«Известия. Здание газеты «Известия Дом газеты известия

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 30 ноября 2019 года, заявку можно подать с 28 июня по 28 июля 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

Здание газеты «Известия»
Дата постройки: 1925-1927 гг.
Архитекторы: Бархин Г.Б. при участии Бархина М.Г.
Конструктор: Лолейт А.Ф.
Адрес: Пушкинская площадь (бывшая Страстная площадь), дом №5.

На месте корпуса редакции газеты «Известия» раньше находился дом М. И. Римской-Корсаковой, который в Москве называли «домом Фамусова» А. С. Грибоедов часто бывал здесь. По легенде, однажды на балу у Корсаковой он стал нападать на пристрастие москвичей ко всему французскому — точь-в-точь из будущего монолога Чацкого: «…Чтоб истребил Господь нечистый этот дух Слепого, рабского, тупого подражанья». Все решили, что Грибоедов сошел с ума, и многие ездили к нему справиться о его здоровье. «Я же им докажу что я не сошел с ума!» — не выдержал Грибоедов и написал в ответ «Горе от ума».

Место для здания газеты было выбрано около издательства Сытина на Тверской и редакции «Утра России» Ф.О.Шехтеля в Путинковстом переулке. Участок для здания был невелик и архитекторы предложили изначально здание в 14 этажей. Однако по градостроительным соображениям было решено оставить 6 этажей.

В шестиэтажном объеме здания «Известий» читается ордерное деление на повышенный цоколь, равномерную, разрезанную на квадраты окон стену, и антаблемент с круглыми окнами и надписями рубленый шрифтом на стене карниза. Обращенная к Тверской угловая часть здания подчеркнуто-вертикальна - как оставшийся намек на первоначально запроектированную 140ти этажную башню. Этот эффект достигается сплошным остеклением лестничной клетки над козырьком главного входа, вынесенными вперед ограждениями балконов над высокой въездной аркой и венчающим акцентом - глубокой светотенью вынутого угла, перекрытого тонкой плитой. Важной составляющей архитектурного «декора» была надпись с названием газеты «Известия ЦИК СССР и ВЦИК», к сожалению, замененная и выполненная теперь другим шрифтом. Динамику усиливают квадратные часы на торце здания и бегущая светящаяся строка, венчающая срезанный антаблемент главного фасада.

Список литературы:

Издательство Жираф Москва 2006. «Архитектура Москвы 1920-1960»

Бархина А.Г., Г.Б. Бархин, М., 1981;

Бусева-Давыдова И.Л., Нащокина М.В., Астафьева-Длугач М.И., Архитектурные прогулки по Москве, М., 1997;

Латур А. Москва 1890-2000. Путеводитель по современной архитектуре, М., 1997.

Часть фото Виктор Ахломов, "Известия"

ИЗ ИСТОРИИ ИЗДАТЕЛЬСТВА
Главное здание издательства «Известия» расположено в центре Москвы, на Пушкинской площади, в здании, построенном по оригинальному проекту советского архитектора Г.Б. Бархина в стиле конструктивизма. Когда-то в этом квартале располагалась «издательская империя» одного из основателей отечественной полиграфии, мецената и просветителя Ивана Дмитриевича Сытина. Именно Сытину советское правительство, переехавшее из Петрограда в Москву в 1918 году, поручило наладить выпуск правительственной газеты «Известия». Этот государственный печатный орган де-факто рождался в принадлежавшем Сытину пятиэтажном здании типографии сытинской газеты «Русское слово» на Тверской; среди полиграфистов, обеспечивших выход «Известий» к читателям страны, было немало сытинцев. Официально издательство «Известия ЦИК Союза ССР и ВЦИК» образовано 24 января 1922 года Декретом ВЦИК Советов Рабочих, Крестьянских, Казачьих и Красноармейских Депутатов и Совета Народных Комиссаров РСФСР, однако начало его деятельности восходит к марту 1917 г., когда готовились к выпуску первые номера будущего печатного органа Верховного Совета СССР газеты «Известия». Уже в первой половине 1920-х годов издательство превращается в мощный полиграфический комбинат, выпускавший ведущие правительственные, партийные, культурно-просветительские и литературно-художественные издания, мировую и отечественную литературную классику. Именно известинские полиграфисты зарабатывают средства, позволяющие не только развивать производство и содержать одноимённую газету, но и заниматься расширением известинских площадей.
Новое здание «Известий» по заказу полиграфкомбината спроектировал Григорий Борисович Бархин, решивший сложную задачу размещения под одной крышей издательства, типографии и редакции. Принятый в эксплуатацию в 1927 году, новый известинский корпус немедленно превращается в яркую достопримечательность столицы СССР и России. В кратчайшие сроки заслуженную славу образцовой и самой передовой приобретает известинская полиграфия. В советское время комбинат печатал более 40 наименований советской периодики общим тиражом в десятки миллионов экземпляров. С полиграфистами комбината сотрудничали газеты «Труд», «Неделя», «Семья», «Спорт-Экспресс», журналы «Дружба народов», «Новый мир», «Иностранная литература», «Театр», «Советский балет» и другие. В крупнейших городах Советского Союза под эгидой издательства действовали 59 пунктов децентрализованной печати; 85 тысяч отделений связи и 35 тысяч киосков распространяли печатную продукцию издательства. Прибыли от этой деятельности позволили создать обширную материально-производственную инфраструктуру, социально-бытовую и спортивно-оздоровительную базу, выстроить ещё один корпус по улице Тверской (дом 18-б), куда была переселена редакция газеты «Известия», активно участвовать в общественно-политической и спортивно-культурной жизни страны. После прекращения существования СССР в условиях социально-экономического кризиса издательство «Известия» и газета «Известия» продолжили работу независимо друг от друга.
Нынешний издательский комплекс «Известия» – Федеральное государственное унитарное предприятие, входящее в структуру Управления делами Президента России, авторитетный флагман полиграфической отрасли страны. Наряду с выпуском газет, журналов, книжной продукции по культурно-просветительской и общественно-политической тематике известинцы выполняют ответственные заказы Правительства Российской Федерации, Администрации Президента, Государственной Думы, Совета Федерации.

Вконтакте

История

Здание построено на Страстной площади у монастыря, уничтоженного в 1930-е годы.

Во время работы Бархин смотрел за постройкой дома из окна своей жилой квартиры, так как жил на другом конце площади, в доходном доме инженера Нирнзее.

В 1975 году угол здания застроен новым корпусом.

Архитектура

Архитектор Григорий Бархин. Инженер А. Ф. Лолейт. Штукатуркой занялась бригада итальянцев. Другие их работы находятся в Музее изобразительных искусств. Здание выдержано в стиле .

NVO , GNU 1.2

Участок был заполнен двумя корпусами (производственным и редакционным), соединёнными лестничным блоком. Вначале проект подразумевал постройку башни высотой в 12 этажей, но в 1926 году власти запретили сооружать здания больше семи этажей внутри Садового кольца, поэтому от идеи башни отказались.


Kemal KOZBAEV , CC BY-SA 4.0

Стены дома представляют решётки вертикальных и горизонтальных столбов, также была лестница и балконы, перемещённые к углу.

В 1975 году здание перестроил архитектор Ю. Н. Шевердяев.

Фотогалерея

Построенное в 1927 году по проекту архитектора Григория Бархина при участии известного инженера-конструктора, одного из основателей советской научной школы теории железобетона Артура Лолейта здание газеты «Известия» на Пушкинской площади в Москве является одним из самых знаменитых столичных памятников конструктивизма второй половины 20-х годов прошлого века. Символично, что заниматься проектом реконструкции «Известий» выпало правнуку Григория Бархина, архитектору и реставратору архитектурной мастерской Ginzburg architects Алексею Гинзбургу. Реставрация здания, в котором долгие годы располагались типография и редакция знаменитой советской газеты, была завершена в 2016 году, и теперь «Известия» украшают Пушкинскую площадь в том самом виде, в котором это сооружение и задумывалось знаменитым автором. TATLIN публикует фрагмент разговора с Алексеем Гинзбургом о процессе реставрации «Известий», полную версию интервью можно найти в новом , посвященном этому проекту.

Опыт реставрации

«Известия» стали для меня первым реализованным проектом реставрации памятника современной архитектуры. Многие изученные нами тогда методики и технологии теперь применяются в нашей работе над реставрацией ещё одного памятника конструктивизма - Дома Наркомфина. При этом важно подчеркнуть, что эти два здания очень серьёзно отличаются друг от друга, и подходы к их реставрации кардинально разные. Тем ни менее, опыт работы над «Известиями» нам очень помогает. В первую очередь речь идёт о разделении здания на те фрагменты, которые нужно консервировать и сохранять в качестве подлинной исторической фактуры, и те, которые были либо сильно видоизменены, либо утрачены, и их необходимо воссоздавать. По сути, я говорю о следовании так называемой Венецианской хартии, которая была принята международным сообществом в 60-е годы ХХ века. В этом документе изложены основные принципы реставрации памятников современной архитектуры, в том числе архитектуры авангарда.

Здание «Известий» в процессе строительства, 1926

Здание газеты «Известия», 1927

Историческое зонирование

Структурно здание состояло из двух блоков, один из которых, в глубине квартала, был типографским, а другой, выходящий на площадь, редакционным, предназначенным для журналистов. Два независимых блока были соединены вертикальным коммуникационным «стволом» с двумя лестницами, двумя лифтами и санузлами. Корпуса и образованный ими небольшой внутренний двор стояли на едином цокольном этаже, служившим для связи между блоками. Там же находились вспомогательные помещения, в том числе раздевалки и столовая для рабочих. Цокольный этаж был освещён огромными окнами, подобное естественное освещение соответствовало всем санитарным нормам того времени. Из цокольного этажа типографские служащие и сотрудники редакции поднимались наверх в свои рабочие зоны. Структуры функционирования этого здания и его внутренние коммуникации были организованы максимально ясно и логично. Также в «Известиях» существовал ещё и парадный вход, через который в редакцию попадали журналисты и их гости. Таким образом, Григорий Бархин, не будучи членом общества современных архитекторов (ОСА) и никогда в жизни не присоединявшийся ни к каким творческим группам, создал совершённое с точки зрения функциональности здание, более конструктивистское, чем многие другие дома, построенные членами этого движения.

План 6-го этажа, проект Г. Бархина, 1926

Эксплуатация здания

«Известия», дожившие до 2012 года, когда начался процесс реставрационных исследований здания, уже сильно отличались от первоначального проекта, так как большинство памятников 20-х годов прошли через два этапа переустройства и изменений. Первый относился к 1950–70-м годам, когда первоначально заложенные в эти здания идеи были уже никому не интересны и непонятны. Между тем хозяйственный подход к государственной собственности вызывал желание что-то пристроить или надстроить. Такая рачительность завхозов привела к появлению огромной двухэтажной пристройки сзади «Известий», расползшейся вдоль первого этажа восточного фасада трансформаторной подстанции и, самое главное, по наполовину застроенному внутреннему двору. Расположенная во внутреннем дворе независимая конструкция во всю высоту здания была соединена с редакцией на каждом этаже. Дважды менялась надпись «Известия» на главном фасаде и в итоге была демонтирована совсем.

Главный фасад до реставрации

Кроме того, были изменены многие окна. К примеру, знаменитые круглые окна на главном фасаде вместо вписанного креста переплётов получили вписанный квадрат. Около половины окон главного фасада были заменены на разнокалиберные алюминиевые, деревянные и пластиковые вставки. Вторая волна варварских изменений, накрывшая памятники авангарда, пришлась на 1980–90-е годы, когда зарождавшееся кооперативное движение, а позже молодой бизнес, искали новые пространства для своей деятельности. Нижние этажи «Известий» были сданы в аренду под рестораны. Их владельцы полностью изменили планировку, перекрытия, прорубили входы с Пушкинской площади. Вентиляция и кондиционирование ресторанов обеспечивались большим количеством труб и воздуховодов, полностью закрывших западный фасад и дворовые фасады. Внешние блоки холодильных машин загромоздили то немногое свободное пространство, которое сохранилось после предыдущих вмешательств. Все арки в квартале в 90-е годы были застроены для более эффективного использования площади. Они стали частью ночных клубов, в изобилии разместившихся внутри квартала «Известий». Арка старой редакции не стала исключением.

Восточный фасад до реставрации

Спасение витража

От первоначального сборного витража до наших дней сохранилось примерно 50%. По большей части он представлял собой покрытые многочисленными слоями краски вставки из дерева, алюминия, пластика, и никто не верил, что нам удастся этот витраж спасти. Очистить его пескоструйными машинами не представлялось возможным. Обжиг строительным феном также не дал нужных результатов. В итоге в Петербурге мы нашли реставрационную компанию, которая чистит подобные конструкции, но не песком, а керамической крошкой очень мелкой фракции. С помощью этой технологии нам удалось очистить подлинный металл практически до состояния нержавейки. Утерянные части витража были воссозданы, все стёкла заменены, отреставрированы старинные доводчики. Вместо замазки нами использовались современные резиновые уплотнители.

Фасад после реставрации

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.