Что делать, если у ребенка нет друзей? У ребенка долго не было друзей

Глава 6:

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ С ТОБОЙ НИКТО НЕ ДРУЖИТ?

Когда есть друзья – это счастье. А если НЕТ? Если недавно переехал и в новую школу перешел? Или не перешел, но и в старой все довольно плохо? Если на переменах все кучками и парами, а ты один?

Это – совсем не счастье. И с этим надо что-то делать.

ДАВАЙ ПОДУМАЕМ: ПОЧЕМУ С НЕКОТОРЫМИ ДЕТЬМИ НЕ ХОТЯТ ДРУЖИТЬ?

ИНОГДА ЭТО СРАЗУ ПОНЯТНО.

Никто не хочет дружить с:

ЯБЕДАМИ,

ЖАДИНАМИ,

ЗЛЮКАМИ,

ВЕЧНО НЕДОВОЛЬНЫМИ НЫТИКАМИ,

С ВРЕДИНАМИ ТОЖЕ КАК-ТО НЕ ОЧЕНЬ.

И С ГРЯЗНУЛЯМИ,

И С ВООБРАЖАЛАМИ.

Но что, если ты честно-честно про себя подумал и пришел к выводу, что ты

Жалуешься взрослым без крайней необходимости,

Жадничаешь, когда у тебя есть что-то вкусное или интересное, а другие тоже хотят,

Злишься и ругаешься по пустякам,

Ноешь из-за каждой царапины,

Боишься всего на свете,

Постоянно обижаешь и критикуешь всех вокруг,

Ходишь вечно грязный, с сопливым носом,

Считаешь себя самым умным.

Если все это не про тебя, а с друзьями все равно плоховато, возможно, ты допускаешь одну из четырех ошибок. Вот они.

Ошибка первая:

ДУМАТЬ, ЧТО ТАК И ДОЛЖНО БЫТЬ.

Стоит только начать думать: «Со мной никто не дружит, потому что я плохо учусь», или «потому что я неспортивный», или «потому что у меня нет дорогих вещей» - и пиши пропало.

Это все равно что прямо на лбу у себя написать:

«СО МНОЙ ДРУЖИТЬ НЕЛЬЗЯ, ЕСТЬ ВЕСКИЕ ПРИЧИНЫ!», -

А потом удивляться.

НА САМОМ ДЕЛЕ

Дружат с человеком не из-за того, что он какой-то образцово-показательный (спортивный, остроумный, модный, красивый). И не из-за того, что у него есть что-то из вещей. Если бы это было так, тогда все хотели бы дружить только с самыми лучшими, а мы видим, что друзья есть у всех.

У НЕСПОРТИВНЫХ, У ТУГОДУМОВ, У ЛОПОУХИХ, У БЕДНЯКОВ, У ДВОЕЧНИКОВ – У ВСЕХ БЫВАЮТ ДРУЗЬЯ, ДА ЕЩЕ КАКИЕ! САМЫЕ ВЕРНЫЕ, САМЫЕ ВЕСЕЛЫЕ!

И наоборот, у всяких там «звезд» часто близких друзей не бывает. Может быть, их «отпихивают» в сторону те, кто только изображает друзей. А может быть, сами «звезды» разучиваются дружить.

Поэтому, если ты не «звезда», а обычный человек с недостатками, - это ХОРОШАЯ НОВОСТЬ! Большинство людей похожи на тебя, а похожим подружиться легче!

Ошибка вторая:

ДАЖЕ НЕ ПЫТАТЬСЯ.

Некоторые дети, которым трудно подружиться, решают вообще перестать общаться. Сидят целыми днями за компьютером.

А что – компьютер очень удобный товарищ. Не уйдет никуда, всегда готов тебя развлечь, не спорит и не обижается. Можно пообщаться в чатах, где тебя никто не видит и не знает, и потому не так страшно. Здорово!


НА САМОМ ДЕЛЕ

Это совсем не выход. Представь себе, что у тебя не получается решать задачи по новой теме. И ты придумал: и не буду их решать, если они такие трудные! Лучше порешаю те, что попроще, из учебника первого класса. Хороший выход?

Простые задачи ты решишь, а потом-то что? Как писать контрольную? Как заканчивать четверть и вообще учиться дальше?

Получается, ты просто потерял зря время. Чем дольше ты будешь решать простые задачи и откладывать сложные, тем труднее будет потом наверстать.

С общением точно так же. Чем больше времени ты проводишь с компьютером вместо простых людей, тем труднее тебе будет научиться тому, что ты плохо умеешь: знакомиться, дружить, общаться. С каждым годом все труднее. Зачем так запускать? Лучше прямо сейчас настроиться решительно – и научиться общаться!

Ошибка третья:

СЛИШКОМ СТАРАТЬСЯ.

Тебе очень хочется, чтобы с тобой дружили. Ты думаешь об этом постоянно. Ты готов на все, чтобы тебя приняли в компанию. Ты стараешься говорить, одеваться, вести себя, думать, как те ребята, о чьей дружбе ты мечтаешь. Ты всегда поблизости, ты предлагаешь помощь, ты готов отдать любую свою вещь, потратить все свои деньги, чтобы всех угостить, ты очень переживаешь из-за того, что они о тебе сказали и как посмотрели.

Стоит кому-то перекинуться с тобой парой слов, и ты уже называешь его «мой друг».

НА САМОМ ДЕЛЕ

Если ты так настроен, то ни в какие друзья тебя не возьмут. В лучшем случае разрешат быть «мальчиком на побегушках» или «девочкой, которая вечно с нами ходит». И в любой момент тебя могут прогнать или обидеть. Такая «дружба» тебе не понравится. Дружба – это отношения равных. Ее невозможно выпросить или выслужить. И невозможно купить.

Успокойся. Твоя дружба от тебя не уйдет. Кто-то находит самых близких друзей в детском саду, а кто-то – только в институте. Это обязательно случится и с тобой, если не сейчас, то завтра, или через год. Вот Гарри Поттер не имел друзей аж до 11 лет, до поступления в Хогвартс. Ему было нелегко, но он не стал подлизываться к дружкам своего двоюродного брата.

Будь готов к дружбе, но не навязывайся. Не старайся ни на кого походить, для НАСТОЯЩЕГО друга ты будешь интересен именно таким, какой ты есть.

Ошибка четвертая:

«ПУСТЬ ВСЕ БУДЕТ ТАК, КАК Я ХОЧУ!»

Некоторые дети не умеют общаться на равных, все время командуют. Предлагают играть только в то, что им самим интересно. Хотят, чтобы все было так, как они придумали. Чтобы друзья всегда слушали, что они рассказывают. Смеялись всегда, когда они шутят. И еще – хотят во всех играх только выигрывать.

А если им не дают командовать, то обижаются, ссорятся и уходят. Им кажется, что им не повезло, и достались такие одноклассники или соседи – глупые, скучные и противные.

НА САМОМ ДЕЛЕ

Дружба, как мы уже говорили, - отношения равных. Ты хочешь, чтобы тебя услышали – и другие тоже. Тебе кажется, что ты здорово придумал – и другим тоже.

Убедись, что ты не командуешь. Послушай, что предлагают другие ребята, это может быть интересно. Научись не злиться из-за проигрыша – ведь это не чемпионат мира, а просто игра с друзьями!

Стоит исправить одну из этих четырех ошибок, и друзей уже становится больше.

ВОТ ЕЩЕ НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ, КОТОРЫЕ МОГУТ ПОМОЧЬ:

С незнакомыми ребятами можно завязать контакт, угостив чем-нибудь вкусным – конфетами иди жвачкой. Или вынести во двор мяч, мыльные пузыри, цветной мел.

Привези мелкие сувениры оттуда, где отдыхал с родителями.

НО ПОМНИ: это именно чтобы лучше познакомиться. Покупать дружбу подарками не надо!



Если тебя дразнят или обижают, прежде всего разберись с этим. Возможно, кто-то из хороших ребят мог бы с тобой подружиться, просто к тебе не протолкаться через кольцо обидчиков (что делать, если дразнят в школе, ).

Если тебе нравится кто-то из ребят, но ты не знаешь, как завязать разговор – спроси его о чем-нибудь, в чем он хорошо разбирается и чем увлечен. Или скажи что-нибудь хорошее, похвали. Только не надо подлизываться – скажи о том, что в самом деле тебе понравилось.

Когда первый контакт завязался, поддержи его. Запомни, как зовут нового знакомого, расспроси, чем он увлекается, где живет, во что любит играть. Предложи обменяться телефонами.

Возраст: 6-10 лет,

Издательство «Мир энциклопедий Аванта+», «Издательство Астрель», «Полиграфиздат».

Публикуется в сокращении.

В нежном возрасте дети еще не умеют дружить. Они могут рядышком что-то копать или строить в песочнице, по очереди кататься с горки. Но это не дружба. Стремление дружить приходит с моментом взросления малыша, когда ему хочется показывать другим детям свои игрушки, играть в догонялки или в мяч. Однако находить друзей иногда удается не всем.

Это заметно на детской площадке , когда в одной ее части много детворы, а в другой - одинокая фигурка. Вроде бы и хочет ребенок оказаться там, где весело, но те мальчики и девочки не горят желанием с ним общаться. Грустно… На помощь приходит детский психолог Олеся Шершнева , которая ищет ответ на вопрос малыша «почему со мной никто не дружит?».

Психолог Олеся Шершнева убеждена в том, что детям нужно общение, так как это способствует их развитию и становлению. Если друзей нет, это может вызывать разные реакции, начиная от тоски и заканчивая обидой на всех окружающих.

Специалист называет наиболее частые причины отсутствия друзей в детском возрасте:

  • Агрессивность ребёнка (дерётся, обзывается);
  • стремление подчинить всех вокруг (не играет по правилам других);
  • гиперактивность (чрезмерная активность ребенка, которая мешает другим);
  • ябедничество и поучение других;
  • неопрятный внешний вид, несоблюдение личной гигиены (неприятный запах, грязные волосы, ногти как у «динозавра»);
  • вредные привычки;
  • пассивность (неуверенность, стеснительность, тревожность, привычка, что все «разрулит» родитель);
  • деструктивные способы реагирования в конфликте (обзывательства в ответ, драки, собственные провокации и реакция на чужие провокации);
  • отсутствие положительного примера в семье (часто родители сами не очень говорливые и закрытые люди, а вот от ребенка почему-то требуют быть общительным);
  • отсутствие общих интересов (часто очень интеллектуально одаренные дети не имеют друзей, так как «нам и поговорить не о чем. Они все в телефонах, а я люблю космос»;
  • жадность или присвоение чужих вещей.

Если вы увидели некоторые пункты у своего ребенка, срочно принимайте меры! - убеждена психолог.

Помогите ребенку избавиться от вредных привычек, сделайте его более социально ориентированным. Специалист предостерегает заботливых родителей от ошибочного в этой ситуации решения:

Никаких «переведём его в другую школу или другой класс!». Это «дохлый номер»! Будет все также! Ребенок хоть в Африке будет учиться, он всегда берёт с собой СЕБЯ!!!

А ваш малыш умеет дружить?

Ребёнок, у которого нет друзей: он тихо играет в уголочке или издали следит за другими ребятами. Ситуация нередкая и часто болезненная и для малыша, и для его родителей. Как же помочь ему?

Это проблема

Прежде всего, стоит осознать, это проблема. Отмахиваться и говорить: «Мал ещё!», «Какие его годы?!» неправильно. Человеку в любом возрасте необходимо общение со сверстниками, и маленькому ребёнку тем более. Кому понравиться быть изгоем общества? Разочарование и страх перед ровесниками могут привести к психологическим проблемам в дальнейшем.

Создаём условия

Итак, проблема есть, но её можно устранить, особенно, если вы готовы ему в этом помочь. Психологами доказано, у детей до 10 лет дружба ассоциативная. То есть они общаются с теми ребятами, которых встречают в определённой ситуации (рядом живут, вместе ходят в детский сад, их родители дружат), и мало озадачиваются тем, чтобы найти возможность подружиться с тем, с кем труднее встретиться. Таким образом, чтобы помочь малышу, надо просто создать удобную для дружбы ситуацию, например, пригласить в гости ребят с детской площадки, устроить детский праздник, водить кроху в какой-то развивающий кружок, где есть его сверстники.

Язык - враг

Часто общение не завязывается только потому, что малыш не знает, как его завязать. Такие, казалось бы, простые и примитивные фразы, как «можно я с тобой поиграю?», «привет, меня зовут …», «давай дружить» ребёнок может просто не знать. Проговорите с ним важные слова, объясните, что необходимо быть вежливым и ненавязчивым. Устройте дома кукольный театр и проиграйте разные ситуации, чтобы устранить застенчивость крохи и научить правильно себя вести.

Этикет общения

Не только первые фразы, но и дальнейшее неправильное поведение может отпугнуть потенциальных друзей. Не все родители уделяют время, чтобы рассказать ребёнку, что хвастаться нехорошо, драчливых и жадных людей не любят, а обсуждать друзей при них же - дурной тон. Читайте крохе больше детской литературы и вместе анализируйте поведение героев в дружбе.

Личный пример

Можно сто раз объяснять, как важно быть хорошим другом, а можно просто продемонстрировать личный пример, и он окажется более эффективным. Дружите сами, рассказывайте ребёнку, как важно помогать и что-то давать другим, не обязательно материальное, душевное - тепло, заботу, улыбку.

Дружба для друзей

Детскую дружбу легко сломать, если вмешиваться в неё. «Вовка неправильно поступил. Скажи ему, что…», «Он у тебя глупый какой-то!», «Я бы на твоём месте обиделась!», «Не дружи с ними!» - подобные советы и вмешательства родителей ничем хорошим не закончатся. Вы на своём месте, а ребёнок на своём, и пусть он сам решает, как поступать.

Интересоваться

Но и совсем устраняться не стоит. Если вы заметили, что ребёнок грустит и переживает, обязательно расспросите его, что не так. Хорошо бы вообще время от времени интересоваться, во что он играет с ребятами, хорошо ли малышу в этих играх. Ребёнок должен знать, вам не всё равно, и вы всегда готовы прийти на помощь.

Развивать

Легко находит друзей уверенный в себе ребёнок, поэтому развивайте своего малыша физически и эмоционально. Спортивные кружки, общение с родителями, комплименты, любовь и ласка - это те самые важные вещи, которые необходимы крохе, которые дают ему понять: «Ты хороший! Ты лучший! И многие хотят с тобой дружить! Попробуй, и у тебя всё получится!».

Что делать, если нет друзей? Родителям известно, как болезненно для ребенка остаться без друзей, в одиночестве.

Популярность ребенка среди сверстников – единственное условие, насколько ребенок успешен в учебной деятельности и насколько он счастлив в школе. Социальное признание – колыбель развития интеллектуального развития.

Не раз столкнулась с ситуациями, когда дети, не имеющие друзей, терпеть не могут школу. Взрослые должны помнить, что социальная жизнь ребенка определяет его личностное развитие на всю жизнь.

Популярный ребенок – это ребенок, которого любит большинство и недолюбливает меньшинство. Чтобы получить признание сверстников и обрести друзей, вовсе не обязательно быть отличником, самой симпатичной среди сверстников или атлетически сложенным подростком. Нужно просто нравиться окружающим, вот и все.

Популярные дети располагают к себе не только сверстников, но также учителей и других взрослых. Они получают в жизни больше положительного внимания со всех сторон, растут уверенными в себе и целеустремленными.

Познакомьтесь с секретами обретения друзей и условиями социального успеха:

  • Юмор – это надежнейший способ завести и сохранить друзей. Юмор принципиально важен для популярности ребенка не только потому, что умение смешить по достоинству ценят сверстники, но и потому, что чувство юмора развивает психологическую гибкость, спонтанность, сообразительность и умение справляться с неприятностями.
  • Открытость – это взаимоотношения, основанные на полном доверии, общности интересов, преданности друзей друг другу, их постоянной готовности в любой момент прийти на помощь. Следует учить детей проявлять открытость хотя бы в приветствии. Приветствие – это дружеский зрительный контакт, улыбка.
  • Доброта – хороший способ для начала дружбы. Если ваш ребенок поделится ручкой или карандашом, поможет донести портфель однокласснице, то вызовет ответную доброту, которая может стать началом дружбы. Некоторые дети пытаются «покупать» друзей, раздавая какие-то вещи или деньги. Это конечно не сработает. Дети могут взять такие подарки, но взаимностью не ответят.
  • Комплименты – еще один способ, выражающий готовность ребенка дружить. Он чувствует себя комфортно, когда говорит искренний комплимент, а нам нравятся люди, которые оценивают наши хорошие качества по достоинству. Сядьте вместе с ребенком и подумайте, как можно похвалить одноклассников. Для начала, пусть комплименты будут совсем простыми: «У тебя красивый пенал», «Какой хороший гол» «прекрасный рисунок». Комплименты откроют новые возможности для дружбы.

Обрести друзей своим детям могут помочь родители.

  • Создайте возможности для дружбы. Систематически спрашивайте у ребенка: хочет ли он пригласить в гости своего друга или устроить вечеринку для своих друзей. Пригласите одного из детей к себе домой, дети легче находят контакт, общаясь один на один. Найдите ему занятие по душе (секцию или кружок), где ребенок будет встречаться и общаться со своими сверстниками.
  • Научите ребенка правильному Когда вы обсуждаете с ребенком, как принимать в расчет чувства другого человека, учите его сочувствию и справедливости, вы прививаете ему очень важные социальные навыки, которые в дальнейшем помогут ему не только найти верных друзей, но и дружить в течение долгого времени.
  • Обсуждайте с ребенком его сверстников и его социальную жизнь, даже если он уже .

Содержимое

Именно с раннего возраста закладывается коммуникабельность и способность налаживать рациональные контакты, заводить взаимовыгодные связи. В это период перед родителями встает довольно серьезный вопрос: как сделать так, чтобы ребенок правильно общался, легко заводил дружбу с окружающими, и не только с одногодками, но и с детьми старшего возраста.

Как помочь найти друзей

Часто перед родителями встает такая проблема, что с их ребенком никто не хочет заводить дружбу. В садике с ним не играют в группе, на детской площадке не делятся игрушками, в школе не общаются и т.д.

Проблемы в школе

Как оказалось, школа - не самое спокойное место, в жизни ребенка появляются различные проблемы. Необходимо приложить все усилия для того, чтобы ему было проще их преодолеть.

Психологами выделены некоторые причины отсутствия друзей у ребенка. Если у него были друзья в садике и во дворе, значит навыки социального поведения у него в норме. Есть некоторые внешние причины, по которым ребенок не может завести школьных друзей.

У детей в младшем школьном возрасте, до третьего класса, нахождение друзей происходит по ситуативному типу. Живут в одном доме, ходят из школы одной дорогой, родители общаются между собой. Любой причины достаточно, чтобы стать друзьями. Чтобы привести ситуацию в норму, возможно, достаточно будет, забирать ученика из школы попозже, чтобы он смог провести время после уроков с одноклассниками. Или можно, например, чаще останавливаться с родителями одноклассников поболтать, что позволит детям познакомиться поближе, пока взрослые разговаривают. Самым эффективным способом для сплочения станет любой праздник, куда будут приглашены одноклассники. В раннем возрасте, такие приглашения воспринимаются абсолютно нормально.

У младших школьников на формирование мнения большое влияние оказывает учительница. Необходимо выяснить у ребенка, как учитель строит отношения с ребятами. Не исключено, что он разделяет учеников на успевающих и отстающих, и ваш ребенок попал в категорию плохих, с которыми остальным общаться нельзя. Стоит серьезно поговорить по этому поводу с учителем, от нее же нужно добиться, чтобы она при всем классе сказала, что ваш ребенок хороший и с ним можно дружить.

Травля одноклассниками

В пятых-шестых классах, присутствует такое явление как . Это когда дети сплачиваются против кого-то одного. Виноват в такой ситуации всегда класс, а не ребенок-изгой. Чтобы он ни сделал, авторитета ему не вернуть. Слабак так и будет объектом для насмешек, даже если подтянется на турнике больше всех, а над отличником все будут смеяться, даже если он будет получать двойки.

Такое явление, как моббинг, характерно в тех школах, где кроме учебы, учителей больше ничего не интересует, и поведение учащихся пускается на самотек. Дети испытывают удовлетворение от сплочения против кого-то, такова особенность психологии «незрелой» группы. Развитые коллективы делятся на несколько, враждующих между собой групп, что является более здоровым явлением.

В наше время, когда нет классных часов, пионерии, различных сборов и прочих внеурочных мероприятий, моббинг становится серьезной проблемой. В одиночестве с ним не справиться. Нужно поднимать вопрос в родительском комитете, с классом должны проводить занятия психологи, чтобы научить, что нельзя самоутвердиться за счет кого-то, а уживаться нужно группой, в которой найдется место каждому.

Всем известно, как болезненно для ребенка остаться в одиночестве. Что делать, если нет друзей?

Если у ребенка нет друзей

Можно следовать некоторым правилам, и тогда ситуация изменится в лучшую сторону.

Открытость

Любая дружба начинается с чего-то. Два человека подают какой-то знак о том, что они хотят стать друзьями. Чтобы ваш ребенок с кем-то подружился, вам нужно показать другому ребенку, что ваш малыш проявляет интерес к нему, выражает открытость к дружбе. Детям дошкольного возраста проще, они более непосредственны и наивны, могут прямо спросить, хочет ли ребенок с ними дружить. Дети постарше не всегда способны показывать заинтересованность прямо и открыто. Особенно застенчивые дети испытывают с этим определенные проблемы. Когда незнакомый малыш скажет им «привет», они отворачиваются и молчат, или бормочут что-то невразумительное. Это происходит от того, что малыш чувствует себя стесненно, но другие дети понимают это как нежелание общаться. В таком случае очень сложно найти друга, и ребенок может остаться в полном одиночестве.

Как поступить в такой ситуации? Можно научить проявлять открытость хотя бы в приветствии. В таком случае хорошо помогают ролевые игры, когда малыш практически воспроизводит линию своего поведения и поведения другого ребенка. Необходимо объяснить, что приветствие - это дружеский зрительный контакт, улыбка. Объяснение должно быть достаточно громким, чтобы другой ребенок тоже это слышал. Имя человека, произнесенное за приветствием, сделает его более личным.

Комплименты

Это еще один способ, достаточно простой к тому же, который выражает готовность ребенка дружить. Он чувствует себя комфортно, когда говорит искренний комплимент, а нам нравятся люди, которые оценивают наши хорошие качества по достоинству.

Сядьте вместе с ребенком и подумайте, как можно похвалить одноклассников. Для начала, пусть комплименты будут совсем простыми: « У тебя красивый свитер», или «хороший гол» ребенок может сказать однокласснику, играющему в футбол. Можно сказать однокласснице, которая рисует, что у нее красивые рисунки, это откроет новые возможности для дружбы.

Доброта

Даже самое малое проявление доброты может быть хорошим способом для начала дружбы. Если ваш ребенок поделится ручкой или карандашом, поможет донести портфель однокласснице, то вызовет ответную доброту, которая может стать началом дружбы.

По некоторым исследованиям, иногда дети пытаются «покупать» друзей, раздавая какие-то вещи или деньги. Это конечно не сработает. Дети могут взять такие подарки, но взаимностью не ответят, и возможно даже потеряют уважение. Пытаясь дружбу купить, можно приобрести совсем не то, чего хотелось бы. Доброта - это манипулирование другом, оказание не преднамеренного влияния на него. Бывает, что маленькие дети увлекаются до такой степени, что настраивают своего друга играть только с ними. Если другой ребенок преследует другие цели, то такая дружба ему скоро надоест. Возможно, понадобится помочь ребенку попытаться выражать свою симпатию менее навязчиво.

Похожесть

Дружба может и не возникнуть от того, что дети живут рядом, учатся в одном классе или ходят в одну и ту же секцию. Специалисты установили, что в большинстве случаев, дружба возникает между детьми, которые считают, что они похожи друг на друга. Дети легче заводят дружбу с детьми одного пола, возраста, и национальности. Также, дети могут подружиться на основе интересов, социальных навыков, достижений в учебе или спорте, популярности в коллективе. Так, основным компонентом дружбы является формирование похожести. Данный термин необходимо разъяснить. Сходство особо привлекательно, потому что это по нраву детям на эмоциональном и практическом уровне. На уровне практики, очень хорошо иметь друга, который увлекается тем же, например, играет в шахматы или решает математические задачи. На уровне эмоций, подобность друга дает ощущение доверия и комфорта. Задайте своему ребенку вопрос: « Как ты понимаешь, что у вас с мальчиком или девочкой есть что-то общее»? Ответами станут наблюдения ребенка, которые помогут ему разобраться, с кем он хочет дружить. Нахождение общего языка с другими детьми не означает, что он должен стать клоном остальных. Но подружиться с кем-то, у кого совсем другие интересы, он тоже не сможет. Дружба начинается с похожих черт характера или увлечений.

Привлечение внимания

Существует несколько стратегий привлечения внимания к себе. Одна школьница рассказала, как по ее мнению можно найти друзей: «Нужно сделать грустное лицо и тогда дети сами подойдут». Такая стратегия одноразова и не является хорошим путем к дружбе. Дети подойдут к грустному ребенку, но не более двух раз. Они хотят быть с такими детьми, которые живут весело и с удовольствием.

Общее веселье

Участие в общем веселье является еще одной составляющей дружбы. Это подтверждается классическим исследованием психолога Д.Готтмана, который изучал возникновение дружбы между незнакомыми детьми. Проводился такой эксперимент: восемнадцать детей, от трех до девяти лет, были собраны в одном из домов на три дня, для игры. В результате обнаружилось, что главным признаком того, что дети подружились, стало то, насколько они были в состоянии поддержать общую игру.

Это намного сложнее, чем кажется на первый взгляд. Чтобы получить удовольствие от игры со сверстниками, ребенок должен вести себя так, чтобы другой ребенок тоже играл с ним, мог сообщить о своих предпочтениях или антипатии, избежать любых разногласий, или разрешить их, если они возникли. Конечно, существует много вариантов, когда игра идет не так, как хочется: дети могут ссориться друг с другом, обижаться, не мириться, не давать или забирать игрушки у других детей, пытаться командовать другими детьми, драться. Все эти ситуации мешают всеобщему веселью. Но именно способность разрешать и преодолевать такие ситуации делает дружбу детей более успешной.

Post Views: 889

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.