Мелкая моторика 6 7 лет упражнения. Педразвитие. Игры с пластилином

Родители будущего школьника часто слышат о том, что необходимо обратить внимание на его тонкую моторику. Что же это такое – тонкая, или мелкая, моторика и почему она так нужна будущему школьнику, попробуем разобраться в этой статье.

Что такое развитие мелкой моторики рук?

Начнём с физиологии. Общее развитие моторики – это двигательное развитие всего организма, подразумевает своевременное овладение, координацию, согласование и тренировку всех мышц организма. Крупная моторика отвечает за согласованные движения всего тела (так называемые локомоции) – ходьбу, ползание, бег. Однако у человека есть и особый, уникальный орган, позволяющий выполнять очень точные, порой невидимые глазу манипуляции: это кисти рук, пальцы. Именно эту двигательную систему и называют «мелкой, или тонкой, моторикой».

Двигательное развитие находится в тесной связи с развитием головного мозга ребёнка, само по себе является показателем формирования центральной нервной системы. Однако в преддверии школы сформированность моторных навыков кисти, ловкость пальцев будущего школьника не только отражает благополучие его психомоторного развития. Они становятся ещё и совершенно необходимым условием для его успешности в обучении, ведь школьные занятия требуют высокого уровня формирования графического навыка. Поэтому при подготовке ребёнка к школе родителям важно верно оценить уровень развития графо-моторных навыков.

Вот круг графических умений, необходимых для того, чтобы ребёнок успешно справлялся со школьными заданиями:

  • раскрашивание : по тонкому контуру, с мелкими деталями, не выходя за их пределы;
  • обведение фигур по пунктиру, проведение ровных линий в «коридоре», в графическом лабиринте;
  • копирование графического задания как на листочке в клеточку, так и на чистом листе А4;
  • штриховка разнообразная, в разных направлениях;
  • тонировка – варьирование нажима карандаша для получения тонов разной насыщенности;
  • графический диктант – выполняется на листочке в клеточку под диктовку взрослого: либо фигура, либо орнамент;
  • дополнение образца до целого , рисование отражения, дорисовывание симметричного изображения.

Если вы отмечаете, что не все эти навыки у ребёнка достаточно сформированы, пора начинать тренировку пальцев.

Как проводить занятия?

Занятия для развития мелкой моторики с ребёнком 6–7 лет лучше проводить в первой половине дня, после завтрака, в спокойной обстановке. Немаловажными являются офтальмо-гигиенические соображения – освещённость, угол наклона парты или стола, удобство рабочего места. Следите за осанкой, приучайте ребёнка сидеть ровно, правильно держать карандаш при выполнении графических упражнений.

Помните: нельзя заставлять ребёнка заниматься. Задания должны быть интересны ребёнку, а занятия со взрослым сами по себе очень нравятся шести-семилетке.

Среди заданий могут оказаться трудные для ребёнка. Может быть, ему не даётся копирование или ориентация на листе. Часто тренировка графического навыка нелегко даётся ребёнку; в этом случае сделайте упор на творческие задания. Экспериментирование с новым материалом, создание нестандартных работ не только укрепит ладошки, но и подтолкнёт творческое мышление ребёнка.

Задания на развитие моторики

Занятия для развития моторики разнообразны, но их можно разделить по виду деятельности, причём для более полноценного развития движений ребёнка их надо чередовать, избегая однообразия.

  1. Рисование. Наилучшим образом развивает точные движения рук рисование карандашом и непосредственно пальцами и ладошками. Когда малыш рисует карандашами, он может экспериментировать с нажимом, что невозможно при рисовании фломастером или ручкой. Использование пальчиковых красок даёт возможность ребёнку получить новые тактильные впечатления, при пальчиковом рисовании работают все рецепторы руки, что стимулирует чувствительность и точность тактильного восприятия, создаёт необходимую основу для тонких движений руки.
  2. Лепка из разных материалов (пластилина, солёного теста, глины), а также создание пластилиновых картин, когда ребёнок размазывает пальчиками пластилин по картону по контуру или создаёт новый образ.
  3. Работа с бумагой . Оригами, вырезание, кручение и аппликации с разнообразными материалами. Чем фактурнее материал (гофрированная, бархатная бумага, папиросная, фольга, ткань, кожа), тем полезнее занятие для мелкой моторики.
  4. Конструирование . Тут выбор материала также велик: блоки, металлические конструкторы, магнитные, деревянные – все они развивают ловкость пальцев.
  5. Рукоделие – вязание, вышивание, шитьё.

Игры для развития моторики

Совершенно необходимо чередовать занятия «за столом» с двигательными играми, которые позволят ребёнку отдохнуть, эмоционально «подзарядиться». Игра помогает:

…поддерживать «моторный баланс»


Будущему первокласснику предстоит много писать, рисовать, заниматься поделками, подолгу сидя за партой. Фокус его моторной деятельности всё более смещается с общих локомоций на тонкую моторику. Если ребёнок долгое время трудится за столом, он, возможно, и способен выполнять очень тонкие работы руками, но в остальном мышцы слабые, тонус распределён неравномерно, координация плохая. В будущем это неминуемо приведёт к изменению осанки, что чревато проблемами со здоровьем. Поэтому следите, чтобы мелкая и крупная моторика ребёнка были задействованы в равной мере, находились в балансе на протяжении дня. Регулярные физические нагрузки, в первую очередь спортивные игры, а также плавание, ходьба, зарядка, когда дети выполняют упражнения по образцу, развивают координацию в целом всего организма и помогают ребёнку сохранить здоровье и активность при малоподвижном образе жизни.

…упражнять силу рук

В игровой форме дети с удовольствием выполняют упражнения, которые равномерно распределяют мышечный тонус, укрепляют мышцы кисти и руки.

Игра «Цепочка»

Ребёнок на обеих руках соединяет указательные пальцы с большими: это звено цепочки, далее ребёнок сцепляет два звена, как в цепочке, и тянет в разные стороны, пытаясь разомкнуть цепь. Считает до 10 и отпускает, расслабляет руки. Далее то же самое повторяет с другими пальцами.

Игра «Силач»

Ребёнок сжимает изо всех сил кулачки, сгибая руки в локтях, как силач. И начинает счёт: держит как можно больше, а потом расслабляет.

По окончании таких упражнений очень важно дать отдохнуть рукам, прислушаться к ощущениям в ладошках, в пальчиках.

…научить отдыхать при работе «за столом»

Лучший способ отдохнуть от выполнения графического задания – расслабить мышцы руки, сменить вид моторной активности. Для этого можно предложить ребёнку сделать пальчиковую разминку.

Игра «Кулачок-ладошка»

Ребёнок поднимает ручки и изо всех сил сжимает их, считает до пяти, а затем кладёт на стол ладошки и предплечья, максимально их расслабляя.

Игра «Снежки»

Ребёнок сильно сжимает ладошки, как будто лепит снежок. «Снежок» должен быть крепким, «чтобы не развалился». Затем малыш с силой «кидает» снежок «далеко-далеко», чередуя руки.

После каждого упражнения ребёнку надо расслабить ручки – потрясти их кистями вниз, сделать движение, как будто он стряхивает воду. Эти упражнения помогут рукам отдохнуть, тренируют подвижность и ловкость пальцев.

С этой же целью научите ребёнка технике массажа кистей. Сначала левой ручкой малыш хорошенько разминает пальчики правой, начиная от ногтевой фаланги и вверх по пальчику, а затем меняет руки.

Интересные задания и игры помогут ребёнку освоить необходимые навыки письма, укрепят и разовьют его пальчики. Они эффективно стимулируют мозговую деятельность, что благоприятно отразится на его интеллектуальных способностях. Развитая мелкая моторика поможет сформировать графический навык и поможет будущим успехам в обучении.

В период старшего дошкольного возраста родители, занимающиеся развитием малыша, сосредотачивают свои усилия на эффективной подготовке к школе. Активно тренируются навыки чтения, письма, счёта, много времени уделяется повторению и изучению тем по окружающему миру. Но нередко на этом фоне теряется столь значимое направление, как работа над мелкой моторикой.

Друзья, чтобы малыш в первом классе не уставал на уроках русского языка, чтобы он уверенно и чётко выводил сначала крючки и закорючки, а позже буквы, слова и целые тексты, вам надо прежде всего тренировать его пальчики и ручки. Это очень и очень важно!

Какие игры и упражнения для развития мелкой моторики будут интересны и полезны ребёнку 6–7 лет? Давайте разбираться вместе!

Игры с мелкими предметами

Прекрасно тренируют мелкую моторику разнообразные игры, в которых требуется перемещать мелкие предметы:

  • домино, лото, мемо и прочие настольные игры с карточками и фишками;

Комбинируйте их в различных вариациях, используйте для организации весёлого детского или семейного праздника, активно внедряйте в развивающие занятия. Примечательно, что таким способом вы стимулируете мелкую моторику, параллельно изучая с ребёнком основы математики, пространственные и временные понятия, цвета, буквы и пр.

Графические упражнения

Выполняя описанные в данном разделе упражнения, ребёнок развивает точность и быстроту мелких движений кистями и пальцами рук, тренирует глазомер, улучшает зрительно-моторную координацию, а вместе с тем стимулирует воображение и речевые навыки.

«Укрась вазу»

Приготовьте шаблон вазы, распечатав и вырезав по контуру раскраску на плотном листе формата А4 или А5.

Используя цветные карандаши, фломастеры или восковые мелки, ребёнок должен украсить вазу геометрическим узором.

Вы можете предложить работу по образцу или позволить малышу проявить фантазию. Можно провести на шаблоне легкие линии пунктиром и организовать упражнение в виде последовательного выполнения словесных команд:

  • в верхней полосе нарисуй три круга;
  • ниже - линию из чередующихся ромбов и треугольников;
  • под ней - линию из квадратов

Можно подготовить шаблоны разных предметов: посуды, мебели, домашнего текстиля, одежды и т. д.

Можно делать узоры не из фигур, а из различных линий, как в образце:

«Графическая меткость»

В эту группу упражнений для тренировки рук мы собрали задания, в которых ребёнку надо провести на бумаге чёткие линии, не отрывая от листа ручку или карандаш (именно карандаш рекомендуется использовать для письменных заданий с дошкольником):

  • лабиринты : провести линию внутри полосы, не задевая границ;
  • соединить линиями пары картинок : зверей и их домики, взрослых животных и детёнышей, предметы и их тени;
  • проследить путь : мышки к сыру, бабочки к цветку, машинки в гараж.

Заранее приготовьте серию карточек с графическими заданиями и предлагайте их ребёнку в рамках ваших развивающих домашних занятий или используйте их, чтобы скоротать образовавшийся в распорядке дня перерыв.


«Рисование по клеточкам»

Задания этой серии прекрасно развивают зрительно-моторную координацию и пространственное мышление.

Возможные варианты:

  • повторение рисунка по образцу;
  • продолжение узора;



Великолепная десятка: как развивать мелкую моторику в быту

В старшем дошкольном возрасте у ребёнка уже должны быть обязанности по дому. Он может и должен помогать вам наводить в комнатах порядок и накрывать на стол, он должен и может самостоятельно одеваться, готовить своё рабочее место для занятий, выполнять гигиенические процедуры. Привлекая малыша к бытовым делам, вы не только формируете в нём трудолюбие и самостоятельность, но и создаёте благоприятные условия для развития мелкой моторики. Какие действия особенно полезны для тренировки пальчиков и ручек?

  1. Чистить руками апельсины и мандарины, сваренные вкрутую яйца и приготовленный в мундире картофель.
  2. Разбирать расколотые орехи, отделяя ядра от скорлупы.
  3. Перебирать крупу для каши.
  4. Участвовать в лепке пельменей, вареников, пирожков.
  5. Собирать рассыпанные по полу мелкие предметы (оброненные нитки, бусины, пуговицы, соринки).
  6. Открывать дверные замки ключом.
  7. Самостоятельно застёгивать/расстёгивать пуговицы, завязывать/развязывать шнурки.
  8. Развешивать постиранное бельё на сушилку, не забыв использовать прищепки по их прямому назначению.
  9. Искать край скотча, изоленты или лейкопластыря в рулоне. Наклеивать и отклеивать наклейки и этикетки.
  10. Затачивать карандаши, используя точилку.

При творческом подходе к воспитанию развивающую ценность приобретает любое ваше совместное с ребёнком занятие: игры, прогулки, чтение любимых книжек, работа по дому… Давайте малышу пищу для ума и работу для рук, наслаждайтесь доверительным общением с наследником, и пусть родительство ваше будет счастливым.

Озерова Марина

Озерова Марина Сергеевна.

На этапе подготовки детей к школе серьезное внимание нужно уделять развитию мелкой моторики рук . Это поможет им улучшить двигательную координацию и быстро овладеть навыками письма, а также поспособствует развитию их речи и мышления .

Что значит развивать мелкую моторику ?

Мелкой моторикой называют умение воспроизводить кистью руки и пальцами точные движения. Это важно не только для выработки красивого почерка, надо также помнить, что фаланги пальцев являются основными инструментами в работе для представителей многих профессий. Развитию мелкой моторики рук у детей 6 - 7 лет способствует рисование, игра на музыкальных инструментах, работа с пластилином и мелким конструктором . Но наибольший эффект получается в результате проведения специальных занятий.

Упражнения, которые предлагаются детям, способствуют развитию точности и быстроты движения. В результате их выполнения кисти рук и пальцы станут более сильными гибкими и подвижными. Различают три вида таких заданий :

Упражнения с мелкими предметами ;

Графические задания;

Пальчиковые игры.

В свете подготовки к школе наибольшее внимание нужно уделять выполнению графических заданий. Дети должны научиться штриховать, проводить линии разной толщины и формы. При этом надо следить, чтобы они наносили линии без отрыва ручки от бумаги, не выходили за обозначенные контуры, не оставляли пробелы, правильно выполняли движения (сверху вниз, слева направо, не поворачивали тетрадь, правильно сидели за столом.

Занятия по развитию мелкой моторики рук нужно проводить регулярно, занимаясь по 10 – 20 минут в день. Нельзя допускать монотонности и однообразия, в ходе занятия следует предлагать детям несколько разных упражнений с увлекательным игровым содержанием. Например :

Графические задания (штриховка по контуру, рисование прямых, наклонных линий, волн, узорная штриховка, задания «Дорисуй картинку» , «Соедини точки» , «Проводи ребят до дома» , повторение рисунка по клеточкам, графические диктанты).

Игры с мелкими предметами , сыпучими продуктами, семенами, пуговицами, веревочками, с прищепками, спичками, тенисными мячиками, использование пальчиковых игр.

Лето прекрасная пора, когда также можно готовить руку ребенка к письму, развивать его мелкую моторику .

Предлагаю занятие с использованием бумаги «Утенок Геша»

Цель : Развитие мелкой моторики и творческих способностей детей , внимания, усидчивости.

Раздаточный материал : листы с изображением утенка, квадраты из салфеток (в зависимости от того какой объем хотите получить, дополнительные атрибуты-ленточки, пластиковые глазки, клей, салфетка для рук.

Ход занятия:

Ребята, посмотрите как много у меня утят, но они какие-то неживые. Давайте сделаем их объемными. Мы будем брать по одному кусочку салфеточки, скатывать из нее шарик (их надо сделать много) и наклеить по контуру на утенка. Посмотрим, что получится!.


Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики рук у детей через художественное творчество Развитие мелкой моторики рук у детей через художественное творчество Цель: Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в разных.

Развитие мелкой моторики рук у детей младшего возраста Моторика – сфера двигательных функций организма. Различают мелкую моторику (движение ладоней и пальцев) и крупную (перемещение тела, ходьба).

Консультация для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей 2-3 лет» Понятие «мелкая моторика» обозначает точные двигательные.

Все родители знают, что у детей нужно развивать мелкую моторику рук. Развивая мелкую моторику у детей, мы стимулируем развитие речи. Это.

Приемы развития мелкой моторики рук для детей 5–6 лет Мелкая моторика рук для детей 5-6 года. Развитие мелкой моторики рук играет важную роль в общем развитии детей, позволяет сформировать.

Проект «Развитие мелкой моторики рук у детей с речевыми нарушениями» Актуальность проекта: В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях наблюдается увеличение количества детей имеющих проблемы.

Развитие мелкой моторики пальцев рук детей раннего развития Развитие мелкой моторики тесно взаимосвязано с развитием речи в раннем возрасте. Это объясняется тем, что участки мозга, отвечающие за развитие.

Методическая разработка занятия

«Развитие мелкой моторики руки» для детей 6 -7 лет

Время занятия: 35 минут.

Цель: выявление уровня подготовки ребёнка к школе через упражнения, направленные на развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет.

Оборудование: цветные гелевые ручки, простой карандаш, цветные карандаши.

Ход занятия

    Организационный момент.

Учитель:

Здравствуйте, ребята! Как Ваше настроение? Настроены ли Вы на работу? Все ли принадлежности приготовлены к уроку? Тогда в добрый путь! Улыбнемся друг другу!

    Подготовка детей к работе на основном этапе.

Учитель читает детям загадку:

Стоит весёлый, светлый дом.
Ребят проворных много в нём.
Там пишут и считают,
Рисуют и читают. (ШКОЛА)

Учитель: Правильно, это школа. Но сегодня мы отправимся в путешествие в лесную школу. Зверята собрались на лесной полянке и готовятся к первому классу. Они хотят многому научиться, чтобы в лесу всем жилось счастливо, и каждая «зверюшка» нашла бы своё место в лесной семье. Дятел мечтает стать врачом, крот – шахтёром, белка – поварихой, а медвежонок – пчеловодом. (На доске появляется картинка.)

Учитель: А вы хотите в школу? (Ответы детей).

Учитель: Поднимите руки, кто готов к путешествию?

Учитель: Нам для путешествия нужны силы. Давайте проведём разминку для рук.

Комплекс игр с мячом «Разминка»
Мячик сильно посжимаю И ладошку поменяю

Здравствуй, мой любимый мяч! – Скажет утром каждый пальчик

Танцевать умеет танец На мяче мой каждый палец

Поверну, а ты проверь - Сверху правая теперь!

Мячик пальцем разминаю, Вдоль по пальцам мяч гоняю.

Поиграю я в футбол И забью в ладошку гол.

Сверху левой, снизу правой Я его катаю – браво.

    Этап первичной проверки понимания изученного.

Учитель:

Ранним утром ей не спится:

Очень хочется трудиться.

Вот и мёду принесла

Работящая (пчела).

Задание 1. Обвести по контуру. ( Необходимо нарисовать дорожки по пунктиру цветными гелевыми ручками ).

Учитель: Помоги пчёлке добраться до цветка. Нарисуй дорожку по пунктиру цветными гелевыми ручками, не отрывая руки от бумаги.

Задание 2. Повторить рисунок. ( Предложите ребёнку нарисовать справа точно такие же фигуры простым карандашом ).

    Физминутка.

Апельсин Мы делили апельсин! (руки сцеплены в замок, покачиваем) Много нас, (пальцы растопыриваем) А он один. (показываем только один палец) Эта долька для ежа, (пальцы сложены в кулачок, отгибаем по одному пальчику) Эта долька для стрижа, (отгибаем следующий пальчик) Это долька для утят, (отгибаем следующий пальчик) Это долька для котят, (отгибаем следующий пальчик) Эта долька для бобра, (отгибаем следующий пальчик) А для волка кожура! (ладони вниз, пальчики растопырены) Он сердит на нас, беда! (погрозить пальцем) Разбегайтесь, кто куда! (сымитировать бег пальцами по столу)

    Этап применения знаний и способов действий.

Задание 3. Штриховка фигур. ( Предложите ребёнку закончить штриховку фигур простым карандашом ).

Задание 4. Раскрась картинку. ( Предложите ребёнку раскрасить картинку цветными карандашами ).

    Рефлексия.

Учитель: Всё ли у вас получилось? Вы довольны своей работой? (Ответы детей).

Учитель: Прочитайте, что говорят вам лесные жители на прощание. МОЛОДЦЫ!!!

Система оценивания работ детей

ВЫСОКИЙ уровень подготовки – (всего 9-12 баллов) по 3 балла за каждое задание;

СРЕДНИЙ уровень подготовки – (всего 5-8 баллов) по 2 балла за каждое задание;

НИЗКИЙ уровень подготовки – (всего 1-4 баллов) по 1 баллу за каждое задание.

Критерии оценивания

    Правильная концентрация внимания ребёнка.

    Умение следовать инструкции педагога.

    Распределение мышечной активности и точность движений кисти и пальцев при работе с карандашом на листе бумаги.

    Аккуратность при выполнении работы.

    Заштриховывает фигуры в соответствии с образцом ровными параллельными линиями, не выходит за контур .

    Обводит фигуру (узор) точно по контуру (по пунктиру), не отрывает карандаш от бумаги.

    Раскрашивает аккуратно, не выходит за контур рисунка, использует карандаши разных цветов.

    Развитие синхронизации движений мелких мышц обеих рук (координация).

    Развитие кинестической основы движений мелкой моторики рук - смена движений кистей и пальцев рук по образцу (гибкость).

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.

Приложение 4.


Татьяна Новикова
Как развить мелкую моторику рук у детей 6–7 лет

Как развить мелкую моторику рук

Процесс овладения письмом - длительный и трудоемкий. Большинство детей при поступлении в школу испытывают серьезные трудности в освоении навыка письма. Это связанно с неразвитостью двигательных координаций, зрительного восприятия, что приводит к развитию негативного , тревожного состояния ребенка в школе. Работа по подготовке детей к письму начинается задолго до поступления в школу.

Предлагаю вашему вниманию несколько методических рекомендаций в игровой форме к упражнениям на развитие руки ребенка , которые я использую. Задания способствуют развитию точности , быстроте движения, развивают глазомер , воображение, речь ребенка. Дети с интересом выполняют задания в игровой форме, развивая мелкую моторику руки .

Представленный материал предназначен для детей 6-7 лет .

Коврик для куклы

Предложите ребенку сделать коврик для куклы, украшенный геометрическим орнаментом. Например, в середине большой круг, сверху - 4 квадрата, снизу - 4 треугольника, справа - 2 квадрата, слева - 3 прямоугольника.

Варианты заданий :

Составить узор самостоятельно

Раскрасить узор элементами букв, семью цветными карандашами (по указанию учителя, самостоятельно выбрав цвета) .

Самолеты за облаками

Игра, обучающая ребенка пользоваться карандашом и делать правильный нажим.

Взрослый дает задание на заранее подготовленных карточках. Заштриховать облака так, чтобы одно было темное (и через него еле видно самолет, другое - светлое (самолет виден хорошо) .

Варианты заданий :

Вместо самолетов могут быть нарисованы лодки на волнах, машины на дорогах и т. д.

Игра развивает точность

Мишени могут располагаться на разных концах листа и на разном расстоянии друг от друга. Карандашная линия, изображающая полет пули, обязательно должна быть прямой. Можно попасть близко от цели, но лучше - в центр.

Узнай, кто я?

Игра развивает амплитуду движения , точность.

Ребенку дается альбомный лист. Скажите ребенку, что в точках, нарисованных на листе, кто - то прячется. Чтобы узнать, кто это, нужно все точки соединить одной линией (не отрывая руки) .

Волшебный лес

Игра развивает воображение , речь.

Каждый ученик получает карточку, на которой сделаны незаконченные изображения. Детям предлагается дорисовать волшебный лес, а потом рассказать про него интересную историю.

Варианты заданий :

Изобразить волшебное море, волшебную поляну и т. д.

Вниз по реке

Игра развивает точность , быстроту движения, глазомер.

Ребенку предлагается карточка. Он должен провести свой кораблик так, чтобы он не задел берег. Делать это надо, не отрывая карандаш от бумаги, не заезжая за линии, точно следуя за изгибами нарисованной реки.

Варианты заданий :

Дать указания, к какому берегу ближе провести кораблик

Самостоятельно придумать, как изобразить реку.

Публикации по теме:

«Пальчик, толстый и большой, в сад за сливами пошел», или Как развивать двух-трехлетнему ребенку мелкую моторику рук Последнее время рождается много детей с задержкой психомоторного развития. У них надолго сохраняется повышенный тонус или наоборот – пониженный.

Игры, развивающие мелкую моторику рук, для детей с проблемами в речевом развитии Еще в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей прямо зависит от сформированности движений мелкой моторики.

В период дошкольного детства важное значение для психического развития приобретает становление речи. Образная, богатая синонимами, дополнениями.

Консультация для родителей неблагополучных семей «Развиваем мелкую моторику у детей» Консультация для родителей "Развиваем мелкую моторику у детей" Цель консультации познакомить родителей с понятием мелкая моторика и упражнениями.

Консультация для родителей «Развиваем мелкую моторику рук у детей вместе!» «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках пальцев» В. А. Сухомлинский. О том, что ум ребенка находится на кончиках пальцев, сказал.

Дидактическая игра «Найди следы» Цель: Расширять представления детей о диких животных. Задачи: Закрепить знания о диких животных, Развить.

Развиваем мелкую моторику рук Развитие мелкой моторики руки нетрадиционными техниками рисования «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев,.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.