Помочь подростку повзрослеть. Правильное воспитание ребенка. Почему ребенок не хочет взрослеть? Советы психолога Они тщательно контролировали выполнение домашних заданий

Время летит быстро. Еще вчера Вы гордо выхаживали с коляской, а сегодня осознаете, что диплом выпускника детского сада Ваш ребенок уже получил, и впереди — лето, за которым (с ужасом понимаете) — ШКОЛА.

Начало школьного периода несет много организационных сложностей для взрослых, но гораздо больше трудностей приносит Вашему ребенку. Это может быть неосознанно для ребенка, но изменение статуса дошкольника на статус Ученика Школы психологически переживается очень сложно. Маленький человек к этому должен быть подготовлен.

По статистическим данным, объем информации, полученный малышом в период от 0 до 3 лет равен объему информации, которую он будет накапливать с 3 лет до 60-ти. Но в понятие первичного объема информации входят способности к прямохождению, владению речью, умение держать ложку и т.д. Далее начинается период обучения.

Психологи настойчиво твердят, что один из самых сложных, переломных возрастов ребенка — 6 лет, поэтому 6-ти летку отдавать в школу вам не порекомендует ни один специалист. Но вот проходит еще один год, и Ваш малыш готов свернуть горы в изучении, познавании. Ребенок открыт знаниям. Ваша задача — не испугать, заинтересовать, может быть, даже заинтриговать Вашего ребенка процессом школьного обучения. Все зависит только от Вас!

Можно сколько угодно говорить о школе как о социальном институте, но — я твердо убеждена — ни одна школа, даже самая хорошо себя зарекомендовавшая, не научит Вашего ребенка ЛЮБИТЬ процесс обучения, узнавания. Это можете сделать только вы — родители, близкие, родные люди. Внимание Вашего малыша сейчас большей частью непроизвольное, возникает без заранее поставленной цели и протекает без волевых усилий — он запоминает только то, что ему интересно, ново и неожиданно. Не упустите момент заинтересованности Вашего почемучки, постарайтесь ответить на все его "почему", даже самые глупые и странные, на Ваш взгляд. В момент Ваших ответов на вопросы ребенка между малышом и взрослым рождается ДОВЕРИЕ, которое очень сложно завоевать при отсутствии откровенных разговоров.

Я до сих пор вспоминаю самый сложный простой вопрос, который много лет назад мне задал мой 4-х летний племянник: "А почему колбаса называется колбасой?" Как же мне хотелось просто и коротко ответить "не знаю". (Пожалуйста, уберегите себя от такой ошибки!) Тогда, преисполненная собственной важности, я начала рассуждать на тему возникновения слов в "человеческом языке", и, получив детский ответ на детский вопрос, мы заговорили о различных вещах свободно и на равных. Сейчас, годы спустя, племянник говорит, что мне можно задать абсолютно любой вопрос. Я горжусь этим и со своим сыном стараюсь общаться также — открыто и на "взрослом" уровне, переходя иногда на "детский" язык.

Ваш дошкольник с нетерпением ждет момента своей "взрослости". И в этой новой — взрослой — жизни для него будут очень важны "взрослые" атрибуты — ранец, собственные книги и тетрадки, пенал, какие-то очень важные лично для него предметы. Все вещи должны отражать его новый статус — быть "взрослыми". Но в то же время, чтобы вещи, сопровождающие ребенка в новый этап его жизни, не казались малышу чужими, они должны содержать что-то родное из мира "детства" — быть яркими, забавными, близкими для Вашего ребенка. Постарайтесь понять и порадовать его.

Но самое главное — не сопровождающие факторы, а то, что происходит во внутреннем мире маленького человека. В антропологии есть емкое понятие "обряд перехода" (англ. rites of passage) — переход индивида в новую социальную категорию и приобретение нового социального статуса. Механизм действия этих обрядов обусловлен отделением от прежней среды и постепенным или немедленным включением в среду новую. Будущий первоклассник как раз и является участником прохождения такого обряда. И не важно, что не присутствуют ритуальные танцы и песнопения. Главное, что психологические переживания имеют под собой ту же основу, что и тогда, тысячелетия назад. Обряд перехода предусматривает три ступени: сначала посвящаемого отделяют от первоначальной роли, потом наступает период социального безвременья — он уже не прежний, но еще и не тот, кем собирается стать. Этот этап может длиться мгновения, а может растянуться.

Данный этап является для Вашего ребенка самым сложным. Малыш как бы находиться в пустоте, и если взрослый человек усилием воли способен уговорить себя подождать, пережить, то для ребенка состояние ожидания подобно катастрофе. Такой момент можно заполнить беседами с Вашим ребенком о том, КАК он будет учиться, поможет новая игра "в школу", в которой Вам предлагается роль учителя, а ребенку соответственно — роль ученика. Было бы здорово продумать и создать вместе с Вашим ребенком маленькие семейные традиции, посвященные его становлению школьником, вступлению во "взрослую" жизнь. Можно придумать Праздник Поступления в школу, устроить поход в кафе или выезд на природу, подготовить "детскую" вечеринку дома. Главное, чтобы продумыванием и подготовкой занимался сам ребенок — Вы доверяете ему взрослое дело, потому что он уже вырос, стал еще более ответственным и серьезным. Необходимо постараться для того, чтобы Ваш ребенок с нетерпением ожидал своего перехода в этот новый статус, чтобы ему запомнился Праздник, а не трудности. Также очень важно, чтобы ребенок понимал, что праздник его взросления является праздником и для вас — родителей, семьи; что вы все очень рады происходящим переменам в его жизни, что вы гордитесь возможностью этих перемен. От того, как Вы поведете себя сейчас, зависит отношение малыша к столкновению с трудностями и возможностью с ними справляться на протяжении всей последующей его жизни.

Сегодняшняя жизнь динамична. Мы постоянно куда-то спешим, торопимся. Так давайте же остановимся и попробуем посмотреть на мир удивленно-восхитительным взглядом Вашего ребенка. И тогда все вокруг заиграет яркими красками взаимопонимания с Вашим малышом! А поддержать его в такую трудную минуту поможет Ваша улыбка. Улыбнитесь Вашему Взрослому маленькому человечку, и все у него получится.

Что ж, первый шаг сделан. Остается только идти вперед! Постарайтесь помочь своему ребенку в том, чтобы он смог вырасти сильным, свободным, чувствующим себя комфортно в социуме и умеющим принимать решения, направленные не на толпу, но на культурное общество. Только Вы в силах сделать это!

Евгения Перегудова
Психолог, педагог.

Полезные статьи

Неспособность принимать самостоятельные решения, жизнь с оглядкой на чужое мнение, неуверенность в себе и вечное недовольство окружающими - главные признаки инфантильности. Психологически незрелому человеку жизнь представляется большой враждебной страной, но если придерживаться системного подхода и следовать советам психологов, то можно повзрослеть умом и характером. Это требует работы над собой и может оказаться тяжким трудом. Но осознание собственной психологической незрелости - первый шаг к взрослой жизни.

Специалисты выделяют ряд основных признаков, по которым можно определить человека-ребенка:

  • Нерешительность. Столкнувшись с проблемой или встав перед выбором, человек оказывается не способен принять какое-либо решение из-за страха нести ответственность. Из этого проистекает следующий пункт.
  • Безответственность. Перекладывание решений на других влечет за собой снятие ответственности за последствия любых значимых действий. Попытка самоустраниться от управления собственной судьбой.
  • Жалость к себе и обвинение окружающих в своих бедах. Когда за человека добровольно или вынужденно принимают решения, он винит в своих проблемах всех, кроме себя. Мир кажется враждебным и несправедливым, а собственная беспомощность вытягивает все силы. Чаще всего, взрослые дети винят родителей.
  • Категоричность в суждениях и жестокость к несогласным. Деление мира и событий на черное и белое характерно подросткам. Взрослые люди видят нюансы и гибко реагируют на них. У ребенка же есть две позиции: его и неправильная. И когда какое-либо явление выбивается из детской картины мира, человек всеми силами старается противостоять ему.

Несколько основных элементов взросления личности

Существует перечень советов, следуя которым можно привести в равновесие психологический и реальный возраст.

Важно понимать момент, когда психологическая незрелость начинает мешать жизни. Если есть необходимость повзрослеть парню в 30 лет - это объективная реальность, то для девушки в 21 год это может оказаться простой придиркой более взрослых окружающих.

Взросление - сложный комплексный этап в развитии личности и он не обходится без сложностей.

Как быть интересной для мужчины - советы психолога

Осознать существование проблемы

Чтобы повзрослеть психологически, необходимо осознать несоответствие между возрастом в паспорте и в самоощущении.

Преодоление стадии отрицания станет продуктивнее, если провести комплексный анализ собственной личности. Психологи советуют взять лист бумаги и разделить его на два столбца. В первом записать взрослые черты своей личности, а в правом - признаки инфантильности. Такой наглядный способ позволит воочию увидеть собственные проблемы.

Нести ответственность за собственную жизнь

Важнейший критерий взрослого мужчины или женщины - способность принимать самостоятельные и взвешенные решения на протяжении всей жизни. При этом решения не должны приниматься под воздействием эмоций, стресса или сиюминутного желания.

Чтобы принимать решения по-взрослому, важно взвесить все «за» и «против», отбросить надежду на внезапное разрешение проблемы без усилий изнутри. Следует исключить или свести к минимуму такое явление, как прокрастинация.

Прокрастинация - психологическая склонность откладывать на потом принятие важных решений.

Проявлять гибкость в отношениях

Взрослые люди отличаются от подростков поиском компромиссов. Только детям свойственен максимализм во взгляде на жизнь. Психологически зрелый человек осознает, что живет в мире, населенном другими взрослыми людьми со своим жизненным опытом и взглядами на жизнь.

Находить решения и выстраивать отношения так, чтобы они устраивали всех, - главный секрет зрелых взаимоотношений. Это не означает прогибаться и принимать чужое мнение, чтобы избежать конфликтов. Важно непреклонно, но мягко обозначить свою позицию. В спорах не переходить на личности и уважать мнение собеседника.

Заботиться о нуждах ближних

Мир незрелой личности эгоцентричен. Подросток стремится к достижению всех благ для себя. Проблемы и трудности окружающих инфантильную личность не волнуют. Подростками эгоизм часто принимается за любовь к себе.

Для внутреннего взросления следует чаще отрываться от заботы о собственном комфорте и обращать внимание на нужды близких. Не следует бросать всего себя на алтарь служения людям. Важно соблюдение баланса между заботой о себе и окружающих.

Для успешного развития психики ребенка, его способностей необходимо, чтобы малыш чувствовал себя уверенно, не боялся проявить себя, свои возможности, стремился к лучшему, был открыт и честен. Неуверенные взрослые чаще всего вырастают из неуверенных детей.

Неуверенность в себе – это заниженное представление о собственных возможностях и способностях.

Уверенность в себе – это важное качество для ребенка, которое указывает на то, что он ценит себя, отвечает за свои поступки, готов справиться с жизненными проблемами. Развитие уверенности у малыша необходимо начинать в раннем возрасте. Эта черта личности продолжает развиваться на протяжении всей жизни. Уверенным может стать любой ребенок независимо от пола и возраста.

Нотки неуверенности можно увидеть в чаде не сразу, родителям не всегда удается распознать ситуацию, когда ребенку уже необходима помощь.

Люди, постоянно испытывающие нерешительность, сомневающиеся в себе и своих возможностях, ощущают значительные трудности в жизни, им сложнее достичь значимого успеха, они постоянно пытаются вызвать одобрение со стороны, не могут понять, чего хотят.

Именно поэтому так важно искоренить зарождающееся чувство неуверенности в вашем ребенке как можно скорее.

Как понять, уверен ли в себе ваш ребенок

Понаблюдайте и задумайтесь, как ведет себя ребенок дома, в детсаду или школе, со сверстниками.

Если ребенок разговаривает тихо, даже если того не требует ситуация, часто грызет ногти, поправляет одежду без видимых на то причин, облизывает губы, то это мелкие признаки нерешительности, неуверенности и закомплексованности.

Вот еще несколько признаков неуверенного поведения:

  • ребенок отводит взгляд, когда разговаривает с человеком;
  • пытается уйти от ответа взрослого;
  • излишне недоверчив, раздражается в присутствии других людей;
  • часто сердится на посторонних;
  • боится не справиться с поручением взрослого и не хочет брать на себя ответственность;
  • боится трудностей и всегда выбирает дела полегче;
  • паникует перед выполнением новых дел;
  • имеет ряд страхов и даже фобий;
  • стесняется знакомиться и общаться с новыми людьми;
  • не имеет собственного мнения;
  • пишет и рисует очень мелко, слабо давя на карандаш;
  • иногда проявляет агрессию и беспричинно плохо себя ведет;
  • сутулится.

Если в вашем ребенке проявляются хотя бы некоторые их перечисленных признаков, то вам стоит начать работу над собственными ошибками в воспитании и обязательно развивать в чаде уверенность в себе.

Часто неуверенные застенчивые дети способны проявлять раздражение по отношению к домашним животным и близким людям. Повзрослев, такие дети понимают, что они ничего не достигли в жизни, демонстрируют зло к окружающим, обвиняя их во всех бедах.

Светлана Войтенко, детский психолог: «Уверенность в себе – это очень широкое понятие. Его развитию способствуют позитивное видение мира, самоуважение, устойчивую самооценку, веру в свои возможности и т.д. Уверенность в себе формируют, прежде всего, родители, правильное домашнее воспитание. Конечно, важны и взаимоотношения со сверстниками, взрослыми и вообще школьная атмосфера. Если у ребенка есть проблемы в школе, стоит поговорить с учителем или со школьным психологом».

Если ребенок вырос неуверенным, ему могут быть присущи такие черты:

  • замкнутость;
  • необщительность;
  • робость;
  • слепое подражание уверенному ребенку;
  • трудность в установлении контакта с незнакомыми людьми;
  • заниженная самооценка;
  • заторможенность, упрямство.

Откуда появляется неуверенность

Самая частая причина детской неуверенности – воспитание и обращение с ребенком в семье и его ближайшем окружении. Даже самые любящие родители порой допускают ошибки, считая, что поступают в интересах ребенка. Рассмотрим основные факторы, влияющие на детскую решительность и уверенность.


Родители – сами неуверенные люди.

То, как глядят на мир и на различные ситуации родители малыша, зависит и его собственное миросозерцание и поведение. Если ребенку без конца твердят: «Лучше и не берись, а вдруг проиграешь», «А если не получиться, что тогда», «Не лезь, а то может быть хуже», — то и в понимании ребенка такие стандарты мышления становятся обыденными. Он решает, что для собственной безопасности, дабы не выглядеть глупо, избежать потерь и наказаний, лучше и не браться за какое-либо дело, .

Нерешимость не передается по наследству, но очень глубоко может засесть в подсознании. Малыш, проецируя поведение и слова родителей, снижает себе самооценку, считает бездействие лучшим выбором.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Поэтому, даже если вы от природы люди застенчивые, нерешительные, старайтесь не проявлять эти свои качества, не говорите чаду, что он может потерпеть поражение, так как не достаточно силен и умен. Наоборот, пытайтесь породить в ребенке инициативность, стремление к новому.

Если родители слишком уверенны в себе, считают себя самыми умными и умелыми, не терпят оспаривания своих действий, то ребенок вырастает неспособным принимать самостоятельные решения.

Замечено, что первенцы в семье чаще страдают заниженной самооценкой, имеют больше проблем в общении с окружающими, чем их младшие братья и сестры. Дело в том, что когда в доме появляется первый ребенок, родители испытывают множество беспокойств по его поводу. Тревога взрослых в отношении того, насколько они справляются со своими родительскими обязанностями, передается ребенку.

Постоянная критика, сравнивание, наказания.

Если вы постоянно критикуете ребенка, вместо похвалы игнорируете его достижения, осуждаете выбор малыша, не цените его друзей, много запрещаете, требуете идеального исполнения всего, за что ребенок берется, вы неизбежно взращиваете в нем чувство неуверенности, боязни браться за любое значительное дело.

Срываясь на крик, часто наказывая малыша, вы способствуете его замкнутости, отчужденности, убиваете веру в себя и хорошие отношения между людьми. Частый страх вкупе с регулярным запугиванием самым негативным образом влияет на психику ребенка. Сравнивая его с другими, уверяя, что есть более сильные, умные, красивые, вы снижаете ему самооценку. Ребенок может запросто замкнуться в своих переживаниях и страхах оказаться неудачником, а в результате перестать нормально развиваться как личность, во взрослом возрасте не устроить личную жизнь, не построить карьеры, все так же считая себя недостойным и неспособным.

Реализация ваших несбывшихся мечтаний, планов и желаний.

Допустим, мама всю жизнь хотела стать известным музыкантом, но из-за первой любви забросила музыкальную школу и навсегда рассталась со своей мечтой, а позже и с первой любовью. Теперь мама, сама того не осознавая, решила, что ее чаду просто необходимо музыкальное образование, и отправила кроху учиться играть, например, на скрипке, не учитывая отсутствие желания и стремления ребенка. Папу в детстве обижали сильные здоровые ребята, а сейчас, он настаивает на боксе и единоборствах для чада.

Задумайтесь, выбирая путь ребенка по жизни, не проецируете ли вы свои собственные желания, учитываете ли способности, наклонности и стремления малыша.

Неудачи в социальной жизни.

Попадая в детский коллектив, сначала садика, потом школы, ребенок учится осознавать себя личностью, индивидуальностью, ищет способы взаимодействия со сверстниками. Поэтому неудачи и промахи в общении, попадание «не в ту компанию», издевки и насмешки недругов, невзаимная влюбленность и т.д. сильно гиперболизируются детьми, вызывая море переживаний. Если семья вовремя не поможет пережить ребенку свои проблемы, то они могут провоцировать развитие неуверенности в себе.


Не соответствие стандартам.

Окружающий мир навязывает нам массу стереотипов и стандартов. Чувствительная детская психика очень восприимчива к критике по поводу внешности, национальной принадлежности, религии. Стремление стать таким, как все, стирает индивидуальность, а желание бесконечно менять внешность, скрывать надуманные недостатки фигуры, вызывает массу комплексов. Без поддержки близких эти комплексы будут только расти.

Ни в коем случае нельзя оскорблять и унижать ребенка, позволять делать это другим людям. Почаще говорите чаду, что вы в него верите и очень любите!

Если вы – действительно, любящий родитель, то вы непременно найдете подход к ребенку, исправите или не допустите ошибок в воспитании и взаимоотношениях. Ваша любовь и стремление к лучшему победят неуверенность вашего ребенка.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.