Ухаживать за ребенком 4 месяца. Мышление и эмоции. Что малыш умеет

Как выглядит младенец (4 месяца)? Развитие, как говорится, налицо. Ребенок стал более пропорциональным: голова уже не больше грудной клетки, ручки и ножки выпрямились, окрепли. В этом возрасте глазки ребенка становятся темнее, они приобретают свой цвет навсегда. Если цвет глаз не изменится до 6 месяцев, значит такими же светлыми они и останутся. Младенец теряет свои тоненькие первые волосики - они постепенно выкатываются и выпадают, вместо них вырастают новые, может быть, даже другого цвета или оттенка.

Физическое развитие в 4 месяца

В течение 4 месяца жизни малыш в среднем должен прибавить 700 грамм в весе. Относительно своего веса при рождении общее нарастание массы становит 3600-3700 грамм. Также он должен прибавить в росте за этот месяц на 2 сантиметра. Сейчас ребенок уже на 13 сантиметров больше, чем был, когда родился. Оценивая развитие ребенка в 4 месяца, необходимо учитывать объем головы и груди. У правильно развивающегося малыша объем груди должен быть больше или равняться объему головы. Средние показатели для мальчиков составляют: 41,9 сантиметров - окружность головы и 42,8 сантиметров - груди. У девочек - 41 и 41,8 сантиметров в объеме соответственно. Повторим, приведенные нормы (развитие ребенка) в 4 месяца всего лишь ориентировочные. Каждый ребенок - индивидуальный организм. Оценивать темпы увеличения роста или веса, а также другие физические показатели должен только педиатр.

Развитие ребенка в 4 месяца

Младенец уже умеет хорошо держать голову. Когда он лежит на спине, то все время поднимает ее, чтобы рассмотреть себя хорошенько и все вокруг. Во время, когда ребенок играет, чаще выкладывайте его на животик, пускай укрепляются спина и шея. Грудничок уже уверенно держит головку и на животе, но пускай учится так же уверенно и легко поворачивать голову из стороны в сторону. Лежа на животике, малыш успевает рассматривать все вокруг себя, а также старается ручкой схватить игрушку или что-то другое, интересное ему, при этом удерживая себя с приподнятой головкой, опираясь только на одну ручку. Также ребенок пытается повернуться на бочок или даже перевернуться со спинки на животик. Он быстрее научится это делать, если вы будете ему помогать. Как правильно делать перевороты, описано в статье ниже. К тому же стимулировать его перевороты можно и при помощи ярких игрушек. Положите возле малыша игрушку так, чтобы он смог ее взять, перевернувшись на бочок.

Ребенок продолжает исследовать себя - он поднимает вверх ручки и следит за ними. Движения ручек и глаз скоординированные. Также он может удерживать небольшие предметы в руках.

Малыш уже узнает своих родных, когда с ним заговорят, обязательно ответит улыбкой.

Наполняйте дом красками

Глазки у ребенка двигаются синхронно и скоординировано. Малыш может рассматривать предметы на расстоянии от себя в 20-30 см. Активизируйте развитие ребенка 3-4 месяца жизни - повесьте над кроваткой крупные и яркие игрушки. Малыш будет рассматривать их, научится задерживать взгляд на одном предмете, а также будет поворачивать голову из стороны в сторону, чтобы увидеть новую игрушку или проследить за ее движением. Также можно использовать игровой коврик для детей. Лежа на спине, малыш будет рассматривать игрушки над собой. Также у ребенка должно быть несколько разных погремушек, удобных для захватывания маленькими ручонками. Вы должны быть уверенны в качестве игрушек, потому что ребенок будет их хватать, ощупывать и тянуть в рот. Малышу будет интересно понаблюдать за движущимися игрушками, например музыкальной каруселькой над кроваткой.

Развивайте речь

Уже хорошо понимает, откуда доносится звук, и поворачивает к нему голову грудничок 4 месяца. Развитие ребенка, как никогда, зависит от окружающих его людей - он нуждается в общении, голосе и улыбках взрослых. Больше разговаривайте с ним, озвучивайте все вокруг происходящее. Прислушивайтесь, что лепечет ваш малыш, и повторяйте за ним, поощряйте его и хвалите, тогда ребенок долго и выразительно будет «гулить», тренируя свой речевой аппарат. Больше улыбайтесь и смейтесь, ребенок будет копировать ваш смех и «хихикать» по-своему. Скоро он будет повторять за вами звуки, а в будущем из них выстроятся слоги, такие как «га», «гу», «да» и самые долгожданные «ма» и «па». Ребенок не всегда понимает слова, но хорошо улавливает интонацию и различает тихие и громкие звуки. Многие дети любят слушать музыку. Поэтому можно во время бодрствования младенца включать тихую и спокойную музыку.

Как организовать режим дня

Намного активнее стал малыш в 4 месяца. Развитие его теперь требует увеличения времени для игр. Теперь малыш спит днем 3, реже 4 раза, ночной сон более крепкий и продолжительный. Сейчас он составляет 8-10 часов. Утро начинается, как ранее, с ежедневного осмотра и туалета малыша. Ребенка умывают водой комнатной температуры и вытирают мягким полотенцем. При необходимости чистят нос и уши. Вечернее купание также должно присутствовать в режиме каждого дня ребенка. Прогулки в теплое время должны быть дважды в день по два с половиной часа, а в холодное - по часу-полтора. Не стоит выходить на улицу, если температура воздуха опускается ниже 10 градусов по Цельсию. В свободное время дома играйте с малышом большими яркими игрушками. Все предметы для игр должны быть разными по форме, цвету, а также материалу. Как играть с малышом в этом возрасте? Игры, стимулирующие развитие ребенка 4 месяца жизни, описаны чуть ниже. Также вы можете оставлять ненадолго малыша одного. Но не забывайте, он уже очень подвижный и может скатиться с кровати. Кладите его в кроватку или специально оборудованное место для игр. В общем, режим дня в этом возрасте построен по принципу: «сон-кормление-бодрствование-сон». Чем больше ребенок бывает на свежем воздухе, чем активнее он играет дома, тем лучше у него сон и аппетит. Какие изменения в кормлении грудничка 4-5 месяца? Развитие пищеварительной системы позволяет вводить первый прикорм малышу. Что это будет, лучше посоветоваться с педиатром. Можно начинать как с фруктов, так и с овощей. За кормление ребенок съедает уже больше, приблизительная порция равна 190-200 мл молочной смеси или грудного молока.

Играйте с грудничком

Именно сейчас необходимо тренировать координацию ребенка, точность движения рук, его способность ухватывать предметы разной формы. Чем заинтересуется малыш в 4 месяца? Развитие зрения и тактильных ощущений обуславливают его любопытство к различным ярким вещам. Помогите ему познать этот мир в игровой форме.

Развитие ребенка 3, 4 месяца жизни при помощи игр нужно проводить после того, как малыш покушал. Он спокоен и бодр. Для игры используют кубики и шарики небольших размеров, удобные для ручек малыша. Выбранные предметы должны быть одинакового цвета. Ребенка выкладывают на живот и раскладывают перед ним шарики. Пускай малыш поиграет с ними столько, сколько ему будет интересно. Когда он начнет отвлекаться, в середину к шарикам кладут кубик. Ребенок сразу же реагирует на новый предмет, он к нему потянется и захочет взять в руки. Можно менять предметы местами, а для того, чтобы ребенку было удобно переводить взгляд с одной игрушки на другую, ставьте их не дальше 5 см друг от друга. Игра длится около 5 минут. Повторять ее можно каждый день, пока она будет интересна малышу. Затем можно сделать небольшой перерыв и вернуться к ней спустя несколько дней. Во время этого развлечения ребенок оценивает визуально предметы, замечая отличие кубика от всех остальных предметов (шариков). Пытаясь взять в руки кубик, ребенок тактильно ощущает разницу в форме. Эта игра активно тренирует мышцы, координацию движений и способность брать различные предметы.

Игры 4-го и 5-го месяца

Любые игры этого возраста являются продолжением предыдущих игр. С их помощью малыш учится управлять своими ручками и правильно захватывать предметы.

Малыш (4 месяца), развитие захвата предметов разной формы

Для игры используют предметы прямоугольной и треугольной формы. Можно заменить их брусками и пирамидками. Каждого предмета понадобится по три штуки. Ребенка выкладывают на живот, а перед ним кладут одну игрушку в форме прямоугольника. Он сразу же заинтересуется ею и захочет взять в руки. После того как он взял игрушку в руки, перед ним выкладывают еще один точно такой же прямоугольник. Малыш наверняка бросит первую игрушку и станет изучать вторую. После этого достают и третий прямоугольник. Пусть ребенок играет столько, сколько захочет. Продолжают игру на следующий день. На третий день возле знакомых ребенку прямоугольников размещают треугольник. Новый предмет должен его заинтересовать. Также добавляют второй и третий треугольники. Проводится игра 3 или 4 дня, потом нужно сделать перерыв и вернуться к ней через неделю.

Приемы массажа и гимнастические упражнения

Развитие ребенка 4-5 месяцев напрямую зависит от того, как занимаются с ним родители. Массаж и гимнастические упражнения положительно воздействуют на организм грудничка. Они не только стимулируют развитие двигательных реакций, но также оказывают благоприятное влияние на нервную систему.

Упражнения для детей 3-го и 4-го месяцев жизни

Это комплекс упражнений, которые можно проделывать ежедневно, начиная с трех месяцев.

Скрещивание рук

Младенец лежит на спине. Обхватывая ладошки малыша, мама укладывает ему в ручки большие пальцы. После она разводит ручки в стороны и сводит их на груди так, чтобы они скрестились. Упражнение повторяется 8 раз. Но необходимо каждый раз менять ручку, которая будет находиться сверху. Такие движения стимулируют развитие мышц рук и плечевого пояса.

Перевороты со спины на живот

Грудничок лежит на спине. Правой рукой мама обхватывает бедро ребенка. В левую ручку малыша мама укладывает указательный палец другой руки. Поворачивая влево таз ребенка, малыш поворачивает головку и плечики в ту же сторону. Получается переворот со спины на живот, ручки при этом находятся у ребенка под грудью. Выполнять упражнение следует попеременно в разные стороны.

Поглаживание и разминание спины

Ребенка выкладывают на животик. Ручки его находятся под грудью. Поглаживание: мама поглаживает ребенка ладошкой по направлению сверху вниз - от головы к ягодицам, а наоборот, снизу вверх - тыльной стороной ладони. Разминание: поступательными круговыми движениями указательным, средним и безымянным пальцами мама массажирует длинные мышцы, которые находятся по обе стороны позвоночника. Движения выполняют снизу вверх - от поясницы к шее.

Массаж живота

Ребенок лежит на спине. Поглаживание: мама по часовой стрелке ладонью правой руки поглаживает животик ребенка. Надавливать на животик не нужно, особенно быть аккуратным в области печени. Растирание: мама кладет ладошки под поясницу младенца и мягко растирает наружные косые мышцы живота. Движения начинаются с боков и постепенно переходят к центру, пока ладони не соединятся над пупком.

"Плавание"

Ребенка выкладывают на животик. Мама обхватывает большим и указательным пальцами левую ножку ребенка, а остальными - правую. Правую руку кладет под животик малыша, немного при этом приподнимая его над столиком. Когда малыш лежит на ладони мамы, его голова и плечи должны быть немного приподняты. Упражнение выполняется один раз в день и длится всего несколько секунд. Такое упражнение очень хорошо воздействует на мышцы спины, ног, укрепляет позвоночник.

Развитие ребенка 4-5 месяцев жизни позволяет делать, кроме выше перечисленных, следующие упражнения.

Сгибание и разгибание ног (одновременно)

Ребенок лежит на спине. Мама обхватывает ножки ребенка руками, при этом большие пальцы рук находятся сверху на голени, мизинцы упираются в ступни. Необходимо одновременно сгибать обе ножки ребенка, подтягивая их к животику, и разгибать обратно. Упражнение выполняется 8 раз. Оно развивает мышцы ног.

Массаж спины с использованием похлопывания

Ребенка выкладывают на животик. Мама тыльной стороной пальцев похлопывает мышцы спины, которые находятся вдоль позвоночника, начиная с ягодиц и продвигаясь к шее и обратно. Похлопывания сначала проделывают только указательными пальцами, затем постепенно подключают и другие. При этом помните, массаж нужно начинать и заканчивать поглаживанием.

Упражнение «Дельтаплан»

Ребенка выкладывают на животик. Мама просовывает ладони под животик малыша так, чтобы мизинцы соприкасались, а большие пальцы находились на боках. Затем необходимо приподнять ребенка. Тело малыша напряжено, а головка и ножки - приподняты. Это упражнение стимулирует развитие ребенка в 4 месяца, оно укрепляет мышцы спины и ягодиц.

Новорожденный ребенок постоянно развивается, растет и радует своих родителей и близких. Но как бы то ни было, у взрослых всегда имеются опасения: их тревожит развитие детей, и есть сомнения относительно правильного воспитания и родительских обязанностей. В 4 месяца новорожденный уже многое должен уметь делать, а вот что именно, стоит разобраться подробнее.

Каким должно быть физическое развитие

В 4 месяца ребенок увеличивает свою массу тела примерно до 5,5-6 килограммов. Разумеется, при подсчете следует учитывать вес при рождении и наследственный ген. Вес девочки будет немного меньшим, чем у мальчиков.

За 4 месяца новорожденный вырастет до 60-63 сантиметров, 40-45 сантиметров должна быть окружность головы, а окружность грудной клетки от 40 до 43 сантиметров.

Средние показатели физического развития вносятся в таблицу, которая составлялась согласно статистическими исследованиями. Данные таблицы пригодятся родителям, чтобы узнать, в норме ли физическое развитие детей:

Возраст по месяцам. Рост в см, девочек Рост в см мальчики
Новорождённые дети 49 51
1 мес. 52 54
2 мес. 55 58,5
3 мес. 57 61,5
4 мес. 61 64,5
5 мес. 62 67,5
6 мес. 65 68,5
7 мес. 66 69
8 мес. 68 71,5
9 мес. 71 73,5
10 мес. 72 74,5
11 мес. 73,5 75,5
12 мес. 74 76,5

Что должен уметь делать четырехмесячный младенец

Кроме физического развития, родители должны следить и за новыми навыками, которые уже умеет делать ребенок в 4 месяца:

  1. Удерживать хорошо голову, находясь у взрослых на руках.
  2. Переворачиваться на спину или на бок.
  3. Сидеть, если родители его будут поддерживать.
  4. Подниматься на локтях из лежачего положения на животе.
  5. С интересом рассматривать новые предметы и пространство.

Дневной отдых должен быть до приема обеда и после него. Первый сон длится примерно 1-1,5 часа, второй – 2-2,5 часа. Для ночного сна детям требуется 10-12 часов, при этом учитывается перерыв сновидений для очередного кормления.

Взрослые должны, как и ранее, предоставить детям надлежащий уход. То есть ребенок 4-х месяцев должен получать:

  • сбалансированное питание в определенные часы;
  • ежедневное купание и своевременное подмывание;
  • ежедневные прогулки на свежем воздухе.

Новорожденный в 4 месяца умеет легко переворачиваться, двигаться, как ему захочется, поэтому нужно выбирать для него такую одежду, которая не будет сковывать его движения. Конечно, когда дети активно выполняют упражнения, взрослым следует быть вблизи, чтобы обезопасить игровые движения. Не пытайтесь часто усаживать детей, хоть они и будут радоваться данному процессу, ведь уверенно это упражнение должен уметь делать ребенок уже после того, как пройдет 4 месяца, то есть в 6 месяцев.

Родителям нужно обязательно контролировать показатели роста и массы тела, сравнивать данные с таблицей. Если полученные данные будут далеко от нормы, то лучше посетить детского врача, чтобы специалист разъяснил непонятную ситуацию.

Познавательные навыки и эстетическое развитие

В 4 месяца ребенок должен узнавать новое и познавать окружающий мир при помощи:

  • детского зрения;
  • осязания и слуха;
  • вкусовых рецепторов.

Дети уверенно держат в руках игрушки, бросают их, постоянно что-то тянут в рот. Производя разные движения, становится понятно, что некоторые виды игрушек способны зазвенеть, другие – упасть на пол и не вернуться, а третьи – могут необычно звучать и так далее. Если эти манипуляции понравятся детям, то они обязательно будут повторять все движения, так как данный процесс приносит им настоящее удовольствие. Ведь довольно часто можно наблюдать, как младенец в 4 месяца постоянно выкидывает игрушку из кроватки и наблюдает за ее падением или подолгу стучит интересным для себя предметом. А вот новая забава, даже если она окажется очень красочной и красивой, вообще не завлекают детей, если исследования не понравятся новорожденному.

Когда детей держат взрослые на руках, они начинают осматривать все вокруг, вертят головой, при этом поворачивают ее именно в ту сторону, откуда доносится звук. Ребенок в 4 месяца должен уметь распознавать мелодию, то есть если играет спокойная песня, то он просто ее слушает, но как только заиграет веселая, он начинает «пританцовывать», руки и ноги при этом активно делают движения, напоминающие танец. От внимания не уйдет ни один яркий предмет, будь то игрушка или тарелка для кормления.

Что нужно учитывать при выборе игрушки

Чтобы ребенок в 4 месяца активно развивался, с интересом познавал все новое, лучше покупать для него яркие игрушки с красивым дизайном, конечно, из экологически чистого материала. Очень интересны будут такие игрушки:

  • яркий «Ванька-встанька»;
  • погремушки, в которых есть крупные по размеру бусинки;
  • разного вида кубики.

Ни в коем случае нельзя давать для игры мелкие предметы, оставлять детей без присмотра с игрушкой в руках. Чтобы понять, как играть с новым предметом, родителям следует немного помочь, к примеру, «Ваньку-встаньку» нужно опрокинуть взрослым, а младенец в это время обязательно станет наблюдать за движением, и в скором времени будет самостоятельно делать такие манипуляции. Специалисты рекомендуют периодически менять игрушки для развития, а старые прятать на определенное время. В дальнейшем можно вновь менять игрушки, и ребенок станет воспринимать старую забаву за новую, что непременно доставит ему массу удовольствия.

Навыки речи у младенцев

Именно в 4 месяца ребенок начинает активно общаться с помощью речи. В этом возрасте он должен уметь:

  • издавать своеобразные звуки;
  • произносить так называемое гуление;
  • произносить сложные сочетания с разными интонациями, которые называют «свирелью».

С этого возраста детский слух пытается уловить взрослые голоса, в дальнейшем прослушиваемые звуки дети пытаются повторять. Довольно часто они начинают диалог со своим родителями или близкими, которых хорошо знают.

ЧТО УМЕЕТ МАЛЫШ В 4 МЕСЯЦА?

В четыре месяца поведение малыша может измениться. Он станет капризным, слюнявым, будет тащить все в рот и пробовать «жевать». Проверьте десны карапуза в области нижних резцов. Возможно, у него режутся зубки. Если

на десне появилось покраснение, припухлость и малыш не позволяет до этого места дотронуться — это дает о себе знать первый зуб. Кроме того, в это время возможно появление высыпаний и раздражений вокруг рта (из-за обильного слюноотделения), плохой сон и преждевременные пробуждения, снижение аппетита, жидкий стул, кашель и даже повышение температуры.

1. Периодически давайте малышу специальный «прорезыватель» для зубов.

2. Если вы сильно беспокоитесь за малыша, можете смазывать десны специальными мазями или гелями, предварительно проконсультировавшись с педиатром (дентинокс, солкосерил).

3. Коротко остригайте ногти ребенка, чтобы он случайно не оцарапал десны во время сосания.

4. Регулярно мойте руки малышу.

Физическое развитие и двигательная активность четырёхмесячного малыша

Мышцы спины и шеи малыша уже настолько окрепли, что он может удерживать голову в положении лежа на животе до 1 минуты. При этом он опирается на предплечья и локти вытянутых вперед и согнутых в локтевом суставе под прямым углом ручек. Грудь приподнята над опорой, а ноги разведены в стороны.

Если вы усадите малыша, аккуратно поддерживая за ручки, то он спокойно удержит голову.

Карапуз уже пробует самостоятельно перевернуться с живота на бок, на спину и даже со спины на живот. Также ребенок пробует самостоятельно ползать. У многих детей лучше получается пятиться назад, чем продвигаться вперед.

Малыш целенаправленно тянется ручками к заинтересо-вавшему его предмету и захватывает его. Попавшей в руки игрушкой он начинает махать и трясти. А во время кормления он уже придерживает мамину грудь или бутылочку.

Ребенок многократно проделывает одни и те же действия с разными предметами: тянет в рот, вертит, трясет, бросает. Иногда он выполняет стереотипные движения — раскачивается из стороны в сторону или стучит рукой.

1. Расширяйте комплекс физических упражнений малыша за счет введения пассивных упражнений руками, поворотов тела, развития хватания.

2. Разнообразьте приемы массажа: наряду с поглаживанием применяйте облегченные приемы разминания, растирания и похлопывания.

3. Увеличьте время воздушных ванн до 6-8 минут.

4. Заканчивайте купание обливанием водой на 1 градус прохладнее.

5. Летом постепенно проводите солнечные ванны в тени деревьев до 5-6 минут.

6. Уберите из зоны досягаемости малыша все острые, тяжелые и хрупкие предметы. Не допускайте нахождения ребенка возле емкостей с кипятком, горячих предметов (кастрюли, утюг, обогреватель), открытого огня.

Нервно-психическое развитие и воспитание ребенка 4-х месяцев

К радости всех домочадцев на этом этапе у малыша появляется более продолжительный ночной сон.

Ему нравятся крупные объемные игрушки, окрашенные в естественные цвета: зеленый, желтый, синий, красный. Игрушки, издающие звуки, приводят его в восторг. Он прислушивается к ним, делает кратковременные паузы во время того, как трясет игрушкой. Ребенок уже способен на некоторое время запоминать события и впечатления. Поэтому он внимательно рассматривает разнообразные объекты, следит за поведением взрослых, обращает внимание на интонацию голоса.

Малыш намного лучше следит за предметом, фокусирует на нем взгляд, определяет расстояние до него и поэтому не промахивается, когда пытается ухватить рукой. Он уже ищет необходимый ему объект глазами (маму, игрушку, источник звука) и находит.

Карапуз откровенно радуется, когда к нему обращаются. Свою радость он проявляет оживлением, громким смехом, улыбкой, кряхтением, разнообразными звуками, гулением. И также активно протестует, если с ним перестают общаться и уходят.

Когда малыш расстраивается и плачет, на глазах у него уже появляются слезы.

1. Как можно больше разговаривайте с ребенком. Называйте предметы вокруг.

2. Сопровождайте разговор жестами, мимикой, интонацией, действиями.

3. При обращении к малышу называйте его по имени.

4. Поддерживайте у него положительные эмоции и хорошее настроение.

5. Давайте ему яркие, красочные, издающие звуки игрушки, которые легко удерживать в руках (погремушки, пищалки, молоточки).

6. Можете на некоторое время помещать ребенка в манеж с игрушками.

7. Играйте с ним в мяч, в прятки.

8. Организуйте для карапуза «песочницу» дома. Для этого в небольшой тазик насыпьте немного крупы и позвольте перебирать ее руками.

ИТОГИ ЧЕТВЕРТОГО МЕСЯЦА МАЛЫША

Теперь ваш малыш стал не просто наблюдателем, а активным участником событий. Он начал проявлять инициативу в общении с людьми, а также научился самостоятельно доставать и брать предметы.

Четвертый месяц - начало нового этапа в развитии ребенка. С этого времени интенсивность прибавки массы тела снижается, и теперь каждый последующий месяц она будет чуть меньше, чем в предыдущем. Прибавки длины примерно до девятого месяца остаются стабильными - по 2 см, а потом тоже начинают уменьшаться. Зато рост отдельных частей тела происходит более гармонично и все заметнее изменяются пропорции, свойственные новорожденному.

Родился младенец «головастиком»: окружность его головы, составлявшая 33-36 см, была больше окружности грудной клетки. К концу месяца это соотношение уже изменилось; окружность головы теперь 39,5-40,5 см, а грудной клетки - 40-41 см.

Соотношение голова - грудь существенно не с эстетических позиций (хотя почему бы и нет?), а как диагностический признак. Слишком быстрый рост головы может быть показателем повышенного внутричерепного давления, и значит, какого-то, пусть и незначительного, нарушения деятельности центральной нервной системы. Большая голова, выпуклые лобные бугры характерны и для «цветущего» рахита. А слишком маленькая, очень медленно растущая головка позволяет заподозрить недоразвитие мозга.

Окружность грудной клетки - своего рода зеркало общего состояния ребенка. Если она мало увеличивается, не «обгоняет» голову, приходится задуматься, правильно ли вскармливание ребенка, хорошо ли он усваивает пищу, нет ли каких-то других причин для отставания физического развития?

Развитие четырехмесячного ребенка

Уже к 4 месяцам, лежа на животе, здоровый ребенок легко поднимает верхнюю половину туловища и не только с интересом смотрит вперед, но и свободно поворачивает голову вправо и влево, если что-нибудь там привлечет его внимание. Живот плотно прилегает к подстилке, бедра широко разведены, ступни - в воздухе.

Лежа на спине, ребенок поднимает вверх и ручки, и ножки, играет ими, захватывает ступни руками с явным намерением потянуть их в рот.

В раннем возрасте рот - орган познания. Любой предмет, который станет доступен ребенку, будет первым делом опробован на вкус, облизан, обследован языком и деснами. Когда вы протягиваете ему удобную для захватывания игрушку, он тоже тянет ее ко рту. Препятствовать этому бесполезно, но вот что совершенно необходимо - так это каждый день мыть игрушку с мылом и споласкивать кипяченой водой, да и выбирать такую, на которой нет острых выпуклостей, углов, а если это погремушка - проверить, не могут ли выпасть из нее какие-то мелкие детали.

Ребенок уже способен бодрствовать по полтора часа подряд, причем достаточно долго развлекает себя сам: пытается потянуть вниз висящую над ним тесьму с игрушками, ощупывает их, трясет, передвигает.

Но проходит минут 15-20, и он начинает требовать общения. Сначала пробует привлечь внимание оказавшегося в поле его зрения взрослого улыбкой, гудением, движениями рук и ног, а исчерпав мирные средства - хныканьем и даже криком. Быть с вами - его потребность и право. Поиграйте с ним, поговорите, возьмите на руки, походите по комнате.

Стрижка ногтей и волос

В уходе за ребенком четвертого месяца жизни появляется новое - стрижка ногтей и волос. Длинные ногти младенца - это место скопления грязи, возможность появления мелких травм слизистых оболочек и расчесов кожи. Линия среза ногтей на пальцах рук должна быть дугообразной, на ногах - прямой. Именно такая форма стрижки ногтей на ногах предотвращает возможное врастание их уголков в мягкие ткани.

Волосы у детей этого возраста, как правило, еще короткие. Но у некоторых, на радость родителям, вьются буйные кудри. Если у малыша сильно потеет голова или появилась себорея на ее волосистой части, длинные волосы следует подстричь, так как они мешают уходу за кожей.

Влажные обтирания

Дальнейшее развитие двигательных способностей ребенка приводит к тому, что он начинает с силой выпрямлять и сгибать конечности и, естественно, может сбросить покрывающие его одеяло или пеленку. При этом малыш, если не одет в ползунки, может развернуться и оголить нижнюю половину тела. Охлаждение кожи рефлекторно вызывает мочеиспускание. Мокрые ноги остывают быстрее. А природная особенность человека такова, что охлаждение подошв вызывает рефлекторно отек носоглотки. У маленького ребенка, к тому же, в связи с несовершенством поддержания температуры тела может наступить и общее охлаждение, т. е. то, что называется простудой.

Однако малыша не удержишь «под колпаком». Изменения окружающей среды обязательно коснутся его, как бы внимательно родители ни ухаживали за ним. Нужно готовить ребенка переносить без вреда такие неожиданные охлаждения. Для этого комплекс закаливающих процедур необходимо пополнить влажными обтираниями. Их удобно сочетать с проведением общего туалета ребенка. При этом всю поверхность тела, буквально от макушки до пяток, протирают влажной губкой (мягкой тряпочкой). Делать это надо поэтапно. Сначала нужно обтереть верхние конечности и грудь, надеть рубашечку и только потом обтереть отдельно каждую ногу. Обтирание - лучшая гимнастика для сосудов. При кратковременном охлаждении сосуды суживаются, уменьшая потерю тепла с кожи. Натренированный таким образом организм, попав в неблагоприятную ситуацию, охлаждается медленнее.

Кормление ребенка

Основа питания ребенка до года - это грудное молоко, оно составляет в 4 месяца практически 100% рациона ребенка. Если ребенок развивается соответственно возрасту и проблем со здоровьем нет, вводить прикорм в этом возрасте не нужно.

На четвертом месяце, особенно при искусственном вскармливании, у детей нередко развивается запор. Имейте, однако, в виду, что о запоре судят не столько по регулярности стула, сколько по его консистенции. Если стул бывает только один раз в сутки, но кашицеобразный, мягкий, не причиняющий ребенку беспокойства, - не тревожьтесь и вы. Если же в момент опорожнения кишечника ребенок сильно и подчас безрезультатно тужится, краснеет, напрягается, а стул у него твердый, сухой - надо помочь. Очень полезно в данном случае пюре из чернослива - ягоды нужно помыть, разварить и протереть мякоть. Можно дать ребенку отвар чернослива, 2-3 чайные ложечки свекольного сока (только не свежевыжатого, а постоявшего пару часов в холодильнике, а затем подогретого до комнатной температуры).

Для детей со склонностью к жидкому стулу предпочтительней пюре из яблок. Если свежих фруктов сейчас мало (апельсины и мандарины не в счет, их детям до года не дают!), то можно с успехом использовать сушеные, делать пюре - ассорти из сухих яблок, груш, кураги.

С четырех месяцев детям, склонным к рахиту (недоношенным, родившимся зимой или осенью) можно давать творог. Творог - источник белка и кальция, важнейших строительных материалов для образования новых клеток, укрепления костно-мышечной системы, а главное - источник витамина D. Ребенку творог дают только идеально свежий, полужидкий, без комочков.

С четырех месяцев в меню ребенка по указанию вашего педиатра может входить и желток. Яйцо - уникальный продукт. В небольшом объеме природа уместила практически все основные вещества, необходимые для нормальной жизнедеятельности. Это - полный набор незаменимых аминокислот, да еще в самых оптимальных соотношениях, полноценный жир, минеральные вещества, в том числе, железо, витамины группы В, витамин А и значительное количество столь необходимого ребенку витамина D. В желтке сконцентрированы почти все минеральные вещества и витамины, в нем содержится до 30 % жира, причем, в виде эмульсии, которая легко переваривается и усваивается.

Досадно, но яйца часто вызывают аллергические реакции. Аллергизирующие свойства присущи главным образом белку, поэтому детям до года дают только желток, сваренный вкрутую. Варить яйцо надо не менее 20 минут. Термическая обработка снижает аллергенность желтка, почти не изменяя его полезных свойств. Еще одна мера снижения аллергенности - с вареного желтка снять покрывающую его тонкую пленочку. Давать ребенку по крупинке, постепенно увеличивая до четвертинки желтка через день к 6 месяцам.

Конечно, все новое вводят поочередно и, как всегда, начиная с самых маленьких количеств.

Пюре - с неполной чайной ложки и до 4-5 ложек.

Желток - буквально с крошки растертой в грудном молоке или смеси, и до четверти желтка через день.

Творог - с четверти чайной ложки до 4-5 ложек.

Желток и первые порции творога лучше дать перед кормлением, а пюре и соки, - после. В последнее вечернее кормление - только грудное молоко или смесь.

Общий объем пищи к концу четвертого месяца увеличивают до 160-170 мл. Некоторым детям этого хватает уже не на 3,5 часа, а на 4, и они сами подсказывают, что пора перейти на пятиразовое кормление. Но, как правило, оно остается пока шестиразовым.

Профилактическая прививка

Главная ваша забота на четвертом месяце - подготовить ребенка к профилактической вакцинации АКДС против коклюша, дифтерии, столбняка и к прививке против полиомиелита.

Иммунная система ребенка уже выдержала первое испытание - противотуберкулезную прививку БЦЖ, сделанную еще в родильном доме. Свидетельством того, что вакцина сработала, было появление в полтора-два месяца на месте ее введения безболезненного бугорка, который вскоре исчез, оставив после себя рубчик. Есть основания считать, что, предохраняя от туберкулеза, вакцина БЦЖ одновременно стимулирует иммунную систему. Так что теперь организм ребенка вполне готов воспринять новую вакцину и ответить на нее выработкой защитных антител.

Прививку проводят трехкратно, с интервалами в шесть недель, и если сделать ее не откладывая, то к шести-семи месяцам, то есть ко времени, когда ребенок обычно дольше бывает на улице и общается с большим количеством других детей и взрослых, он уже будет надежно защищен.

Непременное условие: чтобы хорошо вырабатывался иммунитет, ребенок должен быть здоров не только в момент вакцинации, но и хотя бы за месяц до нее.

Если кто-нибудь в семье кашляет и чихает - пусть не подходит к малышу! Строжайшим образом соблюдайте гигиенический режим, не давайте ребенку накануне прививки новых продуктов, не меняйте распорядок его дня. Еще тщательнее надо готовить к прививке детей, у которых есть проявления диатеза, и особенно тех, у кого имеются даже незначительные неврологические нарушения. В этих случаях разрешить прививку должен невропатолог. Возможно, он предложит индивидуальный план вакцинации или назначит профилактические препараты, на фоне которых вакцинация пройдет успешнее.

Для таких детей создана специальная, ослабленная вакцина без противококлюшного компонента, который является наиболее аллергенным. Но тогда возможность подхватить коклюш сохранится. Заболевание это хотя не столь опасно, как дифтерия, но весьма изнурительное, и, если нет прямых показаний для применения ослабленной вакцины, не надо ее добиваться!

Сама прививка проходит легко и безболезненно. Вакцину вводят одним внутримышечным уколом и тут же дают ребенку проглотить несколько капель вакцины против полиомиелита. У многих детей никаких нежелательных реакций не возникает. Но будьте готовы к тому, что в первый же день может повыситься температура, ребенок покапризничает, будет хуже есть. Если это не досадное совпадение с каким-то начинающимся заболеванием, то уже назавтра температура станет нормальной, и через пару дней все приходит в норму.

Возможно и появление на месте инъекции небольшого инфильтрата - припухлости и покраснения, но и он постепенно бледнеет и исчезает. Более серьезные осложнения очень редки, хотя, к сожалению, не полностью исключены.

Если температура поднялась выше 38°, ребенок не просто капризничает, а безостановочно плачет несколько часов подряд, на теле появились высыпания или пузырьки типа крапивницы - надо не откладывая вызывать врача!

Что умеет ребенок в 4 месяца

  • Начиная с четвертого месяца, лежа на животике, малыш высоко поднимает головку, опираясь на предплечья. В это время он постигает сложные виды движения. Например, он пытается работать мышцами спины и ног. Ощущение собственного тела для малыша играет очень важную роль! Это ощущение очень важно стимулировать массажем, играми и нежными прикосновениями.
  • 4 месяц для вашего малыша "тренировочный”. Спинка еще слабенькая, малыш начинает подтягиваться, чтобы в будущем сесть. Он любит, когда его поддерживают под мышки, поднимают за ручки и стремится подтанцовывать.
    В этом возрасте ребенок спит только 3 раза в сутки, а бодрствует в течение двух часов подряд.
  • Малыш активно гулит и узнает маму, радуется, у него легко возникает "комплекс оживления".
  • Уже к концу 4 месяца малыш умеет громко и заразительно смеяться! То, что его окружает – это становится все более интересным для него. По звуку он может отыскивать людей, смотреть вперед и назад, через плечо. Родным он отвечает радостным гулением.
    Малыш пугается, если слышит сердитый голос близкого человека. Его личико меняет мимику, он может даже заплакать!
    В этом возрасте кроха легко различает тембр и силу звуков, под красивую классическую музыку он бодрствует и радуется ей, а устав, засыпает под нежную колыбельную. Ели вам нравится танцевать с малышом, танцуйте! Бережно качайте ребенка под медленную мелодию и более быстро под ритмичную. Таким образом вы разовьете чувство ритма у вашего крохи через движения.
    В этом возрасте малыши получают огромное удовольствие от игры со звуками. Совершенно независимо от материнской речи, детки всего мира начинают произносить первые слоги: "ба”, "ма”, "ам”, "та”и пр. Некоторые малыши могут изменять тональность и громкость своей речи и даже напевать целые мелодии.
    Все звуки для крохи живые! Он просто наслаждается ими. Чувство речи, каждой гласной и согласной имеет определенные свойства и для ребенка. Поэтому малыши любят слушать стихи, даже такие, которые для вас покажутся странными.
  • В это время завершается первоначальное развитие глазного яблока.
  • Ребенок рассматривает предметы, как бы ощупывая их взглядом, определяя их форму и размер. Такое длительное и разнообразное зрительное сосредоточение, его внимание к предметам, активное гуление – все это свидетельство нормального психофизического развития.
    Развитие зрения позволяет малышу детально рассматривать и запоминать предметы и людей. В этом возрасте он начинает различать некоторые цвета, улавливать разницу в форме фигур, например, овала, треугольника и прямоугольника. Он начинает реагировать на изменение облика человека, которого он хорошо знает. Мама одела новое платье, шапку или очки – все это для него интересно, все он пытается рассмотреть и изучить, в новом образе он стремиться узнать родное лицо.
    В 4 месяца малыш уже будет радоваться своему отражению в зеркале. Он будет приветствовать своего "незнакомца” радостной и сияющей улыбкой.
  • На четвертом месяце малыш уже пытается повернуться на бочок. Чуть позже он сможет перевернуться с живота на спинку. Все эти движения еще неуверенные, и больше похожи на опрокидывания.
  • Натолкнувшись на игрушки, он их рассматривает, стремится захватить и потрогать. Самостоятельно захватывать предметы он еще не умеет, но держит, вложенную погремушку в ладошку, достаточно крепко.
    Любые предметы, которые попадают в ручки малыша, обязательно попадают в ротик для дальнейших исследований. Это новый шаг в развитии ребенка! Кроха стремиться познавать мир с помощью своего чувствительного ротика. Так он накапливает опыт тактильных ощущений…
  • Во время кормления кроха умело захватывает и придерживает своими ручонками грудь мамы или бутылочку.

Четвёртый месяц – время больших перемен в плане антропометрических показателей, и нервно-психического развития. Остались позади первые волнения и бессонные ночи, связанные с коликами, трудностями кормления. Развитие ребенка в 4 месяца идёт ускоренными темпами. В данный период он учится познавать окружающий мир, с любопытством изучает увиденное, услышанное, попробованное на ощупь .

На языке педиатров данное словосочетание означает физические параметры тела. Оценка состоит из измеренного роста, веса и частично окружности тела.

  • В четыре месяца жизни малыш растёт медленнее более раннего периода. Постепенно сглаживается разница между окружностью головы и груди. Как вы помните, голова у новорождённых непропорционально большая.
  • Масса тела увеличивается на 750 г. , а в целом, весит малютка в четыре месяца на 2 950 г больше момента рождения. Рост увеличивается на 2.5 см , окружность груди – на 20 мм , головы – на 15 мм .

Постепенно совершенствуется и нервная система, формируются новые умения, навыки. Вырабатывается режим: днём кроха бодрствует, а ночью спит. Правда, ночной сон пока с пробуждениями. Но есть дети, начинающие уже в возрасте 4–5 месяцев спать всю ночь, не просыпаясь на кормление.

Несколько слов о прививках

В 4-месячном возрасте предстоит сделать несколько прививок (в поликлинике по месту жительства всегда имеется календарь профилактических прививок, принятый в регионе). Необходимо к ним подготовиться: сдать анализы, пройти специалистов. Избегайте очагов инфекций, места скопления большого количества людей (магазины и т. д.).

Накануне и после прививки следует измерить температуру. Делать термометрию следует ещё в течение 4–5 дней после укола. Следите за местом инъекции и за самочувствием крохи. В случае любых недомоганияй вызовите врача.

После прививки 2–3 дня нельзя купать малыша и выходить на прогулки.

Кормление малыша и правила ухода

Малютке, находящемуся на грудном вскармливании, необходимо давать грудь столько раз, сколько он попросит. Но не следует забывать о прибавке массы тела. Когда всё идёт по плану, то прикорм не нужен (даже если календарь питания говорит об обратном). Нет надобности и во фруктовых соках. Лучше всего маме постепенно включать их в свой рацион, следя за отсутствием аллергии у грудничка.

Младенцу же с недовесом начинаем вводить прикормы. Во избежание аллергии желательно сначала попробовать овощное пюре, а потом идти по плану питания. Но следует избегать продуктов, являющихся заведомо аллергенными: фрукты и овощи ярко-красного, оранжевого цвета, цитрусовые.

Детям, находящимся на искусственном вскармливании прикорм вводим согласно правилам: фруктовые соки, фруктовое пюре, овощное пюре, каши. Вначале порции совсем маленькие – всего несколько капель. Постепенно увеличиваем объем. Но надо внимательно следить за реакцией ребенка, стулом. В случае склонности к запорам, рекомендуется ввести в рацион груши, сливы, гречневую и овсяную каши.

Какое бы питание ни было, лучше, самим готовить ему еду. Намного полезнее свежие овощи и фрукты со своего огорода, с грядки. Каши аналогично — готовить самим. Главное – класть в блюда соли и сахара меньше обычного. Со временем стоит начинать добавлять чуть-чуть масла: сначала растительного, потом сливочного.

Уход за ребёнком в 4 месяца неизменен с рождения: тщательное соблюдение гигиены, своевременное купание (летом – ежедневно, зимой – реже).

Сон у деток в 4 месяца составляет приблизительно 15 часов в сутки. Из них в ночное время – 10 часов, остальное, поделённое на несколько частей – в дневное. Конечно же, нормы условные, каждый ребенок индивидуален. Сколько кроха хочет спать, столько он и проспит, вы ничего не поделаете. Учитывайте наличие индивидуальной потребности в сне, ребенок способен чувствовать себя хорошо, поспав днём всего 2–3 часа.

Важна выработка режима: укладываться спать и вставать в одно время. И кроха легче уснет, и вы спланируете свои дела во время «тихого часа».

Оценка нервно-психического развития

Важный показатель – нервно-психическое развитие (навыки грудничка в конкретном возрасте). Оценивается несколько важных параметров.

  • Прежде всего, в четвёртый месяц жизни угасают и исчезают безусловные рефлексы новорождённых (хватательный, опоры, шаговые, Моро, ползания), пропадает гипертонус рук. Наличии их в 4 — 4.5 месяца, скорее всего, потребует лечения и обследования. Здесь нужно подключать врачей: педиатра и невролога.
  • Общие движения – малютка должен уметь переворачиваться с живота на бочок и на спинку, со спины на живот, и, опираясь на ручки, приподнимать грудь и голову. Если он ещё не умеет переворачиваться, то стоит его немного «подстегнуть», подвесив к бортику кроватки игрушку. Попытка взять игрушку потребует тянуться к ней и переворачиваться на бочок. Все движения ребенок совершает из любопытства, ведь ему хочется увидеть мир вокруг себя. Родители ему помогают, перемещая «лежанку» в разные места. Иногда даже кладут малютку на пол, проверив, нет ли сквозняков.
  • Движения рук становятся точными и чёткими: он в состоянии брать, точнее, ловить заинтересовавший предмет, подолгу удерживать его, ощупывать. Маленький человек начал координировать свои движения. Но ещё нет целенаправленности движений рук: он случайно касается погремушки, а потом пытается ее поймать. Для более активного развития над ним вешаются яркие игрушки (в кроватке). Необходимо покрепче закрепить верёвочку, держащую погремушки, исключив неудобства для ребенка.
  • Малыш во время кормления трогает материнскую грудь (бутылочку). А когда ротик свободен, он начинает тянуть в него свой пальчик – начинается знакомство со своим телом.
  • В свой 4-й месяц грудничок ярко проявляет эмоции, на радость родителям. У него мама ассоциируется с приятными ощущениями, ласковым голосом, нежностью и любовью. Потому, увидев её, малыш начинает улыбаться, разговаривать, и у него появляется «комплекс оживления». Он громко хохочет во время игры со взрослыми, улыбается, когда с ним разговаривают и гладят его. Недовольный кроха хнычет, призывая маму обратить на него внимание. Плач у него уже не рефлекторный, а вполне осознанный. У плача есть серьёзная причина. Умеет выражать обиду, страх, любопытство, радость. На незнакомого человека реагирует хныканьем либо плачем. Способен запомнить человека, появляющегося 2 раза в неделю, и каждая встреча на данном этапе, как в первый раз.
  • У вашего ребенка развивается зрение – он рассматривает яркие предметы, различает объём, цвет и форму. Следит за движущимися предметами. Он вполне узнаёт близких. Но при виде мамы, к примеру, с другой причёской или в очках, он не узнает её. Реакция будет соответствующей.
  • Развивается и слух. При резком звуке младенец ищет источник, поворачивая голову в разные стороны. Отличает знакомые голоса от незнакомых. Самое время приобщить его к музыке, подходящая мелодия не только развивает музыкальный слух, но и влияет на мозговую деятельность.
  • Развивается и речь. К концу четвертого месяца малыш подолгу гулит. Произносит звуки (сначала гласные), слоги и старается повторять за взрослыми. Рекомендуется чаще разговаривать с детьми: медленно, меняя выражение лица, чётко выговаривая каждый звук. И, говорить следует спокойным голосом, нежно и ласково. Необязательно выделять обучению время: допустимо делать всё «по ходу дела». Например, на прогулке называть все предметы, встречающиеся вам. А дома разглядывать картинки и называть изображенные предметы. Обращайте внимание и на речь вашего малыша: повторяйте за ним, обучая кроху подражанию. Когда он уже станет осознанно повторять за вами, начинайте проговаривать новые звуки (сначала гласные, затем согласные).
  • Мышление. Младенец понимает причинно-следственные связи. Например, увидел мамину грудь – значит, скоро покормят; увидел погремушку – значит, следует ее взять и погреметь и т. д.

Примечание: не слушайте советы говорящих, что детей в таком возрасте нужно подсаживать. Раньше, да, так и поступали, особенно с мальчиками. Сейчас нормы, возраста начала сидения, изменились кардинально. Дети должны сесть с окрепшими мышцами: на 5-й месяц, и в полгода и даже позже вне зависимости от пола. На раннем подсаживании — мышцы слабые, создаётся нагрузка на позвоночник, отсюда – проблемы с осанкой, боли и т. д.

Показатели из списка условны, в случае отклонений, не паникуйте. Все дети развиваются по-разному. При настороженности — лучше проконсультируйтесь с врачом. Важно помнить, отклонение иногда наблюдается и у недоношенного: отставание и в физическом, и в нервно-психическом развитии. Но имея хороший уход и любящих родителей, он быстро догонит своих сверстников.

Помощь в развитии

Полноценному развитию ребенка способствуют:

  • Общение и разговоры. Не обязательно создавать ситуации специально, допустимо просто носить малютку с собой и постоянно комментировать свои действия, разговаривать с ним.
  • Погремушки – яркие, содержащие не более 3–4 цветов. Пестрота кроху лишь утомит.
  • Различные игры: «Ку-ку» (вы прячетесь за своими ладонями), «Сорока-ворона», «Ладушки-ладушки», «Коза рогатая» и т. д. Главное –проявление интереса у крохи (подробности на видео). Неплохая мысль – устроить импровизированный кукольный театр: детям нравится следить за зверюшками, у каждого из них своя интонация, тембр и ритм. В дальнейшем они будут пытаться воспроизводить услышанные звуки.
  • Книги. Младенцы с удовольствием слушают сказки, прочитанные с интонацией и мимикой. Стоит купить специальные обучающие издания, подходящие по возрасту. Очень полезны стихи. Доказано: детки, слушающие читаемые родителями стихи в юном возрасте, обладают хорошей памятью и слухом, им легко даются иностранные языки.
  • Массаж и гимнастика (основные движения на фото).

В отношении приспособлений типа ходунков, прыгунков – их применять ещё рано по причине неокрепших мышц позвоночника и спины, не готовых к нагрузке. Лучше подождать до 6 месяцев.

Очень популярны развивающие детские коврики. Изготавливаются даже дома, из кусков поролона и ткани. Должно получиться наподобие матраца. А «оснащают» изделие чем угодно. Например, пришить пуговицы, бусинки, кусочки тканей, различных по фактуре и т. д. Коврики – не только развлечение, но и тренировка мелкой моторики, влияющей на мозговую деятельность.

Растите здоровыми!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.