Когда ребенок начинает разговаривать. В каком возрасте ребенок начинает говорить

Во сколько ребенок начал говорить первые слова. В каком возрасте дети начинают произносить простые предложения? Когда беспокоиться о том, что малыш не разговаривает. Кто раньше начинает говорить мальчики или девочки? Ответы на эти вопросы читайте в нашей статье.

Во сколько ребенок начинает говорить первые слова

Самый ранний набор слов появляется у ребенка с семи до двенадцати месяцев. Скорость приобретения речевых навыков у всех детей происходит по-разному, как и другие процессы развития (ползать, сидеть, ходить). Поэтому вопрос: во сколько ребенок начал говорить — очень индивидуальный.

Мама с папой трепетно ждут первое слово своего ангелочка и очень радуются, когда его слышат. До этих пор малыш выражал свои чувства с помощью жестов, мимики или плача.

Развитие речи ребенка очень растянуто во времени. В два месяца кроха воспроизводит гортанные звуки – гулит. Следующий этап в развитии речи малыша, это лепет. Лепет представляет собой процесс подготовки голосовых связок, перед тем, как начать говорить.

Он состоит из таких слогов, как: да-да, ба-ба-ба, ма-мам и т.д. Во сколько месяцев ребенок начинает говорить слоги, зависит от многих факторов. Например, девочки развиваются быстрее мальчишек.

Чаще всего они начинают говорить раньше мальчиков.

С 7 до 12 месяцев ребенок произносит простые слова: пока, мама, деда, баба, дай, да. Эти первые слова уже осознанные. К этому времени малыш условно может называть окружающие объекты. Курочку называть «коко», собачку «ав», мышку «пи» и т.д. К 12 месяцам обычно в лексиконе ребенка присутствует до 10 слов.

Во сколько дети начинают говорить первые слова, зависит во многом от семьи. Чем больше с малюткой общаются, поют песенки, показывают предметы, называя их, тем качественнее развитие речи. Разработка мелкой моторики так же напрямую влияет на мышление и речь.

Во сколько лет ребенок начинает говорить: дети от 1 до 3-х

На втором году жизни словарный запас детей значительно увеличивается. И хотя они уже понимают команды — это не значит, что будут их выполнять. С каждым месяцем в лексиконе крохи появляются новые слова. В это время малыш формирует фразы, состоящие из простых слов, активно использует знакомые термины, запоминает новые и начинает задавать вопросы. Если ребенок в 2 года говорит всего несколько слов, это не всегда означает какое-нибудь расстройство. Нужно помнить, что мальчики начинают говорить позже.

Словарный запас ребенка к 2 годам, в среднем составляет около 200 слов. С двух лет дети обычно говорят уже более длинные предложения, могут напевать знакомые песенки. Малыш начинает делиться с окружающими о чем думает и что чувствует. При этом еще часто путает личные местоимения.

Третий год жизни ребенка изобилует гораздо более широким словарным запасом. Малыш в этом возрасте знает около 800 слов, а у некоторых детей в лексиконе имеется в два раза больше слов. Дети в этом возрасте уже умеют говорить полными предложениями и задавать вопросы.

На третьем году дети начинают осваивать личные местоимения. Такие, как «я» и «ты». Они использует существительные вместе с глаголами, чтобы сформировать предложение. Например, вот так: «я играю в мяч».

Ребенок становится более требовательным, способен вести длительный разговор, подстраиваясь под тон беседы. К примеру, с детьми он может общаться более простыми словами и фразами, но формулирует более сложные при разговоре со взрослыми. Кроме этого он уже называет свое имя и возраст.

Многие родители ведут дневник, где записывают первые шаги малютки, во сколько ребенок начал говорить, сроки первых зубов, как развивается малыш. Когда ребенок вырастет, ему интересно будет листать историю своего развития.

Поддерживая развитие речи ребенка, после года не используйте пустышку. Кормите ребенка с ложки.

Во сколько ребенок начал говорить и что способствует развитию речи

Разговаривайте со своим ребенком, это очень важно для его речевого и мыслительного развития. Исследования показывают, что дети, с которыми много говорят родители, имеют значительно выше IQ, чем у других ребятишек. Словарный запас взрослых намного разнообразней, чем у ребенка.

Начинать разговаривать с малышом можно уже во время беременности. Кроха с внутриутробного периода запоминает голос мамы. После рождения очень важен зрительный и духовный контакт с новорожденным. Полезно часто смотреть в глаза ребенку, улыбаться, разговаривать с ним и вы увидите, малыш начнет отвечать.

Детский язык интересен, но важно, чтобы он грамотно составлял предложения. Ребенок только учится говорить и задача родителей показывать на своем примере, как правильно звучат слова. Не надо сюсюкаться и общаться с чадом на его языке. С ребенком нужно говорить четко, медленно и грамотно. Так же не следует избегать сложных слов. Если разговаривать с малышом слишком просто, это конечно облегчит его понимание, но у него не будет развиваться словарный запас. Быстрее всего усваиваются те слова, которые он слышит от близких.

Отлично способствует развитию речи интонация. Детям нравится звук голоса матери. Наблюдайте, реагирует ли ребенок на звуки окружающей среды. Без правильного функционирования слуха, не может быть нормальным развитие речи.

От чего зависит речевое развитие, существуют ли определенные возрастные сроки, когда ребенок должен говорить?

Многим родителям конкретное определение возраста ребенка, в котором он начинает активно использовать свою речь, значительно бы облегчило жизнь. Однако, не так все просто. Сравнивать речевые навыки своего крохи с детьми друзей не имеет смысла. Одним детям дается это легче, другим сложнее.

Не имеет большого значения кто из детей произнес первое «мама». В большей степени речевое развитие ребенка зависит не от возраста, а от пола и вербальной коммуникации родителей и других членов семьи с детьми.

Мальчики и девочки начинают свое речевое развитие с отдельных слов, однако доказано, что девчонки произносят отдельные слова чаще, чем мальчишки. Они безусловно начинают раньше строить высказывания, напоминающие предложения.

Ребенок в два – три года не говорит. Как помочь?

Содействие родителей в развитии речи малыша имеет очень важное значение. Мама с папой должны набраться терпения. Нельзя кричать на ребенка — это может вызвать стресс, который способен привести к дисфункции в развитии психического здоровья на более поздних этапах жизни.

Поэтому родители должны усвоить несколько советов, благодаря которым их дети быстрее начнут говорить. С ребенком нужно разговаривать с момента его рождения. Многие мамы говорят с ним еще на этапе беременности. Это без сомнений приносит пользу преимущественно на эмоциональном уровне.

Очень важно много говорить с малюткой. Даже если ребенок не понимает смысл слов, он учит звуки, при этом полным ходом развиваются центры мозга, отвечающие за речь. Разговаривая с новорожденным, молодая мама должна соблюдать правильность речи, то есть не применять уменьшительных, коверкающих нормальную речь слов. Намеренное перекручивание слов родителями, в попытке добиться понимания малыша, является грубой ошибкой.

Исследования показывают, что дети, с которыми родители много говорили в младенчестве, гораздо раньше произносили первые слова.

Ребенок обучающийся такой речи скорее всего будет испытывать проблемы в общении со сверстниками. Это так же может привести к проблемам в учебе. Чтобы побудить малютку к речи необходимо разговаривать с ним в простой и понятной форме.

Например, о предпринимаемых действиях – нужно рассказать ребенку почему родители их предпринимают, назвать данные действия и описывать их. Полезно рассказывать малышу сказки, петь песни и задавать вопросы. Вначале ребенок может реагировать только выражением лица и движениями тела, позже он будет пытаться ответить на словах.

Если во время освоения речи у ребенка будут возникать проблемы с произношением некоторых слов, не стоит проявлять настойчивость и принуждать правильно выговорить, повторить их. Ребенок начинает говорить? Это здорово! Не выговаривает правильно некоторые слова? Со временем, в результате ежедневных упражнений, эта способность у него разовьется.

Проблемы с артикуляцией не всегда вызваны нежеланием говорить или недостаточным интеллектуальным развитием. Если ребенок совсем не хочет разговаривать, возможно у него проблемы с органами слуха. Поэтому следует наблюдать, как реагирует малыш на звуки. Если появились подозрения, что кроха не слышит, необходимо как можно скорее проконсультироваться с врачом.

Первые слова ребенка

Первые, действительно осознанно произнесенные слова появляются после первого года жизни. Малыш ассоциирует значение слова с конкретным человеком или предметом. В этом возрасте ребенок умеет повторять звуки, издаваемые животными.

Этот период прекрасно подходит для демонстрации простых картинок и объяснений что на них изображено. Учите малыша значениям слов, которых он еще не умеет повторять. Лучшим методом является изучение различных частей тела. Таких, как глаза, нос, уши, рот, животик, ручки, ножки.

Постоянно развивайте воображение и память ребенка. В этом помогут частое напевание песенок, повторение простых стишков, игры в рифмы, где кроха договаривает последнее слова рифмы, которое произносит мама. Например, «Шел по лесу бурый мишка, на него упала …», ребенок должен продолжить: «шишка».

Подведем итоги: что нужно делать, чтобы ребенок начал говорить

    Самое первое – разговаривать, разговаривать и еще раз разговаривать с малышом! Объясняйте ему, что вы делаете. Озвучивайте действия, которые ребенок выполняет в данный момент.

    Общайтесь с ребенком, как с человеком, на равных. Некоторые взрослые имеют тенденцию общаться с детьми, как с существами неразумными. Уменьшают, сокращают слова, коверкают интонацию. Как малыш может научиться говорить правильно если мы преподносим ему такую деформированную модель речи?

    Не критикуйте, не исправляйте. Если ребенок неправильно произносит слово, не нужно заострять внимание. Покажите, что вы поняли его, но при этом произнесите правильную форму этого слова. Со временем он научится, слыша правильное произношение. Простой пример: малыш назвал собаку «авав». Неправильно будет если взрослый скажет: не авав, а собака. Правильно будет сказать: да, дорогой, это собака.

    Отвечайте на вопросы. Как ребенок должен научиться разговаривать с нами, если мы будем его игнорировать? Отвечая детям, стройте правильно предложения и слова.

    Читайте книги. Ничто так не обогащает словарный запас маленького человека, как чтение ему книг. Читайте ребенку детские книжки, стишки.

    Пойте. Пойте ребенку, пойте вместе с ним. Это не только приятный способ расширения словарного запаса малыша, но и хорошая форма времяпровождения вместе с ребенком. И мама таким образом может снять стресс.

    Развивайте речевой аппарат. В сети можно найти множество упражнений, направленных на улучшение артикуляции речи. Это работа с речевыми органами (рот, губы. Язык, челюсти, небо). Мы тоже планируем подготовить для вас такой пост, поэтому подписывайтесь на наши статьи, чтобы не пропустить. Упражнения для артикуляции речи очень важны для правильного произношения звуков. Советуем, как можно раньше отказаться от соски.

    Развивайте тело. Может быть вас удивит, но развитие ловкости всего тела оказывает влияние на развитие речи.

    Откажитесь от телевизора. Ребенок в первые 18 месяцев жизни не должен смотреть телевизор. Многие люди имеют другое мнение на этот счет и не согласятся с этим. Если вы из их числа и не хотите отказывать малышу в просмотре, то пусть это будут передачи для самых маленьких (яркие цвета, быстроменяющиеся изображения). Важно находиться в это время с ребенком. Озвучивать ему что вы видите по телевизору, имитировать животных, которые появляются на экране.

Напишите во сколько начал говорить ваш ребенок. Вступайте в нашу группу «вконтакте», там вы обретете единомышленников в лице других родителей.

Смотрите видео: упражнения для развития речи

На вопрос о том, в каком возрасте дети начинают произносить слова, до сих пор нет единственно верного ответа. Да, существуют некие «подогнанные» под единые рамки стандарты, по которым так или иначе развиваются все физически и психически здоровые дети. Но при этом имеющиеся усреднённые данные в действительности не отображают реальной картины полностью, поскольку развитие детей вообще и развитие детской речи слишком отличаются от статистической информации.

Так, есть дети, которые в 10-12 месяцев уже вполне сносно владеют активным словарем из 10-15 слов. Но также часты случаи, когда малыши в возрасте 2,5-3 лет продолжают хранить молчание, хотя всё прекрасно понимают и имеют нормальное психическое развитие.

Уже неоднократно публиковались отчёты психологов и логопедов, в которых они делали безуспешные попытки подсчитать, сколько конкретно и какие слова должны знать малыши в том или ином возрасте. Однако воз и ныне там – речь каждого ребёнка развивается по собственному сценарию, независимо от желаний и усилий мамы и папы, ближайшего окружения, психологов, медиков и логопедов.

Хотя справедливости ради следует отметить, что на развитие речи малышей (а также на то, со скольки лет или даже месяцев они начинают осознанно произносить слова) существенное влияние оказывают окружающая обстановка и условия, в которых дети проживают. Но об этом ниже.

Приблизительные этапы становления речи

  • В промежутке от 1 месяца до пяти здоровые младенцы учатся реагировать на обращенные к ним реплики взрослых, перестают плакать и пытаются сосредоточиться на образе взрослых. К 3 месяцам среди звуков, издаваемых грудничками, отчетливо проявляются согласные звуки. Кроме этого обычно к 3 месяцам малыши уже умеют «агугать» и «гулить». В 5 месяцев многие младенцы «поют» – произносят продолжительные «реплики» на своем «малышовом языке» со сменой интонации, громкости и даже некоторой эмоциональностью.
  • В возрасте 6 месяцев многие дети уже умеют произносить первые слоги: «ба», «па», «ма» и др. Конечно же, это ещё не слова, но уже явные предпосылки для них. В этот же период формируется правильная реакция на интонации, они учатся распознавать знакомые голоса.
  • Примерно в 8 месяцев формируется устойчивая речевая функция – малыши все чаще и охотнее лопочут, т. е. повторяют одинаковые слоги с четким пониманием того, о чем они говорят. Например, повторяя «ма-ма» или «па-па», малыш полостью осознает, что обращается к родителям. В личном словаре ребёнка увеличивается объём активно используемых звуков, букв и слогов. На этом этапе мальчики и девочки развиваются более-менее одинаково.
  • В промежутке между 9 и 12 месяцами происходит активное развитие словаря, появляются первые осознанно произносимые слова, причём не в качестве случайного набора звуков, а в качестве конкретного обращения. Например, мама, папа, баба, ляля и т. д. Кстати, «мама» – далеко не всегда первое слово малыша. В возрасте 9-12 месяцев дети уже достаточно хорошо понимают взрослых, сносно выполняют несложные указания и просьбы (поцеловать маму, погладить кису, выбросить бумажку в мусор).
  • Некоторым детям в возрасте 1 года, произнося простые слова и демонтируя простые жесты, удается объяснить взрослым свои желания, намерения или планы. Хотя, согласно среднестатистическим данным, более-менее сносно малыши начинают разговаривать примерно в 15-18 месяцев, когда их словарный запас, в некоторых случаях, увеличивается до 20-30 слов. Это совсем не означает, что в этот период наступает момент, когда ребёнок должен начать говорить в традиционном нашем понимании, но зачастую это случается именно в этот момент времени.

Конечно, в возрасте 1,5 лет речь ещё слишком невнятная, так что часто произносимые слова и фразы может разобрать только мама.

  • На 21 месяце жизни малыши начинают употреблять двухсложные предложения: «Мама, дай!», «Баба, иди!», «Тёма бай», «Мама, кушать» и т. д.
  • К 24 месяцам или 2 годам словарный запас «малышни» может состоять примерно из 50 слов. В возрасте 2 лет дети уже, как правило, умеют выполнять более сложные инструкции и просьбы («Отойди от телевизора и сядь в кресло!», «Убирай свои игрушки, пора идти спать» и др.). В этом периоде дети уже умеют идентифицировать себя в обществе, правильно употребляют местоимения и начинают проговаривать более сложные предложения, состоящие из 3-4 слов, начинают более охотно общаться со сверстниками, и при наличии такой возможности их речевое становление развивается семимильными шагами.
  • В 36 месяцев или к трем годам словарный запас полностью здоровых детей может состоять из 250-700 слов. Они знают числительные, предлоги и глаголы. В возрасте 3 лет дети хорошо понимают прочитанные им стихи и сказки, могут их пересказывать в той или иной степени близко к тексту, начинают задавать массу вопросов и даже пытаются самостоятельно на них отвечать.

Приведенная выше статистика – весьма условная и неоднозначная. В действительности же, на тот момент, когда ребёнок начинает говорить, имеет влияние масса других не менее важных факторов. Но, даже несмотря на это, примерно к 3-3,5 годам все здоровые дети уже должны уметь более-менее сносно изъясняться на родном языке таким образом, чтобы не только мама понимала, о чем говорит малыш, но и другие люди, в том числе сверстники.

Факторы, влияющие на развитие речи

  1. Психическое и физическое здоровье имеет если не определяющее значение в развитии детской речи, то одно из первых.
  2. Ближайшее окружение малыша также один из важнейших факторов, способствующих развитию речи. Так, например, не стоит ждать развития речи в рамках установленной нормы у малыша, рожденного в семье глухонемых родителей. В семьях, где малышу уделяется недостаточно внимания, там, где с ним не стремятся разговаривать или вербальные коммуникации сведены к минимуму, также наблюдается некоторое отставание от установленных норм.
  3. Психологическая обстановка в семье, где проживает ребёнок, имеет огромное значение. В домах, где постоянно наблюдается нестабильный эмоциональный фон, происходят частые конфликты, ребёнок переживает стрессовые ситуации (испуг, переезд, расставание с близким человеком и т. д.) возможны нарушения в речевом развитии и отставания от норм и стандартов.
  4. Личная заинтересованность и мотивация ребёнка – ещё один важный элемент, способствующий становлению речи или тормозящий её развитие. В семьях, где попытки произносить новые слова и фразы пресекаются излишней опекой, «угадыванием» желаний малыша, дети, как правило, не заинтересованы в скорейшем пополнении словарного запаса.

Важно понимать и учитывать, что момент, когда ребёнок начинает говорить – у каждого свой, со скольки лет малыш начинает произносить свои первые слова – личная особенность ребёнка, однако – это болезнь, диагностировать которую могут только специалисты: врачи, психологи и логопеды. Никак не мама или другие родственники, не имеющие необходимой квалификации.

Что ещё нужно знать родителям

Кроме условных стандартов развития деткой речи есть и иные обстоятельства, влияющие на то, во сколько лет заговорят малыши.

  1. Существует мнение, что девочки начинают разговаривать раньше, чем мальчики. Это объясняют особенностями развития нервной системы. Однако и эта норма имеет свои исключения, при которых мальчики начинают произносить слова и предложения в более раннем возрасте.
  2. В паре близнецов обычно один из малышей начинает разговаривать раньше, делает это более активно и охотно по сравнению со вторым. Такая ситуация – норма, она особенно характерна для семей, где близнецы – мальчики. У разнополых двойняшек или у близнецов-девочек такой особенности не отмечают.
  3. Заметить какие-либо нарушения в речевом развитии малыша от рождения до 8-9 месяцев практически невозможно. Точно также неравнодушным родителям очень сложно не заметить их в возрасте 3-3,5 лет.
  4. Нередки случаи, когда полностью здоровые дети в возрасте 4-5 лет по тем или иным причинам не желают осваивать родную речь. В подобных ситуациях все же не помешает своевременная консультация со специалистами, иначе слишком вероятны сложности в процессе социализации и обучения таких молчунов.
  5. Если специалисты диагностируют нарушения в речевом развитии ребёнка, занятия по их исправлению могут занять от нескольких месяцев до нескольких лет. Вовремя принятые меры позволят не столько повысить их эффективность, сколько исключить возможные осложнения.

Таким образом, очень важно знать, в каком возрасте дети произносят первые слова, но не менее важно понимать, что строгих рамок и четких границ не существует. Речевое развитие малыша будет проходить в рамках установленных норм, если он заговорит и в 10 месяцев, и в возрасте 3 лет.

Когда ребенок должен разговаривать? Этот вопрос волнует большую часть родителей, ведь речь – важный показатель благополучия и своевременного развития малыша. Формирование речи начинается в раннем детском возрасте – практически с самого рождения. Первым средством, с помощью которого малыш сообщает о своих требованиях, становится плач. По мере взросления он осваивает и другие способы общения, радуя родителей первыми осмысленными звуками и словами.

Как устроена речь

Чтобы понять, со скольки лет дети начинают говорить и что предшествует этому процессу, нужно сначала узнать побольше о нашей речи. Речь – это форма общения с помощью определенных языковых конструкций, то есть звуков, слов, словосочетаний и предложений. Процесс, сопровождающий это общение, очень сложный и состоит из двух механизмов, тесно взаимодействующих между собой: понимание (внутренняя речь) и собственная (внешняя) речь человека.

Восприятие и понимание обращенных слов становится возможным благодаря речевому слуху – способности различать и анализировать звуки. Именно с помощью речевого слуха, который вырабатывается в первый год жизни, ребенок начинает узнавать и различать слова. А впоследствии на этой базе происходит развитие внешней речи – малыш пытается воспроизвести слова, которые слышит от кого-то. Он делает это снова и снова, пытаясь добиться более точного произношения, и таким образом постепенно учится говорить.

Этапы речевого развития

Существуют определенные стадии становления речи, через которые проходит каждый ребенок. Однако важно понимать, что все показатели – когда ребенок начинает лепетать, произносит слова и фразы – являются приблизительными, а само понятие норма может несколько отличаться у разных детей за счет индивидуальных особенностей. Большую роль играет наследственность: если кто-то из родителей заговорил поздно, то и от ребенка первых слов придется подождать. Кроме того, время, когда начинает говорить девочка и мальчик, чаще всего отличается.

Ученые выяснили, что активное формирование речи начинается с первого месяца жизни ребенка. Как уже было замечено, первым появляется восприятие и понимание, а затем уже и собственная осознанная речь.

Речевые умения и навыки общения

1-2 месяца

Ребенок способен отличить человеческую речь от каких-либо других звуков. С помощью рефлекторного крика он может сообщить о дискомфорте, что является первым проявлением внешней речи. Ближе ко второму месяцу появляется улыбка, а затем смех.

5-6 месяцев

Понимает некоторые наиболее часто используемые обращения. Возникает лепет – многократное повторение слогов и произнесение других, более сложных звуков: БА-БА-БА, МА-МА-МА и т.д.

7 месяцев

Во втором полугодии жизни малыш произносит цепочки звуков, напоминающие слова. Сознательно имитирует звуки речи.

12 месяцев

Это тот возраст, когда ребенок начинает говорить МАМА и другие первые простые слова: БАБА, ДАЙ. Пытается произносить более сложные слова, чаще в виде их усеченных форм.

В полтора года ребенок способен понимать обращенные к нему слова, произносить простые фразы (действие плюс предмет). Допускается пропуск членов предложения и неполное произношение слов.

Время, когда ребенок начинает говорить предложениями из трех-четырех слов и начинает использовать грамматические конструкции (употреблять окончания, приставки и т.д.). Он хорошо понимает речь, когда к нему обрашаются, может выполнить несложные инструкции.

Достаточно развита фразовая речь - ребенок может построить полноценную фразу из нескольких слов с использованием местоимений, предлогов, наречий, прилагательных и других частей речи. Неправильное произношение некоторых звуков считается вариантом нормы для этого возраста.

Примерно к трем годам процесс становления речи считается практически завершенным. Все основы уже заложены, а дальнейшее речевое развитие – это лишь совершенствование уже сложившихся навыков.

Первое слово

Время, когда малыш произносит первое слово, чаще всего приближено к первому дню рождения. В этот период ребенок пробует соединять однотипные слоги, и на смену лепету приходят полноценные слова. Из МА-МА-МА получается МАМА – чаще всего именно это слово становится первым. Данному факту есть очень простое объяснение: мама находится с малышом большую часть времени, он видит ее постоянно и именно с ней связаны все основные эмоции и переживания. Мгновение, когда ребенок говорит «мама», запоминается на всю жизнь и становится определенной вехой в развитии и взрослении крохи.

С помощью слов ребенок обозначает для себя не только близких ему людей, но и интересные объекты, вещи, события. Чуть позже появляются слова, обозначающие чувства, состояние или эмоции, например АЙ-АЙ, БО-БО. Затем начинается активное расширение словарного запаса. Необходимо отметить, что на речевое развитие оказывают влияние многие факторы, как внешние, так и физиологические. Если обратить внимание, когда начинают разговаривать девочки, то становится понятно, что они на два-три месяца опережают противоположный пол.

Первая фраза

Приблизительно к полутора годам слова начинают объединяться между собой – так получаются первые фразы, которые сперва больше напоминают словосочетания. В этом возрасте ребенок уже способен объяснить простые вещи: «МАМА, ДАЙ», «ЭТО МОЕ», «ИДЕМ ДОМОЙ». В два года в лексиконе появляется больше местоимений и простых прилагательных: «МНЕ БОЛЬНО», «Я ПОШЕЛ», «КИСКА БЕЛАЯ». Общий словарный запас включает в себя от 50 до 100 слов.

К тому моменту, когда ребенку исполнится 2,5 года, он должен знать около 200-300 слов, уметь называть свое имя, использовать в разговоре прилагательные и некоторые другие части речи. В этом возрасте малыши начинают активно интересоваться окружающим миром и задавать вопросы. Поэтому, когда дети начинают говорить, мама должна всячески поощрять этот интерес. В 3 года у ребенка обязательно должна присутствовать фразовая речь, более того, он должен уметь составить небольшой рассказ, связывая между собой несколько предложений и правильно употребляя местоимения, прилагательные, наречия, глаголы. Разговор малыша должен быть понятен не только родителям, но и посторонним людям.

Ранние признаки нарушения речи

Процесс овладения языком достаточно сложный, и случается, что он не всегда идет гладко. Когда ребенок начинает говорить, мама должна пристально следить за процессом освоения речи. Ведь по мере роста и развития могут проявляться те или иные нарушения речи. Как правило, они дают о себе знать в раннем возрасте – до трех лет, и очень важно вовремя распознать эти признаки и принять меры к их устранению. Можно заподозрить, что у ребенка имеются проблемы с речевым развитием, если:

  • гуление и лепет появились очень поздно или вовсе отсутствуют;
  • нет реакции на обращенную речь;
  • к полутора годам ребенок не произносит ни одного слова;
  • после двух лет не развита фразовая речь;
  • ребенок не реагирует на прикосновения близких и не смотрит в глаза во время разговора.

Проблемы с речью могут возникать при некоторых неврологических патологиях, а также при заболеваниях лор-органов и недоразвитии речевого аппарата. В этом случае возможны следующие симптомы:

  • когда ребенок говорит, невозможно распознать звуки и слова – речь является нечленораздельной;
  • после перехода на твердую пищу отсутствуют навыки жевания;
  • во время бодрствования рот не закрыт, язык высунут наружу, возможно повышенное слюноотделение.

Не стоит надеяться, что подобного рода проблемы разрешатся сами собой. При любых сомнениях лучше обратиться к врачу – неврологу, отоларингологу, психологу, дефектологу. Иногда может потребоваться консультация другого специалиста.

Три года считается критическим возрастом, когда дети начинают говорить предложениями достаточно связно. Если к этому времени малыш не умеет общаться с помощью фраз, может идти речь об общем недоразвитии речи. Такая ситуация требует обязательной консультации логопеда и дальнейшей коррекции. В противном случае велика вероятность того, что речь и дальше будет развиваться с большим опозданием.

Причины задержки и нарушений речевого развития

Все причины речевых нарушений можно разделить на физиологические и социальные. Первые обусловлены проблемами со здоровьем, наличием одного или нескольких заболеваний. Вторые включают в себя особенности воспитания, окружающей среды, отношений в семье. Все эти причины могут влиять на то, со скольки дети начинают говорить.

Среди физиологических факторов наиболее распространены следующие:

  • различные нарушения слуха;
  • неврологические патологии;
  • органические поражения мозга;
  • нарушения развития органов артикуляции;
  • травмы, в том числе родовые;
  • некоторые врожденные заболевания;
  • наследственность.

Если говорить о социальных факторах, то определяющим является та речевая среда, в которой ребенок обитает с момента рождения. Это понятие включает в себя не только процесс общения взрослых с малышом, но и все обстоятельства, окружающие его и способные изменить его речевое развитие в лучшую или худшую сторону. Другими словами, то, со скольки лет дети говорят, напрямую связано с их окружением.

  1. Недостаточное внимание и общение: с ребенком не разговаривают, ему уделяют мало внимания.
  2. Невостребованность речи: малыша не стимулируют к разговору, угадывая его желания по жестам.
  3. Слишком быстрая речь у взрослых членов семьи, при которой ребенок не успевает уловить суть и выделить для себя отдельные слова.
  4. Завышенные требования родителей: стремление научить разговаривать путем постоянного повторения одних и тех же слов и фраз, не создавая комфортную, эмоционально положительную для малыша атмосферу.
  5. Психологические проблемы или стрессовая ситуация в семье – развод родителей, частые ссоры, алкогольная или другая зависимость.
  6. Посторонний шум: постоянно работающий телевизор или громко звучащая музыка, особенно песенная. Слова в ней звучат неразборчиво, поэтому у ребенка не формируется умение отличать одни речевые единицы от других.
  7. Достаточно часто логопедические нарушения возникают у детей, воспитывающихся в двуязычных семьях. Когда дети говорят «мама» на одном языке, а «папа» на другом, это во многих случаях приводит к путанице и проблемам с развитием речи.

Как помочь ребенку начать говорить

Задача родителей состоит в том, чтобы помочь ребенку в своевременном и правильном становлении речи, предотвратить отклонения в речевом развитии, а если они уже появились – попытаться преодолеть их как можно раньше.

  • Необходимое условие для развития речи – это общение. Сразу после рождения и до года объектом общения становятся члены семьи, в дальнейшем – сверстники. В результате контакта и совместных игр у ребенка появляется необходимость выразиться – это наилучшим образом стимулирует его к речевым высказываниям. Поэтому момент, когда ребенок заговорит, наступает быстрее.
  • Разговаривая с детьми, нужно соблюдать определенные правила. Во-первых, лицо взрослого должно находиться на одном уровне с лицом ребенка – это помогает хорошо рассмотреть артикуляционные движения и быстрее освоить произношение звуков. Во-вторых, речь должна быть медленной и внятной. Тогда у малыша появляется возможность вычленить в потоке речи отдельные звуки.
  • В окружении важно создать относительную тишину, особенно в то время, когда начинают говорить и общаться. У маленького ребенка абсолютно не сформировано внимание, поэтому любые посторонние звуки будут отвлекать – мешать сосредоточиться, вслушаться и вникнуть в речь, проанализировать и понять ее.
  • Нужно строго дозировать время просмотра телевизора, а лучше полностью отказаться от него. Экранная речь оказывает негативное влияние на речевое развитие – она обладает ускоренным темпом, не наполнена интонациями, не обращена конкретно к ребенку и не побуждает к словесной реакции и ответу. Такое времяпрепровождение вырабатывает непроизвольное (вынужденное) внимание, а для обучения речи требуется способность сознательно переключаться с одного объекта на другой, то есть внимание произвольное.
  • Стоит уделить время развитию мелкой моторики – она напрямую связана с умственным и речевым развитием ребенка и от нее зависит то, со скольки лет ребенок начинает говорить. Массаж и специальная гимнастика помогут повысить активность речи и помочь сформировать правильное произношение. А пальчиковые игры будут способствовать созданию благоприятного эмоционального фона между взрослым и малышом, развитию других умений – подражать кому-то, вслушиваться и понимать смысл речи.

Чтобы помочь ребенку заговорить, нужно всего лишь придерживаться этих правил, сделав их частью своего образа жизни. Выделите время в ежедневном расписании для общения с крохой, совместных игр и занятий, и непременно помните, что любовь и внимание близкого человека – самый важный развивающий трамплин.

С самого рождения дети постоянно постигают новое, осваивая огромное количество информации, поступающей извне. И, конечно, они пытаются донести до родителей полученные знания, используя интенсивную жестикуляцию и определённые звуки. Со временем, если у ребенка отсутствуют патологии в развитии, непонятные высказывания складываются в слова, а потом и в целые фразы. Так дети учатся говорить, однако чётких временных рамок для процесса формирования речи ребенка не существует.

Все дети развиваются индивидуально

Развиваясь, дети постигают новое. И каждый этап их развития сопровождается новыми коммуникативными навыками. Например, с рождения ребенок учится кричать и плакать. И через некоторое время любящие папы и мамы только по одной интонации малыша могут определить, в чём он нуждается.

Затем ребенок начинает произносить отдельные звуки - «гулить». Подобный детский лепет трудно назвать речью, однако именно так закладываются первые ростки речевых навыков. Запоминая и воспроизводя различного рода звуки, дети начинают понимать, что на некоторые из них родители реагируют определенным образом. И тогда они учатся «разговаривать» осознано. Иногда встречаются дети, которые умеют разговаривать уже в 1,5 года, а есть те, кто и в три молчит или произносит отдельные слоги.

Процесс речевого развития - очень сложный, и точного ответа на вопрос, во сколько ребенок начинает говорить, не существует. На речь ребенка влияет множество факторов:

Психическое состояние ребенка,

Эмоциональный климат в семье,

Генетические отклонения,

Родовые травмы,

Перенесенные на ранних этапах развития вмешательства оперативного характера,

Заболевания, связанные с развитием слухового и речевого аппарата.

Иногда случается, что ребенок просто не хочет разговаривать, хотя умеет. Это можно отследить, внимательно за ним понаблюдав: малыш умеет произносить гласные, слоги, говорит некоторые слова типа «мама» или «папа», реагирует на речь взрослых и других детей? Тогда переживать не стоит, просто его процесс развития речи протекает чуть медленнее, чем у сверстников. Зато через некоторое время может оказаться так, что ребенок заговорит целыми фразами и его уже будет не остановить. Но пока этот период не наступил - поощряйте своего малыша за каждое сказанное им слово и больше разговаривайте с ним.

Распространенная ошибка многих молодых родителей - потакание малышу, когда он вместо речи использует жесты. Проследить подобное довольно легко: ребёнок показывает рукой (или пальчиком) на желаемый предмет и произносит вместо «дай» (или названия предмета) «у» или «а». В год подобное допустимо, но в более старшем возрасте (когда ребенку больше двух лет) необходимо стимулировать малыша к речи, а не становится для него переводчиком. В противном случае, у него пропадет надобность в разговорах, ведь его и так все понимают. Так что на вопрос ребенка «Это би-би?» лучше ответить «да, это машина», а со временем попытаться спросить его прямо, указав на автомобиль, «что это», вынуждая малыша правильно вам ответить. Вариантов подобного рода вопросов может быть множество, главное запомнить, не стоит потакать ребёнку и лепетать вместе с ним, лучше учите его говорить правильно (конечно, учитывая его возраст).

Итак, если у ребенка нет явных отклонений в развитии (а об этом мы поговорим чуть позже), то до года, когда ребенок начинает говорить «агу», и после (примерно до 1,5 лет) следует помогать детым учится говорить. Родителям желательно не только обозначать предметы и комментировать свои действия, но и любые действия самого ребенка.

Когда ребенок начинает говорить первые слова, они не обязательно могут напоминать взрослым нечто понятное. Дети с легкостью заменяют привычная для нас «мама», «папа», «упал» на более сокращенные варианты. И логопеды утверждают, что это абсолютно нормальное явление. Более того, на данном этапа развития (а это происходит примерно в 7-8 месяцев) речь ребенка является полноценной.

{reklama2}

И если уж рассматривать развитие речи по половому признаку, было бы более точно отметить, что способности девочек заключаются в правильности произнесения слов, тогда как целыми фразами они начинают говорить позднее. В том время как речь мальчиков хоть и проявляется позднее, зато они хорошо усваивают связь между словом и действием.

Речевой запас малыша активно пополняется примерно к 3-4 годам, когда ребенок начинает говорить первые фразы. Дети учатся строить предложения, используют различные части речи. С течением времени их речь становится более совершенной, появляется множество вопросов и именно в этот период родители должны помочь своему ребенку познать мир и увеличить его словарный запас. Если же ребенок в возрасте двух-трёх лет не умеет говорить фразами, состоящими из двух и более слов, следует обратиться к логопеду. Только специалист может установить, имеются ли у малыша скрытые причины, по которым он не может говорить.

Основные этапы формирования речи у ребенка

В процесс развития речи у детей формируется пассивный и активный словарный запас.

Пассивный словарь - если ребенок вас понимает, но пока не может самостоятельно воспроизвести услышанные слова.

Активный словарь - малыш не только интенсивно осваивает звуки, но и пытается (зачастую с успехом) складывать из них слова и фразы.

В процессе развития пассивная речь в значительной степени опережает активную, что считается абсолютной нормой. Поэтому, если ваш малыш хорошо вас понимает, выслушивает всё, что ему говорят, но сам при этом говорит совсем немного - беспокоиться не стоит, его речь развивается без патологий.

Важно знать, что словарный запас ребенка в год с небольшим может состоять из нескольких слов: минимальный - 10-15, максимальный - около 200. Так что всего надо помнить о таком понятии как «приблизительные показатели» и что «норма» в развитии у всех детей проявляется по-разному.

Симптомы нарушения развития речи

Но не всегда дети развиваются в соответствии с установленными нормами. Если в поведение ребенка наблюдаются следующие особенности: в речи отсутствуют гласные и слоги (даже на первом году жизни),

Малыш пытается что-то говорить, но произносимые им звуки сложно распознать,

Ребенок не может прожевать пищу, а просто переворачивает ее во рту,

Во врем бодрствования рот малыш приоткрыт, язык высунут наружу, а в уголках рта скапливает слюна,

Поведение ребенка становится нерегулируемым, а сам малыш - нервным и истеричным,

Ребенок не реагирует на прикосновение родителей и не смотрит на них во время разговора.

Если у малыша наблюдается хоть один из вышеописанных признаков - время обратиться к специалистам - неврологу или отоларингологу. На ранних этапах развития все нарушения неврологического плана легко устранимы. Если же проблемы связаны с лор-заболеваниями (например, недоразвитость речевого аппарата), потребуется более длительное лечение.

Как уже было отмечено выше, на развитие речи ребенка влияют такие факторы как эмоциональный климат в семье. От того, насколько благожелательно настроены родители друг к другу, как часто они разговаривают между собой (при этом особое внимание следует уделить эмоциональному фону при общении) и ребенком, зависит не сам процесс овладения речью, а то, что малыш растет в спокойной обстановке. А это, как известно, влияет на его общее развитие.

Родовые травмы, операции и различного рода заболевания также накладывают отпечаток на развитие речи ребенка. Довольно часто тормозится сам процесс, т.е. ребенок просто не может говорить. При этом в остальном плане он растёт совершенно здоровым. Справиться с подобными ситуациями можно с помощью специалистов узкого профиля, постоянных занятий и постоянной поддержки, ведь детям важно чувствовать заботу и любовь своих родителей. Важно понимать, что легче решить проблему в самом начале, а не ждать, когда ребенок пойдет в садик или более того - школу.

Упражнения на развитие речи

Речь является показателем достижений. С её помощью дети показывают свои знания и умения (или их отсутствие), соглашаются или отрицательно относятся к происходящему, выражают свое отношение к миру. Необходимо с самого рождения вести регулярную и целенаправленную работу по развитию речи, которая напрямую зависит от того, насколько развита мелкая моторика.

Ежедневная пальчиковая гимнастика, массаж стоп, пальцев ног и рук, упражнения с мячиком и мелкими игрушками будут не только положительно сказываться на речи ребенка, но и на его мышлении, памяти, а в дальнейшем и формировании личности.

Особое внимание, когда ребенок подрастет, стоит уделить лепке. Можно лепить из пластилина, глины, солёного теста и т.п., главное, чтобы ребёнок учился творить руками, а заодно и знакомился с такими понятиями как объём, форма и т. д. (но этом уже в более старшем возрасте).

Упражнения на координацию движений также активно тренируют мозг ребенка, заставляя его развиваться в нужном направлении. Чем выше двигательная активность ребенка - тем лучше будет его речь. Поэтому не запрещаем ему прыгать и скакать, но желательно облечь все движения в игровую и стихотворную формы. Например, взявшись за руки ходить (и т. д.) и проговаривать, какие движения выполняются.

Не стоит забывать про упражнения и игры для формирования артикуляции. Всевозможные поговорки, потешки, считалочки, игры на подражание очень хорошо развивают речевой аппарат, тренируют мышцы лица и память ребенка. Можно использовать самые простые упражнения, которые даже дети в возрасте от года способны повторить за своими родителями.

Приведём некоторые из них, при этом каждый раз перед их выполнением объясняйте ребенку, что вы собираетесь делать.

Упражнение «Бегемотик» - требуется максимально широко открыть рот, а затем закрыть его.

Упражнение «Поцелуем маму» - старательно вытягиваем губы трубочкой.

Упражнение «А где тут наши зубки?» - пытаемся научить ребенка растягивать губы в улыбке.

Упражнение «Дуем щеки» - по очереди надуваем щуки, а затем вытягиваем их (и смешно, и полезно).
Когда ребенок подрастёт, следует как можно тщательнее произносить звуки и буквы, исправлять ошибки в произносимых им словах, особенно в окончаниях. Постоянно разговаривайте с малышом, читайте с ним книжки, объясняйте увиденное, пробуждая интерес ко всему, что нас окружает, и обогащайте его словарный запас. Помните, что развитие речи является важным этапом в формировании личности ребенка. Используя занятия и специальные упражнения, вы сможете помочь своему ребенку пройти данный период жизни максимально легко и комфортно.

В каком возрасте дети должны начинать говорить? Если ребенок не хочет говорить в два года, нужно ли бить тревогу?

Сейчас дети начинают говорить позже, чем их сверстники лет 15 - 20 назад. Это связано и с экологией, и с особенностями течения беременности у мамы и с осложнениями в родах. Из 10 детей, хорошо говорящих на свой возраст 2-3 человека, остальные с различными задержками речи.

К двум годам у ребенка должны быть простейшие фразы из двух слов: мама дай, мама иди, кто пришел и т.д. Мальчики начинают говорить позже, чем девочки, ближе к 2,5 к 3 годам. Если к трем годам ребенок говорит буквально 10-15 слов, на связывает слова в фразы, это уже задержка.

К кому мама должна в первую очередь обратиться, если что-то в развитии речи ее настораживает?

У каждого ребенка есть лечащий доктор, который наблюдает его с рождения, видит, как он развивается, когда начинает держать головку, переворачиваться и т.д. Если ребенок все делает с задержкой, если что-то не так было во время беременности и родов, с большой вероятностью будут и проблемы с развитием речи. Обычно к логопеду отправляет педиатр или невролог. Хорошие результаты получаются именно при комплексном подходе к проблеме. Невролог может назначить препараты, обследования, возможно, потребуется сделать энцефалограмму головного мозга, доплер шейного отдела позвоночника. Логопед посоветует специальные упражнения, гимнастику, логопедический массаж.

Что должны родители делать для того, чтобы у ребенка не было проблем с речью?

Речевые зоны у нас находятся на кончиках пальцев, есть простые упражнения, которые может делать любая мама: катать по ладони ребенка маленький массажный мячик с пупырышками, рассказывая стишок или потешку. Особое внимание нужно уделять подушечкам пальцев.

Мелкая моторика тесно связана с речью. Очень хорошо помогает лепка, игры с пластилином и крупами, когда крупинки вдавливаются пальцами в пластилиновый узор. Занимаясь изо дня в день пальчиковой гимнастикой, массажируя пальчики, мама помогает ребенку подготовиться к первым словам. Если родители хотят, чтобы ребенок без проблем заговорил, нужно обязательно с ним заниматься даже в том возрасте, когда, казалось бы, до первых осмысленных слов еще далеко.

Так же стоит уделить внимание развитию фонематического слуха. Фонемы это слова близкие по звучанию, например: крыса-крыша. Развитие фонематического слуха у маленьких детей очень важно для формирования речи в дальнейшем, для профилактики дисграфии в школе. Есть простой способ для развития фонематического слуха. Можно насыпать в пустые бутылочки или баночки, например из под детских йогуртов, разные крупы: горох, манку, рис. Если потрясти эти баночки, они будут звучать по разному. С ребенком можно угадывать, где какая крупа, меняя баночки, увеличивая их количество. С детьми постарше можно играть в повторение похожих звуков: за-за-са, за-са-за, ка-га –га, во-го-во и т.д.

Какие еще упражнения полезны?

Очень хорошие упражнения для формирования речевого выдоха. Задача - научить ребенка дуть, правильно выдыхать. Хорошо подходят для этого вертушки из фольги, которые нужно заставить крутиться, подув на них, мыльные пузыри, бульканье через соломинку в стакане с водой.

Для того чтобы ребенок учился не «проглатывать» звуки, не торопиться, произносить слово полностью, есть упражнение с хлопками в ладоши. Мама хлопает в ладоши на каждый слог, а ребенок повторяет за ней слова, разделяя на слоги, по хлопкам. Сколько ребенку лет, столько слогов в норме ребенок должен произносить. Например, в два годика: ма-ма, па-па и т. д. В три года слова из трех слогов: со-ба-ка, кон-фе-та.

Если ребенок в 5 лет не выговаривает букву Р, что делать?

Сначала встают свистящие звуки, потом шипящие звуки, «трудные буквы» Р и Л обычно встают к 4-5 годам. Начинать постановку звука Р нужно с рычания, когда тренируется просто один звук Р-Р-Р-Р-Р. Потом добавляется гласная буква, чтобы получился слог, например, РА, РУ. Потом обратный слог АР, УР. Повторять эти упражнения нужно часто, каждый день, это непростая совместная работа с ребенком. Хорошо, когда у родителей получается проводить ее в виде игры.

Некоторые мамы боятся отдавать ребенка в логопедический садик, думая, что он начнет подражать другим детям и не научится говорить правильно.

Это не так, при речевых проблемах, очень хорошо, когда есть возможность заниматься в логопедической группе. Во первых, в этих группах меньше детей, больше внимания логопеда каждому ребенку, намного больше занятий на правленых на развитие речи. Во вторых группы в логопедических садиках стараются подбирать по проблемам, чтобы дети с похожими проблемами были в одной группе. И потом, в обычном садике сейчас не бывает, чтобы все дети говорили правильно, все равно ребенок будет повторять за другими детьми, но будет намного меньше возможностей это исправить.

Почему ребенок заикается, и как это исправить?

Одна из основных причин заикания – логоневроз, когда ребенок долго не говорил, заговорил поздно, начал догонять сверстников. Информации много, он все уже знает, все хочет сказать, а как сказать, еще не знает. Он торопится, нервничает, и как следствие, начинает заикаться. В этом случае, нужно обязательно следить за тем, что бы ребенок не был перегружен, не переутомлялся. Ограничить, или даже исключить на время телевизор и компьютер, массовые зрелищные мероприятия. Нужно вовремя обратиться к невропатологу, назначить лечение, потом уже занятия с логопедом. Если вовремя отреагировать, не запустить проблему, логоневрозы хорошо лечатся, и проходят без последствий.

Если у маленького ребенка короткая уздечка языка, могут ли из-за этого возникнуть проблемы с речью?

Если показания есть, и подъязычная связка действительно короткая, рекомендуется подрезать пораньше. Чем раньше, тем легче эта процедура переносится. Часто на прием попадают дети 4-5 лет, с серьезными проблемами с произношением звуков, потому что язык просто не поднимается настолько, насколько нужно. И все равно приходиться подрезать, но это уже и более тяжелое психологическое переживание для ребенка, и сама процедура сложнее, приходится накладывать шов.

Правда ли, что дети, растущие в двуязычных семьях, начинают говорить позже?

Дети очень восприимчивы к речи, и в семье, где родители равноценно разговаривают на двух языках, ребенок легко схватывает оба языка. Нет оснований говорить о серьезных задержках речи, связанных именно с тем, что мама и папа говорят с ребенком на разных языках. Если имеет место явная задержка речи, нужно искать настоящую причину, обращаться к неврологу, к логопеду.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.