Как научить ребенка усидчивости – советы родителям непоседливых малышей. Как развивать усидчивость и внимание

Усидчивость — это умение длительно концентрироваться на чем-либо. Маленьким детям сложно усидеть на месте длительное время, не отвлекаясь. Любопытство и активность мешают дошкольнику сосредоточиться на каком-то одном занятии. Но для того чтобы впоследствии не возникало проблем с обучением в школе, необходимо приучать ребенка к дисциплине с раннего возраста. Усидчивость — это важное условие успеха. Если малыш не умеет концентрировать внимание и сохранять терпение, ему будет сложно усвоить материал. Постоянно отвлекаясь и переключаясь на другие занятия, невозможно достичь положительных результатов в обучении.

Развиваем усидчивость

Родители часто уверенны, что усидчивость - это особенность темперамента ребенка. Но это качество может быть также приобретенным навыком. Научить малыша не отвлекаться достаточно сложно. Это требует смены образа жизни, распорядка дня. Кроме того, вырабатывается такое качество не сразу, а появляется с возрастом. Чтобы развить усидчивость, понадобятся терпение, выдержка. Необходимо постараться изменить отношение крохи к событиям, которые происходят вокруг, а для этого нужно придерживаться определенных правил.

Условия, необходимые для развития усидчивости

Как научить ребенка усидчивости и что для этого нужно делать? Для того чтобы достичь успеха в развитии такого полезного качества, необходимо учитывать важные моменты.

Соответствие занятий возрасту

Малыш, которому исполнилось три годика, вряд ли придет в восторг от изучения иностранных языков. Ему больше нравятся подвижные игры, занятия с конструктором или рисование. Во время занятий нужно убрать все лишнее из виду, выключить телевизор. Даже взрослым трудно сосредоточиться на занятиях, которые им совсем неинтересны, а для активного малыша это еще сложнее.

Завершение начатых дел

Задумываясь о том, как привить усидчивость малышу, прежде всего, нужно начинать с себя. Поведение взрослых - это пример для крохи. Чтобы научить ребенка завершать начатое дело, нужно придерживаться этого и родителям. Не беритесь за что-то новое, не закончив предыдущего занятия. Если это уборка, то она не должна быть сделана наполовину. Если прием пищи, то он должен быть полноценным. Дайте понять ребенку, что выполнение любых заданий должно быть качественным. Не забывайте хвалить и поменьше критикуйте.

Спокойствие и терпение

Нельзя ругать ребенка за то, что он интересуется чем-то другим во время текущего занятия. Маленькие дети такого не понимают. Привить усидчивость насильно не получится. Такие методы только приведут к тому, что малыш получит стресс, а это усугубит ситуацию еще больше. Спокойное отношение родителей принесет пользу и поможет справиться с неусидчивостью.

Отсутствие жестких ограничений

Малыши, которым исполнилось три или четыре годика, очень любопытны. Все, что их окружает, вызывает непреодолимый интерес. Не стоит ограничивать доступ к новым познаниям. С пятилетнего возраста уже можно требовать от ребенка быть усидчивым, в этом возрасте он уже может сконцентрироваться.

Упражнения и занятия

Как развить усидчивость у чрезмерно активного малыша? Таким деткам очень полезны занятия и упражнения, для выполнения которых необходима концентрация и сосредоточенность.

Игры с пазлами, конструкторами, мозаикой требуют усидчивости. Для получения хорошего результата ребенку необходимо приложить немало усилий. Для активных детей это сложная задача, но зато результат порадует.

Можно заняться с ребенком чтением. Слушая сказку, малыш концентрируется на услышанном, представляет сюжет и персонажей. Читать нужно часто. Это расслабляет и успокаивает. Чтобы крохе было проще представлять героев, стоит выбирать книги с иллюстрациями.

Можно поиграть с ребенком в кукольный театр. Пусть малыш сам выберет сюжет и роль, которая ему больше всего нравится.

Занятия на поиск отличий - это тоже хороший способ научиться концентрировать внимание. Не стоит ожидать, что все получится сразу. На первых порах малышу не обойтись без помощи родителей. Но со временем это занятие увлечет и его самого. Важно, чтобы задание было подобрано соответственно возрасту ребенка, чтобы не отбыть охоту непосильными задачами.

Творческие занятия. Не каждый ребенок любит рисовать, но можно воспользоваться альтернативными вариантами. Можно предложить что-то вылепить, сделать аппликацию, фреску, можно заняться плетением. Детям очень нравится рисовать пальчиковыми красками. Можно расстелить на полу большой лист бумаги и разрешить малышу оставлять следы от ручек и ножек, рисовать разноцветные узоры. Это увлечет непоседливого кроху надолго. Можно найти множество других интересных занятий, которые помогут приучить к усидчивости, и, кроме того, способствуют пальцев.

Труд - это то, что помогает выработать терпение и желание добиваться результатов. Как повысить усидчивость таким образом? Предложите малышу помогать вам по хозяйству и каждый раз хвалите и акцентируйте внимание на результатах его стараний.

Будьте готовы к тому, что не все будет выполнено так, как хочется вам, возможно, после такой помощи вам еще придется потрудиться или собирать разбитые осколки. Главное, не давать воли гневу, чтобы у малыша не пропало желание вам помогать.
Поддерживайте инициативу ребенка. Искренне хвалите за старание, помогайте выполнять задание правильно.

Строгий распорядок дня - это важное условие. Малыш должен понимать, что это необходимо.

Ребенку нужны активные для того чтобы иметь возможность побегать, попрыгать и покричать вволю. Нужно чаще бывать на природе, в парках.
Предлагая ребенку игры, которые требуют лучше разбивать задания на части. Обратите внимание на те занятия, к которым малыш проявляет больший интерес.

Важно ограничить просмотр телепередач и компьютерные игры. Лучше предложить малышу занятия, которые принесут больше пользы.

Необходимо приучать кроху к дисциплине. Даже маленький ребенок способен сложить свои игрушки.

Чего делать не стоит

Как выработать усидчивость и не навредить малышу? Нельзя критиковать и упрекать ребенка за то, что из-за чрезмерной активности ему что-то не удается.
Не стоит ругать малыша за то, что он в процессе выполнения задания что-то испортил. Например, что-то уронил, разбил, порвал. Лучше обратить внимание на то, что у него получилось, чего он достиг.

Нельзя запрещать проявлять любопытство. Таким образом дети познают мир. И если результатом этого познания стало то задача мамы не дать малышу порезаться, а не ругать его за разбитый предмет.

Конечно, у малыша может не все получаться. Родители должны успокоить его, дать понять, что не всегда все получается с первого раза. Дайте возможность малышу отдохнуть, прежде чем он возьмется за дело снова. Помогите ребенку стать более уверенным в себе, говорите, что у него обязательно все получится.

Не забывайте: лучшим примером для детей являются их родители. Если они терпеливы, доводят начатое до конца, выполняют обещанное, то и малыш непременно всему этому научится.

Привить малышу усидчивость — это непростая задача. Но терпеливые и понимающие родители, проявив фантазию, способны добиться успеха в этом нелегком деле.

Тот, кто не способен сосредоточиваться на чем-то одном, тратит впустую массу времени и сил. Но все поправимо!

Любому родителю хочется, чтобы его чадо росло усидчивым и упорным. Когда родители вправе ждать от своих детей появления этих полезных качеств и как помочь им развиться?

Внимание — прежде всего!

„Твой малыш может заниматься сам? А наш посидит немного со мной за книжкой и убегает. Все время отвлекается, такой невнимательный, неусидчивый!” — жалуется мама Вани. Думаю, многие мамочки не раз слышали подобные разговоры или были их участниками.

Усидчивость — это способность концентрировать свое внимание на каком-либо объекте (даже непривлекательном!) в течение довольно длительного времени и терпеливо доводить работу до конца. Воспитание усидчивости невозможно без развития внимания.

Часто родители ждут проявлений внимания у детей уже с 2-3 лет, в то время как даже у 5-6-летних оно носит еще непроизвольный характер. Непроизвольный — это значит „не управляемый волей”, то есть ребенку трудно сосредоточить внимание по требованию. В старшем дошкольном возрасте внимание еще неустойчивое. Ребенка можно легко чем-то отвлечь, он не хочет заниматься тем, что для него непривлекательно, неинтересно, он часто меняет свои занятия, хватается то за одно, то за другое.

„А как же, — скажете вы, — когда ребенок часами занимается конструктором или рассматривает книгу, он ведь концентрирует внимание, да еще как! Обедать не дозовешься”. Совершенно верно! Особенность внимания дошкольника как раз в том, что он способен долго заниматься тем, что для него интересно. Если вдруг рядом возникнет что-то еще более привлекательное (ребенок смотрел книгу, и тут по телевизору стали показывать его любимые мультфильмы), то он может резко переключиться на новое занятие. А когда добавится еще что-то (мама пришла из магазина и принесла новые карандаши), — малыш бросит все прежнее и схватится за то, что стало для него более интересным на данный момент.

И это вовсе не так уж плохо. Как раз эта непроизвольность внимания и позволяет малышу еще за 3-4 года до школы освоить огромный объем информации, интересоваться всем на свете и многое перепробовать.

„Хорошо, — скажет кто-то, — если кроха хоть конструктор собирает. Мой-то вообще слоняется из угла в угол: то за одно возьмется, то за другое, ничем толком увлечься не может!”

Нам почему-то кажется, что ребенок должен тихо заниматься в своем уголке, не мешая родителям отдыхать или делать домашние дела. В то же время нам хочется, чтобы он потом успешно учился в школе (опять-таки лучше самостоятельно), был усидчивым и аккуратным.

Тут важно понять: над развитием детского внимания следует потрудиться вместе. Не всем детям удается увлечь себя самим, и здесь им на помощь должны прийти мамы и папы, воспитатели.

Если вы хотите привлечь ребенка к какой-либо работе или занятию, опишите привлекательные стороны этой деятельности.

Дети любят все яркое, неожиданное, эмоциональное. Можно придумать небольшую сказочную историю о задании, которое надо сделать, или придать занятию элемент соревнования.

Занимаясь с ребенком, выражайте свои эмоции: хвалите его за успех, радуйтесь и удивляйтесь вместе с ним.

Одно из главных средств организации внимания — речь. Пусть ребенок проговаривает задание вслух, комментирует свои мысли, как он будет выполнять его. Это поможет крохе спланировать свои действия.

Взрослый должен помочь ребенку выстроить план: „Что ты будешь делать сначала? Что потом? Посмотри туда-то…” Инструкции должны быть понятны и доброжелательны.

Постарайтесь создать для занятий спокойную, тихую атмосферу. Сведите к минимуму отвлекающие факторы — выключите телевизор, музыку, отложите подальше игрушки.

И все же малыша может многое отвлекать. В этих случаях взрослому лучше направлять внимание ребенка не приказами: „Не вертись!”, „Куда ты смотришь!”, а предложением закончить то дело, которым вы вместе занимались: „Давай поставим еще два кубика”, „Посмотри, тебе осталось немного — только цветок раскрасить”.

Помните, что болезненные, ослабленные, впечатлительные дети чаще отвлекаются, уровень концентрации внимания у них ниже. Учитывайте это, занимаясь с детьми.

Не забывайте, что 5-летний малыш может удерживать внимание на одном занятии около 15 минут. Потом ему необходимо переключиться на что-то другое. Поэтому не усердствуйте и не требуйте от ребенка заниматься больше, чем он способен это делать в своем возрасте.

Развивая внимание малыша, мы одновременно учим его и доводить до конца начатое дело, достигать определенной цели. Это умение необычайно важно для последующего обучения в школе.

Учимся терпению

Достигнув определенных успехов в развитии внимания, ребенок уже может довести до конца начатое занятие. Но ему потребуется и определенное терпение. В силах родителей и воспитателей научить детей трудиться и добиваться результатов!

Терпеливость и усидчивость развиваются у ребенка прежде всего в игре. Игра способствует становлению произвольности поведения, то есть способности ребенка контролировать собственное поведение, а значит, выполнять необходимые правила и доводить до конца начатое дело. Умение и способность соблюдать правила игры требуют от ребенка проявления терпения, ведь иначе его не примут в игру.

Труд, как ничто другое, способствует выработке терпения и желанию добиваться результатов. Трудиться можно везде. Пусть ребенок помогает вам выполнять дела по хозяйству. Летом работайте вместе на дачном участке, делайте дома поделки, аппликации, лепите из пластилина. Всегда обращайте внимание малыша на результаты его труда: „Посмотри, как стало чисто!”, „Теперь морковка вырастет сочной — ни одного сорняка ты не оставил!”, „Бабушка очень обрадуется твоей поделке!”. Не забывайте хвалить малыша за хорошо выполненное дело.

Только вот детское желание трудиться не всегда одобряется родителями: полы могут быть вымыты банным полотенцем, а в процессе мытья посуды вполне реально не досчитаться пары чашек. И здесь главное — не дать волю гневу, чтобы начисто не отбить детское желание помогать вам. Малыш-то от души хотел помочь!

Необходимо поддерживать детскую инициативу. Искренне похвалите ребенка за помощь и укажите, как нужно действовать в следующий раз ("для пола есть специальная тряпка”, „чашечку надо держать за ручку покрепче”).

Терпение малыша можно развить практически в любой деятельности. Важно помнить несколько моментов.

Не стоит ждать, что ребенок (особенно впечатлительный и непоседливый) начнет сам проявлять терпение. Как всегда, ответственность за это — на взрослом.

Взрослые должны организовать деятельность ребенка. Пусть сначала ответит на вопросы: „Что ты хочешь получить в результате? Что для этого нужно? Что делать сначала, а что — потом?”

Необходимо эмоционально поддерживать малыша — подбадривать, направлять, поощрять. Не забывайте о похвале! Но это не должны быть просто слова „хорошо”, „молодец”. Покажите крохе, с чем он справился особенно хорошо, что сегодня что-то ему удалось лучше, чем в прошлый раз. Обязательно скажите, почему он достиг успеха: „Ты старался и был терпелив!”.

Наблюдая за любым занятием малыша, следите, доводит ли он его до конца — не бросает ли кормить куклу на полпути, довозит ли машину до пункта назначения. Если нет, включитесь в игру, мягко направьте его к завершению сюжета: „Давай накормим куклу и уложим спать”, „Как же мы построим дом, если не выгрузим кирпичи?”

Если у ребенка что-то не получается, успокойте его. Напомните, что иногда нужно попробовать много раз, чтобы получилось. Предложите отдохнуть, а потом начать снова. Ободряйте ребенка, говорите, что он обязательно справится, надо лишь еще немного постараться.

Помните: лучший пример для детей — его родители. Будьте сами терпеливы, доводите дела до конца, выполняйте обещанное, поддерживайте детские начинания и хвалите за достижения — и вы непременно увидите положительные результаты.

Игры и упражнения на развитие внимания

Помочь ребенку тренировать внимание могут разнообразные игры и упражнения. Вот некоторые из них.

Что изменилось?

Положите перед детьми 3-7 игрушек. Дайте сигнал, чтобы они закрыли глаза, и уберите одну игрушку. Открыв глаза, дети должны угадать, кто спрятался.

Три пункта

Cтимулирует развитие внимания у малыша. Вы предлагаете ребенку занять удобную для него позу и замереть в ней, то есть не двигаться. При этом малыш должен выслушать и запомнить три пункта задания. Затем вы говорите крохе: „Раз, два, три — беги!” — и ребенок быстро выполняет все пункты задания, причем именно в той последовательности, в какой они звучали. Задания могут быть самые разные.

Например, самое простое:

1. Хлопни в ладоши 3 раза.

2. Назови какой-нибудь предмет мебели.

3. Встань рядом с предметом, сделанным из дерева.

Можно усложнять и менять задания, играть в компании из нескольких человек.

Повторяй за мной

Под любую считалку вы ритмично выполняете простые движения. Например, хлопаете в ладоши, по коленям, топаете ногой, киваете головой. Пусть дети повторяют движения за вами. Неожиданно для них вы меняете движение, и тот, кто вовремя не заметил это и не сменил движение, выбывает из игры.

Съедобное — несъедобное

Водящий бросает мяч, называя любой предмет. Мяч надо ловить только в том случае, если названо что-то съедобное, а если нет — опускать руки.

Выполни по образцу

Включает в себя задание на прорисовку достаточно сложных, но повторяющихся узоров. Каждый узор требует повышенного внимания ребенка, выполнения нескольких последовательных действий:

а) проанализировать каждый элемент узора;

б) правильно воспроизвести все элементы;

в) удерживать последовательность в течение продолжительного времени.

Корректурная проба

Данное упражнение направлено на развитие умения анализировать написанные слова, „видеть” буквы в них, а в результате сформировать внимательность.

Возьмите старые, пригодные лишь для макулатуры книги с крупным шрифтом. В течение 5 минут предлагают вычеркнуть все встретившиеся буквы „а”. При этом ставится условие, что если ребенок пропустит больше четырех букв, то он проиграл, четыре и меньше пропусков — выиграл.

Найди отличия

Покажите ребятам два почти одинаковых рисунка и попросите найти, чем один отличается от другого.

Многие в наше время жалуются на неусидчивость… Однако важно понимать, что усидчивость – не самоцель, а средство! И все усилия по ее повышению нужно принимать, исходя именно из этого.
Поэтому первый принцип повышения усидчивости – заинтересованность в том, что Вы делаете. Чем интересней для Вас процесс или его результат, тем меньше усилий понадобится для усидчивости. Поэтому максимально ясно представьте себе результат Ваших действий и ту пользу, которую от этого получите. Либо визуализируйте, какой вред нанесет невыполнение намеченной цели. Для многих людей отрицательная мотивация («от противного») действует лучше, чем положительная.

Второй принцип – ставить перед собой достижимые цели. Ничто так не подрывает готовность работать, как неудача и изначальная уверенность в провале. А чтобы повысить уверенность в себе, ставьте перед собой только реальные цели, которые Вы в самом деле можете достичь. Раз за разом добиваясь своего, Вы поверите в себя и сможете достигать все более дерзкие и смелые цели.

Третий ключевой принцип – заведите себе распорядок дня и максимально его придерживайтесь. Так Ваш организм и особенно мозг сами будут настраиваться на то, что в определенное время суток им нужно такое-то время посвятить тому или иному труду.

Четвертый принцип – начинайте с малых непрерывных отрезков времени и плавно увеличивайте их длительность. Если Вы заставите себя «с места в карьер» долго сидеть над одним и тем же делом, Вы этим сведете на нет всю мотивацию. И в следующий раз будет тяжелее заставить себя работать. Малые отрезки времени помогут Вам свыкнуться с этим делом, покажут, что нечего бояться.

Пятый принцип – соблюдайте удобный для себя ритм деятельности. Одним людям удобно делать работу частыми мелкими отрезками времени. Другим проще засесть за дело один раз, но надолго. Узнайте свой ритм и следуйте ему. Насилие над собой в данном случае будет только во вред.

Каким бы ни был Ваш ритм, помните, что любую работу нужно через равные промежутки времени чередовать с паузами для отдыха. Как правило, рекомендуют отдыхать 10-15 минут через каждые 45-50 минут работы. Но Вы можете выработать другой, более подходящий для себя режим.
Эти простые и вместе с тем очень важные принципы помогут побороть свою неусидчивость, и Вы сможете проще и эффективней справляться со своими задачами. И неважно, в какой сфере Вы будете добиваться намеченных целей. Даже если эта деятельность со стороны почти никому не заметна. Зато благодаря усидчивости Вы станете справляться с делами лучше, быстрее и легче. А значит, будете получать от них больше удовлетворения!

С уважением, Анна Бычко
консультант по развитию скорочтения, памяти и внимания

Проблема как развивать усидчивость и внимание, актуальна не только для детского возраста, взрослым этого тоже часто не хватает. Но и взрослый может развить их в себе. Уровень внимания зависит от концентрации и устойчивости, а также от уровня самодисциплины человека. Развитие внимания происходит через ежедневное скрупулезное выполнение специальных упражнений. Подвижные виды спорта, кроссворды, головоломки – это тоже упражнения для развития внимания. Но в этих случаях успех можно достичь, лишь увлекшись игрой или решением задач.

Особенности концентрации

В опрос, как развивать усидчивость и внимание возникает обычно тогда, когда приходится выполнять неинтересную и нудную работу. Не важно, физического или умственного характера. Не отвлекаться от нее сложно, а вот энергии и сил она забирает будь здоров. В таких случаях развивать усидчивость и внимание помогает создание рабочей обстановки вокруг: удобное кресло, отсутствие лишних и ярких предметов в поле зрения, отсутствие посторонних шумов и т.д. Но для эффективности работы мозга все равно необходимо переключать его внимание на другую деятельность через каждые 45-50 минут.

Также с самого утра стоит правильно психологически настраиваться на работу. Развивать внимание помогает такое упражнение. Представьте, что в голове у вас шкаф, в ящиках которого находятся все дела, которые планируете совершить за день. Приступая к одному из них, выдвиньте соответствующий ящик, а остальные плотно закройте. Стремясь развивать внимание , помните о колебаниях умственной активности. Наиболее важные дела следует планировать на утро, с девяти до двенадцати, и на день, с трух до семи вечера.


Как развивать усидчивость и внимание

Считается, что для описания внимания достаточно трех законов:

1. Апперцепции. Внимание пластично и меняется в зависимости от длительности поддержания интереса к объекту. То есть внимание зависит от интереса к объекту и состояния наблюдателя. Это надо учитывать, когда вы делаете упражнения на развитие внимания.

2. Установки. Человеческий организм при постоянном и регулярном повторении реакции на одну и ту же информацию вырабатывает привычку реагирования.

3. Составляющих. Охватывает все выше упомянутые параметры, а именно:

Развивать внимание и его устойчивость можно постоянно, важно лишь не отвлекаться на посторонние вещи;
- надо стремиться уметь делать несколько дел сразу;
- держать в поле зрения несколько разнородных объектов, соединять в одно время несколько разнородных видов деятельности;
- переключать внимание с одного вида деятельности на другой.

Как развивать внимание

Развивать усидчивость и внимание можно с помощью приведенных ниже упражнений. В этом деле важно только не лениться.

1. Сконцентрируйте взгляд на кончике одного из своих пальцев примерно на две минуты, не обращая внимания на все вокруг. Проделывайте его каждый день не менее трех раз.

2. Закройте глаза и сконцентрируйтесь на биении сердца, дыхании. Это помогает не только развивать внимание, но и успокаиваться.

3. Во время поездки в транспорте попеременно концентрируйте взгляд на стекле и на объектах за ним.


4. Возьмите лист бумаги с текстом и посередине поставьте большую точку зеленого цвета. Перед сном минут 10 смотрите на точку, не отвлекаясь на посторонние мысли. Можно выполнять это упражнение не только перед сном.

5. Это упражнение направлено на развитие внимания слухового. Около восьми минут постарайтесь сконцентрироваться на окружающих вас звуках, желательно природного происхождения.

Тренировка на работе

Уходя из кабинета, бросьте на него внимательный взгляд. Затем на перекуре или во время обеда, постарайтесь воссоздать обстановку в мелочах. Напишите двадцать цифр в любой последовательности, а потом пытайтесь найти в них те несколько подряд, которые дают в сумме определенную цифру. Постарайтесь одновременно двумя руками нарисовать разные геометрические фигуры. Возьмите какую-то фразу и найдите в ней определенное имя. В целом помните, решить вопрос, как развивать усидчивость и внимание , помогает и поддержание хорошего здоровья организма.

Как развить усидчивость у ребенка

Спокойно сидеть на месте и не отвлекаться могут далеко не все малыши. Обычно в возрасте 3−6 лет они настолько любопытны и активны, что сосредоточиться на чем-то одном им крайне сложно. Детские психологи советуют уже в дошкольном возрасте приучить детей к дисциплине, чтобы во время обучения в школе не возникла проблема дефицита внимания.

Усидчивость - ключ к успеху

Почему родителей должен интересовать вопрос, как воспитать усидчивость у ребенка? Потому что именно усидчивость во многом определяет способность малыша к обучению. Чтобы изучаемый материал эффективно усваивался и запоминался, необходимо сконцентрировать внимание и сохранять терпение. Если же малыш будет постоянно отвлекаться и стремиться переключиться на другие занятия, процесс обучения не даст ожидаемых результатов.

Кроме того, отсутствие усидчивости является сигналом о том, что у малыша может быть диагностирована детская гиперактивность - СДВГ. Подтвердить/опровергнуть наличие синдрома могут только профессионалы, однако неусидчивость в дошкольном возрасте - один из его основных симптомов, поэтому не будет лишним посещение детского психолога.

Развиваем усидчивость

Многие взрослые считают усидчивость особенностью темперамента малыша. Но ее также можно рассматривать как навык, который можно приобрести или развить. «Сломать» привычку ребенка отвлекаться не так просто - нужно во многом пересмотреть его образ жизни, график дня и даже список занятий. К тому же, родителям следует понимать, что усидчивость появляется с возрастом, и выработать ее за несколько недель невозможно. Развитие этого «навыка» требует терпения, выдержки и выполнения некоторых правил, позволяющих изменить отношение малыша к происходящим вокруг событиям. Развитие усидчивости у ребенка возможно при следующих условиях:

  • Занятия соответствуют возрасту и интересам ребенка. Не стоит от трехлетнего малыша ожидать вовлеченность в процесс изучения, например, иностранного языка. Ему больше хочется бегать, играть в конструктор или рисовать. Сохранять усидчивость во время малоинтересующих занятий и взрослый человек может с трудом, не говоря уже об активных детках.
  • В семье принято завершать все начатые дела. Чтобы ребенок понял важность завершения процессов, взрослым необходимо подать правильный пример. Не бросайте уборку, если уже выполнили ее наполовину, не увлекайтесь перекусами - готовьте полноценные обеды, досматривайте до конца мультфильмы, дочитывайте сказки и т. д.
  • Спокойствие и терпение. Дети дошкольного возраста не понимают, почему родители ругают их за проявление интереса к вещам, не имеющим отношения к текущему занятию. Соответственно, попытки воспитать усидчивость «кнутом» не дают ожидаемых результатов, а лишь приводят к развитию стресса у ребенка и усугублению ситуации. Только сохраняя спокойствие, родители могут привлечь внимание малыша и помочь ему преодолеть неусидчивость.
  • Отсутствие жестких ограничений детей 3−4 лет. В этом возрасте малыши наиболее любопытны - их интересует все окружающее. Отрезав или ограничив доступ к новому, родители лишают детей возможности познавать мир. Требовать усидчивости все же стоит у малышей постарше - в возрасте 5−6 лет. В этот период они уже способны осознанно концентрировать внимание.

Упражнения и занятия

Помимо общих правил общения с чрезмерно активными детьми, психологи предлагают выполнять упражнения на развитие внимательности и проводить занятия, требующие концентрации и сосредоточенности. К ним относятся:

  • Паззлы, конструкторы, мозаики. Чтобы собрать красивую картинку или построить впечатляющее игрушечное сооружение, ребенку нужно потрудиться - внимательно рассматривать детали, соединять их друг с другом. Работа для неусидчивого малыша щепетильная и сложная, но ее результат потраченных усилий определенно стоит.
  • «Найди отличия». Сравнивать две, на первый взгляд, одинаковые картинки и пытаться найти в них отличия - отличный способ научить ребенка концентрировать внимание. Скорее всего, это будет получаться не сразу, и малышу может понадобиться помощь взрослых, но со временем ему и самому станет интересно. Главное - подбирать задания по возрасту, иначе задача окажется просто невыполнимой и отобьет у ребенка желание ее решать.
  • Творчество. Рисованием можно увлечь далеко не каждого малыша, поэтому нужно искать альтернативные варианты. Лепка, аппликации, плетение, фрески и прочее рукоделие не только способствуют приучению к усидчивости, но и развивают моторику пальцев.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.