следами животных и животные: белый медведь, олень и полярный волк. Вам нужно подумать и расположить каждого животного напротив своего следа.

У меня еще есть для вас интересное задание. Сейчас вы разделитесь на 4 команды, подойдете к столикам и из разрезных картинок соберете животное севера, а потом мы посмотрим все вместе у кого какое животное получилось.

Ну, вот и закончилось сегодня наше путешествие по Северу. С какими животными вы сегодня встречались? Что вам понравилось?

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе

«Пресмыкающиеся»

Воспитатель ТурыгинаС.Б.

Програмное содержание:

    Познакомить детей с пресмыкающимися животными;

    Уточнить, систематизировать и закрепить знания ребёнка о пресмыкающихся животных;

    Формировать представления о внешнем виде и особенностях жизни пресмыкающихся;

    Развивать активную речь детей: пресмыкающиеся (крокодил, змея, ящерица, черепаха); пресмыкающееся - рептилия. Расширять активный и пассивный словарь

Оборудование: презентация, раздаточный материал: «Дорисуй картинку» - раскраски «Обведи по цифрам» (змея), раскраски «Обведи по точкам» (черепаха, крокодил).

Ход занятия.

    Организационный момент. 1 слайд

Воспитатель. Вы любите отгадывать загадки? (ответ ребёнка)

Тогда отгадайте несколько загадок.

1. Он зеленый и ужасный,

Он зубастый и опасный,

Быстро плавает, ныряет,

Страх повсюду нагоняет.

Обитает в жарких странах,

Как зовут его? Кто знает? (крокодил -2слайд)

2. Шелестя, шурша травой,

Проползает кнут живой.

Вот он встал и зашипел:

Подходи, кто очень смел (змея - 3 слайд)

3.Бегает среди камней,

Не угонишься за ней.

Ухватил за хвост, но - ах! -

Удрала, а хвост в руках. (ящерица - 4 слайд)

4. Тихо ходит над рекой,

Носит дом всегда с собой.

Кто же это в спецрубахе?

Ну конечно... (черепаха - 5 слайд)

А как этих животных можно назвать одним словом? (ответ).

Своё название пресмыкающиеся получили за то, что передвигаются они пресмыкаясь (ползая) по земле. Обычно у них четыре лапы, но они лишь помогают передвижению тела, как подвижные рычаги, т.к. расположены по бокам туловища, а не под ним. Слово «рептилия» в переводе с греческого языка означает «ползать на брюхе». Именно поэтому пресмыкающихся животных также называют рептилиями. (6 Слайд)

У всех рептилий жесткая, сухая кожа, покрытая роговыми чешуями или пластинами. Черепахи, например, покрыты костным панцирем. А голова и спина крокодилов покрыты твердыми костными пластинами. (7 Слайд)

Размножаются рептилии откладывая яйца. Обычно они делают это в укромных местах, под камнями, под бревнами или в пустых пнях. Но у некоторых пресмыкающихся детёныши вылупляются из яйца в теле матери, и рождаются уже живыми. (8 Слайд)

Динозавры-самые древние пресмыкающиеся (9 Слайд)

    Пальчиковая гимнастика «Осторожно, крокодил!»

Пять маленьких рыбок играли в реке

Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем волнообразные движения в воздухе.

Лежало большое бревно на песке

Руки прижаты друг к другу. переворачиваем их с боку на бок

И рыбка сказала: «Нырять здесь легко!»

Ладони сомкнуты и чуть округлены. Выполняем ими «ныряющее» движение

Вторая сказала: «Но здесь глубоко!»

Качаем сомкнутыми ладонями

А третья сказала: «Мне хочется спать»

Ладони поворачиваются на тыльную сторону одной из рук - рыбка спит

Четвёртая стала чуть-чуть замерзать

Быстро качаем ладонями - дрожь

А пятая крикнула: «Здесь крокодил!

Запястья соединены. Ладони раскрываются и соединяются - рот

Плывите отсюда чтоб не проглотил!»

Быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями - уплывают

Ну вот, ребята, мы и прибыли в те места, где живут пресмыкающиеся и земноводные. Видите, они окружили нас со всех сторон и спрашивают кто мы такие. Мы должны отвечать правильно, иначе, они поймут, что мы на самом деле дети из детского сада, а не животные. (Слайд 11)

Ящерица, у тебя длинный хвост, значит ты какая?

Длиннохвостая.

А у тебя, Крокодил, толстая кожа,

значит ты какой?

Толстокожий.

А ты, черепаха, ешь траву.

Значит ты какая?

Травоядная.

А у тебя, ящерица, холодная кровь.

Значит, ты какая?

Холоднокровная.

Молодцы, ребята, все ответили правильно. Земноводные и пресмыкающиеся признали в нас своих сородичей. И сейчас очень хотят с вами поиграть.

4.Дидактическая игра «Дорисуй картинку»

Посмотри, у меня есть картинки. Но что-то в них не так. Что? (их нужно дорисовать).

Дорисуй картинки.

Скажи, что получилось (змея).

5.Итог занятия

О ком мы сегодня говорили? (о пресмыкающихся)

А пресмыкающиеся? (ответ). А как они называются по-другому? (пресмыкающиеся - рептилии).

Перечисли пресмыкающихся (крокодил, змея, черепаха, ящерица)

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.