Отношение православия к гражданскому браку. Чем гражданский брак отличается от сожительства

Гражданский брак для огромного количества россиян, к сожалению, стал нормой. Люди сходятся на какое-то время, живут вместе, потом расходятся, не считая обязательным скреплять свой союз законными узами. У кого-то за спиной остается целая череда таких вот «браков». Часто можно услышать пренебрежительно брошенное: «А разве что-то значит печать в паспорте?». Что на самом деле стоит за нежеланием людей идти в ЗАГС, а потом в храм для венчания? Бывает ли любовь без обязательств? Так ли безобидны подобные отношения? Об этом наш разговор с настоятелем храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» города Саратова игуменом Нектарием (Морозовым).

— Сегодня мнение Церкви, выступающей против такого вида сожительства, как гражданский брак, разделяется далеко не всеми. Что на самом деле негативного в этом явлении?

— Сама постановка вопроса: «А что плохого в гражданском браке?», если при этом имеется в виду союз мужчины и женщины, не скрепленный законом и не освященный Церковью, является следствием очень глубокого общественного и личностного разрушения. В наши дни брак не воспринимается как нечто установленное не только Божественными, но и человеческими законами.

Людям даже не приходит в голову мысль, что когда нарушается закон общества — это плохо. Но даже в древнем мире, когда не было юридической регистрации брака, существовал некий обряд, которого все придерживались и который являлся простейшей формой выражения ответственности, которую люди друг за друга брали на себя. Сегодня, когда мужчина и женщина решаются жить вместе, не скрепляя свои отношения законом и тем более в Таинстве венчания, можно говорить о том, что эти два человека имеют очень неясные взаимные обязательства и то ли отвечают друг за друга, то ли нет.

Если же говорить о духовной стороне брака, то не мы, люди, установили, что есть грех, а что есть праведность. Есть те заповеди Божии, которые дают очень ясный ответ. Мы можем игнорировать Божественные законы и жить так, будто их нет. Но если не на Христе основывается семья как малая Церковь, то туда обязательно проникнет дьявол. И тот фундамент, который люди пытаются сами заложить, он обязательно будет раскалывать, начнет ссорить и разделять людей, напускать, образно говоря, холод туда, где раньше было тепло.

Любой священник и тем более Церковь в целом является обладателем богатого опыта наблюдения за различными жизненными ситуациями. И поэтому они могут говорить о том, что всегда в основе гражданского брака лежит либо недоверие, либо пренебрежительное отношение ко второй половине. А с точки зрения христианства в основе брака должна быть любовь и только любовь. И если она есть, то что может людей удерживать от вступления в брак по-настоящему? Может кто-нибудь на этот вопрос ответить? Ведь, согласно христианскому учению, брак — это таинство, некое чудо, в котором два человека становятся одной плотью. И если мужчина и женщина не решаются скрепить свой союз законными узами, я уже не говорю о церковных, то в их жизни этого чуда не произойдет. Они так и останутся друг другу чужими. А страшно прожить всю жизнь с чужим человеком.

— Бывает, начиная жить вместе, молодые люди говорят, что любят друг друга, и это является для них оправданием вот такого сожительства. Но из Ваших слов можно сделать вывод, что любви без обязательств перед любимым человеком быть не может. Это действительно так?

— Когда молодой человек и девушка говорят: «Мы сначала поживем вместе, узнаем друг друга, а потом уже примем решение», о большой любви, конечно, речи не идет. В этом есть элементарный расчет, неуместный в отношениях любящих людей, и даже элемент предательства. Потому что один человек, пожив в таком браке, может относиться к другому уже как к родному. А этот, ставший родным, примет вдруг решение о расставании.

Конечно, нужен здравый смысл, и перед вступлением в брак необходимо понять: мой ли это человек? И вопрос: «А нас ли Господь друг другу судил?» — молодые люди обязательно должны перед собой поставить. Вступлению в брак вообще должен предшествовать довольно длительный период узнавания друг друга. И если люди понимают, что они чужие, а это сразу чувствуется, если они внимательно друг в друга всматриваются, то в брак просто не надо вступать.

— Часто люди говорят, что печать в паспорте не много значит в отношениях мужчины и женщины.

— Я допускаю, что причиной может быть неуважительное отношение к закону. Но дело в том, что любое неуважение разрушает. Когда не уважают нас, это тяжело переносить, но когда не уважаем мы, это разрушает нашу собственную душу. Если у граждан возникает неуважительное отношение к своей стране, в этом нет ничего хорошего. Когда человек в состоянии выполнить требование государства, но этого не делает, то можно говорить о начатках беззакония и хаоса, тех самых, из которых рано или поздно явится Антихрист. Некоторые святые отцы, говоря об Удерживающем, о котором пишет апостол Павел (см.: 2 Фес. 2, 7), склоняются к тому, что это Дух Святой. Но другие считают, что это — закон как видимая форма организации человеческого общества. И Ветхий Завет прежде всего был законом жизни богоизбранного исповедующего единого истинного Бога, но, тем не менее, просто человеческого общества. Была, например, заповедь «Око за око», и человек понимал, что, выкалывая глаз другому, он уже выкалывает его самому себе. Если бы не этот закон, искалеченных людей было бы гораздо больше. И это веский аргумент, почему законы надо исполнять, чтобы зло было ограничено в своих проявлениях.

— Но можно возразить: немало гражданских браков заканчивается вполне благополучными законными и даже порой венчанными союзами.

— Это возражение несостоятельно. Сегодня — огромное количество разводов по всей стране, и странно говорить о том, что гражданские браки благополучно заканчиваются. Счастливых семей сейчас мало как никогда.

— Часто приводится такой довод: что, пожив в гражданском браке, люди имеют возможность лучше узнать друг друга и понять, могут ли они вместе идти по жизни.

— С одной стороны, в этом логика присутствует. Но может ли закончиться добром то, что начинается с греха? Ведь путь от греха к добродетели, к благополучию духовному или жизненному всегда лежит через покаяние, являющееся мучительным трудом. И епитимья как некое наказание за грех может даваться священником, но чаще всего она дается Богом. И те скорби, которые несет человек в течение всей своей жизни,— это и есть епитимья за грехи, которые он совершал. И неурядицы в семейной жизни, трагедии, которые возникают, кажется, на пустом месте, на самом деле являются последствиями грехов в добрачной жизни.

— А можно конкретней сформулировать, какими могут быть последствия союза, не скрепленного законом и, тем более, в Таинстве венчания?

— Их сложно взять и перечислить, они же никем не регламентированы. Последствия такие же, как у любого греха. Это состояние, когда, оказавшись в удалении от Бога, мы лишаемся возможности воспринимать в полной мере Божественную благодать. И начинается умирание человеческой души, она увядает, как цветок, лишенный необходимой ему влаги и света. Человек начинает увядать духовно, а порой и физически.

— В гражданский брак вступают, как правило, люди, далекие от Церкви, или проблема гражданского брака актуальна и в среде церковных людей?

— Все то, о чем мы говорим, к сожалению, имеет отношение не только к нецерковным людям. Придя к Богу, человек не всегда сразу начинает вести праведный образ жизни. И многие люди, ходящие в храм, считают возможным для себя жить гражданским браком. Более того, есть и священники, допускающие таких людей до причастия. Хотя практический опыт говорит о том, что если мужчина или женщина оказываются перед выбором: либо вступление в брак или расставание до принятия решения о создании полноценной семьи, либо отказ от причастия, то в их жизни в итоге все встает на свои места. Происходят перемены, которые уже давно зрели и были неизбежны. Часто «муж», если он был противником законного брака, вдруг понимает, что этот союз, который может распасться, для него важней, чем мнимая независимость.

Порой человек может в таком сожительстве пребывать и пять, и десять лет, а расставание произойдет все равно. Но жизнь строить заново будет уже очень трудно! Тяжело спустя много лет понять, что рядом все эти годы находился человек, который просто использовал такой брак как некую удобную форму существования.

— Что может остановить от вступления в гражданский брак человека, делающего первые шаги навстречу Церкви или еще далекого от нее, для которого понятие греха достаточно абстрактно?

— Если люди в принципе не способны и не готовы поверить в существование духовной реальности, то священнику объяснить им что-либо очень сложно. Тут уж скорее нужна консультация психолога или юриста.

Но, если человек хотя бы немного верит в Бога, в наличие законов духовных, то ему необходимо помочь осознать, что такой союз всегда бьет по детям. Бывает, говоришь людям, что надо что-то изменить в своей жизни, объясняешь, что пострадают дети, но они не прислушиваются. Потом случается беда, рождается, скажем, мертвый ребенок, и человек готов на себе волосы рвать от ужаса, но ничего уже не поделаешь.

Или элементарно представьте себе ситуацию, когда ребенка спрашивают: кто твои папа и мама? И ему порой очень сложно ответить на этот вопрос, когда он знает, что мама у него «настоящая», а вот что касается папы, то тут все сложней.

— Кто от таких браков страдает больше: мужчина или женщина? Исходя из жизненных наблюдений, складывается впечатление, что все-таки женщина.

— В большинстве случаев, это так. Как правило, «виновники» гражданских браков мужчины: женщины чаще хотят иметь полноценную семью. И нередко происходит примерно такой диалог. Священник говорит о том, что, независимо от мнения общества, гражданский брак — это грех, который убивает душу здесь, на земле, и в вечности отлучает ее от Бога. И слышит в ответ: «Я готова к браку, а мой сожитель нет». Что можно на это сказать? ― «Если вы хотите жить церковной жизнью, причащаться, значит, вы должны этот вопрос перед своим супругом поставить. Да и сами задумайтесь: если он не готов вступить в законный брак, то насколько вы ему на самом деле дороги?». И трудно, и страшно этой женщине бывает решиться... А потом, спустя какое-то время, они вместе с супругом приходят в храм и венчаются. Я такие примеры знаю. Как знаю и случаи, когда люди не решались на необходимые перемены в своей жизни, но в итоге все равно расставались.

— После неудачного гражданского брака, тем паче нескольких, человек теряет доверие к потенциальным спутникам жизни. Не является ли это затем препятствием для построения новых отношений?

— Человек на самом деле определенным образом изнашивается внутренне, особенно если в прошлом у него был не один, а несколько гражданских браков. Появляется и внутреннее чувство, что любые новые отношения могут быть «не навсегда». И первая возникшая проблема становится основанием для расставания. Но в браке всегда очень много значит терпение. Если не терпеть друга, если не пытаться взаимно друг друга воспитывать и меняться, то любой брак разрушится, потому что совершенных людей не бывает. А если у человека уже есть внутренняя установка, что всегда, «если что», можно и расстаться, то всякий брак будет распадаться, и так можно остаться ни с чем.

— Гражданский брак — это некая локальная проблема в жизни личности или, все же, чтобы человек увидел и прочувствовал греховную составляющую этого союза, он должен измениться в целом и должны поменяться его жизненные ориентиры?

— Любую болезнь трудно или даже невозможно лечить локально. Если у человека болит голова, можно дать ему таблетку от головной боли. Но завтра она заболит снова, потому что причина в повышенном артериальном давлении. И если человек не принимает в целом систему ценностей христианства, то объяснить ему что-либо о гражданском браке будет достаточно сложно. Человек должен увидеть неправильность своего существования, так сказать, глобально, тогда и частности исправляются. Если человек все происходящее в его жизни расценивает с позиций удобства или неудобства для него, то вряд ли его можно убедить в том, что гражданский брак не может быть формой жизни двух любящих друг друга людей и их детей. Но если он понимает, что жизнь — нечто уникальное, один раз человеку данное, и от того, как он проживет ее здесь, на земле, будет зависеть его жизнь в вечности,— это станет прочным основанием, на котором можно строить всю жизнь.

Беседовала Юлия Семенова

7 самых распространенных вопросов о церковном взгляде на брак.

Фото Юлии Маковейчук

Правда ли, что Церковь считает невенчанный брак блудом? И дети, которые рождаются в таком сожительстве, являются незаконнорожденными. И вообще, невенчанный брак с точки зрения Церкви - мерзость перед Богом?

Нет, это не так. С точки зрения Церкви любой зарегистрированный обществом или государством брак - не грех, а исполнение благословения Божия. Венчание же - это церковное Таинство, которое совершается лишь над вступающими в брак членами Церкви. В социальной концепции Русской Православной Церкви прямо говорится, что Церковь с уважением относится к гражданскому браку (не путать с сожительством), зарегистрированному в государственных органах.

А в Определении Священного Синода Русской Православной Церкви от 28 декабря 1998 года прямо сказано: «Православная Церковь, настаивая на необходимости церковного брака, с уважением относится к гражданскому браку, а также к такому браку, в котором лишь одна из сторон принадлежит к православной вере, в соответствии со словами святого апостола Павла: Неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим (1 Кор 7:14)». Под гражданским браком здесь подразумевается брак, зарегистрированный государством, а ни в коем случае не ошибочно называемое так сожительство.

- Как Церковь относиться к живущим «гражданским браком»?

- «Гражданским браком» сегодня принято называть ситуацию, когда, по сути уже находясь в брачных отношениях, люди категорически не желают их регистрировать ни в какой форме. С точки зрения Церкви, такие отношения являются блудным сожительством. А блуд, согласно христианскому вероучению, - один из грехов, отлучающих человека от Бога и Церкви. Поэтому не Церковь отлучает от себя живущих «гражданским браком», а сами люди отпадают от нее, согрешая блудом.

Действительно ли половая жизнь у христиан даже в браке считается делом греховным, потому что именно в плотской связи заключался первородный грех, совершенный Адамом и Евой?

На первых же страницах Библии ясно написано о том, что Адам познал свою жену уже после изгнания из Рая, а следовательно, - после грехопадения, которое, таким образом, ну никак не могло заключаться в плотском соитии первых людей. Поэтому апостол Павел прямо пишет, что брак - честен, и ложе - нескверно…. Грехопадение же первых людей заключалось в нарушении запрета на вкушение плодов от древа познания добра и зла.

- Православным обязательно иметь много детей и нельзя планировать семью?

Социальная концепция Русской Православной церкви так отвечает на этот непростой вопрос: «…Некоторые из противозачаточных средств фактически обладают абортивным действием, искусственно прерывая на самых ранних стадиях жизнь эмбриона, а посему к их употреблению применимы суждения, относящиеся к аборту.

Другие же средства, которые не связаны с пресечением уже зачавшейся жизни, к аборту ни в какой степени приравнивать нельзя. Определяя отношение к неабортивным средствам контрацепции, христианским супругам следует помнить, что продолжение человеческого рода является одной из основных целей богоустановленного брачного союза.

Намеренный отказ от рождения детей из эгоистических побуждений обесценивает брак и является несомненным грехом. Вместе с тем супруги несут ответственность перед Богом за полноценное воспитание детей. Одним из путей реализации ответственного отношения к их рождению является воздержание от половых отношений на определенное время».

- Почему в Церкви так почитают идеал девства и целомудрия? Ведь они являются прямым отрицанием брака…

Девство и целомудрие, парадоксальным образом, являются не отрицанием, а самым что ни на есть прямым утверждением и укреплением института брака. Целомудрие в христианской традиции не имеет ничего общего с отрицанием брака или с пренебрежительным отношением к физическому общению супругов. В начале прошлого века протоиерей П. И. Алфеев писал: «Идеал христианского брака вытекает из идеала христианского девства. Там, где девство попирается, загрязняется и низвергается с высоты своего нравственного величия чистоты и святости, там и брак разрушается».

- Почему православные браки распадаются так же часто, как и обыкновенные?

Если брак действительно церковный, то он не распадется. Конечно, часто люди, вступая в церковный брак, не отдают себе отчета, зачем они это делают, какова цель их бракосочетания именно в христианском смысле. Ведь любое действие человека определяется конечной целью. Цель обычного брака - создание семьи, удовлетворение потребностей супругов в любви и заботе, рождение и воспитание детей. Но в христианском браке есть еще один смысл, пожалуй, наиболее важный, поскольку именно он и делает такой брак христианским.

Подлинным основанием православного брака должно быть обоюдное желание супругов вместе, помогая друг другу, идти к христианской цели жизни - к спасению, к Богу. Если же семья называет себя христианской, но при этом у нее на первом месте иные цели - только земные и конечные, то называть такой брак православным нет никаких оснований. И распадаются подобные браки ровно по тем же причинам, что и все прочие: утрата взаимной любви, жестокосердие, стремление к земному счастью любой ценой.

Существует ли особое таинство на «развенчание» брака, после которого можно венчаться еще раз с другим человеком?

Нет, такой процедуры не существует. Церковного развода не бывает. Однако, если семья все-таки разрушена, Церковь может благословить и второй брак. Но получить такое благословение могут не все желающие. Для этого существует несколько причин расторжения предыдущего брака, которые описаны в официальных церковных документах: неизлечимая душевная болезнь, венерические заболевания и СПИД, алкоголизм и наркомания, измена супруга, оставление одного супруга другим, посягательство на жизнь супруга/супруги или детей, самокалечение одного из супругов, нахождение одного из супругов в розыске или без вести пропавшего на протяжении долгого времени, изменение веры одного из супругов, аборт, (кроме тех случаев, когда он был произведен по медицинским показаниям).

А вот такие причины, как плохие отношения с родственниками супруга, неспособность материально обеспечить семью, разные характеры, не являются поводом для расторжения церковного брака. В этих случаях разрешение на повторный церковный брак получает только супруг, неповинный в распаде прежнего брака.

Сегодня все чаще от пар, живущих без регистрации своих отношений и тем более без венчания, можно услышать: «Мы в гражданском браке». И если такую пару упрекнуть в блуде, она очень удивится и оскорбится: «Ведь у нас же брак!!!» На такие «браки» закрывают глаза и родители, считая, что эта «проба семейной жизни» многому научит их чад, которые потом, имея опыт, вступят в брак настоящий. Так брак это или блуд? Ведь блудом мы привыкли считать беспорядочную смену сексуальных партнеров, а тут он и она живут годами вместе. И можно ли считать эти браки гражданскими? Что такое вообще гражданский брак и как Церковь к нему относится? И почему однозначно осуждает как блуд такие вот сожительства, в чем видит тут грех и опасность?

Блуд не брак, но противоположен браку

Противная богооткровенному нравственному учению позиция – это выгораживание своего «права на распутство»

– «Блуд – не подготовка к браку, а состояние, ему противоположное», – определил святитель Иоанн Златоуст. Что хорошо, что плохо на этом свете, не человек выясняет, а Бог установил и нам открывает. Область тяжких грехов может казаться привлекательной только для того, кто еще не признал наличие в мире сотворенных свободно-разумных существ нравственного закона, установленного Создателем. Из него ясно следует, что для стремящегося наследовать Жизнь Вечную есть два плотских состояния: невинность-чистота-вдовство или венчанное супружество. Дискуссии с современниками здесь неизбежны, но каждая противная богооткровенному нравственному учению позиция будет попыткой выгораживания своего «права на распутство».

– Отношения между мужчиной и женщиной мы называем грехом блуда, если в такие отношения почему-то вступают верующие люди, игнорируя их церковное оформление. Но! Если на момент вступления в такие отношения оба были неверующие, но потом один из них уверовал, а другой нет, и отношения сохраняются, то тут имеет место несколько иное. Читаем: «Если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его» (1 Кор. 7: 12–13). Совершенно очевидно, что так как один из данного союза неверующий, то о церковном бракосочетании не могло быть и речи. Однако о мужчине и женщине в этом отрывке из послания апостола Павла говорится как о «муже» и «жене»!

В случае, если и второй супруг уверует, они смогут оформить свои отношения по церковным правилам. Читаем: «Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову (то есть не веруют в Евангелие. – прот. О.С. ), житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие» (1 Пет. 3: 1–2). Оказывается, такое положение не является вызовом чистому и богобоязненному житию верующей половины.

Нарушение законов, установленных Богом, ведет к тяжелым последствиям

– Добрачные плотские отношения (сожительство) Церковь определяет как грех блуда. Почему? Но прежде, чем дать ответ на этот вопрос, давайте определим, что такое грех. Грех – это нарушение закона, данного Богом. Господь – Творец Вселенной, Творец физических законов, законов химии, но и Творец духовных законов. Мы знаем, что физические законы нарушать нельзя. Ты можешь в них верить, можешь не верить, можешь изучить эти законы и знать их, а можешь не знать их, но при этом они всё равно на тебя будут действовать. Например, закон Архимеда. Если ты наберешь полную, до краев ванну воды, то, когда сядешь, вытесненная твоим телом вода выплеснется на пол, и тебе придется собирать ее тряпкой, чтобы она не просочилась к соседям. Верь или не верь в закон Архимеда, но он объективно действует. Или, например, закон гравитации. Если ты его нарушишь, если не учтешь тяготение, ты, выйдя из окна 3-го этажа, полетишь вниз, переломаешь себе кости – это в лучшем случае, а в худшем – разобьешься насмерть. Тут последствия твоего незнания и неверия будут трагическими.

Законы духовного мира «работают» так же. Они изложены в Священном Писании. Какие есть заповеди о семье? Не изменяй своей семье, не прелюбодействуй. А также – чти отца своего и мать свою. И если ты нарушаешь эти законы, тебе непременно – со 100-процентной гарантией – придется за это поплатиться.

В Священном Писании неоднократно осуждается грех блуда. Апостол Павел говорит: блудники Царства Божия не наследуют. Понятно, если не покаются и не изменят свою жизнь. Говорится также, что блудящий человек становится одним телом с блудницей, то есть, участвуя в этом грехе, оскверняет свое тело. Почему этот грех так серьезен, что называется одним из смертных грехов? Дело в том, что все отношения между мужчиной и женщиной разрешены и благословляются Богом только в одном случае: когда они совершаются в законном – подчеркиваю! – браке. Для чего существуют эти отношения? Для рождения детей – в первую очередь. Во-вторых, как выражение любви – для того, чтобы муж и жена стали единым целым, в том числе и телесно. И это взаимное плотское притяжение помогает супругам справиться с возникающими в семейной жизни проблемами. Но все это совершается только в законном супружеском союзе. Все прочие «союзы» – для греховных наслаждений.

Добрачные сожительства не ведут к деторождению, потому что от деторождения при таких отношениях бегают как от чумы. Результатом становится бесплодие женщины, потому что она делала несколько абортов, пила сильнейшие контрацептивы в течении нескольких лет. Беременности женщины избегают в таких союзах еще и потому, что прекрасно понимают: ребенок будет незаконнорожденный, и в случае каких-то драматических поворотов или если «отец» от него откажется, попробуй докажи отцовство.

Тяжело хранить верность тому, у кого был предыдущий опыт неверности

Хотел бы привести только один пример (а их множество), иллюстрирующий то, как грех блуда не позволяет человеку потом создать семью, разрушает его жизнь. Один мой знакомый очень гордился тем, что не употребляет наркотики, не курит, не пьет, но у него была очень серьезная страсть: он был очень любовно зависим, и то с одной девушкой у него «любовь», то с другой, то с третьей. И вот одно из сожительств он решил завершить законным браком: его возлюбленная забеременела. Но через какое-то время эта женщина его бросила – ей не нужны были «крепкие узы». И сейчас тот человек очень страдает, потому что его бывшая к ребенку его не подпускает, да и семью нормальную он не может создать. Почему? Потому что человек в браке чудесным образом не меняется. И если он привык блудить, ни в чем себе не отказывать, он жене своей будет изменять. Все эти предыдущие связи очень серьезным образом сказываются. Почему апостол Павел говорит, что, кто соблудит, тот становится одним телом с блудницей? Потому что эта греховная связь всегда будет с ним, ему тяжело будет хранить верность, если был предыдущий негативный опыт – опыт неверности. Церковь не зря говорит о грехе блуда!

Период добрачный дается человеку как период целомудрия. Потому невеста и называется «невестой», то есть неизведанной мужем. Люди должны найти свое счастье в законной семье.

Почему еще добрачное сожительство является большим грехом? Потому что, во-первых, такие отношения крайне безответственны. Вступая в них, люди не думают отвечать за последствия этих отношений. Это подобно тому, как человек, не имея прав, не имея документов на машину, берет автомобиль и ездит на нем, нарушая правила, при этом он знает, что поймать его невозможно, и если он совершит, например, ДТП, то машину просто бросит и убежит. Так и в добрачном сожительстве. Хотя, мне кажется, тут последствия намного тяжелее. Да, здесь безответственное бегство не наказуется, но, по моим представлениям, это не меньшее преступление, чем совершить ДТП, даже если в результате его было нанесено увечье другому человеку. Бросить доверившуюся тебе женщину с родившимся от тебя ребенком, отказаться от своего ребенка – большее преступление. Кто-то скажет, что и, прожив в браке, мужчина уходит от жены и детей. Но все-таки в браке такое случается намного реже, и человек сто раз подумает, прежде чем сознательно разрушить свою семью. Да и в браке закон на стороне женщины с ребенком, и по суду нерадивого отца можно привлечь к очень большой ответственности. Сожительство же, повторюсь, очень безответственно. Но последствия его, в том числе и духовные, весьма разрушительны.

Интимные отношения без заключения брака – это всегда недоверие друг другу

– Блуд – это не только беспорядочные связи с кем попало, но и допущение интимных отношений до законного брака. Это то же самое, что прийти на чей-то обед и тут же начать есть, не дожидаясь других, руководствуясь только тем, что ты голоден. Это преждевременное вкушение того, что уместно лишь в свое время и в своем месте. Впрочем, объяснить это достаточно трудно, если люди привыкли так жить.

Обычно в миру подобные отношения называются гражданским браком. И молодые люди в каком-то смысле успокаивают себя тем, что поживут «пока так», а в случае чего они «ничем не связаны». Вот это «ничем не связаны» уже показывает, что ничего серьезного в этих отношениях нет: это не брак и не семья. Да они и сами знают, что если что не понравится, они разбегутся в разные стороны.

Интимные отношения без заключения брака – это всегда недоверие друг другу. Партнеры заранее готовят себе путь к отступлению, но при этом уже спешат насладиться телесной близостью. Еще это проявление сомнения. Сомнение – ясный признак неведения, и его справедливым выражением является фраза: «А вдруг не получится? Вдруг он (она) меня бросит?» Такое неведение означает, что «их» души еще не стали едины, хотя «им» уже хочется слиться в единое тело. Сомнение – выражение внутренних смутных чувств, неуверенности. Вы будто находитесь в густом тумане, когда на расстоянии протянутой руки уже ничего не видно, и потому вы не видите, точно ли рядом с вами ваша будущая жена. Все это говорит об одном – у юноши и девушки еще не наступило внутреннее единение, сердце подсказывает о самообмане, и потому «они» на всякий случай не расписываются.

Подлинный брак предполагает взаимную ответственность и обязательства. В интимных внебрачных отношениях взаимная ответственность сводится к минимуму, а познание друг друга вершится почти по единственной мерке – мерке собственной постели. В конечном итоге всё это означает, что парень и девушка не обрели подлинного единения душ, почему не уверены друг в друге и боятся вступить в законный брак, но при этом им уже хочется насладиться взаимными телесными достоинствами, а дальше «авось как получится». А получится сожитие на основе внешней симпатии при полном отсутствии внутреннего родства.

При этом есть статистика, согласно которой мужчины, живущие в подобных отношениях, в большинстве своем считают себя холостыми, а женщины, напротив, считают себя замужними. То есть мужчины трезво видят ситуацию, но считают, что им и так сойдет, а женщины наивно гонятся за мечтой о хорошей семье, но видят семью там, где ее нет.

Жалко бывает видеть, как у людей проходит много лет в подобных отношениях, а в итоге они остаются ни с чем. Они и сами со временем понимают, что поступили ошибочно, но зачастую этот вывод слишком поздно приходит.

Блуд – это восстание против Бога

Растлить свое или чужое тело – этот «малый храм Божий» – грех против Божиего установления о нас

– Многие вообще не понимают, в чем «смертность», тяжесть греха блуда. Говорят: «А что тут такого? Мы никого не обижаем, всё делаем по взаимному согласию, мирно…» Так вот, чтобы осознать тяжесть этого греха, нужно вспомнить слова апостола Павла о том, что каждый из нас есть «храм Духа Святаго», то есть мы призваны жить так, чтобы Бог обитал в нас, как в храме. А кто храм Божий растлит, – продолжает апостол, – жизнь того человека Господь разрушит. Почему? А вот задумаемся: осквернить храм – дело маленькое или нет? Конечно, это великий грех. Вот так и растлить свое или чужое тело – этот «малый храм» – это грех против Божиего установления о нас, восстание против Бога. А что не будет восстанием, что будет согласно с Его волей? А это в первую очередь исполнение заповеди о законном браке, и начало законного брака, как ни странно, полагается в законе человеческом, но согласном с законом Божиим, то есть брак – это законное сочетание мужчины и женщины, связанное с ответственностью перед обществом и друг другом. А ответственность предполагает приоритет долга над преходящими чувствами, хотениями и настроениями. Вот это очень важно понять. Ответственность!

Говорят иногда: «Да зачем нужна эта печать в паспорте? Какая разница – есть она или нет?» Я всегда переспрашиваю: «Нет никакой разницы?» «Ну конечно, нет», – отвечают. «Точно нет?» – переспрашиваю еще раз. – «Точно». – «Ну тогда пойдите и поставьте эту печать!» И вот тут же, просто в мгновение ока, оказывается, что разница всё-таки есть, потому что начинается какая-то заминка, а потом самооправдание и объяснения… А почему? Да потому, что та самая «печать» означает большую степень ответственности, и вот именно ответственность, закрепленная законодательно, отличает брак от блудного сожительства.

Но за соблюдение закона должно нести ответственность в том числе и государство, и это очень важная тема, потому что еще каких-нибудь 150 лет назад, если мужчина без вины прелюбодеяния оставлял свою жену с детьми, ему сначала выписывали батогов немало, а если не одумается – ссылали в Сибирь. Или, по крайней мере, он должен был выплатить такую «компенсацию» за свой грех, что сто раз подумает, уходить ли ему «на сторону» или нет. Да и общественное мнение относилось очень строго к такому поведению, так что разрушивший свою семью потом оказывался во многом в роли изгоя.

Если же говорить о церковном подходе, то у святителя Васили Великого и вовсе есть правило, согласно которому человек, послуживший причиной разрушения собственной семьи, больше не должен вступать в брак как поправший и не сохранивший то, что ему было вверено Богом. И святитель Василий говорит замечательные слова о том, что блудное сожительство есть «не брак и даже не начало брака» именно потому, что оно беззаконно. Так что как бы ни хотелось кому трактовать, брак – это именно законное сожительство мужчины и женщины, согласное с правилами церковного устроения жизни.

И следующая необходимая степень «воцерковления» супружеских отношений – это благословение их в Таинстве венчания. Как жизнь человека – душевная и телесная – нуждается в восполнении духовном, так и супружеская жизнь нуждается в духовном восполнении, когда целью супружества становится достижение Царствия Небесного и самими супругами, и детьми, если Господь дарует детей. Это крест, который надо нести, следуя за Христом, и «отвержение» которого означает поистине катастрофу. Горько только, что немногие это понимают.

Сожительство до брака – это бегство от спасительных скорбей

– Слово «блуд» по значению сходно со словом «блуждание». А блуждание – это потеря дороги, трата времени не на то, чтобы идти к цели, а на дорогу не туда. Блуждание – это всегда потерянные время и силы. А блуд – это духовное блуждание.

И единственная «польза» от блуда, если можно так выразиться, – это понимание того, что так делать нельзя, знание о том, что сожительство вне брака не приносит счастья, любви, но опустошает душу.

Всемилостивый Господь сотворил нас для любви, счастья и спасения в вечную жизнь. И показывает нам кратчайшую дорогу к ним. Дороги могут быть у каждого человека разными, но цель пути у всех одна. И указывают нам направление заповеди Господни, они же рассказывают нам и то, как облегчить нам дорогу, и что – а точнее Кто – и как нам помогает. И как получить этой помощи больше.

Семья – это одна из дорог ко спасению. И на этой дороге есть указательные знаки: с какой идти скоростью, где делать остановку, куда поворачивать, а где тупик. Вот тупиком является сожительство вне брака. По многим причинам. К любви идут через скорби. «Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян. 14: 22). А сожительство вне брака – это как раз попытка найти для себя дорогу с наименьшими скорбями, удобную для себя. «Попробовать». Не жениться пока, а если будет трудно, быстро разбежаться и побежать «пробовать» с другим партнером: может, там будет легче. Сожительство блудное все построено на бегстве от скорбей. Выгодно, комфортно – сожительствуем. Не комфортно – разбежались.

Сожительство – это попытка избегнуть борьбы с блудной страстью. Но, удовлетворяя страсти, мы их не уничтожаем, а взращиваем

И заодно, конечно, это попытка избегнуть борьбы с блудной страстью, удовлетворяя ее в блудном сожительстве. Но, удовлетворяя страсти, мы их не уничтожаем, а взращиваем. Чем больше удовлетворяем страсть и потакаем греху, тем сильнее они порабощают нас. И в результате удовлетворения блудной страсти вне брака люди становятся не любящими супругами, а блудниками, которые всегда ищут острых ощущений и переживаний, понуждаемые своею страстью, принимая ее за любовь. И, конечно, не находят того, что нужно душе, находят только страдания и разочарование. Блуждают вне своего пути, в греховной темноте.

В трех соснах блуждают, не входя в Царствие Небесное, которое уже здесь, на земле, начинается. Не находя ни любви, ни счастья.

А те, кто в браке находится, знают, что им разбегаться нельзя: они – муж и жена. И еще знают, что после трудностей, искушений, скорбей, обид приходит благодать Божия и утешение, если прощаешь и не разбегаешься. И что чем больше прощено человеку, тем больше он любит, как сказано Господом в Евангелие от Луки, в 7-й главе, на вечери в доме Симона фарисея. А в браке много и много раз и ты прощаешь, и тебя прощают.

Поэтому не надо вступать в блудное сожительство до брака. Иначе не видать будет настоящей любви и счастья и Царствия Небесного. А будет блуждание в собственных грехах и страстях и бессмысленная трата своей драгоценной, единственной земной жизни на бегство от этой самой Жизни в собственные страхи, малодушие и пустоту.

Не надо путать гражданский брак и сожительство

– Об отношениях без регистрации у нас почему-то говорят как о гражданском браке. Но тут путаница понятий. Что такое гражданский брак? Гражданский брак – это брак, зарегистрированный в государственном органе – ЗАГСе. Но люди обманываются и при сожительстве без регистрации именуют себя мужем и женой. Однако они не муж и жена не только с духовной точки зрения. Есть у этой проблемы и юридический аспект. С точки зрения закона они сожители, и никакие юридические нормы и законы, регулирующие отношения внутри семьи, например касающиеся детей и совместного имущества, на них не распространяются. И в уголовном праве мы четко читаем: если преступление совершается, не именуется мужем тот, отношения с которым в ЗАГСе не зарегистрированы, но именуется сожителем.

Если ты человека любишь, если хочешь с ним быть, если тебя всё устраивает в этом человеке, почему не зарегистрировать свои отношения – хотя бы в ЗАГСе? Но до ЗАГСа не доходят сегодня во множестве. А ведь и дети в таком сожительстве рождаются… И как решать возникающие при этом правовые вопросы, как защищать этих детей? Кто потом алиментные обязательства будет выполнять, если пара «разбежится»?

Итак, гражданский брак – это брак, зарегистрированный государственными органами. И если этот брак не венчан, Церковь не считает такие отношения блудом. Это особо подчеркивается. Так надо ли венчаться? Обязательно надо!

Что такое венчание? Венчание – это Таинство, с которым преподается благословение Божие. Как и в любом Таинстве. А если живут невенчанными, то выходит, что пара, вступая в брак, совершая такой ответственный шаг, забывает о самом главном – попросить у Бога благословение. Забывает о Божией благодати. Что же удивляться, что у нас столько разводов, что возникают конфликты. Как без благословения устраивать семейную жизнь?

А грех сожительства и в том, что человек не хочет нести ответственность за другого. Брак – это свидетельство перед обществом об ответственности друг за друга. Если человек желает нести ответственность за другого из любви, то он перед всем обществом объявляет: «Вот моя жена, вот мой муж – и в горе, и радости. На всю жизнь. И вы все – близкие, знакомые, государство – знайте: мы готовы на этот шаг».

Сожительство опасно, прежде всего, для женщины, ведь пострадавшей, когда пара расстается, всегда оказывается именно женщина: как только она забеременела, ее так называемый муж опечалился этим фактом и, если она аборт не хочет делать, ушел. А женщина, считавшая его мужем, остается одна с ребенком. Поэтому Церковь всегда настаивает, чтобы человек, встретивший другого человека как свою половинку, мужчина, полюбивший женщину, женщина, полюбившая мужчину, сказали обществу, Церкви о своей ответственности друг за друга, зарегистрировав брак в органах ЗАГСа и освятив его в храме Божием Таинством венчания.

В этот раз хотел бы предложить читателю свои размышления на тему так называемого «гражданского брака». В последнее время это явление приобретает довольно ощутимые масштабы. С каждым годом увеличивается число пар, живущих в «гражданском браке», т.е. в браке, не зарегистрированном государством, и не освященном Церковью. При этом причин для отказа от регистрации брака в органах ЗАГСа или венчания в церкви высказывается достаточно много. «Гражданский брак» стал некоей данью современной моде, это греховное по своей сути явление широко разрекламировано и одобряется многими общественными и даже политическими деятелями. Кинозвезды, певцы, актеры, многие другие публичные люди без всякого стеснения рассказывают то, как они живут друг с другом в неофициальных, свободных отношениях. Причем некоторые из них даже гордятся тем, что именно такая форма отношений между полами наиболее близка их «творческим натурам, постоянно находящимся в поиске чего-то нового». Печален тот факт, что это становятся дурным примером для молодежи, которой также интересно все новое и неизведанное.

Постоянно приходится слышать, что молодые люди, перед тем как пойти в ЗАГС для подачи заявления, стараются пожить вместе в «гражданском браке», иногда называемом «пробным». Чего молодые люди этим добиваются? «Гражданский брак» становится некоей формой возможности проверить свои чувства относительно друг друга, на некоторое время побыть мужем и женой, отведать всех прелестей семейной жизни. И лишь потом зарегистрировать свои отношения.

Для меня, как для православного христианина, совершенно непонятны эти желания «поиграть» в семью. Абсолютно ясно, что молодые люди, которые начинают помышлять о браке, выросли из детсадовского возраста и уже давно не играют в куклы. Неужели желание побаловаться все еще теплится в душе, а «гражданский брак» становится удобной возможностью удовлетворить эту потребность? Скорее всего, нет. Так почему же для того, чтобы проверить свои чувства, нельзя просто продолжать встречаться, общаться, и вполне логическим путем подойти к свадьбе и полноценному браку? Почему желание жить под одной крышей в качестве «пробных» супругов возобладает над здравым смыслом? Таких вопросов можно задавать множество. Можно было бы все списать на распущенность нравов современной молодежи. Но поражает позиция родителей, с разрешения которых молодежь начинает жить в «пробных браках». Еще больше удивляет, когда в «гражданский брак» вступают люди немолодые, уже имевшие опыт семейной жизни и, зачастую, пережившие развод. Что привлекает их в «гражданском браке»? Ответ прост – неуверенность в завтрашнем дне. Люди, имеющие печальный опыт развода, предпочитают не обременять себя штампом в паспорте, чтобы избежать впоследствии возможных проблем со вторым разводом. Так зачем же тогда вообще вступать в такой брак, когда заранее думаешь о разводе? Подобные мысли, когда каждый из супругов готов хлопнуть дверью при первом же скандале, не могут положительно влиять на атмосферу в семье.

Вообще трудно назвать семьей подобное сожительство, когда каждый просто получает от такого «брака» то, что ему нужно. Женщина получает формальный статус «жены», ее уже трудно обвинить в блуде с первым встречным. Мужчина получает от такого «брака» домработницу, которая готовит, стирает, убирает, помимо этого исполняет «супружеские обязанности», но при этом не является его законной женой, и он осознает, что ничем с ней не связан и в любой момент может просто уйти, ни кем и ни в чем не обвиненный. Говорить о любви тут не приходится. Ведь любовь – это, в первую очередь, ответственность друг за друга. Взаимная ответственность напрочь отсутствует в «гражданском браке». Получается, что для женщины подобный «брак» – это иллюзия семьи, а для мужчины – иллюзия свободы. Женщина вроде бы живет в семье, но это не семья, т.к. мужчина не берет на себя ответственности за свою «супругу». А мужчина вроде бы формально свободен, но в то же время находится под контролем «жены». Редкая жена, даже в «гражданском браке» позволит мужчине в открытую искать себе новую пассию или разгуливать по любовницам.

Мужчины в «гражданском браке» понимают, что ничего не теряют. Ребенка растить матери, деньги взыскать с такого «мужа», который в любой момент может просто повернуться и уйти, весьма проблематично. Интересно, что женщина, как правило, называет своего сожителя мужем, а мужчина свою «гражданскую жену» любовницей, сожительницей, подругой. И лишь некоторые - женой. Мне приходится часто отвечать на вопросы, приходящие на сайт. Практически во всех письмах, где говорится о подобных «браках», женщины пишут фразы типа: «мой гражданский муж» или «мой муж (но мы с ним не расписаны)». И почти во всех письмах рассказывается о том, что в таких «семьях» возникают проблемы именно личностного характера. Люди, так сказать, не уживаются характерами.

При работе над статьей меня заинтересовал вопрос: можно ли вообще назвать подобное сожительство браком? Для того чтобы получить ответ на этот вопрос, я обратился к двум источникам правового регулирования – Церковному праву и гражданскому Семейному праву (Семейному кодексу РФ). Начну с гражданского Семейного права. В юридической литературе общее понятие брака чаще всего расшифровывается как юридически оформленный свободный и добровольный союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи, и порождающий взаимные права и обязанности имущественного, так и личного неимущественного характера между супругами. Брак в Российской Федерации является моногамным, добровольным, равноправным союзом мужчины и женщины, заключенным в установленном законом порядке. Действительным признается только брак, заключенный в органах записи актов гражданского состояния (п. 2 ст. 1 СК РФ). Брак, заключенный в церкви, либо брак, заключенный по местным или национальным обрядам, с юридической точки зрения браком не является и никаких правовых последствий не порождает. Также не являются браком, т. е. не порождают правовых последствий, фактические брачные отношения, не зарегистрированные в органах записи актов гражданского состояния.

Первым необходимым условием заключения брака является его регистрация в органах ЗАГСа. И только вторым необходимым условием для заключения брака, предусмотренным СК РФ, является взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак. Из приведенного видно, что первоочередную позицию в правовом регулировании семейных отношений занимает именно вопрос регистрации брака, а не обоюдного желания мужчины и женщины вступить в брак. Т.к. только после того, как подано заявление в ЗАГС, можно рассматривать вопрос о взаимном согласии желающих вступить в брак. И если возникает такое препятствие, заявление может быть отклонено. Этот юридический аспект особо важен в вопросе рассмотрения взаимоотношений в так называемом «гражданском браке». Многие пары, выражающие желание «пожить вместе» должны понимать, что государственное правовое регулирование их взаимоотношений может начаться только после регистрации их брака в органах ЗАГСа. Это немаловажный аспект семейной жизни. Ведь государство, санкционируя конкретный брак, принимает на себя обязательство защищать образовавшуюся семью, личные и имущественные права ее членов. Регистрация дает возможность участникам семейных отношений осуществлять права и требовать исполнения обязанностей, которые возникают у них в связи с установлением брачных отношений, а также охранять личные и имущественные права и интересы супругов. Все это не может быть достигнуто в «гражданском браке». Ни один суд не встанет на защиту прав и свобод, предписанных в Семейном кодексе и нарушенных в «гражданском браке». С точки зрения юридического права «гражданский брак» не является браком. Соответственно, государство в лице судебной инстанции не может гарантировать соблюдение прав и обязанностей членов семьи в несуществующем браке.

Было бы глупо полагать, что семейная жизнь в «гражданском браке» протекает безоблачно, в розовых тонах , а «супруги» никогда не встречают на жизненном пути проблем и невзгод. Скорби посещают людей, живущих и в законном, и в венчанном браке. Бывает, и те, и другие разводятся. Поэтому, отсутствие регистрации брака никаким положительным образом не может влиять на жизнь людей, живущих в «гражданском браке», и не избавляет их от бед и скорбей. Но если в случае с зарегистрированным браком есть возможность потребовать через судебные или иные инстанции соблюдения прав супругов, то в «гражданском браке» этой возможности нет. А раз нет такой возможности, то «супругам» придется остаться со своими проблемами один на один, от чего, несомненно, проблем только прибавится.

Таким образом, рассмотрев с юридической позиции гражданского семейного права так называемый «гражданский брак», я пришел к выводу: «гражданский брак» назвать браком вообще нельзя, ибо он не влечет за собой соблюдение всех правовых норм, предусмотренных законодательством. Позиция государства в этом вопросе предельно четкая и предельно ясная. Ну, а если «гражданский брак» нельзя назвать браком, то какое же определение можно дать ему? «Гражданский брак» можно назвать только сожительством, а «супругов» – только сожителями.

А теперь хотелось бы рассмотреть позицию Православной Церкви по отношению к «гражданскому браку». Для этого необходимо рассмотреть православное учение о браке . Лично мне наиболее импонирует определение христианского брака, высказанное ректором Свято-Тихоновского богословского института прот. Владимиром Воробьевым в его работе «Православное учение о браке»: «Брак понимается в христианстве как онтологическое соединение двух людей в единое целое, которое совершается Самим Богом, и является даром красоты и полноты жизни, существенно нужным для совершенствования, для осуществления своего предназначения, для преображения и вселения в Царствие Божие». Поэтому Церковь не мыслит полноты брака без особого ее действия, называемого Таинством, имеющую особую благодатную силу, дающую человеку дар нового бытия. Первые христиане не знали того Таинства венчания, которое практикуется в современной Православной Церкви. Совместная жизнь христианских супругов начиналась с совместного участия в евхаристии. Первые христиане не мыслили своей жизни без евхаристии, вне евхаристической общины, в центре которой стояла Вечеря Господня. Вступающие в брак приходили в евхаристическое собрание и, с благословения епископа, вместе причащались Святых Христовых Тайн. Все присутствующие знали, что эти люди начинали в этот день новую совместную жизнь у чаши Христовой, принимая ее как благодатный дар единства и любви, который соединит их в вечности. Именно в залоге вечного единства и любви видится смысл новозаветного учения о браке. В отличие от ветхозаветного учения, где деторождение являлось главной целью брака, брак новозаветный предстает перед человеком как особое духовное единение христианских супругов, продолжаемое в вечности. Ветхозаветное учение о жизни вечной предполагало, что человек живет в своих потомках. Иудеи ждали своего Мессию, который устроит некое новое израильское царство, в котором наступит блаженство еврейского народа. Именно участие в этом блаженстве потомков того или иного человека понималось как его личное спасение. Поэтому бездетность считалась у евреев как наказание Божие, ибо оно лишало человека возможности личного спасения. Поэтому учение о браке, как состоянии, предназначенном лишь для деторождения, Христом отвергается в Евангелии: «В Царствии Божием не женятся и не выходят замуж, но пребывают как ангелы Божии» (Мф. 22, 23-32). Господь явно дает понять, что в вечности не будет плотских, земных отношений между супругами, но будут духовные. Поэтому и христианский брак, в первую очередь, дает возможность для духовного единения супругов. Об этом говорит ап. Павел: «оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» (Еф. 5, 31-32). В Евангелии есть очень важный момент, подчеркивающий отношение Христа к браку: «что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19, 5). Эти слова говорят о фактической невозможности развода. Христос здесь говорит об абсолютном значении того соединения, которое совершает Бог Своею благодатью. Муж и жена соединяются онтологически, их союз не должен разрушаться от человека, поэтому развод не может иметь Божьего благословения. Ведь бесценный дар любви, преподнесенный супругам в Таинстве брака Божьим благословением, не может быть упразднен, он вечен по своей сути и не может прекратиться со смертью человека. Поэтому можно с уверенностью сказать, что христианский брак совершается в вечности, ибо «любовь никогда не престает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1 Кор. 13, 8).

В Основах Социальной Концепции Русской Православной Церкви была озвучена четкая церковная позиция по отношению к нерасторжимости брака: «Церковь настаивает на пожизненной верности супругов и нерасторжимости православного брака. Развод осуждается Церковью как грех, ибо он приносит тяжкие душевные страдания и супругам (по меньшей мере, одному из них), и особенно детям. Крайне беспокоит современное положение, при котором расторгается весьма значительная часть браков, особенно среди молодежи. Происходящее становится подлинной трагедией для личности и народа. Единственным допустимым основанием развода Господь назвал прелюбодеяние, которое оскверняет святость брака и разрушает связь супружеской верности».

Говоря о браке, как о духовном единении супругов, ни в коем случае не стоит забывать, что сам брак становится средством продолжения и умножения человеческого рода. Посему деторождение спасительно, ибо богоустановленно: «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт. 1, 28). О спасительности чадородия учит ап. Павел: «жена … спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием» (1 Тим, 2, 14-15). Таким образом, чадородие является одной из целей брака, но отнюдь не является самоцелью. Церковь призывает воспитывать детей в православной вере. Только тогда чадородие становится спасительным, когда дети становятся вместе с родителями «домашней Церковью», возрастая в духовном совершенствовании и познании Бога. Отсутствие единомыслия в семье ставит под удар ее дальнейшее существование. А ведь именно это зачастую приводит к распаду «гражданского брака». Люди, недостаточно хорошо узнав друг друга, по большей части имея целью удовлетворение плотских страстей в совместном проживании, становятся перед фактом несовместимости их внутренних убеждений и принципов и, в итоге, просто расходятся.

Церковное брачное право гласит: «Семья полноценна, когда в ней есть дети. Дети - равноправные ее члены». Но не приходится говорить о духовном воспитании детей в таких «гражданских браках». Ведь по большей части, рождение детей в «пробном браке» и вовсе не предусматривается, что, несомненно, приводит к противоестественному факту, что вместо радостного ожидания ребенка становится нежеланной беременность. Самоцелью в таком «браке» становится желание поближе узнать друг друга во всех отношениях. А пока сожители «узнают друг друга», «жены» успевают сделать не один аборт . Не надо быть специалистом, чтобы отчетливо понимать, что аборт опасен для женщины и вероятность родить после него здорового ребенка значительно снижается. Аборт представляет собой серьезную угрозу не только физическому, но и душевному здоровью женщины, и, кроме того, что очень существенно, является тяжким грехом. Поэтому Православная Церковь ни при каких обстоятельствах не может дать благословение на производство аборта. Женщина, сделавшая аборт, согласно церковным канонам, подлежит епитимьи убийцы. Конечно же, одновременно с матерью ответственность за детоубийство несет и отец. И даже если «супруги» будут предохраняться от нежелательной беременности ради удовлетворения своих эгоистичных потребностей и призрачной идеи «поближе узнать друг друга», они будут впадать в несомненный грех. Свое отношение к контрацепции Русская Православная Церковь выразила в Основах Социальной Концепции: «Религиозно-нравственной оценки требует также проблема контрацепции. Некоторые из противозачаточных средств фактически обладают абортивным действием, искусственно прерывая на самых ранних стадиях жизнь эмбриона, а посему к их употреблению применимы суждения, относящиеся к аборту. Другие же средства, которые не связаны с пресечением уже зачавшейся жизни, к аборту ни в какой степени приравнивать нельзя. Определяя отношение к неабортивным средствам контрацепции, христианским супругам следует помнить, что продолжение человеческого рода является одной из основных целей богоустановленного брачного союза. Намеренный отказ от рождения детей из эгоистических побуждений обесценивает брак и является несомненным грехом».

Но если даже в таком «гражданском браке» рождаются дети, то должного духовного воспитания они получить не могут. В первую очередь, примером для ребенка являются его родители. А какой пример могут дать родители, живущие в «гражданском браке»? Кем вырастет ребенок, рожденный в атмосфере безответственности, безнравственности и греха? Ребенок, как губка, впитает все, что видит с самого детства. Правильного духовного воспитания в «гражданском браке» ребенок получить не может, ибо его родители не строят свою жизнь согласно заповедям Божиим. Разве ребенок, видя грех с самого детства, не станет впоследствии подражать родителям? Вот, что говорят святые отцы Церкви о воспитании детей: «Дети - не случайное приобретение, мы отвечаем за их спасение… Нерадение о детях - больший из всех грехов, он приводит к крайнему нечестию… Нам нет извинения, если дети у нас развращены» (свт. Иоанн Златоуст); «Блажен, кто воспитывает детей богоугодно» (прп. Ефрем Сирин); «Истинный отец не тот, который родил, но тот, который хорошо воспитал и научил» (свт. Тихон Задонский); «Родители главным образом ответственны за воспитание своих детей и вину за дурное воспитание их никому не могут приписывать, кроме себя» (свмч. Владимир, митр. Киевский). И как страшно звучат слова Спасителя, которые вполне можно отнести к людям, воспитывающим своих детей в бесчестии: «кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской. Горе миру от соблазнов, ибо надобно прийти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф. 18, 6-7).

Говоря о духовной стороне брака, Церковь совсем не отвергает его физическую составляющую. Можно даже сказать, что некоторым образом регулирует физические отношения супругов. Ап. Павел учит о взаимных обязанностях мужа и жены: «во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим. Впрочем, это сказано мною как позволение, а не как повеление” (1 Кор. 7, 1-6). По сему, интимные отношения – это вопрос личной внутренней свободы каждой семьи, которая свободна в том, как им строить свою семейную жизнь. Было бы глупым полагать, что интимные стороны жизни супругов являются с точки зрения Церкви чем-то запретным или греховным. Но это вовсе не означает, что под благовидным названием «гражданский брак» можно узаконить свои интимные отношения. В этом случае отношения эти Церковь характеризует только как блуд, а попытка придать ему некий благовидный предлог является, по сути, подменой духовных понятий. Очень четко определил позицию Православной Церкви по отношению к «гражданскому браку» Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в своем докладе на Архиерейском соборе, проходившем в июне этого года в Москве: «Большой проблемой стало массовое распространение сожительства без заключения брака, а значит, без малейшей ответственности друг перед другом и перед будущими детьми, рождение которых обычно и не предполагается в таких союзах, почти никогда не бывающих прочными. Необходимо объяснять, почему такой «брак» не может считаться браком вообще, а расценивается как блудное сожительство. И одновременно мы должны свидетельствовать о смысле и традициях христианского брака, дающего человеку счастье и полноту бытия. Нам также нужно решительно противостоять попыткам размыть понятие семьи, которая может быть только законным союзом мужчины и женщины, создающим достойные условия для воспитания детей».

Муж и жена должны любить друг друга, быть безусловно преданными друг другу. Хранение супружеской верности составляет непременный долг и мужа, и жены. Еще в Ветхом Завете было сказано: «Не прелюбодействуй» (Исх. 20, 14). Господь Иисус Христос уже само пожелание чужой жены осуждает как греховное: «Вы слышали, что сказано древним: «не прелюбодействуй». А я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф. 5, 27-28). Но как возможно говорить о сохранении супружеской верности, когда сам «гражданский брак» является блудным сожительством? Ведь нераскаянный грех всегда порождает новый грех. Там, где нет ответственности перед супругом, всегда максимально увеличена возможность совершения блудодеяния. Недаром учит ап. Павел: «Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог» (Евр. 13, 4). Блуд несовместим с любовью, ибо он разрушает ее. Поэтому оправдать «гражданский брак» любовью желающих вступить в него никак нельзя, ибо нераскаянный блудный грех сокрушит любовь, не дав ей взрастить добрые плоды. Господь учит: «Нет доброго дерева, которое приносило бы худой плод; и нет худого дерева, которое приносило бы плод добрый» (Лк. 6, 43). Также и «гражданский брак», являясь блудным сожительством, никогда не принесет доброго плода. А «всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь» (Мф. 7, 19). Так и православные христиане должны осознавать, что ложное понятие «гражданского брака», являясь лживой подменой истинного понимания брака, должно быть отсекаемо от сообщества верных, ибо оно не приемлемо для него.

Помимо всего вышесказанного, хочется также отметить один немаловажный духовный аспект вопроса о «гражданском браке». Люди, живущие в таком «браке», согласно церковным канонам, не могут быть допущены до церковных Таинств, пока не прекратят блудное сожительство и не принесут покаяние . В первую очередь, стоит сказать, что они не могут быть венчаны в Церкви. Современные правила Русской Православной Церкви не дозволяют венчать людей до регистрации их брака в органах ЗАГСа. Это делается для того, чтобы убедиться в серьезности намерений брачующихся. Регистрация брака государством предполагает некоторую долю ответственности и серьезности людей по отношению к собственному намерению вступить в брак церковный. Ни о какой-либо ответственности по отношению к браку, присутствующей у людей, живущих в «гражданском браке», говорить невозможно. Ее просто нет. Конечно, венчание без регистрации в ЗАГСе возможно в исключительных случаях с благословения епархиального архиерея. Но желание «пожить друг с другом» и сознательный отказ от государственной регистрации брака никак не может быть такой причиной. Люди, живущие в «гражданском браке», также не могут стать крестными родителями. Согласно церковным канонам, люди, открыто ведущие безнравственную жизнь, не могут стать восприемниками от купели крещения. В обязанность крестных родителей входит воспитание своих крестников в православной вере. Также, как в случае с собственными детьми, рожденными в «гражданском браке», «супруги» не смогут дать должного духовного воспитания своим крестникам. Ну и, конечно, стоит сказать, что, согласно канонам, люди, живущие в блудном сожитии, не могут быть допущены до причастия до того момента, пока не перестанут грешить и не принесут покаяния.

Если же люди настаивают на своем мнимом праве жить в «гражданском браке», т. е. в грехе, священник должен отказывать им в желании причаститься, обвенчаться или стать крестным. Бывает, что люди не воспринимают причину отказа и уходят их храма неудовлетворенными. Но в этом нет вины священника или Церкви. Церковь ни при каких условиях не может идти на компромисс с грехом. Об этом учит ап. Иаков: «Прелюбодеи и прелюбодеицы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» (Иак. 4, 4). Церковь не может быть другом тому, кто сам ради удовлетворения эгоистических желаний добровольно становится Богу врагом.

Подводя итог, хотел бы вновь обратиться к церковному брачному праву и дать понятие христианской семьи: «Семья представляет собой общежитие многих ее членов. Способностью к мирному сожитию определяется нормальный строй семьи. Семейная жизнь создает общие интересы, в понимании которых нет розни, хотя могут быть разногласия и соглашения, в достижении которых нет места главенству и честолюбию, а есть совесть и поддержка. Горести и радости делятся, невзгоды бодро переносятся, труд чередуется с отдыхом, беседами, общими развлечениями. Любовь и взаимное уважение составляют атмосферу семьи. Дети - радость и надежда семьи. Дети - равноправные члены семьи. Жизнь семьи общая. У взрослых есть свои права, есть они и у детей. У взрослых есть обязанности, и у детей они есть, посильные им, соответствующие их возрасту. Они научаются в семье порядку, труду, дружелюбию, правдивости и честности. Достигается это тем легче и становится тем прочнее, чем разумнее жизнь взрослых, чем она проще, чем больше в ней любви, чем более она облагорожена трудом, основана на благочестии и благодатной жизни. Созидаемые таким образом семьи растят честных и добропорядочных граждан Отечества, благочестивых членов христианских общин. Из этих же семей избираются впоследствии женихи и невесты, желающие создать новые брачные союзы по личному расположению друг к другу и по благословению Божию и родительскому».

Каждому читателю желаю помощи Божией в созидании крепкой и дружной семьи, где царят добрые христианские отношения, построенные на соблюдении заповедей Божиих, любви, и взаимопонимании.

Как Церковь относится к поздним бракам?
Протоиерей Владимир Волгин:
Церковь не возбраняет вступление людей в брак в зрелом возрасте. Она лишь отчасти регламентирует поздние браки: по постановлению священных Синодов Русской Православной Церкви, вступать в брак разрешается до 80 лет. Это уже немало.
Во все времена Церковь относилась ко второму или третьему браку со снисхождением и разрешала его, потому что человеку лучше не быть одному. В одиночестве он может стать душевно развязанным, нецеломудренным. Церковь идет на снисхождение, чтобы оградить человека от греха блудодеяния, а точнее, прелюбодеяния по отношению к первому браку. Ведь если судить строго, то Господь Иисус Христос сказал: кто женится на разведенной (или разведенном), тот прелюбодействует (Мф. 5, 32). Это, пожалуй, будет ответом на вопрос: в каком «статусе» находятся разведенные люди?
Поздний брак очень сильно отличается от раннего, ведь за плечами обоих супругов, как правило, большой жизненный опыт и, к сожалению, не всегда положительный. Почти всегда неминуемым предшественником позднего брака бывает развод. Уточним, в каких случаях Церковь разрешает его. Первое – это разное вероисповедание; второе – психическая невменяемость одного из супругов; третье – физиологическая неспособность к деторождению. Но даже разрешая развод по этим причинам, Церковь не одобряет его. Потому что самая высокая духовная планка для христианина – это несение креста, который он взял на себя при вступлении в брак, до конца своих дней, вне зависимости от жизненных обстоятельств. Но, понимая слабость человеческой природы, Церковь разрешает развод по этим причинам, а так называемой «пострадавшей» стороне даже позволяет вступать во второй и третий брак. Я позволю себе вспомнить некоторые высказывания святых отцов, которые очень ярко показывают отношение Церкви ко вторым и третьим бракам. Вот что говорит святитель Григорий Богослов: «Первый брак называют законом, второй – снисхождением, третий – беззаконием». Подобным образом высказывается святой митрополит Фотий: «Первый брак – закон, второй брак – прощение, третий брак – законопреступление». Видите, как строго относилась Церковь к третьему браку.

Иеромонах Макарий (Маркиш):
Верный образ позднего брака дается евангельской притчей о работниках в винограднике (см. Мф. 20, 1-16). Да, есть большое преимущество у раннего брака, и те, кто видят свое призвание в семейной жизни, не должны откладывать бракосочетание. Но и тех, кто вступает на поприще спасения своей души и пришел в третий, шестой, девятый и даже одиннадцатый час, Господь не лишает награды, и награда эта может быть не меньшей, чем у первых – если, конечно, они трудятся на совесть!

Есть ли отличия в чине второго венчания?
Протоиерей Владимир Волгин:
Чин второго венчания преисполнен покаянными молитвами. Третьего чина не существует, второе и третье венчание идентичны. Первым чином венчают людей, которые вели целомудренную добрачную жизнь и вступают в брак впервые. Этот чин венчания напоен благословением Божиим, он светел. Не хочу сказать, что несветел чин второго венчания, ведь Бог всегда есть Свет! Но той торжественности, той девственности в Таинстве Венчания второбрачных нет. Церковь какое-то время даже сомневалась, надевать ли на второбрачных венцы, но все-таки пришла к убеждению, что делать это нужно. Потому что венцы – это символ власти и будущего деторождения, знак власти над детьми, знак власти в своем малом микроцарстве, которое называется семья.

Иеромонах Макарий (Маркиш):
В Требнике есть особое «Последование о второбрачных»: наряду со всеми основными элементами обручения и бракосочетания – обменом кольцами, венчанием, чтением Апостола и Евангелия, общей чаши с вином, – оно содержит особые покаянные молитвы и прошения. Священник, в зависимости от возраста супругов, может слегка сокращать прошения ектений и слова молитв, убирая упоминания о деторождении.
Нужно знать, что венчаться можно не более трех раз. Церковь не благословляет четвертого брака (и последующих за ним). Поэтому тем супругам, которые вступили в брак в четвертый (и более) раз, надо принести покаяние в грехах и заблуждениях прошлого и строить супружескую жизнь, чистую от грехов и свободную от заблуждений, смиренно ограничившись гражданским бракосочетанием.
Хотелось бы также обратить внимание вот на какой момент: такого понятия как «развенчание» в Церкви нет и быть не может. Церковь не разрушает брака, разрушают его супруги (или один из них), и гражданский развод свидетельствует об этом прискорбном факте. За разрешением на второй брак обращаются в епархиальное управление по месту своего жительства (что иной раз весьма неудачно называют «просьбой о развенчании»). Однако в разных епархиях это происходит несколько по-разному: такая просьба может подаваться либо перед заключением гражданского брака, либо уже после него, перед браком церковным. Порядок этот определяется правящим архиереем.

Как Церковь относится к так называемым «неравным бракам»?
Протоиерей Владимир Волгин:
Из истории мы знаем много супружеских пар, проживших в честном и благочестивом браке много лет, хотя он считался «неравным». Например, замечательный писатель Сергей Нилус. Он женился на женщине, которая сохранила свое целомудрие до 52 лет. Она ни разу не вступала в брак, была фрейлиной трех императорских домов. Нилус по каким-то причинам развелся со своей первой женой и в 42 года женился во второй раз, соответственно жена была старше него на 10 лет. И они счастливо прожили в браке всю оставшуюся жизнь.
Но в 1918 году Поместный собор Русской Православной Церкви, избравший патриархом святителя Тихона (Белавина), установил возрастной ценз для вступления в брак – разница в возрасте между мужем и женой должна быть не более 5 лет. С тех пор неравные браки стали исключением из правил. И когда к нам за благословением на брак приходят пары с большой разницей в возрасте (девушка и пожилой человек), мы выдерживаем паузу. Наблюдаем за ними, за развитием их отношений, вдумываемся в причины этой любви. Но чаще всего не рекомендуем вступать в брак этим людям, потому что он может оказаться несчастным. Представьте себе, молодая девушка выходит замуж за человека, который старше нее на 20-30 лет. Естественно, по закону природы (хотя, конечно, это в Промысле Божием) у старшего супруга раньше меняется физиология, это может быть мучительно для молодой стороны. Она, в свою очередь, должна будет ухаживать за престарелым больным человеком – это очень тяжкий крест. Я помню, как меня с моей матушкой благословлял на брак отец Иоанн (Крестьянкин). «Вы должны понимать, – сказал он, – что, предположим, сегодня вы венчаетесь, а завтра кто-то из вас заболевает тяжелой болезнью и оказывается прикованным к постели на неизвестный срок, возможно, до своей кончины. И здоровый супруг не имеет права уйти от больного супруга. В этом случае не будет полноты брачного общения, наступает неотступное пребывание у одра больного. Это тяжкий крест!» Тогда меня потрясла такая глубина понимания христианского брака. Светильники Церкви говорят: «С креста не сходят, с креста снимают». То есть человек, чей брак заканчивается драмой, должен с честью пронести этот крест до конца!

Умаляет ли значение брака то обстоятельство, что супруги, в силу возраста, не могут иметь детей?
Протоиерей Владимир Волгин:
Конечно, не умаляет. Безусловно, брак в молодости предполагает рождение детей, так как любовь друг к другу выливается в таинство зачатия. Но, хотя Адаму и Еве была дана заповедь: плодитесь и размножайтесь (Быт. 1, 28), деторождение – не главное в браке. А главное то, что муж и жена становятся единым организмом, единой плотью. Главное – это любовь друг к другу. Ведь когда люди влюбляются друг в друга, они не думают ни о детях, ни о богатстве, ни о бедности, они не думают ни о чем. Влюбленные видят свое богатство в сопребывании друг с другом и желают только этого. В отличие от Католической Церкви, где к вопросу брака сформирован прагматичный подход, и деторождение является главной его целью, в Православной Церкви семья создается не только ради детей, а ради сопребывания с любимым человеком навсегда, навечно. И это сопребывание должно быть связано узами Таинства Венчания и регистрацией в органах государственной власти.

Иеромонах Макарий (Маркиш):
Конечно, супруги, которые в силу возраста или состояния здоровья не могут иметь детей, теряют очень многое… Но Господь милостив и человеколюбив, и всегда, всякому доброму желанию и намерению дает возможность осуществиться. Что мешает таким супругам, имеющим запас любви и энергии, усыновить двоих-троих детей? Вспомните мудрую пословицу: «Не та мать, что родила, а та, что вырастила».
Откуда берутся дети – вам объяснять не надо: от любви. Эта же сила любви может привести и к появлению в вашем доме тех, кому в другой семье по какой-то причине любви не хватило...

Обязательно ли венчаться тем, кто прожил долгую жизнь в зарегистрированном браке?
Протоиерей Владимир Волгин:
Да, обязательно! Замечательно, что Вы задали этот вопрос. Распространенное мнение, что пожилым парам венчаться необязательно – преступно ошибочное, и родилось оно от неверия. Верующие люди всегда спешат освятить свой брак в Церкви.
Некоторые называют брак, который зарегистрирован в органах государственной власти, но не освящен Церковью, блудом. Это не совсем так, ведь это не незаконное сожительство, в котором ни одна из сторон не несет ответственности ни перед друг другом, ни перед государством. Но гражданский брак можно назвать блудом по отношению к Богу. Мы обязательно должны испросить благословение на брак у Бога через Таинство Венчания. Это необходимо для того, чтобы вместе жить духовной жизнью, чтобы Господь помогал нам проходить серьезное и трудное поприще семейной жизни.
Никогда не поздно повенчаться, если люди сознательно пришли к вере. Был такой священник, человек праведной жизни, великий молитвенник – отец Николай Голубцов. Однажды он пришел в семью, где умирал престарелый муж. И отец Николай поспешил перед его смертью повенчать супругов для того, чтобы муж не отвечал на Страшном Суде за грех невенчания со своей женой. Поэтому права русская поговорка: «Лучше поздно, чем никогда»!
Кстати говоря, есть и противоположная крайность: некоторые люди просят повенчать их, но расписываться в загсе не желают. На это я даю такой ответ: «Раньше Церковь совмещала в себе два института: институт загса, который заносил в метрические книги имена и фамилии венчающихся, и институт Церкви, которая освящала брак Таинством Венчания. Сейчас эти институты разделены, поэтому будущим супругам необходимо оформить свой брак в загсе и затем освятить его в Церкви».

Иеромонах Макарий (Маркиш):
Согласно своим «Основам социальной концепции», Русская Православная Церковь с уважением относится к гражданскому браку, и при этом настаивает на необходимости брака церковного. Но нередко препятствием к церковному браку оказывается недостаток христианского просвещения и веры у супругов (или одного из них). Есть священники, которые отказывают в Таинстве Венчания тем, кто желает венчаться по велению моды, из-за суеверий или по настоянию родственников… Венчание – это ведь и осознанная ответственная клятва перед Богом в верности на всю жизнь.
Однако же, если муж и жена искренне и сознательно исповедуют православную веру, венчаться им надо обязательно, сколько бы лет они ни прожили вместе.

Как должны относиться дети к позднему браку своих родителей?
Протоиерей Владимир Волгин:
Ребенок всегда очень тяжело переживает разлуку с отцом или матерью. Поэтому часто дети сопротивляются тому, чтобы один из родителей вступил во второй брак. И это естественно, ведь развод – всегда драма. Но дети должны почитать своих родителей, этому учит нас пятая заповедь, и диктовать родителям они не имеют права. Но и родители должны считаться с мнением детей. Ведь апостол Павел сказал: почитай отца твоего и мать; затем следует обращение к родителям: и вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем (Еф. 6, 2, 4). Если родители любят своих детей, они всегда прислушаются к их мнению, к состоянию их души. Ведь очень часто устами ребенка глаголет истина.

Иеромонах Макарий (Маркиш):
Как и все остальные: с радостью, заботой и надеждой на восстановление утраченного прежде супружеского счастья…

Какие сложности, на Ваш взгляд, ожидают тех, кто создает семьи после 40 лет?
Протоиерей Владимир Волгин:
Есть такая поговорка «гни дерево, пока оно молодо»… Люди после сорока лет – уже сложившиеся личности, с четкими представлениями о жизни, у них уже сформированы характеры и взгляды. На протяжении 70 лет атеистическое государство искажало представление людей о браке, исповедуя в нем равенство между мужем и женой. А никакого равенства быть не может! Муж – глава жены, а «жена да послушает своего мужа» – говорится в Таинстве Венчания. Все Священное Писание говорит об этом. Сегодня люди, создающие семьи, а тем более в зрелом возрасте, как правило, не разделяют этих взглядов. Сейчас век эмансипации и, соответственно, феминизации мужчины. В наше время мужчине очень трудно найти «рычаги управления» женой. Можно ограничить жену в средствах, но она самостоятельно начнет зарабатывать себе на хлеб. Можно кричать и ругаться, но это разрушительно для души. Если мужчина, попытавшись вернуть авторитет в семье, поднимет на женщину руку, то он окончательно потеряет свое достоинство. Известно, что если священник ударит свою жену, его низвергают из сана. Если муж объявит жене бойкот, то накажет сам себя, потому что лишит себя общения с любимым человеком. Единственный путь к созданию правильных отношений в семье помогает выстроить только Церковь. Я рекомендую семейным парам иметь одного духовника и относиться к нему с глубоким доверием. Только в Церкви, с помощью опытного духовника, можно правильно построить или выправить пошатнувшиеся семейные отношения.

Иеромонах Макарий (Маркиш):
Глиной в руках гончара называют человека ветхозаветные пророки: пока глина не обожжена, легко придать ей требуемую форму. В этом одно из важнейших достоинств раннего брака: молодые супруги легче притираются друг к другу, учатся семейной жизни, которая должна быть построена на основном законе – угождать не себе, а ближнему (ср. Рим. 15, 1-2). В обратном, соответственно, недостаток брака позднего…
Помимо этого, позднему браку присуща и глубокая личная проблема – это тяготение прошлых грехов. Они, словно шрамы от мучительных ран, зажившие, а подчас и незажившие, уродуют душу человека, мешают ей раскрыться в любви, реализовать себя в брачном союзе, как в интимной сфере, так и в других сторонах супружества.
Однако, как замечено выше, Господь не лишает равной награды даже работников одиннадцатого часа. За счет чего это происходит? – За счет неоспоримых преимуществ зрелого возраста: разума, знания жизни, практического и духовного опыта. Опираясь на эти качества, мы способны получить полное исцеление души через действенное покаяние перед Господом и доверху заполнить храм своей семьи подлинным счастьем и радостью. Какое бы число года рождения ни стояло у нас в паспорте: ведь душа предназначена для вечности.
«За одного битого двух небитых дают», – эту суворовскую пословицу нередко вспоминал преподобный Амвросий Оптинский. Но ко всякому ли «битому» она относится? Не к тому ли только, кому впрок пошел урок прошлых баталий?

Беседовала Елена Волкова

Вставки:

Замужество для женщины есть служение Пресвятой Троице – вот как велика для женщины участь быть женой и матерью.

"Счастье в брачной жизни дается только тем, кто исполняет заповеди Божии и относится к браку как к Таинству христианской Церкви."
Преподобный Нектарий Оптинский

"Семейные тяготы должно переносить как добровольно избранную нами долю. Задние мысли тут скорее вредны, нежели полезны. Спасительно лишь то, чтобы о себе и о семействе молиться Богу, да сотворит о нас полезное по воле Своей святой."
Преподобный Амвросий Оптинский

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.