Художественная литература проекты в детском саду. Проект "приобщение дошкольников к художественной литературе через чтение сказок" проект по развитию речи на тему. ОО «Чтение художественной литературы»

Городской конкурс инновационных проектов « Инновации в образовании»

Номинация

«Новые подходы в организации дошкольного образования»

Проект

педагогической деятельности

по приобщению детей дошкольного возраста к чтению в условиях семейного воспитания

«Волшебница Книга»

Кравцова Наталья Владимировна старший воспитатель первой квалификационной категории

Крымских Евгения Александровна старший воспитатель первой квалификационной категории

муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 406 комбинированного вида «Аленка»

Новосибирск 2013

Тип проекта – информационно-творческий

Участники проекта : группы общеразвивающей направленности, дети в возрасте 4-5, 5-6 и 6-7 лет, музыкальные руководители, педагог дополнительного образования, воспитатели, родители воспитанников.

Д
лительность тематического проекта
– 3 месяца.

Актуальность проекта:

Процесс общения ребёнка-дошкольника с книгой – это процесс становления в нём личности. Книга должна войти в мир ребёнка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий.

Слово «читатель» по отношению к дошкольному возрасту условно. В действительности ребёнок-дошкольник – это слушатель, чья встреча с книгой полностью определяется взрослым человеком, начиная от выбора текста для чтения и заканчивая продолжительностью общения с книгой. Вкус, интерес к произведению, его трактовка, умение ориентироваться в круге детского чтения, создание системы чтения – всё это во власти взрослого. От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребёнок настоящим, увлечённым читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве мелькнёт случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.

От установок взрослого также зависит и то, какое отношение к процессу чтения, к литературе вырабатывается у ребёнка.

На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна, ведь чтение связано не только с грамотностью и образованностью. Оно формирует идеалы, расширяет кругозор, обогащает внутренний мир человека. В книгах заключено особое очарование: книги вызывают в нас наслаждение, они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас.

В нашем детском саду было проведено немало педагогических и детско-родительских проектов, направленных на приобщение детей к миру книги:





Однако, наблюдения показывают, что как только в детском саду прекращалась деятельность по тому или иному проекту, направленному на решение задач образовательной области «Чтение художественной литературы», то дети очень быстро «забывали» и авторов произведений, и, часто, особенности содержания того или иного произведения. Мы стали выяснять причину подобной «забывчивости» наших детей.

Особое значение для читательской судьбы ребёнка имеет семейное чтение. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце.

Традиции семейного чтения – очень важная часть в системе семейного воспитания. И не надо думать, что она уйдёт в прошлое потому, что есть телевизор, компьютер и прочие источники информации. Семейное чтение – это не способ получить информацию, это важнейший и лучший способ общения и ненавязчивого воспитания, которое и есть самое действенное. Родители через семейное чтение помогают привить интерес к чтению у детей.

О
прос родителей на тему: «Что Вы читали своему ребёнку на этой неделе?» и «Читаете ли Вы ребёнку книги, которые рекомендуют для чтения воспитатели?» показал, что 94% родителей редко читают своим детям книги, если читают, то бессистемно, раз от разу, 68% родителей выбор книги осуществляют по наитию, какая понравится, где картинок больше.


На очередной встрече родительского форума «Диалоги» под руководством заведующей отделом здоровья и развития детей МКОУ ДПО «ГЦОиЗ «Магистр» Т. Д. Яковенко по теме «Ценность сказки для развития ребёнка», предметом обсуждения стал вопрос о том, как сформировать у детей дошкольного возраста интерес к книге. Данное мероприятие позволило нам повысить компетентность родителей в вопросах воспитания и развития детей. Выяснилось, что у родителей имеется потребность в повышении информированности в области литературного развития детей.

Все эти факты послужили разработке данного проекта.

Цель проекта: Создание условий для установления сотрудничества с родителями воспитанников в вопросах приобщения детей дошкольного возраста к книге.

Задачи:

    Приобщать детей к книжной культуре.

    Способствовать поддержанию традиций семейного чтения.

    Воспитывать бережное отношение к книге как результату труда многих людей.

Проект направлен на установление взаимодействия родителей и педагогов в решении проблемы воспитания грамотного читателя.

1 этап – выбор темы

Уже традиционно в нашем детском саду каждый год организуются мероприятия, посвящённые дню рождения А.С. Пушкина. Обычно организовывается один праздник для детей. В этом учебном году мы решили изменить формат празднования Пушкинского дня, сделав его основополагающим в выборе темы проекта «Волшебница книга».

Спланировали содержательные направления темы и возможные проекты.



Выставка книг А.С. Пушкина «Сказка – ложь, да в ней – намёк…»

    Изучение домашней библиотеки

    Рассказ о том, как эта книга появилась в доме

Выставка детских рисунков «Мой Пушкин»

    Рисование портрета А.С. Пушкина в детском саду

    Рисование портрета А.С. Пушкина детьми совместно с родителями

    Выставка детско-родительских работ по сказкам А.С. Пушкина

    Интервью «Что ты знаешь о Пушкине?»

    Конкурс чтецов произведений А. С. Пушкина (внутри групп)

    Конкурс по оформлению прогулочных площадок «У Лукоморья»

    Пушкинский день России в детском саду – литературный праздник «У Лукоморья»

2 ЭТАП – сбор информации

Совместно с детьми определили возможные источники информации об А.С. Пушкине:

Научно-популярная литература;

Научно-художественная литература;

Просмотр видеофильма;

Просмотр мультфильмов;

Экскурсии.

    этап – реализация проекта

Наиболее удачно прошёл конкурс по оформлению прогулочных площадок детского сада. Организация конкурса позволила в полной мере создать на территории ДОУ сказочную атмосферу, увидеть наглядно персонажей сказок А. С. Пушкина. Все изготовленные конкурсные декорации более полно воспроизводят волшебную атмосферу сказок, помогают детям окунуться в мир произведений А. С. Пушкина. Прогулочные площадки получились непохожие одна на другую.

Для украшения участков воспитатели использовали сюжеты разных сказок А. С. Пушкина. На каждой из десяти площадок «выросли» десять дубов. Поселились герои всех сказок Пушкина. Мы при активной поддержке и помощи родителей использовали разнообразные материалы для изготовления декораций: дерево, монтажная пена, пластиковые трубы, фанера, поролон, ткань, бумага. Фантазии участников нет границ!

Дети и воспитатели с удовольствием используют поделки в совместной и самостоятельной игровой деятельности, в художественном творчестве, театрализации. Данный конкурс позволил обогатить впечатления и знания детей, развил умение эмоционально откликаться на художественные образы произведений русского автора.

4 ЭТАП – презентация проекта

Литературный праздник «У лукоморья»

В день праздника все персонажи сказок А. С. Пушкина оживали и встречали гостей на улице. Каждая групповая прогулочная площадка была использована как отдельная сцена для игровых и театральных постановок сказок А. С. Пушкина, оформлена выставками детских и родительских рисунков, плакатов, коллажей по произведениям А. С. Пушкина.

Благодаря необычной форме проведения праздника, мы назвали её «карусель», дети каждой группы побывали в гостях в разных сказках. Пройдя по неведомым дорожкам, по невиданным следам от одной площадки к другой, дети были включены в разные формы игровой деятельности. На сказочных площадках детей встречали Царь Салтан, старик со старухой, царевна-Лебедь, Баба-Яга. А помогал детям не сбиться с пути Кот учёный. Дети узнавали полюбившихся литературных персонажей, получали приятные эмоциональные переживания в процессе развлечений и творческой деятельности, активно и с удовольствием участвовали во всех предложенных играх. Ребята продемонстрировали высокий уровень литературоведческих знаний о творчестве А. С. Пушкина благодаря семейному чтению произведений великого поэта.

Таким образом, родители стали активными участниками нашего проекта на всех его этапах :

Подбор информации по теме (энциклопедии, статьи из интернета, книги);

Помощь в подборе картинок, вырезок из статей, журналов;

Создание тематических книжных выставок;

Совместная деятельность с детьми для участия в конкурсах и выставках художественного творчества;

Помощь в оформлении групповых помещений и музыкального зала к праздничным мероприятиям;

Изготовление костюмов и атрибутов для театрализации;

Активное участие в детских утренниках в роли ведущих и персонажей.

Участники образовательных отношений с удовольствием принимали участие во всех предложенных мероприятиях.

Результаты проекта

В результате проделанной работы:


Перспективы

На этом наш проект не заканчивается. Мы предполагаем продолжить работу с родителями воспитанников по приобщению детей к чтению в условиях семейного воспитания.

Мы планируем:

    Создание музея книг;

    Оборудование комнаты сказок, где дети могут прослушивать сказки, рассказываемые бабушкой-рассказушкой;

    Сотрудничество с центральной городской детской библиотекой им. А. П. Гайдара;

    Организация фотовыставок в группах «Читаем вместе».

Марина Малкова
«Волшебный мир книг» (проект по ознакомлению детей дошкольного возраста с художественной литературой)

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального

образования (повышение квалификации) специалистов «Кузбасский региональный

институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»

Факультет повышения квалификации

Кафедра дошкольного образования

«Волшебный мир книг »

(проект по ознакомлению детей дошкольного возраста с художественной литературой )

Исполнители :

Малкова Марина Константиновна

воспитатель МБДОУ №10 города Белово;

Островская Жанетта Викторовна,

воспитатель МБДОУ №10 города Белово.

Паспорт проекта… 3стр .

Актуальность проекта… . 7 стр.

Краткое описание проекта по этапам… 9 стр .

Тематическое планирование… 10 стр.

Список литературы… 18 стр .

Паспорт проекта

Для детей среднего дошкольного возраста – очень важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу , которая помогает ему познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова . Книга должна войти в мир ребенка как можно раньше, обогатить его мир, сделать его интересным, полным необычных открытий.

Любой ребенок является читателем, даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых. Но он выбирает, что будет он слушать, он воспринимает то, что слышит, а слышит то, что ему интересно. И именно от взрослого в большей степени зависит то, станет ли ребенок настоящим, увлеченным читателем.

Данный проект посвящен привлечению интереса к чтению , так как для современного ребенка книга потеряла свое значение, все чаще дети предпочитают книге компьютерные игры , просмотры мультфильмов и телепередач. Чтение имеет большую роль в формировании личности ребенка, оно напрямую связанно с грамотностью и образованностью, формирует нравственные идеалы, расширяет кругозор, обогащает внутренний мир человека.

Из выше всего сказанного, можно сделать вывод, что данная проблема является актуальной в педагогической науке. Именно взрослые должны направлять детей в этой деятельности , поэтому необходима повседневная работа с детьми по ознакомлению с художественной литературой , причем эта работа должна проводиться не только в традиционной форме, но в нестандартной.

Мы рассчитываем, что благодаря этому проекту дети познакомятся с художественным описанием жизни , получат научно-достоверные знания о мире, усвоят нравственные ценности и идеалы, обогатят речь.

Наименование

проекта «Волшебный мир книг »

Цель и задачи

проекта Цель : развивать устойчивый интерес к чтению

художественной литературы детей и их родителей .

Формировать у детей эмоционально образное

восприятие произведений, пополнить литературный творческий багаж ;

Воспитывать бережное отношение к книге , как к результату труда многих людей;

Воспитывать способность наслаждаться

художественным словом , иметь потребность в

знании поговорок, загадок, народных высказываний;

Учить детей договариваться , делиться, помогать, оказывать поддержку в работе, проявлять интерес к выполненному заданию;

Расширять представления родителей о детской литературе ;

Приобщить родителей к семейному чтению литературных произведений ;

Способствовать выражению своего отношения к литературным произведения в художественном творчестве ;

Учить использовать вербальные и невербальные приемы при инсценировках, чтении стихотворений, развивать творческую самостоятельность.

Исполнители

проекта и

основных

мероприятий Воспитатели, дети, родители.

группы проекта Проект «Волшебный мир книг » рассчитан на детей

старшего дошкольного возраста (5-6 лет) .

Ожидаемые

конечные

результаты

реализации

проекта Создание в группе необходимых условий по ознакомлению детей с творчеством русских и зарубежных писателей;

Создание книжного уголка;

Создание картотека с загадками и поговорками;

Оформление альбома рисунков по прочитанным произведениям;

Подбор мультипликационных фильмов и сказок;

Привить отношение детей к книге не только как к развлечению, а как к источнику познавательных интересов ;

Взаимное сотрудничество родителей и детского сада в реализации проекта ;

Более бережное отношение детей к живому миру природы.

Способность детей договариваться , оказывать друг другу поддержку.

Развитие речи, обогащение словаря детей ;

Создание традиции семейного чтения в семьях воспитанников.

этапы реализации

проекта Проект долгосрочный (9 месяцев, сентябрь – май) .

1 этап – подготовительный (1 месяц)

Постановка целей и задач, проведение родительского собрания (обсуждение целей и задач проекта с родителями и детьми,

анкетирование родителей, создание условий, необходимых для реализации проекта .

2 этап – основной (7 месяцев)

Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта .

3 этап – итоговый (1месяц)

Включает в себя сбор и обработку методических, практических материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными; обобщение материалов проекта .

Актуальность проекта

Проблема приобщения детей среднего дошкольного возраста к художественной литературе , является одной из актуальных проблем дошкольного образования , так как, войдя в третье тысячелетие, общество соприкоснулось с проблемой получением информации из общедоступных источников. В таком случае, страдают, прежде всего, дети, теряя связь с семейным чтением.

Обращение к проблеме приобщения детей среднего возраста к художественной литературе обусловлено рядом причин : во-первых, как показал анализ практики приобщения детей к художественной литературе , в воспитании дошкольников знакомство с художественной литературой используется в недостаточном объёме; во-вторых, возникает общественная потребность в сохранении и передачи семейного чтения; в-третьих, воспитание дошкольников художественной литературой не только несёт им радость, эмоциональный и творческий подъём, но и становится неотъемлемой частью русского литературного языка .

Задача детского сада, как отмечала Л. М. Гурович, заключается в подготовке к долгосрочному литературному образованию , которое начинается в школе. Детский сад может дать достаточно обширный литературный багаж , литературную начитанность , так как в дошкольном возрасте ребенок знакомится с разнообразием фольклорных жанров (сказка, загадка, пословица, небылица) . В эти же годы дети знакомятся с русской и зарубежной классикой – с произведениями А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, братьев Гримм, Х. К. Андерсена и др.

Н. С. Карпинская считает, что художественная книга дает прекрасные образцы литературного языка . В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; в сказках – меткость, выразительность. Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности при ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. Владение языковыми и изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений .

Знакомство детей с произведениями русских и зарубежных писателей, поэтов, а также и с народным фольклором помогает приобщить детей к миру книг , ведь воспитательная сила литературных произведений воистину невозможно переценить. Целенаправленное, продуманное ознакомление детей с художественно литературой способствует развитию их творческих способностей, самостоятельности суждений, расширяет кругозор.

Краткое описание проекта по этапам

Подготовительный этап

Формирование проблемы, постановка цели и задач; выбор методов и приемов работы; выбор материалов и оборудования; беседы с родителями об их непосредственном участии в реализации проекта ; разработка тематического планирования.

Основной этап (внедрение проекта )

Проведение непосредственно образовательной деятельности в области художественное творчество , познание ; чтение художественной литературы , проведение целевых прогулок, бесед, разгадывание загадок, проведение сюжетно-ролевых игр, игр-инсценировок, выставок и т. д.

Итоговый

Анализ результатов, защита проекта на педагогическом совете.

Тематическое планирование

1 этап – подготовительный (сентябрь)

Мероприятие Цели

Анкетирование

родителей Выявить, читают ли родители детям книги и что предпочитают слушать дети.

Родительское

собрание Обсудить цели и задачи проекта . Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта .

Акция «Подари книгу детскому саду » Пополнить библиотеку группы книгами , формировать у родителей и детей желание принимать участие мероприятиях группы.

Создание книжного уголка Развивать интерес к чтению художественной литературы .

Оформление родительского уголка Просвещение родителей.

2 этап – основной (внедрение проекта )

№ Мероприятие Цели

1 Беседа «Откуда пришла книга

Рассказать детям, как изготавливают книги , какой это долгий и трудоемкий труд; воспитывать бережное отношение к книгам .

2 Сюжетно-ролевая игра «Мастерская по ремонту книг » Продолжать воспитывать бережное отношение к книгам ; учить распределять роли, вести игру последовательно; починить порванные книги .

3 Игра-драматизация «Теремок»

Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, передавать характерные особенности животных

4 Конкурс лучших чтецов «Золотая осень»

Учить рассказывать стихотворение выразительно, предавая его настроение; прививать интерес к поэзии.

1 Придумывание различных вариантов продолжения сказок и рассказов Развивать творческую активность детей в процессе придумывания различных вариантов продолжения сказок и рассказов. Продолжать развивать коммуникационные навыки, работая в мини-группах

2 Чтение произведений В. В. Бианки : «Голубой зверек» , «Снежная книга » , «Курица за белкой» , Готовимся к зиме», «Лесные домишки» Познакомить детей с творчеством В . В. Бианки. Формировать готовность к адекватной оценке прочитанного.

3 Аппликация по произведению В. В. Бианки Закрепить произведение В. В. Бианки в аппликации. Умение создавать у детей образ животных разными видами искусства.

4 Конструирование из природного и бросового материала по произведению В. В. Бианки «Лесные домишки» Побуждать детей к творчеству при изготовлении поделок (домишек) для разных обитателей леса.

1 Сюжетно-ролевая

игра «Библиотека» Поддерживать интерес к книге в сюжетно-ролевой игре

2 Конкурс «Нарисуй любимую сказку» Привлекать родителей к сотрудничеству с детским садом; развивать интерес к русским народным сказкам.

3 Лепка из соленого текста по мотивам стихотворения «Снежный кролик» О. Высотской Познакомить детей с новым произведением; учить выражать свое впечатление от .

4 Заучивание стихотворений про Новый год Создать предпраздничное настроение; продолжать учить рассказывать стихотворение выразительно, передавая его настроение; прививать интерес к поэзии.

1 Постановка спектакля «Заяц-хваста» Продолжать развивать интерес к русским народным сказкам, учить передавать характерные особенности животных; активизировать речь.

2 Чтение рассказов Н. Носова «Телефон» , «Огурцы» , «Мишкина каша» Познакомить детей с творчеством Н . Носова; развивать чувство юмора; учить находить мораль в прочитанном произведении.

3 Просмотр мультфильма «Незнайка в Солнечном городе» Продолжать знакомить детей с творчеством Н . Носова, развивать чувство юмора.

4 Чтение отрывков «Незнайка в солнечном городе» , рисование по мотивам произведения. Продолжать учить выражать свое впечатление от литературного произведения в художественном творчестве .

1 «Малые фольклорные формы» Познакомить детей с малыми фольклорными формами : пословицами, поговорками, скороговорками, загадками.

2 Словесная игра «Непослушный язычок» Учить выговаривать скороговорки, развивать ЗКР.

3 Чтение рассказа С. Иванова «Каким бывает снег?» Формировать эстетическое восприятие художественных текстов .

4 Заучивание стихотворений, посвященных Дню защитника Отчества. Продолжать прививать интерес к поэзии; учить читать стихи выразительно, с определенным темпом, меняя интонацию.

1 Чтение стихотворений и рассказов о весне Учить эмоционально воспринимать образное содержание художественных текстов .

2 Заучивание стихотворений, посвященных Международному женскому дню. Продолжать учить интонационно передавать настроение стихотворения, воспитывать бережное отношение к близким.

3 Чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик» Закрепить знания детей о жанровых особенностях сказки, учить оценивать поступки главных героев.

4 Коллективная работа «Волшебная книга » Закрепить прочитанные произведения; учить передавать в рисунке характер героев, отношение к ним.

1 Чтение басен И. А. Крылова Познакомить детей с басней ; учить эмоционально воспринимать содержание басни; учить понимать ее нравственный смысл.

2 Рисование по мотивам басен И. А. Крылова Продолжать учить понимать мораль басен; учить отражать в рисунке отношение к героям, впечатления от прочитанного.

3 Игра- драматизация по сказке С. Маршака «Сказка о глупом мышонке» Развивать интерес к литературным произведениям ; продолжать учить разговаривать разным тембром, интонацией, темпом; учить использовать мимику и пантомимику в инсценировках; развивать речь.

4 Заучивание стихотворения «Где спит рыбка?» И. Токмаковой Учить передавать спокойное настроение стихотворения; развивать интерес к поэзии.

3 этап – заключительный (май)

№ Мероприятие Цели

Литературная викторина Закрепить , систематизировать знания детей о литературных произведениях .

Выставка «Наши любимые книги » Побуждать родителей участвовать в жизни детского сада; приобщить родителей к семейному чтению литературных произведений .

Родительское собрание Подведение итогов с родителями, оценка результатов.

Анализ результатов проекта Обработка и оформление материалов проекта , анализ результативности

Выступление на педагогическом совете Передача опыта коллегам

Список литературы

1. Савенков А. И., Проведение учебных исследований в детском саду. / Савенков А. И / Самара : Издательство «Учебная литература » , 2005. – 32 с.

2. Голицина В. С., Перспективное планирование в детском саду. Подготовительная к школе группа. Реализация ФГТ в ДОУ. / Голицина В. С. / М.: «Издательство Скрипторий» , 2012.

3. Бондаренко Т. М., Организация НОД в старшей группе детского сада Бондаренко Т. М. / Воронеж, 2012. – 192 с.

4. Веракса Н. Е., Проектная деятельность дошкольников . Пособие для педагогов дошкольных учреждений . / Веракса Н,Е., Веракса А. Н. / М : Мозаика-Синтез, 2008.-112с.

Литературный проект «Год литературы в детском саду (по творчеству В.Г. Сутеева»

Ульянова Анна Игоревна, воспитатель МАДОУ «Детский сад № 24 «Теремок» г.Хабаровск

Тип проекта: комплексный: информационный, практически - творческий, игровой

Продолжительность проекта: долгосрочный (август – февраль)

Предмет проекта: творчество В.Г. Сутеева

Актуальность проекта: Приобщение дошкольников к литературе – одно из приоритетных направлений современного образования. Чтение литературных произведений рассматривается сегодня как важнейший элемент культуры, средством повышения интеллектуального потенциала нации, творческой и социальной активности российского общества.

Очевидно, что в решении вопросов литературного образования существенную роль играет деятельность ДОУ по приобщению детей к литературе, поскольку процесс формирования читателя в ребенке начинается в дошкольном возрасте совместными усилиями педагогов и родителей.

Актуальность проблемы литературного образования детей дошкольного возраста на современном этапе обусловлена тем, что всё чаще знакомство детей с классической литературой происходит через интернет и телевизор. Снижается статус литературы, происходит резкое сокращение доли чтения в структуре свободного времени детей, замедленное вхождение в книжную культуру. Теряется самоценность детства, исчезает потребность в художественном слове как средстве общения с детьми, естественная жизнь подменяется её конструкцией и, как результат, снижается интерес к чтению.

Наблюдая за детьми нашего ДОУ, мы заметили, что большинство детей детского сада, у которых даже стойкий интерес к литературе, не могут назвать авторов своих любимых литературных произведений, не могут назвать двух – трёх фамилий детских писателей или поэтов, не соотносят произведения и автора. Дети имеют смутное представление о том, кто такой писатель или поэт. Мы считаем, что данные профессии заслуживают особого внимания и уважения.

Так как 2015 год – это год литературы в России, было принято решение о проведении мероприятий, посвященных этому году и в нашем ДОУ.

Все эти факторы послужили разработке данного проекта.

Цель проекта: Сформировать устойчивый интерес у детей к литературе. Познакомить детей старшей группы ДОУ с творчеством советского писателя, иллюстратора, мультипликатора В.Г. Сутеева.

Задачи проекта:

Познакомить детей с биографией В.Г. Сутеева

Познакомить детей с основными произведениями автора: «Мешок яблок» , «Палочка-выручалочка» , «Яблоко» , «Это что за птица?» , «Кораблик» , «Кот - Рыболов» , «Петух и краски» , «Ёлка» , «Под грибом» , «Кто сказал «Мяу» ?», «Капризная кошка» , «Мышонок и карандаш» , «Три котенка» , «Разные колеса» , «Раз, два, дружно» и дугие

Способствовать формированию у детей интереса к книгам, литературным произведениям

Воспитывать умение слушать и понимать литературные произведения, эмоционально откликаться на них

Способствовать накоплению эстетического опыта, слушая и обсуждая литературные произведения

Обогащать и развивать словарный запас детей

Познакомить с литературными профессиями: писатель, поэт, поэтесса, редактор, библиотекарь, художник-иллюстратор, мультипликатор

Способствовать гармонизации отношений между родителями воспитанников и сотрудниками детского сада

Способствовать поддержанию традиций семейного чтения

Формировать у детей умение выразительно читать стихотворения, инсценировать эпизоды сказок

Развивать образное мышление, творческие способности

Участники проекта: воспитатель, музыкальный руководитель (помощь в подготовке инсценировки сказки) , родители воспитанников, дети старшей группы 5-6 лет

Управление и обеспечение проекта:

Норматино-правовое: создание приказа по ДОУ о проведении проекта

Научно-методическое: разработка механизма, критериев и показателей оценки результативности реализации проекта

Информационное: формирование банка данных по реализации проекта, мониторинговое мероприятие

Материально-техническое: приобретение дидактических средств обучения

Оценка результатов проекта:

Деятельность в рамках проекта признана действенной и эффективной, способствующей решению поставленных задач. Качественно влияет на развитие творческого потенциала воспитанников.

Критерии и показатели эффективности проекта:

  1. Углубленность знаний представлений о жизни и творчестве автора
  2. Проявление познавательного интереса в повседневной жизни
  3. Эмоциональный отклик на содержание литературного произведения
  4. Нравственно-этическое воспитание на примере героев художественного произведения
  5. Умение выразительно передать образ персонажа сказки «Под грибом» с индивидуальными особенностями характера, используя разнообразные техники актерского мастерства
  6. Формирование бережного отношения к книгам, уважения к труду людей, создающих книги
  7. Возрождение домашнего чтения
  8. Позитивные изменения в речи детей, совершенствование звукопроизношения, выразительности и связной речи детей

Этапы реализации проекта:

1 этап «Подготовительный» (август – сентябрь)

Составление плана реализации проекта

Проведение родительского собрания, анкетирование родителей

Опрос детей по темам «Моя любимая книга» , «Мой любимый детский писатель»

2 этап «Основной» (октябрь – декабрь)

Знакомство с произведениями В.Г. Сутеева

Беседы о жизни и творчестве писателя

Оформление тематических выставок, посвященных творчеству писателя

Оформление выставок рисунков и поделок в группе по произведениям автора

Разработка и создание дидактических игр, презентаций, логических заданий по творчеству писателя

Проведение игр, презентаций, викторин, конкурсов по творчеству писателя

Организация фотовыставки, посвященной проекту

3 этап «заключительный» (январь – февраль)

Инсценировка сказки В.Г. Сутеева «Под грибом» (приложение 4)

Создание сборника материалов по итогам проекта

Организация выставки лучших рисунков и поделок детей, посвященных проекту

Организация фотовыставки «Год литературы в детском саду»

Презентация проекта на городском методическом объединении воспитателей

Перспективное планирование работы по проекту

Художественно-продуктивная деятельность

1. Рисование на тему «Мою любимое художественное произведение В.Г. Сутеева»

Цель: Развить умение придумывать и воплощать в жизнь свою идею иллюстрации на знакомое художественное произведение, используя в работе разнообразные материалы.

2. Лепка пластилином на плоскости по сказке В.Г. Сутеева «Под грибом»

Цель: Развитие фантазии, мелкой моторики рук. Закрепить умение лепить из пластилина фигурки животных, соблюдая пропорции тел.

Работа с родителями

1. Родительское собрание, анкетирование (приложение 1) родителей «Чтение художественной литературы дома»

Цель: повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя, речевого развития ребенка. Обогащение и распространение семейного опыта.

2. Совместные творческие работы детей и родителей «Сказки В.Г. Сутеева»

3. Помощь в создании книжного уголка и тематической выставки, посвященной творчеству автора (подбор иллюстраций, книг, фото)

Художественная литература

  1. Подбор и выставка художественной литературы по произведениям автора
  2. Познакомить детей с основными произведениями автора: «Мешок яблок» , «Палочка-выручалочка» , «Яблоко» , «Это что за птица?» , «Кораблик» , «Кот - Рыболов» , «Петух и краски» , «Ёлка» , «Под грибом» , «Кто сказал «Мяу» ?», «Капризная кошка» , «Мышонок и карандаш» , «Три котенка» , «Разные колеса» , «Раз, два, дружно» и дугие
  3. Просмотр мультфильмов, созданных художником-мультипликатором В.Г. Сутеевым

Развитие речи

  1. Призентация по жизни и творчеству писателя
  2. Беседа о жизни и творчестве писателя
  3. Обучение пересказу с опорой на сюжетные картинки.

Игровая деятельность

Литературная викторина по сказкам В.Г. Сутеева (приложение 2)

Конкурс загадок по сказкам В. Г. Сутеева (приложение 3)

Дидактические игры «Узнай по описанию» , «Из какой сказки предмет» , «Модель яблони»

Подвижные игры «Раз, два, три к… беги» , «Кто быстрее соберет яблочки»

Конструирование из плоскостного коврлинового конструктора кораблик из одноимённой сказки В.Г. Сутеева

Инсценировка сказки «Под грибом»

В настоящее время проблема чтения является одной из самых острых в нашей стране.
Существенно снижен интерес к чтению художественной литературы у подрастающего поколения. Конечно же, наш век – это век развития компьютерных и других технологий, но все же книга и мир мультимедийного формата в жизни ребенка должны существовать параллельно, не отменяя и не подменяя друг друга. Необходимо как можно раньше приобщать ребенка к книге. Ведь дошкольное детство играет исключительную роль в формировании того, каким станет не только каждый отдельный человек, но и все человечество, мир в целом. Заложенные в дошкольном возрасте образовательные, мировоззренческие, нравственные и культурные приоритеты определяют жизненный путь поколений, воздействуют на развитие и состояние всей нашей страны. Огромный вклад в становлении внутреннего мира ребенка, воспитании его созидательного начала вносит чтение художественной литературы, так как в процессе общения с книгой ребенок учится думать, анализировать, сопереживать героям, устанавливать связи своего опыта с опытом других. Таким образом, формируется нравственная и культурная основа его личности.

Как приобщить ребенка к чтению?

Актуальность решения этой проблемы очевидна. Чтобы воспитывать читателя в ребенке, взрослый должен сам проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать книги, рекомендуемые для детей дошкольного возраста, уметь интересно беседовать с малышами и помогать при анализе произведения.

Перед нами встал вопрос, как же мотивировать детей, а все же больше родителей к чтению с ребенком не только в детском саду, но и дома?Как возродить традиции семейного чтения?

Мы решили действовать таким способом:
На шкафчик каждого ребенка мы разместили по кружочку, изображающего голову гусеницы и предложили детям собрать самую большую гусеницу, чьи гусеницы в конце года окажутся самыми большими, те дети будут представлены к награде. За каждое прочитанное произведение дома, назвав автора и пересказав произведение, ребенок получал фишку, тем самым увеличивая размер своей гусеницы.
Получив мотивацию в детском саду, ребенок уже сам побуждает родителей к активной совместной деятельности. А, как известно лучшей мотивацией для родителя, конечно же, является любимое чадо.

Вид проекта: информационно - познавательный, творческий.
Продолжительность: долгосрочный (сентябрь 2016 – май 2017)
Участники проекта: дети подготовительной группы «Лучики», воспитатели, родители, сотрудники библиотеки.
По количеству: все дети группы.

Предполагаемый результат:
Повышение интереса детей к чтению и художественной литературы.
Повышение уровня развития речи детей (обогащение словаря, развитие лексико-грамматического строя,
связной речи).
Приобщение детей к нравственным и культурным ценностям.
Умение пользоваться библиотечным фондом.
Пополнение развивающей среды в группе.
Установление тесного сотрудничества между социальными партнёрами.
Возрождение традиции домашнего чтения.
Положительное отношение родителей в совместной деятельности с педагогами.

Анастасия Алиева
Проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к художественной литературе «Путешествие в Книгопландию»

«Путешествие в Волшебную страну –КНИГОПЛАНДИЯ»

«Можно жить и быть счастливым, не овладев математикой, но нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения, - невоспитанный человек, нравственный невежда».В. А. Сухомлинский

Литература занимает особое место в формировании личности, духовного мира человека, его нравственности, мышления, эмоций, речи, творческих начал.

К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Ребенок больше времени проводит у телевизора и за компьютером, чем в живом окружении. Сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека. В связи с особой важностью и ролью художественной литературы, можно считать особо актуальной проблему приобщения к ней детей и их родителей в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Художественная литература должна занимать в жизни ребенка важное место. Приобщение к книге – одна из основных задач художественно-эстетического воспитания дошкольника. Знакомство с доступными ему образцами художественной литературы и фольклора должно начинаться с первых лет жизни

Любовь к литературе связана с любовью человека к слову вообще. Именно поэтому настоящая литература должна войти в жизнь ребенка в период, когда у него формируется и развивается речь. Дошкольники восприимчивы, способны глубоко чувствовать художественный текст, поэтому полюбившиеся им в раннем детстве литературные образы останутся с ними на долгие годы.

Процесс формирования у детей дошкольного возраста потребности в чтении книг во многом определяется в том, насколько вовлечены в него родители. Многое зависит от отношения семьи к книгам, организации чтения дома и даже от проявления интереса к тому, что читали ребёнку в детском саду. Многие родители не совсем хорошо знают детскую художественную литературу, детских писателей, не придают значения роли книг в процессе развития детей.

Дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них взрослый. Наша задача – приобщение наших воспитанников к детской литературе и детскому чтению, взаимодействуя с родителями. Мы хотим, чтобы наши дети были грамотными читателями. А ведь это очень не просто: воспринимать текст согласно авторскому замыслу. По этому необходимо создать условия чтоб у ребёнка воспринимающего литературу через призму своих душевных качеств и социального опыта, было как можно больше граней, в создание которых должны принимать активное участие окружающие его взрослые.

Цель проекта: приобщение детей к книжной культуре через развитие познавательных, творческих способностей детей.

Задачи проекта:

Развивать коммуникативные умения детей;

Развивать познавательные, творческие способности у детей через совместное чтение,

Умение вести диалог, выразительно рассказывать, импровизировать сказки;

Воспитывать интерес, любовь к книге как источнику знаний и бережное отношение к ним;

Активизировать родителей к совместной продуктивной деятельности.

Ожидаемые результаты.

Развитие индивидуальных особенностей в творческой речевой деятельности.

Использование речевых форм выразительности речи в разных видах деятельности и повседневной жизни.

Повышение интереса к книге.

Участие родителей в совместной продуктивной деятельности, в посещении с детьми детской библиотеки и организации семейного чтения.

Направление работы.

1. Знакомство детей с историей возникновения книг, с профессиями людей, которые трудятся над созданием книги. (Просмотр слайдов)

2. Знакомство с народными сказками. (Просмотр слайдов)

3. Знакомство с биографией А. С. Пушкина и творчеством писателя. (Просмотр слайдов)

4. Знакомство с биографией К. Чуковского и творчеством писателя. (Просмотр слайдов)

5. Практическое занятие:

«Книжкина больница». Книги из группы или из дома, которые дети привели в порядок.

5. Практическая деятельность, по мотивам народных сказок и сказок А. С. Пушкина, К. Чуковского:

Рисование по мотивам сказок «Золотая рыбка»»;

Аппликация по мотивам сказок «Золотая рыбка»»;

Конструирование «Петушок», «Пёс», по мотивам народной сказки

«Петух и пес»;

Аппликация «Лиса» по мотивам народной сказки «Лиса и кувшин»;

Лепка «Царевна Лебедь» по мотивам сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Солтане и его сыне Гвидоне»;

Разучивание небылиц К. Чуковского;

Совместная деятельность детей и родителей, создание авторской книги ребёнка;

7. Самостоятельный рассказ произведения собственного произведения по авторской книге.

11. Драматизация сказки «Репка». Показ сказки детям средней группы.

12. Самостоятельная деятельность в уголке театрализации,игры с настольным театром.

13. Знакомство детей с небылицами, с показом иллюстраций.

14. .Ежедневно чтение с детьми художественной литературы

15. Использование сказок в режимных моментах, на занятиях

16. Проведение викторины «Хорошо ли знаем сказки»

16. Презентация проекта «Путешествие в Волшебную страну –Книгопландию»

Этапы проекта.

Этапы (сроки) Основные направления реализации проекта (мероприятия) Материалы и средства реализации проекта

I этап подготовительный:

1. Провели предварительный: мониторинг знаний детей по восприятию художественной литературы.

2. Анкетировали родителей об отношение родителей к книгам.

3. Изучили литературу по проектам в дошкольных учреждениях,а так же опыт других педагогов по приобщению дошкольников к художественной литературе.

4. Подготовили информационные презентации.

5. Подготовили наглядный материал, образцы для творческих работ детей.

6. Изготовили информационные буклеты для родителей

7. Анкета для родителей.

8. Подготовили интернет ресурсы, книжные носители

II этап основной

1. Знакомство детей с историей возникновения книг, с профессиями людей, которые трудятся над созданием книги

2. Знакомство с народными сказками.

3. Знакомство с биографией А. С. Пушкина и творчеством писателя.

4. Знакомство с биографией К. Чуковского и творчеством писателя.

5.«Книжкина больница».

6. Знакомство детей с небылицами, с показом иллюстраций

7. Практическая деятельность,

По мотивам народных сказок и сказок А. С. Пушкина, К. Чуковского:

Рисование по мотивам сказок «Золотая рыбка»»

Аппликация по мотивам сказок «Золотая рыбка»»);

Конструирование «Петушок», «Пёс», по мотивам народной сказки «Петух и пес»(ответственная);

Аппликация «Лиса» по мотивам народной сказки «Лиса и кувшин»

Лепка «Царевна Лебедь» по мотивам сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Солтане и его сыне Гвидоне»;

Разучивание небылиц К. Чуковского);

8. Консультации для родителей «Как подобрать художественную литературу для дошкольников».

9. Создание буклетов для родителей «Вредные советы для родителей, как сделать чтоб ваш ребёнок не стал «ботаником» или отбить охоту к чтению»

10. Самостоятельная деятельность в уголке театрализации,игры с настольным театром.

11. Ежедневно чтение с детьми художественной литературы, использование сказок в режимных моментах, на занятиях.

III этап – заключительный

1. Подведение итогов работ совместная деятельность детей и родителей, создание авторской книги ребёнка;

2. Самостоятельный рассказ произведения собственного произведения по авторской книге.

3. Проведение викторины «Хорошо ли знаем сказки»

4. Презентация проекта «Путешествие в Волшебную страну –КНИГОПЛАНДИЯ» СТРУКТУРА ПРОЕКТА

Оценка результатов и отчетность.

В целом результаты проекта можно оценить положительно. Удалось заинтересовать детей,которые с удовольствием включились в творческую реализацию проекта. Занимались аппликацией, лепкой, рисованием. С интересом узнавали историю, возникновения современной книги начиная с древности. Особенно им понравилось создание собственной книги, авторами которой являлись они сами. Это была совместная деятельность с родителями, которая оказывает положительное действие на детей. Позволяя им в свою очередь лишний раз побыть вместе. Дети, самостоятельно опираясь на рисунки, пересказывали содержание книги, это способствовало развитию индивидуальных особенностей в творческой речевой деятельности.

В ходе реализации проекта мы способствовали использованию детьми, различных речевых форм выразительной речи в разных видах деятельности и повседневной жизни. Повышали интерес к книге.

При этом акцентировали интерес на этой проблеме внимание родителей, которые принимали непосредственное участие в проекте.

Проектная деятельность позволяет детям развивать познавательные навыки, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое и творческое мышление. Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.

Конечно, есть и минусы, не все дети одинаково активно принимали участие, так же не все родители откликнулись на участие в проекте. Считая, что этим можно заниматься только в детском учреждение, ссылаясь на занятость. Не смотря на это дети самостоятельно пытались создавать книжки, что конечно говорит о заинтересованности детей.

Проектная деятельность по приобщению детей к приобщению детей к чтению, лишний раз показала, что это разносторонний и долгий процесс. Любовь книгам не возникает здесь и сейчас, в первую очередь эта искорка зарождается в семье, а превратить её в пламя помогаем мы, сначала воспитатели,затем учителя. Нот первым примером для них остаются родители, которые не всегда знают как это делать. В ходе проекта мы пришли к решению созданию нового книжного уголка, который, будет отвечать всем современным требованиям, мы изучили методическую литературу по проектной деятельности, ознакомились с опытом других педагогов. Что позволило нам включится в процесс творчески, лишний раз доказывая, обучая других учишься сам.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.