Почему дети матерятся и как им объяснить, что ругаться матом нельзя! Системно-векторная психология. Ребенок матерится: он ругается, а мы краснеем

Многие считают, что мат в России давно стал частью культуры. Но все мы прекрасно понимаем, что любые нецензурные выражения звучат неприятно и грубо, особенно если исходят от подростков и детей. Многие родители отчаянно пытаются бороться с этой привычкой своих детей, вставлять в речь непристойные слова и выражения. Что делать, если ребенок ругается матом? Для начала, давайте разберемся, почему дети ругаются матом. Ведь на это может быть множество причин, в зависимости от возраста ребенка, а также от его окружения.

Ребенок начал ругаться матом

Когда совсем еще маленькие дети начинают употреблять нецензурные слова, родители чувствуют неловкость, а порой даже стыд. Но на самом деле стыдиться нечего, ведь малыши до 4-5 лет еще не понимают, что говорят. Они повторяют все, что слышат от взрослых. И не обязательно примером непристойных выражений являются родители ребенка. Малыши могут подхватить крепкие словечки в общественном транспорте, на прогулке, или даже из телевизора. Мы ведь не обращаем внимания, когда ругаются взрослые дядечки в различных телевизионных шоу, а начинаем хвататься за голову, когда эти же слова вылетают из уст наших любимых деток. Поэтому если Ваш ребенок начал ругаться матом , в первый раз не стоит обращать на это внимания, так как велика вероятность того, что ребенок просто забудет это слово. Если же малыш все равно его повторяет, скажите, что это некрасиво, но не реагируйте слишком уж эмоционально. Ведь ребенок может подумать, что именно это слово помогает ему привлечь Ваше внимание, и с этой целью начнет повторять его снова и снова.

Важно отметить, что с появлением ребенка, родители должны начинать следить и за своей речью. Глупо полагать, что ребенок не слушает Ваши разговоры. Еще и как слушает, и особенно в тех местах, когда Вы наиболее эмоциональны, как раз тогда, когда у Вас и проскальзывают нецензурные выражения.

Теперь поговорим, что делать, если ребенок ругается матом в школьном возрасте. Дети старше 5 лет уже отлично понимают смысл произнесенных слов. И когда они используют непристойные словечки, они знают, что делают. Вопрос, с какой целью они это делают. Чаще всего такие детки либо пытаются выплеснуть свои негативные эмоции, и, как Вы понимаете, делают это крайне неумело, либо просто пытаются привлечь Ваше внимание своим плохим поведением.

Психологи считают, что негативные эмоции в младшем школьном возрасте – это явление совершенно нормальное, и как раз даже больше положительное. Оно свидетельствует о том, что ребенок растет и становится эмоционально зрелым. И если он пока что дает выход своим отрицательным эмоциям при помощи нецензурных выражений, то именно родители должны научить его выражать свои переживания более культурно (но при этом, заметьте, ни в коем случае нельзя держать негатив в себе).

Если малыш злится, даже на Вас, родителей, пускай он покричит и потопает ножками, но научите его говорить вместо матов, например «ты плохая!», а лучше всего «ты плохо поступила!», «ты плохо сделал!». С одной стороны, малыш выразит свой протест, ведь если он недоволен, то, по-видимому, Вы действительно что-то сделали не так, а с другой стороны, любая критика должна быть цивилизованной, а главное, конструктивной.

И постарайтесь уделять своему ребенку достаточно внимания. В педагогике и психологии существует огромное множество примеров, когда дети начинают себя плохо вести, отставать в учебе и ругаться матом только для того, чтобы мама уделила время на занятия с ним по отстающим предметам или на воспитательную беседу. В наше время, родители так заняты на работе, что дети просто вынуждены прибегать к подобным хитростям, чтобы заполучить такие необходимые для них минуты родительского внимания.

И, наконец, поговорим, что делать, если ребенок ругается матом в подростковом возрасте. Этот вопрос наиболее сложно разрешимый. Ведь подростки большую часть времени проводят с друзьями, а не с родителями. Поэтому на них очень трудно повлиять.

Очень часто ребята в подростковом возрасте пытаются защититься при помощи нецензурных выражений. От чего защищаются? – от трудностей взрослого мира. Ведь именно в это время на их плечи ложится все больше и больше ответственности. Поэтому они стараются быть сильнее и взрослее. Когда мамы постоянно нет рядом, родители помогают только в очень серьезных делах, а все мелкие трудности нужно решать самостоятельно, преодолевая стеснение и страх, как раз тогда на помощь и приходят неприличные выражения. Если Ваш ребенок хорошо воспитан, то, скорее всего, все эти словечки очень скоро исчезнут из его лексикона. Нужно лишь подождать, когда он перерастет , периодически ненавязчиво напоминая, что нужно следить за своей речью.

Если же ребенок попадает в такое окружение, где непристойные выражения считаются нормой, возможно, это единственный способ выжить в такой среде. Поэтому заранее думайте, в какую школу отдавать ребенка, и в каком районе города лучше жить. Ведь мат в таком случае, это не единственная культурная проблема, с которой столкнется Ваш ребенок.

Как отучить ребенка ругаться матом?

Если говорить в общем, как отучить ребенка ругаться матом, то первый совет, который дают психологи, - не стоит его за это сильно ругать и бурно реагировать. И ни в коем случае нельзя отчитывать ребенка за маты, используя подобные неприличные выражения. Ваша реакция должна быть сдержанной.

Но в то же время, если у Вашего ребенка существует реальная проблема с речью, не надо уступать. В младшем школьном возрасте можете его даже наказывать за брань. Например, можете лишить его , или любимой приставки на несколько дней. И за каждое непристойное выражений смело увеличивайте срок. Такие наказания помогут ребенку отучиться от матерных выражений и заставят его понять, что эти действия неприемлемы в обществе. Конечно, у него будет возможность выражаться так, как он захочет, за пределами Вашего дома, но у него в голове будет четкое понимание того, что это отрицательный поступок, который его родители не одобряют.

Всем доброго времени суток! Сегодня поговорим о том, что делать если ваш ребенок стал матерится. Как поступить в данной ситуации и каковы причины. Дам на этот счет несколько советов.

Учите и запоминайте играючи! Огромная коллекция кейс — уроков разных возрастов — узнать подробнее

Нецензурные высказывания крепко засели в лексиконе людей разного поколения. Они уже не вызывают ни презрения, ни поощрения. Ругательства насыщены эмоциями, подчеркивают образность мысли, снимают напряжение. Сказав несколько слов матом, собеседник легко поймет суть затронутого вопроса. Давайте рассмотрим основные причины, почему ваш ребенок ругается матом.

Основные причины сквернословия

К сожалению, проблема использования мата касается любой семьи. В речи шкодливого ребенка или прилежной ученицы могут встретиться пара-тройка горячих словечек. Это считается нормой, если дети матерятся, потому что они не осознают значения данному слову. Отношение к употреблению матерных слов меняется в зависимости от возрастного периода:

  1. Ребёнок 3-5 лет подражает окружающим, не отличает хорошего от плохого. Некоторые родители намеренно учат этим словам ради шутки. Это объясняется бедным словарным запасом, необразованностью данной категории семей.
  2. В возрасте 5-7 лет ребёнок матерится, чтобы выразить протест против воспитательных мер. Данный возраст характеризуется кризисом взросления. В этот период у ребёнка происходит и к новым условиям. Поэтому снижается стрессоустойчивость психики и ребенок, сам того не понимая, браниться.
  3. Школьники младших классов (возраст 8-12 лет) уже знают про отрицательный смысл мата и неуместное его употребление в обществе.
  4. Старшие школьники и подростки (12-14 лет и старше) сквернословят осознанно.

Организм претерпевает гормональные изменения. Появляется возбудимость, эмоциональная неустойчивость, чувство взросления. Старшие школьники начинают следовать негласному правилу: «Мы уже не дети и нам положено». Подростки зарабатывают авторитет среди сверстников данными высказываниями. Ругательства снижают волнение, напряжение.


Что бы отучить ребенка говорить не цензурной речью, нужно:

Во-первых, необходимо выяснить у ребенка, понимает ли он то, что говорит. Следует объяснить ему о плохом назначении высказываний. Если малыш использует их к месту, выражая свой гнев, обратите его внимание на отсутствие интереса окружающих людей общаться в таком русле. В случае нежелания подчиниться родителям поможет принцип игнорирования. Не стоит обращать внимание на просьбы с матом. Малыш вскоре поймет причину и будет следить за своей речью.

Во-вторых, важно научить ребёнка контролировать негативные эмоции, отвлекаться от проблем, искать выход из затруднительных ситуаций.

В-третьих, возможен совет психологов. Сравните брань с пагубной привычкой (алкоголизм, наркомания). Чем больше используется жаргон, тем ниже падаешь в глазах близких людей и сверстников. Этот метод больше подойдет для взрослых детей.

В-четвертых, прилюдное и физическое наказание снижает вероятность понимания неуместного употребления грубых слов. Ребенок на агрессию отвечает грубостью, тем самым привычка материться укореняется в сознании.

Мат настолько стал частью нашей культуры, что подчас уже не вызывает ни возмущения, ни неодобрительный замечаний. Мат упрощает выражение эмоций и аргументацию. Но так ли непобедима эта экспансия.

Слово, оно состоит из звуков. И как-то получается, что одни звуки кажутся нам приличными, добрыми и мелодичными, а другие отвратительными, неприятными и неприличными. Проходя мимо ванной вам может резануть слух нежный голосок вашего ребенка, звонко чеканящий: бля, бля, бля. Казалось бы, это ужасно. Где ваша кроха могла набраться таких гадостей? Но если посмотреть, чем же занят ребенок, то может оказаться, что он просто играет в любимого лягушонка, который с характерным звуком "бля" прыгает по воде.

Кто виноват?

Зачастую, причина детского мата - равнодушие родителей. Ведь если родители заняты своими делами, а ребенок нуждается в их внимании, то нет лучшего способа как громко и желательно в большой аудитории сказать что-то неприличное, нецензурное. И совершенно неважно, что родители начинают кричать, возмущаться, отчитывать или даже наказывать ребенка. Цель его достигнута - все внимание родителей приковано к нему. Когда ребенок понимает, что таким образом может управлять взрослыми, эта ситуация будет повторяться и повторяться. Ребенок может даже не понимать смысл сказанного слова, но видит какую реакцию оно вызвало.

Очень плохо, когда в семье отец и мать меняются ролями. Мать занимается воспитанием, а отец пассивно наблюдает за этим со стороны и не вмешивается в процесс. ОТЕЦ, как глава семьи, отвечает за всех. Он - главный добытчик, закон и порядок, непререкаемый авторитет, на который равняются дети. Роль Матери - это внимание, забота, нежность и любовь. Из-за пассивной роли отцов, роль лидеров в подрастающем поколении заняли сверстники. И такое равнение на себе подобных не повышает уровень развития. В итоге детям труднее адаптироваться во взрослом мире, предъявляющему взрослые требования к их подростковому уровню развития.

Если без мата нельзя, значит либо человек психологически застрял в подростковом возрасте. Либо искусно встроил мат в свою языковую систему. Такие люди пишут книги, стихи и песни. Иного матершинника и послушать приятно и полезно. А иногда человек вроде и обычные слова говорит, а слушать гадко и отвратительно. И дело здесь не в мате в частности, а в культуре речи в целом.

Иногда мы сами не замечаем, как у нас вырываются бранные словечки. А потом удивляемся, и откуда малыш принес эти слова. Так что подумайте заранее, что вы будете кричать, когда в очередной раз попадете молотком по пальцу. Чтобы не обогатить словарный запас своего ребенка новым "грязным" словом.

Почему дети используют мат?

Дети, используя мат, обходятся всего лишь десятком слов, употребляя их в анекдотах, в настенной письменности, в игре. При этом каждый возраст имеет свои причины и мотивацию для употребления эти выражений.

Так, дети двух - пяти лет используют жаргон неосознанно, поскольку речевое подражание свойственно младшему возрасту наравне с другими видами деятельности.

В возрасте пяти - семи лет основной движущей силой является бунт против того "как принято, как надо". При этом матерные слова дети употребляют осознанно, прекрасно зная и понимая что этого делать нельзя.

В период с восьми до двенадцати лет дети понимают, где можно, а где нельзя ругаться. Жаргон используется среди ровесников для самоутверждения, из желания влиться в коллектив и стремления казаться взрослее. Школьники, матерясь, копируют манеру поведения старшеклассников, таким образом приобщаясь к миру взрослых. Так они чувствуют себя увереннее. Некоторые взрослые сторонятся матершинников, и дети, замечая это, думают, что так можно заставить себя уважать и бояться.

К двенадцати - четырнадцати годам подростки как правило употребляют жаргон в основном для выхода эмоций или в анекдотах. Мат исчерпывает себя, т.к. перестает удовлетворять культурные потребности ребенка.

Издревле считали, что мат это не оскорбление, а защита. Поэтому подростки так сильно ругаются матом. Для них мир еще слишком враждебен. И они, как могут, пытаются от него защититься, а лучший способ защиты, как известно - нападение. За изощренной бранью подростки пытаются скрыть свои слабости, и казаться сильнее, жестче и неприступнее. С точки зрения психологии агрессия является необходимым звеном духовной эволюции. Поэтому прохождение данного этапа развития является хорошим знаком того, что ребенок развивается нормально. Детям, не выплеснувшим подростковую агрессию и не прошедшим данный этап развития это грозит проблемами в будущем. Из таких детей вырастают тираны и диктаторы. Так что будет гораздо лучше, если ребенок наругается и выплеснет агрессию в этом возрасте. И будет расти и развиваться дальше, узнавая, что можно, а что нельзя, и мат постепенно изживет себя.

Что делать?

1. Постарайтесь, чтобы матерные слова и жаргонизмы вообще не звучали в присутствии и ближайшем окружении ребенка с самого его рождения.

2. Если бранное слово все-таки слетело с уст малыша, то в первый раз постарайтесь сделать вид, что вы ничего не слышали и понаблюдайте как будет реагировать ребенок. В случает, если ребенок уже понимает смысл сказанного слова, то он будет ждать от вас какой-то реакции, и не дождавшись повторит провокацию. Или решит, что слово обычное и в нем нет ничего такого, после чего потеряет к нему интерес и забудет о нем. В противном случае, когда ребенок не ожидает от вас никакой реакции, то, вероятнее всего, слово это он просто где-то "подцепил". И если не акцентировать на нем внимание, то словечко также и отцепится.

3. Если ребенок сказал нецензурное слово при посторонних, самое главное - сохранить спокойствие. Конечно, трудно сдержаться, не отреагировать и не наказать ребенка. Ведь вам, именно вам, и стыдно, и обидно, и хочется оправдаться. Приложите усилие, сделайте вид, что ничего страшного не произошло, это лишь досадная случайность. Скажите что-нибудь в роде "ну да, бывает", улыбнитесь и смените тему разговора. А уже потом, когда остынете, поговорите с ребенком.

4. Если ребенок сам попросил вас объяснить значение слова, постарайтесь спокойно и доступно все объяснить. Расскажите ему, что это слово ругательное, значит то-то, и говорят его, когда хотят кого-то обидеть, поэтому говорить его нельзя.

5. Если мат все-таки появился в детской речи, поговорите с ребенком, спросите его, что значат эти слова. Пусть расскажет вам или нарисует, объяснит значение. Возможно малыш и сам не знает, что говорит. Здесь можно пойти на хитрость и попытаться преобразовать нецензурное слово до близкого по звучанию и значению обычного слова, как бы поправляя ребенка. Если такой возможности нет, то объясните ребенку что они значат. И скажите, что слова эти очень обидные и говорить их нельзя.

6. Если ребенок кричит, злится и проявляет агрессию, родители должны показать ребенку, что они понимают и принимают его чувства, как бы говоря "Я знаю, сейчас тебя что-то рассердило, и тебе это неприятно и хочется ругать". Нельзя просто запретить выражать свой гнев. Необходимо научить ребенка, как реагировать на раздражители, как проявлять негативные эмоции без мата и грубых слов.

7. Если жаргонизмы уже закрепились в речи ребенка, то можно дать ему почитать словарь ненормативной лексики или что-то подобное. Ведь если чего-то много, оно доступно и не наказуемо, то быстро надоедает.

8. Если ребенка приобщили к мату более просвещенные сверстники, воздержитесь от брани и оскорблений как в адрес ребенка так и его друзей. Это только усугубит противостояние. Лучше тактично и убедительно объяснить ребенку что мат - это не только неприлично, но и некрасиво и по-детски, и как показатель его развития недостойно его как человека.

Если ребенок мотивирует свою брань тем, что "все остальные тоже ругаются", попробуйте объяснить ребенку, что нецензурная лексика - это какая же зависимость как курение и алкоголь. И как никотин разрушает легкие, так и мат обедняет словарный запас и восстановление будет сложным и мучительным. Что мат это вовсе не показатель взрослости, а обычная пагубная привычка.

Сложнее, если ребенок ровняется на "звездного кумира". Желание материться пропадает само, когда ребенку встречается более культурный и авторитетный образец для подражания.

9. Наконец, если же ребенок не принимает объяснений, продолжает ругаться матом и делает это непроизвольно, то лучше обратиться к специалисту (например нейропсихологу).

Чего делать нельзя.

Нельзя запрещать ребенку ругаться матом как раз теми самыми словами, которые вы ему запрещаете. Будьте последовательны. Если уж вы говорите ребенку, что НЕЛЬЗЯ РУГАТЬСЯ МАТОМ, это значит, что ВСЕМ нельзя, а не только ему. Иначе придется еще и ответить на вопрос "почему тебе можно, а мне нельзя" и т.д.

Ни в коем случае нельзя стыдить ребенка, тем более на людях. Это может нанести ему тяжелую психологическую травму.

Не надо обобщать. Если уж вы так хотите отчитать ребенка, то отчитывайте за что-то конкретное, не делая из мухи слона. Ведь то, что он сказал одно плохое слово еще не делает его маньяком-рецидивистом.

Нельзя просто запретить ругаться матом ничего не объясняя. Запрет только порождает ответную реакцию и не приводит к положительному результату .

Немного истории.

Матерный жаргон уже давно закрепился и в фольклоре, и в разговорной речи, и даже в литературе. Выражение "вашу мать" дало название целому языковому пласту, определив его как мат. Пласту довольно емкому, образному и эмоциональному. Достаточно двух - трех слов, чтобы все стало понятно. Однако все богатство матерной лексики в речи не используется, употребляются в основном лишь несколько существительных, столько же образованных от них прилагательных, также не более десяти глаголов, отглагольных форм и наречий. Очень редко можно встретить большое разнообразие и изобретательность в этой форме словесности.

Мат - это древнее явление, присущее многим народам. У восточных славян существовал языческий культ плодородия, вера в мистическое единение земли и неба. С помощью мата язычники отпугивали нечистую силу. Во время языческих свадебных обрядов пели так называемые "корильные песни", содержащие оскорбления жениха, дабы супруге не пришлось ругать его в семейной жизни. Также считали, что матюги помогают от порчи и от сглаза.

Славяне успешно пользовались матом не только в языческих обрядах. Так, одна славянка сообщает в берестяной записке, датированной VII веком, своей подруге, что их общая знакомая выходи замуж, поэтому подруга срочно должна вернуть долг в две гривны. Чтобы подруга лучше поняла важность сообщения, славянка кроет должницу матом, который с VII века нисколько не изменился.

Запреты на "грязные" слова появились с принятием христианства. Так же как и запреты на языческие культы и обряды. В IV веке Иоанн Златоуст говорил: "Ежели кто матерными словами ругается, тогда у Престола Господня Мати Божия данный Ею молитвенный покров от человека отымет и Сама отступает, и который человек матерно избранится, себя в той день проклятию подвергает, понеже мать свою ругает и горько ее оскорбляет. С тем человеком не подобает нам ясти и пити, аще не отстанет от онаго матерного слова".

В Советском союзе мата не было также как и секса. Впервые "культурный" мат появился в фильме Киры Муратовой "Астенический синдром". Так началось проникновение мата в кино, в театр, в литературу и на эстраду.

Во всем мире русский мат считается самым крепким и смачным. Финны или поляки, например, используют именно русский мат, когда хотят выругаться по-настоящему. Особенность русского мата в том, что основной акцент делается на "грязности" понятий, связанных с половой жизнью. В то время как в испанcком мате, например, самое страшное оскорбление - тупица, то есть связано с умственными способностями.

Но несмотря на все вышесказанное мат исчезает, потому что к нему привыкли. И по мнению ученых может скоро исчезнуть. Возможно, его заменить новый матерный язык.

Экология жизни. Дети: Дети двух - пяти лет используют маты неосознанно, поскольку речевое подражание свойственно младшему возрасту наравне с другими видами деятельности. Тут корни злословия - окружение: либо взрослые, либо «коллеги» в детском саду.

Дети двух - пяти лет используют маты неосознанно, поскольку речевое подражание свойственно младшему возрасту наравне с другими видами деятельности. Тут корни злословия - окружение: либо взрослые, либо «коллеги» в детском саду.

В возрасте пяти - семи лет основной движущей силой является бунт против того, «как принято, как надо». При этом матерные слова дети употребляют осознанно, прекрасно зная и понимая, что этого делать нельзя.

В период с восьми до двенадцати лет дети понимают, где можно, а где нельзя ругаться. Жаргон используется среди ровесников для самоутверждения, из желания влиться в коллектив и стремления казаться взрослее. Школьники, матерясь, копируют манеру поведения старшеклассников, таким образом приобщаясь к миру взрослых. Так они чувствуют себя увереннее. Некоторый взрослые сторонятся матершинников, и дети, замечая это, думают что так можно заставить себя уважать и бояться.

Издревле считали, что мат это не оскорбление, а защита. Поэтому подростки так сильно ругаются матом. Для них мир еще слишком враждебен, и они, как могут, пытаются от него защититься, а лучший способ защиты, как известно, - нападение. За изощренной бранью подростки пытаются скрыть свои слабости, и казаться сильнее, жестче и неприступнее. С точки зрения психологии агрессия является необходимым звеном духовной эволюции, поэтому прохождение данного этапа развития является хорошим знаком того, что ребенок развивается нормально. Важно научить подростка по-разному выражать свои чувства и переживания, выплескивать агрессию - найти способы без мата!

Что делать?

Практические советы:

1. Постарайтесь, чтобы матерные слова и жаргонизмы вообще не звучали в присутствии и ближайшем окружении ребенка с самого его рождения.

2. Если бранное слово все-таки слетело с уст малыша, то в первый раз постарайтесь сделать вид, что вы ничего не слышали и понаблюдайте, как будет реагировать ребенок. Если ребенок уже понимает смысл сказанного слова, то он будет ждать от вас какой-то реакции, и, не дождавшись, повторит провокацию или решит, что слово обычное и в нем нет ничего такого. И потеряв интерес, забудет о нем. Если же ребенок не ожидает от вас никакой реакции, то, видимо, слово это он просто где-то «подцепил». И если не акцентировать на нем внимание, то словечко так же и отцепится.

3. Если ребенок сказал нецензурное слово при посторонних, самое главное - сохранить спокойствие. Конечно трудно сдержаться, не отреагировать и не наказать ребенка, ведь вам и стыдно, и обидно, и хочется оправдаться. Сделайте вид, что ничего страшного не произошло, это лишь досадная случайность, скажите что-нибудь в роде «ну да, бывает», улыбнитесь и смените тему разговора. А уже потом, когда остынете, поговорите с ребенком.

4. Если ребенок сам попросил вас объяснить значение слова, постарайтесь спокойно и доступно рассказать ему, что это слово ругательное, значит то-то, и говорят его, когда хотят кого-то обидеть.

5. Если мат все-таки появился в детской речи, поговорите с ребенком, спросите его что значат эти слова, пусть расскажет вам или нарисует, объяснит значение. Возможно, как правило, малыш и сам не знает, что говорит. Объясните ребенку, что они значат и скажите, что слова эти очень обидные и поэтому мы их избегаем.

6. Если ребенок кричит, злится и проявляет агрессию, родители должны показать ребенку, что они понимают и принимают его чувства , как бы говоря: «Я знаю, сейчас тебя что-то рассердило, и тебе это неприятно и хочется ругать». Нельзя просто запретить выражать свой гнев. Необходимо научить ребенка, как реагировать на раздражители, как проявлять негативные эмоции без мата и грубых слов.

7. Если маты уже закрепились в речи ребенка, то можно дать ему почитать словарь ненормативной лексики или что-то подобное. Ведь если чего-то много, оно доступно и не наказуемо, то быстро надоедает.

Чего делать нельзя?

Нельзя запрещать ребенку ругаться матом как раз теми самыми словами, которые вы ему запрещаете. Будьте последовательны. Если вы говорите ребенку, что НЕЛЬЗЯ РУГАТЬСЯ МАТОМ , то это значит, что всем нельзя, а не только ему. Иначе придется еще и ответить на вопрос «Почему тебе можно, а мне нельзя?» и т.д.

Ни в коем случает нельзя стыдить ребенка, тем более на людях.

Не надо обобщать. Если уж вы так хотите отчитать ребенка, то отчитывайте за что-то конкретное, не делая из мухи слона. Ведь то, что он сказал одно плохое слово, еще не делает егоизвращенцем.

Нельзя просто запретить ругаться матом, ничего не объясняя. Запрет только порождает ответную реакцию и не приводит к положительному результату.

Главные выводы: если матерятся маленькие - основная тактика - не реагируем (именно бурная реакция взрослых может послужить стимулом к употреблению мата), если ругаются матом подростки - не проходим мимо.

Интересно знать:

Во всем мире русский мат считается самым крепким и смачным. Финны или поляки, например, используют именно русский мат, когда хотят выругаться по-настоящему. Особенность русского мата в том, что основной акцент делается на «грязности » понятий, связанных с половой жизнью. В то время как в испанком мате, например, самое страшное оскорбление - тупица, то есть связано с умственными способностями. опубликовано

Нехорошие слова – от них, к сожалению, детей не защитишь. Пусть дома он матерщины и не слышит, но всегда есть улица, сад и школа. И сверстники – не у всех из них дома мат под запретом.

Принес знания домой

*****! - сказал мой пятилетний ребенок, когда ему не поддавался сапог, который он пытался снять.

Поясню: за звездочками, скрывающими слова по требованию Роскомнадзора, прячется одно нехорошее слово, которое употребляли и Есенин, и Маяковский. Оно означает гулящую особь женского пола. Сейчас употребляется в качестве междометия, выражающего крайнюю степень раздражительности и досады. Ну или просто как связка между словами. Детям точно не подходит.

Я подумала, что мне послышалось.

- *****! - снова вылетело из нежного детского ротика в адрес вредной пуговицы.

Нет, не послышалось.

Сын, а ты знаешь, что значит это слово?

Ну, – Тимофей поднял на меня чистые невинные глаза, – так Димка в садике говорит, когда одевается.

Димка – это лучший друг. Мда, от социума никуда не денешься. Даже, если взрослые не употребляют бранные слова дома, познакомиться с обсценной лексикой дошколенок может где угодно. Даже в старшей группе детского сада. И что делать?

Относитесь к этому как к феномену взросления. Для него пока нет разницы между цензурным и нецензурным. Что точно не стоит делать, так это ругать ребенка. Так вы можете пробудить в нем интерес и гиперпотребность произносить такие слова – раз мама так отреагировала, значит, в этом что-то есть. Игнорировать случившееся, надеясь, что он тогда их просто забудет, тоже не надо: может и не забыть. Реагировать надо спокойно и при этом очень важно оставаться в контакте с малышом, разговаривать, объяснять. Но не оперируйте понятием «плохие слова». Для кого плохие? Почему если плохие, то их все равно говорят? Делайте упор на семью: такие слова не произносят в нашей семье. Это, кстати, хороший повод провести беседу о семейных ценностях.

Источник зла

О’кей, со своим ребенком я поговорю. Но хочется ведь устранить и «источник» неприятности. На следующий день деликатно поднимаю тему в разговоре с папой Димы.

Да в курсе, – мужчина раздраженно машет рукой. - Приезжал брат в гости, вообще за языком не следит. А у этого ушки на макушке, все впитал. А тот еще и ржет, смешно ему, видите ли, когда ребенок матерится. Теперь не знаю, что и делать, хоть по губам бей.

Бить, конечно, не вариант. Но выслушивать от других родителей, что твое чадо – главный матерщинник, тоже неприятно. Варианты?

Семейный психолог, основатель проекта Familybuilding Дарья Грошева:

Понятно, что если ребенок принес эти слова из семьи, то начинать надо с себя. Но действительно, бывают ситуации, когда дети, чаще всего лидеры по натуре, могут «зацепить» такие слова на улице или еще где-то. Наша реакция – стеснение, смущение, смех – спровоцирует их на еще более частое употребление. И запрет будет вызывать у них внутренний протест и обратную реакцию.

Здесь, конечно, многое зависит от характера ребенка, но можно, оставшись один на один, попробовать вместе с ним придумать сказку. Про мальчика, который произносил бранные слова (и один раз разрешить ему все их проговорить). С ним не хотели играть дети. Вместе придумать возможное наказание для такого мальчика. Возможно, такое погружение в роль поможет ребенку взглянуть на ситуацию под другим углом и понять, как обидно и неприятно слышать такое.

Мат – это не норма

Заметили? Наш эксперт во всех случаях подчеркивает: упор в беседе надо делать на семью. Но что делать, если дома матом не «ругаются, а разговаривают»?

Я очень эмоционален, – признается Виталий. - Все понимаю, но сдержаться сложно. Я лучше выругаюсь как следует и расслаблюсь.

Шестилетний сын Виталия по части обсценной лексики может дать фору любому грузчику, прорабу и даже прапорщику. Правда, папа старается блюсти моральный облик сына, и Тихону периодически «прилетает» от заботливого родителя.

Я ему говорю, что я взрослый, мне можно. Это, конечно, нехорошо, но я не могу быть идеалом и образцом для подражания во всем. Он ребенок, ему нельзя. В конце концов, я главный, я задаю правила в своем доме, – вот так рассуждает Виталий.

Семейный психолог, основатель проекта Familybuilding Дарья Грошева:

Политика двойных стандартов в данном случае недопустима. Если вы позволяете себе выражаться при ребенке, то разрешайте ему выражаться тоже. Но тогда разъясняйте, что есть определенные ситуации, когда так не говорят: при незнакомых людях, в общественных местах. В 5−6 лет ребенок уже способен это усвоить. Безапелляционная позиция «я взрослый» может быть опасна тем, что ребенок будет стремиться делать то же самое, чтобы тоже стать «взрослым». Тогда надо объяснять, почему вы не равны: я старше, я работаю, я ответственен за тебя и так далее. Всегда хорошо, если взрослый открыт для диалога. А «прихлопывание» авторитетом может спровоцировать обратную реакцию.

Поколение постарше

Но если дошколенку еще простительно употреблять слова, смысл которых он не понимает, то с подростками все сложнее. Рядом с моим домом – школа. И каждый раз, когда я иду мимо нее во время перемены, мне хочется закрыть руками уши не только малышу, но и себе самой.

Вспоминаю себя в четырнадцать. Признаюсь, да, матерились. Много и часто. Это был такой показатель «крутизны», способ самоутверждения, самовыражения. Простите за выражение, понты. И – тонкий момент – если дело касалось чувств и эмоций, то за грубыми словами часто пряталось смущение.

Что ж, времена меняются, проблемы переходного возраста остаются. Но если раньше мы даже и подумать не могли, чтобы выматериться при взрослых, а уж тем более родителях, то сейчас эта грань, увы, стерта.

Семейный психолог, основатель проекта Familybuilding Дарья Грошева:

Конечно, это проблемы кризиса подросткового возраста. А он у современных детей наступает сейчас все раньше, может даже с девяти лет. В какой-то степени этот кризис схож с кризисом трехлеток, в обоих случаях дети прощупывают границы дозволенного. И тут надо устанавливать очень жесткие правила, и опять с упором на семью. Мы дома так не говорим и, за это следует некий штраф, наказание. При этом не должно быть поблажек, например, вчера мы тебя за мат наказали, а сегодня ты принес пятерку из школы, ладно, на этот раз прощаем. Это неправильно.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.