Наслаждение по фрейду и лакану. Наслаждение запахами

Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

к..варный

переб..рёшь

просл..вляя

вр..щение

Пояснение (см. также Правило ниже).

Приведём верное написание:

обАяние-НГ

кОварный-НГ

перебЕрёшь-ЧГ

прослАвляя-ПГ

врАщение-НГ

Слово с чередующейся гласной переберёшь подчиняется правилу правописания корней с чередованием БИР/БЕР

При возникновении сложностей при выполнении задания обратитесь к справочным материалам.

На вопрос о написании букв Е и Ё: в бланках ЕГЭ буква Ё есть. Если в задании-слове была буква Ё, что мешает её написать во избежание потери целого балла, не так ли? Поэтому настоятельно рекомендуем: сказано ВЫПИСАТЬ, значит списать так, как в задании. В данном случае буква ё была, поэтому и ответ тоже с ё.

Ответ: переберёшь.

Ответ: переберёшь

Актуальность: Используется с 2015 года

Сложность: обычная

Раздел кодификатора: Правописание корней

Правило: Безударные гласные в корнях слов. задание 9.

ЗАДАНИЕ 9 ЕГЭ. БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ В КОРНЕ. ОБОБЩЕНИЕ.

Общее понятие о корне как части слова

Корень - это главная значимая часть слова, которая выражает основное значение данного слова и общее лексическое значение всех однокоренных слов.

Именно общее значение, а не внешний вид корня (или его части) позволяет отнести то или иное слово к родственным (или однокоренным) словам. В русском языке немало корней, которые пишутся одинаково, но имеют совершенно разные значения. Например, буквосочетание ГОР встречается в тысячах слов, является корнем в словах ГОРЕТЬ, ГОРЕ, ГОРА и однокоренных к ним. Но это не один и тот же корень, а разные, ведь по смыслу слова ГОРЕТЬ, ГОРЕВАТЬ, ГОРА не имеют ничего общего. Этот факт играет огромную роль в написании корней с безударной гласной. Так, в приведённом ряду слов для каждого слова свой отдельный способ проверки: гор еть (корень с чередованием), гор евать (проверочное слово гО́ре), гор а (гО́рный).

В задании 8 встречаются:

Для успешного выполнения задания необходимо:

Уметь определять тип корня;

Применять правила, регулирующие написания того или иного типа корня.

В зависимости от типа корня существуют различные правила написания безударных гласных в корнях слов.

8.1. Безударные гласные, проверяемые ударением

ПГ

В соответствии с общим правилом написание букв на месте безударных гласных в корнях устанавливается путем проверки словами и формами с тем же корнем, в которых проверяемый гласный находится под ударением, например: ле са (ле с), ли са (ли́ сы), ; хо ло дильник (хо́ лод, холо́ дный), прине сти (принё с), выпо лнять (по лный). Это правило отрабатывается на протяжении всего школьного курса русского языка, а начиналось изучение в начальной школе. Все помнят правило:

Но вот то ли ударения ставить не умеем, то ли запас слов настолько мал, что не удаётся подобрать проверочное слово, то ли не понимаем, где слова родственные, а где нет, но традиционно процент успешного выполнения этого задания низок. Самая распространённая ошибка состоит в том, что проверочное слово подбирается исходя только из внешнего сходства корней, без учёта значения. Общее значение - вот что важно. Именно поэтому слова лилия и лиловый ; бежать и бежевый ; кофта и кафтан , ветеран и ветер и многие другие не могут быть проверочными друг для друга

    ПРИМЕЧАНИЯ

  1. Безударные гласные корня в словах, близких по звучанию, но разных по значению пишутся по-разному: зале зать (в карман) – зали зать (раны), отва рить (картофель) – отво рить (дверь), пола скать (кошку) – поло скать (рот), разре дить (всходы) – разря дить (ружье), ума лять (значение) – умо лять (о пощаде), приме рять е́ ра) костюм – прими рять и р) соседей; разве вается е́ ять) флаг – разви вается (разви́ тие) промышленность. Слово, стоящее в скобках, помогает понять смысл слова с пропущенной буквой.
  2. Гласную о в неударяемых корнях глаголов совершенного вида нельзя проверять формами несовершенного вида на –ывать (–ивать), например: опо здать (по здний, хотя опа здыва ть), раскро ить (кро йка, хотя раскра ива ть).
  3. Если в корне пишется ё, то в безударном положении в однокорневых словах следует писать е: испещрённый (пёстрый), звездопад (звёзды), весенний (вёсны), гнездиться (гнёзда)
  4. Безударные а - о в корнях с неполногласными сочетаниями ра, ла (брадобрей, прекратить, влачить, облако ) нельзя проверять соответствующими полногласными сочетаниями в корне оро, оло (борода, укоротить, волоку, оболочка ). Неполногласные сочетания характерны для старославянских корней, и в них всегда пишется а .
  5. Не стоит слепо проверять иностранные слова друг другом. В некоторых словах иноязычного происхождения с выделяемым только этимологически суффиксом написание безударной гласной нельзя проверять однокоренным словом, если проверяемая и проверочная гласные входят в состав суффиксов различного происхождения, например: абонемент (-емент восходит к французскому суффиксу), хотя абонировать (-ировать восходит к немецкому суффиксу); аккомпанемент , хотя аккомпанировать . Сравните также также аналогичное явление в составе иноязычного корня дезинфиц ировать , хотя дезинфек ция . Сохраняется гласная корня в словах инъекция - инъецировать, проекция -проецировать и некоторых других. Желание проверить слово президент словом президиум также сомнительно, так как эти слова родственны лишь в языке−источнике, а в русском языке НЕТ (или пока нет) ни одного словаря, где бы эти слова трактовались как родственные.
  6. Недопустимо проверять иноязычные слова сокращёнными словами, возникшими в разговорной речи. Так, слово компьютер нельзя проверить словом комп (нет такого слова в гнезде родственных слов, да и в словарях его нет; нельзя проверить слово интеллигент словом интел (слова «интел» не существует).

8.2. Безударные гласные, не проверяемые ударением

Краткое обозначение в пояснении НГ

Наряду со словами, которые можно проверить однокоренными словами или путём изменения его формы, существует целый ряд слов, написание которых не подчинятся никаким правилам с точки зрения современного языка. Было бы замечательно, если бы существовал единый список слов, обязательных для запоминания, и он публиковался в учебниках и пособиях для подготовки к ЕГЭ. Но такого списка нет, во всяком случае, пока. В этом ряду есть и исконно русские слова, и заимствованные, и их количество продолжает расти за счёт слов иностранного происхождения. Здесь совет только один: не пытайтесь проверять непроверяемое. Как правило, в заданиях ЕГЭ проверяемые слова находятся быстро, их проверить ЛЕГКО. Написание слов с непроверяемой гласной в корне проверяется только по орфографическому словарю.

8.3. Безударные гласные в корнях с чередованием

Краткое обозначение в пояснении ЧГ

Помимо корней с безударными гласными, проверяемыми ударением, и тех, которые проверить нельзя, существуют корни с различными чередованиями гласных. Написание букв на месте безударных гласных подчиняется традиции. Проверять слова с чередующейся гласной ударением (путём подбора родственных слов) − грубая ошибка.

Все чередующиеся корни следует выучить наизусть. . Поделим их на типы.

8.3.1.Чередование гласных и/е в корне
Перед суффиксом А Нет суффикса А Исключения Похожие корни

1 собирать – би р(а) –

2 запирать – пи р(а) –

3 обдирать – ди р(а) –

4 обтирать – ти р(а) –

5 замирать – ми р(а) –

6 выжигать – жи г(а) –

8 расстилать – сти л(а) –

9 блистать – бли ст(а)

1 бер – собе рет

2 пер – запе реть

3 дер – обде рет

4 тер – обте реть

5 мер – заме реть

6 жег – выже г

7 чет – выче т

8 стел – рассте лить

9 блест – бле стеть

7 сочетание, сочетать

4 потерять, потерпеть

5 мир, мера

Обратите внимание:

противопоставление е/и в корнях глаголов, как правило, соответствует противопоставлению совершенного и несовершенного вида: умереть (сов. вид) – умирать (несов. вид), затереть(сов. вид) – затирать (несов. вид), выжечь (сов. вид) – выжигать (несов. вид), расстелить (сов. вид) – расстилать (несов. вид), обдеру(сов. вид) – обдираю (несов. вид).

Как видно из таблицы, корней, в которых и чередуется с е , всего девять . В этих корнях пишется буква И перед суффиксом А , но пишется буква Е , если нет суффикса А

Корни с чередующимися гласными надо выучить, чтобы не возникало соблазна в противоречащих друг другу проверках. Например, слово затираю , казалось бы, можно проверить словами протер и протирка , а слово стелить стелет и подстилка . Какой же образец выбрать для проверки? Никакой!

Обратите внимание на корень с чередованием МЕР/МИР , в этом ряду слов всего несколько: умереть, замереть/ умирать, замирать. Омонимичные корни (то есть похожие, но совершенно с другим значением) МИР и МЕР не являются корнями с чередованием. Поэтому слова мирный, примириться, перемирие; мировой, мировоззрение, мироощущение; примерять (платье), примерочная, измерение не относятся к словам с чередованием в корне .

8.3.2.Правописание корней с чередованием ИМ/ИН с А/Я

Ударное А или Я в безударном положении чередуется с ИМ или ИН:

нача ть - начин ать; приня ть - приним ать, поня ть - поним ать, сня ть - сним ать, сжа ть - сжим ать. При этом правописание им, ин , как видно из примеров, связано с последующим суффиксом а . Это пары глаголов совершенного и несовершенного вида, как и глаголы из предыдущей таблицы.

8.3.3.Чередование гласных а/о в корне

В зависимости от условий существует несколько типов.

1. Правописание корня зависит от ударения . В тех гласных, которые стоят под ударением, ошибиться невозможно. Поэтому следует запоминать только безударные корни.

Под ударением Без ударения Исключения Похожие корни
гар/гор
Только а : загАр, огАрок Только о : загОрелый, угОрел выга рки, изга рь, прига рь горе, гора, горячий, горький
клан/клон
Пишется и а , и о : клАняться и поклОн Только о : склОнение, наклОнить нет исключений клонировать
твар/твор
Пишется и а , и о : твАрь, твОрчество Пишется только о : вытвОрять, сотвОрить утварь творог
зар/зор
Пишется и а , и о : зАрево, зОри Пишется только а : зАря, зАрянка зоревать прозорливый
плав/плов/плыв
Пишется а и ы : плАвать, плАвание, заплЫв

Пишется а : поплАвок

Пишется ы : плывучий, плывун

пловец, пловчиха

расплавленный

2. Правописание корня зависит от последующей буквы.

Условие Примеры Исключения Похожие корни
раст/ращ/рос
Перед СТ только а : рАсти, подрАстать, рАстение росто́к, ростово́й, ростовщи́к, вы́рост,

подростко́вый, Ростов, Ростислав

Перед Щ только а : вырАщивать, отрАщивать нет вращение, превращение
Перед С только о : вырОсли, отрасль
Обратите внимание: под ударением перед с (с последующим т и без него) - только о, например: ро́ст, наро́ст, отро́сток, подро́сток, переро́сток; ро́с, заро́с, подро́сший, ро́слый, дикоро́сы.
лаг/лож
Перед Г всегда а : прилАгать, предлАгать, слАгаемое нет
Перед Ж всегда о : прилОжение, предлОжение, слОжить полог сложноватый, наслаждение
кас/кос
Перед А всегда а : касаться, касание нет косичка, косой, косить
Нет А всегда о : прикОснуться нет
скак/скоч
Перед К обычно а : прискАкать раскачаться
Перед Ч обычно о : заскочить скачок, скачу (и в формах этого слова: скачете, скачут, в которых гласная в корне стоит под ударением)

3. Написание гласной буквы в корне зависит от того, какое слово имеет значение.

Пишется А Пишется О Исключения Похожие корни
равн/ровн
корень со значением «одинаковый, равный, сходный»: подрАвняться, урАвнение корень со значением «гладкий, ровный, прямой»: подрОвнять, урОвень. поровну, ровесник, равняться, равнина
Распознавать корни -равн-/-ровн- бывает трудно, поскольку их значения часто близки. Исторически они означали одно и то же, но корень -ровн- исконно русский, а -равн- по происхождению старославянский. Наиболее частотные слова с этими корнями следует просто выучить.
мак/моч
корень со значением «погружать, опускать в жидкость»: макАть в чай, обмАкнуть в краску корень со значением «впитывать, пропускать жидкость»: вымОкнуть под дождем, промОкнуть салфеткой

Если жизнь стала казаться какой-то серой, если ушел ее неповторимый вкус, если вы увязли в быту и будних обыденных делах... Значит, пора добавить в свою жизнь драгоценной энергии наслаждения ! Разумеется, мы будем говорить о благостной энергии, не имеющей ничего общего с алкоголем и всякими излишествами. Мы поговорим о том, что делает женщину желанной, притягательной и неотразимой... О том, что превращает вашу жизнь в радостное приключение, позволяет жить на полную мощность и дарит потрясающее чувство новизны и интереса...

Сначала ответьте себе на вопрос: вы умеете наслаждаться? Как часто вы чем-то наслаждаетесь? И какие эмоции вы испытываете, когда слышите это слово? У некоторых женщин стоит сильный блок на какое бы то ни было наслаждение и им нужна серьезная работа со своими установками. Лучше всего, с хорошим психологом. Сейчас мы не будем брать в расчет тяжелые случаи, эта статья — для женщин, которые вроде бы умеют иногда наслаждаться. Но часто забывают, как это делается. Которые иногда ощущают этот восхитительный вкус к жизни... Но сейчас они потухли под горой важных дел, втянулись в какую-то вечную беготню. Мне кажется, таких женщин — большинство. И наверное у всех людей бывают периоды, когда мы перестаем наслаждаться. Перестаем по-настоящему жить.

Что такое наслаждение?

Наслаждение — это не просто чувство, возникающее в какие-то особенные моменты. Это — наше восприятие, наш внутренний настрой. Когда мы получаем удовольствие от еды, от мягкого дивана, от ухода за собой, от хорошей погоды и прохладного воздуха. От движений своего тела, от общения с окружающими людьми... Практически от всего, что происходит вокруг! Это также — энергия творчества. Она создает вокруг вас спокойствие и гармонию. Женщина с такой энергией собирает вокруг себя толпы мужчин... Но главное — ей хорошо и с самой собой. Ей нравится жить, нравится ощущать мир вокруг себя таким чудесным и обворожительным...

Наслаждению можно научиться! Да! На это, правда, потребуется не один месяц... Но регулярные практики помогут раскрыть в себе то, что раньше было зажато где-то в глубине. И я поделюсь с вами этими простыми практиками. Я сама ощутила их эффект через два месяца ненапряженной работы. В какой-то момент почувствовала, что мне не хватает этой наслаждающейся энергии. Почувствовала необходимость заземлиться и ощутить вкус жизни... И результат просто потряс! Может, у вас тоже есть такая необходимость?

Как научиться наслаждению?

Если вам нужно почувствовать себя желанной, почувствовать себя Женщиной — научитесь просто наслаждаться. Возможно, у кого-то наоборот, этой энергии чересчур много, и она заслоняет собой все остальное... Но мне кажется, таких женщин в наше время очень-очень мало. Более того, я с такими не знакома. В нашем обществе довольно нелегко ощущать удовольствие — слишком высокий темп жизни, слишком много ответственности, слишком большой груз дел...

Итак, с чего начать?

1) Создайте у себя привычку расчесывать волосы медленно, осознанно и с любовью . Потом идите дальше — научитесь ухаживать за собой с любовью. Наносите крем осознанно и с удовольствием. Мойте голову с удовольствием. С любовью наносите макияж... Это — очень непростое задание, постоянно будете отвлекаться, причесываться очень быстро, на автомате... Но после некоторой тренировки вы увидите прогресс!

2) Научитесь двигаться с наслаждением. Сконцентрируйтесь на своем теле . Ощутите его. И начните ходить медленно, плавно, чувствуя свои движения, наслаждаясь работой мышц... Иногда рекомендуют фокусироваться на матке и представлять, будто вы идете, черпая оттуда силу. Но это вовсе необязательно. Главное, поймать волну удовольствия от своих движений.

3) Старайтесь ощущать вкус своей еды. А также прикосновения мягких кресел, диванов... Развивайте свое осязание . На прогулке наслаждайтесь прикосновением ветра и с удовольствием вдыхайте свежий воздух.

4) Ощущайте свои желания. Чаще спрашивайте себя: чего я хочу ? Ведь мы настолько забываем о себе, что даже не слышим собственные желания! Даже в мелочах: хочу мороженое, хочу сесть, хочу быстрее приехать домой, хочу познакомиться с тем человеком...

5) Наслаждайтесь общением с приятными людьми. А главное — наслаждайтесь объятиями своих близких! Чувствуйте их тепло... Чаще прикасайтесь к своим маленьким детям, своему супругу (если его это не раздражает), своим родителям, обнимайте друг друга осознанно, а не просто по привычке...

Энергия наслаждения разукрашивает наш мир в яркие насыщенные цвета... Когда вы освоите ее, то поймете, сколько всего упускали когда-то... Сколько удовольствия и радости вы увидите в каждом своем дне! Но главное — не просто читать статьи в интернете, а начать что-то делать. Начать целенаправленно изменять свою жизнь к лучшему. И не один-два раза, а стабильно, каждый день... Лишь тогда можно ожидать каких-то серьезных результатов. И я желаю вам начать идти к своей насыщенной жизни уже сегодня!

Наслаждение - это состояние, при котором у меня на лице лёгкая улыбка, я мысленно сконцентрирована на источнике наслаждения, расслаблена.

Хочу проживать его, потому что, проживая его, радуюсь жизни. Не хочу проживать, когда боюсь радоваться. Например, когда близкий человек сделал что-то, что меня порадовало и обнадёжило, могу сделать вид, что ничего особенного не случилось, как будто так и должно быть, и всё это из страха, что «мне сядут на шею».

Убегаю, глушу наслаждение: молчу, продолжаю заниматься делами, как будто ничего не случилось, выражаю равнодушие.

Культивирую: обращаю внимание на те вещи, которые вызывают во мне наслаждение, и, увидев, открыв новое, радуюсь, наслаждаюсь, и мой список того, от чего я получаю удовольствие в жизни, пополняется.

Хотелось бы с верой и искренне проживать его и свободно выражать, поскольку не хочу быть рабом созависимости и внутри верю, что всё, что ко мне приходит в жизнь, полезно для меня. Но сделать страшно, страшно получить боль, кажется, что она будет такой, что моих сил не хватит. И когда понимаешь, что многие близкие с детства используют манипуляции как понятный язык общения, не пользоваться этим их языком с ними - влечёт риск непонимания с их стороны, и страшно потерять, пусть даже нездоровые, отношения с человеком, которого хочешь видеть рядом и в которого влюблён.

Для меня наслаждение - это кратковременное переживание.

Чаще всего, наслаждение я испытываю, когда удовлетворяются мои потребности. Наслаждение - это «трезвый кайф»... Я хочу проживать чувство наслаждения! Этот «трезвый кайф» - показатель качества моей жизни. Если я удовлетворяю свои потребности (не в ущерб другим): «не ведусь» на свои дефекты и поступаю по-новому, самоутверждаюсь, достигаю своих целей, и в моей жизни есть любовь, то моя жизнь - КАЧЕСТВЕННАЯ, ТРЕЗВАЯ И КАЙФОВАЯ...

Я иногда подменяю чувство наслаждения, например, похотью...

Раз это чувство кратковременное, надо «кайфовать» каждую секундочку и не бояться это делать открыто. Раньше я стеснялась и боялась показывать, что мне «кайфово», но с помощью ВС страх оценки ушёл!

Наслаждение - абсолютная гармония души и тела, осуществление желаний, восторг обладания, потеря границ между «было», «есть» и «будет»!

Хочу его проживать. Высшая форма наслаждения - это осознание божественной сущности, божественной любви во всем и ко всему. Не хочу проживать, потому что познание богооставленности - самое страшное в жизни, а одно без другого не понять...

Убегаю от этого чувства по принципу: не имеешь - не потеряешь. Глушу его через отрицание, я недостойна этого чувства.

Культивирую, когда пытаюсь нащупать это чувство в каждой минуте бытия. Без страха боли от потери, проживая его, как будто ради этого мига наслаждения я и пришла в этот мир!!!

Наслаждение - это несколько чувств: ощущения радости, восторга, довольства и так далее.

Хочу его проживать, так как оно приятное и позитивное.

Не убегаю и не глушу его. Зачем его глушить? Оно же кайфовое. Стараюсь его как можно дольше продлить.

Себе признаюсь в этом чувстве всегда, другим людям - почти всегда, за исключением случаев, когда переживаю это чувство из-за причиненных неудобств или вреда другим. Испытывал чувство наслаждения, когда глумился над подругой и говорил ей всякие пошлые вещи, при этом был еще сарказм.

Хочу проживать по-новому, чтобы оно было вызвано не причинением вреда другим, а нормальными ситуациями, хотел бы исключить из него сарказм и злую иронию.

Наслаждение - это приподнятое настроение, улыбка, когда ничего не беспокоит, спокойствие (но не всегда).

Проживать это чувство хочу, потому что мне нравится состояние, когда я испытываю это чувство.

Я от него не убегаю и не глушу его. Буду учиться развивать его.

Наслаждение – это состояние, при котором у меня на лице лёгкая улыбка, я мысленно сконцентрирована на источнике наслаждения, расслаблена.

Хочу проживать его, потому что, проживая его, радуюсь жизни. Не хочу проживать, когда боюсь радоваться.

Наслаждение – это приподнятое настроение, улыбка, когда ничего не беспокоит, спокойствие (но не всегда). Проживать это чувство хочу, потому что мне нравится состояние, когда я испытываю это чувство. Я от него не убегаю и не глушу его. Буду учиться развивать его.

Веская причина овладеть собственным мозгом

Как бы вы описали различия между удовольствием и наслаждением? На первый взгляд, чувства, испытываемые нами в том и другом случае, очень похожи. Даже мысли внутри обоих состояний могут казаться очень похожими. Но когда дело касается эмоционально-ментальных состояний удовольствия и наслаждения, они оказываются различны.

Удовольствие, например, представляет собой простое первичное состояние разума, тела и эмоций. В удовольствии мы получаем определенную чувственную радость от вида, звука, ощущения, запаха, вкуса и т.д. Наслаждение, с другой стороны, — это не первичное состояние, а мета-состояние. Оно включает в себя на мета-уровне мысли и чувства об определенном первичном состоянии, обычно о состоянии удовольствия, но не ограничено этим.

Удовольствие как первичное состояние сознания

Удовольствие, безусловно, — это основной компонент переживания высококлассной жизни. Оно представляет собой один из самых фундаментальных критериев жизни — континуума боли и удовольствия, по которым мы делаем так много основных оценок и оценочных суждений. В детстве критерий боль/удовольствие был нашим основным способом различения «зла» и «добра».

Удовольствия, которое мы находим и испытываем во сне, при отдыхе, еде, сексе, от красоты, тепла и т.д., дают нам основные гомеостатические переживания. Вспомните, какое удовольствие приносит ночь отличного сна. Вызовите в памяти изысканное удовольствие спокойного полдня на солнечном пляже. Полностью вспомните время, когда вкус и запах какого-то блюда порадовали вас по-особенному. Вспомните телесное удовольствие от сексуальной стимуляции.

Эти сенсорно основанные удовольствия оставляют нас с чувством прелести жизни. «О, как здорово!» И тем не менее они не обязательно ведут нас в состояние счастья. Счастье или наслаждение как состояние сознания включает в себя больше чем простое удовольствие. Удовольствие происходит преимущественно на сенсорном уровне от сенсорной стимуляции: запаха, вкуса и вида мягкой, сочной отбивной; тепла горячей ванны, расслабления мышц, запаха мыла.

Удовольствие обычно происходит без всяких усилий, когда мы воспринимаем определенные стимулы в разных сенсорных модальностях. Иногда, когда мы заставляем себя задуматься над удовольствием и пытаемся понять его, проанализировать его, продиагностировать — ощущение удовольствия исчезает. Мы можем ощущать удовольствие в восприятии настоящего момента — с едой, отдыхом, упражнениями, красотой, запахами, прикосновениями, картинами, звуками и т.д. — отдельно от разума.

Удовольствия также кажутся ограниченными во времени. Они длятся какое-то время и испаряются. Удовольствие от еды в начале обеда кажется чем-то очень отличным от удовольствия или неудовольствия, когда мы уже наелись. Удовольствие от купания на солнце ранней весной кажется чем-то отличным от того же удовольствия поздним летом. Удовольствие, кажется, теряет свою остроту после короткого времени. И поэтому мы говорим: «Больше это не приносит мне такого удовольствия».

Это частично объясняет, почему мы в конце концов скучаем от чего угодно! Нигде это не проявляется так ярко, как в жизни богатых и знаменитых людей, которые часто замечают: «Это такая скука, дорогие мои».

Чем больше мы исчерпываем гамму удовольствий, тем больше мы ощущаем разочарование, скуку и пустоту. Продолжительное удовольствие, кажется, выпивает нас.

В удовольствии мы получаем ощущения стимуляции, радости здоровья и т.п. Оно заставляет нас ощущать себя более живыми, крепкими и расслабленными. Поэтому оно функционирует как встроенная награда для того, чтобы мы продолжали делать то, что делаем. И это до определенной степени объясняет, как оно может вызывать зависимость — мы находим в этом удовольствие. Но зависимость возникает, только если мы перемещаемся в мета-состояние и развиваем мысли о значимости того, что делаем — еде, питье, сексе и т.д. (см. ниже).

На базовом уровне ни одно из этих удовольствий не вызывает зависимости. Попробуйте сами. Мы находим, что каждое удовольствие имеет встроенный порог. Слишком много солнца — и это становится больно! Съешьте слишком много пищи — и вы получите боль в животе, покалывание в сердце и т.п. Слишком много музыки, купания в ванной, секса…Слишком много удовольствия приносит боль (если вы не перекрываете ее мета-состоянием).

Некоторые теоретики пытаются объяснить существование «удовольствия», апеллируя к его ценности для выживания. Они рассматривают удовольствие как эволюционное приспособление, которое позволило нашему виду выжить. Боль сигнализирует нашей нервной системе о том, что нужно прекратить и обратить внимание на опасность, а удовольствие награждает нас, чтобы мы продолжали.

Но такая теория выживания не может объяснить ширину и глубину удовольствия. В конце концов, большинство видов удовольствия прямо-таки перегружено своей способностью радовать. Мы не просто едим. Мы находим удовольствие в тысячах комбинаций запахов, консистенций, температур огромного количества еды. У нас есть аппетит для бесчисленных комбинаций запахов, вкусов, видов, звуков и т.д.

Наслаждение как переживание мета-состояния

Для того, чтобы «насладиться», требуется «разум» или сознание. Это требует внимания, осознавания и более высокого уровня понимания ценностей и верований. Это значит, что наслаждение заключает в себе большую степень сложности, чем простое удовольствие.

Чтобы почувствовать наслаждение, человек должен иметь ощущение контроля над удовольствием. У нас есть ощущение, что мы «имеем» удовольствие (и справляемся с ним), а не удовольствие «имеет» нас. Это позволяет нам дальше строить и развивать свою способность наслаждаться так, чтобы мы могли позже применить ее к тому, что бы ни случилось. Это дает нам способность применять наслаждение — феномен более высокого уровня — к большому количеству ежедневных вещей. И стратегия наслаждения позволяет нам наслаждаться большим количеством вещей, чем те, которые доставляют нам удовольствие.

Наслаждение отличается от удовольствия тем, что по своей природе включает роль сознания («разума»). У нас есть мысли в форме ценностей, верований, пониманий и т.д., об удовольствии и даже о деятельности, удовольствия не приносящей.

MS: Ценностные мысли об PS: определенном удовольствии или другом событии

Когда мы применяем «разум» к огромному разнообразию жизненных переживаний, мы находим себя достаточно сильными, чтобы испытывать радость и удовольствие от практически чего угодно. Это объясняет, почему некоторые люди наслаждаются от самых странных вещей.

Лично я не понимаю, как можно назвать удовольствием лазание по льду при сорока градусах ниже нуля, когда в лицо вам дует ветер шестьдесят миль в час и вы одеваете кислородную маску — для того, чтобы забраться на самую высокую вершину мира. Моя нервная система не назвала бы это источником наслаждения.

Точно так же ни нервная, ни лингвистическая системы во мне не позволят мне присоединиться к Клубу Полярных Медведей, чтобы ходить посреди зимы со смерзшейся задницей. Я могу пойти на лыжах или читать перед горящим камином в горной хижине. И тем не менее у меня есть друзья, для которых такое чтение явилось бы пыткой или чем угодно, но уж явно не удовольствием.

Таким образом, хотя мы все обладаем достаточно схожими нервными системами и сенсорными рецепторами для того, чтобы от одних и тех же вещей получать удовольствие, когда мы переходим к мета-состоянию наслаждения — разница между нами взлетает экспоненциально! На этом уровне наслаждение, красота и счастье действительно находятся «в глазах» их владельца (на самом деле, в «разуме» нейро-семантических оценок). Что дает вам наслаждение? В чем вы черпаете радость? Сделайте список. Остановитесь сейчас и быстро закончите это утверждение: «Что на самом деле приносит мне наслаждение — это…» Теперь посмотрите на свои ответы. То, что дает вам наслаждение, целиком зависит от вашей семантики — тех значений (убеждений, пониманий, лингвистики), которые вы приписываете вещам, разве нет? Обычно то, что вы цените как имеющее ценность, важность и значение, затем становится вашей нейро-семантикой наслаждения.

На мета-уровне значений мы превращаем свои удовольствия (и другие переживания) в переживания наслаждения. В качестве мета-состояния у вас есть внутренние репрезентации слов, которые объясняют ценность и важность этих радостных переживаний. У вас есть объяснения, причины, понимания и верования, которые кодируют для вас значение этого. И чем большее значение вы приписываете опыту, тем больше наслаждения он вам приносит. Это переносит нас из мира животных (и мира маленьких детей), где правит удовольствие, в истинно человеческий мир наслаждений. Здесь мы наделяем свои переживания нейро-семантикой и порождаем драйвы (движущие силы) на мета-уровне. У нас появляются драйвы не только в отношении еды, питья, воздуха, тепла, комфорта и т.п., но еще и для приключений, творчества, взаимоотношений, мудрости и т.д. Эти «драйвы» могут пересиливать действия драйвов низшего порядка.

Это также приводит нас на уровень человеческих зависимостей. Здесь, если мы перегружаем базисное удовольствие слишком большим количеством значений — мы можем впасть в зависимость от этого и получать удовольствие от опыта через долгое время после того, как опыт завершен. Какое значение вы приписываете еде? Выпивке? Табаку? Сексуальным отношениям? Бегу? Социальному статусу? Превратили ли вы какое-нибудь из этих удовольствий в зависимость? Оставляют ли в вас эти зависимости чувства опустошения (отрицательная зависимость) или ресурсности (положительная зависимость)?

Наша способность ценить и оценивать вещи лежит в корне наших переживаний удовольствия. Другая сторона этого проявляет себя в «ангедонии» — невозможности найти удовольствие ни в чем. Еще одно мета-состояние. У людей обычно развиваются подобные состояния, когда они подавляют (дословно, «депрессируют») свои мечты, надежды, желания, энергию и т.д. Они не ценят ничего. Они ничего не наделяют значением. Они выключают свою энергетику удовольствия.

Учитывая элемент времени в удовольствии/наслаждении, когда мы испытываем удовольствие здесь и сейчас, мы можем не чувствовать наслаждения и обнаружить его только позднее. Только тогда, когда мы посмотрим назад на это и не найдем в этом ценность. Тогда мы восклицаем что-нибудь типа: «Боже, вот это было время!» Затем мы начинаем стремиться к тому, чтобы пережить это заново. Наслаждение в тех переживаниях может включать в себя понимание того, что достигнуто что-то важное.

После события, принесшего наслаждение, мы можем начать понимать, что мы сами изменились после этого. Мы понимаем, что наше «я» в каком-то отношении выросло и что в результате мы стали более сложным существом.

Конечно, те действия, которые приносят нам удовольствие, также могут приносить наслаждение, но все же эти две вещи не обязательно совпадают. Мы можем испытать удовольствие без какого-либо вложения своей психической энергии — без использования собственного мозга. Наслаждение, с другой стороны, наступает только после того, как вложено необычайно большое количество психического внимания. Это, на самом деле, объясняет его мощь — мы вкладываем вместе с действием свое сознание.

Поскольку мы можем ощущать удовольствие с очень малыми затратами усилий, если мы не знаем о различии между удовольствием и наслаждением, мы можем считать, что точно так же мы можем получить наслаждение без сознательных усилий.

Неверно! Для того, чтобы насладиться игрой в теннис или в футбол, насладиться чтением книги, интенсивным разговором, бегом, походами, чтобы насладиться расширением себя ради другого в любви, — эти виды человеческой деятельности требуют, чтобы мы «владели собственным мозгом» с достаточной энергией и порядком, так, чтобы мы могли предоставить достаточно внимания и концентрации для наслаждения.

Это дает одну очень значимую причину для того, чтобы люди управляли собственным мозгом. Люди могут испытывать перебегающую гамму удовольствий без этого умения, но они никогда не «будут счастливы так, как они готовят себя», как сказал Абрахам Линкольн, пока они не научатся эффективно управлять собственным разумом. А это уменьшит их способность к наслаждению и счастью. (Звучит как отличная причина для тренировки для меня!) Чикзентмихальи (1991) в своей книге о «потоке» описал феноменологию наслаждения в следующих словах, которые дают много компонентов для стратегии наслаждения:

«Как предлагают наши исследования, феноменология наслаждения имеет восемь компонентов. Когда люди описывают свои чувства при самых приятных переживаниях, они упоминают как минимум одно, а часто и все характеристики:

Первое: опыт обычно происходит, когда мы сталкиваемся с задачей, в которой мы можем рассчитывать на хорошее решение (контекст).

Второе: мы должны быть способны сконцентрироваться на том, что делаем (требуемое состояние).

Третье и четвертое: концентрация становится возможной потому, что задача имеет ясные цели и дает непосредственную обратную связь (желаемый результат и обратная связь).

Пятое: человек действует с глубокой, но не требующей специальных усилий включенностью, которая удаляет из сознания заботы и разочарования обычной жизни (тотальный фокус).

Шестое: это позволяет человеку испытать чувство контроля над своими действиями (мета-состояние самоконтроля).

Седьмое: исчезает забота о себе, но парадоксальным образом ощущение себя после усиливается (опыт обогащает семантику самого себя).

Последнее: изменяется ощущение длительности времени. Часы проходят мгновенно, а минуты могут казаться часами (искажение времени). Комбинация всех этих элементов вызывает чувство глубокого наслаждения, которое дает людям почувствовать, что они потратили свою энергию правильно».

Итак, наслаждение, в отличие от удовольствия, требует вложения психической энергии. Высшее наслаждение наступает, когда мы вкладываем свое сознание целиком и полностью. Тогда наше внимание фокусируется, как пучок лазера, на чем-то, что представляет для нас ценность. Эта полная включенность не позволяет нам фокусировать излишки сознания в сторону. В результате у нас развивается чувство, что мы отлично поработали и что наши цели представляют собой что-то действительно ценное для нас.

Чикзентмихальи (1991) подчеркивает, что наслаждение происходит из «повышенного чувства контроля» и особенно от работающего контроля или, как мы говорим в НЛП, от управления своим собственным разумом и своими состояниями.

Мы переживаем мета-состояние наслаждения так же, как мы переживаем потерю самосознания. Когда мы полностью вовлекаемся в какое-то дело, представляющее для нас истинную ценность, у нас не остается возможности для того, чтобы ругать себя. Поскольку такая озабоченность собой поглощает уйму психической энергии, у нас есть меньше энергии для концентрации.

Феноменология наслаждения соотносится с тем, как мы испытываем само-трансцендентацию («возвышение над собой»). Мы отходим от «я». Мы также возвышаемся над еще одной умственной абстракцией — временем. В переживании наслаждения мы теряем «время». Мы переживаем искажение времени, так что оно либо бежит, либо замедляется. В наслаждении включенность заменяет отделенность, интерес заменяет скуку, чувство контроля заменяет собой рассеянность и беспомощность, и чувство возвышения над собой заменяет самосознание.

Обобщение:

Используя модель состояний в НЛП и технологии сенсорного осознавания, мы можем двигаться от скуки, ангедонии, пустоты и т.п. к удовольствию. А используя модель мета-состояний НЛП, мы можем двигаться от удовольствия на более высокий логический уровень наслаждения и счастья. Мы можем так организовать свой разум, чтобы найти больше смысла и радости в жизни. Для меня звучит хорошо. И ощущается здорово!

Между этими понятиями есть большая разница. Удовольствие — это чувство, которое роднит нас с животными. Мы получаем удовольствие от удовлетворения естественных потребностей. Движение, дыхание вызывают чувство удовольствия. Я уже не говорю об удовольствии, которое бывает при сексуальном сближении.

Э. Фромм, выдающийся психоаналитик середины XX века, разделил потребности человека на истинные и псевдопотребности.

К истинным он относил те потребности, удовлетворение которых приводит к развитию человека. К сожалению, в процессе воспитания у ребенка блокируется развитие способностей (если у меня есть способности к пению, то есть и потребность петь), тогда формируются псевдопотребности типа потребности играть в азартные игры и т. п. К истинным потребностям, конечно, относится и потребность в удовлетворении чувства собственной значительности. Последнюю легче всего удовлетворить, развив свои ведущие способности и духовно вырасти.

Чувство наслаждения возникает у человека, когда он уже удовлетворил свои потребности. Вы хорошо поели, утолив голод, но тут вам преподнесли изысканное блюдо. Потребность в еде уже удовлетворена, но вы продолжаете есть. Нет, вы не едите. Вы наслаждаетесь! Удовольствие можно усилить, затянув удовлетворение потребности. Не помню, кому принадлежит изречение: «Лучшая приправа к пище — голод». Если вы долго не ели, иногда сухая корка хлеба кажется чрезвычайно вкусной. Но если вы сыты, вы ее есть не будете. Наслаждение таким способом не добудешь. Во-первых, оно всегда от избытка, во-вторых, источник наслаждения всегда искусственен. В-третьих, для получения наслаждения необходимо специально учиться. И чем тоньше наслаждение, тем дольше ему надо учиться. Редко кто без специальной подготовки сможет наслаждаться симфонической музыкой. Большинство нашего населения от секса получает удовольствие. Для того чтобы получить от него наслаждение, необходима учеба. Показателем того, что большинство от секса получает только удовольствие, служит тот факт, что большинство после секса сразу засыпает. Партнер, желающий получить еще и наслаждение, останется недовольным.

Есть наслаждения, связанные с естественными и духовными потребностями. Наслаждения первые ограничены нашими физическими возможностями. Как бы ни было вкусно блюдо, больше, чем в меня влезет, я не съем. При самой высокой потенции есть ограничения в наслаждении сексом. Кроме того, наслаждения, связанные с естественными потребностями, разъединяют людей. Если вы съели деликатес, мне может не достаться. Полагаю, что и своим сексуальным партнером вы не поделитесь. А вот наслаждаться духовными потребностями можно неограниченно долго. И, наконец, удовлетворение духовных потребностей людей объединяет. Хорошо это положение иллюстрирует восточная притча: «У тебя есть яблоко, и у меня есть яблоко. Мы поменялись яблоками. Сколько получилось? У тебя одно, и у меня одно. У тебя есть мысль, и у меня есть мысль. Мы обменялись мыслями. Сколько получилось? У меня две мысли, и у тебя две мысли!» Получается, что при обмене духовными ценностями мы взаимно обогащаемся. Ведь всему тому, что у нас в цивилизованном мире есть, мы обязаны мысли и ее внешнему выражению — слову! Продуцирование и поглощение мыслей является одним из основных неиссякаемых источников наслаждения и здоровья.

Вот что писал А. П. Чехов в 1893 году: «Мы, русские люди, любим поговорить и послушать, но ораторское искусство у нас в совершенном загоне. В земских и дворянских собраниях, ученых заседаниях, на парадных обедах и ужинах мы застенчиво молчим или же говорим вяло, беззвучно, тускло, «уткнув брады», не зная куда девать руки; нам говорят слово, а мы в ответ — десять, потому что не умеем говорить коротко и незнакомы с той грацией речи, когда при наименьшей затрате сил достигается известный эффект — non multum sed multa (немного, но многое). У нас много присяжных поверенных, прокуроров, профессоров, проповедников, в которых по существу их профессий должно бы предполагать ораторскую жилку, у нас много учреждений, которые называются «говорильными», потому что в них по обязанностям службы много и долго говорят, но у нас совсем нет людей, умеющих выражать свои мысли ясно, коротко и просто... Ходит анекдот про некоего капитана, который будто бы, когда его товарища опускали в могилу, собрался прочесть длинную речь, но выговорил: «Будь здоров!», крякнул и больше ничего не сказал. Нечто подобное рассказывают про почтенного В. В. Стасова, который несколько лет назад в клубе художников, желая прочесть лекцию, минут пять изображал из себя молчаливую, смущенную статую, постоял на эстраде, помялся, да с тем и ушел, не сказав ни одного слова. А сколько анекдотов можно было рассказать про адвокатов, вызывавших своим косноязычием смех даже у подсудимого, про жрецов науки, которые «изводили» своих слушателей и в конце концов возбуждали к науке полнейшее отвращение. Мы люди бесстрастные, скучные, в наших жилах давно уже запеклась кровь от скуки. Мы не гоняемся за наслаждениями и не ищем их, и нас поэтому нисколько не тревожит, что мы, равнодушные к ораторскому искусству, лишаем себя одного из высших и благороднейших наслаждений, доступных человеку. Но если не хочется наслаждаться, то по крайней мере не мешало бы вспомнить, что во все времена богатство языка и ораторское искусство шли рядом. В обществе, где презирается подлинное красноречие, царят риторика, ханжество слова и пошлое краснобайство. И в древности и в новейшее время ораторство было одним из сильнейших рычагов культуры... Все лучшие государственные люди в эпоху процветания государств, лучшие философы, поэты, реформаторы, были в то же время и лучшими ораторами. «Цветами» красноречия был усыпан путь к каждой карьере, и искусство говорить считалось обязательным. Быть может, и мы когда-нибудь дождемся, что наши юристы, профессора и вообще лица, обязанные по службе говорить не только учено, но и красиво, не станут оправдываться тем, что они «не умеют» говорить. В сущности, для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать, и в деле образования и воспитания обучение красноречию следовало бы считать неизбежным».

██ ██ Всем, потерявшим надежду и опустившим руки. Автор, как и Козьма Прутков, считает, что счастье человека в его собственных руках. И если он умеет общаться с собой, находит общий язык с близкими, способен управлять группой и быстро освоиться в новой ситуации, он обречен на счастье. Автор использует свой богатый клинический опыт и опыт психологического консультирования, дает простые рекомендации, как наладить общение. Жизнь - штука легкая, а если вам тяжело, значит вы что-то делаете не так. Радость — это то, что ощущается после какого-либо творческого или социально значимого действия, которое производилось не с целью получения выгоды.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.