28.09.2019
Есть еще девушки в русских селеньях. Есть женщины в русских селеньях. Есть женщины в русских селениях
В своих поэмах и стихотворениях Некрасов показывал замечательные характеры русских женщин. Сопоставлял их судьбу с будущей жизнью, изображал тяжелый труд крестьянок на барщине. В его поэзии нашла свое отражение целая эпоха общественного развития. Некрасов явился поэтическим вождем поколения 60-70-х годов XIX века. Поэт сблизил поэзию с народом, внес в литературу новые темы и образы. Его произведения, остаются актуальными и в наше время.
В произведениях поэта возникает согретый авторской любовью образ женщины-крестьянки, чистой сердцем, светлой умом, сильной духом. Именно такова Дарья, героиня поэмы "Мороз, Красный нос", по духу - сестра некрасовских декабристок.
Н. А. Некрасов.«Есть женщины в русских селеньях...»
Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц,-
Их разве слепой не заметит,
А зрячий о них говорит:
«Пройдет - словно солнце осветит!
Посмотрит - рублем подарит!»
Идут они той же дорогой,
Какой весь народ наш идет,
Но грязь обстановки убогой
К ним словно не липнет. Цветет
Красавица, миру на диво,
Румяна, стройна, высока,
Во всякой одежде красива,
Ко всякой работе ловка.
И голод и холод выносит,
Всегда терпелива, ровна...
Я видывал, как она косит:
Что взмах - то готова копна!
Платок у ней на ухо сбился,
Того гляди косы падут.
Какой-то парнек изловчился
И кверху подбросил их, шут!
Тяжелые русые косы
Упали на смуглую грудь,
Покрыли ей ноженьки босы,
Мешают крестьянке взглянуть.
Она отвела их руками,
На парня сердито глядит.
Лицо величаво, как в раме,
Смущеньем и гневом горит...
По будням не любит безделья.
Зато вам ее не узнать,
Как сгонит улыбка веселья
С лица трудовую печать.
Такого сердечного смеха,
И песни, и пляски такой
За деньги не купишь. «Утеха!»
Твердят мужики меж собой.
В игре ее конный не словит,
В беде - не сробеет,- спасет;
Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдет!
Красивые, ровные зубы,
Что крупные перлы, у ней,
Но строго румяные губы
Хранят их красу от людей -
Она улыбается редко...
Ей некогда лясы точить,
У ней не решится соседка
Ухвата, горшка попросить;
Не жалок ей нищий убогий -
Вольно ж без работы гулять!
Лежит на ней дельности строгой
И внутренней силы печать.
В ней ясно и крепко сознанье,
Что все их спасенье в труде,
И труд ей несет воздаянье:
Семейство не бьется в нужде,
Всегда у них теплая хата,
Хлеб выпечен, вкусен квасок,
Здоровы и сыты ребята,
На праздник есть лишний кусок.
Идет эта баба к обедне
Пред всею семьей впереди:
Сидит, как на стуле, двухлетний
Ребенок у ней на груди,
Рядком шестилетнего сына
Нарядная матка ведет...
И по сердцу эта картина
Всем любящим русский народ!
Никола́й Алексе́евич Некра́сов (28 ноября (10 декабря) 1821, Немиров, Российская империя - 27 декабря 1877 (8 января 1878), Санкт-Петербург) - русский поэт, писатель и публицист. Признанный классик мировой литературы.
Современники говорили, что он был «человек мягкий, добрый, независтливый, щедрый, гостеприимный и совершенно простой… человек с настоящею… русскою натурой - бесхитростный, весёлый и грустный, способный увлекаться и весельем и горем до чрезмерности».
Тематическое оглавление (Рецензии и критика: литература)
предыдущее по теме………………………………… следующее по теме
предыдущее по другим темам…………… следующее по другим темам
Завтра первый гендерный праздник – 23 февраля. Не за горами и второй. Ко второму начнут цитировать стихи неизвестного автора (если кто знает автора, скажите)
Смола как слеза на полене
Вечерний загадочен свет
Есть женщины в русских селеньях...
А в прочих селеньях их нет!
Зайдите в селенья Таити
В селенья ЮАР, Шри-Ланки
В селенья Канады зайдите
- Повсюду одни мужики.
Нет женщин в селах Занзибара,
Нет женщин в селеньях Мали,
И даже в снегах Антарктиды
Еще ни одной не нашли
Надрался ямщик из Госкони,
А кони возьми и "ку-ку"
Кто? Кто остановит Вас, кони,
В Госкони на полном скаку?
Пылают пожары в Техасе
Но некому с криком: "Ахти!
Там Вася! Там пьяный мой Вася"
В горящую избу войти.
Трясут катаклизмы планету
Под радостный вой воронья
Нет женщин, Вы слышите - нету
В угрюмых селеньях ея.
А мы тут такие-сякие
Все ищем ответ на вопрос:"
К чему бы на баб из России
Такой потрясающий спрос.
Попробуйте определить: похвалили тут русских женщин или обругали за зазнайство? Скажите, мол, пожалуйста, русские женщины какие-то особенные! Да как все!
Это стихотворение навеяно известными стихами Наума Коржавина.
Наум Коржавин
Вариации из Некрасова
Столетье промчалось. И снова,
Как в тот незапамятный год -
Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдет.
Ей жить бы хотелось иначе,
Носить драгоценный наряд...
Но кони - всё скачут и скачут.
А избы - горят и горят.
Вроде бы, и пожалел Коржавин несчастных русских женщин, но, как-то все же снизил образ.
И. Губерман
Он даму держал на коленях,
и тяжко дышалось ему.
есть женщины в русских селеньях -
не по плечу одному.
А вот и первоисточник, о котором редко вспоминают, потому что в нем нет ни капли юмора, потому что он слишком пафосный. Зато в нем есть уважение, восхищение. Почувствуйте разницу.
Николай Некрасов. Отрывок из поэмы «Мороз-Красный нос».
Однако же речь о крестьянке
Затеяли мы, чтоб сказать,
Что тип величавой славянки
Возможно и ныне сыскать.
Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц,-
Их разве слепой не заметит,
А зрячий о них говорит:
«Пройдет - словно солнце осветит!
Посмотрит - рублем подарит!»
Идут они той же дорогой,
Какой весь народ наш идет,
Но грязь обстановки убогой
К ним словно не липнет. Цветет
Красавица, миру на диво,
Румяна, стройна, высока,
Во всякой одежде красива,
Ко всякой работе ловка.
И голод и холод выносит,
Всегда терпелива, ровна...
Я видывал, как она косит:
Что взмах - то готова копна!
Платок у ней на ухо сбился,
Того гляди косы падут.
Какой-то парнек изловчился
И кверху подбросил их, шут!
Тяжелые русые косы
Упали на смуглую грудь,
Покрыли ей ноженьки босы,
Мешают крестьянке взглянуть.
Она отвела их руками,
На парня сердито глядит.
Лицо величаво, как в раме,
Смущеньем и гневом горит...
По будням не любит безделья.
Зато вам ее не узнать,
Как сгонит улыбка веселья
С лица трудовую печать.
Такого сердечного смеха,
И песни, и пляски такой
За деньги не купишь. «Утеха!»
Твердят мужики меж собой.
В игре ее конный не словит,
В беде - не сробеет,- спасет;
Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдет!
Красивые, ровные зубы,
Что крупные перлы, у ней,
Но строго румяные губы
Хранят их красу от людей -
Она улыбается редко...
Ей некогда лясы точить,
У ней не решится соседка
Ухвата, горшка попросить;
Не жалок ей нищий убогий -
Вольно ж без работы гулять!
Лежит на ней дельности строгой
И внутренней силы печать.
В ней ясно и крепко сознанье,
Что все их спасенье в труде,
И труд ей несет воздаянье:
Семейство не бьется в нужде,
Всегда у них теплая хата,
Хлеб выпечен, вкусен квасок,
Здоровы и сыты ребята,
На праздник есть лишний кусок.
Идет эта баба к обедне
Пред всею семьей впереди:
Сидит, как на стуле, двухлетний
Ребенок у ней на груди,
Рядком шестилетнего сына
Нарядная матка ведет...
И по сердцу эта картина
Всем любящим русский народ.
Совсем недавно наткнулась на стихотворение современного автора Владимира Поварова, посвященное сельской женщине. Оно вызвало немало положительных откликов читателей:
На деревенской женщине нашей,
которая сеет и жнёт, и пашет,
и прёт, как лошадь, тяжёлый воз,
всё держится и всё поднялось!
Простая она и трудолюбивая,
бесхитростная и терпеливая,
и неустрашимая, как солдат!
Куда ты, Русь, без неё, куда
Без русской бабы кургузой, сивой,
чуть мешковатой и всё же красивой,
которую очень трудно постичь.
Пойми её ты и возвеличь
Без всякой мысли и укоризны!
Как только баба уйдёт из жизни
или заменит кто-нибудь пусть -
осиротеет святая Русь!
Автор, несомненно, во многом прав: действительно, сельские женщины на своих плечах держат русскую деревню. И мне захотелось на страницах нашего сайта рассказать о женщинах, жительницах села, внесших огромный вклад в развитие Житного. Это медики, учителя, воспитатели, работники администрации, труженицы, словом те, кого знает и уважает все село, к чьему мнению прислушиваются. К сожалению, они не отмечены почетными званиями и наградами, хотя своим трудом и отношением к жизни, людям, конечно же, их достойны. Вот только стихотворные строки хотелось бы к их образам подобрать иные. Мне вспомнились строчки Некрасова из поэмы «Мороз красный нос»:
Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц,-
Их разве слепой не заметит,
А зрячий о них говорит:
«Пройдет - словно солнце осветит!
Посмотрит - рублем подарит!»
Идут они той же дорогой,
Какой весь народ наш идет,
Но грязь обстановки убогой
К ним словно не липнет. Цветет
Красавица, миру на диво,
Румяна, стройна, высока,
Во всякой одежде красива,
Ко всякой работе ловка.
Открыть цикл статей о женщинах нашего села позвольте с историй жизни двух подруг, которые когда-то давно приехали в Житное и прикипели всем сердцем к этому месту. Были поддержкой, крепким тылом своим супругам, поднимавшим колхоз «Красная звезда», воспитавшим замечательных детей, которые, следуя примеру родителей, остались в Житном. Потому что так же, как и их матери приросли душой к своей малой родине.
Тамара Георгиевна Санникова родилась в селе Вышка Республики Калмыкия 25 марта 1937 года. Ее назвали в честь акушерки, которая приезжала в село принимать роды. Ребенок войны, она пережила все тяготы и лишения грозных сороковых лет. В детстве на вопрос «кем бы ты хотела быть, когда вырастешь» девочка отвечала: «ДоХтором». В 1955 году, закончив мумринскую десятилетнюю школу, Тамара Георгиевна поступила в Астраханское медицинское училище.
И в 1957 году, получив диплом фельдшера, уехала работать в село Тумак Зеленгинского района. А через два года наша героиня приехала в Житное. И в 1959 году Тамара Георгиевна навсегда связала свою жизнь с нашим селом.
В 1960 году Тамара Георгиевна вышла замуж за Санникова Валентина Ивановича. Валентин Иванович возглавлял колхоз «Красная звезда», вывел его в передовики. Настоящий руководитель, радеющий за своих подчиненных, он много сделал для нашего села и его жителей.
До сих пор житнинцы вспоминают его добрым словом. Но ведь очень важно, чтобы рядом с таким мужчиной была женщина, которая поддержит, окружит заботой и вниманием, разделит горечь поражений и радость побед, создаст маленький мир, в котором можно спрятаться от бесконечных дел и проблем, отдохнуть, получить заряд любви, нежности и сил для дальнейших свершений. Тамара Георгиевна стала надежным другом, помощником Валентину Ивановичу, хранителем их семейного счастья, замечательной мамой и бабушкой.
Многие женщины рядом с сильными мужчинами уходят из профессии, полностью отдавая себя семье, заботам, подчиняются только интересам мужа и детей. Но Тамара Георгиевна не стала домохозяйкой, она продолжила работать в медицине и 33 года отдала этому трудному, но такому важному делу.
В течение десяти лет Тамара Георгиевна проработала дежурной медсестрой. Люди старшего поколения и мои ровесники должны помнить, какая строгость была в Житниской больнице, порядок во всем: белье, одежда только больничные, соблюдение режима – дело обязательное, прием лекарств и процедур строго по времени. Даже посещение больных только в положенные часы! А какая была наполняемость палат в стационаре! Это не значит, что больше болели. Просто к людям относились внимательно, создавались замечательные условия для скорейшего выздоровления. И за всем этим порядком стояли врачи, медсестры, санитарки больницы, в том числе и наша героиня.
Позже Тамара Георгиевна перешла работать в поликлинику, став терапевтической медсестрой. Тактичная, доброжелательная, всегда улыбающаяся и открытая она проработала со всеми терапевтами житнинской больницы. Когда Тамара Георгиевна начинала работать, в больнице было 15 коек и два врача: Галина Михайловна Муравьева и Дора Семеновна. Позже колхоз построил современную больницу. Ни в одном селе Икрянинского района не было такого здания. Валентин Иванович смотрел в будущее, думая о том, что село будет расти, развиваться и ему нужны квалифицированные медицинские работники. И условия были созданы.В Житное стали приезжать медики.
Тамара Георгиевна с болью в голосе говорит о нашей больнице. Ведь сколько было сделано, как слаженно работал коллектив. Фактически, людям не нужно было выезжать за пределы села, чтобы получить помощь. Лаборатория, хирургия, стоматология, рентген кабинет, гинекология, педиатрия, физиокабинет…-работали все отделения. Коллектив больницы работал, что говориться, с душой. Конечно же, нашей героине обидно и горько смотреть на то, что стало с житнинской больницей.
Особенно обидно за своего супруга, Валентина Ивановича, который, в отличие от последующих руководителей села, понимал, что больница, школа и детский сад – это краеугольные камни в фундаменте жизни села. Не будет их – умрет село! Санников выделял немаленькие средства на поддержание школы, садика, больницы в хорошем состоянии.
К сожалению, человек не вечен. Да и дело рук его может жить лишь в том случае, если его продолжают. А последователей доброго начинания не нашлось… «Как же так? – удивляется Тамара Георгиевна. –Столько было создано руками наших тружеников-колхозников на благо нашего общего дома – Житного! Сколько ребятишек рождалось в селе! Жизнь кипела, как в большом муравейнике. С пяти утра начинало село «шуметь». И лишь после заката рабочие звуки умолкали. Однажды в больницу привезли жителя села Краса, Балашова. Он был ранен, нож торчал прямо в сердце. Везти дальше нельзя! Решили оперировать в Житном. Быстро доставили нужных специалистов и спасли человека. Возможно сейчас такое? Нет! Почему же позволили всему развалиться? Как допустили?» Не может принять эта замечательная женщина современной реальности. Но Тамара Георгиевна – человек позитивный, оптимистичный. Она с надеждой смотрит в будущее, думая, что найдутся ещё люди, подобные ее супругу, и поднимут село, не дадут ему окончательно погибнуть.
На протяжении всего разговора Тамара Георгиевна больше говорила о селе и его жителях, чем о себе. И не удивительно, она человек скромный, считает, что ничего выдающегося в жизни не сделала. Просто любила свою работу и людей. «Знаешь,- говорит Тамара Георгиевна, - я хотела идти на работу. Мне нравилось помогать людям, быть нужной. Люди приходили со своей болью. Каждого хотелось подбодрить, вселить надежду, облегчить страдания. Случаи были разные: и ножевые ранения, и серьезные заболевания. Плохие ли, хорошие люди обращались за помощью – лечили всех. Даже с эпидемией холеры в 70-ых годах справились! Мы тогда сутками дежурили в больнице, домой нас не выпускали солдаты, охранявшие ее. Нисколько не жалею, что пошла в медицину!»
Мы спросили Тамару Георгиевну, если бы у нее была возможность «переписать книгу своей жизни», что бы она изменила? Наша героиня долго не думала: «Была возможность уехать. Моего мужа однажды приглашали работать в область. Он отказался. Не смог оставить колхоз, а я его поддержала! Никогда меня не прельщала городская жизнь. Мне нужно просыпаться и наступать на родную землю… И вообще, самое великое дело – воспитать достойных детей. У нас с мужем это получилось. За своих дочерей мне не стыдно. Я горжусь ими, радуюсь внукам, дождалась первого правнука. Жизнь удалась, за что я и благодарю Всевышнего».
Меня всегда восхищала Тамара Георгиевна. В ее жизни было немало трудностей и потерь. Но в нашем с ней разговоре она ни разу не посетовала на судьбу, не высказала обиду в чью-либо сторону. Я никогда не видела ее хмурой, неприветливой. Всегда красивая, улыбающаяся и необыкновенно интеллигентная, она ассоциировалась у меня с образом английской королевы. Честь, достоинство и любовь - эти три слова определяют жизненный путь этой замечательной женщины.
В 1959 году по рекомендации Тамары Георгиевны в Житнинскую больницу приехала молодая красивая девушка с дипломом фельдшера-акушера Астраханского медицинского училища. Звали ее Лариса Александровна Астафьева. Родилась наша героиня в 1937 году в поселке Рынок Лиманского района, школу закончила в поселке Мумра. Но так сложилась судьба, что родным для нее стало наше Житное.
Начинала свою трудовую деятельность Лариса Александровна в Житнинском родильном доме, но его вскоре закрыли и молоденькая девочка осталась работать в экстренной родовой палате акушеркой. Несмотря на молодость, она справлялась с этой ответственной и серьезной должностью на «отлично». Беспокойная, решительная, она выезжала на вызовы и в Красу, и в Чулпан, и в Седлистое в любое время года и суток, потому что хорошо понимала, помочь роженицам никто кроме нее не сможет - села-то за паромные. «Приемные дети, - шутит Лариса Александровна, - у меня есть во всех селах». Первым ее испытанием были сложные роды. Женщина могла умереть, но Лариса Александровна не растерялась и помогла появиться на свет крепкому малышу. «Справилась я без всякой помощи,- вспоминает она. – И поняла, что это мое призвание». После «боевого крещения» Лариса Александровна уже не думала о другой профессии и всю свою жизнь подчинила строгому правилу: нельзя расслабляться, всегда быть наготове и оставлять свои координаты дежурным «Скорой помощи». Она по звуку могла отличить неотложку, которая приезжала к дому, чтобы забрать ее на вызов.
Своего отношения к профессии Лариса Александровна не изменила даже после рождения детей. Сын и дочь с детства знали, что мама не может по - другому и справлялись самостоятельно и с уроками, и с домашними делами. В жизни ее была страшная трагедия – смерть любимого мужа Александра Дмитриевича Рублева. Но пережив ее, эта сильная женщина вновь вернулась к работе, отдаваясь ей все больше и больше.
О своей нелегкой профессии Лариса Александровна никому не рассказывала, на усталость никогда не жаловалась. Ей нравилось помогать людям, чувствовать себя нужной. Однажды в селе Старо-Волжск беременная женщина впала в кому. Мать 12 детей спасти было уже нельзя, а вот неродившемуся малышу еще можно помочь. Лариса Александровна вызвала в Житное врачей из области. Медики решили перевезти роженицу в Житнинску больницу и провести операцию. Ребенок был спасен. Лариса Александровна долго интересовалась судьбой мальчика. Она знает, что он вырос, отслужил в армии, женился, у него родились дети. Знает ли он историю своего появления на свет?
Медицинский работник в селе, далеком от районного и областного центра, должен быть человеком грамотным, решительным, уравновешенным. Ведь часто приходится принимать серьезные решения. А фельдшеру – акушеру ещё сложнее: от его действий зависят сразу две жизни – матери и ребенка.
Лариса Александровна обладает всеми нужными качествами. Порой ей приходилось помогать не только своим пациентам, но и молодым неопытным коллегам. Как-то зимой ее вызвали в село Седлистое. В новом ФАПе ещё не было отопления, а у молодой мамочки начались роды да ещё и с осложнением. Начинающий фельдшер растерялась, никак не могла помочь пациентке. Лариса Александровна взялась за дело: натопила камышом печь, отправила водителя за терапевтом и педиатром в Житное через лед и помогла роженице и ее малышу. Она успокаивала молоденькую коллегу, а сама в это время переживала сильнейший стресс.
Таких случаев в ее практике было много, приходилось работать за врача и акушерку одновременно. Конечно, тяжелая профессия дает о себе знать сейчас: здоровье пошатнулось. Но ее поддерживает благодарная память ее пациенток. Женщины, которым помогла Лариса Александровна, радуются при встрече с ней, рассказывают о судьбах свих детей. Это дает силы нашей героине, понимание, что ее труд не был напрасным.
Да и для коллег Лариса Александровна была эталоном медицинского работника: в кипельно-белом накрахмаленном халате, приветливая, спокойная, она внимательно выслушивала каждую женщину и старалась помочь. Сорок лет отдала Лариса Александровна своей профессии. Наград не имеет. Не считают наши руководители ее труд достойным награды, даже с днем медицинского работника не поздравляют!
А сердце медика болит за больницу, которой она отдала столько лет своей жизни. Обидно и горько за людей села, за детишек, которые могли бы родиться в Житном.
Мы спросили Ларису Александровну, какими качествами должен обладать медицинский работник. Она не раздумывая ответила: «Человечность». Да, в наше время человечность в дефиците.
Спасибо Вам, Лариса Александровна, за ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ, за Ваш нелегкий, но очень нужный труд.
Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц,-
Их разве слепой не заметит,
А зрячий о них говорит:
«Пройдет - словно солнце осветит!
Посмотрит - рублем подарит!»
Идут они той же дорогой,
Какой весь народ наш идет,
Но грязь обстановки убогой
К ним словно не липнет. Цветет
Красавица, миру на диво,
Румяна, стройна, высока,
Во всякой одежде красива,
Ко всякой работе ловка.
И голод и холод выносит,
Всегда терпелива, ровна…
Я видывал, как она косит:
Что взмах - то готова копна!
Платок у ней на ухо сбился,
Того гляди косы падут.
Какой-то парнек изловчился
И кверху подбросил их, шут!
Тяжелые русые косы
Упали на смуглую грудь,
Покрыли ей ноженьки босы,
Мешают крестьянке взглянуть.
Она отвела их руками,
На парня сердито глядит.
Лицо величаво, как в раме,
Смущеньем и гневом горит…
По будням не любит безделья.
Зато вам ее не узнать,
Как сгонит улыбка веселья
С лица трудовую печать.
Такого сердечного смеха,
И песни, и пляски такой
За деньги не купишь. «Утеха!»
Твердят мужики меж собой.
В игре ее конный не словит,
В беде - не сробеет,- спасет;
Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдет!
Красивые, ровные зубы,
Что крупные перлы, у ней,
Но строго румяные губы
Хранят их красу от людей -
Она улыбается редко…
Ей некогда лясы точить,
У ней не решится соседка
Ухвата, горшка попросить;
Не жалок ей нищий убогий -
Вольно ж без работы гулять!
Лежит на ней дельности строгой
И внутренней силы печать.
В ней ясно и крепко сознанье,
Что все их спасенье в труде,
И труд ей несет воздаянье:
Семейство не бьется в нужде,
Всегда у них теплая хата,
Хлеб выпечен, вкусен квасок,
Здоровы и сыты ребята,
На праздник есть лишний кусок.
Идет эта баба к обедне
Пред всею семьей впереди:
Сидит, как на стуле, двухлетний
Ребенок у ней на груди,
Рядком шестилетнего сына
Нарядная матка ведет…
И по сердцу эта картина
Всем любящим русский народ!
Анализ стихотворения «Есть женщины в русских селеньях» Некрасова
В своих произведениях Н. А. Некрасов ни раз обращается к описанию образа русской женщины, красивой и сильной. он тоже выражает свое восхищение, приводя в отрывке «Есть женщины в русских селеньях…» яркое описание простой крестьянки Дарьи.
Как и многие стихотворения Николая Алексеевича, «Есть женщины в русских селеньях…» пропитано глубоким сочувствием к тяжелой жизни и судьбе женщины из села. Автор описывает ее многочисленные страдания от трудной работы и моральные унижения. Забота о семье, воспитание детей, заботы по дому и труд в поле – после смерти мужа всем этим занимается только Дарья.
По мнению Некрасова, такая женщина способна перенести «и голод, и холод». Поэта восхищает, как при такой непростой жизни, русская женщина обладает еще и богатой душой. Высокие нравственные качества остались при ней, она не теряет веру и не ломается под тяжестью жизненных испытаний. Трудолюбивая и самоотверженная, хорошая хозяйка, она была и остается опорой, на которой держится вся семья. Она все успевает, при этом, находит в себе силы веселиться и смеяться, будто забывая на время обо всех невзгодах, свалившихся на ее плечи.
Особенностью русского женского характера поэт называет сострадательную любовь, даже находясь в крайне трудном положении, человек менее всего думает о себе, о своем личном горе.
Некрасов одновременно и восхищается, и переполнен сопереживания к их нелегким судьбам. Большой нежностью и теплом пропитано каждое четверостишие. И возмущается по поводу их бесправного существования, их горькой судьбы. По мнения автора, русская женщина достойна счастливой и беззаботной жизни.
Для создания более яркого портрета Некрасов применяет в стихотворении:
- Сравнения – «словно солнце осветит», «рублем подарит», «со взглядом цариц».
- Эпитеты – «миру на диво», «во всякой одежде красива», «ко всякой работе ловка».
- Метафоры – «сердечный смех», «румяные губы», «внутренней силы печать», «что взмах - то готова копна».
И нельзя не выделить закрепившийся типичный образ русской женщины-крестьянки:
«Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдёт!»
Поэт в каждой строчке описал настоящую, правдивую судьбу русской крестьянки. Он глубоко прочувствовал ее боль и страдания, все тяготы, которые ей пришлось перенести. И подчеркнул, что несмотря на все это, она осталась красивой внешне и внутренне, смогла сочетать мужество с высокими нравственными качествами.
Урок-конспект по литературе: "Н. А. Некрасов. Мороз красный нос"
Тема : Есть женщины в русских селениях
Анализ отрывка из поэмы Н. А. Некрасова "Мороз, красный нос"
Цели :
Продолжить знакомство учащихся с творчеством Н. Некрасова;
Развивать навыки сопоставительного анализа произведений разных видов искусств;
Формировать читательские навыки: умение определять тему, жанр произведения;
Учить формировать свое отношение к прочитанному;
Воспитывать чувство любви к русской поэзии;
Планируемые задачи :
Уметь определять роль тропов в создании образа;
Уметь определять тематику, описывать лирического героя;
Развивать навыки правильного, осознанного выразительного чтения.
Оборудование : портрет Н. Некрасова, мультимедийная презентация, чтение отрывка мастером слова.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Проверка выполнения домашнего задания.
III. Постановка учебных задач урока.
IY. Работа по теме урока
- Слово учителя.
- Одной из центральных тем творчества Н. А. Некрасова стала тема русской женщины-труженицы. В поэме «Мороз, Красный нос», написанной в 1863 г., поэт запечатлел женский образ, в котором слились воедино величавость, красота, терпение, трудолюбие. Это образ русской крестьянки Дарьи.
- Знакомство с текстом отрывка.
1. Прослушивание фонохрестоматии. (Отрывок из поэмы Н.А. Некрасова «Мороз, Красный нос» + вопросы и задания)
2. Чтение учителем отрывка из поэмы «Есть женщины в русских деревнях».
- Анализ текста.
- Какой перед вами предстала Дарья? Найдите в тексте слова, рассказывающие о внешнем виде героини.
- Какими качествами характера обладает Дарья?
- Найдите строки, в которых речь идет о том, как трудится Дарья.
- Какова же главная мысль отрывка? Найдите слова, где заключен ответ на этот вопрос. («Семейство не бьется в нужде...
- Ученики читают отрывок по строфам с комментариями учителя.
- Выделим эпизод с косами. Отметим, что крестьянка не должна показывать свои волосы, поэтому она возмущена поступком парня: «Лицо величаво, как в раме, смущеньем и гневом горит».
- Какие строки вы считаете главными в этом отрывке из поэмы?
В ней крепко и ясно сознанье,
Что всё их спасенье в труде,
И труд ей несёт воздаянье:
Семейство не бьётся в нужде.
- Определим рифму в этом стихотворенье. (перекрёстная).
По будням не любит безделья, Зато вам ее не узнать, Как сгонит улыбка веселья С лица трудовую печать.
- Найдите в тексте эпитеты и сравнения, которыми пользуется поэт.
Пройдет - словно солнце осветит?
Посмотрит - рублем подарит? (Сравнение )
Красавица, миру на диво,
Румяна, стройна, высока.
Во всякой одежде красива,
Ко всякой работе ловка. (Эпитеты )
- Сравнения и эпитеты помогают создать портрет русской женщины. Некрасов сравнивает ее с царицей, с солнцем, взгляд такой женщины дорог, словно золотой рубль. Возмущенное лицо крестьянки поэт сравнивает с портретом: «как в раме». Зубы он сравнивает с «крупными перлами», т. е. с жемчугом, о ребенке пишет, что он сидит на груди, «как на стуле», т. е. уверенно, спокойно.
Чтобы описать русскую женщину, Некрасов употребляет такие слова и выражения: «С красивою силой в движеньях...», «Красавица, миру на диво, // Румяна, стройна, высока...», «Всегда терпелива, ровна...», «сердечный смех», «румяные губы», «внутренней силы печать», «нарядная матка».
Выдающийся исследователь творчества Н. А. Некрасова Н. Н. Скатов пишет: «...в центре она - женщина во всей полноте определений и в их контрастности: бытовое - „баба“ и высокое „красивая и мощная славянка“, совсем простонародное „матка“ и торжественное - „женщина русской земли...“» - Чем восхищается поэт, описывая русскую крестьянку? (Красотой, трудолюбием, чувством собственного достоинства).
- Самостоятельное чтение отрывка учащимися.
- Работа в группах
- Задания:
- 1 группа: Как автор убеждает нас в реалистичности созданного образа?
- 2 группа: Найти сравнения и эпитеты, с помощью которых Некрасов рисует образ русской женщины-крестьянки.
- 3 группа: Найдите слова, которыми Некрасов описывает русскую женщину.
- Ответы!!! 1 группа - (Женщина показана с разных точек зрения. Автор упоминает и себя, и какого-то прохожего, и соседку, и незнакомого паренька) 2группа - (Автор сравнивает ее с царицей, взгляд её дорог, словно рубль золотой. Сравнивает с солнцем. Ребенок у нее на груди, как на стуле – т.е. удобно, надежно и т.д.)
3 группа- (Румяна, величава, стройна, всегда терпелива, румяные губы, сердечный смех)
Какова тема поэмы? Тема поэмы Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос» быть простого народа, крестьян, их счастья и несчастий, тягот и радостей, тяжелой работы и редких минут отдыха. Кто героиня поэмы? Героиня – «величавая славянка», во внешнем облике которой воплотились народные представления о настоящей красавице:
Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц, –
Их разве слепой не заметит,
А зрячий о них говорит:
«Пройдет – словно солнце осветит!
Посмотрит – рублем одарит!»
Слово учителя
Русская женщина у Некрасова обладает настоящим душевным богатством. В ее образе поэтом показан человек высоких нравственных качеств, не теряющий веру, не сломленный никакими горестями. Некрасов воспевает ее стойкость в жизненных испытаниях, гордость, достоинство, заботу о семье и детях. Судьба Дарьи – нелегкая доля крестьянки, которая взяла на себя всю мужскую работу, и от этого погибла. Ее судьба воспринимается как типичная участь русской женщины:
Три тяжкие доли имела судьба,
И первая доля: с рабом повенчаться,
Вторая – быть матерью сына раба,
А третья – до гроба рабу покоряться,
И все эти грозные доли легли
На женщину русской земли.
Забота о семье, воспитание детей, работа по дому и в поле, даже самый тяжелый труд – все это лежало на Дарье. Но она не сломилась под этой тяжестью. Именно этим и восхищается поэт. Он говорит о русских крестьянках, что «грязь обстановки убогой к ним словно не липнет». Такая женщина «и голод, и холод выносит». В ее душе еще остается место и состраданию. Дарья пошла за много верст за чудотворной иконой, которая могла бы вылечить ее мужа.
Правда, Дарья избежала одной из «тяжких доль»: «до гроба рабу покоряться». Ее отношения с Проклом сложились на редкость счастливо. Муж ее любил той сдержанной, несколько суровой любовью, которая характерна для крестьянских семей. В тяжком труде она всегда была ему не просто помощницей, но ровней, верным товарищем. Она была той опорой, на которой крепилась семья. Им с Проклом было даровано счастье растить здоровых детей, мечтать о свадьбе сына. Тяжесть труда искупалась искренними чувствами, взаимопониманием. Но болезнь унесла мужа. Похоронив его, Дарья не сдалась, проливая слезы, постоянно обращаясь к нему, разговаривая, будто с живым, выполняла она еще большую работу, лишь бы только сыты и здоровы были дети. Но судьба-злодейка предопределила и детям сиротскую долю. Ни в одном жизненном бою не сдалась Дарья, не уступила она и мистической силе. Мороз-воевода предлагает ей свое царство, «голубой дворец» и вместе с этим спокойствие, забвение от мук, небытие. Но она, замерзая, последним усилием воли воскрешает в памяти всю свою прошлую жизнь, пусть тяжелую и беспросветную, но все же дорогую ей. С той же покорностью, с которой она сносила все удары судьбы, Дарья разговаривает с Морозом. На вопрос его «Тепло ли тебе, молодица?» она трижды отвечает: «Тепло». С ее губ не сорвалось ни жалобы, ни стона.
Какова идея поэмы?
Идея поэмы в том, чтобы восславить силу русской женщины. Для поэта она идеал красоты внешней: «Красавица миру на диво, Румяна, стройна, высока», идеал поведения, ведь она работящая, строгая, смелая; идеал душевной красоты, материнства, верности, преданности мужу и непокорности тяготам судьбы.
Слово учителя
В стихах и поэмах Некрасов изображал тяжелую судьбу народа, крестьянскую жизнь. Многие произведения поэта посвящены доле русской женщины. Женщина в поэмах Некрасова - главная носительница красоты и полноты жизни, она - символ национального существования. В поэме «Русские женщины» Н. Некрасов рассказывает о подвиге жен декабристов.
Итоговая беседа
Кто главный герой поэмы?
Какова рифма в поэме?(перекрестная)
Что понравилось на уроке?
Слово учителя
Произведения Некрасова, созданные в 60-е годы XIX века подготавливали революционные настроения в демократических кругах русской молодежи. Они ярко и правдиво отображали реальность русской жизни второй половины XIX века
Y. Подведение итогов урока. Рефлексия.
YI.Домашнее задание. Подготовить выразительное чтение наизусть отрывка из поэмы «Мороз, Красный нос».