Маскирование в фотошопе. Использование масок-вырезов в Photoshop

Слой-маска - это один из самых важных и необходимых приёмов в Фотошопе. Научившись правильно его применять, вы сможете значительно лучше работать с изображениями. Поэтому освоить принципы использования слой-маски необходимо каждому пользователю. Разобраться с этим вопросом будет полезно не только тем, кто планирует регулярно работать с Adobe Photoshop , но и тем, кто только иногда применяет его для редактирования своих фотографий. Так или иначе, работать в программе будет сложнее, если вы не владеете этим приёмом. Разберёмся, как сделать маску в Фотошопе.

Продолжаем уроки по базовому функционалу

Главные задачи слой-маски - маскирование участка картинки и создание ограничений для какого-нибудь инструмента, также она может использоваться вместо ластика. Вы можете работать с любыми фильтрами и эффектами . Единственное условие - разрешается пользоваться только чёрным и белым цветами, хотя допускается использование серого.

Начнём с того, как создать маску в Фотошопе. Стоит отметить, что её можно применить к любому имеющемуся слою или их группе. Перейдите к Layers Panel. Она, как правило, расположена в правой части окна. Затем выберите в списке нужный вам слой и нажмите на иконку Add Layer Mask. На самой картинке никаких изменений вы не увидите. Также существует другой способ. Откройте меню Layer и перейдите к разделу Layer Mask. Там можно выбрать один из двух типов масок: белую (Reveal All), проявляющую изображение, и чёрную (Hide All), маскирующую изображение. В разных случаях применяется один или другой тип.

Через кнопки или через меню

Чтобы залить маску чёрным цветом, щёлкните по Add Layer Mask, а затем воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Backspace. В соответствующей иконке вы увидите, как белый цвет сменился чёрным.

С помощью кисти можно в режиме маски выделить фон либо его часть

Разобравшись с добавлением слой-маски, перейдём к тому, как и в каких случаях её использовать. Если вы хотите поменять фон объекта на фотографии, создайте новый слой с нужным фоном, а затем щёлкните по иконке Add Layer Mask. Кликните по миниатюрной иконке маски, чтобы начать работать с ней. Выберите кисть (Brush Tool) чёрного и начните аккуратно закрашивать фон вокруг объекта, пока не получите желаемый результат. Чёрная кисть позволяет легко справиться с заменой фона фотографии .

Черно-белый градиент наложен

Также можно применить градиент, чтобы получить аккуратный переход между парой изображений . Делается это очень просто. Расположите одну фотографию над второй и создайте маску для первого слоя. Затем воспользуйтесь градиентом (Gradient Tool). Выберите чёрно-белый цвет градиента. Теперь нажмите на миниатюру слой-маски в Layers Panel. Нарисуйте линию градиента таким образом, чтобы закрасить картинку справа чёрным. Всё это можно сделать и в другую сторону. В итоге получится аккуратный переход между одной и другой фотографиями. Такой приём может не раз вам пригодиться.

Полученный результат: осень и зима вместе

Кроме этого, вы можете использовать слой с текстом . Для этого выберите инструмент «Текст» (Text Tool) и напишите какое-нибудь слово или словосочетание. Далее выделите текст, щёлкнув по миниатюре слоя с текстом, держа зажатой клавишу Ctrl на клавиатуре. Перейдите к основному фото и кликните по иконке Add Layer Mask. Обратите внимание, что слой с текстом должен располагаться под основной картинкой. Подобного результата можно достичь благодаря так называемой Clipping Mask.

Работа с масками в Photoshop — это вторая по значимости базовая техника после , которая обязательно пригодится при обработке фотографий. При помощи масок можно быстро изменять части изображения, локально накладывать эффекты и фильтры, увеличивать резкость или наоборот размывать фон, расширять динамический диапазон снимка, добавлять детали с других снимков и т.д. Если перейти к конкретным примерам, то, именно с помощью масок делают красивые черно-белые снимки с элементами цвета, так популярные в свадебной фотографии.

Но для начала нужно разобраться с тем, что же представляют из себя маски в фотошопе и понять основы применения масок. В качестве примера мы будем совмещать две фотографии в одну, скрывая фон как раз маской.

Для понимания понятия маски в фотошопе, представим себе обычную карнавальную маску. Ее задача скрыть под собой лицо. Так и в Photoshop маска скрывает под собой слои лежащие ниже и показывает слой к которому она применена. Чтобы было более наглядно откроем фотошоп и создадим файл с двумя слоями: нижний зальем желтым цветом, а верхний зеленым. К верхнему слою применим маску, для этого заходим в меню «Layer » («Слой «), выбираем «Layer Mask » («Маска слоя «) и «Reveal All » («Показать все «). В палитре слоев справа около верхнего слоя появился белый прямоугольник, это и есть маска.

Рисуем по маске черным цветом.

Если продолжать аналогию, то сейчас она одета, т.е. скрывает под собой полностью желтый слой. На маске можно рисовать всеми оттенками серого от белого до черного. При этом область, закрашенная белым, абсолютно непрозрачная, а чем ближе к черному, тем больше прозрачность маски. Для примера, возьмем кисточку, на палитре инструментов слева выберем черный цвет и нарисуем что-нибудь на нашем рисунке. В процессе рисования открывается нижний слой, мы как бы делаем дырку в маске.

Скрываем фон при помощи маски слоя.

На примере хорошо видно, что под черным цветом на маске, на изображении виден предыдущий слой. При этом можно сначала нарисовать черным, а потом по нему белым, так сделаны «глаза». Это очень полезно, если вы где-то ошиблись и закрасили лишнее, достаточно переключить цвет на противоположный и исправить ошибку.

Кисть, которой я рисовал, была специально выбрана мягкой, т.е. ее края как бы размыты, это заметно по градиенту вокруг желтого цвета. Мягкую кисть стоит применять для того, чтобы переход был плавным и на изображении не было резких границ, которые на фотографии становяться видны сразу.

Теперь, когда основы применения масок понятны, перейдем к практике. Допустим у нас есть две фотографии, которые мы хотим объединить. Это могут быть два последовательных снимка людей, на каждом из которых кто-то моргнул, а хочется, чтобы все были с открытими глазами, или что-то еще. Я, в качестве примера, возьму фотографию копилки и добавлю на передний план елочные украшения с другой. Техника в любом случае схожая.

Уменьшаем елочные шарики до нужного размера и накладываем новым слоем сверху на фотографию кота. Белый фон перекрыл часть изображения, поэтому добавляем к этому слою маску, как делали это в начале и закрашиваем его черным цветом.

В данном случае фон у нас однородный, поэтому можно просто выделить его на слое при помощи инструмента «Magic Wand Tool » («Волшебная палочка «) , а затем перейдя на маску просто залить выделенное черным цветом при помощи «Paint Backet Tool » . В некоторых местах все равно пришлось поработать кисточкой, плюс я удалил в середине самый дальний шарик т.к. он не вписывался в общую перспективу.

Конечный результат работы с маской.

Вот, что у меня получилось в результате всех манипуляций. Если посмотреть на последний шарик справа, то он полупрозрачный и за ним видно лапу кота. Сделать это очень просто. Как я уже рассказывал выше, если рисовать серым цветом, то прозрачность маски меняется в зависимости от интенсивности цвета. Поэтому я просто взял светло-серый и закрасил шарик на маске и он стал полупрозрачным.

Как вы видите эта техника очень удобна при обработке фотографий, ведь накладывая маску мы производим все изменения на новом слое и не затрагиваем оригинальное изображение. Кроме этого очень помогает возможность в любой момент исправить ошибку просто переключившись на другой цвет и вернув обратно случайно спрятанное или наоборот показанное.

Хочу добавить, что у масок есть один негативный эффект — увеличение размера выходного файла, причем в некоторых случаях даже в несколько раз. Чтобы этого избежать, в конце работы с маской щелкните по ней правой кнопкой мыши и выберите в меню «Apply Layer Mask » («Применить маску «).

В следующих статьях я расскажу о других способах использования масок.

В этом уроке мы научимся использовать обтравочные маски (clipping masks), чтобы скрывать из вида отдельные нежелательные области слоя. Обтравочные маски похожи на маски слоя (слой-маски) (layer masks) программы Photoshop тем, что оба вида масок позволяют нам отображать и скрывать отдельные участки слоя, но принцип работы обтравочных масок в отличие от масок слоя иной.

При работе с масками слоя нам требуется сначала добавить на слой маску и затем закрасить или заполнить области на маске черным цветом (чтобы скрыть область), белым цветом (чтобы показать область) или серым цветом (чтобы скрыть область частично). В отличие от масок слоя обтравочные маски попросту используют содержимое и прозрачность слоя, чтобы определить, какие области вышележащего слоя оставить видимыми.

На первый взгляд, это может показаться немного запутанно, но как мы вскоре убедимся, использовать обтравочные маски достаточно легко. В действительности, их применение может быть намного быстрее и проще, чем применение слой-масок!

В программе Photoshop существует столько возможностей и способов применения обтравочных масок, что рассказать обо всех них в одном уроке просто невозможно. Поэтому в данном уроке мы рассмотрим азы работы с обтравочными масками, а в дальнейшем, после изучения материала, вы сможете сами поэкспериментировать с обтравочными масками и, возможно, придумать необычные способы их применения.

В этом уроке я буду работать в версии программы Photoshop CS6, но и другие, недавно вышедшие версии программы также подойдут для нашей работы.

Для того чтобы понять, как работают обтравочные маски, нам нужно сначала убедиться, что мы четко представляем себе разницу между прозрачными областями на слое и областями с фактическим содержимым. Для этого мы воспользуемся помощью моего маленького друга, который также по-своему пытается понять, для чего нужна вся эта процедура (прим. пер.: автор статьи в данном случае обыгрывает слово clipping ) (изображение собаки взято из фотобанка Shutterstock):

Обтравочные маски…ножницы для собаки…посмотрите на меня…да-да, и собаку тоже не сильно впечатлит мой внешний вид

Если мы посмотрим на панель слоев, то увидим, что изображение собаки размещено на слое заднего фона (Background):

На панели слоев видно, что изображение находится на слое заднего фона

Для того чтобы показать, как работают обтравочные маски, я собираюсь добавить новый пустой слой под слой с изображением. В данный момент программа не позволяет нам добавлять другие слои под слой «Задний фон» (Background), и, чтобы обойти эту проблему, мы переименуем слой «Задний фон» и дадим ему любое другое название. Самый простой способ сделать это - удержав нажатой клавишу Alt (Win) / Option (Mac), дважды щелкнуть кнопкой мыши по названию слоя на панели слоев. Программа Photoshop тотчас переименует слой заднего фона, присвоив ему имя «Слой 0»(Layer 0) , которое возможно не является слишком информативным, но вполне подходит для наших целей:

Слой заднего фона переименован в «Слой 0»

Теперь слой заднего фона стал обычным слоем, и мы можем добавить под него новый слой. Для этого я нажму клавишу Ctrl (Win) / Command (Mac) и, удержав ее нажатой, кликну по значку нового слоя в нижней части панели слоев:

Удерживая нажатой клавишу Ctrl (Win ) / Command (Mac ), кликните по значку нового слоя

Как правило, программа добавляет новые слои поверх активного слоя, но, удержав нажатой клавишу Ctrl (Win) / Command (Mac) при выборе значка нового слоя, я пошел на небольшую хитрость, в результате чего программа добавит новый слой под активный слой, а не поверх него. Таким образом, под изображение, размещенное на Слое 0, программа добавила новый слой под названием «Слой 1» (Layer 1) :

Давайте посмотрим внимательнее на наш новый слой. Для этого я на некоторое время скрою из вида исходное изображение, нажав на иконку видимости слоя (иконка в виде глазного яблока), расположенную слева от миниатюры изображения слоя на панели слоев:

Нажмите на иконку видимости слоя, чтобы скрыть или отобразить слой в документе

Скрыв из вида слой с изображением, мы видим в документе теперь только вновь добавленный слой. По умолчанию, новые слои являются пустыми, т.е. на них ничего не находится. Они не имеют никакого содержимого. Они могут содержать в себе много интересного, конечно, но не в данный момент. Когда у слоя нет содержимого, он - прозрачный. Мы можем видеть прямо сквозь данный слой. Программа Photoshop отображает прозрачность на слое в виде повторяющегося решетчатого узора, как видно на представленном ниже рисунке. Когда на слое ничего больше не находится, кроме этого решетчатого узора, это означает, что слой полностью пустой:

В окне документа отображен вновь добавленный пустой слой

Как я уже упоминал в начале урока, обтравочные маски используют содержимое и прозрачность слоя, чтобы определить, какие области вышележащего слоя оставить видимыми. Как же это работает? Итак, любые области на нижележащем слое, где действительно имеется изображение (неважно какое - в виде пикселей, фигур или текста), становятся видимыми областями вышележащего слоя, в то время как прозрачные области на нижележащем слое становятся скрытыми областями на слое вверху.

Как мы только что рассмотрели, у нашего нового слоя совсем нет содержимого. Он является пустым, прозрачным слоем. Давайте посмотрим, что произойдет, если мы попробуем использовать его как обтравочную маску для вышележащего слоя с изображением. Для того чтобы это сделать, я сначала верну видимость слою с изображением, опять нажав на иконку видимости слоя:

Вновь отображаем слой с изображением в окне документа

Изображение вновь появилось в окне документа:

Изображение снова становится видимым

Далее мне нужно убедиться, что на панели слоев выбран нужный слой. При создании обтравочной маски мы выбираем слой, который будет «обрезаться» нижележащим слоем, таким образом, в нашем случае, я нажму на слой с изображением («Слой 0»), чтобы сделать его активным (выбранный слой подсвечивается голубым цветом). Нижележащий «Слой 1» в свою очередь станет обтравочной маской для слоя с изображением:

Выбираем слой с изображением, делая его активным

Для создания обтравочной маски мы выбираем пункт «Слои» (Layer) в строке меню в верхней части экрана и переходим в раздел «Создать обтравочную маску» (Create Clipping Mask):

Выбираем «Слои» > «Создать обтравочную маску»

Если мы снова посмотрим на панель слоев, то увидим, что слой с изображением («Слой 0») сдвинулся немного вправо, и слева от миниатюры слоя появилась маленькая стрелка, указывающая вниз на нижележащий «Слой 1». Таким образом, программа уведомляет нас о том, что слой «обрезан» нижележащим слоем. Мы благополучно превратили «Слой 1» в обтравочную маску для вышележащего «Слоя 0»:

На панели слоев видно, что верхний слой «обрезан» нижележащим слоем

Однако на самом деле, все, чего нам удалось добиться - это создать одну из самых неинтересных обтравочных масок, поскольку «Слой 1» в настоящий момент не имеет содержимого. Поскольку он совершенно прозрачен, то в окне документа ничего не отразилось, так как программа Photoshop использует прозрачные области маски для того, чтобы определить какие области вышележащего слоя следует скрыть из вида. Изображение на «Слое 0» теперь скрыто из вида целиком:

Поскольку на слое-обтравочной маске нет содержимого, вышележащий слой с изображением полностью скрыт из вида

Этот результат нам не интересен, поэтому давайте отменим нашу обтравочную маску. Для этого, опять перейдите в раздел меню «Слои» (Layer) в верхней части экрана и выберите пункт «Отменить обтравочную маску» (Release Clipping Mask):

Выбираем «Слои» > «Отменить обтравочную маску»

Теперь мы можем видеть, что слой с изображением больше не обрезан нижележащим слоем, так как он больше не сдвинут вправо на панели слоев:

Больше не панели слоев нет признаков обтравочной маски

Мы вернулись к тому, что изображение опять появилось в окне документа:

Отменив обтравочную маску, мы вернули изображение на документ

Давайте добавим какое-либо содержимое на наш пустой слой. Я снова спрячу слой с изображением из вида, нажав на иконку видимости слоя, чтобы было видно, что мы делаем, а затем я выберу пустой слой, нажав на него на панели слоев:

Скрываем из вида верхний слой и выбираем нижний слой

Далее на панели инструментов я выберу инструмент «Овальная область» (Elliptical Marquee Tool), нажав на иконку инструмента «Прямоугольная область» (Rectangular Marquee Tool) и удержав ее до тех пор, пока не появится всплывающее меню с перечнем других инструментов, доступных в данном разделе. Из появившегося перечня я выберу инструмент «Овальная область»:

Выбираем инструмент «Овальная область»

После выбора инструмента «Овальная область», я кликну в центре документа и, удерживая кнопку мыши нажатой, нарисую пунктирный контур овальной формы. Для меня не было важно использовать именно этот инструмент выделения. Главное в данном случае - добавить на слой какое-нибудь содержимое:

С помощью инструмента «Овальная область» рисуем пунктирный контур

Для того чтобы слой стал содержать что-либо, мне нужно залить овальный контур, поэтому я перейду в раздел меню «Редактирование»(Edit ) в верхней части экрана и выберу команду «Выполнить заливку»(Fill ) :

Выбираем «Редактирование» > «Выполнить заливку»

Это действие приведет к открытию диалогового окна команды «Выполнить заливку». В разделе «Использовать» (Use ) в верхней части диалогового окна я выберу слово «Черный»(Black ) , режим наложения (Mode ) в нижней части окна должен быть установлен «Нормальный»(Normal ) и в разделе «Непрозрачность» (Opacity ) должно стоять 100%. И снова я повторюсь, что мы просто добавляем на слой содержимое. Поэтому нет никакой особой причины в том, почему я выбрал черный в качестве цвета заливки - просто черный цвет хорошо видно на рисунках (скриншотах):

Диалоговое окно команды «Выполнить заливку»

Для выхода из диалогового окна я нажму ОК, и после этого программа Photoshop тотчас заполнит мой овальный контур черным цветом. И теперь на слое у меня появилась область, содержащая фактическое изображение, в то время как остальная область слоя осталась прозрачной:

Овальный контур заполнился черным цветом

Сам пунктирный контур овала все еще виден, поэтому, поскольку он мне больше не нужен, я уберу его, перейдя в раздел «Выделение» (Select ) в верхней части экрана и выбрав команду «Отменить выделение»(Deselect ) :

Для удаления пунктирного контура выбираем «Выделение» > «Отменить выделение»

После того как на нашем нижнем слое появилось содержимое, давайте взглянем на панель
слоев еще раз. На миниатюре «Слоя 1» теперь можно увидеть черную область овальной формы. Обратите внимание, что если мы сравним миниатюру «Слоя 1» с миниатюрой вышележащего слоя, то увидим, как часть изображения на верхнем слое расположена прямо над черным овалом, в то время как остальное изображение располагается над прозрачными областями «Слоя 1»:

На миниатюре слоя видно, что заполненная черным область расположена прямо под частью изображения

Давайте посмотрим, что произойдет на этот раз при создании обтравочной маски. Как и раньше, сначала я верну видимость верхнему слою, нажав на соответствующую иконку, а затем нажму на сам слой, чтобы его выбрать и сделать активным:

Возвращаем видимость «Слою 0» и выбираем его

Я добавлю обтравочную маску, опять выбрав пункт «Слои» (Layer) в строке меню в верхней части экрана и перейдя в раздел «Создать обтравочную маску» ( Create Clipping Mask):

Опять выбираем «Слои» > «Создать обтравочную маску»

На панели слоев нам снова будет видно, что верхний слой обрезан нижележащим слоем, поскольку миниатюра «Слоя 0» сдвинулась вправо. Пока все выглядит так же, как в прошлый раз при создании маски:

На панели слоев опять видно созданную обтравочную маску

Но если мы посмотрим на сам документ, то увидим, что там произошли значительные изменения. В то время как большая часть изображения опять скрыта из вида, поскольку она расположена над прозрачными областями нижележащего слоя, часть изображения, расположенная над овальным содержимым «Слоя 1», теперь нам видна:

Часть изображения над областью с содержимым осталась в документе видимой

Конечно, результат можно было бы улучшить, поместив изображение собаки прямо по центру овала. К счастью, благодаря свойствам обтравочных масок, перемещать изображение внутри них достаточно легко. Все, что мне нужно сделать - на панели инструментов выбрать инструмент «Перемещение»(Move Tool ):

Выбираем инструмент «Перемещение»

Затем, после выбора инструмента «Перемещение» и выделения слоя с изображением на панели слоев, я могу просто нажать на изображение и переместить его в нужное место внутри обтравочной маски:

Нажимаем на изображение и передвигаем его с помощью инструмента «Перемещение» в нужное место внутри обтравочной маски

Давайте рассмотрим типичную ситуацию для применения обтравочной маски. Я открыл еще один документ, содержащий две фотографии. На нижнем слое (слой заднего фона) изображена фоторамка (старинная фоторамка взята из фотобанка Shutterstock):

Изображение старинной деревянной рамки

А если я верну видимость вышележащему слою, нажав на иконку видимости слоя:

Кликаем по иконке видимости «Слоя 1»

То мы увидим фотографию, которую я хочу поместить внутрь фоторамки (изображение молодой пары из фотобанка Shutterstock):

Изображение, которое нужно поместить внутрь фоторамки

Я снова временно скрою верхний слой, нажав на соответствующую иконку:

Скрываем из вида верхний слой

Для того чтобы поместить изображение молодой пары внутрь фоторамки, используя обтравочную маску, мне сначала нужно выделить внутри рамки определенную область. Так как область внутри рамки залита сплошным черным цветом, я с легкостью выделю ее инструментом «Волшебная палочка» (Magic Wand Tool), который расположен на панели инструментов. Для выбора данного инструмента, я кликну по значку инструмента «Быстрое выделение» (Quick Selection Tool) и удержу его до тех пор, пока не появится всплывающее меню, где я выберу инструмент «Волшебная палочка»:

Инструмент «Волшебная палочка» расположен в одном месте с инструментом «Быстрое выделение»

После это я сделаю слой с фоторамкой активным, нажав на него на панели слоев, и далее кликну курсором внутри фоторамки, чтобы быстро выделить всю черную область:

Кликаем курсором внутри фоторамки, чтобы выделить область с помощью инструмента «Волшебная палочка»

Следующим действием мне нужно скопировать выделенную область на отдельный слой. Для этого я перейду в раздел «Слои» (Layer ) в строке меню в верхней части экрана, выберу пункт «Новый»(New ) и далее - «Скопировать на новый слой» (Layer via Copy ) (или для большего удобства я мог просто нажать сочетание клавиш Ctrl + J (Win) / Command + J (Mac)):

Выбираем «Слои» > «Новый» > «Скопировать на новый слой»

В окне документа не видно никаких изменений, но если мы посмотрим на панель слоев, то увидим, что выделенная область внутри фоторамки продублировалась на отдельный слой, который расположился над слоем с исходным изображением. Обратите внимание, что скопировалась только область внутри фоторамки, именно она является содержимым для нового слоя, в то время как остальные области слоя - прозрачные:

Область внутри фоторамки скопировалась на новый слой

Я верну видимость верхнему слою, нажав на иконку видимости слоя. Затем я выберу этот слой, сделав его активным, чтобы мы могли добавить обтравочную маску. Не забывайте, что мы всегда выбираем тот слой, который хотим «обрезать» нижележащим слоем:

Возвращаем видимость «Слою 1» и выбираем его

Давайте пойдем далее и создадим обтравочную маску. На этот раз, вместо того чтобы выбрать пункт «Создать обтравочную маску» из раздела «Слои», мы воспользуемся более быстрым способом, который поможет нам создать маску прямо в пределах панели слоев.
Все что нам потребуется - это нажать и удержать клавишу Alt (Win) / Option (Mac) и при этом провести курсором мышки над горизонтальной линией, разделяющей два слоя, которые мы хотим соединить маской. Когда курсор превратится в значок обтравочной маски, нажмите на кнопку мышки:

Нажимаем на кнопку мыши, когда курсор превратится в значок обтравочной маски между двумя слоями

Верхний слой немедленно станет «обрезан» нижележащим слоем, в результате чего на панели слоев верхний слой сдвинется вправо:

«Слой 1» теперь «обрезан» нижележащим «Слоем 2»

И теперь в окне документа мы видим, что изображение на «Слое 1» размещено только внутри области, которую мы выделили в фоторамке и скопировали на отдельный слой. Остальная часть изображения скрыта из вида, поскольку нижележащий слой, превращенный в маску, в этих местах прозрачен:

Благодаря обтравочной маске изображение теперь размещено внутри фоторамки
Ранее мы изучили, что с помощью инструмента «Перемещение» (Move Tool) можно передвигать изображение внутри обтравочной маски. Мы можем использовать и команду «Свободное трансформирование» (Free Transform ) для этой цели, а также с помощью данной команды мы можем изменять размеры изображения. В моем случае, я хочу сделать изображение молодой пары поменьше, чтобы внутри фоторамки оно выглядело более естественно. Таким образом, после того, как я сделаю слой с изображением пары активным, кликнув по нему на панели слоев, я перейду в раздел меню «Редактирование» в верхней части экрана и выберу пункт «Свободное трансформирование» (Free Transform ):

Выбираем « Редактирование » > « Свободное трансформирование »

Это действие приведет к появлению вокруг фотографии рамки свободной трансформации со специальными маркерами. Обратите внимание, что когда мы изменяем размеры изображения внутри обтравочной маски, рамка транформации появляется вокруг всего исходного изображения, в том числе и скрытых маской частей, а не только вокруг видимых нам областей. Просто кликните по любому угловому маркеру рамки и потяните его, чтобы изменить размер изображения, как вам требуется. Нажмите и удержите нажатой клавишу Shift по мере перемещения маркера, чтобы сохранить исходные пропорции изображения и случайно не нарушить соотношение сторон. Когда вы будете довольны результатом, нажмите клавишу Enter (Win) / Return (Mac) для окончательного подтверждения транформации:

Используя команду «Свободное трансформирование», изменяем размер изображения внутри обтравочной маски

Для того чтобы изображение внутри фоторамки выглядело еще более реалистичным, необходимо добавить завершающий штрих - затемнить внутренние углы рамки. Для этого мы применим к обтравочной маске определенный стиль слоя.
Мне нужно добавить тень прямо на слой-обтравочную маску, поэтому на панели слоев я нажму на «Слой 2» для его выбора:

Делаем слой-обтравочную маску активным

Выбрав слой-обтравочную маску, я кликну по иконке стилей слоя в нижней части панели слоев:

(Blend Mode ) эффекта с «Экрана» (Screen) на «Умножение»(Multiply ) и затем уменьшу непрозрачность (Opacity ) до 25%. Также я увеличу размер (Size ) свечения (тени) до 10 пикселей:

Настройка оставшихся параметров стиля «Внутреннее свечение»

Далее я нажму ОК для выхода из диалогового окна, и всё - мы закончили! Если мы посмотрим последний раз на панель слоев, то увидим, что на слой-обтравочную маску (Слой 2) добавился только что созданный стиль слоя «Внутреннее свечение»:

На панели слоев под слоем появляются все стили, которые мы к нему добавляем

Ниже представлен конечный результат, который у нас получился благодаря удобству и легкости применения обтравочных масок:

Конечный результат

И вот мы закончили! Мы с вами рассмотрели основы работы с обтравочными масками в программе Photoshop! Изучите наш урок «Как вставить изображение в текст», чтобы познакомиться с еще одним способом применения обтравочной маски. Или посетите наш раздел «Основы программы Photoshop» для изучения других полезных навыков работы в программе!

Перевод: Ксения Руденко

© 2014 сайт

Слои – основа Фотошопа. Любые, сколько бы то ни было серьёзные манипуляции с изображением, как правило, подразумевают использование слоёв и масок. Без понимания концепции многослойного изображения вы попросту не сможете по-настоящему заниматься редактированием своих фотографий в Adobe Photoshop, а если и сможете, то процесс этот будет мучительным и противоестественным.

Что такое слои?

Слои в Adobe Photoshop можно представить в виде листов прозрачной плёнки, уложенных стопкой друг на друга. На каждый из листов может быть нанесено какое-либо изображение, так, что изображения, лежащие сверху, перекрывают изображения, находящиеся под ними. Свободные от изображений участки листов остаются прозрачными и сквозь них видны нижележащие слои. В целом, если смотреть на стопку сверху, получается некое единое комплексное изображение, составленное из дополняющих друг друга взаимоперекрывающихся элементов отдельных слоёв.

Слои нужны для того, чтобы из нескольких изображений можно было составить одно, а также для того, чтобы в многослойном изображении иметь возможность редактировать каждый слой независимо от других слоёв.

Работая в Фотошопе, мы многократно создаём новые слои, склеиваем уже имеющиеся, дублируем, перемещаем, изменяем порядок расположения слоёв и их прозрачность, словом, делаем со слоями всё, что может потребоваться при редактировании фотографии.

Очевидно, что любой файл, открытый или созданный в Adobe Photoshop, содержит как минимум один слой. Обычно слой этот называется Background, т.е. фон или задний план.

Чисто технически многие действия в Adobe Photoshop можно совершать непосредственно со слоем Background, не прибегая к помощи дополнительных слоёв, но даже в таких ситуациях я всё равно предпочитаю создать копию основного слоя и работать именно с копией, сохраняя исходник нетронутым, и только если результат меня полностью устраивает, я позволяю себе слить слои воедино. Такой подход удобнее и безопаснее. Да и зачем, собственно, превращать Photoshop в Paint?

Палитра слоёв

Палитра слоёв (Layers) обычно располагается внизу слева. Если вы её не видите, нажмите F7.

Рассмотрим основные элементы палитры слоёв.

Каждому слою соответствует маленькая цветная иконка. Справа от неё написано название слоя. По умолчанию новые слои получают стандартные названия (Layer 1, Layer 2 и т.д.), но вы всегда можете переименовать их по своему вкусу, дважды кликнув по названию слоя.

Рядом с цветной иконкой слоя может располагаться чёрно-белая иконка маски слоя , отвечающая за то, какие участки данного слоя должны быть показаны, а какие скрыты. Если маска слоя отсутствует, то слой виден полностью. Маска слоя – самый важный инструмент при работе со слоями, в связи с чем мы ещё вернёмся к этому вопросу позже и поговорим о масках .

Слева от иконки слоя расположен значок в виде глаза, символизирующий видимость слоя . Щёлкните по нему – глаз исчезнет, а слой сделается невидимым.

Чтобы сделать слой активным, достаточно щёлкнуть по нему мышью. Чтобы выбрать несколько слоёв, следует воспользоваться клавишами Ctrl/Cmd или Shift.

Чтобы создать копию активного слоя, нажмите Ctrl/Cmd+J. Чтобы объединить выделенные слои, следует нажать Ctrl/Cmd+E. Если при этом выбран только один слой, то он будет слит с нижележащим слоем. Ctrl/Cmd+Shift+E объединяет все видимые на данный момент слои. Чтобы слить воедино вообще все слои документа, следует зайти в меню Layers и выбрать Flatten Image.

Слои можно перетаскивать при помощи мыши и, таким образом, менять их взаимное расположение. Сочетания клавиш Ctrl/Cmd+] и Ctrl/Cmd+[ перемещают активный слой на одну позицию вверх или вниз соответственно.

В верхней части палитры слоёв расположены следующие настройки:

Фильтрация слоёв (Layer filtering) позволяет отобразить в палитре только те слои, которые соответствуют определённым критериям, и скрыть все остальные. Можно фильтровать слои по типу, по имени, по стилям и т.д.

С помощью блокировки слоя (Lock layer) можно частично или полностью запретить редактирование конкретного слоя.

Правее располагаются окошки настроек Opacity (Плотность) и Fill (Заливка) , отвечающие за степень непрозрачности слоя . Значения по умолчанию – 100%, т.е. слой полностью непрозрачен и виден во всей красе. 50% будут означать, что слой прозрачен наполовину и через него просвечивают нижние слои. При 0% слой становится абсолютно прозрачным и невидимым. Между Opacity и Fill только одно отличие: Opacity регулирует непрозрачность слоя вместе со всеми применёнными к нему стилями и спецэффектами, в то время как Fill действует только на пиксели самого слоя, не затрагивая при этом стили.

Слой Background отличается от прочих слоёв тем, что его непрозрачность всегда составляет 100% и не регулируется. Кроме того, Background перманентно защищён от перемещения. Режим наложения для Background всегда Normal, поскольку под ним нет других слоёв и ему попросту не на что накладываться.

В нижней части палитры слоёв имеются семь кнопок:

Связать слои (Link layers) . Связывает (но не объединяет) выделенные слои. Связанные слои остаются самостоятельными слоями, но при попытке переместить их двигаются как единое целое.

Добавить стиль слоя (Add a layer style) . Позволяет применять к слою различные спецэффекты, как то: тень, свечение, контур и т.д. При обработке фотографий стили используются редко и в основном находят себе применение в графическом дизайне.

Добавить маску слоя (Add layer mask) . Добавляет к выбранному слою маску. По умолчанию маска белого цвета, т.е. содержимое слоя видно полностью. Подробнее о масках см. ниже .

Создать новый корректирующий слой (Create new fill or adjustment layer) . Создаёт корректирующий слой или слой-заливку для неразрушающего редактирования. Подробнее о корректирующих слоях см. ниже .

Создать новую группу (Create a new group) . Создаёт новую пустую группу. Чтобы объединить в группу уже имеющиеся слои, следует выделить их и нажать Ctrl/Cmd+G. Чтобы расформировать группу, нажмите Ctrl/Cmd+Shift+G. Группы полезны, когда документ содержит множество слоёв и возникает потребность их несколько упорядочить. Кроме того, маски и стили, применённые к группе, автоматически воздействуют и на все слои, входящие в группу. В остальном группы подобны связыванию слоёв.

Создать новый слой (Create a new layer) . Создаёт новый слой. Можно также использовать сочетание клавиш Ctrl/Cmd+Shift+N. Новый слой не содержит никакого изображения и потому невидим.

Удалить слой (Delete layer) . Удаляет активный слой. Можно воспользоваться кнопкой Del.

Зачем нужны маски?

Маска слоя нужна для того, чтобы избирательно и обратимо скрыть из виду (иначе говоря, маскировать) часть пикселей слоя. Например, при работе в технике HDR я использую несколько фотографий одной и той же сцены, сделанных с разной экспозицией, затем вставляю их в один файл в виде отдельных слоёв, и с помощью масок указываю, какие элементы каждого из снимков должны присутствовать в конечном изображении.

Маска представляет собой чёрно-белое изображение такого же размера, как и любой слой. Цвет маски кодирует прозрачность слоя. Белый цвет означает нормальную видимость слоя, чёрный цвет – его абсолютную прозрачность. Различные оттенки серого цвета соответствуют различным степеням прозрачности – чем темнее, тем прозрачнее. Таким образом, если маска содержит участки белого цвета, соответствующие им участки слоя сохраняют свою исходную плотность, а там, где маска окрашена в чёрный цвет, изображение станет невидимым, и через него будет просвечивать нижележащий слой. Участки же, обозначенные на маске серым цветом, будут лишь частично прозрачны.

Чтобы увидеть маску целиком достаточно зажать Alt/Option и кликнуть по иконке маски.

Маска, созданная с помощью команды «Добавить маску слоя», вся залита белым цветом, т.е. оставляет слой полностью видимым. Если щёлкнуть по иконке маски и нажать Ctrl/Cmd+I маска будет инвертирована и окрасится в чёрный цвет. Слой при этом полностью исчезнет из виду, т.е. будет замаскирован.

Если вы хотите скрыть какую-то часть активного слоя, создайте белую маску, выберите её, щёлкнув по ней мышью, возьмите чёрную кисть и закрасьте неугодные вам области – они исчезнут, как если бы вы воспользовались ластиком. Однако в отличие от ластика, действительно стирающего часть слоя, маска не разрушает сам слой, а просто прячет его. В любой момент вы можете взять белую кисть и восстановить любой участок изображения. Такой подход называется неразрушающим (недеструктивным) редактированием.

Часто бывает нужно применить какой-либо эффект только к незначительной части изображения. В таких случаях я дублирую рабочий слой (либо создаю корректирующий слой), модифицирую его нужным мне образом (например, повышаю контраст, резкость, затеняю или осветляю изображение), после чего скрываю этот слой при помощи сплошной чёрной маски, а затем белой кисточкой проявляю эффект там, где это необходимо.

Разумеется, редактирование масок не ограничивается только лишь рисованием на них при помощи кисти. Вы можете использовать любые инструменты. Очень часто приходиться прибегать, например, к градиентной заливке, или же создавать маску на основании области, выделенной по принципу цветового или яркостного диапазона. Иногда шаблоном для маски служит один из цветовых каналов. Словом, способов создания масок бесчисленное множество, и я не буду даже пытаться их все перечислить. Просто имейте в виду, что при желании вы можете создавать маски очень сложной формы, если того будут требовать стоящие перед вами художественные задачи. Существуют даже специальные плагины для Фотошопа (например, MASK PANEL), частично автоматизирующие создание и редактирование сложных масок.

Корректирующие слои нужны для неразрушающего редактирования изображения. Вместо того, чтобы применить кривые, уровни или какой-нибудь другой инструмент непосредственно к слою, вы создаёте особый корректирующий слой, и работаете уже с ним. Корректирующий слой сам не содержит никакого изображения, а представляет собой скорее инструкцию о том, как программе следует видоизменить изображение, лежащее под корректирующим слоем. Преимущество данного метода в том, что вы можете многократно возвращаться к корректирующему слою и свободно изменять его параметры, не опасаясь испортить изображение. Корректирующий слой можно отключать, можно изменять степень его непрозрачности, а при желании можно и вовсе удалить его безо всяких последствий для фотографии. Удобна также возможность скопировать корректирующий слой и вставить его в другой документ, применяя, таким образом, одинаковые настройки сразу к нескольким фотографиям.

Добавление нового корректирующего слоя осуществляется через специальную палитру Adjustments, либо через соответствующую кнопку в палитре Layers, либо через меню Layer > New Adjustment Layer.

Каждый корректирующий слой автоматически снабжается маской, позволяющей управлять областью воздействия корректирующего слоя. Вполне естественно, что различные области редактируемой фотографии могут потребовать вмешательства различных инструментов. С помощью нескольких корректирующих слоёв, ограниченных масками, это вполне осуществимо. Маски корректирующих слоёв ничем не отличаются от обычных масок и редактируются стандартными методами.

При объединении корректирующего слоя с нижележащими слоями, происходит растрирование вносимой коррекции, т.е. изменения окончательно переносятся на настоящее изображение и становятся необратимыми. В связи с этим объединять слои следует лишь тогда, когда вы полностью довольны полученным результатом и не планируете дальнейших изменений.

Спасибо за внимание!

Василий А.

Post scriptum

Если статья оказалась для вас полезной и познавательной, вы можете любезно поддержать проект , внеся вклад в его развитие. Если же статья вам не понравилась, но у вас есть мысли о том, как сделать её лучше, ваша критика будет принята с не меньшей благодарностью.

Не забывайте о том, что данная статья является объектом авторского права. Перепечатка и цитирование допустимы при наличии действующей ссылки на первоисточник, причём используемый текст не должен ни коим образом искажаться или модифицироваться.

Эту статью я начал писать ещё в ноябре 2010-го года. Материал достаточно объемный, так что до конца доведен не был. Сегодня я достал старый текст, стряхнул с него пыль, и начал переписывать. Мы будем проникать в суть маски слой за слоем или, выражаясь иначе, маска за маской. От самых простых масок, до самых не простых. Маска или маскирование присутствует в практически любой графической программе. Маска есть в Adobe Flash, Photoshop, Illustrator, InDesign. В Gimp, Corel Painter и Corel Draw . Маска имеет разные название, где-то она называется Power Clip , где-то Clipping Mask или Clipping Path . Значения это не играет никакого, так как суть маски везде одинакова — часть изображения скрывается маской, либо помещается внутрь другого изображения. И если мое последнее предложение вам ничего не сказало, то вот наглядный пример работы маски:

Читайте также

На изображение наложена простая маска в виде окружности. Маска скрывает остатки изображения. При этом остатки изображения не удалены, а скрыты.

Зачем в Фотошопе нужна маска?

Поговорим о самой простой маске в программе Adobe Photoshop . К чему вот это нелепое маскирование, зачем оно нужно? Начиная работать в фотошопе преимущества маски были мне не очевидны. И действительно, зачем использовать какие-то эффекты, сложности и опции, если все можно по старинке затереть ластиком? Зачем маски, если ненужную область можно выделить и удалить? У маски имеется лишь один минус. Как и любым умением, маской необходимо научиться пользоваться. Отложим этот минус в копилку ленивых, дальше идут плюсы. Пользоваться маской очень просто. Для её создания достаточно сделать пару лишних кликов. Доводить до абсурда не надо. Маска это не предмет понта и не шкала крутости реального фотошопера. В некоторых ситуациях использование маски — перебор, в некоторых — необходимость. Главная цель маски — скрыть часть изображения или эффекта. Допустим, в случае с изображением есть простая альтернатива — удаление графики. В случае эффекта такой альтернативы нет. Фотошоп использует маску везде, где это возможно. Маска не удаляет изображение, маска скрывает изображение. Это и есть самый толстый плюс работы с масками. Допустим у нас имеется некое изображение, часть которого необходимо удалить. Хорошо, мы выделили область, удалили графику. Или подтерли её резинкой Eraser Tool . Получилось отлично, мы сохранили графику, конечно не в формат PDF , а в какой нибудь JPG , это же значительно круче. Прошел день, минула ночь, мы открываем фотошоп с новыми невероятными идеями, и оказывается, что значительно интереснее было бы обработать картинку иначе. Вот этот самолет, зачем мы ему удалили крыло? Надо вернуть, и где же наша History ? Все поезд ушел. И хорошо если мы оставили оригинал. Но работать придется с самого начала.

Сколько масок в Adobe Photoshop?

В Фотошопе 3 вида масок и если вы знаете четвертый, срочно напишите об этом в комментариях, возможно я пересмотрю свои взгляды. Фотошоп обзывает эти виды маскирования следующим образом:

  • Layer Mask
  • Vector Mask
  • Clipping Mask

Многие ошибочно относят Quick Mask к традиционным маскам, но схожее название не делает Quick Mask маской, если вы понимаете о чем я. Нет, конечно, если включить опцию Quick Mask , в Фотошопе появляется красное затемнение которое так забавно стирается инструментом Brush Tool и все это очень похоже на маску, но к маскам это не имеет никакого отношения. Quick Mask — это инструмент выделения и на это указывает все. Во первых, он ничего не скрывает, а только выделяет. А во вторых, он даже находится в меню Select , отдельно от других масок, которые находятся в меню Layer . Область выделения с какой-то стороны промежуточный этап, так как выделение легко преобразовать в маску. Но это ещё не маска. Вы уже поняли, маски Adobe Photoshop можно добыть через меню слои Layers — Layer Mask / Vector Mask / Create Clipping Mask . Логично, ведь маски применяются к слоям в Фотошопе. Кроме этого рулевого способа по программе Photoshop раскидано множество шорткатов, речь о которых пойдет позже, а сейчас переходим к главному.

Маски слоя в Фотошопе (Layer Mask)

Вы уже поняли, что маска как бы скрывает изображение. При этом изображение не удалено. Оно прекрасно себя чувствует под маской, и сейчас я научу вас особой магии по созданию маски в фотошопе. Открываем в Фотошопе подходящую для этого картинку, выбираем инструмент выделения Polygonal Lasso Tool и выделяем центральный квадрат с надписью. Сразу говорю, изображение не мое, а найдено в интернете. Предположим, нам необходимо заменить задний фон на что-то другое, плюс навести красоту. Аккуратно выделяем объект огибая все неровности. Для ускорения выделения нажимайте клавиши ALT и SHIFT. Это позволит вам прибавлять и удалять области выделения не теряя выделенного. Почитайте за одно мою статью о добавлении и удалении областей выделения . Написана она применительно к векторным инструментам, но инструменты выделения в этом плане ничем не отличаются.
Если вы открыли картинку в Фотошопе, то её изображение является заблокированным задним фоном. В данном режиме работать с графикой практически невозможно, большинство необходимых опций заблокировано. Сделайте двойной клик по слою, или нажмите Layer > New > Layer from Background Если у вас нет палитры слоев Layers и вы вообще не понимаете о чем речь, нажмите Windows > Layers
Нажимайте OK. Теперь заблокированный задний фон превратился в нормальный слой с которым можно работать. Выделение, надеюсь, вы не отменили? Переходим к главному, создаем маску.

Создание маски в Фотошопе

В среднем уроке по маскам в Фотошопе вас бы отослали к шорткату, находящемуся в палитре Слоев Layers. Считаю этот подход неверным. Вместо «быстрых» шорткатов обратимся к истокам. Открываем Layer > Layer Mask и разберемся в выпадающем меню:

Reveal All при создании маски

Открывает всю область маски. Проще говоря создает пустой белый лист. Маска создана, но никакой информации на ней нет. Подобные маски часто создаются наперед, для последующего ручного скрытия какой-то графики.

Hide All при создании маски

Прячет весь слой полностью. Создает черную маску, которая полностью скрывает изображение. Её можно применить, если слой графики на данный момент вам не нужен, работа с маской заключается в том, что вам необходимо вначале скрыть изображение, а затем часть графики открыть. Во всяком случае у меня такие ситуации возникали часто.

Reveal Selection при создании маски

Оставляет выделенную область открытой и скрывает все, что находится за её пределами. Именно этот шорткат установлен в палитре слоев Layers.

Hide Selection при создании маски

Скрывает выделенную область и, соответственно, оставляет не скрытой все остальное. Обратный эффект по сравнению с Reveal All .

From Transparent при создании маски

А эта интересная опция делает вот что. Если у вас на слое имеются невидимые области, настройка From Transparent скрывает их под маской. Для чего, если область и так невидима? При активной работе возникают разные ситуации. Например поверх имеющегося слоя вам понадобится перетащить другой слой, но таким образом, чтобы и он не задевал невидимые области. В этом случае быстрее всего было бы создать маску на невидимые области первого объекта, и скопировать их на второй. Я взял обычный ластик, выбрал гранжевую кисть и затер края нашей графики. Конечно, выделять никакие области при этом не нужно. Layer > Layer Mask > From Transparent сам найдет невидимые области и поместит их в маску.
И вот вам для примера рабочая ситуация. У меня есть фигура человека. Мне необходимо поместить её внутрь рваной фигуры FIRE так, чтобы края человека, не выходили за пределы краев FIRE. Ок, я копирую фигуру человека на рабочую область, и присваиваю ему маску слоя с табличкой FIRE.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.