Воспитание холерика. Типы темперамента ребенка

Как известно, все люди обладают определенным темпераментом. Существует четыре вида темперамента человека: сангвиники, холерики, меланхолики и флегматики. Если вы определили, какой темперамент у ребенка, тогда к его воспитанию можно подходить именно с этой точки зрения. Итак, вы определили, что ваш малыш холерик, значит, воспитывать его нужно, исходя именно из этих его личных качеств.

Какими же личными качествами обладает ребенок-холерик? Следует учитывать, что такой ребенок очень активен, он способен быстро принимать решения, несколько излишне самоуверен, целеустремлен и непоседлив. К тому же он абсолютно не умеет ждать, предпочитает идти на риск, не задумываясь о последствиях. Ребенок-холерик достаточно часто ввязывается в споры и драки. Исходя из всех этих качеств, следует знать, что воспитание детей, обладающих таким темпераментом, - совсем непростая, требующая большого терпения задача.

Проблемы детей-холериков

Проблем у детей-холериков достаточно много, так как они очень часто не прислушиваются к наставлениям и советам родителей и воспитателей, спешат сделать так, как сами решили. Все поручения спешат выполнить сразу же, никогда не дослушав до конца то, что и как нужно сделать, поэтому результаты не всегда положительные, к тому же часто задание выполнено небрежно.

Ребенок-холерик вспыльчив, зачастую даже агрессивен, не способен идти на компромисс. Несмотря на то, что часто затевает ссоры, такой ребенок всегда имеет много друзей и приятелей.

Достигая подросткового возраста, дети-холерики нередко закатывают истерики, угрожают попыткой суицида, однако, к счастью, угрозы используют только в качестве манипуляций взрослыми или друзьями.

Как воспитывать детей-холериков


Чтобы правильно подойти к воспитанию ребенка-холерика, необходимо четко осознавать все его плюсы и минусы.

  • Поскольку холерики очень активны и импульсивны, необходимо с раннего возраста постараться направить их энергию в мирное русло. Лучший вариант справиться с переизбытком энергии - отдать ребенка в спортивную секцию. Тренировки научат ребенка контролировать себя, а также будут способствовать умению концентрироваться на поставленных задачах.
  • Воспитывая ребенка-холерика, используйте занятия, которые помогают контролировать процессы торможения, например, рисование, конструирование, лепку. Помимо этого, всегда обсуждайте и анализируйте с ребенком все, что он видит и слышит.
  • Учитывая, что холерики очень самолюбивы, не следует стыдить ребенка в присутствии посторонних людей, а также ставить в пример других детей, в ответ ребенок может начать относиться к этим людям с враждебностью и пренебрежением.
  • Знайте, что ребенок-холерик просто не способен контролировать свое поведение. Может, позже с вашей помощью он и сумеет делать это, но пока не может, так что, воспитывая ребенка-холерика, запаситесь любовью и терпением.

Характер ребенка индивидуален. Даже дети, воспитанные в одной семье, могут вести себя совершенно по-разному: один ребенок может быть чрезмерно подвижным, веселым, неугомонным, а второй — спокойным, сдержанным. Поведение ребенка напрямую связано с его темпераментом.

Темперамент характеризует динамические особенности личности: скорость, интенсивность, ритм, темп, психические процессы и эмоциональные состояния. Таким образом, именно темперамент влияет на силу и слабость детских реакций, на отношение ребенка к тем или иным жизненным событиям, на степень проявления эмоций в различных обстоятельствах. К сожалению, темперамент представляет собой устойчивое образование и изменить, переделать его кардинальным образом невозможно. Маленький ребенок не может в полной мере владеть своим темпераментом, но со временем, подрастая, он учится управлять им.

Типы темпераментов у детей: особенности флегматиков, сангвиников, меланхоликов, холериков

Очень редко можно найти ребенка, у которого будет проявляться исключительно один тип темперамента. Чаще всего в малыше сочетаются несколько типов темперамента, но лидирующую позицию занимает тот тип, черты которого наиболее ярко выражены.

Таблица №1. Характеристики детей с разными темпераментами

Тип темперамента Какие качества присущи детям с этим темпераментом?
Флегматик Упрямый, но при этом невозмутимо спокойный. Среди детей ребенка-флегматика выдает именно его спокойствие. Он все старается делать обстоятельно, медленно, но верно устраняя одно препятствие за другим.

Принятые решения флегматиком изменить невозможно, он готов отстаивать их с завидным упрямством.

Ребенок-флегматик – преданный и верный друг, хотя именно хорошего друга ему найти довольно трудно.

Также он предан своим родным и близким.

Миролюбивый флегматик всегда старается уйти от явной и открытой борьбы, не рискует.

Флегматика отличает выразительная, но неторопливая речь без подключения к речевому процессу мимики и жестов.

Засыпает быстро, но просыпается с неохотой, капризничает после пробуждения.

Для медлительного флегматика потребуется длительное время, чтобы освоить новую информацию, но знания надолго остаются у него в памяти. Его можно многому научить, затратив на это немало времени, но невозможно потом переучить.

Малыш-флегматик не любит перемен, огромных усилий стоит ему привыкание к любой перемене в жизни и адаптация к новому коллективу.

Сангвиник Жизнерадостный, веселый, но при этом рассудительный и покладистый ребенок. Его любопытство способно преодолеть любые границы, поэтому перемены ему просто необходимы.

С таким ребенком легко договориться, он легко относится к неудачам и не боится очередных трудностей. Сангвиник, общительный по природе, превосходно чувствует себя в любом детском коллективе, привыкает к любой обстановке.

Ребенок-сангвиник чрезвычайно любознателен, тем более, что изучение нового материала не составляет никаких трудностей. Бросает одно дело, берется за другое, может браться и за несколько дел сразу.

Ребенок, обладающий, сангвиническим характером, шумный, подвижный, импульсивный и очень активный. Он неконфликтный, с ним невозможно поссориться.

Но полностью комфортно ребенку-сангвинику будет тогда, когда он завоюет симпатию всех без исключения.

Меланхолик Застенчивый, робкий, боязливый, нерешительный ребенок, склонный к эмоциональной неустойчивости, спровоцировать которую может любая мелочь.

Такие дети не общительны, плохо входят в детский коллектив, стремятся быть незамеченными.

Поражения, неудачи для них – огромный стресс, а наказание – трагедия. Они обижаются из-за всего, волнуются из-за мелочей, которым они придают огромную роль.

Возникают трудности в обучении, постоянная усталость, неумение сосредоточиться на главном.

У детей меланхоликов часто отмечаются проблемы со сном, а также при смене деятельности.

Холерик Непоседливый, чрезмерно активный, шаловливый, несдержанный, непослушный ребенок.

У ребенка холерика быстрая, сбивчивая, отрывистая речь, наблюдается проглатывание не только отдельных слов, но и словосочетаний. Отличается экспрессией и эмоциональностью.

Быстро запоминает информацию, практически сразу забывает ее. Такие дети невнимательные, они не могут усидеть на месте, им не хватает собранности.

Претендует на лидерство, легко адаптируется в коллективе, но из-за своего вспыльчивого характера часто возникают конфликтные ситуации с другими детьми.

Ребенок-холерик часто нуждается в «зрителях», его капризы и обиды могут проявляться только в присутствии других людей.

У детей-холериков мгновенно меняется настроение.

Наказание вырабатывает в таких детях жестокость, агрессивность, желание дать отпор.

Какой темперамент у ребенка? Тесты

Одним из самых известных тестов на определение темперамента у детей является опросник Айзенка. Отвечать на нижеприведенные вопросы нужно быстро, так как важной является именно первая реакция на поставленный вопрос.

Тест Айзенка

  1. Нравится ли тебе нахождение в веселой и шумной компании?
  2. Тебе часто нужна помощь сверстников?
  3. Быстро ли ты отвечаешь на поставленный вопрос?
  4. Можешь ли рассердиться и быть раздражительным?
  5. Твое настроение меняется часто?
  6. Ты иногда предпочитаешь одиночество встрече с друзьями?
  7. Тревожат ли тебя перед сном различные мысли, мешающие уснуть?
  8. Делаешь ли ты все, что тебе говорят, сразу и без нареканий?
  9. Ты являешься сторонником подшучиваний над другими ребятами?
  10. Бывает ли тебе грустно без причины?
  11. Можешь ли назвать себя веселым человеком?
  12. Ты нарушал школьные правила?
  13. Случается ли, что тебя раздражает все вокруг?
  14. Нравится ли тебе выполнять работу, где все нужно делать быстро?
  15. Вызывают ли у тебя переживания плохие события, которые могли произойти, но не произошли?
  16. Выдавал ли ты секреты, которые обещал сохранить?
  17. Можешь ли поднять настроение в компании, если ребятам вдруг стало скучно?
  18. Бывает так, что твое сердце сильно бьется, если ты на данный момент не испытываешь волнения?
  19. При желании познакомиться, ты всегда можешь первым начать разговор?
  20. Случалось ли тебе врать?
  21. Тебя легко расстроить, если тебя ругают?
  22. Нравится ли тебе постоянно шутить и веселить своих друзей?
  23. Ты иногда устаешь без особой на то причины?
  24. Всегда ли выполняешь то, что говорят старшие?
  25. В целом ты всегда доволен?
  26. Ты более обидчивый, чем другие?
  27. Всегда ли тебе нравится играть с другими детьми?
  28. Бывает, что дома тебя просят помочь, а ты отказываешься по какой-либо причине?
  29. У тебя бывают головокружения?
  30. Твои действия могут привести других в неловкое положение?
  31. Возникает ли у тебя чувство, что все надоело?
  32. Ты иногда хвастаешься перед другими?
  33. Бывает, что находясь в компании, ты чаще всего молчишь?
  34. Ты можешь волноваться так, что не можешь спокойно сидеть?
  35. Ты быстр в принятии решения?
  36. Ты можешь позволить себе шуметь, когда в классе нет учителя?
  37. Снятся ли тебе страшные сны?
  38. Ты можешь не сдерживать свое веселье в окружении друзей?
  39. Тебя легко огорчить?
  40. Говорил ли ты плохо о ком-нибудь?
  41. Можешь ли ты иногда назвать себя беззаботным человеком?
  42. Ты будешь долго расстраиваться, если окажешься в глупом положении?
  43. Тебе нравятся весёлые игры?
  44. Ты всё ешь, что тебе накладывают?
  45. Трудно ли тебе отказать, если тебя о чём-нибудь просят?
  46. Тебе нравится часто ходить в гости?
  47. Случались у тебя моменты, когда ты не хотел больше жить?
  48. Грубил ли ты когда-нибудь родителям?
  49. По твоему мнению, тебе считают весёлым человеком?
  50. Имеешь ли ты привычку часто отвлекаться во время выполнения домашних заданий?
  51. Ты часто отказываешься от участия в общем веселье?
  52. Трудно ли тебе уснуть из-за разных мыслей?
  53. Всегда ли ты уверен, что можешь выполнить дело, за которое принялся?
  54. Ты часто чувствуешь себя одиноким?
  55. Ты стесняешь сам подойти к незнакомым людям и заговорить с ними?
  56. Ты часто спохватываешься, когда уже поздно что-либо исправлять?
  57. Кричишь ли ты в ответ, если твои сверстники начинают кричать на тебя?
  58. Бывает, что ты можешь веселиться или грустить без особой причины?
  59. Кажется ли тебе, что компания товарищей не приносит настоящего удовольствия?
  60. Ты часто волнуешься, когда делаешь что-то не думая?

Ключи к опроснику

Экстраверсии-интроверсии определяют по сумме:

  • ответов «да» на вопросы: 1, 3, 9, 11, 14, 17, 19, 22, 25, 27, 30, 35, 38, 41, 43, 46, 49, 53, 57;
  • ответов «нет» на вопросы: 6, 33, 51, 55, 59

Эмоциональная стабильность определяют по сумме:

  • ответов «да» на вопросы: 2, 5, 7, 10, 13, 15, 18, 21, 23, 26, 29, 31, 34, 37, 39, 42, 45, 47, 50, 52, 54, 56, 58, 60.

Шкала лжи определяется по сумме:

  • ответов «да» на вопросы: 8, 24, 44;
  • ответов «нет» на вопросы: 4, 12, 16, 20, 28, 32, 36, 40, 48.

Обратите внимание, если результат по шкале лжи 4 и более баллов, значит, ребенок отвечал недостоверно, поэтому и результаты теста будут недостоверными. Если количество баллов менее 4, то можно продолжать далее интерпретировать результаты.

Оценка результатов

Полученные результаты нужно сопоставить с ключом. Если ответ соответствует ключу, то за него выставляется один балл, если не соответствует, то ноль. Полученные баллы складываются и отмечаются на специальной шкале (круг Айзенка) и по ней определяется тип темперамента.


Как воспитывать флегматиков, сангвиников, холериков, меланхоликов: советы родителям в таблице

Таблица №2. Особенности воспитания флегматиков, сангвиников, холериков, меланхоликов ?

Темперамент ребенка Советы родителям по воспитанию детей с разным типом темперамента
Флегматик 1. Не нужно ни в чем торопить ребенка-флегматика. У него есть свой темп и его нужно придерживаться. Но при этом его нужно научить рассчитывать свое время, чтобы хватало для выполнения всех заданий.

2. Когда малыш выполняет задание, не нужно давить на него, иначе он станет еще более медлительным.

3. Одобряйте все его начинания, он нуждается в этом.

4. Малоподвижного флегматика нужно заинтересовать веселыми и подвижными играми. Расшевелить его можно, обучая в игровой форме ловкости, смелости, точности.

5. Особое внимание стоит обратить на переключение с одного на другой вид деятельности, так ребенку-флегматику трудно перейти с одного занятия на другое. Для того чтобы научить его изменять деятельность, ему нужно давать различные поручения, которые он сможет выполнить.

6. Развивайте любознательность малыша путем посещения выставок, музеев, познавательных центров, .

7. Поощряйте любое проявление инициативы.

8. Не запрещайте ребенку выражать свои эмоции.

9. Помогайте ребенку включиться в коллективную деятельность. В этом помогут различные кружки, секции, школы раннего развития.

Сангвиник 1. Контролируйте все поступки и действия ребенка, он может пообещать, но не выполнить обещанного.

2. Формируйте у него устойчивые привязанности и интересы.

3. Приучайте доводить начатое дело до конца.

4. После выполнения задания обязательно проверяйте ребенка, чтобы не допустить быстрого и небрежного его выполнения.

5. Хвалить ребенка нужно только, если он это действительно заслужил, так как сангвиники имеют склонность к зазнайству.

6. Общение должно быть легким, жизнерадостным, позитивным.

Меланхолик 1. Нужно учитывать ранимость психики ребенка меланхолика. Старайтесь не повышать голос. Если вы не довольны, то объясните ему причину недовольства спокойным голосом.

2. Ребенок-меланхолик нуждается в ласке и доброте, с ним нужно быть мягким.

3. Похвала не бывает чрезмерной для меланхолика, ему она необходима.

4. Радуйтесь вместе с ребенком даже самым незначительным его успехам.

5. Нельзя делать ребенку замечания при посторонних, иначе у него могут сформироваться комплексы.

6. Ребенок-меланхолик любит тактильные ощущения, для него такой контакт очень важен.

7. Так как такой ребенок быстро утомляется, не стоит перегружать его, давая различные задания. Когда ребенок учит уроки, ему необходим перерыв между их выполнением.

8. Не стоит давать ребенку непосильные задачи. Его нужно нацеливать на выполнение посильных заданий и помогать ему. Если малыш справился с заданной работой, то его обязательно нужно похвалить.

9. Будьте терпеливы к ребенку, старайтесь развивать в нем активность и смелость, стимулируйте его инициативность.

10. Не запугивайте своего ребенка, ему противопоказаны стрессы, также негативно на него влияют тревожные и жестокие мультфильмы и фильмы, передачи.

11. Не высмеивайте страхи ребенка, а помогайте ему их преодолеть через , песочную терапию и др. способами.

Холерик 1. Так как ребенок очень активный, его энергию нужно направлять в нужное русло.

2. Старайтесь исключить все, что перевозбуждает и перенапрягает нервную систему ребенка.

3. Необходимо взять под контроль бурные реакции ребенка. В этом помогут чтение, спокойные игры, интересное хобби.

4. Нужно развивать усидчивость у малыша. Этому способствуют занятия рисованием.

5. Следите, чтобы ребенок доводил начатое дело до конца. Даже в маленьких делах. Например, поиграл – пусть уберет за собой игрушки.

6. С холериком обращение должно быть мягким, нельзя срываться на крик. Объяснения должны быть строгими, но спокойными. Применение физической силы -неприемлемо.

7. Уговоры на холериков не действуют. Более действенным будет тактичное требование.

8. Пытайтесь учить ребенка владеть собой, не проявлять агрессию, уметь сдерживать свои негативные эмоции.

9. Обязательно нужно обучать ребенка вежливости и тактичности.


Как определить темперамент у детей до года: классификация Пенелопы Лич с советами для родителей в таблице

Таблица №3. Классификация темпераментов у детей до 1 года

Тип темперамента младенца Особенности поведения Советы родителям по уходу и воспитанию грудничка
«Несчастные» младенцы Усталый и раздраженный малыш не может никак уснуть. Кормление даже грудью не доставляет ему удовольствия, он не хочет общаться с родителями. Частые ночные пробуждения, медленный рост и прибавка в весе. Разделяйте чувства малыша, попытайтесь заставить его реагировать на вас.

Показывайте малышу свою любовь.

Старайтесь держать малыша в теплом помещении, так ему будет спокойнее.

Следите, чтобы он получал достаточное количество питания, но не принуждайте, если он отказывается от еды.

Лучше пеленать такого малыша, возможно, что ему так будет уютнее и спокойнее.

Чаще берите младенца и прижимайте к груди, он будет чувствовать себя более счастливым и довольным, перестанет кричать.

Не вводите ничего нового в образ жизни малыша, пока период «несчастного» младенца не завершится.

Нервные дети Такие дети даже при слабом звуке вздрагивают, начинают бледнеть, кричать от испуга. Они боятся всего на свете. Когда такой малыш чувствует голод, он отчаянно кричит. Напрягается и дергается даже при переносе в коляску или кроватку. Все манипуляции, которые вы проводите с малышом, нужно делать спокойно, аккуратно, неспеша.

Не беспокойте малыша, если ему не нравится купание, в первое время содержите в чистоте «верх» и «низ», но не опускайте полностью в ванну.

Будьте ласковыми, когда ухаживаете за малышом, чтобы малыш почувствовал вашу доброту и доброту близких людей и не боялся.

Младенцы — «сони» Такой малыш ничего не требует от своих родителей, даже грудь, чтобы поесть, берет с неохотой. Он не обращает внимания на окружающую обстановку. Он редко бывает как доволен, так и недоволен. Обязательно разбудите малыша, если наступает время кормления, иначе, если кормить по требованию, он может не набирать нужный вес.

В первые дни жизни такие малыши могут спать подряд 12 часов, их нужно будить.

Говорите с малышом, носите его на руках, показывайте игрушки, старайтесь постепенно приучать его к бодрствованию, а не только ко сну.

Младенцы — «бодрячки» Такие дети мало спят, проявляют раньше, чем другие младенцы, интерес к окружающим его предметам. Могут развиваться быстрее, так как вместо сна чему-то учатся, разглядывая предметы, изучая окружающий мир. Проводите как можно больше времени с ребенком, носите его на руках, разглядывайте интересные предметы и игрушки, даже читайте книжки и слушайте музыку.

Подвешивайте яркие и интересные игрушки над его кроваткой и постоянно меняйте их, чтобы он видел новые предметы. Можно использовать игрушки с движущимся механизмом, чтобы малыш изучил и предмет в движении.

Относитесь к ребенку так, будто он старше своего возраста, придумывайте для него различные новые занятия, если он покажет, что вполне к ним готов.


Под темпераментом понимается врожденная индивидуальная особенность человека, он не подвержен изменениям. Человек, обладающий любым типом темперамента, может быть способным и не способным. Тип темперамента не влияет на способности человека, просто одни жизненные задачи легче решаются человеком одного типа темперамента, другие - другого.

Темперамент, проявляющийся в общей психической активности, моторике, эмоциональности и требует от взрослых учитывать тип темперамента ребенка, а также знать достоинства и недостатки типа темперамента, для того, чтобы применяемые методы воспитания были максимально эффективными.

Темперамент влияет на:

  • На скорость возникновения и протекания психических процессов, их устойчивость и интенсивность.
  • На темп и ритм деятельности, поведение, речь, мимику, пантомимику.
  • На формирование характера и поведение.
  • На поступки людей.
Психологическая характеристика типов темперамента ребенка

В психологии выделяют 4 типа темперамента ребёнка:
1. холерик;
2. сангвиник;
3. флегматик;
4. меланхолик.
Сангвиник (от лат. «сангвис» кровь) – уравновешен, общителен, практичен, выдержан. Холерик (от греч. «холе» - красно-желтая желчь) - порывист, энергичен, эмоционален, не сдержан. Флегматик (от греч. «флегма» - слизь) – вдумчив, миролюбив, надежен, старателен, неразговорчив. Меланхолик (от греч. «мелайн холе» - черная желчь) – тревожен, необщителен, замкнут, угрюм. Для каждого типа темперамента ребенка применяются свои особые методы воспитания. У каждого типа темперамента имеются как достоинства, так и недостатки. Поэтому в процессе воспитания необходимо развивать и опираться на положительные стороны темперамента, учитывать особенности темперамента у детей.

Темперамент и характер ребенка

Тип темперамента ребенка-Холерик

Ребенок холерического типа вспыльчив, агрессивен, неуравновешен, несдержан, резок, обидчив, в общении прямолинеен. Его реакции сильны и быстры. Легко берется за работу. Работает на подъеме сил, но недолго, через определенное время происходит затухание и спад деятельности. Монотонную работу выполняет с трудом.
Холерики способны быстро принимать решения и действовать. В критической ситуации проявляют напор и решимость. Подростки-холерики - веселые, активные, озорные ребята. Они способны вести за собой как сверстников, так и взрослых. В тоже время подростки холерического типа часто являются инициаторами срыва уроков, ввязываются в ссоры и драки. Холерики подвержены резкой перемене настроения и нервным срывам.
Мимика и жесты холериков живые и выразительные. Речь эмоциональная, быстрая, порой сбивчивая.
Холерики хорошо засыпают и просыпаются. Особенности воспитания холерика
Темпераменту холерика свойственна чрезмерная энергичность, поэтому используйте ее «в мирных целях». Поддерживайте его полезные увлечения, связанные с двигательной активностью. Поручайте выполнение домашних дел, поощряйте занятия спортом. Лучше отдать ребёнка в спортивную секцию.
Говорите с ребенком спокойным, тихим голосом, но требовательно без уговоров.
Ограничивайте все, что возбуждает нервную систему ребенка.
У ребенка должны быть трудовые обязанности.
Давать ребенку задания, которые не будут приносить постоянного успеха.
Приучайте ребенка к правилам, этике общения.
С детьми 5 лет говорить о недопустимости вспышек.
Строго соблюдать режим дня.
Просьба, обращенная к ребенку, может иметь оттенок признания силы: «Ведь на тебя можно положиться, я знаю ты это умеешь!».
Разговаривайте с ребенком о его поведении.
Не позволяйте ребёнку быть хозяином положения и всех вести за собой.
Помогайте ребенку переживать его неудачи, так как переживания могут выразиться в виде взрыва.
Научитесь предвидеть выброс сил холерика.

Тип темперамента ребенка-Сангвиник
Дети-сангвиники отличаются активностью, энергичностью, уравновешенностью, общительностью. В стрессовой ситуации сохраняет самообладание.

Речь отчетливая, но громкая и торопливая. Мимика и жесты живые.
Проявляет настойчивость в достижении поставленной цели. За дело берется с энтузиазмом, работает долго, не уставая, но если теряет к нему интерес тут же бросает, не доделав до конца. Сангвиник обладает хорошей выносливостью и работоспособностью. Прекрасно переключается с одного вида деятельности на совершенно другой.
Неудачи и неприятности сангвиник переживает легко. Чувства радости, гнева, недовольства, враждебности, горя, привязанности возникают быстро, они искренние, но неглубоки.

Дети-сангвиники прекрасно адаптируются к новым условиям, быстро находят общий язык с малознакомыми людьми.
Как правило дети хорошо учатся, быстро схватывают новый материал. Интересы детей-сангвиников весьма разнообразны.

Особенности воспитания сангвиника
Проявляйте строгость и требовательность к сангвинику.
Контролируйте его действия и поступки.
Добивайтесь, чтобы начатое дело было окончено с хорошим качеством.
Небрежно выполненную работу предложите выполнить заново, при этом можно помогать ребенку.
Учите ребёнка-сангвиника внимательно относиться к товарищам, стремитесь, чтобы складывались устойчивые отношения.
Формируйте устойчивость интересов ребёнка.
Мотивируйте деятельность сангвиника, через необходимость кому-либо помочь.
Подходить к детям-сангвиникам следует с теплым отношением, иначе он замкнется.
По возможности прерывать дело сангвиника быстрее, чем это сделает он сам.

Тип темперамента ребенка-Флегматик

Ребенок флегматик отличается уравновешенностью, рассудительностью, хладнокровностью, медлительностью, усидчивостью, спокойствием, скрытностью, инертностью, мало разговорчивостью, незлопамятностью.

В делах проявляет последовательность и обстоятельность. Флегматики настойчивы и упорны в достижении своих целей, начатое дело всегда доводят до конца.
Речь флегматиков спокойная, неторопливая, без резко выраженных эмоций, мимики и жестов.
Для флегматиков характерно постоянство в отношениях, увлечениях и интересах. В работу флегматик включается медленно, столь же медленно переключается с одного вида деятельности на другой.

Дети дошкольного возраста с легкостью соблюдают режим для.

Флегматики любят аккуратность и порядок во всем. Разум флегматиков преобладает над чувством. Они медленно сходятся с новыми людьми, но в тоже время затем прекрасно контактируют с ними. Эмоции флегматики предпочитают держать в себе. Чувства их глубоки, но тщательно спрятаны от посторонних глаз.
Пока не будут затронуты личные интересы флегматиков, их сложно вывести из себя.

Особенности воспитания флегматика
Наберитесь терпения и с самого начала научите ребенка-флегматика правильным приемам одевания, ухода за вещами.
Не торопите ребенка.
Создавайте специальную обстановку, ставьте его в условия, когда необходимо проявить собранность.
Хвалите флегматика за скорые действия.
Приучайте ребёнка-флегматики к движениям, занимайтесь гимнастикой.
Ходите в гости и давайте поручения ребенку пойти к кому-либо.
Подружите его с подвижными ребятами, но контролируйте это.
Относитесь к флегматику так, как он относится к миру – спокойно.
Уважайте его внутренний покой.
Обращайтесь к флегматику в случае необходимости.

Тип темперамента ребенка-Меланхолик

Меланхолики отличаются неуравновешенностью, малоподвижностью, высокой эмоциональной чувствительностью, застенчивостью, ранимостью, скрытностью, нерешительностью, неуверенностью в себе, пессимистичностью, замкнутостью, обидчивостью, плаксивостью, тревожностью.

В благоприятной обстановке сдержаны, тактичны, милы.
Мысли и переживания меланхолики держат в себе. Они тяжело переносят огорчения, обиды, неудачи хотя внешне это может никак не проявляться.

Ребенок меланхолик испытывает трудности адаптации, долго адаптируется в новом коллективе, теряется в новой обстановке, испытывает трудности, смущается при общении с малознакомыми людьми. Настоящих друзей у меланхоликов немного.
Меланхолики быстро устают, утомляются, поэтому в процессе работы им необходимо делать паузы. В спокойной обстановке работает продуктивно.
Меланхолик предъявляет высокие требования не только к себе, но и окружающим.

Особенности воспитания меланхолика
Придерживайтесь принципа постепенности.
Приучайте ребенка не бояться небольшого шума и новых знакомств.
На ребенка нельзя кричать. Говорите с ним спокойно, мягко, убеждающее.
Меланхолику полезно заниматься спортом. Спорт научит его регулировать свои движения, преодолевать трудности.

Взрослым детям помогать действиями и советом.
Развивайте общение ребенка.
Поддерживайте положительные эмоции ребенка.
Необходимо давать идеалы и образцы для подражания.
Каждая победа ребенка должна сопровождаться благодарностью.
Успокаивайте ребенка говоря, что то, что с ним случилось это самая обыкновенная вещь и с другими происходит тоже самое.
Уважайте внутренний мир ребенка.

Темперамент представляет собой сочетание индивидуальных качеств нервной системы человека. Одна из его составляющих определяется способностью нервной системы выдерживать сильное или длительное эмоциональное возбуждение (силой). Другая – способностью переносить как сильные эмоции, так и их длительное отсутствие (уравновешенностью). Третья – способностью быстро реагировать на изменение внешней среды (подвижностью). В зависимости от сочетания этих характеристик, выделяют четыре типа темперамента – меланхолик, холерик, сангвиник и флегматик.

Существует всего четыре типа темперамента:

  • Холерик

В чистом виде любой из этих типов встречается крайне редко. Но один из них, как правило, преобладает. Преобладающий тип чаще всего проявляется ещё в раннем детстве. Поэтому при воспитании ребёнка его трудно не учитывать. Холерик – это человек с ярким темпераментом. Но найти общий язык с ним зачастую непросто.

Ребёнок-холерик: сильные стороны и возможные трудности

Холерик – общительная, энергичная и решительная личность. Ребёнок с таким темпераментом активен, легко приспосабливается к незнакомым обстоятельствам. Ему легко запоминать что-то новое и интересное для него.

Но, вместе с тем, ребёнок с холерическим темпераментом часто бывает вспыльчив и даже агрессивен. Он легко идёт на конфликт, нередко становясь его главным зачинщиком. Юный холерик может страдать частыми перепадами настроения и быть невнимательным.

Дети с этим типом темперамента – большие непоседы. Чтобы дать выход переполняющей их энергии они часто и довольно успешно делают по нескольку дел сразу. Но при этом им трудно долго удерживать внимание на чём-то одном. Поэтому вскоре малыш-холерик обязательно захочет заняться чем-нибудь новым.

Повышенная эмоциональность холериков является главной причиной их конфликтности. Ребёнок-холерик легко вступает в ссоры, как со сверстниками, так и со взрослыми. Именно дети-холерики чаще всего начинают драки в песочнице.

Говорят дети-холерики быстро, эмоционально, энергично. Из-за спешки они часто «глотают» окончания слов или отдельные звуки. Но их речь при этом остаётся живой и красочной. Вырастая, холерики часто выбирают профессии, связанные с ораторским искусством и руководящей деятельностью, становятся артистами.

А вот внимательностью и собранностью холерики не отличаются. Забывают новую информацию они столь же легко, как и запоминают. Холерики открыты и общительны, внимание других людей имеет для них огромное значение.

При этом следует помнить, что воспитание с помощью неукоснительных повелений и правил чаще вызывает у юного холерика протест. Поиск разумных компромиссов и дипломатичных решений в этой связи куда более эффективен.

Самое трудное для ребёнка-холерика – чего-то спокойно ждать. Именно такие малыши часто устраивают истерики в торговых центрах, если родители не покупают желанную игрушку или лакомство. Не менее трудно – быстро и спокойно заснуть. То, в каком настроении проснётся маленький холерик, чаще всего зависит от планов и дел на сегодня.

Любимое занятие детей с холерическим темпераментом – это активные и шумные игры. Они никогда не устают осваивать и изобретать новые виды всевозможных забав.

Обучение ребёнка-холерика

Как мы уже говорили, воспитывать ребёнка-холерика порой непросто. И виной всему – его высокая эмоциональность. Поэтому, самоконтроль эмоций – самое главное, чему стоит научить такого малыша. Но не стоит стремиться изменить характер ребёнка в корне. Попытки «переделать» холерика не только будут безрезультатны, но и могут привести к ещё большей дестабилизации его эмоций.

Единственный выход – это принять ребёнка таким, какой он есть. А ещё – научить его контролировать и обуздывать свой природный темперамент. Но при этом не стоит ожидать, что непоседливый и озорной малыш может когда-нибудь превратиться в задумчивого тихоню.

Постепенное и планомерное воспитание в ребёнке самоконтроля поможет избавиться и от проблем с учёбой, характерных для холериков. К таким проблемам, помимо рассеянности и невнимательности, относится способность ребёнка запоминать и выучивать только то, что ему интересно. Всё скучное, каким бы оно ни было важным, что называется, пролетает у холерика мимо ушей.

Чтобы холерику было веселее учиться, можно разнообразить домашние уроки, превратив запоминание букв, цифр и слов подвижные игры. Для этого можно использовать флэш-карточки, классики, нарисованные на асфальте, развивающие коврики.

Учимся контролировать эмоции

Чтобы избежать проблем с лишней эмоциональностью или хотя бы минимизировать их, можно воспользоваться некоторыми рекомендациями.

Самый простой и понятный метод самоконтроля, которому можно обучить ребёнка – счёт до 10. Чтобы заинтересовать ребёнка, можно продемонстрировать эффективность этого действия на своём примере. После нескольких тренировок дома это станет для маленького холерика полезной привычкой.

Помочь снять эмоциональное напряжение могут различные игры в песочнице и бассейне, занятия со специальными водными раскрасками, лепка из глины и пластилина. С помощью этих занятий ребёнку будет проще переключиться с негативных переживаний на спокойное восприятие той или иной ситуации.

Неплохо помогают справиться с сильными эмоциями и дыхательные упражнения. Для начала можно научить ребёнка делать глубокие вдохи и выдохи, чтобы успокоиться.

Чем занять ребёнка-холерика

Помимо контроля эмоций в экстренной ситуации, ребёнку важно научиться действовать последовательно в повседневной жизни. Для этого у маленького холерика должны быть небольшие, но важные и обязательные дела по дому. Можно поручить ребёнку полив цветов на подоконнике или вынос мусора.

Если вы даёте ребёнку-холерику какое-то поручение, важно чётко сформулировать инструкцию к действию. Это приучит малыша при необходимости действовать по плану.

Игры с различными конструкторами, мозаиками, пазлами и головоломками научат ребёнка концентрировать внимание. Детям постарше могут понравиться различные виды рукоделия и изготовления поделок. Девочкам может подойти счётное вышивание, плетение из бисера и макраме. Мальчикам – кропотливое, но захватывающее моделирование и конструирование.

Занятия в спортивном кружке помогут ребёнку-холерику эффективно потратить энергию, сбросить негатив. Кроме того, в занятиях спортом ребёнок может в полной мере проявить присущее холерикам стремление быть лидером.

Для того, чтобы справиться с негативными эмоциями и сбросить возбуждение в обычной жизни, ребёнку пригодится специальная игрушка. Это может быть небольшая груша для бокса, мячик-антистресс или прочная подушка, которую можно немного побить.

Немаловажно много и спокойно разговаривать с ребёнком. Необходимо учить его вежливости, правилам общения, объяснять мотивы поступков других людей. Чтобы ребёнок мог победить негативные эмоции, он должен, в первую очередь, этого хотеть. Поэтому задача родителя – объяснить маленькому холерику вред негативных эмоций для него самого.

Помочь в этом может совместный просмотр с ребёнком мультфильмов и кино с соответствующими примерами. Детям, которые любят слушать истории перед сном, помогут любимые книги. Задача родителя – обсудить с ребёнком об услышанном и увиденном, помочь ему «проговорить» проблему. Дразнить и провоцировать ребёнка-холерика не стоит, а вот мягкий юмор – лучший инструмент воспитания.

Здравствуйте, уважаемые читатели сайта Малышата! Сегодня поговорим о маленьких холериках Ребенок холерик.

Ребенок холерик какой он? Это безудержный, неуравновешенный, но сильный малыш.

Ребенок холерик

  • Малыш поражает родителей и всех окружающих большой, буквально неистощимой жизненной энергией, кажется, что она бьет их него ключом.

Но в то же время ему так не хватает самообладания.. Он очень нетерпелив, не сдержан, вспыльчив и возбудим.

  • Такие детки раздражительны и очень беспокойны. Им сложно приспособиться к требованиям, которые существуют в детском дошкольном учреждении и школе.
  • Говорят холерики быстро, речь ярко эмоционально окрашена. Им чужды тихие занятия и спокойные игры, предпочитают подвижные, шумные виды игр и занятий.
  • В кругу сверстников стараются быть лидерами. Детей холериков порой называют «электровеником». В семьях, где живут такие малыши все вверх дном, все кувырком, коты живут на шкафу, собаки прячутся подальше. Игрушки валяются, как попало и где попало, пол в доме буквально усыпан толстым слоем игрушек – мозаики, солдатиков машинок, частей конструктора... Хозяин этого богатства уделяет ему очень мало времени, играет с ним всего пару минут. Берет в руки и тут же бросает, поскольку его увлекло что-то другое, что-то новое.
  • Родителям такого малыша нужно постоянно держать себя в руках, чтобы не сорваться и не отругать или отшлепать ребенка. Да это трудно, но малыша нужно только осторожно осаживать. «Посмотри, ты бросил самолетик, и теперь он сломан. Ты поступил плохо, ты ударил мальчика, теперь он не хочет и боится играть с тобой, и нам придется уйти домой». Если вы постоянно будете повторять это слова, повторите их 50 – 100 раз, ребенок поймет, что так вести себя нельзя это не хорошо.

Минусы темперамента

  • У детей холериков иногда наблюдаются проблемы с речью. А причина в том, что малышу не хватает терпения, он хочет все быстро рассказать и поэтому не проговаривает последовательно все звуки.
  • Ребенок холерик часто нарушает правила игры и часто дерется. Но делает это он не со зла, у него нет никакого злого умысла, просто ему хочется, чтобы игра проходила все быстрей и быстрей, и быстрей. Вот такая она психология детского развития. Это темперамент ребенка и с ним нужно считаться
  • Мало того, что малыш предпочитает оживленные игры, он еще любит, чтобы все гремело, шумело, пищало, визжало и сам и создает такой шумовой эффект.
  • Быстро и с легкостью схватывает новую, интересную для него информацию, но очень быстро все и забывает. Ребенок избегает одиночества, не любит играть один, он предпочитает публику, чтобы все смотрели и видели его успех. Даже просто складывая мозаику, предпочитает не молчать, а громко комментировать все свои действия. Слышно такого ребенка еще издалека, поскольку он разговаривает громко и быстро.
  • Если проиграет во время игры, склонен к истерикам.

Как воспитывать ребенка холерика?

Как воспитывать ребенка холерика? Какие занятия ему подходят?

  • Такому крохе купите прыгунки, ребенку постарше дайте в руки мяч. Малыш будет занят, а взрослые смогут отдохнуть каких-то 15 – 20 минут.
  • Чтобы научить ребенка холерика играть самостоятельно в качестве зрителей можете посадить игрушки – зайчики, мишки, куклы, посадите в ряд мягкие игрушки.
  • А игрушки – вкладыши помогут снизить возбудимость малыша на 5 – 10 минут. Такому ребенку не интересно взять машинку, привязать к ней веревочку и просто катать ее по полу, ему важен не сам процесс игры, ему важен результат такого занятия.
  • Интересуется игрой тогда когда видит ясную конечную цель. Ребенка могут увлечь такие игры как хоккей настольный футбол, бильярд. С конструктором или кубиками поиграет недолго и разбросает по комнате.
  • Развитием интеллекта малыша взрослым придется заниматься на бегу, такой у темперамент ребенка. Например, хотите, что бы ребенок знал геометрические фигуры, бегайте вокруг песочницы, вот вам и квадрат. Будете бегать вокруг круглой клумбы - запомните круг. Хотите выучить с малышом буквы и цифры, нарисуйте их на листах бумаги или на земле и прыгайте по ним.

Уважаемые родители , если Вам понравилась статья ребенок холерик, как воспитывать ребенка холерика нажмите на кнопочки, находящиеся чуть ниже и поделитесь с друзьями и знакомыми

****************************************************

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.