Кривлянье кривляка

Ребенок-клоун в классе (советы учителям)

Дети-клоуны, дети-шуты - редко какой класс обходится без них. Для неопытной учительницы, когда на уроке сидит такой "артист", работа становится пыткой. Наши рекомендации помогут педагогам выработать оптимальную модель поведения в этой ситуации.

Многим детям помогает превентивное внимание. Если вы знаете, что в классе есть ребенок, который обязательно начнет "тянуть одеяло на себя", прямо в начале урока (объяснения новой темы, опроса) уделите ему минуту персонального пристального внимания. Спросите о чем-нибудь, похвалите за помощь, внешний вид, прошлые успехи, поинтересуйтесь его мнением, просто подойдите и постойте рядом, прикоснитесь, посмотрите в глаза. Это очень рентабельная трата времени, потому что в большинстве случаев этой минутной "порции" бывает достаточно, чтобы следующие 15-20 минут ребенок мог нормально работать и не портить вам нервы. Кроме того, он получает важный опыт, что внимание взрослого вовсе не обязательно "выцыганивать" - вы и так о нем помните и хорошо к нему относитесь.

Иногда очень хорошо срабатывает "тайный уговор": выберите момент и поговорите с ребенком о том, как вам мешают его постоянные выходки в классе, как вы от этого устаете и расстраиваетесь, что остальные дети могут чего-то недопонять, не разобраться. Обычно ребята такого типа вовсе не злые, они очень живо и сочувственно реагируют на ваши жалобы и искренне хотят исправить свое поведение - только не могут ничего с собой поделать. Договоритесь, что вы не будете против безобидных шуток, разряжающих обстановку в классе, но как только ученик начинает вам по-настоящему мешать, вы подаете ему условный знак, смысл которого: "Остановись, это уже слишком!". Это может быть особый жест, взгляд, слово. Ребенку, нуждающемуся в особом внимании, очень важно и приятно, что он становится "избранным", доверенным лицом, хранителем секрета. Ваш условный знак (который займет у вас не более 5 секунд) для него есть та самая необходимая порция внимания, "доза", глоток воздуха, который позволит справиться с собой и вести себя приемлемо.

Если сдерживающие усилия не помогают, постарайтесь, чтобы ваши "карательные меры" не подкрепляли истерическое поведение, а наказание не превращалось в театр одного актера. Можно до конца урока отсадить ученика на стул, стоящий так, чтобы остальные дети его не видели, можно задать дополнительное письменное задание - чтобы головы не мог поднять, в крайнем случае, можно взять за руку и вывести в коридор, а еще лучше - отвести в учительскую или к охраннику, и посадить в уголке. Важно избежать долгого спектакля: "Выйди из класса!" - "Нет, а что я сделал?", и так пять раз по кругу, поэтому лучше сразу молча вывести. Не уделяйте выходкам ребенка много внимания. Быстро, кратко, решительно, безэмоционально пресекайте безобразие, стараясь не прерывать хода урока - и все.

Ни в коем случае не создавайте для такого "обаяшки" режим попустительства. Не нужно подкреплять его пагубную жизненную стратегию. Как бы высокохудожественно он ни раскаивался и как бы умилительно ни улыбался, твердо гните свою линию: правила одни для всех, и тебе придется им следовать. К тебе я хорошо отношусь, но твое поведение терпеть не буду. Обсудите с руководством возможность его изоляции в виде крайней меры пресечения безобразий: пусть один или два дня учится не в классе, а в гордом одиночестве, в уголке кабинета завуча, например. Позаботьтесь, чтобы заданий было достаточно по всем предметам, и чтобы все они были проверены и оценены.

Когда ученик ведет себя хорошо (или хотя бы приемлемо), обязательно найдите возможность посмотреть на него, улыбнуться, поговорить. Важно разрушить в его голове неправильную связь "паясничаю - получаю внимание, сижу смирно - меня как будто бы нет" и заменить ее другой: "паясничаю - оказываюсь в изоляции, веду себя хорошо - получаю внимание и признательность".

У некоторых детей есть привычка передразнивать других людей – они гримасничают, корчат рожицы, кривляются. Одни дети паясничают только в кругу близких им людей, находясь дома. Другие устраивают подобный цирк на публике, в присутствии посторонних. Зачем они это делают? Как поступать родителям, если на просьбы прекратить кривляться дети не реагируют?

Почему ребёнок кривляется?

1. По мнению психологов, существует несколько причин, почему ребёнок часто кривляется. Одна из них состоит в желании ребенка самоутвердиться. Своим кривлянием ребёнок пытается привлечь внимание к себе. Ему нравится, когда все окружающие смотрят на него. Ребенку кажется, что он ведет себя смело, ярко и эффектно, всем на радость, и, вообще, – огого! Тем более, что вокруг маленького клоуна обычно начинаются танцы с бубнами, кто-то ворчит, кто-то хохочет, кто-то злится, — эмоции бурлят, жизнь кипит, и все это подкрепляет значимость ребенка: я есть, я достоин внимания.

2. Если ребёнок считает себя не таким интересным или талантливым, как другие дети его возраста, он может начать кривляться, чтобы выделиться на их фоне. Малыш может быть не уверен в себе, считать себя хуже других, стесняться и тревожиться, — и тогда кривляние становится странным способом все-таки обеспечить себе необходимый контакт с людьми, словно через защитную маску.

3. Когда малыш подвержен чувству неуверенности в себе, он тоже может паясничать. Дети, которые сталкиваются с насмешками со стороны сверстников по поводу своих внешних данных или внутренних качеств (ровесники высмеивают за полноту, неуклюжесть, чрезмерную скромность или другое качество, делающее их непохожими на остальных.), часто изображают из себя шутов.

4. Когда появляется второй ребёнок в семье, старшие дети испытывают недостаток заботы и внимания, потому что мама больше занята с малышом. Естественно, старший сын или дочь чувствуют обиду, которая и побуждает их пользоваться разными способами, чтобы завоевать мамино внимание. Один из таких способов – кривляние, которое подобно крику о помощи. Ребёнок словно кричит: «Мамочка, ну обрати же, наконец, своё внимание на меня!»

5. Клоунаду нередко устраивают и избалованные ребятишки, которым всё позволялось в раннем детстве. Излишняя опека родителей обычно приводит к тому, что их дети не умеют быть самостоятельными, они привыкли, что о них заботятся, как о малышах. Достигая возраста 5-7 лет, они продолжают вести себя, как маленькие, не осознавая своей роли в обществе. Кривляние – это лишь подтверждение инфантильности избалованных детей, они вживаются в роль малыша, потому что не знают, что можно вести себя как-то иначе.

6. Дезадаптация у младших школьников. У младшеклассников кривляние и шутовство в школе и дома часто становятся одним из признаков школьной дезадаптации, когда у ребенка возникают сложности с учебой и общением в классе. Эту проблему нужно решать совместно с учителем: выяснить, как ребенок ведет себя в школе, какие трудности у него возникают в учебном процессе, в общении, попросить учителя помочь ребенку наладить контакт с одноклассниками (хвалить его, вызывать к доске и давать посильные задания). А дома больше заниматься с ребенком — и не только уроками, но и обычными делами, вселяя в него все то же самоуважение и даря ему родительское внимание.

7. Вперед, на сцену! И последнее по списку, но не по важности: есть шансы, что у вас растет актер! А его «кривляние» — это лишь способ заявить миру о своем богатом и тонком эмоциональном мире, который рвется наружу. Если вы заподозрили в ребенке склонность к сценическому искусству, помогите ему развиваться в этом направлении и создать нишу, в которую будет вложено все «позерство»: театральная студия или танцы, студия анимации, ИЗО или кукольные представления. Главное, чтобы малыш чувствовал себя в своей тарелке. Тогда и эпизодические кривляния приобретут изящество и умеренность.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Что могут предпринять родители, если ребёнок кривляется?


1. Родителям нужно помочь детям как можно быстрее избавиться от привычки гримасничать, пока она не превратилась в черту характера. Для начала нужно постараться развить у ребёнка чувство уверенности . Это можно сделать, если предоставить ребёнку больше возможностей, где бы он мог проявить самостоятельность. Доверяйте ему небольшие поручения – просите убрать за собой со стола, собрать игрушки, застелить постель. Когда кроха сам берётся сделать что-то, не препятствуйте. Будьте более внимательны – иногда родители просто не замечают некоторые маленькие дела, которые ребёнок сделал сам. Обязательно выражайте своё одобрение за старания детей, хвалите их за любое выполненное дело, чтобы повысить их самооценку.

2. Помогите ребёнку найти себя в чём-то, самореализоваться . Предложите ему заняться танцами, спортом, рисованием или коллекционированием. Если он обладает хорошей памятью, используйте этот талант. Пусть ребёнок запоминает новые интересные факты об окружающем мире, учит стихи. Важно, чтобы малыш был увлечён процессом, стремился достичь каких-то результатов. Владение необычными навыками позволит ребёнку выделиться среди его сверстников. Цепляйтесь за всё, что ваши дети делают хорошо, развивайте эти умения, хвалите за них. Ощущая родительскую поддержку и одобрение, ребёнок легко справится со своей неуверенностью.

3. Чтобы помочь детям избавиться от неприятной привычки, родителям нужно научиться не обращать внимания на то, как они кривляются. Это нелегко, но действенно, потому что дети гримасничают и корчат рожицы именно для того, чтобы вызвать у родных какую-то реакцию (ни в коем случае не следует поддерживать кривлянье ребенка своим вниманием, смехом или интересом, криком и руганью). Если её нет, то нет и смысла продолжать клоунаду. Помните, когда вы кричите, ругаетесь, требуя прекратить цирк, вы проявляете ту самую реакцию или отклик, которого ребёнок ожидает.

Не пытайтесь с этим бороться. Просто не обращайте внимания на его выходки. Чем больше вас это раздражает, тем сильнее он будет кривляться, но когда он увидит, что вы в этом не заинтересованы, он успокоится. Результат конечно будет не мгновенным, но вам стоит попробовать не отвечать на его поступки несколько дней. Если уж слишком бесит — глубоко вздохните и сосчитайте до десяти. И не ругайте ребёнка, возможно он вырастет артистом


4. Когда сын или дочка начинают кривляться, лучше спокойно объяснить им, что это занятие совершенно бесполезное. Скажите ребёнку, что вы как раз собирались вместе с ним заняться интересным делом, поэтому вы ждёте, когда он закончит паясничать.

5. Когда малыш кривляется, он не видит себя со стороны. Предоставьте ему возможность взглянуть на себя. Попросите его изобразить какую-нибудь гримасу перед зеркалом, обратив его внимание на то, как глупо и некрасиво он выглядит при этом. Нарисуйте карикатуру, изобразив кривляку. Пытаясь давать советы, делайте это в положительном ключе, обращайте внимание на хорошее, что есть в ребёнке. Например, так: «Ты добрый и умный мальчик, мне это нравится. Но мне совсем не нравится, когда ты гримасничаешь». Слова: «Сейчас же перестань кривляться!» будут менее действенны, чем те, в которых вначале звучит похвала.

Ключевые слова: тики у детей, простые и сложные моторные тики,
вокализмы, тикозные гиперкинезы, транзиторное (преходящее) или
хроническое тикозное расстройство, навязчивые движения,
невротическое расстройство с навязчивыми движениями, болезнь Туретта


Что такое тики, почему и когда они появляются?
Тики встречаются часто! Как они выглядят?
Что же такого «страшного» в тиках?
Как, когда и зачем нужно лечить тики
Режим дня, диета и образ жизни
Рецепты профилактики и борьбы с тиками


Многие родители неожиданно замечают, ребенок внезапно начал моргать глазками, строить гримасы, шмыгать носом и дергать плечом... День-два, потом прошло, через месяц опять появилось, уже надолго… И такое встречается очень часто, оглянитесь по сторонам. На первый взгляд, видимых причин для таких проявлений нет. Что это? Новая игра-дразнилка, зарождение дурной привычки, или начало болезни? Как на это реагировать? Малыши – народ горячий, эмоциональный, у них очень яркие эмоции, живая мимика и жесты. Может быть это нормально? Хорошо бы разобраться…

Тики - это быстрые и непроизвольные, шаблонно повторяющиеся, неритмичными, короткие сокращения отдельных мышц или группы мышц, они появляются помимо воли ребенка. Движения избыточны и насильственны, поэтому иногда их еще называют тикозные гиперкинезы. Внешне это выглядит всегда примерно одинаково, проявления обычно однообразны, чаще всего тики возникают в мышцах лица, шеи... Заметить их легко. Если это тики лицевых мышц, ребенок внезапно морщит лоб, нахмуривает брови, зажмуривает глаза, двигает носом, складывает губы трубочкой. Тики в мышцах шеи и плечевого пояса проявляются эпизодами поворотов и подергиваний головой, как будто бы, в глаза малышу лезут длинные волосы, или мешает шапка; а также движения плечами и шеей, как при ощущении неудобства от тесного воротника или некомфортной одежды. Кстати, именно такие проблемы с одеждой могут послужить одним из пусковых механизмов развития тиков. Наиболее выражены тики в состоянии общей двигательной неподвижности ребенка, когда ему скучно, бывают и при умственном сосредоточении ребенка, например, при просмотре телевизора, чтении книги или выполнении уроков. Наоборот, если ребенок сильно чем-то увлечен, азартно занят энергичной игрой, много двигается, тики могут ослабевать и даже исчезать.

Как на это реагируют родители? Как это ни парадоксально звучит, в лучшем случае, они не обращают на это большого внимания, считая это обычными детскими гримасами, баловством или новой игрой. В худшем, - предполагают развитие дурной привычки, с которой возможно легко справиться с помощью жесткого внешнего контроля.
Взволнованная мама начинает обращать внимание ребенка и окружающих на его гримасы и шмыганья носом, постоянно его одергивая, и делая ему замечания. Сначала, кажется, все правильно, получается неплохо. На какое-то время, бывает, это помогает: при определенном старании, ребенок может включить волевой контроль и временно удерживаться от навязчивых движений. Тогда родители целиком и полностью убеждаются, что это просто плохая привычка, и проблемы нет. Но это самая частая ошибка!

Тревожная (фиолетовая) мама старается беспрерывно контролировать поведение дитя, и, в конце концов, умный малыш, понимая недовольство и огорчение взрослых, начинает сам тяготиться своими непроизвольными движениями, и пытается удержаться от них, не шмыгать носом и не дергать плечами. Но получается только хуже и хуже… Мама и другие окружающие, чистосердечно желая только добра, регулярно делают малышу замечания: «Перестань так моргать! Пожалуйста, не шмыгай! Прекрати дергать головой! Сиди спокойно!». Бедный послушный ребенок искренне старается следовать этим инструкциям, волевым усилием ему удается кратковременно подавить тики, при этом эмоциональное напряжение только нарастает, он еще больше волнуется и тревожится, количество и объем навязчивых непроизвольных движений от этого только увеличивается, появляются новые тики, их формула постоянно меняется – образуется порочный круг. В дальнейшем любое эмоциональное напряжение и волнение могут приводить к усилению тиков, они становятся хроническими, и практически, не поддаются волевому контролю. Вот и все, ловушка закрылась, ребенок "попался"!

Внимание! Если ребенок внезапно начал моргать глазками, строить гримасы, шмыгать носом или дергать плечом, нельзя ругать его за это! Нельзя делать ему замечания по этому поводу, и вообще, обращать внимание ребенка на его непроизвольные движения. Нужно проконсультироваться с неврологом.

Почему и у кого возникают тики, как часто они встречаются

Большинство родителей считают, что тики возникли без причины, на ровном месте. Обычно, это не так. Родители могут не знать о некоторых неприятных проблемах ребенка, возникших в школе или во дворе, а это является причиной серьезных внутренних напряжений и тревог. Почти каждый ребенок крайне чувстителен к внутрисемейным конфликтам, тяжело переживают их; даже такие, которые, по убеждению родителей, им неизвестны, и совершенно их не затрагивают. Любые «мелкие» события в жизни ребенка, с точки зрения взрослых, абсолютно не заслуживающие внимания, могут послужить пусковым механизмом развития детских тиков.
Например, десяток малышей увлеченно играли в песочнице, пробегающая мимо очень-очень маленькая собачка внезапно несколько раз громко гавкнула на них. Шесть малышей даже не повернули головы, двое вздрогнули, одна девочка заплакала, а один мальчик после прогулки стал моргать глазками. У одного из десяти, это часто или редко, и почему, именно у этого мальчика?

Многие ученые отмечают значительное участие наследственных факторов в происхождении, якобы «беспричинных» тиков, при этом гены в «спящем» виде могут быть и у мамы, и у папы; а проявляться в особой комбинации, в виде тиков даже через несколько поколений. Некоторые такие гены уже «пойманы». Не исключено, что у того самого мальчика из песочницы, тики были у его папы; или невроз навязчивых состояний у его бабушки по маминой лини. Важно знать, сами тики не передаются по наследству, комбинация определенных генов может определять лишь только предрасположенность к развитию тиков. При такой предрасположенности тики у детей «молодеют»: развиваются сравнительно раньше, чем у их родителей.

Действительно, многие тики появляются после серьезного стресса, но не только отрицательные (страх, огорчение, тревога), но и сильные положительные эмоции могут спровоцировать тики. Некоторые тики формируются на фоне или после инфекции или травмы головы, а также при употреблении отельных лекарственных препаратов. Несомненно, бесконечная «дружба» с телевизором, компьютером и прочей игровой электроникой, увлечение булочками, шоколадками и газировкой почти обязательно способствуют развитию тиков. Банально, но нельзя не упомянуть «особую» атмосферу и экологию города, интенсивные информационные нагрузки, малоподвижный образ жизни и напряженную обстановку в семье и школе. Можно долго рассуждать о возможных обстоятельствах, запускающих тики, но, к сожалению, в жизни нередко бывает, что истинные причины возникновения тиков остаются неизвестными. Иногда тики ведут себя «как кот, гуляющий сам по себе», внезапно приходят, также неожиданно исчезают и снова появляются. Наблюдение невролога в этом случае обязательно. Быстрый и полный успех терапии в настоящий момент, увы, не всегда дает гарантию безвозвратного исчезновения тиков, навсегда.
Уверенно можно сказать только одно, в большинстве случаев даже минимальные и быстро преходящие тики – это сигнал тревоги, мигающая красная лампочка на приборной панели головного мозга, это телеграмма детской нервной системы, в которой всего три слова «внутри что-то неладно» .

Статистика по тикам впечатляет, тики заслуженно считаются одним из наиболее частых неврологических нарушений у детей, и последнее время число детей с тиками уверенно возрастает, а возраст начала тиков неуклонно снижается. Намного чаще тики стали встречаться в грудном возрасте, тики «молодеют» прямо на глазах! По данным последних исследований транзиторные или хронические тикозные расстройства встречаются каждого четвертого-пятого ребенка! По статистики тики у мальчиков возникают в три раза чаще, и протекают они заметно тяжелей, чем у девочек.


Типичный возраст появления тиков 4-7 лет, обычно это совпадает с началом посещения детсада или школы. У детишек впечатлительных и легкоранимых вливание в коллектив и смена привычных стереотипов вызывают огромное эмоциональное напряжение. Не всякий малыш самостоятельно успешно с этим справляется. К счастью, примерно у восьми детей из десяти тики к 10-12 годам обычно бесследно исчезают.
Тики бывают разные, и спектр их проявлений огромен: от быстро проходящих, навязчивых морганий, которые некоторые родители могут и не замечать, до хронических распространенных двигательных и голосовых тиков с психическими расстройствами (например, болезнь Туретта).

Болезнь «Жиля де ля Туретта» - это наиболее тяжелая форма заболевания, которая трудно поддается терапии.

Тики при этой форме множественные, массивные сопровождаются внезапными взвизгиваниями или непроизвольными выкрикиваниями отдельных слов. Отмечается нарушение поведения, может наблюдаться снижение интеллекта.



Сложность лечения, и даже некая таинственность некоторых видов тиков отчасти объясняются многофакторностью и огромной содержательностью патологических процессов, происходящих при этом. Тики относятся к «пограничным состояниям» - данная проблема находится на стыке разу нескольких специальностей: неврология, психиатрия, психология и педиатрия.

Какие бывают тики

Каких цветов бывает небо, какой формы волны на море, а листья в лесу? Какая бывает сыпь на коже, а какой кашель? Формы и варианты тиков у детей до такой степени многообразны и многочисленны, что в начале болезни даже опытный врач не сразу может разобраться в ситуации и точно спрогнозировать дальнейшее развитие событий.
Тики бывают простые и сложные, локальные, распространенные и генерализованные, двигательные и голосовые. Локальные тики наблюдаются в одной мышечной группе (движения носом, моргание). Распространенные - в нескольких мышечных группах, комбинация простых тиков (сворачивание губ трубочкой, моргание, подергивания головой). Простые двигательные (моторные) тики - частые морганья, зажмуривание, отведение глаз в сторону и вверх, движения носом и губами, повороты и подергивания головой, плечами, кистями, вздрагивания всем телом и другие непроизвольные движения. Сложные моторные тики – прыжки и подскоки, приседание, наклоны и развороты всего туловища, спонтанная жестикуляция, навязчивые прикосновения к предметам и т.д.
Звуковые (вокальные) тики простые - непрерывное беспричинное покашливание, хмыканье, мычание, повизгивание, похрюкивание, шмыганье носом. Звуковые (вокальные) тики сложные - многократное повторение одних и тех же звуков, слов, фраз, иногда даже, непроизвольное выкрикивание ругательств (копролалия).
Сочетание сложных, распространенных двигательных и голосовых тиков называют генерализованными тиками.



Что же такого «страшного» в тиках? Как, когда и зачем нужно лечить и можно ли вылечить тики


Более, чем в половине случаев тики протекают кратковременно и больше не появляются, примерно у восьми детей из десяти к 10-12 годам тики обычно бесследно исчезают. Может быть, это вообще не проблема, и к врачу обращаться, тем более, лечиться не нужно? Повторюсь, в начале появления тиков даже опытный специалист не всегда может сразу вникнуть в суть проблемы и точно предсказать дальнейшее развитие событий. С одной стороны простые тики явление довольно безобидное и не опасное, по обыкновению, быстро проходящее без лечения, само собой. С другой стороны, нередко в этой кажущейся безобидности и кратковременности кроется настоящее коварство – зачастую, простые тики начинают усиливаться, незаметно трансформируясь в распространенные, присоединяются голосовые тики. В итоге, к врачам приводят ребенка с хроническими генерализованными тиками, которые, иногда, очень не просто поддаются лечению.

Нельзя упускать из виду частую неадекватную реакцию окружающих ребенка взрослых и детей. Для некоторых тревожных и раздражительных родителей детские тики, как красная тряпка для быка, вызывают недовольство, возмущение и даже внутреннюю агрессию. Своим необдуманным поведением и неверными действиями они только усугубляют течение тиков. В детсаде и в школе сверстники совершенно легкомысленно, не желая зла, или целенаправленно и жестко, начинают дразнить таких детей. Иногда, даже учителя, невзначай, прямодушно заблуждаясь, энергично участвуют в этих глупостях. Ребенок начинают обращать на свои тики активное внимание, задумывается о своей непохожести на других детей, анализирует свое поведение, переживает и тревожится. Таким образом, на фоне тиков вторично развивается глубокое невротическое расстройство, и вот это иногда является большим злом и опасностью, чем сами тики. Как и любая хроническая болезнь, длительные тики не дают ребенку житья, изводят и выматывают душу, появляются утомляемость, раздражительность, нарушения сна, усиливается беспокойство и тревожность. В семье нарастает напряжение, в орбиту тиков постепенно втягиваются другие члены семьи. Достаточно редко, но не уникально, под маской простых моторных тиков злодейски прячутся опасные эпилептические приступы . И вот это уже серьезная неврологическая проблема.

Возникает вопрос: уже самое время бежать к врачу, и какой врач лучше?

А может лучше подождать немного, вдруг само пройдет? Довериться нужно материнской интуиции (но только после визита к неврологу!). Тики после серьезного стресса, на фоне и после болезни или травмы головы, продолжаются длительно и очевидно снижают качество жизни ребенка и семьи, тики сложные и голосовые, распространенные и генерализованные – все это повод безотлагательно обратится к врачу. Обычно, начинают с визита к неврологу или психиатру. По обыкновению, врачу достаточно подробного родительского рассказа и простого неврологического осмотра (возможно, и дополнительного инструментального обследования), чтобы удостовериться в отсутствие органических причин для появления тиков.

Далее невролог рекомендует изменить образ жизни и режим сна: достаточно бывает временно уничтожить «дружбу» с телевизором, компьютером и прочей игровой электроникой. Целесообразно ограничить или удалить из привычного пищевого списка продукты содержащие кофеин (крепкий чай, какао, кофе, колу, шоколад), сладости и другую высококалорийную пищу. Вне всякого сомнения, занятия спортом, интенсивные физические нагрузки, даже простые длительные прогулки на свежем воздухе, принесут огромную пользу и помогут быстрей справиться с проблемой.

Довольно часто тики служат своеобразными клапанами выброса двигательной энергии ребенка. Представьте себе, у ребенка было счастливое детство, и он летом целыми днями носился на улице, его мышцы радовались жизни. А потом счастье закончилось, он пошел в первый класс, и ему поневоле, в нервном напряжении и подолгу приходится неподвижно корпеть за уроками. Конечно, «тут не только заморгаешь и задергаешься...» Предоставьте детям немного физической свободы: пусть продолжает носиться на улице, как прежде! Наоборот, сильные интеллектуальные и психоэмоциональные нагрузки желательно строго дозировать. В отдельных случаях, даже положительные эмоции, особенно сильные и бурные, значительно усиливают тикозные проявления.
Затем, как правило, на помощь приходит детский психолог, который работает с ребенком и его семьей. В лечение простых тиков основная задача заключается в определении и устранении явных причин появления тиков (проблемы в школе и семье, непонимание со стороны родителей, глубинные детские страхи и тревоги, и др…). Обычно используются простые методы индивидуальной поведенческой психотерапии и психорелаксации, довольно полезными показали себя методики «произвольного истощения тика».

Периодически, такие методы лечения воспринимаются родителями в штыки, легче же дать "чудо-таблетку" от тиков, чем объяснить папе, что нельзя орать на малыша. Маме ребенка приходится прилагать максимум терпения и упорства, и серьезно потрудиться, прежде чем, получится уничтожить внутренние причины тиков.
Многие мамы совсем неправильно понимают цели и задачи детского невролога, и плохо ориентируются в методах его работы. На приеме невролога часто встречаются такие энергичные, все знающие родители. «Еще бы, в медицинском справочнике и в интернете написано, что нужны таблетки, а невролог, пытается нашего гениального ребенка от музыки и компьютера отлучить».

Например, был у меня на консультации мальчик с мамой и бабушкой с жалобами на непроизвольные моргания и шмыганья носом. По словам мамы, тики возникли внезапно, на ровном месте, никаких стрессов нет. А ребенок очень тревожный, зажатый, глазки грустные, дергает головой, постоянно хмыкает и шмыгает носом. Мама рассказывает: «В семье и в детсаду все хорошо, вокруг ребенка только спокойные положительные взрослые, никаких видимых огорчений будто бы и не просматривается». Тем не менее, во время консультации она одернула ребенка раз двадцать, непрерывно делая ему замечания: «Перестань так моргать! Пожалуйста, не шмыгай! Прекрати дергать головой! Сиди спокойно!» Она была постоянно недовольна своим сыном: «не сразу поздоровался, не то сказал, не так сел, не туда посмотрел». При этом она умудрялась одновременно ругаться с бабушкой по поводу методов воспитания и рассказывать о полном непонимании со стороны мужа. Еще чуть-чуть, и я от огорчения прямо на консультации сам бы «заморгал и зашмыгал». Да если бы мне пришлось, хоть немного, пожить с такой мамой, сразу бы попал в клинику неврозов. А малыш-то, оказывается, молодец - у него «всего лишь» тики.
Попытка прояснить ситуацию ни к чему не привела, перспектива режимной и психологической коррекции тиков маму не прельстила. Она еще больше разволновалась и оскорбилась. Прочитав мне длинную «научно аргументированную» нотацию, о том, чем должен заниматься невролог на амбулаторном приеме, и не дождавшись назначения чудодейственного лекарства, мама с бабушкой продолжили активные поиски «удобного» специалиста.… В этой семье такая слепая уверенность в единственно возможном способе лечения тиков с помощью таблеток будет являться главным препятствием на пути к излечению… Грустная история…

На самом деле, медикаментозная терапия, в особенности, серьезные психотропные препараты, требуется довольно редко, чаще, в случае тяжелого течения тиков, но даже тогда, не обойтись без режимных мероприятий и психолого-педагогической коррекции. Эффективность лекарств будет гораздо выше и стабильней, если одновременно решать психологические проблемы и вести здоровый образ жизни. Побочные эффекты настоящей противотикозной терапии бывают достаточно серьезные, и ни в коем случае они не должны быть даже близко соизмеримы с возможной пользой. Уничтожить вполне возможно практически любые тики и вокализмы, но сделать это без побочных осложнений – вот это задача не из простых.


Простые эффективные рецепты профилактики и борьбы с детскими тиками

Меньше педагогического насилия - больше любви и понимания
Психологически комфортная и спокойная обстановка в семье, детсаде и школе.
Искать виноватых, обвинять в развитии тиков себя и окружающих – занятие глупое и вредное.
Вопросы, обсуждения, замечания, тем более донимание ребенка и ругань, по поводу тиков строго воспрещаются
Психолого-педагогические мероприятия, решение возможных конфликтов со сверстниками и учителями в школе или детсаде целесообразно проводить под руководством опытного детского психолога (иначе можно таких дров наломать…)
Разумные занятия любыми видами спорта, интенсивные физические нагрузки, длительные прогулки на свежем воздухе
Ограничение или временное исключение общения с телевизором, компьютером и прочей игровой электроникой
Самое главное – своевременный визит к специалисту!


Часто родители сетуют: сообразительный ребенок , учится хорошо, но постоянно кривляется и дурачится . Постоянные внушения, нравоучения и даже наказания при этом, как правило, не помогают.

О причинах

Оказывается, такое поведение — не редкость. У всех детей, особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте, можно встретить иногда стремление позабавить окружающих. И это не болезненное отклонение. Это всего-навсего стремление привлечь к себе внимание взрослых, стремление хоть на время стать «героем».

А бывает иначе. В окружении взрослых ребенок ведет себя спокойно, нормально. Попадает в окружение сверстников - и сразу преображается, надевая маску клоуна. Причина этого - неумение найти себе место в кругу сверстников. Родители могут немало времени уделять закаливанию своего ребенка, воспитанию его характера, ума - и упустить, что ему необходим и опыт общения с друзьями, опыт «социальной жизни». И тогда хорошо физически и умственно развитый ребенок, который многое может и многое умеет - оказывается беспомощным в детском коллективе, потому что не умеет ладить со сверстниками, не может завоевать их уважения. Он ищет способы привлечь внимание к своей персоне, допускает какой-то промах, несуразность - и ребята смеются, а это уже внимание.

Отсюда у ребенка возникает стремление постоянно кривляться и дурачиться. Мало-помалу ребенок привыкает жить «двуликим Янусом»- со взрослыми так, со сверстниками этак.

Как же относиться родителям к проявлению излишнего шутовства, кривляниям ребенка?

Первое - постарайтесь его «не замечать» , относитесь к ребенку ровно, спокойно. Переждите, спокойно глядя на его ужимки, и продолжите прерванный разговор, обратитесь к нему как ни в чем не бывало. Покажите, обнаружьте свое безразличие, равнодушие к его шутовству, но не будьте безразличны к другим (правильным) его поступкам. Дети не терпят безразличия к себе. Благосклонность и доброжелательное отношение часто могут быть тем рычагом, который сумеет повернуть поведение ребенка, его деятельность в нужном направлении. Порою уместна и незлобивая усмешка взрослого, в которой ребенок может прочесть неодобрение, - только предоставьте ему возможность исправить ошибку, дайте ему проявить себя в чем-то другом. После обращений к ребенку: «Ну что ты кривляешься - пойдем лучше погуляем» или «Шута из себя строишь, а я вот смотрел рисунки, здорово у тебя все же получается»- будьте спокойны - шутовство (хотя бы на время) как рукой снимет.

Второе - постарайтесь переключить внимание ребенка на что-то другое, более интересное, где ребенок мог бы приложить свои силы. Очень полезны совместные детские игры-особенно с жесткими правилами и меняющимися ролями.

Третье - правильный режим дня , обязательное соблюдение своих обязанностей по дому, контроль за своей одеждой - все это будет способствовать выработке столь необходимой ребенку собранности. Умение управлять своим поведением, контролировать свои поступки не оставит места излишней разболтанности, неуместному шутовству.

Четвертое - позаботьтесь о том, чтобы ребенок научился добиваться победы, успеха в другого рода занятиях. Не пропускайте ни малейшей его удачи, вовремя похвалите, деликатно помогите, если у него что-то не клеится, и, когда препятствие преодолено, снова похвалите. Радость, удовлетворенность победой может вызвать стойкий интерес к новому занятию. Тогда у ребенка не будет необходимости добиваться внимания к себе с помощью постоянного кривляния, дурачества и шутовства.

И, наконец, последнее - внимательно присмотритесь к «фокусам» непоседы. Может быть, незачем «за голову хвататься», есть же на свете люди с юмором. Мало того, что чувство юмора помогает им самим лучше справлятьси с неудачами; такие люди способны подбодрить, расшевелить и окружающих. Важно только вовремя объяснить ему, что шутки не должны задевать человеческого достоинства, а самого шутника не должны делать жалким. Главное - чувство меры. А уж это зависит от того, как вы его научили управлять своим поведением, как он научился чувствовать отношение окружающих к себе.

У некоторых детей есть привычка передразнивать других людей – они гримасничают, корчат рожицы, кривляются. Одни дети паясничают только в кругу близких им людей, находясь дома. Другие устраивают подобный цирк на публике, в присутствии посторонних. Зачем они это делают? Как поступать родителям, если на просьбы прекратить кривляться дети не реагируют?

Почему ребёнок кривляется?

1. По мнению психологов, существует несколько причин, почему ребёнок часто кривляется. Одна из них состоит в желании ребенка самоутвердиться. Своим кривлянием ребёнок пытается привлечь внимание к себе. Ему нравится, когда все окружающие смотрят на него. Ребенку кажется, что он ведет себя смело, ярко и эффектно, всем на радость, и, вообще, – огого! Тем более, что вокруг маленького клоуна обычно начинаются танцы с бубнами, кто-то ворчит, кто-то хохочет, кто-то злится, — эмоции бурлят, жизнь кипит, и все это подкрепляет значимость ребенка: я есть, я достоин внимания.

2. Если ребёнок считает себя не таким интересным или талантливым, как другие дети его возраста, он может начать кривляться, чтобы выделиться на их фоне. Малыш может быть не уверен в себе, считать себя хуже других, стесняться и тревожиться, — и тогда кривляние становится странным способом все-таки обеспечить себе необходимый контакт с людьми, словно через защитную маску.

3. Когда малыш подвержен чувству неуверенности в себе, он тоже может паясничать. Дети, которые сталкиваются с насмешками со стороны сверстников по поводу своих внешних данных или внутренних качеств (ровесники высмеивают за полноту, неуклюжесть, чрезмерную скромность или другое качество, делающее их непохожими на остальных.), часто изображают из себя шутов.

4. Когда появляется второй ребёнок в семье, старшие дети испытывают недостаток заботы и внимания, испытываю ревность к младшему ребенку, потому что мама больше занята с малышом. Естественно, старший сын или дочь чувствуют обиду, которая и побуждает их пользоваться разными способами, чтобы завоевать мамино внимание. Один из таких способов – кривляние, которое подобно крику о помощи. Ребёнок словно кричит: «Мамочка, ну обрати же, наконец, своё внимание на меня!»

5. Клоунаду нередко устраивают и избалованные ребятишки, которым всё позволялось в раннем детстве. Излишняя опека родителей обычно приводит к тому, что их дети не умеют быть самостоятельными, они привыкли, что о них заботятся, как о малышах. Достигая возраста 5-7 лет, они продолжают вести себя, как маленькие, не осознавая своей роли в обществе. Кривляние – это лишь подтверждение инфантильности избалованных детей, они вживаются в роль малыша, потому что не знают, что можно вести себя как-то иначе.

6. Дезадаптация у младших школьников. У младшеклассников кривляние и шутовство в школе и дома часто становятся одним из признаков школьной дезадаптации, когда у ребенка возникают сложности с учебой и общением в классе. Эту проблему нужно решать совместно с учителем: выяснить, как ребенок ведет себя в школе, какие трудности у него возникают в учебном процессе, в общении, попросить учителя помочь ребенку наладить контакт с одноклассниками (хвалить его, вызывать к доске и давать посильные задания). А дома больше заниматься с ребенком — и не только уроками, но и обычными делами, вселяя в него все то же самоуважение и даря ему родительское внимание.

7. Вперед, на сцену! И последнее по списку, но не по важности: есть шансы, что у вас растет актер! А его «кривляние» — это лишь способ заявить миру о своем богатом и тонком эмоциональном мире, который рвется наружу. Если вы заподозрили в ребенке склонность к сценическому искусству, помогите ему развиваться в этом направлении и создать нишу, в которую будет вложено все «позерство»: театральная студия или танцы, студия анимации, ИЗО или кукольные представления. Главное, чтобы малыш чувствовал себя в своей тарелке. Тогда и эпизодические кривляния приобретут изящество и умеренность.

Что могут предпринять родители, если ребёнок кривляется?


1. Родителям нужно помочь детям как можно быстрее избавиться от привычки гримасничать, пока она не превратилась в черту характера. Для начала нужно постараться развить у ребёнка чувство уверенности . Это можно сделать, если предоставить ребёнку больше возможностей, где бы он мог проявить самостоятельность. Доверяйте ему небольшие поручения – просите убрать за собой со стола, собрать игрушки, застелить постель. Когда кроха сам берётся сделать что-то, не препятствуйте. Будьте более внимательны – иногда родители просто не замечают некоторые маленькие дела, которые ребёнок сделал сам. Обязательно выражайте своё одобрение за старания детей, хвалите их за любое выполненное дело, чтобы повысить их самооценку.

2. Помогите ребёнку найти себя в чём-то, самореализоваться . Предложите ему заняться танцами, спортом, рисованием или коллекционированием. Если он обладает хорошей памятью, используйте этот талант. Пусть ребёнок запоминает новые интересные факты об окружающем мире, учит стихи. Важно, чтобы малыш был увлечён процессом, стремился достичь каких-то результатов. Владение необычными навыками позволит ребёнку выделиться среди его сверстников. Цепляйтесь за всё, что ваши дети делают хорошо, развивайте эти умения, хвалите за них. Ощущая родительскую поддержку и одобрение, ребёнок легко справится со своей неуверенностью.

3. Чтобы помочь детям избавиться от неприятной привычки, родителям нужно научиться не обращать внимания на то, как они кривляются. Это нелегко, но действенно, потому что дети гримасничают и корчат рожицы именно для того, чтобы вызвать у родных какую-то реакцию (ни в коем случае не следует поддерживать кривлянье ребенка своим вниманием, смехом или интересом, криком и руганью). Если её нет, то нет и смысла продолжать клоунаду. Помните, когда вы кричите, ругаетесь, требуя прекратить цирк, вы проявляете ту самую реакцию или отклик, которого ребёнок ожидает.

Не пытайтесь с этим бороться. Просто не обращайте внимания на его выходки. Чем больше вас это раздражает, тем сильнее он будет кривляться, но когда он увидит, что вы в этом не заинтересованы, он успокоится. Результат конечно будет не мгновенным, но вам стоит попробовать не отвечать на его поступки несколько дней. Если уж слишком бесит — глубоко вздохните и сосчитайте до десяти. И не ругайте ребёнка, возможно он вырастет артистом


4. Когда сын или дочка начинают кривляться, лучше спокойно объяснить им, что это занятие совершенно бесполезное. Скажите ребёнку, что вы как раз собирались вместе с ним заняться интересным делом, поэтому вы ждёте, когда он закончит паясничать.

5. Когда малыш кривляется, он не видит себя со стороны. Предоставьте ему возможность взглянуть на себя. Попросите его изобразить какую-нибудь гримасу перед зеркалом, обратив его внимание на то, как глупо и некрасиво он выглядит при этом. Нарисуйте карикатуру, изобразив кривляку. Пытаясь давать советы, делайте это в положительном ключе, обращайте внимание на хорошее, что есть в ребёнке. Например, так: «Ты добрый и умный мальчик, мне это нравится. Но мне совсем не нравится, когда ты гримасничаешь». Слова: «Сейчас же перестань кривляться!» будут менее действенны, чем те, в которых вначале звучит похвала.

Следуя приведённым выше советам, родители вскоре заметят, что их ребёнок всё реже корчит рожицы и передразнивает окружающих. Он осознает, что намного проще привлечь внимание к себе, занимаясь стоящими и полезными делами.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.