Особенности воспитания двойняшек и близнецов. Как воспитать двойняшек: советы психолога

То, что у меня будет ребенок, я поняла ровно в тот день, когда мы собирались кататься на горных лы­жах. (В результате лыжи пришлось отложить: я боялась раннего выкидыша.) Мне было 27 лет. Беремен­ность - первая. И вдруг оказалось, что мы ждем двойню. Ни у кого из известных родственников двоен не было, ни­какими гормональными таблетками (в том числе и про­тивозачаточными) я отродясь не пользовалась. Врачи шу­тили: надо же с кого-то начинать...

В начале беременности был токсикоз, меня сильно тошнило. Единственное, что спасало, - это еда. Есть нехотелось; но стоило что-то пожевать, как тошнота прекращалась. Делать УЗИ на 6 неделях показалось глупым, да и врач в женской консультации мне сказала: «Зачем вам это надо, то, что у вас беременность маточная, и так видно». В начале третьего месяца токсикоз прекратился и наступил золотой период. Пузо еще не выросло, а тош­нить перестало.

На 14 неделях я пошла на УЗИ в женскую консульта­цию, где меня и обрадовали, что у меня их там двое. На­до сказать, я была в шоке и весь вечер прорыдала. Миш­ка воспринял все гораздо спокойнее и отнесся к извес­тию о двойне философски. Дальше все стало еще весе­лее. Мне тут же объяснили, что у меня нет шансов ро­дить самой, и кесарево мне гарантировано. Зрение ми­нус семь, узкий таз, да и к тому же двойня... Ну и так далее. Я читала все, что смогла найти о двойняшках и близняшках, о двойняшечьих родах и уходе за малыша­ми, и после каждой прочитанной статьи становилось еще страшнее.

Прогулки по красивейшему городу, вымытому весной и освещенному весенним солнышком, очень сильно меня под­бодрили. К тому же в поезде я впервые почувствовала, как мои детки брыкаются в пузе. Вернувшись домой, я решила вести себя так, как планировала до беременности - ми­нимально нервничать поплавать в бассейне.

За время беременности я прибавила 13 кг. Наверное, это не очень много, но у меня создалось такое впечатле­ние, что все эти килограммы сосредоточились исключи­тельно в моем пузе, поэтому под конец было тяжело. Тем более что до беременности я весила 47 кг и рост у меня 1 м 60 см. Так что выглядела я прекомично: худенькие руч­ки и ножки и огромное, как дирижабль, пузо.

С пяти месяцев я начала ходить на курсы. Уютная и до­машняя обстановка, море интересной и полезной инфор­мации по беременности и родам, общение с другими бере­менными - все это очень способствовало формированию положительного отношения к будущим родам.

Еще мне очень помогли упражнения в бассейне. Вообще упражнения для беременных в бассейне и в зале после аэробики, которой я занималась последний год, казались просто несерьезными.

Беременность протекала достаточно легко, я вела довольно активный образ жизни - работала до конца 7-го месяца, гуляла в Битцевском лесопарке недалеко от дома, где живут мои родители.

С 8-го месяца я ушла в декретный отпуск и поехала в Тарусу на дачу к друзьям родителей. К этому времени пу­зо мое достигло таких размеров, что я перестала вме­щаться во всю имеющуюся у меня одежду и перешла на одежду мужа. Спать на пузе я уже давно не могла, а тут стало тяжело спать и на спине.

До родов по срокам оставалось около полутора меся­цев. Чувствовала я себя хорошо, только сильно мешало пузо, с правой стороны Аська сильно брыкалась, и появи­лись небольшие отеки на ногах. Дома шел ремонт, заня­тия на курсах кончились, и я поддалась на уговоры врача, и легла в отделении патологии выбранного мной роддома на обследование.

Там я наконец увидела еще двух мамаш, беременных двойнями, - а то мне было немного не по себе, оттого что я одна такая особенная и самая пузатая.

За неделю отеки мои сошли, я сбросила один кило­грамм. Дети мои оба перевернулись вниз головами, на УЗИ мне сообщили, что весят они 2500 и 2900, еще раз под­твердили, что это мальчик и девочка, и заверили, что рожать я буду сама. Срок у меня был почти 36 недель, и меня собрались выписывать домой еще недельки две догу­ливать. Но не тут-то было...

Накануне выписки перед сном я пошла в туалет, и тут из меня как хлынуло! Вытекло, по-моему, около стакана воды. Подошедшая медсестра вызвала дежурно­го врача, которая подтвердила, что это излились воды, сказала, что раскрытие три пальца и что начались роды.

Я позвонила на мобильный своему врачу, она меня успо­коила, что все будет в порядке. Потом я сообщила мужу и маме, что ухожу рожать, взяла с собой заколку, очки и мобильный телефон и поехала на лифте наверх в родовое отделение. Времени было 1 час 40 мин.

Всю дорогу в лифте я страшно волновалась, почему нет схваток.

Однако волновалась я напрасно: схватки начались, как только меня отвели в родовой блок, послушали сердечки детей и оставили одну. Предложили сделать обезболива­ние, но я очень боялась повредить детям и отказалась.

Я прилегла на кушетку, надеясь немного поспать, но это было совершенно нереально. Тут же начались схват­ки - и весьма болезненные. Они шли каждые три мину­ты, и лежать я не могла ни секунды. В результате я но­силась по родблоку туда-сюда, массировала себе поясницу, периодически отбегала в туалет поливать себя водой из душа. Было очень больно, я даже не ожидала, что это будет ТАК больно. Я изо всех сил старалась дышать пра­вильно, как учили на курсах, но помогало это слабо. Потом я обратила внимание, что во время самых болезненных схваток я дышу правильно, даже не контролируя себя. В промежутках между схватками я общалась с дежурной де­вочкой-сестричкой, выглядывала из своего родблока, ходи­ла по коридору. Была ночь, было тихо и безлюдно, каза­лось, что никого нет вокруг.

Часов в семь-восемь я окончательно обессилела, меня вырвало какой-то желчью, я орала и думала, что это все. Мне стало так больно, что я уже была согласна на любое обезболивание, однако было поздно, раскрытие уже было почти полное. Но тут схватки прекратились.

Час я кайфовала, лежа на кушетке. Еще через полчаса начались потуги. Мне многие говорили, и я читала, что во время потуг уже не больно. Не знаю, мне было не менее больно, чем в схватках. Ощущение, что тебя давит и раз­ламывает со всех сторон.

Пришла врач и сказала, чтобы я переходила на кресло. Больше всего я боялась, что придется рожать лежа, но мне положили под спину подушку и получилась поза как бы полусидя. И тут потуги прекратились. Я с ужасом поду­мала, что надо слезать с кресла и идти вниз, и тут все на­чалось опять.

Врач, который меня вел, говорил, когда надо тужится, когда можно отдохнуть, даже один раз пощекотал зачем-то мое брыкающееся пузо. На самых сильных потугах я пы­талась правильно дышать и тужилась изо всех сил.

В какой-то момент я почувствовала, что порвалась, но боли я уже не ощущала. Я поняла, что головка малыша где-то близко, и в следующую потугу почувствовала не­вероятное облегчение и услышала чей-то крик. Я увидела на руках у врача красную маленькую очень сердитую вопя­щую девочку, которую тут же приложили к моей груди, но малышка, не разобравшись, что к чему, грудь сосатьотказалась: слизнула пару капель молозива - и все. Онабыла совсем крошечная, сморщенная, с опухшими веками, похожая на старушонку. Дальше с ней что-то делали, я узнала, что у нее первая группа крови, вес 2740 г, рост 46 см. Я с радостью подумала, что обойдется без больни­цы для недоношенных, так как слышала, что в больницы отправляют с весом меньше 2500 кг. Спросив у врача о том, как работают рефлексы, выяснила, что получили мы 9/9 по шкале Апгар. Было 10:40 утра.

Дальше я лежала и отдыхала, второй малыш затих у меня в пузе. Прошло минут 20. «Ну что, будем выле­зать?» - спросил врач и чуть надавил на живот. Опять пошли потуги. Опять все то же самое - я тужилась, пы­талась дышать и выталкивать из себя малыша, и снова чудесное чувство облегчения и болтающийся на пуповине вопящий малыш. Я увидела, что это мальчик.

В тот же момент зазвонил мой мобильный телефон. Это позвонил муж, который всю ночь не спал и волновал­ся за меня. Я его обрадовала, что только что у него ро­дился сын, а перед этим - дочь. Успокоила, что с ними, су­дя по всему, все в порядке, и пообещала позвонить позд­нее. Потом я близко-близко увидела моего Юрку. Он выг­лядел побольше, чем сестра, был такой же красный и сморщенный, но открыл глаза и сердито посмотрел на ме­ня, и тоже отказался сосать грудь и вообще не понял, что к чему.

Его забрали врачи. Третья группа крови (как у нас с Мишкой), вес 3070 кг (это было даже больше, чем я ожи­дала), рост 48 см. 9/9 по шкале Апгар.

Так родились наши дети. Слава богу, с ними все в поряд­ке, хотя нас и записали в недошенные. Их отвезли в детс­кое отделение. А я осталась лежать.

Я с ужасом подумала, что надо еще рожать плаценту. Потужилась - и из меня вылезло что-то большое непо­нятного цвета с двумя торчащими трубками пуповин. «Плацента сросшаяся, нормальная», - сказал врач.

Детей на два дня поместили в инкубатор - как мне сказали, долеживать до 36-й недели. Юрка лежал и спо­койно спал, а Аська кряхтела и лупила брата ногой в подгузник. На третий день я смогла взять их на руки и приложить к груди. Из-за того что их не сразу прило­жили к груди, были сложности с кормлением в первые две недели. Но сейчас оба хорошо сосут, и оба пол­ностью на грудном вскармливании. В роддоме нас про­держали неделю, так как у детей брали всевозможные анализы и обследовали их со всех сторон. Удостоверив­шись, что с нами все в порядке, нас наконец выписали домой.

Вы счастливые родители двойняшек? Тогда Вам повезло вдвойне. Дети будут расти в компании друг друга, одновременно развиваясь и помогая друг другу познавать мир. Родителям нужно знать, что воспитание двойняшек несколько отличается от воспитания одного ребёнка. Читайте о тонкостях воспитания двойняшек в нашей статье.

Двойняшки в семье: особенности жизни и воспитания

С рождения у двойняшек существует взаимопривязанность, сформировавшаяся ещё до рождения.

Нередки случаи, когда у мамы рождается сразу двое и более детей: или близнецов, или двойняшек. В чём отличие между ними? В медицинской терминологии нет такого понятия как двойняшки. Различают однояйцевых или разнояйцевых близнецов. К первым относятся два ребёнка или более, развивавшихся в одной матке и родившихся почти одновременно. Разнояйцевых близнецов мы привыкли называть двойняшками. Близнецы всегда относятся к одному полу, а двойняшки могут быть как одного, так и разных полов. Близнецы всегда сильно похожи друг на дружку: почти неразличимы. Разнояйцевые близнецы (двойняшки) имеют внешнее сходство, как обычные братья и сестры. И близнецы, и двойняшки - особенные дети: появляясь на свет одновременно, они всё же два различных индивида.

«Двойняшки приходят в мир не такими, как все остальные дети».

В чём основная особенность двойняшек? В том, что они изначально вынуждены находиться всё время вместе: сначала в утробе матери, а потом – на протяжении всего детства.

С рождения у двойняшек существует взаимопривязанность, сформировавшаяся ещё до рождения. Даже младенцы ощущают тревогу, когда сестрички или братика долго нет рядом с ними. В этом есть и значительный плюс: двойняшки никогда не бывают одинокими. Даже если у родителей не всегда находится достаточно времени, чтобы посвятить их детям, двойняшки всегда займут себя сами, общаясь друг с другом. Такое общение начинается с простых жестов и возгласов, а вскоре становится неким «тайным языком близнецов». Почему «тайным»? Потому что взрослые не всегда могут понять, о чём лопочут дети. Малыш, который растёт в семье один, учится говорить, копируя речь взрослых. А у двойняшек развитие речи происходит по-другому: находясь рядом большую часть времени, они копируют то, что говорит друг дружка. Не умея говорить правильно, они повторяют друг за другом, однако при этом отлично понимают друг друга. И здесь одной из главных задач родителей становится своевременное развитие правильной речи обоих детей.

Ещё одни плюс двойняшек выражается в том, что обычно они гораздо самостоятельнее, чем их сверстники-одиночки.

Смотрите видео о вопросах воспитания близнецов, двойняшек и погодок

Две разных личности

Один из важнейших моментов, на который родители должны обращать внимание при воспитании двойняшек – это то, что двойняшки – две разные личности. Родителям следует организовать воспитательный процесс так, чтобы малыши себя осознавали себя отдельными, самостоятельными личностями. Если родители этого не понимают и не содействуют формированию правильной идентичности ребёнка, то это может привести к сложностям в социальной адаптации во взрослом возрасте. Например, нередки случаи, когда двойняшки не хотят раздельно учиться, работать, служить в армии в разных местах. Такие люди не готовы создать свою семью, а их контакты с окружающими весьма ограничены, так как окружающих они ждут такого же взаимопонимания, как и от брата или сестры.

Родителям следует организовать воспитательный процесс так, чтобы малыши себя осознавали себя отдельными, самостоятельными личностями.

В психолого-педагогической практике неоднократно описано, как у двойняшек и близнецов возникают нарушения самоидентификации, что проявляется в том, что дети могут делить приобретаемые умения и навыки. Например, один может читать, а другой писать; один отлично собирает пазлы, а другой – общается с детьми. Они себя воспринимают так, будто бы только вместе они единое целое. Случается иногда так, что двойняшки могут «потеряться» в обществе, находясь в каких-то ситуациях поодиночке. Такая модель поведения может привести к общему торможению развития личностей двойняшек. Поэтому важно, чтобы каждый ребёнок в паре двойняшек чувствовал границы своего «Я».

Однополые двойняшки

Задача родителей – помочь обоим детям правильно и вовремя развиваться, учитывая индивидуальные особенности каждого

В парах двойняшек одного пола почти всегда встречается такая проблема, как подчинение одного ребёнка другому. Ребёнку, родившемуся на пару мгновений раньше, подчиняется младший, а сильному – подчиняется слабый. Такие отношения между детьми вырабатываются с раннего детства, и могут продолжаться почти всю жизнь. У двойняшек-мальчиков всегда доминирует тот, кто сильнее. А среди двойняшек-девочек доминирует та, которая более развита интеллектуально. Часто доминирующий ребёнок бывает более инициативным, считает себя лучше и умнее второго ребёнка, любит им командовать. Доминирующий ребёнок более независим и самостоятелен, чем второй. Здесь задача родителей – помочь обоим детям правильно и вовремя развиваться, учитывая индивидуальные особенности каждого.

Специфика воспитания двойняшек разного пола

Если мальчик подчинён девочке в паре двойняшек, то нужно развивать у него самостоятельность и независимость от сестры.

В парах разнополых двойняшек чаще всего доминирует девочка. Это связано с тем, что, благодаря своим психофизиологическим характеристикам девочки развиваются быстрее. В том случае, если рост, вес и темп развития мальчика-двойняшки опережают девочку, то она может утратить свою доминирующую позицию – и тогда мальчик становится лидером.

Если вы видите, что лидерство одного ребёнка значительно подавляет другого, то лучше разделить двойняшек: отправить в разные группы детского сада, в разные классы, кружки, спортивные секции.

Если мальчик подчинён девочке в паре двойняшек, то родителям следует специально развивать у него самостоятельность и независимость от сестры. Отведите его в спортивную секцию, предназначенную только для мальчиков. Посодействуйте тому, чтобы у мальчика были свои «отдельные» друзья. Отлично, если у него появится деятельность, в которой сестра бы не превосходила его. Пусть в этом деле поможет папа. Если в семье папы нет – то матери обязательно нужно подумать, кого из мужчин привлечь к воспитанию мальчика-двойняшки: дедушку, дядю, близкого родственника, который опекал бы его и участвовал бы в его воспитании.

Если девочке всегда не хватает брата – то в этом случае нужно тоже развивать её самодостаточность.

«Разнополые двойняшки переживают разлуку не так сильно, как однополые».

Взаимоотношения двойняшек

Несмотря на то, что двойняшки всё время рядом друг с другом и дружат, это не означает, что они не могут соперничать. Борьба чаще всего возникает из-за степени любви и ласки родителей.

Чтобы наладить правильные отношения между двойняшками, лишённые жёсткой конкуренции, лучше всего действовать таким образом:

  • обняв одного, не забывайте и про другого
  • приучать не жадничать, помогать друг другу
  • учить вдумчивости, рассудительности, терпению.

Вскоре дети поймут, что родительской любви хватит на всех.

Развитие индивидуальности детей

Для того чтобы избежать всех возможных нежелательных последствий, связанных с самоидентификацией, рекомендуем родителям двойняшек:

  • воспринимать детей как двух отдельных индивидов, а не как «одно человеческое существо в двух экземплярах»
  • с самого раннего возраста детей поощрять в их независимость, восприятие и понимание собственного «Я»
  • придавать значение различиям двойняшек
  • называть каждого ребёнка своим именем
  • создать у каждого из двойняшек своего пространства, игрушек и т.п.

«Совет. Уделяя внимание различиям двойняшек и успехам каждого, необходимо быть осторожным и максимально корректным, чтобы не вызвать ревность и зависть у одного из детей».

Важно всячески содействовать тому, чтобы дети-двойняшки развивались в условиях, благоприятных для их психологического и эмоционального развития. Например, с помощью и игры и правильно подобранных игрушек:

  1. Устраивайте дома кукольный театр. Для двойняшек будет полезным принимать на себя разные роли. Это будет стимулировать развитие нужных навыков, развитие речи двойняшек, их логическое мышление, воображение и фантазию. А грамотные родители ещё и будут корректировать ход игры, в зависимости от того, себя будут проявлять в ней дети. Предлагайте детям меняться ролями: так они будут развивать разные качества, в том числе и лидерские.
  2. Запаситесь логическими играми. Лото, домино и другие разновидности игр, развивающих логику, обеспечат то, что в таких играх каждый из близнецов двойняшек будет играть сам за себя. Это научит самостоятельно принимать решения, высказывать и отстаивать собственное мнение.
  3. Предлагайте двойняшкам играть в игры на развитие мелкой моторики. А если приобретать их в двух экземплярах, то двойняшки смогут соревноваться друг с другом, развивая свои индивидуальные способности.
  4. Приглашайте играть в настольные игры. Каждый из детей не только будет играть сам за себя, но и развивать речь, внимание, память, мышление.
  5. Обеспечьте каждого из двойняшек своими игрушками. Покупая игрушки, позволяйте каждому из детей делать свой собственный выбор: они выберут те игрушки, которые будут отвечать их индивидуальным особенностям и предпочтениям.

Обращайте внимание на соперничество между детьми: учите их терпеливости и взаимопомощи

Полезные советы помогут родителям двойняшек выработать правильный подход в воспитании:

  1. Выбирайте детям разные по звучанию имена.
  2. Не покупайте двойняшкам одинаковую одежду, игрушки: учитывайте вкусы каждого ребёнка.
  3. Обращайте внимание на соперничество между детьми: учите их терпеливости и взаимопомощи.
  4. Уделяйте время каждому, в том числе и для общения наедине.
  5. Подчёркивайте индивидуальные различия между двойняшками.

Воспитывая двойняшек, помните, что у каждого из них – свои мысли и желания, особенности и таланты. Помогайте развиваться детям, будьте терпеливы – и вскоре они будут радовать двойными успехами.

(1 голос : 5,0 из 5 )

Я знаю совсем немногих женщин, которые изначально мечтали о беременности двойней. В основном такой нестандартной ситуации принято опасаться. Люди обычно думают: не хотел бы я оказаться на месте этой мамы с тяжеленной коляской…

Близнецы и двойняшки: беременность, роды и первые месяцы.

Беременность двойней: опасения и надежды

В случае многоплодной беременности с самых первых недель после получения прекрасного известия вы будете окружены повышенным вниманием. Оно может быть разного рода - в форме настойчивых вопросов о самочувствии, некорректно выраженного сожаления, действительно мудрых советов и неуместных комментариев типа «Бедненькая!».

Поэтому многие пары, стремящиеся к спокойной беременности, нередко не афишируют, что малышей должно родиться сразу двое.

Сразу после результатов УЗИ обычная ситуация беременности делается чем-то совсем иным. И будущим родителям хочется получить как можно больше достоверной информации, что-нибудь почитать. Но книг и статей на тему близнецов крайне мало. На данный момент почти все будущие и состоявшиеся родители двойняшек, скорее всего, столкнутся с недостатком информации.

Попробуйте познакомиться с другими родителями двойняшек (желательно не с одной парой, а с двумя-тремя, чтобы поговорить с ними и составить впечатление об их родительских находках и выдумках). Но помните - ваш опыт может оказаться совсем другим, потому что все дети разные.

Медики многоплодной беременности боятся, ведь она относится к беременностям высокого риска. Если вам важно не получить лишних врачебных рекомендаций, сделанных из соображений перестраховки, обращайтесь к независимым (не несущим за вас юридическую ответственность), т.е. не районным медикам. Старайтесь ходить в консультацию вместе с отцом детей, чтобы проще было сохранять спокойствие.

Ближе к концу беременности может стать физически довольно тяжело - живот уже очень большой, а ощущения могут напоминать аквариум, прикрепленный к телу. И совсем мало остается внутри места для еды… При всем при этом важно не потерять физическую форму за время беременности. Беречься, но не оставаться неподвижной - вот правило для будущей мамы двойняшек. Двигаться может быть тяжело, но это совершенно необходимо и для вас, и для малышей.

На последних неделях маму, беременную двойней, нужно стараться всячески разгружать, особенно если в семье уже есть другие дети. Излишнее утомление на последних неделях может сказаться после родов значительной астенией - а это совсем ни к чему. Постарайтесь в последние недели и дни перед родами всерьез, впрок отоспаться - это очень пригодится, когда малыши родятся.

Роды и первое время после

Готовясь к рождению близнецов, можно утешать себя тем, что роды, по сути, одни. Просто сначала родится первый (и ему, конечно, труднее - он открывает родовые пути), а вслед за ним - второй.

Сценарии родов двойни могут быть самые разные. Тревожиться и опасаться перед родами - абсолютно нормально. Специалисты должны быть по возможности подобраны заранее и быть сторонниками естественных родов.

Беременность двойней предпочитают превентивно «кесарить», а ведь после кесарева сечения маме восстанавливаться сложнее, а сил новорожденные двойняшки потребуют немало. Поэтому кесарево сечение должно быть назначено исходя из реальных соображений, а не из перестраховки. Это ваши дети, и стоит с самого начала сделать все для того, чтобы их появление на свет было мягким.

Бывают, конечно, ситуации, когда медицинского вмешательства избежать нельзя. В этом случае стоит попытаться с готовностью принять произошедший сценарий родов, напоминая себе, что случайностей такого масштаба не бывает. Произошло то, что должно было произойти.

Если женщина родила сама (пусть и с медицинским вмешательством), у нее возникает долговременное ощущение, что с неким жизненно важным, первостепенным делом она справилась. Кесарево оставляет другие ощущения, связанные с неуверенностью, чувством несданного экзамена. За исключением, пожалуй, тех случаев, когда женщина изначально была сторонницей кесарева сечения.

Совсем маленькие двойняшки

Для многих родителей, у которых родились сразу двое малышей, самым трудным временем становятся первые месяцы жизни деток. Особенно если это первенцы. Ведь нужно не только освоить основные навыки родительского искусства, но сделать это в двойном объеме. Нужно не только почувствовать желания каждого малыша, но и осознать их разность.

Когда на руках папы и мамы оказывается сразу двое новорожденных, то один из самых сильных стрессовых факторов, на мой взгляд, в том, что малыши многого хотят одновременно. Например, сосать, или на ручки, или оба покакали (извините за прозу жизни). И некоторые родители, не разобравшись с тем, как успокоить одновременно двоих пискунов, отказываются от грудного вскармливания, думая, что с бутылкой жизнь станет более простой. Может быть, тише и станет, но появятся другие проблемы - аллергия, например. Двойняшек стоит хотя бы попробовать кормить грудью - так дети вырастут более здоровыми, а у вас станет больше уверенности в себе.

Как все успеть: вопросы помощи и распределения внимания

Если хотя бы один из малышей родился ослабленным физически, без вторых рук в первые месяцы обойтись будет сложно, хотя и возможно. Дело в том, что если один из малышей проблемный, для того чтобы «вытянуть» его на нормальный уровень и сохранить грудное вскармливание для обоих, требуется больше сил и внимания, чем есть у недавно родившей мамы.

На хозяйственные заботы времени точно не останется, пока дети немного не подрастут и не станут самостоятельнее, а в какой момент это произойдет, очень зависит от здоровья и темперамента двойняшек. Поэтому нужно «делегировать», перепоручать максимум дел по дому и обзаводиться механическими помощниками. Помимо стиральной машины вам пригодятся робот-пылесос и сушильная машина, кухонный комбайн.

Ни в коем случае не стоит загружать себя глажкой или сложной готовкой - лучше отдохните или пообщайтесь с малышами. Да и мужа полностью забывать нельзя. Рождение двойни - и для него испытание. Находите хотя бы несколько минут в день, чтобы поговорить или просто посидеть рядом. Дети вырастут, а ваши отношения должны остаться надежными.

Для того чтобы у мамы хватило сил кормить грудью двоих, ей нужно нормально есть и пить, а также хотя бы относительно высыпаться. Но с двойняшками есть и пить можно просто не успевать - потому что вечно кому-то из малышей что-то нужно. И карусель «пососать-пописать-поспать» продолжается круглые сутки.

Рождение двойни - это как раз тот случай, когда не стыдно обращаться к родным и знакомым о помощи. Нигде не написано, что вы обязаны справляться с маленькими близнецами исключительно своими силами. И бывают, что родственники предлагают помощь сами, а бывает, что ждут, когда о помощи попросите вы.

В идеале нужен специальный человек, который будет следить, чтобы кормящая мама хорошо, регулярно и правильно питалась (бабушка или няня), ведь сама мама может просто не заметить, что несколько часов не пила. Так что «не упустить» надо сразу троих: маму и малышей.

Если помощников не предвидится, а папе нужно идти на работу, немного помочь могут мультиварка и термопот (чайник, который всегда горячий).

В холодильнике должна быть полезная, свежая еда - за ней мама с малышами тоже сходить в первые недели не сможет, поэтому на папу в это время нагрузка большая. Хорошо было бы взять отпуск максимальной продолжительности, не пожалев время летнего отдыха.

Все соматические нарушения, психические и физические срывы у мамы и деток наиболее вероятны в первые месяцы, и основной их причиной считается недостаточное количество помощи, поддержки, ощущения надежного тыла. Если папа будет дома в тот период, когда жизнь только налаживается после родов, маме будет значительно спокойнее.

Близнецы и двойняшки: беременность, роды и первые месяцы

«Как вы справляетесь?»: реагируем на вопросы окружающих

Пройти по улице с коляской для двойни и не обратить на себя внимание фактически невозможно. В большинстве взглядов будет что-то вроде суеверного ужаса, и только в некоторых - восторг. Но повышенное внимание само по себе приятно далеко не всем.

В какой-то момент жизни у папы и мамы близнецов возникает нормальное родительское ощущение, что так было всегда. Вы постепенно день за днем тренируете навыки распределения внимания между двумя малышами, и это начинает казаться вам абсолютно естественным.

И на вопрос «Как вы справляетесь?» вам хочется ответить «Обычно, хоть и нелегко». Просто за месяцы жизни с двойняшками вы научаетесь тому, что умеют далеко не все люди и даже не все родители.

Например:

различать, потребности кого из детей надо удовлетворить в первую очередь, а кто может подождать;

слышать одновременно просьбы и сигналы двоих детей;

уметь пережидать волны детского крика;

знать, на кого в первую очередь надо обратить внимание;

как успокоить и договориться сразу с двумя малышами.

Растут сразу двое

Чем старше становятся дети, тем виднее разница их темпераментов, привычек. Один малыш из двойни может существенно опережать другого по темпам развития. Как правило, это либо тот, кто родился первым, либо наиболее крепкий из двойни ребенок.

Разницу между детками надо осознать, сформулировать и учитывать в воспитании. Нельзя ожидать и требовать от второго ребенка, чтобы они развивался в темпе близнеца, это только понизит его самооценку.

Если один из детей более требователен, он сам обратит на себя внимание родителей. Значит, нужно быть особенно чуткими к желаниям второго, более тихого, особенно в первые месяцы жизни, когда малыши только набирают вес.

Не пытайтесь укладывать детей спать одновременно: если режим не синхронизировался в первые месяцы, скорее всего, у детей разные биоритмы. Родителям, конечно же, гораздо удобнее, если двойняшки все делают одновременно. Но они разные люди, и желания их могут не совпадать.

Если у вас получится научить детей засыпать на ночь одновременно, это сэкономит массу сил. Но это - «задача-максимум», а «задача-минимум» - научить двойняшек засыпать самостоятельно, без груди во рту и укачивания на руках.

Большинству родителей удобнее кормить детей по очереди, но некоторым нравится кормить сразу двоих, используя специальные подушки для кормления.

Не стоит думать о том, что если ожидается рождение двойни, то проблемы в родах или со здоровьем гарантированы. Бывает очень по-разному.

Во время беременности попробуйте доделать все дела, завершить основные проекты - в первые месяцы все ваше внимание потребуется детям.

Старайтесь познакомиться с родителями, у которых есть опыт воспитания двойняшек, понаблюдайте за их «ноу-хау».

Обеспечьте себе максимально возможную в условиях вашей семьи помощь по хозяйству.

В первые месяцы жизни скорее всего понадобится помощь с малышами хотя бы несколько дней в неделю (или несколько часов в день). Попробуйте договориться об этом с родственниками заранее или найти помощника.

Двойняшками скорее всего потребуются регулярные курсы массажа, а в дальнейшем - помощь логопеда. Найдите грамотных специалистов по развитию, с которыми вы будете консультироваться по поводу малышей.

Если вы затрудняетесь запоминать, кто из малышей как кушает, как развивается, как осваивает навыки - записывайте или наговаривайте на диктофон, чтобы не упустить важных моментов и отставания в развитии одного из детей.

Психолог Екатерина Бурмистрова

Как правильно воспитывать мальчика и как правильно воспитывать девочку (золотая середина)

Педагог-психолог Петрова Анастасия Васильевна

Многое из того, что нам нужно,
может подождать, но не ребенок.
Ему нельзя сказать: «Жди до завтра».
Его зовут - Сегодня!!!
Габриелла
Мистраль.

Детей разного пола родители воспитывают по-разному с самого рождения. Одно из исследований установило, что матери их даже держат по-разному. Девочку поворачивают лицом к себе, а мальчика, наоборот, - к миру.

Девочек с первых месяцев жизни ориентируют на общение, от них ждут большей эмоциональной привязанности к родителям. Мальчиков больше ориентируют на более широкие социальные контакты и активные действия.

Сегодня, когда нет столь резких границ между мужским и женским стилем поведения, мужскими и женскими бытовыми обязанностями, мужскими и женскими профессиями, родители в растерянности. Прививать ли девочке чисто женские добродетели - мягкость, гибкость, нежность - или воспитывать ее активной и амбициозной? Стоит ли мальчика растить твердым и бесстрашным или важнее поощрять в нем способность к состраданию и пониманию?

В каждой семье свои правила воспитания. Самый главный секрет хорошего воспитания - это любовь, вера и интерес. Благодаря им родители могут видеть, слышать и чувствовать своего ребенка, правильно реагировать на его потребности, быть тактичными и умными наставниками.

Совершенного метода воспитания нет, и не может быть хотя бы потому, что ребенок, что ни день - то другой, в чем-то не такой, как был вчера, и «вписать» его в выбранные нами клише воспитания невозможно без потерь с обеих сторон. Суть воспитания заключается в том, чтобы помочь ребенку научиться самостоятельно устанавливать границы дозволенного, определять степень своей свободы. Как сказал Б.Окуджава: «Свобода - это воля, ограниченная законом».

Заповеди воспитания

1. Никогда не принимайтесь за воспитание в плохом настроении. Спокойствие, расположенность к общению, правильный тон - вот залог успеха.

2. Ясно определите для себя, чего вы хотите от ребенка, а также узнайте, что он сам думает по этому поводу.

3. Предоставьте возможную самостоятельность ребенку. Окажите помощь, а не подменяйте действия детей своими.

4. Не подсказывайте готового решения, а показывайте возможные пути к нему.

5. Не пропустите момента, когда ребенок достиг первого успеха.

6. Делайте своевременные замечания.

7. Оценивайте поступок, а не личность.

Особенности воспитания мальчиков и девочек.

1.Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребенок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному. Но обязательно очень любить.

2.Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту - девочки обычно старше ровесников- мальчиков.

3.Не забывайте, что мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное - по-разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире. И, уж конечно, не так, как мы - взрослые.

4.Помните, что, когда женщина воспитывает и обучает мальчиков (а мужчина -девочек), ей мало пригодится собственный детский опыт и сравнивать себя в детстве с ним - неверно и бесполезно.

5.Не переусердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения вашего задания.

6.Старайтесь, давая задания мальчикам как в детском саду, в школе, так и в быту, включать их в них момент поиска, требующий сообразительности. Не надо заранее показывать и рассказывать, что и как делать. Следует подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он сам открыл способ решения, пусть даже наделав ошибок.

7.С девочками, если им трудно, надо вместе, до начала работы, разобрать принцип выполнения задания, что и как надо сделать. Вместе с тем девочек надо постепенно учить действовать самостоятельно, а не только по заранее известным схемам (работу по дому выполнять точно, как мама, в школе решать типовые задачи, как учили на уроке), подталкивать к поиску собственных решений незнакомых, нетиповых заданий.

8.Не забывайте не только рассказывать, но и показывать. Особенно это важно для мальчиков.

9.Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать, глядя на него с высоты своего авторитета. Это сейчас он знает и умеет хуже вас. Придет время, и, по крайней мере, в каких-то областях, он будет знать и уметь больше вас. А если тогда повторит в ваш адрес те же слова, что сейчас говорите ему вы?

10.Помните, что мы часто недооцениваем эмоциональную чувствительность и тревожность мальчиков.

11.Если вам надо отругать девочку, не спешите высказывать свое отношение к ней - бурная эмоциональная реакция помешает ей понять за что ее ругают. Сначала разберите в чем ее ошибка.

12.Ругая мальчика, изложите кратко и точно, чем вы недовольны, так как он не может долго удерживать эмоциональное напряжение. Его мозг как бы отключит слуховой канал, и ребенок перестанет вас слушать и слышать.

13.Не переучивайте насильно левшу - дело не в руке, а в устройстве мозга.

14.Прежде чем ругать ребенка за неумение, попытайтесь понять причину его затруднений.

15.Внимательно и терпеливо относитесь к ошибкам, связанной с асимметрией письма и чтения: зеркальное письмо, чтение и письмо справа налево. Дайте ребенку время перестроится, если общепринятое направление ему несвойственно.

16.При необычном написании ребенком букв проверьте, не связанно ли это с предпочтением им направления по часовой стрелке. Если это предпочтение очень выражено оставьте ребенка в покое.

17.Помните, то, что, кроме обычного положения авторучки при письме, существует еще письмо "крюком" и параллельно строчке, которое является естественным и нормальным для некоторых детей. Переучивание чревато очень тяжелыми последствиями.

18.Помните, что есть дети, для которых общепринятое положение тетрадки при письме опасно: подберите для такого ребенка положение листа бумаги индивидуально.

19.Знайте, что девочки могут капризничать, казалось бы, без причины или по незначительным поводам из-за усталости (истощения правого, "эмоционального" полушария). Ругать их за это не только бесполезно, но и безнравственно.

20.Будьте терпеливы и внимательны к левше, помните, что он эмоционален и раним.

21.Обучая левшу, старайтесь сделать процесс обучения ярким и красочным, привлекайте наглядные пособия, чтобы он мог обучаться не только ушами, но и глазами и руками, не столько через слова, сколько через предметы.

22.Не переусердствуйте с соблюдением режима, если у вас ребенок левша - для него строгое следование режиму может быть непомерно трудным.

22.Берегите левшу от чрезмерных нервных нагрузок, будьте осторожны и тактичны, наказывая или ругая его.

23.Не старайтесь сделать левшу таким, как все, больше доверяйте его природе. Его уникальность, непохожесть на других - это его достоинство.

24.Не обвиняйте ребенка в неумении, а помогайте найти пути решения проблемы.

25.Не сравнивайте ребенка с другими, хвалите за его успехи достижения.

26.Помните, что при поступлении ребенка в школу его цели и мотивы отличаются от целей и мотивов взрослого: ребенок еще не в состоянии ставить познавательные цели.

27.Учитесь вместе с ребенком, объединяйтесь с ним против объективных трудностей, станьте его союзником, а не противником или сторонним наблюдателем.

28.При первых неудачах не нервничайте сами и не нервируйте ребенка. Пытайтесь выяснить объективные причины трудностей и смотреть в будущее с оптимизмом.

29.Старайтесь ориентировать программу и методику обучения на конкретного ребенка или конкретную группу детей, так, чтобы можно было максимально раскрыть их возможности, опереться на свойственный им тип мышления.

30.Проведите "ревизию" ошибок ребенка при письме, чтобы понять, с чем связаны его трудности: с плохим фонематическим слухом, низкой слуховой или зрительной памятью, с тем, что не формируется зрительный образ слова, или с чем-то другим.

31.Имейте в виду, что родитель, который ругает ребенка за то, что чего-то он не знает или не умеет, подобен врачу, который ругает больного за то, что он болен.

Необходимо знать, что успешность обучения ребенка по той или иной методике зависит от того, какой тип функциональной организации присущ этому ребенку, т.е. на какой тип мозга, а значит, и тип мышления рассчитана данная методика.

32.Не думайте, что конкурсный отбор в школу - возможность действительно отобрать лучших. Все зависит от набора тестов. Может быть, удастся отобрать самых "удобных" для учителей, а может быть и этого не получиться.

33.Постарайтесь не разрушать так называемую "врожденную грамотность", если ее основы заложены в ребенке.

34.Пытайтесь добиться грамотного письма от конкретного ребенка, ищите причины его неграмотности, анализируйте его ошибки. В противном случае ваши успехи могут бить мимо цели и даже разрушать те не многие островки грамотности, которые есть у данного ребенка.

35.Если у вас трудности в общении с ребенком, если вы не понимаете друг друга, не спешите обвинять его в этом. Возможно, у вас разные типы функциональной организации мозга, а значит, вы по-разному мыслите, воспринимаете, чувствуете, т.е. дело не только в ребенке, но и в вас. Он не плохой, а просто другой (!!!).

36.Не забывайте, что ваша оценка поведения или каких-то результатов деятельности ребенка всегда субъективна. И всегда может найтись кто-то другой, кто увидит в этом ребенке то хорошее, чего не заметили вы.

37.Взрослые часто любят в ребенке результаты своих трудов. Но если результатов нет, виноват не ребенок, а взрослый, потому что не сумели его научить. Бойтесь списывать свою некомпетентность, свои неудачи на ребенка. К сожалению мы любим тех, кого умеем научить.

38.Постарайтесь, чтобы главным для вас стало даже не столько научить чему-то, сколько сделать так, чтобы ребенок захотел научиться, не потерял интерес к учебе, почувствовал вкус к познанию нового, неизвестного, непонятного.

39.Помните: что для ребенка чего-то не уметь, чего-то не знать - это нормальное положение вещей. На это он и ребенок. Этим нельзя попрекать. Стыдно самодовольно демонстрировать перед ребенком свое превосходство в знаниях.

40.Приводя ребенка в первый класс, необходимо отчетливо понимать: Что для него должно меняться место пребывания, режим и вид деятельности, но и вся шкала ценностей, которую он создал за свои 7 лет. То, что он приветствовалось в саду или в семье, в школе может оказаться нежелательным. Такая смена психологически очень трудна.

41.Имея дело с первоклассниками, учитывайте то факт, что воспитатель детского сада и школьный учитель могут видеть одного и того же ребенка совершенно по-разному. Для ребенка эта смена отношений к себе может быть очень болезненной - он дезориентирован, он не понимает, что же теперь "хорошо", а что "плохо". Поддержите его в этой трудной ситуации.

42.Ребенок не должен бояться панически ошибиться. Невозможно научить чему-то, не ошибаясь. Старайтесь не выработать у ребенка страха перед ошибкой. Чувство страха - плохой советчик. Оно подавляет инициативу, да и просто радость жизни и радость познания.

43.Не обольщайтесь- вы не идеал, а значит, не образец для подражания во всем и всегда. Поэтому не заставляйте быть похожим ребенка на вас.

44.Признайте за ребенком право на индивидуальность, право быть другим.

45.Для успешного обучения мы должны превратить свои требования "хотения" ребенка.

46.Запомните: маленькие дети не бывают ленивыми. "Леность" ребенка - сигнал подобрать другую методику работы с ребенком.

47.Не забывайте без взрослого, без человеческого общения никакие высшие психические (потенциально заложенные в мозгу к моменту рождения ребенка) развиться не могут.

48.Бойтесь появления у ребенка "выученной беспомощности".

49.Старайтесь не преподносить детям истину, а учите находить ее. Всячески стимулируйте, поддерживайте, взращивайте самостоятельный поиск ребенка.

50.Для гармоничного развития необходимо, чтобы ребенок учился по разному осмысливать учебный материал (логически, образно, интуитивно).

51.Никогда не забывайте, что мы еще очень мало знаем о том, как несмышленое дитя превращается во взрослого человека. Есть множество тайн в развитии мозга и психики, которые пока недоступны нашему пониманию. Поэтому главной своей заповедью сделайте - "не навреди".

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.