Современные дети и цифровые технологии. «Цифровое поколение»: инструкция по применению. Цифровые устройства оказались в руках наших детей. Теперь у них появились такие возможности

Для современного человека очень важно уметь пользоваться цифровыми технологиями. Это дает невероятные возможности для хранения, передачи и поиска информации. Вся информация преобразована в двоичный код 0-1, что и дало миру название «цифровой». Многие считают, что цифровая революция изменила общество гораздо больше, чем техническая. Мы как раз находимся в ее эпицентре.

Цифровые устройства оказались также и в руках наших детей, дав им возможность иметь доступ к любой информации, пробовать множество сетевых развлечений и круглосуточно общаться друг с другом.

По мнению большинства людей, это прогресс. Тем не менее у родителей возникают сложности с воспитанием детей, проводящих перед мониторами все больше времени. Но проблема заключается в том, что, с точки зрения теории привязанности, это не то, что нужно нашим детям. Более того, использование цифровых устройств может препятствовать укреплению и углублению привязанности, а также психологическому взрослению. А чтобы реализовать , нашим детям необходимо:

* стать самостоятельными людьми со своими собственными идеями, намерениями, смыслами, стремлениями, предпочтениями и ценностями;

* напитаться привязанностью и отделиться от своих взрослых;

* адаптироваться к несовершенствам и потерям, чтобы быть способными жить в реальном мире.

Влияние прямого доступа к информации на детей

Человеку не нужно слишком много информации, поэтому механизм внимания работает так: 98% поступающей информации отбрасывается в пользу осознания оставшихся 2%. Механизм внимания всегда отфильтровывает лишнее, когда дело доходит до обработки информации при избыточной стимуляции. Когда дети смотрят в экран, активизируется дополнительная защита от информации, так как экран подобен пожарному шлангу, из которого хлещет информационный поток. Активизируя защитные механизмы, этот поток фактически мешает процессу развития мозга.

Раньше считалось, что мозг похож на процессор, обрабатывающий информацию. Сейчас известно, что мозг работает не так. Мозг решает задачи: связи в мозгу возникают для решения задач, а развиваются они через игру. Давая детям экраны, взрослые препятствуют возникновению игровой деятельности. необходима для развития мозговых связей, которые позднее используются в обучении. Мозг не развивается благодаря знанию алфавита, изучению цифр или через получение информации, потому что может обработать лишь столько, сколько ему нужно для развития. Мозг развивается не через получение информации, а через ее преобразование.

Одно из исследований продемонстрировало обратную зависимость между временем, проводимым у экрана, и развитием речи у дошкольников. Существует много разных исследований о неблагоприятном влиянии экранов на развитие мозга.

Прямой доступ к информации разрушает зависимость детей от взрослых

Важно понять, что заботиться о детях – значит поставить их в зависимое от взрослых положение, а главные области, в которых легче всего установить иерархические отношения, – это еда, компания и информация. Современные дети берут еду из холодильника, общаются друг с другом, а для поиска ответов на вопросы используют «Гугл», свободный доступ к информации в котором душит зарождающуюся индивидуальность и нежные ростки идей, любопытства и размышлений.

Одно из печальнейших исследований университета Южной Калифорнии показало, что время, проведенное ребенком вместе с семьей, за последние десять лет уменьшилось на треть в 30 странах.

Ребенку нужно не больше информации, а больше контакта, близости и приглашение существовать в нашей жизни. Дети должны напитаться этим, и лишь тогда они станут самостоятельными существами. А сейчас у детей беспрецедентными темпами возникает скука, от скуки они ищут больше информации и больше социальной стимуляции, что, в свою очередь, не помогает с ней справиться. Слово «скука» (bore) в английском языке имеет еще одно значение: «дыра». Это , которую нужно чем-то заполнить. Некогда человек пытался заполнить ее своим появившимся «я», интересом, любопытством, вопросами о своем мире, а сейчас мы пытаемся заполнить эту дыру информацией и стимуляцией. Однако беда в том, что информация этому не способствует. Она должна быть последней составляющей в уравнении.

Видеоигры и проблемы воспитания детей

Видеоигры не способствуют связи поколений и не ведут к первичной адаптации к потерям и поражениям. Современные игры - это игры на интерес. В них нет проигрыша, а значит, и нет места адаптации, потому что всегда есть новый уровень или новая попытка. Видеоигры не дают возможности совершенствовать умения и мастерство, лишают детей возможности взаимодействовать, перебивают всякий аппетит к сближению и тесному общению. Настоящую тревогу вызывает то, что у человека появляется болезненная тяга к победе, связанная с активацией нейронов, отвечающих за привязанность, что делает человека крайне зависимым от игры.

Чем опасно общество, внутри которого социальное общение построено на цифровых технологиях? Нарушается связь между поколениями, а поиск близкого контакта происходит без заботы и любви, без ритуалов завладевания, которые помогают активизировать инстинкты привязанности. Следовательно, общение в социальных сетях поверхностно и направлено на то, чтобы участники не получили травму от общения. Между людьми может не быть никакой эмоциональной близости, в социальных сетях в принципе нет места глубоким эмоциональным переживаниям и психологической близости. Вся энергия распыляется. Взамен остается бешеная активность, направленная исключительно на поиск поверхностного контакта, и конечно же, это мешает истинной привязанности.

В условиях соцсетей отношения между людьми не могут развиваться как следует, так как они не располагают к желанию налаживать связь и идти на близкий контакт. У Шерри Тёркл, ведущего ученого в области цифровых технологий, есть прекрасная книга , в которой говорится о сути такого общения: «Сегодня мы чувствуем себя беззащитными в общении с другими людьми, в то же время в стремлении к этой близости мы обращаемся к компьютерным технологиям, чтобы вступить в отношения и – чтобы полностью от них защититься».

В результате перед нами ненормальная, поверхностная, болезненная привязанность к соцсетям, от которой необходимо защитить детей, ведь это состояние подрывает все сложные и вместе с тем тонкие процессы отношений в семье, уводя детей от родителей, задача которых заниматься их воспитанием и удовлетворять потребность в привязанности. Для ребенка только взрослый может быть источником ответов на все вопросы, и только взрослый способен удовлетворять истинные потребности ребенка. Но привязанность к цифровому общению подрывает способность ребенка удовлетвориться тем, что ему предлагает взрослый. Кроме того, социальное цифровое общение пронизывает всю школьную культуру и ментальность.

Сегодняшние способы построения привязанности заставляют выбирать в партнеры по общению не взрослых, а . Те, кто разбирается в новых технологиях, будут искать общения в основном с равными. Чем легче строится общение, тем быстрее формируется привязанность. С бабушками и дедушками уже не выстраиваются прочные отношения, впрочем, с родителями тоже. Компьютерные приборы нового поколения в руках детей делают их ближе друг к другу и не включают детей в систему иерархии взрослых.

Зрелость и готовность детей к жизни в цифровом мире

Говоря о воспитании детей в век цифровых технологий, необходимо учитывать зрелость и готовность ребенка к встрече с цифровыми устройствами. Ребенка можно счесть действительно готовым к жизни в информационном мире в том случае, когда у него появились его собственные идеи, вопросы, цели, творчество, тяга к познанию.

Ребенку также необходимо созреть и быть готовым к видеоиграм и сетевым развлечениям. Это происходит только после того, как ребенок осознал ухода от реальности и научился решать проблемы в реальной жизни, принял самого себя и утвердился в том, что он хочет быть собой, а не кем-то другим, научился переживать потери и поражения и не испытывает болезненной тяги только побеждать.

Ребенку необходимо созреть и быть готовым к общению с ровесниками посредством цифровых технологий. Это происходит тогда, когда сформированы отношения с родителями, сформирована способность оставаться собой при общении с ровесниками, когда отпадает желание быть признанным ровесниками и быть принятым в их компанию и когда налажены отношения со взрослыми, которые несут ответственность за ребенка.

Роль родителей в мире цифровых технологий

Жан Жак Руссо еще в 1763 году говорил, что основная роль родителей быть своеобразным буфером между детьми и обществом. Эта мысль актуальна и сегодня. Родители в мире цифровых технологий – это буфер для детей до тех пор, пока они сами не научатся правильно обращаться с информацией и цифровыми устройствами. Родителям необходимо подготовить детей к выходу в большой мир, способствуя формированию естественной привязанности по мере взросления ребенка.

Новейшие исследования показали, что цифровая зависимость гораздо сильнее алкогольной и табачной. У детей с помощью родителей должно сформироваться понимание того, что такое цифровые технологии и зачем они нужны. Мы не должны испортить аппетит нашим детям перед обедом, допустив их преждевременное знакомство с цифровыми устройствами и социальными сетями.

Примечательно и то, что более 80% родителей не видят никаких проблем, связанных с цифровыми технологиями. Согласно исследованиям университета Южной Калифорнии, большинство родителей действительно считают, что общение с ровесниками необходимо их детям и что общение и развлечения в соцсетях помогают детям избежать скуки и одиночества. Многие думают, что у детей должен быть свободный доступ в интернет так же, как и у родителей.

Социальные сети и близкие отношения

Родителям необходимо создавать ритуалы и правила, чтобы защищать здоровую привязанность и чтобы защитить детей от преждевременных внешних влияний. Например, не использовать гаджеты во время ужина, потому что это время, когда мы приглашаем друг друга существовать в настоящем моменте.

Родители могут создавать ритуалы, в которых могло бы происходить единение с семьей. Это действительно питает и наполняет детей, давая им возможность быть в состоянии «переварить» то, что приходит из цифрового мира. А также соблазн свободно использовать цифровые технологии должен быть вне зоны доступа для детей до определенного момента.

Привязанность – это то, что создает культуру. Она сохраняет связи, сохраняет пути передачи культуры, и, позволяя детям привязываться к родителям, она создает для нас контекст, в котором мы можем их растить. Когда родители, дяди, тети, бабушки и дедушки, любимые учителя значимы для детей и являются для них ориентиром, то им незачем будет жить в соцсети.

Родителям очень важно знать , и осознавать границы своей естественной власти. Многие дети зависимы от цифровых технологий и не могут контролировать время, проведенное перед экранами. В таком случае родителям необходимо вмешаться. Однако, в первую очередь нужно восстанавливать и укреплять отношения с детьми. Это момент, когда пора возвращать ребенка себе, снова завоевывать его сердце и углублять отношения. Ведь для освобождения от зависимости детям нужны не только отношения с родителями, но и чувство удовлетворенности от этих отношений и от приглашения в жизнь родителей.

Потенциал цифровых технологий можно использовать для поддержания и углубления отношений: читать книжки детям, будучи в отъезде, делать что-то вместе или проводить вместе время, оставаясь на связи.

Екатерины Олейниковой cat-oley, nrzb , deofol

Редакция Елены Фурдак

Мы только начали думать, что делать с детьми-индиго, как появились дети-кристаллы. А им уже наступают на пятки дети-кванты. Индиго - думают иначе. Кристаллы - излучают ум иначе. Кванты - вбирают информацию иначе и по-другому её фильтруют и перерабатывают.

В чём здесь дело? В том, что на юный мозг вдруг обрушилась сверхобъёмная лавина информации. Есть четыре измерения пространства - длина, ширина, высота и время. Но их уже недостаточно. Цифровое поколение не может жить без пятого, воображаемого измерения, дополненной реальности. В него мы сейчас и входим. И эта дополненная реальность пополняется квантами информации и ощущений, выхватываемыми отовсюду - лавина, устремляющаяся в мозг, с каждым днём становится всё мощнее.

И мозг оказывается не в состоянии оперативно её принимать и обрабатывать. Раньше скорость поступления данных была соразмерна возможностям их усвоения и осознания. А сейчас, пока ты подумал и нашёл подтверждения в трёх источниках, ситуация кардинально изменилась, и - тупик. А новые волны информации продолжают накатываться, так что в итоге человек рискует захлебнуться в них.

Какой выход находит мозг? Он решает отсекать часть информации. При этом возникает вопрос: не выпадут ли из сферы внимания важные и нужные сведения? Ответ: риск есть. Но мозг "умный" и в состоянии решить, как ранжировать витающие в пространстве данные.

И в итоге развивается новый потенциал умственных возможностей. У детей-квантов этот потенциал прост: они часто держат в голове взаимоисключающие идеи. Они живут по принципу "и-и", а не "или-или": "и вашим, и нашим", "и к селу, и к городу", "и рыба, и мясо", "и то, и сё", и даже пятое колесо в телеге, почему бы нет. При этом их нейроны успевают метаться по мостикам-извилинам с молниеносной скоростью. Подобным образом монтируются музыкальные клипы - нарезкой музыкально-текстовых фраз, казалось бы, не связанных между собой. А результат, тем не менее, выглядит как целостное произведение. Иногда - удачное, иногда - нет.

Со стороны может показаться, что такой ребёнок непоследователен и противоречит сам себе. Но на самом деле умение держать в голове сразу две или несколько противоположных идей и при этом не свихнуться - это и есть признак первосортных мозгов. Именно так работает бинокулярное и многомерное зрение.

Если новое поколение называют цифровым, а не аналоговым, то что удивительного в том, что они общаются квантами? Более того, эти дети уже запоминают не столько саму информацию, сколько пути к ней. В их сознание уже встроены алгоритмические механизмы.

Квантовое мышление позволяет в режиме реального времени распределять внимание: одновременно смотреть кино, строчить СМС, общаться в форумах, пить колу, гуглить сайты, думать о деньгах и о том, какое надеть платье. Всё сразу.

Хотя со стороны это выглядит так, будто внимание ребёнка рассеяно. Ему даже ставят диагноз: синдром дефицита внимания. Стоит ли этого опасаться? Нет, это не отсутствие концентрации. Это переключение внимания на иные пятна. Сразу на многие, и на иллюзии, которые приводят к новым реальностям.

Чего у них нет, так это страсти и любопытства. И им тяжело сталкиваться с однозарядными - такими же интровертами, которые могут разрушить их личное пространство. Кроме того, у них притуплено чувство опасности. Ведь кванты - это как пунктиры, и в межпунктирное пространство может проникнуть вирус. А защиты нет.

Добиваются ли они выдающихся результатов? В привычном понимании бизнес-успеха или служебных и научных карьер - не очень, но у них и целей таких нет. С другой стороны, большинство гениальных композиторов, художников, изобретателей и артистов - аутисты с синдромом рассеянного внимания и полного игнора по отношению к обществу. И никто не знает, что там у них происходит в головах с квантами информации и душевными метаниями.

Им ум дан, чтобы находить не только линейные решения, а и комбинационные. Потому что наступила информационная эра, которая потребовала для развития интеллекта нового алгоритма, взамен привычного "дали информацию - понял - не понял - получил оценку". Теперь этот конвейер выглядит так: "поиск информации - её добыча - распознавание - анализ - фильтрация - преломление - отражение - обогащение - применение". И если результат вдруг не понравится, то весь алгоритм придётся повторить с самого начала, и у детей-квантов эти циклы повторяются в тысячи раз быстрее, чем, например, у шахматистов.

Недавно Марк Цукерберг объявил войну фейкам, так как они отравляют информацию и снижают привлекательность социальной сети Facebook, топя его доходы. Однако объявить-то легко, а как отличить фейковый пост от валидного? В итоге были найдены семантические способы отличать фейковую информацию: оказалось, это возможно только если big data просеивать как квантовую информацию.

Мы часто говорим о поведении, user experience, триггерах и нуждах наших потребителей, которым уже 18+. Любимцами интернет-маркетологов является так называемое поколение двухтысячных – одна из самых продвинутых, активных, покупающих групп потребителей. Но уже через несколько лет под их пристальное внимание попадет поколение «цифровых» детей. Это дети до 12 лет, с пеленок окруженные цифровыми устройствами. Чего от них ждать и как с ними взаимодействовать? Для этого нужно понимать, как эти дети ощущают себя в медиапространстве уже сейчас. Тем более что eMarketer подготовил отличное исследование на эту тему. К сожалению, оно охватывает только семьи из США, и цифры по России будут ниже; тем не менее тенденции являются мировыми.

В раннем возрасте дети уже делают все то же самое, что и их родители: смотрят TV, читают, сидят в интернете, используют мобильные девайсы, компьютер и…играют.

Но это еще не предел – цифры, относящиеся к использованию цифровых устройств, будут расти. Сейчас взаимодействие детей с медиа ограничено рядом таких факторов, как контроль со стороны родителей, неумение читать/писать, отсутствие собственных телефонов, планшетов и айподов и т.д. Подробнее об этих факторах и детском «медиавосприятии» ниже.

Несмотря на то что многие взрослые считают, что телевидение устарело, среди детей телевизор остается самым популярным устройством, который показывает мультфильмы и интересные шоу. Согласно исследованию, время просмотра детьми TV в 3-4 раза превосходит время, потраченное на другие медиа активности.

Такая популярность “голубого экрана” обусловлена рядом факторов, которые стоит принимать во внимание:

  • 26% опрошенных семей признались, что дома телевизор включен практически целый день. И когда ребенок смотрит мультфильм или детскую передачу, он, как правило, параллельно занимается чем-то еще: лепит, играет в традиционные игрушки или в мамин смартфон и т.д. То есть играющий телевизор выполняет роль фона;
  • Очень часто дети смотрят TV за компанию с родителями, не по своей инициативе. Согласно опросу, 49 минут в день (больше 50% указанного времени), дети смотрят телевизор вместе со всей семьей;
  • К тому же 36% детей имеют свой собственный телевизор в комнате. Это чувство радости от обладания собственным девайсом напрямую сказывается на частоте его использования.

Телевизор не только дает детям то, чего они ожидают – удивительные и интересные истории, сказку, воплощенную в реальность – но и является самой популярной социальной сетью. В таком возрасте быть социальным значит смотреть мультфильмы и шоу, которые смотрят друзья, а вовсе не лайки и комментарии в Facebook, Vkontakte и Instargram, как привыкли думать мы.

Кстати, это удивительно, но такие “взрослые” соц. сети имеют место быть в “цифровой” жизни современных детей.

12% детей в возрасте до 12 лет заходят в свой Facebook профиль хотя бы раз в месяц. И это несмотря на возрастной ценз, установленный FB. Оказывается, многие родители помогают своим чадам обойти это ограничение и “влиться” во взрослую социальную жизнь.

Вот цифры от eMarketer, показывающие возраст активных участников FB:

В других соц. сетях поколение “цифровых” детей представлено еще меньше: Twitter – 3%, Instagram и Pinterest – менее одного процента.

На сегодняшний день существует большое количество соц. сетей для детей. Это онлайн-площадки, на которых дети могут играть в социальные игры или становиться частью некого виртуального мира. В России это сайты Смешарики , В Мире Лунтика , Бибигоша и другие. По словам родителей, 23% детей заходят на такие сайты регулярно, 40% – иногда.

Не только ради социализации дети заходят в интернет. Согласно исследованию, чаще всего в сети дети любят смотреть видео – из 4 часов 19 минут, которые они проводят онлайн с ПК, 3 часа 40 минут уходят на просмотр мультфильмов и детских шоу.

Вообще, «цифровые» дети являются довольно-таки продвинутыми Интернет-серферами. 60% детей старше 8 лет хотя бы раз в день пользуются мировой паутиной. Для возрастной категории от 0 до 12 лет эта цифра чуть ниже – 50%.

Инициатива детей к использованию компьютера и блужданию по интернету ограничивается, в первую очередь, родителями – они хотят, чтобы дети больше времени проводили с традиционными игрушками, к тому же они переживают за конфиденциальность своей личной «цифровой» жизни и неохотно подпускают детей к собственным ПК, напичканным личной информацией.

Кроссплатформенность различных детских TV шоу сейчас только набирает обороты – все чаще герои любимых мультфильмов призывают детей зайти на веб-страничку, чтобы посмотреть продолжение истории, сыграть с ними в игру или помочь выбраться из трудной ситуации. Это не может не повлиять на скорейший рост показателей интернет-активности детей цифрового поколения.

К тому же все более доступными для детей становятся мобильные девайсы, которые также имеют выход в интернет.

У детей до 6 лет, как правило, нет своего личного смартфона или планшета, а вот детям в возрасте от 6 до 12 лет родители охотно покупают современные гаджеты. Если в 2011 году счастливых юных обладателей электронной книги, iPod-а, планшета или смартфона было 25%, то в 2014 году – уже 63%.

Оставшиеся 37% активно пользуются девайсами своих родителей.

Соответственно, чем старше ребенок, тем больше времени он тратит на «общение» с мобильным гаджетом. Опрос показал, что дети до 8 лет уделяют этому 15 минут в день, а дети в возрасте от 10 до 12 лет – от 3 часов.

Что же так занимает детей в смартфонах и планшетах? Как и в случае интернетом, одним из самых популярных занятий является просмотр видео: 26% от общего времени взаимодействия со смартфоном и 28% – с планшетом. Довольно ожидаемо, поскольку это отличный способ занять ребенка в дороге, в очереди и т.д.

Но больше всего детей, конечно же, интересуют игры – 43% на смартфонах и 37% на планшетах.

Есть несколько факторов, сдерживающих рост популярности мобильных игр/приложений среди детей.

Во-первых, разработчиков таких приложений не так много, и они до сих пор учатся создавать увлекательную для детей игровую механику, захватывающий сценарий и дизайн. Во-вторых, родители опасаются за покупки внутри приложений, которые дети, сами того не понимая, часто осуществляют. В-третьих, это довольно низкий уровень «мобильной грамотности» родителей. 28% мам и пап, скачивающих приложения на свои смартфоны, утверждают, что больше половины из них являются детскими. Для планшетов этот показатель выше – 54%.

Многие родители обеспокоены тем, что дети предпочитают виртуальные игры играм традиционным. Даже время, проведенное в интернете, большинство детей (45% мальчиков и 39% девочек) посвящает играм.

Поэтому родители стараются совместить приятное с полезным и обратить внимание детей на обучающие игры. К сожалению, как показывает исследование, не очень успешно – только 18% времени, проведенного детьми за игрой, проходит с пользой.

В остальном это гонки, которые любят мальчики, и социальные игры, которым отдают предпочтение девочки. Кстати, такое разделение вкусов начинает появляться только после 8 лет.

Сами родители тоже не прочь вспомнить детство – 42% мам и пап, чьи дети любят игры, с удовольствием присоединяются к ним хотя бы раз в неделю.

Детство современных детей, рожденных в цифровую эру, сильно отличается от нашего детства – да, мы тоже любили игры, мультфильмы и сказки, но ничего из этого мы не получали, «тэпнув» по экрану последнего айпада. Общение “цифровых” детей с доступным сегодня медиа ограничивается родителями, неумением читать и другими факторами, описанными выше. Но что будет через несколько лет? Насколько продвинутыми станут эти дети? Как сильно они погрузятся в “цифровой” мир, когда не останется никаких преград? Сложно представить. Время покажет.

, 28 августа 2018

Говорим о технологической стороне современного образа жизни и о том, как адаптировать детей к цифровому миру.

Мы можем не понимать современные увлечения детей, предаваясь воспоминаниями о своем детстве. Хоть ностальгия и накроет нас волной, но она не отменит простого факта: современные дети растут не в том обществе, в котором выросли мы с вами. Мир радикально изменился. Он стал куда более технологичным и взаимосвязанным.

В довершение всего, современность намного сложнее: у каждого человека есть не только реальная, но и цифровая жизнь. Кажется, что до виртуальной личности, напоминающей фильм «Первому игроку приготовиться» , осталось совсем немного. И если ваши дети уже научились ходить и говорить, вы, несомненно, уже видите, как они без труда используют новейшие технологии.

Здесь можно было бы пуститься в перечисление преимуществ и удобств цифровой эпохи, которым, похоже, просто нет конца. Но что мы будем делать, если ребенок слишком привяжется к планшету или смартфону? Как привить правила поведения в сети? И что это за правила ? Сколько времени можно проводить перед экраном? И как научить правильно использовать устройство, которое одновременно служит окном в социальные сети, мир развлечений и огромной базе информации? Что делать, если мы все меньше времени проводим с семьей, но хотим это изменить?

Все это вопросы, которые нужно обсуждать. Цифровой мир уже вокруг нас, и он останется с нами. Началась новая эпоха. Перед нами стоит трудная задача: выработать принципы воспитания детей в эпоху интернета. Нам нужно все обдумать и сформулировать ряд четких правил, которые помогут в воспитании детей, а также обеспечат их безопасность и здоровье.

Ориентируйтесь в мире технологий

Если хотите чему-то научить ребенка, вы должны освоить это сами. Лишь многолетний родительский опыт позволил мне понять мудрость такого подхода. Мы открываем для них мир. Поэтому мы должны сами разобраться и вникнуть, прежде чем учить своих детей.

Конечно, дети быстро могут все освоить и сами. Но лучше учиться на чужом опыте, чем стать жертвой фишинга, программы-вымогателя или мошенника самому.

Это не значит, что мы обязаны изучать каждое новое приложение. Нужно просто понимать, как работают и что могут делать приложения, которые используют наши дети. Есть ли в нем чат? Можно ли в приложении совершать покупки? Могут ли в нем появиться недопустимые материалы?

Если мы хорошо готовимся и вникаем в технологический прогресс, то можем рационально говорить обо всем этом со своими детьми. Мы заслужим их авторитет в этой сфере. Они почувствуют себя более защищенными, если увидят, что мы понимаем их образ жизни. Кроме того, это позволит нам более обоснованно решать, что является допустимым, а что - нет.

Станьте примером

Дети очень хорошо чувствуют лицемерие. Если мы делаем у них на глазах то, что запрещаем делать им, доверие к нам исчезает, прихватив с собой и уважение к правилам. Детям можно рассказать о правилах и объяснить, как нужно поступать. Но гораздо эффективнее показать образец поведения самим.

Нужно позволить им заметить, что мы сами никогда не используем телефон за обеденным столом и не проверяем его за рулем. Давайте будем разумно оценивать срочность звонков, сообщений и писем, когда наши дети рядом с нами. Правила поведения, которые мы хотим привить своим детям, сначала нужно принять нам самим.

Общайтесь

Предсказуемый совет? Безусловно. И все же необходимый? Да.

Если вы хотите понять, нет ли у детей проблем в школе, какими приложениями они пользуются или какие сайты посещают, самый правильный способ найти ответы - просто поговорить об этом. Сегодня технологии рассказывают о нашей жизни все больше, но это лишь делает необходимость в живом общении еще важнее. Доверительный разговор полезнее проверки истории браузера.

Как и в любом вопросе, в общении с детьми важнее всего подход. Почувствовав, что неприятности им не грозят, они станут открытыми и доброжелательными. Поощряйте их, когда они делятся правдой, которую первоначально не желали открывать. Это может быть непросто, ведь если ребенок признает, что нарушил правило, вам захочется прибегнуть к дисциплинарным мерам. Но подумайте стратегически. Представьте преимущества положения, при котором ваш ребенок всегда будет говорить вам правду. Ваши отношения перестанут напоминать противостояние с попытками выпытать правду и обрушить карающий меч правосудия на голову ребенка. Вместо этого вы сможете выслушать правду и провести разумную беседу о причинах и сущности его проступка.

Дети вряд ли когда-то это признают, но они любят правила. Даже если они восстают против них, правила делают их мир более упорядоченным и безопасным. Не допускайте неясностей в вопросе собственных границ допустимого. Чем более простыми и понятными будут правила, тем лучше. Скажите детям и о том, что правила будут меняться по мере их взросления, чтобы поддерживать постоянный диалог.

Также следует напомнить о том, что некорректное поведение в сети может повлечь за собой нарушение какого-либо закона. Заглядывайте на страничку ВКонтакте вашего ребенка.

Установите разумные границы

В этом вопросе у каждой семьи могут быть свои особенности. На мой взгляд, дети могут получить смартфон в двенадцать лет, но для вас этот порог может составить десять или шестнадцать. Я могу объяснить, почему мне кажется разумным именно двенадцатилетний возраст, но здесь нет единого правильного ответа.

Подобные решения могут быть настолько же различными и субъективными, как и время для сна, питание или политические взгляды. Вы сами знаете, что лучше для ваших детей в этих вопросах и что принято в вашей семье. Ключевое положение, которое стоит четко сформулировать, - смартфонами и компьютерами легко злоупотребить, поэтому необходимо заранее установить границы.

Усадите ребенка рядом с собой и объясните, что ограничения, которые вы устанавливаете, должны защитить его здоровье, уравновешенность и добропорядочность. Затем четко обозначьте несколько правил.

    Допустимое и недопустимое время для использования гаджетов.

    Максимальное время у экрана в день (но не забывайте, что интернет может понадобиться и для домашней работы).

    Приемлемые и неприемлемые для посещения сайты.

Кроме того, дети должны понимать: все, что они делают в интернете, сохраняется навсегда. Есть универсальное правило: не писать в интернете того, что не постеснялись бы показать маме.

Вполне вероятно, что дети не обрадуются ограничению времени у экрана. Подскажите им другие способы провести время. Еще раз: мымможем не соглашаться с отдельными элементами таких правил поведения, но мы должны признать, что правила нужны и что наши дети должны расти, имея представление о здоровых привычках поведения в цифровом мире.

Поддерживайте контакт со школой

С семи до восемнадцати лет жизнь наших детей определяется школой. Ответственные родители сотрудничают со школой, знакомятся с учителями и руководством. Мы хотим, чтобы сотрудники школы сообщали нам о замеченных изменениях в поведении детей или о снижении успеваемости. Если мы даем своим детям телефоны, то хотим знать, не отвлекают ли они их в школе. Общайтесь с учителями ваших детей.

Установите родительский контроль

Многие операторы связи предлагают подобные решения. Некоторые из них предполагают дополнительные расходы, но ведь спокойствие дороже. Кроме того, существует множество решений от производителей контента, включая продукты от Disney. Быстрый поиск в интернете подскажет их вам. Некоторые программы для родительского контроля позволяют видеть журналы звонков и сообщений, что может оказаться полезным, когда требуется глубоко вникнуть в ситуацию, но является спорным, так как подобный постоянный контроль может не способствовать дальнейшему открытому поведению ребенка.

Подберите программное обеспечение под ваши требования и используйте средства родительского контроля, чтобы задать рамки допустимого:

    Время, которое дети могут проводить за телефоном.

    Блокировка телефонных номеров.

    Максимальный объем трафика.

    Ограничение на использование сайтов и приложений.

    Ограничения на текстовую переписку.

Время от времени выключайте устройства

В конечном счете все наши советы сводятся к практике того, что мы хотим донести. Именно это и учит наших детей жить в таком балансе, который демонстрируем мы. Всем нам нужно проводить в реальном мире больше времени, чем в цифровом. Это может оказаться проблемой для многих, как ни печально об этом говорить.

Технологии развиваются намного быстрее, чем меняется наше умение вести себя в современном мире. И не успеваем мы освоить одно веяние, как ему на смену уже приходит другое. Некоторые тратят все свои силы, чтобы оставаться на гребне этой волны.

Ключом здесь, как и всегда, является баланс. Да, вам стоит окунуться в мир новейших технологий и постараться как можно лучше в нем освоиться. Но не позволяйте ему управлять вашей жизнью.

Мы, родители, можем быть слишком заняты взрослой жизнью, чтобы позволить себе роскошь «отключиться». А теперь давайте признаем: это лишь иллюзия. Подобный цифровой детокс крайне важен для появления свежих мыслей и идей, и прочих размышлений. Научитесь искусству отключения от виртуальности и полного возврата в реальность, к своей семье. А после этого научите своих близких тому же.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.