Эльтеррус иар серебряный ветер по порядку. Иар Эльтеррус - Отзвуки серебряного ветра. Мы – будем! Выбор

Иар Эльтеррус

Книга III. Часть II

Мы – будем! Выбор

Нас распяли на звездах осколками мира,

Нас прокляли именем вечного льда,

Мы были опасны для серых кумиров,

Душу отдавших за власть навсегда…


Мы были так счастливы общей любовью,

Стремились надеждой путь к свету найти…

Теперь мы должны заплатить нашей кровью

За то, что ошиблись в начале пути.


Судьбу познавая в падения миг

Исчезли, оставив лишь горькую память,

И только теперь каждый сердцем постиг

Оправданность жертвы – все, что осталось.


Боль нашей потери – вкус слез на губах,

И, сталью меча, понимание: крах – Начало поэмы неверной судьбы.


Мы платим сполна за свершившийся грех,

Нас уничтожили, но не сломили,

И снова звучит во вселенной наш смех.

Забыты сейчас, но когда-то мы – были!


Пусть лентою стелется путь Осознанья,

Отвергнув жестокость, и злобу, и лесть,

Вернемся к себе в бесконечных скитаньях,

Ведь что бы там ни было, мы еще – есть!


Воскреснем, когда мир к нам будет готов,

Пусть будет так. Нас Творец не осудит.

Мы любим и верим. Без пафосных слов,

Настанет наш час. И мы знаем, мы – будем!

Влад Вегашин

Световые потоки всех цветов и оттенков переплетались, создавая безумную и тревожную феерию. Музыка сфер лилась покрывающим все потоком, продолжая Творение – и где-то далеко возникали новые миры и вселенные. Все это было единым целым, но осознать эту целостность мог мало кто даже из сверхущностей, не говоря уже об обычных разумных. Да и не пустили бы сюда обычных разумных. Никоим образом и никогда. Изнанка реальности.

Линии связи между близлежащими конгломератами миров задрожали, передавая информацию. Что-то постепенно изменялось вокруг, казалось, из небытия рождается нечто новое, чего никогда еще не бывало в мироздании. Или это было очень хорошо забытое старое? О том знал только Творец. Музыка Сфер внезапно стала другой, она накатывала подобно прибою, гремела и торжествовала, одновременно плача и тоскуя о чем-то несбыточном. О таком, к чему рвалась душа каждого наделенного душой существа.

По изнанке навстречу друг другу скользили две сущности в виде энерго-информационных сгустков. Похоже, разумные. Кем они были? Это знали только они сами. Встретившись, сущности замерли.

«Думаешь, пора? – ментальный образ одной горел цветами тревоги. – Не рано ли?»

«Уверен, – ответила вторая. – Давай воплотимся на некоторое время. Соскучился я по телу».

«Можно и воплотиться, удобнее говорить будет – разговор нам предстоит долгий. Все же не считаю, что надо спешить».

«События дошли до одной из основных критических точек. От нас мало что зависит, сама знаешь».

«А может, зря все это?» – образ первой сущности наполнился грустью.

«Детям пора взрослеть… – не менее грустно возразила вторая. – Воплощаемся. Неподалеку есть один любопытный мир, знаю там чудный кабачок, посидим. Лови координаты».

Спрятавшийся в неприметном подвале на улице Синих Фонарей ресторанчик «У старого пирата» хорошо знали не только в столице Ринканга, но и во всей обитаемой галактике. Богатые ценители староринкангской кухни порой специально, чтобы пообедать здесь, прилетали из Сторна, Трирроуна и Кэ-Эль-Энах. О чем речь, даже аарн заглядывали сюда изредка. Цены, правда, кусались – мало кто мог позволить себе такое удовольствие. Но те, кто мог, обязательно возвращались в заведение старого Хенка Орона, хоть однажды побывав там. Готовили в ресторанчике так, что руки по локоть обглодать можно было. Вина, бальзамы и коньяки подавали в основном орденские, делая исключение разве что для лавиэнского вина «Ирцас», кэ-эль-энахского коньяка «Ормар III» и трирроунского виски «Лоривайль». Пускали в ресторан далеко не каждого. Опытные и отлично вооруженные охранники, выполняющие роль швейцаров, оценивали возможных посетителей, исходя из богатого личного опыта. И редко когда ошибались. Если же ошибка все же случалась, обиженного гостя угощали за счет заведения.

Вышедшие из-за угла мужчина с женщиной заставили охранников насторожиться. Это еще кто, интересно? Гости или очередные нищие прощелыги пожаловали? Одеты в ничем не примечательные комбинезоны, полгорода в похожих ходит. Значит, гнать поганой метлой – богатые люди так не одеваются. Но что-то помешало охранникам сделать это. Что? Они и сами не понимали. Мужчина был на редкость красив – распущенные светлые волосы почти до пояса, очень белая кожа и совершенные черты лица. Зато его спутница смотрелась ничем не примечательной серой мышкой, разве что необычного оттенка загар выбивался из общей картины. А загар-то – моованский! Такой только у уроженцев этой далекой планеты встречается. И еще одно. Гости смотрели со спокойной уверенностью.

Охранники переглянулись, подсознательно ощутив – не простые люди перед ними, далеко не простые. Под взглядом длинноволосого отставным офицерам космодесанта (других сюда не брали) захотелось вытянуться во фрунт и щелкнуть каблуками. Один охранник торопливо распахнул двери, а второй отошел в сторону, вызвал хозяина ресторана и предупредил о прибытии особых гостей.

Посетителей, спустившихся по обитой мягкой материей лестнице, встретил в холле сам Хенк Орон. Старик доверял охранникам – раз они сказали, что гости особые, то так оно и есть. Увидев длинноволосого, он понял, что не ошибся – даже дыхание перехватило от неожиданности. Перед ним стоял человек, погибший, по слухам, лет пятнадцать назад. И он этого человека в свое время хорошо знал и очень уважал. Молодости гостя удивляться не стоило – аарн есть аарн.

– Господин даль Д… – бросился навстречу Хенк.

– Т-с-с-с… – прервал его длинноволосый, приложив палец к губам. – Не будем афишировать мое имя, мэтр Орон.

– Но вы же погибли… Мне говорили…

– Погиб, – обаятельно улыбнулся гость. – И что? Зато сейчас здесь. Найдется столик для нас?

– Для вас – всегда! – низко поклонился хозяин ресторана. – Я и сейчас ваши записи без слез слушать не могу!

– Рад, что вам нравится.

– А… вы ничего нового не записывали? Я искал, но не нашел.

– Увы, нет, – горько вздохнул длинноволосый. – Не до музыки. Слишком много других забот.

Хенк отвел его со спутницей в зал, к столику, скрывающемуся в глубокой нише – туда сажали не каждого гостя. Нишу защищал от подслушивания генератор дзарт-поля – в этом ресторане часто велись деловые переговоры между очень серьезными людьми, вот и пришлось обеспечить конфиденциальность. Влетело в хорошую копеечку, однако вскоре окупилось.

Все еще не веря, что снова видит великого барда, перед которым преклонялся, Хенк лично отодвинул для гостей мягкие стулья. Они сели.

– Вы не в орденской форме, как я вижу, – заговорил хозяин ресторана после недолгого молчания. – Но мясного все равно не подавать?

– Естественно. Только, если мясо синтезированное.

– Такого не держим, вы же знаете, – поморщился Хенк. – У нас все натуральное. Могу подать окрет по-риански, помнится, вам в прежние времена нравилось это блюдо. И чисто вегетарианское.

– Хорошо, – кивнул длинноволосый. – Две порции. И тогердийские салаты с соусом норда-венк. Но винным. Роквас в него не добавляйте, будьте добры, забивает вкус.

– Как скажете. Что будете пить?

Гость покосился на спутницу.

– Лавиэнский «Ирцас» двенадцатого года с виноградников Г"Ронта Ворх, – негромко сказала она.

– Сию минуту! – Хенк испарился.

Гости остались в одиночестве. Двое погибших аарн, Лар даль Далливан и Лана Дармиго, молча сидели и смотрели друг на друга. Вскоре им принесли вино и виски.

– Повторяю вопрос, – заговорила девушка, отпив глоток ледяного «Ирцаса» из высокого бокала, предупредительно налитого официантом. – Ты уверен, что иного выхода нет?

– К сожалению, уверен, – помрачнел мужчина, качая в стакане перед лицом смолянисто-черную жидкость. – Эх, давно мы не воплощались, забыли уже, какое это удовольствие – глоток хорошего виски.

– Давно, больше пятнадцати лет, – согласилась Лана. – Но не будем отвлекаться, вернемся к нашим баранам. Мне страшно представить, что ждет орден.

– Мне тоже, – вздохнул Лар. – Но нельзя же позволить им навсегда остаться детьми? Пора, давно пора взрослеть. А взросление идет через боль и потери. Сама знаешь.

– Знаю… Но я все же надеялась, что можно иначе.

– Я уже говорил: от нас мало что зависит. Сама логика ситуации привела к такому результату. Мастер, уже будучи Командором, совершил несколько страшных ошибок, а орден его единодушно поддержал. Что из этого выросло – видишь сама. Нам почти удалось все исправить, просто не хватило времени.

Иар Эльтеррус

Отзвуки серебряного ветра

Памяти моей матери, Раисы Гладун, посвящается.

Спасибо за то, что научила меня стремиться быть лучше, а не жить лучше!

Спасибо за то, что научила меня мечтать о небывалом и несбыточном!

П Л У Т О Н И Я

Живешь, работаешь, от горя стонешь ли,

встречаешь песней ли грозу и ветер, -

А где-то дремлет страна Плутония!

Которой не было нигде на свете?!

Что значит было?.. Что значит не было?!

Вопрос не празден! Вопрос - тревожен…

Быть может, то мы считаем небылью,

Чего пока еще понять не можем?..

Мы так не любим чудных и странных,

мы так не верим всем непохожим!

Мы словно чувствуем покровом кожным,

что непохожесть их - нам сердце ранит…

Ведь мы же видим - они не тонут

в бумажных заводях, в житейских буднях!

Они шагают в свою Плутонию…

Которой не было, нет и не будет?!

Вам очень хочется всегда быть правыми?

И в правоте своей - несокрушимыми?..

Но если правы мы - имеем право мы

И вдруг - Плутония… Зачем, к чему она?!

Она же логикой - не проверяется!

Ее же - не было?.. Она ж - придумана?!

Она же в здравый смысл не умещается!!!

О, успокойтесь, благополучные!

Вас племя странное вовсе не тронет…

Вас не зовут же в страну за тучами?..

Вас - и не пустят в эту Плутонию!

Страна Плутония - не для смирившихся,

не для живущих единым хлебом,

с любой неправдою легко ужившихся,

не подымающих головы к небу!

О равнодушные, о посторонние!

Ведь это вам назло - ее не видящих!

Живет и здравствует страна Плутония,

страна любимая нездравомыслящих.

Раиса Гладун 1932-2001

Меры веса, длины, времени, различные термины в романе даны в привычных для русскоязычного читателя единицах. Главным для меня, как автора, было донести основную идею, мою попытку найти выход из тупика, в котором оказался наш мир. Тупика подлости, жестокости и корысти. Потому мир ордена Аарн может показаться искушенному читателю несколько схематичным. Вполне возможно. Так я и не претендовал на большее, второстепенные детали и научная достоверность не имеют для меня особого значения. Все совпадения с реально существующими людьми или событиями случайны, роман с начала и до конца является плодом авторской фантазии.

Песнь странных

Бывает так… Бывает. Ты никто и ничто, ты снова мечешься в странной паутине волн жизни. Паутине непонятного и неизведанного, чего-то такого, что меняет тебя, но ты сам этого не замечаешь, думая, что ты все еще прежний. И что же делать, если это не так? Да ничего! Просто слушай серебряный ветер в листве Древа Звезд. Просто не забывай, что ты умеешь летать. Что ты не просто кусок протоплазмы, озабоченный собственным прокормлением. Помни! Есть там, далеко, звезды, и они зовут тебя в неизведанное, в мир, где нет подлости и лжи. Увы, сколь многие из нас забывают это и теряют свои крылья, перо за пером, и становятся, по словам поэта, «бескрылыми злыми духами». Это - истина и с ней ничего нельзя поделать. Но мы так не хотим и не можем. И слава Творцу за это, за то, что он дал нам Иное, непонятное озабоченным своим благосостоянием. Что ж, им никогда не услышать Ветра Звезд, никогда не понять звенящей красоты невероятного. Они слепы и глухи, и это их вина, они сами завязали себе глаза и заткнули уши. Но это их выбор и они имеют на него право. Я же не с ними, я не хочу быть с ними, мне противно быть с ними. И лучше я буду один, чем с кем-то из них. Запомни раз и навсегда - МЫ НЕ ТАКИЕ. Нам чужды их религии и их вера, их понятия и их надежды, их жизнь и их смерть. Мы всегда отрывались от земли и уходили туда, куда им никогда не попасть, куда никого из них попросту не пустят. И за это века и века нас забивали камнями, нас жгли на кострах, мы умирали от голода и холода, но упорно не хотели становиться такими, как эти. Пусть их. Пусть молятся своим богам, до Творца им никогда не дотянуться, Творец улыбается тем, кто способен заглянуть за горизонт и не побоится сделать шаг за край пропасти. Пусть наслаждаются своими богатствами и радуются своему достоянию. Но им этого недостаточно. Они видят опасность в нас, НЕ ТАКИХ. Ведь нам доступно что-то, чего им никогда не понять и им страшно от осознания этого. От осознания, что впереди у них - только мы. И потому мы навсегда обречены быть изгоями. Это так. Да я и не хочу быть своим среди них. Это - противно. Хочу сказать еще только одно - мы всегда были и всегда будем, и именно мы двигаем вперед человечество. Пускай нам будет трудно, мы знаем это и в нас нет страха. На костер? Что ж… Но мы не остановимся. Мы - были! Мы - есть! Мы - будем!

В далёкой-далёкой галактике погибает от рук местных спецслужб во время поездки к родственникам представитель некоей Организации. Глава сией Организации в качестве мести обращается с к местным жителям с примерно следующими словами: «Или вы найдёте и убьёте всех спецслужбистов до последней уборщицы, или будете уничтожены вместе со своей планетой. И не беспокойтесь, силы и власти у меня хватит на сотню таких планеток, как ваша.». Не врёт, кстати. На планете учиняется паника и большой погром, в ходе которого большая часть спецслужбистов гибнет (а с ними погибает и множество непричастных, но до них представителям Организации, довольно потирающим руки на своих космических суперлинкорах от наслаждения местью, конечно, никакого дела нет). Глава Организации благодушно прощает жителям планеты, что те не смогли исполнить его барскую волю в полном объёме и расстреливает из орудий космического суперлинкора только убежища уцелевших спецслужбистов. Победа отмечается праздничной вербовкой коллаборационистов в Организацию и оргией на самом большом космическом суперлинкоре, который моргает на прощание своими дюзами разорённой планете...

Вы только что прочитали описание того, чем обычно занимается Орден Аарн, благой союз желающих странного и не желающих ничего для себя, живущих мечтой и смело подставляющих лицо серебрянному ветру. Да-да, это не опечатка - эти милые люди, которые не стесняясь прихлопнут вас и ещё пару тысяч таких, как вы, за то, что какие-то ваши соотечественники, которых вы в глаза не видели, убили кого-то из них - хорошие. Остаётся только спросить: «Если эти - хорошие, то какие же тогда плохие?».

Язык цикла чудовищен: монотонно повторяющиеся метафоры про «серебряный ветер», неуклюжие просторечные выражения вроде «не все хотят жрать и насиловать друг друга», а про то, кто такой «фокальный персонаж» автору явно так и не объяснили. Персонажи плоские (вообще это не всегда плохо, но это плохо в книге с претензией на психологизм). Логика отсутствует в принципе:

В открывающей первый роман новелле тупые крестьяне обсуждают, что: «Высочайшим повелением по всему Скоплению Парг приказано упрятать под замок всех «странных». А кто это такие – «странные» – не сказано.» Крестьяне-то, понятно, тупые. А вот высочайший повелитель на кой чёрт подрывает свой авторитет, отдавая такие приказы, которые:

Раз - никто из его подданных никогда не выполнит, потому что не поймёт их сути.

Два - выполнение которых невозможно проконтролировать.

Три - которые в случае выполнения не принесут нужного результата (аарн умеют открывать порталы куда угодно, в том числе и в закрытые помещения, и это общеизвестно).

Четыре - даже в случае достижения нужного результата в лучшем случае не дадут никакой пользы, а в худшем - принесут один вред (зачем силой удерживать заведомо бесполезных асоциалов, которые ещё и могут угрожать общественному порядку?).

А мир цикла откровенно скучен - технофэнтези, да ну? Средневековье в космосе, неужели? После «Дюны» это неоригинально, после «Саги о Форкосиганах» малоперспективно, после «Звёздных войн» заезжено, а после «Warahammer 40k» избито. Все сюжетные ходы (люди-носители Зла с большой буквы З, брошенный предтечами космофлот) уже где-то были и не один раз.

Так за что же это вообще любят?

Признаюсь, на меня самого отчасти действует очаровние «ОСВ». Очень хочется, чтобы тебя всегда поддерживали и защищали. Очень хочется быть своим среди своих. Очень хочется отомстить всякой швали. Романы (они скомпонованы как цепочки коротких новелл) многократно и на разные лады повторяют одну и ту же ситуацию: есть кто-то отверженный обществом, не нашедший своего места, страдающий (типажей строго ограниченное количество: девушка-мечательница с тонким складом характера, зажатая социальными условностями, военный, сохранивший верность кодексу чести, учёный или поэт, погружённый в мир абстракций и неприспсобленный к жизни). Его мучения в обществе, где ему нет места, достигают кульминации (опасно приближая его к гибели, физической или духовной). Но тут внезапно приходят Аарн (или он сам приходит к ним, но вслепую и не зная, кто они такие, так что всё равно получается внезапно). Они в последний момент успевают его спасти (не успевают, но мстят за его физическую смерть либо с переменным успехом собирают по кусочкам после морального уничтожения). Среди них он находит своё место, обретает призвание, любовь и счастье (о нём помнят в моменты светлой грусти). И так сто раз подряд. Всё это успешно вызывает одно ощущение - что это лично ТЕБЯ ждут аарн, чтобы принять, как брата по ордену, ведь это ТЫ страдаешь от непонимания и равнодушия, ТЕБЕ не нашлось места в этом мире. Эльтеррус пишет свои книги нечестно. Он не показывает жизнь каких-то людей самих по себе, а, цепляя когтями под сердце, запихивает в свой мир читателя - на это работает и крайняя обезличенность текста, накачанная под завязку эмоциями, которые читателю придётся инстинктивно принять на свой счёт, и одна и та же повторяющаяся многократно сюжетная ситуация, заставляющая переживать момент выхода к свету из чёрной бездны. Болезненное, мучительное освобождение, глоток свежего воздуха и опять душная тьма ради ещё одного приступа боли и ещё одного освобождения. Думаю, многие, кому в жизни плохо, подсаживаются на эти переживания и осиливают цикл до конца (меня хватило только на первые две книги, на добрых белогвардейцах, которые в жизни вешали рабочих, пороли крестьян и отнимали у них землю в пользу помещиков, а в книге несправедливо страдают от грязных лап красных и зелёных бандитов, градус фальши оказался таков, что меня настигло окончательное протрезвление), усваивая заодно и идеи автора.

А идеи эти далеко не так светлы, как кажется после удара потоком эмоций из книги. Аарн с их жестокостью, слащавостью, самовлюблённостью и отсутствием самоконтроля - не те, кого было бы удачей встретить на узкой дорожке. И это не просто недоработка - все эпизоды с процедурой «избрания» (мозгопрощупывания в поисках нужных и ненужных качеств) направлены на то, чтобы вызвать у читателя одну реакцию - да, да, я такой! Я не такой, как все! Меня тоже обижают! Я тоже хочу в прекрасную утопию! Мир «ОСВ» - мир очень заниженных моральных стандартов. Даже не предлагается за что-то бороться и куда-то бежать - аарн сами найдут, сами спасут - сиди и жди чуда. Может быть, как организация Орден всё-таки переделывает мир своими силами? Нет, есть такой всемогущий маг и ещё более всемогущий бог, которые им везде проложат зелёный коридор. Кстати, если хотите узнать больше про этого бога: он послал в мир своего мессию, чьё основное колдунство - промывать людям мозги, делая их «добрыми» (а я-то думал, что это всё равно, что стереть нас с лица земли и создать заново... я-то, глупый, думал, что сердце бога полно жалости и он не сможет этого сделать). И нет, аарн даже не надо стремиться быть хорошими - все мерзкие «пашу» (это значит «быдло» на санскрите... почему на санскрите? а чтоб поумнее звучало) такие уж отвратительные, жестокие и тупые, что на их фоне не стыдно быть малость несовершенным. Квинтэссенция инфантилизма.

Каково же устройство общества Аарн, делающее его утопией? Почему оно работает и там всем хорошо? Во-первых, оно аристократическое - в аарн принимают только немногих избранных. Во-вторых, оно авторитарное - единоличная власть Командора никем не оспаривается. В-третьих, оно коллективистское - церемонии принятия в аарн предполагают подключение к коллективной телепатической сети с возможностью читать мысли всех остальных. В-четвёртых, оно пронизано культурой эроса - оргии на церемонии посвящения, шведские семьи, вообще всяческий промискуитет, большая роль визуального искусства, внешняя политика, строящаяся в основном на эмоциях Командора (ну, и сочувствующих ему вообще всех аарн... они, кстати, телепаты... кстати, Командор - единственный, кто может надолго закрываться от чужой телепатии... данунеможетбыть?!). В пятых, оно довольно воинственно.

Что это всё напоминает? Был такой персонаж в истории двадцатого века - поэт Д"Аннунцио, который года два удерживал диктаторскую власть в городе Фиуме на берегу Средиземного моря. Он проповедовал гедонизм, экстаз и дионисийский эмоциональный подход к жизни (например, поэты в Фиуме были официально правящей кастой). Ещё он одно время мечтал о возрождении имперской Италии, но итальянское правительство не согласилось. Несмотря на свободу нравов в его республике, многие черты её организации - в первую очередь коллективизм, воинственность и всеобщую сопричастность духу нации - перенял в своём аскетичном государстве Муссолини.

И, если почитать те места в тексте, где говорится о взаимоотношениях Аарн со всеми остальными, то увидим вполне себе муссолинистский подход к устройству общества - там, где Орден вмешивается в политическую жизнь, он стремится построить сильное государство под властью одного правителя или небольшого олигархата избранных. В вики по миру Эльтерруса вообще сказанно, что в результате чуть ли не идеальным обществом, которое аарн построили для тупых и злобных пашу, оказывается совершенно фашистский режим в Ка Эль Энах, где тюрем нет, а за кражу шоколадки из супермаркета сразу вешают. Вот тебе и утопия, мда.

«Отзвуки серебряного ветра» - очень глупая и злая книга. Читать, конечно, можно (если совсем нечего делать), но ничего оригинального, умного или светлого там нет.

Оценка: 2

Космооперу Иара Эльтерруса я прочел в Интернете. Собственно, почему я стал читать эту эпопею: вспомнил некоторые понравившиеся мне образцы этого жанра и решил развлечься. Как оказалось, название «космоопера» по отношению к творению Эльтерруса не совсем точно. Рассказ о космическом ордене Аарн, объединяющих людей, которые хотят странного и не в силах жить в обычном черством мире, читается, действительно, на одном дыхании, но по прочтении романа, когда в сознании восстанавливается способность мыслить и анализировать, передо мной встали некоторые вопросы.

1. Откуда такое противопосталение чистых и светлых аарн низменным и пошлым пашу? Нет, в конце эпопеи герои понимают, что высокомерие никого не красит и вообще заводит в тупик, но для того, чтобы добрым и чистым это понять, потребовалось полторы тысячи лет. Не многовато ли для разумных, которым доступны Сферы Творения?

2. Откуда такое клиническое отношение к сексу? О любви я в данном случае не говорю. Хотя автор упоминает любовь, причем временами довольно причудливую, но она всегда за кадром, словно Эльтеррус не знает, что с ней делать. Но вот когда речь заходит именно о сексе, это либо кошмар, вызывающий отвращение, либо удовольствие, являющееся мучением и проклятием. При этом я не имею в виду насилие, и так понятно, что оно омерзительно, что не мешает автору его живописать и ужасать читателей. Но чем виноват секс? Неужели нельзя просто порадоваться жизни?

3.Как может сочитаться впадение благородных аарн в психошок от убийства даже последнего мерзавца, с пристрастием благородных героев к принципу коллективной ответственности с последующим массовым физическим устранением тех, кто попал под руку?

Но это так, мои придирки. Гораздо больше меня заинтересовало другое. Все начало эпопеи Эльтерруса строится на том, что в тот момент, когда люди не в силах справиться со своими проблемами, с небес раздается голос с космического корабля Ордена Аарн и раз - проблемы оказываются решены! Вы обречены на бой, который проиграете? Не проблема - Аарн разгонят ваших врагов в один миг. Вы не желаете замуж? Аарн заберет вас к себе. Главное, чтобы вы были чисты и вам помогут.

Наверное, это обещание, что придут добрые дяди и тети и решат все ваши проблемы - очень привлекательны. Правда, автор сообщил, что тех, кого орден Аарн счел недостойными, на некоторых планетах попросту убивали, да еще такими способами, от которых могло бы стошнить даже маньяков, но какой же читатель усомнится, что окажись он в той реальности, он неприменно оказался бы достойным стать Аарн. После всего этого, не удивительно, что число читателей Эльтерруса на СИ - более 90 тыс. читателей в год (а если учесть абсурдную статистику Самиздата - то явно больше) и около тысячи просмотров страницы в день. И это при том, что ни сюжет, ни герои, ни язык эпопеи не представляют из себя что-то выдающегося. Строго говоря и оценки, поставленные Эльтеррусу на СИ, это подтверждают, но.... что говорить об оценках? Каким-то образом автору удается воздействовать на простейшие эмоции человека, каким-то образом ему удается повернуть рычажок, начисто лишающий читателей способности мыслить критически. Комическая эпопея написана с таким накалом, что все остальные недостатки и откровенные ляпы проходят мимо сознания. Сопротивляться подобному накалу достаточно тяжко. Манипуляция читателями доходит у Эльтерруса до высшей точки. А я не люблю, когда мною манипулируют.

Оценка: 5

Наверно, серебряный ветер звучит во многих душах. И зачастую нам хочется попасть в сказочный мир, где нас поймут, поверят, исполнят желания, защитят, наконец. Мечты... Чем дольше живешь, тем тусклее они становятся, тем слабее дуновение серебряного ветра звезд. И вот - эта мечта, эта сказка обнаруживается на бумаге, написанная пером весьма неплохого мастера, и захватывает с первых страниц.

Сказке непросто в недобром реальном мире. Для того, чтобы прекратить войны и убийства, приходится воевать и убивать; для того чтобы ВСЕ были довольны и счастливы, приходится допускать ВСЕ возможные отношения между людьми (за описание однополого секса Эльтеррусу, видимо, еще не раз достанется), в общем, сталкиваясь с реальностью, сказка несколько перестает быть сказкой. Но давайте не будем здесь выискивать недостатки, давайте просто с увлечением читать эту немаленькую эпопею и пусть отзвуки серебряного ветра проникнут и в вашу душу. И тогда вам не раз захочется, когда окружающий мир загонит вас в очередной тупик, поднять глаза к пустому небу и прошептать: «Арн ил Аарн»...

Оценка: 9

Первые книги Эльтерруса я, можно сказать, глотала. Интересно, необычно, неожиданно, даже явные недостатки - плохой язык, обилие штампов, зацикленность на крови и сексе, не мешали. Но потом... Чем дальше я читала, тем сильнее было чувство дежа вю. Слишком часто стали мелькать похожие герои и ситуации, подчас менялись только имена героев, а характеры - один в один. Это относится ко всем книгам Эльтерруса, а в данном цикле последние романы я даже не стала покупать в бумажном варианте, хватило прочитанного с экрана. Просто ничего нового я там не увидела. Все то же самое, только те самые герои и ситуации чуть-чуть перетасованы и в новом порядке выложены.

Обязательно есть хорошие герои, такие из себя белые и пушистые, чистейшей души, сама доброта, с оттакенными кулаками, правда, но добрыыыееее... Обязательно они попадают в мерзейшие ситуации, откуда выбираются став еще добрее и еще пушистее. И есть гнусные бяки, плохие, нет, ужасные! Обязательно жуткие властолюбцы, готовые ради денег и власти собственных детей в бордель продать, а родителей на органы, и, главное, сию позицию не один раз старательно озвучивающие. И искренне уверенные, что сила равна жестокости, а доброта - это слабость. И действующие соответственно данному постулату.

Спойлер (раскрытие сюжета)

Сюжет же практически любого романа можно пересказать несколькими фразами. Итак: в красном углу ринга те самые белые и пушистые, а в синем - здобные бяки. Идет несколько напряженных раундов и в результате белые и пушистые обязательно побеждают. Если не нокаутом, то по очкам уж всяко. Злобных бяк попросту уничтожают как класс, поскольку право на жизнь имеют только добрые. Некоторым, правда, дается шанс «перековаться» и перейти на сторону белых и пушитых. Это чтобы ситуация совсем безнадежной не казалась.

Еще в любом романе стопроцентно присутствует энное количество жестоких сцен, сексуальное насилие - это обязательно, хотя бы в виде попытки такового или, уж совсем на крайний случай, в виде обещания оное сотворить, зато расписанного во всех подробностях в соответствующих выражениях. Присутствует также и любовь, но описанная куда менее подробно, скорее несколько суконным языком с ужасно однообразными оборотами, видимо, на это фантазии у автора где-то не хватает. Зато хватает ханжества, уж очень символично смотрится, когда автор ярко описывает лесбийские страсти, утверждая, как это хорошо и нормально и тут же называет гомосексуальные отношения между мужчинами «нездоровыми».

Обязательно много довольно-таки утопичных проектов мироустройства, может и интересных, но вряд ли применимых на практике, ну и нелюбовь автора к демократии вообще и к республиканскому строю в частности, прямо-таки в каждой главе заметна.

Что еще? Еще имеется достаточно удачная попытка соединить НФ и фэнтэзи, магию и технологию, толкиеновских эльфов с орками - с драконами и космическими кораблями. Неплохо, кстати получилось, необычно, по крайней мере.

Правда, впечатление изрядно портит просто астрономическое количество косяков, ляпов и нестыковок. Вплоть до того, что на одной странице утверждается одно, а на следующей - прямо противоположное.

В общем, что можно сказать по этому циклу? За идею можно поставить 10, а вот исполнение сильно подкачало. Скучновато получилось, однообразненько. То ли таланта у автора не хватило, то ли еще чего, но увы...

Оценка: 7

Отношение очень неоднозначное.

Такое чувство, что автор - школьник, очень удивилась, узнав сколько ему лет. Штампы, пафос, корявый язык, бесконечные повторы одних и тех же по сути ситуаций. Такое чувство, что на протяжении 300 с чем-то (точную цифру не помню) страниц нам разжевывают, как малым детям одни и те же прописные истины. На мой взгляд, самое мудрое, что стоило ему сделать - ограничиться эпиграфом («...быть лучше, а не жить лучше.») Все остальное, что за ним следует - не более чем размазывание соплей вокруг одной и той же наболевшей (похоже ох как наболевшей!) темы.

Тем не менее, просто рука не поднимается оценить сей труд негативно (по части литературной ценности - некрепкая «двойка»), просто потому, что сама тема, поднимаемая автором, близка, знакома и понятна. Несмотря на дикую нелепость и утрированность ситуаций, выступали периодически слезы при прочтении (хотя мозг и понимал, что бред бредом).

Лет в 10 я бы поставила этой книге 10, сейчас очень хочется поставить 1, средняя 5,5)

P.S. Вместо этого дурацкого цикла, посоветовала бы всем «странным» прочитать рассказ «Чайка Джонатан Ливингстона» Ричарда Баха. О том же, по сути, но как красиво и ёмко!

Оценка: 1

Интересное произведение. Мистическая научно-фантастическая утопия довольно редкий жанр, все же. Язык плох только на микроуровне (всякие «ой, мама!» героинь просто выводят из себя после 20-го повторения), компоновка же книг и их ритм удачные: спокойно и заинтересовано читаешь до конца.

Начнем с того, что индивидуализм никак не противоречит эмпатии: самый абсолютный индивидуалист может любить, сочувствовать и даже жертвовать многим ради близких. У автора же если описывается такая личность, то только в купе с эгоцентризмом и вообще общей дикостью, я бы даже сказал отмороженностью персонажа.

Во-вторых, большинству людей совершенно не нужна власть сама по себе. Конечно, всегда найдутся исключения, которые предпочтут быть царьком в своем болоте, чем обычным гражданином сверхцивилизации, но это именно что исключения. Для большинства власть просто приятное средство достижения других целей и если их можно достигнуть без всякого усилия - никто не будет надрываться, пытаясь залезть повыше в общественной иерархии.

И наконец, те люди которые «не такие как все», «никого не обидят» и заботятся об «общем благе» - они не все являются идеалом широты сознания, мудрости и даже искренного сочувствия. Часто такое поведение вызвано комплексами, зомбированием, непониманием собственного «я», нежеланием видеть мир такими, как он есть, во всей его сложности и относительности понятий.

Построить утопию в мире с абсолютными категориями, подтвержденными практикой (мистическая сторона книг) и магией-телепатией - тоже мне достижение. Скорее, следует удивляться, каким плохим политиком был этот Мастер, если не смог придумать чего получше для всех.

Оценка: 7

Может ли существовать такая Вселенная, о которой пишет Игорь? Хотел сказать, Иар... А может, Илар?.. А разве не столь же реален мир «Звездных войн» Лукаса? Может, частица души Коммандора спустилась на нашу планету и вселилась в автора, чтобы донести до нас весть об ордене Аарн и о его судьбе? Как-то автор признался мне, что к нему на самиздате кто-то под ником типа Наблюдатель или Странник написал, что все, о чем он пишет, реально происходило(т) в иной реальности, а он лишь установил связь со своими ангелами-хранителями, которые передают об этом весть. Конечно, через отпечаток личности самого Иара, то бишь Игоря. Коммандор Илар тоже проходил сквозь нечеловеческие мучения, а жизнь самого Эль-терруса была не слишком сладкой, во всяком случае, до недавнего времени. Сейчас он в Питере, только что женился на любимой женщине (оказывается, и после 40 можно влюбиться как пацан) на одной из питербургских бардесс. Так что будем надеяться, что новый статус скажется положительно на качестве его произведений, а то многие поклонники его творчества заждались прорыва новых идей и книг, а не обычного повторения уже прочитанного.

НАсчет полярности мнений? Сие было всегда. Многие мои знакомые пользуются его книгами как барометром для определения уровня эмпатии своих приятелей. А если в душе нет огонька и не появляется зова к Небу, что ж, селяви.

Оценка: 10

Утопия. Совершенная утопия. Совершенно нереально.

Ну а если по-порядку, то это смесь фантастики (люди освоили галактику, летаю и воюют на космических кораблях, знакомы с другими расами и т.д.) и фэнтези (маги и магия), смесь интересная, написана без явных перегибов в одну и другую сторону, ну в общем мир получился интересным. Сюжет построен из отдельных историй, которые затем сплетаются в общее повествование. Героев много, не все прописаны основательно, да и похожи друг на друга, все такие хорошие, мудрые и способные. При очередной истории очередного такого совершенства, охватывает чувство дежавю, было уже такое, если про кого-то начали рассказывать, то значит он или гениальный ученый, или гениальный военный, или гениальный маг и т.д. Это несколько утомляет. Устройство Ордена, Княжества, интересно, в чем-то очень привлекательно, но до чего же утопично! Идея в романе конечно интересная, кто не хочет жить в обществе чистых и светлых людей, под руководством умного, доброго и все понимающего Командора? Думаю такая идея понравиться многим. Да и сам главный герой - Командор... он весь такой прямо... нереальный.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

(Прошел путь от Темного Императора до почти Светлого Творца, да и учитель у него Мелькор... вот как!)

Вообще автор пошел по простому пути, все истории очень эмоциональны, в любом случае чем-то зацепят читателя. Первые две книги, это сплошные пытки, насилия, убийство и прочее. Тяжело читать. Такой поток страдания и боли, если бы не было в конце надежды на лучшее, читать было бы не возможно. В середине цикла истории поменялись. У героев тоже тяжелая судьба, но пыток больше нет. Есть обычная несправедливость общества, в которому тяжело жить чистому человеку. И стало очень много секса, особенно с розоватым оттенком. Автора явно закинуло в очередную сторону. Последние книги цикла, почти она сплошная война. Сражением к Космосе отдана большая часть, немного новых историй и миров, а остальное занимает переосмысление Командором целей Ордена и своей дальнейшей жизни. Окончание какое-то смазанное, недосказанное. Только линия Командора получила завершение, остальное повисло в воздухе, только намеки на продолжение войны и изменение Ордена.

Идея романа мне понравилась, но если убрать подробное описания насилия, огромное количество секса, постоянные и повторяющие размышления, то цикл сократился бы в половину и возможно стал бы лучше.

Оценка: 8

Я понял всю жизненность присказки: «Мышка плакала, кололась, но продолжала жрать кактус»:) С одной стороны, текстовую часть произведения очень хочется отредактировать чуть чаще, чем в каждом абзаце. С другой стороны, позади уже 2/3 цикла.

Идейная часть заставила много думать и смотреть на происходящее в реальном мире. Да, ничего нового автор не выдумал, но хотя бы набросал портрет «добра с кулаками» без интеллигентской рефлексии. Поведение аарн определяется их прошлым («не будите мышку с огнемётом:roof:«). Ошибки Командора - тоже. Ти-анх лечит тело, но не душу...

В целом, сложилось впечатление, что автор хорошо понимал, как и зачем он пишет. Может быть, не очень мастеровито, но искренне и с чётким планом в голове. Почти на все вопросы, которые возникали по ходу чтения, я находил ответы где-то далее по тексту. Остальное - додумывал на досуге. Так что лишнего, на мой взгляд, в книгах цикла очень мало. Как говаривал поэт и философ Винни-Пух, «это «ж-ж» не спроста!..» Пусть и не всегда очевидно, зачем.

Upd. Дочитывая последнюю треть цикла, ещё больше убедился, что автор прекрасно отдавал себе отчет, о чём и зачем пишет: вопросы об Аарн, которые я мысленно задавал писателю, читая первые две книги, один из героев задает Командору.

Оценка: 9

Какое оно - идеальное сообщество? Может, правда стоит собрать вместе одних альтруистов живущих по законам чести?

Хотя нет. Не с этого начну... Начну с микробов.

Статья №1: http://elementy.ru/novosti_nauki/430970/Altruisty_protsvetayut_blagodarya_statisticheskomu_paradoksu Хоть альтруизм вреден для отдельной особи и полезен для популяции в целом, число альтруистов может расти

Статьи №2 не нашёл в гугле, но смысл таков: есть колония одноклеточных бактерий или водорослей (не помню точно). Они живут на поверхности воды. Для того, чтобы не тонуть каждый вырабатывает нечто плавучее. А чтобы было проще, ещё и клей, чтобы склеиваться вместе в плавучие плоты. Но когда такой плот образуется, то часть одноклеточных может перестать вырабатывать плавучие и клеящие вещества. И жить за счёт других. Всё бы ничего, но со временем таких становится всё больше и больше и весь плот тонет.

Теперь возвращаясь к людям. А какая разница? Это всё верно и про людей.

Хотя всё же есть одно отличие. У одноклеточных нет лидера. а люди обожают образовывать те или иные социальные структуры.

Куда-то меня занесло не туда... Возвращаясь к книгам.

Увы, ответы зачастую однобоки.

К примеру, вопрос: какая форма правления лучшая. Ответ: абсолютная монархия. Я на половину согласен: при хорошем монархе это истина. Но на вторую наполовину несогласен: при плохом монархе это худшая форма правления. Какой же верный ответ? А его не существует.

Хотя недостатки, увы, есть. Автор замахнулся на слишком широкую тему и не осилил её полностью. Акцент сделал на лидерах и войне. Экономика, воспитание, искусство, экология, технологии и десятки прочих не менее важных элементов остаются за кадром или почти за кадром.

Да именно так, это просто девиз цикла - и все скорее ужасно, чем хорошо.

И даже с моралью все не хорошо - потому что это мораль, граничащая с разложением морали.

Видимо все и задумывалось как провокация - Ангелы Тьмы, Бездна, творящая добро, белые инферно-носители...

Только после первой книги все ещё туда- сюда, а на второй - все. Перебор. Как можно читать это дальше - не представляю.

Аарны сначала общими мазками показаны БЕЗУПРЕЧНЫМИ носителями добра, но потом детально расписано какие они похотливые, откровенно тупые (и ведут себя как подростки). Не смотря на заявленную автором гениальность - ТУПЫЕ (по меньшей мере описаные автором спецоперации вызывают чувство недоумения сначала и откровенного раздражения потом - но декларируется, что от их военного гения все в ГАЛАКТИКЕ, блин, присохли... По моему у автора поусох здравый смысл - почитал бы что-нибудь про наши земные спецоперации, может понял бы что в действительности называют гениальным и что провальным. Или в галактике калибр поменьше? Так нашим земным ГРУ и Моссаду такой галактики только на завтрак хватило бы, и то бы не наелись).

Оценка: 7

Там, где никогда не будет нам

От жажды к сказочным мирам

Еще больней.

Там, где небеса несут ветрам

Желанье быть еще быстрей,

Еще сильней.

Там, где никогда чужим богам

Не суждено к своим ногам

Нас положить.

Там, где никогда не будет ран

От глупых и безумных драм

За право жить.

Никогда этот мир не спасал и не спас,

Никогда это солнце не жгло, как сейчас.

Потерялся меж нами один лишь вопрос,

Мы искали его, возбуждаясь до слез.

© Алексей Горшенев, Рок-группа «Кукрыниксы», текст песни «Сказка»

Раздражающий гул двигателя мешал заснуть, и Нио ворочался на узкой и жесткой койке. Да еще и соседи не давали покоя. Впрочем, чему удивляться – если набить в довольно тесное помещение больше двухсот человек, то результат получится именно таким. В бывшем трюме, сейчас плотно заставленном трехэтажными железными койками, было не протолкнуться. Люди занимались своими делами, кто-то спал, кто-то разговаривал, кто-то что-то ел, кто-то монотонно проклинал соседей и саму жизнь. Слава Благим, трехмесячный путь подходил к концу, сегодня вечером космодром Ирлорга примет их разваливающийся корабль.

Офицер скривился – чудо, что это ржавое корыто, именуемое с какой-то стати «Победителем», вообще долетело куда-то. Разве это корабль? Улитка, да и только – три месяца на расстояние, которое современные корабли проходят за неделю. Нонсенс! Увы, место на звездолете классом выше оказалось никак не по карману отставному офицеру. Даже за койку на этой лоханке с него содрали полторы тысячи кредитов. Осталось совсем немного, еще около семисот, и это все, с чем Нио Геркат-Хартон должен начинать новую жизнь. Да уж, новую жизнь в сорок два года… Врагу не пожелаешь.

Горькая и едкая обида до сих пор темной пеленой колыхалась в душе. За что с ним так подло поступили? Впрочем, он прекрасно понимал, почему и за что. Из него сделали козла отпущения. Всего лишь… Хорошо хоть вообще не расстреляли, вполне ведь могли. Воспоминание о том, как отвернулись все друзья, было донельзя мучительным. «Предатель!» – кричали ему в спину, и никто не захотел ему поверить. Ни один человек. Хотя нет, один все же поверил. Но что мог сделать простой капитан второго ранга? Ровным счетом ничего! Спасибо Тао и за человеческое отношение, за сочувствие, за то, что понял и не стал плевать вслед, как другие. И несмотря на то, что его разжаловали, майор Геркат-Хартон продолжал считать себя офицером. Он никого не предавал! Не нарушил присяги, а значит он – офицер.

– А ну, давай бабки, я те сказал! – привлек внимание Нио чей-то хриплый голос, и бывший офицер раздраженно выругался про себя, открывая глаза.

Совсем рядом с ним, в проходе между койками несколько помятых личностей зажали молоденького паренька. Бедняге разбили лицо, и он все время вытирал стекающую из рассеченной брови кровь. Парнишка с отчаянием оглядывался, но все вокруг отворачивались и делали вид, что ничего особенного не происходит. А предводитель крыс с насмешкой покачивал перед глазами жертвы считывателем кредитных карт.

Эта сплоченная стая была хорошо знакома Нио, весь полет, все три месяца они не давали жизни никому, терроризируя окружающих, и мало кто решался давать отпор. Только насиловать пока не решались – капитан перед стартом сказал, что любого насильника за борт без скафандра вышвырнет. Хотя этим и насиловать не требовалось, находилось достаточно женщин, добровольно выполнявших все их желания. Выполнявших – в надежде на покровительство и защиту.

Нио банда тоже не рискнула трогать, крысиным чутьем угадав, что этот – опасен. И на настолько наглый грабеж до сих пор не шли. Отнимать у паренька его жалкие гроши? На этом корабле богатых не было, только отчаявшиеся люди могли согласиться на полет в таких условиях. Подобного скотства бандиты до сих пор себе не позволяли. Безнаказанность головы вскружила? Зря это они, очень и очень зря. Что ж, придется их поучить. Забирать у человека последнее не дозволено никому!

Офицер мягко спрыгнул с койки и неслышными шагами приблизился к бандитам. Один из них все-таки что-то услышал и обернулся. Поздно. Удар ногой в печень, и смуглый верзила с хрипом рухнул на пол. Главарь что-то заорал и кинулся на Нио, двигаясь при том настолько неуклюже и медленно, что офицер только зло рассмеялся. Он стоял на месте и пропускал мимо удары бандита, мгновенно сдвигаясь вправо или влево на какие-то сантиметры.

А, сволочи, ножи подоставали? Что ж, сами виноваты. Несколько быстрых, почти невидимых глазу ударов отправили вооружившихся ножами членов банды в глубокий нокаут. Офицер повернулся к остальным, стоявшим в отдалении, и те по-крысиному ушмыгнули куда-то. Залитый кровью парнишка с недоумением смотрел на пришедшего ему на помощь человека.

– Ну, что стоишь? – улыбнулся ему Нио. – Пошли в санузел, рану промыть надо.

Тот только судорожно кивнул и поплелся следом за своим спасителем. На ржавой лоханке и санузел был под стать всему остальному. Грязный, тесный, унитазы даже пластиковыми перегородками не отделялись друг от друга. Да и было этих унитазов всего два десятка на двести восемьдесят три человека… Первое время люди стыдились, пытались соблюдать хоть какую-то очередность посещения туалета мужчинами и женщинами. Но вскоре об этом забыли, слишком велика была теснота. Не до стыдливости стало.

Нио затащил паренька в двери санузла, растолкав по дороге толпу жаждущих попасть внутрь – люди видели расправу с бандитами, и никто не осмелился протестовать. Вот же, все хвосты Проклятого! Что за невезение? Напоролся. На унитазах сидело несколько женщин. Офицер вошел, изо всех сил стараясь не смотреть на них – вот так-так, некоторые еще и краснеть не разучились… Та вон девушка слева могла показаться даже привлекательной, если бы ее для начала как следует отмыть.

К сожалению, в трюме даже душа не имелось, и все три месяца пути люди вынуждены были обходиться без мытья. Разве что во время остановок кто-нибудь из пассажиров ухитрялся найти возможность помыться, но это мало кому удавалось – на космических станциях вода ценилась на вес вария, а лишних денег ни у кого из пассажиров «Победителя», не было. Только универсальная биоблокада спасала от эпидемий. Орден Аарн еще лет семьсот назад облагодетельствовал обитаемую галактику этим лекарством, дающим иммунитет к любой, даже неизвестной никому заразе. Капитан «Победителя», несмотря на всю свою жадность, добавлял лекарство в еду для пассажиров – трупы на борту ему были не нужны и невыгодны.

Нио подвел смущенного парнишку к крану и открыл воду. Хорошо хоть дистилляторы на корабле работали относительно неплохо, можно не опасаться. Офицер обшарил свои карманы и задумчиво хмыкнул себе под нос – старая привычка космодесантника таскать при себе медикаменты и сейчас не подвела. Он сам промыл пострадавшему рассеченную бровь и залепил найденным биопластырем. Потом внимательно осмотрел его. Смуглый, каштановые волосы, черные глаза. И отчаянно курнос. Губы парнишки кривились в нерешительной улыбке, во взгляде все еще сквозил страх. Нио вздохнул – придется держать паренька при себе, крысы ведь мстительны, могут и ножом пырнуть где-нибудь в уголке.

– Спасибо вам… – выдавил из себя парнишка.

– Было бы за что, – проворчал офицер. – Держись возле меня, не то опять поймают. Такие не любят упускать добычу.

Он снова посмотрел на спасенного. Симпатичный мальчишка, наивный и совсем молоденький – лет семнадцать-восемнадцать, вряд ли больше. Акцент на общем у него только странноват – шипит как змея в конце каждого слова. Где это, интересно, так говорят? Ладно, придет время, сам расскажет. Нио вышел из санузла, парнишка поспешил за ним. Люди у входа снова поспешно расступились – никому не хотелось связываться с человеком, способным в одиночку положить такую банду.

П Л У Т О Н И Я

– Живешь, работаешь, от горя стонешь ли,

встречаешь песней ли грозу и ветер, -

А где-то дремлет страна Плутония!

– Которой не было нигде на свете?!

– Что значит было?.. Что значит – не было?!

Вопрос не праздный! Вопрос – тревожен...

Быть может, то мы считаем небылью,

Чего пока еще понять не можем?..

Мы так не любим чудных и странных,

мы так не верим всем непохожим!

Мы словно чувствуем покровом кожным,

что непохожесть их – нам сердце ранит...

Ведь мы же видим – они не тонут

в бумажных заводях, в житейских буднях!

Они шагают в свою Плутонию...

– Которой не было, нет, и не будет?!

– Вам очень хочется всегда быть правыми?

И в правоте своей – несокрушимыми?..

– Но если правы мы – имеем право мы

И вдруг – Плутония... Зачем, к чему она?!

Она же логикой – не проверяется!

Ее же – не было?.. Она ж – придумана?!

Она же в здравый смысл не умещается!!!

– О, успокойтесь, благополучные!

Вас племя странное вовсе не тронет...

Вас не зовут же в страну за тучами?..

Вас – и не пустят в эту Плутонию!

Страна Плутония – не для смирившихся,

не для живущих единым хлебом,

с любой неправдою легко ужившихся,

не подымающих головы к небу!

О, равнодушные, о посторонние!

Ведь это вам назло – ее не видящим! -

живет и здравствует страна Плутония,

страна любимая нездравомыслящих.

Раиса Гладун 1932–2001

«Отзвуки серебряного ветра» – моя попытка найти выход из тупика, в котором оказался наш мир. Тупика подлости, жестокости и корысти.

Искушенному читателю мир ордена Аарн может показаться несколько схематичным. Вполне возможно. Но мне важно было донести основную идею, а второстепенные детали и научная достоверность не имеют для меня особого значения.

Меры веса, длины и времени в романе даны в привычных для русскоязычного читателя единицах.

Новые термины объяснены либо в самом тексте, либо в сносках. Новые идиоматические обороты приближены к русским и, надеюсь, не вызовут у читателя затруднений.

Все совпадения с реально существующими людьми или событиями случайны, роман с начала и до конца является плодом авторской фантазии.

Автор выражает свою искреннюю благодарность редакторам Любови Зиновьевне Лейбзон и Евгению Геннадьевичу Коненкину, без помощи которых эта книга так и не обрела бы законченный вид. Слишком много лет она писалась. Также автор благодарит участников форума http://forum.elterrus.com за помощь и подсказки, за бесконечный, длившийся годами поиск логических несоответствий, за сотни высказанных идей, военных концепций и типов оружия, за рисунки, стихи, песни и составление энциклопедии обитаемой галактики, составить которую самому автору просто не хватило бы терпения.

Песнь странных.

Бывает так... Бывает. Ты снова не знаешь кто ты и что ты, ты снова мечешься в странной паутине волн жизни. Они меняют тебя, но ты сам этого не замечаешь и думаешь, что ты все еще прежний. А потом понимаешь, что это не так, и не знаешь что тебе делать... Да ничего! Просто слушай, как серебряный ветер играет листвой Древа Звезд. Просто не забывай, что ты умеешь летать. Просто помни, что есть там, далеко, звезды, и они зовут тебя в неизведанное, в мир, где нет подлости и лжи. Увы, сколь многие не хотят об этом помнить и теряют свои крылья, перо за пером, и становятся, по словам поэта, «бескрылыми злыми духами». Это – истина, и с ней ничего нельзя поделать. Но мы не хотим и не можем жить без крыльев. И слава Творцу за это. За то, что Он дал нам Иное, непонятное озабоченным своим благосостоянием. Что ж, им никогда не услышать Ветра Звезд, никогда не понять звенящей красоты невероятного. Они слепы и глухи, и это – их вина, они сами завязали себе глаза и заткнули уши. Но это их выбор, и они имеют на него право. Мы же не с ними, мы не хотим быть с ними, нам противно быть с ними. И лучше быть одному, чем с кем-то из них. Запомните раз и навсегда – МЫ НЕ ТАКИЕ. Нам чужды их идолы и их кумиры, их чаяния и их надежды, их горести и их радости. Мы всегда отрывались от земли и уходили туда, куда им никогда не попасть, куда никого из них просто не пустят. И за это века и века нас побивали камнями, нас жгли на кострах, нас втаптывали в грязь и бросали в застенки, над нами смеялись и объявляли безумцами. Но мы все равно отказывались отречься от мечты. Пусть их. Они отвернулись от Творца, и Он отвернулся от них. Творец улыбается тем, кто способен заглянуть за горизонт и не побоится броситься с обрыва и распахнуть крылья, не зная взлетит он или упадет. Пусть наслаждаются своими «богатствами» и радуются своему «достоянию». Но им этого мало, их пугаем мы, НЕ ТАКИЕ. Нам доступно что-то, чего им никогда не понять, и им страшно от осознания этого. От осознания, что впереди у них – только мы. Они жаждут лишить нас крыльев, убедить, что этих крыльев у нас нет и быть не может. Порой кто-то из нас падает, принимая их ценности, но на смену упавшему расправляют крылья и взлетают ввысь десятки других, не слыша перепуганного визга оставшихся внизу. Им нас не остановить! Мы обречены оставаться изгоями в мире боли и горя, часто следуя своему пути в полном одиночестве, не обращая внимания на летящие в нас камни, плевки и проклятия. Помните, именно мы заставляем человечество идти вперед, не позволяя ему превратиться в стадо сытых, довольных жизнью животных. Не бойтесь! Расправляйте ваши крылья и влетайте ввысь! Да, плата за это будет страшной, но нас ждет небо! На костер? Что ж. Помните, Творец улыбается нам даже на костре! И что бы они не делали, им нас не удержать! Мы все равно взлетим, оставив болото внизу. Мы – были! Мы – есть! Мы – будем!

Интерлюдия I

Боль понемногу отпускала. Я снова отпил немного спирта и облегченно улыбнулся. Ну вот, еще один приступ миновал, еще одна пытка позади. Сколько их было и сколько их еще будет... Я внимательно вслушался в происходящее на крейсере и вздохнул. Опять кто-то меня ищет. Дети, дети... Как же я вас всех люблю, как же вы все мне дороги. Мне легче вынести сотню таких приступов, чем потерять кого-то из вас. Вы не бессмертны, в отличие от меня, и вы уходите. Увы мне. Но сейчас вы счастливы, и я рад, что сумел дать вам хоть немного счастья, сумел вырвать вас из мира боли и горя, отчаяния и безнадежности. Кто-то скажет, что я идеалист. Да, идеалист. Ну, и что? Я сам часто и во многом сомневаюсь, но иного пути у меня все равно нет. Я должен, должен искупить зло, которое принес во вселенную двадцать тысячелетий назад. Я был тогда Темным Мастером, Черным Императором. Я искал тогда власти и бессмертия. Нашел ведь на свою голову... Зачем, зачем мне это было нужно? Убей меня Создатель, если понимаю. Да, тогда я еще не знал насколько это больно – быть бессмертным.

Я снова вслушался в эмофон и не смог удержаться от улыбки. Тина уже обыскалась меня, какая-то у нее проблема возникла. Девочка ты моя хорошая... Знала бы ты, как я тебя люблю. Но не узнаешь. Никогда. Моя судьба – боль и одиночество, и я никому не позволю разделить эту ношу со мной. Не нужно вам, дети мои, знать, как мне приходится платить за все, что вас окружает. Не нужно. И так каждый из вас прошел через ад, так пусть хоть здесь, среди тех, кто любит вас и кого любите вы, вам будет хорошо. Пусть хоть здесь вы не узнаете боли и горя. Живите, любите, творите. А моя задача – закрыть вас собой, защитить от всех и всяческих бед. Неважно, какой ценой, но защитить. Не допустить царящее во внешнем мире зло до ваших забывших о боли душ.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.