Печем птичек на сороки. Жаворонки. История и рецепт. Что та-кое «жа-во-рон-ки»

Печь в Ве-ли-кий пост «жа-во-рон-ков» — кра-си-вая на-род-ная тра-ди-ция, свя-зан-ная с днем па-мя-ти со-ро-ка Се-ва-стий-ских му-че-ни-ков. Это бы-ли во-и-ны, ко-то-рые жи-ли в IV ве-ке и при-ня-ли смерть за Хри-ста. Мы по-дроб-но рас-ска-жем об обы-чае печь пост-ные бу-лоч-ки, ко-то-рые лас-ко-во на-зы-ва-ют «жа-во-рон-ка-ми».

Что та-кое «жа-во-рон-ки»

Жа-во-рон-ки — это пе-че-ные птич-ки из прес-но-го те-ста. Их хо-зяй-ки на Ру-си го-то-ви-ли к празд-ни-ку со-ро-ка му-че-ни-ков Се-ва-стий-ских, ко-то-рый в Церк-ви от-ме-ча-ет-ся 22 мар-та по но-во-му сти-лю.

Кто та-кие 40 Се-ва-стий-ских му-че-ни-ков

Со-рок му-че-ни-ков Се-ва-стий-ских — это свя-тые пер-вых ве-ков хри-сти-ан-ства, во-и-ны доб-лест-но-го вой-ска, хри-сти-ане. Они от-ка-за-лись от-речь-ся от Спа-си-те-ля и при-ня-ли смерть от языч-ни-ков в 313 го-ду — за-мерз-ли в ле-дя-ном озе-ре, охра-ня-е-мые страж-ни-ка-ми.

Ко-гда пе-кут жа-во-рон-ков

Жа-во-рон-ков пе-кут в день па-мя-ти 40 му-че-ни-ков, в Се-ва-стий-ском озе-ре му-чив-ших-ся. Этот празд-ник в Рус-ской Пра-во-слав-ной Церк-ви от-ме-ча-ет-ся 22 мар-та по но-во-му сти-лю. Он непе-ре-хо-дя-щий, то есть да-та его фик-си-ро-ва-на.

На-род-ные тра-ди-ции празд-но-ва-ния дня па-мя-ти 40 Се-ва-стий-ских му-че-ни-ков

На Ру-си цер-ков-ный празд-ник — день па-мя-ти со-ро-ка му-че-ни-ков Се-ва-стий-ских — на-зы-ва-ли Жа-во-рон-ки или Со-ро-ки (с уда-ре-ни-ем на пер-вый слог). Са-мая яр-кий обы-чай это-го дня — печь пост-ные бу-лоч-ки в ви-де птиц — «жа-во-рон-ков». Они сим-во-ли-зи-ру-ют ле-тя-щие к Бо-гу ду-ши му-че-ни-ков.

День па-мя-ти со-ро-ка му-че-ни-ков Се-ва-стий-ских был для про-сто-го лю-да зна-ком, что дол-гая и мо-роз-ная зи-ма под-хо-дит к кон-цу. Бли-зил-ся ап-рель, в раз-га-ре был Ве-ли-кий пост, «вес-на ду-ши».

Тра-ди-ция печь жа-во-рон-ков

В Ве-ли-кий пост на Ру-си хо-зяй-ки пек-ли «жа-во-рон-ков». Это бу-лоч-ки-птич-ки из пост-но-го те-ста, ино-гда вы-леп-лен-ные вме-сте с гнез-да-ми и яич-ка-ми. Жа-во-рон-ков обыч-но пек-ли всей се-мьей в день па-мя-ти 40 му-че-ни-ков, в Се-ва-стий-ском озе-ре му-чив-ших-ся, ко-то-рый празд-ну-ет-ся 22 мар-та по но-во-му сти-лю.

Го-то-вых пти-чек «са-жа-ли» на ок-но, а часть из них от-да-ва-ли де-тям для их за-бав. При-ня-то бы-ло, по ста-рин-ной тра-ди-ции, ко-то-рая бра-ла на-ча-ло еще в язы-че-стве, «за-кли-нать вес-ну». Пе-че-ных пти-чек цеп-ля-ли на длин-ные пру-ты, нес-ли на са-мую вы-со-ку гор-ку и кри-ча-ли что есть мо-чи: «Вес-на-крас-на, на чем при-шла? — На со-хе, на бо-роне, на ов-ся-ном сно-пу, на ржа-ном скир-ду». Или: «Сол-ныш-ко-вед-рыш-ко, вы-гля-ни в окош-ко. Сол-ныш-ко, на-ря-дись, Крас-ное, по-ка-жись! По-шли нам, Гос-по-ди, теп-ло-го ле-та, уро-жай-но-го го-да и по-боль-ше све-та!». Кли-кая вес-ну, пе-ли осо-бые пес-ни — вес-нян-ки.

Кро-ме жа-во-рон-ков к празд-ни-ку 40 му-че-ни-ков Се-ва-стий-ских еще пек-ли пост-ные бли-ны — «прес-нуш-ки».

Как печь жа-во-рон-ков — ре-цепт жа-во-рон-ков

Вам по-тре-бу-ет-ся:

Для те-ста: 2 кг му-ки, 50 г дрож-жей, 250 г рас-ти-тель-но-го мас-ла, 1 ста-кан са-ха-ра, 0,5 л во-ды, ще-пот-ка со-ли.
Для об-ма-зы-ва-ния жа-во-рон-ков: слад-кий креп-кий чай.

При-го-тов-ле-ние:

Жа-во-рон-ки де-ла-ют-ся из креп-ко-го, упру-го-го те-ста. Из кус-ка хо-ро-шо вы-бро-див-ше-го те-ста рас-ка-тать ва-лик, на-ре-зать на кус-ки мас-сой при-мер-но 100 г, рас-ка-тать из них жгу-ты. За-тем:

1. Жгут за-вя-зать уз-лом, го-лов-ке при-дать со-от-вет-ству-ю-щую фор-му, во-ткнуть изю-мин-ки-гла-за, слег-ка при-мять паль-ца-ми хво-стик, сде-лать ма-лень-ким но-жич-ком над-ре-зы-пе-рыш-ки, сма-зать по-верх-ность на-сто-ем креп-ко-го чая с са-ха-ром, ис-печь.

2. Жгут те-ста на-до рас-ка-тать так, чтобы один ко-нец был тон-ким и гиб-ким — го-лов-ка, а все те-ло по-тол-ще, удли-нен-ное, его на-до слег-ка при-мять паль-ца-ми. Хвост ве-е-ро-об-раз-но над-ре-зать но-жи-ком. Для кры-лы-шек те-сто тон-ко рас-ка-тать, вы-ре-зать кры-лыш-ко, над-ре-зать пе-рыш-ки, сма-зать ча-ем, по-след-няя де-таль — изю-мин-ки-глаз-ки.

Ели-за-ве-та Кик-тен-ко

Ав-тор ре-цеп-та: просфор-ная Свя-то-Си-мео-нов-ско-го ка-фед-раль-но-го со-бо-ра

Печь в Великий пост «жаворонков» - красивая народная традиция, связанная с днем памяти сорока Севастийских мучеников. Это были воины, которые жили в IV веке и приняли смерть за Христа. Мы подробно расскажем об обычае печь постные булочки, которые ласково называют «жаворонками». Что такое «Жаворонки»

Жаворонки - это печеные птички из пресного теста. Их хозяйки на Руси готовили к празднику сорока мучеников Севастийских, который в Церкви отмечается 22 марта по новому стилю.

Кто такие 40 Севастийских мучеников

Сорок мучеников Севастийских - это святые первых веков христианства, воины доблестного войска, христиане. Они отказались отречься от Спасителя и приняли смерть от язычников в 313 году - замерзли в ледяном озере, охраняемые стражниками.

Когда пекут жаворонков

Жаворонков пекут в день памяти 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся. Этот праздник в Русской Православной Церкви отмечается 22 марта по новому стилю. Он непереходящий, то есть дата его фиксирована.

Народные традиции празднования дня памяти 40 Севастийских мучеников

На Руси церковный праздник - день памяти сорока мучеников Севастийских - называли Жаворонки или Со роки (с ударением на первый слог). Самая яркий обычай этого дня - печь постные булочки в виде птиц - «жаворонков».

День памяти сорока мучеников Севастийских был для простого люда знаком, что долгая и морозная зима подходит к концу. Близился апрель, в разгаре был Великий пост, «весна души».

Праздник совпадал с днем весеннего равнодействия, очень значимым в языческом сознании наших предков. 22 был днем, когда христианские смыслы накладывались на ветхие языческие. Люди славили мучеников, но оставались верными древним народным обычаям.

Традиция печь жаворонков

В Великий пост на Руси хозяйки пекли «жаворонков». Это булочки-птички из постного теста, иногда вылепленные вместе с гнездами и яичками. Жаворонков обычно пекли всей семьей в день памяти 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся, который празднуется 22 марта по новому стилю.

Готовых птичек «сажали» на окно, а часть из них отдавали детям для их забав. Принято было, по старинной традиции, которая брала начало еще в язычестве, «заклинать весну». Печеных птичек цепляли на длинные пруты, несли на самую высоку горку и кричали что есть мочи: «Весна-красна, на чем пришла? - На сохе, на бороне, на овсяном снопу, на ржаном скирду». Или: «Солнышко-ведрышко, выгляни в окошко. Солнышко, нарядись, Красное, покажись! Пошли нам, Господи, теплого лета, урожайного года и побольше света!». Кликая весну, пели особые песни - веснянки.

Кроме жаворонков к празднику 40 мучеников Севастийских еще пекли постные блины - «преснушки».

Как печь жаворонков - рецепт жаворонков

Вам потребуется:

Для теста: 2 кг муки, 50 г дрожжей, 250 г растительного масла, 1 стакан сахара, 0,5 л воды, щепотка соли.
Для обмазывания жаворонков: сладкий крепкий чай.

Приготовление:

Жаворонки делаются из крепкого, упругого теста. Из куска хорошо выбродившего теста раскатать валик, нарезать на куски массой примерно 100 г, раскатать из них жгуты, завязать узлом, головке придать соответствующую форму, воткнуть изюминки-глаза, слегка примять пальцами хвостик, сделать маленьким ножичком надрезы-перышки, смазать поверхность настоем крепкого чая с сахаром, испечь.

Голубки, как и жаворонки, изготавливаются из жгута теста, который надо раскатать так, чтобы один конец был тонким и гибким - головка, а все тело потолще, удлиненное, его надо слегка примять пальцами. Хвост веерообразно надрезать ножиком. Для крылышек тесто тонко раскатать, вырезать крылышко, надрезать перышки, смазать чаем, последняя деталь - изюминки-глазки.

Колобки делаются совсем просто. Валик теста нарезать на куски, закатать из них шарики, положить на смазанный маслом металлический лист (противень), дать время для расстойки, после чего смазать с помощью кисточки чаем, тогда после выпечки колобки действительно будут иметь гладкую, блестящую, золотистую поверхность (колобаны золотые).

40 Севастийских мучеников

«Искренно ублажай претерпевшего мучение, чтобы и тебе соделаться мучеником по произволению и без гонения, без огня, без бичей оказаться удостоенным одинаковых с ними наград».

(Св. Василий Великий)
Святые севастийские мученики приняли страдание за Христа перед самой победой христианства в Римской империи. Так бывает: кончается война, и накануне победы кто-то принимает смерть.

В 313 году при Святом Константине Великом был принят знаменитый Миланский эдикт, разрешающий свободу христианского вероисповедания. Но власть во многих провинциях по-прежнему принадлежала язычникам, гонителям христиан. Так было и в провинции Армения, располагавшейся на территории современной Турции. Здесь, в городе Севастии гарнизоном командовал ревностный язычник Агриколай.

Перед военными действиями и в языческие праздники совершались тогда ритуальные жертвоприношения. В войске Агриколая находились 40 воинов-христиан, родом из Каппадокии, цвет войска – храбрецы, побеждавшие во многих сражениях, покрытые ратной славой. Из них трое: Кирион, Кандид и Домн были знатоками Священного Писания. Этих-то 40 человек решил Агриколай принудить принести жертвы языческим идолам.

Сначала Агриколай уговаривал их, обещал повышение по службе, деньги. Потом стал угрожать тюрьмой и позорной смертью. Но воины отвергли все посулы и угрозы, и тогда правитель заключил их в тюрьму. В темнице воины стали громко петь 90-й псалом «Живый в помощи Вышняго». В полночь им явился Господь, и услышали они слова: «Добр есть начаток изволения вашего, но претерпевый до конца, той спасен будет» (Мф. 10:22).

Неделю спустя в город приехал знатный сановник Лисий и велел побить воинов-христиан камнями. Но камни летели мимо цели; камень, брошенный самим Лисием, попал в лицо Агриколаю. Смущенные мучители вернули узников в тюрьму, чтобы подумать, как поступить с ними. Ночью в темнице воины снова услышали утешающий голос Господа: «Верующий в Меня, если и умрет, оживет. Дерзайте и не страшитесь, ибо восприимете венцы нетленные».

На следующий день воинов связанными повели к озеру близ города Севастии. В тот день был сильный мороз. Воинам приказали раздеться и поставили прямо в ледяную воду. А на берегу топилась баня, и мучители сказали, что любой из них может сразу же согреться в ней, если отречется от Христа. Всю ночь воины мужественно переносили холод, ободряя друг друга. Они пели псалмы, несмотря на боль, причиняемую обморожением. А мука эта по силе сравнима с ожогами от огня. Один из воинов после нескольких часов не выдержал, побежал на берег, к бане. Но едва он вступил на порог жарко натопленной бани, из-за резкого перепада температур кожа и плоть его стали отделяться, и он умер.

В третьем часу ночи Господь послал отраду мученикам: неожиданно стало светло, лед растаял, и вода в озере стала теплой. Все стражники спали, бодрствовал только один по имени Аглаий. Взглянув на озеро, он увидел, что над головой каждого мученика появился светлый венец. Аглаий насчитал тридцать девять венцов и понял, что бежавший воин лишился своего венца. По непостижимому Божественному Промыслу ему открылось, что там, где стоят эти мученики, - жизнь и слава. Там то тепло, которое невозможно обрести нигде и никогда, там Сам Господь. Тогда Аглаий разбудил остальных стражников, сбросил с себя одежду и сказал им: «И я — христианин!» — и присоединился к мученикам. Стоя в воде, он молился: «Господи Боже, я верую в Тебя, в Которого эти воины веруют. Присоедини и меня к ним, да сподоблюсь пострадать с Твоими рабами». «По примеру стоящих в строю, которые, как скоро падет кто в первом ряду, тотчас замещают его собою, чтоб убитым не разрывался у них ряд. Подобно этому поступил и сей. Видел он Небесные чудеса, познал истину, притек ко Владыке, стал сопричислен к мученикам!

Иуда пошел прочь, а на место его введен Матфей! Подражателем стал Павловым вчерашний гонитель, а ныне благовествующий. И он имел звание свыше ни от человек, ни человеком (Гал. 1:1). Уверовал во имя Господа нашего Иисуса Христа, крещен в Него не другим кем, но собственною верою, не в воде, но в крови своей»(Св. Василий Великий).

Утром вернулись начальники мучителей и увидели, что воины еще живы, да впридачу среди них один из тюремщиков! В ярости Лисий и Агриколай велели перебить мученикам молотами голени, чтобы сделать страдания невыносимыми. Но и умирая от мучений, воины не переставали молиться и славить Истинного Бога. Среди них был один совсем юный местный уроженец по имени Мелитон. Мать его, тоже христианка, испугалась, что он не выдержит пыток. Она встала при нем неотступно и уговаривала не страшиться.

Тела мучеников положили на колесницы и повезли на сожжение. Святого Мелитона, еще живого, подняла его мать и понесла следом. У нее на руках он и скончался. После сожжения на костре обугленные кости святых сорока мучеников Севастийских были сброшены в реку. Но Господь сохранил их. Спустя три дня мученики явились во сне блаженному Петру, епископу Севастийскому, и велели взять их останки со дна реки и предать погребению. Тот вместе с несколькими клириками пришел ночью к реке, и увидели они, что кости, даже малая их частица, светятся в темноте. Собрав все кости, их перенесли в подобающее место. Мученичество их о Господе началось 26 февраля, смерть же они приняли 9 марта. В этот день и празднуется их память.

Имена святых мучеников: Кирион, Кандид, Домн, Исихий, Ираклий, Смарагд, Евноик, Валент, Вивиан, Клавдий, Приск, Феодул, Евтихий, Иоанн, Ксанфий, Илиан, Сисиний, Аггий, Аетий, Флавий, Акакий, Экдит, Лисимах, Александр, Илий, Горгоний, Феофил, Дометиан, Гаий, Леонтий, Афанасий, Кирилл, Сакердон, Николай, Валерий, Филоктимон, Севериан, Худион, Мелитон, Аглаий – «Сорок мужей, у которых в раздельных телах была как бы одна душа, в согласии и единомыслии веры показали терпение в мучениях, одинаковую стойкость за истину. Все подобны один другому, все равны духом, равны подвигом; посему и удостоены равночестных венцов славы» (Св. Василий Великий).

Быстро распространившееся почитание св. Сорока мучеников уже в V веке достигло христианского Запада. Частицы мощей их были положены в основание алтаря базилики в Брешии, при ее освящении; специальная капелла была освящена в честь 40 мучеников в римской Санта Мария Антиква.

9 марта 1230 года болгарский царь Иван II Асень разбил армию Феодора Комнина и пленил его с семьей и большей частью войска. Иван II Асень отнес свою победу заступничеству Сорока Севастийских мучеников. В качестве благодарности царь построил или обновил бывший на этом месте храм (остается не до конца выясненным) и освятил в честь Сорока мучеников, а также оставил знаменательную надпись на колонне этой церкви в память о славной победе.

Подвиг, подобный Севастийскому, в 1919 году совершили сорок два русских священника, замученных палачами в снегах под Пермью. Там же претерпел кончину за Господа святитель Феофан Соликамский. Мучители раздели святого старца донага и опускали его в прорубь, пока тело не покрылось коркой льда. И таким примерам кончины наших страстотерпцев несть числа.

В России издавна был обычай в день памяти Севастийских мучеников лепить из теста и печь «жаворонков» - булочки в виде птиц. Эти булочки (печенья) обыкновенно украшались всевозможными вычурами и даже позолотой и продавались при входах в церковь и на торгу. Почему именно жаворонки? Крестьяне, обращая внимание на то, что поющий жаворонок то взмывает ввысь, то камнем «падает» к земле, объясняли это особым дерзновением и смирением этих птиц пред Богом. Жаворонок быстро устремляется кверху, но, пораженный величием Господа, в глубоком благоговении склоняется вниз. Так жаворонки, по мысли наших благочестивых предков, изображали собой песнь славы Господу, вознесенную мучениками, их смирение и устремленность ввысь, в Царство Небесное, к Солнцу Правды - Христу.

Считается, что «На Сороки день с ночью меряются, прилетают сорок разных птиц, сорок пичуг на Русь пробирается».

Память 40 мучеников относится к кругу наиболее чтимых праздников. Св. Василий Великий, Григорий Нисский и Ефрем Сирин в этот день произносили свои поучения, а Иоанн Дамаскин и Феофан Никейский написали стихиры на праздник. В этот день облегчается строгость Великого Поста и совершается литургия Преждеосвященных даров.


Тропарь, глас 1:
Болезньми святых, имиже о Тебе пострадаша, / умолен буди, Господи, / и вся наша болезни исцели, / Человеколюбче, молимся.

Ин тропарь, глас 1:
Страстотерпцы всечестнии, / воини Христовы четыредесяте, / твердии оружницы, / сквозе бо огнь и воду проидосте / и Ангелом сограждане бысте, / с нимиже молитеся Христу о иже верою хвалящих вас / Слава Давшему вам крепость, / слава Венчавшему вас, / слава Подавающему вами всем исцеления.

Кондак, глас 6.
Все воинство мира оставльше, / на Небесех Владыце прилепистеся, / страстотерпцы Господни четыредесять, / сквозе огнь бо и воду прошедше, блаженнии, / достойно восприясте славу с Небес / и венцев множество.

Сразу несколько народно-христианских праздников приходятся на время весеннего равноденствия с 21 по 25 марта. Это праздник Сороки, или Жаворонки , открытие Сварги и Благовещение . Во все эти дни главный обряд – это закликание весны и окончательные проводы зимы. Считается, что именно в это время из жарких стран начинают возвращаться птицы, неся на своих крыльях весну. Поэтому в эти дни принято призывать весну и печь булочки в форме птичек, которые называются «жаворонки». А поскольку сейчас время Великого поста, то «жаворонки» делают постными.

Праздник Сороки или Жаворонки

Праздник Сороки, или Жаворонки (другие названия Кулики, Заклички, Сорок сороков) отмечается 22 марта (9 марта по так называемому «старому» стилю) и совпадает с днем весеннего равноденствия . В православии в этот день отмечается день памяти Сорока севастийских мучеников, погибших за веру в IV веке на территории Малой Армении (современная Турция). Согласно народному календарю, именно в этот день зима кончается - весна начинается, а день с ночью меряется-равняется.

Жаворонками (куликами, тетерками) также называют печенье или булочки в виде птичек, которые выпекают к празднику. Праздник имеет древние корни и связан с земледелием – со дня весеннего равноденствия начинается подготовка к посевным работам. Поэтому часть печений-жаворонков не съедали, а скармливали птицам, скотине, а кое-где в одно из печений запекали монету: кто вытащит – тот и будет семейным засевальщиком, то есть в начале посевных работ ему доверят бросать первые пригоршни зерен. В этот день в деревнях пировали, играли в горелки и другие обрядовые игры, девушки гадали на женихов и т.д. И вообще это был законный день отдыха перед началом посевных работ.

Открытие Сварги - закликание Весны

Жаворонкам близок по духу и по обрядам и праздник Открытия Сварги, который отмечается чуть позже – 25 марта . Сварга - один из семи небесных миров в мифологии индуизма.

Благовещение по «старому стилю»

На 25 марта по юлианскому календарю приходится и один из самых важных в народно-христианском календаре праздников – Благовещение , которое еще называют Третьей (и последней) встречей весны. Этот праздник, совпадающий со временем весеннего равноденствия, связан с православным праздником Благовещение Пресвятой Богородицы , который из-за разницы календарей будет отмечаться 7 апреля .


Как закликают весну

Обряд закликания весны отличался в разных местностях, в каждом селе были свои заклички и припевки. Во многих местах на территории нынешней России Украины и Белоруссии в праздник каждый член семьи брал в руку печенье-жаворонок, выходил на поле, подбрасывал его в воздух и закликал:

  • Жаворонушки, летите! Нам зима-то надоела, много хлебушка поела! Вы летите и несите весну красную, лето жаркое!
  • Весна-красна, ты на чем пришла? Ты на сошечке, на бороночке. Весна-красна, что ты нам принесла? Принесла я вам три угодья: первое угодьюшко – животинушка в полюшке; другое угодьюшко – с сошечкой в полюшке; третье угодьице – пчелки на полете; да еще угодьице – миру на здоровьице!
  • Весна, весна красная приди, весна, с радостью, с радостью, с огромною милостью: со льном большим, с корнем глубоким, с хлебом великим.

В древности обряд закликания совершали взрослые, но со временем это стало прерогативой детей, появились даже специальные детские заклички. По окончании праздника остатки булочек прикрепляли к веткам деревьев, прятали под застрехами в сараях или избах или скармливали скоту. Если после закликания весны еще продолжались заморозки, то тогда умасливали Деда Мороза. Для него выпекали маленькие колобки или варили овсяный кисель. Угощение выставляли у изб и приговаривали:

  • Мороз Красный нос, вот тебе хлеб и овес, а теперь убирайся подобру-поздорову.
  • Мороз-мороз, не тронь мой овес, приходи кисель есть.

Обычно сразу после зазывания весны начиналась активная подготовка к весенним полевым работам.

Рецепт постных жаворонков

Ингредиенты для теста:

  • вода – 500 мл,
  • дрожжи свежие – 30 г,
  • сахар – 0,5-0,75 стакана,
  • ванильный сахар – 1 чайная ложка,
  • соль – 1 чайная ложка,
  • растительное масло – 0,5 стакана,
  • мука – 6-8 стаканов
  • изюм для украшения,
  • растительное масло или сладкий чай для смазывания.

Приготовление:

  • Приготовить дрожжевое тесто.
  • Готовое тесто раскатать в жгут и разделить его на 40 равных частей.
  • Каждый кусочек теста раскатать в жгут длиной около 15 см.
  • Завязать жгут узлом, придавая одному кончику форму головки птицы.
  • Другой кончик немного расплющить и сделать несколько надрезов в виде хвостика птицы.
  • Сделать глазки из изюма (разрезать изюминку на несколько частей).
  • На смазанный маслом противень выложить жаворонков и поставить в теплое место, чтобы тесто поднялось.
  • Когда жаворонки подойдут, смазать их растительным маслом или сладким чаем.
  • Выпекать булочки 20-25 минут при температуре 180°С.
  • Готовых жаворонков снять с противня, положить на деревянную поверхность, слегка сбрызнуть водой, накрыть полотенцем и оставить отдохнуть на 10-15 минут.

К некоторым традиционным народным праздникам хозяйки готовят изделия из теста в виде птиц. Мы расскажем, как к одному из таких праздников испечь «жаворонки», и приведем рецепты такой выпечки.

Когда пекут «жаворонки»?

Их готовят 22 марта 2019 года, когда отмечается славянский праздник Жаворонки, Сороки. Раньше считалось, что именно в этот день начинали возвращаться из теплых краев жаворонки, а за ними и другие перелетные птицы.

В народе говорили: «Жаворонок за собой сорок птиц привел». Также название «Сороки» связывали с Днем памяти сорока Севастийских мучеников, отмечаемым православной церковью.

К этому празднику традиционно готовили изделия в виде птичек с распростертыми крылышками – «летящих», с хохолками, а также птиц на гнездышках. Дети насаживали их на длинные палки, выбегали на пригорки и выкрикивали заклички, зазывая птиц и весну.

Также фигурки жаворонков подкидывали в небо и ловили – таким образом привлекали здоровье и благополучие.

Как испечь «жаворонки»?

Рецептов такой выпечки известно множество. Большинство хозяек готовят ее с использованием дрожжей. Такое тесто хорошо поднимается в процессе термической обработки, и «жаворонки» получаются мягкими и румяными.

Приведем один из рецептов «жаворонков». Время приготовления: 1 час плюс брожение.

Для приготовления 10 порций вам понадобится:

  • мука пшеничная 1 кг,
  • яйцо 1 шт. + 1 шт. для смазывания,
  • масло сливочное 130 г,
  • сахар 115 г,
  • молоко или вода 250 мл,
  • дрожжи прессованные 30 г,
  • изюм 60 г,
  • соль.

Из указанных ингредиентов (кроме изюма и яйца для смазывания) замесите дрожжевое тесто, поставьте его в теплое место для брожения. В процессе брожения сделайте 2-3 обминки.

Из готового теста сформуйте жгут и нарежьте его кусочками примерно по 50 г.

Из кусочков теста сформуйте жгутики, завяжите их узлами и придайте изделиям форму птичек. Воткните изюминки – глаза.

Изделия слегка приплюсните, на одном из концов каждого узла сделайте ножом надрезы – перышки. Выложите жаворонков на противень, смазанный маслом, дайте расстояться в теплом месте.

Такие изделия смазывают яйцом, а затем выпекают при 230°С до готовности. После выпечки «жаворонков» смазывают маслом и посыпают сахарной пудрой.

Когда пекут «жаворонки», соблюдают определенные правила.

  1. Продукты следует точно отмеривать и отвешивать. Если вы уменьшаете или увеличиваете количество муки, необходимо соответственно уменьшить или увеличить количество жидкости, дрожжей и сдобы.
  2. Не кладите в тесто слишком много соли, иначе оно будет плохо бродить, а изделия после выпечки получатся слишком бледными. Если добавить недостаточно соли, изделия будут плохо держать форму.
  3. Следует также учитывать, что если тесто будет расстаиваться слишком долго, то опадет во время выпечки, а изделия получатся кисловатыми на вкус. Если же времени для расстаивания будет слишком мало, тесто плохо поднимется, и изделия плохо пропекутся.

Надеемся, наша статья о том, как испечь «жаворонки», и рецепт вам пригодятся, и ваша выпечка получится вкусной и пышной.

Здравствуйте, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

На весеннее равноденствие, 22 марта, в день памяти святых , приходится древний славянский праздник — Жаворонки, который многие уже не помнят. Праздник Жаворонки имеет свой интересный смысл, свою историю и свои обычаи.

На Руси считалось, что именно во время весеннего равноденствия прилетают из теплых стран жаворонки, а за ними и все перелетные птицы. Именно 22 марта весна окончательно сменяла зиму, а день мерялся с ночью. И это событие означало, что можно начинать полевые и другие хозяйственные работы. Сами люди связывали прилет жаворонков с началом пахотных работ, говоря: «Жаворонок небо пашет». Причина в особенностях полета жаворонков – сначала вверх, а потом — вниз.

В связи с тем, что жаворонки, по сути, вели за собой всех остальных птиц, праздник Жаворонки назывался еще и «Сороками». Но название «Сороки» дано не в честь сорока птиц, а в честь сорока мучеников Севастийских, чья память празднуется как раз 22 марта.

Эти сорок мучеников были казнены за веру, благодаря чему вошли в историю. И, хотя прилет жаворонков никакого отношения к смерти Севастийских мучеников не имел, цифра «сорок» прочно закрепилась за праздником Жаворонки. В народе даже говорили: «Жаворонок за собой сорок птиц привел».

Главным атрибутом праздника Жаворонки считалась выпечка булочек из пресного теста в виде жаворонков. К выпечке привлекались и дети, и взрослые, ведь это прекрасная возможность собраться всей семьей за интересным занятием, обсудить смысл праздничного события, порадовать своих близких.

Праздник Жаворонки сопровождался и различными погодными приметами. Была такая примета на лето: если после праздника еще 40 дней по утрам будет морозно – можно ждать жаркого лета. Другая примета на лето призывала обращать внимание на гнездование птиц. Если гнезда вились на солнечной стороне – можно было ожидать холодное лето.

Определить погоду на Пасху помогала такая примета: если в праздник Жаворонки выпадает снег – то Пасхальная неделя, скорее всего, будет холодной; если на праздник Жаворонки стоит сухая погода – на Пасху тоже не будет дождя.

Несмотря на то, что праздник Жаворонки не так сильно популярен в народе, как, например, Масленица, от этого он не становится менее любимым теми, кто знает о нем. Хотя бы потому, что полакомиться вкусным свежеиспеченным печеньем и порадоваться приходу весны всегда приятно, не только на праздник Жаворонки!

П тичек из теста можно делать по-разному. Например, раскатать небольшой жгут и связать его в узелок. Один конец узелка сформировать в виде головы с клювом, приделать глаза — изюминки, или ягодки из варенья, или орешки. Второй конец надо сплющить и сделать ножом надрезы, так называемые «перья».

Другой вариант: из куска теста вылепить головку с клювиком, остальную часть раскатать, разрезать на 3 части – два крылышка и один хвостик. Сложить крылья одно поверх другого, а на хвостике обозначить перья.

Самое простое, это использовать покупное слоеное или обычное дрожжевое тесто. Если же вы хотите приготовить тесто сами, то вот несколько рецептов:

Рецепт сладкого медового теста

1 ст. муки 0,5 ст. горячей воды 2-3 ст. ложки жидкого меда 2-3 ст. л. растительного масла немного соли

Разведите все ингредиенты, кроме муки, в воде, всыпать муку и замесите крутое тесто, хорошо вымешайте и при необходимости добавить еще муки.

Рецепт постного дрожжевого теста

(которое также подходит и для пирогов)

На 2 ст. муки — 1 ст. теплой воды 1 ч. л. быстродействующих дрожжей 2 ст. л. растительного масла 1 ст. л. сахара щепотка соли

Ингредиенты надо перемешать и дать тесту немного подойти. Для смазки жаворонков и других сладких изделий, перед посадкой в печь, используйте сладкий крепкий чай.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.