Описание сундука. Что раньше хранили в сундуках. История сундука в России

СУНДУК - емкость для хранения одежды, тканей, предметов домашнего быта. Этим словом обозначался большой прямоугольный ящик из пиленых досок с покатой или прямой крышкой на петлях, закрывающейся на внутренний или висячий замок. Сундуки могли достигать очень больших размеров: до 1,5 м в длину, 60-70 см в ширину, около 1 м в высоту, но могли быть и маленькими: длиной 20 см, шириной 15 см, высотой около 10 см. Для обозначения маленьких сундуков использовался термин сундучок или шкатулка.

Словами «сундук», «сундучок» русские люди часто называли также и другие виды емкостей для хранения одежды и ценностей: казенки, коровья, ларцы, подголовники, поставцы1, скрыни. Различные сундучные изделия на протяжении многих веков составляли важную часть интерьера всех русских жилищ: от царских и боярских хором до самой убогой крестьянской избы. Они стояли в горницах, светёлках, сенях, клетях и использовались не только для хранения одежды, тканей, утвари, ценностей, бумаг, книг, но и служили подставкой для подушки, скамьей, а иногда и местом для дневного послеобеденного сна. Их покрывали специальными ткаными насундучниками или закрывали нарядными суконными чехлами.

Во многих домах сундуки разного размера выставляли в парадных помещениях в виде горки, т. е. ставили один на другой, иногда до самого потолка. Даже в XIX - первой четверти XX в., когда большая часть русского общества освоила европейский образ жизни, в домах дворян, чиновников, разночинцев, мещан, не говоря уж о крестьянах, сундук оставался неизменным предметом обстановки. В домах горожан, правда, его место было не столь почетным, как в старину. Зато в крестьянских избах и горницах он, как и прежде, выставлялся на видное место, свидетельствуя о богатстве семьи. Как и в старину, крестьяне хранили в сундуках наиболее ценные вещи, наполняли их девичьим приданым, заполняли свадебными подарками. В старинной свадебной песне невеста, обращаясь к подружкам, поет:

Положу ваши подарочки
Я к себе, да в окован сундук,
Увезу ваши подарочки
На чужую дальню сторону.

Заказчики предъявляли сундучным мастерам определенные художественные требования: сундуки должны были быть не только вместительными, прочными, но и красивыми. В XVI - первой половине XVIII в. сундуки и сундучные изделия изготавливали в Холмогорах, Великом Устюге, Новгороде, в Выговской (Выгорецкой) пустыни - центре старообрядцев поморского согласия, в селах по рекам Онеге, Северной Двине, в мастерских Оружейной палаты Кремля. Самыми известными в сундучном производстве в XVI-XVII вв. были Холмогоры и Великий Устюг. Сундучные изделия, изготовленные там, очень ценились, их охотно покупали в торговых рядах Москвы, Архангельска, Вологды, Владимира и других русских городов.

Иностранец Кильбургер, посетивший Русский Север в XVII в., отмечал: «В городе Холмогоры, на Северной Двине... делаются сундуки различной величины, заслуживающие справедливую славу» (Курц 1915,114). Сундуки, подголовники, ларцы, скрыни, шкатулки этого времени богато декорировались. Обычно их оковывали для прочности полосами железа, луженого или вороненого, или, в более позднее время, луженой жестью. Полосы железа могли быть гладкими, немного выпуклыми, или просечными, т.е. со сквозным узором растительного или геометрического характера. Они накладывались прямо на дерево или на специальную подкладку, обтягивавшую сундук, такую как цветная кожа, шкура нерпы, ткань, окрашенная бумага, слюда. Цветная подкладка виднелась сквозь просечные узоры железных полос, делая сундуки удивительно красивыми.

Сундуки часто расписывали темперными красками, разводившимися на яичном желтке. Роспись располагали на внутренней и внешней стороне крышек, на наружных стенках сундуков. До нанесения росписи поверхность доски пропитывали олифой или покрывали грунтом, составленным из мела и рыбьего клея, чтобы уменьшить пористость дерева и убрать неровности. Перед нанесением узора поверхность стенок и крышки расчерчивали черной краской на прямоугольники. Каждый из них служил своеобразной рамой для картины, содержание которой хорошо прочитывалось современниками. Любимыми мотивами росписи сундуков, подголовников, ларцов были жанровые сценки, богатыри, различные мифологические существа: грифоны, птицы-сирин, алконосты, стратим- птицы, единороги, а также экзотические для русских людей львы и попугаи.

Героями жанровых сценок были молодцы и девицы: молодцы изображались подбоченившимися, с заломленной на сторону шапкой, девицы - в скромных позах, с платком-ширинкой в руках. На них обычно надеты костюмы XVII или начала XVIII в., в руках, поднятых вверх, чарки или кубки. Вероятно, это сцены праздника или свадебного пира. Жанровые сценки иногда были иллюстрациями к популярным в XVII-XVIII вв. литературным произведениям, таким как «Повесть о Бове Королевиче» или «Повесть об Еруслане Лазаревиче», «Александрия, или Повесть сиречь история о великом и храбром царе Македонском». Среди фантастических существ любимым образом русских живописцев был Полкан (Китоврас, Кентавр) - полуконь-получеловек.

Обычно его изображали сражающимся с богатырем или с невидимым врагом. Кентавр наделялся всеми качествами, присущими богатырю, - мужеством, силой, быстротой: «всякий скок его по семи верст», в сражениях он побивает десятитысяч- ное войско. На сундучных изделиях очень часто можно было встретить изображение льва с пышной гривой, открытой пастью, готового к прыжку; грифона - крылатого зверя с поджарым туловищем на четырех когтистых лапах и головой орла.

Львы и грифоны счита- лись зверями сильными, мужественными, хорошими защитника- ми нажитого человеком добра, и именно поэтому их образы на- носили на сундуки, в которых хранились ценности. В росписи лев нередко изображался вместе с единорогом (инрогом, индри- ком) - существом, похожим на коня, но с длинным рогом на лбу. Единорог стоит напротив льва, направив на него свой рог. Борьба льва и единорога рассматривалась как борьба светлого начала, представленного единорогом, и темного начала, олицетворявшегося в данном случае в образе льва. Об этом противостоянии в народной песне говорилось так:

Кабы два зверя собиралися,
Кабы два лютые собегалися,
Промежду собой дрались, билися,
Один одного одолеть хочет...
Это не два зверя собиралися,
Не два лютые собегалися,
Это кривда с правдою соходилися,
Промежду собой бились, дралися...

Девицы и молодцы, богатыри, фантастические и реальные животные и птицы - все они были окружены пышными травами, листьями, цветами, плодами. Картины на сундуках рассказывали о неведомом красивом мире, в котором, как говорилось в созданном в XVII в. «Сказании о роскошном житии и веселии», «изобилны по лугам травы зеленящия, и разноцветущи, цветов сличных (красивых) прекрасных и благовонных несказанно. По лесам древес - кедров, кипарисов, виноградов, яблонь и груш и вишень и всякого плодного масличья - зело много; и толико премного и плодовито, что яко само древесие человеческому нраву самохотне служит, преклоняя свои вершины и розвевая свои ветви, пресладкие свои плоды объявляя. В садех же и дубровах птиц преисполнено и украшено - пернатых и краснопеснивых сиринов и попугаев, и струфокамилов, и иных птах, служащих на снедь человеческому роду» (Изборник 1969,591).

В конце XVIII в. старинные центры сундучного производства - Холмогоры, Великий Устюг, Вологда, мастерские Выпиской пустыни - перестали существовать. Сундучное производство начало развиваться в других регионах России. Самым крупным его центром стал Муромский уезд Владимирской губернии, где ремесленники изготавливали в конце XIX в. до 50 000 сундуков в год. Кроме того, сундуки производились кустарями Вятской, Пермской, Оренбургской губерний, а также ремесленниками некоторых сел среднерусских и южнорусских губерний.

Сундучные изделия ремесленников XIX в. отличались от изделий XVI - начала XVIII в.: сократился их ассортимент, изменился декор. Кустари прекратили изготовление ларцов, скрынь, подголовников, пользовавшихся спросом в XVII в. В продажу стали поступать только собственно сундуки, т. е. ящики из пиленых досок с покатой или прямой крышкой на петлях. Их покрывали полосами жести с тисненым узором, которые накладывали на окрашенное в красный, зеленый, синий цвета дерево, или полностью обшивали жестью. Применялась жесть желтоватого цвета, имитировавшая золото. Кроме того, большой популярностью пользовались сундуки «с морозом». Их поверхность имела перламутровый блеск, а узор, хорошо читавшийся на ней, напоминал орнамент, появлявшийся в морозные зимы на окнах деревенских изб.

Подобный эффект достигался путем протравливания жести серной кислотой. Такие сундуки впервые стали изготавливаться во второй половине XVIII в. в Великом Устюге. Наряду с крашеными и обитыми жестью сундуками в России XIX - начала XX в. изготавливали и сундуки с росписью. Ими славились сундучники Вятской, Нижегородской, Пермской губерний. Стенки и крышку сундуков окрашивали в оранжевый, синий, коричневато-красный цвета и расписывали крупным, ярким растительным орнаментом свободными мазками кисти. На сундуках выписывали вазоны с цветами, букеты. Иногда поверхность сундука покрывали полосками, горошинами, ромбиками. Сундуки в XIX - начале XX в. изготавливались мастерами для продажи на ярмарках, реже на заказ.

Скрыня

Емкость для хранения мелких домашних вещей, украшений, разновидность сундука. Представляла собой прямоугольный глубокий ящик с откидной крышкой на петлях и двумя дверными створками на передней стороне. Крышка была четырехскатной, с плоским завершением, похожей на крышку ларца. На боковых сторонах скрыни крепились ручки-скобы, а на передней стороне крышки - кольцо. Внутри скрыня имела два яруса. Верхний ярус был поделен тонкими досками на прямоугольные ячейки, в которые вещи укладывались сверху, после подъема крышки. Нижний ярус заполнялся выдвижными ящичками и закрывался дверцами с внутренним замком. Скрыню изготавливали из дубовых досок, оклеивали цветной кожей, шкурой нерпы, сукном, бархатом, окрашенной бумагой, слюдой и оковывали металлическими полосами. Полосы делали из кованого железа, луженого, вороненого, иногда золоченого.

С середины XVIII в. кованое железо на скрынях заменяется луженой жестью. Железные полосы могли быть сплошными, слегка выпуклыми, и просечными, т. е. с ажурным геометрическим или стилизованным растительным узором. Полосы располагались на скрыне вертикально, на равном расстоянии друг от друга или плотно прилегая друг к другу, создавая сплошное металлическое покрытие стенок и крышки изделия. В первом случае между полосами набивали металлические накладки - розетки, которые сверху и снизу украшали цветком граната. Скрыни изготавливали на Русском Севере: в Холмогорах, Великом Устюге, а также в ремесленных мастерских Москвы. Они бытовали в XVI-XVII вв. в домах бояр, купцов, посадских людей, богатых крестьян. В XVIII-XIX вв. они сохранялись лишь в деревнях Северной и Центральной России, а также в небольших провинциальных уездных городах, таких как Сольвычегодск, Лальск, Чердынь и др.

Решил для себя полазить по инету,вот и делюсь с вами,может будет интересно.

Сунду́к (от тюркского сандык) - изделие корпусной мебели с откидной или съёмной верхней крышкой, используется как ёмкость для хранения предметов обихода, драгоценностей и других ценных вещей. Использовался в самых разных культурах, начиная с древних времён. В настоящее время сундук как предмет крестьянского обихода можно увидеть в русских и восточноевропейских деревнях, а также в различных музеях.

Древнейшие из сохранившихся сундуков были изготовлены в Древнем Египте. Позже, в Древней Греции, употреблялись сундуки рамочно-филёнчатой конструкции. В остальной Европе сундуки распространились в период раннего Средневековья. Применялись они и в средневековом Китае. В средневековой России сундуки также были одними из самых распространённых предметов мебели

В период раннего Средневековья сундук являлся часто основным и универсальным предметом мебели. Мог исполнять роль стола, стула, кровати и, конечно, - непосредственно хранилища одежды, предметов домашнего обихода, ценностей. Сундук является предшественником и прообразом шкафа; поставленный вертикально, стал иметь две дверцы, ящики. В готический период стали делаться сундуки на высоких ножках, что привело к появлению поставца. В эпоху Возрождения в Италии делались сундуки со спинкой и подлокотниками - «кассапанка»

Благодаря консервативной и практичной народной культуре сохранились до наших дней типы сундуков древних архаичных конструкций.

Владимир Иванович Даль в своём словаре называл сундуки и коробьи «коренной русской утварью» и замечал, что макарьевские сундучники снабжали своим товаром всю Россию, Закавказье, Хиву и Бухару, причём они до шести сундуков вставляли один в другой

На Украине сундук (укр. скриня) считался семейной реликвией. В селянских семьях у каждой украинской девушки с 15 лет была собственная скрыня, куда складывалось приданое. Скрыня служила показателем зажиточности рода, из которого она происходила. Торжественный внос скрыни невесты в дом жениха был отдельным действием свадебного обряда на Украине.

На Западной Украине скрыни украшали геометрическим орнаментом, в Центральной и Восточной Украине и на Волыни - растительным.

Изготавливались сундуки чаще всего из дерева, отделывались декоративными металлическими деталями. Для предотвращения кражи хранившихся в них ценностей имели запорные устройства: в дорогих сундуках в виде встроенного замка или секретного механизма, предотвращающего отпирание, а в дешёвых в виде навесного замка.

К специфическим разновидностям сундуков можно отнести теремо́к и подголо́вник. Сундук-теремок получил своё название от надстройки над богатым домом - терема и, подобно ему, имел на крышке главного своего отделения ещё одно, меньшего размера вместилище со своей особой крышкой, в которое помещались наиболее ценные предметы. Сундук-подголовник был небольших размеров, крышку имел, состоящую из двух плоскостей: горизонтальной, прикрывавшей заднее отделение сундучка, и наклонной, над передним отделением, на которую клали подушку. Владелец такого сундука мог не бояться, что у него выкрадут самые ценные его вещи, когда он будет спать.

В то время, как сундук являлся предметом роскоши и использовался для хранения дорогих вещей, существовал ларь, по форме своей схожий с сундуком, но сделанный более просто, грубо и не имевший украшений. В нём хранили зерно, муку, на базаре использовали для продажи съестного.

До появления пильных мельниц в конце 18 в. и связанного с этим удешевления пиломатериалов сундук, будучи дорогостоящим предметом, был принадлежностью богатого дома, а у простых людей на Руси его заменяла коробья́ - стенки у неё были из луба, а донце деревянное, имелась крышка. Коробьи были разных размеров, могли быть с росписью и не расписанными - «белыми». В больших количествах они имелись и в домах богатых людей

Во все времена людям приходилось где-то хранить вещи и ценности, причем особенно актуально этот вопрос вставал, когда человек отправлялся в путь. Сейчас такими хранилищами являются шкафы, сейфы, чемоданы, однако они появились всего полтора-два века назад. До этого, на протяжении долгих лет, все эти предметы обихода заменял сундук.

История сундука начинается много столетий назад. Считается, что они были придуманы еще в неолите. Однако, достоверно известно, что ими пользовались древние египтяне, от них сундуки перешли в древнюю Грецию и Рим, а в раннее Средневековье распространились на полмира: по всей Европе, Азии, дошли и до Руси. Происходило это при помощи племен кочевников и армий завоевателей.

Появляясь в стране, сундук приобретал национальные черты и видоизменялся, расширялись и его функции. Так его внешний облик украшался разнообразными панелями, коваными узорами, затейливой резьбой, обтягивался кожей и тканью. Закрывался сундук на засов или замок, причем были как навесные, так и врезные. О предназначениях же можно говорить очень долго, ведь помимо хранения и транспортировки домашнего скарба, одежды и инструментов, были сундуки для оружия и денег (сундуки-сейфы), сундуки-саркофаги и сундуки-троны. Также сундук мог исполнять роль кровати, стола, скамьи, стула, а поставленный на бок, он становился шкафом и комодом. Размеры сундуков варьировались в очень широких пределах: от крохотных шкатулок до гигантских, внутри которых можно было не только хранить вещи, но и спать!

Кочевые племена, заменив при изготовлении сундука (сандыка) дерево на ткань, войлок и кожу, превратили его сначала в баул, а потом в шабадан (чемодан). Само слово сундук (сандык) на Руси появилось вместе с татаро-монгольским игом и прочно укрепилось среди ларей, коробов, скрыней.

Изготовление сундука - процесс сложный, требующий участия разных мастеров (плотника, кузнеца, живописца, слесаря). В каждой губернии производимые изделия имели свои неповторимые особенности, и вплоть до начала прошлого столетия сундук был главной крестьянской мебелью.

За многолетнюю историю сундуки меняли свои внешние формы и превращались в новые предметы. Так в XVII веке данный вид мебели претерпел серьезные видоизменения. К сундуку прикрепили ножки и установили ящики, так появился прототип современного комода.

Сундук перовой, столовый, холстевой – в каждом из них хранили определённые предметы обихода: постельные принадлежности, посуду и самовар, одежду, а вместе они нередко составляли приданое невесты. Но использовались сундуки на Руси не только по прямому назначению.

Поспать

До появления кроватей русские часто спали на сундуках, характерной особенностью которых была плоская откидная крышка. В больших семьях или при приезде гостей на сундуке-кровати устраивались, если не хватало места на печи, полатях или пристенных лавках.

В зажиточных домах – для собственного успокоения, ведь положенная внутрь молитва от кражи и пожара не была абсолютным гарантом защиты. В сундуке хранилось самое ценное, поэтому спящий выполнял функции сигнализации – по-тихому обчистить сундук было невозможно. Провести несколько ночей на сундуке могла и невеста, если в нём хранилось приготовленное приданое.

Спрятать

Сундуки-терема отличались изысканной отделкой и необычной формой крышки – над основной четырёхскатной размещалась небольшая хитро закрывающаяся надстройка. В ней обычно хранили самое ценное – деньги, украшения, завещания и другие важные бумаги. Ещё несколько тайных отделений располагалось внутри сундучка-терема, который мог иметь двойное дно. Русским как любителям загадок такой вариант сундуков пришёлся особенно по душе.

Открыть «сейфовые ячейки» мог только хозяин, которому сделавший сундук-сейф мастер продемонстрировал работу тайных устройств. Для пущей надежности сундучки-терема оснащали не навесными замочками, которые легко сбиваются, а врезными с секретным механизмом отпирания. Даже заполучив ключик, неосведомлённый посторонний не мог добраться до содержимого, ведь нужно было выполнить при отпирании определённую последовательность действий.

Развлечься или погрустить

Особенной ценностью обладали не «молчаливые» ларчики для хранения драгоценных вещей, а музыкальные. Изготовленные на заказ, они всегда имели уникальный дизайн, и чем сложнее был механизм, чем богаче украшена шкатулка, тем дороже она стоила. Нередко заказчики тратили на особенную вещицу больше денег, чем потом в ней хранили.

Среди всех шедевров особенное место занимает изготовленный по проекту Аракчеева в память об Александре I каминный сундучок. Предмет одновременно был часами, музыкальной шкатулкой и миниатюрным памятником почившему государю. На бронзовый сундучок установлены часы-мавзолей, над которыми склонилась фигура императора.

По краям циферблат украшен четырьмя знаками Зодиака, которые символизируют вехи жизни царя: рождение, венчание на царство, женитьбу и смерть. Били часы только раз в день – ровно в 10:50 утра (время смерти царя). После боя двери саркофага распахивались, и трижды звучала молитва за упокой.

Похоронить

Слово «сундук» русский язык позаимствовал из тюркского, а сами «сандыки» на Руси стали встречаться в обиходе после частых визитов татарских воинов. Они не только хранили в сундуках пожитки, но и хоронили павших воинов. Отголоски этой традиции прослеживаются и в русских похоронных обрядах.

После погребального кострища славяне-язычники иногда пересыпали пепел в небольшие сундучки. Они также становились похоронными атрибутами. В них помещали всё добро почившего: по одной из версий, чтобы он мог пользоваться ими в загробной жизни, по другой, чтобы не оставлять себе нажитое умершим и не давать его душе повода для беспокойных поисков и частых визитов в мир живых.

В контексте нестандартного использования сундуков интерес представляет псковское погребение «варяжской хозяйки», обнаруженное археологами на рубеже веков. Усыпальница представляет собой сундук-сруб, разделённый на несколько секторов и имевший «пол» и «крышку». Кроме останков молодой женщины и многочисленных украшений, в погребении найден сундучок высотой всего 13 см, в железном оковке, на котором сохранились, предположительно, отпечатки дорогих тканей.

Взять в путешествие

Вплоть до XVIII века кованый сундук считался роскошью, позволить себе которую могли разве что бояре да священники. Но иметь практичный предмет хотелось каждому, поэтому обычный люд нашёл альтернативу – сундуки-коробьи. У них только крышка и дно были из дерева, а стенки делали из луба – коры осины, липы или ясеня, которую по весне мог добыть в ближайшем лесу каждый желающий. Такой сундук и переносить было проще, и при необходимости он отлично подходил для переезда или путешествия.

Среди дорожных вариантов, которые противопоставлялись большим, тяжёлым и не покидающим пределы жилища домашним сундукам, особенно интересен сундук-подголовник. В дороге он выполнял две функции: в него прятали ценные вещи и использовали в качестве подушки во время кратковременного сна.

Побриться

Но истинным шедевром дорожного сундука является тот, что был изготовлен для императора Александра III. Сейчас эту уникальную вещь можно увидеть в Стрельне в Путевом дворце Петра Великого.

Александр предпочитал путешествовать именно с этим сундуком, и неудивительно. В собранном виде – это обычный сундук, но стоило откинуть крышку, и под ней обнаруживалась кровать, а чтобы у царя во время сна не свешивались ноги, справа выдвигалась специальная подставка.

Сама же откинутая крышка превращалась в туалетный столик: с зеркалом, раковиной и туалетными принадлежностями, чтобы царь в любой момент мог побриться, подстричь ногти маникюрным набором или освежить лицо.

Нашлось в сундуке место для хранения табака, головных уборов, элементов амуниции, аптечки с травяными настоями и протираниями, постельных принадлежностей, фонаря, и что особенно удивительно, приспособления для растяжения перчаток. Из сундука также можно было достать мебельный гарнитур – складной стол с конторкой и пару кресел.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Сунду́к (от тюркского сандык ) - изделие корпусной мебели с откидной или съёмной верхней крышкой , используется как ёмкость для хранения предметов обихода, драгоценностей и других ценных вещей. Использовался в самых разных культурах, начиная с древних времён. В настоящее время сундук (сандык), как предмет обихода, можно увидеть в казахских аулах, русских и восточноевропейских деревнях , а также в различных музеях .

История

Древнейшие из сохранившихся сундуков были изготовлены в Древнем Египте . Позже, в Древней Греции , употреблялись сундуки рамочно-филёнчатой конструкции. В остальной Европе сундуки распространились в период раннего Средневековья . Применялись они и в средневековом Китае . В средневековой России сундуки также были одними из самых распространённых предметов мебели .

В период раннего Средневековья сундук являлся часто основным и универсальным предметом мебели . Мог исполнять роль стола , стула , кровати и, конечно, - непосредственно хранилища одежды , предметов домашнего обихода, ценностей. Сундук является предшественником и прообразом шкафа ; поставленный вертикально, стал иметь две дверцы, ящики. В готический период стали делаться сундуки на высоких ножках, что привело к появлению поставца . В эпоху Возрождения в Италии делались сундуки со спинкой и подлокотниками - «кассапанка» .

Благодаря консервативной и практичной народной культуре сохранились до наших дней типы сундуков древних архаичных конструкций.

К специфическим разновидностям сундуков можно отнести теремо́к и подголо́вник . Сундук-теремок получил своё название от надстройки над богатым домом - терема и, подобно ему, имел на крышке главного своего отделения ещё одно, меньшего размера вместилище со своей особой крышкой, в которое помещались наиболее ценные предметы. Сундук-подголовник был небольших размеров, крышку имел, состоящую из двух плоскостей: горизонтальной, прикрывавшей заднее отделение сундучка, и наклонной, над передним отделением, на которую клали подушку . Владелец такого сундука мог не бояться, что у него выкрадут самые ценные его вещи, когда он будет спать.

В то время, как сундук являлся предметом роскоши и использовался для хранения дорогих вещей, существовал ларь , по форме своей схожий с сундуком, но сделанный более просто, грубо и не имевший украшений. В нём хранили зерно , муку , на базаре использовали для продажи съестного.

Рундук

См. также

Напишите отзыв о статье "Сундук"

Примечания

  1. . - Продукция мебельного производства. Термины и определения: отсканированные страницы. Проверено 29 сентября 2013.
  2. Мебель в БСЭ 3-го выпуска. // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . - 3-е изд. - М . : Советская энциклопедия, 1969-1978.
  3. // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль М. О. Вольфа , 1880-1882.
  4. С. К. Жегалова. . ruart.syrykh.net. Русская народная живопись. - Коробьи, удешевление сундуков. Проверено 29 сентября 2013.
  5. // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль . - 2-е изд. - СПб. : Типография М. О. Вольфа , 1880-1882.

Ссылки

  • . .
  • . .

Отрывок, характеризующий Сундук

– Предложили другие владения заместо Ольденбургского герцогства, – сказал князь Николай Андреич. – Точно я мужиков из Лысых Гор переселял в Богучарово и в рязанские, так и он герцогов.
– Le duc d"Oldenbourg supporte son malheur avec une force de caractere et une resignation admirable, [Герцог Ольденбургский переносит свое несчастие с замечательной силой воли и покорностью судьбе,] – сказал Борис, почтительно вступая в разговор. Он сказал это потому, что проездом из Петербурга имел честь представляться герцогу. Князь Николай Андреич посмотрел на молодого человека так, как будто он хотел бы ему сказать кое что на это, но раздумал, считая его слишком для того молодым.
– Я читал наш протест об Ольденбургском деле и удивлялся плохой редакции этой ноты, – сказал граф Ростопчин, небрежным тоном человека, судящего о деле ему хорошо знакомом.
Пьер с наивным удивлением посмотрел на Ростопчина, не понимая, почему его беспокоила плохая редакция ноты.
– Разве не всё равно, как написана нота, граф? – сказал он, – ежели содержание ее сильно.
– Mon cher, avec nos 500 mille hommes de troupes, il serait facile d"avoir un beau style, [Мой милый, с нашими 500 ми тысячами войска легко, кажется, выражаться хорошим слогом,] – сказал граф Ростопчин. Пьер понял, почему графа Ростопчина беспокоила pедакция ноты.
– Кажется, писак довольно развелось, – сказал старый князь: – там в Петербурге всё пишут, не только ноты, – новые законы всё пишут. Мой Андрюша там для России целый волюм законов написал. Нынче всё пишут! – И он неестественно засмеялся.
Разговор замолк на минуту; старый генерал прокашливаньем обратил на себя внимание.
– Изволили слышать о последнем событии на смотру в Петербурге? как себя новый французский посланник показал!
– Что? Да, я слышал что то; он что то неловко сказал при Его Величестве.
– Его Величество обратил его внимание на гренадерскую дивизию и церемониальный марш, – продолжал генерал, – и будто посланник никакого внимания не обратил и будто позволил себе сказать, что мы у себя во Франции на такие пустяки не обращаем внимания. Государь ничего не изволил сказать. На следующем смотру, говорят, государь ни разу не изволил обратиться к нему.
Все замолчали: на этот факт, относившийся лично до государя, нельзя было заявлять никакого суждения.
– Дерзки! – сказал князь. – Знаете Метивье? Я нынче выгнал его от себя. Он здесь был, пустили ко мне, как я ни просил никого не пускать, – сказал князь, сердито взглянув на дочь. И он рассказал весь свой разговор с французским доктором и причины, почему он убедился, что Метивье шпион. Хотя причины эти были очень недостаточны и не ясны, никто не возражал.
За жарким подали шампанское. Гости встали с своих мест, поздравляя старого князя. Княжна Марья тоже подошла к нему.
Он взглянул на нее холодным, злым взглядом и подставил ей сморщенную, выбритую щеку. Всё выражение его лица говорило ей, что утренний разговор им не забыт, что решенье его осталось в прежней силе, и что только благодаря присутствию гостей он не говорит ей этого теперь.
Когда вышли в гостиную к кофе, старики сели вместе.
Князь Николай Андреич более оживился и высказал свой образ мыслей насчет предстоящей войны.
Он сказал, что войны наши с Бонапартом до тех пор будут несчастливы, пока мы будем искать союзов с немцами и будем соваться в европейские дела, в которые нас втянул Тильзитский мир. Нам ни за Австрию, ни против Австрии не надо было воевать. Наша политика вся на востоке, а в отношении Бонапарта одно – вооружение на границе и твердость в политике, и никогда он не посмеет переступить русскую границу, как в седьмом году.
– И где нам, князь, воевать с французами! – сказал граф Ростопчин. – Разве мы против наших учителей и богов можем ополчиться? Посмотрите на нашу молодежь, посмотрите на наших барынь. Наши боги – французы, наше царство небесное – Париж.
Он стал говорить громче, очевидно для того, чтобы его слышали все. – Костюмы французские, мысли французские, чувства французские! Вы вот Метивье в зашей выгнали, потому что он француз и негодяй, а наши барыни за ним ползком ползают. Вчера я на вечере был, так из пяти барынь три католички и, по разрешенью папы, в воскресенье по канве шьют. А сами чуть не голые сидят, как вывески торговых бань, с позволенья сказать. Эх, поглядишь на нашу молодежь, князь, взял бы старую дубину Петра Великого из кунсткамеры, да по русски бы обломал бока, вся бы дурь соскочила!
Все замолчали. Старый князь с улыбкой на лице смотрел на Ростопчина и одобрительно покачивал головой.
– Ну, прощайте, ваше сиятельство, не хворайте, – сказал Ростопчин, с свойственными ему быстрыми движениями поднимаясь и протягивая руку князю.
– Прощай, голубчик, – гусли, всегда заслушаюсь его! – сказал старый князь, удерживая его за руку и подставляя ему для поцелуя щеку. С Ростопчиным поднялись и другие.

Княжна Марья, сидя в гостиной и слушая эти толки и пересуды стариков, ничего не понимала из того, что она слышала; она думала только о том, не замечают ли все гости враждебных отношений ее отца к ней. Она даже не заметила особенного внимания и любезностей, которые ей во всё время этого обеда оказывал Друбецкой, уже третий раз бывший в их доме.
Княжна Марья с рассеянным, вопросительным взглядом обратилась к Пьеру, который последний из гостей, с шляпой в руке и с улыбкой на лице, подошел к ней после того, как князь вышел, и они одни оставались в гостиной.
– Можно еще посидеть? – сказал он, своим толстым телом валясь в кресло подле княжны Марьи.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.