Ребенку один месяц что он должен уметь. Сантиметры и граммы. Как работают органы чувств у новорожденного

За первый месяц жизни младенец адаптируется к новым условиям существования вне материнской утробы. Ребенок тренирует мышечный аппарат, сучит ручками и ножками, постепенно перестает принимать позу эмбриона. О своем эмоциональном состоянии кроха сообщает плачем или улыбкой. Сегодня мы расскажем, что должен уметь ребенок в 1 месяц и с какими сложностями могут столкнуться родители в первые недели после рождения малыша.

Рост и развитие ребенка 1 месяца жизни

В месяц кроха быстро растет, хорошо кушает и набирает вес. За последнюю неделю жизни длина его тела увеличилась в среднем на 1,2 см, а масса тела на 250-270 г (на основе данных ВОЗ). Нижняя граница веса для малышей мужского пола в 1 месяц составляет 3,6 кг, верхняя – 6 кг. Для девочек показатели немного ниже: это 3,5 кг (нижняя граница) и 4,6 кг (верхняя граница). Окружность головы увеличивается примерно на 1,5 см за месяц.

Таблица показателей развития ребенка в 1 месяц

Если вес или рост месячного ребенка значительно отличаются от нормы, то причинами могут быть следующие факторы:

  • выбранный способ вскармливания (грудное/искусственное кормление);
  • наличие проблем при кормлении малыша (отказ ребенка от груди, аллергия, недостаточная лактация молока);
  • особенности протекания беременности и процесса родов (к примеру, ребенок родился раньше срока);
  • наличие у ребенка заболевания, влияющего на параметры роста/веса;
  • наследственность;
  • экология (наличие у матери вредных привычек, опасные факторы окружающей среды).

Физическое развитие ребенка в 1 месяц

Первые недели жизни ребенка можно назвать периодом адаптации к самостоятельной жизни вне маминой утробы. Рассмотрим самые основные особенности физического развития ребенка, которые происходят в организме малыша в возрасте одного месяца.

  • После появления на свет перестраивается система кровообращения малыша. Происходит интенсивное кровоснабжение печени и головного мозга.
  • Иммунная система учится вырабатывать специфические иммуноглобулины для борьбы с инфекциями.
  • Почки адекватно выполняют свои первые функции, но еще до полугода они будут незрелыми, и только спустя это время начнут полностью функционировать.
  • Дыхательная система грудничка обеспечивает ткани организма кислородом и выводит углекислый газ.
  • Движения ребенка становятся все более уверенными: он уже может плавно подносить ручку ко рту или своему лицу.
  • На носике, щечках и лбу малыша исчезают белые «песчинки» – милиумы, которые можно было наблюдать у ребенка после его появления на свет.
  • Лежа на животе, малыш поворачивает голову и ненадолго пытается поднимать ее от поверхности, примерно на 45 градусов. Некоторые младенцы способны в месяц держать голову под прямым углом и немного поворачивать ее. Самые активные груднички в этом возрасте делают попытки приподнять голову в положении лежа на спине.
  • Клиновидный и задний роднички на головке ребенка начинают затягиваться. Это очень медленный процесс, на их закрытие понадобится, по меньшей мере, еще несколько недель. Большой родничок обычно закрывается позже, на процесс его окостенения уходит около года.
  • Кожа крохи в первый месяц продолжает немного облазить, особенно между пальчиками. Она уже не такая сухая, какой была после рождения. При необходимости можно увлажнять кожу малыша специальным гипоаллергенным детским молочком или кремом с маркировкой 0+.
  • Важным показателем здоровья у крохи является благоприятное заживление пупочной ранки. В месячном возрасте она покрыта корочкой и не кровоточит. В процессе ухода за младенцем мама должна следить за состоянием пупка, проводить его обработку перекисью водорода или зеленкой, а в воду для купания для обеззараживания добавлять слабый раствор марганцовки.

Обследования ребенка в 1 месяц

После выписки из роддома ребенка посещает участковый педиатр или медицинская сестра. Они осуществляют патронаж новорожденных. За первые 4 недели врач навестит кроху не менее 2-х раз, а медсестра – 4 раза.

С момента исполнения ребенку месяца родители должны ежемесячно приходить с ним в поликлинику к педиатру на осмотр. Врач оценит общее состояние крохи, проверит наличие основных рефлексов, ощупает животик, послушает легкие и сердце. Помимо этого педиатр взвешивает малыша, измеряет длину его тела, окружности груди и головы.

Также младенца в 1 месяц должны осмотреть:

  1. невролог;
  2. офтальмолог;
  3. ортопед;
  4. хирург.

Если в роддоме не проводились дополнительные обследования, то ребенку необходимо пройти еще несколько важных исследований – это УЗИ головного мозга (помогает увидеть строение мозга малыша), УЗИ тазобедренных суставов (необходимо для исключения дисплазии суставов), а также УЗИ органов брюшной полости и почек (для выявления/исключения наличия нарушений в строении внутренних органов на раннем этапе).

Что касается прививок, то в месяц ребенку делается вторая вакцинация против вирусного гепатита В (первая прививка ставится новорожденным в первые 24 часа после появления на свет).

Первые достижения: что умеет месячный малыш

Речь Выражает ощущение дискомфорта плачем. Иногда кроха издает произвольные отдельные заднеязычные звуки «к», «г».
Слух Вздрагивает от внезапного резкого звука. Может ненадолго сосредоточиться на голосах взрослых и звуках колыбели.
Зрение От яркого света жмурится, при этом поворачивая глаза к его источнику. На неподвижном предмете фиксирует взгляд. Делает первые попытки слежения за движущимися в пределах его видимости предметами.
Эмоции Малыш в 1 месяц жизни еще достаточно много спит, просыпаясь только для утоления голода или при ощущении мокрого подгузника. в период бодрствования открывает ротик, когда мама или папа ласково обращаются к нему.
Моторика Движения рук и ног медленные, носят хаотический характер. Лежа на животе кроха на несколько секунд поднимает голову и пытается удержать её.

Двигательная активность и эмоциональное развитие в 1 месяц

Развитие малыша происходит ежеминутно: как в моменты бодрствования, так и сна; при кормлении, на прогулках и в процессе купания. Но первую очередь ребенок развивается при общении с мамой. Кроха уже умеет узнавать её, он слышит мамин голос, знает её интонацию и чутко реагирует на все прикосновения. Если проследить развитие ребенка на первом месяце жизни, то у него можно отметить приобретенные реакции и умения:

  • слышит и определяет материнский голос среди остальных голосов взрослых;
  • может недолго проводить время лежа на животе, при этом приподнимая головку и пытаясь удержать её в таком положении;
  • начинает изучать лица родных, старается «угнаться» взглядом за мамой или движущейся погремушкой;
  • может определить разницу между светом и сумерками: от яркого света кроха щурит глазки и поворачивает глаза к его источнику;
  • прислушивается к маминому голосу или к звукам музыки, но пока ненадолго;
  • во время бодрствования малыш издает первые звуки, среди них кряхтенье, сопение;
  • в этом возрасте ребенок предпочитает сладковатый вкус, поэтому с удовольствием пьет грудное молоко. Но если мама съела что-то кислое, горькое или соленое, вкус молока изменится и кроха может проявлять недовольство плачем;
  • чувства малыша в этот период контрастны – ребенку либо «очень хорошо», и это время он проводит во сне и спокойствии, либо ему эмоционально «очень плохо», и тогда он заливается плачем.

Развитие месячного ребенка – опыт мамы (видео):

Психическое развитие грудничка на первом месяце

Психомоторное развитие у каждого ребенка с пеленок проходит в собственном темпе. Вот примерный список достижений здорового малыша в первый месяц жизни:

  • лежа на спине совершает беспорядочны изолированные сгибания и разгибания рук и ног;
  • смотрит на источник света;
  • фиксирует на короткое время взгляд на лице взрослого;
  • пытается следить за медленно перемещающимся на расстоянии 20-40 см ярким предметом (или лицом);
  • моргает и/или вздрагивает при возникновении резкого звука;
  • прислушивается к звону колокольчика.

На заметку! Если ваш кроха на данный момент умеет меньше, чем его сверстники, но при этом его навыки вписываются в возрастные нормы, поводов для волнений у мамы не должно быть.

Рефлексы здорового малыша 1-го месяца жизни

Рефлексом педиатры называют ответную реакцию организма на разнообразные раздражители. Родители могут самостоятельно проверить, как проходит развитие в первый месяц у их чада и сравнить результат с общеустановленными нормами. У физически крепких и здоровых новорожденных деток, а также месячных грудничков, наблюдаются следующие рефлексы:

  • хватательный – ребенок крепко сжимает кулачок, когда взрослый прикасается к его ладони;
  • сосательный – малыш активно сосет грудь, бутылочку или соску;
  • защитный – приподнимает и поворачивает набок голову при выкладывании на животик;
  • рефлекс опоры – если взрослый поддерживает младенца, он опирается ножками на столик для пеленания;
  • рефлекс ползания – в положении лежа на животе делает попытки ползти.

Важно! Если какой-либо рефлекс полностью или частично отсутствует у младенца, врач может сделать вывод о наличии нарушений в работе нервной системы и степени их тяжести.

Неврологические проблемы в 1 месяц – повод для беспокойства?

Зачастую бывает, что настораживающие симптомы, обнаруженные врачом в первые недели жизни ребенка, через некоторое время бесследно исчезают. Это связано с тем, что нервная система ребенка обладает пластичностью и способностью к самовосстановлению. Именно поэтому результаты одного осмотра нельзя считать решающими. О неврологическом диагнозе в первый месяц можно говорить только после серии визитов к специалисту и проведенных обследований головного мозга, среди которых:

  1. УЗИ – младенцам проводится через родничок и помогает оценить строение мозга, а также выявить грубые проблемы.
  2. ЭЭГ (электроэнцефалография) – в процессе происходит регистрация электрической активности мозга. Метод используется в основном для диагностики судорог/эпилепсии у детей грудного возраста.
  3. МРТ (магнитно-резонансная томография) – по результатам данного обследования можно выявить даже небольшие и «глубоко спрятавшиеся» дефекты;
  4. КТ (компьютерная томография) – метод подробно исследует функции и структуру центральной нервной системы малыша.

Внимание! Если маме кажется, что её ребенок действительно отстает в психомоторном развитии, стоит сразу, не теряя времени, записаться на внеплановый неврологический прием.

Уход за месячным малышом: режим дня, гимнастика, массаж

Режим с чередованием сна, бодрствования и кормления установится у здорового ребенка самостоятельно в соответствии с его физиологией. Не стоит волноваться, если кроха не уснул вовремя, как может показаться. Биоритмы у новорожденных детей отлажены, поэтому маме остается стараться понять и поддерживать ритм своего чада. Изучив поведение ребенка в состоянии покоя и беспокойства, родителям становится легко распознавать «требования» их малыша.

Кормление

Здоровый ребенок в течение первого месяца жизни питается не менее 8-9 раз в сутки, выпивая по 60 мл молока за каждый прием пищи. Частое прикладывание ребенка к груди является главным способом стимуляции лактации. У мам, практикующих грудное вскармливание, получается 10–12 кормлений за сутки. При первых признаках беспокойства ребенка нужно давать ребенку грудь. Этот способ называют кормлением по требованию, или, иначе, «режимом свободного вскармливания».

Важно! Детей в месяц следует кормить только грудным молоком, кроме случаев, когда молока объективно недостаточно, или педиатр рекомендовал докармливать грудничка смесью. Также ребенку следует предлагать теплую кипяченую воду температурой до 36 градусов, особенно в жаркое время года.

Сон

Первый месяц жизни ребенок проводит во сне большую часть суток – около 18-20 часов.

У грудных детей в этот период жизни различают пять состояний, в котором может находиться малыш:

  • глубокий сон – ребенок расслаблен, глаза закрыты, дышит медленно и ровно;
  • неглубокий сон – у ребенка неровное дыхание, заметно учащенное, наблюдаются подергивания рук и ног, можно различить движение глазных яблок под веками;
  • дремотное состояние – возникает чаще всего во время кормления ребенка или перед моментом засыпания, характеризуется полузакрытыми веками;
  • бодрствование – совершает движения всем телом, активен, сучит ручками и ножками;
  • плач – обозначает дискомфорт, которые чувствует малыш. Может быть вызван голодом, испугом, или мокрым подгузником.

Купание и гигиенические процедуры

Гигиенические процедуры у ребенка в месяц проводятся ежедневно и включают в себя:

  • умывание лица, глаз, шеи;
  • подмывание, смена подгузника;
  • уход за глазками, носиком, ушками;
  • ежедневная обработка пупочной ранки;
  • расчесывание и удаление корочек на голове;
  • подстригание ногтей.

Режим купания малыша родители выбирают самостоятельно, так как состояние кожных покровов у крохи не требует полноценного ежедневного купания в ванне. Обязательно нужно проводить ежедневные обтирания тела. Купать же в полноценном смысле достаточно в неделю всего 2-3 раза. В воду для смягчения можно добавлять отвары трав – ромашки и череды. Использование твердого/жидкого мыла также определяется индивидуально, исходя из чувствительности кожи малыша.

Прогулки

Прогулка имеет важное значения для здоровья и полноценного роста малыша первого месяца жизни. Первый глоток свежего воздуха ребенок делает по выходу из роддома. Длительность и частота повседневных прогулок с родителями в первый месяц целиком зависит от времени года и температуры за окном.

  • Первые прогулки с малышом занимают всего 10-15 минут, последующая продолжительность нахождения на улице увеличивается постепенно до получаса.
  • В теплое время года длительность прогулки может достигать 1,5-2 часов.
  • В холодное время года при температуре воздуха ниже 10 градусов, а также в случае сильного ветра, дождя, снегопада не рекомендуется гулять с ребенком первых 2 месяцев жизни.

На заметку! Система регуляции теплообмена у грудничков этого возраста несовершенна, поэтому к вопросу прогулок в холодное время года надо подойти со всей серьезностью. Когда за окном непогода, есть смысл выносить одетого малыша на несколько минут подышать чистым воздухом на балкон или устраивать ему сон в коляске при открытой форточке.

Гимнастика и массаж

Примерно со второй-третьей недели жизни малыша стоит начинать проводить с ним воздушные ванны, а также закаливание и массаж.

Гимнастика для малыша в 1 месяц жизни (видео-инструкция):

Эти процедуры можно удачно объединить в одной процедуре. Для начала ребенка можно оставить на пару минут в одной легкой распашонке или раздеть и прикрыть пеленкой. В этот же момент начинать делать легкие, едва ощутимые поглаживания руками по всему телу ребенка – ручкам, животику, ножкам. Массаж служит не только укрепляющим, но и развивающим доступным средством для мышц месячного ребенка. В последующие разы необходимо проводить массаж чуть длительнее по времени – 5-7 минут. Если кроха спокойно переносит ваши прикосновения и не выказывает недовольства, можно включить массаж в ежедневную общеукрепляющую процедуру.

Прежние нормы развития неприменимы к современным детям, считает психолог Лариса Суркова. Новорожденный и ребенок в 1 месяц — более эмоционально активный, чем пишут в книжках, но в год ребенок вряд ли заговорит. Наблюдения за развитием ребенка по месяцам Лариса делает на только на приеме — у нее пятеро детей. Итак, самые последние данные о том, что должен уметь ребенок в 1 месяц, в 3, в 9 месяцев и т.д.

Современные дети «ломают» все устоявшиеся нормы развития. Я вижу это даже на примере собственных детей: если двадцать лет назад моя старшая дочь, как положено новорожденным , мило посапывала в кроватке сутки напролет, то младшая по сорок минут глазела по сторонам и явно хотела нашего внимания. Дети меняются; теорий, которые анализируют причины этого, — великое множество, но наша задача проще — всего лишь взглянуть на детей по-новому.

Например, раньше считалось, что «новорожденный спит большую часть времени. Наиболее продолжительный период активного бодрствования на этом этапе может составлять до 30 минут. В этом возрасте ребенок способен реагировать на звук, свет и боль. Он уже обладает кратковременным зрительным и слуховым сосредоточением. У малыша хорошо выражены сосательный, зевательный, глотательный и остальные рефлексы».

Сегодняшние малыши и малышки совсем другие. Рефлексы, безусловно, остались на своих местах, но периоды сна и бодрствования изменились. Новорожденные спят по полтора-два часа и осматривают мир по сорок-шестьдесят минут. У них очень быстро возникает потребность в социальном контакте с мамой. Малыши могут долго слушать обращенную к ним речь, привлекать внимание окружающих не ради удовлетворения физиологических нужд, а из-за скуки.

В месячном возрасте ребенок становится более активным. Общее время бодрствования постепенно увеличивается до часа. Он уже может фиксировать взгляд, следить за предметом, но поворачивать голову за передвигающимся предметом пока не способен. На этом этапе малыш уже пытается демонстрировать взрослым свои эмоции. Делает он это, в основном, при помощи крика, мимики или кряхтения.

У младенца нарастает потребность в социальном общении. Он хорошо чувствует окружающих и зависит от их настроения. Многие мамы замечают, что малыш как бы копирует их настроение и самочувствие, «зеркалит» их.

Если вы увидели на лице младенца 2 месяцев улыбку — знайте, что это не случайность. К этому возрасту ребенок способен улыбаться осознанно. Малыш вступает в своего рода общение с близкими. Он отвечает на вашу речь гулением, а на улыбку — улыбкой. Он наблюдает за тем, куда пошла мама, и может отлично следить за игрушкой. Время бодрствования увеличивается.

Ребенок в 3 месяца уже четко узнает свою маму. Он легко выделяет ее из стоящих рядом людей, может адекватно реагировать на обращение к себе. В жизни младенца появляется понятие «игра». Как много интересных игр и игрушек придумано для малышей: , погремушки, развивающие коврики... Родителям кажется, что ребенка можно положить на такой коврик и 40 минут отдохнуть. Конечно, это не так. Хорошо уже, если ваш малыш сможет заниматься одним видом деятельности 3-4 минуты. Этого более чем достаточно в столь юном возрасте.

В 4 месяца ребенок с интересом и подолгу рассматривает неподвижный предмет, крепко держит погремушку в руках, находит глазами свою маму и внимательно следит за ней, заливисто смеется. Начинается период развития двигательной активности: как самостоятельной — например, попытки ползать или перекатываться, — так и стимулирующей других к движению. Ведь нет большей радости, когда мама носит тебя на руках, говорит с тобой и рассказывает обо всем вокруг! Хорошо, что есть мамы, которые понимают, что это важный этап развития ребенка, и не отказывают ему в этой потребности.

«Речь» ребенка 5 месяцев отличается особой певучестью и музыкальностью. Малыш уже четко демонстрирует разнообразные эмоции, различает любые интонации голосов родителей, подолгу рассматривает свои руки и окружающие предметы. Ребенок узнает себя, и это вызывает бурю эмоций у него и окружающих его взрослых. Найдя себя в зеркале, малыш радуется, смеется. Другие дети или взрослые не приводят его в такой восторг: наоборот, он может насупиться и насторожиться.

Позовите по имени полугодовалого малыша, и он тут же отреагирует. Более того, в этот период он начинает издавать не просто отдельные звуки, а слоги. Почаще разговаривайте с малышом. Вы удивитесь, с каким интересом он будет прислушиваться к сказанному вами. Если ваш ребенок на грудном вскармливании, то в нужный момент он отчетливо даст понять, что хочет грудь, указав на нее.

К 7-8 месяцам малыш начинает узнавать отдельные предметы. Он осваивает сложный эмоциональный лепет, выдающий его настроение. Ох, и «веселое» время для вас настает! Ребенок вводит для себя понятия «свой» и «чужой». Если бабушка вас редко навещает, то велик шанс, что взять внучка на руки она не сможет.

Лепет ребенка можно назвать звукоподражательным. Все больше эмоций вы можете наблюдать на лице своего крохи. В этом возрасте дети становятся очень интересны папам, ведь с ними уже можно «поговорить».

В возрасте 9-10 месяцев ребенок уже может выполнять простые команды, а при надобности уже вполне осознанно зовет маму. Для малыша не составляет особого труда показать, где у куклы носик, глазки, ротик, ручки и т.д. Ему интересны пирамидки и сортеры. Он с удовольствием указывает на различные предметы, видя, что это вызывает радостные эмоции мамы и папы.

Ребенок хорошо понимает слово «нельзя» и уже пытается хитрить на эту тему. Он может сам себе грозить пальчиком и делать то, что запретно.

Психологическое развитие малыша ближе к году обретает вполне взрослые очертания. Он уже понимает, чего хочет, а что ему неприятно. Начинаются первые психологические конфликты. Ребенок пытается утвердить свои предпочтения, возражает, капризничает. Но долгосрочных связей между эмоциями и действиями еще не строит. Он еще не может делать что-то вам «назло», просто пытается сохранить собственный комфорт.

Еще 10 лет назад от годовалого ребенка ждали речи. Сейчас нормы изменились. Дети все больше воспринимают и меньше воспроизводят. Речь у детей появляется после 18 месяцев, физическая активность развивается иначе. Не надо волнений и переживаний по этому поводу. Просто помните, что все дети разные и всему свое время!

Купить эту книгу

Обсуждение

Действительно, все очень верно. Не надо запихивать своего ребенка в стереотипы и подгонять его под книжные нормы. У меня дочка в 3 месяца прекрасно управлялась погремушкой, в 6 уже ползала, а вот заговорила только ближе к 3 годам.

Комментировать статью "Нормы развития детей до года: не читайте старых книжек!"

Раздел: Развитие, обучение (что должен уметь ребенок в 2,10). ребенок и правда всё это должен делать в 2,10? Самая главная хотела писать задержку речи (пока ехали в маршрутке, рот у ребенка не закрывался, всё что вижу то и говорю, нам даже женщина впереди сидящая...

Обсуждение

Ниже английская медицина всплывала, я вот расскажу вам поподробнее. Основная разница, как мне кажется, "презумпция здоровья и нормального развития". Русские врачи всегда дефекты ищут. Да, английских врачей иногда ругают за пофигизм, но серьезные проблемы они видят сразу. Да, если вы в год придете рвать на себе волосы, что ребенок не ходит, вас успокоят и отправят восвояси. Когда я приходила к врачу с обоснованным подозрениями на проблемы, ребенка внимательно осматривал терапевт и отправлял на осмотр в больницу, если и у него подозрения возникли.
Но про медицину не будем, потому что вопрос развития ребенка до медицины часто не доходит! Здесь есть так называемые health visitors, по образованию вроде фельдшеров,причем детские. У нас принимают раз в неделю, записываться не надо, там их сразу несколько человек, малыша взвешиваешь, можешь обсудить все что угодно: цвет какашек, кормления и прочее. Все свои страхи и беспокойства. Там же консультант по грудному вскармливанию. Они ведут ребенка до 5 лет. Если у них есть подозрения на медицинские проблемы, вас отправят к врачу.
Простите за много букв, самое интересное для вас. Нам прислали опросник и пригласили на беседу по поводу развития, дочке исполнилось 2 года.Ставишь галки,там например такие пункты: связывает слова в предложения, поднимаетсяпоо лестнице, при этом две ноги на ступеньке.То есть вам верят на слово, к ребенку не пристают,а обсуждают те пункты, где нет
галок.

А у меня у старшего вообще не было ни пирамидки, ни стаканчиков, я вот только сейчас, прочитав ваше сообщение, об этом вспомнила.. Наверное, на комиссию надо мне:)))

Что должен уметь ребенок?. Воспитание. Усыновление. Обсуждение вопросов усыновления, форм устройства детей в семьи, воспитания приемных детей Расскажите чему вы учите 3,10 леток, что умеете. Мы дома месяц. Еще беспокот рост. у дочки 93 см. это слишком маленькая?

Обсуждение

моя в том же возрасте была такого же роста, даже ниже. Подрастет за этот год до нормы не переживайте. И цвета почти год до 4-х лет не желала воспринимать. Теперь в 4.5 все ок и уже даже читать начинает и считает до 10-ти. А вообще не умела даже до трех еще недавно. Занимайтесь и все приложится. Но в первые полгода не ждите результата. У ребенка каждый вздох, каждый взгляд - это что-то новое, столькому просто в быту надо научиться, впитать привыкнуть. не до счета и цветов как-то:)

Про рсот могу. Она толкьо попала домой, вырастет практически наверняка - раз. Гены - два.
У меня самодельный 3.5 года 91 см. В 3 и 10 тоже наверное 93 будет... Но я-то точно знаю, что он не нагонит:) А ваша вполне может еще.

Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим дня и развитие бытовых навыков. Оба в этом возрасте уже умели ходить. Говорили коротикими фразами (папа спит, кукла упала и т.п.) Дочка уже довольно сносно ела...

Обсуждение

Оба в этом возрасте уже умели ходить. Говорили коротикими фразами (папа спит, кукла упала и т.п.) Дочка уже довольно сносно ела ложкой а сын даже и не пытался. Штаны сами снимали чтобы на горшок сесть, а вот надевать ещё не получалось. Сын любил посуду мыть, а швабру потягать так это у обоих любимое занятие было-помощники.

Старшая: 13 мес. Приносит ботинки, когда хочет гулять. Говорит "ба", когда бросает мяч (но мы не уверены - "ба" - это "бабах" или "ball" (мячик по-английски). Понимает несколько базовых предложений (пошли гулять, хочешь кушать, и т.п.). Строит башенку из 3 обычных кубиков или 4-5 мега-блоков. Сносно ест ложкой.
14 мес. Крутит головой, когда не хочет ту еду, которую ей дали. Показывает на ту, которую хочет. Говорит "мама", "папа", "ди" (дай), "bye-bye" (пока), "all done" (кончила кушать).

Младшая: 13 мес. Говорит "мама", "папа" (кстати, потом перестала), "на" (обозначает как "на", так и "дай"), "пупо" (пупок), "ба" когда кидает мячик. Много понимает. Уверенно крутит головой, когда ее спрашивают о чем-то, чего она не хочет, и специфически мычит, когда хочет (только что "да" не говорит, но по сути может сознательно ответить да/нет на очень много вопросов). Хлопает в ладоши, когда ей говорят "молодец". Ложкой пользуется, но очень неаккуратно (кстати, сейчас уже намного аккуратнее, чем старшая в этом возрасте).
13.5 мес. Говорит "мяу" и "ав-ав" на кошку и собаку соответственно, иногда повторяет другие звериные звуки. Убегает играя, когда ее зовут.
14 мес. Начинает танцевать, когда слышит музыку. Знает, где полотенце и вытирает лицо после умывания после еды.

Что умел / умеет ваш ребёнок и что должен уметь к 5-6 годам. с детьми играть,не только в игрушки конечно.Но позже в памяти,думаю,останутся игры с мамой больше,чем изучение азбуки.А заметьте,как трудно заставить себя именно играть с детьми, по крайней мере мне.

Обсуждение

Сын 5.6 Читает (42 слова в минуту),считает + - в пределах 10,играет в шахматы,шашки итд, карты (девятка,дурак, зевака.пьяница),настольные игры:ходилки,жизнь корова 006,катается на роликах,2-х велосипеде,на коньках, плавает с 3 лет. Рисует плохо,лепит прилично. Прошли Петерсона,Ломоносовс-кую школу. Пишет под диктовку, много ошибок. Прописи прописали. Логопедических проблем нет.В компьютер не играет - не даю.Английским не занимаемся, на танцы не ходим, музыки учить не будем.

Нам 5,10. Как умели читать год назад послогам, так дальше и не движемся, хоть и читаем каждый день. Ленимся.
Умыться, одеться, есть (медленно), но научились. Мы несадовские.
Считал до 15, сейчас старший его научил до 100. (не знаю, зачем)
Управляться более-менее с компьютером. Стучать молотком.Шнуровать ботинки не умеем.
Вроде все. :-)))

Что должен знать и что уметь делать ребенок в 3 года? мои страшие отлично отличали цвета в 2 года и 3 месяца и стихи длинные читали с этого что умеют Ваши дети в 2 года? Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни...

Обсуждение

(продолжение)
Навыки общения и развитие речи
А.С.Галанов: Повторяет за взрослым двустишья или четверостишья (воспроизводит их спустя несколько часов).
Л.Р.Давидович, Т.С.Резниченко: Ребенок понимает обозначения действий в различный ситуациях (покажи, кто сидит, кто спит); двуступенчатые инструкции (пойти в кухню и принеси чашку); значение предлогов в конкретной ситуации (на чем ты сидишь?). Ребенку доступно установление причинно-следственных связей.
Е.И.Исенина: Употребляет местоимение, прошедшее время, пользуется множественным числом. Употребляет название цветов, правильно называет 1 цвет. Рассказывает несколько стишков. Постоянно задает вопросы «что? где?». Повторяет все услышанное. Отвечает на 6-10 вопросов. Называет свои имя, фамилию. Называет себя «Я», другого – «ты».
О.Н.Козак: Становится богаче и выразительней мимика. Речь становится не только средством общения, но и средством познания окружающего мира. Легко запоминает короткие стишки и песенки. Словарный запас 500-1000 слов. Еще трудны для произношения звуки «р», «л» и шипящие. Задает вопросы: где? зачем? почему? В разговоре использует все части речи, кроме причастий и деепричастий. Говорит распространенными предложениями, используя иногда даже придаточные. Обозначает словами свои действия.
Левин, Самарина: Должен говорить многословными предложениями, в речи появляются вопросы «где? куда? почему?».
Справочник педиатра: Свободно пользуется речью во всех случаях жизни. Повторяет и заучивает короткие стихи. Знает свои имя и фамилию.

Мыслительные способности
А.С.Галанов: Раскладывает предметы по величине (большой-маленький) в две разные коробочки. Складывает разрезанную картинку из 4-х частей. Среди 4-5 предметов находит один, соответствующий рисунку его характерной части. Хорошо вкладывает друг в друга цилинды и чашки, работая, как правило, методом проб и ошибок, может вложить две матрешки одну в другую. Выполняет четырехступенчатую инструкцию. Называет свои имя, фамилию, частично отвечает на вопросы.
Е.И.Исенина: Кладет по заданию 1 кубик в чашку. Складывает разрезную картинку из 2 половинок (части перевернуты). Знает и говорит об употреблении некоторых предметов. 2 минуты смотрит книжку, указывая на картинки, перевертывая страницы.
О.Н.Козак: Может делать примитивные сравнения, умозаключения и обобщения.

Особенности психики и игровой деятельности
Е.И.Исенина: Знает свой пол. Замечает различия между полами. С удовольствием наблюдает за игрой других детей. Кладет кукол спать, моет их одежду, водит машину.
О.Н.Козак: Трудно сосредотачивается на однообразной, непривлекательно деятельности, в то время как в процессе игры может долго оставаться внимательным.
Левин, Самарина: Общая продолжительность сна 12-12,5 ч.
Справочник педиатра: С помощью карандаша, кисти, пластилина, глины изображает простые предметы и называет их. Выполняет сюжетные постройки. Появляются элементы ролевой игры.

Что нравится детям в этом возрасте
Е.И.Исенина: Любит слушать простые тексты из детских книжек.

Что умеет ваш малыш? Развитие ребенка с 2 до 4 месяцев. ...а дифференциальные реакции у нас уже тоже давным давно налажены - вот и думай - что же умеют 2 -4 месячные? что нужно делать что бы малыш переворочивался нам 2, 5 месяца?

Обсуждение

Уже умеем:
 Смеемся (уже не только, когда мама целует пузик, а и просто хихикаем, когда кто-то сделает что-то веселое)
 выучила новый звук "б" теперь все время "букает": обращает на себя внимание - "абу", возмущается - "АБУ", сердится - "бу-бу-бу" - так смешно!
 Подтягивается на ручках, пытаясь сесть, а при долгом удерживании в таком положении может уже держать спинку секунд 10 - не упадет никуда и не наклонится вперед
 Держит игрушки 1 ручкой и гремит погремушками
Любим:
 все так же любит "кегли" и играет с папой перед купанием
 все также обожает шуршащие кулечки
 сидя у мамы на руках перед компьютером и лупить ручками по клавиатуре гораздо увереннее
 любит сидеть со всеми за столом. при этом придвигает к себе тарелку того, у кого сидит на руках, хватается за чашку-стакан, а если дадут пооблизывать край - так вообще!
Не любим:
 Когда нет рядом мамы. Сидит у других на руках, только при условии, что мама в поле зрения (за последний месяц это обострилось).
 лежать самой на диване, в кроватке (только у кого-нибудь на руках сидеть нужно, а лучше, если у мамы)
Как и раньше грызём пальцы и все, что попадается под руки.
А еще у нас великое событие в этом месяце. Мы наконец-то начали самостоятельно переворачиваться со спины на живот. ВОТ!

Мы гремим вполне осознанно уже недели три точно, а дней пять назад Антоха сам погремуху у меня из рук взял. Теперь этот навык закрепляем. А еще он стал тянуть руки к овечкам на бампере в кроватке, вроде как щупает их, а может мне это только кажется

Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим дня и развитие бытовых навыков. что должен уметь делать ребенок в 1,2 мес? подскажите что уже умеют делать ваши детки и какой у вас словарный запас? еще как вы...

Обсуждение

С большим интересом прочитала кто что умеет делать, но про себя напишу коротко вот что: я поняла, какое преимущество в развитии ребенка, когда он в семье не один. У меня погодки, по этой причине времени совсем мало и занятий удается проводить (я имею в виду "целенаправленно полезное времяпровождение") гораздо меньше, чем хотелось. НО по той же причине мне приходится одновременно их "развивать" и с расчетом на один возраст, и на другой, в итоге получается, что Юля порой присутствует или участвует в том, что рассчитано на Лешку, а Лешка "повторяет и закрепляет", если я что-=то делаю для Юли. Например, книжки, которые мы обожаем и читать, и рассматривать, мне приходится чередовать: за один присест получается книжки четыре "для Юли" (простенькие сказочки, потешки и пр.) и книжки четыре "для Леши" (Чуковский, сказки побольше и пр.). Вместе смотрят презентации, вместе повторяют за мной слова. Вместе смотрят мультики: Лешка-то давно смотрит осознанно, а Юля все больше и больше проявляет понимание того, что происходит на экране. Ну и так далее.
Говорит, кроме простых слов, "зайчик", "тапки", "лампочка" (эти три слова и Леша первыми научился говорить - во анекдот!), остальное, как и у всех.
Много чего не делаем (паззлы не собираем, пирамидку - когда захочется), но меня это не беспокоит, т.к. уверена время придет - будет все делать, а пока она нас радует своей "сознательностью", сообразительностью и смышленностью.
Пока все.
Рита

нам 13,5 месяцев вот чего умеем
говорим - авва (собака и все животные неизвестного происхождения), гысь - огонек (люстры, фонари), папа, Катя, баба, деда, да, дай, мама - очень редко, тик-так (часы), артын (Мартын - наша собака), сь (кошки), цокаем, как лошадки, можем повторить в хорошее настроение что-нить сложное, пару раз сказал ботинки (со смыслом, что гулять хочет), кака (никто пока определить не может что это у него означает) а-а - горшок, унитаз, бах - упало, тр-тр - машины, бум-бум - просто так, ку-ку (играет в ку-ку), айя-яй (плохо))))
из игрух любим кубик с фигурками, которые в дырки кидают, машинки, мячик, совочки, ведерки, копаем в песочнице очень активно, носим туда сюда свои ботинки, любим искать парные ботинки, босоножки (кстати, очень удобно), любим всевозможные кнопки, телефоны (все, особенно мамин мобильник, пульты уже не очень интересны)
сам может относительно долго играть, ключами пытается двери открывать, понимает что нельзя, сам пытается есть, пить, начал сам просить пить) стал узнавать всех на фотографиях, вообщем много всего.

Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим дня и развитие бытовых навыков. Поделитесь опытом, что умеют или умели Ваши дети в 1.8.Как играют, что говорят,как развиты физически, интересуют ли их книжки и...

Казалось бы, один месяц – очень короткий срок, но для малыша – это целая жизненная веха, ознаменованная рядом важных изменений, приобретением новых умений. Когда ребенку 1 месяц, родителям следует все усилия устремлять не только на правильный уход за ним, но и заняться развитием его физических и психологических способностей.

1 месяц ребенку – вес и рост

Один из основных вопросов, который беспокоит почти всех молодых мамочек, связан с тем, сколько набирает новорожденный в первый месяц жизни. Если в первую неделю большинство малышей теряют в весе (примерно на 10%), что связано с наличием дополнительного запаса жидкости в организме при появлении на свет, то в последующем начинается набор массы тела. На 3-4 неделе жизни при условиях адекватного ухода, питания и отсутствия патологий вес увеличивается стремительно и стабильно – ежедневно на 15-30 г.

То, сколько весит ребенок в 1 месяц, зависит от его первоначального веса при рождении, который увеличивается за тридцатидневный срок примерно на 600-1000 г, иногда чуть больше. Стоит отметить, что при искусственном вскармливании младенцы быстрее набирают массу тела. Согласно нормам Всемирной организации здоровья, средний вес ребенка в 1 месяц составляет:

  • для девочек – 4,2 кг;
  • для мальчиков – 4,5 кг.

Что касается роста одномесячных малышей, то этот параметр увеличивается на 3-4,5 единицы, и средними нормами принято считать:

  • для девочек – 53,7 см;
  • для мальчиков – 54,7 см.

1 месяц малышу – развитие

Нервная система крохи еще находится на начальной стадии формирования, но он уже многое умеет, и развитие ребенка в 1 месяц идет усиленными темпами. Очень важно, чтобы родители осознавали, что одномесячные младенцы являются полноценными участниками всего происходящего и чутко воспринимают царящий вокруг эмоциональный фон. Вот почему если рядом находятся спокойные, радостные мама и папа, дитя чувствует себя комфортно, а если кто-то раздражен и зол, малыш становится тревожным, плачет.

Что умеет ребенок в 1 месяц?

Для того, чтобы кроха адаптировался к окружающему миру и подготовился к осознанным движениям, природа наделила его важными рефлексами. У здорового младенца они отчетливо проявляются, и при желании родители могут проверить их (при этом ребенок не должен быть голодным, усталым, мокрым). Рассмотрим основные рефлексы, присущие ребенку в 1 месяц:

  1. Сосательный – если в ротик малыша попадает какой-либо предмет (соска, сосок), он начинает совершать ритмичные сосательные движения.
  2. Поисковый – при нежном прикосновении к щечке и уголкам рта крохи он вытягивает нижнюю губку и начинает искать материнскую грудь.
  3. Верхний защитный – если малютку уложить вниз животом, он сразу же поворачивает голову набок.
  4. Хватательный – малыш непроизвольно сжимает руку в кулачок и крепко удерживает палец, вложенный в его ладошку.
  5. Рефлекс ползания – при прикосновении к подошвам малыша ладонью в положении на животике он попытается оттолкнуться, как бы совершая попытку ползти.
  6. Рефлекс «автоматической» походки – при удерживании крохи вертикально и приближении его стоп к твердой опоре он станет совершать движения ножками, напоминающие ходьбу.

Изучая поведение новорожденного в первый месяц жизни, можно легко научиться понимать его потребности и желания. Плач пока еще является единственным способом общения со взрослыми, но внимательная мама может заметить, что он не всегда одинаковый, а имеет разные интонации, громкость и так далее. Так, если малыш не видит никого рядом, но нуждается в общении, скучает, его плач характеризуется тем, что звучит по несколько секунд с небольшими паузами. Голодный плач зачастую постепенно набирает громкость, а плач от боли – монотонный, беспрерывный, с периодическим усилением крика.

Что уже умеют многие малыши в этом возрасте:

  • удерживать голову на весу в течение нескольких секунд при перекладывании на животик;
  • реагировать на окружающие звуки (моргает или вздрагивает при резких звуках, прислушивается к звону колокольчика, поворачивает голову в сторону звуков);
  • узнавать мамин голос;
  • во время кормления фокусировать взгляд на мамином лице, рассматривать неподвижные и плавно движущиеся предметы на расстоянии 20-30 см;
  • различать яркие однотонные цвета;
  • осознанно улыбаться, видя знакомые лица;
  • пытаться повторять мимику своего «собеседника»;
  • произносить «булькающие», сопящие и гортанные звуки, «отвечать» на обращение к нему.

Во время бодрствования кроха совершает некоординированные движения ручками и ножками, что связано с физиологическим гипертонусом его мышц, зачастую исчезающим к четвертому месяцу жизни. Любимым положением во сне является «поза лягушки» - лежа на спине, согнутые ручки подняты вверх, согнутые ножки раздвинуты в стороны. Когда малютка лежит на животе, коленки его подтянуты к груди, ручки согнуты в локтях.


Игрушки для детей в 1 месяц

Когда исполняется 1 месяц ребенку, развитие его психологических способностей и моторных навыков уже можно улучшать посредством игрушек. Это должны быть безопасные и приносящие пользу предметы, развивающие тактильные ощущения, визуальное и слуховое восприятие:

  • механическая карусель, крепящаяся к кроватке, с негромкой музыкой и небольшим количеством разных игрушек спокойных цветов;
  • погремушки, которые можно удерживать в ручке;
  • мягкие погремушки-браслеты на ножку или ручку;
  • игрушки, крепящиеся на резинке (цветные и черно-белые).

В ручки грудничка можно вкладывать небольшие игрушки, шнурочки с узелками, ленточки. Нарисовав на картоне черно-белые геометрические фигуры, улыбающееся или грустное личико, полезно давать ему рассматривать такие изображения. Кроме того, важно уже в этом возрасте рассказывать крохе стишки, короткие сказки, петь песенки. Следует почаще брать его на руки, разговаривать, комментируя свои действия, называть находящиеся вокруг предметы.

Питание ребенка в 1 месяц

Кормление месячного ребенка – важнейший ритуал, необходимый не только для его насыщения, но и для тесного тактильного контакта с мамой, дарящего малышу психоэмоциональный комфорт. Без сомнений, полезнее всего грудное питание месячного ребенка, при котором организм крохи получает максимум ценных веществ, а еще происходит стимуляция всех органов чувств.

Грудное вскармливание в 1 месяц

Зачастую, когда ребенку 1 месяц, у мамы уже налажена, и кормления происходят по сформировавшемуся графику либо по первому требованию. Важно в той же мере поддерживать ночные кормления, гарантирующие стойкую лактацию и получение самых ценных компонентов с молоком, вырабатываемых только ночью. То, сколько должен съедать ребенок в 1 месяц при естественном вскармливании, зависит от его потребностей, и педиатры советуют позволять грудничкам самим регулировать продолжительность прикладывания к груди.


Искусственное вскармливание в 1 месяц

Кормление месячного ребенка смесью применяется, когда у мамы не вырабатывается молоко или по каким-то причинам кроха не может или не хочет пить молоко. Если пришлось внезапно прекратить грудное кормление и переходить на искусственное, вопрос подбора подходящей смеси следует обсудить с врачом. Желательно при кормлении смесью располагать кроху так же, как и при естественном вскармливании, не лишая его телесного контакта. При этом нужно помнить, что количество смеси должно быть дозированным. Когда ребенку 1 месяц, суточная норма пищи составляет пятую часть его веса.

Смешанное вскармливание в 1 месяц

Такой вид практикуется, когда наблюдается сниженная лактация, недостаток в молоке питательных веществ вследствие нарушения здоровья матери, если требуется вводить лечебные смеси для малыша. В данном случае важно, сколько съедает ребенок в 1 месяц, для чего производят взвешивание до и после кормления. Недостаток молока восполняется искусственным заменителем, который желательно предлагать из ложечки, шприца без иглы, пипетки.

Режим ребенка в 1 месяц

Первый месяц жизни новорожденного, как и несколько последующих, в большей мере проходит во сне, но уже можно начинать постепенно приучать его к естественным биоритмам. Для этого рекомендуется в течение дня играть и разговаривать с ним, а ночью не допускать чрезмерной активности. К концу 1 месяца кроха станет все дольше бодрствовать, а по ночам крепче спать.

Сколько спит ребенок в 1 месяц?

Сон в 1 месяц нерегулярный и в большей части складывается из фазы неглубокого быстрого сна, ввиду чего младенцы могут просыпаться так же неожиданно, как и засыпать. Средняя суточная продолжительность сна составляет примерно 18-20 часов, при этом периоды бодрствования длятся около 30-60 минут. В дневное время кроха зачастую спит 5-8 раз. Маме рекомендуется 1-2 раза днем спать вместе с малюткой, чтобы восстанавливать свои силы.


Прогулки в 1 месяц

В первый месяц жизни непременно должен включать прогулки на свежем воздухе. При хорошей погоде и в теплое, и в холодное время года следует выходить на улицу два-три раза в день. Минимальное время на воздухе, необходимое для закаливания крохи, насыщения его организма кислородом, выработки – 1,5 часа в день. Используя для прогулок коляску, во время бодрствования следует иногда держать малютку на руках, позволяя рассматривать ему все вокруг.

Первый месяц жизни малыша волшебный и одновременно беспокойный. Необходимо в первый месяц жизни новорождённого научиться кормить, укладывать спать и понимать его постоянные требования. А начало жизни новорождённого ими насыщены особо плотно.

Первые дни новорождённого довольно просты. Всё, что для него в действительности важно, — это есть каждые несколько часов, спать спокойно и часто, иметь сухой подгузник и получать много любви. Но для вас, как для новоиспечённого родителя, уход за новорождённым ребёнком может казаться значительно сложнее. Поэтому сосредоточьтесь только на главных моментах и основных потребностях ребёнка.

Развитие ребёнка 1 месяц жизни

Ваш новорождённый делает немного больше, чем ест, спит, плачет. Вы обнаружите реакцию ребёнка на такие вещи, как свет, шум и прикосновения. Вы увидите, что органы чувств напряжённо работают.

Зрение в первый месяц жизни ребёнка

Ваш малыш лучше всего видит вещи на расстоянии 20 — 25 см. Это идеальное расстояние для пристального взгляда в глаза мамы или папы.

Их глаза к яркому свету особенно чувствительны, поэтому младенцы с большей вероятностью могут открыть глаза при слабом освещении.

Не волнуйтесь, если ребёнок иногда скашивает или закатывает глаза. Это нормально, пока зрение вашего ребёнка не улучшится, а мышцы глаз не усилятся.

Дайте ребёнку рассматривать много привлекательных вещей. Лица людей, контрастные узоры, яркие цвета, движения — это то, что новорождённым нравится больше всего. Чёрно-белые фотографии или игрушки будут интересовать вашего ребёнка дольше, чем объекты или картины с множеством похожих цветов.

Ребёнок должен уметь следить за небыстрыми движениями лица или объекта.

Что ребёнок может услышать до 1 месяца?

Ребёнок слышал звуки ещё в матке. Сердцебиение матери, журчание её системы пищеварения и даже звуки голоса — это часть мира ребёнка до рождения.

Когда малыш рождается, звуки окружающего мира звучат громко и ясно. Ребёнок может поразиться неожиданному лаю собаки поблизости или успокаиваться при нежном жужжании фена.

Обратите внимание, какова реакция новорождённого на голос. Голоса людей, особенно родителей — любимая «музыка» для ребёнка. Если кроха плачет в люльке, посмотрите, как быстро успокаивает его ваш приближающийся голос.

Вкусовые и обонятельные ощущения новорождённого в первый месяц

Младенцы ощущают вкус и запах и будут расположены к сладким вкусам, а не к горьким. Например, новорождённый предпочтет сосать бутылку с подслащённой водой, но отвернётся или заплачет, если ему дадут что-нибудь горькое или кислое по вкусу. Аналогично, новорождённые обратятся к запахам, которые они предпочитают, и отвернутся от неприятных им запахов.

Исследования показали, что рацион мамы влияет на вкус грудного молока. Эти первые ароматы помогут сформировать предпочтения вкуса позже. Например, ребёнок, мать которого ела острую пищу во время кормления, скорее всего, будет благосклонен к острой пище.

Прикосновение важно для новорождённого. С каждым прикосновением новорождённый познаёт жизнь и своё окружение.

В утробе матери младенцы содержатся в тепле и защищённости, но после рождения они впервые ощущают холод, жар, жёсткие швы одежды.

Убедитесь, что новорождённый находит внешний мир успокаивающим местом. Предоставляйте много удобной одежды и мягких одеял, нежных поцелуев, ласк и утешительных объятий.

С момента рождения младенцы начинают реагировать на окружающий их мир. Их реакции на объятия матери или громкий звук являются примерами нормального развития ребёнка.

Врачи используют эти факторы, чтобы определить, идет ли развитие так, как ожидалось. Существует большой спектр того, что считается нормой, поэтому некоторые дети обретают навыки раньше или позже других.

Что должен уметь делать ребёнок в 1 месяц жизни?

Поведение новорождённого

  1. Поворачивает голову в сторону голоса родителей или других звуков.
  2. Плачет, чтобы сообщить о необходимости взять его на руки или покормить, поменять пелёнки или уложить спать.
  3. Перестаёт плакать, когда его желание удовлетворено (ребёнка взяли на руки, покормили или уложили спать).

Двигательное и физическое развитие ребёнка в первый месяц

С самого начала у ребёнка есть набор рефлексов, призванных защитить его и обеспечить необходимую помощь, даже если родительские инстинкты ещё не вступили в силу.

Эти ранние рефлексы включают поисковый рефлекс, который помогает определить местонахождение груди или бутылочки для кормления, рефлекс сосания (помогает есть), хватательный рефлекс (тот, который заставляет сжимать ваш палец, когда он вложен в ладонь ребёнка) и рефлекс Моро (нервная реакция, которую он испытывает, когда напуган).

Вы можете попробовать проверить своего ребёнка на рефлексы, но помните, что ваши результаты могут отличаться и, вероятно, будут менее надёжными, чем результаты проверки врача.

Эмоциональное и социальное развитие ребёнка до 1 месяца жизни

  • успокаивается от голоса и прикосновения родителей;
  • может кратковременно сосредотачиваться.

Когнитивные навыки (мышление и обучение)

  1. Смотрит на лица.
  2. Следит за выражением лица родителей.

Уход за новорождённым в первый месяц жизни

Если вы не проводили много времени около новорождённых, их хрупкость может быть пугающей.

Правила ухода за ребёнком в первый месяц жизни

  • обязательно вымойте руки, прежде чем брать младенца. Новорождённые ещё не имеют сильного иммунитета, поэтому они подвержены инфекции. Удостоверьтесь, что у всех, кто общается с ребёнком, чистые руки;
  • будьте осторожны, поддерживайте голову и шею младенца, когда носите его или кладете в кроватку;
  • не трясите новорождённого, будь то в игре или в расстройстве. Сильная встряска может вызвать внутричерепное кровотечение и даже смерть. Если нужно разбудить ребёнка, не делайте этого, встряхивая младенца. Вместо этого пощекочите ноги малышу или мягко погладьте по щеке;
  • необходимо удостовериться, что младенец в переноске, коляске или автокресле хорошо пристегнут. Ограничьте любую активность, которая может быть слишком грубой или энергичной для крохи.

Помните, что новорождённый в 1 месяц не подготовлен к грубой игре, такой как тряска или подбрасывание.

Как ухаживать за новорождённым в первый месяц?

Уход за новорождённым дома включает кормление, смену подгузника, переодевание, уход за пупочной ранкой, подстригание ногтей, купание, укладывание спать.

Кормление новорождённого

Как кормить своего новорождённого в первый месяц, грудью или бутылкой, решает мама.

Вы можете быть в замешательстве относительно того, как часто это делать. Как правило, рекомендуется кормить детей по требованию, то есть каждый раз, когда он кажется голодным. Ребёнок может подавать знаки с помощью плача, посасывания кулачка или почмокивающих звуков.

Новорождённого ребёнка надо кормить каждые 2 — 3 часа. Если кормите грудью, дайте ребёнку возможность сосать грудь примерно 10 — 15 минут с каждой груди. Если вы кормите смесью, давайте около 60 — 90 миллилитров на каждое кормление. Для каждого отдельно взятого малыша можно индивидуально высчитать разовый объём смеси.

Когда кормите смесью, то можете легко контролировать количество еды. Но если вы даёте младенцу грудь, это будет немного сложнее. Если младенец кажется удовлетворённым, у него около шести влажных подгузников и стул несколько раз в сутки, малыш хорошо спит и отлично набирает вес, то недостатка в пище нет.

Перед сменой подгузника удостоверьтесь, что все принадлежности в пределах досягаемости и вам не придётся оставлять младенца одного на пеленальном столе.

Для смены подгузника нужны:

  • чистый подгузник;
  • мазь под подгузник, если у малыша сыпь;
  • ёмкость, наполненная тёплой водой;
  • чистая ткань, влажные салфетки или ватные диски.

После каждого акта дефекации, или если подгузник влажный, положите малыша на спинку и снимите грязный подгузник. С помощью воды, ватных дисков и салфеток аккуратно протрите половые органы ребёнка. Меняя подгузник у мальчика, делайте это с осторожностью, так как воздействие воздуха может спровоцировать мочеиспускание.

Вытирая девочку, протирайте промежность по направлению от половых губ к попе, чтобы избежать инфекции мочевыводящих путей. Для предотвращения и лечения сыпи нанесите мазь.

Всегда тщательно мойте руки до и после смены подгузника.

Сыпь в области подгузника — распространённая проблема. Как правило, она красная и выпуклая. Спустя несколько дней она исчезнет при купании в тёплой воде, использовании крема под подгузник и при небольшом количестве времени, проведённом без него. Большинство высыпаний возникает из-за чувствительности кожи, она раздражается мокрым подгузником.

Чтобы предотвратить или вылечить сыпь в области подгузника, попробуйте ряд способов:

  1. Почаще меняйте подгузник младенца и как можно быстрее после опорожнения кишечника.
  2. После подмывания нанесите «барьерный» крем. Цинковые кремы предпочтительнее, поскольку образуют барьер от влаги.
  3. Оставьте младенца без подгузника на некоторое время. Это дает коже возможность принять воздушную ванну.

Если сыпь в области подгузника продолжается более 3 дней или, по-видимому, ухудшается, обратитесь к доктору. Сыпь может быть вызвана грибковой инфекцией, требующей медикаментозного лечения.

Одежда

Вы будете переодевать ребёнка много раз за день.

Вот некоторые советы, которые помогут сделать работу приятнее — для крохи и для вас:

  • начните с удобной одежды. Ищите эластичные ткани; широкие горлышки; свободные рукава, манжеты и лодыжки; кнопки, защёлки или молнии на лицевой стороне одежды, а не на спине. Кружево может выглядеть очаровательно на вашей маленькой девочке, но оно может быть колючим или даже запутать пальцы малыша, поэтому сохраните его для особых случаев;
  • прикрепите нагрудник, если кроха регулярно срыгивает. Ведь его гораздо легче заменить, чем одежду.

Уход за пупочной ранкой и обрезанием

Ухаживать за пупочной ранкой очень важно. Специалисты предлагают протирать область спиртом, пока пупочный канатик не засохнет и не отпадёт.

Область пупка младенца нельзя погружать в воду, пока пупочный канатик не упадёт и область не заживёт.

Проконсультируйтесь с доктором, если область пупка покраснеет, чувствуется неприятный запах или появились выделения.

Если мальчику сделано обрезание, сразу после процедуры головку полового члена покрывают марлей, смазанной вазелином, чтобы рана не прилипла к подгузнику. Осторожно протрите головку после смены подгузника чистой тёплой водой, потом нанесите вазелин. Покраснение или раздражение пениса должно зажить через несколько дней, но если усилилось покраснение, припухлость или появились заполненные гноем волдыри, немедленно обратитесь к доктору.

Ногти росли ещё до рождения младенца, поэтому можно сделать маникюр в первую неделю жизни. Проводить эту процедуру следует каждые 2 — 3 дня в первый месяц, пока ногти не затвердеют и не перестанут расти так быстро.

При подстригании держите палец ребёнка, нажимая на кончик пальца вниз и в сторону от ногтя. Мягко отрежьте ногти, следуя естественной кривой ногтя. Следите, чтобы вы не состригли слишком низко и не делали резких движений. Придерживая крошечные пальцы на ногах, подстригайте ногти прямо, не закругляя к краям. Помните, что на ногах ногти медленнее растут и поэтому требуют меньше обслуживания.

Хотя вы почувствуете себя не очень хорошо, постарайтесь не беспокоиться, если пораните ребёнка. Это случается со всеми благонамеренными мамами. Зажмите ранку мягкой чистой тканью без ворса или марлевым тампоном, и кровотечение скоро прекратится.

Основы купания

Вы должны протирать ребёнка мягкой губкой до того, как пупочный канатик отпадет и пупок полностью заживет (1 — 4 недели).

Подготовьте следующие предметы перед купанием ребёнка:

  • чистая мягкая мочалка;
  • мягкое детское мыло и шампунь без запаха;
  • мягкая щётка для массажа кожи головы;
  • полотенце или одеяло;
  • чистый подгузник;
  • свежая одежда.

Обтирание

Для этого выберите плоскую безопасную поверхность в тёплой комнате. Заполните раковину, если она рядом, или чашу тёплой водой. Разденьте ребёнка и оберните его полотенцем. Протирайте глаза младенца чистыми ватными шариками, смоченной в воде. Движения должны быть направлены от внутреннего угла к внешнему.

Для каждого глазика используйте отдельный ватный шарик. Протрите уши и нос малыша влажной тканью. Затем снова промокните ткань и, используя чуть-чуть мыла, осторожно вымойте лицо и вытрите его насухо.

Затем вспените детский шампунь и осторожно вымойте голову малышу. Старайтесь смыть пену как можно тщательнее. Влажной тканью аккуратно протрите тело, особенно обращайте внимание на подмышечные складки, участки вокруг шеи, за ушами и в области гениталий. Затем необходимо высушить кожу, надеть подгузник и одежду.

Когда ваш ребёнок готов принять ванну, первые ванны должны быть кратковременными.

К перечисленным выше принадлежностям добавится младенческая ванна. Ванночка для младенцев — это пластиковая ванна, которая помещается в большой ванне. Это лучший размер для малышей, и купание с ней становится легче.

Удостоверьтесь, что в ванночке вода не более 5 — 7 см глубиной. Разденьте ребёнка в теплой комнате, затем сразу поместите его в воду, чтобы предотвратить озноб. Медленно опустите ребёнка по грудь в ванночку, придерживая одной рукой голову.

Мочалкой вымойте лицо и волосы. Аккуратно массируйте кожу головы кончиками пальцев или мягкой детской щеткой.

Когда вы ополаскиваете шампунь или мыло с головы малыша, положите руку на лоб, чтобы пена потекла по сторонам, и в глаза не попало мыло.

Осторожно вымойте остальную часть тела ребёнка водой.

В течение всего купания постоянно обливайте ребёнка водой, чтобы он не простудился. После купания немедленно оберните кроху полотенцем, удостоверьтесь, что оно закрывает его голову.

Детское полотенце с капюшоном отлично подходят для удержания свежевымытого ребёнка в тепле.

Купая ребёнка, никогда не оставляйте его одного. Если вам нужно покинуть ванную комнату, оберните малыша полотенцем и заберите с собой.

Основы сна

Новорождённый, который, кажется, нуждается в вас каждую минуту дня, фактически спит примерно 16 часов или больше. Новорождённые, как правило, спят в течение 2 — 4 часов. Не ждите, что он будет спать на протяжении всей ночи. Система пищеварения младенцев настолько мала, что им необходимо питание каждые несколько часов, и крохи должны пробуждаться, если их не кормили в течение 4 часов.

Положите ребёнка спать на спинку или на бочок, чтобы снизить риск синдрома внезапной детской смерти. Кроме того, удалите из постели все пушистые принадлежности, стёганые одеяла, овчинки, мягкие игрушки и подушки, чтобы удостовериться, что малыш не путается в них и не сможет задохнуться.

Также с целью предотвращения одностороннего уплощения головы не забудьте каждую ночь чередовать положение младенца.

У многих новорождённых дни и ночи «перепутаны». Они, как правило, бодрствуют ночью, а днём больше спят. Один из методов помочь им — свести ночное возбуждение до минимума. Держите свет на низком уровне, используя ночник. Разговаривайте и играйте с крохой на протяжении дня. Когда малыш просыпается днем, постарайтесь, чтобы он не спал ещё немного, разговаривая и играя.

Поощрение новорождённого к обучению

Поскольку родители заботятся о своем новорождённом, он учится распознавать прикосновение, звук голоса и вид лиц.

В первые недели вы можете завести несколько простых, адаптированных к возрасту игрушек, развивающие слух, зрение и тактильные ощущения.

  1. Погремушки.
  2. Детские игрушки.
  3. Музыкальные игрушки.
  4. Небьющиеся кроватные зеркала.

Попробуйте игрушки и мобили с контрастными цветами и узорами. Сильные контрасты (такие, как красный, белый и чёрный), изгибы и симметрия стимулируют развитие зрения ребёнка. Когда зрение улучшается и дети получают больше контроля над своими движениями, они будут всё больше взаимодействовать со своей средой.

Хотя внимание в эти дни, естественно, заключается в сохранении здоровья ребёнка, это становится намного сложнее, если мама не остается здоровой сама. Поэтому сделайте свое здоровье приоритетом в первый месяц после родов. Кратковременный пятнадцатиминутный сон позволит немного обновиться.

Храните запасы легкодоступных, но питательных продуктов, таких, как сырные палочки, яйца вкрутую, йогурт, творог, фрукты и готовые овощи, чтобы вы могли бы часто кушать. Знайте, что ваши потребности в питании будут выше, если вы даёте младенцу грудь.

Кормление

Когда исполнится 1 месяц ребёнку, его нужно кормить как минимум 6 раз в сутки. Старайтесь не слишком строго контролировать время кормления, дайте ребёнку определить, сколько и насколько часто он хочет есть.

Позвольте крохе в 1 месяц спать достаточно, будьте чувствительны к его сигналам.

Даже на этом раннем этапе старайтесь положить малыша в его кроватку, когда он устал, но ещё не спит. Большинство маленьких детей ложатся спать вскоре после кормления, и их «окно сна» может быть очень коротким.

Поведение

Возможно, вы будете наблюдать ранние улыбки, когда исполнится месяц новорождённому. Но вероятнее всего это будет связано с их рефлексами, а не с реакцией. Ближе к шести неделям ребёнок подарит истинную улыбку. У многих детей появляются колики в возрасте 1 месяца жизни.

Двигательные навыки ребёнка в 1 месяц

Ребёнок в 1 месяц будет сильнее, чем новорождённый. Он, возможно, сможет поднять голову на короткое время, когда держится прямо или лежит на животе. Возможно, он даже сможет поворачиваться её из стороны в сторону. Но вам всё ещё нужно будет оказать ему поддержку.

Ваш ребёнок также становится более выразительным и может начать агукать, когда видит родных. Обязательно откликнитесь на его усилия, чтобы поощрять эти коммуникационные навыки.

Как развивать ребёнка в 1 месяц?

  • обеспечьте ребёнку ежедневное выкладывание на животик. Это поможет развить мышцы в области шеи и в верхней части туловища;
  • включайте музыку и старайтесь не фильтровать мир своего ребёнка. Хотя может возникнуть соблазн ходить на цыпочках дома, когда ребёнок спит, это приведёт к тому, что малыш станет чувствительным к шуму окружающей среды. Младенцы, которые приходят в семьи, где уже много маленьких детей, не реагируют на домашний шум и учатся приспосабливаться, потому что они должны это делать.

Все дети уникальны и проходят этапы развития в своем собственном темпе. Рекомендации по развитию просто показывают, что кроха может реализовать. И если не в данный момент, то в самое ближайшее время.

Если у вас есть вопросы или проблемы, попросите врача подсказать возможные решения, которые помогут вам и вашему крохе расти вместе.

Первые недели жизни – самые запоминающиеся для родителей, ведь в этот период все происходит впервые. Самый тревожный и интересный, полный забот и хлопот, первый месяц жизни младенца характеризуется началом интенсивного физического и психического развития.

Многие молодые родители считают, что месячный ребенок еще слишком мал, и все, что ему нужно – это здоровый сон и мамино молоко. Но это не так: младенцы очень стремительно развиваются, особенно когда им уделяют много времени и занимаются. Чтобы оценить, как развивается малыш, родителям следует знать, что должен уметь ребенок в 1 месяц.

Особенности физического развития месячного ребенка

Надо отметить, что первый месяц жизни малыша в большей степени проходит во сне: новорожденные могут бодрствовать только по 4-6 часов в сутки. Это – нормальное явление, когда ребенка ничего не беспокоит и он здоров.

Когда малыш не спит, он по-своему активно «двигается» - много сучит ножками и ручками, иногда совершает непроизвольные движения. Это явление называется гипертонусом новорожденных и относится к характерным особенностям развития ребенка в 1 месяц.

Физическое развитие ребенка в 1 месяц тем и отличается, что младенец уже не спит в позе эмбриона, его движения становятся более координированными.

К концу первого месяца жизни он будет стараться поднимать вместе и голову, и попу. Если пятки малыша смогут опереться на мамину ладошку, то он сможет самостоятельно оттолкнуться – это будет его первое серьезное перемещение.

Таблица роста и веса*

* - Данные приведены согласно графикам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ):

  • Рост девочек с рождения до 2-х лет.
  • Рост мальчиков с рождения до 2-х лет.
  • Вес девочек с рождения до 2-х лет.
  • Вес мальчиков с рождения до 2-х лет.
  • Окружность головы, девочки 0-2 года.
  • Окружность головы, мальчики 0-2 года

Как ребенок познает окружающий мир

Список того, что умеет ребенок в 1 месяц, не ограничивается строго физическими навыками. Слух, зрение, мимика и даже речь – все это не стоит на месте.

В первый месяц кроха еще не может толком двигаться, зато слышит новорожденный замечательно . Когда он бодрствует, постоянно вертит головой – так пытается определить, откуда раздаются услышанные им звуки.

От того, как развивается слух у малыша, напрямую зависит речь. Конечно, маленький ребенок еще не сможет воспроизводить сложные звуки, но первые «агу» и «гули» у него уже появляются, читайте, когда ребенок начинает агукать . Чем больше родители разговаривают с ним, тем быстрее закладывается речь у крохи.

Развитие ребенка предполагает, что в 1 месяц жизни он любит следить за движением предметов и лицами людей. Последний факт - научно доказанный.

Развивается и мимика крохи: он начинает улыбаться маме , показывать язык, пытаясь скопировать ее движения.

Эмоциональное и психическое развитие месячного ребенка

Нормальное психическое развитие ребенка в 1 месяц напрямую зависит от эмоционального фона, в котором растет маленький человек. Надо сказать, что младенцы очень хорошо чувствуют настроение мамы, любые эмоции моментально отражаются на его психологическом самочувствии.

Раздражение, усталость, расстройство самого важного человека приносит ребенку дискомфорт, и единственный способ «выплеснуть» его – это разразиться плачем.

Плач – это единственный сигнал, который в состоянии подать кроха, если его что-то беспокоит. Когда в семье спокойно и тихо, малыш чувствует себя в безопасности, а значит, нормально развивается.

Особенности эмоционального развития ребенка в 1 месяц заключаются в том, что малыш начинает подавать знаки – когда он чем-то недоволен и радоваться, когда ему все нравится.

К концу первого месяца появляется много новых звуков, кроха начинает по-особенному реагировать на появление близких людей: улыбаться и даже смеяться .

Важные детские рефлексы

Психомоторное развитие ребенка в 1 месяц характеризуется наличием безусловных рефлексов, по которым можно определить насколько хорошо малыш адаптируется к новым условиям, - это залог дальнейшего становления. Обязательно у малыша первого месяца жизни, при условии здоровой нервной системы, должны проявляться такие рефлексы, как:

  • Ритмичные движения, необходимые для высасывания грудного молока. Иными словами, сосательный рефлекс. Он присутствует в течение первого года жизни малыша.

Развитие недоношенного ребенка в 1 месяц характеризуется слабым проявлением этого рефлекса. Дело в том, что детки, родившиеся раньше срока, еще не подготовлены природой к высасыванию молока и часто сосательный рефлекс у них практически не сформирован. По этой причине недоношенные дети, которых кормили с бутылочки первые недели жизни, и вовсе отказываются признавать материнское молоко;

  • Поисковый рефлекс заключается в том, что, едва коснувшись уголка рта малыша, можно вызывать с его стороны активные поиски материнской груди;
  • Способность крохи крепко хвататься за мамины пальцы своими ладошками, называется хватательным рефлексом;
  • Если грудничка положить на живот, он незамедлительно повернет голову в сторону. Это – проявление защитного рефлекса, который оберегает малыша от возможности задохнуться. Именно поэтому здоровым детям даже грудного возраста можно спать на животике без боязни. Подробнее об этом читайте в статье Можно ли новорожденному спать на животе ?>>>;
  • Рефлекс ползания проявляется так: ребенок упирается стопами, например, в ладони взрослого и отталкивается от них, тем самым, продвигаясь вперед;
  • Чтобы увидеть, как месячный малыш «ходит», достаточно взять его вертикально, чтобы стопы лежали на твердой поверхности. Немного наклонив кроху, можно наблюдать непроизвольные шаги;
  • Интересный рефлекс – ладонно-ротовой. Оказывается, если прикоснуться к ладони грудничка и слегка на нее нажать, он будет открывать рот и при этом слегка наклонять вперед голову.

Особенные умения месячного ребенка

Развитие детей не может и не должно быть идентичным: они учатся новому и приобретают навыки с разной скоростью. Но, рассмотрев особенности развития ребенка в 1 месяц, можно выделить моменты, которые должны проявляться в развитии каждого малыша:

  1. удерживание головы, приподнимание ее из положения лежа на животе;
  2. поиск источника звуков, прислушивание к ним и умение различать мамин голос среди прочих;
  3. вздрагивание от резкого или слишком громкого звука;
  4. наблюдение за яркими предметами, а позже – за лицами людей;
  5. схватывание и удержание маминого пальца или игрушки;
  6. «гуление», способность к эмоциональному отклику на ласковый голос мамы.

Развитие ребенка первого месяца жизни в большей степени зависит от теплой семейной обстановки, чтобы кроха чувствовал себя в безопасности. Общаясь с ним, оставьте проблемы и плохое настроение в стороне, улыбайтесь и ласково разговаривайте.

Надо часто брать малыша на руки, потому что сердцебиение родного человека и мамин запах действуют на его нервную систему исключительно с хорошей стороны. А ритмичные покачивания помогут уложить его спать.

Что необходимо ребенку в первые месяцы жизни, чтобы он гармонично развивался? Для развития слуха и заложения речи – песни, потешки, прибаутки. Если отзываться на его «агу», он скорее научится другим звукам.

Не менее важны прикосновения, поглаживания по спинке и животу. Это успокаивает ребенка, а массаж способствует физическому развитию всех групп мышц. Яркие игрушки и инструментальные мелодии помогут развить зрение и слух грудничка.

Чтобы проверить свои знания о том, как меняется и развивается ребенок в 1-ый месяц пройдите

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.