По церковному можно ли. Приметы: почему нельзя убираться в церковные праздники

Добрый день! Старшие люди говорят, что в большие праздники церковные нельзя работать и мыться. Даже приводят примеры, что кто работал в праздник, то ломалось что-то, то не получалось, на огороде не росло. Мыться, особенно в бане нельзя, лучше помыться заранее. Но неужели лучше в праздник ходить грязным и лежать на диване, ведь леность это тоже грех? Рассудите, батюшка! Ведь праздник может приходиться на рабочий день, и мы люди рабочие. Также праздник - выходной день - это возможность привести быт и огород в порядок. У меня покойная мама говорила, например, что редьку садят в Троицу, а родственники мужа, напротив, что садить и даже вязать нельзя. Мария.

Отвечает протоиерей Александр Ильяшенко:

Здравствуйте, Мария!

Смысл подобных запретов не в том, что нельзя совершать какие-то определенные действия, а в том, что православный праздник — это в первую очередь день, который мы посвящаем Богу. Начинать этот день нужно не просто с домашней молитвы, но с посещения храма, исповеди, Причастия. После этого можно сделать какие-то необходимые дела, но эти дела не должны заменять посещение храма и молитву. Очень хорошо, если воскресный или праздничный день мы посвятим делам милосердия, заботе о ближних. А уборку, конечно, лучше сделать накануне, чтобы встретить праздник в чистом доме за праздничным столом.

С уважением, протоиерей Александр Ильяшенко.

С вопросом о том, можно ли работать в церковные праздники, сталкивалась каждая православная семья. Однозначного ответа найти очень сложно, кто-то говорит, что вообще трудиться нельзя, некоторые придерживаются мнения, что нельзя работать только до обеда. Все церковные праздники разделяются по степени важности, поэтому в первую очередь священнослужители рекомендуют обращать внимание на это.

Четвертая заповедь

Четвертая заповедь Ветхого Завета учит нас трудиться шесть дней в неделю, а в субботний день отдыхать.

Как учил Господь Моисея на Синай-горе, человек должен проводить свою жизнь в труде и получать удовольствия от своего творения, а на седьмой день отдыхать душой и телом, думать о Создателе и молитвой очищаться от невольных грехов и пороков.

При создании мира Творец трудился шесть дней не покладая рук, а седьмой посвятил отдыху от трудов. Человек так же, подобно Господу, должен трудиться, как и он трудился. И отдыхать, как Создатель отдыхал. Любая работа должна быть направлена на созидание, а никак ни на разрушение, так как все люди являются творением Созидателя.

Если труд тебе в тягость, обрати внимание на обычные явления, которые окружают тебя. Солнце согревает нас своим теплом, вода циркулирует в земном пространстве и дает жизнь всему живому, растения и животные приспосабливаются к окружающему миру и дают потомство. Весь мир существует только благодаря бесконечному круговороту мелких и крупных дел. Праздность человека сделает его похожим на увядающее растение и приведет к погибели.

Даже твое тело трудится денно и нощно. Сердце бьется и работает, разгоняя кровь по жилам, легкие насыщают тело кислородом, почки и печень работают круглые сутки. Почему же рукам не дать поработать?

Нужно уметь трудиться не покладая рук, и научиться, чтобы работа приносили удовлетворение. Всякий труд, который человеку не в радость, в конце концов закончится крахом. Дело должно делаться с любовью, а не только ради принесения прибыли. Будет любовь к своему труду, будет и хороший доход.

Человек – это дитя Божье, его творение. Как дети берут пример со своих родителей, так и каждый из нас должен свою жизнь сделать подобной Божьей. Трудись шесть дней, получай удовольствие от своей работы, радуйся своему творению. И тогда труд будет не в тягость, и усталость принесет удовлетворение и успокоение.

В субботу, на седьмой день, забудь про дела свои и дай телу и душе отдых. Вспоминай Господа Бога своего, молись за своих близких, читай православные книги. И все в жизни придет в мир и гармонию, а в семье будет лад и спокойствие.

Двунадесятые церковные праздники

В церковном календаре существует двенадцать двунадесятых праздников. Это самые важные для христиан святые дни после Пасхи. В Богослужебном уставе они отмечаются красным крестом, обведенным в круг. В эти дни вспоминаются важные события из жития Христа и Святой Богородицы.

Большая часть двунадесятых праздников имеют точную дату и называются непереходящими. Некоторые праздники не имеют числа, и каждый год отмечаются в разную дату в зависимости от времени Пасхи.

Двунадесятые праздники подразделяют на Господские и Богородичные. Господские в православии имеют большее значение. Если они выпадают на воскресный день, то обычная литургия заменяется праздничной службой. Если же в воскресенье отмечается Богородичный праздник, тогда праздничное богослужение объединяют с воскресным, причем воскресная служба считается выше.

Большинству двунадесятых православных праздников предшествует предпразднество и завершает попразднество. В дни предпразднества христиане подготавливаются к святому дню, а в попразднество праздник продолжается. Последний день попразднества называется отдаянием, когда в храме при проведении литургии повторяются песнопения праздничного богослужения. Попразднество может продолжаться от 1 до 8 дней.

Список двунадесятых церковных праздников

Дата Название праздника Предшествующее событие
7 января Рождество Христово В этот день в Вифлееме Иисус Христос явился на свет.
19 января Крещение Господне или Богоявление В этот день свершилось крещение Господа на реке Иордан. Обряд проводил Иоанн Креститель.
15 февраля Сретение Господне Сороковой день после Рождества. В этот день Мария и Иосиф впервые принесли маленького Христа в храм Божий.
7 апреля Благовещение В этот день дева Мария получила радостное известие от архангела Гавриила о скором рождении Христа.
Последнее предпасхальное воскресенье Вербное воскресенье В этот день вспоминается торжественный въезд Христа в Иерусалим. Символом праздника является вербная или пальмовая ветвь.
40-й день после Пасхи Вознесение Господне В этот день Иисус во плоти взошел на небеса.
50-й день после Пасхи Святая Троица В этот день на Апостолов снизошел Святой Дух.
19 августа Преображение Господне В этот день во время молитвы на горе ученики Иисуса увидели, каким величием и славой обладает Господь.
28 августа Успение Пресвятой Богородицы В этот день была погребена Святая Мария. Все апостолы явились в Иерусалим, чтобы проститься с Богородицей.

Великие церковные праздники

Кроме двенадцати двунадесятых праздников в церковном календаре отмечается еще семь великих дат.

Дата Название праздника Предшествующее событие
14 января Обрезание Господне По установленному для всех мальчиков-младенцев Иерусалима на восьмой день после рождения Иисусу было сделано Обрезание.
День памяти св-го Василия Великого В этот день церковь вспоминает имя великого богослова и писателя Василия, которым были написаны многие молитвы и литургии, а также изобретен иконостас.
7 июля Рождество Иоанна Крестителя В этот день свершилось долгожданное рождение прославляемого лица Иоанна Крестителя, по иному называемого Предтечей.
12 июля Петров день В этот день почитается память двух апостолов, святых Петра и Павла, принявших мученическую смерть.
11 сентября Усекновение главы Иоанна Предтечи Великий день, посвященный память Иоанна Крестителя, убиенного по приказу тетрарха Галилеи Ирода.
14 октября Покров Пресвятой Богородицы В этот день Богоматерь во время богослужения сошла с небес и во время всей службы держала над молящимися омофор.

В старообрядческих календарях выделяется еще два дня, когда почитается память святых:

8 мая и 26 сентября церковь чтит имя апостола Иоанна Богослова, а 25 сентября – Сергия Радонежского.

Что нельзя делать

Отвечая на вопрос, можно ли работать в церковные православные праздники, священнослужители не накладывают на труд в эти дни особого запрета. Если человеку по воле службы нужно выйти на работу или возникли непредвиденные обстоятельства, то греха не будет. Истинный христианин, вынужденный невольно работать в праздничный день, все равно мыслями будет с Богом, вспоминая и прославляя его.

Большим грехом станет бездельничанье в великий день. Если человек не посещает утреннее богослужение, не вспоминает в мыслях Господа Бога, не молится за своих ближних в церковный праздник, а предается праздному безделью, это нехорошо. Предаваться лени согласно церковным заповедям считается большим грехом.

Чтобы избежать неприятных последствий, работу по дому, которую можно отложить, лучше выполнить завтра или сделать накануне. Считается, что работа в православный праздник может стать причиной безденежья, болезней и неудач в жизни семьи.

Приметы

В зависимости от степени значимости праздника существует ряд примет, связанных с выполнением той или иной работы.

  • Издавна на Руси на Рождество Христово под особым запретом была охота и рыбалка, а также любые активные виды отдыха. Считалось, что велик риск несчастного случая.
  • На Рождество нельзя заниматься рукоделием, связанным с переплетением нити: шитьем, вязанием, вышивание. Считается, что нить – это символ жизни, поэтому переплетать и завязывать ее значит вносить изменения в свою жизнь. И не факт, что они будут хорошие.
  • Уборка дома и стирка на Рождество находится под запретом. Можно отложить эти дела до 14 января, когда выметается весь мусор из избы и сжигается во дворе. Таким образом, на весь год изгоняются злые духи.
  • На Вербное воскресенье и Благовещение работу по дому лучше отложить до вечера. Нельзя работать с землей, по старому поверью в этот день змеи выползают наружу.
  • В Пасхальную неделю можно выполнять только самые необходимые дела. На Пасху все дела стоит отложить и посвятить день молитвам и общению с Богом.
  • На Вознесение церковь работать не рекомендует. Согласно поговорке на Вознесенье люди не трудятся, а после праздника начинают работы в поле.
  • Существует примета, что если будешь мыться в бане в церковный праздник, то на том свете будешь пить воду.

Можно ли работать в Рождество Пресвятой Богородицы — 21 сентября, в Рождество Христово — 7 января? Можно ли работать 6 января перед Рождеством, какую работу можно выполнять и в какое время — читайте ответы священнослужителя.

Ответ:

В церковном календаре существует такое понятие, как Великие и Двунадесятые праздники, к числу таковых относятся и Рождество, и Крещение Господне, и некоторые другие. Их количество составляет 12 по числу месяцев года. Работать в такие дни нельзя за исключением случаев, указанных далее.

Это означает, что ответ на вопрос о том, можно ли работать в Рождество 7 января, как и на вопрос можно ли работать на Крещение 19 января однозначен, и он отрицательный.

Что касается Сочельника, то убрать дом (квартиру) желательно накануне. Отвечая на вопрос, можно ли работать 6 января перед Рождеством, следует отметить, что в течение дня можно выполнять необходимые работы, например, связанные с приготовлением пищи, походами в магазин и т.п. С давних пор на Руси было принято в этот день наряжать елку, готовить и подавать на стол 12 постных блюд, желательно, чтобы и число едоков было четным. Если же последнее условие соблюсти невозможно, тогда ставится отдельный столовый прибор. Вкушать эти блюда можно после восхода первой звезды.

А вот в вечерние часы этого дня однозначно работать нельзя, следует посещать службы, проводимые в храмах (праздничные богослужения), избегать разногласий и ссор с окружающими. Также в этот вечер принято навещать близких родственников, проживающих отдельно.

В какие православные праздники нельзя работать

В Великие православные праздники работа не предусмотрена, ведь не зря есть пословица – «день свят и дела спят». Можно ли работать в Рождество Пресвятой Богородицы 21 сентября? Так как этот праздник относится к числу Двунадесятых, то ответ ясен, работать в этот день нельзя. Во все остальные церковные праздники работать не желательно, но и не возбраняется. Следует помнить и о том, что воскресенье также относится к разряду церковных праздников, так что отношение к работе в этот день аналогичное. В это время лучше отложить дела и посвятить воскресный день заботе о восстановлении душевных и телесных сил, подведению итогов прошедшей трудовой недели. Конечно, работа важна и нужна, но куда важнее каждому человеку задуматься о спасении собственной души.

Если же речь идет о престольных праздниках храмов в различных населенных пунктах, когда чествуется покровитель каждого из них, от трудов праведных тоже лучше воздержаться.

Согласно четвертой заповеди, надлежит трудиться шесть дней, но посвятить седьмой, субботу, служению Богу и богоугодным делам, оставив в этот день другие заботы. В наши дни ветхозаветная суббота сменилась на новозаветное воскресенье, да и заниматься в эти дни приходится самыми разными делами, но церковные праздники по-прежнему чтятся как святые дни и отводятся на духовную жизнь.

Четвертая заповедь

Призыв не работать по церковным праздникам восходит к формулировке четвертой заповеди, гласящей «… шесть дней делай, и сотвориши в них вся дела твоя, день же седьмый, суббота, Господу Богу твоему». В седьмой день полагалось заниматься делами милосердия, изучать Слово Божье, посещать храмы - жить духовной жизнью, заботиться о своей душе. В эту же категорию попадают и церковные праздники, посвященные святым и событиям из Библии.

Самый чтимый из всех праздников, в которые следует воздержаться от работы - Пасха, Воскресение Христово. Он выпадает в каждом году на новую…

В ожидании церковных праздников верующие и суеверные люди начинают торопиться, выполнить как можно больше накопившейся работы. Это позволяет в праздничный период отдохнуть и ничего не делать. До каждого дошли сведения о том, что работать в церковные праздники нежелательно, и особенно убираться в жилище.

Случается так, что накануне человек просто не знал о том, что завтра большой праздник и, поутру проснувшись, он словно в ужасе понимает, что в доме бардак и работать нельзя! Давайте выясним, почему же люди так уверенно передают из поколения в поколения суеверия о том, что в церковные праздники ни в коем случае нельзя заниматься уборкой, и что уж лучше день провести в бардаке, чтобы потом…

Почему нельзя убираться в церковные праздники?

Относительно церковных праздников и генеральных уборок в эти дни среди народа ходит много примет и суеверий. Наши прадеды свято чтили православные события и строго запрещали в эти даты работать. Утром вставали спозаранку и первым…

Около двух тысяч лет назад Господь наш Иисус Христос в Евангелии сказал, что не человек для субботы, а суббота для человека. Церковное понимание смысла праздничных, воскресных дней сводится не к тому, чтобы пребывать в пассивности и рукой не шевельнуть, а к тому, что мы в эти дни должны приостановить обычную будничную, семейную, рабочую суету и голову приподнять к небу. Для этого при наличии хотя бы минимальной возможности нужно сходить помолиться на службу, а затем, насколько нам позволяют жизненные обстоятельства, посвятить этот день попечениям, не к себе обращенным. Если у нас дети, лучше посвятить воскресный день не стирке, а общению с ними, потому что намного труднее, чем мыть посуду, говорить с собственными детьми глубоко и открыто. Если у нас есть старшие родственники, которых мы давно не навещали, нужно доехать до них, позвонить им. Если есть люди, нуждающиеся в нашей поддержке, то хорошо бы поддержать их.

Рукодельничать в церковные праздники можно, но только не вместо…

Недавно было Благовещение. А скоро – Пасха. Многие сельские жители постоянно интересуются: можно ли работать в церковные праздники? На селе, особенно весной и осенью, очень много работы и на огороде, и дворах. Тем более что к церковным праздникам относится и воскресный день в течение всего года. Чтобы ответить на вопрос когда работать, когда не работать, и в какие именно церковные праздники, попробую обобщить всю информацию по этому поводу: что я слышал и читал лично, что слышал от наших священников, что слышал от людей, постоянно ходящих в храм.

Откуда пошло, с каких пор возбраняется трудиться в церковные праздники?

Четвертая заповедь Божия гласит:

«Помни день субботний, еже святити его: шесть дней делай, и сотвориши в них вся дела твоя, в день же седьмый, суббота, Господу Богу твоему.»

Этой заповедью Господь Бог велит трудиться в течение шести дней и заниматься нужными делами, к каким кто призван, а седьмой день посвящать на служение Ему и на святые…

Еще по молодости старшие часто нам говорили - нельзя работать в воскресенье, а мы лишь ухмылялись и шли трудиться дальше, благо здоровье позволяло это делать. Между тем, кого ни спроси, никто не знает, откуда пошло это поверье. Давайте разбираться в этом вопросе.

Как утверждают священники, церковные праздники и воскресенье в христианстве являются теми днями, в которые и на самом деле нельзя работать. Связано это с тем, что Бог 6 дней создавал мир, а на седьмой решил отдохнуть. Вот и человек не должен работать без отдыха, ведь в таком случае он лишь портит себе здоровье. В такое время рекомендуется не только отдыхать, но и посещать церковь, посвящать себя Господу. Между тем, некоторый физический труд все-таки разрешается - например, можно убраться у больного или старого человека в квартире или просто за ним поухаживать. Ничего плохого в этом нет.

Между прочим у каждого праздника есть свой собственный запрет. Так, на Рождество запрещено ходить на охоту или в…

Всю неделю я занята на работе. Заняться домашними делами - постирать, сварить обед - успеваю только в воскресенье, когда возвращаюсь из храма. Но моя бабушка утверждает, что работать в воскресный день - грех. Так ли это? Юлия

Отвечает протоиерей Константин ОСТРОВСКИЙ, настоятель Успенского храма города Красногорска Московской области, благочинный церквей Красногорского округа Московской епархии:

Конечно, если кому-то удается так организовать свое время, что все воскресные и праздничные дни он может посвятить исключительно молитве и делам милосердия, это прекрасно. Утром человек пошел на литургию, причастился, потрапезничал в кругу своей благочестивой семьи, посетили всей семьей болящих и в темнице сидящих, сходил вечером в храм на службу, опять потрапезничал в кругу семьи, все помолились и отошли ко сну. Чего бы лучше! Но если мать семейства отказывается готовить обед, потому что в праздник нельзя работать, а муж и дети сидят голодные и, может быть, даже…

Можно ли работать в церковные праздники и в воскресенье? Не грех ли это?

Вопрос, который я регулярно слышу: «Вы работаете и в праздники. А это правильно для целителя, использующего православные заговоры и молитвы?»

Отвечаю: конечно, можно работать в праздник! И, да, это абсолютно правильно! Просьба к авторам такого вопроса: дайте мне ссылку на какой-то пункт в Священном Писании или в Конституции, где четко сказано, что целители не должны принимать людей в дни религиозных праздников. Видите ли, в православные праздники люди болеют и страдают от различных проблем не меньше, чем в другие дни. А то и больше (многие жертвы порчи чувствуют ухудшение именно в дни церковных праздников, соответствующих древним языческим праздникам). Так почему я должен отказывать им в помощи?

Наверняка вы слышали знаменитую библейскую притчу о том, что когда фарисеи обвинили Иисуса Христа в том, что он лечил человека в субботу (священный религиозный день), тот ответил: «Если бы у вас…

14 января – праздник . Он был установлен в память о том, что Богомладенец Иисус по ветхозаветной традиции на восьмой день после Своего Рождества был обрезан, и Ему было наречено имя – Иисус (Спаситель). так говорил, объясняя смысл праздника: «Тот, кто намерен жить по новым законам, тот сначала должен исполнить старые. Это покажет, что он действительно «законопослушный» человек, а не своеволец. Тот лишь имеет право устанавливать новое, кто исполнил старое».

Но для кого-то суть праздника – в том, что в этот день нельзя стирать, стричься, да и работать не желательно. Как объяснять таким людям, что все эти приметы не имеют к празднику никакого отношения? Стоит ли говорить, если тебя не спрашивают? А если спрашивают – как правильно отвечать? Советуют священники.

Без непрошеных замечаний

, настоятель храма святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской Галерее, декан миссионерского факультета ПСТГУ:

– Специально подходить и начинать вразумлять, когда тебя не спрашивают, не стоит. Есть вещи, которые можно постичь, придя в Церковь, читая Священное Писание, изнутри узнавая веру, а не заглядывая со стороны. От наших непрошеных замечаний и назиданий человек точно сразу не начнет воцерковляться.

«За питье и еду никто не сидит в аду», – говорил один священник. Каждому нужно следить за собой, показывать пример – каким следует , – это и будет миссией. Возможно, к нему потом и захочется подойти с вопросами. А вот влезать с советами и объяснениями, когда нас не просят – это может дать абсолютно противоположный эффект.

Да, люди не понимают смысл праздников, не стирают, не убираются, волосы не заплетают, лезут купаться – это их личное дело. Что же, Господь их за это накажет? Хуже, когда люди всё понимают, знают, но злобятся и осуждают.

Если же человек сам подошел с вопросом, то важно отвечать не свысока, что вот, ты давно в Церкви, всё понимаешь, а он – такой «необразованный». Услышан может быть только доброжелательный ответ, с любовью.

Если чувствуешь, что не сможешь доходчиво объяснить и рассказать, лучше направить человека к священнику.

Не просто «транслировать»

Наместник Никольского мужского монастыря Омской епархии

Игумен Зосима (Балин)

– Прежде чем начинать рассказ о празднике или церковном событии, стоит мысленно испросить помощи Божией и мобилизовать весь свой внутренний потенциал доброжелательности и человеколюбия. Без этих двух составляющих все ваши усилия будут тщетны.

Успех половины дела (как минимум) зависит от того, с каким настроем вы «миссионерствуете». Нужно быть готовым к тому, что ваш собеседник вовсе не жаждет погрузиться в пучину высокого богословия. Начните разговор на бытовом уровне, о свечках и к какой иконе их поставить. А уж затем поведайте о содержании праздника и его глубинном смысле.

Остерегитесь «вываливать» на собеседника весь свой духовно-интеллектуальный багаж.

Не надо просто транслировать, нужно видеть и чувствовать реакцию человека. Протяните связующие нити к вещам, ему знакомым, например, расскажите, в каком храме вашей местности есть икона, о которой зашел разговор. Предложите, быть может, заехать помолиться и поставить свечу, когда появится свободная минута.

Не стесняйтесь сами себе задавать почаще вопрос: «А как бы я построил рассказ о празднике церковном, или чтимом образе, или житии угодника Божия?»

И, главное, помните, что результат всегда зависит от Господа и Его всеблагой воли, дабы не расстраиваться, если ваше сеяние не приносит плодов сиюминутно.

Первый шаг, второй, третий…

Протоиерей Игорь Гагарин , настоятель Иоанно-Предтеченского храма села Ивановское:

Протоиерей Игорь Гагарин

– Дать один ответ на этот вопрос, посоветовать рецепт на все случаи жизни невозможно. Нужно иметь чувство такта. Иногда надо сказать, объяснить, а иногда – промолчать. Всё зависит от конкретной ситуации, от собеседника, от того, насколько он готов услышать.

С одной стороны, мы, конечно, должны свидетельствовать о своей вере и по возможности говорить людям о ней то, что считаем необходимым. Но делать это нужно разумно.

Все знают выражение «не мечите бисер перед свиньями» (Мф. 7:6). Оно вовсе не означает, что я на всех людей должен смотреть как на свиней. Но я должен трезво оценивать ситуацию и видеть, есть ли тут та почва, упав на которую, мои слова принесут должные плоды.

Люди в большинстве случаев не любят, когда их учат жить, раздражаются, когда их начинаешь поправлять, что-то им указывать. Нам точно не нужна такая реакция.

Пытаться подтолкнуть человека к вере – это лучший способ оттолкнуть от нее.

Поэтому подталкивать не надо. А вот если ты видишь, что сам человек ищет ответы на какие-то вопросы, с благодарностью примет то, что услышит от тебя, если ты видишь, что он сам тянется узнать, а не ты его подталкиваешь, – это совсем другое дело.

Говорить о вере нужно, но делать это очень осторожно, тактично, доброжелательно, с любовью. И только в том случае, если, повторяю, у меня есть основания предполагать, что буду услышан, что человек примет мои слова не как попытку навязать ему что-то.

А насчет «глупых» вопросов… Не стоит торопиться считать их глупыми. В вопросе по поводу веры, обращенному к нам, каким бы глупым этот вопрос ни казался, есть всегда что-то правильное и здоровое.

Ведь если человек подошел и просит, например, посоветовать икону «для удачи в работе», на ситуацию можно посмотреть с двух сторон. С одной стороны, налицо какой-то магический подход. Человек думает, что вот нужно сделать то-то, то-то и то-то, и результат должен быть положительным. Нам сразу хочется осудить.

Но, с другой стороны, можно посмотреть иначе: человек понимает – своих сил у него недостаточно, ему нужна помощь свыше. Вот он и обращается за этой помощью. Но, поскольку у него нет никакого церковного опыта, он может делать это неуклюже и, на первый взгляд, даже глупо.

Отнесись к этому с уважением, скажи: «Очень правильно и хорошо, что вы пришли и понимаете – нужно обращаться за помощью к Богу и к Церкви, что вы ищете доброе, Божие, ищите святого, который поможет вам в этом обращении». Ну а дальше важно постараться доброжелательно объяснить ему, что дело не в том, перед какой иконой о чем молиться…

Важно не только то, что мы говорим, а еще – как мы говорим. Когда мы это делаем с терпением, доброжелательно, выражая, может быть, одобрение человеку, то есть шанс, что нас услышат и поймут правильно.

Доброжелательность, приветливость – это непременные условия для успешного миссионерства.

Мне кажется, об этом мы всё время должны помнить в нашем общении с людьми, которые делают только первый шаг в Церкви, чтобы общение с нами пробудило в них желание сделать и второй, и третий…

Без безграмотной демагогии

, настоятель Троицкого собора в городе Яхрома Дмитровского района Московской области:

– С библейско-евангельских времен бытовое часто приобретало назидательный характер. Миссионерское свидетельство вне контекста личного опыта легко уклоняется в демагогию, чаще всего безграмотную. Выровнять эту ситуацию может только «бытовая» проповедь людей, богословски грамотных и имеющих личный опыт применения данных истин в личной жизни, сопоставленный с опытом Христовой Церкви.

Общинность является противовесом персонифицированности и гарантом того, что личное свидетельство – лишь ключ к двери, за которой открывается опыт христианской жизни. Жизни евхаристической общины как единой семьи, глава которой Христос.

Если человек пока не готов войти в общину, то есть другой путь – самообразования. Условия для этого созданы идеальные – масса литературы, различные СМИ, дело за малым – желанием человека услышать слово проповеди, но и этот опыт необходимо сопоставить с опытом людей, которые составляют Церковь.

В отношении же вопроса личной проповеди, думаю, он возможен только в ситуации, когда вас хотят слышать. Ответы должны быть предельно честными, нелицемерными и не расходиться с вашими жизненными принципами. Только в этом случае можно достигнуть главной цели христианской, пусть даже и «бытовой» миссии – пробудить личное доверие ко Христу, к Церкви, пробудить в человеке произволение ко спасению.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.