Праздничные дни в индии. Какие праздники есть в индии. К основным государственным праздникам Индии относятся

Праздники в Индии длятся практически круглый год: государственные праздники приходят на смену религиозным, а каждый регион имеет свой календарь. Если добавить к этому фестивали, то получится, что, даже приехав на две недели, вы обязательно попадете на несколько праздников.

В январе по всей Индии проходят празднования в честь Дня рождения Пророка Мухаммеда, каждый год точная дата высчитывается по лунному календарю и приходится на 12 день третьего месяца.

12 января празднуется День Рождения Свами Вивекананды – известного индийского духовного мыслителя, реформатора и идеолога национально-освободительного движения.

Главный праздник Индии – День Республики (Гантантра-Дивас) отмечается 26 января. Появился он в 1950 году. По всей стране проводятся праздничные процессии, самой яркой из которых является, конечно же, процессия в Дели. В столице она проходит по центральному проспекту Радж Патх к Воротам Индии. Яркие, украшенные платформы, колонны скаутов и школьников, музыканты и танцоры – на такое зрелище стоит взглянуть.

На празднике в Дели обязательно присутствует президент и премьер-министр, а также проводится парад войск столичного гарнизона со всеми необходимыми атрибутами: демонстрацией вооружения, эскадрильи самолетов и прочее.

Также обязательно проводится фестиваль народных танцев, на который съезжаются коллективы со всех штатов. А завершается праздник красивой церемонией «Сигнал отбоя», в которой участвуют гвардейцы президентской охраны. После оркестр исполняет различные музыкальные произведения, которые заканчиваются с последним лучом солнца. И фейерверк становится яркой финальной точкой Дня Республики.

На пятый день двухнедельного цикла растущей луны в январе или феврале проходит праздник в честь Сарасвати Васант Пачами – богини, покровительствующей науке и искусству. В этот день принято приносить и возлагать к статуям Сарасвати книги, музыкальные инструменты и другие дары. А саму богиню переодевают в желтые одежды, впрочем, этот цвет рекомендуется надевать всем. Праздник Сарасвати считается лучшим днем для начала обучения.

28 февраля отмечается Национальный День науки. Дата приурочена к открытию индийским физиком Чандрасекхара Венката Раман комбинационного рассеяния света в 1928 году, за что он получил Нобелевскую премию.

В феврале-марте традиционно празднуется праздник наступления весны – Холи, который считается одним из самых ярких. В этот день принято обсыпать друг друга цветными порошками.

В марте отмечают свой Новый год бахаисты и зороастрийцы. По традиции праздник также сопровождается шествиями и представлениями.

В девятый день первого месяца индийского года, а это период март-апрель, празднуется день явления Господа Рамачандры. Он представляет собой могущественное воплощение Верховной Личности Бога, который предстал в области идеального царя.

В марте-апреле отмечается и День рождения Мазавира-Джаянти – основателя джайнизма.

Весной отмечается Пасха, которая также высчитывается каждый год отдельно.

В апреле-мае проходит главный праздник буддистов – День рождения Будды. Также в эти месяцы отмечается Байсаки, что значит «первый день нового года» по индуистскому календарю. На этот период также приходится один и главных мусульманских праздников Ид ул-Азха, или праздник жертвоприношения.

В мае-июне, согласно лунному календарю, проходит ещё один важный для мусульман праздник, а именно День рождения пророка Мухаммеда. Также в эти месяцы мусульмане отмечают и день траура Мухаррам.

Согласно древним писаниям индуизма в мае-июне отмечается день прихода Будды как воплощения бога на земле, а, вернее, аватара Вишну. Однако последователи буддизма не признают связь Будды и индуистских богов, а считают его человеком по имени Сиддхартха Гаутама, который достиг просветления. Но, тем не менее, этот день является выходным во всех государственных и общественных учреждениях Индии.

15 августа отмечается День Независимости Индии, который можно назвать одним из самых масштабных в стране. Он появился в 1947 года, когда была провозглашена независимость Индии от Великобритании. В этот день проводится церемония поднятия флага во всех населенных пунктах страны, устраиваются праздничные шествия и торжественные приемы. Важно, что этот праздник объединяет всех жителей страны, независимо от религиозных предпочтений.

В августе-сентябре на восьмой лунный день отмечается день явления Шри Кришны, который является выходным днем. Кришна – абсолютное значение жизни, верховная личность бога, причина всего.

Также в конце лета отмечается День рождения Ганеша (Ганеш-Чатурти). В последний летний месяц и община парсов отмечает день рождения Заратуштры.

В сентябре-октябре отмечается Дашахра – день поклонения Деви. В октябре проходят десятидневные торжества Наваратри и Дасера.

В октябре мусульмане отмечают день памяти пророка Мухаммеда.

В октябре-ноябре проходит фестиваль огней и богини процветания Дивали, который многие считают едва ли не самым популярным народным праздником. Также в эти месяцы отмечается Новый год по индуистскому календарю.

На сентябрь-ноябрь в зависимости от года приходится месяц Рамадан.

В ноябре также приходит Дан-Терас – день поклонения Лакшми (богиня богатства и благосостояния). В этот период отмечается важный праздник – День рождения бахаизма Баха-Уллы.

19 ноября по всей Индии празднуют День рождения Индиры Ганди и Дев-Дивали (праздник в честь Шивы).

На ноябрь-декабрь приходится окончание Рамадана, в честь чего проводится праздник Рамазан-Ид.

Это только основные праздники, которые отмечаются на государственном уровне. В каждом штате и регионе этот список куда длиннее, впрочем, путешествуя по Индии, вы сможете убедиться в этом сами.


В этой статье я расскажу вам, какие праздники есть в Индии и как они отмечаются.

В Индии придерживаются принципа, что хорошего праздника должно быть много!!!

НОВЫЙ ГОД в Индии, празднуют несколько раз в году. Это стало уже нормой жизни. У индийцев праздничные традиции напрямую связаны с религиозными течениями.

Вместе с западным миром, Индия отмечает Новый год первого января. В этот день, по традиции, рано утром разжигают большой костёр, вокруг которого садятся люди. Все поют мантры, повсюду царит одухотворение. Дым от костра поднимается ввысь и рассеивая неудачи прошлого, растворяется в вечности, унося с собой грусть и печаль.

По религии индуизма, которая является в стране основной, индийский год называется Гуди Падва . Его отмечают каждую весну, в разные дни по лунному календарю. Этот праздник начинается сразу после представления: когда бумажного змея уничтожают огненной стрелой. В этот день, по традиции нужно жевать очень горькие листья дерева НИМ-НИМ. Согласно поверьям, жизнь после этого ритуала станет счастливей и слаще.

Ещё в Индии отмечают Тибетский Новый год «Лосар», его празднуют на месяц позже китайского. Накануне «Лосар», монахи из монастыря «Гьюмед» создают скульптуры из масла. А чтобы сохранить их в жаркой Индии, они прибегают к различным хитростям. Но, после подношения богам, масляные скульптуры уничтожаются. Только самые красивые и совершенные скульптуры сохраняются до следующего года.

На западе Индии Новый год празднуют в октябре . В этот день исполняется ритуал для богини богатства Лакшми, все люди стараются зажечь свечу на крыше своего дома. В это время города становятся очень красивыми, словно покрыты звёздами – прекрасными огоньками.

Все праздники в Индии проводятся очень нарядно. Люди всех возрастов, от малышей до стариков украшают себя яркими цветами. И совсем не важно, что у человека за спиной, ведь впереди красочный мир и миллионы возможностей, когда праздник в душе, то и в жизни появится место чудесам.

Ежегодно 13 января в Северной Индии отмечается праздник Лори. Праздник окончания зимы. Разжигаются большие костры, которые ассоциируются с богом Агни (т.е. – огонь). Все ходят вокруг костра по часовой стрелке и повторяют фразу: «Придёт благополучие и нужда будет изгнана». Такой хоровод называется – парикрама. После этого всем раздают пищу и подарки, и устраивают праздничный пир. Всю ночь вокруг костра продолжаются песни и танцы. А утром дети ходят по дворам, поют песни и собирают «выкуп» — деньги или сладости. Это очень похоже на нашу традицию колядования.

Следующий за Лори день, называется Маги и знаменует приход месяца Мага (т.е. марта). В этот день нужно обязательно совершать омовения в реке Ганг. Это считается благоприятным. И желательно вкусить сладости.

С 1950 года введён и отмечается ежегодно 26 января День Республики . Этот день празднуется очень широко в стране, и проходит в виде праздничных процессий в Дели и столицах всех штатов. В Дели процессия проходит по центральному проспекту Радж Патх от Президентского дворца к Воротам Индии. Перед началом праздника на площади появляется президент, премьер-министр страны и военный парад войск гарнизона.

Демонстрируется современное вооружение, а над Площадью Победы проносятся эскадрильи самолётов Индийских ВВС.

В празднике так же участвуют колонны школьников, бой-скаутов, народные танцоры и оркестры. Вообще танцами сопровождается всё празднование Дня Республики.

После 26 января, в следующие дни, устраивается двухдневный фестиваль народных танцев, в котором участвуют представители практически всех штатов Индии.

Своего рода послесловием к празднованию Дня Республики является церемония «Сигнал отбоя», в которой участвуют гвардейцы президентской охраны в живописных мундирах чуть ли не со времён наполеоновских войн. Церемония проходит на второй день после праздника на Площади Победы. На ней обязательно присутствуют руководители правительства и члены дипломатического корпуса. На закате сводные армейские духовые оркестры исполняют марши и лирические произведения. Корни свои эта церемония берёт из средневековья, когда на закате дня войска прекращали боевые операции и трубили отбой. С последними лучами солнца затихает музыка, и темнеющее небо озаряется фейерверком.

Ещё один необычный праздник – это праздник Маха Шиваратри , который ещё называют «Великой ночью бога Шивы». Отмечается он в месяц Магха (январь- февраль).

Предшествует этому празднику бессонная ночь, на протяжении которой в храмах и площадях прославляют Шиву и поют священные гимны в честь Бога-разрушителя.

Незамужние девушки в эту ночь постятся и возносят молитвы Шиве, с просьбой дать им хороших мужей. Утром совершаются ритуальные омовения. Праздник широко отмечается по всей стране.

В 57 километрах от Калькутты в храме Таракишвар босоногие паломники выливают принесённую из священной реки Ганг, воду на каменную статую Бога Шивы, и украшают её цветами.

В Дели и во многих районах страны, в эту ночь можно увидеть горящие в домах огоньки и услышать в украшенных цветами храмах гимны, прославляющие великого Бога.

Каждый год в Индии празднуют возвращение весны. Настаёт время истинной радости и веселья, музыки и танца, игр и розыгрышей, и конечно же множество ярких красок.

Так в Индии празднуют самый светлый и самый яркий праздник – ХОЛИ . Таким образом, индийцы прославляют хороший урожай и плодородие земли. Во время праздника люди ведут себя более раскрепощённо, чем в обычные дни, распыляют воду на прохожих, шумно веселятся с друзьями. Женщины ведут себя более свободно и раскованно.

Холи имеет свою предысторию, основанную на легендах и мифах.

Первая легенда – это легенда о Камадеве (Боге любви). Древнее поверье гласит, что однажды Бог Шива рассердился на Камадеву и открыв свой третий глаз, испепелил его и Камадева умер. Но, позже он воплотился в сына Бога Кришны. Теперь в дни праздника, многие индийцы поклоняются Камадеве и приносят ему в жертву цветки манго и пасту из сандалового дерева.

Вторая легенда гласит о бессмертной любви Бога Кришны и его супруги Радхи. Юный Кришна однажды спросил у своей матери Яшоды, почему Радха такая светлая, а он такой тёмный? Мать посоветовала ему окрасить лицо Радхи разноцветным порошком, и посмотреть, как изменится цвет лица. И сегодня в праздник холи изображения Кришны и Радхи выносятся на улицу и окрашиваются разноцветным порошком. А в деревнях вокруг Матхуры места рождения Кришны, он празднуется особо весело.

Одетые в белое люди, выходят на улицу и окрашивают друг друга разноцветным порошком и распыляют подкрашенную воду из ручных насосов. Здесь отходят на задний план и кастовые различия, и цвет кожи, и социальное положение.

Празднуется Холи, три дня

Первый день – день полнолуния. Порошок разложен на подносах а подкрашенная вода разлита в медные горшочки. Люди обсыпают друг друга в семье по старшинству.

Второй день называется «Пуно», тогда сжигаются изображения Прохлада приверженца Бога Кришны. В индийских деревнях жгут большие костры, все жители собираются вместе у огня, поют и танцуют.

Третий день – самый бурный день празднования называется «Парва», когда люди посещают дома друг друга, бросают в воздух разноцветный порошок, окрашивая друг друга, и окрашивают лица Кришны и Радхи и лица других божеств.

Вначале месяца Чайтра (апрель-май), начинается празднование Васанта Наварати – весенние девять ночей Богини Матери. По мифологическому эпосу, Великая Богиня Дурга, олицетворение всех богов, девять дней и ночей сражалась с демонами, победив наконец самого могущественного из них Махишасуру. Рассказывается об этом в различных индийских писаниях. Этот весенний праздник, отмечается как победа светлых сил олицетворённых Богиней Матерью, над злом. В некоторых областях Индии во время праздника, большое внимание уделяют фигуре Рамы и разыгрывают мистерию Рамаяны.

Рама – это герой древнегреческого эпоса Рамаяна. Этот классический эпос широко вошёл в обиход, стал одной из основ индийской культуры в период формирования индуизма. Рамаяна любимая поэма индийцев. Многие её стихи знают с детства и пересказывают её.

Обычно вспоминают героизм, любовь и преданность Ханумана, а так же про разные испытания, выпавшие на долю Рамы и Ситы.

Есть в Индии и такой праздник как Католическая Пасха . Представляете себе такое?

Праздновать Пасху в Индии начали со времени колониального порабощения страны англичанами. Но, свой вклад так же, внесли португальцы и французы. Хотя число христиан в Индии составляет примерно 2,5% страны. Но, Пасха отмечается с особой пышностью и религиозностью. По всей стране верующие посещают церкви, возносят особенные молитвы и определённые ритуалы.

Во время пасхи, крашеные яйца и специальные булочки продаются в магазинах, и верующие обмениваются ими друг с другом.

А 13 апреля в Индии снова отмечают Новый год. На этот раз – это Новый Солнечный год . Почему именно 13-го числа? По древнему преданию, именно в этот день, много тысяч лет назад на индийскую землю сошла богиня Ганга. В индийской мифологии она ещё зовётся небесной рекой, которая чудесным образом переместилась с неба на землю.

По имени этой богини, названа священная для индийцев река – Ганг.

И 13 апреля многие индусы приходят к берегам реки, чтобы совершить ритуальное купание в честь богини. В этот день индийские дома украшены цветами, гирляндами, флагами с изображением богов, картинны с религиозными сюжетами. Дети выходят на улицу, поздравляют прохожих. В честь праздника устраивают фейерверки и представления.

Самый священный праздник буддийского календаря – День рождения БУДДЫ – основателя буддизма, или Будда Пурнима. Согласно легенде Будда родился в 623 году до н.э., в этот же день достиг просветления и в этот же день в 543 году до н.э. умер достигнув полной нирваны. Таким образом одновременно отмечаются три важнейших праздника в жизни Будды.

Будда из рода Гаутамов родился в деревне Лумбини, в возрасте 29 лет оставил светскую жизнь и отправился на поиски истины. Аскетизм и подвижничество не привели его к цели, тогда он избрал «Срединный путь».

В 35 лет, сидя на циновке из травы КУШ, под священным баньяном, на берегу Ганга, он внезапно достиг просветления. Тогда он стал называться Буддой, т.е. просветлённым .

Он обратился с призывом к самосозерцанию, самопознанию и самосовершенствованию.

Ибо только так можно спастись от страданий в мире суетных страстей и достичь цели жизни – о
свобождения от перерождений. При этом самоотречение не должно переходить в жестокость, из этого происходит буддийская проповедь мира, отрицание жертвоприношений.

Будда не верит в единого бога, но признаёт карму и переселение душ. Его проповеди стали основой учения, получившего название буддизма. Умер Будда в возрасте 80 лет, достигнув полной нирваны.

Через 300 лет после смерти Будды, в эпоху правления императора Ашоки, буддизм становится господствующей религией в Индии. Император посылает миссионеров в соседние страны, распространяя буддизм на Цейлоне и в Бирме, Средней и Центральной Азии. После чего буддизм проникает в Китай, Корею и Японию, в Индонезию и в Тибет, превращаясь в мировую религию. Однако в самой Индии, буддизм просуществовал до 4 века н. э. и постепенно уступил место главной религии – индуизму.

Паломники со всего мира приходят в Храм Будды, читают молитвы, проповедуют и ведут религиозные дискуссии, декламируют священные писания, медитируют и поклоняются статуе Будды.

Ещё один яркий и необычный праздник в Индии – это Рат Ятра – праздник колесниц .

По старинному индийскому поверью, каждый год, в середине лета Бог Джаганнат со старшим братом Балабхардом и сестрой Субхатрой, отправляются в путешествие на колесницах. Индусы верят в то, что Джаганнат был аватаром – воплощением Бога Вишну, и правителем Пури, прибрежного городка на востоке Индии.

Праздник начинается утром, церемонией призывания Богов с помощью мантр. Самая волнительная часть праздника – это церемония катания божественных колесниц.

Каждая колесница имеет свои особенности:

— колесница Бога Джаганната имеет 18 колёс, её высота 10,5 метров;

— колесница его брата имеет 16 колёс и высоту 10 метров;

— а колесница Субхатры имеет 14 колёс и высоту 9,5 метров.

Все колесницы сделаны из дерева, изображения самих божеств так же деревянные, они меняются на новые каждые 12 лет.

Праздник Рат Ятра знаменит по всему миру. На его празднование приезжают люди со всех концов земли – это верующие, туристы, паломники.

Следующий праздник – праздник Гуру Пурнима .

Индусы придают величайшее значение духовным Учителям – ГУРУ. Их приравнивают к Богу и считают посредниками между человеком и всевышним.

Это день памяти великого мудреца Вьясы, который отредактировал ВЕДЫ(сборник высших сакральных знаний).

Вьяса был Учителем мудреца Даттатрейи, который почитается как Учитель Учителей.

В этот день все духовные наставники и их приверженцы поклоняются Вьясе, воздают почести его божественной личности и совершают «пуджу» (подношения божеству, как живому существу скромных даров – продуктов питания и цветов).

Каждый год 15 августа Индия отмечает самый большой праздник в стране – ДЕНЬ НЕЗАВИСИМОСТИ.

Этот праздник отмечается с 1947 года, в этот день вступил в действие Акт Независимости Индии от Великобритании. Над стенами Красного форта в Дели, при огромном стечении народа, первый премьер – министр страны Джавахарлал Неру поднял трёхцветный флаг Независимости Индии. Этим ознаменовался новый этап в истории Индии.

Церемония поднятия флага проводится во всех населённых пунктах Индии, и в больших городах и в самых отдалённых маленьких деревеньках. Местными политическими деятелями произносятся традиционные речи, проводятся исторические экскурсы, напоминающие людям о нелёгком пути страны к достижению независимости, о славных традициях национальной – освободительной борьбы.

В этот день губернаторами штатов устраиваются праздничные приёмы, торжественные собрания. С 1949 года по случаю этого праздника в стране проводится военный парад. День Независимости – национальный праздник Индии, официальный выходной день. Так же как и День Республики, этот праздник отмечается массовыми торжествами. Празднуют его все граждане страны, вне зависимости от национальности и религии.

Праздник Ракша-бадан, или как его ещё называют Ракхи, празднуется в день полнолуния месяца шваран (июль – август). В этот день на берегах рек и озёр совершаются ритуальные омовения, а в море, в качестве подношения Богу вод Варуне, бросают кокосовые орехи.

Этот день имеет огромное значение для братьев и сестёр. Сестра желая благополучия и процветания брату, завязывает ему на запястье освещённый шнурок «ракхи», а брат клянётся защищать её от всех бед и помогать в решении всех проблем.

Ракша-бадан отмечается с особой радостью во всей стране. Готовится к празднику, начинают с самого утра, люди надевают национальную одежду, готовятся национальные блюда. Для высших каст и для брахманов в особенности, этот день имеет очень важное значение. Священные шнуры, главный кастовый признак брахманов, заменяются на новые.

Фестиваль ОНАМ – красочный праздник урожая, отмечается в штате Керала. Согласно древней легенде, мифический царь Махабали приходит в этот день на землю Кералы. Махабали, глубоко преданный своему народу навещает этот штат каждый год в праздник Онам. У порогв домов, в этот день выкладываются красивейшие узорчатые ковры из множества цветов. Эти прекрасные произведения искусства поддерживаются всего десять дней. Каждый день девушки добавляют новые цветы и поют народные песни.

В этот день. так же надеваются национальные одежды и готовятся традиционные национальные блюда.

Одиннадцатого сентября, празднуется рождение Слоноликого божества Ганеша Чатурти , которого в Индии называют Мудрым и Радостным. Ганеша считается не только божеством, который отвечает за разум человека, но и покровителем Ведов, йоги, стремится совершенствовать себя, создавая гармоничную личность.

Является Ганеша предводителем ганов, устранителем препятствий.

Считается это божество сыном Бога Шивы и его супруги Парвати.

Почему он изображается с головой слона? Существует несколько версий этого.

Первая версия – по древней легенде, мудрец Вьяса (о котором вы узнали в описании праздника Гуру Пурнима), собирался передать людям Высшее Знание. Но, Ганеша понял, что ТАКОЙ текст нельзя записывать обычными человеческими перьями, тогда он сломал себе бивень и изготовил из него специальный стилус для написания священного текста. А на месте бивня вырос хобот.

Вторая версия – гласит, что Ганеша потерял голову в конфликте со своим отцом Шивой, когда отец отсёк сыну голову. А чтобы утешить его мать Парвати, он приставил Ганеше голову слона.

Третья версия, говорит о том, что бог Шани из-за обиды испепелил голову Ганеши взглядом, после чего Шива приставил на пустующее место на шее сына, голову слона.

Рождение Ганеши отмечается с большим размахом. В день праздника лепится из глины скульптура Ганеши, после чего к его ногам подносятся молоко, орехи кокоса, фрукты, цветы. В завершение праздника скульптуру божества торжественно опускают в пресную воду (реку или озеро).

Ганеша является покровителем учёных и науки в целом, поэтому он часто изображается с пером и пергаментом в руках. Так же он благосклонно относится к купцам и путешественникам. Он постоянно изобретает для людей различные жизненные препятствия (затмевает им разум странными идеями, заставляет проявлять жадность и алчность, потворствовать земным порокам). Чтобы каждый противостоящий испытаниям, становился сильнее и мудрее. А те, кто смог преодолеть все препятствия и искушения, достойны, достичь небесной обители Шивы.

Ещё один национальный праздник в Индии, это Ганди Джаянти . День рождения выдающегося руководителя национально – освободительного движения индийского народа Мохандаса Карамчанда Ганди, известного миру под именем Махатма Ганди (великая душа). Ганди официально назван в Индии Отцом нации. Праздник отмечается по всей стране 2 октября и является одним из трёх официально провозглашённых национальных праздников. Махатма Ганди родился 2 октября 1869года в городе Порбандар, штат Гуджарат. С 1893 по 1914 годы жил в Южной Африке, руководил движением против расовой дискриминации.

В 1915 году вернулся в Индию и возглавил освободительную борьбу. Ганди был идейным руководителем партии Индийский Национальный Конгресс, неоднократно избирался его президентом. Проповедовал ненасилие, выступал з
а единство индусов и мусульман, за отмену неприкасаемости.

В 1942 году Ганди возглавил антианглийское движение, за что, несколько раз арестовывался английскими властями. Написал автобиографическую книгу «Моя жизнь». В 1948 году вовремя молитвы был убит индусским фанатиком.

Ганди Джаянти отмечается всенародно. В Дели основным местом, связанным с памятью Ганди является его могила Ганди Самадхи в Раджгхате, на берегу Джамны, в районе Красного форта. Там захоронена часть его праха. В этот день, здесь собираются руководители Индийской Республики, религиозные лидеры различных конфессий и просто жители Дели. Все возлагают гирлянды цветов к могиле, а специальные хоры поют религиозные гимны.

Каждый год в середине месяца Картика (конец октября – начало ноября) в Индии отмечается праздник Дивали , что означает «огненная гроздь», «огненный плод». Этот праздник провозглашает победу света над тьмой, добра над злом, знания над невежеством. Его ещё называют фестивалем огней.


Во время праздника улицы всех городов и деревень Индии озаряются мириадами гирлянд, ламп и фонарей. Взрываются бесчисленные хлопушки и петарды. В небо взвиваются ракеты, во дворах раскручиваются вертушки фейерверков. Веселье длится пять дней.

В разных областях страны Дивали отмечают по-разному. Для северной Индии этот день – фестиваль в честь возвращения домой бога Рамы, после 14 летней ссылки.

На юге Индии в дни Дивали почитают бога Кришну, а на востоке – грозную богиню Кали.

Но, всё же для всего народа Фестиваль огней – праздник любви и добра. В эти дни забываются обиды и распри, укрепляются дружеские и родственные отношения. Вэто время мир становится намного светлее и радостнее.

Праздник жертвоприношения (Курбан-Байрам) является частью мусульманского обряда паломничества в Мекку. Отмечается он в долине Мина вблизи Мекки в 10-й день 12-го месяца мусульманского лунного календаря и длится 3- 4 дня.

Праздновать Курбан-Байрам начинают с раннего утра, спозаранку мусульмане идут в мечеть к утренней молитве. Но, перед этим совершают полное омовение, надевают новую одежду и наносят на себя благовония. После утреннего намаза верующие возвращаются домой либо собираются на улице и хором поют восхваление Аллаху. Затем снова идут в мечеть или на специально отведённую площадку, где мулла произносит проповедь. После проповеди мусульмане обычно идут на кладбище, где молятся за умерших, по возвращении с кладбища приступают к жертвенному обряду, в знак готовности служить богу.

Совершив заклание мусульманин не должен скупится на угощение, необходимо обязательно накормить бедных и голодных. Ритуальное угощение, устраивается так же во избежание всевозможных несчастий и болезней.

В дни праздника обязательно делаются подарки близким, друзьям и родственникам, а так же наносятся визиты к родным и близким. Это считается благословенным и желательным.

А 4-го декабря отмечается День военно-морского флота Индии . В этот день в 1971 году в процессе индо-пакистанской войны военно-морской флот сыграл значительную роль в бомбардировке портовой территории в Карачи.


Празднование дня военно-морского флота Индии продолжается неделю. За это время проходят показательные выступления войск, развлекательные мероприятия, демонстрация военной мощи Индийского флота, музыкальные выступления, футбольный чемпионат и многое другое. Всё празднование завершается грандиозным балом и фейерверком.


И наконец 25 декабря в Индии празднуется католический праздник Рождество. Это самый значимый праздник для индийских христиан.

В этот день вместо традиционной ели (в связи с её отсутствием), украшаются банановые и манговые деревья, на которых развешиваются маленькие масляные лампочки. Церкви украшают красными цветами и свечами. Люди обмениваются поздравлениями и пожеланиями, наносят визиты родным и близким, раздают деньги нищим. В соборах проводятся полуночные мессы, в церквах идут рождественские службы. На улицах и в домах раздаются рождественские песнопения.

Вот мы с вами и рассмотрели, какие праздники есть в Индии и как они празднуются. Как видите праздников в этой стране великое множество. Я рассказала вам вкратце, лишь о немногих из них, о самых основных и значимых для жителей Индии.

Статья получилась довольно длинной, но, надеюсь, что она поможет вам, хотя бы посредством праздников, глубже познать эту уникальную, удивительную и необыкновенную страну под названием Индия .

Индия – страна контрастов. Ее культура имеет древние корни и многие индийские праздники уникальны. Некоторое из таких торжеств являются светскими и празднуются повсеместно, другие же носят сугубо религиозный характер, но от этого не становятся менее интересными.

Индийский Новый год (1 число)

Светский Новый год в Индии по григорианскому календарю отмечают исключительно христиане. Их приходы и церкви в новогоднюю ночь торжественно окутываются колокольным звоном, а пароходы в порту вторят им, приветствуя начало Нового года.

Христиане в Индии дарят друг другу на этот праздник небольшие презенты. Отправляют поздравительные открытки родственникам. Молодежь ходит на вечеринки. Старшее поколение остается дома за праздничным столом.

Лори (13 число)

Праздник соотносится с Северной Индией. Там в этот день местные стараются прогнать зиму всеми возможными способами. В праздничную ночь зажигаются костры. Вокруг них совершается обряд парикрама. Во время ритуала костер обходят по часовой стрелке и просят благополучия на целый год.

Еще данное торжество подразумевает праздничный пир, на котором допустимо употреблять мясные продукты. Близкие дарят друг другу подарки, не забывая сделать подношения Богам.

Утром, после ночи костров, маленькие дети отправляются по соседям, чтобы спеть им песни, а взамен получить сладости. Иногда они требуют символический выкуп, и хозяева дома должны расщедриться на хорошее угощение.

День Республики (26 число)

С 1950 года в Индии торжественно чествуют дату наступления республиканского режима. Правительство организует в Дели масштабное шествие с участием боевой техники и истребителей в небе. После официальной части праздника, в столице Индии начинаются состязания лучших танцевальных коллективов. На улицах выступают актеры и музыканты. По городу проезжают красочные платформы. Отдельного внимания в день Республики заслуживают индийские гвардейцы. Они одеты в такую форму, что, кажется, будто проходит не праздник, а проводится реконструкция времен Наполеона.

Холи (2 число)

Празднество красок – это захватывающее зрелище, а еще очень «грязный» праздник. Дело в том, что в праздничную ночь молодежь разжигает костры, танцует вокруг них в национальных костюмах. Люди, пришедшие на праздник, обсыпают друг друга красящим порошком и поливают прохожих подкрашенной водой.

Праздник Холи настолько яркий и сумасшедший, что полюбился молодым людям со всего мира. Его празднуют в России, Европе и Америке, приурочивая действо к индийским фестивалям .

Истоки праздника Холи можно найти в легенде, повествующей о любви Бога Кришны и Радхи. Молодой Бог однажды сказал своей матери, что его возлюбленная такая светлая, что это его огорчает. Мудрая Богиня посоветовала сыну окрасить лицо Радхи цветным порошком. Забава получилась веселой. С тех пор, красить окружающих на Холи – добрый знак.

Индийская Пасха (дата плавающая)

Христиане в Индии занимают всего 2-3% от всего населения. Когда наступает время для Пасхи, они вместе со всем миром красят яйца, ходят в храмы и возносят молитвы. Христианство на индийских территориях распространено на Гоа, в Мумбае и в Северных штатах. Праздник пришел в эти земли вместе с английскими и французскими колонизаторами. Сегодня Пасха в Индии – прерогатива верующих христиан.

Солнечный Новый год (14 число)

Индусы уверены, что в начале месяца Читирай Богиня Ганга снизошла на землю. Поэтому в этот день многие из них собираются у берегов Ганга для ритуальных купаний.

Фейерверки, цветы, представления и добрые пожелания – вот атрибутика индийской версии Нового года. Города на данный праздник украшают вышивкой и флагами с религиозной темой. Везде развешиваются гирлянды, и зажигаются огоньки.

Ратха-Ятра (15 число)

Ратха-Ятра по другому именуют праздником колесниц. Главное место торжества – храм Джаганнатх в Пуре. Торжество символизирует путешествие Бога Кришны из Гокуля в место Матхуру.

В день празднования верующие собираются у храма, к которому подвозят три колесницы, чтобы погрузить на них статую Бога. Затем все молятся и отправляются на шествие.

День Независимости (15 число)

День провозглашения независимости без ложной скромности можно назвать самым масштабным и значимым праздником Индии. В городах и деревнях индийского государства в данную дату торжественно проходит поднятие флага.

Губернатор каждого штата устраивает прием в своей резиденции, а общественные организации проводят праздничные собрания. Во всей стране этот день является официальным выходным. Поэтому к празднованию подключается все население. В День Независимости не имеет значение ни религиозная принадлежность, ни цвет кожи, главное – что праздник проводится для всех граждан Индии.

Сентябрь

День Учителя (5 число)

День Учителя в Индии тесно связан с именем Сарвепалли Радхакришнан. Деятель образования и политики сделал для своего народа так много, что его день рождения стал праздником всех индийских педагогов.

Ученики образовательных учреждений в данную дату поздравляют своих наставников. Они устраивают концерты, спектакли и дарят учителям подарки.

Дивали (7 число)

Фестиваль огней, как праздник, играет важную роль. Он символизирует победу света над тьмой, проводится в течение 5 дней, и представляет собой прекрасное зрелище.

Начало праздника – наведение чистоты в доме. Затем в порядок приводятся счетные книги и другие документы. После в домах и на улице зажигаются огоньки, возносятся молитвы Богине Лакшми. Индусы делают Богине подношения, используя для этого монеты с молоком.

Индийское Рождество (25 число)

Вместо ели христиане в Индии украшают манговые и банановые деревья. Все церкви декорируют красными украшениями и свечами.

Праздники Индии

Индийский календарь — это непрерывная череда различных праздников и фестивалей: государственные праздники, отмечаемые по всей стране, региональные и религиозные. Индийские праздники имеют древнюю историю и являются частью богатой индийской культуры. Большинство из них рассчитываются по лунному календарю и имеют подвижную дату. Год начинается с конца марта (месяц Чаитра).
Индийские праздники хороший пример гостеприимства, привлекающего людей со всех уголков мира. Одни и те же индийские праздники, отражающие бесчисленные легенды, отмечаются в различных регионах под разными названиями. Праздники Индии — это красочный калейдоскоп, именуемый Индия.
Кухня, музыка, театрализованные представления, танцы, традиционная праздничная одежда, пёстрая гамма красок, яркая иллюминация — всё это праздники Индии.

Чаитра (март-апрель)

Чаитра Шуклади — Новый год в Северной Индии, отмечаемый в первый день месяца чаитра. Согласно "Брахма Пуране", в это день творец Брахма создал наш мир.

Гуди Падва — Новый год в штате Махараштра. Празднуется в тот же день, что и Чаитра Шуклади.

Угади (букв. "начало эпохи") — Новый год в штатах Южной Индии, Карнатаке, Тамил-Наду, Андхра-Прадеше. Отмечается в тот же день, что и Чаитра Шуклади.

Васанта Наваратри — весенний праздник, посвященный поклонению и прославлению Божественной Матери. Он начинается на амавасью (новолуние) в начале месяца Чаитра. Первые три дня почитают Богиню Дургу в Ее гневных формах. Ее просят об уничтожении внутренних демонов, о разрушении несовершенства и невежества. Следующие три дня почитают Лакшми, дарующую удачу и благополучие. Последние три дня посвящены Богине Сарасвати. Именно она дарует знание и мудрость.

— день явления Рамы, героя древнеиндийского эпоса "Рамаяна", которому поклоняются как седьмой аватаре Вишну. Праздник отмечается на 9-ый день растущей луны месяца Чаитра и знаменует собой окончание девяти дней Васанта Наваратри. Торжества проходят по всей Индии, в том числе в Айодхье — городе, где родился Господь Рама. Богослужение начинается с утра пением Ведических мантр и предложением цветов и фруктов Божеству. В некоторых штатах Индии, особенно в Бихаре и Уттар-Прадеше, на общественных собраниях проводятся Сатсанги (чтение священных писаний, в частности "Рамаяны"— сказаний, прославляющих Господа Рамачандру). Люди всех каст и вероисповеданий участвуют в этих встречах. Верующие постятся целый день, прерывая пост только в полночь фруктами. Рама Навами достигает своей кульминации в полночь под звук колокольчиков и раковин.

Хануман Джаянти — день явления Ханумана, бога-обезьяны, великого преданного Рамы. Праздник отмечается в полнолуние (пурнима) месяца Чаитра.

Вайшак, Вайсакха (апрель-май)

Вайшак (Байсакхи, Байшакхи) — день, знаменующий собой начало нового солнечного года. Он приходится на 13-е апреля. Один из немногих праздников индийского календаря, имеющий статичную дату. Вайшак — это также древний праздник сбора урожая в Северной Индии, особенно в районе Пенджаба.

Буддха Джаянти (Буддха Пурнима, Весак) отмечается в день полнолуния месяца Вайшак. Буддха Пурнима имеет важное значение для буддистов т. к. в этот день празднуется сразу три события: явление Будды, просветление Будды и его уход (смерть). Особо торжественно праздник отмечается в Лумбини (совр. Непал) — месте его рождения и в Бодхгае — месте, где принц Гаутама достиг просветления, сидя под священным деревом Ашватта (дерево Бодхи), и стал известен как Господь Будда.

Джешта (май-июнь)

Ганга Дашахара (Ганга Пуджа, Ганга Душера) — праздник, посвященный поклонению священной реке Ганге. Это день явления матери Ганги, день, когда священная река сошла с небес на Землю. Существует древнее предание, повествующее о том, как Ганга сошла с небес.
Когда-то великий царь Бхагиратхи пришел к горе Химаван, чтобы предаться там суровому подвижничеству. Движимый желанием спасти своих предков, не достигших небес, он провёл в покаянии тысячу лет. А по прошествии тысячи небесных лет, приняв телесный облик, явилась ему сама великая река, Богиня Ганга. Она спросила у царя, что он хочет. И царь ответил, что его предкам не будет дано места на небе до тех пор, пока она не омоет их тела своими водами. Услышав эти слова царя, Ганга, чтимая всем миром, сказала Бхагиратхе, что исполнит его желание. Но только напор её, когда станет падать с небес, трудно будет сдержать. Лишь Господь Шива сможет сдержать её воды. Услышав эти слова, царь Бхагиритхи отправился к горе Кайлас и принялся ублаготворять Шиву. Довольный подвижничеством царя, Бхагаван обещал сдержать Гангу при её падении с небес. Так Ганга, дочь Химавана, снизошла в это мир.
Ганга Дашахара начинается с Амавасьи (новолуния) месяца Джешта и длится 10 дней. Поклонение сопровождается пением мантр и подношением огненных светильников. По вечерам тысячи листьев-лодочек с зажженными огоньками, цветами и сладостями предлагаются Ганге под звуки колокольчиков. Тысячи верующих собираются в Ришикеше, Харидваре, Варанаси, Праяге, чтобы принять омовение и предложить свои молитвы матери Ганге.

Ват-Савитри Пурнима (Свитри Пурнима, Ват- Савитри Врат, Ват- Савитри Пуджа) — очень популярный фестиваль в Индии, который отмечается по всей стране и особенно в штатах Махараштра, Бихар, Уттар-прадеш и Орисса. Он празднуется женщинами в полнолуние месяца Джешта. В этот день женщины молятся о благополучии и долгой жизни своих мужей. Значение Ват-Савитри Пурнимы связано с историей из "Махабхараты" о Савитри и Сатьяване, в которой рассказывается как наделенная всеми добродетелями и преданная своему мужу Савитри, вернула своего умершего мужа из обители Ямы (Бога смерти). И сейчас сила Савитри и ее преданность остаются примером для индийских женщин. Накануне Ват-Савитри Пурнимы женщины постятся, а утром, совершив омовение и надев новую одежду, они приходят к священному дереву баньян. Полив дерево и совершив пуджу — подношение цветов и фруктов, они посыпают священный баньян красным порошком кумкума. Женщины обвязывают ствол дерева красной хлопковой нитью и, обходя его семь раз, совершают парикраму.

Ашадха (июнь-июль)

Или Праздник колесниц проходит ежегодно в Пури (штат Орисса). Он связан с Господом Джаганнатхой (одной из форм Кришны). Фестивальпроводится на второй деньмесяца Ашадха, и символизирует путешествие Кришны из Гокула в Матхуру. Джаганнатх (Кришна), его брат Балабхадра (Баларама) и сестра Субхадра восседают на своих огромных колесницах (ратхах). Главная колесница Джаганнатхи сооружается в четырнадцать метров высотой. Она стоит на шестнадцати колёсах. Четыре тысячи мужчин, служителей храма, тянут колесницы за толстые канаты, прилагая огромные усилия. Толпы паломников приходят на этот праздник. Божества на колесницах везут в Гундича Мандир, где они остаются на целую неделю до их возвращения в Храм Джаганнатхи.

Гуру Пурнима — день почитания духовного учителя, отмечается в день полнолуния (пурнима) месяца Ашадха. Также является днем рождения Вьясы — легендарного мудреца,считающегося составителем (редактором) Вед, Пуран и знаменитого эпоса "Махабхарата".

Шравана (июль-август)

— праздник поклонения змеям. Его празднуют на пятый день светлой половины лунного месяца Шравана. В этот день люди предлагают молоко и серебряные украшения кобрам, чтобы защитить себя от всех бед. Разноцветные изображения змей вешают над входом в дом, и это делают не только в знак уважения к змеям, но и для сохранения благополучия домашнего очага.

Махалакшми-врата — поклонение, совершаемое замужними женщинами ради обретения благословений Махалакшми — Богини благополучия и богатства. Этот праздник проводится в пятницу перед полнолунием месяца Шравана. В этот день женщины убирают свои дома и украшают дворики красочными рисунками ранголи . Затем, надев красивые одежды и украшения, приступают к совершению враты.
(калаша) — украшенный свастикой ритуальный горшочек, сделанный из золота, серебра, бронзы или меди, у простонародья из глины, иногда обёрнутый пёстрой тканью, наполняют рисом и водой. Сверху кладут листья манго и бетеля. На листья ставят, смазанный куркумой и убранный тканью кокос.
Пуджа начинается с поклонения Господу Ганеше — слоноголовому Богу удачи и мудрости. Позже, Богиня Махалакшми призывается в калаш. Ей предлагают девять разновидностей изысканных блюд, включая сладости и острую пищу. Женщины поют гимны в честь богини Махалакшми и возносят ей свои молитвы.

Ракша-бандхан (Ракхи Пурнима) — сердечный, радостный праздник, отмечаемый в Северной Индии. День празднования уз любви между братом и сестрой приходится на полнолуние месяца Шравана. Главный ритуал праздника состоит в завязывании сестрой освященного шнура «ракхи» на запястье брата. Этим сестра желает благополучия и процветания своему брату. Старший брат в свою очередь предлагает подарок для своей сестры и клянется защищать ее от всех бед и помогать во всем. По обычаю, брат и сестра кормят в этот день друг друга сладостями.
В западной Индии, а именно в Махараштре и Гуджарате, этот день празднуется как Нариял Пурнима . Жители этих штатов, бросая в море кокосы, совершают подношение Богу вод Варуне.
В южной и центральной Индии, включая штаты Керала, Андхра-Прадеш, Тамил Наду, Махараштра и Орисса, брахманы совершают обряд упакарман — замена старого священного шнура на новый.

Кришна Джанмаштами — день явления Кришны — аватары Господа Вишну, который отмечается на восьмой день (аштами) уходящей луны в месяц Шравана. Джанмаштами с особой пышностью празднуется в тех местах, где почитают Кришну, особенно в Матхуре и Вриндаване.

Бхадрапад (август-сентябрь)

Ганеш Чатуртхи — праздник в честь явления слоноголового Бога удачи и мудрости Ганеши, сына Шивы и Парвати. Празднования начинаются на четвертый день пребывающей луны месяца Бхадрапад и длятся 10 дней. Ганеш Чатуртхи отмечается по всей Индии, но особенно пышно он проходит в штатах Махараштра, Гуджарат, Карнатака и Андхра-Прадеш. Господу Ганеше подносят фрукты, молоко, цветы, кокосовые орехи и сладости. В Махараштре и Тамил Наду к этому дню из глины делают множество изображений Ганеши, которые украшают цветочными гирляндами, порошком кумкума и сандаловой пастой. После 10 дней поклонения Божество погружают в океан.

Онам — крупнейший праздник урожая риса, отмечаемый в южно-индийском штате Керала. Празднование Онам начинается в день Атхам и длится 10 дней. Женщины украшают двор перед домом ковром из цветов, называемым пуккалам. Последний день праздника — Тхирувонам является наиболее важным, т.к. он символизирует возврвщение в Кералу могущественного царя асуров Бали (Махабали), внука Прахлады и правнука Хираньякашипу, в период правления которого, согласно Пуранам, эта местность достигла наивысшего процветания.

Ашвин, Ашваюджа (сентябрь-октябрь)

Питр Пакша (Питри Пакша, Питру Пакша, Сола Шраддха, Канагат, Джития, Махалая-Пакша и Апара-Пакша).
Питри Пакша букв. «полмесяца, посвящённых предкам» — это период проведения регулярных церемоний, называемых шрадха , продолжительностью в 16 лунных дней, во время которого воздаются почести усопшим предкам — питарам, питам.
В этот период предкам (питары , питы ) подносится пища, проводится ритуал священного возлияния воды, называемый тарпан, а также совершается агнихотра, или хома — жертвоприношение огню. Пища, которую подносят предкам, должна включать кхир (сладкая молочная рисовая каша), лапси (сваренная на воде сладкая каша из зёрен пшеницы (коливо или кутья)), вареный рис, дал и жёлтую тыкву. Неотъемлемой частью шрадхи является церемония пинда даан или пинд дан — букв. "подношение пинды". Пинда представляет собою скатанную в шарики смесь из отварного риса, ячменной муки, гхи и черного кунжута. В эти дни соблюдают строгое воздержание от приёма животной пищи, чеснока и лука, половых отношений, алкоголя, сигарет, одурманивающих средств. Благоприятным действием считается раздача поднесённой пищи.

В Северной Индии, а также Непале этот период выпадает на светлую половину месяца ашвин (сентябрь-октябрь) и начинается с амавасьи (новолуния).
В Южной и Западной Индии этот период выпадает на тёмную половину месяца бхадрапад (август-сентябрь), начинаясь с полнолуния (пурнимы ) и завершаясь в день новолуния, известного как Сарвапитри Амавасья, Махалая Амавасья или просто Махалая.

Маха Наваратри (Навратри, Шарад Наваратри) — один из самых больших и красочных праздников в Индии, самый важный из всех пяти Наваратри: 1) Васанта Наваратри, отмечаемый в месяце чаитра; 2) Гупта Наваратри — месяц ашадха; 3) Маха Наваратри — месяц ашвин; 4) Паушья Наваратри — месяц пауш; 5) Магха Наваратри — месяц магх.
Слово "наваратри" в переводе с санскрита буквально означает "девять ночей".
Праздник начинается на амавасью (новолуние). На протяжении 9 дней и ночей светлой половины месяца ашвин почитается Богиня-Мать в её различных проявлениях. Праздник включает в себя поклонение богине Дурге, Лакшми и Сарасвати, каждую из которых почитают в течение трех дней. Наваратри завершается Душэхрой, отмечаемой на десятый день фестиваля. В различных частях Индии поклонение трём аспектам Богини-Матери может проводиться в разное время. Маха Наваратри включает в себя Маха Саптами, Маха Аштами, Кумари Пуджу и Сандхи Пуджу.

Является важной частью фестиваля Наваратри. Проводится она в последние три дня Маха Наваратри. В начале праздника совершается ритуал Сарасвати Авахан, букв. "призыв богини Сарасвати". Затем Сарасвати Прадхан Пуджа, во время которой богине Сарасвати — покровительнице искусств и знаний преподносят фрукты, рис, пальмовый сахар и сладости. На алтарь кладут красиво обёрнутые книги. В этот день дошкольников впервые знакомят с буквами алфавита.

Душэхра (Дассера, Дасара, Виджая Дашами, Дурга-пуджа) — десятый день Наваратри является кульминационный моментом поклонения Деви,которая персонифицируется как Шакти, Дурга, Кали, Парвати, Лакшми и Сарасвати.
В различных регионах Индии этот праздник отмечается по-разному. Тем не менее, все празднуют победу добра над злом.
В Северной Индии (особенно в Уттар-Прадеше) отмечают Душэхру как победу Бога Рамы, царевича Айодхьи, над демоном Раваной. В эти дни устраиваются театрализованные представления, читается "Рамаяна". А в конце праздника сжигают огромное изображение десятиголового демона Раваны, что символизирует победу добра над злом. В Бенгалии, фестиваль проводится как поклонение богине Дурге.

Шарад Пурнима — это праздник урожая, отмечаемый в день полнолуния месяца Ашвин. Сезон дождей закончен, и яркость полной луны приносит особую радость. Это традиционное празднование также называется Каумуди, что означает "лунный свет". Повсюду совершают церемонию поклонения (пуджу) богине Лакшми. Существует поверье, что в эту ночь Лакшми ходит от дома к дому, одаривая благословениями бодрствующих. Поэтому люди всю ночь сидят при лунном свете, прославляя песнопениями Богиню.

Картик (октябрь-ноябрь)

Или Дипавали (букв. "ряд огней") — праздник огней, символизирующий победу добра над злом, света над тьмой. Приходится на новолуние месяца Картик и празднуется в течении пяти дней. По легенде, начало празднования Дивали связано с возвращением на родину царевича Рамы после 14-летнего изгнания в лесу, и его победой над демоном Раваной. Жители Айодхьи (столицы его царства) приветствовали Раму огнем лампадок.
Улицы, как крупных городов, так и поселков во время Дивали с наступлением темноты освещаются тысячами огней: перед домами и в храмах зажигают множество масляных лампадок; ярко горят фонари на террасах, крышах, балконах и деревьях; на воду спускают глиняные чашечки с зажженными огоньками; кругом многочисленные фейерверки и бенгальские огни.
Дивали знаменует собой окончание сезона сбора урожая, поэтому посвящается также Богине богатства и благополучия Лакшми, супруге Бога Вишну. Дома тщательно убирают, зажигают огни, обращаются к Богине с молитвой и подносят ей молоко.
На Востоке Индии (особенно в Бенгалии) Дивали посвящен поклонению черной Богине Кали.

Бхай Дудж (Бхай Бидж) — праздник братьев и сестёр, имеющий большое сходство с Ракша-бандхан. Он выпадает на второй день прибывающей луны месяца Картик. В этот день сестры ставят на лоб своим старшим братьям священную тику (красную точку из порошка кумкума), молятся за их долгую жизнь и предлагают им их любимые блюда. Братья благословляют своих сестер и обещают защищать их от всех трудностей. В знак любви и признательности братья и сестры обмениваются подарками.

— древний индийский праздник, посвященный Сурье, Богу Солнца. Чхатх, отмечаемый в шестой лунный день месяца Картик, особо популярен в Бихаре, Мадхья-Прадеше и Уттар-Прадеше. Сурья-пуджа начинается до восхода Солнца. Верующие, совершив ритуальное омовение в священных реках, приветствуют Солнце пением мантр и гимнов, молитвенно сложа руки. Индусы предлагают Сурье подношение, включающее сандал, киноварь, рис и фрукты. Чхатх длится четыре дня.

Картик Пурнима (Трипури, Трипурари Пурнима) — праздник, отмечаемый в день полнолуния месяца Картик. Считается, что именно в этот день Шива (Трипурантака) одержал победу над демоном Трипурасурой. Трипурари — одно из имён бога Шивы, означающее "тот, кто сокрушил демона Трипурасура". Согласно легенде, Трипурасура завоевал весь мир и победил богов. Тогда боги обратились к Шиве с просьбой о помощи. Шива в битве одолел демона, отрубив ему голову своим трезубцем.
В Картик Пурниму также отмечают и день явления Матсьи — воплощение бога Вишну в образе рыбы.
Этот день благоприятен для проведения шраддхи — обряда поминовения усопших предков. Считается благоприятным принятие омовения в священных реках и озерах, воды которых в этот день обладают особой очистительной силой.

Карва Чаутх — традиционный индуистский праздник замужних женщин, отмечаемый на четвертый день после полнолуния месяца Картик. В этот день женщины постятся и молятся в храмах о благополучии и долгой жизни своих мужей. Вечером они надевают свадебные одежды и украшения и прекращают пост с восходом луны.

Аграхаяна, Маргаширша (ноябрь-декабрь)

Гита Джаянти празднуется в одиннадцатый день светлой половины месяца Маргаширша. Именно в этот день была поведана Бхагавад Гита ("песнь Бога") — великое откровение, представляющее собой диалог между Господом Кришной и Арджуной, который произошел перед началом великого сражения на Курукшетре, описанного в "Махабхарате", в одном из самых древних священных писаний Индии. Множество верующих приходят на Курукшетру и читают "Бхагавад Гиту". Во всех индуистских храмах, посвященных Господу Вишну и Господу Кришне проводятся праздничные пуджи.

Пауш,Пушья (декабрь-январь)

Макар Санкранти — день, когда солнце входит в знак Козерога (Макара ) и начинает свой путь на север, знаменуя собой начало постепенного увеличения продолжительности дня. Праздник выпадает на 14 января. Во время этого фестиваля принято принимать омовение в Ганге или других священных реках, и предлагать воду Богу Солнца — Сурье.

Праздник первого урожая риса, как правило, проводится 12 - 15 января (по григорианскому календарю). Он выпадает в период после зимнего солнцестояния и знаменует вступление солнца в благоприятную фазу. Согласно мифологии, в этот день боги приходят на землю после шести месяцев длинной ночи. «Понгал» означает «перекипающий», т.е. перекипающий сладкий рис, который готовится в честь праздника. Фестиваль отмечается в штатах Андхра-Прадеш, Карнатака и Тамил Наду. Понгал продолжается три дня. Первый день, называемый Бхоги Понгал, люди проводят дома. В этот день выбрасываются или сжигаются все старые вещи. Второй день — Сурья Понгал посвящен Богу Солнца Сурье. В этот день принято совершать подношение риса Солнцу и другим почетаемым божествам. Рис варят в молоке, добавляя пальмовый сахар, орехи кешью и изюм. Для приготовления используют новые горшки. Женщины украшают внутренние дворики своих домов красивыми узорами из рисовой муки. Третий день — Матту Понгал — день поклонения коровам.

Панча Ганапати — это пятидневный индуистский фестиваль в честь Бога Ганеши (Ганапати), празднуемый с 21 по 25 декабря. Во время всех 5 дней в семьях соблюдаются определённые ритуалы. В украшенной по случаю праздника гостиной устанавливают большое изображение (изваяние) Бога Ганеши. Каждое утро дети облачают Ганешу в одеяния разных цветов, символизирующих проявления его шакти (энергии): первый день — в золотые, второй — в синие, третий — в красные, четвёртый — в изумрудные и пятый день — в оранжевые. Божеству предлагают всевозможные сладости (в приготовлении которых участвуют дети), фрукты и благовония. Отовсюду доносятся песнопения и бхаджаны, прославляющие деяния Ганапати. После пуджи раздаётся прасад (пища, поднесённая Божеству). Каждый день детям дарят подарки, которые откроют только на пятый день праздника.

Лори знаменует собой окончание зимы и приходится на последний день месяца Пушья. Этот праздник популярен в Северной Индии, особенно в Пенджабе. Приход Лори отмечается в семейном кругу. Вечером разжигают большие костры, вокруг которых совершается парикрама — обход по часовой стрелке, а также подношение огню (Богу Агни) зёрен риса и кунжута. После чего раздается прасад (пища, предложенная Богу) и подарки.
В этот праздник можно увидеть традиционный пенджабский танец Бхангра, в котором принимают участие только мужчины.

Магх (январь-февраль)

Васант Панчами (Басант Панчами, Шри Панчами, Сарасвати Пуджа) — праздник в честь Богини Сарасвати. Он приходится на пятый день прибывающей луны месяца Магх. Сарасвати — покровительница знаний, мудрости, искусства и музыки. В храмах, посвященных Богине, в этот день совершается праздничное подношение. Желтому цвету придается особое значение в Васант Панчами. Богиню Сарасвати одевают в желтые одежды и возносят ей молитвы. Люди в этот праздник также предпочитают носить желтую одежду. Друзей и родственников угощают желтыми сладостями.
Васант Панчами — это благоприятное время для начала обучения детей. Традиционно в этот день детей начинают учить писать свои первые слова, а в школах и университетах организовывают праздничное поклонение Богине Сарасвати.

Маха Шиваратри или «Великая ночь Бога Шивы» — праздник, отмечаемый ежегодно в ночь с 13 на 14 день убывающей луны месяца Магх. Люди проводят всю ночь в молитвах, чтении мантр, пении гимнов и поклонении Шиве. Считается, что искреннее соблюдение ритуалов Шиваратри Пуджи всю ночь освобождает человека от всех грехов и освобождает от цикла рождений и смерти.
Незамужние женщины в эту ночь бодрствуют, постятся и молят Шиву о хорошем замужестве и семейном благополучии.

Пхалгуна (февраль-март)

— праздник весны — один из наиболее красочных праздников Индии. Празднование начинается за день до полнолуния месяца Пхалгуны и длится 2 дня. В первый день фестиваля (Холика Дахан), ближе к ночи, разводится костёр, символизирующий сожжение Холики (сестра демона Хираньякашипу). В день полнолуния, известный также как Дхуленди (Дхуланди), люди обсыпают друг друга цветным порошком и поливают водой.

– очень богатое в культурном плане и многонациональное государство. А потому на территории страны отмечается огромное количество праздников разных культур, традиций, верований. Ежегодно проводятся многодневные фестивали и красочные индийские народные гуляния.

Национальные индийские праздники

Если говорить о государственных общественных праздниках, которые не принадлежат к какой-либо определенной народности, а отмечаются по всей стране, то таких в Индии всего три. День независимости Индии празднуется ежегодно 15 августа. Второй государственный праздник – День республики . Он отмечается 26 января. День рождения Ганди вся страна празднует 2 октября.

Помимо этого, в разных провинциях страны отмечаются праздники разных религий, верований и народностей. Наиболее популярными и многочисленными являются праздники индуистской религии. Самый крупный из них – Дивали , знаменуется многодневным фестивалем огней (само название торжества переводится с санскрита как «огненная гроздь»). Многочисленные гуляния обозначают победу света на тьмой и сопровождаются карнавальными шествиями, фейерверками, песнями и танцами. Дивали празднуется обычно в октябре или ноябре месяце и длится пять дней.

Среди других крупных индийских торжеств следует упомянуть «праздник красок» – Холи (плавающая дата). Он уже стал известен по всему миру и отмечается во многих его уголках. Другие индуистские праздники: Понгал (праздник благодарности за урожай, 15 января), Рама-навами (день явления Рамы, 13 апреля), Кришна-джанмаштами (день явления Кришны, 24 августа).

Индийские праздники и обряды

Индия также является одной из стран, где очень велика доля мусульманского населения. являются вторыми по количеству отмечающих. Даты торжеств в этой религии привязаны к лунному календарю (Хиджре), а потому меняются год от года. Среди наиболее важных мусульманских праздников, отмечаемых в Индии, следует назвать праздник разговения Ураза-Байрам , который знаменует окончание месячного поста Рамадана, а также праздник жертвоприношения Курбан-Байрам .


Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.